Рассказ о художнике пластове

Аркадий Александрович Пластов – биография и особенности творчества

Содержание

  1. Краткая биография
  2. Учеба в Москве и возврат в Прислониху
  3. Зрелый и поздний этап
  4. Характеристика творчества
  5. Главные картины
  6. Топ известных картин Пластова

Аркадий Пластов – известный советский художник, лауреат Ленинской и Сталинской премий. Работал в стиле социалистического реализма, а на своих картинах он чаще всего изображал деревенские пейзажи и быт крестьян. Живописец Пластов получил свое признание еще при жизни, а его известными картинами являются полотна “Колхозный праздник”, “Фашист пролетел”, “Ужин трактористов”, “Летом” и другие. В нашей статье мы рассмотрим биографию художника и его основные картины, а также кратко рассмотрим ключевые особенности его творчества.

Краткая биография

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха в Симбирской губернии. Отец и дед будущего художника были иконописцами, что наложило определенный отпечаток и на Аркадия Александровича. После трехлетней учебы в сельской школе Пластов в 1903 году поступил в Симбирское духовное училище. Потом он поступил в Симбирскую духовную семинарию, по завершении которой от твердо решил получить художественное образование. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, он поехал в Москву, где Пластов по началу учился в мастерской Машкова и Строгановском училище.

Учеба в Москве и возврат в Прислониху

В 1914 год Пластов поступает в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он обучается скульпторскому делу, а также параллельно изучает живопись. Его учителями были известный скульптор Волнухин, художники Васнецов, Архипов, Корин, Степанов и другие. В 1917 году он возвращается в родное село Прислониха, где он проведет большую часть своей последующей жизни. С 1917 по 1925 год он практически не занимается живописью – в этом время трудится с односельчанами в поле, а также занимает должность секретаря сельсовета.

В 1925 году он вновь возвращается к живописи. Однако в 1929 году его биография чуть было не оборвалась:

  • В село приезжают коммунистические агитаторы с предложение купить трактор для упрощения обработки земли. Аркадий Пластов отказывается от покупки трактора, а для сельскохозяйственных нужд предлагает купить лошадей;
  • На следующий день по доносу агитаторов он попал в тюрьму НКВД по обвинению в противодействии индустриализации и коллективизации. В общей сложности в тюрьме он провел четыре месяца;
  • Чтобы помочь Пластову, односельчане стали писать письма в различные инстанции бюрократического аппарата СССР. Это сработало – Аркадия Александровича отпустили.

Зрелый и поздний этапПервый снег 1946 г.

С 1929 по 1931 год он пишет множество картин и портретов с натуры, а персонажами его полотен становятся обычные крестьяне. В 1931 году происходит еще одна трагедия – из-за трагической случайности сгорает его дом вместе со множеством картин (во многом из-за этого события все ранние работы Пластова являются утраченными). Однако живописец не сдается – он вновь начинает рисовать картины на сельскую тематику. В 1935 году его картины впервые берут на выставку в Москве; его полотна приходятся по вкусу как партийному руководству, так и простым людям, поэтому его новые работы начинают брать на многие другие всесоюзные выставки.

В 1937 году на крупной выставке “Индустрия социализма” он экспонирует свою картину “Колхозный праздник”, которая приносит художнику мировую славу. В 1942 году он создает еще один свой шедевр “Фашист пролетел” на тему Великой Отечественной войны. После войны художник получает широкое признание. Он много и активно рисует, а также создает цикл иллюстраций к рассказам Льва Толстого. В пятидесятые годы он совершает 3 поездки по Италии, а также дважды принимает участие в Венецианском биеннале. В 1962 году ему присваивают почетное звание народного художника СССР. Умер Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в возрасте 79 лет.

Характеристика творчества

Творчество Аркадия Пластова относится к направлению социалистический реализм. Искусствоведы считают, что на художника большое влияние оказала русская школа пейзажной живописи, а также импрессионизм (в небольшой степени). Большинство картин художника представляют собой пейзажи и портреты. Композиция рисунков выдержана в классическом пейзажном ключе; Пластов художник отдает предпочтение насыщенным светлым цветам – зеленому, голубому, золотистому и так далее. Основными персонажами картин являются крестьяне-односельчане – исключение составляет лишь серия полотен 1941-1945 годов, где часто изображаются солдаты. Художнику был чужд художественный модернизм (за исключением некоторых находок импрессионистов).

Главные картины

Кратко рассмотрим главные картины живописца:

  • Колхозный праздник – первый крупный успех Аркадия Пластова. Как ясно из названия, на картине изображен праздник, посвященный успешному сбору урожая. Полотно прославляет тяжелый, но справедливый сельскохозяйственный труд. Некоторые искусствоведы относят полотно к агитационно-пропагандистской живописи (из-за портрета Сталина);
  • Фашист пролетел – картина была написана в 1942 году и произвела на современников огромное впечатление. Главная особенность полотна заключается в том, что на ней изображен мертвый мальчик посреди тихого спокойного пейзажа. По утверждению современников, такой взгляд на смерть вызывал у многих людей негодование и даже гнев;
  • Сенокос – еще одно полотно Пластова на тему труда. Как и многие другие картины, “Сенокос” прославляет тяжелый крестьянский труд. Главной особенностью полотна является необычные колористические решения, а также интересная работа со светом;
  • Мама – картина написана в 1964 году, а посвящена она материнству. Художник использует насыщенные, но сдержанные цвета, чтобы показать нам свою любовь и уважение к матери. Некоторые искусствоведы утверждают, что на картине Пластов изобразил свою собственную мать по памяти, однако большая часть экспертов отвергает эту идею.

Топ известных картин Пластова

Оцените автора

( 11 оценок, среднее 4.73 из 5 )

Аркадий Александрович Пластов (Arkady Alexandrovich Plastov; родился 31 января 1893 — умер 12 мая 1972 гг.) — признанный классик советского реализма, лауреат Сталинской и Ленинской премий. И все же творчество мастера не вписывается в жесткие рамки соцреализма. У Аркадия Пластова есть официальные портреты вождей и сцены колхозных праздников. Но более важное место занимает изображение крестьянских будней и красоты российской земли. Жизнь человека в гармонии с природой — вот лейтмотив творчества этого художника, что делает его наследником и продолжателем национальной художественной традиции. Это классик не только советской, но и русской живописи, внесший большой вклад в развитие отечественной культуры.

Аркадий Пластов. «Сенокос», 1945

Аркадий Пластов. «Купание коней», 1938

Биография художника

Имя Аркадия Пластова тесно связано с селом Прислониха Ульяновской губернии. Здесь будущий художник родился в 1893 году, а затем жил с любимой женой, лишь на время уезжая в Москву. Его родители были небогатыми крестьянами, но дед и прадед — иконописцами. До 19 лет Аркадий успел проучиться в школе, духовном училище и Симбирской духовной семинарии. Родители хотели сделать его священником. Но наблюдение за работой иконописцев так впечатлило Аркадия, что он решил изменить свою жизнь.

Аркадий Пластов. «Первый снег», 1946

Пластов уезжает в Москву для получения художественного образования. Сначала занимается в студии Ильи Машкова, потом поступает в Строгановское училище. Завершением образования стало столичное Училище живописи, ваяния и зодчества.

Аркадий Пластов. «Родник», 1952

После революции художник вернулся в родную деревню, стал секретарем сельсовета и жил, занимаясь преимущественно сельским хозяйством. На искусство времени оставалось мало. В основном, в 20-е годы прошлого столетия создавались политические плакаты и книжные иллюстрации. Все изменилось после большого пожара в 1931 году, когда в пламени были уничтожены многие деревенские дома, а также все имущество художника и его этюды. Пластов, которому было уже почти 40 лет, решает полностью посвятить себя творчеству. Уже в 1935-ом его картины с успехом демонстрируются в Москве.

Аркадий Пластов. «Колхозный ток», 1949

В дальнейшем Аркадий Пластов участвует во всех важных событиях мира искусства, а его слава растет с каждым годом. В 1946-ом ему дают Сталинскую премию первой степени за работы «Сенокос» и «Жатва», еще через год принимают в Академию художеств. В 1962-ом мастер становится народным художником, а четырьмя годами позже получает Ленинскую премию. Посмертно он был награжден премией имени Репина. Умер живописец в 1972 году в родном селе. В браке с Натальей фон Вик, девушкой дворянского происхождения, у него родился сын, тоже ставший художником. Внук живописца продолжает семейную традицию и входит в Союз художников.

Аркадий Пластов. «Деревенский март», 1964

Самые известные картины художника на тему крестьянского труда — «Сенокос», «Жатва», «Колхозный ток» и «Ужин тракториста». Несколько опоэтизированная деревенская жизнь изображена на полотнах «Купание коней», «Первый снег», «Родник», «Мартовское солнце», «Весна» и «Юность».

Аркадий Пластов. «Весна», 1954

Военная тема отражена в работе «Фашист пролетел». Эта работа висела в советском посольстве, где проходило совещание лидеров антигитлеровской коалиции и было решено открыть Второй фронт. Среди поздних произведений многие посвящены теме материнства, например, «Солнышко» и «Мама».

Аркадий Пластов. «Фашист пролетел», 1942

Более сотни картин Пластова выставлено в Ульяновском художественном музее. Отдельные работы можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях. Приобрести полотно такого уровня в частную коллекцию — сложная задача, но сайт Very Important Lot делает ее возможной. На аукционах нередко встречаются картины лучших русских и советских художников, которые с годами только растут в цене.

Аркадий Пластов. «Солнышко», 1966

Искусство

https://ria.ru/20130131/920283621.html

Биография Аркадия Пластова

Биография Аркадия Пластова — РИА Новости, 29.02.2020

Биография Аркадия Пластова

31 января (19 по старому стилю) 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская область) родился живописец, народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов.

2013-01-31T09:30

2013-01-31T09:30

2020-02-29T20:29

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/920283621.jpg?9202844911582997352

ульяновская область

европа

весь мир

приволжский фо

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2013

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, ульяновская область, аркадий пластов, юность (радиостанция), русский музей, союз художников россии, строгановское училище, третьяковская галерея, g8, московское училище живописи, ваяния и зодчества, октябрьская революция (1917), великая отечественная война (1941-1945), саммит g8, россия

Справки, Культура, Ульяновская область, Европа, Весь мир, Приволжский ФО, Аркадий Пластов, Юность (радиостанция), Русский музей, Союз художников России, Строгановское училище, Третьяковская галерея, G8, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Октябрьская революция (1917), Великая Отечественная война (1941-1945), Саммит G8, Россия

09:30 31.01.2013 (обновлено: 20:29 29.02.2020)

Биография Аркадия Пластова

31 января (19 по старому стилю) 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская область) родился живописец, народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов.

Живописец, народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов родился 31 (19 по старому стилю) января 1893 года  в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье, дед и прадед Пластова были иконописцами.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Сначала Пластов обучался в мастерской Ильи Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были Сергей Алешин и Федор Федорковский.

В 1914 году Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора Сергея Волнухина и живописцев Алексея Корина, Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Алексея Степанова, Леонида Пастернака.

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, был секретарем сельсовета, трудился в поле вместе с односельчанами. В 1920-х — начале 1930-х годов работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. В 1931 году пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, то подтолкнуло Пластова сосредоточиться только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. В этот период художник выработал метод подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картин, благодаря чему его эскизы быстро обрастали множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих полотен. В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня».

С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. В 1937 году на выставке «Индустрия социализма» была показана картина Пластова «Колхозный праздник», принесшая автору славу. Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе «Выборы комитета бедноты». В годы Великой отечественной войны художник создал картину «Немец пролетел» (1942 год), потрясшую современников почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны   смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта.

В 1946 году картины Аркадия Пластова «Сенокос» и «Жатва» экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947 год). Продолжают сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949 год) и «Ужин трактористов» (1951 год). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году.

В 1953–1954 годах художник написал картины – «Юность» и «Весна». В это же время Пластов много работает над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, в частности, к рассказам Льва Толстого «Холстомер» (1952–1954) и «Три смерти» (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью. Пластов трижды побывал в Италии, где посетил Рим, Венецию, Неаполь и Флоренцию. В 1956 и 1958 годах участвовал в Венецианской арт-биеннале.

Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: «Солнышко» (1964–1966), «Из прошлого» (1969), «Мама» (1964). В 1962 году Аркадию Пластову было присвоено звание народного художника СССР.

Живописец продолжал работать до самых последних дней жизни. Умер Пластов 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха, в котором в 1988 году был открыт мемориально документальный музей Аркадия Пластова.

13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие выставки произведений советского художника Аркадия Пластова. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита «Большой Восьмерки» в Санкт Петербурге. В состав экспозиции вошло более 50 живописных произведений из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.

В 2010 году в Ульяновске был открыт музей художника Аркадия Пластова.

25 сентября 2011 года в селе Прислониха Ульяновской области был открыт памятник Пластову, созданный молодым скульптором Александром Свиязовым в соавторстве с внуком Пластова художником Николаем Пластовым.

Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своем творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно жанровой живописи конца 19 —  начала 20 века. Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость теплых красок.

За свою творческую деятельность Пластов был награжден двумя орденами Ленина, Сталинской премией, Государственной премией РСФСР имени Ильи Репина, а также медалями.

Аркадий Пластов был женат на Наталье Алексеевной фон Вик, происходившей из старинного дворянского немецкого рода. Их сын Николай Пластов (1930 2000) продолжил дело отца и стал художником. Внук живописца   Николай Николаевич Пластов   член Союза художников России. Закончил Московский государственный институт им. В.И. Сурикова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Аркадий Пластов — биография


Аркадий Пластов — художник-живописец, творивший во времена СССР. Получил звание Народного художника СССР; также быллауреатом  Ленинской и Сталинской премий.

Детские и юношеские годы

Аркадий родился  31 января 1893 года. Это произошло в селе Прислониха, которое находилось в Симбирском уезде. На данный момент это Ульяновская область. Дед и прадед мальчика были людьми творческими — их деятельность была связана с живописью, они были иконописцами.

Аркадий Пластов

Аркадий Пластов

Мальчик проучился три года в стенах сельской школы, а затем в 1903 году стал учащимся Симбирского духовного училища. После его окончания, Пластов был студентом Симбирской духовной семинарии. Спустя 9 лет он перебрался в столицу с целью получения художественного образования. На первых порах будущий живописец познавал тонкости мастерства художника в мастерской И. Машкова, а позднее перенимал опыт именитых педагогов в стенах Строгановского училища. Спустя еще два года он стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества.

Творческая деятельность

В 1917 году будущий Народный художник Советского Союза возвращается в родные края. Около десяти лет Пластов проводит в Прислонихе, где началась его творческая и общественная деятельность. В этот период он трудится в поле наравне с односельчанами, которые выдвигают его кандидатуру на пост секретаря сельсовета. Следующие 10 лет мужчина трудится над плакатами политической направленности и иллюстрирует произведения отечественных писателей и поэтов.

В 1931 году происходит переломный момент в творческой биографии художника. В пожаре сгорает его дом, в котором Аркадий хранил не только все имущество, но и будущее творческое наследие — в пламени сгорели все наработки, эскизы и этюды, созданные Пластовым. Это расстроило живописца, но он смог оправиться и сосредоточил все силы на живописи. Он горел желанием восполнить уничтоженные огнем произведения.

Аркадий Пластов

«Деревенский март» (1964)

Благодаря тому, что художник был учеником именитых мастеров, он смог выработать творческий метод, в основе которого лежало старательное этюдирование, которое он применял для всех частей и мельчайших деталей картин. Это поспособствовало тому, что скоро его эскизы стали быстро обрастать большим количеством рабочих этюдов, набросков и рисунков, которые в той или иной мере имели непосредственное отношение к задумкам будущих полотен. Спустя четыре года в столице были продемонстрированы дебютные полотна Пластова. Это были «На сенокосе»,»Стрижка овец», а также ставшая наиболее известной среди них — «Колхозная конюшня».

Это стал успешный старт творческой деятельности Пластова — его стали приглашать принять участие в значимых художественных выставках. На одной из них в 1937 году было презентовано новое произведение Аркадия, которое названо «Колхозный праздник», сделавшее автора известным. Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей.

В 1942 году Аркадий создает художественное произведение под названием «Немец пролетел», которое потрясло современников парадоксальной точкой зрения деятеля на происходящее во время военных действий. На полотне изображен юный гражданин, который был жестоко убит, а вокруг тела маэстро кисти изобразил тишь красот природы, которые продолжают дышать миром, создавая атмосферу умиротворения. Спустя год  эта картина была помещена  на стену зала советского посольства в столице Ирана. Как раз в эти дни в Тегеране проходило совещание первых лиц Великобритании, Советского Союза и США, где предстояло принять решение относительного открытия второго фронта.

Аркадий Пластов

«Полдень» (1961)

В 1946 году художником было создано полотно, впоследствии названное самым лиричным его творением. Это картина «Первый снег». Следующее полотно мастера, созданное приблизительно в этот же период времени, называется «Едут на выборы».  Сельская тема занимает ключевое место в творчестве Аркадия, ее продолжением стали картины «Колхозный ток» и «Ужин трактористов». Последняя в 1958 году была экспонирована на выставке в столице Великобритании.

В середине 50-х годов Аркадий пишет картины, которым дает названия «Весна» и «Юность». Также в эти годы художник много сил и времени тратит на создание иллюстраций к художественным литературным произведениям. Так, например, он создает иллюстрации, выполненные акварелью и гуашью к рассказам Л. Толстого «Три смерти» и «Холстомер». Аркадий три раза ездил в солнечную Италию, где посетил Венецию,Турин, Неаполь, Милан и Рим. В 1956 и 1958 годах Пластов был участником арт-биеннале в Венеции.

Красота материнства и сила характера русской женщины становятся основой ряда произведений Пластова, которые он пишет в шестидесятые годы. В это же время художник получает признание и становится обладателем звания «Народный художник СССР». Творческая деятельность Аркадия была признана на государственном уровне, потомухудожник был награжден 2-мя орденами им.Ленина, Сталинской премией. Позднее он стал обладателем Государственной премией РСФСР им. И. Репина, а также его творчество было отмечено медалями.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Аркадий Пластов был хорошим мужем и отцом, потому его личная жизнь не столь насыщена, как у некоторых других представителей мира искусства, но была полна гармонии и счастья.

Аркадий Пластов

Аркадий Пластов с женой и сыном

Супругой живописца была Наталья Алексеевна фон Вик, которая была наследницей старинного дворянского рода, происхождение которого началось на территории Германии. В этом браке на свет появился сын Николай, который пошел по стопам отца и тоже связал свою жизнь с изобразительным искусством.

Смерть

Живописец был очень талантливым и трудоспособным. Он творил до самой смерти, которая наступила 12 мая 1972 года в родном поселке Прислониха.

Память

В 1998 году в родном поселке художника состоялось открытие музея А.Пластова, в котором хранятся документы и картины, созданные живописцем и составляющие мемориальную ценность. Спустя 12 лет в городе Ульяновск был открыт музей живописца.

Осенью 2011 года в родном селе Пластова открыли памятник именитому живописцу, который стал результатом совместного творчества  молодого скульптора А. Свиязова и внука именитого мастера кисти Н. Пластова.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 462. Пластов Аркадий Александрович (Arkady Plastov) (1893-1972).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Аркадий Александрович Пластов — известный советский художник-живописец. Народный художник СССР (1962).

Аркадий Пластов родился в селе Прислониха (ныне Карсунский район, Ульяновская область). С 1908 года учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Д. И. Архангельского и в мастерской И. И. Машкова. В 1912 году поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак и скульптор С. М. Волнухин.

В 1917 году вернулся на родину в Прислониху, где начал заниматься живописью. С 1935 года выступал с жанровыми картинами, в которых приукрашивание быта советской деревни, искусственность образов сочетались с живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах обычно выступали односельчане. Общая черта его картин — жанровые сцены на полотнах —никогда не существовала вне лирической русской природы. Художник при жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музее А. А. Пластова — филиале Ульяновского художественного музея, Музее-усадьбе А. А. Пластова в селе Прислониха и в других музеях России и зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные, будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать…» (Аркадий Пластов).
«Стадо тагилок», 1945 год, холст, масло, 200 х 210 см., поступление в 1959 году, Нижнетагильский музей изобразительного искусства.

Аркадий Александрович Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислонихана Симбирской земле (ныне Карсунский район, Ульяновская область),расположенном в тридцати километрах к северо-востоку от города Карсун на обоих берегах живописной реки Урень в многодетной семье потомственных иконописцев. Дед и прадед будущего художника были известными местными иконописцами. Семья была патриархальной, и в ней свято соблюдали древнерусские традиции.
«Тройка (Ребятишки у речки)», 1937 год, холст, масло., Музей А. А. Пластова — филиал Ульяновского художественного музея, Ульяновск.

Отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми в таких семьях зависели не только от их желаний и установок, но и от принятых общественных норм. Сохранялись крепкие родственные связи с другими поколениями, и на будущее творчество Пластова повлияла атмосфера воспитания в верующей семье, в которой Аркадий был шестым ребенком. Жили трудно, несмотря на то что это был большой и знатный род, в котором все были грамотными образованными людьми — священники, архитекторы и иконописцы. Церковь в самой Прислонихе была построена по чертежам главы семьи Александра Пластова, который кроме того служил в ней псаломщиком, и расписана дедом Аркадия.
«Из прошлого», 1969 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мать будущего художника Ольга Ивановна была дочерью сельского лекаря, из обрусевших немцев. В детстве художника, кроме родителей, была еще маленькая, сухонькая бабушка, старушка Степановна, которая домовничала в их доме. Она рассказывала детям сказки и былины про Егория Храброго и бел-горюч камень, Илью Муромца, Алёнушку, прививая им интерес и уважение к русской культуре и воспитывая любовь к православной вере. По словам самого Аркадия Пластова, годы,проведенные в родном доме, являлись настоящим блаженством, которому уже никогда не суждено было повториться.
«Солнышко», 1965-1966 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рисовать маленький Аркадий начал рано, и первым педагогом для него выступил отец, который самостоятельно обучал талантливого сына азам живописного и иконописного мастерства. Его первые акварели и работы гуашью изобиловали православными сюжетами, посвященными храму в родной Прислонихе, позже, в середине пятидесятых годов, варварски разрушенному на глазах у местных прихожан по распоряжению властей. Аркадий Пластов запечатлел его также на своем известном полотне «Праздник Флора и Лавра», написанном им после 1915 года, и на картине «Летний праздник в Прислонихе» 1920-х годов.
«День Флора и Лавра», 1915–1920 годы, бумага, акварель, белила, 19,5 × 47,5 см., Тверская областная картинная галерея, Тверь.

С детства желая стать профессиональным художником, Аркадий при этом не мог пойти против воли родителей, желавших ему карьеры священнослужителя (они видели в нем архиерея), и после окончания сельской школы и Симбирского духовного училища в 1908 году вынужден был продолжить свое обучение уже в стенах Симбирской духовной семинарии, где живописному мастерству его обучал известный в Симбирске художник Дмитрий Иванович Архангельский (1885–1980), рассказавший своему талантливому ученику о Павле Третьякове, о русском искусстве и передвижниках.
«Солнечный март», 1941-1942 годы, холст, миасло, 56 х 67 см., Ростовский областной музей изобразительного искусства.

После окончания третьего курса семинарии в жизни семинариста Пластова произошло знаменательное событие. Губернская управа Симбирска постановила выдать талантливому юноше Аркадию Пластову стипендию в двадцать пять рублей ежемесячно для дальнейшего обучения художественному ремеслу в Москве, куда Пластов и переехал. Год брал уроки у известного московского художника, одного из основателей и участников художественного объединения «Бубновый валет» Ильи Ивановича Машкова (1881–1944). В 1912 году поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где одним из его педагогов был замечательный русский художник-живописец, будущий известный советский театральный художник Фёдор Фёдорович Федоровский (1883–1955).
«Дорога во ржи», 1940-е годы, холст, масло, 34 х 49 см., Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова», Прислониха.

В 1914 году после двух лет обучения в Строгановском училище Аркадий Пластов поступил на скульптурное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества. Поскольку лучшими образцами для подражания Аркадий Пластов навсегда считал живопись художников Поленова, Васнецова, Репина, Сурикова и Нестерова, позже он перевелся на живописное отделение, где его педагогами в разные годы обучения выступили живописцы Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933), Абрам Ефимович Архипов (1862–1930), Алексей Степанович Степанов (1858–1923), Леонид Осипович Пастернак (1862–1945) и скульптор Сергей Михайлович Волнухин (1859–1921).
«Сентябрьский вечер», 1960 год, холст на картоне, масло, 55 х 42 см., Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова, Прислониха.

События Февральского переворота Аркадий Пластов,студент третьего курса МУЖВЗ, встретил настороженно. Пришлось вернутьсяв родную Прислониху, где он оказался к этому времени одним из самых образованных людей. Десятки односельчан приходили к нему с жизненными вопросами, которые ему приходилось решать. Восемь трудных лет прожил он в Прислонихе, трудился в поле вместе с односельчанами и был секретарем сельского совета и Комитета бедноты Прислонихи. Жизнь все эти годы оставалась очень тяжелой, в братоубийственной гражданской войне погибли и пропали без вести многие односельчане и родные художника.
«Юность», 1953 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1920-е — начале 1930-х годов художник в основном рисовал иллюстрации к произведениям русских писателей и политические плакаты. В 1925 году в жизни Аркадия Пластова произошло радостное событие — он обвенчался с Натальей Алексеевной фон Вик, за которой долго ухаживал и которой делал предложение шесть раз. Летом, как все крестьяне, он работал на сельхозработах в селе, а на зиму уезжал на заработки в Москву, которую по-прежнему любил. В конце 1920-х годов Пластов написал замечательный по своему исполнению пасхальный натюрморт, который был назван «Праздничный». Это было очень привычно в пасхальные весенние дни готовиться к светлому празднику Пасхи, о котором в двадцатые годы вслух никто не говорил.
«Праздничный натюрморт», 1920 год, холст, масло, частное собрание.

Летом 1931 года в деревне случился большой пожар, выгорели 59 усадеб, у Пластовых остался один огород и корова. Сгорел и сундук со всеми творческими работами и эскизами художника. Надо было начинать все с начала, и Пластов сосредоточился только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. Начиная с середины 1930-х годов Аркадий Пластов приступил к работе с жанровыми картинами, в которых происходило активное приукрашивание художникомбыта советской деревни, а некоторая искусственность образов сочеталасьс живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах, как правило, выступали односельчане. В 1935 году в Москве с большим успехом впервые были показаны картины Пластова «Колхозная конюшня», «Стрижка овец», «На сенокосе».
«Стрижка овец в колхозе», 1935 год, холст, масло, Челябинская областная картинная галерея.

Поскольку Аркадий Александрович Пластов родился, вырос и большую часть своей жизни провел в деревне, это не могло не отразиться на его творчестве. Большинство картин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычныхна первый взгляд деталях жизни. Даже самый тяжелый труд на его полотнах выглядит как праздник. Одна из первых значительных работ художника «Купание коней» была выполнена им для выставки «Двадцать лет РККА» в 1938 году.
«Купание коней», 1938 год, холст, масло, 200 × 300 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Следующее десятилетие художник в своем творчестве отдавал предпочтение работе с натуры, писал пейзажи и простую крестьянскую жизнь в родном селе Прислониха, часто совершал поездки в Москву, работал с разными издательствами, для которых создавал графические иллюстрации к книгам классиков. Пейзажи родной Прислонихибыли запечатлены на картинах художника с невероятной любовью и точностью, а герои картин кажутся знакомыми и родными. Это может показаться удивительным, но Аркадий Александрович Пластов практически всю жизнь работал в своей родной деревне, где родился и вырос и которую покидал только ради того, чтобы получить художественное образование.
«Сенокос», 1945 год, холст, масло, 198 × 293 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1937 году для выставки «Индустрия социализма» Пластов написал картину под названием «Колхозный праздник», в которой «красочно передал новый быт социалистической деревни». Эта картина прославила художника. Полотно привлекает своей яркой красочностью и массовостью. Для данной работы Пластовым было сделано около двухсот этюдов простых колхозных рабочих людей, именно поэтому ее называли большим портретом русского крестьянства.
«Колхозный праздник (Праздник урожая)», 1938 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Еще одним ярким произведением художника явилась его картина«Колхозное стадо», написанная в 1938 году. Общими чертами большинства довоенных полотен мастера является то, что жанровая сцена каждой его картиныне мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете, хотя при этом все равно создается поэтическая выразительность образа.
«Колхозное стадо. На пастбище», 1938 год, холст, масло, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Уже перед самым началом Великой Отечественной войны Аркадием Пластовым был исполнен ряд больших композиционных полотен, в том числе «Выборы комитета бедноты».
«Выборы комитета бедноты», 1939-1940 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В первые годы войны, когда решался важнейший для нашей страны вопрос о скорейшем открытии второго фронта против гитлеровской Германии, Аркадий Пластов написал одну из своих наиболее известных картин «Фашист пролетел», в которой показал свой взгляд на сущность войны, смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта, и произвело большое впечатление на лидеров стран антигитлеровской коалиции.
«Фашист пролетел», 1942 год, холст, масло, 138 x 185 см, Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В 1947 году Аркадий Александрович Пластов стал академиком АХ СССР, в 1957 году — членом правления СХ РСФСР и СХ СССР, в 1956 году мастеру было присвоено звание народного художника РСФСР, а в 1968 году он стал секретарем правления СХ СССР. В 1947–1950 годах Аркадия Пластова избирали депутатом Ульяновского областного совета депутатов трудящихся.
«Первый снег», 1946 год, холст, масло, 146 × 113 см., Тверская областная картинная галерея, Тверь.

В 1946 году картины Аркадия Пластова «Сенокос» и «Жатва» экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В 1953–1954 годах Пластов много работал над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, в частности к рассказам Льва Толстого «Холстомер» (1952–1954) и «Три смерти» (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью.
Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Холстомер». Холстомер узнает хозяина – старого князя (2-й вариант)
1953 –1954 годы, Бумага, гуашь, темпера, 54 × 78 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Одним из самых ярких впечатлений для Аркадия Пластова стали его поездки в Италию, Францию иЕгипет.Пластов трижды побывал в Италии, где посетил Рим, Венецию, Неаполь и Флоренцию. Это время ознаменовалось еще более активным периодом его творческой деятельности. Он создал цикл итальянских и французских этюдов, участвовал в международных художественных выставках «Венецианская биеннале» («Родник», «Юность», «Ужин трактористов»). Впечатления от итальянских путешествий не только отразились в многочисленных этюдах, стали основой нескольких картин художника(среди которых такие шедевры, как «Аппиева дорога» и «Венеция»), но и существенно повлияли на все позднее творчество мастера.
«Рим. Аппиева дорога», 1957 год, холст, масло, Ульяновский областной художественный музей.

Аркадий Пластов всегда горячо любил свою Родину, и когда доводилось ему покидать ее пределы, всегда брал с собой за рубеж пучок чабреца и душистой богородской травы. Ему не хватало там, на чужбине, аромата прислонихинских лугов и полей. Возможно, именно поэтому во всех его полотнах дышат травы, порхают бабочки, поют птицы, стрекочут кузнечики, живут, любят и мечтают люди, шумит спелая рожь.
«Жатва», 1945 год, холст, масло, 166 x 219 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Его картины, вне зависимости от времени их написания, — это мир, обильно населенный людьми, любимыми его современниками, малышами и древними дедами, красивыми молодухами и крепкими парнями. В его холстах щедро светит солнце, льют дожди, зреют хлеба, идет снег, словом, это сама наша жизнь, наш народ, Родина. Мало у кого в истории живописи найдешь такое слияние природы и человека.
«Внук рисует», 1959 год, холст, масло, Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова, Прислониха.

Творческое наследие Аркадия Александровича Пластова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его полотна, посвященные испытаниям советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотическому труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), празднику выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенному трудовомуподъему(«Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быту русской деревни («Первый снег. Сумерки», 1938 — 1939, «Родник», 1952, «Летом», 1954, ), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«Первый снег. Сумерки», 1938-1939 год, холст, масло, 57 х 74 см., Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова», Прислониха.

Творец станковой живописной картины, художник-иллюстратор и настоящий мастер пейзажного этюда, Аркадий Александрович Пластовпри жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии. Работы художника часто экспонировались на художественных выставках:
-30 января 1973 года состоялось открытие выставки художника в Ульяновском областном художественном музее, посвященной 80-летию со дня рождения;
— 6 августа 1974 года состоялась академическая выставка работ художника;
— 13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие персональной выставки произведений художника. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы саммита «Большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге. В состав экспозиции в те дни вошло более 50 живописных произведений из собраний ГРМ, ГТГ, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.
«В деревне»(Кружка молока), 1961-1962 годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аркадий Александрович Пластов не переставал работать до самых последних дней жизни. Умер художник 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха, где и был похоронен на местном кладбище. Сегодня его картины обрели свое место в экспозициях прославленных музеев и собраний нашей страны, в том числев Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музее А. А. Пластова — филиале Ульяновского художественного музея, Музее-усадьбе А. А. Пластова в селе Прислониха и в других музеях России, Беларуси, Украины, Армении, Молдавии, Таджикистана, Болгарии, Германии. 8 сентября 1979 года в Москве, по адресу Зубовский бульвар, 27, был открыт музей художника.
Могила художника Аркадия Александровича Пластова на кладбище в селе Прислониха (Ульяновская область, Карсунский район).

В 2010 году по распоряжению правительства Ульяновской области под патронажем губернатора С. И. Морозова и председателя Счетной палаты РФ С. В. Степашина, при поддержке и помощи семьи Пластовых состоялось открытие Музея А. А. Пластова — нового филиала Ульяновского художественного музея. В музее экспонируются более 50 подлинных произведений живописца, охватывающих период с 1920-х до начала 1970-х годов.
Музей А. А. Пластова — филиал Ульяновского художественного музея, Ульяновск.

Еще один музей работает в селе Прислониха, где родился художник. Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова был открыт в 1988 году и являлся филиалом Ульяновского художественного музея. В 2017 году филиал переименован в Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова». В составе комплекса: музей А. А. Пластова, памятник художнику, восстановленная церковь Богоявления Господня, гостевой дом, а также объекты ландшафтно-рекреационной зоны.
25 сентября 2011 года на родине художника, в селе Прислониха, установлен памятник.
Памятник художнику Аркадию Пластову в Прислонихе.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Пластов Аркадий Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969.
2. Arkadi Aleksandrovich Plastov.
3. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных. 2011.
4. Пластов Аркадий Александрович / А. М. Муратов // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017.
5. Brandergofer: 124 года назад открылось Симбирское духовное училище. Улпресса.
6. Биография Аркадия Пластова. РИА Новости (20130131T0930).
7. Ульяновская правда / Подготовил О. М.Репьёв.1974.6 авг.
8. Произведения А.А. Пластова — на академической выставке.
9. Постановление СМ СССР № 37 от 12.01.1973 г. «Об увековечении памяти народного художника СССР А. А. Пластова».
31 января 2003 года на бульваре Пластова в Ульяновске был установлен памятник художнику.
Памятник художнику Аркадию Пластову в Ульяновске.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»

Arkady Plastov

Arkady Aleksandrovich Plastov (1).jpg
Born

Arkady Alexandrovich Plastov

31 January [O.S. 19 January] 1893

Prislonikha, Simbirsk, Russian Empire

Died 12 May 1972 (aged 79)

Prislonikha, Ulyanovsk, Soviet Union

Nationality Russian
Education State Free Art Workshops
Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture
Known for Painting
Movement Socialist realism

Arkady Alexandrovich Plastov (Russian: Аркадий Александрович Пластов; 31 January [O.S. 19 January] 1893 – 12 May 1972) was a Russian socialist realist painter.

Biography[edit]

Plastov was born into a family of icon painters in the village Prislonikha in the Russian Governorate of Simbirsk. He attended the sculpture department of the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture beginning in 1914. In 1917, he returned to his native village, where he occupied himself with painting, drawing from nature.

Starting in 1935, he steps introduces his category painting into the public. According to the strict political-artistic doctrine of the time at that time, which only permits the style of socialist realism in all art kinds, Plastov pictures the life in the Soviet Union, the pervasive building up of socialism. His work is characterized by his knowledge of the life in the villages of the Soviet Union, his love for his native land, strong, live pictures and his skills of painting. As the reaction to the events, which moved the population of the Soviet Union at that time, Plastov showed in his pictures, how the village life had changed by the collectivization. As models of the Protagonists of his works Plastov chose characters of his homeland village. The outbreak of World War II inspired new motives for the work of Plastov. He depictured suffering of the Soviet people, work of the women, old people and children on the kolkhoz fields during the war. After the war Plastov kept the motives of the village life.

A characteristic for Plastov’s works is the 1951 painting Spring (Весна). It shows a young naked woman dressing up a girl in front of a wood hut (a Banya, the Russian counterpart to the Finnish sauna). It snows, and in the background there are snow-covered pastures. Spring is considered as a turning point in the Soviet history of art. For the first time since the introduction of socialist realism a work of art showed an unpolitical everyday life scene in Soviet Union, without bringing any political message, as could be found in Plastov’s earlier works that glorified the collectivization.

During his artistic career Plastov was awarded two Orders of Lenin, he was laureate of the Stalin Prize, (1946), Lenin prize (1966) and he also (in 1972, posthumously) was nominated for the State Prize of the RSFSR named Ilya Repin – for his painting «Balefire in a Field», «Out of the Past» and a series of portraits of his contemporaries.

Museum Collections[edit]

A 2020 stamp sheet of Russia featuring a self-portrait of Plastov (1969–1971) and his painting Midday (1961).

  • Plastov’s page on the State Tretyakov Gallery portal.
  • Smolensk State Museum-Reserve (Plastov’ Guest from the Front Line 1944)
  • Plastov Solo Exhibition, 2013. State Russian Museum, St Petersburg
  • Tver Regional Art Gallery
  • Perm State Art Gallery
  • Ekaterinburg Fine Art Museum
  • Chelyabinsk State Fine Art Museum
  • State Art Museum of Nizhny Novgorod
  • Samara Art Museum
  • Ulyanovsk Regional Art Museum
  • Volgograd Fine Art Museum искусств[1]
  • Saratov State Art Museum
  • Astrakhan State Art Gallery
  • Rostov-on-Don Regional Fine Art Museum
  • Kursk State Art Gallery
  • Tula Regional Art Museum
  • State Art Museum of Altai Krai, Barnaul (Plastov’ Portrait of the Artist Kiselyov 1961)
  • [1] Primorye State Art Gallery (Plastov’ Letter 1971; p. 3)
  • Primorye State Fine Art Gallery, Vladivostok
  • Irkutsk Art Museum (Plastov’ Tractor Drivers’ Supper 1951, up stairs, to the right).

Video Links[edit]

  • Film by A. Ignashov, with Plastov’s lifetime shooting, on Russian, 35 min.
  • Arkady Plastov and realistic Russian painting after World War II, on Russian 17 min.
  • Film depicted the celebration of 120-year Anniversary of A. Plastov and Jubilee Exhibition, Moscow, 2013 on Russian, 59 min.

External links[edit]

  • Two color illustrations for the Leo Tolstoy novel Cossacks, 1952–1953, tempera. Leo Tolstoy Museum Государственный музей Л.Н. Толстого
  • One of the potrtait paintings of Arkady Plastov an Lindsay Fine Art Auction
  • Музей современного изобразительного искусства имени А. А. Пластова Fine Art Museum of Ulyanovsk named after A. Plastov.
  • Plastov Museum in the city of Ulyanovsk.
  • Музей-усадьба народного художника СССР А. Пластова, Ульяновская область, Карсунский район, село Прислониха ( Prislonikha Art Museum in the native village of A. Plastov —near Ulyanovsk (former Simbirsk), Volga region).
  • 2013: The Artistic Award named after Plastov was established of Ulyanovsk Region administration, native place of Arkady Plastov. «Russia Today» news from January 2013, Video[2]
  • Page on letter P from the Encyclopaedia Dictionary of 1953 with the article «Plastov»
  • Biography and more than 20 painting-links at «Soyuz Gallery» page.
  • Some notes on Arkady Plastov life. РИА Новости (on Russian).
  • Plastov page on a RusArtist portal; biography, some paintings.
  • Arkady Plastov at Springville Museum of Art. Springville, Utah, USA.

References[edit]

  1. ^ Volgograd Museum of Fine Arts, Soviet Art Department: Soviet Artist. Set of 14 postcards. Text: T. A. Dodina.- Moscow, Soviet Artist, 1990. Plastov’s painting on the cover.
  2. ^ The world’s richest art prize was launched in London by Russia to revitalise the out-of-favour style of figurative art. «Daily Mirror», Jan 23, 2013

Bibliography[edit]

  • Brown, Matthew Cullerne; Taylor, Brandon (1993). Art of the Soviets: painting, sculpture, and architecture in a one-party state, 1917–1992. Manchester University Press ND. ISBN 978-0-7190-3735-1. pp. vi, 75, 77, 83, 84, 131, 137, 184, 226.
  • Christ, Thomas: Der Sozialistische Realismus. Betrachtungen zum Sozialistischen Realismus in der Sowjetzeit. Basel: Wiese Verlag 1999.
  • Сказка про мальчика, понимавшего язык земли : Аркадий Пластов / Е. В. Мурашова. — Москва : Белый город, 2001. — 10 с. : ил. — (Сказки о художниках). — ISBN 5-7793-0607-9 (children’s book, on Russian)
  • Борисовская, Н. А./ Гордон, Е. С. (Hrsg.): Русские художники от А до Я. Москва: Слово 2000. ISBN 5850502319. S. 138 (on Russian).

Arkady Plastov

Arkady Aleksandrovich Plastov (1).jpg
Born

Arkady Alexandrovich Plastov

31 January [O.S. 19 January] 1893

Prislonikha, Simbirsk, Russian Empire

Died 12 May 1972 (aged 79)

Prislonikha, Ulyanovsk, Soviet Union

Nationality Russian
Education State Free Art Workshops
Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture
Known for Painting
Movement Socialist realism

Arkady Alexandrovich Plastov (Russian: Аркадий Александрович Пластов; 31 January [O.S. 19 January] 1893 – 12 May 1972) was a Russian socialist realist painter.

Biography[edit]

Plastov was born into a family of icon painters in the village Prislonikha in the Russian Governorate of Simbirsk. He attended the sculpture department of the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture beginning in 1914. In 1917, he returned to his native village, where he occupied himself with painting, drawing from nature.

Starting in 1935, he steps introduces his category painting into the public. According to the strict political-artistic doctrine of the time at that time, which only permits the style of socialist realism in all art kinds, Plastov pictures the life in the Soviet Union, the pervasive building up of socialism. His work is characterized by his knowledge of the life in the villages of the Soviet Union, his love for his native land, strong, live pictures and his skills of painting. As the reaction to the events, which moved the population of the Soviet Union at that time, Plastov showed in his pictures, how the village life had changed by the collectivization. As models of the Protagonists of his works Plastov chose characters of his homeland village. The outbreak of World War II inspired new motives for the work of Plastov. He depictured suffering of the Soviet people, work of the women, old people and children on the kolkhoz fields during the war. After the war Plastov kept the motives of the village life.

A characteristic for Plastov’s works is the 1951 painting Spring (Весна). It shows a young naked woman dressing up a girl in front of a wood hut (a Banya, the Russian counterpart to the Finnish sauna). It snows, and in the background there are snow-covered pastures. Spring is considered as a turning point in the Soviet history of art. For the first time since the introduction of socialist realism a work of art showed an unpolitical everyday life scene in Soviet Union, without bringing any political message, as could be found in Plastov’s earlier works that glorified the collectivization.

During his artistic career Plastov was awarded two Orders of Lenin, he was laureate of the Stalin Prize, (1946), Lenin prize (1966) and he also (in 1972, posthumously) was nominated for the State Prize of the RSFSR named Ilya Repin – for his painting «Balefire in a Field», «Out of the Past» and a series of portraits of his contemporaries.

Museum Collections[edit]

A 2020 stamp sheet of Russia featuring a self-portrait of Plastov (1969–1971) and his painting Midday (1961).

  • Plastov’s page on the State Tretyakov Gallery portal.
  • Smolensk State Museum-Reserve (Plastov’ Guest from the Front Line 1944)
  • Plastov Solo Exhibition, 2013. State Russian Museum, St Petersburg
  • Tver Regional Art Gallery
  • Perm State Art Gallery
  • Ekaterinburg Fine Art Museum
  • Chelyabinsk State Fine Art Museum
  • State Art Museum of Nizhny Novgorod
  • Samara Art Museum
  • Ulyanovsk Regional Art Museum
  • Volgograd Fine Art Museum искусств[1]
  • Saratov State Art Museum
  • Astrakhan State Art Gallery
  • Rostov-on-Don Regional Fine Art Museum
  • Kursk State Art Gallery
  • Tula Regional Art Museum
  • State Art Museum of Altai Krai, Barnaul (Plastov’ Portrait of the Artist Kiselyov 1961)
  • [1] Primorye State Art Gallery (Plastov’ Letter 1971; p. 3)
  • Primorye State Fine Art Gallery, Vladivostok
  • Irkutsk Art Museum (Plastov’ Tractor Drivers’ Supper 1951, up stairs, to the right).

Video Links[edit]

  • Film by A. Ignashov, with Plastov’s lifetime shooting, on Russian, 35 min.
  • Arkady Plastov and realistic Russian painting after World War II, on Russian 17 min.
  • Film depicted the celebration of 120-year Anniversary of A. Plastov and Jubilee Exhibition, Moscow, 2013 on Russian, 59 min.

External links[edit]

  • Two color illustrations for the Leo Tolstoy novel Cossacks, 1952–1953, tempera. Leo Tolstoy Museum Государственный музей Л.Н. Толстого
  • One of the potrtait paintings of Arkady Plastov an Lindsay Fine Art Auction
  • Музей современного изобразительного искусства имени А. А. Пластова Fine Art Museum of Ulyanovsk named after A. Plastov.
  • Plastov Museum in the city of Ulyanovsk.
  • Музей-усадьба народного художника СССР А. Пластова, Ульяновская область, Карсунский район, село Прислониха ( Prislonikha Art Museum in the native village of A. Plastov —near Ulyanovsk (former Simbirsk), Volga region).
  • 2013: The Artistic Award named after Plastov was established of Ulyanovsk Region administration, native place of Arkady Plastov. «Russia Today» news from January 2013, Video[2]
  • Page on letter P from the Encyclopaedia Dictionary of 1953 with the article «Plastov»
  • Biography and more than 20 painting-links at «Soyuz Gallery» page.
  • Some notes on Arkady Plastov life. РИА Новости (on Russian).
  • Plastov page on a RusArtist portal; biography, some paintings.
  • Arkady Plastov at Springville Museum of Art. Springville, Utah, USA.

References[edit]

  1. ^ Volgograd Museum of Fine Arts, Soviet Art Department: Soviet Artist. Set of 14 postcards. Text: T. A. Dodina.- Moscow, Soviet Artist, 1990. Plastov’s painting on the cover.
  2. ^ The world’s richest art prize was launched in London by Russia to revitalise the out-of-favour style of figurative art. «Daily Mirror», Jan 23, 2013

Bibliography[edit]

  • Brown, Matthew Cullerne; Taylor, Brandon (1993). Art of the Soviets: painting, sculpture, and architecture in a one-party state, 1917–1992. Manchester University Press ND. ISBN 978-0-7190-3735-1. pp. vi, 75, 77, 83, 84, 131, 137, 184, 226.
  • Christ, Thomas: Der Sozialistische Realismus. Betrachtungen zum Sozialistischen Realismus in der Sowjetzeit. Basel: Wiese Verlag 1999.
  • Сказка про мальчика, понимавшего язык земли : Аркадий Пластов / Е. В. Мурашова. — Москва : Белый город, 2001. — 10 с. : ил. — (Сказки о художниках). — ISBN 5-7793-0607-9 (children’s book, on Russian)
  • Борисовская, Н. А./ Гордон, Е. С. (Hrsg.): Русские художники от А до Я. Москва: Слово 2000. ISBN 5850502319. S. 138 (on Russian).

   Народный художник СССР, чьи картины знакомы всем по школьным учебникам, талантливый живописец Пластов Аркадий Александрович появился на свет 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда.

   Аркадий был шестым ребенком в большой крестьянской семье. Отец его служил псаломщиком в церкви и писал иконы, как и дед, по проекту которого в Прислонихе построили сельский храм.

   Так что перед мальчиком было два пути – церковь и живопись. Родители видели в нем только священника, поэтому успешно закончив сельскую школу и духовное училище, в 1908 году он поступает в духовную семинарию в Симбирске. В это же лето Аркадий знакомится с артелью художников, приехавших в родное село восстановить иконы и роспись церкви. Эта работа производит на него неизгладимое впечатление, юноша понимает, что отныне он хочет заниматься только живописью.

   Продолжая учебу в семинарии, Аркадий часто рисует своих однокурсников. Его рисунки привлекают внимание художника Д. И. Архангельского, преподававшего семинаристам рисунок, и он знакомит талантливого ученика с творчеством признанных мастеров русской и мировой живописи.

   Понимая, что у него нет призвания быть духовным служителем, с благословения ректора весной 1912 года юноша уходит с четвертого курса и приезжает в Москву. Однако сразу поступить в училище живописи, ваяния и зодчества молодой человек не смог, не хватило подготовки. Тогда он становится учеником знаменитого живописца И. И Машкова, а потом начинает посещать лекции в Строгановском училище в качестве вольнослушателя.

   Через два года его желание сбывается, он становится студентом заветного училища, но только на факультете скульптуры. Преподавателями у него были известные живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, скульптор С. М. Волнухин. Закончить обучение не удается — наступает 1917 год, в России происходит сначала Февральская, а затем Октябрьская революции.

   Пластов возвращается в свою родную Прислониху, где ему выделяют надел земли. Пришлось пахать, косить траву. Сельский труд для него не в новинку, к тому же грамотного юношу избирают секретарем сельсовета. В 1925 года он на зиму выезжает в Москву, где рисует плакаты, а в остальное время работает на земле. Через несколько лет художник принимает активное участие в создании колхоза и несколько лет трудится там. Все свое свободное время, которого у него было очень мало, он отдает рисованию. У молодого человека большие замыслы, он создает множество эскизов, рисунков, портретов односельчан.

   После того как в 1931 году при пожаре погибли все его работы, Аркадий принимает важное для себя решение – отныне он будет заниматься только живописью.

   Уже в 1935 году его картины впервые успешно принимают участие на Московской выставке. С тех пор живописец является постоянным участником художественных выставок, к нему приходит всесоюзная известность. Мастеру удается очень реалистично и красочно передать повседневные заботы колхозников, их труд и праздники, ведь он очень хорошо знает сельскую жизнь.

   Великая Отечественная Война перечеркивает все планы живописца. Под впечатлением происходящего он пишет цикл очень драматичных полотен известных многим («Немцы идут («Подсолнухи»)», «Фашист пролетел»).

   А после победы мастер стремится наполнить свои картины радостью и оптимизмом, а «Сенокос» и «Жатва» приносят ему в 1946 году Сталинскую премию. В 1947 году А. А. Пластов становится Действительным членом Академии художеств СССР.

   Талант живописца проявляется и в пейзажах, очень лиричных и поэтических: «Поле пшеницы», «После дождей», «Золотая опушка». Ему удается передать всю прелесть природы своих родных мест.

   Еще одна любимая тема – портреты, их художник написал несколько сотен, стремясь показать характер и внутренний мир людей. А сколько изображений сельских мальчишек – озорных и задумчивых, работающих и отдыхающих («Витя-подпасок», «Дети на прогулке») восхищают нас до сих пор.

   Участвует художник во многих выставках, с большим успехом проходят и персональные выставки. Изображения сельской жизни («Колхозный ток», «Ужин трактористов», «Родник») вызывают неподдельный интерес и привлекают внимание зрителей. Его полотна, наполненные теплом и светом, яркими красками, легко узнаваемы. И к каждой картине Пластов создавал десятки набросков и эскизов, ища выразительные позы и лица, виды природы, чтобы все выглядело очень реально. В 1966 году живописцу присуждают Ленинскую премию.

   С огромной нежностью и любовью художник пишет матерей, вызывая в зрителях чувство тепла и счастья («Солнышко», «Мама»). Можем мы любоваться и прекрасными иллюстрациями Аркадия Александровича к произведениям Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова.

   Всю жизнь рядом с художником была его жена, Наталья фон Вик, с которой он обвенчался в 1925 году. В 1930 году в их семье появился сын Николай, тоже ставший художником.

   Умер мастер в 1972 году, 12 мая. В 1988 году на родине живописца открыт музей. Его картинами мы можем любоваться во многих музеях России.

  • Рассказ о чьей то жизни написанный другим человеком это
  • Рассказ о чьей то жизни 9 букв сканворд
  • Рассказ о чусовой реке
  • Рассказ о художнике пластов
  • Рассказ о чудотворной иконе 4 класс