Рассказ о глазах 4 класс окружающий мир

Содержание

Введение

Глава
I

Теоретическая
часть

1.
Свойства и функции зрения.

2.
Строение глаза человека.

Глава
II

Практическая
часть

1.    
Зрение и возраст.

2.    
А что говорят врачи?

3.    
Причины ухудшения зрения.

4.    
Главный враг — экран.

5.    
Гимнастика для глаз.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

                                                   
 Введение

Глаз человека – удивительный дар природы.
Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видит днем
и неплохо в сумерках .(Слайд 1)

Актуальность темы заключается в том, что в
наше время орган зрения подвергается огромным перегрузкам и человек вынужден
поглощать огромный объём информации, более 80% которой поступает через глаза.

У меня возникли вопросы,
почему люди становятся близорукими и дальнозоркими? Что нужно делать чтобы это
не случилось?

Цель: изучить вопрос  о том,
как сохранить зрение, здоровье глаз.

Задачи:

Изучить литературу по теме.

Выяснить  причины ухудшения
зрения.

Методы исследования:

Подбор и анализ литературы.

Практические опыты.

Анкетирование.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно
сохранить хорошее зрение надолго.

1.Свойства и функция глаз. 
Глаза человека выполняют двойную функцию; с одной стороны — они являются
органом зрения, с другой – контакта между людьми. (Слайд 4)

2. Как глаз видит?

     По форме глаз напоминает шар, диаметром
 – 2, 5 см, вес около 7-8  грамм. Брови и ресницы предотвращают попадание в
глаза пыли, снега, дождя.   Немецкий физик Герман Гельмгольц установил, что
глаз подобен фотоаппарату, изображение на сетчатке получается перевернутым и
уменьшенным. (Слайд 5)

3.Почему у нас два глаза?

  Два глаза работают одновременно, благодаря
такому бинокулярному зрению мы  можем точно определить расстояние до окружающих
нас предметов.(Слайд 6)

  ПРОВЕДЕМ ЭКСПЕРИМЕНТ:

   Если поместить руку на расстоянии 20 см
от одного глаза, а другим глазом в это время смотреть в картонную трубку, то,
кажется, что в руке проделано отверстие, через которое просматривается то,
видно через картонную трубку. Зрительный эффект основан на том, что видят оба
глаза. Наше бинокулярное зрение позволяет нам иметь точное видение глубины
изображения, предстающего  перед нашими глазами. (Слайд 7)

4.Строение глаза человека.

Зрачок
– это отверстие в центре радужки, которое позволяет лучам света проникать
внутрь глаза.

Хрусталик
находится за радужкой и в силу своей прозрачности невооруженным глазом не
виден.

Стекловидная водянистая жидкость
– пространство между хрусталиком и сетчаткой.

Сетчатка представляет
собой тончайшую внутреннюю оболочку глаза, которая обладает чувствительностью к
свету.

Зрительный нерв
передает информацию в виде импульсов в мозг.

А что же у животных?

Собаки видят в 3 раза хуже человека, то
есть человек будет видеть 10-ую строчку в таблице, а собака только третью. (Слайд
8)

Кошки.

  Кошка способна ясно видеть окружающие
предметы при освещённости в шесть раз меньшей той, что нужна человеку.

  У кошки под сетчаткой находится
специальная отражательная оболочка. Из-за этого её глаза светятся в темноте.
(Слайд 9)

Цвета и оттенки. (Слайд 10)

   Человеческий глаз различает всего семь
основных цветов – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и
фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста
тысяч оттенков, а глаза профессионала, например, художника до миллиона
оттенков!

Проведем еще один эксперимент:

Начнем вращать разноцветную юлу.

    Когда юла быстро крутится, мы просто
не успеваем за ее вращением и глаз, еще помнит старый цвет, когда появляется
уже новый. Результат – сложение, смешение цветов. На этом основаны многие
оптические иллюзии

Практическая работа (Слайд 11)

  Я провела анкетирование среди учащихся 
начальной школы МОУ «СОШ №24»

Результаты обработала и получила такие
данные:

   При поступлении в школу никто из ребят
очки не носил, к третьему классу эта цифра составила уже 8%. Зрение отличное 
было – у 92% респондентов, через 2 года сохранилось только у 79%.

Вывод:
С началом учебных занятий нагрузка на глаза существенно возрастает, т.к. мы
часто концентрируемся на письме и чтении, больше проводим времени за
компьютером, с книгой и т.д..

Зрение и возраст.
(Слайд 12)

    Исследуя состояние зрения у ребят, их
братьев, сестер, родителей и старшего поколения оказалось, что если у школьников
7-15 лет показатель отличного зрения – 85% из числа опрошенных, то у родителей
25-45 лет – эта цифра уже 75%, а к 45-65 годам  — всего лишь 26%.

Вывод:
С возрастом, увы, зрение ухудшается у большинства людей.                 

А что говорят врачи?(Слайд 13-14)

   Бытует мнение, что глаза — это
показатель того, как мы смотрим на мир. Если зрение ухудшается, то возможно,
что человек просто внутренне от чего-то отгораживается в своей жизни, его
что-то не устраивает в окружающем мире. Хотя бывают, конечно, и другие причины
ухудшения зрения.

   Даже слишком узкая одежда отрицательно
влияет, она нарушает кровообращение, а это сказывается на глазах…

 Вот основные причины, о которых говорят
врачи:

Причина 1 – отсутствие работы глазных
мышц.

  Если постоянно сосредоточиваться на
тексте книги или экране компьютера, то мышцы, управляющие хрусталиком, станут
вялыми и слабыми. Как и всякие мышцы, которым не приходится работать, они
теряют форму.

Причина 2 — старение сетчатки. 

   Клетки сетчатки глаза содержат
светочувствительный пигмент, с помощью которого мы видим. С возрастом этот
пигмент разрушается, и острота зрения падает.

Причина 3 -Ухудшение
кровообращения. 

  Сетчатка глаза – очень нежный орган, она
страдает при малейших нарушениях кровообращения.

Причина 4 — Чрезмерное напряжение
глаз.

  Клетки сетчатки страдают как при
попадании на них слишком яркого света, так и от напряжения при недостаточном
освещении.

Главный враг – экран
(Слайд 15)

     Работа с компьютером заставляет глаза
особенно сильно напрягаться, поэтому при работе с ним необходимо помнить о
правилах безопасности.

    Почему у художников близорукость
бывает очень редко? Потому что они постоянно тренируют глаза, переводя взгляд с
листа бумаги или холста на удаленные предметы.

Заключение.

ВЫВОДЫ (Слайд 16)

Чтобы сохранить здоровье глаз нам
необходимо:

Тренировать мышцы глаз;

Защищать глаза темными очками от яркого
солнца;

Не читать при плохом освещении, в
транспорте;

Находится у телевизора и компьютера не
более 1 часа в день;

Регулярно проходить обследование у
офтальмолога и

соблюдать все его рекомендации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (Слайд 17)

БЕРЕГИТЕ СВОИ ГЛАЗА!!!

Список литературы:

А.
Ликум «Все  обо всем». Том 1. Том 3. Популярная энциклопедия  для детей.
Компания «Ключ- С» Филологическое общество «СЛОВО» ТКО АСТ-Москва, 1994

Калашникова
Е.А. Улучшение зрения. – М., 2006.

Леонович
А.А. «Я познаю мир. Издательство АСТ, 2001 г.

Строение
глаза. Википедия, интернет-источник http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E0%E7

http://moda.optic-center.ru/us

http://sappery.3dn.ru/news/pro

http://childschool.ucoz.ru/pub…

http://www.giport.ru/news/8411

http://golodanie.su/forum/show…

http://www.wbc2t.ru/bud-zdorov…

                                                                                              
 Приложение


1


Строение глаза Выполнил: ученик 4 класса МОУ СОШ9 Дьяконов Герасим


2


Зрение — великий дар. Не зря говорят: «беречь как зеницу ока». Посредством зрения человек получает до 95% информации об окружающем мире. Наше зрение является бинокулярным (два газа) и стереоскопичным (мы видим предметы в трёхмерном изображении), что обусловлено строением глаз. Глаза располагаются в глазных впадинах, образованных костями черепа, в окружении шести мышц: четырех прямых и двух косых глазных мышц. Мышцы способствуют движению глаз в разных направлениях.


3


строение глазного яблока Роговица — прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. Зрачок — отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от освещенности. Хрусталик — «естественная линза» глаза. Склера — непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. Радужка — по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой — значит, в ней мало пигментных клеток, если карий — много).


4


Примерно 180 лет назад немецкий физиолог Герман Гельмгольц предположил: Глаз у человека имеет форму шара, в передней части находится хрусталик, двояковыпуклая линзочка, а вокруг хрусталика находится круговая цилиарная мышца. У некоторых людей напрягается цилиарная мышца, хрусталик делается выпуклым, а назад эта мышца не расслабляется. Таких людей с выпуклым хрусталиком он назвал близорукими. Они вблизи видят хорошо, а вдаль они не видят. И тогда Гельмгольц предложил компенсировать близорукость с помощью двояковогнутой отрицательной минусовой очковой линзы.


5


В глазу находится шесть глазодвигательных мышц. верхняя продольная мышца -поднимает глаз вверх, нижняя продольная- опускает глаз вниз, внутренняя боковая продольная — сводит глаз к носу, наружная боковая продольная – уводит глаз в сторону, две поперечные мышцы глаза : верхняя поперечная — полукругом облегает сверху глаз, нижняя поперечная, которая глаз полукругом облегает снизу. Американский ученый, офтальмолог Уильям Бейтс (


6


У некоторых людей напрягаются поперечные мышцы, сжимают глаз, глаз вытягивается вперед, а назад эти мышцы не расслабляются. Такие люди, с вытянутыми вперед глазами, Бейтс назвал близорукими.


7


Степень близорукости принято характеризовать по величине и измерять в диоптриях. Различают близорукость: слабую (до 3х диоптрий), среднюю ( до 6-ти диоптрий) сильную (выше 6-ти) степени. Чем больше величина (степень) миопии, тем хуже человек видит вдаль, предметы на расстоянии становятся расплывчатые, смазанные и нерезкие.


8


Цели:

  • ознакомить учащихся с органом зрения; расширять
    знания учащихся о бережном отношении к глазам;
  • заботиться о безопасности и здоровье глаз;
  • научить правилам сохранения и улучшения зрения.

Оборудование: таблица по окружающему
миру «Путь света в глазном яблоке», фотографии,
иллюстрации.

ХОД УРОКА

То, что мы знаем,  ограничено, а то,
чего не знаем, бесконечно.

Пьер Симон Лаплас

I. Оргмомент

Учитель просит прочитать на доске выражение
и объяснить его.

– Мы очень многое еще не знаем и поэтому хотим
получить новые знания об окружающей
действительности и о самих себе, ведь это так
интересно.
– Сегодня на уроке вы узнаете, как человек
воспринимает окружающий мир. Тему урока вы
узнаете чуть позже.

II. Проверка домашнего задания. Повторение

– А сейчас давайте проверим, как вы усвоили
тему «Наш организм. Кожа».
Каждой группе даётся задание, ребята его
выполняют, затем  рассказывают о результатах
работы.

  • 1-я группа: Назвать какими свойствами
    обладает кожа. Рассмотреть кожу под лупой,
    увидеть маленькие отверстия и волоски и
    рассказать для чего они служат.
  • 2-я группа: Провести опыт с закрытыми
    глазами  с лежащими на столе предметами
    (мягкая игрушка, пенал, мел). Описать предметы и
    назвать их.
  • 3-я группа: Кожа выполняет ряд жизненно
    важных функций. Вспомните их и заполните таблицу.
  • 4-я группа: Кожа чрезвычайно чувствительна.
    Небрежное отношение к ней ведёт к различным
    повреждениям. Расскажите о повреждениях кожи и о
    мерах по оказанию помощи.

III. Формирование новых знаний.

– Я предлагаю вам отгадать загадку и вы узнаете
чему будет посвящён наш урок:

Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора.

(Глаза)

Человека окружает удивительный мир. О
происходящем в окружающей среде мы получаем
через органы чувств – зрения, слуха, осязания,
вкуса, обоняния и др.
Глаз-орган зрения. Примерно 80% всей информации мы
получаем с помощью зрения, например о цвете,
форме, расстоянии между предметами, о размерах,
что можно брать, до чего можно дотронуться. Орган
зрения состоит из глазного яблока и
вспомогательного аппарата – брови, веки,
ресницы, слезная железа, слезные канальцы, мышцы,
нервы и кровеносные сосуды.

Сейчас мы все вместе поиграем в игру «Что
бы было, если бы…»

По цепочке учащиеся задают вопрос, при
котором из строения глаза удаляется одна часть.

Природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со
лба пот – его остановит густая изгородь бровей.
Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит плотный
частокол ресниц. На каждом глазу 80 ресниц, каждая
из которых живёт примерно 100 дней. А если
несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас
слизнёт непрерывно мигающее веко. Человек мигает
каждые 6 секунд. Ежедневно около 11500 раз. А за всю
жизнь – 250 млн. раз. С внутренней стороны веки
влажные. Они работают как «дворники»
–стеклоочистители на смотровом стекле
автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё
время обмывают поверхность роговицы, убирая с
неё пылинки. Если же в опасной близости от глаза
появится какой-нибудь предмет – веки
захлопнутся сами раньше, чем ты об этом
подумаешь.
Рассмотрите плакат на доске «Путь света в
глазном яблоке».

– С чем сравнивают глазное яблоко
– Посмотрите друг другу в глаза. Что вы видите?

Ответы: Посредине круглое цветное пятнышко. У
одних оно коричневое, у других серое ,у других
зелёное. Посредине чёрная точка.

– То, что вы увидели – цветное. Это – радужная
оболочка. А маленькая точка – это отверстие
называется зрачок. Через него лучи света
попадают внутрь глаза и рисуют уменьшенное
изображение того, на что направлен глаз. Зрение
людей меняется с возрастом, так как хрусталик
теряет свою эластичность, способность менять
свою кривизну.
Сейчас вы снова будете работать в группах,
разгадывать кроссворд, в выделенных клетках вы
прочитаете, как называется заболевание глаз,
  при котором человек плохо видит на далёком
расстоянии.

Вопросы:

1. Дугообразные полоски волос над глазной
впадиной. (Брови)
2. Углубление в лицевой части черепа, в котором
помещается глазное яблоко. (Глазница)
3. Поднимание и опускание век. (Моргание)
4. Орган зрения. (Глаз)
5. Болезнь глаз. (Косоглазие)
6. Отверстие в центре радужной оболочки. (Зрачок)
7. Часть глаза в виде выпуклой линзы. (Хрусталик)
8. Подвижные кожные складки, защищающие глаза от
ветра и пыли. (Веки)
9. Прозрачная оболочка, которой покрыто глазное
яблоко. (Ресница)
10. Волоски на краях век. (Ресницы)
11. Дно глаза (Сетчатка)
12. Заболевание глаз, при котором удалённые
предметы видятся яснее, чем близкие. (Дальнозоркость)

– Близорукость развивается после длительного
напряжения, неправильного освещения,
неправильного режима труда. Близорукость и
дальнозоркость исправляются специально
подобранными очками или линзами. Первые очки
появились в 1270 году.

IV. Физкультминутка

– Вы отлично потрудились, и настало время
короткого, но такого необходимого отдыха.

Из-за парты встанем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Мы глаза слегка прикроем,
Душу-сердце приоткроем.
Раз – глубокий вдох, все вместе,
Два – покружимся на месте.
Три – всем классом мы присели,
Как на детской карусели.
Счёт – четыре, наклоняйся,
Ничему не удивляйся,
Потому что на счёт пять,
Будем делать вдох опять.
Шесть – попрыгаем на ножке,
Правой, левой понемножку.
Семь – улыбка на лице,
Очень красит вас. В конце
Нашей маленькой зарядки
Поморгайте быстро глазками,
А затем закройте их,
Посчитайте до пяти.
Повторите так пять раз.
На счёт восемь – потянулись,
В пояснице все прогнулись.
Девять – в окна посмотрели,
Десять – тихо, дружно сели.

V. Закрепление изученного материала

Вопросы

– С помощью какого органа мы видим различные
предметы?
– Что происходит с веками и ресницами, если
навстречу дует пыльный ветер?
– У вас на столах лежат рисунки, фотографии.
Рассмотрите и обсудите в группах их.

– Попробуйте сформулировать правила гигиены
зрения.

Ответы:

  • Не читать лёжа.
  • Не смотреть на Солнце без солнцезащитных очков.
  • Книгу и тетрадь при чтении или письме держать от
    глаз не ближе 30-35 см.
  • Свет при чтении и письме должен падать с левой
    стороны.
  • Не читать в движущемся транспорте.
  • Смотреть телевизор или заниматься на
    компьютере не более 1-1,5 часа в день.
  • От экрана телевизора находиться не ближе 2-3 м.
  • Не тереть глаза руками. Соблюдать чистоту.

– А сейчас послушайте небольшое сообщение
«Почему у кошек светятся глаза».

Ученик рассказывает:

Некоторые животные, например, кошки, хорошо
видят почти в полной темноте, так как в их глазах
присутствует много клеток, способных улавливать
даже очень слабые лучи света и отражать их на
сетчатке глаза. При этом кошачьи глаза светятся в
темноте.

VI. Практическая работа

Выполнить задание 38 в рабочей тетради на с. 14.

– Прочитайте отрывок из сказки Г-Х. Андерсена
«Снежная королева»:

«Жил был тролль, злющий-презлющий; то был сам
дьявол. Раз он смастерил такое зеркало, в котором
всё доброе и прекрасное уменьшалось, все же
негодное и безобразное, напротив, выступало ещё
ярче и хуже. Однажды зеркало полетело на землю и
разбилось вдребезги. Некоторые осколки, не
больше песчинки, разлетелись по белу свету. Они
попадали людям в глаза и так там и оставались.
Человек с таким осколком начинал всё видеть всё
навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь
дурные стороны…»

–  Что в ней волшебного?
– Какие органы чувств помогают воспринимать мир
правильно?

VII. Итоги урока

Давайте подведём итог урока, что нового узнали
за урок?

– Как узнали? Что помогло?
– Где пригодятся знания?
–  Какое значение имеет орган зрения для
жизни  человека?
– Когда следует интересоваться остротой своего
зрения?
– Что нужно делать, если ваши глаза устали?
– Как нужно ухаживать за органом зрения?

VII. Рефлексия

– Возьмите листочки и отметьте на нём как
работали вы.

  • Мне было легко с ребятами работать в группе.
  • Мне было трудно работать в группе.
  • У меня отличное настроение.
  • У меня хорошее настроение.
  • Настроение так себе. Не очень.
  • Доволен(а) своей работой.
  • Могу работать лучше.
  • Не испытывал(а) никаких затруднений.
  • Испытывал(а) затруднения при работе.
  • Испытывал(а) большие затруднения при работе.

IX. Домашнее задание:

  • читать с.26-27 учебника, ответить на вопросы;
  • попробуйте найти интересный материал про орган
    зрения, фразеологизмы с этим органом (например,
    «В мгновения ока – моментально, сразу же».)

 X. Благодарность детям

– Большое спасибо вам, ребята, за то, что вы
сегодня так здорово потрудились на уроке!
Работали очень дружно в группах, находили общее
решение поставленных вам проблем.

Слайд 1

Проект по теме строение глаза

Слайд 2

Мы с классом ходили на диспансеризацию и у многих моих одноклассников были проблемы со зрением и я этим заинтересовалось . Мне стало интересно , что надо делать чтобы зрение оставалось хорошим . Я решила заняться этой проблемой . И вот что у меня получилось . Почему я выбрала эту тему ?

Слайд 3

Глаза – один из основных инструментов человека для получения информации об окружающем мире. От 80 до 90 процентов ощущений люди получают именно благодаря зрению. С помощью глаз человек распознает форму и цвет объектов, может отслеживать их перемещение в пространстве. Без зрения в современном мире жить достаточно тяжело: большая доля поступающей информации рассчитана на зрительное восприятие. Глаза

Слайд 4

Глаз человека (разрез глазного яблока в горизонтальной полусхематично ): 1 — роговая оболочка; 2 — передняя камера; 3 — цилиарная мышца; 4 — стекловидное тело; 5 — сетчатая оболочка; 6 — собственно сосудистая оболочка; 7 — склера; 8 — зрительный нерв; 9 — продырявленная пластинка склеры; 10 — зубчатая линия; 11 — цилиарное тело; 12 — задняя камера; 13 — конъюнктива глазного яблока; 14 — радужная оболочка; 15 — хрусталик. Глаз человека

Слайд 5

Функцию зрения у человека осуществляют не только глаза – парный орган, расположенный в глазницах черепа. В состав зрительного анализатора входят также зрительный нерв и целая система вспомогательных систем: веки, слезные железы и мышцы глазного яблока. . Кстати, последние по праву считаются одними из самых быстродействующих мышц в организме человека. Даже если взгляд сфокусирован на одной точке, за одну секунду эти мышцы позволяют глазам совершить больше сотни синхронных движений. Позади глаза, в полости глазницы, располагается своеобразный «буфер» из жировой ткани, а закрытые части глазного яблока защищает конъюнктива – слизистая оболочка глаза, пронизанная кровеносными сосудами. Глазное яблоко у всех людей примерно одинакового размера. С момента рождения оно увеличивается примерно в два раза. Чем видим

Слайд 6

1 — верхняя прямая мышца глаза; 2 — мышца, поднимающая верхнее веко; 3 — лобная пазуха (лобная кость); 4 — хрусталик; 5 — передняя камера глаза; 6 — роговица; 7 — верхнее и нижнее веки; 8 — зрачок; 9 — радужная оболочка; 10 — циннова связка; 11 — реснитчатое тело; 12 — склера; 13 — сосудистая оболочка; 14 — сетчатка; 15 — стекловидное тело; 16 — зрительный нерв; 17 — нижняя прямая мышца глаза. Вертикальный разрез через глазницу, глазное яблоко и веки

Слайд 7

Глаз человека – это сложная оптическая система, состоящая из нескольких линз и специального датчика, воспринимающего изображение. Сначала световые лучи попадают в зрачок, располагающийся за роговицей глаза, которая представляет собой первую линзу системы. Зрачок – это аналог диафрагмы в фотоаппарате. Он располагается в центре радужной оболочки и способен сужаться и расширяться, регулируя интенсивность светового потока, попадающего внутрь глаза. Зрачок способен пропустить только те световые лучи, которые расположены прямо перед ним, а пигмент радужной оболочки задерживает боковые лучи, способные вызвать искажение изображения. Как видим

Слайд 8

Различные цвета нормальной радужной оболочки.

Слайд 9

Прошедшие через зрачок световые лучи преломляются хрусталиком – второй линзой глаза. Форма хрусталика может меняться при помощи специальной мышцы. Для фокуса на более близких объектах мышца напрягается, а хрусталик становится более выпуклым. Если требуется фокусировка на дальних объектах, мышца расслабляется, а хрусталик становится плоским. Этот процесс называется аккомодация. При его нарушении из-за слабости мышц хрусталика развивается близорукость (невозможность различить дальние объекты) и дальнозоркость (трудность различения близко расположенных объектов) За хрусталиком располагается стекловидное тело. Оно занимает практически всю полость глаза до самой сетчатки и обеспечивает упругость глазного яблока. Хрусталик

Слайд 10

1 — мышца, поднимающая верхнее веко; 2 — верхняя косая мышца; 3 — верхняя прямая мышца; 4 — наружная прямая мышца; 5 — внутренняя прямая мышца; 6 — зрительный нерв; 7 — нижняя прямая мышца; 8 — нижняя косая мышца. Мышцы глаза

Слайд 11

После фокусировки хрусталиком лучи света попадают на сетчатку – своеобразный вогнутый экран, на который проецируется перевернутое изображение увиденного. Наружный слой сетчатки состоит из двух типов специальных клеток: палочек, воспринимающих свет, и колбочек, распознающих цвета. При помощи химических процессов раздражение этих клеток светом кодируется в нервный импульс, который передается в мозг. Самая чувствительная часть сетчатки, позволяющая различать цвета и мелкие детали объектов, – желтое пятно или макула, располагающаяся в ее центре. Есть на сетчатке и слепое пятно – участок, полностью лишенный палочек и колбочек. Здесь из сетчатки выходит зрительный нерв, который транслирует закодированное изображение в головной мозг, где оно окончательно обрабатывается и интерпретируется Приемное устройство сетчатка

Слайд 12

1 — жёлтое пятно; 2 — диск зрительного нерва; 3 — вены сетчатки; 4 — артерии сетчатки Глазное дно при осмотре офтальмоскопом

Слайд 13

• Все упражнения, кроме последнего, выполняются сидя, в удобном положении. Спина — прямая, шея и плечи максимально расслаблены. • В упражнениях, когда глаза двигаются по определенным направлениям, фиксируйте финальную точку каждого движения на несколько секунд. Каждое такое упражнение следует повторять не менее 7-10 раз в каждом направлении. • Упражнения можно выполнять в разной последовательности и неограниченное количество раз. • Стоит выбрать несколько упражнений и повторять их в течение рабочего дня. Такая мышечная мини-зарядка особенно необходима всем, работающим за компьютером. В «производственный комплекс» стоит ввести гимнастику шейного отдела — наклоны головы вперед, вправо-влево и круговые вращения. Правила выполнения зарядки для глаз

Слайд 14

1. Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Для выполнения этого упражнения стоит вспомнить какие-либо приятные моменты жизни: любовное свидание или первую улыбку сына, плеск ласкового моря или лесную прогулку. У каждого человека есть свои радостные воспоминания. 2. Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. 3. Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо-налево, и вертикали: вверх-вниз. 4. Моргание. Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза. 5. Диагонали. Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий повторите в правую сторону. 6. Зеркальная диагональ. Аналогично предыдущему упражнению скосите глаза в левый верхний угол, затем в правый. 7. «Темное расслабление». Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого черного цвета. 8. Моргания. Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами. 9. «Косые глаза». Сведите глаза к носу. Для выполнения этого упражнения к переносице поставьте кончик указательного пальца и посмотрите на него — тогда глаза легко «соединятся». 10. «Близко-далеко, или работа глаз на расстоянии». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую деталь. Ею может быть листик дерева, растущего за окном, или небольшая бумажная точка, наклеенная на стекло на уровне глаз. Затем над выбранной точкой проведите воображаемую прямую линию, уходящую вдаль, и направьте свой взгляд далеко вперед, стараясь увидеть максимально удаленные предметы. Зарядка для глаз

Слайд 15

Помимо зарядки , не забывайте о фруктах и овощах , которые питают ослабленные глаза : Черные ягоды : смородина и черника ; Оранжевые фрукты и овощи : абрикосы и урюк ; Зелень : петрушка , укроп , зеленый лук . Из напитков очень полезны зеленый чай , заваренные листья и плоды боярышника . Полезна также тертая морковь со сметаной или растительным маслом . Диета для глаз

Слайд 16

. Глаз рыбы (продольный разрез глаза щуки): 1 — сетчатка; 2 — пигментный слой; 3 — сосудистая оболочка; 4 — зрительный нерв; 5 — хрусталик; 6 — поддерживающая связка хрусталика; 7 — мышца, двигающая хрусталик; 8 — сухожилие хрусталика; 9 — радужка; 10 — роговица; 11 — склера; 12 — серебристая оболочка. Глаза животных

Слайд 17

1 — нижняя косая мышца глаза; 2 — нижняя прямая мышца глаза; 3 — нижнее веко; 4 — мышца, притягивающая хрусталик; 5 — зрительный нерв; 6 — мигательная перепонка; 7 — зрачковые мышцы; 8 — склеральные хрящи; 9 — верхняя косая мышца; 10 — верхняя прямая мышца; 11 — верхнее веко; 12 — цинновы волокна. Глаза лягушки

Слайд 18

1 — роговица, переходящая в склеру; 2 — сосудистая оболочка; 3 — реснитчатое тело; 4 — стекловидное тело; 5 — радужка; 6 — хрусталик; 7 — зрительный нерв; 8 — гребень; 9 — сетчатка; 10 — склера; 11 — передняя камера. У орла самое острое зрение . Он парит на высоте и из-за Облаков высматривает добычу Глаз орла

Слайд 19

Я поняла , что глаза надо беречь смолоду . Глаза очень важный и нужный орган человека . Надо обязательно делать зарядку для глаз . Надо давать отдых глазам . Вывод

Слайд 20

Эту презентацию сделала ученица 4б класса Пахомова Виктория Спасибо за просмотр

Комментарии преподавателя

 Мнение о глазах в древности

Один древ­ний уче­ный за­ме­тил, что глаза че­ло­ве­ка – более на­деж­ный сви­де­тель, чем уши. Это утвер­жде­ние прав­ди­во, ведь более 90 % ин­фор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире че­ло­век по­лу­ча­ет при по­мо­щи глаз (рис. 1).

Рис. 1. Глаза че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

В древ­но­сти люди при­да­ва­ли гла­зам ми­сти­че­ское зна­че­ние. Счи­та­лось, что глаза могут жить соб­ствен­ной жиз­нью и вли­я­ют на судь­бы людей. Древ­ние греки на­но­си­ли изоб­ра­же­ния глаз на свои ко­раб­ли, как обе­ре­ги. Древ­ние егип­тяне изоб­ра­жа­ли огром­ное око бо­же­ства Ра (рис. 2–4).

Рис. 2. Ту­рец­кий аму­лет «Глаз Фа­ти­мы»

Рис. 3. Древ­не­гре­че­ский ко­рабль

Рис. 4. Древ­не­еги­пет­ское изоб­ра­же­ние глаза Ра

 Строение и функции глазного аппарата

Глаз че­ло­ве­ка имеет круг­лую форму и на­зы­ва­ет­ся глаз­ным яб­ло­ком (рис. 5)Глаза рас­по­ло­же­ны в спе­ци­аль­ных углуб­ле­ни­ях в че­ре­пе – глаз­ни­цах (рис. 6).

Рис. 5. Глаз­ное яб­ло­ко (Ис­точ­ник)

Рис. 6. Череп че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Дви­же­ни­ем глаза управ­ля­ют спе­ци­аль­ные мышцы, рас­по­ло­жен­ные по бокам, свер­ху и снизу глаз­но­го яб­ло­ка. Эти мышцы при­креп­ле­ны к скле­ре – твер­дой обо­лоч­ке бе­ло­го цвета, ко­то­рая за­щи­ща­ет те части глаза, ко­то­рые на­хо­дят­ся внут­ри глаз­но­го яб­ло­ка (рис. 7).

Рис. 7. Стро­е­ние глаза (Ис­точ­ник)

Внеш­няя сто­ро­на глаза за­щи­ще­на верх­ним и ниж­ним ве­ка­ми. Веки че­ло­ве­ка – это склад­ки кожи, ко­то­рые под­ни­ма­ют­ся и опус­ка­ют­ся спе­ци­аль­ны­ми мыш­ца­ми. По­сто­ян­но за­кры­ва­ясь и от­кры­ва­ясь, они поз­во­ля­ют глазу оста­вать­ся чи­стым и увлаж­нен­ным. Если в тем­ной ком­на­те резко вклю­чить яркий свет, че­ло­век обя­за­тель­но за­жму­рит­ся – со­мкнут­ся его веки, за­щи­щая глаза от сле­пя­ще­го света и давая им воз­мож­ность по­сте­пен­но при­вык­нуть к смене осве­ще­ния. Если под­не­сти близ­ко к лицу ка­кой-ли­бо пред­мет, веки ав­то­ма­ти­че­ски за­кро­ют­ся, за­щи­щая глаза от воз­мож­ной опас­но­сти.

Брови тоже охра­ня­ют глаза: они пре­пят­ству­ют по­па­да­нию пота со лба в глаза.

Рес­ни­цы за­щи­ща­ют глаза от пыли, дождя, снега и дру­гих помех. На обоих гла­зах че­ло­ве­ка при­мер­но 80 рес­ниц, каж­дая из ко­то­рых сме­ня­ет­ся каж­дые 100 дней. Таким об­ра­зов за жизнь че­ло­ве­ка сме­ня­ет­ся 80 000–90 000 рес­ниц.

У людей, жи­ву­щих в зоне сте­пей, пу­стынь и по­лу­пу­стынь, узкий раз­рез глаз – так при­ро­да по­мог­ла при­спо­со­бить­ся че­ло­ве­ку к пыль­ным вет­рам и пес­ча­ным бурям.

Спе­ре­ди глаз по­крыт про­зрач­ной тон­кой обо­лоч­кой, ро­го­ви­цей, ко­то­рая со­сто­ит из кле­ток, легко про­пус­ка­ю­щих свет. Мы видим сквозь ро­го­ви­цу, как сквозь про­зрач­ное стек­ло. Ро­го­ви­ца нуж­да­ет­ся в по­сто­ян­ном увлаж­не­нии, иначе она туск­не­ет (рис. 8).

Рис. 8. Стро­е­ние глаза (Ис­точ­ник)

Ввер­ху на­руж­но­го угла глаза есть слез­ная же­ле­за, в ней хра­нит­ся жид­кость – слезы (рис. 9). При мор­га­нии же­ле­за от­кры­ва­ет­ся, вы­де­ля­ет­ся жид­кость, ко­то­рая сма­чи­ва­ет глаз и за­щи­ща­ет его от вы­сы­ха­ния. Мы мор­га­ем каж­дые 6 се­кунд, то есть в те­че­ние жизни мы опус­ка­ем и под­ни­ма­ем веки около 250 млн раз. Слезы со­ло­но­ва­тые на вкус и про­зрач­ные. По­это­му го­во­рят: «Чи­стый, как слеза».

Рис. 9. Слеза (Ис­точ­ник)

В со­ста­ве слез есть белки, ко­то­рые по­мо­га­ют за­щи­щать глаз от по­пав­ших на его по­верх­ность мик­ро­бов. Чтобы слезы не скап­ли­ва­лись во­круг глаз, из­ли­шек вы­во­дит­ся через слез­ный канал в но­со­вую по­лость. Вот по­че­му, по­пла­кав, че­ло­век вы­нуж­ден вы­ти­рать не толь­ко глаза, но и нос.

Ро­го­ви­ца по­кры­ва­ет цвет­ную часть глаза – ра­дуж­ную обо­лоч­ку. Ра­дуж­ка уни­каль­на – на Земле нет даже 2 людей с оди­на­ко­вы­ми ра­дуж­ны­ми обо­лоч­ка­ми глаз (рис. 10).

Рис. 10. Ра­дуж­ная обо­лоч­ка глаза (Ис­точ­ник)

Рис. 11. Но­ше­ние солн­це­за­щит­ных очков (Ис­точ­ник)

Чтобы сбе­речь ра­дуж­ку, необ­хо­ди­мо в яркую сол­неч­ную по­го­ду но­сить солн­це­за­щит­ные очки (рис. 1). Сзади к ра­дуж­ной обо­лоч­ке при­креп­ле­ны мышцы, ко­то­рые поз­во­ля­ют ей ме­нять форму в 1за­ви­си­мо­сти от осве­ще­ния: чем мень­ше света, тем уже коль­цо ра­дуж­ки. Таким об­ра­зом, ра­дуж­ка кон­тро­ли­ру­ет, сколь­ко света про­ник­нет через зра­чок – чер­ный кру­жок, ко­то­рый на­хо­дит­ся в цен­тре ра­дуж­ной обо­лоч­ки. Имен­но через него внутрь глаза про­хо­дит свет. Если свет яркий, зра­чок сужа­ет­ся, а если свет сла­бый туск­лый – рас­ши­ря­ет­ся. От этого зра­чок вы­гля­дит то со­всем ма­лень­ким, то боль­шим – в за­ви­си­мо­сти от силь­но­го или сла­бо­го осве­ще­ния (рис. 12).

Рис. 12. Стро­е­ние глаза (Ис­точ­ник)

В цен­тре глаза, по­за­ди ра­дуж­ной обо­лоч­ки и зрач­ка, рас­по­ло­же­на оваль­ная линза – хру­ста­лик. Он похож на линзу фо­то­ап­па­ра­та и так же, как она, про­пус­ка­ет через себя свет. Хру­ста­лик про­зрач­ный, бес­цвет­ный и эла­стич­ный. Для того чтобы сфо­ку­си­ро­вать изоб­ра­же­ние, хру­ста­лик из­ме­ня­ет свою форму, ста­но­вясь то более вы­пук­лым, то более плос­ким. Ино­гда в ра­бо­те хру­ста­ли­ка про­ис­хо­дит сбой, тогда неко­то­рые люди нечет­ко видят пред­ме­ты вб­ли­зи (даль­но­зор­кость) или вда­ле­ке (бли­зо­ру­кость). Тогда люди носят очки, чтобы по­мочь хру­ста­ли­ку. Также хру­ста­лик можно тре­ни­ро­вать: для этого до­ста­точ­но несколь­ко раз пе­ре­ве­сти взгляд с даль­не­го объ­ек­та на ближ­ний и об­рат­но.

После хру­ста­ли­ка свет про­хо­дит через стек­ло­вид­ное тело, за­пол­ня­ю­щее всю по­лость глаз­но­го яб­ло­ка. Стек­ло­вид­ное тело со­сто­ит из тон­ких во­ло­кон, между ко­то­ры­ми на­хо­дит­ся бес­цвет­ная про­зрач­ная жид­кость, об­ла­да­ю­щая боль­шой вяз­ко­стью; эта жид­кость на­по­ми­на­ет рас­плав­лен­ное стек­ло. От­сю­да и про­изо­шло его на­зва­ние – стек­ло­вид­ное тело.

Сет­чат­ка – та часть глаза, с по­мо­щью ко­то­рой мы видим. Сет­чат­ка плот­но по­кры­ва­ет зад­нюю часть глаз­но­го яб­ло­ка. Она также важна, как плен­ка в фо­то­ап­па­ра­те. Сколь­ко бы мы ни за­жи­ма­ли на за­твор, сколь­ко бы света ни про­хо­ди­ло сквозь линзу объ­ек­ти­ва, если в фо­то­ап­па­ра­те нет плен­ки, все равно ни­ка­кой фо­то­гра­фии не по­лу­чит­ся. То же самое про­ис­хо­дит и с гла­за­ми. Если бы в них не было сет­чат­ки, мы бы ни­че­го не ви­де­ли.

Свет сна­ча­ла про­хо­дит через ро­го­ви­цу и зра­чок, затем через хру­ста­лик, потом сквозь про­зрач­ную жид­кость, за­пол­ня­ю­щую глаз­ное яб­ло­ко внут­ри, и, на­ко­нец, в самой даль­ней части глаз­но­го яб­ло­ка до­сти­га­ет сет­чат­ки. Хотя раз­мер сет­чат­ки неве­лик, на ее по­верх­но­сти на­хо­дит­ся более 130 мил­ли­о­нов чув­стви­тель­ных к свету кле­ток. Эти клет­ки де­лят­ся на 2 типа: па­лоч­ки (раз­ли­ча­ют белый, чер­ный и все от­тен­ки се­ро­го цвета; по­мо­га­ют ви­деть в тем­но­те) и кол­боч­ки (раз­ли­ча­ют все цвета, но могут ра­бо­тать толь­ко при свете). Когда свет до­сти­га­ет сет­чат­ки, она пе­ре­да­ет сиг­нал по осо­бо­му нерву (он на­зы­ва­ет­сязри­тель­ным нер­вом) в спе­ци­аль­ный отдел мозга. Изоб­ра­же­ние это умень­ше­но и пе­ре­вер­ну­то (рис. 13).

Рис. 13. Прием изоб­ра­же­ния гла­зом (http://​ladativi.​ru/​assets/​images/​eye2.​jpg)

А когда наш мозг по­лу­ча­ет сиг­нал, мы, на­ко­нец, видим то, на что смот­рят наши глаза.

По­вто­рим по­сле­до­ва­тель­ность:

1. Свет про­хо­дит сквозь ро­го­ви­цу и зра­чок к хру­ста­ли­ку.

2. Затем он про­хо­дит через хру­ста­лик и жид­кость, за­пол­ня­ю­щую глаз­ное яб­ло­ко, и по­па­да­ет на сет­чат­ку.

3. Сет­чат­ка при­ни­ма­ет све­то­вой им­пульс и пе­ре­да­ет его зри­тель­но­му нерву.

4. Зри­тель­ный нерв по­сы­ла­ет сиг­нал мозгу.

5. Мозг пе­ре­во­дит сиг­нал в зри­тель­ный образ.

 Береги зрение

Зре­ние – огром­ное бо­гат­ство че­ло­ве­ка. Сле­пым очень труд­но. А де­фек­ты зре­ния труд­но ис­пра­вить. По­это­му необ­хо­ди­мо бе­речь глаза и за­бо­тить­ся о зре­нии (рис. 14).

Рис. 14. Бе­ре­ги­те зре­ние!

Сле­дуй­те таким пра­ви­лам:

1. Нужно про­мы­вать глаза утром и ве­че­ром.

2. Не трите глаза гряз­ны­ми ру­ка­ми, чтобы не за­не­сти мик­ро­бы и сор.

3. Если в глаз по­па­ла со­рин­ка, об­ра­ти­тесь за по­мо­щью ко взрос­лым, про­мой­те глаза водой.

4. Осте­ре­гай­тесь по­па­да­ния в глаза ост­рых пред­ме­тов.

5. Не чи­тай­те лежа, в транс­пор­те, при пло­хом осве­ще­нии.

6. Ста­рай­тесь дер­жать книгу на рас­сто­я­нии 30–35 см (чтобы опре­де­лить это рас­сто­я­ние, по­ставь­те ло­коть на стол и кон­чи­ка­ми паль­цев до­тя­ни­тесь до виска – на таком рас­сто­я­нии от глаз стоит дер­жать книгу или тет­радь).

7. Пом­ни­те, что при чте­нии и пись­ме свет дол­жен па­дать слева.

8. Смот­ри­те те­ле­ви­зор не более 1–1,5 часов в день.

9. Си­ди­те не ближе 3 м от те­ле­ви­зо­ра, по­даль­ше от мо­ни­то­ра ком­пью­те­ра.

10. Ра­бо­тай­те на ком­пью­те­ре не более 15 минут под­ряд.

11. Еже­днев­но де­лай­те гим­на­сти­ку для глаз.

12. Упо­треб­ляй­те в пищу про­дук­ты, бо­га­тые ви­та­ми­на­ми, ко­то­рые необ­хо­ди­мы для пра­виль­ной ра­бо­ты глаз: мор­ковь, лук, слад­кий перец, по­ми­до­ры, пет­руш­ку.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем, сколь­ко у че­ло­ве­ка на самом деле ушей, убе­дим­ся в том, что ухо по­мо­га­ет не толь­ко слы­шать и слу­шать, но и со­хра­нять фи­зи­че­ское рав­но­ве­сие, по­зна­ко­мим­ся с необыч­ны­ми фак­та­ми об этом слу­хо­вом ор­гане.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/izuchaem-organy-chuvstv/vzglyad-na-glaz

источник презентации — http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/Stroenie-cheloveka-4-klass.zip

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=GsEsMRtE-zU

http://www.youtube.com/watch?v=k0-kItJu-Ys

Тема проекта: «Береги глаза с детства».

Подготовили учащиеся 4 класса МОУ ООШ № 11 Ставропольского края

Горлова Яна Алексеевна, Кранга Константин Алексеевич, Грибинченко Екатерина Владимировна , под руководством учителя начальных классов Воробьёвой С.А.

«У каждого есть тело и душа,

А зеркало её – твои глаза.

Чем дорожим,

То бережём мы строго.

Не зря ведь говорят:

Храните как зеницу ока».

С помощью зрения человек получает около 90% всей информации об окружающем его мире. Не случайно в народе говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  

По данным статистики в последние годы катастрофически выросло количество детей, имеющих проблемы со зрением.

  Нам очень много приходится читать и писать в школе и дома. Большая нагрузка ложится на весь наш организм, но особенно на наши глаза. И мы должны подумать, что можно сделать, чтобы сохранить своё зрение.

Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.

Цель проекта: выяснить, отчего ухудшается зрение; научиться заботиться о сохранении своего зрения.

Задачи:

познакомиться со строением и значением глаза;

 выяснить причины ухудшения зрения;

познакомиться с правилами сохранения хорошего зрения;

учиться работать с разными источниками информации.

Мы использовали соответствующие методы исследования:

Подбор и анализ литературы.

Беседа.

Практические опыты.

Анкетирование.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Перед тем как приступить к работе над проектом мы заполнили карты «ЗИУ», чтобы сравнить насколько пополнились наши знания о глазах, как органе зрения. Последнюю колонку решили заполнить по окончанию проекта (приложение №9).

1.Как видит глаз.

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Но, оказалось, что у птиц зрение гораздо лучше чем у нас, так как их глаза содержат больше зрительных клеток. Будь у нас орлиные глаза, мы могли бы читать газетные заголовки на расстоянии 500 метров! Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было

2

сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества. Слезы все время смачивают поверхность глаза, смывая с нее пылинки, а потом оттекают по маленьким протокам в уголках глаз. Обычно мы этого не замечаем, но если нам вдруг хочется плакать или в глаза попадает пыль, слезы начинают выделяться настолько активно, что не успевают уходить в слезные протоки и стекают прямо по щекам.

Слезная жидкость (слеза), увлажняет поверхность глаза. При отсутствии слез произошло бы обезвоживание такого нежного органа, как глаз, и очень быстро наступила бы слепота (приложение №1).

Из истории:

в Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирали слезную жидкость в специальные сосуды и использовали для лечения ран.

Это интересно:

женщины плачут примерно в 4 раза чаще мужчин,

Цвет радужки зависит от количества пигмента « меланина». Темные глаза (много меланина в радужке) у жителей южных солнечных стран и слепящих снежных равнин.

Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мы решили их провести и поделиться выводами с одноклассниками.

Опыт № 1:

Мы посадили на стул своего друга, направили на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Делаем вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается. (Приложение№2)

Опыт № 2:

Сделали трубочку из картона. Поднесли ее к левому глазу. Подняли правую руку и держали ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрели одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Показалось, что у нас на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение. (Приложение№3)

Опыт№3:

Стоя возле стола и закрыв один глаз, попробовали кончиком карандаша попасть в точку на листе бумаги. Сразу не получилось ни у кого.

Делаем вывод: бинокулярное зрение позволяет точно определять расстояние и воспринимать детали. (Приложение№4)

Опыт № 4:

Лиза зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и она смогла разглядеть нужную ей вещь.

Делаем вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.

Опыт№5:

Поднимаем оба указательных пальца на расстоянии 30см от глаз и сводим их так, чтобы между ними оставалось не больше 1см. Смотрим на какой-нибудь предмет в отдалении.

Результат: перед глазами висит в воздухе смешной «двуглавый» палец.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение. (Приложение№3)

2.Причины ухудшения зрения

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

Но нам хотелось знать каково состояние зрения у нас на данный период, если есть ухудшения, то каковы его причины, как улучшить и сохранить зрение.

Мы отправились за помощью к врачу–офтальмологу ГБУЗСК АЦРБ (районной поликлиники) Смирновой Сагипе Лукбановне. Посетив врача, мы были удивлены и озадачены: оказалось, что только у Лизы зрение в норме. Сагипа Лукбановна подробно ответила на наш вопросы о причинах ухудшения зрения, показала как проверяют зрение, рассказала о доступных способах поддержки зрения. (приложение №5).

Причины ухудшения зрения:

1. Работа при плохом освещении.

2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.

3. Чтение лежа.

4. Длительный просмотр телепередач.

5. Малоподвижный образ жизни.

6. Долгое просиживание за компьютером.

7. Неправильное питание.

8. Попадание в глаза вирусов и другой инфекции.

9. Чтение в транспорте.

10. Травма глаз.

11. Долгое смотрение на яркий свет незащищёнными  глазами (солнце, сварка).

Можно ли бороться с причинами, вызывающими ослабление зрения?

Можно, если выполнять определённые правила, которые помогают сберечь зрение.

3.Как сохранить зрение.

Из беседы с врачем, литературы, которую изучили, мы узнали правила и специальные упражнения для сохранения  зрения.

Правила:

Необходимое достаточное освещение – это обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия). Во время работы за столом настольную лампу следует располагать слева или спереди так, чтобы при письме на тетрадь не ложилась тень от руки.

Полноценно питайтесь для сохранения хорошего зрения. Рекомендуется придерживаться специальной диеты. Ешьте побольше овощей и фруктов красного, оранжевого и жёлтого цветов (морковь, тыква, облепиха). Очень хорошо употреблять в пищу чернику, так как в этой ягоде содержатся особые вещества, улучшающие зрение. (Приложение№6)

Не читайте лёжа, а также в транспорте, идущем по тряской дороге.

Оберегайте глаза от ударов, от попадания в них вирусов и другой инфекции.

Укрепляйте глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце;

При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).

При работе с компьютером соблюдайте правила для глаз:

— делайте перерывы в работе и выполняйте упражнения для глаз;

— через каждые 3-5 минут отводите взгляд от экрана и смотрите вдаль;

— старайтесь чаще моргать, это улучшает естественную защиту глаз слезой (Приложение№7)

 При просмотре телевизора:

— смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков);

—  располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м;

Глазам необходим  отдых. А  для этого существует специальная гимнастика для глаз, которую разработали ученые-врачи. Делайте эту  гимнастику для глаз, и она поможет вам сохранить зрение, а кому-то и улучшит его. (Приложение№7)

Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и нам стало интересно: а знают ли об этом одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение №8)

На основе полученных результатов мы со Светланой Александровной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.

Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило друзей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили добавить ещё правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.

1. Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить.

2. Возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

3. Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

4. Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.

Заключение.

Работая над проектом, мы узнали очень много нового и интересного о нашем органе зрения — глазах,  об их строении, значении для человека. Мы узнали, какие причины вызывают ухудшение зрения и правила, благодаря которым, можно   сохранить  и укрепить  наше зрение. Мы задумались над тем, что необходимо внимательней относиться к себе, к своему здоровью.

  Нам удалось собрать интересный материал, с которым мы познакомим одноклассников и учащихся первых, вторых классов нашей школы.    

      Говорят, глаза – зеркало души. И не только. Они наши окна, через которые мы получаем информацию об окружающем мире.  Нужно помнить, что наши глаза отдыхают при созерцании живой природы, поэтому необходимо как можно больше бывать на свежем воздухе, на природе. И, конечно, регулярно делать гимнастику для глаз, соблюдать правила профилактики глазных заболеваний. И тогда окружающий мир будет радовать нас своей красото

Гимнастика для глаз:

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 сек. (сидя).  Затем открыть на такое же время

     (6–8 р.).

2. (стоя) Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).

3. а) указательный палец на расстоянии 25–30 см.

    б) смотреть на конец пальца 3–5 с.

    в) прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.

    г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (потом правой рукой.)

4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.

5. Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.

6. Делать круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторить 10 раз.

7. Вытянуть вперёд руку. Следить взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинуть обратно. Повторить 5 раз.

8. Упражнение «Филин». Закрыть глаза на 3-4 сек. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 сек.

9. Упражнение «Весёлые рожицы». Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону)

Затем изобразить Кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку  и т.д.

10. Рисование носом. Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Написать носом  выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

11. Далеко – близко. Учитель (родитель) называет вначале удалённый предмет, а через 2-3сек. – предмет, расположенный близко. Учащиеся должны быстро отыскать взглядом эти  предметы.

12. «Взгляд влево-вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть её в сторону вверх под углом 45° так, чтобы, закрыв левый глаз, правым глазом нельзя было видеть

предмет в левой руке. После этого выполняется  упражнение в течение 5-7 сек. Смотреть надо на карандаш в левой руке, затем взгляд переводится вперёд, «прямо перед собой» (5-7 сек.).

Упражнение выполнять 3 раза. Затем карандаш взять в правую руку и упражнение повторять.

13. «Горизонтальная восьмёрка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми.

 Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмёрку, как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

14. «Глаз-путешественник». Развесить в разных углах и по стенам различные  рисунки игрушек, животных и т.д. исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный  взрослым.

       Эти упражнения не обязательно проводить все в один раз. Можно выбрать несколько и составить из них специальный комплекс упражнений. Упражнения необходимо проводить регулярно. Только тогда можно будет добиться положительного результата.

Питание.

Основные принципы питания, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить хорошее зрение, вполне просты:

— умеренность в еде

— выбор легкоусвояемых и сочетаемых между собой продуктов

— получение важных для глаз питательных веществ.

Наиболее важные для здоровья глаз витамины – это А, Е и С. Где же их найти? Витамин А содержится в моркови, салате, зеленом горошке, дыне, помидорах, луке, твороге, печениВитамин Е – в овощах, бобовых, зелени. Витамин С – в шиповнике, смородине, квашеной капусте, цитрусовых. Еще одним важным элементом, необходимым для здоровья глаз, является лютеин. Он содержится в желто-красных овощах и фруктах, в темно-листовых овощах. Это оранжевый перец, морковь, сладкая кукуруза, черный виноград, хурма, брокколи, шпинат, авокадо. Таким образом, каждый ваш прием пищи в идеале должен включать фрукты, овощи, салаты, соки.

Помимо овощей и фруктов, очень полезными для зрения являются морепродукты, в которых содержатся жирные кислоты омега-3. Это тунец, лосось, устрицы, крабы и другие морепродукты. Также не забудьте об удивительном по своей силе препарате – рыбьем жире, который оказывает благотворное влияние на работу органов зрения.

На самом деле полезных продуктов – неимоверное количество и заниматься их перечислением можно очень долго. Важно понять другое: наш организм – единая система, и, если плохо работает один элемент, ухудшается работа всех прочих.

МЫ ЖЕЛАЕМ ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ГЛАЗАМ!

Общий комплекс упражнений

1. Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.

2. Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.

3. Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.

Упражнения для глаз, приведенные выше, просты и не отнимут у вас много времени. Вы можете выполнять их как дома, так и в школе, а главное – это поможет сохранить здоровье ваших глаз.

Позаботьтесь о своем зрении сегодня, если хотите сохранить его в будущем!

Работа за компьютером

Если вы много работаете за компьютером, обязательно делайте перерыв каждый 2 часа, чтобы ваши глаза могли отдохнуть

Кроме того, вам могут помочь следующие упражнения:

1. Сильно зажмурьтесь, затем широко откройте глаза.

2. Помассируйте закрытые веки круговыми движениями пальцев. Упражнение занимает около минуты.

3. Держите голову прямо. Глазами совершайте круговые движения по часовой стрелке, затем повторите движения в обратную сторону.

4. Для того чтобы снизить негативное воздействие на зрение, не работайте за компьютером напротив не закрытого занавесками или шторами окна – разница в яркости экрана и области за ним может вызвать перенапряжение глаз и чувство дискомфорта.

5. Каждые 20 минут устраивайте 20-секундный перерыв. Сфокусируйте глаза на предмете, который находится на расстоянии как минимум 6-ти метров от вашего монитора. Затем перемещайте взгляд, рассматривая объекты на разных расстояниях.

Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя.

19

5

2. Делаю перерывы во время чтения.

15

9

3. Слежу за посадкой при письме.

15

9

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

17

7

5. Делаю гимнастику для глаз.

24

6. Часто бываю на свежем воздухе.

20

4

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

12

12

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

10

14

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

24

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

1

23

Приложение № 9

Карта ЗИУ

Я знаю

Интересуюсь

Узнал

1. Глаза один из органов чувств. С помощью глаз человек узнаёт окружающий мир.

Почему портится зрение?

Причины ухудшения зрения

(плохое освещение, телевидение, компьютер и т.д. )

2. Глаза воспринимают цвет и свет от окружающих предметов и посылают сигнал в головной мозг. Благодаря этому человек видит.

Как устроен глаз?

Как глаз может различать цвет и форму предметов?

Как устроен глаз. Как работают органы зрения.

3. Глаз имеет форму пули и поэтому называется глазным яблоком.

Почему у людей разный цвет глаз?

Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин».

  • Рассказ о глаголе как о части речи
  • Рассказ о главном герое капитанская дочка
  • Рассказ о главном герое ашик кериб 4 класс
  • Рассказ о гитаре для 2 класса коротко
  • Рассказ о гироскутере для школы