Федор Шаляпин — биография
Федор Шаляпин – великий русский оперный, камерный певец, обладатель уникального баса. Он был солистом Большого, Мариинского театра, пел в Метрополитен-опера. Творчество легендарного баса получило признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Он пел для всех – для образованных людей и для народа. Народные песни в исполнении Шаляпина пользуются особенным успехом, в них звучит широкая русская душа, ее необъятная удаль и размах.
Детство
Федор Шаляпин родился в Казани 13 февраля 1873 года в простой крестьянской семье. Его родители поселились в городе, переехав в Казань из Вятской губернии. Отец мальчика Иван Яковлевич, грамотный человек, имевший хороший почерк, служил писчим в управлении земства. Мать будущего певца, Евдокия Михайловна, вела домашнее хозяйство. Отец имел пагубное пристрастие к горячительным напиткам. В пьяном виде он становился буйным, нередко поднимал руку на супругу и детей.
Родители рано обратили внимание на красивый дискант маленького Феди, мальчик часто и с удовольствием подпевал своей матери-певунье. В девять лет он сам попросил у регента Щербинина разрешения петь в церковном хоре. Этот человек принял участие в судьбе крестьянского мальчишки, прослушал его, после сам обучил нотной грамоте. За пение в церковном хоре мальчик получал жалованье. Отец семейства был практичным человеком, церковное пение он считал легкомысленным занятием, не приносящим пользу. По его мнению, мальчика следовало учить ремеслу, которое могло бы прокормить его во взрослой жизни. Он пристроил Федора в ученики к крестному отцу мальчика, сапожнику.
Кроме того, Федор успевал учиться в школе. Он показал себя способным учеником, окончил несколько классов начального образования с отличными отметками.
Сначала паренек учился в частной школе госпожи Ведерниковой, однако был исключен оттуда за фривольное поведение. Педагоги застали его во время поцелуя с одноклассницей. Учиться в приходском и ремесленном училище Федору нравилось, но из-за тяжелой болезни матери учебу пришлось забросить.
Отец устроил сына на работу, молодой Шаляпин занял должность помощника писаря. Несколько лет юный архивариус посвятил переписыванию бумаг, он называл этот временной отрезок самым скучным и печальным в своей жизни. В указанный период он не мог петь, и очень страдал из-за этого. Голос певца переживал период ломки.
Карьера юного архивариуса шла по накатанной дорожке, ничто не предвещало ни взлетов, ни падений. Но однажды Шаляпин совершенно случайно оказался в Казанском оперном театре. Он внимательно прослушал все представление, был по-настоящему очарован магией искусства. После посещения театра помощник писаря решил кардинально изменить сферу своей деятельности.
К 16 годам голос певца уже оформился, это был необычайно красивый, сильный бас. Федор решил пройти прослушивание в оперном театре. Но его ждала неудача, неопытный певец не справился с испытанием. Но Федор не сдавался. Он обратился в драматический коллектив В. Серебрякова, куда и был принят статистом за смехотворное жалование. Сам Шаляпин говорил, что тогда он работал «за пятак».
Способности молодого певца не остались незамеченными, со временем он стал исполнять вокальные партии. Через год он, заменяя заболевшего солиста, выступал на сцене с партией Зарецкого из оперы «Евгений Онегин». Однако в драматической антрепризе певец не задержался, через несколько месяцев его приняли в хористы музыкальной труппы С. Семенова-Самарского. Вместе с труппой новоявленный хорист отправился в Уфу.
Талантливый самоучка, невзирая на несколько провальных дебютов, со временем обрел сценическую уверенность. Об его способностях становится известно Г.И. Деркачу, руководителю малороссийского странствующего театра. Шаляпина приглашают в труппу этого театра. Он начинает гастролировать по российским городам. Но после театрального сезона молодой певец остается без работы, и без средств к существованию. Одно время ему жилось так тяжело, что Федор даже подумывал о самоубийстве.
Но когда певец оказался в Тифлисе, главном городе Грузии, неравнодушные люди посоветовали ему обратиться к Дмитрию Усатову.
Знаменитый тенор, долгое время служивший в Большом театре, принял участие в судьбе щедро одаренного крестьянского сына. Он не только взял Шаляпина на полное обеспечение, но и долгое время занимался с ним. Певец учился, и одновременно служил в местном оперном театре, исполнял басовые партии. Обучение нелегкому искусству пения у знаменитого тенора продолжалось в течение года. За это время Шаляпин разучил все популярные оперы, познакомился с этикетом. Усатов ввел певца в музыкальный круг, вскоре Шаляпин стал работать по контракту. Набравшись опыта, он решил попытать счастья в южной столице.
Музыка
В 1894 году певец приезжает в Санкт-Петербург. Его принимают на службу в Императорский театр. Это было большой удачей для Шаляпина, но через некоторое время его стала угнетать строгая дисциплина, царившая в театре. Он ищет выход из этого положения, и вскоре находит его. Меценат Савва Мамонтов приглашает певца работать в его театре. У Мамонтова было особое чутье на таланты, он чувствовал, что молодой певец обладает огромным потенциалом. Шаляпина в полной мере устраивали условия, которые создал ему Мамонтов. Ему нужно было только петь, получая за это приличное жалованье, и пользоваться безграничной свободой.
В период своей работы в театре Мамонтова знаменитый бас полностью раскрыл свои вокальные, артистические способности. Он исполнил все знаменитые басовые партии из русских опер – «Бориса Годунова», «Русалки», «Жизнь за царя», «Псковитянки», «Содко», «Моцарта и Сальери», «Хованщины». В опере «Фауст» Шарля Гуно певец выступал в роли Мефистофеля, его басовая партия в этой опере до настоящего времени считается эталонной. Через несколько лет похожий образ Шаляпин воссоздал в арии «Мефистофель» на сцене «Ла Скала», что принесло ему мировое признание.
В начале XX века певец стал солистом Мариинки. С этим театром он гастролирует по всему миру. Он ездит по европейским странам, в Нью-Йорке поет на сцене Метрополитен-оперы, в Москве – в Большом театре. Теперь в его окружении находятся самые яркие представители творческой элиты. Федор Иванович дружит с Александром Куприным, М. Врубелем, К. Коровиным, Сергеем Рахманиновым, со знаменитыми итальянскими исполнителями – Э. Карузо, Т. Руффо. Есть фотографии, где выдающийся русский певец запечатлен в обществе своего близкого приятеля – Максима Горького.
Федор Шаляпин всегда был близок к народу, ведь он и сам был выходцем из его беднейших слоев. В 1905 году в Российской империи было крайне неспокойно, рабочие организовывали стачки, забастовки, боролись за свои права. Шаляпин поддерживал рабочее движение своими песнями. В этот период он исполнял знаменитую «Дубинушку», «Вдоль по Питерской», другие народные песни. Собранные от его концертов средства певец отдавал на нужды рабочих. Концерты в поддержку рабочего движения превращались в яркие политические акции.
Советская власть впоследствии высоко оценила вклад Шаляпина в революционное движение. Дружба с Максимом Горьким тоже стала настоящей охранной грамотой для великого певца, в период «советского террора» оберегала его от полного разорения.
Большевики не забыли заслуги Шаляпина перед революционным движением. После того, как они взяли власть в свои руки, певец был назначен на высокий пост, получил высокое звание – стал руководителем Мариинского театра, первым Народным артистом РСФСР. Но руководящая должность тяготила артиста, в 1922 году, когда он оказался на заграничных гастролях вместе с семьей, он решил больше не возвращаться на родину. Через несколько лет советское правительство лишила певца высокого звания Народного артиста РСФСР.
Интересный факт — выходец из простой крестьянской семьи оказался всесторонне одаренным человеком. Он не только прекрасно пел, но и увлекался живописью, скульптурой, имел актерские способности. В фильме «Иван Грозный» А. Иванова-Гая он создал достоверный образ тирана-самодержца. В киноленте «Дон Кихот», снятой немецким режиссером Георгом Вильгельмом Пабстом, певец перевоплотился в благородного рыцаря, воюющего с ветряными мельницами.
Могут быть знакомы
Личная жизнь
Знакомство с меценатом Мамонтовым стало знаковым для певца. Оно не только принесло успех, но и дало возможность встретить свою судьбу. В театре Мамонтова певец обрел любовь, увлекся итальянской балериной Иолой Торнаги. Через некоторое время молодые люди поженились. Балерина родила своему мужу шестерых детей. Но Шаляпин был очень темпераментным человеком. Он служил в Императорском театре, часто и долго жил в северной столице. Здесь он нашел свою вторую любовь, Марию Петцольд. Женщина состояла в браке, уже имела двух детей, когда судьба свела ее с великим певцом. Мария не стала отказываться от счастья, тайно встречалась с Шаляпиным. Затем они стали жить вместе, в этой семье у певца родилось трое детей.
Вторую семью певец в полном составе смог вывезти за границу. Он остановился в Париже, вызвал к себе детей от первого брака. В России осталась только его первая жена и старшая дочь. Иола Игнатьевна и Ирина не были обижены на Федора Ивановича. Они стали настоящими хранительницами памяти певца в России.
В конце жизни Иола Торнаги переехала в Рим, перед этим она обратилась к Екатерине Фурцевой, занимавшей пост министра культуры. Торнаги хотела, чтобы в их доме на Новинском бульваре открылся музей Ф.И. Шаляпина.
Когда певец эмигрировал во Францию, советские газеты поливали его грязью. Но он считал, что поступил правильно. Шаляпин вошел во взрослую жизнь без гроша в кармане, все, что он сумел нажить, было заработано честным путем. Но представители новой власти полагали, что певец должен делиться с нуждающимися. У певца отняли дом, автомобиль, сбережения, которые он хранил в банке. Было время, когда певец пытался защитить себя и семью от произвола властей, но это ни к чему не привело.
Причина смерти
Во время своего последнего турне по азиатским странам певец почувствовал себя неважно. Парижские доктора выяснили, что у Шаляпина онкологическое заболевание крови.
Он скончался весной 1938 года, был погребен на французском кладбище, в 1984 году останки великого певца перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
Слушать песни
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Фёдор Шаляпин
Высокий, статный, с выразительным лицом и раскатистым голосом — Фёдор Шаляпин не оставлял равнодушных. Он стал первым российским певцом, получившим мировое признание. Однако судьба уготовила ему множество испытаний, одним из самых тяжких стала разлука с родиной на закате жизни…
Краткую биографию Фёдора Шаляпина и множество интересных фактов о певце читайте на нашей странице.
Краткая биография
Родился будущий певец 13 февраля 1873 года в Казани, первым из четырех детей в семье. Отец его служил писарем, мать выполняла поденную работу. Жили Шаляпины бедно, самым долгожданным лакомством Федя считал пельмени, которые мать лепила один раз в месяц при получении отцом жалования, и варенье, с которым пили чай после бани. Иногда отец сильно пил, отчего становился свирепым и избивал мать. Несмотря на это, он по-своему заботился о детях – когда Федя подрос, отец определил его на учебу к сапожнику. Он считал, что, чем больше ремесел освоит сын, тем легче ему будет прокормиться.
Интерес к пению возник случайно. Очень запомнились маленькому Феде мальчики из церковного хора. Когда семья в очередной раз поменяла место жительства, и верхним соседом оказался церковный регент, Федя явился к нему и попросился в хор. После небольшого прослушивания он был принят. И через три месяца мальчик принес домой первый свой гонорар – полтора рубля.
Учеба в школе закончилась внезапно всего после нескольких лет — учительница застала его целующимся с одноклассницей. Затем последовало приходское училище, которое Федя бросил. Тогда отец попытался пристроить его подмастерьем то к сапожникам, то к токарю. Но все эти работы не пришлись ни по душе, ни по силам десятилетнему мальчику.
В 12 лет Федя впервые попал в театр, это стало самым значительным впечатлением в его жизни. Он утаивал часть заработка от пения и ходил на спектакли так часто, как мог, пытался прорваться за кулисы. Поскольку Федя не задержался ни на одной работе, отец отправил его в училище Арска, заштатного городка, в котором не было театра. Однако и оттуда Федя скоро вернулся из-за болезни матери. После того как не заладилось и на должности переписчика в конторе, где работал отец, Федор уговорил родителей переехать в Астрахань. К тому времени из детей остался только средний брат Василий. Но в Астрахани жизнь не наладилась – мать пекла на продажу пироги, отец не мог устроиться. Федор стал работать на Волге крючником – разгружал баржи. Волею судеб его опять занесло в Казань, где случайно он узнал о том, что набирают хористов для оперы в Уфе. Поразив антрепренеров готовностью работать бесплатно, Шаляпин получил свой первый контракт на 20 рублей.
После волнительных дебютов в хоре Федору неожиданно предложили выступить Стольником в опере «Галька» Монюшко – его первой сольной партии. Но сезон антрепризы закончился, а с ним и работа. Шаляпин прибился к малороссийской труппе, которая гастролировала по южным окраинам империи. Голод, нищета и безработица настигли его в Баку. Он даже не смог выслать отцу денег, получив известие, что умерла мать. На последние копейки, найденные на вокзале, Федор добирается до Тифлиса, по четверо суток ничего не ест, перебиваясь изредка у знакомых. Жизнь начинает налаживаться, когда он идет учиться пению у Дмитрия Усатова, известного педагога и бывшего солиста императорских театров.
Через год Шаляпин добирается до Москвы и устраивается в антрепризу Лентовского, затем, переехав в Петербург, поет в спектаклях Панаевского оперного товарищества. На молодого баса обратили внимание в дирекции Мариинского театра. Шаляпин блестяще прошел прослушивание и был зачислен в труппу.
Профессия — сцена
После двух сезонов в Мариинке, где Шаляпин выступал с переменным успехом, летом поехал он в Нижний Новгород петь в новом театре, в труппе С. Мамонтова. По окончании сезона Мамонтов предложил Федору контракт в Москве. Тот не дал немедленного ответа, но крепко задумался над открывшейся возможностью. В Москву его влекло не только желание петь –он влюбился в одну из балерин, Иолу Торнаги, которая продолжила работать у Мамонтова. Шаляпин вернулся в Петербург, сделал новую роль. Обстановка в императорском театре огорчала его и он буквально сбежал в Москву, где принял предложение Мамонтова. Дела в театре шли не очень хорошо, но с его приходом все изменилось. После второй же роли, Мефистофеля, Мамонтов заявил, что Феденька может требовать все что угодно, заказывать себе любые костюмы и даже выбирать оперы к постановке. Звезда Шаляпина наконец-то засияла в полной мере – это признали и публика, и критики. Благодаря ему основой репертуара мамонтовского театра стали русские оперы – «Псковитянка», «Борис Годунов», «Хованщина», «Царская невеста», состоялась премьера «Садко».
Тем временем в императорских театрах поменялся директор – им стал полковник Теляковский, который предложил Федору Ивановичу новые условия сотрудничества. У Мамонтова контракт заканчивался, Шаляпин понимал неизмеримо большие возможности казенной сцены – и согласился. Он рассчитывал на то, что новое руководство сможет поменять костный театральный уклад. Но скоро понял, что надеяться на это было наивно.
В 1900 году Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала. Театр интересовался условиями, на которых он мог бы выступить у них в «Мефистофиле» Бойто. Певец не поверил своим глазам и заломил высокий гонорар в надежде, что он отпугнет итальянцев. Но Ла Скала согласились заплатить 15 000 франков, и Шаляпин отправился в Милан.
Это было его первое выступление за рубежом и сразу – в театре такого уровня как Ла Скала. Волнения были напрасны — итальянцы им восхищались. Комплименты отвешивал даже скупой на эмоции Тосканини, дирижировавший спектаклем. Затем последовали вечера в Монте-Карло и, наконец, С. Дягилев пригласил Шаляпина в Париж – сначала на концерты, а затем в постановку «Бориса Годунова». После триумфа спектаклей в столице Франции оперой Мусоргского заинтересовался и Ла Скала. Певец переживал, что темпераментной нации не придется по вкусу русская драма, но напрасно – «Борис» исполнялся по-итальянски и очень хорошо принимался публикой.
В 1907 году состоялся дебют Шаляпина в Нью-Йорке в «Мефистофиле», «Севильском цирюльнике», «Фаусте» и «Дон Жуане». Спектакли не стали успешными, американский зритель оказался неподготовлен к открытой и искренней сценической манере певца. Раздраженный бас ответил журналистам, что американцы только тогда начнут понимать искусство, когда у них родится свой Бомарше. Вслед уехавшему певцу газеты разразились статьями о его невоспитанности и неблагодарности. Помня такой прием, долгие годы еще Шаляпин будет отклонять гастрольные приглашения США.
Слава русского баса дошла и до берегов Южной Америки. В 1908 году он согласился, нехотя, за приличные деньги, выступать в Аргентине. Далее последовало приглашение в Лондон с труппой Дягилева, а затем и в Германию.
Однажды к Шаляпину зашел его приятель, либреттист Анри Каэн. Он спросил, как тот относится к тому, что Жюль Массне напишет оперу «Дон Кихот» на либретто Каэна. Федор Иванович был приятно удивлен, а когда два годя спустя композитор пригласил его к себе и показал за роялем произведение, разрыдался. В 1910 году с огромным успехом опера была представлена в Монте-Карло.
Между войной и эмиграцией
В 1914 году разразилась Первая мировая война. Шаляпину пришлось отменить все зарубежные выступления. Он на собственные средства открыл два лазарета для помощи раненым солдатам. Вскоре пришла и революция. Федору Ивановичу было первому присвоено звание народного артиста республики. Но даже это не могло уберечь его от реквизиции — ценные вещи певца были изъяты в пользу государства, обыски проводились даже ночью. Семья жила впроголодь, ходить на спектакли в нетопленый театр надо было пешком по 9 км в одну сторону. В 1921 году Федор Иванович, заплатив последние деньги за паспорт, через протекцию Луначарского смог выехать за границу. После того как о его спонтанном выступлении в Риге написали европейские газеты, ему тотчас посыпались телеграммы из всех концов света. Шаляпин отправился в Лондон, а после — в США. Когда артист вернулся в Петербург, было немедленно принято решение уезжать за рубеж вместе с семьей.
При этом необходимо было обставить дело так, чтобы отъезд не походил на бегство. Заручившись приглашением на длинные гастроли по городам Америки, он выбивал из властей разрешение на выезд и просил не верить западной прессе, что бы она ни писала. Можно ли было поступить иначе – в Москве оставались пятеро детей.
Две семьи
В 1898 году Шаляпин женился на Иоле Торнаги, итальянской балерине, с которой познакомился в Нижнем Новгороде. Семья обосновалась в Москве. Через год родился первенец – Игорь, «Игрушка», как звал его отец. Затем появились почти погодки – Ирина, Борис, Татьяна и Федор, Лидия. А Игорек умер в четыре года от аппендицита. Федор Иванович настолько страшно переживал утрату, что собирался застрелиться. Семья сменила место жительства, родился сын Борис, рана немного затянулась.
В 1906 году, когда Иола навещала родню в Италии, на ипподроме Шаляпин познакомился с 25-летней вдовой Марией Валентиновной Петцольд. Оказалось, что у них много общих знакомых, они стали часто встречаться. Когда Мария Валентиновна покинула Москву, стало ясно, что между ними произошло нечто большее, чем мимолетное увлечение. Иола все свое время отдавала семье и детям, Мария же стала сопровождать Шаляпина на все гастроли, разделяя и тяготы, и радости. Так появились две семьи – Иола с детьми продолжали жить в Москве, Мария обосновалась в Санкт-Петербурге. В 1910 году она родила дочь Марфу. Когда Иола узнала о зеркальной жизни мужа, то попросила Шаляпина не травмировать детей уходом из дома. Несколько лет певец жил между двух городов. Союз с Марией принес еще дочерей – Марину и Дасию. Шаляпин делал официальные прошения на имя императора, чтобы всех дочерей признали как законных и позволили носить его фамилию.
В 1922 году Шаляпин уехал в эмиграцию вместе со своей второй семьей. Однако как только стало возможным, он вывез из Советской России и детей от первого брака. В Москве осталась только старшая дочь Ирина вместе с матерью. Иола покинула Советский Союз тяжело больной в 1960, переехав к сыну Борису, и скончалась в Риме через четыре года. Мария Валентиновна, став законной женой Шаляпина лишь в 1927, умерла на год раньше соперницы и была похоронена подле мужа на парижском кладбище Батиньоль.
В эмиграции
Выступления в Америке обеспечивали стабильный доход, и Шаляпины обосновались в Париже, купив целый дом на проспекте Эйло. Советское правительство в течение нескольких лет делало вид, что верит в затянувшиеся гастроли, но в 1927 году на родине разразилась буря. Поводом послужил невинный эпизод – в белоэмигрантской газете Шаляпина поблагодарили за пожертвование, которое он сделал в адрес русских сирот и инвалидов Парижа. Советская печать из благородного поступка певца сделала вывод о сочувствии им белому движению, Маяковский разразился обличительными стихами. В августе Шаляпина лишили звания народного артиста. Посольство также уведомило об утрате им гражданства. Громадный человек принял эти новости в слезах, но паспорт сдавать отказался.
Тридцатые годы были отмечены «Князем Игорем» — Шаляпин сделал на нескольких европейских сценах два образа – Кончака и Галицкого. Тогда же он отправился на гастроли по Азии – в Китай, Японию, Сингапур… Учитывая тот факт, что Австралию русский бас покорил еще в 1926, этими выступлениями он завершил свое кругосветное путешествие, открыв русское музыкальное искусство действительно всему миру.
Пройдет год, и Шаляпин сляжет с целым букетом болезней, последний диагноз прозвучит приговором – рак крови. В эмиграции он часто вспоминал свою Россию, страну, которой больше не было. А из той, что была вместо нее, дочку Ирину на похороны отца в Париж не выпустили. Умер Федор Иванович Шаляпин 12 апреля 1938 года.
Интересные факты
- В Ла Скала на момент приезда туда Шаляпина гримировались весьма примитивно, русский бас поразил итальянских коллег мастерством владения сценическим гримом.
- Миланская клака выставила Шаляпину счет на 4000 франков, после оплаты которого обещала поддержать его дебют в Ла Скала. Артист платить не стал, но своим выступлением убедил даже раздосадованных клакеров – они искренне выражали ему восторги, притом совершенно бесплатно.
- Федор Иванович был настолько разочарован, что Мария Валентиновна родила третью девочку – он так хотел сына – что несколько дней не разговаривал с супругой. Дасю, однако, обожал и баловал едва ли не больше всех.
- В эмигрантских кругах ходила легенда о том, что у Шаляпина, несмотря на его обеспеченность, никогда не было с собой больше трех рублей. Возможно, в этом есть доля правды — не стоит забывать, что на его попечении находились 9 детей в Париже, включая детей Марии Валентиновны от первого брака, а также бывшая жена и старшая дочь в СССР.
- Шаляпин был также талантлив и в живописи. Лучше всего ему удавались карикатуры и шаржи. На теплоходе по пути в США он как-то нарисовал шаржей на сумму, превышающую гонорар за спектакль.
- Американцы платили Шаляпину больше, чем Карузо – нечастый случай, когда бас ценится выше тенора.
- Сын Шаляпина Федор Федорович до конца жизни называл вторую семью отца незаконной.
- Свою супругу Иолу Шаляпин ласково называл Ёлочкой.
- Мария Петцольд была также уроженкой Казани.
- В 1984 году прах Федора Ивановича был перевезен из Парижа в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.
Фильмография
Шаляпин снялся в нескольких фильмах, значительных из которых два:
- Немой фильм 1914 года «Царь Иван Васильевич Грозный» по опере «Псковитянка» с Шаляпиным в заглавной роли.
- Фильм «Дон Кихот», 1933 г. Фильм снимался на английском и французском языках. Несмотря на то что в картине есть несколько вокальных номеров, в основном Шаляпин выступает как драматический артист.
Фигура Фёдора Шаляпина – настолько же противоречива, насколько гениальна. Но именно ему принадлежит один из величайших вкладов в популяризацию русского искусства во всем мире.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
фильм о Фёдоре Шаляпине
Feodor Ivanovich Chaliapin
Feodor Ivanovich Chaliapin (Russian: Фёдор Ива́нович Шаля́пин, tr. Fyodor Ivanovich Shalyapin, IPA: [ˈfʲɵdər ɪˈvanəvʲɪtɕ ʂɐˈlʲapʲɪn]; February 13 [O.S. February 1] 1873 – April 12, 1938) was a Russian opera singer. Possessing a deep and expressive bass voice, he enjoyed an important international career at major opera houses and is often credited with establishing the tradition of naturalistic acting in his chosen art form.[1]
During the first phase of his career, Chaliapin endured direct competition from three other great basses: the powerful Lev Sibiriakov [ru; uk; pl; ca] (1869–1942), the more lyrical Vladimir Kastorsky [Wikidata] (1871–1948), and Dmitri Buchtoyarov (1866–1918), whose voice was intermediate between those of Sibiriakov and Kastorsky. The fact that Chaliapin is far and away the best remembered of this magnificent quartet of rival basses is a testament to the power of his personality, the acuteness of his musical interpretations, and the vividness of his performances.
Spelling note[edit]
He himself spelled his surname, French-style, Chaliapine in the West,[2] and his name even appeared on early HMV 78s as Theodore Chaliapine.[3] In English texts, his given name is most usually rendered as Feodor or Fyodor, and his surname is most usually seen as Chaliapin. However, in the Russian pronunciation the initial consonant Ш is pronounced like sh in shop, not as ch in chop, and in reference books the surname is sometimes given a strict romanization as Shalyapin.
This spelling also better reflects the fact that the name is pronounced with three syllables (Sha-LYA-pin), not four.
Early life[edit]
Feodor Chaliapin was born into a peasant family on February 1 (OS), 1873 in Kazan, in the wing of merchant Lisitzin’s house on Rybnoryadskaya Street (now Pushkin Street) 10. This wing no longer exists, but the house with the yard where the wing was situated is still there. The next day, Candlemas (The Meeting of Our Lord), he was baptized in Epiphany (Bogoyavlenskaya) Church on Bolshaya Prolomnaya street (now Bauman Street). His godparents were his neighbors: the shoemaker Nikolay Tonkov and Ludmila Kharitonova, a 12-year-old girl. The dwelling was expensive for his father, Ivan Yakovlevich, who served as a clerk in the Zemskaya Uprava (Zemstvo District Council), and in 1878 the Chaliapin family moved to the village of Ametyevo (also Ometyevo, or the Ometyev settlements, now a settlement within Kazan) behind the area of Sukonnaya Sloboda, and settled in a small house.
Early career[edit]
His vocal teacher was Dmitri Usatov (1847-1913). Chaliapin began his career at Tbilisi and at the Imperial Opera in Saint Petersburg in 1894. He was then invited to sing at the Mamontov Private Opera (1896–1899); he first appeared there as Mephistopheles in Gounod’s Faust, in which role he achieved considerable success.
At Mamontov Chaliapin met Sergei Rachmaninoff (1873-1943), who was serving as an assistant conductor there and with whom he remained friends for life. Rachmaninoff taught him much about musicianship, including how to analyze a music score, and insisted that Chaliapin learn not only his own roles but also all the other roles in the operas in which he was scheduled to appear. With Rachmaninoff he learned the title role of Mussorgsky’s Boris Godunov, which became his signature character.[4] Chaliapin returned the favor by showing Rachmaninoff how he built each of his interpretations around a culminating moment or «point». Regardless of where that point was or at which dynamic within that piece, the performer had to know how to approach it with absolute calculation and precision; otherwise, the whole construction of the piece could crumble and the piece could become disjointed. Rachmaninoff put this approach to considerable use when he became a full-time concert-pianist after World War I.[5]
On the strength of his Mamontov appearances, the Bolshoi Theatre in Moscow engaged Chaliapin, and he appeared there regularly from 1899 until 1914. During the First World War of 1914-1918 Chaliapin also appeared regularly at the Zimin Private Opera in Moscow. In addition, from 1901, Chaliapin began touring in the West, making a sensational debut at La Scala that year as the devil in a production of Boito’s Mefistofele, under the baton of one of the 20th century’s most dynamic opera conductors, Arturo Toscanini. At the end of his career, Toscanini observed that the Russian bass was the greatest operatic talent with whom he had ever worked. The singer’s Metropolitan Opera debut in the 1907 season was disappointing due to the unprecedented frankness of his stage acting; but he returned to the Met in 1921 and sang there with immense success for eight seasons, New York’s audiences having grown more broad-minded since 1907. In 1913 Chaliapin was introduced to London and Paris by the brilliant entrepreneur Sergei Diaghilev (1872-1929), at which point he began giving well-received solo recitals in which he sang traditional Russian folk-songs as well as more serious fare. Such folk songs included «Along Peterskaya» (which he recorded with a British-based Russian folk-instrument orchestra) and the song which he made famous throughout the world: «The Song of the Volga Boatmen». In 1925, when he performed in New York, his piano accompanist was a young Harry Lubin (1906-1977), later to become a composer of music for the television series The Outer Limits.[6]
Later life[edit]
Chaliapin creating his self-portrait in 1912
Chaliapin toured Australia in 1926, giving a series of recitals which were highly acclaimed.
Privately, Chaliapin’s personal affairs were in a state of disarray as a consequence of the Russian Revolution of 1917. At first he was treated as a revered artist of the newly emerged Soviet Russia. However, the harsh realities of everyday life under the new regime, and the unstable climate which followed because of the ensuing Civil War, combined with, reportedly, the encroachment on some of his property by the Communist authorities,[7] caused him to remain perpetually outside Russia after 1921. He still maintained, however, that he was not anti-Soviet. Chaliapin initially moved to Finland and later lived in France. Cosmopolitan Paris, with its significant Russian émigré population, became his base, and ultimately, the city of his death. He was renowned for his larger-than-life carousing during this period, but he never sacrificed his dedication to his art.
Chaliapin’s attachment to Paris did not prevent him from pursuing an international operatic and concert career in England, the United States, and further afield. In May 1931 he appeared in the Russian Season directed by Sir Thomas Beecham at London’s Lyceum Theatre. His most famous part was the title role of Boris Godunov (excerpts of which he recorded 1929–31 and earlier). He is remembered also for his interpretations of Ivan the Terrible in Rimsky-Korsakov’s The Maid of Pskov and Salieri in Mozart and Salieri, Mephistopheles in Gounod’s Faust, Don Quixote in Massenet’s Don Quichotte, and King Philip in Verdi’s Don Carlos.
Largely owing to his advocacy, Russian operas such as Mussorgsky’s Boris Godunov and Khovanshchina, Glinka’s Ivan Susanin, Borodin’s Prince Igor and Rimsky-Korsakov’s The Tsar’s Bride and Sadko, became well known in the West.
Chaliapin made one sound film for the director G. W. Pabst, the 1933 Don Quixote. The film was made in three different versions – French, English, and German, as was sometimes the prevailing custom. Chaliapin starred in all three versions, each of which used the same script, sets, and costumes, but different supporting casts. The English and the French versions are the most often seen, and both were released in May 2006 on a DVD. Pabst’s film was not a version of the Massenet opera but a dramatic adaptation of Miguel de Cervantes’ novel, with music and songs by Jacques Ibert.
In 1932, Chaliapin published a memoir, Man and Mask: Forty Years in the Life of a Singer. While touring Japan in 1936 he was suffering from a toothache, and a hotel chef devised a way to cook a steak to be extra tender for him. This dish is known in Japan as a Chaliapin steak [ja] to this day.[8]
Chaliapin’s last stage performance took place at the Monte Carlo Opera in 1937, as Boris. He died the following year of leukemia, aged 65, in Paris, where he was interred. In 1984, his remains were transferred from Paris to Moscow in an elaborate ceremony. They were re-buried in the Novodevichy Cemetery.[9]
Personal life[edit]
Chaliapin was married twice. He met his first wife, Italian ballerina Iola Tornaghi (1873–1965), in Nizhny Novgorod. They married in Russia in 1898 and had six children: Igor, Boris (1904–1979), Irina, Lidia and twins Feodor Jr. (1905–1992) and Taniya. Igor died aged four. Feodor Jr. was a character actor featured in Western motion pictures including Moonstruck and The Name of the Rose opposite Sean Connery.[10] Boris was a well-known graphical artist, who painted the portraits used on 414 covers of the Time magazine between 1942 and 1970.[11]
While married to Tornaghi, Chaliapin lived with Marina Petsold (1882–1964), a widow who already had two children from her first marriage. She had three daughters with Chaliapin: Marfa (1910–2003), Marina [ru] (1912–2009),[12] and Dasya (1921–1977). Chaliapin’s two families lived separately, one in Moscow and the other in Saint Petersburg, and did not interact. Chaliapin married Petsold in 1927 in Paris.[13][14]
Chaliapin had his portrait painted a number of times by the Russian artist Konstantin Korovin. They had been introduced to each other in 1896 and became close friends.[15]
Gallery[edit]
-
-
The belltower of the Epiphany (Bogoyavlenskaya) Church in Kazan. The Chaliapin Chamber Hall is located on the second floor of the belltower.[16]
-
Honours and awards[edit]
- 1902 – Order of the Golden Star of Bukhara, 3rd class
- 1907 – Golden Cross of the Prussian eagle[clarification needed]
- 1908 – Commander of the officer’s rank[clarification needed]
- 1910 – Soloist of His Majesty (Russia)
- 1912 – Soloist of His Majesty the King of Italy
- 1914 – British award for special achievements in the arts[clarification needed]
- 1914 – Order of St. Stanislaus, 3rd class (Russia)
- 1916 – The title of the officer[clarification needed]
- 1918 – People’s Artist of the Republic (The Soviet government withdrew the title in 1927)[17]
- 1934 – Commander of the Legion of Honour (France)
Chaliapin (center) with fellow members of the Moscow Sreda in 1902
Autobiographical works[edit]
Chaliapin’s autobiographical collaboration with Maxim Gorky occurred in 1917. He had already begun writing his autobiography long before, in the Crimea. In 1917, while he was in the south of France, he was urged to write such a work by a French journalist who hoped to ghost-write it. Gorky, who was his intimate friend and was then living in Capri, persuaded Chaliapin to stay with him there and with the help of a secretary a great deal of information was taken down which Gorky fashioned into a long manuscript, published in Russia in 1917 as a series of articles in the journal Letopis. Meanwhile, Chaliapin attempted to sell it to an American publisher, who refused it on learning that it had been published in Russian. There was a rift with Gorky, and Chaliapin worked with another editor to produce a ‘new’ version of his original text. The new book, published in America as Pages of My Life (Harper and Brothers, New York 1927), took the story only up to 1905, and lacked the depth, style and life of Gorky’s version. Then, in 1932, Chaliapin published Man and Mask (Alfred A. Knopf, New York) to celebrate the fortieth anniversary of his first stage appearance. The original manuscript of the Gorky version was first translated and published in English in 1967, by Nina Froud and James Hanley, as Chaliapin: An autobiography as told to Maxim Gorky (Stein and Day, New York), and included an appendix of original correspondence including a section relating to Gorky.[18]
Recordings[edit]
Chaliapin possessed a high-lying bass voice with an unmistakable timbre which recorded clearly. He cut a prolific number of discs for His Master’s Voice, beginning in Russia with acoustical recordings made at the dawn of the 20th Century, and continuing through the early electrical (microphone) era. Some of his performances at the Royal Opera House, Covent Garden, in London were recorded live in the 1920s, including a haunting version of the «Death of Boris» from Boris Godunov. His last disc, made in Tokyo in 1936, was of the famous The Song of the Volga Boatmen. Many of his recordings were issued in the United States by RCA Victor. His legacy of recordings is available on CDs issued by EMI, Preiser, Naxos and other commercial labels. In 2018 his complete recordings were issued on 13 CDs by Marston Records. They consist of songs as well as a range of arias from Italian, French and, Russian opera.
Portrait photograph of Fyodor Chaliapin, 1922
Opinions on his art[edit]
- Opera commentator/historian Michael Scott avers that: «Chaliapin ranks with Caruso and Maria Callas as one of the three greatest singers and most potent and influential artists of the twentieth century.»[19]
- «At the Met he sang the role of Basilio in Rossini’s The Barber of Seville as a vulgar, unctuous, greasy priest, constantly picking his nose and wiping his fingers onto his cassock. Audiences were appalled. Defending himself, Chaliapin said in an interview that Basilio ‘is a Spanish priest. It is a type I know well. He is not the modern American priest, clean and well-groomed; he is dirty and unkempt, he is a beast, and this is what I make him, a comic beast.’ » (Harold C. Schonberg)[20]
- Some accused Chaliapin of brawling backstage. Rachmaninoff agreed. «Feodor is a brawler. They are all scared of his very spirit. He shouts suddenly or even hits someone! And Feodor’s fist is powerful … He can take care of himself. And how else should one behave? Backstage at our own theater it’s just like a saloon. They shout, they drink, they swear in the foulest language.»[4] In a letter from November 1910 to the editor of Utro Rossii, the publication which supposedly quoted the above remarks and which attributes them to Rachmaninoff, the composer categorically denies the quotation and wrote «The article publishes without my knowledge words of mine about the Bolshoi Theater and Chaliapin…I said that we often have regrettable confusion backstage at the Bolshoi Theater…I also said that I had heard rumors that since Chaliapin had been appointed régisseur of those operas in which he sings, there is more quiet backstage. That is all I said… S. Rachmaninoff».[21]
- Met diva Geraldine Farrar said Chaliapin had a voice like «melodious thunder» but warned of his unannounced antics to hog the limelight onstage. «Chaliapin was a wonderful opera partner, but one had to be watchful for sudden departures from the rehearsal plan, and the touches of originality favorable only for the aggrandizement of Chaliapin.»[22]
- Dale Carnegie, referencing a story by impresario Sol Hurok, says that Chaliapin was often temperamental, even acting like a “spoiled child.” On hearing the concert basso’s complaint that his throat was raw and that he would not be able to sing at a scheduled performance at the Metropolitan Opera, Hurok agreed immediately to cancel the engagement, commenting: “It will only cost you a couple of thousand dollars, but that is nothing in comparison to your reputation.” Chaliapin left open the possibility that he might nevertheless perform if he felt better later, and Hurok dutifully checked on him twice before the concert time. Finally he agreed to perform, provided that Hurok would announce to the audience that Chaliapin “had a very bad cold and was not in good voice.” Carnegie comments approvingly: “Mr. Hurok would lie and say he would do it, for he knew that was the only way to get the basso out on the stage.”[23]
References[edit]
Notes
- ^ Gregory Freidin. Feodor Chaliapin. Encyclopaedia Britannica
- ^ Grove Dictionary of Music and Musicians, 5th ed, 1954, Vol. VII., p. 734 (footnote)
- ^ Operatic Vocals. clara.net
- ^ a b Schonberg, 339.
- ^ Geoffrey Norris (ed.), Stanley Sadie (1980) The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London: MacMillan, p. 714. ISBN 0-333-23111-2.
- ^
«Harry Lubin». apm Music. Archived from the original on 2016-03-14. Retrieved 16 March 2016. - ^ МНИМЫЙ БОЛЬШЕВИК И ВЕЛИКИЙ АРТИСТ. Newspaper Гражданинъ (2002)
- ^ «Chaliapin donbury – Food wars». 21 January 2021.
- ^ «Novodevichy Cemetery». Passport Magazine. April 2008. Retrieved 12 September 2013.
- ^ Wolfgang Saxon (October 1, 1992) Feodor Chaliapin Jr. Dies at 87; Singer’s Son and Longtime Actor. New York Times.
- ^ Time magazine covers by Boris Chaliapin Archived 2009-01-02 at the Wayback Machine at Time
- ^ На 98-м году жизни скончалась дочь Федора Шаляпина. tvkultura.ru. 14 July 2009
- ^ Maya Kern (12 February 2014) 7 малоизвестных фактов из личной жизни Шаляпина. rg.ru
- ^ История любви: Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги. Argumenty i Facty. 7 February 2014
- ^ Polozova, Lyudmila. Portraits of the Friends of Konstantin Korovin. [1]. Tretyakov Gallery, 2012
- ^ Всероссийский реестр музеев. «Камерный шаляпинский зал» Archived 2009-05-05 at the Wayback Machine
- ^ David Ewen (1978). Musicians Since 1900: Performers in Concert and Opera. H. W. Wilson Company. ISBN 978-0-8242-0565-2.
Withdrew honorary.
- ^ See the translator’s note (by Nina Froud) in the 1967 work.
- ^ Michael Scott (1977) The Record of Singing Vol. 1. Duckworth, London, p. 223.
- ^ Schonberg, 340.
- ^ Bertensson & Leyda, Rachmaninoff: a Lifetime in Music, p. 171.(Indiana University Press, 2001 by permission of New York University Press which had originally published the work in 1956)
- ^ Schonberg, 336.
- ^ Dale Carnegie, How to Win Friends and Influence People (“Principle 9: Be sympathetic with the other person’s ideas and desires.”), Simon & Schuster, 299 pages. ISBN 978-0671425173.
Bibliography
- Schonberg, Harold (1988). The Virtuosi: Classical Music’s Great Performers From Paganini to Pavarotti. Vintage. ISBN 0-394-75532-4.
- Darsky, Joseph (2012). Tsar Feodor: Chaliapin in America. New York: Nova Science publishers. ISBN 978-1-62100-413-4.
- Borovsky, Victor (1988). Chaliapin. A Critical Biography. London: Hamish Hamilton. ISBN 978-0-24112-254-9.
External links[edit]
- Tatar Museums (in English)
- Chalyapin and Kazan (in Russian)
- Kazan: Kultura (in Russian)
- Theodore Chaliapine includes two recordings
- Theodore Chaliapine ten recordings
- Chaliapine – six photographs in character
- Another biography of Fyodor Shalyapin
- Memorial house of F. I. Shalyapin, Moscow Archived 2020-07-31 at the Wayback Machine, many pictures, five recordings
- History of the Tenor – Sound Clip and Narration Archived 2015-05-04 at the Wayback Machine
- Schubert’s Doppelgänger performed in Russian on YouTube – (Doppelgänger Шуберта в исполнении на русском языке)
- «Feodor Chaliapin». Theatre and Performance. Victoria and Albert Museum. Archived from the original on 2011-04-21. Retrieved 2011-02-15.
- Chaliapine discography on Russian-Records.com
Feodor Ivanovich Chaliapin
Feodor Ivanovich Chaliapin (Russian: Фёдор Ива́нович Шаля́пин, tr. Fyodor Ivanovich Shalyapin, IPA: [ˈfʲɵdər ɪˈvanəvʲɪtɕ ʂɐˈlʲapʲɪn]; February 13 [O.S. February 1] 1873 – April 12, 1938) was a Russian opera singer. Possessing a deep and expressive bass voice, he enjoyed an important international career at major opera houses and is often credited with establishing the tradition of naturalistic acting in his chosen art form.[1]
During the first phase of his career, Chaliapin endured direct competition from three other great basses: the powerful Lev Sibiriakov [ru; uk; pl; ca] (1869–1942), the more lyrical Vladimir Kastorsky [Wikidata] (1871–1948), and Dmitri Buchtoyarov (1866–1918), whose voice was intermediate between those of Sibiriakov and Kastorsky. The fact that Chaliapin is far and away the best remembered of this magnificent quartet of rival basses is a testament to the power of his personality, the acuteness of his musical interpretations, and the vividness of his performances.
Spelling note[edit]
He himself spelled his surname, French-style, Chaliapine in the West,[2] and his name even appeared on early HMV 78s as Theodore Chaliapine.[3] In English texts, his given name is most usually rendered as Feodor or Fyodor, and his surname is most usually seen as Chaliapin. However, in the Russian pronunciation the initial consonant Ш is pronounced like sh in shop, not as ch in chop, and in reference books the surname is sometimes given a strict romanization as Shalyapin.
This spelling also better reflects the fact that the name is pronounced with three syllables (Sha-LYA-pin), not four.
Early life[edit]
Feodor Chaliapin was born into a peasant family on February 1 (OS), 1873 in Kazan, in the wing of merchant Lisitzin’s house on Rybnoryadskaya Street (now Pushkin Street) 10. This wing no longer exists, but the house with the yard where the wing was situated is still there. The next day, Candlemas (The Meeting of Our Lord), he was baptized in Epiphany (Bogoyavlenskaya) Church on Bolshaya Prolomnaya street (now Bauman Street). His godparents were his neighbors: the shoemaker Nikolay Tonkov and Ludmila Kharitonova, a 12-year-old girl. The dwelling was expensive for his father, Ivan Yakovlevich, who served as a clerk in the Zemskaya Uprava (Zemstvo District Council), and in 1878 the Chaliapin family moved to the village of Ametyevo (also Ometyevo, or the Ometyev settlements, now a settlement within Kazan) behind the area of Sukonnaya Sloboda, and settled in a small house.
Early career[edit]
His vocal teacher was Dmitri Usatov (1847-1913). Chaliapin began his career at Tbilisi and at the Imperial Opera in Saint Petersburg in 1894. He was then invited to sing at the Mamontov Private Opera (1896–1899); he first appeared there as Mephistopheles in Gounod’s Faust, in which role he achieved considerable success.
At Mamontov Chaliapin met Sergei Rachmaninoff (1873-1943), who was serving as an assistant conductor there and with whom he remained friends for life. Rachmaninoff taught him much about musicianship, including how to analyze a music score, and insisted that Chaliapin learn not only his own roles but also all the other roles in the operas in which he was scheduled to appear. With Rachmaninoff he learned the title role of Mussorgsky’s Boris Godunov, which became his signature character.[4] Chaliapin returned the favor by showing Rachmaninoff how he built each of his interpretations around a culminating moment or «point». Regardless of where that point was or at which dynamic within that piece, the performer had to know how to approach it with absolute calculation and precision; otherwise, the whole construction of the piece could crumble and the piece could become disjointed. Rachmaninoff put this approach to considerable use when he became a full-time concert-pianist after World War I.[5]
On the strength of his Mamontov appearances, the Bolshoi Theatre in Moscow engaged Chaliapin, and he appeared there regularly from 1899 until 1914. During the First World War of 1914-1918 Chaliapin also appeared regularly at the Zimin Private Opera in Moscow. In addition, from 1901, Chaliapin began touring in the West, making a sensational debut at La Scala that year as the devil in a production of Boito’s Mefistofele, under the baton of one of the 20th century’s most dynamic opera conductors, Arturo Toscanini. At the end of his career, Toscanini observed that the Russian bass was the greatest operatic talent with whom he had ever worked. The singer’s Metropolitan Opera debut in the 1907 season was disappointing due to the unprecedented frankness of his stage acting; but he returned to the Met in 1921 and sang there with immense success for eight seasons, New York’s audiences having grown more broad-minded since 1907. In 1913 Chaliapin was introduced to London and Paris by the brilliant entrepreneur Sergei Diaghilev (1872-1929), at which point he began giving well-received solo recitals in which he sang traditional Russian folk-songs as well as more serious fare. Such folk songs included «Along Peterskaya» (which he recorded with a British-based Russian folk-instrument orchestra) and the song which he made famous throughout the world: «The Song of the Volga Boatmen». In 1925, when he performed in New York, his piano accompanist was a young Harry Lubin (1906-1977), later to become a composer of music for the television series The Outer Limits.[6]
Later life[edit]
Chaliapin creating his self-portrait in 1912
Chaliapin toured Australia in 1926, giving a series of recitals which were highly acclaimed.
Privately, Chaliapin’s personal affairs were in a state of disarray as a consequence of the Russian Revolution of 1917. At first he was treated as a revered artist of the newly emerged Soviet Russia. However, the harsh realities of everyday life under the new regime, and the unstable climate which followed because of the ensuing Civil War, combined with, reportedly, the encroachment on some of his property by the Communist authorities,[7] caused him to remain perpetually outside Russia after 1921. He still maintained, however, that he was not anti-Soviet. Chaliapin initially moved to Finland and later lived in France. Cosmopolitan Paris, with its significant Russian émigré population, became his base, and ultimately, the city of his death. He was renowned for his larger-than-life carousing during this period, but he never sacrificed his dedication to his art.
Chaliapin’s attachment to Paris did not prevent him from pursuing an international operatic and concert career in England, the United States, and further afield. In May 1931 he appeared in the Russian Season directed by Sir Thomas Beecham at London’s Lyceum Theatre. His most famous part was the title role of Boris Godunov (excerpts of which he recorded 1929–31 and earlier). He is remembered also for his interpretations of Ivan the Terrible in Rimsky-Korsakov’s The Maid of Pskov and Salieri in Mozart and Salieri, Mephistopheles in Gounod’s Faust, Don Quixote in Massenet’s Don Quichotte, and King Philip in Verdi’s Don Carlos.
Largely owing to his advocacy, Russian operas such as Mussorgsky’s Boris Godunov and Khovanshchina, Glinka’s Ivan Susanin, Borodin’s Prince Igor and Rimsky-Korsakov’s The Tsar’s Bride and Sadko, became well known in the West.
Chaliapin made one sound film for the director G. W. Pabst, the 1933 Don Quixote. The film was made in three different versions – French, English, and German, as was sometimes the prevailing custom. Chaliapin starred in all three versions, each of which used the same script, sets, and costumes, but different supporting casts. The English and the French versions are the most often seen, and both were released in May 2006 on a DVD. Pabst’s film was not a version of the Massenet opera but a dramatic adaptation of Miguel de Cervantes’ novel, with music and songs by Jacques Ibert.
In 1932, Chaliapin published a memoir, Man and Mask: Forty Years in the Life of a Singer. While touring Japan in 1936 he was suffering from a toothache, and a hotel chef devised a way to cook a steak to be extra tender for him. This dish is known in Japan as a Chaliapin steak [ja] to this day.[8]
Chaliapin’s last stage performance took place at the Monte Carlo Opera in 1937, as Boris. He died the following year of leukemia, aged 65, in Paris, where he was interred. In 1984, his remains were transferred from Paris to Moscow in an elaborate ceremony. They were re-buried in the Novodevichy Cemetery.[9]
Personal life[edit]
Chaliapin was married twice. He met his first wife, Italian ballerina Iola Tornaghi (1873–1965), in Nizhny Novgorod. They married in Russia in 1898 and had six children: Igor, Boris (1904–1979), Irina, Lidia and twins Feodor Jr. (1905–1992) and Taniya. Igor died aged four. Feodor Jr. was a character actor featured in Western motion pictures including Moonstruck and The Name of the Rose opposite Sean Connery.[10] Boris was a well-known graphical artist, who painted the portraits used on 414 covers of the Time magazine between 1942 and 1970.[11]
While married to Tornaghi, Chaliapin lived with Marina Petsold (1882–1964), a widow who already had two children from her first marriage. She had three daughters with Chaliapin: Marfa (1910–2003), Marina [ru] (1912–2009),[12] and Dasya (1921–1977). Chaliapin’s two families lived separately, one in Moscow and the other in Saint Petersburg, and did not interact. Chaliapin married Petsold in 1927 in Paris.[13][14]
Chaliapin had his portrait painted a number of times by the Russian artist Konstantin Korovin. They had been introduced to each other in 1896 and became close friends.[15]
Gallery[edit]
-
-
The belltower of the Epiphany (Bogoyavlenskaya) Church in Kazan. The Chaliapin Chamber Hall is located on the second floor of the belltower.[16]
-
Honours and awards[edit]
- 1902 – Order of the Golden Star of Bukhara, 3rd class
- 1907 – Golden Cross of the Prussian eagle[clarification needed]
- 1908 – Commander of the officer’s rank[clarification needed]
- 1910 – Soloist of His Majesty (Russia)
- 1912 – Soloist of His Majesty the King of Italy
- 1914 – British award for special achievements in the arts[clarification needed]
- 1914 – Order of St. Stanislaus, 3rd class (Russia)
- 1916 – The title of the officer[clarification needed]
- 1918 – People’s Artist of the Republic (The Soviet government withdrew the title in 1927)[17]
- 1934 – Commander of the Legion of Honour (France)
Chaliapin (center) with fellow members of the Moscow Sreda in 1902
Autobiographical works[edit]
Chaliapin’s autobiographical collaboration with Maxim Gorky occurred in 1917. He had already begun writing his autobiography long before, in the Crimea. In 1917, while he was in the south of France, he was urged to write such a work by a French journalist who hoped to ghost-write it. Gorky, who was his intimate friend and was then living in Capri, persuaded Chaliapin to stay with him there and with the help of a secretary a great deal of information was taken down which Gorky fashioned into a long manuscript, published in Russia in 1917 as a series of articles in the journal Letopis. Meanwhile, Chaliapin attempted to sell it to an American publisher, who refused it on learning that it had been published in Russian. There was a rift with Gorky, and Chaliapin worked with another editor to produce a ‘new’ version of his original text. The new book, published in America as Pages of My Life (Harper and Brothers, New York 1927), took the story only up to 1905, and lacked the depth, style and life of Gorky’s version. Then, in 1932, Chaliapin published Man and Mask (Alfred A. Knopf, New York) to celebrate the fortieth anniversary of his first stage appearance. The original manuscript of the Gorky version was first translated and published in English in 1967, by Nina Froud and James Hanley, as Chaliapin: An autobiography as told to Maxim Gorky (Stein and Day, New York), and included an appendix of original correspondence including a section relating to Gorky.[18]
Recordings[edit]
Chaliapin possessed a high-lying bass voice with an unmistakable timbre which recorded clearly. He cut a prolific number of discs for His Master’s Voice, beginning in Russia with acoustical recordings made at the dawn of the 20th Century, and continuing through the early electrical (microphone) era. Some of his performances at the Royal Opera House, Covent Garden, in London were recorded live in the 1920s, including a haunting version of the «Death of Boris» from Boris Godunov. His last disc, made in Tokyo in 1936, was of the famous The Song of the Volga Boatmen. Many of his recordings were issued in the United States by RCA Victor. His legacy of recordings is available on CDs issued by EMI, Preiser, Naxos and other commercial labels. In 2018 his complete recordings were issued on 13 CDs by Marston Records. They consist of songs as well as a range of arias from Italian, French and, Russian opera.
Portrait photograph of Fyodor Chaliapin, 1922
Opinions on his art[edit]
- Opera commentator/historian Michael Scott avers that: «Chaliapin ranks with Caruso and Maria Callas as one of the three greatest singers and most potent and influential artists of the twentieth century.»[19]
- «At the Met he sang the role of Basilio in Rossini’s The Barber of Seville as a vulgar, unctuous, greasy priest, constantly picking his nose and wiping his fingers onto his cassock. Audiences were appalled. Defending himself, Chaliapin said in an interview that Basilio ‘is a Spanish priest. It is a type I know well. He is not the modern American priest, clean and well-groomed; he is dirty and unkempt, he is a beast, and this is what I make him, a comic beast.’ » (Harold C. Schonberg)[20]
- Some accused Chaliapin of brawling backstage. Rachmaninoff agreed. «Feodor is a brawler. They are all scared of his very spirit. He shouts suddenly or even hits someone! And Feodor’s fist is powerful … He can take care of himself. And how else should one behave? Backstage at our own theater it’s just like a saloon. They shout, they drink, they swear in the foulest language.»[4] In a letter from November 1910 to the editor of Utro Rossii, the publication which supposedly quoted the above remarks and which attributes them to Rachmaninoff, the composer categorically denies the quotation and wrote «The article publishes without my knowledge words of mine about the Bolshoi Theater and Chaliapin…I said that we often have regrettable confusion backstage at the Bolshoi Theater…I also said that I had heard rumors that since Chaliapin had been appointed régisseur of those operas in which he sings, there is more quiet backstage. That is all I said… S. Rachmaninoff».[21]
- Met diva Geraldine Farrar said Chaliapin had a voice like «melodious thunder» but warned of his unannounced antics to hog the limelight onstage. «Chaliapin was a wonderful opera partner, but one had to be watchful for sudden departures from the rehearsal plan, and the touches of originality favorable only for the aggrandizement of Chaliapin.»[22]
- Dale Carnegie, referencing a story by impresario Sol Hurok, says that Chaliapin was often temperamental, even acting like a “spoiled child.” On hearing the concert basso’s complaint that his throat was raw and that he would not be able to sing at a scheduled performance at the Metropolitan Opera, Hurok agreed immediately to cancel the engagement, commenting: “It will only cost you a couple of thousand dollars, but that is nothing in comparison to your reputation.” Chaliapin left open the possibility that he might nevertheless perform if he felt better later, and Hurok dutifully checked on him twice before the concert time. Finally he agreed to perform, provided that Hurok would announce to the audience that Chaliapin “had a very bad cold and was not in good voice.” Carnegie comments approvingly: “Mr. Hurok would lie and say he would do it, for he knew that was the only way to get the basso out on the stage.”[23]
References[edit]
Notes
- ^ Gregory Freidin. Feodor Chaliapin. Encyclopaedia Britannica
- ^ Grove Dictionary of Music and Musicians, 5th ed, 1954, Vol. VII., p. 734 (footnote)
- ^ Operatic Vocals. clara.net
- ^ a b Schonberg, 339.
- ^ Geoffrey Norris (ed.), Stanley Sadie (1980) The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London: MacMillan, p. 714. ISBN 0-333-23111-2.
- ^
«Harry Lubin». apm Music. Archived from the original on 2016-03-14. Retrieved 16 March 2016. - ^ МНИМЫЙ БОЛЬШЕВИК И ВЕЛИКИЙ АРТИСТ. Newspaper Гражданинъ (2002)
- ^ «Chaliapin donbury – Food wars». 21 January 2021.
- ^ «Novodevichy Cemetery». Passport Magazine. April 2008. Retrieved 12 September 2013.
- ^ Wolfgang Saxon (October 1, 1992) Feodor Chaliapin Jr. Dies at 87; Singer’s Son and Longtime Actor. New York Times.
- ^ Time magazine covers by Boris Chaliapin Archived 2009-01-02 at the Wayback Machine at Time
- ^ На 98-м году жизни скончалась дочь Федора Шаляпина. tvkultura.ru. 14 July 2009
- ^ Maya Kern (12 February 2014) 7 малоизвестных фактов из личной жизни Шаляпина. rg.ru
- ^ История любви: Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги. Argumenty i Facty. 7 February 2014
- ^ Polozova, Lyudmila. Portraits of the Friends of Konstantin Korovin. [1]. Tretyakov Gallery, 2012
- ^ Всероссийский реестр музеев. «Камерный шаляпинский зал» Archived 2009-05-05 at the Wayback Machine
- ^ David Ewen (1978). Musicians Since 1900: Performers in Concert and Opera. H. W. Wilson Company. ISBN 978-0-8242-0565-2.
Withdrew honorary.
- ^ See the translator’s note (by Nina Froud) in the 1967 work.
- ^ Michael Scott (1977) The Record of Singing Vol. 1. Duckworth, London, p. 223.
- ^ Schonberg, 340.
- ^ Bertensson & Leyda, Rachmaninoff: a Lifetime in Music, p. 171.(Indiana University Press, 2001 by permission of New York University Press which had originally published the work in 1956)
- ^ Schonberg, 336.
- ^ Dale Carnegie, How to Win Friends and Influence People (“Principle 9: Be sympathetic with the other person’s ideas and desires.”), Simon & Schuster, 299 pages. ISBN 978-0671425173.
Bibliography
- Schonberg, Harold (1988). The Virtuosi: Classical Music’s Great Performers From Paganini to Pavarotti. Vintage. ISBN 0-394-75532-4.
- Darsky, Joseph (2012). Tsar Feodor: Chaliapin in America. New York: Nova Science publishers. ISBN 978-1-62100-413-4.
- Borovsky, Victor (1988). Chaliapin. A Critical Biography. London: Hamish Hamilton. ISBN 978-0-24112-254-9.
External links[edit]
- Tatar Museums (in English)
- Chalyapin and Kazan (in Russian)
- Kazan: Kultura (in Russian)
- Theodore Chaliapine includes two recordings
- Theodore Chaliapine ten recordings
- Chaliapine – six photographs in character
- Another biography of Fyodor Shalyapin
- Memorial house of F. I. Shalyapin, Moscow Archived 2020-07-31 at the Wayback Machine, many pictures, five recordings
- History of the Tenor – Sound Clip and Narration Archived 2015-05-04 at the Wayback Machine
- Schubert’s Doppelgänger performed in Russian on YouTube – (Doppelgänger Шуберта в исполнении на русском языке)
- «Feodor Chaliapin». Theatre and Performance. Victoria and Albert Museum. Archived from the original on 2011-04-21. Retrieved 2011-02-15.
- Chaliapine discography on Russian-Records.com
29 марта 1890 года Федор Шаляпин дебютировал с партией Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной Казанским обществом любителей сценического искусства. Вскоре он переезжает из Казани в Уфу, где выступает в хоре труппы С.Я. Семенова-Самарского.
Далее он примыкает к труппе Г. И. Дергача, с которой он уезжает в Тифлис и начинает там заниматься с певцом Д.А. Усатовым.
В 1893 году Федор Шаляпин переехал в Москву, а в 1894 году – в Санкт-Петербург, где начал петь в загородном саду «Аркадия», в театре В.А. Панаева и в труппе В.И. Зазулина.
В 1895 году дирекция Санкт-петербургских оперных театров приняла его в состав труппы Мариинского театра, где он пел партии Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно и Руслана в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки.
В 1896 году С.И.Мамонтов предложил Федору Шаляпину петь в его Московской частной опере и переехать в Москву.
В 1899 году Федор Шаляпин стал ведущим солистом Большого театра в Москве и, гастролируя, с огромным успехом выступал в Мариинском театре.
В 1901 году Федор Шаляпин дал 10 триумфальных представлений в «Ла Скала» в Милане в Италии и проехал с концертным турне по Европе.
С 1914 года он начал выступать в частных оперных антрепризах С.И. Зимина в Москве и А.Р. Аксарина в Петрограде.
В 1915 году Федор Шаляпин исполнил роль Ивана Грозного в кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» по драме Л. Мея «Псковитянка».
В 1917 году Федор Шаляпин выступил как режиссер, поставив в Большом театре оперу Д. Верди «Дон Карлос».
После 1917 года он был назначен художественным руководителем Мариинского театра.
В 1918 году Федору Шаляпину было присвоено звание народного артиста Республики, но в 1922 году он выехал на гастроли в Европу и там остался, продолжив успешно выступать в Америке и Европе.
В 1927 году Федор Шаляпин пожертвовал деньги священнику в Париже для детей русских эмигрантов, что было представлено как помощь «белогвардейцам на борьбу с Советской властью» 31 мая 1927 года в журнале «Всерабис» С. Симоном. И 24 августа 1927 года СНК РСФСР постановлением лишил его звания Народного артиста и запретил возвращаться в СССР. Это постановление было отменено Советом Министров РСФСР 10 июня 1991 «как необоснованное».
В 1932 году он снялся в главной роли в фильме «Приключения Дон Кихота» Г. Пабста по роману Сервантеса.
В 1932 -1936 Федор Шаляпин поехал в гастроли на Дальний Восток. В Китае, Японии, Маньчжурии он дал 57 концертов.
Биография
Федор Шаляпин — великий русский оперный певец, знаковая фигура начала XX столетия. Творчество легендарного баса широко известно и за пределами его родины. Его карьера — ярчайший пример демократизации русской культуры. Выходец из низов, в разное время он был солистом в Мариинском и Большом театрах, выступал в Метрополитен-опере.
Детство и юность
Федор Иванович Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Его родители были приезжими крестьянами из Вятской губернии. Отец Иван Яковлевич на новом месте служил писчим в управлении земства. А мать Евдокия Михайловна была домохозяйкой.
В детстве у маленького Феди заприметили красивый дискант, благодаря чему он был отправлен в церковный хор певчим. Помимо этого, отец отдал мальчика на обучение к сапожнику, что для крестьянской семьи было обычным по тем временам делом.
Окончив несколько классов начального образования с отличием, юноша отправился на работу помощником писаря. Эти годы Федор Шаляпин будет потом вспоминать как самые скучные в его жизни, ведь он был лишен главного в его жизни — пения, так как в это время его голос переживал период ломки. Так бы и шла по накатанной карьера юного архивариуса, если бы однажды он не попал на представление Казанского оперного театра. Магия искусства навсегда захватила сердце юноши, и он решился на смену деятельности.
В 16 лет Федор Шаляпин с уже оформившимся басом прошел прослушивание в оперный театр, но с треском провалил его. После этого он обратился в драматический коллектив В. Б. Серебрякова, в который его берут на должность статиста.
Постепенно молодому человеку стали поручать вокальные партии. Уже через год Федор Шаляпин исполнил партию Зарецкого из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Но в драматической антрепризе он долго не задержался и уже спустя пару месяцев устроился хористом в музыкальную труппу С. Я. Семенова-Самарского, с которой уехал в Уфу.
По-прежнему Шаляпин оставался талантливым самоучкой, который после нескольких комически провальных дебютов обрел сценическую уверенность. Молодого певца пригласили в странствующий театр из Малороссии под руководством Г. И. Деркача, с которым он совершил ряд первых поездок по стране. Путешествие привело Шаляпина в конечном счете в Тифлис (ныне Тбилиси).
Там, в Грузии, талантливого певца заметил педагог по вокалу Дмитрий Усатов, в прошлом знаменитый тенор Большого театра. Он взял на полное обеспечение небогатого юношу и начал заниматься с ним.
Музыка
В 1894 году Федор Шаляпин поступил на службу в Императорский театр Санкт-Петербурга, но строгость, царящая здесь, начала его быстро тяготить. По счастливой случайности на одном из спектаклей его заметил благотворитель Савва Мамонтов и переманил певца к себе в театр.
Во время работы в труппе Мамонтова Шаляпин раскрыл вокальные и артистические способности. Он перепел все знаменитые басовые партии русских опер «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Хованщина». Его исполнение роли Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно до сих пор остается эталонным. Впоследствии Шаляпин воссоздаст похожий образ в опере «Мефистофель» итальянского композитора Арриго Бойто в театре Ла Скала, чем заслужит успех у мировой публики.
С начала XX столетия Шаляпин вновь появился на подмостках Мариинки, но уже в роли солиста. Со столичным театром он гастролировал по странам Европы, попал на сцену Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, не говоря уже о регулярных выездах в Москву, в Большой театр. В окружении знаменитого баса находился весь цвет творческой элиты того времени: Иван Куприн, Михаил Врубель, Сергей Рахманинов. Сохранились фото, где он запечатлен рядом с близким другом Максимом Горьким. Дружба с первым пролетарским писателем обезопасила семью Шаляпина от разорения во время «советского террора».
Неразрывно с именем певца связан Крым. Федор Иванович неоднократно посещал полуостров с концертами, был здесь на лечении и отдыхе. Впервые Шаляпин выступил в Ялте в 1898 году и сразу произвел впечатление на публику. В Крыму артист приобрел за баснословную сумму Пушкинскую скалу в Суук-Су, хотя позднее появилась легенда о том, что получил он это в подарок от состоятельной поклонницы его таланта.
После революции новая власть назначила Федора Ивановича руководителем Мариинского театра и присудила ему звание народного артиста Республики. Но в новом качестве певец проработал недолго, так как с первыми же заграничными гастролями 1922 года он иммигрировал вместе с семьей. Больше он на подмостках советской сцены не появлялся. Спустя годы советское правительство лишило Шаляпина звания народного артиста.
Творческая биография Федора Шаляпина — это не только его вокальная карьера. Помимо пения, талантливый артист увлекался живописью и скульптурой. Также он снялся в кино. Ему досталась роль Ивана Грозного в одноименной кинокартине Александра Иванова-Гая. Он участвовал в съемках фильма немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста «Дон Кихот», где исполнил главную роль знаменитого борца с ветряными мельницами.
Эмиграция
Одной из причин, по которой Шаляпин покинул советскую Россию стала его любовь к роскошной жизни, которую певец не мог себе позволить на скромные заработки на родине. Так, в 1925 году Федор Иванович осуществил свою мечту и стал рантье. Он приобрел многоэтажный особняк в Париже, на авеню Дейло. Это давало артисту возможность заниматься пением в качестве хобби, для души.
За рубежом Федор Иванович давал концерты в опере, на светских вечеринках. В год артист зарабатывал порядка $ 100 тыс. ($ 1,4 млн современных). Знаменитый бас пользовался авторитетом в Голливуде. Здесь он удостоился собственной звезды на «Аллее славы». Его талантом восхищались знаменитости того времени: Дуглас Фэрбенкс, Мэри Пикфорд, Грета Гарбо.
Личная жизнь
С первой женой Шаляпин познакомился в молодости, во время работы в антрепризном театре Мамонтова. Девушку звали Иола Торнаги, она была балериной итальянского происхождения. Несмотря на темперамент и успех у женщин, молодой певец решил связать себя узами брака как раз с этой утонченной женщиной.
За годы совместной жизни Иола родила Шаляпину шестерых детей. Но даже такое семейство не удержало Федора Ивановича от кардинальных изменений в жизни.
Находясь на службе в Императорском театре, ему приходилось часто жить в Санкт-Петербурге, где он и завел вторую семью. Сначала с будущей второй супругой Марией Петцольд Федор Иванович встречался тайно, так как она была тоже замужем. Но впоследствии они стали жить вместе, и Мария родила ему еще троих детей.
Двойная личная жизнь артиста продолжалась до момента его отъезда в Европу. На гастроли предусмотрительный Шаляпин выехал в составе второй семьи, а через пару месяцев к нему в Париж поехали пятеро детей от первого брака.
Из большой семьи Федора Ивановича в СССР остались только его первая жена Иола Игнатьевна и старшая дочь Ирина. Эти женщины стали хранительницами памяти оперного певца на родине.
Смерть
В последнее турне по странам Дальнего Востока Шаляпин отправился в середине 30-х годов. Он дал свыше 50 сольных концертов в городах Китая и Японии. После этого, вернувшись в Париж, артист почувствовал себя нехорошо.
В 1937 году врачи диагностировали у него онкологическое заболевание крови, Шаляпину оставался год жизни.
Скончался великий бас у себя в парижской квартире в начале апреля 1938 года. Долгое время его прах был захоронен на французской земле, и только в 1984 году по ходатайству сына Шаляпина его останки перенесли в могилу на Новодевичьем кладбище Москвы.
Правда, многие историки считали кончину Федора Шаляпина довольно странной. Да и доктора в один голос твердили, что лейкемия в качестве причины смерти с таким богатырским телосложением (рост Шаляпина — 195 см) и в таком возрасте встречается крайне редко.
Существуют свидетельства, что после гастролей по Дальнему Востоку оперный певец в Париж вернулся в болезненном состоянии и со странным «украшением» на лбу — шишкой зеленоватого цвета. Доктора утверждали, что подобные новообразования возникают при отравлении радиоактивным изотопом или фенолом. Вопросом, что же случилось с Шаляпиным на гастролях, задался и краевед из Казани Ровель Кашапов.
По мнению исследователя, Шаляпина «убрала» советская власть как неугодного. В свое время певец отказался вернуться на родину, плюс ко всему через православного священника оказывал материальную помощь бедным русским эмигрантам. В Москве его поступок назвали контрреволюционным, направленным на поддержку белой эмиграции. После такого обвинения о возвращении уже не шло и речи.
Вскоре певец вступил с властью в конфликт. Его книга «История моей жизни» была напечатана иностранными издательствами, а разрешение на печать они получили у советской организации «Международная книга». Шаляпина возмутило столь бесцеремонное распоряжение авторскими правами, и он подал в суд, который обязал СССР выплатить ему денежную компенсацию. Разумеется, в Москве это расценили как враждебные действия певца против Советского государства.
А в 1932 году он написал книгу «Маска и душа» и издал ее в Париже. В ней Федор Иванович в жесткой форме высказался по отношению к идеологии большевизма, к советской власти и в частности к Иосифу Виссарионовичу Сталину.
В последние годы жизни Шаляпин проявлял максимальную осторожность и подозрительных лиц к себе в квартиру не пускал. Но в 1935 году певец получил предложение об организации гастрольного тура в Японии и Китае. А во время гастролей в Китае Федору Ивановичу неожиданно предлагают дать концерт в Харбине, хотя изначально выступление там не планировалось. Краевед Ровель Кашапов уверен, что как раз там доктору Витензону, сопровождавшему Шаляпина в этом туре, был вручен аэрозольный баллон с отравляющим веществом.
Аккомпаниатор Федора Ивановича Жорж де Годзинский в своих воспоминаниях утверждал, что перед выступлением Витензон осмотрел горло певца и, несмотря на то что нашел его вполне удовлетворительным, «побрызгал ментолом». Годзинский рассказывал, что дальнейшие гастроли проходили на фоне ухудшающегося здоровья Шаляпина.
Память
В 1960 году старая и больная Иола Торнаги переехала в Рим, но перед отъездом она обратилась к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой с просьбой создать в их особняке на Новинском бульваре дом-музей Федора Ивановича Шаляпина. Здесь артист прожил с 1910 по 1922 годы. Музей-усадьба был создан в 1988 году. Здесь же появился и памятник артисту. Постаменты были установлены и в других городах.
В феврале 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения великого русского оперного певца. В московском доме-музее Шаляпина почитатели творчества широко отметили этот юбилей.
Сериал о жизни великого баса был создан компанией «Москино» в 2022 году. Главного героя на экране представил Александр Горбатов, а вокальные партии для проекта записал оперный певец Ильдар Абдразаков.
Арии
- Жизнь за царя (Иван Сусанин): Ария Сусанина «Чуют правду»
- Руслан и Людмила: Рондо Фарлафа «О, радость! Я знал»
- Русалка: Ария Мельника «Ох, то-то все вы, девки молодые»
- Князь Игорь: Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха»
- Князь Игорь: Ария Кончака «Здоров ли, князь»
- Садко: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны»
- Фауст: Ария Мефистофеля «Спустилась тьма»
Интересные факты
- Известный портрет Шаляпина в шубе написал Борис Кустодиев в 1921 году. Идея создания картины пришла художнику во время случайной встречи с музыкантом. По словам Федора Ивановича, богатую шубу он получил в счет платы за концерт от Петросовета.
- В работе над автобиографией «Страницы моей жизни» Шаляпину помогал Максим Горький. Писатель занимался редактурой текста, отчего его посчитали автором книги.
- Во время первой поездки в США на борту океанского лайнера «Адриатик» вместе с Федором Ивановичем находились Герберт Уэллс и немецкий композитор Рихард Штраус. Здесь же артист заработал приличную сумму, делая небольшие художественные наброски по $ 100 за штуку.
Биография Шаляпина
13 Февраля 1873 – 12 Апреля 1938 гг. (65 лет)
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 220.
Федор Иванович Шаляпин (1873–1938 гг.) – великий русский оперный певец, первый народный артист Республики. Биография Шаляпина богата значительными событиями. В разное время он был солистом в «Метрополитен Опера», а также в Мариинском и Большом театрах.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Детство и юность
Федор Иванович Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 г., в Казани. В детстве Федор пел в церковном хоре. До поступления в школу обучался сапожному делу у Н. А. Тонкова и В. А. Андреева. Начальное образование было получено им в частной школе Ведерниковой. Затем он поступил в Казанское приходское училище.
Обучение в училище закончилось в 1885 г. Осенью этого же года он поступил в ремесленное училище в Арске.
Начало творческого пути
В 1889 г. Шаляпин стал членом драматической труппы В. Б. Серебрякова. Весной 1890 г. состоялось первое сольное выступление артиста. Шаляпин выступил с партией Зарецкого в опере П. И. Чайковского, “Евгений Онегин”.
Осенью этого же года Федор Иванович перебрался в Уфу и поступил в хор опереточной труппы С. Я. Семенова-Самарского. В опере С. Монюшко “Галька” 17-летний Шаляпин заменил заболевшего артиста. Этот дебют принес ему известность в узком кругу.
В 1893 г. Шаляпин стал членом труппы Г. И. Деркача и перебрался в Тифлис. Там произошло его знакомство с оперным певцом Д. Усатовым. По совету старшего товарища, Шаляпин всерьез занялся своим голосом. Именно в Тифлисе Шаляпин исполнил свои первые басовые партии.
В 1893 г. Шаляпин переехал в Москву. Через год он перебрался в Санкт-Петербург и поступил в оперную труппу М. В. Лентовского. Зимой 1894–1895 гг. присоединился к труппе И. П. Зазулина.
В 1895 г. Шаляпина пригласили в состав питерской оперной труппы. На сцене Мариинского театра Шаляпин выступал в ролях Мефистофеля и Руслана.
Творческий взлет
В краткой биографии Шаляпина Федора Ивановича важно упомянуть, что в 1899 г. он впервые вышел на сцену Большого театра. В 1901 г. артист выступил в роли Мефистофеля в театре “Ла Скала” в Милане. Его выступление очень понравилось европейским зрителям и критикам.
В время революции артист выступал с народными песнями, а гонорары жертвовал рабочим. В 1907–1908 гг. стартовали его гастроли по Соединенным Штатам Америки и Аргентине.
В 1915 г. Шаляпин дебютировал в кино, сыграв заглавную роль в картине “Царь Иван Васильевич Грозный”.
В 1918 г. Шаляпин возглавил бывший Мариинский театр. В этом же году ему было присвоено звание Народного артиста Республики.
За границей
В июле 1922 г. Шаляпин уехал на гастроли в США. Сам по себе этот факт глубоко взволновал новую власть. А когда в 1927 г. артист пожертвовал свой гонорар детям политических эмигрантов, это было расценено как предательство советских идеалов.
На этом фоне в 1927 г. Федора Ивановича лишили звания народного артиста и запретили возвращаться на Родину. Все обвинения с великого артиста были сняты только в 1991 г.
В 1932 г. артист сыграл заглавную роль в кинофильме “Приключения Дон Кихота”.
Последние годы жизни
В 1937 г. у Ф. И. Шаляпина диагностировали лейкоз. Великий артист ушел из жизни через год, 12 апреля 1938 г. В 1984 г., благодаря барону Э. А. фон Фальц-Фейну, прах Шаляпина был доставлен в Россию.
Церемония перезахоронения выдающегося певца состоялась 29 октября 1984 г., на Новодевичьем кладбище.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- В жизни Ф. И. Шаляпина было немало интересных, забавных фактов. В юности он пробовался в один и тот же хор вместе с М. Горьким. Шаляпина руководители хора “забраковали” по причине мутации голоса, предпочтя его нагловатому конкуренту. Обиду на гораздо менее даровитого, по его мнению, конкурента Шаляпин сохранил на всю жизнь.
- Познакомившись с М. Горьким, он рассказал ему эту историю. Удивленный писатель, весело смеясь, признался, что конкурентом в хор, которого вскоре выгнали из-за отсутствия голоса, был именно он.
- Сценический дебют юного Шаляпина был достаточно оригинальным. В то время он был главным статистом, и на премьере спектакля выступал в бессловесной роли кардинала. Вся роль заключалась в величественном шествии через всю сцену. Свиту кардинала играли младшие статисты, которые очень волновались. Репетируя, Шаляпин велел им на сцене делать все в точности, как и он.
- Выйдя на сцену, Федор Иванович запутался в мантии и упал. Думая, что так и надо, то же самое сделала и свита. Эта “куча мала” проползла по сцене, сделав трагическую сцену невероятно смешной. За это взбешенный режиссер спустил Шаляпина с лестницы.
Тест по биографии
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елена Лисова
8/10
-
Анастасия Терехина
7/10
Оценка по биографии
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 220.
А какая ваша оценка за эту биографию?