Рассказ о гончарном ремесле

Гончарное ремеслоГончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки, сделанные во время археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные фигурки, примитивная посуда для приготовления пищи, сосуды для хранения воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.

Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить практически все. В умелых руках мастера бесформенный пластичный материал как по волшебству превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем и других способов формования, гончарные изделия стали более эстетичными и самыми распространенными изделиями человесеского быта.

История гончарного ремесла

История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры и находилось на высоком уровне, о чем свидетельствует изобретение фарфора.

В Древней Греции оно стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия. Эти произведения из глины, на которые наносился рисунок, который покрывался затем черным лаком, считались признаком роскоши и богатства.

А некоторые африканские племена в начале XX века еще изготавливали вручную глиняную посуду, набивали ее соломой и просто сушили на солнце.

Гончарное ремесло на Руси

Гончарное ремесло на Руси

Гончарное ремесло на Руси зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать повсеместно.

В это время появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, способам декорирования. Гончарство в те времена было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Однако на смену глине со временем пришел металл и глиняную посуду заменила оловянная, серебряная, а позже пластмассовая. И могло так случиться, что древнее ремесло исчезло бы навсегда…

Но история, как известно, развивается по спирали, и в наш век нанотехнологий люди стали вновь испытывать интерес к гончарству, как к искусству. Изделия современных гончаров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на керамику ручной работы постоянно растет. Раскупают все: копилки, статуэтки, кувшины, тарелки. «Глиняных дел» мастера дают мастер-классы. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.

Обучение гончарному ремеслу

Обучение гончарному ремеслу в Москве Вы можете пройти в нашей мастерской «Гончарное дело». У нас проводятся разовые мастер-классы для желающих попробовать себя в роли гончарных дел мастера. А при желании продолжить обучение и постигнуть все азы столь увлекательного дела Вы сможете записаться на более длительные курсы.

Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.

Гончарное ремесло: от древности до наших дней

_

Гончарство в мире

Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали её. Поначалу пытались вылепить из неё самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные. Со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.

Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.

Из Древней Греции до наших дней дошли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. На вазах древние греки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.

В странах Африки изделия из глины изготавливались вручную, затем сушились на солнце и обжигались с помощью горящей соломы. Сегодня простые формы и фактура, естественные цвета, анималистические, растительные и абстрактные геометрические рисунки африканской керамики пользуются большим спросом у ценителей прекрасного.

Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).

Новые функции гончарного искусства

Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.

Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.

Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.

Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.

О пользе работы с глиной

О пользе работы с глиной

_

Для малышей 4-5 лет польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, причём занятия проходят в увлекательной форме: играючи, дети знакомятся со свойствами глины. В отличие от работы с пластилином, лепка из глины требует особой подготовки материала, что развивает у детей ответственность, логическое мышление.

Для детишек 6-7 лет глина даёт возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, в этом возрасте ребёнок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.

Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Кстати, существуют методики глинотерапии, направленные на снижение агрессивности, устранения фобий, негативных эмоций у взрослых людей. Если для малышей работа с глиной является способом открытия чего-то нового в мире, то для взрослого человека это способ обрести личностную гармонию.

Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощённости, не нуждается в доказательствах, а глина – это природный материал.

Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

Гончарная мастерская в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Гончарная мастерская в ЭТНОМИРе

_

Гончарную мастерскую в этнографическом парке-музее найти не составит труда: Улица Мира, Дом Ирана и Ирака. Здесь всегда кипит работа, и посетители парка обычно не проходят мимо. Ничто так не завораживает, как волшебным образом меняющаяся в руках мастера форма сосуда.

Гончары, работающие в мастерской, приехали в ЭТНОМИР из разных регионов России и разных стран мира, поэтому со знанием дела изготавливают самые разные изделия: славянские крынки для молока и горшки для каши, грузинские кувшины для вина, азиатские пиалы для чая, греческие амфоры для масла и многое другое.

Изделия наших мастеров вы увидите и в домах Улицы Мира (Греции, Грузии, стран Африки и других), и в этноотелях ЭТНОМИРа (согласитесь, в номере гостиницы «Подворье» приятно пить не из обычного стеклянного стакана, а из глиняной кружки, а в отеле «Караван-сарай» – из керамической пиалы). Их также можно приобрести в сувенирных лавках ЭТНОМИРа. А главное – каждый гость ЭТНОМИРа может сам сесть за гончарный круг и испытать удивительные чувства, создав из податливой глины свой собственный шедевр.

goncharnoe-delo

Гончарное дело не просто древнее ремесло, оно пускает свои корни в те времена, когда люди еще не овладели даже примитивной агротехникой. И ремесло не просто живет, а переживает сегодня новый виток популярности. Все, что вы хотели узнать про гончарное дело, его секреты и принципы, а также возможность мощного стартапа – далее.

История гончарного дела

Еще недавно историки сводили возникновение ремесла ко временам десятитысячелетней давности. И вот сравнительно недавнее открытие археологов перевернуло это представление о древности гончарства: в Хорватии обнаружили фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет!

Первый обожженный сосуд относится к эпохе мезолита. Хотя, что интересно, первоначально умельцы использовали глину не как податливый материал для посуды, а как природное «тесто» для лепки статуэток и фигурок животных. Скорее всего, они носили ритуальный характер, принадлежали к тотемам и оберегам.

О гончарном круге, как полноценном приспособлении для работы с глиной, упоминается в Ветхом Завете. Но это не значит, что он не мог появиться значительно раньше описываемых в книге времен. Известно только, что какое-то время человек мог рассчитывать лишь на ручной труд, но уже тогда понимал – глина способна на многое.

Гончарное ремесло в мире

goncharnoe-remeslo

Глазурованная керамика. Древний Китай IX — I вв. до н.э.

Распространена глина повсеместно, а значит, в самых разных точках земли человек обращался к природному материалу с богатыми возможностями. Пластичная субстанция в руках умельца обретала форму, а главное, обретала и смысл. Но в каждой части света история гончарного искусства своя.

Например, в Китае ремесло появилось как минимум за 2000 лет до нашей эры – примеры тому в виде удивительной керамики и фарфора Китайской Империи красноречивы. Есть сведения и о том, как налажено было гончарное производство и в Античном мире: умельцы использовали простую железистую глину, которая превращалась в изящные амфоры и сосуды.

Веками гончарное искусство развивалось и совершенствовалось, не сдавало своих позиций. В Средневековье керамическую посуду потеснили изделия из серебра, золота и олова. Металл оказался конкурентом глины, но из нее продолжали активно делать гончарные монограммы, изразцы, фамильные гербы – речь идет о знати, конечно. Простой люд такого позволить себе не мог, а потому о полном отказе от глиняной посуды говорить не приходится.

Гончарное ремесло на Руси

goncharnoe-remeslo

Древнерусские керамические изделия с. Сорокино.

На этих территориях гончарное ремесло развивалось еще в доисторическую эпоху. И сейчас археологи обнаруживают во время раскопок артефакты, говорящие много о быте и уровне развития людей разных эпох. Самые интересные образцы – это керамические изделия, сделанные еще до появления гончарного круга. Когда люди научились делать изделия из глины на специальном круге, ремесло стало промыслом, и оно переживало свой расцвет.

Появлялись гончарные мастерские, где каждый хозяин наносил на изделие фирменное клеймо. Форма, размеры, технические хитрости обжига – все это были инструменты крупного рынка, которым в то время считалось гончарство.

В девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины.

Что же до цифр, то еще в девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины. Чистую глину комбинировали с песком, мелкими ракушками, кварцевыми и гранитными частичками. В конце девятого века на юге страны появился гончарный круг: прогресс связывают с переселением туда славянских племен. Именно технический прорыв привел к появлению такой профессии – гончар. Начали появляться мастерские, где работали уже мужчины: так и стало исключительно женское занятие преимущественно мужским.

Затем гончарному ремеслу на Руси пришлось пережить спад: татаро-монгольское иго перевернуло историю древнерусского государства, керамическое дело остановилось. Утварь становилась грубее, уничтожались выдающиеся работы гончаров. И только после освобождения от агрессоров гончарное дело потихоньку начало возрождаться. С переменным успехом оно дошло до наших дней, и в информационную эру больших технических возможностей, славяне стали открывать все больше фамильных гончарных мастерских, а их работы (не без помощи соцсетей) быстро и ловко разлетаются по сотням тысяч адресов. Древний промысел нашел себя и в 21 веке.

Данное видео познакомит вас с историей развития гончарного ремесла.

Виды изделий из глины

Глина – душа гончарного дела. Природный вторичный продукт образуется в ходе разрушения горных пород в результате выветривания. Смешиваясь с водой, глина становится массой с невероятной пластичностью. Керамикой называют материалы и изделия, созданные путем формования и обжига глин. Все керамизделия принято делить на пористые и плотные.

Плотные

Им свойственен показатель водопоглощения меньше 5%. Яркие примеры плотной керамики – напольная плитка и дорожный кирпич. Санитарно-техническую отрасль могут представлять и плотные, и пористые изделия. Плотность керамики определяет степень спекания.

Пористые

Поглощают более 5% воды. К ним относят глиняный кирпич, пустотные стеновые камни, черепицу для кровли, облицовочную плитку. Различие изделий обуславливает структура черепка. Керамический черепок – это материал, из которого после обжига состоит керамика.

Материалы гончарного ремесла

Глина состоит из очень маленьких кристаллов, которые и формируют каолинит, глинообразующий материал. Используют в гончарстве несколько сортов глины.

Глиняные изделия производят из:

  • природной красной глины;
  • белой и цветной;
  • майолики;
  • пористой керамической массы;
  • каменной керамической массы;
  • глины для фарфора и т.д.

Каждый вид природного материал отличен от другого: например, из белой глины производят изделия, которые после обжига приобретают цвет слоновой кости. Из майолики делают знаменитую фаянсовую посуду. Глина же для фарфора непористая, после обжига изделие приобретает характерную прозрачность и изящество.

keramicheskaya-glazur

Отдельного упоминания заслуживает глазурь для керамики, без которой сегодня невозможно представить гончарное искусство. Глазурью называют тонкое стекловидное покрытие, которое наносят поверх изделия из глины. Керамическая глазурь может быть глухой и прозрачной, блестящей и матовой, цветной и бесцветной. Глазурирование – процесс, при котором предмет окунается в глазурный шликер. Второй вариант – поливка предмета составом глазури. Используют нередко и метод распыления. Прозрачную глазурь можно сделать даже в домашней мастерской, хотя вручную сегодня этим мало кто занимается.

Инструменты для работы с глиной

Лепка из глины – процесс, предполагающий оттачивание мастерства. Какие-то инструменты покажутся неудобными, и вы будете искать подходящую альтернативу. У каждого мастера появляется свой инструмент: чуткий и вторящий его стилю работы.

Список инструментов для начинающего керамиста выглядит так:

  • Струна. Именно ею вы будете срезать готовое изделие с гончарного круга. Это леска или очень тонкая проволока, оба конца которой зафиксированы на деревянных ручках (в силу безопасности труда). Металлоструны быстро уходят в утиль, потому большинство мастеров предпочитают работать с леской.
  • Турнетка. Так называют крутящуюся небольшую подставку из металла, без которой художник-керамист редко обходится. Турнетка организует медленное вращение вокруг своей оси, за счет чего мастер создает идеальной ровности линии.
  • Стек. Это очень общий термин, так как под ним подразумеваются самые разные инструменты для декорирования и моделирования керамики. Это и деревянные стеки, и стек-ножи, и скульптурные стеки, и, наконец, пластмассовые (надо же с чего-то начинать). Топ-стек – гончарная петля, ею выгребают глину и обрезают края изделия.
  • Штампики, оттиски, фактурные гребни. Этими инструментами создается рельеф и текстура еще сырого изделия, наносятся ими симметричные полосы.
  • Гончарный циркуль. Это измеритель, который позволяет сравнить линейные размеры деталей и размеры, взятые по масштабной линейке, калибру и концевым мерам.
  • Подручные средства. Условное название всевозможных вспомогательных аксессуаров: скалки для раскатывания, губки, текстильные фрагменты (лоскутки), листы из дерева и гипса.

Настоящий керамист не может работать без гончарного круга. Когда начинали делать предки изделия из глины, его не было, и вы, как новичок, можете пойти тем же путем. Но практически все приходят к тому, что развиваться без наличия гончарного круга невозможно. Он формирует посуду и прочие изделия, задействовав инерцию вращения. Это придает работе нужную форму и, что немаловажно, повышает производительность труда.

Этапы работы с глиной

Не спешите сразу делать керамические шедевры – научаться в любом возрасте приходится по принципу «от простого к сложному». Сначала потренируйтесь соблюдать все этапы работы, тщательно отрабатывая каждый.

Подготовка глины

glina

Разбейте материал на маленькие части, высушите, а потом залейте горячей водой. Когда глина набухнет, переложите ее на стол, устланный тканью. Регулярно материал переминайте и переворачивайте. Когда лишняя вода уйдет, можно браться за дело – глина готова.

Если же в ней есть примеси, ее предварительно очищают. Это можно делать путем продавливания через мелкую сетку (в пластичном состоянии) либо разминая в руках сухой материал. Можете залить глину водой, дать пару часов отстояться – тяжелые примеси оседают на дно.

Глиняное тесто проминают на столе. Струной, сделанной из лески или же гитарной, с закрепленными по бокам деревянными брусочками, глину разрезают.

Формовка изделий

goncharnyj-krug

Предполагает несколько способов работы. Первый – это вытягивание сосуда из куска глины на гончарном круге. Существует также формовка путем выбивания, отминка в форму, лепка из четырех горизонтальных поясов, лепка из нескольких частей со спаями, а также ленточно-жгутовый способ.

Современный гончарный круг электрический, и хоть это упрощает процесс изготовления изделия, научиться работать руками придется так, как учились этому еще наши предки. Можно сравнить уроки работы на круге с уроками игры на фортепиано: каким бы оно не было технически совершенным, руки, их постановка, опыт и прилежание решают все. Толщину сосуда, который вы делаете, должны чувствовать тактильно: никакая техника здесь не поможет. Когда вы научитесь нескольким базовым постановкам рук на гончарном круге, примитесь за освоение основных операций. Начиная от центровки глины на круге, продолжая фиксированием дна сосуда, вы постепенно будете осваивать очень интересное, живое ремесло.

Обжиг

Оставшаяся в материале часть влаги испаряется при обжиге, начинается процесс остекловывания. Материал в руках мастера обретает жесткость и прочность, он более не способен присоединять воду. Сегодня для обжига чаще используются электрические муфельные печи. Какую температуру выставлять – отдельное мастерство: ее плавно повышают, а потом плавно же понижают (по четкой схеме).

Пока изделие не остынет, из печи его не вынимают – может расколоться. Готовая работа словно катарсис для мастера, гончарные изделия ручной работы не сравнятся с конвейерным производством.

Нанесение глазури

Делать это можно путем пульверизации, которая должна пройти несколько сеансов (3-5), после каждого изделие просушивается. Применяется и метод набрызга с помощью кисточки или щеточки с иголкой. Мастер может выбрать окунание, полив, тампонирование, кистевое нанесение глазури – как именно декорировать керамику, автор решает индивидуально. Обычно начинают пробовать себя в этом деле молодые керамисты, выбирая тампонирование и пульверизацию.

Что требуется, чтобы открыть свое дело

goncharnyj-biznes

Стартовать с нуля не получится: вы должны «прокачаться» в плане техники и предусмотреть начальные траты. Посмотрите, что у вас хорошо получается: мелкая сувенирная продукция или вы, к примеру, неплохо делаете авторскую посуду.

Примерный план действий:

  1. Гончарное дело поначалу ваше хобби, но если чашки и вазочки охотно нахваливают друзья, можно задуматься о бизнесе.
  2. Проведите простой маркетинговый срез: у знакомых и друзей узнайте, что из ваших работ они бы купили и за сколько.
  3. Если вашим творчеством интересуются, ищите помещение, знакомьтесь с нормами и требованиями по технике безопасности.
  4. Начинать можете как ремесленник – меньше рисков, небольшой ремесленный сбор, но и меньше объем производства.
  5. Когда заказов больше, чем свободного времени и возможностей, можно открывать гончарную мастерскую.
  6. На приобретение качественной печи, инструментов и материалы нужны деньги, чтобы их быстрее «отбить», не просто отдавайте товар на реализацию и работайте по заказам, а проводите мастер-классы, раскручивайте свой аккаунт, участвуйте в крупных выставках и ярмарках.

В видео подробно рассказываются достоинства гончарного ремесла как бизнеса.

Попробовать стоит: даже если дальше хобби не зайдет, глина будет дышать в ваших руках, руки приобретут особую чуткость и даже кинестетическую интуицию – занятие действительно завораживает. Ручной труд с психотерапевтическим эффектом: не зря так называют гончарное дело, которое своей тысячелетней историей обеспечило себе лучшую рекламу.

Гончарное производство с самого момента своего возникновения имело большое значение в жизни человека. Изначально оно служило практическим целям изготовления посуды или сосудов для хранения, но со временем гончары научились изготавливать предметы, которые проникали и в другие сферы жизни, например, искусство и мода.

Истоки гончарного ремесла

Изготовление керамической посуды было популярно ещё в глубокой древности, с тех пор как были обнаружены свойства глины. Даже в Ветхом Завете содержатся упоминания о ремесле гончара и глиняных изделиях. Первые сосуды из глины формировались руками без дополнительных приспособлений и поэтому имели примитивную неправильную форму. Однако ремесло развивалось, совершенствовались техники и появлялись специальные инструменты. Благодаря этому, позднее появились симметричные круглые и овальные изделия, очевидно сделанные на гончарном круге. Как ни странно, в исторических документах не сохранилось точной информации, когда и где появилось это приспособление. Известно только, что в Египте он был известен не менее 10 тысяч лет назад, этот вывод был сделан на основе анализа обломков керамических черепков. И там же был найден древнейший гончарный круг, возраст которого оценивается в четыре тысячи лет.

У большинства народов имеются свои традиции гончарного промысла, некоторые страны и регионы лидировали в этом ремесле и имели свои преимущества. Так, например, в Азии еще две тысячи лет назад появились первые фарфоровые изделия. А в Африканских странах даже в двадцатом веке горшки изготавливались без сложных инструментов, а сушка осуществлялась простейшим образом — на солнце.

Зарождение гончарного дела в Европе

В Европе же стимул к развитию гончарного ремесла был дан испанскими мастерами восьмого века, благодаря которым появились изделия с глазированным покрытием. Около тринадцатого века ремесло приобрело основной расцвет, произошло это в Италии, в этом регионе Европы была изобретена майолика — один из видов обожжённой керамики. Флорентийские керамические скульптуры сохранили свою ценность вплоть до наших времён и по праву считаются гордостью региона. Затем итальянское гончарное дело пришло в упадок. В средние века первенство в этом промысле взяла Франция — именно мастерами из этой страны была изобретена печь для обжига.

Гончарное дело Древней Руси

На территории Древней Руси и современной России самые древние керамические обломки сосудов, игрушки и предметы культа обнаруживались в раскопках поселений Дальнего Востока и Забайкалья — их возраст оценивается примерно в четырнадцать тысяч лет. Тот же гончарный круг на Руси появился примерно в IX веке. Его появление привело к стремительному развитию ремесла. Изделия мастерских разных территорий отличались формой, размерами, мастера уже тогда имели обыкновение ставить клеймо на свои работы. Гончарный промысел на Руси был очень важным и почетным ремеслом, до монгольского ига мастера даже использовали глазурь для покрытия готовых изделий. Однако нашествие завоевателей погубило развитие гончарства и вместе с мастерами были утеряны секреты производства керамики. Только в пятнадцатом-шестнадцатом веках русские мастера заново возродили керамический промысел, обучаясь у европейцев. Русский фарфор же был создан лишь в восемнадцатом веке. Обширное применение керамические изделия получили в убранстве церквей, ими украшены храмы Новгорода, а также церкви времен династии Романовых.

В современном мире развитой промышленности, производство гончарных изделий уже имеет несколько иное значение, не такое, как для наших далёких предков. На сегодняшний день ручное изготовление керамической посуды — это, скорее, искусство в сочетании с практичностью. Гончарное мастерство, работа с глиной и изготовление керамики всё так же востребованы. Более того, гончарный промысел не только не канул в Лету, благодаря достижениям современной науки, напротив открылись новые возможности для работы с материалами, что позволяет производить привлекательные и функциональные вещи и предметы для украшения дома и жизни современного человека.

Гончарное ремесло возникло одним из первых в далёкой древности и актуально до сих пор

БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА
Среди центров дагестанского народного искусства наиболее известен своим гончарным промыслом аул Балхар
ГЖЕЛЬ
Традиционный вид российской керамики, за преимущество синего цвета её называют «Синь России»
Изделия заводов Гжели, XVIII век. Майолика. Тарелка с петухом, кувшин, статуэтка "Баба с вёдрами", статуэтка "Щёголь в дрожках", квасник.
ЛУБОЧНАЯ ГЖЕЛЬ
Знакомая «синяя» гжель не всегда была такой, в XVII в. она была совсем другая
Ваза «Берёзка»
КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС 
Одна из наиболее интересных для коллекционеров тем — фигурки конаковского фаянса
Сирин. Александр и Ирина Якушкины, члены Союза художников России. Скопин, Рязанская область, Россия. 2018 г.
СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА 
Скопинская керамика — феномен: удивительные образы, необычная техника исполнения
Сушка трав у печи.
ПЕЧНОЕ РЕМЕСЛО
Особое ремесло строительства печей востребовано и в наше время, ничем не заменить ручной труд мастера-печника

Гончарство

Изделиях из глины, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением, а также технологиях их производства в разных регионах России и стран бывшего СССР.

Гончарство изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов.

Амфоры в музее 

В настоящее время это обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

История гончарного дела

Глина распространена повсеместно и человек давно оценил её уникальные свойства.  В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры.

Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

Изготовление кувшина 

В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства — керамики. 

На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную.

Юные гончары

Постепенно качество улучшалось, разрабатывались новые техники, появлялись новые инструменты. Росла коммерческая необходимость в керамических изделиях. 

Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда:
тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

В средние века гончарство было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига.

Гончарные изделия

Изначально основными гончарными изделиями были и остаются предметы быта, посуда, утварь. Это различные крынки, горшки, кружки, кувшины, вазы и супницы. Всего и не перечислить. 

Игрушка глухарь

Игрушка глухарь

Но гончары не ограничивались только бытовыми предметами. На досуге, из остатков глины, лепились свистульки, игрушки в виде причудливых зверей и людей. позднее появились сувениры для украшения быта — панно, скульптуры, вазы, подсвечники и многое другое.

Подсушивание готовых изделий
Подсушивание готовых изделий 

Когда появилась возможность развивать промышленное производство, к изделиям ручной работы прибавились строительные материалы. Кирпич, фарфор, фаянс, керамическая черепица для крыши и так далее. 

Особенности ремесла

В местных традициях гончара называли также «горшеней» и «горшечником» по названию одного из основных изделий ремесла — горшка, «глинником» — по главному материалу ремесла.

Само слово «гончар» произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка — «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего профессиональное орудие труда — горн.

Игрушки - птички

Игрушки — птички

Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой. 

 К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет.

Барыни и кормилки. Чернышинская глиняная игрушка

Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.

Абашевская игрушка

Абашевская игрушка

До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам.

Древность

В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы. 

Горшок с крышкой

Горшок с крышкой

Позднее встречаются сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного круга. Точное время его изобретения неизвестно, однако у Иеремии (18, 3) написано: «вступил в дом гончара, а он работал на кругу».

Изобретение гончарного круга

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший
станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в
развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари.

Свойства гончарных изделий

  • Они экологичны. При изготовлении к глине не подмешиваются никакие искусственные добавки. 
  • Прекрасно сохраняют температуру налитой в них жидкости.
  • выдерживают высокие температуры, что позволяет готовить блюда в духовке.
  • Химически устойчивы к большому количеству разнобразных веществ.
  • Красивы. Использование различных видов глины и техник позволяет производить очень разнообразные изделия
  • Недостатком является хрупкость керамических изделий.

Гончарные изделия в магазине «Русские ремёсла»

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.



История и уроки русского гончарного ремесла

Из истории глины

Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги.

Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул жизнь. Поэтому, из глины делали фигурки богов, богинь, священных животных. С древних времен глине приписывали целебные и косметические свойства.

Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетием.

Именно, благодаря сохранившимся предметам, мы знаем быт наших предков, живших много лет тому назад. Кстати, еще древние греки считали гончарное дело искусством. Античные мастера делали из глины не только красивую посуду, но и различные фигурки, статуэтки, которыми украшали дом. Но история глины началась гораздо раньше.

Например, считается, что первый керамический сосуд, который был изготовлен из обожженной глины, появился примерно 10 тысяч лет тому назад.

С тех пор человек постоянно экспериментировал с глиной: смешивал разные сорта глины, включал в состав основного материала органические и неорганические добавки и наоборот, освоил способ очистки гончарной глины от примесей.

На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей.

В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие.

Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.

Уроки от Андрея Салтана

Андрей Салтан томский художник – керамист. Хотя на самом деле сложно определить кто он больше: артист, показывающий представления на гончарном круге, преподаватель или художник, создающий, невероятно красивые сосуды и фигурки. По словам самого мастера, его профессию предопределило случайное прикосновение к материалу – глине. Особый интерес представляет русская керамика. «Она совершенна по форме и по размеру. Она совершенна и это совершенство оттачивалось, шлифовалось веками», — говорит Андрей Салтан.

Почти 16 лет назад работа с глиной так захватила мастера, что он специально путешествовал по стране, обучался у мастеров из разных регионов России. Было чему поучиться и в Томске. В свое время у нас в городе существовал Богашевский завод художественной керамике. И хоть выпускали в основном, как тогда говорили, ширпотреб, товары массового спроса, но были настоящие мастера гончарного дела, которые создавали авторские работы. Одним из своих учителей Андрей Салтан считает Игоря Яковлевича Лебедева.

В настоящее время в Томске и за его пределами Андрей Салтан признан мастером высочайшего класса. В Первом музее славянской мифологии Андрей консультировал сотрудников и дал урок гончарного мастерства. Занятие проходило «мифологической мастерской», в зале мастер — классов. Обычно, мы сами там обучаем детей и взрослых традиционной русской росписи, изготовлению кукол. Но в этот раз были в роли учеников.

Сначала мы узнали о свойствах самого материала и его качестве. Глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь.

Прежде чем начинать работу на круге необходимо почувствовать глину, помять, слепить что-то вручную. Иногда в такие моменты у мастера рождается идея о том, каким должно стать будущее изделие, глина сама подсказывает.

(Оказывается крынки бывают мужскими и женскими)

Второй очень важный компонент — вода. Мы периодически смачивали руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Поэтому мы использовали в процессе работы губку. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе.

Глина непростой материал. Она и твердая и удивительно нежная. Стоит надавить пальцами на стенку чуть сильнее и можно испортить изделие. В конце мы украсили свои поделки незамысловатым узором с помощью деревянной палочки. Все было и просто и сложно. Вращаясь на круге, глина словно оживала, а мастер будто бы просто помогал ей приобрести форму.

Андрей рассказывает нам о назначении некоторых сосудов. Горшок, крынка…, кажется, знакомо и понятно. А вот как выглядит картофельница или морковница мы не представляли. Оказывается, это широкий глиняный бочонок с крышкой. Его отличительная черта – круглый дырочки на стенах для вентиляции.

На уроке мы делали горшок и крынку. Их можно декорировать каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине нарисовать животных, цветы, узор. Хотя, многие мастера утверждают, что зачастую форма сосуда получается настолько интересной, что не требует дополнительного оформления. Красива сама форма изделия, ее живая энергия. Осталось высушить и укрепить то, что мы наваяли. Это непростой, очень ответственный процесс.

Укрепление, наведение лоска проходит до первого обжига. Мы стремимся сделать наше изделие гладким, плотным. Эта операция называется лощение. Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Обжиг укрепит наше изделие.

Но предварительно надо обработать сосуд молоком. Это древний и эффективный способ обработки. После молочения и обжига изделия приобретают водонепроницаемость и коричневый цвет. Обжиг проходит в специальных гончарных печах при температуре минимум 350 градусов. Для достижения более высокой прочности температуру увеличивают (900 градусов и выше).

Далее сосуд необходимо очистить, после обжига он сильно темнеет. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги.

И еще одна гончарная работа, завершающая традиционную технологию. Это вощение – обработка поверхности изделия горячим воском. В результате мы получаем яркий, красивый сосуд, удивительно приятный. Его не хочется выпускать из рук. Конечно, быстро постичь мастерство гончарного дела не получится. Но радость от этого занятия огромная и незабываемая. Чувствуешь связь времен и поколений. Ведь именно такой посудой пользовались наши предки.

(В конце урока лепим свистульки. Кстати, засвистели они у всех)

(Эту пирожковницу лепили все вместе: директор музея Геннадий Павлов и сотрудники)

Свои впечатления от урока по гончарному делу записала Ольга Морковкина — сотрудница Первого музея славянской мифологии.

http://slav-museum.ru/

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО

Слайд 2

Гончарное ремесло – это изготовление разных изделий из глины.

Слайд 3

Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки: посуда для приготовления пищи, чашки, тарелки.

Слайд 4

С изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

Слайд 5

История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Именно в Китае был изобретен фарфор – самый лучший вид керамики.

Слайд 6

В Древней Греции гончарное ремесло стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия.

Слайд 7

Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали кувшины , сковороды, чашки. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел.

Слайд 8

Мастера производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши.

Слайд 9

Появились гончарные мастерские, у которых были свои секреты обработки глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир.

Слайд 10

Гжель

Слайд 11

Дымковская игрушка

Слайд 12

В настоящее время существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины.

Слайд 14

Работа с глиной приносит пользу как детям так и взрослым. Для детей – это развитие мелкой моторики, а также развитие фантазии.

Слайд 15

Для взрослых работа с глиной очень сильно расслабляет, успокаивает. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО

Слайд 2

Гончарное ремесло – это изготовление разных изделий из глины.

Слайд 3

Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки: посуда для приготовления пищи, чашки, тарелки.

Слайд 4

С изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

Слайд 5

История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Именно в Китае был изобретен фарфор – самый лучший вид керамики.

Слайд 6

В Древней Греции гончарное ремесло стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия.

Слайд 7

Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали кувшины , сковороды, чашки. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел.

Слайд 8

Мастера производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши.

Слайд 9

Появились гончарные мастерские, у которых были свои секреты обработки глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир.

Слайд 10

Гжель

Слайд 11

Дымковская игрушка

Слайд 12

В настоящее время существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины.

Слайд 14

Работа с глиной приносит пользу как детям так и взрослым. Для детей – это развитие мелкой моторики, а также развитие фантазии.

Слайд 15

Для взрослых работа с глиной очень сильно расслабляет, успокаивает. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Рассказ о годах пушкина в лицее
  • Рассказ о глухаре 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о глупом тигре
  • Рассказ о глупом мышонке
  • Рассказ о глобальной проблеме по обществознанию