Рассказ о фольклоре 5 класс литература

Литература

5 класс

Урок № 2

Фольклор. Малые жанры фольклора

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Особенности фольклорных произведений.
  2. Роль фольклора в жизни народа.
  3. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Тезаурус

Устное народное творчество (фольклор) – coвoкyпнocть paзличныx видoв и фopм мaccoвoгo cлoвecнo-xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, вoшeдшиx в бытoвyю тpaдицию тoгo или инoгo нapoдa.

Закличка – обрядовая песня заклинательного характера, сопровождающая обряд кликания и включающая обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках, как одушевлённые существа.

Считалка – рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.

Загадка – выражение, нуждающееся в разгадке, иносказательное, поэтическое воспроизведение предмета или явления.

Скороговорка – это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304.
  2. Иванова Е. В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.112.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96.
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112.
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400.
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80.
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 27.
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80.
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 19.06. 2019).
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.06. 2019).
  3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (дата обращения: 19.06. 2019).
  4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (дата обращения: 19.06. 2019).
  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.06. 2019).
  6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (дата обращения: 19.06. 2019).
  7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и текстыhttp://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (дата обращения: 19.06. 2019).
  8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html(дата обращения: 19.06. 2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввёл английский учёный У. Дж. Томс в XIX веке. Изначально этот термин использовали для обозначения всей духовной (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) и материальной (жильё, одежда) культуры народа. С начала XX в. термин используется в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

Фольклор был словесным искусством, присущим народному быту. С древности у большинства народов существовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Важнейшим событием стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел, а не как имевшее место быть в реальности событие.

В отличие от литературного произведения, автора которого мы всегда можем определить, фольклор – искусство коллективное. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определённых групп людей, но и коллективно создается и распространяется, от человека к человеку. Именно поэтому в обозначении фольклора очень важно определение «устное творчество». Однако коллективность в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера, чьи имена мы теперь уже не узнаем, создавали песни, частушки, сказки, которые уходили в жизнь уже без имени автора.

В фольклоре выделяют раздел «детский фольклор», к которому относятся:

1) тексты, которые сочиняют сами дети;

2) тексты, которые сочиняют взрослые для детей.

Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики.

К первой группе можно отнести следующие жанры:

Колыбельные – песенки, которые поёт мать для ребенка, чтобы его усыпить. Древние колыбельные не потеряли своих функций и популярности и в наше время. Цель колыбельных – успокоить ребёнка – достигается особой манерой исполнения и обращением к помощи различных животных. Самыми распространёнными персонажами колыбельных, кроме волчка, были куры, петушок, голуби.

Потешки, которыми развлекают ребёнка, чтобы он не плакал. Потешки содержат игровой элемент, который малыши выполняют пальчиками, ручками, ножками.

Загадки. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора. В прежние времена человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Загадки для чаще всего связаны с бытовыми предметами или существами из животного мира, знакомыми ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь.

Ко второй группе можно отнести такие жанры, как:

Заклички. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Закличка включала обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т. д., которые живут в закличках как одушевлённые существа.

Считалки. Используются с целью определить очередность участников игры. Тот, кто произносит считалку, указывает по очереди на каждого участника. При финальных словах «Тот и вон пойдёт» или «А я водить не буду» участник становится ведущим или выполняет другую роль (в зависимости от условий).

Теоретический материал для углублённого изучения

Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учёте психологии и возрастных особенностей детей.

Наконец, в детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и в быту детей. Эти произведения живут лишь в детской среде. Детский фольклор в прямом смысле слова – творчество детей. Ему особенно присущи черты, свойственные детям. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учёте возрастных особенностей детей. Этот фольклор выражает душевный мир ребёнка. История произвела строгий отбор тех детских произведений, которые могли жить века, забывалось и исчезало всё то, чему не было дано остаться в памяти народной. Традиционный детский фольклор покоряет своим совершенством, красотой и жизненной силой. Это поистине поэзия детства и отрочества. Её замечательные свойства обнаружились в том, что она на протяжении столетий с успехом формировала душевный мир здоровых и весёлых русских людей.

Особый жанр детского фольклора этого рода образуют игровые припевы и приговоры, нераздельно соединённые с элементами драматического представления в игре. Сюда можно отнести и считалки. Большинство из них создано детьми, но по образцу и подобию «пересчётов» взрослых. Несмотря на весьма серьёзное изменение в образной структуре и в самом назначении этого жанра, считалка генетически связана с творчеством взрослых. Считалками можно назвать и собственное творчество детей.

(В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания / зачёркивания элементов

Подчеркните верный вариант:

Заклички – это обращение к:

— сверстникам

— животным

— силам природы и временам года

Вспомним назначение закличек, рассмотренных на уроке, их направленность на призывы к силам природы, и выберем ответ: «к силам природы и временам года».

Правильный ответ:

— силам природы и временам года

Сортировка элементов по категориям;

Соотнесите группу малых жанров фольклора с их названиями

  1. Произведения, созданные детьми.
  2. Произведения, созданные взрослыми для детей.

— колыбельные песни

— считалки

— заклички

— потешки

— загадки

— скороговорки

Правильный ответ:

  1. Произведения, созданные детьми:

— считалки

— заклички

  1. Произведения, созданные взрослыми для детей:

— колыбельные песни

— потешки

— загадки

— скороговорки

Вспомним о происхождении малых жанров фольклора, о том, с какой целью народом создавались те или иные жанры и в какой среде возникали: в среде детей или взрослых. Из предложенных вариантов выберем жанры считалки и заклички, возникшие в процессе игровой деятельности детей, остальные жанры относятся ко второй группе.

Фольклор


Фольклор

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 362.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 362.

Фольклор – (от английского folk – народ, lore – мудрость) – особый вид искусства, устное народное творчество. Отличительной чертой фольклора является коллективное авторство, поэтому его и называют творчеством народным. Основные жанра фольклора: былины, сказания, песни, легенды, частушки, пословицы, поговорки, сказки для детей.

Что такое фольклор в литературе?

Фольклор – это то, что имеет культурную ценность и передается из уст в уста, это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Определение “фольклор” впервые ввел английский ученый У. Томс.

Жанры фольклора:

  • былина – жанр русского фольклора, песня-сказание героического или исторического содержания. Персонажи былин – русские богатыри, повествование ведется о жизни Древней Руси.
  • сказка фольклорная – жанр фольклора, повествование с фантастическим вымыслом. Фольклорные сказки подразделяются на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.
  • частушка – жанр фольклора, обычно представляет собой четверостишие юмористического или сатирического содержания.
  • поговорка – жанр фольклора, краткое образное высказывание, но, в отличие от пословицы, не являющееся законченным суждением. Например, “Убил двух зайцев”.
  • пословица – жанр фольклора, краткое изречение, содержащее народную мудрость. В пословицах присутствуют признаки поэтической речи: ритм, рифма, размер. Например, “чем богаты, тем и рады”.
    Примеры поговорок

    Рис. 1. Примеры поговорок.

Фольклор в более широком понимании включает в себя еще и обряды, язык, верования, ремесла.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам понять, что относится к фольклору, какие жанры он в себя включает. Также в статье дается определение таким понятиям, как былина, сказка, частушка, пословица и поговорка.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Сизов

    5/5

  • Светлана Смирнова

    5/5

  • Елизавета Панкратьева

    5/5

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 362.


А какая ваша оценка?

Цель:

  1. Дать учащимся понятие о
    фольклоре, познакомить с жанрами, видами
    фольклора.
  2. Обобщить сведения о жанрах, с которыми
    дети знакомились на практическом уровне,
    на протяжении всей своей предыдущей
    жизни. Расширение представлений о
    народном творчестве.

Эпиграф: “Начало искусства слова – в
фольклоре” А. М. Горький

Оборудование: выставка детских книжек:
потешки, загадки, прибаутки.

Ход урока.

I. Слово учителя:

Любая книга, или произведение, как мы
говорим, создана чьим-то трудом. У
произведения есть автор, который в
результате творческого труда создал это
произведение. Чтобы что-то создать, надо
иметь материал, — главный из которых язык.

Сегодня мы начнем разговор о
произведениях с самых древних времен, когда
еще и письменности не было.

— Это устное народное творчество.

— В научной литературе его называют фольклор
(на доску).

— Эти произведения с незапамятных времен
складывались народными мастерами слова,
передавали из уст в уста, из поколения в
поколение. Новые сказатели
совершенствовали текст, добивались все
большей выразительности, точности слова.

— Так дошли до нас произведения устного
народного творчества:
сказки, пословицы,
загадки, частушки, колыбельные песенки,
прибаутки.

Запишем: Устное народное творчество,
или фольклор, — словесное поэтическое
творчество народа.

Устное народное творчество,
родившееся в глубине веков и
передававшееся из уст в уста, выражает
мечту
народа о радостном и творческом
труде
, о покорении природы, веру
народа в победу добра, справедливости и
неиссякаемую силу народных героев –
защитников родной земли, надежду народа
на лучшее и справедливое устройство мира.

II. Оформление опорного
конспекта

Учитель.: на уроках мы будем наблюдать
только за этими видами народного
творчества. Но на самом деле их гораздо
больше.

III. Малые жанры
фольклора:

  1. Детский фольклор — богат самыми
    различными видами: потешки, прибаутки,
    присказки, считалки, дразнилки – все они
    встречаются в вашей речи, и вы
    воспринимаете их как естественное и не
    думаете, что это фольклор.

  2. Сказки – сказка показывает, что добро
    прекрасно, а зло отвратительно.


Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин
говорил: “Сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок”

— Шел он долго ли, коротко ли,

* * *

Такая красавиц – ни вздумать, ни взгадать,
только в сказке сказать.

** *

Ни в сказке сказать, ни пером описать

Есть устойчивые выражения (добра молодца…)

г) Повествование отличается своеобразным
ритмом
:

  • герой должен пройти три испытания,
  • попадает в три царства, троекратное
    повторение
  • дается три задания,
  • произносятся три раза одни и те же
    слова:

“Ложись спать, утро вечера мудренее”.

3. Пословицы и поговорки – мудрые
изречения

а) Веками создавал народ мудрые изречения.

В них передавались главные мысли о жизни

  • как дорога человеку родная земля;
  • о дружбе и взаимопомощи;
  • о труде;
  • о чести;
  • о смелости. – И вообще обо всем, с чем в
    жизни встречается человек
    .

б) Пословица – это краткое
изречение с нравоучительным смыслом

в) У пословицы есть родная сестра – поговорка.

Они похожи друг на друга, но …

Отличие: пословица – законченное
предложение,
в ней часто есть ритм и рифма.

Поговорка – часть предложения.


(Завел сказку про белого бычка)

4. Загадки

– это игра на
сообразительность, в ней надо догадаться, о
чем идет речь.

Это иносказание: описывается один предмет,
а подразумевается другой
.

(Помните: загадка хитра, она дает
возможность почувствовать себя умным).

— Загадка удивляет и радует складной речью,
метким словом.

Недаром в сказках герою нередко
приходится проходить испытание
загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не
отгадаешь – голова с плеч
.

5. Небылицы – рассказывают о
невероятном (что сближает со сказкой).

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

На булатной на телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.

По-другому небылицы называют перевертышами.

6. Скороговорки – это игра, основанная на
произношении труднопроизносимых звуков.


Попробуйте:

— Кукушка кукушонку купила капюшон, надел
кукушонок капюшон, а в капюшоне он смешон.

— Наш Полкан попал в капкан.

— Сыворотка из-под простокваши.

7. Считалки – непременные участники
детских игр.

— Перед считалкой все равны – на кого
указала, тому и гадать.

Главное – четкость ритма.

* * *

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Честных и добрых людей!

* * *

Бежит зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать.

Выходи, тебе искать.

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звезды, месяц, луг, цветы,

Ты поди-ка поводи!

* * *

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.

Кто не верит – выйди вон!

8. Существуют еще другие виды игровые (заклички,
приговорки, потешки, прибаутки, дразнилки).

а) 

Ваня, Ваня, простота!

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом наперед 
И поехал в огород.

— дразнилка

б) 

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки 

потешка (так
потешают маленьких)

в) 

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке 
По кривой дорожке.

прибаутка (всегда с
усмешкой)

г) 

Божия коровка,

Улети на небо, 
Принеси нам хлеба

приговорка

д) Если несколько дней подряд льют дожди,
то просят дождик перестать:

Дождик, дождик, убывай,

Будет славный урожай:

В поле лен и бобы, 
В лесу ягоды, грибы. 
В саду мак и сирень,

В огороде зелен хмель!

 — это заклички. Так в
древности заклинали (призывали) дождь

е) 

Радуга – дуга, 
Не давай дождя, 
Давай солнышко

Под оконышко! 

Тучи, тучи,

Набегайте в кучу!

Солнышко заволоките, 
Дождем землю промочите!

частушки

Гром, гром, 
Не бей в наш дом. 
А бей в колоду — 
В холодную воду! 

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке, 
На меня по крошке.

А на Бабу – Ягу

Лей по целому ведру!

Гром гремучий,

Тресни тучи.

Дай дождя

С небесной кручи.

колядки

д) анекдот – сатира, юмор. Смешной рассказ.

II. Закрепление изученного.

1. Играем со словами!

Отгадайте: 

На всякий зов даю ответ,

А ни души, ни тела нет (Эхо)

* * *

Красна девица, каменное сердце

* * *

Ты от нее – она за тобой,

Ты за ней – она от тебя (иголка с ниткой)

* * *

Пристала ко мне в лесу; искал, искал ее –
не нашел,

Домой в ладошке принес (заноза)

Гори, солнце, ярче!

Божью коровку спрашивают, какая будет
погода, или просят:

Коровка – боговка,

Полети на небо,

Принеси мне хлеба,

Сушек, плюшек,

Сладких ватрушек.

Всем продавай,

А нам так давай!

* * *

Божья коровушка,

Будет дождь или солнышко?

Если будет солнышко – то лети!

Если будет дождь – то сиди!

Улитку просят:

Улита, улита,

Выпусти рога!

Дам тебе я хлеба

И кусок пирога!

Прикажи улите: сейчас же выпусти рога!

Попроси ее: не откажи, пожалуйста,
покажи свои рожки, мне очень хочется на них
посмотреть.

2. Работа с пословицей по речевой (проблемной)
ситуации

а) “Сказала Нина что-то по секрету подруге.
Та не утерпела, рассказала другой, другая –
третьей, вскоре об этом знали все. Какая
пословица есть на этот счет?

  1. По секрету всему свету.
  2. С болтунами держи язык за зубами.
  3. Не все мели, что знаешь.
  4. Видно, у нее язык без костей.
  5. Мельница мелит – мука будет, язык мелит –
    беда будет.

II часть.

Творчество родителей.

Посиделки “У самовара”


1


Фольклор урок литературы в 5 классе Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 15» г. Усолья-Сибирского Феофилактова Татьяна Васильевна


2


Что такое фольклор? Какие бывают жанры фольклора?


3


Цели урока: 1. Познакомиться с термином «фольклор» 2. Узнать о группах и жанрах фольклора 3. Вспомнить жанры детского фольклора


4


Содержание урока: 1. Что такое фольклор? 1) Что означает термин фольклор 2) История фольклора 3) Отличительные черты фольклора 4) Исполнители фольклора у разных народов 2. Жанры фольклора 1) Большие фольклорные жанры 2) Малые фольклорные жанры 3. Жанры детского фольклора


5


Термин фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении. Итак,


6


Фольклор устное народное поэтическое творчество Смотри статью «Устное народное творчество»


7


История фольклора История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. Обряды и мифы рождались как форма согласования человека с событиями окружающего мира. Так, например, сказка о животных развивалась в русле представлений человека о животных – своих предках. Волшебную сказку интересуется не весь природный космос, а отношения внутри человеческого рода. В былинах осмысляются различия между своей землей и чужими государствами, своим народом и другими этносами.


8


Черты фольклора устная форма опора на традиции непосредственный контакт исполнителя и слушателя коллективность народность вариативность


9


Фольклор разных народов У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи


10


Казахские и киргизские акыны


11


Украинские кобзари французские трубадуры


12


Еще в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений.


13


Жанры фольклора Большие жанры Сказка Былина Малые жанры Пословицы Поговорки Загадки Прибаутки Анекдоты Заклички Потешки Пестушки Частушки Скороговорки


14


Что такое сказка? Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях Читай статью «Сказки»


15


Виды сказок волшебные волшебные о животных бытовые о животных бытовые


16


Волшебные сказки В таких сказках воплощены мечты человека о светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Они вознаграждены за верность и трудолюбие, доброту и бескорыстие. Читай статью «Художественные особенности сказки» Читай статью «Художественные особенности сказки»


17


Сказки о животных Среди русских народных сказок мы выделяем сказки о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Основной признак таких сказок – животные выступают не помощниками. А главными героями. Читай статью «Присказки»


18


Социально-бытовые сказки В бытовых сказках прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», Жена- спорщица» и т.п). В них отражен быт, повседневная жизнь. Герои: мужик и его жена, зять, Иванушка- дурачок, солдат, поп, барин и его работник, купец. В бытовых сказках чудеса мнимые, кажущиеся героям из-за своей глупости, лени, забывчивости, жадности, зависти.


19


Памятка «Как рассказывать сказку» Рассказывай медленно, плавно. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три». Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей. Начинай с присказки, завершай концовкой.


20


Былина Былина (от слова «быль») – это произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях. Они повествуют о подвигах богатырей, проявляющих свою силу, удаль, храбрость. Переходя из поколения в поколение, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений об истории. Все, о чем рассказывалось в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события. Былины -богатый исторический опыт народа, который касается самых различных сторон национальной жизни: борьбы с иноземными захватчиками, становления государства, семейных отношений и так далее. Читай статью «Былины» Прослушай былину «Илья Муромец»


21


Герои былин Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Чаще всего они защищают землю от захватчиков, ведут борьбу за справедливость. Читай статью «Герои былин»


22


Пословицы Пословица — народное изречение, имеющее поучительный смысл, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Читай статью «Пословицы и поговорки» Пословицы о труде и лени


23


Поговорки Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши Читай статью «Пословицы и поговорки» Пятое колесо в телеге


24


Загадки Загадка – это жанр детского фольклора. В этих коротких стишках называются только признаки или действия предмета и явления, а не сам предмет или явление. Загадка часто пользуется приемом сравнения, особенно часто неживой предмет сравнивается с живым: лук – дед, морковка – красная девица, замок – черная собачка. Смотри примеры русских народных загадок Смотри примеры русских народных загадок


25


Анекдоты Анекдот — от греческого — неизданный. Это жанр фольклора, короткий устный рассказ сатирического или юмористического содержания с неожиданной остроумной концовкой Героями анекдотов являются исторические лица, политические деятели, представители рас и др. Читай сборник анекдотов на школьную тему


26


Частушки Частушка — это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Частушки сочиняются на злободневные темы, бывают политического, а также любовного содержания. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины девятнадцатого века, особенно стали популярны в первой половине двадцатого века. Читай сборник частушек на школьную тему


27


Детский фольклор Детский фольклор явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра — своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие — совсем недавно, те призваны развлекать, а эти — чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…


28


Жанры детского фольклора Пестушки Потешки Заклички Загадки Считалочки Скороговорки Прибаутки Колыбельные песни


29


Дразнилки Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде. Читай детские дразнилки


30


Игровые жанры детского фольклора Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Это молчанки, голосенки, сечки, игровые приговоры, считалки, морилки, скороговорки, долгоговорки, жеребьевке оговорки. Читай об игровых жанрах детского фольклора


31


Проверь свои знания! 1. Фольклор – это:


32


2. Кто является автором фольклорного произведения?


33


3. Что такое пословица?


34


4. Что такое загадка?


35


5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?


36


6. Что отличает сказку от мифа?


37


7. Что такое народная сказка?


38


8. Былина – это:


39


9. Один из жанров малого фольклора?


40


10. Назовите жанр детского фольклора.

История русского фольклора

древний русский фольклор

Русский фольклор представляет собой совокупность произведений устного народного творчества, наделенных глубоким идейным смыслом и характеризующихся высокохудожественными качествами. В процессе труда и повседневной жизни люди наблюдали за окружающим миром. Благодаря этому накапливался жизненный опыт — не только практический, но и нравственный. Простые наблюдения помогали понять сложные вещи.

Истоки возникновения фольклора на Руси

истоки фольклора

Слово «фольклор» (folk-lore) (в переводе с английского на русский — «народная мудрость, знание»), обозначает различные проявления народной духовной культуры и включает в себя все поэтические и прозаические жанры, а также обычаи, обряды и традиции в сопровождении устного словесного художественного творчества.

До возникновения на территории Древней Руси письменности и литературы, народный фольклор представлял собой единственный вид художественного творчества, своеобразный метод передачи народной памяти и опыта поколений, «зеркало души» русского народа, выражавшее его мировоззрение, моральные и духовные ценности.

В основу русского фольклора легли исторические события, традиции, обычаи, мифология и верования древних славянских племен, а также их исторических предшественников.

Крупные и малые жанры русского народного творчества

фолклор

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными особенностями культуры.  Сказочные, былинные и малые жанры фольклора собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.

Выделяют следующие жанры русского народного фольклора, наглядно иллюстрировавшие многогранные стороны жизни русского человека:

  • Трудовые песни. Сопровождали какой-либо рабочий процесс (посев, вспашку поля, сенокос, сбор ягод или грибов), имели вид разнообразных выкриков, напевов, напутствий и веселых песенок с простым ритмом, незамысловатой мелодией и несложным текстом, которые помогали настроиться на рабочий лад, задавали ритм, сплачивали народ и духовно помогали выполнять тяжелый, порой непосильный крестьянский труд;
  • Календарные обрядовые песни, заклички, заговоры, исполнявшиеся для привлечения удачи и благополучия, повышения плодородия, улучшения погодных условий, увеличения приплода домашнего скота;
  • Свадебные. Песни, исполнявшиеся в день сватовства, прощания родителей с невестой, на передаче невесты в руки жениха и непосредственно на свадьбе;
  • Устные прозаические произведения. Легенды, предания, былички, бывальщины, рассказывающие об исторических и эпических событиях, героями в которых выступают легендарные русские воители, князья или цари, а также описывающие какие-либо невиданные или необычные события, имевшие место в реальной жизни знакомого рассказчика, причем сам он не был их свидетелем и не принимал в них участие;
  • Поэтический фольклор для детей (прибаутки, потешки, пестушки, дразнилки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы и колыбельные песни). Исполнялись обычно в краткой стихотворной, шуточной форме, понятной и интересной для детского восприятия;
  • Песенный или героический эпос (былины, исторические песни). Рассказывают о когда-то происшедших исторических событиях в виде песни, в них обычно прославлялись подвиги русских легендарных героев и богатырей, совершенных ими во благо Земли Русской и ее народа;
  • Художественные сказки (бытовые, волшебные, про животных) представляют собой самый распространенный вид устного творчества, в котором народ рассказывал о вымышленных событиях и персонажах в интересной и доступной форме, таким образом, отображая свои понятия о добре и зле, жизни и смерти, бедности и богатстве, окружающей природе и её обитателях. Также к русскому художественному творчеству относят баллады, анекдоты, небылицы и частушки;
  • Фольклорные театральные представления драматического характера (вертепы, раёк, балаганы и выступления скоморохов на ярмарках, праздниках и народных гуляниях).

Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров или необрядовый фольклор:

  • Загадки — вопросы с описанием предмета, живого существа или явления в образной форме (Два кольца, два конца, а посередине гвоздик);
  • Скороговорки и чистоговорки — специальные фразы с повторяющимися звуками и сочетаниями звуков, с помощью которых вырабатывают дикцию;
  • Пословицы — меткие назидательные высказывания в стихотворной форме («На чужой каравай рот не разевай»);
  • Поговорки — краткие, отличающиеся меткостью, фразы, характеризующие окружающую действительность и людей («Два сапога пара»); иногда это даже части пословиц;
  • Считалки — их использовали и до сих пор используют дети во время игр, когда определяют роль каждого игрока;
  • Заклички — призывы весны/лета/праздника в рифмованной форме;
  • Потешки и пестушки, которые напевались в процессе игры матери или другого взрослого с маленьким ребёнком (ярчайший пример — игра «Ладушки» с потешкой «Ладушки-ладушки, где были…»).

Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.

Народная мудрость и быт

народная мудрость

Любой народный фольклор (и русский фольклор в этом плане не исключение) является сложным синтетическим искусством, в произведениях которого очень часто переплетаются между собой элементы словесного, музыкального и театрального творчества. Он имеет теснейшую связь с народным бытом, обрядами, традициями и обычаями. Вот именно поэтому первые ученые-фольклористы подходили к изучению этой темы очень широко и записывали не только различные произведения устного народного творчества, а еще и уделяя внимание различным этнографическим особенностям и реалиям обычной, повседневной жизни простого народа, его быту.

Картины народного быта, традиции и обряды, различные жизненные ситуации отображались в русских песнях, былинах, сказках и других произведениях устного народного творчества. В них рассказывается о внешнем виде традиционной русской избы с «петухом на коньке», с «косящатыми окнами», описывается её внутреннее убранство: горенки, клети, красный угол с иконами, печь-кормилица, полати, лавки, сенцы, крыльцо и т.д. Встречается яркое и красочное описание национального костюма как женского, так и мужского: повойники и кокошники у женщин, у мужчин — лапти, зипуны, портянки. Персонажи русского фольклора сеют пшеницу и растят лен, жнут жито и косят сено, кушают кашу, заедая её пирогами и блинами, запивая пивом, медом, квасом и вином зеленым.

Всеми этими бытовыми подробностями в народном творчестве дополняется и создается единый образ русского народа и Земли Русской, на которой он живет и растит своих детей.

Фольклор (от англ. folk+lore — «народная мудрость») — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

william jhon toms
Уильям Джон Томс (1803–1885)

Примеры фольклора

Золушка

«Золушка» — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.

Кадр из фильма 'Золушка', 1947, Ленфильм
Кадр из фильма «Золушка», 1947, Ленфильм

Кровавая Мэри

Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)
Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)

Фольклорист и фольклористика

Фольклорист— это человек, который изучает фольклор.
Фольклористика — наука, которая изучает всё о народном творчестве (его исследование, коллекционирование и публикация работ).

Русский фольклор

tri bogatyria
«Богатыри», Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г., Богатыри (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

  • былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
  • бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
  • былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
  • небылицы;
  • поговорки;
  • сказки;
  • исторические песни;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы.

Лирические произведения

Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения

Это: народные драмы.

Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Узнайте также, что такое Эпитет.

Особенности фольклора

Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.

Устная форма

В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения.

Народность фольклора

Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.

Вариативность

В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка «Царевна-лягушка» имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).

Анонимность

Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно. Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными.

Коллективность

Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.

Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.

Историчность

Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.

Фундамент — традиции

Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.

Кумулятивность

Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.

Контакт между исполнителем и слушателем

Существует непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.

Повторяемость (или цикличность)

Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.

Фольклор в музыке

Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.

Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).

Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).

Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как «Во поле берёза стояла». Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.

Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Фольклор и литература

Сходства между фольклором и литературой

Очень важная часть общего развития мировой культуры и литературы — это отношения литературы и фольклора.

Литература всех народов мира была рождена на основе устного народного творчества, а оно появилось ещё до письменности.

Для каждой нации эти процессы происходили в различные исторические времена.

Обращение фольклора в литературу всегда происходило с применением в литературе жанров фольклора (сказки, предания и т. д.) и художественных средств (тропов).

Фольклор является результатом специфического видa поэтического творчества. Однако литература также поэтическое творчество. И на самом деле между фольклором и литepaтypoй, одновременно как между фольклористикой и литepaтypoвeдeниeм, присутствует непосредственная взаимосвязь.

Различия между фольклором и литературой

Фольклор и литература совпадают по многим поэтическим жанрам (за исключением некоторых, которые возможны исключительно в литературе или лишь в устном народном творчестве).

Однако исследования показывают, что структура фольклора и литературы различна. Фольклор имеет свои структурные особенности и законы (например, использование параллелизмов и повторений).

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Смотрите также значения Культура и Искусство.

О том, что такое фольклор, и о поэтической мудрости народа

О том, что такое фольклор, и о поэтической мудрости народа

Мы уже говорили с тобой о том, как начала зарождаться поэзия. Объясняя стихийные бедствия гневом богов, люди задумывались и над тем, чтобы привлечь их на свою сторону: не только избежать их гнева, но добиться их помощи (ведь сила богов или духов казалась им огромной). И вот люди решили делиться с богами своей добычей: часть собранных кореньев, меда, пойманной рыбы, добытого мяса они клали в костер и сжигали. А чтобы боги понимали, что это им приносится жертва, жрец и женщины племени сопровождали обряд пением, обращенным к тем, кому предназначалась жертва.

Представь себе обряд жертвоприношения после удачной охоты, когда на очаг складывается мясо, приносимое в жертву духам леса. Огонь горел, от мяса вверх поднимался дым. Женщины же, встав вокруг очага, пели, умоляя духов леса одарить людей племени своей милостью. Одна из женщин начинала обращение, а когда нужные слова не приходили ей в голову, песню подхватывала другая, третья в это время повторяла то, что произносили две первые, чтобы запомнить складные слова и научиться самой произносить их.

Так люди племени сложили песню, славящую духов леса, и решили петь ее всякий раз, когда они в благодарность за удачную охоту станут сжигать на сложенном очаге куски мяса, чтобы накормить духов. Это была обрядовая песня. Ее пели не для того, чтобы повеселиться, а чтобы совершить обряд: вызвать из леса духов, накормить их и попросить о помощи. Потом люди сложили и другие обрядовые песни и пели их на свадьбах, похоронах, перед началом сева и сбора урожая, во время засухи и во многих других случаях.

Обрядовые песни служили магии. С помощью магических действий (пения, танцев, принесения жертв) люди хотели повлиять на природу, изменить ее и свою жизнь. Вместе с песнями для магических действий использовались заговоры, заклинания, причитания.

Чтобы объяснить непонятные явления природы, люди начали придумывать мифы. Они стали слагать гимны в честь богов, создали обрядовую поэзию, но они складывали рассказы и о героях, людях, прославившихся своими деяниями. Это были легенды.

Легенда – это рассказ о реально жившем человеке или историческом событии, но с такими фантастическими дополнениями, что создается поэтический художественный мир, в котором правда и вымысел сливаются и переплетаются настолько тесно, что их уже невозможно различить.

А теперь я хочу обратить внимание на одну очень важную особенность, на то, как зарождалась поэзия. Ты, я надеюсь, помнишь, что этим словом обозначаются не только стихи? Поскольку изначально письменности не было, рассказы передавались устно от одного человека к другому. Нередко новый рассказчик что-то изменял в истории, что-то добавлял от себя, стремясь к наибольшей выразительности и увлекательности повествования. При этом никто не заботился о сохранении имени самого первого рассказчика, придумавшего увлекательную историю.

Так поэтические произведения, передававшиеся устно, достигали художественного совершенства в результате коллективного творчества многих сказителей, или сказочников.

Сохранялись и передавались от человека к человеку и от поколения к поколению лишь те рассказы, которые отличались особой занимательностью, художественными достоинствами и воспитывали в человеке самые лучшие качества.

Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души. В своих устных рассказах они стремились воплотить свою мечту о лучшем будущем. Все эти рассказы, песни и мифы заключали в себе общенародный идеал.

Дело в том, что, создавая художественный мир, автор исходит из представления о том, какой, по его мнению, должна быть счастливая жизнь человека на земле. Именно это представление о лучшей жизни и о хороших людях называется идеалом.

Идеал может быть сходным у группы людей, но может вызывать одинаковое восхищение у всех людей на определенном этапе исторического развития. Если идеал устраивает всех людей, его называют общенародным.

Вид поэзии, созданный на основе общенародного идеала коллективным творчеством многих сказителей и существующий в форме устных рассказов или песен, называют устным народным поэтическим творчеством, или фольклором.

В фольклоре нашло отражение и народное представление о мире, в котором живет человек, и о самом человеке. Художественный мир произведений устного народного поэтического творчества заключает в себе и характерные черты реальной действительности, и фантастическое представление об идеальном мире. Произведения фольклора чрезвычайно разнообразны. Нет такой области человеческой деятельности, которая не нашла отражения в устном творчестве.

Именно из фольклора развилась и вся литература. Но когда возникла письменность и появились авторские произведения, фольклор продолжал существовать, развиваться и влиять на литературу.

У всех народов есть устное народное поэтическое творчество. Существует оно и сейчас. Кроме общих черт, присущих фольклорным произведениям, о которых я рассказал тебе, фольклор каждого народа обладает и своими неповторимыми особенностями.

Итак, ты теперь знаешь, что в каждом произведении заключен свой художественный мир, который можно сравнить с условной страной. Это очень важное сравнение. Подумай сам: каждая страна имеет свою территорию, населенную одним или несколькими народами, у этих народов есть свой язык, в стране существуют свои законы, своя форма правления.

Художественный мир очень похож на такую страну. Действие произведения происходит в каком-то определенном пространстве, которое может напоминать твою землю, а может быть совершенно фантастическим: здесь могут расти волшебные деревья и скрываться в пещерах чудовищные драконы. В произведении могут тебе встретиться люди, очень похожие на твоих знакомых, а могут жить инопланетяне, сказочные или мифические существа. Ты можешь прочесть разные книги: в одной – разыскивается преступник, нарушивший законы твоей страны, в другой – царь грозится отрубить герою голову, если тот не исполнит царские повеления.

Слушай меня внимательно: сейчас я открою тебе еще один секрет нашего волшебства. Обращал ли ты внимание на то, что, прочитав лишь первые строки произведения, ты уже нередко знаешь, на какой земле происходит действие и кто может, а кто не может появиться в этой книге? Например: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Узнал? После такого начала ты готов услышать и о Кощее Бессмертном, и о Мече Кладенце. Дело в том, что в поэзии существуют жанры.

Жанр – это определенная территория и определенные жители художественного мира, его границы и его законы. Жанр требует от автора и от читателя уважения и понимания его особенностей. Есть жанры, способные повествовать о многих героях и вмещать в себя множество событий (например, сказка), а есть и такие, которые передают лишь одно мимолетное чувство (например, лирическое стихотворение). Жанр часто заставляет автора использовать определенную форму условности (жизнеподобие или фантастику), хотя иногда позволяет объединять их. Достаточно мне назвать тебе наиболее распространенные жанры фольклора, чтобы ты убедился в том, что каждый из них достаточно четко определяет границы условного художественного мира. Ты наверняка уже знаком с такими фольклорными жанрами, как сказка, легенда, анекдот… В дальнейшем мы будем рассматривать с тобой различные жанры, а пока попытайся понять и запомнить.

Жанр – это сходные черты художественного мира в ряде произведений, определяемые особенностями художественной условности данных произведений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

149. «В покорстве мудрости пытливом и глубоком…»

149. «В покорстве мудрости пытливом и глубоком…»

В покорстве мудрости пытливом и глубоком
Я завершаю день познанья и забот.
Часы мои текут, несясь глухим потоком,
Не различая бездн, не находя высот.

И наяву — во сне, в движении — покое,
Двух полюсов в себе являя тайный

Что такое хорошо и что такое плохо?

Что такое хорошо и что такое плохо?

Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
– Что такое хорошо
и что такое плохо? —

У меня секретов нет,
– слушайте, детишки, —
папы этого ответ
помещаю в книжке.

– Если ветер крыши рвёт,
если град загрохал, —
каждый знает – это вот
для

Картинка 25. «Третья книга Царств». Аттракцион невиданной мудрости или, в чём «святость» пророка Илии.

Картинка 25. «Третья книга Царств». Аттракцион невиданной мудрости или, в чём «святость» пророка Илии.

«Третья книга царств» завершает наше знакомство с коварным царём Давидом и повествует о том, кто занял его место. 40 лет правил евреями царь Давид. В старости он приболел —

Фольклор и литература у славян

Фольклор и литература у славян
Фольклор и его основные формы. Литература православных славян в XI–XVI вв. Современные славянские литературыТема фольклора и славянских литератур затрагивается в нашем пособии лишь в связи со славянской словесной культурой в целом, и в

Лицейский фольклор

Лицейский фольклор
Из фольклора, связанного с лицейскими годами Пушкина, особенно характерны для понимания мировоззрения будущего поэта легенды о взаимоотношениях лицеиста с монаршими особами. Задиристое, а порой и просто дерзкое поведение Пушкина импонировало

Фольклор от Пушкина

Фольклор от Пушкина
Рассматривая петербургский фольклор как живительный родник, питавший творчество Пушкина, нельзя забывать, что и сам поэт, являясь мощным генератором творческой энергии, становился для читающей и слушающей публики источником этого фольклора.

Эрик Артуров «Цветок мудрости»

Эрик Артуров
«Цветок мудрости»
Таинственная и необъяснимая область мистического знания и опыта – сколь притягательна она для многих людей с непредвзятым мнением, интригуя, порою, и самых закоренелых скептиков. Пожалуй, не ошибусь, если посмею утверждать, что в самом

Детский фольклор

Детский фольклор

Английские детские народные песенки
Во всех странах с самого раннего детства ребята знакомятся с прекрасными произведениями устного народного поэтического творчества. Прочитай внимательно детские народные песенки, которые и по сей день распевают

Русский детский фольклор

Русский детский фольклор
Знаешь ли ты, что твое первое знакомство с искусством началось с фольклора? Ты еще не стоял на ногах и не умел говорить, а вокруг тебя уже царил волшебный мир фольклора. Твоя мама, взяв твои ручки, похлопывала ими в такт, приговаривая:

– Ладушки,

Миф и фольклор в сюжете поэмы

Миф и фольклор в сюжете поэмы
Сквозь стилизацию под миф в романе Апулея, сквозь классицистическую условность лафонтеновской Греции Богданович почувствовал фольклорную природу мифологического сюжета. И именно этот фольклорный характер мифа об Амуре и Психее Богданович

  • Рассказ о флоридской пуме
  • Рассказ о флоренс найтингейл
  • Рассказ о фликерах для детей
  • Рассказ о флейте для 3 класса
  • Рассказ о флаге россии на английском языке с переводом 4 класс