Исламские поучительные рассказы и истории для детей.
Однажды к Харуну ар-Рашиду пришел его современник, знаменитый мудрец Ибн Саммак.
Харун кичится своим богатством, властью. В это время им подают воду.
Когда Харун взяв чашу с водой хочет отпить,
Ибн Саммак спрашивает:
«О, халиф, если будешь при смерти от жажды, и у тебя взамен глотка воды попросят половину халифата,
согласишься ли?». Немного подумав, Харун отвечает:
«Да, соглашусь».
После того, как Харун выпивает воду, Ибн Саммак спрашивает:
«А если выпитая вода останется в желудке и не выйдет наружу, и чтобы излечить тебя и освободить от воды попросят вторую половину халифата, согласишься ли?».
Харун снова отвечает: «Конечно, соглашусь».
Тогда Ибн Саммак говорит: «Теперь цена твоего халифата известна: глоток воды и его выделение.
А если так, стоит ли так страстно его желать?!».
***
Однажды вечером Харун ар-Рашид о сидел переодетый в компании дервишей.
Один из присутствующих сказал:
— Правила могут действовать только среди тех людей, для которых они были непосредственно разработаны.
Харун, одетый как приезжий купец, возразил:
— Это, несомненно, опасная теория, ибо она означала бы, если ей верить, что люди могут отрицать применимость к себе законов.
Присутствовавший суфийский старейшина сказал:
— В действительности такое отсутствие понимания редко.
Если во время одной из своих тайных ночных прогулок по разным частям города халиф услышит суждение об ограниченности законов, он может,
в действительности, оказаться достаточно мелочным и на следующее утро призвать нас к себе во дворец для ответа.
В других отношениях это не опасно.
***
У Харуна-ар-Рашида был шут по имени Балагул, который пользовался совершенной
вольностью в своих высказываниях и поступках.
Однажды халиф приказал ему составить список всех дураков, живущих в Багдаде.
— Этого не стоит делать, — ответил шут.
— Но почему? — спросил Харун.
— Опасно и бесполезно. Гораздо легче сделать список умных.
— Тогда сделай.
— Вот он, повелитель, — сказал Балагул, протягивая халифу чистый лист бумаги.
Рассказ о Харуде ар-Рашиде и невольницах (ночь 387)
Рассказывают также, что повелитель правоверных Харун ар-Рашид был однажды ночью между двух невольниц, – мединки и куфийки. И куфийка стала растирать ему руки, а мединка растирала ему ноги, и протянула руки к его телу, и тогда куфийка сказала ей: «Я вижу, ты раньше нас взяла капитал для себя одной. Дай и мне мою долю». И мединка ответила: «Говорил мне Малик со слов Хишама ибн Урвы, который передавал со слов своего отца, что пророк говорил: „Кто оживит мёртвое, – принадлежит оно ему и его потомству“.
И тогда куфийка поймала мединку врасплох и оттолкнула её и взяла его всего обеими руками и сказала» «Говорил мне аль-Амаш со слов Хайсамы, передававшего со слов Абд-Аллаха ибн Масуда, что пророк говорил: „Дичь принадлежит тому, кто её поймал, а не тому, кто её согнал“.
Рассказывают также, что Харул ар-Рашид лежат с тремя невольницами – мекканкой, мединкой и иракийкой. И мединка протянула руку к его товару, и тогда меккатака вскочила и потянула его к себе, и мединка сказала ей: «Что это за преступление! Говорил мне Малик со слов аз-Зухри, который передавал слова Абд-Аллаха ибн Салима, слышанные от Сайда ибн Зада, что пророк, – да благословит его Аллах и да приветствует! – говорил: „Кто оживит землю мёртвую, тому она принадлежит!“ А мекканка сказала: „Передавал нам Суфьян слова Абу-з-Зинада, которые тот слышал от аль-Араджа, слышавшего их от Абу-Хурейры, что посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – говорил: „Дичь принадлежит тому, кто её поймал, не тому, кто её согнал“. И иракская невольница оттолкнула их и воскликнула: «Это будет моё, пока не окончится ваш спор“.
Читать далее
Предисловие |
31.08.15 |
|
Рассказ о царе Шахрияре и его брате |
31.08.15 |
|
Рассказ о быке с ослом |
31.08.15 |
|
Сказка о купце и духе (ночи 1-2) |
31.08.15 |
|
Рассказ первого старца (ночь 1) |
31.08.15 |
|
Рассказ второго старца (ночь 2) |
31.08.15 |
|
Рассказ третьего старца (ночь 2) |
31.08.15 |
|
Сказка о рыбаке (ночи 3-4) |
31.08.15 |
|
Повесть о везире царя Юнана (ночи 4-5) |
31.08.15 |
|
Рассказ о царе ас-Синдбаде (ночь 5) |
31.08.15 |
|
Сказка о коварном везире (ночь 5) |
31.08.15 |
|
Рассказ заколдованного юноши (ночи 7-8) |
31.08.15 |
|
Рассказ о носильщике и трех девушках (ночи 9-19) |
31.08.15 |
|
Рассказ первого календера (ночи 11—12) |
31.08.15 |
|
Рассказ второго календера (ночи 12—14) |
31.08.15 |
|
Сказка о завистнике и внушившем зависть (ночь 13) |
31.08.15 |
|
Рассказ третьего календера (ночи 14—16) |
31.08.15 |
|
Рассказ первой девушки (ночи 17—18) |
31.08.15 |
|
Рассказ второй девушки (ночь 18) |
31.08.15 |
|
Рассказ о трех яблоках (ночи 19—20) |
31.08.15 |
|
Рассказ о везире Нур-ад-дине и его брате (ночи 20—24) |
31.08.15 |
|
Сказка о горбуне (ночи 25—34) |
31.08.15 |
|
Рассказ христианина |
31.08.15 |
|
Рассказ надсмотрщика (ночи 27—28) |
31.08.15 |
|
Рассказ врача-еврея (ночи 28—29) |
31.08.15 |
|
Рассказ портного (ночи 29—31) |
31.08.15 |
|
Рассказ цирюльника о самом себе (ночь 31) |
31.08.15 |
|
Рассказ о первом брате цирюльника (ночь 31) |
31.08.15 |
|
Рассказ о втором брате цирюльника (ночи 31—32) |
31.08.15 |
|
Рассказ о третьем брате цирюльника (ночь 32) |
31.08.15 |
|
Рассказ о четвёртом брате цирюльника (ночь 32) |
31.08.15 |
|
Рассказ о пятом брате цирюльника (ночи 32—33) |
31.08.15 |
|
Рассказ о шестом брате цирюльника (ночь 33) |
31.08.15 |
|
Рассказ о двух везирях и Анис аль-Джалис (ночи 34—38) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Ганиме ибн Айюбе (ночи 39—45) |
31.08.15 |
|
Рассказ первого евнуха (ночь 39) |
31.08.15 |
|
Рассказ второго евнуха (ночи 39—40) |
31.08.15 |
|
Повесть о царе Омаре ибн ан-Нумане и его сыне ШаррКане, и другом сыне Дау-аль Макане, и о случившихся с ними чудесах и диковинах (ночи 45-145) |
31.08.15 |
|
Повесть о Тадж-аль-Мулуке (ночи 107—136) |
31.08.15 |
|
Повесть о любящем и любимом (ночи 112—128) |
31.08.15 |
|
Повесть о Тадж-аль-Мулуке (продолжение) |
31.08.15 |
|
Повесть о царе Омаре ибн ан-Нумане (продолжение) |
31.08.15 |
|
Рассказ о любителе хашиша (ночи 142—143) |
31.08.15 |
|
Рассказ бедуина Хаммада (ночь 144) |
31.08.15 |
|
Рассказ о гусыне и львёнке (ночь 146) |
31.08.15 |
|
Рассказ о газеленке и паве (ночь 147) |
31.08.15 |
|
Рассказ о голубях и богомольце (ночь 148) |
31.08.15 |
|
Рассказ о богомольце и ангеле (ночь 148) |
31.08.15 |
|
Рассказ о водяной птице и черепахе (ночь 148) |
31.08.15 |
|
Рассказ о лисице и волке (ночи 149—150) |
31.08.15 |
|
Рассказ о мыши и ласке (ночь 150) |
31.08.15 |
|
Рассказ о вороне и коте (ночь 150) |
31.08.15 |
|
Рассказ о вороне и лисице, о блохе и мыши, о соколе и о воробье (ночи 150—152) |
31.08.15 |
|
Сто пятьдесят первая ночь |
31.08.15 |
|
Рассказ про ежа и вяхиря (ночь 152) |
31.08.15 |
|
Рассказ о купце и двух элодеях (ночь 152) |
31.08.15 |
|
Рассказ в ткаче и фокуснике (ночь 152) |
31.08.15 |
|
Рассказ о воробье и павлине (ночь 152) |
31.08.15 |
|
Повесть об Али ибн Беккаре и Шамс-ан-Нахар (ночи 153—169) |
31.08.15 |
|
Повесть о царе Шахрамате, сыне его Камар-аз-Замане и царевне Будур (ночи 170—249) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Амджаде и аль-Асаде (ночи 217—247) |
31.08.15 |
|
Повесть о Ниме и Нум (ночи 237—246) |
31.08.15 |
|
Повесть о Камар-аз-Замане и царевне Будур (продолжение) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Ала-ад-дине Абу-ш-Шамате (ночи 249—270) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Хатиме-ат-Таи (ночи 270—271) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Мане ибн Заида (ночи 271—272) |
31.08.15 |
|
Рассказ о городе Лабтайте (ночи 272—273) |
31.08.15 |
|
Рассказ о халифе Хишаме и юноше (ночь 273) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Ибрахиме ибн аль-Махди (ночи 273—276) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абд-Аллахе сыде Абу-Килябы (ночи 276—279) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Исхаке Мосульском (ночи 279—282) |
31.08.15 |
|
Рассказ о чистильщике и женщине (ночи 282—285) |
31.08.15 |
|
Рассказ о лже-халифе (ночи 285—294) |
31.08.15 |
|
Рассказ о мешке (ночи 294—296) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абу-Юсуфе (ночи 296—297) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Халиде ибн Абд-Аллахе аль-Касри (ночи 297—299) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Джафаре Бармакиде и продавце бобов (ночь 299) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абу-Мухаммеде-лентяе (ночи 299—305) |
31.08.15 |
|
Рассказ о великодушии Яхьи ибн Халида (ночи 305—306) |
31.08.15 |
|
Рассказ о подделанном письме (ночи 306—307) |
31.08.15 |
|
Рассказ об учёном и халифе аль-Мамуне (ночи 307—308) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Али-Шаре и Зумурруд (ночи 308—327) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Джубейре ибн Умейре и Будур (ночи 327—334) |
31.08.15 |
|
Рассказ о шести невольницах (ночи 334—338) |
31.08.15 |
|
Повесть о Харунс ар-Рашиде и невольнице (ночи 338—340) |
31.08.15 |
|
Рассказ о вали Хусам-ад-дине (ночи 341—342) |
31.08.15 |
|
Рассказ об ал-Насире и трех вали (ночи 342—344) |
31.08.15 |
|
Рассказ о воре и меняле (ночи 344—345) |
31.08.15 |
|
Рассказ о вали и работнике (ночи 345—346) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Ибрахиме и невольнице (ночи 346—347) |
31.08.15 |
|
Рассказ о женщине с отрубленными руками (ночи 347—348) |
31.08.15 |
|
Рассказ о бедняке и женщине (ночи 348—349) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абу-Хассане-аз-Зияди (ночи 349—351) |
31.08.15 |
|
Рассказ о ювелире и трех незнакомцах (ночь 351) |
31.08.15 |
|
Рассказ о багдадце, который увидел сон (ночи 351—352) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Мутеваккиле и его невольнице (ночи 352—353) |
31.08.15 |
|
Рассказ о женщине и медведе (ночи 353—355) |
31.08.15 |
|
Рассказ о девушке и обезьяне (ночи 355—357) |
31.08.15 |
|
Рассказ о коне из чёрного дерева (ночи 357—371) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Унс-аль-Вуджуде и аль-Вард-фи-ль-Акмам (ночи 371—381) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абу-Новасе и трех юношах (ночи 381—383) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абд-Аллахе ибн Мамар (ночь 383) |
31.08.15 |
|
Рассказ об узрите и его возлюбленной (ночи 383—384) |
31.08.15 |
|
Рассказ о везире Бедр-ад-дине (ночь 384) |
31.08.15 |
|
Рассказ о школьнике и школьнице (ночи 384—385) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Муталаммисе (ночь 385) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Харуне ар-Рашиде и Ситт-Зубейде (ночи 385—386) |
31.08.15 |
|
Рассказ о халифе, невольнице и Абу-Новасе (ночь 386) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Мусабе ибн аз-Зубейре и Аише (ночи 386—387) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Харуде ар-Рашиде и невольницах (ночь 387) |
31.08.15 |
|
Рассказ о мельнике и его жене (ночи 387—388) |
31.08.15 |
|
Рассказ о воре и простаке (ночь 388) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Ситт-Зубейде и Абу-Юсуфе (ночи 388—389) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Хакиме и купце (ночь 389) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Анушнрване и женщине (ночи 389—390) |
31.08.15 |
|
Рассказ о водоносе и жене ювелира (ночи 390—391) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Ширин и рыбаке (ночь 391) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Яхье ибн Халиде и его госте (ночи 391—392) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Амине и невольнице (ночь 392) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Сайде ибн Салиме аль-Бахили (ночи 392—393) |
31.08.15 |
|
Рассказ о женщине и рыбе (ночи 393—394) |
31.08.15 |
|
Рассказ о женщине и лживых старцах (ночи 394—395) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Джафаре Бармакиде и больном старике (ночь 395) |
31.08.15 |
|
Рассказ о честном юноше (ночи 395—397) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Мамуне и пирамидах (ночи 397—398) |
31.08.15 |
|
Рассказ о воре, обокравшем вора (ночи 393—399) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Масруре и ибн аль-Кариби (ночи 399—401) |
31.08.15 |
|
Рассказ о благочестивом царевиче (ночи 401—402) |
31.08.15 |
|
Рассказ о влюблённом учителе (ночи 402—403) |
31.08.15 |
|
Рассказ о глупом учителе (ночь 403) |
31.08.15 |
|
Рассказ о неграмотном учителе (ночи 403—404) |
31.08.15 |
|
Рассказ о царе и женщине (ночь 404) |
31.08.15 |
|
Рассказ об яйце птицы рухх (ночи 404—405) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Ади ибн Зейде и Марии (ночи 405—407) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Дибиле и Муслиме ибн аль-Валиде (ночь 407) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Исхаке Мосульском и девушке (ночи 407—409) |
31.08.15 |
|
Рассказ о юноше, певице и девушке (ночи 409—410) |
31.08.15 |
|
Рассказ о влюблённых, погибших от любви (ночи 410—411) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Мубарраде и бесноватом (ночи 411—412) |
31.08.15 |
|
Рассказ о мусульманине и христианке (ночи 412—414) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абу-Исе и Куррат-аль-Айн (ночи 414—418) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Амине и невольнице (ночи 418—419) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Мутеваккиле и ибн Хакане (ночь 419) |
31.08.15 |
|
Рассказ об учёной женщине (ночи 419—423) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абу-Сувейде и старухе (ночи 423—424) |
31.08.15 |
|
Рассказ об ибн Тахире и Мунис (ночь 424) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абу-ль-Айна и двух женщинах (ночь 424) |
31.08.15 |
|
Рассказ о купце Али египтянине (ночи 424—434) |
31.08.15 |
|
Рассказ о старухе и паломнике (ночи 434—436) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Таваддуд (ночи 436—462) |
31.08.15 |
|
Рассказ о царе и ангеле (ночь 462) |
31.08.15 |
|
Рассказ о горделивом царе (ночь 463) |
31.08.15 |
|
Рассказ о царе-притеснителе (ночь 464) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Зу-ль-Карнейне (ночь 464) |
31.08.15 |
|
Рассказ о царе Ануширване (ночи 464—465) |
31.08.15 |
|
Рассказ о праведной женщине (ночи 465—466) |
31.08.15 |
|
Рассказ о женщине и ребёнке (ночь 467) |
31.08.15 |
|
Рассказ о праведном невольнике (ночь 468) |
31.08.15 |
|
Рассказ о праведных супругах (ночи 469—470) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Хаджжадже и юноше (ночь 471) |
31.08.15 |
|
Рассказ о кузнеце (ночь 472) |
31.08.15 |
|
Рассказ о богомольце и облаке (ночи 473—474) |
31.08.15 |
|
Рассказ о мусульманине и христианке (ночи 475—477) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Ибн аль-Хаввасе (ночь 478) |
31.08.15 |
|
Рассказ об одном из пророков (ночь 479) |
31.08.15 |
|
Рассказ о перевозчике и праведном юноше (ночь 479) |
31.08.15 |
|
Рассказ о царе и двух братьях (ночи 480—481) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абу-ль-Хасане и прокажённом (ночь 482) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Хасибе и царице змей (ночи 483—536) |
31.08.15 |
|
Сказка о Синдбаде-мореходе (ночи 536—566) |
31.08.15 |
|
Рассказ о первом путешествии (ночи 538—542) |
31.08.15 |
|
Рассказ о втором путешествии (ночи 542—546) |
31.08.15 |
|
Рассказ о третьем путешествии (ночи 546—550) |
31.08.15 |
|
Рассказ о четвёртом путешествии |
31.08.15 |
|
Рассказ о пятом путешествии |
31.08.15 |
|
Рассказ о шестом путешествии (ночи 559—563) |
31.08.15 |
|
Рассказ о седьмом путешествии (ночи 563—566) |
31.08.15 |
|
Повесть о медном городе (ночи 566—578) |
31.08.15 |
|
Рассказ первого везиря (ночи 578—579) |
31.08.15 |
|
Первый рассказ невольницы (ночи 579—580) |
31.08.15 |
|
Рассказ второго везиря (ночи 580—581) |
31.08.15 |
|
Второй рассказ невольницы (ночи 581—582) |
31.08.15 |
|
Рассказ третьего везиря (ночь 582) |
31.08.15 |
|
Третий рассказ невольницы (ночи 582—584) |
31.08.15 |
|
Рассказ четвёртого везиря (ночи 584—586) |
31.08.15 |
|
Четвёртый рассказ невольницы (ночи 586—587) |
31.08.15 |
|
Рассказ пятого везиря (ночи 587—591) |
31.08.15 |
|
Пятый рассказ невольницы (ночи 591—593) |
31.08.15 |
|
Рассказ шестого везиря (ночи 593—596) |
31.08.15 |
|
Шестой рассказ невольницы (ночи 596—598) |
31.08.15 |
|
Рассказ седьмого везиря (ночи 598—602) |
31.08.15 |
|
Рассказ о царевиче и семи везирях (Продолжение) |
31.08.15 |
|
Рассказ о невольнице и молоке (ночь 603) |
31.08.15 |
|
Рассказ о купце и слепом старце (ночи 603—605) |
31.08.15 |
|
Рассказ о ребёнке и сторожихе (ночи 605—606) |
31.08.15 |
|
Сказка о Джударе (ночи 607—624) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Аджибе и Гарибе (ночи 624—680) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Утбе и Рейе (ночи 680—681) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Хинд, дочери ан-Нумана (ночи 681—683) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Икриме и Хузейме (ночи 683—684) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Юнусе и незнакомце (ночи 684—685) |
31.08.15 |
|
Рассказ об ар-Рашиде и девушке (ночи 685—686) |
31.08.15 |
|
Рассказ об аль-Асмаи и трех девушках (ночи 686—687) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Ибрахиме Мосульском и дьяволе (ночи 687—688) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Джамиле и сыне его дяди (ночи 688—691) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Муавии и бедуине (ночи 691—693) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Дамре и его возлюбленной (ночи 693—695) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Исхаке Мосульском и слепце (ночи 695—696) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Ибрахиме и юноше (ночи 696—697) |
31.08.15 |
|
Рассказ о везире Ибн Мерване и юноше (ночи 697—698) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Далиле-Хитрице и Али-Зейбаке каирском (ночи 698—719) |
31.08.15 |
|
Повесть об Ардешире и Хайят-ан-Нуфус (ночи 719—738) |
31.08.15 |
|
Сказка о Бедр-Басиме и Джаухаре (ночи 738—756) |
31.08.15 |
|
Сказка о Сейф-аль-Мулуке (ночи 756—778) |
31.08.15 |
|
Сказка о Хасане басрийском (ночи 778—831) |
31.08.15 |
|
Сказка о рыбаке Халифе (ночи 831—845) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Масруре и Зейн-аль-Мавасиф (ночи 845—863) |
31.08.15 |
|
Сказка о Нур-ад-дине и Мариам-кушачнице (ночи 863—894) |
31.08.15 |
|
Сказка о саидийце и франкской женщине (ночи 894—896) |
31.08.15 |
|
Сказка о юноше и невольнице (ночи 896—899) |
31.08.15 |
|
Сказка о Джаллиаде и Шимасе (ночи 899—930) |
31.08.15 |
|
Сказка об Абу-Кире и Абу-Сире (ночи 930—940) |
31.08.15 |
|
Сказка об Абд-Аллахе земном и Абд-Аллахе морском (ночи 940—946) |
31.08.15 |
|
Сказка об Абу-ль-Хасане из Омана (ночи 946—952) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Ибрахиме и Джамиле (ночи 952—959) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абу-ль-Хасане из Хорасана (ночи 959—963) |
31.08.15 |
|
Сказка о Камар-аз-Замане и жене ювелира (ночи 963—978) |
31.08.15 |
|
Рассказ об Абд-Аллахе ибн Фадиле (ночи 978—989) |
31.08.15 |
|
Рассказ о Маруфе-башмачнике (ночи 989-1001) |
31.08.15 |
|
Рассказ о даре Шахрияре и Шахразаде (заключение) |
31.08.15 |
Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать.
Правила и причины удаления
Отзывы и комментарии
Харун ар-Рашид
Абу Джафар Харун ибн Мухаммад
Арабский халиф. Правитель Аббасидского халифата (14.09.786-24.03.809).
Абу Джафар Харун ибн Мухаммад родился 17 марта 763 года в городе Рей, Иран. Еще юношей возглавил две военные экспедиции против Византии. Во время первого похода с 779 по 780 год арабами взят город-крепость Самала, а во время второго похода в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода назначен правителем Туниса, Сирии, Армении и Азербайджана.
В 786 году ар-Рашид стал халифом и сразу же назначил своего воспитателя Йахью ибн Халида аль-Бармаки своим визирем. Первый период правления ознаменовался экономическим и культурным расцветом. Халиф основал в Багдаде большой университет и библиотеку, поощрял занятия науками, поэзией и музыкой. При нем в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремесла, торговля и культура. После отстранения семьи Бармакидов стал править единолично.
Харун ар-Рашид внес большой вклад в исламизацию провинций Дайлам и Табаристан. Также усматривал свой главный религиозный долг в войнах с Византией. Арабо-византийские войны происходили при нем почти ежегодно, и во многих военных экспедициях лично принимал участие. В 797 году, воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко вглубь византийских владений. В результате заключен мирный договор.
В 802 году император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии своего сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. С 803 по 806 год арабская армия захватила множество городов и селений на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкары. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражений от арабов, Никифор вынужден заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.
Харун ар-Рашид стал первым среди правителей-аббасидов, который обратил внимание на морское могущество. Арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 году арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.
Харун ар-Рашид постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Неоднократно совершал хадж и жестоко преследовал за всякое проявление ереси. Еженедельно, по пятницам, халиф произносил проповеди в столичной мечети в качестве главы мусульманской общины.
Умер Харун ар-Рашид 24 марта 809 года во время военного похода, для подавления восстания Рафи ибн Лейса в Средней Азии.
Семья Харуна ар-Рашида
Отец — халиф аль-Махди, правил в 775-785 год
Мать — аль-Хайзуран
Жена — Зубейда бинт Джафар
Дети:
Мухаммад аль-Амин — сын Харуна ар-Рашида и Зубейды из знатного арабского хашимитского рода. Правил государством с 809 года по 813 года. Свергнут и казнен вторым братом Аль-Мамуном.
Абдуллах аль-Мамун — сын Харуна ар-Рашида и персидской наложницы. В 813 году сверг старшего брата с престола и управлял Аббасидским государством до 833 года.
Аль-Мутасим Биллах — младший сын Харуна ар-Рашида и наложницы тюркского происхождения из Туркестана по имени Марида. Воцарился в 833 году и провёл реформу в армии, сформировав её практически полностью из тюрок.
Память о Харуне ар-Рашиде
Герой стихотворения Николая Глазкова
Идеализирован в сборнике сказок «Тысяча и одна ночь»
Встречается в фольклоре племени суахили в сказках об Абу Нувасе
«Анналы королевства франков» сообщают об отправке Харун ар-Рашидом слона Абуль-Аббаса в качестве подарка императору Карлу Великому.
14.09.2019
Связанные новости и события
-
14.09.0786
Харун ар-Рашид или Справедливый, пятый багдадский халиф из династии Аббасидов, стал правителем Абассидского халифата 14 сентября 786 года. На начало правления ему помогали везиры из семьи Бармакидов, представлявших Иранскую феодальную аристократию, а после их отстранения в 803 году Харун стал править единолично.
- Правитель Аббасидского халифата (14.09.786-24.03.809)
Дата рождения: 17 марта 0763 года (1259 лет назад)
Дата смерти: 24 марта 0809 года (1213 года назад)
ЗАКРЫТЬ X
-
Харун ар-Рашид
Абу Джафар Харун ибн Мухаммад -
- Правитель Аббасидского халифата (14.09.786-24.03.809)
-
Дата рождения: 17 марта 0763 года (1259 лет назад)
Дата смерти: 24 марта 0809 года (1213 года назад)
© 2021 RusTeam.media.
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.
1230 лет назад, 14 сентября 786 года, правителем Абассидского халифата стал Харун ар-Рашид (Гарун аль-Рашид), или Справедливый (766-809), — пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.
Харун превратил Багдад в блестящую и интеллектуальную столицу Востока. Он возвел для себя роскошный дворец, основал в Багдаде большой университет и библиотеку. Халиф строил школы и больницы, покровительствовал наукам и искусствам, поощрял занятия музыкой, привлекал ко двору ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе иностранцев. Сам увлекался наукой и писал стихи. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура. Считается, что правление халифа Харуна ар-Рашида ознаменовалось экономическим и культурным расцветом и сохранилось в памяти мусульман как «золотой век» Багдадского халифата.
В результате фигура Харуна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев сказок «Тысячи и одной ночи», где предстает добрым, мудрым и справедливым правителем, защищающим простых людей от нечестных чиновников и судей. Притворяясь купцом, он бродил по ночным улицам Багдада, чтобы можно было общаться с простыми людьми и узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.
Правда, уже в правление Харуна наметились признаки кризиса халифата: произошли крупные антиправительственные восстания в Северной Африке, Дейлеме, Сирии, Средней Азии и других областях. Халиф стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения, а против оппозиционных движений в исламе осуществлял репрессии и проводил политику ограничения прав немусульманского населения в халифате.
Из истории Арабского халифата
Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. Наиболее развитой областью был Йемен. Более ранее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена было вызвано посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а затем и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией. Кроме того, в Аравии было ещё два крупных центра. На западе Аравии была расположена Мекка — важный перевалочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли. Другим крупным городом Аравии была Медина (Ясриб), которая была центром земледельческого оазиса, но здесь были и торговцы и ремесленники. Так, если к началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); то в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения.
Кроме того, старая религиозная идеология (многобожие) переживала кризис. В Аравию проникло христианство (из Сирии и Эфиопии) и иудаизм. В VI в. в Аравии возникло движение ханифов, признававших только единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые установки и обряды. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога (аллаха, арабское ал — илах). Новое учение возникло в самых развитых центрах полуострова, где феодальные отношения получили большее развитие, — в Йемене и городе Ясрибе. Движением была захвачена и Мекка. Одним из представителей его был купец Мухаммед, который и стал основателем новой религии — ислама (от слова «покорность»).
В Мекке это учение встретило оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. бежать в Ясриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е. города Пророка (так стали называть Мухаммеда). Здесь была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в крупную военно-политическую силу и стала центром объединения арабских племен в единое государство. Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного деления, был принят прежде всего простыми людьми, которые страдали от притеснений племенной знати и давно потерял веру в могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родоплеменной резни, бедствий и нищеты. Сначала племенная знать и богатые торговцы выступали против ислама, но затем признала его пользу. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. Кроме того, создание сильного государства было и в интересах знати, можно было начать внешнюю экспансию.
В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть Аравийского полуострова признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен, и начала внешней экспансии против соседей, которые погрязли во внутренних проблемах и не ожидали появления нового сильного и единого врага.
После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей пророка). Первые халифы были сподвижниками пророка и при них началась широкая внешняя экспансия. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. При этом многие города так устали от репрессий и налогового гнета ромеев (византийцев), что практически не оказывали сопротивления. Арабы в первый период были довольно терпимы к другим религиям и иноземцам. Так, такие крупнейшие центры как Антиохия, Дамаск и другие сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для христиан и иудеев их религии. Вскоре арабы завоевали Египет и Иран. В результате этих и дальнейших завоеваний было создано огромное государство. Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных феодалов в их владениях, и ослабление центральной власти, привели к распаду халифата. Наместники халифов — эмиры постепенно добились полной независимости от центральной власти и превратились в суверенных правителей.
Историю Арабского государства делят на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы: 1) Мекканский период (622 — 661 гг.) — это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; 2) Дамасский (661-750 гг.) — правление Омейядов; 3) Багдадский (750 — 1055 гг.) — правление династии Аббасидов. Аббас — дядя пророка Мохаммеда. Его сын Абдалла стал основателем династии Аббасидов, которая в лице внука Абдаллы, Абул-Аббаса, в 750 г. заняла трон багдадских халифов.
Арабский халифат в правление Харуна
Правление Харуна ар-Рашида
Харун ар-Рашид родился в 763 г. и был третьим сыном халифа аль-Махди (775-785). Его отец был более склонен к жизненным удовольствиям, чем к государственным делам. Халиф являлся большим любителем поэзии и музыки. Именно в период его правления стал складываться тот образ двора арабского халифа, славный своей роскошью, утончённостью и высокой культурой, которые позднее прославился в мире по сказкам «Тысячи и одной ночи».
В 785 году трон занял Муса аль-Хади — сын халифа аль-Махди, старший брат халифа Харуна ар-Рашида. Однако он правил всего год с небольшим. Судя по всему, его отравила собственная мать — Хайзуран. Она поддерживала младшего сына Харуна ар-Рашида, так как старший сын пытался вести самостоятельную политику. С восшествием на престол Харуна ар-Рашида Хайзуран стала почти полновластной правительницей. Главной её опорой был персидский род Бармакидов.
Халид из династии Бармакидов был советником халифа аль-Махди, а его сын Яхья ибн Халид был главой дивана (правительства) принца Харуна, который в то время был наместником запада (всех провинций к западу от Евфрата) с Сирией, Арменией и Азербайджаном. После вступления на престол Харун ар-Рашида Яхья (Йахья) Бармакид, которого халиф называл «отцом», был назначен визирем с неограниченными полномочиями и в течение 17 лет (786—803) правил державой с помощью своих сыновей Фадла и Джафара. Однако после смерти Хайзуран род Бармакидов стал постепенно утрачивать былое могущество. Освободившись от опеки матери, честолюбивый и хитрый халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти. При этом он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему полностью преданы. В 803 г. Харун сверг могущественный род. Джафар был убит по приказу халифа. А Яхья с остальными тремя его сыновьями был арестован, их имения были конфискованы.
Таким образом, в первые годы своего правления Харун во всем полагался на Яхью, которого назначил своим визирем, а также мать. Халиф преимущественно занимался искусствами, особенно поэзией и музыкой. Двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 млн. дирхемов.
Общая же ситуация в халифате постепенно ухудшалась. Арабская империя начала путь к своему закату. Годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных областях империи.
Процесс развала начался в наиболее удаленных, западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 г. Дважды, в 788 и в 794 гг., вспыхивали восстания в Египте. Народ был недоволен следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция Арабского халифата. Она была обязана снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в Ифрикию (современный Тунис). Военачальник и наместник Аббасидов Харсама ибн Айан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Более сложной оказалась ситуация с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. Эти области были удалены от центра империи, и из-за условий местности аббасидской армии трудно было справиться с мятежниками. В 789 г. в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год — в Ифрикии и Алжире — Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване в 794-795 гг. Но в 797 году в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание. Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти в этом регионе и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную дань в размере 40 тыс. динаров.
В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством Хайсама аль-Хамдани. Восстание продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью. Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой арабскими племенами, которые были настроены в пользу Омейядов, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось настолько серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Джафаром из рода Бармакидов. Правительственной армии удалось подавить мятеж. Возможно, что волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.
Кроме того, Харун столицу империи не любил, жителей города опасался и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. Возможно, это было связано с тем, что расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и поэтому у жителей Багдада и других городов, не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в тюрьму.
На востоке империи ситуация также была нестабильной. Причём постоянные волнения на востоке Арабского халифата были связаны не столько с экономическими предпосылками, сколько с особенностями культурно-религиозных традиций местного населения (в основном — персов-иранцев). Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и традициям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и Табаристан, вовсе чужды ему. Кроме того, обращение жителей этих провинций в ислам к VIII в. еще не завершилось полностью, и Харун лично занимался в Табаристане исламизацией. В результате недовольство жителей восточных провинций действиями центрального правительства приводило к волнениям.
Иногда местные жители выступали за династию Алидов. Алиды — потомки Али ибн Аби Талиба — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы. Они считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи. Согласно религиозно-политической концепции шиитов (партия сторонников Али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как «божественная благодать». В силу «божественного предписания» право на имамат принадлежит только Али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, Аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть. Так, в 792 году один из алидов, Яхья ибн Абдаллах, поднял восстание в Дайламе и получил поддержку со стороны местных феодалов. Харун отправил в Дайлам аль-Фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Яхьи. Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и бросить лидера восставших в тюрьму.
Иногда это были восстания хариджитов — религиозно-политической группировки, обособившаяся от основной части мусульман. Хариджиты признавали законными только двух первых халифов и выступали за равенство всех мусульман (арабов и неарабов) внутри общины. Считали, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Хариджиты имели сильную социальную базу в Ираке, Иране, Аравии, да и в Северной Африке. Кроме того, существовали различные персидские секты радикальных направлений.
Наиболее опасными для единства империи во времена халифа Харуна ар-Рашида были выступления хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Руководитель восстания в Месопотамии аль-Валид аш-Шари в 794 году захватил власть в Нисибине, привлек на свою сторону племена аль-Джазиры. Харуну пришлось отправить против повстанцев войско во главе с Иазидом аш-Шайбани, который сумел подавить восстание. Другое восстание вспыхнуло в Сиджистане. Его вождь Хамза аш-Шари в 795 году захватил Харат и распространил свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харуну так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы VIII и в начале IX в. Хорасан и отдельные области Средней Азии также были охвачены волнениями. 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться Багдаду.
При этом Харун проводил жесткую религиозную политику. Он постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. По отношению к иноверцам политика Харуна также отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах и т. д.
Несмотря на постоянные внутренние мятежи, волнения, восстания неповиновения эмиров отдельных областей, Арабский халифат продолжал войну с Византией. Пограничные рейды арабских и византийских отрядов происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутренними проблемами Византийской империи и её войной с болгарами, Харун проник с армией далеко в глубь Византии. Императрица Ирина, регентша малолетнего сына (позднее самостоятельная правительница), вынуждена была заключить с арабами мирный договор. Однако сменивший её в 802 году византийский император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селении на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану. Атакуемый болгарами с Балкан и терпящий поражение в войне с арабами, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать Багдаду дань.
Кроме того, Харун обратил внимание на Средиземное море. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра. А в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.
Фигура Харуна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Мнения современников и исследователей о его роли сильно отличаются. Одни считают, что правление халифа Харуна ар-Рашида привело к экономическому и культурному расцвету арабской империи и было «золотым веком» Багдадского халифата. Харуна называют благочестивым человеком. Другие, наоборот, критикуют Харуна, называют его беспутным и некомпетентным правителем. Считают, что всё полезное в империи было сделано при Бармакидах. Историк аль-Масуди писал, что «процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление».
Последний период царствования Харуна действительно не свидетельствует о его дальновидности и некоторые из его решений в итоге способствовали усилению внутреннего противостояния и последующему распаду империи. Так, в конце своей жизни Харун совершил большую ошибку, когда разделил империю между наследниками, сыновьями от разных жен — Мамуном и Амином. Это привело после смерти Харуна к гражданской войне, во время которой сильно пострадали центральные провинции Халифата и особенно Багдад. Халифат перестал быть единым государством, в разных областях стали возникать династии местных крупных феодалов, только номинально признававших власть «повелителя правоверных».
ВикиЧтение
Мифы и легенды Ирака [litres]
Стивенс Е С
Рассказ о халифе Харуне ар-Рашиде
Рассказ о халифе Харуне ар-Рашиде
Однажды халиф гулял с министром по Багдаду. Они подошли к берегу реки, где валяльщик отбивал в воде сукно. Время было зимнее, очень холодное, а халиф остановился рядом с валяльщиком поговорить.
– У тебя двенадцать, – произнес он, – нужны ли тебе эти три?
– Они нужны тридцати двум, – ответил валяльщик.
– А дальнее? – спросил халиф.
– Становится ближе, – ответил валяльщик сукна.
– Если я пришлю тебе гуся, ты ощиплешь его?
– Да, – подтвердил валяльщик, – я ощиплю его перья и отошлю назад.
Халиф и министр пошли дальше. Пройдя некоторое расстояние, халиф повернулся к министру и спросил:
– Ты понял, о чем мы говорили с валяльщиком?
– О, халиф, господин веков и времен, – отозвался министр, – я ничего не понял.
– Даю тебе три часа времени на то, чтобы раскрыть смысл сказанного, – молвил халиф. – Если не разгадаешь загадку, отрублю тебе голову.
Министр поприветствовал властителя и расстался с ним. Сначала он сходил домой и взял сумку с золотом, потом отправился к валяльщику.
– Дорогой мой человек! – воскликнул министр. – Да хранит Аллах тебя и твоих детей, да продлит Он твою жизнь! Скажи, о чем вы говорили с халифом?
– Иди своей дорогой, – отмахнулся валяльщик. – Это тебя не касается!
– Братец, дорогой, если ты не скажешь то, что я прошу, халиф велит отрубить мне голову! Да благословит тебя Аллах, да сохранит Он тебя! Ради милосердного Аллаха и Пророка, да будет мир над ним, открой мне смысл вашего разговора.
– Открою, если за разгадку каждой загадки ты дашь мне по сто золотых монет, – согласился валяльщик.
Министр передал ему сто золотых монет.
– Халиф сказал: «У тебя двенадцать, зачем тебе эти три?» Это означало: в году двенадцать месяцев, так нужно ли тебе еще работать в эти три холодных месяца? Я ответил: «Они нужны тридцати двум». Я имел в виду мои зубы. Если бедняк не работает три месяца, его зубы тоже остаются без дела!
– Теперь вторая загадка, – поторопил валяльщика министр.
– Сначала дай еще сто золотых монет, – охладил тот его пыл.
Министр отсчитал ему еще сто монет.
– Изречение «дальнее становится ближе» касается моего зрения, которое становится более осмысленным у людей, поживших на свете.
– А третья загадка?
– Отдай мне все остальные золотые монеты, что лежат в твоей сумке, – пожелал валяльщик, – и я ее разгадаю.
Министр передал ему сумку, и валяльщик поведал:
– Халиф интересовался, смогу ли я ощипать гуся, если он пришлет мне его. Под гусем он подразумевал тебя, и я, клянусь Аллахом, действительно пощипал тебя! – Валяльщик взял в руки сумку с золотыми монетами и посоветовал: – Теперь возвращайся к халифу!
Министр расстался с ним с чувством стыда и позора.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Рассказ об эпилептике
Рассказ об эпилептике
Паломница Милка Шечерова из Сан- да рассказывала нам об одном человеке, своем земляке. Он долго болел падучей. Когда Милка в 1930 году вернулась из Иерусалима, дала ему выпить воды из Иордана. Он попил этой воды и выздоровел. Милка тогда ему
РАССКАЗ О ЗАКХЕЕ
РАССКАЗ О ЗАКХЕЕ
Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Ею, потому
Рассказ четвертый
Рассказ четвертый
Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати в Господе упование спасения моего [Пс. 72, 28].Справедлива русская пословица: человек предполагает, а Бог располагает[19], сказал я, пришедши еще к отцу моему духовному. Я полагал, что нынешний день буду идти да
6:9 — 9:29 Рассказ о Ное
6:9 — 9:29 Рассказ о Ное
Многие древние народы мира рассказывают историю о великом потопе, при котором, построив корабль, спасся только один человек со своим семейством. Но, как и следовало ожидать, ближайшие параллели библейскому рассказу обнаруживаются в Месопотамии, в
25:12–18 Рассказ об Измаиле
25:12–18 Рассказ об Измаиле
В Бытие история прародителей Израиля чередуется с подробными рассказами об избранной ветви Авраама (гл. 12 — 25), Исаака (гл. 25 — 35) и Иакова (гл. 37 — 50) и с очень краткими рассказами о побочных линиях Измаила (25:12—18) и Исава (36:1 — 37:1). Измаил, старший сын
36:1–43 Рассказ об Исаве
36:1–43 Рассказ об Исаве
Как уже было отмечено, рассказы о неизбранных патриархах, Измаиле и Исаве, чередуются в Бытие с рассказами об избранной ветви — Фарре и Аврааме (гл. 12 — 25), Исааке (гл. 25 — 35) и Иакове (гл. 37 — 50). Как и в случае с Измаилом, рассказ об Исаве не содержит
Другой рассказ о халифе
Другой рассказ о халифе
Однажды халиф с Абу Новасом гуляли по улицам города и увидели, что на обочине спит совершенно голый мужчина. Его тело и члены были выкрашены разными цветами. Халиф пнул этого мужчину ногой.– Это еще что такое?– Какое тебе дело до меня? – произнес
Рассказ Прасковьи Кузминичны из Епифани. Она раньше жила в Щепино и знала Парашу, о которой рассказ
Рассказ Прасковьи Кузминичны из Епифани. Она раньше жила в Щепино и знала Парашу, о которой рассказ
Из деревни Себено Матронина подруга вышла замуж в Щепено, и там заболела, занемогла, вся пожелтела. И вот она тогда сказала: «Пойду к Матроне, своей подруге, может она
Рассказ о потопе.
Рассказ о потопе.
Библия повествует еще об одном событии, которое относится (как и повествование о грехопадении) к истории человечества на земле. Я имею в виду рассказ о потопе.После изгнания Адама и Евы из рая началось размножение людей; очень скоро пришло и первое
Рассказ У Э
Рассказ У Э
Мы не только насторожились, но и напряглись, потому что У Э, как мы уже могли убедиться, не был пустословом. Если уж он что-то говорил, то это было важно. Мы внимательно слушали нашего бирманского друга:— В 1943 году на южном берегу озера Имма случилось
Рассказ разведчиков
Рассказ разведчиков
27 Они вернулись к Моисею, Аарону и обществу израильскому в Кадеш в пустыне Паран. Там они отчитывались перед ними и народом и показали им плоды этой земли. 28 Они сказали Моисею:— Мы были в краю, куда ты нас посылал: там на самом деле течет молоко и мед!
Сура 28 Рассказ
Сура 28
Рассказ
1. (1). Та син мим. (2). Это — знамения книги изъясняющей.2. (3). Мы прочитаем тебе рассказ о Мусе и Фирауне в истине для людей, которые веруют.3. (4). Поистине, Фираун превознесся на земле и превратил ее народ в партии, ослабляя одну часть из них; он убивал их сынов и
Рассказ странника
Рассказ странника
Однажды ко мне на ночлег попросился старичок-странник:— Батюшка, я ходил в Киев помолиться святым угодникам Божиим. Прими меня на одну ночь, ради Христа!Я не смог ему отказать и пригласил в дом. Странник поблагодарил, снял котомку и устало сел около
Рассказ вдовы
Рассказ вдовы
В наш век безверия часто можно услышать, что некоторые лишают себя жизни. Это происходит оттого, что перестали молиться, поститься, иссякла вера в Бога, появились мысли, что после смерти всему придет конец: и горю, и бедности, и разным бедам, а о будущей жизни и
Давно мы не говорили о халифах, тем более — таких знаменитых. Кто не слышал о великом Гаруне аль Рашиде, повелителе правоверных, любившем инкогнито бродить по ночному Багдаду вместе с визирем Джафаром?
Образ Харуна ар-Рашида — если уж называть его правильно, — все время двоится в истории и литературе, оборачиваясь то своей реальной, то волшебной стороной. Мудрый халиф и незадачливый правитель, утонченный знаток искусств и праздный прожигатель жизни, великий монарх и самодур, погубивший свою империю, — все это один и тот же человек, один из самых странных и колоритных персонажей прошлого, удостоившийся чести стать героем «1001 ночи».
Увы, на самом деле, историки не видят ничего выдающегося в этой фигуре. Пятый представитель аббасидской династии, ставший халифом в 22 года, Харун был не столько хорошим правителем, сколько любителем веселой жизни. В юности над ним смеялись, когда в военных походах он с картинным изяществом гарцевал на лошади: в нем не видели истинного воина. Человек обаятельный и щедрый, прекрасно образованный, любитель поэтов и сам поэт, он проводил время в пирушках и развлечениях. Харун не стремился к власти и говорил, что с большим удовольствием проживет обычную жизнь со своей женой Зубейдой, чем будет нести бремя халифской власти. Он обладал удивительным для халифа качеством – застенчивостью – и чувствовал себя настолько неуверенно, что не решался смотреть людям в глаза.
Единственным его мудрым шагом стал выбор хорошего помощника-вазира – Йяхьи ибн Халида ибн Бармака, который управлял за него всем государством вместе со своим сыном Фадлом. Другой его сын, Джафар, славился как блестящий собеседник и был личным другом халифа, его постоянным товарищем по застольям. В клане Бармакидов имелись еще два брата: Мухаммед, благородный возвышенный юноша, и Муса, смелый и мужественный воин.
Йахья, сын буддистского жреца, принявшего ислам, стал главой дворцовой канцелярии еще при халифе аль-Махди и почти породнился с Аббасидами: его жена кормила грудью сына халифа, а жена халифа – сына Йахьи. Когда молодой Харун отправился на свою первую войну против византийцев, верный Йяхья сопровождал его как опекун и наставник.
Придя к власти, Харун отдал в его руки все управление государством. Вручив ему свое кольцо с печатью, халиф сказал: «Веди дела, как считаешь нужным; назначай и снимай, кого хочешь. Сними ношу с моих плеч и возложи на свои: управляй моим стадом». Йяхья и его сыновья целыми днями сидели во дворце и принимали жалобы и прошения и рассматривая их до глубокой ночи. Ко всем просителям вазир относился внимательно и дружелюбно. Он прорыл новый канал, который позволил сильно поднять урожаи, и наладил поставку зерна в Мекку и Медину, где жили ветераны. Он покровительствовал науке и искусствам, переводил Птолемея и медицинские книги индийцев, интересовался индуизмом.
Благодаря администраторским талантам Йяхьи страна процветала, в халифате царили мир и порядок. Но самодурство или ревность ар-Рашида положили этому конец. Джафар был казнен, Йахья и Фадл брошены в тюрьму, а все имущество Бармакидов конфисковано в казну. Вслед за этим полетели головы их жен и детей, близких и дальних родственников, даже назначенных ими чиновников. Всего под расправу попало больше тысячи человек, и халиф лично присутствовал при казнях и пытках.
О том, почему пали Бармакиды, существует много разных мнений. Говорили, что они обладали слишком большой властью (у Йахьи была личная печать халифа, которой он мог закрепить любое распоряжение и закон), были слишком влиятельны (как наставники детей халифа), слишком богаты и блестящи (дворец Джафара не уступал по роскоши дворцу халифа), заигрывали с Алидами и шиитами, которых ар-Рашид считал своими злейшими врагами.
Подлинная причина столь резкой перемены Харуна к Бармакидом до сих пор остается загадкой. Она была непонятна и современникам, которых эта история поразила своей внезапностью и наглядным свидетельством бренности и ненадежности всего сущего.
После падения Бармакидов Харун проявил не больше талантов правителя, чем до него. Без Йахьи в стране наступил упадок. Даже мешки с почтой валялись во дворце нераспечатанными: некому было ее разбирать. По стране прокатилась волна восстаний и мятежей: сильные волнения вспыхнули одновременно в Магрибе, Египте, Сирии, Йемене, Ираке, Персии. Часть из них Харун сумел подавить, но единство государства оказалось под угрозой.
О личной жизни и характере ар-Рашида осталось много рассказов, большинство которых легендарны. Харун, герой арабских сказок, странствующий по ночному городу вместе с верным Джафаром, – чисто литературный образ. На самом деле, ар-Рашид не любил жить в Багдаде: он называл его «парилкой», не вынося за сильную жару, и предпочитал Ракку, стоявшую на берегу Евфрата.
Несмотря на легкомысленную жизнь, Харун проявлял большое благочестие и совершил восемь паломничеств в Мекку – больше, чем любой другой халиф. Он ежедневно совершал по сто поклонов и раздавал беднякам по тысяче дирхемов, а по пятницам исправно читал в соборной мечети проповеди, которые писали его секретари. На протяжении всего правления он яростно боролся с еретиками и заставлял иноверцев строго выполнять все предписания, предусмотренные для них исламом: ездить только на ослах, носить особую обувь и одежду и т.д. В то же время он был суеверен и однажды выпустил из тюрьмы Мусу ибн Джафара только потому, что увидел во сне какого-то эфиопа, который потрясал копьем и пригрозил убить его, если он этого не сделает.
Его война с Византией была вполне успешна: собрав огромное войско, Харун захватил Гераклею и заставил платить дань нового императора Никифора.
В ряде эпизодов он проявил себя как ревностный и добросовестный правитель. Так, он не поленился лично отправиться в Хорасан, чтобы проверить жалобы против его наместника Ибн Махана: никто из халифов ни раньше, ни позже этого не делал. Убедившись в виновности наместника, халиф не стал отстранять его от должности — Ибн Махан имел в Хорасане много сторонников и мог восстать против халифа, — а подослал к нему полководца Харсаму ибн Айана, якобы на помощь в борьбе с мятежниками. Тот заранее отправил своих агентов в столицу Хорасана и раздал им списки сторонников Ибн Махана, чтобы они могли арестовать их по первому приказу.
Харсама разыграл дружелюбие при встрече с Ибн Маханом, пообещал ему деньги от халифа, а когда наместник остался один, с небрежным видом вручил ему письмо от Харуна. Распечатав его и прочитав первую строчку, наместник смертельно побледнел. Оно начиналось словами «Ты, сын шлюхи…» – и заканчивалось сообщением, что Харсама прислан его арестовать и забрать все его богатства.
Харун правил халифатом больше двадцати лет. На сорок шестом году жизни он снова отправился в Хорасан, чтобы подавить вспыхнувший там мятеж. Во время этого похода халиф заболел и слег.
Чувствуя приближение конца, Харун выбрал себе погребальный саван и приказал вырыть для себя могилу. Заглянув в нее, он сказал: не избавила меня от этого власть моя!
Напоследок халиф постарался наказать своих врагов и облагодетельствовать друзей. Незадолго до смерти он плакал над стихами Абу-ль-Атахии:
Где цари и где прочие?
Они пошли путем, по которому идешь и ты.
Возьми то, что дарует тебе этот мир.
А смерть – конец всего.
Рассказывают также, что халиф Харун ар-Рашид любил Ситт-Зубейду вели- кой любовью. Он устроил ей место для прогулок и сделал там прудик с во- дой и доставил изгородь из деревьев и пустил в пруд воду со всех сторон, и деревья сплелись над ним так, что, если ктонибудь подходил к этому пруду, чтобы помыться, его никто не видел из-за обилия листьев на де- ревьях. И случилось, что Ситт-Зубейда пришла однажды к пруду..." И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи. Триста восемьдесят шестая ночь Когда же настала триста восемьдесят шестая ночь, она сказала: "Дошло до меня, о счастливый царь, что СиттЗубейда однажды пришла к пруду и стала смотреть на его красоту, и ей понравилось его сверканье и то, как сплелись над ним деревья. А было это в очень жаркий день, и Ситт-Зубейда сняла одежду и вошла в пруд и встала там (а вода не покрывала того, кто стоял в ней) и стала наполнять серебряный кувшин и поливать на себя. И халиф узнал об этом и вышел из своего дворца, чтобы подсмотреть за ней из-за листвы деревьев, и увидел ее голую, и было видно у нее то, что бы- вает закрыто. И когда Ситт-Зубейда услышала повелителя правоверных, ко- торый был за листьями деревьев, и поняла, что он видел ее голой, она по- вернулась и увидала его и, застыдившись, закрылась рукою, но не совсем, и ее тело виднелось из-под руки. И халиф тотчас же повернулся, удивлен- ный этим, и произнес такой стих: "Глаз увидел моте гибель, И горю я от разлуки". И он не знал, что после этого сказать, и послал за АбуНовасом, призы- вая его. И когда поэт к нему явился, халиф сказал: "Скажи стихотворение, которое бы начиналось словами: "Глаз увидел мою гибель" И горю я от разлуки". И Абу-Новас сказал: "Слушаю и повинуюсь!" И в следующее мгновенье сымпровизировал и произнес такие стихи: "Глаз увидел мою гибель, И горю я от разлуки, От газели, меня сразу Взявшей в плен, под сенью сидра [404], Что водою обливалась Из серебряных кувшинов. Видя нас, его закрыла, Но был виден из-под рук он, О, когда б на нем побыть мне Два часа или часочек". И повелитель правоверных улыбнулся словам Абу-Новаса и оказал ему ми- лость, и Абу-Новас ушел от него довольный.
Харун ар-Рашид
Харун ар-Рашид /763, Рей – 809, Тус/ — пятый халиф Аббасидского халифата в 786-809 гг. Время его правления были временем экономического расцвета и победных походов против христианской Византии.
Отец – халиф аль-Махди (правил в 775-785 гг.), мать – аль-Хайзуран. Воспитателем ар-Рашида был Йахья ибн Халид из иранской династии Бармакидов. Бармакиды – знаменитый персидский род, из которого вышли многие советники и визири аббассидских халифов, — играли в политической и культурной жизни Халифата заметную роль.
Еще юношей Харун возглавил две военные экспедиции против Византии. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был взят город-крепость Самала, а во время второго похода в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода он назначается правителем Ифрикии (совр. Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана.
В 786 году ар-Рашид становится халифом и сразу же назначает своего воспитателя Йахью ибн Халида аль-Бармаки своим визирем. Вместе со своими сыновьями аль-Фадлом и Джафаром Йахья оставался у власти около 17 лет.
Известно, что халиф Харун ар-Рашид внес большой вклад в исламизацию провинций Дайлам и Табаристан. Также он усматривал свой главный религиозный долг в войнах с Византией. Арабо-византийские войны происходили при нем почти ежегодно, и во многих военных экспедициях он лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун ар-Рашид овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко вглубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802 гг.), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 году император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии своего сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селений на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкары. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражений от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.
Харун ар-Рашид был первым среди правителей-аббасидов, который обратил внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.
Харун ар-Рашид постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал хадж и жестоко преследовал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 году. Еженедельно, по пятницам, халиф произносил проповеди в столичной мечети в качестве главы мусульманской общины.
Халиф хотел сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но главным очагом культурной жизни. Его бармакидские министры, при одобрении халифа, покровительствовали деятельности переводчиков, знакомивших мусульманское общество с трудами индийских, иранских и греческих авторов.
Во время его правления расцвела торговля. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, сделало его имя знаменитым во всем мире. В Европе даже сложилась легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме. Двор халифа был центром традиционных арабских искусств.
О личности Харуна ар-Рашида подробно написано в средневековых арабских источниках (труды ат-Табари, аль-Масуди и др.). Сказочный образ Халифа представлен в сказках «Тысячи и одной ночи».