Рассказ о художнике герасимове

Александр Михайлович Герасимов (Aleksandr Mikhailovich Gerasimov; родился 12 августа 1881 г. — умер 23 июля 1963 г.) — российский и советский живописец XIX-XX веков, любимый художник Иосифа Сталина. Картины Александра Герасимова прославляли политические идеи того времени, за что он и был в почете у власти. Но творчество мастера этим не ограничивалось: он также создавал колоритные пейзажи и яркие натюрморты.

Александр Михайлович Герасимов. Картина «Автопортрет», 1931

Биография Александра Михайловича Герасимова

Александр Герасимов появился на свет 31 июля (12 августа) 1881 года в Козлове Тамбовской губернии (ныне Мичуринск) в семье купца. Базовое образование юноша получил в местном училище. Что интересно, учебное заведение он окончил с оценкой по рисованию «удовлетворительно».

Александр Михайлович Герасимов. Картина «Пионы», 1914

Александр Михайлович Герасимов был намерен связать свою жизнь с искусством, и никакие «тройки» его не могли остановить. В 1903 году молодой человек поехал в Москву, выдержал огромный конкурс и поступил в престижное Училище живописи, ваяния и зодчества. Тут художник занимался 12 лет, параллельно создавая произведения в стиле импрессионизма, который ему нравился в тот период. Учеба была довольно плодотворной. В 1915 году Александр Герасимов получил два диплома: художника и архитектора.

Александр Михайлович Герасимов. Картина «Ленин на трибуне», 1929-1930

В этом же году живописец был мобилизован в армию. Он прослужил санитаром на фронте до 1918 года, затем вернулся в родной город и работал там декоратором.

В 1925 году Александр Герасимов переехал в Москву. Он полностью принимал политические идеи того времени, вступил в Ассоциацию художников революции.

Александр Михайлович Герасимов. Картина «Портрет И. В. Сталина на XVII съезде ВКП(б)», 1934

Живописец прославился как автор произведений в стиле социалистического реализма. Его работы были яркими, но в тоже же время соответствовали ожиданиям советской власти. Художник создавал портреты Ленина, Сталина, Ворошилова. Это стало большим плюсом для карьеры.

Александр Михайлович Герасимов. Картина «Портрет Климента Ворошилова», 1937

В 1943 году Александр Герасимов был удостоен звания Народного художника СССР. В 1940-х годах также получил четыре премии Сталина.

Хотя многие произведения автора имели политический оттенок, было видно, что художник вкладывает в них душу. Героев картин он изображал обычно очень добрыми, человечными. Да и сам заботился о людях, поддерживал солдат: в 1943 году передал 50000 рублей в Фонд обороны на нужды фронта.

Александр Михайлович Герасимов. Картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», 1938

С приходом к власти Никиты Хрущева положение в обществе Александра Герасимова кардинально изменилось. Постепенно его лишают всех должностей, произведения убирают из музейных экспозиций.

Александр Михайлович Герасимов. Картина «После дождя», 1935

В последние годы жизни художник почти не участвовал в выставочной и общественной деятельности, но продолжал писать картины, в основном пейзажи и натюрморты.

Александр Герасимов покинул этот мир 23 июля 1963 года в Москве.

Самые известные картины Александра Михайловича Герасимова

Портреты, созданные художником, очень точно передают эмоции героев. Пейзажи воспевают красоту родной природы, а натюрморты показывают, как красиво богатство цветочных полей смотрится в доме. Среди самых известных картин Александра Михайловича Герасимова:

  • «Ленин на трибуне» (1929-1930). Художник изобразил вождя, произносящего речь перед народом. Автор хотел создать максимально точный портрет, но сам видел Владимира Ильича вживую лишь дважды. Тем не менее ему удалось добиться поразительного сходства. Для этого живописцу пришлось пересмотреть множество документальных фильмов, изучить фотографии В. И. Ульянова-Ленина и консультироваться с приближенными к нему людьми.
  • «Портрет И. В. Сталина на XVII съезде ВКП(б)» (1934). Автор запечатлел, как Иосиф Виссарионович с гордостью докладывает о развитии СССР, о том, что пятилетний план был выполнен за три года.
  • «После дождя» (1935). Художник жил в Москве, но любил приезжать в родной город. В Козлове он и написал эту картину, изобразив террасу своего дома. Когда рассматриваем произведение, словно ощущаем свежий воздух после ливня, наблюдаем, как начинает светить солнце, но не в полную силу, ведь частично оно все еще скрыто за тучами.
  • «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938). Тут видим политических деятелей на прогулке. Автор изобразил рядом с правителем Климента Ворошилова, поскольку именно он познакомил художника со Сталиным. Название произведения довольно официальное, а вот в народе его прозвали более поэтично: «Два вождя после дождя».
  • «Натюрморт. Полевые цветы» (1952). Работа создает легкое, лирическое летнее настроение. Тут нет какого-то глубокого смысла или загадочности, лишь красота полевых цветов притягивает взгляд.

Александр Михайлович Герасимов. Картина «Натюрморт. Полевые цветы», 1952

Художник был очень популярен при правительстве Сталина, ситуация кардинально изменилась, как только к власти пришел новый лидер. Но время все расставляет по своим местам, и сегодня Александра Герасимова знают как талантливого живописца своей эпохи.

Содержание

  1. Происхождение и детство
  2. Учёба
  3. Первые успехи и цели
  4. Окончание Училища
  5. Исторические события в стране и творчество Герасимова
  6. Активные 1930-е годы
  7. Заслуженные 1940-е и 1950-е
  8. Личная жизнь
  9. Последние годы
  10. Самые знаменитые картины А.М. Герасимова

Русский и советский художник Александр Михайлович Герасимов вошёл в историю изобразительного искусства как создатель прекрасных пейзажей, сочных жанровых работ и выразительных портретов знаменитых современников.

Происхождение и детство

Герасимов родом из Тамбовской губернии, уездного города Козлов (сегодня Мичуринск). Родился 12 августа 1881 года в семье выходца из крестьян, теперь же купца-скототорговца, как тогда говорили, прасола. С юга страны отец будущего художника пригонял скот и продавал его на базаре. Особого богатства не нажил, но 2-этажный дом у семьи был. Жили просто, соблюдая старые обычаи. Когда родился сын Александр, в семье уже была дочь, тоже Александра (забавная родительская прихоть – дать разнополым детям одинаковые имена).

После церковно-приходской школы Александр поступает в уездное училище. Параллельно отец начинает посвящать «наследника» в дела торговли.

У Александра Герасимова в детстве открылись наклонности к рисованию – друзья и родные поражались сходству изображённых людей и животных с оригиналами. Поворот в судьбе случился после приезда в Козлов в 1890-х художника С.И. Криволуцкого, земляка-просветителя из Кирсановского уезда Тамбовской губернии, закончившего Академию художеств в Петербурге. Криволуцкий открыл в Козлове школу рисования, Герасимов начал посещать занятия и втянулся в мир творчества. Вскоре учитель «задал вектор» ученику, уже юноше, рекомендовав тому ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Учёба

Родители были против, но 22-летний сын уезжает и с блеском сдаёт вступительные экзамены в Московское училище. Начав обучение в 1903 году, Герасимов задержится здесь до 1915-го – ему хотелось учиться новому.

Сначала живописное отделение, затем архитектурное. Учителями были Серов, Васнецов, Милорадович, Клодт, Корин, Касаткин, Горский, Архипов, Пастернак.

Константин Коровин, часто бывающий в Париже, повлиял на становление Герасимова как живописца особенным образом. «Больше жизни!» – требовал он от своих учеников. Рассказы мастера о французском импрессионизме будоражили умы студентов, и ранние картины Герасимова демонстрируют это влияние.

Первые успехи и цели

С 1909 года Герасимов уже постоянный участник выставок, проводимых в Училище. Появились первые покупатели и заказчики. Так, известный московский писатель В.А. Гиляровский не пропускал ни одной ученической выставки – любил живопись и дружил с художниками. Оценить величину таланта студента он мог с первого взгляда, как и определить, откуда тот родом.

Видя потенциал Герасимова, Гиляровский покупал его выставочные работы, а также заказывал портреты членов своей семьи. Такое участие влиятельного и известного человека для молодого художника было хорошей моральной и материальной поддержкой.

Критика также высоко оценивала работы студента Герасимова – Александра в московской прессе упоминали как достойного пейзажиста. «Рожь покосили», «Большак. Зной», «Праздник весны», «Тёплый чернозём» и другие – ученические картины Герасимова, за которые молодой художник был назван в прессе «поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы».

Сам художник «любил жизнь и реальное в искусстве», поэтому в творчестве придерживался традиций русского реализма. Его привлекали краски Архипова, приёмы Цорна и свет Клода Моне – их он считал искренними, поэтичными и цельными. На эти качества в искусстве был нацелен и сам.

Окончание Училища

В 1915 году учёба завершена. В результате у Герасимова 2 диплома: он теперь художник I степени (имеет большую золотую медаль) и архитектор.

По второй специальности единственным результатом осталось здание театра, построенное в 1913 году на родине художника (взамен сгоревшего в 1909 году). Ещё студентом Герасимов принял участие в проектировании фасада и убранства внутри нового театрального здания в стиле модернизированного ампира (стоит Козлове по сей день и является гордостью города).

Другим архитектурным проектам не суждено было воплотиться в жизнь – стремление к живописи оказалось сильнее. Ей художник намеревался посвятить свою жизнь.

Исторические события в стране и творчество Герасимова

В год окончания учёбы художника призывают в армию – шла Первая Мировая. Служба прошла в санитарном поезде, который курсировал на фронте Галиции (Восточная Европа, запад современной Украины). По окончании военных действий (1918) был демобилизован и отправился на родину.

Февральский, а затем Октябрьский переворот в Козлове прошёл относительно спокойно: заседания, собрания, демонстрации, манифестации. Герасимов включается в новую жизнь – организует «Коммуну творчества козловских художников». С коллегами из Коммуны декорирует театральные постановки, устраивает выставки, оформляет к праздникам городские улицы.

В конце августа 1919 года конница Мамантова (с ударением на втором слоге), белого генерала, захватила город Козлов на 40 дней. За время налёта погибло многое, созданное Герасимовым на это время.

В 1925 году, когда политическая жизнь в стране более-менее стабилизировалась, Герасимов отправляется в Москву. Здесь он устраивается декоратором сразу в два театра, Малый и оперетты, а также вступает в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), которая стала заменой Товариществу передвижников.

АХРР в 1920-е годы обеспечила себе спокойное существование верностью линии партии. Картины Герасимова этого периода посвящены образу Ленина и командирам-красноармейцам – Александр Михайлович является одним из активистов организации. Но отдельные объединения художников продолжали множиться, и в 1932 году АХРР была распущена.

Активные 1930-е годы

Главным в государстве профессиональным объединением стал созданный в 1931 году Союз советских художников. В 1932-м Герасимов был избран в его правление.

В 1934 году живописец побывал в Германии, Италии, Турции и Франции – из творческих командировок он привёз множество зарисовок и набросков.

В 1936 году в Москве прошла первая персональная выставка А.М. Герасимова – так художник «отметил» 25-ю годовщину своей творческой деятельности. Было представлено более 100 работ, акварельных, живописных и графических.

В 1930-е художник в основном занимался портретной живописью. Писал как индивидуальные портреты, так и групповые. Среди них выделяются образы: актрисы Тарасовой, балерины Лепешинской, полярника Папанина, артиста Москвина. Картина «Первая Конная армия», крупномасштабная и многофигурная, на Всемирной выставке во Франции в 1937 году получила Гран-при.

Тяготение к импрессионизму, свойственное художнику в начале творческого пути, к пятому десятку окончательно сменилось соцреализмом.

С 1939 года (по 1954-й) Герасимов занял пост председателя оргкомитета (руководителя) Союза художников СССР.

Заслуженные 1940-е и 1950-е

С началом Великой Отечественной войны Александр Михайлович уехал из Москвы в эвакуацию, но через год вернулся. Теперь персонажи его картин – герои войны, труженики тыла, соратники и товарищи по работе. Вкладом в будущую Победу стало и пожертвование солидной суммы личных средств в Фонд обороны.

В конце июля 1943 года Герасимова и троих его коллег (Иогансона, Мухину, Меркурова) отметили званием «Народный художник СССР». Они стали первыми кавалерами почётного звания, несколько дней назад утверждённого законодательно на высшем государственном уровне.

После войны по Европе с огромным успехом прокатилась выставка, в которой были и работы Герасимова. В 1947 году художник находился в Югославии, когда до него дошла новость, что он избран президентом Всесоюзной Академии художеств. Всероссийская Академия, основанная в 1932 году, была преобразована в Академию художеств СССР. Герасимов стал первым её главой. Руководил по 1957 год: неустанно совершенствовал структуру учебного заведения, превращая его в творческий центр страны, обеспечивая созидательному процессу организационный фундамент.

В 1951 году стал доктором искусствоведения. Успевал всё: в Москве к заботам добавлялся институт им. Сурикова, в Ленинграде институт им. Репина и Академия, везде был главой госкомиссии по присуждению дипломов.

Побывал в Китае, Индии, Египте. Создал серию иллюстраций к «Тарасу Бульба» Гоголя. На 80-летие отмечен орденом Трудового Красного Знамени.

И при этом много писал – он был влюблён в жизнь и людей. Художника интересовала личность, интеллектуальная и значительная. Сам живописец так объяснял свои, как он говорил, неудержимые желания запечатлеть красочные образы: «Я люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке…».

Личная жизнь

В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.

Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.

Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.

Последние годы

Бывший любимец Сталина, Герасимов при Хрущёве испытал иное отношение власти к себе. От освобождён от всех занимаемых должностей и обязанностей, на долгие годы убраны из музейных экспозиций его полотна.

Сам художник в этот период о себе говорил: «В забвении, как Рембрандт».

Писал до последних дней. Умер А.М. Герасимов 23 июля 1963 года, в 81 год, прожив долгую жизнь, посвящённую любимому делу, живописи.

Самые знаменитые картины А.М. Герасимова

Художник написал около трёх тысяч работ: жанровых, портретных, графических, пейзажей и иллюстраций. Многие из них, особенно те, что вне политики, и сегодня привлекают свежестью и изяществом. На политические же работы интересно смотреть с исторической точки зрения, чтобы понять настроение ушедшей эпохи огромной страны.

Наиболее известны полотна:

  • «После весенней грозы» (1913);
  • «В саду. Портрет Нины Гиляровской» (1913);
  • «Букет цветов. Окно» (1914);
  • «Ленин на трибуне» (1929/30);
  • «Семейный портрет» (1934);
  • «Мокрая терраса» или «После дождя» (1935);
  • «Сталин и Ворошилов в Кремле» (1938);
  • «Портрет балерины Лепешинской» (1939);
  • «Гимн Октябрю» (1942);
  • «Портрет старейших советских художников» (1944);
  • «Рожь» (1946);
  • «Есть метро!» (1949);
  • «Гроза» (1951);
  • «Портрет народных артисток СССР А.А. Яблочкиной, Е.Д. Турчаниновой, В.Н. Рыжовой» (1957).

Многие произведения мастера в золотом фонде русской живописи: в Русском музее (Санкт-Петербург), Третьяковской галерее (Москва), Центральном музее Вооружённых сил РФ (Москва), Государственном историческом музее (Москва), музее-усадьбе А.М. Герасимова (Мичуринск) и других.

В саду. Портрет Нины Гиляровской 1913 г.

В саду. Портрет Нины Гиляровской 1913 г.
Букет цветов. Окно 1914 г.
Букет цветов. Окно 1914 г.
Ленин на трибуне 1929/30 г.
Ленин на трибуне 1929/30 г.
Семейный портрет 1934 г.
Семейный портрет 1934 г.
Мокрая терраса» или «После дождя» 1935 г.
Мокрая терраса» или «После дождя» 1935 г.
Сталин и Ворошилов в Кремле 1938 г.
Сталин и Ворошилов в Кремле 1938 г.
Портрет балерины Лепешинской 1939 г.
Портрет балерины Лепешинской 1939 г.
Портрет старейших советских художников 1944 г.
Портрет старейших советских художников 1944 г.
Гроза 1951 г
Гроза 1951 г

Алекса́ндр Миха́йлович Гера́симов (1881—1963) — российский, советский художник-живописец, архитектор, теоретик искусства, педагог, профессор. Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах.

Биография

А. М. Герасимов. Автопортрет.

А. М. Герасимов. Автопортрет.
А. М. Герасимов. Портрет Надежды Гиляровской. 1912
А. М. Герасимов. Портрет Надежды Гиляровской. 1912
Могила А. Герасимова на Новодевичьем кладбище Москвы
Могила А. Герасимова на Новодевичьем кладбище Москвы

Александр Герасимов родился 31 июля (12 августа) 1881 года (по другим источникам — в 1880) в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье.

В 1903—1915 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации в 1918—1925 годах жил и работал в Козлове.

В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революционной России, преподавал в Училище памяти 1905 года. Летом 1934 года получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию.

В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.

Один из первых носителей почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной. С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии художеств СССР.

В 1951 году стал доктором искусствоведения. Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, в 1920-е годы начал писать картины в жанре социалистического реализма. Картины написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.

Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы художника при жизни вождя считались каноническими. Дружил с К. Е. Ворошиловым, который бывал у него в гостях в Мичуринске. Написал много портретов К. Е. Ворошилова.

Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).

В мае 1949 год журнал «Огонёк» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств А. Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

Член ВКП(б) с 1950 года. Депутат Верховного Совета РСФСР 2—4-х созывов.

Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

В родном городе

По его проекту в 1913 году в Козлове было построено здание Драматического театра.

В годы советской власти в Мичуринске создан Мемориально-художественный музей-усадьба А. М. Герасимова. Музейный комплекс сохранил типичный облик городской купеческой усадьбы конца XIX века. Хорошо сохранился двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1886 году отцом художника, Михаилом Сафроновичем Герасимовым. В этом доме А. М. Герасимов провёл свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьёй после революции, с 1918 по 1925 год. Здесь же написан пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», репродукция которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка.

На территории музея-усадьбы функционирует картинная галерея, представляющая работы художника.

Художественный маркированный конверт 1981 года.

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936)
  • Народный художник СССР (1943)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за картину «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле»
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за картину «Гимн Октябрю», 100 000 рублей переданы на постройку танка «Иван Мичурин»
  • Герасимов А. М. «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944, ГТГ
    Герасимов А. М. «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944, ГТГ

    Сталинская премия первой степени (1946) — за групповой портрет четырёх старейших советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова.


  • 1948 — «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова», Государственная Третьяковская галерея
    Сталинская премия второй степени (1949) — за картину «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова»
  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени (1961)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Академик АХ СССР (1947)
  • Доктор искусствоведения (1951)

Избранные полотна


  • Обнаженная, 1912 год. Холст, масло. Частная коллекция

  • 1929—1930 — «Ленин на трибуне», Москва, Государственный исторический музей

  • 1931 — «Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде»

  • 1935 — «После дождя» («Мокрая терраса»), Москва, Государственная Третьяковская галерея

  • 1935 — «Первая конная армия», Москва, Государственная Третьяковская галерея
  • 1938 — «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», Москва, Государственная Третьяковская галерея. В народе картину в шутку прозвали «Два вождя после дождя»

  • 1938 — «Баня», Мичуринск, Дом-музей А. М. Герасимова.

  • 1939 — «Портрет балерины О. В. Лепешинской»

  • 1939 — «И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках»

  • 1942 — «Гимн Октябрю», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

  • 1944 — «Портрет старейших советских художников», Государственная Третьяковская галерея

  • 1945 — «Тегеранская конференция руководителей трёх великих держав»


  • 1946 — «Рожь»

  • 1949 — «Есть метро!» (Выступление И.В.Сталина в Колонном зале Дома Союзов на торжественном заседании, посвященном пуску метро, 1935 г.).


  • 1951 — «Гроза», Государственная Третьяковская галерея

  • 1954 — «Вести с целины»

  • 1955 — «Половецкие пляски», Частное собрание
  • 1957 — «Портрет народных артисток СССР А. А. Яблочкиной, Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой»

  • А.М. Герасимов. Портрет искусствоведа Гиляровского Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: «Портрет В.А.Гиляровского», «Портрет Н.Гиляровской», «Портрет В.Лобанова». Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. «Портрет В.А.Гиляровского» ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета — в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.

  • Портрет искусствоведа В.М. Лобанова 1913 г. Музей-усадьба А.М.Герасимова (Мичуринск). Портрет написан в имении В.А. Гиляровского в Подмосковье. Изображен зять В.А. Гиляровского, автор первой монографии об А.М. Герасимове. Находится в постоянной экспозиции выставочного зала музея.

Иллюстрации А.М.Герасимова* к повести «Тарас Бульба»


Глава 1. «А поворотись-ка, сын!». 1952

Глава 1. «Вишь, какой батько! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!». 1952

Глава 1. «Иногда он забирался и в улицу аристократов, в нынешнем старом Киеве». 1952

Глава 6. «В это время величественный рев органа наполнил вдруг всю церковь». 1952

Глава 11. «Батько! где ты? Слышишь ли ты?». 1952

Глава 12. «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!». 1952

Биография

В 2018-м художественные сообщества вспоминали Александра Герасимова — в конце июля исполнилось 55 лет со дня смерти выдающегося советского деятеля искусств, которого называли любимцем самого Иосифа Виссарионовича Сталина. Его живописные («После дождя») и портретные работы («Портрет балерины О. В. Лепешинской») и сейчас бережно хранятся в Третьяковской галерее.

Детство и юность

12 августа (по новому стилю) 1881 года в семье купца Михаила Герасимова, проживавшей в двухэтажном доме в городе Козлове, позднее переименованном в Мичуринск, случилось пополнение — родился сын Саша. Возможно, это было любимое имя его родителей, ведь взрослые назвали Александрой и старшую дочь.

Художник Александр Герасимов

Художник Александр Герасимов / «Комсомольская правда»

О ранней биографии прославленного деятеля искусств информации немного. Известно, что он поначалу посещал местную церковно-приходскую школу, затем уездное училище и только что открытую Сергеем Криволуцким «художку», параллельно перенимая у отца премудрости торговли.

В 22 года парень поступил в знаменитое МУЖВЗ, где внимал наставлениям Константина Коровина («Зимой», «В лодке»), Абрама Архипова («Прачки», «Пьяница») и Валентина Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Читайте такжеСамые известные художники в мире

С 1915-го Александр участвовал в Первой мировой войне, после демобилизации вернулся на родину. В 1925-м Герасимов окончательно перебрался в столицу, поступил в АХР, занялся преподаванием, а в дальнейшем стал председателем Союза художников СССР и первым президентом Академии художеств Советского Союза.

Живопись

В начале творческого пути Герасимов тяготел к импрессионизму и только к 40 годам нашел себя в соцреализме, прославившись картинами, посвященными советской истории, — «Гимн Октябрю», «Есть метро!» и серией портретов Иосифа Сталина и Климента Ворошилова.

Помимо этого, известны и его работы, наполненные любовью к природе и родному краю, — «Баня», «Гроза» и «После дождя» («Мокрая терраса»). Процесс создания последней подробно рассказала сестра художника:

«“Митя, скорее палитру!” — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Панину. Картина, которую брат назвал «Мокрая терраса», возникла с молниеносной быстротой — она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Александр Герасимов был весьма противоречивой натурой. С легкостью он мог пожертвовать колоссальную сумму в Фонд обороны во время Великой Отечественной войны и также без труда извести злейшего врага еще со времен студенчества Роберта Фалька, не простив пощечину за собственную антисемитскую выходку.

Читайте также7 звезд, которых обвиняли в антисемитизме

Впрочем, в дальнейшем Герасимов и сам пострадал от политики: любимцу Сталина при правлении Никиты Хрущева приходилось несладко — его освободили от занимаемых постов, а полотна изъяли из музейных собраний.

Личная жизнь

Среди иных живописных трудов имеются у Герасимова и «Портрет жены», и «Семейный портрет», где за чайным столом запечатлены супруга Лидия Николаевна, дочь Галина и любимая старшая сестра Саня.

Лидия Николаевна была интересным человеком: в Саратове училась вместе с дочерьми Столыпина, в Гражданскую войну работала в штабе Южного фронта в Козлове, где по службе встречалась с Троцким, обладала тонким художественным вкусом: скатерти, салфетки, занавески и шторы в доме вышиты ее руками.

Смерть

Александр Михайлович умер 23 июля 1963 года в возрасте 81 года, смерть наступила по естественным причинам. Интернет-портал «Родина» отмечал:

«Рассказывают, что в последние годы жизни на вопрос «Как дела?» Герасимов отвечал: «В забвении, как Рембрандт». Его смерть в 1963 году никем не была замечена: ни некрологов, ни правительственной комиссии по организации похорон, ни комиссии по творческому наследию…»

Забвение, однако, все же прошло: в 2016 году к 135-летию советского художника в Историческом музее Москвы открылась первая за 60 лет столь масштабная монографическая выставка картин Герасимова.

Картины

  • 1913 ‒ «После весенней грозы»
  • 1929-1930 ‒ «Ленин на трибуне»
  • 1934 ‒ «Семейный портрет»
  • 1935 ‒ «После дождя» («Мокрая терраса»)
  • 1938 ‒ «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле»
  • 1939 ‒ «Портрет балерины О. В. Лепешинской»
  • 1942 ‒ «Гимн Октябрю»
  • 1944 ‒ «Портрет старейших советских художников»
  • 1946 ‒ «Рожь»
  • 1949 ‒ «Есть метро!»
  • 1950 ‒ «Полдень. Летний день»
  • 1951 ‒ «Гроза»
  • 1951 ‒ «Портрет дочери»
  • 1953 ‒ «Бомбейская танцовщица»
  • 1957 ‒ «Портрет народных артисток СССР А. А. Яблочкиной, Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой»

Уже целый месяц разбираю разные журналы , в которых много статей по искусству. Надеюсь, время от времени из них  для нашего сайта делать посты, благо найти в интернете  оцифрованные журналы можно, хотя и не все…Публикации по искусству с вкладками иллюстраций (или просто в тексте статей) про живопись часто были отменного качества, и наоборот, очень неважного…Среди отличных подборок можно отметить серию из ж.»Крестьянка «, когда он печатался за рубежом, собралось публикаций на несколько «толстых» папок, посвящённых как отдельным художникам, так и музеям мира и России.

Есть такой замечательный журнал для детей и юношества  — «Юный художник». Основан в июле 1936 года. И до сего дня он радует своими публикациями всех любителей изобразительного искусства. Дотации на издание журнала  позволяют библиотекам и обычным семьям выписывать этот хорошо иллюстрируемый и познавательный журнал. В посте я использовала  статью из одного номера этого журнала  — все ссылки под постом.

Автор ниже размещённой статьи — Народный художник СССР Микаил Абдуллаев

«Наш чудесный Сергей Васильевич Герасимов»

Мастерство замечательного советского живописца Сергея Васильевича Герасимова, человека сильного, прекрасного, незабываемого, оказало благотворное влияние на становление нескольких поколений художников, представителей многонационального советского искусства.

Сергей Васильевич Герасимов у себя в мастерской. (Годы жизни: родился 26 сентября 1885 года в Можайске — умер 20 апреля 1964 года)

Среди учеников С. В. Герасимова был и юноша из Азербайджана, ныне народный художник СССР Микаил Абдуллаев. Сегодня он рассказывает о годах студенческой юности, о тех «тайнах» педагогической системы учителя, которые помогли каждому, кто у него учился, найти своё место в творчестве.

Мастерская Сергея Васильевича Герасимова была одной из ведущих в Суриковском институте. Не случайно поэтому большой поток студентов всё время стремился попасть к нему. Но не так-то легко это удавалось, потому что выбор учеников производил сам художник.

С.В. Герасимов. Автопортрет (1923г.). Холст, масло. 88 x 66 см. Харьковский художественный музей 

…Итак, каждую субботу с нетерпением мы ждали появления Сергея Васильевича, как настоящего праздника. «Не пропускайте форму», «не переоценивайте форму», «как можно цельнее» — эти слова до сих пор звучат в ушах тех, кто учился у этого большого художника-педагога.

С.В. Герасимов. Вечер в Можайске. Доска, масло. 50х70,5 см. 1959 г

«Торопитесь не спеша!» — любил он говорить студентам, когда классная постановка подходила к концу. А если кто-нибудь уже остывал к ней и на вопрос «почему не работает» отвечал, что за последние два часа ничего нельзя сделать, Сергей Васильевич напоминал, что за два часа Суриков дописал «Боярыню Морозову».

С.В. Герасимов. Плотина. Холст, масло. 82х105 см. 1929 г.

Увидеть в студенте художника и способствовать выявлению в нём качеств живописца было первоосновой педагогической системы Герасимова. Он придерживался того мнения, что нельзя сначала обучать мастерству, а потом требовать от студента творческого решения художественных задач.

С.В. Герасимов. Зима. Холст, масло.

Сергей Васильевич умел в трудную минуту подбодрить человека, и это ему удавалось без малейшего затруднения. При этом он иногда говорил так: «А Вы давайте смелее, смелее! На страх врагам России!»

В то же время он не любил баловать своих учеников. Его известное «ничего» произносилось только в том случае, если его удовлетворяло написанное, а если у кого-либо уж очень удачно получалось, то это слово повторялось два раза, и при этом лишь повышалась интонация: «Ничего! Ничего!» Появление учителя в мастерской всегда оживляло работу, сразу же вносилась ясность в запутанные споры, решались любые вопросы, на которые Сергей Васильевич отвечал с лёгкостью и с присущим ему чувством юмора. Помню, например, как в этюде головы одна наша студентка написала иллюзорную прическу. Одним это нравилось, а другие нашли, что живописная фактура находится на плоскости, а не лежит на объёме. С юношеской любознательностью хотелось послушать «арбитра». И вот появляется Сергей Васильевич и, увидев этот этюд, восклицает: «Барышня, барышня, прическу ведь с головой надо написать, а она у Вас получилась отдельно…»

Или, помню, как один из нас довольно интересно «увидел» пост

С.В. Герасимов. Девушка с зонтиком. Холст, масло. 90х72 см. 1930-е годы

ановку с обнажённым натурщиком — в сложном жемчужном колорите. Этот этюд привлёк внимание Сергея Васильевича, и он его запомнил. Но способный живописец, не уверенный в своей силе рисования, на следующей неделе попросил своего друга-рисовальщика выручить его в рисунке. Тот довольно быстро и ловко прорисовал всю фигуру, и при этом она оказалась написанной в одних красных тонах. Чем дальше, тем краснее стала вся работа, и ни следа не осталось от первого впечатления. Услышав шаги Сергея Васильевича, все сразу притихли и, затаив дыхание, с любопытством ждали, что же он скажет на это.

— Это ещё что?! — громко спросил Сергей Васильевич.

— А ну-ка дайте палитру сюда. Есть у Вас краплак?

— Есть! — достав из этюдника большой тюбик краплака, тот преподнёс ему,

— пожалуйста, Сергей Васильевич.

— Сейчас же выкиньте его!

С.В. Герасимов. Крестьянин в картузе. Холст, масло.

Большое значение Сергей Васильевич придавал вопросам композиции. Он считал, что нужно растить художника с богатым запасом идей, владеющего способами их выражения и образного развития, а не мастера вообще, не знающего, к чему применить это мастерство.

С.В. Герасимов. На южном курорте. Холст, масло. 86×115 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

Сергею Васильевичу не очень-то нравилось, когда студенты увлекались писать «под кого-то». Как бы задыхаясь, он произносил: «Ах это…ala, ala, да Вы делайте все по существу, только по существу!»

Бывало, вдруг у кого-то очень смело и интересно происходил процесс «писанины». Наиболее слабохарактерные поневоле старались подражать этому методу. Такие случаи Сергей Васильевич высмеивал: «Пишите, пожалуйста, самостоятельно, да, только самостоятельно. Ведь талантливым может быть один, а не все сразу двадцать».

С.В. Герасимов. Лёд прошёл. Холст, масло. 75х110 см. 1945 г.

Непримиримым он был к излишней пестроте в живописи или к кокетливой пастозности. В таких случаях раздражённым голосом произносил: «Ах, как много живописи, да поменьше бы вам живописи»; или же «никаких мармеладов!», «поменьше рахат-лукума».

«Прав был и Рафаэль, прав и Рембрандт — каждый для своего времени». Эти слова С. В. Герасимова с предельной ясностью подчёркивали роль художника в современном ему обществе.

Этому настоящему художнику чуждо было понятие «искусство для искусства». Его волновали вопросы становления и развития советской художественной школы, воспитания молодых специалистов в стенах художественных вузов. «Художественная школа не может существовать и развиваться без органической связи с действительностью, с живым искусством своего времени»,— писал Сергей Васильевич ещё четверть века тому назад.

С.В. Герасимов. Шура. Портрет племянницы. Холст, масло. 90х71 см. 1949 г.

Цели и задачи педагогической системы Сергея Васильевича, на мой взгляд, заключались ещё и в том, чтобы не разрушать в начинающем художнике художника, а благоприятствовать именно его развитию и процветанию.

Можно привести в пример имена нескольких десятков художников, прошедших его мастерскую, чтобы убедиться, насколько они разные: Г. Коржев и П. Оссовский, Ю. Кугач и В. Гаврилов, В. Нечитайло и Л. Бажбеук, Н. Осенев и С. Ткачёв, В. Гремитских, Н. Горлов и В. Стожаров, автор этих строк и многие, многие другие.

С.В. Герасимов. Последний снег. Картон, масло. 50х70 см. 1954 г.

О необычайной скромности этого большого художника с большим сердцем можно сложить «эпопею». Он совершенно не любил говорить о своей работе и о себе. В этом я лично убедился в течение целой четверти века: в стенах института, во время его приездов в Баку, по совместной работе в Секретариате Союза художников СССР, в поездках по республикам.


Сергей Герасимов. Пейзаж с башней. Начало весны

С. В. Герасимов много ездил по стране и уделял большое внимание росту и развитию искусства национальных республик. «Каждый из нас представляет определённую республику. Я русский, но я люблю и кавказское искусство, и искусство Прибалтики, и искусство Средней Азии. Оно мне тоже близко и интересно. Это искусство — результат родной Советской власти, результат той борьбы, которая впервые в мире поднялась у нас и которая неудержимо идёт вперёд». Эти слова С. В. Герасимова ясно характеризуют его отношение к искусству братских республик.

С.В. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли. Холст, масло. 1953 г.

Итак, я завершаю свой рассказ о Сергее Васильевиче воспоминанием о самой первой встрече с ним.

1939 год. Просмотр летних работ. Мы, любопытствующие первокурсники (мне было 18 лет), в мастерской у старшекурсников. У порога при выходе чуть не столкнулись с Сергеем Васильевичем. Сразу отступая, я, склонив голову, предложил ему первому войти. «Нет, нет»,— возразил Сергей Васильевич и, правой рукой указывая на дверь, произнёс: «Прошу». Растерявшись, я подумал, что это будет нетактично с моей стороны, и ещё раз предложил: «Пожалуйста, пожалуйста, Сергей Васильевич».

Тогда Сергей Васильевич спросил меня: «…Нет, нет, почему Вы хотите, чтобы я сначала вошёл?» Я, весь красный, еле внятно сказал: «У нас на юге — дорога старшему».

«Ах вот как,— расхохотался он и двумя сильными руками обхватил меня за плечи,— а у нас на севере — дорога младшему».

Только теперь могу сказать, что всей своей сознательной жизнью я обязан Сергею Васильевичу — за эту дорогу!..

автор статьи Народный художник СССР Микаил Абдуллаев

Журнал «Юный художник» №9 1982 г.
источник

И в добавление ещё немного о самом художнике и его картины.

С.В. Герасимов. «Автопортрет» 1923 г.

Еще в детстве Сергей решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для Сережи начался на 15-м году жизни, когда он приехал в Москву и поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Окончив Строгановку в 1907 году, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Будущему художнику повезло с учителями и наставниками. 

Он занимался у прекрасных живописцев К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и А.Е. Архипова. В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника I-й степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он преподает в художественной школе при типографии И.Д. Сытина.

С.В. Герасимов. «Пионы». 1929г. Холст, масло, 117х117см. Сочинский художественный музей

С.В. Герасимов. «К осени». 1953. К.М. 50х65,5 см.

Накопив немного денег, отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен. Результатом стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов и набросков, на основе которых художник собирался написать еще несколько полотен.

В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию и отправили на фронт. Рядовому солдату было не до альбомов и этюдников, шла тяжелая война, когда яростные атаки сменялись тяжелыми отступлениями. В 1917 году, когда фронты стали разваливаться, художник вернулся в Москву и сразу же окунулся в художественную жизнь.

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1003149498.jpg С.В. Герасимов. «Колокольчики.» 1915. холст, масло.

Вот ещё одна иллюстрация с этой же картиной, разница большая, может быть, профессионалы скажут, какая более соответствует оригиналу? .

С.В. Герасимов. Акварель (Первой любовью в раннем творчестве Сергея Герасимова была акварель. Как сознавался сам художник, он работал в этой технике довольно долго. В этой технике выполнены ранние портреты и жанровые сцены мастера. В акварели он шлифовал присущий ему стиль с лёгкими мазками и изысканной цветовой гаммой.)

С.В. Герасимов. Акварель . 1911г.

С.В. Герасимов. «Можайск». 1908 г. Акварел

С.В. Герасимов. «Прогулка за городом». 1910 Бумага, акварель, белила 44 × 57 см.

С.В.Герасимов «Лермонтовское время». 1940 Бумага, акварель 46 × 58 см.

С.В. Герасимов. «Портрет жены». 1913г. Бумага, акварель, белила 32 × 47,5 см.

Работы Герасимова начинают появляться на выставках. На суд зрителей он представляет незамысловатые по сюжету картины и портреты, на которых отражает жизнь простых людей, с их тяжелым повседневным трудом и редкими праздниками: «Крестьянин», «За столом», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Сельсовет», «На Волхове. Рыбаки».
Пожалуй, единственной работой, которая по настоящему потрясла зрителей, стала написанная в годы войны картина «Мать партизана».

С.В. Герасимов.Мать партизана. 1943. Холст, масло. 184 x 232 см. Государственная Третьяковская галерея

На полотне крупным планом изображены только две фигуры: русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и эсэсовец, которому не по силам сломить дух простой русской женщины. В 1958 году картина вместе с еще несколькими работами Герасимова экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе, где художник был награжден золотой медалью.

С.В. Герасимов. Колхозный праздник. Холст, масло. 234х372 см. 1937 г.

Сергей Васильевич был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. ОН также является представителем русского импрессионизма.

Творчество Сергея Васильевича Герасимова отличает удивительная полнота и глубокое осмысление вех истории советской страны. Живописные подходы художника развивались — от «русского постимпрессионизма» к эстетике конструктивизма и далее, отражая время и исторические реалия — к соцреализму; от серебристых легких мазков — к красочной феерии и ярким портретам современников.

Неизменной оставалась любовь художника к природе родного края, верность традициям русской пленэрной живописи, поэтичность и гармоничность ощущения жизни природы. Художник всегда находил время для выезда на натурные этюды.

Картина «Вид из окна. Можайск» 1938 г. Холст, масло. 88х100 см.

Вместе с художником мы видим в открытом окне с белыми занавесками солнечный пейзаж, видим связь жилища и природы, создающую чувство пребывания дома у человека.

Но от академика живописи, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и Народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях.

Сергей Герасимов. «Можайск»

С.В. Герасимов. Рыбаки Волхова. бумага, акварель. 40х55 см. 1920-е годы. Частная коллекция.

В 1966 году (посмертно) ему была присуждена Ленинская премия за серию картин «Земля русская», в которую вошли 8 полотен. 

Среди них только одно, «За власть Советов», героико — эпической направленности, остальные же все пейзажи: 

«Ранняя весна», «Последний снег», «Летний день», «Паводок», «Можайск. Вечер», «Пейзаж с рекой», «Снег сошел». Пейзажи Герасимова пользуются неизменной популярностью.

С.В. Герасимов. Портрет А.Г. Герасимовой, жены художника. 1913, холст, масло 73х59 см. Государственная Третьяковская галерея

Художник П.Д. Корин писал о Герасимове: 

«Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа — первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, — очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день под весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».

С.В. Герасимов. Сирень в цвету. 1955

Осень

Начало апреля

С.В.Герасимов «Вид Можайска вечером» 1930-е

С.В. Герасимов. «Отдых в поле» 1920−1930-е гг. Бумага, акварель. 31 × 21 см.

Кутузов на Бородинском поле. 1952, Холст, масло, 180 х 255 см. Музей — панорама Бородинская битва

М.И Кутузов — начальник Санкт-Петербургского ополчения

Букет цветов 1913, холст,масло 90х71,5 см. Вятский художественный музей им.Васнецовых.

С.В. Герасимов. Пионы. холст, масло.


Весенний разлив 1934-1935 гг.,Холст,маслоГосударственная Третьяковская галерея.

Весна. Март. Холст, масло 

Апрель. 1950, Холст , масло

Девушка на солнце. 1938, Холст,масло, 68 х 89,5 см.

Портрет А.Г.Герасимовой 1940-1950-е гг., Холст,масло.

Кисловодск 1939. Холст, масло. 90х70см. Государственная  Третьяковская галерея

«Кисловодск»  1939 г. Астраханская картинная галерея.

Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл пейзажей.

Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в Кисловодске.

Как никто другой до него, Герасимов сумел почувствовать и запечатлеть атмосферу курортного города и окружающих его горных ландшафтов.

Неизменным «героем» работ этого цикла является южное солнце, заливающее ярким светом запруженные людьми улицы. Несмотря на свою привязанность к среднерусскому пейзажу, Герасимов прекрасно, с присущими его живописной манере непосредственностью и проникновенностью, передавал самобытную красоту южной природы.

На пейзаже перед зрителем открывается вид на Курортный бульвар, центральную улицу Кисловодска, со стороны Октябрьских ванн и Галереи нарзанов.

В импрессионистическом строе и колорите работы заметно влияние Константина Коровина, одного из учителей Герасимова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Пейзаж «Кисловодск» является настоящим украшением коллекции произведений русских и советских импрессионистов в Астраханской картинной галерее.

Ильинская слобода. Картон, масло, 26х35см. Частное собрание

Портрет девочки. 1950, картон,масло. 63,5х49,5 см. Частная коллекция

Сергей Герасимов. Пейзаж с башней. Начало весны

Колхозный сторож. Холст,масло 120х81. Государственная Третьяковская галерея

Поле. 1940-1950гг. Холст, масло, 57,5х71 см. Частная коллекция.

Улица в Кисловодске. 1939 Холст,масло, 66,5х88,5 см. Чувашский государственный художественный музей

Городок на Юге Франции 1960, Бумага, акварель, карандаш. 22,3х24,8см.  Частная коллекция

Англия. Осксфорд.  из серии «Поездка в Англию» 1959 49,7х79 см. картон, масло

Улица в Венеции.  Из серии  «Поездка вокруг Европы» 1956г.  картон, масло 70х50см.

Герасимов С.В. «Утро в Венеции». 1956 г. Картон, масло. 49 х 69,5 см. Государственный Русский музей

Герасимов С.В. «Вечер в Копривштице» (из серии «Поездка в Болгарию»)~1954 г. Бумага, темпера, карандаш Размер 34 x 44 см.

Герасимов С.В. «Мистра». Серия «Поездка по Турции». 1961г. Картон, масло. 70,0х50,0 см.

Герасимов С.В. «Гибралтар». Из серии «Поездка вокруг Европы». 1956г. Бумага, акварель, гуашь. 20х57 см.

Герасимов занимался книжной иллюстрацией, был мастером рисунка

Создал тип станковой иллюстрации, не связанной с «организмом» книги. Создавая свои иллюстрации, художник берет материал не только из рук писателя, не просто смотрит на жизнь глазами литератора.

С.В. Герасимов овладел почти всеми техниками графического искусства уже в годы учебы. Работая в разных жанрах (пейзажа, портрета, бытовой зарисовки, натюрморта), он в течение всей жизни постоянно обращался к этому виду искусства, расширяя сюжетную основу и совершенствуя художественный язык своих произведений.

Иллюстрация к пьесе А.Н.Островского «Гроза» 1949г.  Катерина и Тихон.

Иллюстрация к пьесе А.Н.Островского  «Гроза» 1949г.  Прощание Тихона с Кабанихой .

С детских лет и до конца жизни Герасимов увлекался творчеством А.С. Пушкина, считал его своим любимым писателем. Неоднократно Сергей Васильевич обращался к иллюстрированию произведений Пушкина. В 1951 и 1952 годах в московском отделении издательства «Детгиз» печатался роман Пушкина «Капитанская дочка» с иллюстрациями Герасимова.

Иллюстрация к повести А.С.Пушкина  «Капитанская дочка «1950 г.  В избе у Пугачёва.

Иллюстрация к повести А.С.Пушкина  «Капитанская дочка» 1950 г. После взятие Белогорской крепости.

Иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 1950 г. Суд Пугачёва

Иллюстрация к повести А.С.Пушкина  «Капитанская дочка» 1950 г. Марья Ивановна во дворце .

Герасимов очень любил русскую классическую литературу: произведения Пушкина, Некрасова, Достоевского, Горького и др. Впервые он обратился к иллюстрированию произведений Некрасова в 1909 году, но вплотную приступил к работе в 1930-х годах. В это время им была исполнена большая серия черных и цветных акварелей к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Иллюстрация к поэие Н.А.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо». Про Якова верного, холопа примерного. 1933-1935 гг.

Иллюстрация к поэме Н.А.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо». На ярмарке. 1933-1935 гг

В 1932 году впервые был напечатан роман А.М. Горького «Дело Артамоновых» с иллюстрациями Герасимова. Однако художник продолжал работать над этим произведением, усложняя характеристики героев и наиболее полно раскрывая картины жизни русской провинции в предреволюционную эпоху. За иллюстрации к роману М. Горького «Дело Артамоновых» (1939-1954, издание 1956 года) — золотая медаль Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе.

Иллюстрация к роману М.Горького «Дело Артамоновых». 1938г.  Семья Артамоновых

Иллюстрация к роману Горького  «Дело Артамоновых». 1938. Во дворе фабрики.

Иллюстрация к роману Горького «Дело Артамоновых». 1938.

Иллюстрация к роману Горького  «Дело Артамоновых». 1938г.  Пётр и Алексей на Нижегородской ярмарке.

Иллюстрация к роману Горького  «Дело Артамоновых». 1938г.  Пётр и Наталья . (об иллюстрациях здесь

Скончался Сергей Васильевич Герасимов 20 апреля 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

На родине художника открыт музей в его доме. Отсюда я взяла часть фотографий, посмотрите.

текст —  источник

иллюстрации из интернета

Как любимый художник Сталина Александр Герасимов втайне писал картины в жанре «ню»

Имя легендарного художника Александра Герасимова, жившего и творившего во времена, когда в искусстве господствовал социалистический реализм, и по сей день вызывает жаркие споры и среди критиков, и среди искусствоведов. Многие считают его придворным художником, писавшим в угоду правительству, в чем есть весомая доля правды. Но есть факты, с которыми не поспоришь… Импрессионист по своей сути, Герасимов всю жизнь оставался тонким живописцем, превосходно писавшим натюрморты, цветы, лирические этюды, а также картины в стиле «ню».

Александр Михайлович Герасимов - художник советской эпохи.

Александр Михайлович Герасимов — художник советской эпохи.

Действительно, особую популярность и славу портретиста Александр Михайлович приобрел на заре советской власти. В те годы он создал огромное количество портретов вождей революции и их соратников. За что удостаивался и званий, и Сталинских премий, и руководящих должностей. И соответственно его руками правящая власть принимала жесточайшие меры по отношению к художникам, которые отклонялись от направления соцреализма в искусстве.

А так все начиналось…

Александр Герасимов (1881-1963) родом из города Козлова Тамбовской губернии, из купеческой семьи. Этот небольшой городишко на всю жизнь останется для Александра не только родным уголком земли, но и прибежищем, куда мастер будет сбегать со столицы, чтобы очистить душу, отдохнуть и вдохновиться. Там на протяжении всей жизни он будет писать полотна, которые будут волновать его лично, как человека и художника .

Ну, а в далеком 1903 году 22-летним юношей, он уедет из Козлова в Москву, учиться живописи. Его наставниками и учителями станут известнейшие живописцы 19 века — Константин Коровин, Абрам Архипов и Валентин Серов.

Грянувшая Первая мировая война перечеркнула планы будущего художника. В 1915 был мобилизован на фронт и в качестве нестроевого солдата прослужил два года на санитарном поезде, эвакуирующем тяжело раненых из зон боевых действий. Революция 1917 — также внесла свои коррективы в жизнь Александра Герасимова, он оставляет воинскую службу и уезжает в Козлов, где семь лет трудится декоратором в местном театре.

Придворный живописец

«В. И. Ленин на трибуне». Автор: А. Герасимов.

«В. И. Ленин на трибуне». Автор: А. Герасимов.

В 1925 снова потянуло художника в столицу. Он «включается в революционную живопись» и пишет знаменитый посмертный портрет вождя «Ленин на трибуне». И нужно ли говорить, какой фурор в те годы произвело оно на народ, потерявший своего поводыря. Слава портретиста тут же закрепилась за художником. Хотя начинал свой творческий путь Герасимов с натюрмортных и пейзажных этюдов. И нужно заметить, что художник имел превосходный дар легко воспроизводить портретное сходство, при том не прописывая образы до мельчайших подробностей. Широкими импрессионистскими мазками он словно лепил их на своих полотнах, добиваясь потрясающей узнаваемости.

Портрет И.В. Сталина.

Портрет И.В. Сталина.


Доклад товарища Сталина на XVI съезда ВКПб.


                                                                                   Портрет И.В. Сталина

Затем последовали портреты Иосифа Виссарионовича по фото, позже — с натуры, а со временем художник создал «канонический облик Сталина». Писал он также и портреты первых лиц государства. И за все заслуги был щедро обласкан властью. Его политические произведения широко тиражировались, принося художнику гонорары. И по тем временам Герасимов был весьма обеспеченным человеком. И именно он стал первым президентом созданной в 1947 году Академии художеств СССР.

«И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле». Автор: А. Герасимов.

«И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле». Автор: А. Герасимов.

                                                                                «И. В. Сталин и А.М. Горький». Автор: А. Герасимов.

Критики в один голос твердили, что портреты художника являются эталоном советской живописи и, что именно так нужно писать вождей революции. И кто в те времена мог с этим поспорить? Герасимова все считали любимым портретистом товарища Сталина. И ни одно политическое событие в стране не обходило художника стороной, он создавал картину за картиной, отражая ее жизнь и исторические события.

                                                                         «Первая конная армия». Автор: А. Герасимов.

«Портрет К.Е. Ворошилова». Автор: А. Герасимов.

«Портрет К.Е. Ворошилова». Автор: А. Герасимов.


«Портрет И.В. Сталина». Автор: А. Герасимов.

А в начале 50-х, все те же самые критики начали представлять художника совершенно в новом свете: карьеристом и лакеем, угождавшим самолюбию политических деятелей. После смерти Иосифа Сталина надломилась карьерная лестница Герасимова, а с приходом Хрущёва он становится неугоден новым властям. И вскоре художника постепенно освобождают от всех занимаемых должностей, а его картины убирают в запасники музеев, а некоторые просто уничтожают.

Обратная сторона медали.

«Семейный портрет». Автор: А. Герасимов.

«Семейный портрет». Автор: А. Герасимов.

Тем не менее, творчество Александра Герасимова оказалось намного шире и многогранней, нежели принято о нем говорить. Да и в истории русской живописи советской эпохи не так уж и много художников, которые оставили потомкам более богатое и более разнообразное наследие. Однако многое из того, что творил Герасимов было задвинуто на второй план. Не очень-то позволялось мастеру парадного портрета афишировать свои пристрастия к другим живописным жанрам.

«Портрет дочери». Автор: А. Герасимов.

«Портрет дочери». Автор: А. Герасимов.

                                             

«Портрет Надежды Гиляровской». Автор: А. Герасимов.

И что интересно, Герасимов — выходец их купеческой семьи, всегда относивший себя к пролетариям, по своей сути был барином, любившим роскошь, умевшим красиво одеваться, превосходно говорить на французском языке. Видимо, поэтому время от времени он уезжал из Москвы в свой родной город, что бы побыть самим собой и поработать над тем, что угодно было его душе. Так как его душа, жившая вне времени, не подчинялась никаким законам существующего режима.

 «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» (1944год). Автор: А. Герасимов.

«Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» (1944год). Автор: А. Герасимов.

Герасимов поддерживал дружеские отношения со многими коллегами-художниками. И однажды, задумав создать групповой портрет самых близких и выдающихся из них, уговорил тех ему позировать. И художник лично по очереди привозил и отвозил каждого из четверки портретируемых коллег к себе в загородный дом, где была его мастерская, пока работа не была окончена.

«После дождя. Мокрая терраса.»

«После дождя. Мокрая терраса.»

На досуге писал художник и бытовые картины, и пейзажи, но больше всего его занимали натюрморты с цветами. Он создал целую серию работ с изображением цветов — от простых полевых и до изысканных букетов в шикарных интерьерах.

«Розы». Автор: А.Герасимов.

«Розы». Автор: А.Герасимов.

«Натюрморт. Полевой букет». Автор: А. Герасимов.

«Натюрморт. Полевой букет». Автор: А. Герасимов.


«Натюрморт». Автор: А. Герасимов.

Любил художник писать и женщин, в том числе… парящихся в банях. Бытовые этюды из цикла «В бане» хотя и являлись зарисовками на тему новой советской жизни, но особо художником не афишировались. А еще писал Герасимов грациозных танцовщиц. Женская натура была его слабостью…

Этюд.«В бане». Автор: А. Герасимов.

Этюд.«В бане». Автор: А. Герасимов.

«В бане».(1938 год). Автор: А. Герасимов.

«В бане».(1938 год). Автор: А. Герасимов.

«Бомбейская танцовщица». Автор: А. Герасимов.

«Бомбейская танцовщица». Автор: А. Герасимов.

«Половецкие пляски». Автор: А. Герасимов.

«Половецкие пляски». Автор: А. Герасимов.

«Вести с целины». Автор: А. Герасимов.

«Вести с целины». Автор: А. Герасимов.

И как видим, именно в жанровых сценах, натюрмортах и пейзажах раскрылся подлинный талант художника — яркий и многогранный.

«Портрет балерины О.В.Лепешинской» Автор: А. Герасимов.
«Портрет Лепешинской» Автор: А. Герасимов.


«Портрет балерины» Автор: А. Герасимов.


«Портрет А.М. Тарасовой» Автор: А. Герасимов.


«Портрет Рины Зеленой» Автор: А. Герасимов.


«Портрет В.М. Лобанова» Автор: А. Герасимов.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/041218/41473/


Самая любимая мною картина А.М. Герасимова  «Портрет незнакомки».
Музей А.М. Герасимова в г. Мичуринске.

  • Рассказ о художнике виктора васнецова
  • Рассказ о чувствах человека 4 класс
  • Рассказ о художнике билибине 3 класс литературное чтение
  • Рассказ о художественной гимнастике для детей
  • Рассказ о чувашском костюме