Рассказ о гжельской росписи для детей

МКОУ РАООП

« Старогородковская специальная (коррекционная)
общеобразовательная

школа – интернат имени Заслуженного  учителя  РФ 
Фурагиной  А.В.»

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

Направление:

нравственно-патриотическое

Тема: «Знакомство

с гжельским промыслом»

http://crosti.ru/patterns/00/0d/6f/0847c46f75/picture.jpg

Воспитатель: Мерзликина Т.В

Тема: «Знакомство с гжельским промыслом»

Цель: Приобщение детей истокам народно прикладного
искусства. Познакомить с историей промысла, особенностями гжельской
росписи.
Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и
желание их изучать, чувство патриотизма.

Задачи:

Воспитательные
задачи:
  Воспитывать
уважение к русским традициям. Воспитывать чувство гордости за талант своего
народа, уважение к мастерам своего дела.

Прививать интерес к
рисованию. Воспитывать желание украшать предметы быта гжельской
росписью.

Образовательные
задачи
:  Формировать у детей представление, что
произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся
традиций, передающихся от поколения к поколению; Учить выделять традиционные
особенности росписи: белый фон и сине-голубой рисунок.

Развивающие
задачи:

Развивать у
детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному
искусству. правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом;
Развивать художественный вкус, чувство цвета, умение передавать
характерные сочетания цветов; Развивать моторику рук

Предварительная
работа:
беседа,
рисование, рассматривание изделий других народных промыслов (хохлома, гжель),
слушание народных мелодий, чтение стихов о гжеле, рассматривание
иллюстраций с гжельской росписью.

Материалы и оборудование

1. Посуда,
раскрашенная гжельской росписью.

2. Образцы
элементов гжельской росписи.

3. Трафареты посуды,
вырезанные из бумаги и затонированные.

4. Акварельные
краски.

5. Кисточки для рисования
№2 и №3
.

6. Стаканчики для
воды, салфетки.

Используемые
педагогические технологии:
   коллективного творческого воспитания, игровая технология
интеллектуально-творческого развития детей, технология воспитания на основе
системного подхода,  здоровьесберегающая, технология современного и проектного
обучения.

Методы:

1. Словесные методы
(рассказ, беседа, объяснение).

2.  Наглядные  методы
(демонстрация, показ, действия и практические методы (показ способа действия,
алгоритмарешения, практикум, упражнения)                    

3.  Методы контроля и
самоконтроля                                                     

4. Методы
формирования личностных результатов (методы воспитания)

5. Практические
методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения,
тренинг и др.)

Ход занятия

1.    
Организационный
момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень
хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. Приглашаю вас в
круг радости. Давайте скажем:

Здравствуй, солнце
золотое!

Здравствуй, небо
голубое!

Здравствуйте, мои
друзья!

Очень рада, вас
видеть я!

Посмотрите, здесь
много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят
в посылке предметы и называют роспись)
 Но мы с вами сегодня поговорим
только об одном удивительном промысле. А, о каком, вы сейчас узнаете.
Послушайте стихотворение:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты
откуда?

Видно с севера
пришла

И цветами
расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными,
красивыми.

Воспитатель: Как зазывается эта посуда? Правильно,
молодцы!

2.    
Вводная
часть

— Ребята, вы любите
путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным
умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами,
когда послушайте мой рассказ

3.    
 Основная
часть

«В некотором царстве,
в некотором государстве, недалеко от столицы Москвы стоит деревенька Гжель.
Давным — давно жили там смелые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке
глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать
её синей краской различных оттенков.

http://i041.radikal.ru/0806/14/7b74da5abe25.jpg

Сами гжельцы
любили говорить
, что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они
перенести эту синеву на белый фарфор.

Слайд 4-6

Украшали свои изделия
бордюрами различными, Цветами и капельками, полосками и сеточками.

http://900igr.net/up/datas/85186/008.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/225/29240/1/img14.jpg

Этот прием рисования
получил название «мазок на одну сторону»«мазок с тенями»,
живописный, или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.

С помощью мазка
рисовали гжельские розы и волшебных птиц. Все гжельские
узоры сами придумывали.

И вот собрались
однажды гжельские мастера и стали думать, как бы им лучше
мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

http://www.xn--e1ajqcd8d.com/upload/iblock/cc6/cc64f2db5bbe1f05609c223c7d4ab4e0.jpg

http://astersoft.net/images/2/4/dejatelnosti-dlja-detej-6-7-let-gol_2.jpg

Один слепил чайники.
Удивительные чайники получились, с резными ручками, вытянутыми носиками, а на
крышке – курочка красуется.

Другой мастер
посмотрел, подивился, и придумал свой чайник в виде паровозика. Дым из трубы
ручкой служит, а свисток паровозика – носиком.

https://ideipodarkov.net/reimg/data/gifts/37/715x520/594537-5085.jpg

http://imatreshki.ru/thumb/FTnbGvYfXdBf1eCN98Mx_w/200r300/272357/DSC04376.jpg

https://www.rusvelikaia.ru/upload/iblock/652/_DSC0380.JPG

Третий мастер
подивился красоте такой, но лепить чайники не стал. Услыхал он сказку про кита,
да сделал маслёнку. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000041/pic/000054.jpg

 Добрый
молодец на коне скачет, а за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с
завитушками. Глаза рыбы, точно роза.

Закипела работа у
мастера. Разными маслёнками удивил он свой народ: масленка «Бычок»«Заяц»«Емеля
на печи»
«Курочка ряба».

https://www.rusvelikaia.ru/upload/iblock/2d2/61a3540a4455b894a404b54fc546eb8c.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c2f/0009f73e-6d647c53/310/img7.jpg

http://nashesilino.ru/upload/iblock/ef8/ef8bdf0d793528f350132255544a843e.jpg

Четвертый мастер
слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает,
плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

https://i1.wp.com/i039.radikal.ru/0910/4e/fc708aa58dda.jpg

Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у
них стройные и высокие,

http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/stanuliene.24/0_2afeb_da8bf92f_XL.jpg

 другие похожи на
маленький бочонок, а иные широкие, затейливые

Лепили гжельские мастера
причудливые и самовары, а также затейливые фигурки людей из их жизни.

http://samoffar.ru/pictures/beurrier_azarova.jpg

Это работница взбивает
в ступе масло.

http://matematikaiskusstvo.ru/gallery/2.jpg

Здесь женщины застыли
при чаепитии.

http://stupeny.com/wp-content/uploads/2014/03/%D0%93%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C4.jpg

А это – девушка с
коромыслом и вёдрами. Называется «По воду»

http://cs33.babysfera.ru/8/2/3/7/235329352.255675961.jpeg

http://pmvd.info/ru/wp-content/uploads/2012/10/IMG_1920.jpg

А здесь – целый
ансамбль музыкантов.

Не забывали и про
детей. Для них изготавливали разные игрушки: петух с пышным хвостом,
мышка норушка, гордый конь, да кошка-задира.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/stanuliene.24/0_2b00e_cf232a4a_XL.jpg

Разные зверушки

http://i1.loopy.ru/g/gjel3.jpg

Милые кошечки

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/84/2/84002170_09314063eac488a64a28bdd325f68a91.jpg

Слоник-дом

http://900igr.net/datai/izo/Promysly/0007-007-Gzhel.jpg

Хрюшка

http://otvet.imgsmail.ru/download/f1ea56bf939052a13bf947d1caae2411_h-40742.jpg

Чебурашка

http://to-world-travel.ru/img/2015/042500/4054373

Семейство сов

http://topslide.ru/files/500/268/5.jpg

Осётр на блюде.

http://imatreshki.ru/thumb/PsosxfCTKJKhguEfe3E4jg/200r300/272357/DSC05242.jpg

Подставка под телефон

https://images.kz.prom.st/55572562_w200_h200_cid547641_pid41012866-7fb9ae6e.jpg

Ёмкость под крупу

http://prointerior.info/wp-content/uploads/gzhel_05.jpg

Люди используют
гжельскую роспись при обустройстве интерьера.

Делают в Гжели
и часы
. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху
цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так, и, кажется, сейчас прокукарекает«спать
пора!»

http://homester.com.ua/wp-content/uploads/2012/02/gjel.jpg

https://www.rusvelikaia.ru/upload/iblock/0c9/Untitled-1.jpg

https://magput.ru/pics/large/81577.jpg

На весь мир
прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали,
какие умелые мастера живут на Руси.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/54879118.64/0_b16db_5f3ddc4f_orig.jpg

http://imatreshki.ru/thumb/5_hS3DljOpbxP7n97XypzA/200r300/272357/DSC04374.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/354/87354740_AboutGjel.jpg

https://www.rusvelikaia.ru/upload/iblock/17c/DSC_0839.jpg

И по сей день, жив
старинный городок Гжель. До 2002 года Гжель была центром Гжельского
сельского округа.

В настоящее время в
селе находится ОАО «Синь России» где изготавливают фарфоровую скульптуру,
посуду и другие изделия.

Здесь же имеются дом
культуры и библиотека, кафе «Гжель» и несколько магазинов, дом быта,
амбулатория, центр сельского округа, памятник погибшим в годы ВОВ, отделение АО
«Гжельское», детский сад и школа.

Трудятся в нем внуки
и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и
расписывают удивительную гжельскую посуду.

-Есть в России
такое местечко,

Где белая рощица,
синяя речка.

В этой негромкой
российской природе

Слышится эхо волшебных
мелодий.

И светлеет вода
родниковая,

И дыхание ветра
слышней
:

Расцветает Гжель
васильковая
,

Незабудковая Гжель.

http://e-gzhel.info/uploads/posts/2011-12/1325081368_img_2147.jpg

4.    
Физкультминутка

Наши синие цветки
распускают лепестки.

Ветерок чуть
дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки
закрывают лепестки.

Тихо засыпают,
головой качают.

5.    
Практическая
работа

Далее воспитатель
предлагает детям побывать в мастерской народных умельцев и поупражняться в
прорисовке гжельских узоров.
http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-387568-1521555560.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-387568-1521555831.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-387568-1521556028.jpg

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с гжельским промыслом»

6.    
Подведение
итогов

По окончании работы
отметить, что все хорошо потрудились, а самое главное, попробовали себя в роли
мастеров гжельской росписи!

История гжели и её истоки

Недалеко от города Москвы находится деревня под названием — Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые мастера.

 Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.

Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

 Мастера наносят растительный или бытовой узор на белый фон.

 Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.

Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары

• Сервизы

• Вазы для цветов

• Заварочные чайники

• Сахарницы

• Самовары

• Сувениры

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки

• Подготовка к росписи и первый обжиг

• Контроль и отбраковка изделий

• Роспись

• Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Белоснежный фон

• Насыщенно-синий рисунок

• Глазурирование поверхности

• Многообразный и сложный растительный орнамент

• Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

•Орнаментальная
•Растительная
• Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Гжель для детей

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Гжель для детей

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. 

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары
• Сервизы
• Вазы для цветов
• Заварочные чайники
• Сахарницы
• Розетки для варенья
• Самовары
• Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью. 

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись
• Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Гжель для детей

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера. 

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Гжель для детей

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины. 

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Особенности росписи под гжель

Гжель для детей

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

 Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Гжель для детей

Гжелью называют традиционную русскую роспись, которая в старину являлась одним из самых популярных видов народного промысла.

Сегодня рассматриваемый вид изобразительного искусства изучается отдельным курсом не только в специализированных художественных школах, но и во время общеразвивающих занятий с детьми младшего и среднего возраста. Чтобы научиться создавать гжельскую роспись, важно не только понимать основные этапы рабочего процесса, но и знать историю ее возникновения.

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне). На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры. В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Мотивы и элементы

Гжель (роспись для детей будет проще освоить, если они уже будут владеть базовыми навыками изобразительного искусства), обладая ярко выраженными мотивами и характерными элементами орнамента, используется сегодня в украшении декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Наиболее характерными чертами этого вида росписи являются:

  • все элементы орнамента, вне зависимости от общей сложности изображения, прорисовываются от руки (изредка с использованием шаблонов);
  • строгое выполнение росписи на однотонном синем или белом фонах;
  • орнамент прорисовывается исключительно синим или белым цветом (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
  • наличие четких и резких переходов цвета в прорисовке гжельского орнамента;
  • если в рамках одного орнамента подразумевается использование нескольких оттенков синего цвета, их последовательность должна быть максимально выдержана, несмотря на резкость переходов;
  • все элементы гжельской росписи, нанесенные на один предмет, должны представлять собой целостную композицию, выдержанную в одной тематике (например, если кружка расписана гжельскими цветами, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).

Классические элементы гжели:

  • растения (деревья, травы, цветы);
  • животные;
  • птицы;
  • орнамент (гжельские узоры располагают линиями);
  • многокомпонентные изображения с сюжетом.

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
    Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры
  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

Техника росписи

Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

  • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
  • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
  • количество колера на кисточке.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешать густые капли синего и белого цвета, после чего, как бы вытягивая кистью краску, растушевать полутона орнамента.
  2. Создать контур с помощью классических мазков, подразумевающих прорисовку линий перемещением кисти с краской в направлении, перпендикулярном положению ворсистой части рабочего инструмента.
  3. Детализировать изображение «волновыми» мазками, предполагающими чередование сильного и слабого нажатия на кисть, с ее последующим разворотом на 180 градусов у края рабочей плоскости.
  4. При необходимости, заполнить пустоты четкими точками, прорисовывать которые следует легким касанием кисти поверхности используемого листа бумаги.

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
    Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Как нарисовать эскизы в гжельской технике?

Гжель (роспись для детей можно создавать не только на бумаге, но и на пластмассовых или деревянных отполированных поверхностях) позволяет художнику украшать различные предметы бытового обихода не только стандартными орнаментами, но и многокомпонентными композициями с прослеживающейся сюжетной линией.

Цветы

Нарисовать цветы гжельской росписью (обычно используется в декоре посуды) можно несколькими способами:

Вариант конечного изображения Алгоритм его создания
Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры 1. Используя технику теневого мазка, в верхней части рабочей плоскости нарисовать небольшое сердце так, чтобы его верхние границы были шире нижних.

2. Из угла сердца зеркально вывести 2 полукруга вправо и влево, в точности повторяющих силу изгиба друг друга. Крайние точки полукругов необходимо соединить в нижней и верхней части.

3. В области соединения сердца с полукругами изобразить небольшую окружность внутри фигуры.

4. Пространство между полукругами заполнить слегка изогнутыми линиями, соединив их между собой.

5. Справа и слева от контура основных фигуры в области соединения сердца и полукругов нарисовать еще по одному полукругу.

6. Сделать бутон пышнее за счет прорисовки дополнительных лепестков вкруг контура нижней фигуры с внешней стороны.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры 1. В центре используемого листа бумаги нарисовать 2 полукруга (одни с изгибом вниз, другой с изгибом вверх) так, чтобы их крайние точки располагались вплотную друг к другу.

2. С помощью прорисовки дополнительных линий снизу от нижней полукруга, придать объемности контуру бутона цветка.

3. Под бутоном изобразить 2 плавно изогнутые линии, крайние точки которых должны быть выведены выше середины боковых граней бутона.

4. Из точки выхода линий, изображенных в п.3, вывести еще 2 полукруга, направив их вниз.

5. С помощью 2 прямых заполнить расстояние между линиями, созданными в п. 4.

6. В верхней части бутона нарисовать спираль, имитирующую закрытые лепестки.

Растения

Гжелью для детей также будет интересно создавать роспись с изображением растений, наиболее часто используемую в декоре кухонной утвари или предметов гардероба.

Вариант конечного изображения Алгоритм его создания
Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры 1. Из верхней части центра рабочей плоскости нарисовать плавно изогнутую линию, направив ее в левый нижний угол.

2. По всей длине линии с левой стороны изобразить плавно изогнутые штрихи, расположив их на расстоянии 1-2 см друг от друга.

3. По всей длине линии с правой стороны нарисовать 2 плавно изогнутых штриха (снизу), а остальное пространство заполнить точками, интенсивность которых должна располагаться по убыванию (у нижнего края листа большие и плотные, у верхнего – небольшие, едва заметные).

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры 1. В центре рабочей плоскости нарисовать 2 изогнутые в спираль линии, выведенные из одной точки, расположенной у нижней границы листа бумаги.

2. Из сторон спиралей вывести еще 2-3 кривые, повторяющие изгибы основных линий.

3. У линии в нижней части рабочей плоскости, слева, изобразить насыщенные широкие штрихи.

4. Заполнить пространство в местах расхождения спиралей в противоположные стороны, нарисовав в этих участках 3 линии разного размера, выходящие из одной точки.

5. Из начальной точки основных черт вывести кривую, на конце которой дорисовать лист с помощью волнистой линии

6. Сбоку от одной из спиралей, расположенных в правой части листа бумаги нарисовать 4 точки на расстоянии не более 1 см друг от друга (при условии создания изображения на листе формата А4 и меньше).

Животные

Изображения животных, созданные в стиле гжельской росписи, наиболее часто используются для украшения предметов интерьера или одежды.

Вариант конечного изображения Алгоритм его создания
Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры 1. В центре рабочей плоскости нарисовать ровный круг.

2. Внутри круга по приведенным выше алгоритмам изобразить контуры растений и цветов, оставив срединную часть фигуры белой.

3. Из нижней грани круга вывести вверх изогнутую линию, направив ее в левый верхний угол.

4. Продолжить линию полукругом, изогнутым вверх, направив его в правый верхний угол.

5. Заострить соединение, после чего продолжить контур, прорисовав, не отрывая кисть от листа бумаги, морду лисы и ее уши с помощью полукруга и 2 треугольников.

6. Вывести плавно изогнутую линию вниз к основанию круга.

7. Детализировать изображение, четче прорисовав лапы животного, а также ее глаза, нос и рот.

8. По нижней границе основной фигуры изобразить овал (хвост лисы) так, чтобы левая часть хвоста была шире левой примерно вдвое.

Птицы

Гжельная роспись с изображением птиц чаще всего используется для украшения посуды, кухонной утвари (например, разделочных досок) или предметов гардероба.

Вариант конечного изображения Алгоритм его создания
Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры 1. В центре рабочей плоскости изобразить слегка изогнутую широкую линию, расположив ее вертикально (туловище птицы).

2. Справа и слева от основной фигуры, ближе к ее верхнему краю, изобразить кривые, одна из которых должна быть направлена вверх, а другая – вниз (крылья птицы).

3. Из середины боковых кривых вывести полукруги, крайние точки которых должны располагаться на основной линии.

4. Верхнюю часть основной вертикали сделать более широкой, дорисовав вплотную небольшой полукруг (голова птицы).

5. По всей длине боковых кривых, вкруг полукругов, изобразить диагонали, внешний край которых должен быть толще края, расположенного вплотную к туловищу гжельской птицы (оперение птицы).

6. Снизу туловища дорисовать овалы, заостренные по краям (ноги птицы).

7. Из области между правым крылом и ногой птицы вывести плавно изогнутые линии, направленные хаотично, расположив их вплотную друг к другу (хвост птицы).

8. Детализировать изображение птицы, дорисовав на ее голове глаза, клюв и хохолок.

9. С помощью различных техник заполнить внутреннюю часть нарисованного объекта, обозначив таким образом оперение и окрас птицы.

Сюжетные картинки

К созданию сюжетных картинок в стиле гжельного орнамента рекомендуется приступать только после того, как применение базовых навыков изобразительного искусства юным художником будет доведено до совершенства.

Вариант конечного изображения Алгоритм его создания
Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры 1. От нижней границы рабочей плоскости отступить 1-2 см.

2. На указанном расстоянии нарисовать нескольких хаотично изогнутых линий, соединенных между собой, и образующих полукруг с изгибом вниз (волны).

3. По всей длине изображенных волн с обеих сторон нарисовать множество мелких точек, придающих объем изображению.

4. Над кривыми, отступив 3-4 см, изобразить полукруг, изогнутый вниз (дно корабля).

5. Соединить верхние точки полукруга волнистой линией (верхняя часть корабля).

6. Вплотную к верхней границе корабля нарисовать 3 небольших круга.

7. Над кругами с помощью плавно изогнутых в противоположные стороны линий изобразить паруса.

8. Справа и слева от нарисованного корабля изобразить по рыбе с помощью простейших геометрических фигур и прямых линий.

9. Заполнить пространство над кораблем расположенными вплотную полукругами, сгруппированными по две (птицы).

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создавать трафареты для росписи любой поверхности под гжель можно по-разному, в зависимости от основного объекта.

Например, птицу следует делать так:

  1. Перенести небольшое количество краски на палитру, после чего с помощью специального шпателя размешать колер.
  2. Плоскую кисть (рекомендуется использовать восьмерку) окунуть в пигмент так, чтобы с одной стороны ворса слой краски был плотнее, чем на другой.
  3. Распределив краску по подушечке одного из пальцев ведущей руки, сделать им на рабочей плоскости мазок, в форме полукруга.
  4. Короткими мазками нарисовать крылья и контур туловища.
  5. Хвост дорисовать волнистыми линиями.
  6. Повторно обвести крылья, затемнив их контур.
  7. Детализировать изображение.
  8. Освежив уже подсохшие линии, наложить трафарет на необходимый объект, после чего, удалить бумагу, и доработать орнамент на беловой поверхности.

Гжель для детей будет интересна только в случае, если они ознакомлены с историей создания этой росписи. Осознавая многогранность этого вида творчества, юные художники быстрее освоят базовые алгоритмы создания простейших орнаментов, что позволит им приступить к самостоятельной разработке узоров, а также созданию сложных сюжетных картинок.

Видео о росписи гжель для детей

Роспись гжель для детей — рисунок розы:

Гжель (рассказ для детей 3 класса)

Опубликовано: 30 сентября 2017 года

Гжель — один из самых знаменитых художественных промыслов России по производству керамики и фарфора, а также вид русской народной росписи, известный не только в России, но и за её пределами.

Откуда появилась Гжель?

Название произошло от местности на юго-востоке Московской области, богатой большими запасами глины, жители которой славились большим мастерством в гончарном деле. Еще в XIV веке гжельские земли были признаны центром по производству русской керамики. В XVIII веке было также основано производство фарфоровых изделий и «полуфаянса» (роспись изделий синей краской). В последствии именно «полуфаянс» и был почтён стать символом гжельского производства.

С конца XIX и до начала ХХ вв. на гжельском творчестве очень отразился промышленный кризис России, в следствии чего многие заводы закрылись, а более стойкие уменьшили уровень производства. Но начиная с середины прошлого столетия это направление было восстановлено и предстало в новом дизайне – синей росписи на белом фоне, за счет применения высокотемпературного кобальта в краске. На сегодняшний день можно сказать, что Гжель — это один из самых крупных гончарных центров России, который объединяет в себе не один десятков деревень и сёл бывшей Гжельской волости.

Как делают Гжель?

Процесс изготовления изделия начинается с создания гипсовой модели на специальных станках мастерами-модельщиками, с которой и изготавливается форма с помощью которой отливается изделие. Изготовление фарфоровой пролукции происходит путём литья в гипсовые формы. Жидкую фарфоровую массу, которая называется шликер, литейщик заливает в форму, гипс за счёт своей пористой структуры впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания необходимой формы. После изделия проходят предварительный обжиг, затем расписываются окисью кобальта, и что самое главное – роспись делается только вручную, нанесенными мазками кисти, и заключительным этапом является окончательный обжиг уже готового изделия.

Гжельские узоры

В прошлые времена гжельские гончары отдавали предпочтение в росписи окружающему миру, объединяли в своих рисунках природу, городскую и деревенскую жизнь, архитектуру и иконопись, а завершающим штрихом была собственная фантазия. На сегодняшний же день тематику гжельского рисунка можно разделить на три вида: растительную (изображение злаков, ягод, веточек и травинок, цветов), сюжетную (природа и времена года) и орнаментальную (основное предпочтение отдаётся «шашечкам» — ряды сине-белых квадратов по бортику). Технология гжельской росписи позволяет создавать неповторимые и удивительные вещи.

Еще по теме …

Рассказ о гжели для детей

На чтение 3 мин Обновлено 3 ноября, 2018

Гжель доклад 2 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о народном искусстве филигранной росписи глиняных изделий. Гжель доклад 3 класс можно использовать для подготовки к занятиям.

Содержание

  1. Рассказ о гжели для детей
  2. Что такое гжель?
  3. Гжель история возникновения для детей
  4. Особенности народного промысла гжели
  5. Этапы изготовления изделий
  6. Особенности росписи
  7.   Гжель интересные факты

Рассказ о гжели для детей

Что такое гжель?

Гжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а также вид народной росписи.

Гжель история возникновения для детей

Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель». 

Особенности народного промысла гжели

Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре. 

В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек. 

Этапы изготовления изделий

Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:

  1. Создание заготовки. Создание формы под майолику или фарфор по эскизам художника. Также аналогичная заготовка делается на гончарном круге специальными щипцами. После в форму из гипса заливают жидкую фарфоровую массу, которая медленно застывает. Элементы посуды (ручки, крышечки, рельефные узоры) изготавливаются в разных формах.
  2. Подготовка к росписи и первый обжиг. Включает шлифовку изделия и обжиг. Чтобы рисунок получился ровным и аккуратным, каждое изделие тщательно вручную зачищают специальным ножиком и шлифуют. Потом места креплений замываются, а другие неровности сглаживаются поролоновым валиком. После проделанных процедур изделие обжигается в печи около 8-ми часов. 
  3. Контроль и отбраковка изделий. Контроль качества изделия проводится с целью выявления дефектов при помощи раствора фуксина. Благодаря раствору видны все неровности или стыки в изделии. Недостатки удаляются замыванием или шлифованием. Если дефект исправить невозможно, изделие переплавляется.
  4. Роспись. Каждый мастер обладает своей уникальной методикой нанесения узоров и в конце подписывает свою работу. 
  5. Второй обжиг. Предварительно все опорные части изделия обрабатываются парафином. Потом его окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг, который длится 18 часов.

Особенности росписи

  • Белый фон
  • Рисунок насыщенного синего цвета
  • Глазурованная поверхность изделия
  • Сложный и многообразный растительный орнамент
  • Ручная работа

 Гжель интересные факты

  • Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора. Предприятию 200 лет и оно производит около 600 разных изделий.
  • Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты.
  • В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов. 
  • Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми.
  • Вначале роспись была разноцветной. В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался.
  • Мастера гжели различают 20 оттенков синего.

Надеемся, что гжель сообщение кратко помогло узнать об этом народном промысле. А краткий рассказ о гжели Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Цели урока:

  • Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с
    историей и особенностями этого искусства;
  • Расширять знания детей о видах
    декоративно-прикладного искусства;

Задачи урока:

Образовательная:

1. Научить учащихся определенными методами,
принципами и техническими приемами работы;

2. Углублять эстетические познания о народном
декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

1. Прививать интерес к изучению
декоративно-прикладного искусства,

2. Способствовать творческому подходу работе,

3. Развивать эстетическое восприятие, чувство
ритма, цвета,

4. Индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь к искусству народных
мастеров.

2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие,
усидчивость, внимание.

Оборудование:

Для учителя:

— Презентация
“Гжель”;

— Мультимедийное оборудование: ПК,
мультимедийный проектор, экран;

— Плакат-схема поэтапного изображения
элементов росписи в технике “гжель”;

— Книга “Сказочная Гжель”;

— Плакат-таблица “Гжель”;

— Альбом “Народное декоративное искусство”;

— Рисунки детей прошлых лет.

Для учащихся – белая бумага,
простые карандаши, синяя и белая гуашь, кисти
широкие и тонкие, раздаточный набор открыток с
образцами гжельских изделий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа. Введение в тему урока.

— Сегодня мы совершим путешествие в удивительно
красивое место, которое называется Гжель. (Слайд)
Слово “Гжель” невероятно популярно, с ним
ассоциируется красота и гармония, сказка и быль.
Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная
майолика известны теперь не только в России, но и
далеко за ее пределами.

(Чтение стихотворения учащимся).

Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая, (Слайд)
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…
/П.Синявский /

Гжель – это колыбель и основной центр русской
керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и
проявились высшие достижения народного
искусства. Гжель – это место старинное, а вот что
о нем нам расскажут учащиеся.

Сообщение учащихся: (Слайд)

1. Гжель – село в 60 км от Москвы по Казанской
железной дороге, а также расположенный вокруг
него гончарный район из 30 сел и деревень. (Слайд)
Самое первое упоминание о Гжели встречается в
завещании Ивана Калиты 1328 года. (Слайд) За тем это
название повторяется в духовных грамотах других
князей и в завещании Ивана Грозного 1572 – 1578 гг.
(Слайд) Слово “Гжель” происходит от слова
“жечь”. И, действительно, издавна Гжель
славилась своими глинами, которые люди научились
обжигать. Крестьяне гжельских деревень и сел
делали кирпич, посуду и игрушки.

И, действительно, мастера глину жгли еще VII-VIII
веках. Делали необходимую посуду, обжигая ее в
печах для прочности, называли ее черепками.
Только в конце VIII века мастера стали применять и
использовать эмаль – глазурь. Поливали посуду
зеленоватой или коричневой глазурью (купали в
Глазури), а потом ставили в печь для обжига. После
обжига посуда становилась красивой, блестящей,
не пропускающей воду. Посуду стали называть
“муравленой”. А из глины, что попроще делали
кирпичи и черепицу.

Глина в Гжели особенная, везде
коричнево-красная, а здесь белая и серая (голубая
глина).

Сообщение учащихся: (Слайд)

2. О гжельских глинах было известно и в
Москве. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал
указ: “… во Гжельской волости для аптекарских и
алхимических сосудов приискать Глины, которая
глина годица к аптекарских сосудам”. В 1710 году
Гжельская волость была приписана к Аптекарскому
приказу “для дела алхимической посуды”.

С середины XVIII века Гжельские мастера освоили
технику майолики, позволяющую изготовлять
посуду с многоцветной росписью по белой эмали.
Кувшины, квасники, большие тарелки и кружки
украшали изображениями цветов, птиц, деревьев,
архитектурных сооружений. Смело вводились синий,
желтый, зеленый и коричневый цвета. Роспись
сосудов дополняли скульптурные фигурки людей,
птиц, животных. Кувшины, кумганы, чайники
превращались в подобие скульптуры. Их ручки
приобретали форму веток, а носики заканчивались
головкой птицы.

Специально для изготовления аптекарской
посуды было доставлено 15 возов глины. Мастера уже
осваивали новый вид посуды – “алхимический”.
Дети тоже помогали своим родителям, а из остатков
глины лепили простые игрушки. Чтобы игрушки были
красивыми, нарядными – расписывали их красками.
Да и мастера были такие выдумщики, посуду
украшали так искусно, ручки – веточки – завитки,
на крышечке птичка, и многое другое…да еще и
затейливо ярко раскрашено. Разноцветная посуда
получила название “майолика”. (Слайд)

В XVI – XVII веках самой лучшей посудой в мире
считался китайский фарфор. Он был белый, звонкий,
стенки чашек были тонкими, ручки очень изящны.
Китайцы никому не выдавали секрета изготовления
своей посуды, и была она очень дорогая.

Но однажды случилось непредвиденное
обстоятельство – Дмитрий Иванович Виноградов –
большой знаток глин и гончарного искусства,
пригласил самого знаменитого профессора того
времени – Михайло Васильевича Ломоносова в
Гжель. И вот что из этого получилось…

Сообщение учащихся: (Слайд)

3. В 1749 году знаток глин Д.И. Виноградов и
М.В.Ломоносов дали самую высокую оценку
гжельским глинам, смешав оренбургскую и
гжельскую глины, получили настоящий чистый и
белый порцелин (фарфоровую массу). В 1800-1804 гг.
основан первый фарфоровый завод. Фарфоровые и
фаянсовые изделия отличаются тонкостью стенок и
белизной. Способы украшения их разнообразны.

После 1802 года меняется роспись изделий –
вместо многоцветной стали делать одноцветные
росписи с применением кобальта (синей краски).
(Слайд)

Традиционные изделия – кувшины, кумганы, блюда
– дополнялись новыми видами продукции. Из
фарфора стали делать молочники, масленки, чашки,
чернильницы, подсвечники, чайницы. Посудные
изделия дополнила скульптура, изображающая
жанровые сцены.

В 1811 году Гжельская посуда считается самой
лучшей в России. Гжельские изделия
распространились не только по всей России, но и
их вывозили и в Среднюю Азию и страны Ближнего
Востока. Учитывая местные вкусы, Гжельские
мастера создали устойчивый ассортимент
“азиатского” фарфора – чайники, пиалы разных
размеров и определенной формы, с характерной
цветочной росписью.

Сегодня объединение “Гжель” — современное
предприятие, в состав которого входит несколько
производств с персоналом, состоящим из сотен
высококвалифицированных рабочих.

Но во всех изделиях, начиная с самых простых и
кончая самыми уникальными и сложными, применяют
только ручную роспись! Синее изображение на
белом фоне.

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Синие птицы по белому небу.
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – Быль или Небыль?
Изделия рук золотых.

III. Деятельность учащихся под руководством
учителя.

А сейчас мы с вами познакомимся с основными
элементами росписи гжельских мастеров (Слайд):

1. (Слайд) Чтобы посуда была нарядной,
праздничной, ее украшали самыми разными
элементами росписи. Самые простые и
распространенные – это геометрические (полоса,
точка, клетка, волна и др.). Ими украшали край —
кромку посуды. При помощи этих простых
орнаментов можно было подчеркнуть форму ручки,
крышки; подчеркнуть, выделить центральную часть.
(Слайд)

2. (Слайд) Второй элемент — это усик и капелька.
Соединяя эти элементы, можно составить красивые
узоры, которые украсят не только край-кромку, но и
может украсить центральную часть.

Капелька – это листики, ромашки, колокольчики и
многое другое.

3. (Слайд) Третий элемент росписи – это мазок.
Мазок может быть прямым, волнистым,
зигзагообразным, в форме запятой… Мазок хорошо
смотрится, когда на кисточке одновременно взято
темная и светлая краски. При помощи мазка можно
нарисовать: деревья, облака, любимые Гжельские
цветы – розы, конечно, Птицу Счастья – синюю
Птицу. (Слайд)

Второй урок — Творческая работа учащихся.

Цели и задачи:

1. Закрепление пройденного материала.

2. Практическая часть:

— работа с трафаретом;

— роспись изделия под Гжель.

3. Экспресс-выставка – подведение итогов.

Вопросы:

1.Что такое майолика?

2. Назовите элементы росписи Гжельских
мастеров?

3. Какие цвета используют мастера для росписи
своих изделий?

4. Из какого материала изготавливаются
гжельские изделия?

(Слайд)

Итоги урока.

  • Выставка готовых работ.
  • Оценивание работ учащимися.

  • Рассказ о вороньем глазе
  • Рассказ о вопросительном знаке 4 класс
  • Рассказ о воображаемой экспедиции в пустыню 4 класс окружающий мир кратко своей
  • Рассказ о вольге святославовиче из былины
  • Рассказ о волшебном предмете 3 класс