Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.
Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.
В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.
Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.
Подготовлено Е.В.Шаповаловой
Исаакиевский собор (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Туры на Новый год в Санкт-Петербург
- Горящие туры в Санкт-Петербург
Исаакиевский собор — крупнейший на сегодняшний день православный храма Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.
Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.
Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы.
Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства.
После революции храм был разорен, из него вынесли около 45 кг золота и более 2 т серебра. В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.
Музейный статус был присвоен храму в 1948 г., а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 г., и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия
Колоннада Исаакиевского собора
Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи — есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.
Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими.
Практическая информация
Адрес: Исаакиевская площадь, 4.
Время работы: с 10:00 до 17:30.
Вход: 350 RUB.
Веб-сайт.
Цены на странице указаны на апрель 2021 г.
Хочешь уничтожить нацию — уничтожь книги, историю. История постоянно переписывается потому что это кому то выгодно! «Проектирование собора занимался Огюст Монферран с 1818 года по 1858 год. » Так «говорит» официальная история. Но есть гравюра Брюллова, можно загуглить (Гравюра Брюллова Исаакиевский собор). Так на ней изображён полностью построенный собор в 1817 году, а на самой гравюре подпись «Старый Петербург. Исаакиевский собор до 1817 года (По проекту Ринальди окончен в 1802 году Бренке). Как то не сходится. Историки! Врать не надоело??? Есть много художников, которые за 40 лет до
14 августа 2022
ggarik-fбыл(а) здесь в августе 2022
10 великолепно
Великолепно, глубокое впечатление! Меня поражают отзывы— ничего, неплохо, хорошо. Да вы о чем? Потрясающая постройка ,Храм на все времена, низкий поклон Ленинграду— жители в страшной блокаде сохранили для нас фантастической урасоты ХРАМ! Всем, кто приезжает в Питер, обязательно прийти в храм, если православный- помолитесь, другая вера- восхититесь. Даже в наше время Исаакий возвышается гордой статью в городе на Неве!
Перед посещением прочтите историю возведения здания, 100 кг червонного золото пошло на купол! Какая богатая царская Россия! Все для православного мира! И какой- то чел пишет, что кошелек пропал, да в Италии, Испании ,Чехии обворовывают на раз! Нашли о чем писать! Полюбуйтесь фигурами на фронтоне. Короче— посетить обязательно!
02 апреля 2021
polka.jankaбыл(а) здесь в марте 2021
10 великолепно
Исаакиевский собор Исаакиевский собор.
Одно из любимых произведений архитектуры и искусства! Уникальное по своей значимости монументальное сооружение в дорогом сердцу городе ??
22 декабря 2017
Гостьбыл(а) здесь в октябре 2016
1 ужасно
Лохотрон Внимание!!! Лохотрон!!Подъем на колоннаду Иссакиевского собора 150 р представляет из себя то,что вы поднимаетесь по узким ступенькам и смотрите через толпу на вид Петербурга ,в основном крыши домов и все
13 августа 2017
ИИгорьбыл(а) здесь в августе 2017
3 плохо
История наизнанку. На троицу решил сходить на экскурсию в Исаакиевский собор. На экскурсии стал задавать вопросы чисто технического порядка и информации ноль. Удовлетворения не получил. Но какой экскурсоводы бред несут и даже не задумываться.
11 июня 2017
ССергейбыл(а) здесь в июне 2017
РПЦ-хапуга Потрясающий собор,колоссальный!!!Поражаюсь РПЦ,всё не нахапаются.верующие люди приходят и молятся,Господь их слышит.Туристы,любители искусства посещают и платят за увиденное,часть платы идёт в казну.А РПЦ хапает себе всё:машины,дома,землю,памятники старины и всё,что может приносить доход.800 000 000 в год,о,этого РПЦ упустить не могут.Я поражаюсь их нахрапу.
12 января 2017
ССерафимбыл(а) здесь в январе 2017
Будьте бдительны в Исаакиевском соборе В июле 2016 г посетила данный храм-музей и через 10 минут осталась без кошелька,где была вся наличка и банковская карта,которую оперативно заблокировала,спасибо моим друзьям,которые одолжили мне денег и уговорили остаться в Питере.На следующий день пришли туда же спросить ,не подбросили ли кошелек (ну а вдруг),там были всякие дисконтные карты,которые тоже надо восстанавливать,на что сотрудник музея сказал ,что вчера был какой то прям урожайный день и ограбили 8 человек!Тут уж напрашивается вывод,что мошенники работают вместе с персоналом,на такую большую площадь музея всего лишь 2 камеры,а охранники ходят вокруг музея….????….чего они там охраняют???Вот такая вот поездочка!Будьте бдительны!
24 июля 2016
ЕЕкатеринабыл(а) здесь в июле 2016
10 великолепно
Поразил воображение В июне этого года, на белые ночи, удалось таки побывать в Петербурге. В прошлый раз, Исаакиевский собор видел к сожалению издалека, подойти к нему так возможность и не выпала. В этот же приезд, все же решил посмотреть поближе то чудо архитектуры. Скажу сразу, первое впечатление — это шок от просто невероятных размеров всех элементов отделки. Эдакий гигантизм присутствует здесь во всем. Смотрится собор, как некое чудо света, или плод работы античных архитекторов, что ровно одно и то же. Вспомнилось,
15 июля 2016
Павел Чеботарёвбыл(а) здесь в июне 2016
8 хорошо
Исакиевский собор. Январь 2015 Исакиевский собор — второй по значимости храм Санкт-Петербурга после Казанского кафедрального, но это скорее музей, чем действующая церковь — службы в Исакие проводятся лишь по воскресеньям и большим православным праздникам.
Добраться до него можно с Невского проспекта (метро «Канал Грибоедова»), пройдя в сторону Дворцовой площади и свернув налево, или от Медного всадника, или от новой станции метро «Адмиралтейская», или от Эрмитажа в сторону самого Адмиралтейства.
В январе
14 января 2015
ММаратбыл(а) здесь в январе 2015
9 отлично
Исаакиевский собор – место, которое нужно обязательно посетить при знакомстве с Санкт-Петербургом Некоторые наши знакомые и друзья зная, что мы периодически ездим в Питер, время от времени задают один и тот же вопрос: «Что из главных достопримечательностей надо обязательно посмотреть в Петербурге?» Вопрос не так прост, как покажется на первый взгляд.
Во-первых, «главных» достопримечательностей в Питере и окрестностях не один десяток.
Во-вторых, огромное значение имеют т.н. личные предпочтения спрашивающего. Есть любители музеев, есть те, кто предпочитает знакомство с историческими памятниками,
02 декабря 2014
ВВикторычбыл(а) здесь в ноябре 2014
9 отлично
Посещение одного из величайших соборов мира. В отличие от других: Спаса-на-Крови, Сампсоньевского и Смольного, это величественное здание, входящее, как составная часть, в музей «Четырех соборов», не очень-то похоже на церковь в привычном для всех облике. Огромное серое сооружение с красноватыми полированными колоннами, наверное, скорее выглядит как какой-нибудь дворец, если бы не украшения из горельефов, барельефов и статуй, присутствующие на дверях, фронтонах и крыше, изображающие библейские сюжеты и святых, в том числе и апостолов.
Очень
23 сентября 2014
VVlad128был(а) здесь в мае 2014
Адрес: Исаакиевская площадь, 4
Режим работы: 10.30 — 22.00 (летом)
Стоимость: 350-400 руб.
Самым известным и самым узнаваемым православным храмом Петербурга является, несомненно, Исаакиевский собор — главное украшение Исаакиевской площади. Ставший поистине хрестоматийным, его купол виден со всех сторон центральной части города и является своеобразным ориентиром для многочисленных гостей Санкт-Петербурга. Посещение Исаакиевского собора стало обязательным туристическим ритуалом, так же как и подъем на его Колоннаду.
Содержание:
- История создания
- Первые Исаакиевские соборы
- Огюст Монферран — создатель Исаакия
- История Собора после революции
- Архитектурные особенности собора
- Как добраться. Режим работы
Сам собор имеет довольно протяженную историю, уходящую ко времени становления города на Неве царем-реформатором Петром Первым. Интересна и загадочна судьба создателя Исаакия – Огюста Монферрана. А архитектурный вид храма, довольно не характерный для русского храмостроения, давно стал символом города и его «визитной карточкой».
Исаакиевский собор — самый известный символ Петербурга
История создания Исаакиевского Собора
Собор, архитектурный вид которого сегодня так знаком и привычен для каждого жителя нашей страны, является четвертым по счету храмом, посвященным раннему христианскому монаху Исаакию Далматскому.
Мозаичное изображение Исаакия Далматского в нынешнем соборе
Этот святой очень почитался основателем города Петром Первым, ибо сам Петр родился в день памяти монаха (30 мая) и потому считал Исаакия своим покровителем. В связи с этим храму Св. Исаакия было предначертано увековечивать императорскую власть, и значение собора в строящейся новой столице России было изначально очень значимо.
Первые Исаакиевские соборы
Сегодня увидеть деревянные макеты первых Исаакиевских храмов можно в самом соборе. Они выполнены из дерева с сохранением всех архитектурных пропорций.
Макетные изображения предшественников современного Исаакия
Первый собор
Первая Исаакиевская церковь, переоборудованная из чертежного амбара размером 9х18 метров графом Ф.Апраксиным, находилась метров на 40-50 западнее Адмиралтейских строений, для рабочих которых она и предназначалась. Деревянная церковь была сооружена перед воротами в Адмиралтейство по непосредственному указанию самого императора к 1710 году. Для ее обустройства царь пожертвовал даже свои личные иконы.
Первый Исаакиевский храм был простым одноэтажным зданием с колокольней на крыше и с куполом над алтарем. Именно в этой церкви состоялось венчание Петра Первого и Екатерины Алексеевны в 1712 году.
Первый Исаакиевский собор в Петербурге (1710 г)
Однако, город развивался стремительными темпами, что требовало создание церкви значительно больших размеров и более статусного вида. Первую церковь разобрали, а второй храм возвели на невском берегу, еще более к западу от Адмиралтейства, где-то в радиусе сегодняшнего Медного всадника.
Второй собор
Исаакиевская церковь номер два начала строиться в 1717 году по проекту Г.-И.Маттарнови, а также при личном заинтересованном участии Петра, который присутствовал при заложении основания храмового фундамента всего в 20-25 метрах от невского берега.
Новая каменная церковь в стиле «петровского барокко» строилась довольно долго, более 10 лет. Архитекторы неоднократно менялись, работы приостанавливались. Так что до окончательного завершения строительства Петр Первый не дожил. Но богослужения в новом Исаакиевском храме начались уже в 1722 году, а в 1723 году Петр издает приказ о принятии присяги всеми чинами адмиралтейства и флота именно в этом храме.
Второй Исаакиевский собор Петербурга (макет)
Второе строение Исаакия было в чем-то схоже с Петропавловской крепостью, также выполненное в форме латинского креста и практически лишено декора. Сохранилось несколько вариантов архитектурных эскизов алтарного иконостаса второго Исаакиевского храма. Сам иконостас, похожий на резной и позолоченный иконостас Петропавловского собора, к сожалению, утрачен.
Стройная колокольня была украшена часами-курантами, которые Петр Первый лично привез из Амстердама. Верх колокольни был оформлен лукообразным шпилем, в высоту сравнимый со шпилем адмиралтейской башни. Шпиль заканчивался ангелом-флюгером. В высоту колокольня со шпилем была более 30 метров.
Церковь, отстроенная к 1728 году, в 30-е годы неоднократно горела из-за попадания в нее молний. Службы в ней останавливались, и начиналось ее восстановление. Во время одного из ремонтов, которым руководил архитектор Трезини, были выявлены серьезные проблемы с фундаментом, постепенно уходившим в грунт. Стало понятно, что строительство храма на берегу Невы оказалось ошибкой. Нужно было полностью перестраивать церковь на новом месте.
Третий собор
В третий раз Исаакиевский храм было решено строить подальше от коварной Невы. Новое место для сооружения храма было утверждено самой Екатериной Второй в 1766 году, а строительство доверили придворному архитектору императорского двора итальянцу А.Ринальди.
Строиться храм начал в том же месте, где сегодня и стоит собор. Архитектор разработал проект прекрасного пятикупольного храма, по которому все купола имели сложные рисунки, а вся церковь должна была быть облицована мрамором. Однако, планам лучшего творения Ринальди не удалось осуществиться.
Екатерина Вторая умерла, и архитектор отбыл на родину.
Неосуществленный проект Исаакиевского собора А.Ринальди
Пришедший к власти Павел Первый велел закончить возведение собора архитектору В.Бренне, который из-за недостаточного финансирования существенно изменил первоначальный ринальдиевский проект. Главный купол был уменьшен, от других вообще отказались. А заготовленный мрамор был переадресован Павлом Первым на сооружение своего Михайловского замка.
В результате третий Исаакиевский храм получился с неправильными пропорциями, с мраморным основанием, кирпичными стенами и с одной небольшой главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо, и не соответствовало ни своему статусу, ни общей градоформирующей концепции города.
Вид третьего Исаакиевского собора не соответствовал своему статусу
Особо смелые горожане писали даже эпиграммы о созданном объекте, который «начат мрамором, окончен кирпичом». Для некоторых авторов это плохо кончилось. Так, например, офицера Акимова сослали за эпиграмму в Сибирь, а перед ссылкой он лишился языка. Таким образом, хотя в 1802 году и состоялось освящение собора, всем было ясно, что он требовал новой перестройки.
Проекты четвертого собора
В 1809 году Александр Первый запускает конкурсную программу по проекту сооружения нового храма — красивого, монументального и величественного. Причем, три алтаря прежнего храма должны были быть сохранены как святыня. Это было непременным условием проекта.
Многих известных архитекторов того времени заинтересовал этот архитектурный конкурс. Проекты готовили и А.Захаров, и А.Воронихин, и Дж.Кваренги и т.д., но ни одним из них Александр Первый не заинтересовался.
Тогда председателем Комитета по делам строений и гидравлических работ А.Бетанкуром, впоследствии известным создателем ярмарочного комплекса Нижегородской ярмарки, было предложено императору доверить создание собора О.Монферрану. Поскольку зарисовки нового храма, выполненные начинающим французским архитектором, понравились императору – Монферран получил должность «императорского архитектора».
В 1818 году Монферраном было представлено 24 эскизных проекта нового собора, где сохранились ринальдивские алтари и часть пилонных опор. Новый храм предполагался пятиглавым и с колонными портиками. Один из проектов и был утвержден императором.
Строительство четвертого варианта Исаакиевского собора
Однако, храм на этом проекте представлял собой довольно странное, вытянутое и непропорциональное строение, основанное на заимствовании частей известных сооружений Парижа. Кроме того, уже после начала фундаментных работ, некоторые архитекторы, в частности А.Модюи, высказывались с критическими замечаниями по проекту О.Монферрана. Да и сам архитектор видел явные недочеты первоначального замысла.
Многочисленные заседания комиссии по этому вопросу, решения самого императора, предложения других архитекторов – все эти разбирательства затянулись на годы. Новый переработанный храмовый проект был подготовлен Монферраном к 1825 году.
Сегодняшний собор — результат долгого труда Монферрана над проектом
Данный проект предлагал квадратное решение пространства, очерченное портиками с колоннами и пилонами, на которые должен был опираться центральный купол. Четыре других, ранее предлагаемых главок, были заменены на четыре небольшие квадратные колокольни, установленные на крыше. Общий вид собора стал более органичным, и проект был окончательно утвержден императором.
Особенности строительства последнего собора
Итак, с апреля 1825 года начался процесс созидания самого знаменитого петербургского собора. К этому времени уже был практически готов фундамент сплошной кладки, под который было вбито более 12 тысяч просмоленных сосновых свай, а уже на них покоился 7-метровый гранитно-каменный фундамент.
Одновременно с пятилетними работами по подготовке фундамента, на финском побережье вырубались в каменоломнях гранитные колонны. Это была довольно сложная инженерная и практическая задача. Не менее сложна была и транспортировка по воде уже подготовленных колонн. А доставка колонн от петербургской пристани к месту строительства впервые в России осуществлялась при помощи рельсовых путей.
Вырубка гранитных колонн для Исаакиевского собора под Выборгом
Креативным решением Монферрана была и установка 17-ти метровых колонн до сооружения храмовых стен. Так раньше не делалось. С помощью спроектированных Бетанкуром лесов (причем на подъем каждой колонны существовал отдельно разработанный чертеж) 114-тонные колонны, завернутые в войлок, в течение часа ставились вертикально.
На подъем первой колонны приехала императорская семья, и собралось множество жителей города и иностранцев. Первая из колонн встала на платиновую медаль с портретом Александра Первого. Впоследствии подобный метод подъема колонн был применен Монферраном при сооружении на Дворцовой площади Александровской колонны.
Подъем соборных колон потребовал нестандартного инженерного решения
После установки центральных колонн храма стартовало сооружение пилонных опор и храмовых стен, толщина которых доходила до пяти метров. Параллельно со стеновой кладкой шло мраморное покрытие стен, как с внутренней, так и с внешней стороны. В стенах собора создавались ходы вентиляции, а поддерживать естественное освещение предполагалось при помощи световых галерей.
После установки колонн началось возведение стен собора
Когда стены с пилонами были возведены, начали устанавливаться перекрытия из кирпичных сводов и железного каркаса, которые закрывались искусственным мрамором. К 1837 году купольное основание было смонтировано, и на него стала устанавливаться 24-х купольная колоннада, каждая из колонн которой поднималась вверх по специально разработанной системе.
Для подъема купольных колон было сооружено специальное устройство
После установки купольных колонн началось сооружение самого купола. Чтобы облегчить его вес, он был отлит из смеси металлов, которую составляли чугун, железо и бронза с медью. Это был третий в мире собор с подобным храмовым куполом из металла. По диаметру наружная окружность, составлявшая почти 26 метров, была обшита листами позолоченной меди.
Сооружение металлической конструкции купола собора
Надо сказать, что медь в те времена золотилась с применением ртути, от отравления которой впоследствии скончалось более ста рабочих. Всего же на этой стройке века было задействовано около четырехсот тысяч крепостных и вольнонаемных, почти четверть из которых погибла от несчастных случаев и болезней.
Очень выразительным и монументальным получился фасадный декор собора: фронтонные барельефы, скульптуры 12 апостолов, балюстрады со статуями ангелов, уникальное оформление наружных дверей — все придает гармоничное величие Исаакиевскому храму.
Ежедневно сотни туристов поднимаются сегодня на Колоннаду собора
К 1842 году собор был построен. Финансово это выразилось в 23 миллионах серебряных рублей, человеческие же потери никто не считал. Но это еще не был конец строительства! Впереди предстояли отделочные работы, на которые ушло ни много ни мало – целых 16 лет!
На оформление интерьерного великолепия собора ушло долгих 16 лет
Проект интерьера разрабатывался группой художников и скульпторов, рассматривался Синодом и утверждался императором. В результате дискуссий решили расписывать стены и своды собора маслом по предварительно подготовленному грунту. Однако климатические условия и высокая влажность сводили всю работу художников на нет, и им приходилось заново переписывать отдельные части из-за отваливающейся штукатурки.
В 1851 году было решено постепенно менять масляную роспись на мозаичные панно из смальты, эти работы продолжались практически до Первой мировой войны. Всего было выполнено 62 мозаики, среди них «Тайная вечеря», «Бичевание», «Поцелуй Иуды», «Несение креста» и т.д.
«Тайная вечеря» — одно из мозаичных панно Исаакиевского собора
Западную часть собора украсили сцены из Ветхого завета, а восточную – сюжеты жизнеописания Христа. Окно главного алтаря было украшено изготовленным в Германии витражом с изображением Воскресшего Спасителя.
«Воскресший Спаситель» — витраж алтарного окна
Очень выразительным и монументальным получился фасадный декор собора: фронтонные барельефы, скульптуры 12 апостолов, балюстрады со статуями ангелов, уникальное оформление наружной двери — все придает гармоничное величие Исаакиевскому храму. 30 мая 1858 года — храм освятили и открыли для служб.
Так получилось, что собор явился долгостроем 19 века – он создавался Монферраном на протяжении сорока лет! Существует легенда, что архитектору была предсказана смерть по окончании возведения храма, и, якобы поэтому, архитектор не спешил. Так это или нет, но только зодчий действительно не прожил и месяца после окончательного завершения строительства. Говорят, что процессия с гробом тела Монферрана обошла вокруг его последнего произведения, а затем вдова отвезла его хоронить на родину.
Огюст Монферран — создатель Исаакия
Француз по происхождению и архитектурному образованию Монферран в 1813 году начинает служить в наполеоновской армии, где получает награду – Орден Почетного легиона и повышается в звании, став старшим квартирмейстером. Однако после поражения армии Наполеона в Лейпцигской битве Монферран уходит в отставку.
В 1814 году будущий создатель Исаакиевского собора делает весьма значимый подарок русскому императору Александру Первому, войска которого находились в тот момент в Париже. Подарком был уникальный Альбом архитектурных проектов, среди которых были конные статуи, обелиски, колонны, Триумфальные арки и т.д. Причем кроме удивительных по мастерству рисунков в альбоме была дана даже калькуляция предлагаемых проектов.
Кто мог предположить, что этот архитектор создаст символы Петербурга
Александр Первый высоко оценил уровень начинающего архитектора и Монферран был официально приглашен на работу в российскую столицу – Санкт-Петербург, куда тридцатилетний зодчий и прибыл в 1816 году, чтобы остаться здесь навсегда.
Интересно, что непосредственно Монферраном архитектор стал именно в России. Ведь на самом деле его звали Анри Луи Огюстом Рикаром. Был он не знатного происхождения, а прибыл из города Монферрана, который сегодня стал частью Клермона-Феррана. Так вот, по приезде в Россию архитектор назвал себя Де Монферраном, имея в виду, что он прибыл из этого города. Однако, приставка Де была принята как отсылка к его дворянскому происхождению и постепенно все стали звать его просто Монферраном, почитая за французского дворянина. Надо отметить, что сам зодчий никого ни в чем не разубеждал, и если вначале он ставил подписи как Рикар, то со временем стал подписываться Монферраном.
В Петербурге сохранилась самое первое архитектурное творение Монферрана, мимо которого каждый день ходит множество туристов. Это дворянский доходный Дом Лобанова-Ростовского, сооруженный в классическом стиле напротив Александровского сада в виде равнобедренного треугольника (Вознесенский проспект, 1).
Дом Лобанова — первый архитектурный опыт Монферрана в столице
Одна сторона Дома Лобанова вытянута вдоль Вознесенского проспекта, другая – вдоль Адмиралтейского, а третья – ограждает собой Исаакиевскую площадь со стороны собора.
Одна из сторон дома Лобанова ограничивает Исаакиевскую площадь
Наличие львов у парадного подъезда дало этому дому неофициальное название Дома со львами. Впоследствии в этом здании находилось Военное министерство, а сегодня располагается современный отель. Данное монументальное сооружение положило начало формированию исторического центра Петербурга в районе Исаакиевской площади и дало самому архитектору бесценный опыт строительства на болотистой почве Санкт-Петербурга.
Львы у парадного подъезда сохранились со времен Монферрана
Во время окончания строительства доходного Дома Лобанова-Ростовского Монферран и представил проекты нового Исаакиевского собора, который надумал возвести Александр Первый, и один из этих проектов был утвержден императором.
Впоследствии Монферран создаст еще несколько архитектурных шедевров, ставших сегодня символами Северной столицы – Александровскую колонну и Памятник Николаю Первому. Правда, до установки памятника зодчий не дожил, и работы заканчивал другой архитектор.
Александровская колонна Монферрана — второй символ Санкт-Петербурга
В Нижнем Новгороде находится Спасский Староярмарочный храм, являющийся еще одним архитектурным детищем Монферрана. Дело в том, что в этот период шло мощное строительство торгового российского центра – Нижегородской ярмарки, порученное Бетанкуру, который привлек к проектировочным работам петербургского архитектора. Сооружение нижегородского собора (1818-1822 гг.) шло параллельно с работой над проектом будущего Исаакия, поэтому оба эти храма имеют узнаваемые общие черты.
Спасский Староярмарочный собор — родной «брат» Исаакиевского храма
Спасский Староярмарочный собор практически единственное сооружение, сохранившееся от нижегородского ярмарочного комплекса. В Москве Монферран приложил руку к установке Царь-Колокола на новый массивный постамент. А в Петербурге оформил два зала Зимнего дворца – Фельдмаршальский и Петровский, но эти работы погибли в пожаре 1837 года. Так же архитектор перестроил два дома для фабриканта Демидова, расположенные на Большой Морской улице (43-45), причем один из залов в этих домах был оформлен в виде «малахитового».
Дом на Большой Морской, перестроенный Монферраном для Демидова
Естественно, что все работы французского архитектора щедро оплачивались, и жил Монферран вполне достойно – в достатке, почете и уважении. Кстати, дом, в котором он прожил большую часть своего российского гражданства, также хорошо сохранился, и его при желании можно увидеть на Набережной Мойки. Это дом под номером 86.
А жить и трудится в России Монферрану довелось при трех русских императорах – при Александре Первом, Николае Первом и Александре Втором.
Дом на Набережной Мойки, где долгое время жил Монферран
Хочется обратить внимание на то, что несмотря на сооружение православных российских храмов, сам Монферран был католиком и всю жизнь являлся верным прихожанином Базилики Св.Екатерины на Невском проспекте. В том храме он венчался, в этом же храме он и был отпет. Кстати, на грандиозной свадьбе Монферрана присутствовал будущий убийца Пушкина Дантес.
Из-за католического вероисповедания архитектора Александром Вторым не было дано разрешения на захоронение Монферрана под сводами Исаакиевского собора, как того хотел сам зодчий. Поэтому процессия с гробом тела Монферрана обошла вокруг его выдающегося творения три раза, а затем вдова отвезла его для захоронения на родину – во Францию.
Монферран был прихожанином католической Базилики Св.Екатерины
Еще говорят, что при жизни Монферран собирал коллекцию произведений искусства, которая бесследно исчезла после его смерти.
Архитектор увековечен в бюсте, отлитом из остатков разноцветных отделочных камней, участвовавших в оформлении храма.
Бюст прославленного архитектора находится ныне в Исаакиевском соборе
История Собора после революции
До революционных событий 1917 года четвертый вариант Исаакиевского собора являлся Кафедральным храмом. После октябрьского переворота, как и все российские православные и прочие храмы, собор подвергся разорению и разграблению. В конце 20-х годов храм закрыли, а в начале 30-х годов в нем начал функционировать антирелигиозный музей. Тогда же знаменитые колокола Исаакия, которые когда-то давали сигнал торжественным общегородским праздничным колокольным перезвонам, были сняты и сданы в переплавку.
Исаакиевский собор в 30-е годы
Одним из антирелигиозных экспонатов нового советского музея стал самый большой в мире Маятник Фуко, доказывающий вращение Земли вокруг своей оси. Этот маятник был установлен под главным куполом. Находился он там до 1986 года.
Знаменитый Маятник Фуко можно было видеть в Исаакие до 1986 года
Во время Великой Отечественной войны Исаакий стал хранилищем музейных экспонатов пригородных дворцов, особняков и музеев. Мощные почти 5-метровые стены, выполненные Монферраном на совесть, выдержали многочисленные артобстрелы. Но, тем не менее, собор все же сильно пострадал.
Исаакий переживал блокаду Ленинграда вместе с его жителями
В конце 50-х храм открылся в качестве Музея-Памятника, каковым он и остается по сей день. Сегодня Исаакий как музей объединяет несколько объектов, в том числе и Храм Спаса на крови.
В начале 90-х годов Исаакиевский собор вновь становится действующим, т.е. музей и епархия договорились о совместной деятельности. В начале нынешнего 21 века началась долгожданная реставрация фасадной части храма. Но впереди еще предстоят большие работы по реставрации храмовой скульптуры и внутреннего интерьера.
Архитектурные особенности собора
Внешнее оформление
Исаакиевский собор, без которого сегодня просто невозможно представить себе центр Санкт-Петербурга, является очень сложной и монументальнейшей архитектурной конструкцией. Его основные размеры (высота, ширина, длина) составляют практически 100 и более метров. В самом храме сегодня можно увидеть деревянную модель этого сооружения (автор М.Салин) и внимательно рассмотреть ее со всех сторон.
Деревянный макет Исаакиевского собора выполнен М.Салиным
Вытянутый с востока на запад прямоугольник украшен со всех сторон портиками с колоннами. Однако центр собора являет собой квадрат, форму которого подчеркивают прямоугольные купола колоколен с золочеными главками. В центре композиции находится цилиндр барабана, также обрамленный колоннами, который венчает золотой массив купола, заканчивающийся восьмигранным световым фонарем.
Вся ступенчатая композиция архитектурных завершений создает ощущение динамичности и устремленности вверх. А светло-мраморная облицовка стен в сочетании с темным гранитом колонн портиков и золотом куполов добавляет настроение парадности и торжественности.
Устремленный вверх Исаакиевский собор доминирует в этой части города
Парадными входами являются южный и северный фасады, которые украшены массивными колоннадами. Западный и восточный фасады более скромны – в них находится всего по восемь колонн.
Колоны западного фасада собора
Отличительной особенностью Исаакиевского собора является большое количество декоративных скульптур. Более 350 скульптурных изваяний, выполненных лучшими мастерами 19 столетия – П.Клодтом, Н.Пименовым, А.Логановским, И.Витали и т.д. — являются декоративным украшением собора. Кроме статуй собор украшен рельефами, барельефами, фронтонными композициями и удивительным пластичным убранством соборных дверей.
Можно много рассуждать об избыточности и тяжеловесности декоративной составляющей собора, но сегодня она является его неотъемлемой частью, придает пышность и особые акценты всему архитектурному облику.
Ангелы, апостолы и евангелисты Исаакия стали неотъемлемой частью Питера
Фронтальные треугольники портиков посвящены евангельским сюжетам. Например, фронтон южного портика представляет нам работу И.Витали «Поклонение волхвов», по центру которой находится Дева Мария с Младенцем. Витали является и автором восьми апостолов, находящихся по краям всех портиковых фронтонов, а также четырех Евангелистов, размещенных в верхних фронтонных углах. Южный фронтон венчает фигура Евангелиста Матвея, а окружают его апостолы Андрей Первозванный и Филипп.
«Поклонение волхвов» южного фронтона является работой И.Витали
Большинство скульптур и рельефов выполнены из бронзы. Но часть скульптурного декора является результатом метода гальванопластики. Например, северный фронтон «Воскресение Христа» выполнен известным французским скульптором Ф.Лемером именно этим технологическим методом.
Интересно и оформление рельефа западного фронтона, выполненное также И. Витали. Сюжет этого фасада посвящен Исаакию Далматскому, который благословляет императора Феодосия.
Исаакий Далматский и император Феодосий на западном фронтоне
Несмотря на академические каноны в изображении данного сюжета, здесь можно увидеть реальные лица современников, например князя П.Волконского и Президента Художественной академии А.Оленина. Наибольший интерес вызывает в этой композиции изображение самого Монферрана, держащего в руках модель Исаакиевского собора.
Среди фигур фронтона можно увидеть и самого Монферрана с макетом собора
Особое внимание посетителей привлекает декоративное оформление дверей, которое является удивительным произведением искусства. Например, великолепные Наружные двери южного фасада, выполненные И.Витали по рисункам и эскизам О.Монферрана из дуба и бронзы, можно рассматривать очень долго. Ведь здесь находятся и отдельные сюжетные композиции, как «Бегство в Египет», фигуры ангелов и Святых Александра Невского и Архангела Михаила. А наддверный проем украшает многофигурный горельеф «Сретение Господне».
Одна из Наружных дверей Исаакиевского собора
Западные Наружные двери украшены «Нагорной проповедью» с Иисусом Христом, объясняющим людям азы христианства. А на створках присутствуют сюжеты «Воскрешения Лазаря», апостолы Петр и Павел и т.д.
Восточный фасад храма интересен тем, что он является сохранившейся частью третьего собора с неприкосновенным алтарем. Здесь нет Наружной двери, а фронтон содержит изображение сюжета из Жития Св.Исаакия о его встрече с императором Валентом.
Колокола собора вернулись на колокольни совсем недавно
Уничтоженные в советские годы колокола были воссозданы совсем недавно и заняли свои места в колокольнях.
Внутреннее оформление
Осмотрев наружное убранство собора, его удивительные двери, потрясающие фронтоны, окна, колонны и облицовку, туристы покупают билеты и заходят в завораживающий полумрак этого монументальнейшего храма. Попав на его 4-х тысячеметровое пространство, все замирают в восхищении, не зная, куда смотреть в первую очередь.
Великолепие внутреннего убранства собора завораживает с первых минут
Дело в том, что с первой минуты посетителей поражает большое разнообразие и красочность отделочного материала, богатство оформления и наличие непривычных в православном храме скульптур. Наличие такого количества цветного отделочного камня, как в Исаакие, нет больше ни в одном храме. Здесь мы видим во всем великолепии малахитовые и лазуритовые колонны, разнообразные граниты и мраморы, порфит и шунгитовый сланец. Между разноцветными колоннами находится стенная роспись, состоящая более чем из ста сюжетов. Есть здесь и сланцевая мозаика (более 60 экз) и картины маслом (более 50 экз).
Бронзовые и медные скульптуры покрыты золотом, которого на оформление соборного интерьера ушло более 400 кг! Покрыты золотом капители, фигурные окончания колонн и пилястр, балюстрады и ажурные решетки, фрагменты иконостасов и Царских врат. Поначалу все это великолепие кажется несколько аляпистым и избыточным, но при неторопливом рассмотрении отдельных деталей, росписей и скульптур, поражаешься удивительному мастерству строителей.
В изобилие росписей и декоративных элементов — уникальность Исаакия
Вся территория храма поделена пилонными рядами на три части – нефа – два доковых и один центральный. Над центральным нефом, опираясь на четыре мощных пилона, находится барабан центрального купола с арочными окнами. Здесь расположены скульптуры, и эта часть выдержана в классическом ключе.
В убранстве многочисленных соборных сводов преобладает стиль барокко. А огромные массивные двери в сочетании дуба и бронзы с рельефами И.Витали переносят нас в эпоху Ренессанса. Даже пол, выложенный разноцветными плитками рускеальского и тивдийского мрамора, является уникальным произведением искусства.
Мраморные плиты Исаакиевского собора поражают разнообразием цветов
Особое внимание посетителей вызывает внутреннее оформление дверей, также как и наружное оно выполнено из дуба и бронзы. Южные двери посвящены святым русским князьям – Владимиру Киевскому и Александру Невскому. На Северных дверях сюжеты из жития Исаака Далматского и Николая Мирликийского. Большие Западные двери посвящены сюжетам жизнеописания апостолов Петра и Павла.
Декоративное оформление Северной внутренней двери собора
Живопись и скульптура
Живописные полотна храма, выполненные известными художниками, такими как братья Брюлловы, Ф.Бруни, В.Шебуев, Т.Нефф, Н.Майков и другими, расположены во всех храмовых сводах, в куполах, на аттике, в иконостасе. Практически все картины выполнены в сочетании красного, желтого и синего тонов и являются академическим апофеозом одного персонажа.
Богородица с Младенцем. Т. Нефф. 1847 год. Масло
Техника масляной росписи была очень сложна. Сначала штукатурка покрывалась горячим масляным грунтом, затем затиралась пемзой, после чего стены грунтовались масляными белилами. Общая концепция интерьерной живописи была разработана Монферраном с учетом пожеланий Синода и утверждена Николаем Первым. Отдельные эскизы полотен проходили обязательное утверждение Синода, Света Академии художеств и императора. А все художественное оформление контролировал ректор Художественной академии В.Шебуев.
Сюжетам Ветхого завета отведена западная часть собора, а темам Евангелия – восточная. Доминантой художественной композиции является круговая роспись плафона главного купола «Богоматерь во славе», осуществленная самим К.Брюлловым. Здесь присутствуют Богоматерь с Крестителем, святые покровители Дома Романовых и ангелы. Особый эффект данному полотну придают широкие световые просветы окон барабана.
Роспись плафона главного купола стала последней работой К.Брюллова
С 1851 года из-за плохого влияния повышенной влажности местного климата на живописные полотна храма масляная живопись стала заменяться на мозаичную, которая выполнялась из смальты (смеси стекла и металлов).
Мозаичное изображение Св.Луки в Исаакиевском соборе
Внутренняя скульптура, созданная методом гальванопластики И.Витали с помощниками, распложена на иконостасах, в купольном барабане и на сводах. Очень роскошно смотрятся 12 ангелов, украшающих барабан главного купола. Это ангелы Веры, Радости, Спасения, Добродетели и т.д. Есть здесь и фигуры Архангелов Михаила и Гавриила.
Скульптуры ангелов главного купола выполнены И.Витали
Иконостасы
В соборе имеется три иконостаса. За главным иконостасом расположен алтарь, за двумя боковыми предел Св.А.Невского и предел Св.Екатерины. Главный иконостас длиной 45 и шириной 25 метров выполнен в виде классической трехчастной триумфальной арки, расположенной на небольшом возвышении солеи и обрамленной балюстрадой.
Центральное место занимают золоченые Царские врата из бронзы, декорированные орнаментами и мозаичным сюжетом «Благовещения». Есть здесь и изображения Евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, также выполненные в мозаичной технике. Особую нарядность и смысловой акцент главному иконостасу придают десять малахитовых и две лазуритовые колонны.
Фрагмент главного иконостаса собора. Левая сторона
Эти колонны не являются цельными каменными изделиями. Они выполнены очень сложным способом наклейки тонких каменных пластинок на металлическую основу при помощи горячей восковой и канифольной мастики. Малахитовые и лазуритовые пластинки подгонялись по рисунку, швы между ними затирались и готовые изделия полировались.
Малахитовые колонны составлялись из тонких каменных пластин
В трех ярусах иконостаса основными образами являются Богоматерь с Младенцем, Христос и Исаакий Далматский. Остальные образы являются покровителями правящей царской династии. Скульптурная группа «Христос во славе» выполнена П.Клодтом, автором известных конных композиций Аничкова моста.
Особое очарование иконостасу придает монументальное витражное оконное изображение Воскресшего Иисуса (выполненное по рисунку Гесса), расположенное в запрестольной части алтаря. Это изображение видно только при открытых Царских вратах. Оторвать взгляд от пурпурного плаща с золотым орнаментом удается не сразу.
Витражное изображение Иисуса — одна из достопримечательностей собора
Данный витраж, считающийся одним из крупнейших в Европе, создает реальное ощущение того, что Христос вплывает на облаке в храм и вот-вот ступит на его мраморный пол.
Малые иконостасы пределов А.Невского и Св.Екатерины более скромны в оформлении, но также украшены живописью, мозаикой и скульптурой. Скульптурные композиции малых иконостасов – «Воскресение» в пределе Св. Екатерины и «Преображение» в пределе А.Невского выполнены Н.Пименовым.
Иконостас Предела Св. Екатерины в Исаакиевском соборе
Как добраться. Режим работы собора
Находится самый знаменитый собор Санкт-Петербурга на Исаакиевской площади, в самом центре исторической составляющей города. От Московского вокзала по Невскому проспекту или из любой другой точки города на общественном транспорте нужно добраться до Дворцовой площади, а транспорта сюда идет очень и очень много.
От Зимнего дворца и Александровской колонны, являющейся еще одним знаменитым детищем Монферрана нужно двигаться мимо Адмиралтейства через Александровский садик или вдоль него по Адмиралтейскому проспекту, ориентируясь на купол собора. Можно пройти или проехать с Невского проспекта и по Малой Морской улице, идущей параллельно Адмиралтейскому проспекту.
Исаакиевский собор находится в самом историческом центре Петербурга
При передвижении на метро, ближайшей остановкой к собору является станция «Адмиралтейская».
Сегодня этот знаменитый на весь мир православный действующий храм, как уже упоминалось, является Государственным музеем, который открыт для посещений в летний период с 10.30 до 22.30, а в осенне-зимний период с 10.30 до 18.00. Среда – выходной день.
Посещение музея «Исаакиевский собор» платное. Цена полного билета составляет 350 рублей. Подъем на колоннаду высотой 43 метра, откуда открывается великолепная панорама города, осуществляется за отдельную плату (200 рублей). Но при посещении и Собора и Колоннады можно взять единый билет. Однако, эта система актуальна только до 18.00.
Расписание посещений Исаакиевского собора на летний период 2019 года
Надо иметь в виду, что посещение Исаакиевского собора с 18 до 22 часов считается Вечерним музеем и функционирует только в летний период. Вечернее посещение не предполагает льгот и составляет 400 рублей на посещение каждого объекта отдельно (Собора и Колоннады). Кстати, в музее можно заказать экскурсионное обслуживание или взять аудиогид (200 руб.).
Подъем на Колоннаду Исаакия оплачивается без льготных скидок
Кроме того, в соборе находится несколько сувенирных киосков с весьма интересной продукцией. Здесь можно приобрести памятные сувениры с символикой Исаакиевского собора, иконки с соборным благословением, брошюры с описанием собора и его истории и т.д. А еще здесь можно посмотреть фильм об истории создании собора и увидеть деревянные макеты всех четырех вариантов данного сооружения.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Отзывы туристов
Войдите, чтобы оставить свой отзыв.
Читайте также:
Содержание
- 1 Предшественники современного храма
- 1.1 Первая церковь
- 1.2 Вторая церковь
- 1.3 Третья церковь
- 2 Инженерное чудо
- 2.1 Особенности строительства
- 2.2 Работа с куполом храма
- 2.3 Долгострой XIX века
- 3 Фасад храма
- 3.1 Северный фасад
- 3.2 Западный фасад
- 3.3 Южный фасад
- 3.4 Восточный фасад
- 4 Интерьеры храма
- 4.1 Иконы
- 4.2 Стены и окна
- 4.3 Алтарь и иконостас
- 5 Советский период храма
- 6 Видео: Экскурсия по Исаакиевскому Собору
Собор преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор) – крупнейший православный храм Северной столицы, красивейшее купольное здание мира, музей-памятник, открытый для посещения, главная достопримечательность Санкт-Петербурга и выдающийся пример русской религиозной архитектуры.
Храм расположен на Исаакиевской площади, относящейся к архитектурному ансамблю центральных площадей Санкт-Петербурга, в который входит Сенатская, Адмиралтейская и Дворцовая площади.
Предшественники современного храма
Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.
Первая церковь
По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.
Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.
Вторая церковь
Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.
Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.
Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.
До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.
Третья церковь
Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.
Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.
Инженерное чудо
В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.
Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.
Особенности строительства
При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.
В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.
В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.
Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.
Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.
Работа с куполом храма
Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.
Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.
400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.
Долгострой XIX века
Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.
Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.
Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.
Фасад храма
Собор представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу – колокольня. Стены с колоннадами и портиками, изготовленными из цельного гранита. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн неодинаковых размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором.
На углах и вершинах фронтонов статуи 12 святых апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа. Вершины увенчаны статуями евангелистов, авторов первых 4 книг Нового завета об учении и жизни Христа. По углам собора коленопреклоненные ангелы держат в руках факелы, в которых до 1917 года зажигали газовые горелки, что потрясало воображение прихожан. Напротив собора, в центре Исаакиевской площади, установлен памятник императору Николаю I.
Главный колокол украшен обликом Исаакия и пятью медальонами с изображением русских государей – от Петра I до Николая I. Фасадный декор смотрится выразительно и монументально: фронтонные барельефы, статуи ангелов, оформление наружных дверей подчеркивают величие Исаакиевского собора. Каждая из архитектурных деталей храма глубоко символична. Фасады украшены неповторимыми скульптурными сюжетами.
Северный фасад
Северный фасад демонстрирует воскресение Христа. В центре рельефного фронтона – поднявшийся из гроба Христос, справа и слева – ангелы, а за ними – перепуганные стражники и потрясенные женщины. Углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. На дверях и нишах – рельефные изображения святых и сцен из библии.
Апостол Петр – с ключами от врат Царства небесного. Он исцелял расслабленных и воскрешал мертвых, шел по волнам моря вместе с Иисусом. Свою веру доказал мученической смертью: при императоре Нероне его распяли вниз головой.
Апостол Павел – с мечом, символом ревностного служения Иисусу Христу. Совершил немало чудес и претерпел много страданий: в Риме при императоре Нероне апостолу отрубили голову.
Евангелист Иоанн, по преданию, завещал ученикам, чтобы погребли его живым, что и было исполнено. Вскоре могилу вскрыли, но тела апостола там не оказалось – подобно Иисусу Христу он воскрес из мертвых.
Западный фасад
На западном фасаде – барельефная сцена встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, символ единения небесной и мирской власти. В лице Феодосия изображен император Николай I, императрица Александра Федоровна – в лице жены Феодосия, а митрополит Серафим – в лице Исаакия Далматского. Тут и сам Монферран, держащий в руках свое детище-храм.
Дополняют оформление скульптуры апостолов Фомы, Марка и Варфоломея. Фома с удивленным выражением лица: он склонен к маловерию, в воскресенье Христа поверил, только дотронувшись до него. Варфоломей изображен с крестом и скребком, которым с него содрали кожу и повесили вниз головой. Евангелист Лука изображен со львом, символом мудрости и отваги. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.
Южный фасад
На южном фасаде – рельефная сцена «Поклонение волхвов». В центре – Мария с младенцем, сидящая на троне, ее окружают пришедшие на поклон волхвы. Справа около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. Слева – ребенок, в руках которого ларец с подношениями.
Скульптуры апостолов Андрея, Матфея, Филиппа и сцены из Нового завета украшают фасад. Андрей проповедовал учение Христа во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, в виде буквы Х, который с тех пор называют Андреевским. В России он считается покровителем флота. При Петре Великом учредили Андреевский флаг и Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Рядом с Андреем – апостол Филипп, скромный и незаметный, проповедовал Евангелие в Скифии и принял смерть, распятым на кресте. Евангелист Матфей – с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов. Принял мученическую смерть за Христа: избив камнями, его обезглавили.
Восточный фасад
Восточный фасад, выходящий на Невский проспект, украшен барельефом императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель, за что Исаака сковывают цепями и отправляют в тюрьму.
На фронтонах – скульптуры апостолов Луки, Иакова, Симона. Иаков – брат евангелиста Иоанна, решительный и непобедимый в вере, он пострадал быстрее прочих. Его обезглавили в Иерусалиме.
Симон, брат Андрея, изображен с пилой в руках – символом мучений, которые испытывали апостолы. Евангелист Лука изображен с тельцом, символом святости завета. Проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, принял мученическую смерть, распят на оливковом дереве.
Интерьеры храма
Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.
Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.
Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.
Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.
Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.
Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:
- Тайная вечеря;
- Бичевание;
- Поцелуй Иуды;
- Несение креста.
Иконы
Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».
Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:
- Рождение Богоматери;
- Сошествие Святого Духа на апостолов;
- Вознесенье Господне;
- Введение Богоматери в храм;
- Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
- Иисус посылает свой образ Авгарию;
- Покров Пресвятой Богородицы.
Стены и окна
Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.
Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.
Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.
Алтарь и иконостас
В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.
Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Советский период храма
В 1918 году собор передали в ведение народного комиссариата. В 1922 году изъяли все ценности – 48 кг золота, 2 тонны серебра. В апреле арестовали протоиерея, а здание передали Главнауке. В 1931 году в Исаакиевском соборе открыли антирелигиозный музей.
Во время Великой Отечественной войны собор серьезно пострадал, в его подвалах хранились ценности из пригородных дворцов.
В 1963 году завершилась послевоенная реставрация. Музей атеизма перенесли в Казанский собор. В центр купола возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здание собора в ведении Русского Музея. Здесь бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней, что использовали при строительстве храма.
В 1990 году в храме совершил Божественную Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.Сегодня богослужения проводятся регулярно по воскресеньям и праздничным дням. Стоит вопрос о передаче собора русской православной Церкви.
Видео: Экскурсия по Исаакиевскому Собору
Загрузка…