Олимпиада по литературе, 6 класс. Школьный этап.
1. Соотнесите жанровое определение с названием произведения.
1. «Муму»
2. «Медной горы хозяйка»
3. «Узник»
4. «Дубровский»
5. «Скотный двор царя Авгия»
6. «Волк на псарне»
А. Рассказ
Б. Роман
В. Басня
Г. Стихотворение
Д. Сказ
Е. Миф
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
2. Соедините произведение с его автором.
1. «Хирургия»
2. «Бежин луг»
3. «Робинзон Крузо»
4. «Одиссея»
А. Д. Дефо
Б. А.П. Чехов
В. Гомер
Г. И.С.Тургенев
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 4.
3. Соедините имена и фамилии русских и зарубежных писателей.
1. Антон
2. Фёдор
3. Антуан
4. Константин
5. Афанасий
6. Владимир
7. Марк
8. Вильгельм
9. Сельма
10. Джек
А. Фет
Б. Паустовский
В. Чехов
Г. Короленко
Д. де Сент—Экзюпери
Е. Лондон
Ж. Лагерлёф
З. Гауф
И. Твен
К. Тютчев
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
4. Соотнесите термин и его определение.
1. Описание природы в литературном
произведении.
2. Стилистическая фигура, основанная
на противопоставлении понятий,
образов.
3. Рассказ о фантастическом событии,
участником и свидетелем которого
считает себя рассказчик.
4. Последовательность и связь событий
в художественном произведении.
5. Меткое, яркое народное выражение,
часть суждения без вывода, без
заключения.
6. Детальное описание персонажа.
А. Портрет
Б. Пейзаж
В. Быличка
Г. Поговорка
Д. Антитеза
Е. Сюжет
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 6.
5. Перечислите названия известных вам мифов Древней Греции.
1 балл за каждый верный ответ.
6. Закончите пословицы.
1. Куй железо, ______________________________________________________________
2. Люди пашут, _____________________________________________________________
3. ___________________________________________________________, а делом никуда.
4. ________________________________________________________, а всё в лес смотрит.
5. По одежке встречают, ______________________________________________________
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 5.
7. Найдите ошибки в определениях.
1. Олицетворение – это литературный приём перенесения свойств и качеств
неодушевленного предмета на человека.
2. Сравнение – это сопоставление двух предметов на основе разных признаков.
3. Метафора – это перенос признаков и свойств одного предмета на другой по принципу
противопоставления.
4. Эпитет – это художественное определение, чаще всего глагол, который выделяет свойства,
качества, создаёт образ.
1 балл за каждое верно исправленное определение. Максимальное количество баллов – 4.
8. Найдите эпитеты в четверостишии.
А ткачиха с Бабарихой,
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
1 балл за каждый верно названный эпитет. Максимальное количество баллов – 2.
9. Назовите автора четверостишия из задания №8.
2 балла за верно названные фамилию, имя и отчество. 1 балл за верно названную фамилию.
10. Как называется произведение, отрывок из которого приведен в задании №8?
Максимальное количество баллов – 2.
11. Анализ текста.
«Жёлтый свет».
Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую,
черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из—за осенней мглы,
неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском.
Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли
загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы,
осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от
крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие
круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и
совсем еще зеленые на верхушках.
К.Г. Паустовский
1. Как называется такое описание природы?
2. Какое время года описывает автор? Докажите примерами.
3. Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании? Приведите примеры.
1 балл за каждый верный факт.
12. Придумайте и запишите советы, которые могло бы дать людям уходящее Лето.
Максимальное количество баллов – 10.
Ключ.
Задание 1.
1. А 2. Д 3. Г 4. Б 5. Е 6. В
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
Задание 2.
1. Б 2. Г 3. А 4. В
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 4.
Задание 3.
1. В 2. К 3. Д 4. Б 5. А 6. Г 7. И 8. З 9. Ж 10. Е
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
Задание 4.
1. Б 2. Д 3. В 4. Е 5. Г 6. А
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 6.
Задание 5.
1 балл за каждый верный ответ, например: «Золотое руно», «Подвиги Геракла», «Афина
Паллада», «Арес и Афродита», «Яблоко раздора», «Похищение Персефоны Аидом»,
«Рождение Зевса», «Борьба Зевса с Тифоном», «Аполлон и музы», «Арахна», «Гермес
похищает коров Аполлона», «Нарцисс», «Дионис и его свита», «Состязание Пана с
Аполлоном», «Прометей», «Персей убивает Горгону Медузу», «Свадьба Персея» и так далее.
Задание 6.
1. Куй железо, пока горячо.
2. Люди пашут, а он руками машет.
3. Словами и туда и сюда, а делом никуда.
4. Как волка не корми, а всё в лес смотрит.
5. По одежке встречают, по уму провожают.
1 балл за каждый верный ответ (должна быть передана главная мысль). Максимальное
количество баллов – 5.
Задание 7.
1. Олицетворение – это литературный приём перенесения свойств и качеств человека
(живого существа) на неодушевлённый предмет.
2. Сравнение – это сопоставление двух предметов на основе одинаковых признаков.
3. Метафора – это перенос признаков и свойств одного предмета на другой по принципу
сходства.
4. Эпитет – это художественное определение, чаще всего имя прилагательное, которое
выделяет свойства, качества, создаёт образ.
1 балл за каждое верно исправленное определение. Максимальное количество баллов – 4.
Задание 8.
С кривою поварихой, злыми жабами.
1 балл за каждый верно названный эпитет. Максимальное количество баллов – 2.
Задание 9.
Пушкин Александр Сергеевич.
2 балла за верно названные фамилию, имя и отчество. 1 балл за верно названную фамилию.
Задание 10.
1 балл: «Сказка о царе Салтане»; 2 балла: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Максимальное количество баллов – 2.
Задание 11.
1. Пейзаж.
2. Осень. Ответ засчитывается, если приведены примеры из текста.
3. Эпитеты, олицетворение, метафоры. Ответ засчитывается, если приведены примеры из
текста.
1 балл за каждый верный факт. В 3 задании 1 балл за верно приведенный художественный
троп.
12. Придумайте и запишите советы, которые могло бы дать людям уходящее Лето.
При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме
работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений;
владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании
текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь
частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы,
стройность композиции сочинения (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и
синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и
стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная
оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения:
построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра,
соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю;
личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление,
эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2
балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не
более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная
грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.
Максимальное количество баллов – 10.
Р/р. Народные верования и предания в рассказах крестьянских детей.
И.С.Тургенев «Бежин луг» (6 класс)
Цель: познакомить с рассказами крестьянских мальчишек у костра в ночном.
Задачи:
-
представит характер мальчишек, их внутренний мир;
-
уметь давать портретную характеристику героя;
-
уметь производить творческий пересказ;
-
развивать монологическую речь учащихся;
-
вызвать интерес к народным поверьям;
-
воспитывать неприятие суеверий;
-
вызвать сочувствие и уважение к крестьянским детям 19 века.
Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.
Личностные: формирование способности вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания.
1. Организационный момент.
2. Формулирование темы и целей урока.
— Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?
И.С.Тургенев назвал сначала их « россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями». (Записать).
Россказни – измышления, выдумки. —
Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом. +
Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета. +
— Сформулируем и запишем тему.
— Какие цели поставим перед собой?
* Рассказать историю, услышанную у костра от лица героя, представив его
(в.4, с 191),
* раскрыть внутренний мир крестьянских детей,
* Развивать свою монологическую речь.
— Определим главную особенность рассказов мальчиков.
Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.
(Представляют себя или участниками, или свидетелями событий, верят в них, пытаются объяснить).
— Почему верят? (Слышали от кого-то, ждали чудес на фоне таинственной жизни ночи).
3. Творческие пересказы. Выбор лучшего пересказа и обоснование оценки.
1) Рассказы Кости. Представить как рассказчика, творческие пересказы.
(Задумчивые, печальные, мрачные, даже обречённые рассказы).
* о русалке,
* о голосе из бучила,
* о мальчике Васе.
— Как на самом деле родились истории? ( Гаврила был пьян, заблудился, задремал: в лунном свете белая берёза с зелёными листьями – русалка, поверил, потому что искренне убеждён, что счастливым ему не быть; голос жабы не смущает).
2) Рассказы Илюши. Представить как рассказчика, творческие пересказы.
(Торопливые, суеверные, искренне верит в небылицы, считает себя знатоком необъяснимого мира, с увлечением фантазирует).
* о домовом
* об оборотне
* о Тришке
— Какие на самом деле явления пытается объяснить Илюша? Как мальчишки реагируют на его рассказы?
3) Рассказы Павлуши. Представить как рассказчика, творческие пересказы.
(Серьёзные, вдумчивые, ироничные, пытливые).
* о затмении
* о голосе Васи
— Чем отличается Павел от других рассказчиков? (Сам был свидетелем случившегося, умный, пытается реалистично объяснить происшедшее).
4. Рефлексия.
— Чья история запомнилась более всех? Почему?
— Как относится к народным поверьям?
-Каков мир крестьянских детей?
( Тёмные, необразованные, но способные, с пытливым умом, трудолюбивые, поэтичные).
— Как к ним относится автор? Закончить мысль письменно.
( Уважение…, восхищение…, сочувствие…)
— Чей пересказ был ближе к оригиналу?
5. Оценивание деятельности. Домашнее задание.
Синквейн «Крестьянские дети».
Слово «нарратив» сегодня используется довольно часто, в основном как синоним «сюжета». Однако значение этого слова гораздо шире и одними сюжетами не ограничивается. Сейчас слово «нарратив» применяют относительно журналистики, производства новостей, сериалов и видеоигр. Рассказываем, что это за слово и почему оно стало важной частью современной культуры.
Что такое нарратив?
«Нарратив» происходит от английского narration — «повествование». Нарратив означает повествование в широком смысле, не только ответ на вопрос «что случилось?», но и последующие ответы о причинах и последствиях событий, о которых повествуют. Важной составляющей нарратива является история: повествование всегда ведется о каком-то событии, которое имеет свое развитие. В нарратив входит все, от диалогов до цвета занавесок в комнате, где происходят самые важные обсуждения героев.
Чем это отличается от сюжета?
Сюжет — это скелет рассказываемой истории, он находится внутри и в связи с этим имеет более жесткую структуру. Нарратив строится вокруг сюжета, именно благодаря ему мы можем взглянуть на сюжет с другой точки зрения и в новых форматах.
Возьмем в качестве примера миф о Тесее и Минотавре. Сюжет строится вокруг дани, когда афиняне присылают 14 молодых юношей и девушек для ритуального убийства в наказание за смерть сына критского правителя и в устоявшийся ход вещей вмешивается сын царя Афин Тесей, который отправляется на Крит, чтобы убить чудовище.
В сюжете у нас есть дань, герои, чудовище, месть и борьба за освобождение страны. А в начале 2000-х американская писательница Сьюзен Коллинз берет этот сюжет и окружает его новым нарративом, который мы все знаем как трилогию «Голодные игры». В этом нарративе мир Античности сменяется футуристичным государством Панем, где есть система дистриктов с монопроизводством и в качестве наказания за мятеж эти дистрикты также отправляют юношей и девушек для ритуального — назидательного — убийства. Герои здесь также стараются победить чудовище (в лице проводящей голодные игры власти).
Или возьмите историю о принце датском Гамлете, оставьте кровавое братоубийство и побег наследника, разоблачение предателя, но сделайте хеппи-энд вместо трагедии, а людей замените львами. И вместо Дании местом действия сделайте саванну — и у вас появится новый нарратив, произведение, известное нам как «Король Лев».
На этих примерах видно, что нарратив вбирает в себя не только сюжет и последовательность действий, но и то, как мы воспримем место действия и его время, наиболее популярные идеи и мотивацию героев. Грамотно построенный нарратив создает у зрителя, читателя или игрока ту полноту восприятия, к которой стремится автор.
Так, в сфере гейм-дизайна нарратив — это повествование не с точки зрения разработчика, а с точки зрения игрока, это тот игровой опыт, который человек получит при прохождении игры.
Научиться анализировать Большие Данные и начать управлять «Матрицей» вам поможет наш курс «Big Data».
Как считывается нарратив?
Для передачи зрителю нарратива есть много способов. Один из них, самый простой и понятный, — это экспозиция. Когда читателя или зрителя не сразу бросают в гущу событий, а постепенно знакомят с историей или миром, где она разворачивается. Так, в серии «Звездных войн» к восприятию нарратива зрителей готовит фирменная заставка, а в некоторых фильмах и сериалах под экспозицию отводится целый эпизод (как сделали в первой серии «Игры престолов» или в вышедшем в 2021 году фильме «Дюна»).
Еще один способ ввести зрителя в курс дела — это закадровый голос. Он бывает двух типов: герой-рассказчик и повествователь. Герой-рассказчик — это часть сюжета, он очевидец или участник событий, поэтому он рассказывает нам свое видение истории. Тогда нарратив будет находиться за пределами того, что рассказал нам герой, ведь он может даже по-своему искажать события или оправдывать себя. Героем-рассказчиком является Токио в сериале «Бумажный дом».
А вторым вариантом закадрового голоса может быть повествователь, который может вообще никак не относиться к событиям истории и быть гораздо ближе к самому зрителю. Например, такой закадровый голос вы можете встретить в сериале «Благие знамения».
Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.
И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских детей.
Цель: анализ портретов героев как средство изображения их характеров.
Задачи: помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;
ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, парная
Оборудование: эпиграф урока записан на доске: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» (В.Г.Белинский).
Интернет-ресурсы: http://www.literatura5.narod.ru/turgenev_paxomov.html
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
Придумано кем-то просто, но мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
«Доброе утро» — солнцу и птицам,
«Доброе утро» -приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
2. Целеполагание
— Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
— Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).
— Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
— Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания ).
— Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?
-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.
III. Актуализация знаний, умений, навыков:
1. Работа в парах
— У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)
— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)
-
Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
-
У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
-
Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
-
Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
— Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
— Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?
— Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?
IV. Изучение новой темы
1. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)
— Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.
Персонаж |
возраст |
Семья, положение |
Одежда |
Выражение лица |
Характер |
Впечатление автора |
Мое мнение о мальчике |
— Спасибо за ответы.
Вывод: (Слайд №3)Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.
— Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)
— В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)
2. Чтение по ролям отрывка(со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»)
— Как открылись вам мальчики в этом отрывке?
— Обратимся к словам эпиграфа. Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую симпатию и интерес, почему?
— Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?
— обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)
3. Работа со словарем.
Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.
Россказни – измышления, выдумки.
Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.
Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.
— Что же вы услышали из уст мальчишек?
— Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали? Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?
(В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых).
V. Релаксация
4. Блиц-опрос
— Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
— Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом узнаете
(Федя. По одёжде)
— Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
— Что готовили мальчики? «Картошку»
— то из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
5. Общие выводы
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
— Какие они?
(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
— Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.
VI. Рефлексия.
Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ. |
|||
1. На уроке я работал |
А) активно Б) пассивно |
||
2. Своей работой я |
А) доволен Б) не доволен |
||
3. Урок для меня показался |
А) коротким Б) длинным |
||
4. Моё настроение стало |
А) лучше Б) хуже |
VII. Информация о домашнем задании:
-
Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.
-
Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.
-
Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.
-
У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.
-
Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки.
-
Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.
Персонаж |
возраст |
Семья, положение |
Одежда |
Выражение лица |
Характер |
Впечатление автора |
Мое мнение о мальчике |
Персонаж |
возраст |
Семья, положение |
Одежда |
Выражение лица |
Характер |
Впечатление автора |
Мое мнение о мальчике |
Персонаж |
возраст |
Семья, положение |
Одежда |
Выражение лица |
Характер |
Впечатление автора |
Мое мнение о мальчике |
Персонаж |
возраст |
Семья, положение |
Одежда |
Выражение лица |
Характер |
Впечатление автора |
Мое мнение о мальчике |
Федя
Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.
Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.
Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.
Павлуша
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов. Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи. Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.
Ильюша — некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.
Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.
Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.
Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.
Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.
Федя Костя
Павлуша Ваня
Илюша
Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ. |
|||
1. На уроке я работал |
А) активно Б) пассивно |
||
2. Своей работой я |
А) доволен Б) не доволен |
||
3. Урок для меня показался |
А) коротким Б) длинным |
||
4. Моё настроение стало |
А) лучше Б) хуже |
Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ. |
|||
1. На уроке я работал |
А) активно Б) пассивно |
||
2. Своей работой я |
А) доволен Б) не доволен |
||
3. Урок для меня показался |
А) коротким Б) длинным |
||
4. Моё настроение стало |
А) лучше Б) хуже |
Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ. |
|||
1. На уроке я работал |
А) активно Б) пассивно |
||
2. Своей работой я |
А) доволен Б) не доволен |
||
3. Урок для меня показался |
А) коротким Б) длинным |
||
4. Моё настроение стало |
А) лучше Б) хуже |
||
Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ. |
|||
1. На уроке я работал |
А) активно Б) пассивно |
||
2. Своей работой я |
А) доволен Б) не доволен |
||
3. Урок для меня показался |
А) коротким Б) длинным |
||
4. Моё настроение стало |
А) лучше Б) хуже |
||
Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ. |
|||
1. На уроке я работал |
А) активно Б) пассивно |
||
2. Своей работой я |
А) доволен Б) не доволен |
||
3. Урок для меня показался |
А) коротким Б) длинным |
||
4. Моё настроение стало |
А) лучше Б) хуже |
11
Автор: Попкова Ирина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Апраксинская СОШ»
Населённый пункт: с. Апраксино, Чамзинский район, Мордовия
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Портреты детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Раздел: среднее образование
Л, 6 кл
И.С. Тургенев «Бежин луг»
Портреты героев как средство изображения их характеров.
Духовный мир крестьянских детей
Цель:
— помочь проникнуть в художественный мир писателя;
— найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков;
— показать, как автор относится к своим героям;
— раскрыть незамысловатый мир крестьянских детей
— развивать умение анализировать, делать выводы.
Ход урока
1. Организация начала урока
2. Мотивация учебной деятельности
1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3. Сообщение темы и цели урока
— Как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим
сегодняшним уроком?
(в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в
ночное)
— Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью)
— Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»?
(свобода, самостоятельность)
— Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно
встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём?
(свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания )
— Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?
4. Работа над темой
1) Работа в парах
— У вас на столах лежит текст. Что это за текст?
(описание, портрет)
— А что такое портрет?
(изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах
человека? (да, например, добрые глаза)
Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного
мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и
постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.
(Федя)
У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное,
рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной
котёл; тело приземистое, неуклюжее.
(Павлуша)
Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое,
сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти
белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки.
(Илюша)
Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу
заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление
производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.
(Костя)
— Ваша задача – определить, о ком идёт речь.
— Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?
2) Чтение по ролям отрывка
(со слов «Костя вздрогнул…» до слов «…Настало опять молчание»)
— Как открылись вам мальчики в этом отрывке?
— Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую
симпатию и интерес, почему?
— Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?
— Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев
рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички?
(поверья)
3) Работа со словарем
Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.
Россказни – измышления, выдумки.
Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом,
легенда.
Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем
которого считает себя рассказчик.
— Что же вы услышали из уст мальчишек?
— Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что
рассказывали? Почему ребята рассказывают друг другу страшные
истории?
(В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики
верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием
взрослых)
4) Блиц-опрос
— Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
— Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом
узнаете
(Федя. По одежде)
— Сколько лет было детям?
(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7)
— Что готовили мальчики? «Картошку»
— Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?
(Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке,
совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом
рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)
5. Подведение итогов урока
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет
нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с
симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные
дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
— Какие они?
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том,
что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-
нибудь глупость
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый
смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка,
в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он
наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него
только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь
враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по
его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит
природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве
своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о
страшном к прекрасным звёздам.
— Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус,
дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все
эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством
наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней
симпатии к крестьянским детям.
— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он
наполнен? Как они жили?
(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское:
отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый
труд, отсутствие возможности учиться)
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?
Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об
умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят
о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.
Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.
6. Домашнее задание
1. Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи
синквейна.
2. Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в
рассказе.