Рассказ о филимоновской игрушке 2 класс

Содержание статьи

  • История
  • Особенности
  • Отличие от других промысловых игрушек
  • Филимоновские узоры в картинках
  • Первое знакомство и занятия для детей
  • Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.

Филимоновская игрушка - барашек

История

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.

Филимоновские игрушки

О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Филимоновские игрушки - упряжка

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.

Раскрашенные филимоновские игрушки

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.

Лепка филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Роспись филимоновской игрушки

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Филимоновские узоры

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Заготовки для филимоновских игрушек

Первое знакомство и занятия для детей

Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.

  1. Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
  2. Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
  3. Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
  4. В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

Этапы изготовления филимоновской игрушки - петушка

Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.

Как нарисовать филимоновского петушка?

  1. Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
  2. Детям выдают шаблоны игрушки.
    Шаблоны - силуэты филимоновских игрушек
  3. Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
  4. Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
  5. Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.

А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:

Раскрашивание силуэта филимоновской лошадки

Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.

  • Энциклопедия
  • Разное
  • Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка относится к разновидностям художественного промысла. Название игрушки произошло от населенного пункта в Тульской области – деревни Филимоново. В этом регионе находятся залежи специфической глины, из которой изготавливали посуду и различные игрушки. Среди археологов нет единого мнения о возрасте этого промысла: ему от 700 до тысячи лет. По преданию сама деревня получила название от Филимона, обнаружившего залежи глины и начавшего делать из нее горшки.

Изготовлением игрушек занимались целыми семьями, передавая тонкости мастерства следующим поколениям. Взрослые члены семьи чаще занимались посудой и производством киприча, а девочки под руководством бабушек изготавливали и расписывали свистульки. Деньги, собранные от продажи изделий, копились девушками как приданое.

В 19 веке глиняные игрушки стали основным источником дохода местных жителей, свистульки были известны далеко за пределами Тульской области. В начале 20 века производство филимоновской игрушки пошло на спад, но во второй половине 20 века промысел был восстановлен. В 2009 году был основан музей филимоновской игрушки в Тульской области в пгт.Одоев. Коллекции свистулек есть во многих музеях России. А с 2013 года стали проводить Одоевский фестиваль, посвященный глиняной игрушке и гончарному искусству.

Филимоновские игрушки выполняются в виде людей (всадников, барынь), а также животных, как реальных, так и мифических. У людей всегда узкое тело, а у зверей – тонкая шея, мелких деталей практически нет. Это из-за особенностей глины. Она не жирная и из нее можно вытягивать тонкие элементы без страха, что они потрескаются. Во время высушивания изделия серого оттенка, а после обжига при высоких температурах (около 1000 градусов) в особых печах игрушки становятся белыми. Поэтому предварительная грунтовка им не нужна, им можно расписывать сразу.

Для росписи современных изделий используют краски на основе акрила. Традиционные цвета филимоновских свистулек: розовый (малиновый), насыщенный желтый и ярко-зеленый. Часто, особенно фигурки зверей украшены разноцветными полосками, а на одежде людей присутствует орнамент. Барышни и их кавалеры всегда одеты в яркие наряды, украшенные еловыми веточками, солнцем, ромбами. Двух одинаковых игрушек не существует. Свисток в человеческих фигурках не делали, его размещали в тех предметах или животных, которые человек держал в руках.

Современная игрушка стала крупнее, теперь она достигает в высоту 20 см. Кроме одиночных персонажей появились целые композиции.

Доклад №2

Филимоновская игрушка — самодельная игрушка на Древней Руси, которая имеет корни в деревне Филимоново. Эксперты не могут сказать точное время возникновения такого вида промысла, но ориентируются на 1000-1300 годы. Изготавливались они из особой глины, которая находилась недалеко от деревни. Из этой глины лепили, в основном, лишь посуду, для продажи на базарах. Сами же игрушки изготавливали маленькие девочки с бабушками, в качестве приданого.

Разновидностей филимоновских игрушек достаточно много: от фигурок животных до изображений человека. Изображения людей довольно простые, без особых деталей, близки к старинным фигуркам. Зачастую мастерицы делали игрушки-свистульки, чтобы развлечь детвору. Так же эти произведения были достаточно популярны на различных ярмарках. Что приносило немало славы о Тульской области.

Изготавливались игрушки в несколько этапов: формовка, обжиг и раскраска. В формировке гилине придавали желаемый вид. Обжигали поделки в печи при температуре 700-1000 градусов, после чего серый цвет глины полностью исчезал и становился белым. При росписи игрушки использовались 3 основных цвета: красный, желтый и зеленый. Несмотря на это, игрушки получались достаточно красочными.

К сожалению, примерно в 1960 годах мастера Филимоновских игрушей исчезли. И только в 2009 в Тульской области открывается первый музей Филимоновских фигурок. Это говорит о том, что даже в наши дни данные произведения интересуют жителей нашей страны и не только. Иногда даже проходят фестивали данных игрушек, которые приковывают к себе большое внимание со стороны туристов.

2, 3, 5 класс кратко

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Популярные темы сообщений

  • Памятники Юнеско

    ЮНЕСКО – это Организация Объединённых Наций по вопросам науки, образования и культуры. С 1978 года ЮНЕСКО создает Список всемирного наследия, в котором числится болеет тысячи объектов: более 800 памятников культуры

  • Город Кострома

    Кострома, это древний, русский город, который был основан еще в 12 веке. Но, спустя столетие, был образован как самостоятельное, удельное княжество. Происхождение города связано с деятельностью князя Юрия Долгорукого.

  • Царство животных

    Царство животных богато видами животных, все они разные, все по-своему живут и питаются. У каждого семейства есть своя определённая задача, которую они выполняют. К примеру, насекомые хищники очищают мир от вредителей,

  • Профессия военный

    Военного человека видно сразу: и выправка, и осанка, и гордая походка- всё говорит о том, что перед нами настоящий мужчина. Тот, кто выбрал для себя карьеру профессионального военного и решил посвятить себя воинскому искусству, должен понимать,

  • Атмосфера

    Атмосфера это объем газа, которая состоит из разных смесей, на земле они считаются воздухом. Сам воздух состоит из молекул кислорода и с наибольшим участием азота. Незначительный процент разделяют другие газы — это пар,


  • История создания
  • Описание игрушки
  • Как играть?
  • Плюсы и минусы
  • Новый век

История создания

Филимоновская игрушка — один из древнейших русских художественных промыслов. Родина этих игрушек — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось «свистульки».

Описание игрушки

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивыми и выразительными формами. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от своего дома. Сейчас процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.

Все Филимоновские игрушки можно разделить на несколько видов:

• Игрушки в виде человечков (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);

• Животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);

• Птицы (петух, гусь, павлин);

• Игрушки состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).

Филимоновские игрушки имеют ряд особенностей. Фигурки изготавливаются преимущественно с длинными шеями как у людей, так и животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими формами. Оригинальная форма фигурок гармонирует с живой росписью. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Орнамент наносится на белый или желтый фон. Нанесение рисунка на фигурку всегда начинается с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, так повелось, что петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.

Фигурки девушек изготавливают с не очень широкой юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узенькое туловище, несоразмерно длинная шея и конусообразная голова. Фигурки мужчин сделаны по подобию женских фигур, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неаккуратные сапоги. Фигурки женского пола принято называть барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшие шляпки с узкими полями. Цветная роспись игрушек делает фигурки нарядными и праздничными, платья и рубашки украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен не схематично, а вразброс, что создает пестрый узор.

Все звери имеют тонкое туловище, длинную и изящно изогнутую шею, маленькую голову и короткие ножки. Если внимательно присмотреться, то различить одно животное от другого можно только с помощью рогов или ушей. Расписываются звери обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением языческого орнамента (солнышка, ромбиков, цветочков и пр.).

Как играть?

Яркие цвета игрушек и громкий свист очень нравятся детям. Взрослые же приобретают игрушки в качестве сувениров и оберегов. Начинать знакомство с русскими игрушками лучше всего в возрасте 5-7 лет. На фоне современных электронных игрушек забавные и яркие свистульки покажутся очень необычными. Ребенку можно рассказать историю этих игрушек, а потом предложить нарисовать такую фигурку на бумаге или слепить из пластилина.

Плюсы и минусы

Изучение народных промыслов развивает у детей интерес к творчеству и нашей истории, любовь и уважение к своему и чужому труду.

Новый век

И по сей день в Одоеве некоторые семьи продолжают изготовление Филимоновской игрушки. В местной школе искусств народные мастера преподают лепку Филимоновской игрушки, продолжая традиции старинных промыслов. На протяжении четырех лет учащиеся осваивают историю, методы и приемы лепки, стилистическое мастерство росписи. В одоевском краеведческом музее все желающие могут приобрести себе на память филимоновскую фигурку. Основная масса изделий филимоновских мастеров – это свистульки. Издавна считалось, что их звуки отпугивают нечистую силу.

    • Свисток расписной

      Быстрый просмотр

    • Джингл-стик

      Быстрый просмотр

    • Набор русских народных инструментов «Матрешка»

      Быстрый просмотр

    • Кастаньеты деревянные некрашеные

      Быстрый просмотр

    • Бубен

      Быстрый просмотр

    • Ксилофон диатонический, 8 пластин

      Быстрый просмотр

    Филимоновская игрушка

    Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

    Содержание:

    • История промысла
    • Виды игрушек
    • Технология изготовления
    • Роспись игрушки

    История промысла

     Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

    Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

    изготовление филимоновской игрушки

    К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

    Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

    Виды филимоновских игрушек

    разные филимоновские игрушки

    Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

    филимоновская барыня

    (Барыня)

    Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

    филимоновский петушок

    (Петушок)

    Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.

    Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

    Технология изготовления

    изготовление филимоновской игрушки

    Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает  и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

    Поэтапная технология создания:

    1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

    2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

    3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

    Роспись филимоновской игрушки

    роспись филимоновской игрушки

    Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

    Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

    Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

    4.Решение учебной задачи

    30 мин.

    Эвристический полилог, наглядный

    Педагогический показ

    Наглядный, словесное пояснение

    Демонстра-ционный,

    практический 

    Инструктаж

    Самостоятельная работа

    Сегодня мы познакомимся с глиняной филимоновской игрушкой. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

    Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона:

    Шёл дед по дороге. Шёл он дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её – в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

    Местные глинистые почвы давали плохой урожай, поэтому развивалось еще гончарное ремесло. Мастера работали семейно и продавали ее на базаре. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

    На слайде филимоновская игрушка:

    Какую форму имеет филимоновская игрушка? (Вытянутую). Какие преобладают в ней цвета? (Желтый, красный, зеленый, синий). Каким узором украшены филимоновские игрушки? (Полоски, точки, круги). В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии.

    Как вы думаете, что обозначает круг (солнце), треугольник (земля), елочки (символ растительности и плодородия)? Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

    -Олень — символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений, дарят на свадьбу.

    Конь — олицетворение всего живого, символ воды. Солнца, пладородия.

    Птица — рассвет, пробуждение Земли.

    Тренировка в изображении элементов, роспись игрушки: А сейчас давайте потренируемся в изображении элементов филимоновской росписи (линии, точки, круги). Теперь я покажу вам, как украсить наше животное (пед.показ): сначала я пятном изображаю копытца, для этого беру красный цвет. Затем красным цветом изображаю среднюю линию. Теперь я украшу лошадь: изображаю горизонтальные линии, для этого я возьму красный цвет, изображаю их на одинаковом расстоянии, но оставлю место, чтобы затем сделать зеленые линии. Также беру красный цвет и изображаю вертикальные чуть закругленные линии вдоль туловища.

    А теперь внимательно послушайте, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

    На каждой парте лежит шаблон. Вы по очереди обводите его, вырезаете и украшаете животное, затем мы поместим их на наше панно.

    Наблюдают   за объектами;

    Высказывают свои мнения по теме;

    Аргументируют  свое мнение;

    Наблюдают, запоминают порядок выполнения задания

    Слушают и  

    Воспринимают  задание

    Умение наблюдать, делать выводы,

    внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

    Умение следить и усваивать практические приёмы работы

    Умение принимать учебную задачу

    5. Итоги   урока

    Рефлексия

    5 мин.

    Словесный

    Демонстра-ционный

    1). Итоги темы.

    Итак, ребята, мы завершили с вами работу.

    Посмотрите, какие замечательные и необычные игрушки у вас получились!  Что необычного в них? Молодцы!

    Что мы с вами делали сегодня на уроке?

    Сложно ли вам было выполнять работу? В чем были сложности?

    Осматривают  выставку,

    анализируют  качество выполнения задания;

    Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников

    2.Мотивацион-ный

    2,5 мин.

    Словесный,

    фронтальный опрос

    Актуализация знания и опыта

    Ребята, когда вы все были маленькими, с чем вы играли? А какие вы знаете игрушки?

    А вы знаете, что это за игрушка? (Филимоновская игрушка) – на слайде филимоновская игрушка.

    Активно слушают,

    отвечают на вопросы, оценивают свои знания

    Умение пользоваться полученной информацией

    4.Решение учебной задачи

    30 мин.

    Эвристический полилог, наглядный

    Педагогический показ

    Наглядный, словесное пояснение

    Демонстра-ционный,

    практический

    Инструктаж

    Самостоятельная работа

    Сегодня мы познакомимся с глиняной филимоновской игрушкой. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

    Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона:

    Шёл дед по дороге. Шёл он дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её – в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

    Местные глинистые почвы давали плохой урожай, поэтому развивалось еще гончарное ремесло. Мастера работали семейно и продавали ее на базаре. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

    На слайде филимоновская игрушка:

    Какую форму имеет филимоновская игрушка? (Вытянутую). Какие преобладают в ней цвета? (Желтый, красный, зеленый, синий). Каким узором украшены филимоновские игрушки? (Полоски, точки, круги). В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии.

    Как вы думаете, что обозначает круг (солнце), треугольник (земля), елочки (символ растительности и плодородия)? Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

    -Олень — символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений, дарят на свадьбу.

    Конь — олицетворение всего живого, символ воды. Солнца, пладородия.

    Птица — рассвет, пробуждение Земли.

    Тренировка в изображении элементов, роспись игрушки: А сейчас давайте потренируемся в изображении элементов филимоновской росписи (линии, точки, круги). Теперь я покажу вам, как украсить наше животное (пед.показ): сначала я пятном изображаю копытца, для этого беру красный цвет. Затем красным цветом изображаю среднюю линию. Теперь я украшу лошадь: изображаю горизонтальные линии, для этого я возьму красный цвет, изображаю их на одинаковом расстоянии, но оставлю место, чтобы затем сделать зеленые линии. Также беру красный цвет и изображаю вертикальные чуть закругленные линии вдоль туловища.

    А теперь внимательно послушайте, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

    На каждой парте лежит шаблон. Вы по очереди обводите его, вырезаете и украшаете животное, затем мы поместим их на наше панно.

    Наблюдают за объектами;

    Высказывают свои мнения по теме;

    Аргументируют свое мнение;

    Наблюдают, запоминают порядок выполнения задания

    Слушают и

    Воспринимают задание

    Умение наблюдать, делать выводы,

    внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

    Умение следить и усваивать практические приёмы работы

    Умение принимать учебную задачу

    5. Итоги урока

    Рефлексия

    5 мин.

    Словесный

    Демонстра-ционный

    1). Итоги темы.

    Итак, ребята, мы завершили с вами работу.

    Посмотрите, какие замечательные и необычные игрушки у вас получились! Что необычного в них? Молодцы!

    Что мы с вами делали сегодня на уроке?

    Сложно ли вам было выполнять работу? В чем были сложности?

    Осматривают выставку,

    анализируют качество выполнения задания;

    Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников

    Цель: расписать шаблон филимоновской
    игрушки.

    Задачи:

    Образовательные:

    • закрепить знания об истории филимоновской
      игрушки;
    • закрепить знания определений орнамента и
      узоров.

    Обучающие:

    • учить работать с шаблоном;
    • учить размещать шаблон в центре листа;
    • формировать навыки росписи филимоноской
      игрушки.

    Воспитательные:

    • воспитывать любовь к русской культуре и
      искусству;
    • воспитывать аккуратность.

    Оборудование для детей: лист бумаги, простой
    карандаш, гуашь, ластик, баночка для воды, кисти.

    Оборудование для учителя: эскизы хода работы
    по росписи игрушки, картинка с символами, ребус.

    Оформление доски:

     

    1. Древние символы
    2. Ребус
    3. Ход работы
    4. Эскизы игрушек

    Ход урока

    I. Орг. момент.


    — Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок!
    Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
    Краски, кисточки, альбом?


    II. Эмоциональный настрой.

    — Сегодня нас ждет интересная работа, мы
    вспомним, что за уникальные игрушки делают в
    деревне Филимоново, как расписываю их, что
    обозначает орнамент на игрушках и сами побудем
    филимоновскими мастерами.

    — Что же это за удивительная и уникальная
    деревня Филимоново? (В ней живут филимоновские
    мастера, они делают игрушки-свистульки)

    — У меня в руках три слова, но буквы в этих словах
    перепутались и я теперь не могу их прочитать
    помоги те мне собрать слова из букв. (Малинка,
    зеленка, лимонка)

    — Что это за названия? (Так ласково называют
    мастерицы свои краски)

    — Какие цвета ни обозначают? ( Малинка — красный,
    зеленка — зеленый, лимонка — желтый). Какие еще
    цвета используют мастерицы? (Фиолетовый и синий,
    но редко)

    Презентация.

    — Давайте вспомним, какими узорами расписывают
    филимоновские мастера игрушки. (Слайд 2.)

    Что обозначают узоры первого ряда? (Солнышко)

    Подсказка:

    Ты весь мир обогреваешь
    И усталости не знаешь,
    Улыбаешься в оконце,
    А зовут тебя все …

    Ответ (Солнце)

    Что обозначают узоры второго ряда? (Вода)

    Подсказка: разгадайте ребус (Слайд 3.) (Вода)

    Что обозначают узоры третьего ряда? (Земля)

    Подсказка:

    Ни начала, ни конца,
    Ни затылка, ни лица.
    Знают все, и млад и стар,
    Что она — большущий шар.

    Что обозначают узоры четвертого ряда? (
    Плодородие)

    — Давайте теперь вспомним, какие сюжеты
    изображают мастера. (Барышня, всадник, петух,
    свинья, доярка, олень, солдат, козел, медведь,
    лошадь, солдат с птицей).

    III. Самостоятельная работа

    — Молодцы. На прошлом занятии вы побыли в роли
    филимоновских мастеров и учились наносить
    отдельные узоры. Сегодня мы с вами опять побудем
    в роли мастеров из деревни Филимоново, и будем
    расписывать игрушку, которую мы обведем по
    трафарету.

    У вас на партах лежат трафарет петуха. Положите
    перед собой лист бумаги вертикально. (Слайд 4.)

    Возьмите трафарет и разместите трафарет в
    центре листа. (Слайд 5.)

    Придерживая левой рукой трафарет, обводим
    фигурку. Откладываем трафарет на край стола.

    Приступаем к росписи нашей филимоновской
    игрушки. Первым этапом игрушку “желтят”. По
    белому фону обожжённой игрушки наносят первый
    цвет — жёлтый. Берем толстую кисть №3, начинам
    роспись с центра игрушки, наносим фрагмент
    солнышка, дуга и пять “лучиков” — прямых, три
    прямые на хвосте (краску наносим от центра к
    краю), две широкие полоски на шее. (Слайд 6.)

    Дальше берем красный цвет (малиновый). Берем
    тонкую кисть №1. Линии должны быть тонкими.
    Роспись ведётся по контуру жёлтого цвета.

    Наносим красный цвет на гребешок, клюв, по кроям
    полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки,
    на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.
    (Слайд 7.)

    Затем берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть
    №1. Роспись ведётся между красными линиями.
    Наносим тонкие линии. (Слайд 7.)

    IV. Итог урока

    Наша филимоновская игрушка готова.

    — Почему игрушка называется филимоновской?

    — В чем особенность филимоновских игрушек?
    (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой
    глине, особые элементы – символы: солнца, воды,
    плодородия и земли.)

    — Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
    (Красный, зеленый, желтый, также можно
    использовать синий, фиолетовый и бордовый).

    Список используемой литературы.

    1. http://filimonofskay-igrushka.ru/
    2. http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
    3. http://www.myshared.ru/slide/197512/

  • Рассказ о фикусе для 1 класса
  • Рассказ о тюлени в арктике
  • Рассказ о физической карте россии 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о тысячелистнике 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о фигурном катании на английском языке с переводом