Рассказ о храме святой софии 6 класс

  1. Энциклопедия
  2. История
  3. Софийский собор в Константинополе

Собор Святой Софии в Константинополе — сообщение доклад

В год 537 от Рождества Христова в столице Византийской империи, городе Константинополь было завершено строительство самого знаменитого храма всего православного мира – Собора Святой Софии.

Стоит заметить, что в 537 году собор был построен заново и более основательно. Старый храм, возведенный в 324 году, был сожжен в ходе восстания «Ника» в Константинополе.

Здание возводилось в течении пяти лет. Оно строилось при басилевсе Юстиниане I в период расцвета Византии и подчеркивало статус юстиниановых завоеваний. При проектировании здания были задействованы сразу два архитектора — Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Кроме того, при строительстве собора ежедневно более 10 тысяч человек.

Купол поистине восхищал входивших в собор посетителей. При его высоте в 55,6 метра он имел диаметр 31 метр, однако, благодаря воздействию света и небольших колонн создавалось ощущение, будто он парит в воздухе, что придавало некую божественность увиденному.

Все стены были сплошь покрыты мозаиками, содержащими церковные сюжеты. Это яркий пример византийского монументального искусства. Интересным историческим фактом являются рунические надписи на стенах храма. Вероятно, их сделали воины-скандинавы, находившиеся на службе императора и решившие оставить след на христианской святыне.

При возведении здания использовались лучшие строительные материалы. Мрамор доставлялся из африки, колонны из Рима. Юстиниан настоял на использовании золота, серебра и слоновой кости – так он намеревался подчеркнуть свое величие в глазах язычников. В конечном итоге, строительство храма обошлось государству в три годовых дохода.

В 989 году землетрясение разрушило часть храма, обвалив и его купол. Реставрационные работы были вверены архитектору из Армении по имени Трдат. Он смог не только сохранить здание, но и сделать купол даже более возвышенным. Тем не менее, здание потеряло часть прежнего величия, так как его стены пришлось подпереть контрфорсами.

В 1453 году к стенам Константинополя подошли турки, целью которых был захват города и уничтожение Византии. Султан Мехмет II захватил город, а Софийский Собор был вскоре преобразован в мусульманскую мечеть. Христианский крест был заменен на исламский полумесяц.

Здание несколько раз реставрировалось. Последний раз ремонт был в 1847 году, так как создалась угроза обрушения купола. После свержения монархии в Османской империи к власти пришло правительство Ататюрка. Согласно его декрету, Собор Святой Софии был преобразован в музей, которым он остается и по сей день, называясь Айя-София.

Софийский собор в Константинополе

Софийский собор в Константинополе

Интересные темы

  • Жизнь и творчество Уильяма Шекспира

    Уильям Шекспир – один из лучших поэтов и драматургов всех времён и народов. 154 сонета, 4 поэмы, 3 эпитафии и 38 пьес составляют его творческое наследие. Произведения этого автора остаются необычайно популярными даже спустя

  • Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена

    С древних времен было принято маленьким детям рассказывать сказки. Стали создаваться народные сказания, которые передавались из уст в уста, и лишь несколько веков назад их стали записывать

  • Животные Арктики — сообщение доклад (4 класс. Окружающий мир)

    Арктика – это заснеженная, холодная территория вечной мерзлоты. Ее берега омывают морозные воды Северного Ледовитого океана. Климат здесь невероятно суров – ледяные ветры и нескончаемые снегопады

  • Архимед — доклад сообщение

    Архимед – ученый родом из Сиракуз, который прожил свой век, начиная с 287 до 212 года до новой эры. Еще мальчиком он проявлял способности к познанию мира и царь Сиракуз отправил его «на большую землю» учиться к лучшим умам того времени

  • Страна Австрия — доклад сообщение

    Австрийская республика расположена в Центральной Европе на границе с ФРГ (федеративной республикой Германия), Швейцарией, Словакией, Лихтенштейном, Италией, Чехией и Венгрией. Страной управляет президент, избираемый на срок 6 лет.

  • Энциклопедия
  • История
  • Храм Святой Софии

Архитектура… что же это такое? Безусловно, это то, что может привести любого человека в безграничный восторг, может вызвать у него интерес и удивление. Человечество проживает на этой планете уже столько лет, что накопилось огромное количество различных архитектурных памятников природы. Все они необычайной красоты, удивительны и изумительны по своему строению, сочетание стиля и формы здания. А ведь эти архитектурные памятники строили великие люди. Именно им, Благодаря их усилиям и таланту сейчас мы уже можем наблюдать эту красоту и красоваться ею. Ведь иногда бывает так, что идешь по улице, видишь красивое архитектурное сооружение, а оно просто радует глаз, воодушевляет. Сейчас я хочу рассказать об одном из таких зданий. А точнее о храме Святой Софии. А ведь еще этот храм удивителен тем, что он расположен не в одном городе, а во множестве разных стран. Например, храм Святой Софии есть в Киеве, в Константинополе, в Новгороде, в Пушкине, в Алматах, в Вологде, в Полоцке и еще в нескольких городах мира.

Практически все соборы Святой Софии построен в 11 веке. Собор святой Софии в Константинополе был построен в шестом веке. В Киеве Он построен по приказу Ярослава Мудрого.

Собор святой Софии построен в честь Святой Софии, Сначала он являлся патриархальным собором, позже мечетью, в некоторых городах сейчас он является музеем, А в некоторых церковью. Многие соборы на данный момент стоят под защитой ЮНЕСКО.

Все храмы святой Софии украшены различной мозаикой. Три самых главных русских Собора Святой Софии в древности были: София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая. Если три собора были построены в 11 веке за 30 лет, после постройки этих соборов на Руси не было построено ни одного Собора Святой Софии за 500 лет. И именно из-за этого эти три собора стали главными на Руси. Все самые главные церковные праздники проходили именно в этих церквях, а не в каких других. Они стали центром церковной жизни Руси.

Софийский собор в Киеве. По одной из версий, в 11 веке Ярослав Мудрый приказал построить этот собор, по другой версии его построили на 26 лет ранее, значит, приказ дал не Ярослав Мудрый. Тем не менее, сейчас мы можем любоваться его красотой. Собор святой Софии находится в самом центре Киева и в наше время представляет собой место для туристов, молиться можно только в некоторых местах.

Софийский собор в Великом Новгороде. Этот собор был построен в 11 веке, но , простояв 50 лет, полностью сгорело. Тогда князь Владимир приказал построить каменный храм, который и дошел до наших дней. Ходят слухи, что в стенах этого собора находится клад, который однажды нашел Иван Грозный.

Софийский собор в Полоцке. Этот собор был построен в 11 веке по приказу полоцкого князя Всеслава Чародея. Храм святой Софии строили мастера из Византии. Собор был построен по образцу храма в Константинополе, но, к сожалению, до наших дней не дошел первоначальный вид. В 18 веке его реконструировали. Софийский собор в Полоцке был не только религиозным центром, но и культурным, потому что в нем располагались библиотеки и архивы.

6 класс, 3 класс кратко

Храм Святой Софии

Храм Святой Софии

Популярные темы сообщений

  • Влияние вредных привычек на развитие человека

    Не исключено, что у каждого человека есть вредные привычки, которые плохо влияют на внутреннее и душевное состояние человека. Многие из вредных привычек вошли в привычный образ жизни и несут с собой массу плачевных и неприятных последствий.

  • Творчество Солженицына

    Александр Исаевич Солженицын это один из важнейших русских писателей XX века, которого в СССР признали диссидентом, врагом советского строя, за свои убеждения он отсидел в тюрьме.

  • Деревья леса

    а первый взгляд, все очень просто, лес — это огромная территория земли на которой растут деревья. Но на самом деле все значительно сложнее. Потому, что в состав леса входят не только растущие в нем деревья, но и кустарники,

  • Творчество Александра Дюма

    Французский автор известных романов, журналист и драматург Александр Дюма появился на свет в 1802 году в маленьком городе Виллер-Котре. Он рос в семье военного, отец его был генералом Тома-Александр Дюма,

  • Народы Западной Сибири

    Сибирь-район с суровым климатом и минимальным процентом заселения. Это место будоражит воображение. Несмотря на огромную территорию, населенных пунктов сравнительно немного. Соответственно народы немногочисленны.

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа. По гречески Σοφία — «мудрость».  Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе

Досье собора:

Строительство: 532–537 годы

Закладка камня: 23 февраля 532 года

Освящение: 27 декабря 537 года

Архитектурный стиль: Переходный от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель: император Юстиниан I

Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Статус: музей Айя-София

История:

В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Архитектурные особенности собора:

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.

Интересные факты

1) Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии?


Нажмите чтобы перевернуть

2) Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов?


Нажмите чтобы перевернуть

3) Какая связь у храма Святой Софии с Киевом, Великим Новгородом и Полоцком?


Нажмите чтобы перевернуть

4) Какие великие святыни находились в храме?


Нажмите чтобы перевернуть

5) Что такое «Пуп Земли»?


Нажмите чтобы перевернуть

6) Какое отношение храм Святой Софии имеет к Крещению князя Владимира?


Нажмите чтобы перевернуть

7) Как хранятся мощи святых в храме Святой Софии?


Нажмите чтобы перевернуть

8) Есть ли христианские храмы, равные по размеру Святой Софии?


Нажмите чтобы перевернуть

Фото на заставке: auher Ali Nasir/flickr.com

«Соломон, я превзошел тебя!»

Собор Святой Софии построен во времена правления известного византийского императора Юстиниана, пришедшего к власти в 527 году. Деятельный и целеустремленный правитель создал могучую Византийскую империю: ввел новые законы, расширил территории, построил великолепные дворцы и храмы.

Гордый император решил возвести собор, который затмил бы своим величием храм царя Соломона в Иерусалиме. Чести построить жемчужину Византии удостоились архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не просто строители, а выдающиеся ученые-инженеры, прославившиеся скрупулезным знанием математики и физики.

Пять лет (532-537) под руководством архитекторов 10 000 рабочих возводили Айя-Софию – символ Константинополя. Сооруженный из кирпича храм отделывали золотом, серебром, поделочным камнем, жемчугом, слоновой костью и драгоценными камнями. Ради возведения чуда Константинополя трудилась вся страна. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.

Невиданное великолепие храма поражало народную фантазию, так что сложились легенды, будто в сооружении собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упав на колени, воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!»

На что обратить внимание?

Место традиционной коронации императоров Византии – омфалион. Оно представляет собой мраморные окружности, расположенные на полу собора.

Плачущая колонна покрыта медью. В ней на небольшой высоте (на уровне роста человека) находится маленькое отверстие. Как гласит древняя легенда, если в отверстие вложить палец и загадать в этот момент желание, то оно сбудется непременно.

«Холодное окно» – еще одна достопримечательность древнего храма. Любопытно, что в самый жаркий день из этого окна дует прохладный, освежающий ветерок.

Среди исламских памятников мечети Айя-София следует отметить прекрасно сохранившийся михраб и алтарь в одной из апсид храма. Кроме того, к ним относится резной мраморный минбар, который был создан в XVI веке во времена правления султана Мурада III.

Туристов, наверняка заинтересует и отдельная ложа для муэдзина. Она обращена к Мекке – гробнице османских султанов. Большой интерес вызывает осмотр здания начальной школы, библиотеки, фонтана и центра для бедняков, которые построил султан Махмуд I в XVII веке.

Архитектурные особенности собора

Собор Святой Софии – здание прямоугольной формы со сторонами 79 и 72 метра, высотой по куполу 55,6 метров. Базилика не являлась архитектурным новшеством. Возведенный на холме храм поражал современников смелым соединением огромной базилики с гигантским куполом.

«Парящий» купол

Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров. Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.

Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.

Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.

Световой эффект храма

Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.

Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.

Особенности строительства храма

Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.

Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.

Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».

Османские завоеватели

29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.

В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Внутреннее убранство собора

Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.

Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.

Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.

Мозаика в облицовке стен

Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:

  • Тронное изображение Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По сторонам от Богородицы – два архангела. Прекрасный, полный женственности лик Марии, мягкий овал лица, правильный нос, алые губы говорят о земном характере Богородицы и в тоже время подкупают одухотворенностью.
  • Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых константинопольских патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
  • 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей, одеяние которых ниспадает спокойными складками, так что хочется дотронуться до одежд, чтобы ощутить их тепло.
  • Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием, открытым на словах: «Мир вам! Я свет миру!» в левой руке и благословляющий правой. По сторонам от него – полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
  • Портрет императора Александра I, представленного в облачении, украшенном драгоценными камнями, и короне с подвесками. В левой руке императора – держава. Мозаика с серебряными кубиками изображает императора за пасхальным изображением.

Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.

Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.

На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.

Разрушение Айя-Софии

Храм святой Софии разрушали пожары и землетрясения, но каждый раз его восстанавливали. В 1204 году внутреннее убранство, разграбленное крестоносцами, восстановить не смогли. Разрушение храма Айя-София и конец величия наступил вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии спасались тысячи граждан.

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Сейчас Святая София приобрела статус музея. С Византийского храма весь город виден, как на ладони.

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся…

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а — вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью — в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой…

Использован учебник «История Средних веков. 6 класс», Е. Агибалова, стр. 59

Параграф 7 «Культура Византии»

1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов?

В школах изучали чтение, письмо, счёт, церковное пение. Изучали религиозные книги и труды древних учёных и литераторов.

Византии нужны были грамотные люди для управления страной: чиновники, юристы, даже торговцы и ремесленники должны были знать грамоту и счёт. Выбранные предметы давали детям тот минимум, которого хватало для государственной службы.

2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?

Особо успешно в Византии развивались: математика, медицина, химия, история и география.

3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера — изнутри?

Греки проводили торжественные церемонии снаружи храма, а византийцы стали их проводить внутри. Поэтому для византийцев была важна красота внутреннего убранства, а грекам — внешнего.

4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа. Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа.

План описания храма Святой Софиии

  1. Церковь — место проведения церемоний.
  2. Строение христианского храма: притвор, неф, алтарь.
  3. Пять лет строительства главного христианского храма.
  4. Мрамор разного цвета.
  5. Голубой купол парит в небе.
  6. Украшена мозаикой, фресками и иконами.
  7. Фонтаны перед храмом.

5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы?

Мозаика — изображения из разноцветных камешков и цветного стекла — смальты.

Фреска — изображение водяными красками на сырой штукатурке.

Икона — изображение красками святых на деревянных дощечках.

6. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

Византия несла другим страном не только товары, но знания и культуру. 

Дополнительно

1. Сделайте вывод: почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе?

Византия избежала нашествий варваров и в ней не было упадка культуры, как в Западной Европе.

2. Документы сообщают, что в день освящение храма Святой Софии император Юстиниан воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для этого великого дела! Я превзошёл тебя, Соломон!» Как вы понимаете эти слова? Почему Юстиниан сравнил себя с библейским царём Соломоном?

Имя Соломона связывают со строительством Иерусалимского храма, и Юстиниан посчитал, что построенный им храм Святой Софии более прекрасен, чем храм Соломона.

3. Найдите в книгах или интернете изображение базилики (вытянутого прямоугольного здания церкви) или крестово-купольного храма, кроме упомянутой в параграфе церкви Святой Софии. Укажите на этом изображении те части здания, о которых вы узнали из текста.

В крестово-купольном храме можно выделить Притвор, Неф, Алтарь, Апсиды и Барабан.

4. Подготовьте презентацию (5-6 слайдов) о влиянии византийской культуры на культуру Древней Руси.

Пример подписей к слайдам презентации «Влияние византийской культуры на культуру Древней Руси»

  1. В IX-X веках киевские князья совершали походы на Византию, в результате которых были заключены торговые договора.
  2. В конце IX века под влиянием Византии на Руси было принято христианство, появились переводы греческих книг.
  3. Славянская письменность создаётся Кириллом и Мефодием на основе греческого языка, принятого в Византии. На Руси широко распространяется грамотность.
  4. На Руси строят храмы по византийскому образцу. Одним из первых появляется храм Святой Софии в Киеве. Из Византии на Русь прибывают архитекторы, живописцы, музыканты.
  5. Богослужения в храмах проводятся по византийскому обычаю. Развивается русская школа иконописи.

5. Напишите сочинени от имени путешественника-франка, который впервые увидел церковь Святой Софии. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

Сочинение «Рассказ от имени франка, впервые увидевшего церковь Святой Софии»

Я, Гуго Ланселот, прибыл в Константинополь вместе с миссией монахов-бенедиктинцев. Ещё с борта корабля я увидел огромный голубой купол, окружённый четырьмя остроконечными шпилями на башнях. Это был знаменитый храм Святой Софии, про которой говорили, что он превзошёл красотой храм Соломона в Иерусалиме. В порыве чувств я упал на колени и истово помолился.

Вместе с братьями мы немедля отправились к храму. Он возвышался на холме, окружённый зелёными деревьями и журчащими фонтанами. Стены из разноцветного мрамора сверкали под лучами солнца.

Мы прошли через главный вход в притвор, и я вновь упал на колени: столь величественным мне показался блистающий зал, украшенный разноцветной мозаикой. Но самое большое впечатление на меня произвели на меня неф и алтарь. На стенах сверкали фрески и иконы написанные лучшими живописцами, горели свечи, звучала тихая музыка.

Я не в силах передать всей красоты этого храма и того чувства благоговения, которое охватило меня и моих спутников. Храм Святой Софии оказался достоин тех слов, что о нём говорили паломники. Это новое чудо света, призванное возвеличить имя Господа.

Я тихо удалился прочь, унося в своём сердце красоту и святость этого места.

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. 

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. 

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. 

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения. 

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре. 

Учебник для 6 класса
§ 6.3. Собор Святой Софии
Юстиниан задумал создать главный храм империи, который воплощал бы идею могущества его государства и торжества христианской веры.
Храм был сооружён всего за пять лет (532—537). Внешне он отличался простотой и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство.
Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Особенно сильное впечатление производил вознесённый высоко вверх огромный купол диаметром 31,5 м.
Храм Святой Софии в Константинополе. VI в. Четыре минарета появились гораздо позже, после завоевания Константинополя турками
Как же удалось зодчим представить камень лёгким, почти невесомым? Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета распределили тяжесть купола собора на 4 мощных столба посредством арок, перекрывающих промежутки между этими столбами, а также парусов – треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение таких парусов было большим архитектурным достижением того времени. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их почти незаметными зрителю.
Интерьер храма Святой Софии
Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый только арками и парусами. Многочисленные окна прорезаны в основании купола с таким расчётом, что простенки между окнами почти не видны и купол кажется парящим над зданием. В конце X века послы русского князя Владимира побывали в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: «…не знали – на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…» Не случайно именно Софии – Премудрости Божией были посвящены величественные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде.
Крестово-купольная церковь Богоматери в Салониках. XI в.
Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто и никогда не пытался. В дальнейшем в византийской архитектуре восторжествовал другой тип храма — крестово-купольный. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединённые арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырёх сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, достаточно вместительными и прочными. Их в большом количестве строили и в самой Византии, и всюду, куда проникало её влияние, в том числе и на Руси.

Византийские летописи повествуют о том, что на месте, где было решено воздвигнуть храм святой Софии, в годы правления императора Константина Великого (306-337 г.) была поначалу построена небольшая церковь-базилика. В 532 году, 5 января базилика была уничтожена во время народного восстания Ника. Император Юстиниан решил создать такой храм во славу Божию, который своими размерами и великолепием затмил бы все, созданное ранее. По преданию, императору Юстиниану во сне явился Ангел и показал ему образ нового храма. Юстиниан поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Траллы и Милет – древние греческие города в Малой Азии, процветающие, богатые торговые и культурные центры того времени.
Строительство было начато сразу же. Уже 23 февраля 532 года приступили к работе. Анфимию понадобилось неполных два месяца для создания проекта и подготовки к строительству. Самое же строительство продолжалось 5 лет 10 месяцев и 10 дней – сообщают византийские летописи.
Вообще православные храмы всегда строились удивительным, чудесным образом, и в этом отношении святая София – не исключение: средние сроки строительства практически всех шедевров русского православного зодчества – 5 лет.
Строительство храма святой Софии описывали многие византийские историки и хронисты.
Юстиниан повседневно наблюдал за ходом работ. Когда между зодчими и им возник спор о том, сколько окон должно быть в своде над алтарем, вновь явился Ангел Божий и дал совет сделать три окна в честь Троицы. О помощи сил небесных сохранилось еще немало сведений. Специальные богослужения вдохновляли рабочих. На стройке работало 20 000 рабочих.
2. Архитектурный план и размеры здания
Определение “Куполообразная базилика”, впервые используется применительно к Айя-София; на “пандантифах” сооружения, также впервые были использованы изображения херувимов в (14 в.), прославивших его в истории архитектуры. Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших не только в Стамбуле и Турции, но и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира. После землетрясений 553 года, между 558-562 гг., купол сооружения был заново перестроен и увеличен на 6, 5 м. Неполная округлость купола, носит скорее форму эллипса; размеры по первой оси 31 м, по второй 33 м. Сооружение, величиною 7 570 кв.м, и дл. 100 м, имеет основную часть размером 75 м на 70 м. У самого входа – Нартексы, длиною 60 м., шириною 11 м. Эта часть здания, лишенная каких-либо украшательств и декорирования, была отведена для приготовлений к молитвенному ритуалу. Мозаичные плиты, украсившие здание были привезены из различных мест. Здесь же имеются рельефные изображения XII столетия. Повышенная степень влажности, оказала отрицательное воздействие на потолок здания, на котором размещены 9 крестообразных арок. Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. Средний, самый большой вход принадлежал императору, а боковые – императорской свите высшего ранга и его окружению. Покрытия из золота императорского, и серебряные покрытия двух других дверей исчезли в период латинского нашествия. Над императорской дверью находится мозаика, датируемая IX столетием, изображающая Иисуса Христа в центре, справа и слева от него – Св. Мария и Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император Лев VI (886-912); Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с надписью: “Я являюсь мировым светом”. Над дверью под мозаичным панно находится металлическая рака, а под нею изображен трон, ожидающий Иисуса.
Следуя из внутреннего нартекса в главную часть, первым делом привлекает внимание помпезность купола, словно встроенного на верхушку церкви и находящегося в полной изоляции от сооружения. В центре купола, окруженного 40 окнами – изображение Иисуса (византийский период). После захвата города турками было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. На пандативах трехугольной формы, поддерживающими большой купол и между аркадами с четырёх сторон имеются изображения крылатых херувимов. Лица херувимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой. Слева, у входа на боковой стене, под окном изображения: патриарха Константинополя (IX столетие), Игнатия; патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и Антиохского (сегодняшняя Антакья) патриарха (II столетие).
Справа и слева от главного входа расположены гигантских размеров мраморные шары, привезённые сюда в XVI столетии из Пергама. Слева, у боковой анфилады высится “плачущая колонна”, либо “потеющая колонна” – четырёхугольной формы колонна из мрамора. Существует следующее поверье: “Плачущая коллона” имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится. На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, выгравированы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры. Колонна, именуемая “Капитель корзины”, сделана вручную. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на арабском языке. По правую сторону михраба – Аллах, по левую – Мухаммед, по бокам – имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа – имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира. Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила местом ритуала коронации византийских императоров.
Императорский трон размещен в центре большого круга, а императорская свита занимала свои места в малых кругах. Во внутреннюю часть абсциссы, декорированной цветными мраморными плитами в османский период, встроен михраб, направленный в сторону Каабы, и множество плакатов, написанных арабским шрифтом. Несовпадение осевой точки михраба с центральной частью здания церкви явилось следствием религиозного обычая мусульман, совершающих обряд намаза, обращаясь корпусом тела в сторону святой Мекки, т.е., к юго-востоку Стамбула. Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное для правителя) датируемое XIX столетием, а справа находятся мимбар, кафедра, с которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. А напротив мимбара – памятник XVI столетия, махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве. Справа от абциссы, у точки пересечения главной анфилиады с правой, изображение следа руки, посвященное богоматери, украшает стену у колонн из порфирного гранита. Этот кусок гранита, привезённый сюда, ранее украшал памятник византийского периода, который находится в Стамбуле – церковь Теотокос.
Справа, у правой анфилады, библиотека Айя-София, перевезенная сюда в годы правления султана Махмуда 1, в 18 столетии. Книги, выстроенные в ряд на полках, декорированных изникской керамикой редчайшей работы, сегодня экспонируются в ином музее. Подставки для Коранов, экспонируемые в этой же части здания, весьма своеобразны и вызывают большой интерес у посетителей. Над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно сохранившаяся мозаика. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан. В руках императора Константина макет города, а в руках императора Юстиниана – макет церкви. Оба сооружения посвящены предкам, занявшим место в центре мозаики. Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия.
Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть анфилады. Дорога, имеющая особый наклон, служила для того, чтобы императрицу могли нести на паланкине, и во избежание излишних сотрясений во время перемещения по галерее, где совершался обряд богослужения. От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов не сохранилось. На средней галерее, расположенной напротив михраба, между аркадами видны крестообразные распятия из дерева. Подобные распятия имеются лишь в монастыре Катерина на полуострове. Правая же галерея (со стороны главного входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного искусства.
По преданию, на мраморных табличках слева имеется надпись, повествующая о посещении этих мест викингами. Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование “райские ворота”. “Райские ворота” с наружной стороны имеют крестообразные изображения. Слева от входных ворот хранится одна из самых редчайших по красоте мозаичных плит: Иисус, Св. Мария и Иоанн Креститель. Нижняя четь мозаики, подвергшаяся серьезным разрушениям в период латинского нашествия, всё же не утратила свою художественную ценность, ибо состоит из мелких цветных плит, которые придают ей большую значимость. На этой известнейшей мозаике, датируемой XIV столетием и именуемой “Деесис”, что в переводе означает “мольба”, Мария и Иоанн с печальными, полным грусти лицами, молят Иисуса об отправлении грешных в рай.
В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Марии и Иисуса. На одной из мозаик изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, император Иоаннес Комненос, его супруга, венгерка Ирене, а на боковой стене их сын Алексиос. На левом мозаичном изображении Иисуса окружают императрица Зоя и ее третий супруг император Константин Мономахос. На этой мозаике, впервые изображена императрица со своим первым мужем Романосом III. Мозаичное изображение (XI столетие) передает все те изменения, которые происходили с императрицей при каждом ее замужестве. В самом конце галереи, если обратить взор на купол абсциссы, можно увидеть мозаичные изображения IX столетия – Богоматерь с младенцем Иисусом с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Следы турецкого владычества в интерьере Софии – это прежде всего четыре огромных круглых щита из верблюжей кожи, подвешенных под куполом. Надписи на них – изречения из Корана, имена первых халифов – как считается, самые крупные образцы арабской каллиграфии. Ататюрк, превратив Софию из мечети в музей, велел их снять. Сразу после его смерти в 1938 году надписи водрузили на место. В алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша – михраб; имеются и другие милые сердцу мусульманина мелочи вроде огромных пузатых кувшинов для омовений недалеко от входа. Бронзовая сооружение типа клетки в южной галерее – библиотека, устроенная в XVIII веке. Но все эти добавки остались великому храму совершенно чужды – равно как четыре минарета и месяц над куполом.
. Великолепное убранство храма
Византийская империя в годы правления Юстиниана достигла наивысшего расцвета. Император поставил своей целью воссоздать Римскую империю в ее былом величии и границах. Храм святой Софии должен был воплотить в себе идею создания новой огромной державы и торжествующего в мире христианства. Храм стал одной из главных святынь христианства.
На сооружение храма ушли колоссальные средства: все военные трофеи победоносных войн Юстиниана – громадные сокровища; непомерные налоги на население Византии, добровольные пожертвования городов и благочестивых христиан, зарплата громадной армии чиновников за три года, доходы от морской торговли. Стены и своды храма возводились из кирпича. Широко использовались дорогие строительные материалы – гранит, порфир, мрамор, яшма и др. Мрамор был изысканных, редких цветов и рисунков: светло-зеленый, белоснежный, бело-красный, розовый с прожилками… Стены, облицованные мрамором, кажутся увешанными дорогими коврами.
Главное, что поражало в интерьере храма – это его купол. Диаметр его 32,9 м, высота от пола до центра купола 55,6 м. Форма всего строения подчинена огромному куполу. Дело не только в его величине. До времени создания Анфимием этого здания полусферические купола сооружались только над круглыми в плане строениями, называемыми ротондами, тогда как здесь, в храме святой Софии, впервые в истории строительства купол воздвигнут на строении в форме квадрата. Это было достигнуто вот как: четыре массивные столба, установленные в квадрат, были перекрыты со всех сторон арками. Промежутки между соседними арками были заполнены сводами в форме надутых треугольных парусов.
Верхние ребра этих парусов создали, соединившись, в плане форму круга, на который и легло основание полусферического купола. Этот прием стал применяться впоследствии во всех православных храмах. Для облегчения собственного веса своды и купол возводились из пористой легкой черепицы, изготовлявшейся на острове Родос.

В год 537 от Рождества Христова в столице Византийской империи, городе Константинополь было завершено строительство самого знаменитого храма всего православного мира – Собора Святой Софии.
Стоит заметить, что в 537 году собор был построен заново и более основательно. Старый храм, возведенный в 324 году, был сожжен в ходе восстания «Ника» в Константинополе.
Здание возводилось в течении пяти лет. Оно строилось при басилевсе Юстиниане I в период расцвета Византии и подчеркивало статус юстиниановых завоеваний. При проектировании здания были задействованы сразу два архитектора – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Кроме того, при строительстве собора ежедневно более 10 тысяч человек.
Купол поистине восхищал входивших в собор посетителей. При его высоте в 55,6 метра он имел диаметр 31 метр, однако, благодаря воздействию света и небольших колонн создавалось ощущение, будто он парит в воздухе, что придавало некую божественность увиденному.
Все стены были сплошь покрыты мозаиками, содержащими церковные сюжеты. Это яркий пример византийского монументального искусства. Интересным историческим фактом являются рунические надписи на стенах храма. Вероятно, их сделали воины-скандинавы, находившиеся на службе императора и решившие оставить след на христианской святыне.
При возведении здания использовались лучшие строительные материалы. Мрамор доставлялся из африки, колонны из Рима. Юстиниан настоял на использовании золота, серебра и слоновой кости – так он намеревался подчеркнуть свое величие в глазах язычников. В конечном итоге, строительство храма обошлось государству в три годовых дохода.
В 989 году землетрясение разрушило часть храма, обвалив и его купол. Реставрационные работы были вверены архитектору из Армении по имени Трдат. Он смог не только сохранить здание, но и сделать купол даже более возвышенным. Тем не менее, здание потеряло часть прежнего величия, так как его стены пришлось подпереть контрфорсами.

Учебник для 6 класса
§ 6.3. Собор Святой Софии
Юстиниан задумал создать главный храм империи, который воплощал бы идею могущества его государства и торжества христианской веры.
Храм Святой Софии в Константинополе. VI в. Четыре минарета появились гораздо позже, после завоевания Константинополя турками
Храм был сооружён всего за пять лет (532—537). Внешне он отличался простотой и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Особенно сильное впечатление производил вознесённый высоко вверх огромный купол диаметром 31,5 м.
Интерьер храма Святой Софии
Как же удалось зодчим представить камень лёгким, почти невесомым? Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета распределили тяжесть купола собора на 4 мощных столба посредством арок, перекрывающих промежутки между этими столбами, а также парусов – треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение таких парусов было большим архитектурным достижением того времени. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их почти незаметными зрителю. Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый только арками и парусами. Многочисленные окна прорезаны в основании купола с таким расчётом, что простенки между окнами почти не видны и купол кажется парящим над зданием. В конце X века послы русского князя Владимира побывали в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: «…не знали – на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…» Не случайно именно Софии – Премудрости Божией были посвящены величественные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде.
Крестово-купольная церковь Богоматери в Салониках. XI в.
Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто и никогда не пытался. В дальнейшем в византийской архитектуре восторжествовал другой тип храма — крестово-купольный. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединённые арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырёх сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, достаточно вместительными и прочными. Их в большом количестве строили и в самой Византии, и всюду, куда проникало её влияние, в том числе и на Руси.

Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане. При этом необходимо принять во внимание, что самое древнее из этих сооружений было построено приблизительно через 1 000 лет после Айя-Софии. Наименование Айя-София, одно из 3-х эпитетов, обращенных к богу. Эти три эпитета определяются так: Айя-София (Святая Мудрость), Ая-Ирена (Святое Благодушие) и Ая Динамис (Святая Сила).
Около 330 года сам Константин Великий велел строение храма, на месте сегодняшней Айя-София. А в 360 году, тут сооружается “Мегало Еклесия”, что означает “Большая церковь” которая была освещена сыном Константина Великого – Констанцием. Пожар, вспыхнувший 20 июня 404 года, разрушил Большую Церковь, в результате чего, на деревянный фундамент грандиозного сооружения (404-416 гг.) зодчий Руффиос проектирует и строит новое, более устойчивое здание, которое было готово к посещению прихожан 10 октября 416 года. Финансировал постройку новой церкви базиличного типа византийский император Теодосиус. Опорные стены, ступени и фризы на фронтоне здания, расположенного перед сегодняшним музеем Айя-София, сильно пострадали в 532 году (13-14 января) в результате кровавого мятежа, получившего название Ника (Победа); здание было подвергнуто полнейшему разрушению со стороны мятежников.
После подавления мятежа вернувшийся к престолу император Юстиниан в 532- 537 гг., построил церковь, которая сегодня открыта для посетителей и туристов. Строительство церкви император поручил двум выдающимся анатолийским архитекторам своего времени: математику Анфемиосу из Траллеса (сегодняшний город Айдын) и Исидору из Милета. Исидор – знаменитый геометр и математик – отвечал, вероятно, за теоретическую разработку системы равновесия; Анфимиос же воплотил эту систему в камне. Мы мало что знаем о Анфимиосе и Исидоре, разве то, летописец VI века, Прокопий назвал первого из них “образованнейшим человеком своего времени”, а другого – “человеком высочайшего ума”.
Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев.
Строительство Храма
Святая София в известной степени храм-собиратель, ибо для его возведения были привезены остатки многих монументальных сооружений древности Греции и Рима. Из Аврелиановского Храма Солнца в Риме были, например, привезены порфировые колонны, из храма Артемиды в Эфесе (того самого, который был некогда подожжен Геростратом) – колонны из зелёного мрамора, четыре колонны из зеленого гранита, вывезенные из Эфесского портового гимназия, а красные порфирные колонны были привезены из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан). Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Стамбул главным образом из мраморных залежей Анатолии, а также городов Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той знаменитой горы, с Пентеликона близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон – Храм Девы-Афины.Но неправда, что все драгоценные мраморные, гранитные и порфировые колонны выломаны из античных храмов:
И всем векам пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
(Дескать, из храма Артемиды в Эфесе выдрал, вторит Мандельштам древней легенде.) На самом деле, большая часть колонн была высечена специально для Св.Софии. Святая София была украшена с необычайной пышностью. в какой-то момент Юстиниан в тщеславном порыве решил вымостить пол плитами кованого золота; и даже намеревался покрыть все стены внутри храма золотом, но мудрые люди отговорили его. Много и других чудес связанно со строительством храма: известь для него разводили на ячменной воде, в цемент добовляли масло, а для верхней доски патриаршего престола был создан материал, которого до того не существовало на свете (да и теперь, пожалуй, нет): в расплавленное золото бросали драгоценные камни – рубины, сапфиры, аметисты, жемчуга, топазы, ониксы. Говорят секреты специальног раствора использованного в строительства так и не удалось разгадать.
Император Юстиниан не жалел никаких средств на постройку. Затраты на строительство были огромные, они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София – самая дорогая византийская постройка. Недаром Юстиниан в день открытия храма, в день рождества 26 декабря 537 года, когда работа была завершена, и прихожане посетили церковь, стоя посреди великолепного храма и воздев руки к небу воскликнул: “Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон!” (имея в виду библейский Соломонов храм; свою столицу Юстиниан, кстати, называл Новым Иерусалимом).
Третья (нынешняя) София на протяжении 916 лет была кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира. После турецкого завоевания ее на 481 год превратили в мечеть и, наконец, в 1934 году сделали музеем.
Когда входишь в саму церковь, перехватывает дыхание так она велика и просторна и таким фантастическим образом освещена (причем надо еще себе представить, что бесчисленные окна, из-за которых стены кажутся прозрачными, на самом деле были еще больше турки некоторые из них частично заложили).
Вопреки очевидному, невозможно поверить, что вся эта гигантская конструкция состоит из каменной и кирпичной “плоти и крови” – настолько она кажется легкой и невесомой. Собственно, в том, чтобы добиться такого эффекта, как раз и состояла главная задача строителей Софии – ведь храм, по идее, должен быть подобием космоса, то есть представлять собой нечто нерукотворное, а никак не плод человеческих усилий. Невероятный купол изображает тут небесный свод, а какие же опоры могут быть у небесного свода? Поэтому все, намекающее на телесную тяжесть, тщательно и хитроумно спрятано, а купол, кажется, действительно “на цепи подвешен к небесам”. Идее божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности Софии, которая вообще – одно из самых ясных произведений мировой архитектуры: отвлеченные богословские идеи воплощены в ней необычайно наглядно.
Несколько портят картину леса реставраторов, которые уже много лет упираются в купол. Впрочем, в утешение можно заметить, что и сами эти леса – настоящее инженерное чудо.
Главный (а сейчас и единственный) вход в церковь с западной стороны (слева от него видны остатки церкви Феодосия). Перед собором когда-то находился огромный обнесенный колоннадами двор-атрий. Центральными вратами Софии пользовались только во время больших праздников, да и тогда под их аркой имел право проходить только император. В обычные же дни государь попадал в собор по специальному переходу прямо из Большого дворца. Можно последовать его примеру и войти в Софию с юга, где написано “Exit” (чем можно спокойно пренебречь). Попадаешь в сводчатый коридор, который называется Вестибюлем воинов: здесь император оставлял меч, здесь же оставалась его охрана. На темном своде вестибюля видны следы золотой мозаики времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). A над дверью, ведущей дальше в нартекс, мозаика уже X века Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан модель Софии (совсем непохожую).
Из нартекса девять дверей ведут направо, в сам храм. Центральные Императорские двери сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега; мозаика над ними изображает императора Льва VI Мудрого, на коленях кающегося перед Христом в своем четвертом браке (начало X века). Пользоваться этими дверями мог только император, соседними высшие сановники. По обе стороны дверей в мраморных плитах пола глубокие вмятины. Когда понимаешь, что эти ямы протоптаны в камне ногами стражников, в течение сотен лет стоявших у Императорских дверей, голова идет кругом от физического ощущения времени.
Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана. Своды были сплошь покрыты золотой мозаикой, а купол – украшен синим крестом на золотом фоне. Чудесная Богоматерь с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году, а шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом – к VI веку (их собратья в западных парусах – работа реставраторов XIX века). Серафимов турки почему-то сочли талисманами и замазывать (в отличие от всех прочих мозаик) не стали – ограничились тем, что прикрыли им лица медными масками.
С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры – галереи, открывающиеся в центр храма арками. Вход на хоры – в северном торце нартекса; наверх ведет не лестница, а пологий пандус. По пандусу этому императрица могла подниматься наверх в своем паланкине, не испытывая ни малейших неудобств. Государыню сопровождали принцессы и фрейлины: во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора. Это было весьма светское место. Самая почетная часть хоров – в центре западной галереи, прямо напротив алтаря: круг из зеленого мрамора обозначает место, где стоял трон императрицы. В северной галерее стоит поискать изображение императора Александра (912-913) и древние граффити на столбах и парапете – рисунки и надписи, нацарапанные прихожанами. Среди греческих букв встречаются и руны X века (уже на южной стороне, на парапете балкона): их вырезали во время долгой службы скучающие гвардейцы-варяги. А в южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах. В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту. Верхняя часть фигур хорошо сохранилась – тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.
Еще один императорский портрет, похожий по композиции, но более схематичный, изображает Богоматерь с императором Иоанном Комнином, его женой Ириной и сыном Алексеем (около 1120 года). Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) – великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. “Деисус” означает “моление”: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию – крестоносцами.
А прямо против Деисуса под плитой с латинской надписью “Henricus Dandolo” когда-то как раз и лежало тело одного из предводителей Четвертого крестового похода – венецианского дожа Энрико Дандоло. Он умер в Константинополе в 1205 году и был погребен на хорах Софии, превращенной крестоносцами в католический собор. Когда Константинополь был взят турками, султан Мехмед велел вырыть кости старого дожа и бросить их псам.
В период “Иконоклазма”, в 726 году, Айя-София в числе других церквей Стамбула была подвергнута значительным разрушениям. Мраморные плиты с изображениями святых были повреждены, заменены более примитивными крестовыми мотивами. В 843 году, с завершением периода “Иконоклазма” интерес к изображениям религиозных мотивов возобновляется. 3 июня 1453 года, Султан Фатих Мехмед, совершивший первый большой пятничный намаз в Айя-София, после захвата города и приказал перестроить ее в мечеть, выделив для этой цели специальный денежный фонд.
К перестройке церкви приступают с пристройки михраба в направлении Киблы (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы – направление к Каабе, затем в одном из западных углов мечети строится кирпичный минарет; а на месте Келий священников был построен двор. Медресе на 150 учащихся, имеющем: 12 комнат для занятий, дворик с водоёмом Мозаичные плиты мечети, были покрыты тонким известковым слоем, настенные росписи соскоблены, крестообразные горизонтальной формы засовы над двустворчатой дверью расклёпаны. Таким образом, здание мечети, с лёгкостью, не прибегая к особым переделочным работам, было превращено в пространство для совершения религиозных обрядов. В 1847- 1849 гг., в период османского владычества, осущетвляется самая крупнейшая реставрация в истории Айя-София. Реставрационными работами руководили двое швейцарцев – братья Фоссати, Гаспаре и Тражано.
Архитектурный план и размеры здания
Определение “Куполообразная базилика”, впервые используется применительно к Айя-София; на “пандантифах” сооружения, также впервые были использованы изображения херувимов в (14 в.), прославивших его в истории архитектуры. Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших не только в Стамбуле и Турции, но и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира. После землетрясений 553 года, между 558-562 гг., купол сооружения был заново перестроен и увеличен на 6, 5 м. Неполная округлость купола, носит скорее форму эллипса; размеры по первой оси 31 м, по второй 33 м. Сооружение, величиною 7 570 кв.м, и дл. 100 м, имеет основную часть размером 75 м на 70 м. У самого входа – Нартексы, длиною 60 м., шириною 11 м.
Нартексы
Эта часть здания, лишенная каких-либо украшательств и декорирования, была отведена для приготовлений к молитвенному ритуалу. Мозаичные плиты, украсившие здание были привезены из различных мест. Здесь же имеются рельефные изображения XII столетия. Повышенная степень влажности, оказала отрицательное воздействие на потолок здания, на котором размещены 9 крестообразных арок. Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. Средний, самый большой вход принадлежал императору, а боковые – императорской свите высшего ранга и его окружению.
Покрытия из золота императорского, и серебряные покрытия двух других дверей исчезли в период латинского нашествия. Над императорской дверью находится мозаика, датируемая IX столетием, изображающая Иисуса Христа в центре, справа и слева от него – Св. Мария и Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император Лев VI (886-912); Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с надписью: “Я являюсь мировым светом”. Над дверью под мозаичным панно находится металлическая рака, а под нею изображен трон, ожидающий Иисуса.
Главное пространство (наос)
Следуя из внутреннего нартекса в главную часть, первым делом привлекает внимание помпезность купола, словно встроенного на верхушку церкви и находящегося в полной изоляции от сооружения. В центре купола, окруженного 40 окнами – изображение Иисуса (византийский период). После захвата города турками было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. На пандативах трехугольной формы, поддерживающими большой купол и между аркадами с четырёх сторон имеются изображения крылатых херувимов. Лица херувимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой. Слева, у входа на боковой стене, под окном изображения: патриарха Константинополя (IX столетие), Игнатия; патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и Антиохского (сегодняшняя Антакья) патриарха (II столетие).
Справа и слева от главного входа расположены гигантских размеров мраморные шары, привезённые сюда в XVI столетии из Пергама. Слева, у боковой анфилады высится “плачущая колонна”, либо “потеющая колонна” – четырёхугольной формы колонна из мрамора. Существует следующее поверье: “Плачущая коллона” имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится. На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, выгравированы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры. Колонна, именуемая “Капитель корзины”, сделана вручную. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на арабском языке. По правую сторону михраба – Аллах, по левую – Мухаммед, по бокам – имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа – имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира. Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила местом ритуала коронации византийских императоров.
Императорский трон размещен в центре большого круга, а императорская свита занимала свои места в малых кругах. Во внутреннюю часть абсциссы, декорированной цветными мраморными плитами в османский период, встроен михраб, направленный в сторону Каабы, и множество плакатов, написанных арабским шрифтом. Несовпадение осевой точки михраба с центральной частью здания церкви явилось следствием религиозного обычая мусульман, совершающих обряд намаза, обращаясь корпусом тела в сторону святой Мекки, т.е., к юго-востоку Стамбула. Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное для правителя) датируемое XIX столетием, а справа находятся мимбар, кафедра, с которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. А напротив мимбара – памятник XVI столетия, махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве. Справа от абциссы, у точки пересечения главной анфилиады с правой, изображение следа руки, посвященное богоматери, украшает стену у колонн из порфирного гранита. Этот кусок гранита, привезённый сюда, ранее украшал памятник византийского периода, который находится в Стамбуле – церковь Теотокос.
Справа, у правой анфилады, библиотека Айя-София, перевезенная сюда в годы правления султана Махмуда 1, в 18 столетии. Книги, выстроенные в ряд на полках, декорированных изникской керамикой редчайшей работы, сегодня экспонируются в ином музее. Подставки для Коранов, экспонируемые в этой же части здания, весьма своеобразны и вызывают большой интерес у посетителей. Над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно сохранившаяся мозаика. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан. В руках императора Константина макет города, а в руках императора Юстиниана – макет церкви. Оба сооружения посвящены предкам, занявшим место в центре мозаики. Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия.
Галереи
Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть анфилады. Дорога, имеющая особый наклон, служила для того, чтобы императрицу могли нести на паланкине, и во избежание излишних сотрясений во время перемещения по галерее, где совершался обряд богослужения. От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов не сохранилось. На средней галерее, расположенной напротив михраба, между аркадами видны крестообразные распятия из дерева. Подобные распятия имеются лишь в монастыре Катерина на полуострове. Правая же галерея (со стороны главного входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного искусства.
По преданию, на мраморных табличках слева имеется надпись, повествующая о посещении этих мест викингами. Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование “райские ворота”. “Райские ворота” с наружной стороны имеют крестообразные изображения. Слева от входных ворот хранится одна из самых редчайших по красоте мозаичных плит: Иисус, Св. Мария и Иоанн Креститель. Нижняя четь мозаики, подвергшаяся серьезным разрушениям в период латинского нашествия, всё же не утратила свою художественную ценность, ибо состоит из мелких цветных плит, которые придают ей большую значимость. На этой известнейшей мозаике, датируемой XIV столетием и именуемой “Деесис”, что в переводе означает “мольба”, Мария и Иоанн с печальными, полным грусти лицами, молят Иисуса об отправлении грешных в рай.
В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Марии и Иисуса. На одной из мозаик изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, император Иоаннес Комненос, его супруга, венгерка Ирене, а на боковой стене их сын Алексиос. На левом мозаичном изображении Иисуса окружают императрица Зоя и ее третий супруг император Константин Мономахос. На этой мозаике, впервые изображена императрица со своим первым мужем Романосом III. Мозаичное изображение (XI столетие) передает все те изменения, которые происходили с императрицей при каждом ее замужестве. В самом конце галереи, если обратить взор на купол абсциссы, можно увидеть мозаичные изображения IX столетия – Богоматерь с младенцем Иисусом с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Следы турецкого владычества в интерьере Софии – это прежде всего четыре огромных круглых щита из верблюжей кожи, подвешенных под куполом. Надписи на них – изречения из Корана, имена первых халифов – как считается, самые крупные образцы арабской каллиграфии. Ататюрк, превратив Софию из мечети в музей, велел их снять. Сразу после его смерти в 1938 году надписи водрузили на место.
В алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша – михраб; имеются и другие милые сердцу мусульманина мелочи вроде огромных пузатых кувшинов для омовений недалеко от входа. Бронзовая сооружение типа клетки в южной галерее – библиотека, устроенная в XVIII веке. Но все эти добавки остались великому храму совершенно чужды – равно как четыре минарета и месяц над куполом.
Последняя литургия в Святой Софии началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Когда на следующий день в храм, выломав двери, ворвались янычары, священник с чашей в руках чудесным образом скрылся в столбе в северо-западном углу здания.
Докучливые гиды показывают рядом с алтарем пятно на стене, отдаленно напоминающее отпечаток ладони. Пятно высоко: здесь якобы оперся о стену Мехмед Завоеватель, когда его конь поскользнулся на залитом кровью полу. Это неправда. То есть пол-то наверняка был залит кровью, но Мехмед вошел в Софию, спешившись и к тому же посыпав свой тюрбан пылью – в знак смирения.
Исламские фундаменталисты в Турции требуют, чтобы власти снова превратили музей в мечеть. С другой стороны, православные фундаменталисты в Греции выдвигают встречное требование: чтобы полумесяц немедленно сбросили и снова водрузили над Софией крест.

  • Рассказ о честности для 4 класса по орксэ
  • Рассказ о человеке с ограниченными возможностями которые добились успеха кратко
  • Рассказ о храме древнего египта
  • Рассказ о честном поступке для 4 класса
  • Рассказ о человеке с ограниченными возможностями алексей маресьев летное дело