Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

  • Энциклопедия
  • История
  • Искусство Древнего Египта

Египет имеет богатую историю и культуру. Прежде всего Египет ассоциируется с фараонами  и древними пирамидами, которые поражают своим величием. Правление фараонов очень повлияло на развитие искусства в Древнем Египте. Правители Египта оставили после себя большое количество древних произведений. Фараоны являлись главной фигурой в древнем Египте, им поклонялись и почитали. На развитие искусства древнего Египта повлияла культура многих государств, в руки которых переходило правление над данной страной. Арабский халифат значительно повлиял на развитие искусства. Во время правления халифата были возведены мечети, дополняющие архитектуру Древнего Египта. Арабы возвели древнейшую столицу Египта — Каир, которая также являлась центром зарождения культуры.

Чудеса архитектуры древнего Египта

Самой главной архитектурной достопримечательностью Египта считаются пирамиды. Самые известные пирамиды расположены в городе Гиза. Построены они были в 3 тыс. до н.э. Египетские пирамиды входят в  чудеса света  и сохранились до наших времен. Самой высокой пирамидой считается пирамида Хеопса, ее высота составляет 150 м, а самой древней пирамидой -пирамида Джосера. Охраняет долину пирамид Большой Сфинкс, который был высечен из скалы. Сфинкс изображен с телом льва и лицом человека. Пирамиды строили из каменного известняка, который добывали в горах. Для египтян пирамиды являлись олицетворением солнца.  Пирамида была гробницей фараонов, в которых хранилось большинство ценностей. Архитектура представлена также храмами и   дворцами. Мечети в Египте служили в качестве оборонительных сооружений.

Живопись Египта

О живописи Древнего Египта можно говорить благодаря росписям на стенах гробниц, дворцов, храмов. На изображениях показывали  жизнь людей, рисовали пейзажи и мир животных. Также на деревянных дощечках рисовали портреты фараонов. Эти дощечки использовали при захоронении, вкладывали в руки мумии фараона. Египтяни верили, что рисунки оживают в загробном мире.

Литература Древнего Египта

Литературные произведения был представлены баснями, сказками, молитвами. Автор оставался неизвестным, в основном египетский народ выступал в лице автора. Литература имела религиозный и магический смысл. С помощью таких литературных произведений как повествование прославляли фараонов. Они содержали советы о различных сферах жизни людей.

Скульптура Египта

Скульптуры создавались больших размеров из камня в виде сфинксов, древних богов и фараонов. Сфинкс у Египтян олицетворял хранителя древних знаний. Создание скульптур являлась  также важной частью архитектуры Древнего Египта.  Скульптура обеспечивала посмертное существование умершему в загробном мире.

Ювелирное искусство Египта

Египетские ремесленники создавали уникальные шедевры. из различных металлов, стекла, горного хрусталя, керамики. Создавали ювелирные украшения из золота и серебра, украшали самоцветами. Серебро являлось наиболее ценным, чем золото для египтян. Серебро связывали с мистерией и таинствами. Посуду из хрусталя египетские мастера украшали рисунками различных зверей. Из бронзы делали сосуды в виде птиц и животных. Тонкие невесомые ткани имели большую популярность среди египтян.

Культура Древнего Египта одна из древнейших в мире. Она отличается своей самобытностью, неповторимостью и  загадочностью. Самые ценные артефакты сохранились до наших дней, которые передают все то непередаваемое богатство народа Древнего Египта.

Вариант №2

В этой статье будет представлена общая характеристика искусства, созданного в Древнем Египте.

  1. Египетские пирамиды. Это одни из самых древнейших построек Египта. На данный момент, было насчитано более 150 пирамид. Раннее, они использовались как гробницы для различных фараонов Древнего Египта.
  2. Большой сфинкс. Одна из самых древнейших скульптур, до сих пор находящихся в Египте с древних времен. Была сделана из монолитной скалы в виде огромного льва, грациозно лежащего на песке, а лицо его имело сходство с фараоном. У народа Древнего Египта была вера в то, что сфинкс влияет на уровень разлива Нила – самой величественной реки. Также, сфинкс был талисманом плодородности полей.
  3. Пирамида Хеопса. Хеопс – второй фараон четвертой династии. Всем жителям, он запомнился жестким и никого не щадящим правителем. Пирамида, построенная в его честь – главная заслуга. Это одно из семи чудес света, сохранившихся на нашей планете.

Архитектура времен Древнего Египта

В древние времена, в Египте, правителем считался сын Бога Ра. Это повлияло на основные сооружения – гробницы. Создание их превысило отметку в количестве ста единиц, над которыми старались не только рабы, но даже и крестьяне. Создание пирамид в Древнем Египте свидетельствует о том, что на высоком уровне было развито архитектурное направление и точная наука.

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные постройки Древнего Египта имели яркую и символическую раскраску. Таким образом, на гробницах, создавались особые картины, которые могли означать путешествие в мир, находящийся под нами – ад. Изображения наносились с помощью особой краски, созданной руками египтян. Сверху изделие покрывалась смолой для того, чтобы рисунок мог прослужить долгое время. Картины создавались для того, чтобы покойнику легче жилось в загробном мире. Также, разукрашивались и различные статуэтки, малых и больших размеров.

5, 8 класс кратко

Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта

Популярные темы сообщений

  • История театра (история возникновения)

    Театр – это особый вид деятельности человека. Главным элементом этой деятельности является игра, которая сопровождается музыкой, танцами и песнями. В переводе с греческого языка слово «театр» переводится как «место для зрелищ».

  • Астрономические и календарные времена года

    В календарный год входит двенадцать месяцев. В средних широтах повсеместно применяется, календарная разбивка года на четыре равных друг другу периода. Почти все государства, в том числе и Россия, пользуются календарем,

  • Вред алкоголя на организм человека

    Сегодня любой специалист из сферы здравоохранения может рассказать какой отрицательный эффект на организм способно нанести употребление алкоголя. Данная проблема очень актуальна, ведь этой пагубной привычке подвержены не только взрослые,

  • Кактус (пустынное расстение)

    Природа запаслась большим запасом кактусов, которые смогли приспособиться выжить, казалось бы, в достаточно трудных климатических условиях. Человеку известно огромное количество самых разнообразных видов этого растения. Они могут жить долгие

  • Византийская архитектура

    Византийская архитектура всегда привлекала многих людей и вела свое бурное развитие в период с шестого по тринадцатый век. Это связано с тем, что она невероятно красивая. Все постройки оказались могущественными из-за того,

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й
урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по
курсу истории Древнего мира)

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • звуковые колонки,
  • экран,
  • авторская презентация “Искусство
    Древнего Египта” (Power Pont). (Презентация
    содержит фото и аудио материалы. Переключение
    слайдов осуществляется вручную, отдельные
    элементы содержат анимацию. Возможно
    использование презентации через программу
    мультимедийной доски (StarBoard)).

Учебные пособия:

  • учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой
    “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”, 2002;
  • атлас по истории Древнего мира, М.: Федеральное
    агентство геодезии и картографии.

Цели и задачи урока: В ходе изучения нового
материала у учащихся должно сложиться
представление об уникальности памятников
культуры Древнего Египта.

Ознакомить учащихся

  • с первыми в мире монументальными постройками из
    камня (пирамиды и храмы Древнего Египта);
  • с особенностями древнеегипетских скульптуры и
    живописи.

Продолжить

  • формирование навыков учащихся получать
    информацию от исторической карты, давать
    словесное описание местоположения объекта на
    карте;
  • формирование навыков, соотнесения года с веком,
    установления по дате, сколько времени отделяет
    от нас событие, произошедшее до нашей эры.
  • формирование умений анализировать визуальные
    образы.

Способствовать

  • пробуждению и поддержанию интереса учащихся к
    памятникам культуры древних народов, пониманию
    необходимости сохранять культурное наследие;
  • расширению кругозора учащихся и формированию у
    них эстетического вкуса.

План.

  1. Первое из чудес света.
  2. Храмы – жилища богов.
  3. Особенности работы древнеегипетских
    художников и скульпторов:

    • портретная скульптура
    • изображения на стенах гробниц и храмов
    • правила для всех художников и скульпторов
      Египта.

Ход урока

Слайд 1 (Приложение 1)

(Приложение 1)

img1.jpg (18961 bytes)

Учитель называет тему урока и обращает
внимание учащихся на фотографию скульптуры
египетского писца, которая является одним из
символов Древнего Египта.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему
урока.

Уместно вместе с учащимися вспомнить, какие
виды искусства они знают.

Учитель отмечает, что сегодня на уроке речь
пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи.

Задание для учащихся:

Прослушайте и просмотрите рассказ о египетских
пирамидах. После него вы должны будете ответить
на ряд вопросов.

Слайд 2. (Приложение 1)

img2.jpg (21038 bytes)

Фотографии на 2 и3 слайдах появляются
последовательно в соответствии с текстом
звукового файла. Запуск и остановка звукового
файла осуществляется вручную.

Текст звукового файла:

“Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса (На
слайде фотография пирамиды Хеопса)
. Она была
построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её
создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота
этой пирамиды 147 м. Это соответствует
современному зданию высотой около 50 этажей.
Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена
из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30
т. (На слайде появляется фотография кладки
пирамиды).
Они ничем не скреплены и держатся на
месте силой собственной тяжести. Даже в наше
время невозможно объяснить ту невероятную
точность, с которой древние египтяне
обрабатывали и ставили один на другой эти
каменные блоки. Зазоры между ними не превышают
полмиллиметра.

Неприметный вход на северной стороне пирамиды
ведет в тесный коридор. (На слайде появляется
фотография узкого коридора, ведущего вглубь
пирамиды)
. Пройдя по нему, можно попасть в
маленькую тесную скрытую в глубине пирамиды
погребальную камеру. Там находится гранитный,
давно пустой саркофаг фараона. По Вентиляционной
системе в комнату поступает сухой воздух
пустыни, который долгие годы способствовал
сохранению мумии фараона.

Слайд 3. (Приложение 1)

img3.jpg (23596 bytes)

Древние греки считали пирамиды первым из семи
чудес света, так как по сравнению с ними
постройки самих греков и архитектурные строения
последующих эпох кажутся карликами рядом с
пирамидой Хеопса, основание которой в два раза
больше ширины Красной площади в Москве.

Пирамиды составляли центр огромного
погребального ансамбля с поминальными храмами и
маленькими пирамидами царских родственников и
приближенных. Считалось, что эти люди должны
находиться рядом с ним и после смерти”.

По завершении звукового файла учащиеся
отвечают на вопросы:

  • Почему древние греки считали египетские
    пирамиды чудом?
  • Можно ли говорить, что и сегодня они сохраняют
    свою славу “чуда света”? Приведите аргументы,
    чтобы доказать своё мнение.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Египетские пирамиды – первое из чудес света.

Отвечают на вопросы:

  • Когда была построена пирамида Хеопса?
  • Переведите века в годы. Каким годом начинается
    XXVII век?

Слайд 4 (Приложение 1)

img4.jpg (28777 bytes)

Учащиеся выполняют задания:

  • Найдите и покажите на карте район пирамид.
  • Как вы догадались, что это именно то место, о
    котором вас спрашивают?
  • Определите словами, где находится долина
    пирамид.
  • Каким знаком на карте отмечены места
    каменоломен?
  • Где находится ближайшая к долине пирамид
    каменоломня?

Рассказ учителя.

Ученым постепенно раскрывалась тайна
возведения пирамид. Теперь полагают, что
пирамиды, вероятнее всего, строились так. На
правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса
тысячи людей были заняты добычей
тонкозернистого известняка. В окрестностях
Асуана и сейчас существуют древние каменоломни,
на территории которых найдено много готовых
блоков. Как оказалось, это был брак.

Обработанные блоки на лодках перевозили на
другой берег Нила. Дальше их везли по специально
проложенной дороге. У подножия будущей пирамиды
лицевую сторону блоков тщательно шлифовали
(делали гладко), используя для этого песок и воду.

Вы видите реконструкцию строительства
пирамиды.

Чтобы поднять блоки, египтяне строили из
кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъёма
около 15 градусов. По мере того как пирамида
сооружалась, насыпь удлиняли. По этим насыпям
камень тащили вверх на деревянных санях.
Археологи обнаружили остатки таких саней. Для
уменьшения трения трассу постоянно смачивали
водой, так что полозья легко скользили по грязи.
Затем с помощью деревянных рычагов блоки
устанавливали на место.

Пирамида возводилась на известняковом массиве,
т.е. все пирамиды стоят не на песке, а на камне.
Именно поэтому они не ушли в песок от собственной
тяжести.

Слайд 5 (Приложение 1)

Рядом с пирамидами находится знаменитый
лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы
изображение льва с человеческим лицом.

img9.jpg (24831 bytes)

Рассказ учителя.

Длина большого сфинкса 57 м., а высота — 20 м. Уже в
глубокой древности сфинкса засыпали пески.
Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды
после охоты задремал в его тени и услышал голос
каменного исполина. Сфинкс попросил освободить
его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос
исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс
плитой с рельефом и надписью, повествующей об
этом событии.

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.

У современного человека эта фигура вызывает
ощущение спокойной силы.

Сфинкс, как и пирамиды, является символом
египетской культуры.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Пирамида Хеопса построена около 2600 г. до н.э.

Выполняют задание:

  • Начертите в тетради “линию времени”.
  • Подсчитайте, каков приблизительный возраст
    пирамиды в годах и веках.
  • Чему могли бы поучиться современные строители у
    древних египтян?

Один из учащихся работает у доски или
комментирует свои действия с места, остальные
работают в тетрадях.

Слайд 6 (Приложение 1)

img5.jpg (68763 bytes)

Учащиеся рассматривают рисунок нашего времени
“Жрецы выносят из храма статую бога”. И отвечают
на вопросы:

  • Как выглядит местность, где расположен храм?
  • Можно ли сказать, что храм был грандиозной
    постройкой? Обоснуйте своё мнение.

Далее учитель или умеющий хорошо читать ученик
читает вслух текст учебника (п. 2 Храмы – жилища
богов.)

Текст учебника:

“Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, —
два ряда сфинксов, фантастических существ с
телом льва и головой человека или барана. По обе
стороны ворот возвышаются массивные башни,
украшенные рельефами. Перед ними высечены из
гранита огромные фигуры фараона, восседающего на
троне. У входа стоят обелиски – каменные “иглы
фараонов”. Их остроконечные вершины, покрытые
золотом и серебром, ослепительно сверкают в
солнечных лучах.

За воротами – широкий двор, окруженный
колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с
рядами колонн. Высоко вверх возносятся их
могучие стволы. За главным залом в глубине храма
находится самое скрытое и таинственное
помещение. Только жрецы и фараоны вправе
проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина
храма. В дни праздников в честь бога жрецы на
плечах выносили его статую во двор храма, где их
встречала толпа народа. Затем процессия медленно
двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог
плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их
жилищах-храмах. По завершении празднества статую
возвращали на место – в глубину храма”.

Учащиеся выполняют задания:

  • Покажите на рисунке “иглы фараона”. Как на
    языке архитектуры называются эти постройки?
  • Покажите на рисунке колонны.

Учащийся читает вслух дополнительный материал
к параграфу “Фараон и царица Нефертити” (стр. 55).

Текст учебника.

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы
пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но
однажды в 14 веке до н.э. фараон Эхнатон восстал
против власти жрецов Амона. Он объявил
единственным богом сияющий солнечный диск
(по-древнеегипетски Атон). Каждый луч солнца –
рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон
ласкает маленькими ладонями все живые существа.
Фараон построил целый город, названный именем
этого бога, _ Ахетатон (“горизонт Атона”).

Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули
себе прежние права. Город Атона был забыт и
превратился в развалины. Фараоны вновь стали
поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о
правлении своенравного фараона, глядя на портрет
его прекрасной жены и помощницы – царицы
Нефертити.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Найдите на карте Древнего Египта город
    Ахетатон. Опишите словами его местоположение.
  • Вспомните, что называется мумией.
  • Почему из тела умершего фараона или вельможи,
    делали мумию?

Слайд 7 (Приложение 1)

img7.jpg (17476 bytes)

Рассказ учителя.

Согласно верованиям египтян, душа умершего
время от времени возвращается из царства Осириса
и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в
гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и её
загробная жизнь прекратится. Однако мумия
недолговечна, поэтому в гробницу ставили
каменную или деревянную статую умершего, в
точности воспроизводящую его облик. Верили, что
душа может вселиться в статую, если мумия не
сохранится.

На голове царицы Нефертити высокая синяя
корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо
имеет естественный красновато-жёлтый цвет, брови
и глаза подведены черной краской, а губы –
тёмно-красной. Гениальный скульптор передал
красивый овал лица египтянки с нежной кожей,
продолговатыми глазами и лебединой шеей.

Слайд 8 (Приложение 1)

В гробницах, храмах, при раскопках древних
городов Египта найдено множество произведений
искусства. Они собраны в разных музеях мира. Есть
такие предметы в Музее изобразительных искусств
имени Пушкина (как подлинные, так и копии),
который находится в Москве, а так же в музеях и
даже на улицах Петербурга.

Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи,
привезенные из Египта. В чем же особенности
работы древнеегипетских мастеров?

Рассмотрим два изображения: одно выполнено на
папирусе (рисунок), другое вырезано на камне
(рельеф).

Учащиеся рассматривают изображения на
папирусе, рельеф и отвечают на вопросы:

  • Предположите, где могли помещаться данные
    изображения?
  • Какой сюжет изображен на рельефе? Кто на нём
    изображен? Своё мнение обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения фараона,
    вельмож, простых воинов?
  • Кто изображен на папирусе? Свое мнение
    обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения богов и фараона?

Рассмотрим знаменитые статуи египетского
вельможи и его жены, фотографии которых есть в
учебнике.

Рассматривают скульптуры египетского вельможи
и его жены в учебнике (стр.54-55).

  • Можно ли назвать их позы естественными? Почему?
  • Одинаково ли раскрашена кожа мужчины и женщины?
    В чем разница?

Слайд 9 (Приложение 1)

В заключение урока учащимся предлагается
самостоятельно (в сильных классах) или
коллективно сформулировать и записать в тетрадь
правила для художников и скульпторов в Древнем
Египте.

Слайд 10 (Приложение 1)

Учащиеся записывают в дневники домашнее
задание. По желанию подготовить рассказ об одном
из памятников искусства Древнего Египта.

  • Доклады
  • История
  • Искусство Древнего Египта

Искусство древнего Египта до сих пор оказывает воздействие на человеческую культуру. Первое о чем вспоминаешь при слове Египет – безусловно, пирамиды, которые сохранились до нынешнего времени. Свои дворцы египетские фараоны строили из не особенно прочных материалов, поэтому они практически не сохранились, но сохранились трапециевидные усыпальницы – мастабы, скальные гробницы и означенные ранее пирамиды.

Помимо этого следует отметить храмы. Которые воздвигались в период Нового царства, такими являются Карнакский и Луксорский, которые имеют характерные колонные дворы и огромные залы. Стены этих конструкций изобилуют рельефами и множеством иероглифов.

Скульптурное искусство развивалось довольно активно, но по большей части оно склонялось к монументальности. Характерным примером является громада Сфинкса в Гизе.

Скульптуры являлись частью религиозной культуры, с которой были тесно связаны. Согласно египетской религии, каждый человек обладал семью ипостасями души, и одна из таких ипостасей могла переходить в изображение, в том числе и статую. Поэтому огромные статуи фараонов имели в том числе и существенное культовое значение, в качестве примера вспомним гигантскую статую Рамзеса Второго.

Отличительной особенностью изображения людей на плоскости является стандартизация всех образов, которые предлагаются сугубо в профиль, но при этом лицо всегда повернуто одним глазом, смотрящим на зрителя. Также человеческие фигуры даются как бы в полоборота, где грудь и плечи, тоже разворачиваются к смотрящему. На самом деле такая особенность обуславливается совсем не неумением египетских художников рисовать, просто существовала многовековая традиция, согласно которой на плоскости изображались только видимые взглядом части зрительного поля.

Отдельная традиция существовала для изображения фараонов, которые запечатлевались в неподвижной и величественной позе с небольшой полуулыбкой. Помимо этого устранялись любые физические недостатки и иногда фигуры немного увеличивали для того чтобы указать на значимость по сравнению с остальными изображаемыми.

Сообщение 2

В V тыс.лет. до н.э. долина Нила стала местом основания первых государств рабовладельческого строя. Конец IV тыс.лет. до н.э. пришелся на создание царства с центром в городе Мемфисе, что на левобережье Нила. Жизнь государства была обособленной. В 2800гг. до н.э. там правил фараон Хуфу (ныне называемый Хеопсом). Его стремления заключались лишь в том, чтобы обогатиться. На плодородных берегах Нила работал трудолюбивый народ. Большая часть урожая сдавалась сборщикам царя. В птичниках и скотных дворах фараона содержалось несчетное поголовье животных и птиц. Фараоны владели рудниками и каменоломнями, в их руках была неограниченная власть. Так, закабалив сельское население, фараон решил прославить себя, создав самую высокую в царстве гробницу.

Изолированная от всего мира египетская цивилизация не меняла свой уклад в течение 3 тыс.лет. Ввиду отсутствия конкуренции методы добычи и обработки камней не изменялись. Поэтому гробница фараона, выстроенная, как и другие, в форме пирамиды, не отличалась изысканностью, но поражала своей грандиозностью. 100 тыс.человек было пригнано на ее сооружение. Работали они впроголодь, умирающие от истощения заменялись новыми. Строительство пирамиды Хеопса высотой в 147м продолжалось в течение 30 лет. В результате Хеопс добился, чего хотел, но страна была разорена.

В Древнем Египте особое внимание уделялось литературе. Но древнеегипетские летописцы описывали лишь события, приятные для фараонов и приближенных к ним лиц. Надписи на папирусных свитках, камнях, или коже несут информацию о победах в войнах, окончании строительства святилищ и гробниц – обо всем, кроме народного негодования. Летописцы рисуют бедный народ покорным и безропотным, подставляющим спины под розги «солнечного сына» – так официально назывался египетский фараон.

В XXI-XVIII вв. до н.э., после разделения Египта на отдельные области, власть забрали фиванские правители. Их пирамиды более скромные и отличаются меньшим размером. В этот период получило распространение ювелирного дела.

В XII-XI вв. до н.э. возведение пирамид прекратилось, гробницы были перенесены в скалистые ущелья. Архитектура Египта была направлена на строительство храмов. В этот период появились святилища Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Помещения имели довольно сложное решение, в них можно было заблудиться.

В Древнем Египте наряду с архитектурой и литературой уделялось внимание театру. Главными действующими лицами представлений являлись мифические герои – бог загробного мира Осирис и его жена Исида. Тема была одна – война тьмы и света. В качестве актеров выступали жрецы, а иногда – фараоны.

5, 8 класс

Картинка к сообщению Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта

Популярные сегодня темы

  • Безопасный интернет

    Многие современные люди и дня не могут прожить без Интернета. Социальные сети, форумы, магазины, почта, удалённая работа — всё это давно стало привычным и необходимым для комфортной жизни.

  • Каспийское море

    Каспийское море можно назвать одним из самых уникальных водоемов мира. Это связано с тем, что его нельзя полностью причислить к морю, поскольку Каспий не имеет доступа к мировому океану.

  • Дания

    Королевство Дания является морской страной, так как из любой точки на суше до моря расстояние совсем небольшое. Здесь всегда повышенная влажность и часто идут дожди.

  • Народные песни

    Пожалуй, народные песни по праву можно считать древнейшим проявлением композиторского и поэтического искусства, а точнее фольклора – по причине того, что именно представители простого люда пе

  • Пифей

    Примерно в 330 году до н. э. Пифей, малоизвестный греческий купец, отправился в удивительное путешествие. Это была дорога, которое увела его далеко за пределы известных границ Средиземного мо

  • Мировой океан

    Основную часть гидросферы занимает Мировой океан (МО). Рассматривая земной шар, несложно заметить, что континенты, подобно островкам, расположены в мировом океане.

Доклад на тему Искусство Древнего Египта сообщение по истории 5 класс

Культура Древнего Египта


Культура Древнего Египта

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 615.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 615.

В 5 классе на уроках истории Древний Египет изучается как одна из самых древних держав Античности. Иногда культуру Древнего Египта ученики изучают в форме доклада, поэтому данная статья будет полезной для юных историков.

Культурные достижения египтян

Историю Древнего Египта разделяют на три основных этапа:

  • Древнее Царство (3197-2160 гг. до н.э.),
  • Среднее Царство (2160-1580 гг. до н.э.)
  • Новое Царство (1580-1100 гг. до н.э.)

Большинство дошедших до наших дней памятников культуры, принадлежавших древним египтянам, так или иначе связано либо с религией, либо с пониманием жизненного пути человека. Кроме этого, египтяне пытались придать своим творениям монументальности и строгой геометричности.

Развитие письменности и получение технологии обработки папируса привели к зарождению художественной культуры Древнего Египта. Классикой древнеегипетской литературы являются повести, басни, сказки, лирические произведения. Наиболее известные труды – это «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Речения».

Египетские иероглифы

Рис. 1. Египетские иероглифы.

Египтяне были искусными рисовальщиками, умеющими очень точно передать вид предметов или животных. Возможно, поэтому они и создали иероглифическое письмо, где информация передается с помощью рисунков и знаков.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Письменность была таким же делом жрецов, как и религиозная служба. Разгадать тайну письма египтян смог Жан Франсуа Шампольон. Для этого он использовал Розеттский камень – огромную плиту, покрытую надписями на двух языках. Сравнивая отдельные слова и знаки, Жан Франсуа смог восстановить знания о древнеегипетском языке и дешифровать многие папирусы.

Розеттский камень

Рис. 2. Розеттский камень.

Скульптура египтян соответствовала религиозному и традиционному характеру. Художники выступали как хранители священных знаков. Их главными творениями были сфинксы, заупокойные портреты или гигантские скульптуры, высеченные в скалах. Развитая система канонов отражалась и в живописи. Людей изображали либо в фас, либо в профиль, фиксируя статичность положения тела. Художественная культура Древнего Египта на всем своем протяжении было типичным примером восточной культуры, подчиненной идеям божественности и подавления человеческого «Я».

В древнеегипетской культуре существовал культ животных. Это заключалось не только в том, что кошек считали божественными животными, являющимися «Оком Ра», но и большинство древнеегипетских богов имеют головы представителей животного мира северо-восточной Африки.

Архитектура

В архитектурном искусстве, конечно, главную роль получили пирамиды и мастабы, возводившиеся для фараонов и вельмож, которых ожидал загробный мир. Первые пирамиды, начиная со времен фараона Джосера, начинали возводиться ступенчатыми, так как блоки делались из смеси речного ила, глины и песка. Со временем египтяне перешли к каменному строительству и тогда края пирамид сгладились и обрели правильную гладкую форму.

Самая большая пирамида – Хеопса. Она имеет высоту в 147 метров и состоит из более чем 2500 блоков весом от 2 до 20 тонн каждый. По утверждениям Геродота, на ее строительство было затрачено 20 лет. Это единственное дошедшее до наших дней чудо света.

Пирамида Хеопса

Рис. 3. Пирамида Хеопса.

В Древнем Египте было широко развернуто строительство храмов, возводившихся либо вдоль реки Нил, либо вырубавшихся в скалах. Внутренние стены зданий расписывались картинами, символизирующими загробную жизнь.

Заключение

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Египта, следует отметить, что она самобытна и уникальна. Она была подчинена строгим канонам, которые выдерживались на протяжении тысячелетий.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Maria Alexsandrovna

    10/10

  • Fedor Pozdnyakov

    10/10

  • Даша Кирилюк

    10/10

  • Татьяна Прищепа

    10/10

  • Светлана Ланина

    10/10

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 615.


А какая ваша оценка?

Древний Египет — цивилизация, существовавшая с IV тыс. до н.э. до IV в. до н.э. Государство располагалось в Северо-Восточной Африке, в долине нижнего течения реки Нил. Древний Египет стал колыбелью высокоразвитой культуры, в дальнейшем оказавшей большое влияние на мировое искусство.

Особенности искусства.

Особенности искусства Египта тесно связаны с религией и мифологией того времени. Египтяне поклонялись различным божествам и верили в загробную жизнь. Считалось, что жизнь продолжается после смерти, если сохранить тело человека и его изображения. Поэтому скульптуры и живопись, изображающие людей, считались чем-то магическим. Даже само слово «художник» означало «творящий жизнь». В таких произведениях уделялось большое внимание портретному сходству и особенно изображению глаз и губ. Так же было важно обеспечить загробную жизнь всем необходимым. Для этого строили гробницы и украшали их богатой росписью, как символом изобилия и благополучия.

На протяжении всей своей истории, искусство Древнего Египта сохранило общую стилистику, следуя определённым правилам — канонам. Таким, как сочетание разных ракурсов (анфас и профиль) в одном изображении, схематическое изображение предметов, стандартные позы статуй фараонов. Эти традиции сформировались во время Древнего царства, которое, в представлении египтян, было эпохой порядка, установленного богами. В итоге, все предметы искусства того периода стали священным образцом для подражания.

Монументальность (массивность и величественность) — яркая особенность древнеегипетской скульптуры и архитектуры. Она была символом величия государства и фараона.

Периоды искусства Древнего Египта.

Принято выделять 3 периода развития древнеегипетского искусства.

  1. Искусство Древнего царства (XXXII  — XXIV вв. до н. э.). В этот период на основе религиозных верований и ритуалов сформировались основные каноны создания предметов искусства. Именно в это время построены Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.
  2. Искусство Среднего царства (XXI  — XVIII вв. до н. э.). В эту эпоху власть фараона уже не считается божественной, появляется идея равенства после смерти. В результате изображения фараонов становятся более реалистичными, а гробницы упрощаются. Появляется новая форма захоронения — гробница, высеченная прямо в скале. Слабая центральная власть приводит к разобщению областей. В каждой из них самостоятельно развиваются разные художественные школы, появляется больше индивидуальности и разнообразия в искусстве.
  3. Искусство Нового царства (XVII —XI вв. до н. э.). Это время расцвета вновь единого и сильного Египетского царства. Все произведения искусства этого периода свидетельствуют о благополучии, процветании и величии. Архитектура снова становится монументальной, но вместо гробниц возводят величественные храмы. Скульптуры, живопись и рельефы отличаются изысканностью, художники стараются передать движение и эмоции в своих работах. Активно развивается декоративно-прикладное искусство — домашняя утварь и украшения того времени выполнены с большим изяществом.  В этом периоде нужно уделить особое внимание правлению фараона Эхнатона. Именно в эти годы каноны искусства уступили реалистичности. Появились изображения фараона в бытовых сценах — за едой, во время общения с семьёй. Впервые стали изображать жену фараона отдельно от мужа. Стала развиваться литература — кроме гимнов во славу богам, обнаружено достаточно много любовной лирики того периода.

Виды искусства Древнего Египта.

Архитектура.

Самые значимые строения Древнего Египта это усыпальницы, дворцы и храмы. Главным материалом архитекторов Египта был камень и кирпич-сырец. Архитектурные формы были массивными, строго геометричными и однообразными. Чаще всего использовались формы пирамид, колонн и пилонов (усечённые пирамиды). 

Скульптура.

Древнеегипетские изваяния изображали богов и фараонов. Изваяния имели магическое значение, олицетворяли сущность человека. Все скульптуры создавались по сложившимся правилам — симметричными, в традиционных позах, с обязательным портретным сходством.

 

Живопись.

Живопись Древнего Египта отличается плоскостным изображением фигур, чёткими контурами и яркими красками без полутонов. Использовались краски на основе различных вязких веществ и смол. Сверху роспись покрывали лаком или смолой для сохранности. Главной темой живописи были сцены из повседневной жизни египтян.

Литература.

Основными жанрами были заупокойные тексты, сказки, любовная лирика и поучительная литература. Заупокойные тексты должны были обеспечить благополучную жизнь в загробном мире. Сначала их наносили на стены пирамид, потом на саркофаги. В эпоху Нового царства ритуальные тексты, получившие название «Книга мёртвых», стали записывать на папирус.

Театр.

Театра в современном понимании, в Древнем Египте не было. Но во время праздников разыгрывались сценки на религиозные темы с музыкой и танцами.

Музыка.

Распространёнными инструментами были арфа, флейта и тамбурин. Изначально музыка была только аккомпанементом для певцов, но в период Нового царства стала развиваться, как самостоятельный вид искусства.

За время существования Древнего Египта сформировалась богатая, уникальная культура. Сохраняя традиционные основы, искусство развивалось в зависимости от политических и культурных условий. А после потери величия Египта, его традиционное искусство сплелось с греко-римским, чтобы оказать влияние на развитие следующей эпохи.

 

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме:

 «Искусство Древнего Египта»

Цели: — продолжить знакомство учащихся с историей Древнего Египта;

        — выяснить, чем было представлено искусство Древнего Египта, каковы его черты

        — развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию

        — учиться работать сообща, выслушивать своего товарища, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: ноутбук. Мультимедийная установка, проектор, карточки для проверки домашнего задания

                        Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

        Исторический диктант ( сл. 2)

1. Амон-Ра

2. Нут

3. Геб

4. Тот

5. Бастет

6. Анубис

7. Осирис

8.Исида

9. Гор

10. Сет

11. Маат

12. Апоп

1. Злой бог пустыни.

2. Богиня – покровительница женщин и их красоты

3. Бог Солнца

4. Судья в царстве мёртвых.

5. Богиня неба

6. Бог мудрости

7. Богиня правды

8. Бог земли.

9. Бог мёртвых и бальзамирования

10. Бог тьмы

11. Жена Осириса, богиня плодородия.

12. Сын Осириса и Исиды, покровитель фараонов.

Ключ: ( сл. 3)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10

5

1

7

2

4

11

3

6

12

8

9

3. Сообщение темы и целей урока.

— Мы продолжаем с вами увлекательное путешествие по Древнему Египту. Мы уже многое узнали об этой удивительной стране, но ещё очень многое для нас остаётся тайной или загадкой.  Я вам предлагаю приоткрыть некоторые тайны.

        ( сл. 4)         План урока:

        1. Первое из чудес света.

        2. Храмы- жилища богов.

        3. Гробница фараона Тутанхамона.

        4. Пойдёмте в музей

— Глядя на план урока, чтобы интересного вы хотели узнать на уроке?

( сл. 5) Задание на урок:

Почему архитектурные памятники Древнего Египта имеют огромные размеры?

4. Изучение нового материала.

                        1) рассказ учителя.

                            1. Первое из чудес света.

( сл. 6) На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов.

( сл. 7) Их охраняет Большой сфинкс, высеченный ив целой скалы. У него тело льва и голова человека.

( сл. 8) Самая высокая пирамида — пирамида фараона Хеопса — была построена около 2600 го да до н. э. Ее высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр.

( сл. 9) Семь самых знаменитых сооружений (Пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнассе, Колосс Родосский , Александрийский маяк)  в старину называли чудесами света, и первое из них — египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще не было даже железных орудий труда.

( сл.10) На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотесов и других ремесленников.

( сл. 11 — 12) Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжелые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишении, на которые обрекали его фараоны — владыки Египта.

                        2. Храмы — жилища богов.

( сл. 13) Знамениты и другие сооружения — храмы. Подойдем к одному из них.

Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана.

( сл. 14)  По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски — каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах. За воротами — широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы.

( сл. 15)  За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога — хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место — в глубину храма.

                        3. Гробница фараона Тутанхамона.

                                Самостоятельно стр. 58-59

( сл. 16)  Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времен фараонов, их погребения были разграблены. Существует ещё две гробницы, принадлежащие женщине-фараону Хатшепсут, но ни в одной из них не было найдено мумии царицы. Долгое время считалось, что мумия Хатшепсут либо была уничтожена, либо её перенесли в другое место захоронения жрецы в те годы, когда разграбление гробниц стало массовым явлением.

( сл. 17)  — гробница Тутанхамона

Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на каменных дверях цела. Никто не входил сюда более трех тысяч лет — все сокровища остались на месте!

                4. Пойдёмте в музей

                Чтение по учебнику – стр. 59 – 60

                                        Дополнительный материал

Фараон Эхнатон и царица Нефертити

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в 14-м веке до н. э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски Атон). Каждый луч солнца — рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога, — Ахетатон («Горизонт Атона»). Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона — животворящего солнечного диска.

Многие думают, что реформа была бы невозможна без Неферти́ти — главной супруги Эхнатона. Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Образ Нефертити, наряду с пирамидами стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь «царствует» в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты.

Юность Нефертити прошла в Фивах — столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) В течение долгого времени египтологи предполагали, что по своему происхождению Нефертити не была египтянкой, хотя ее имя, переводящееся как «Пришедшая красавица» исконно египетское.

Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей. От Эхнатона она родила шесть дочерей. Отсутствие у царицы сына — наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона — столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

Запретив культы традиционных богов и, прежде всего, вселенского Амона — владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на «Эхнатон» — «Действенный дух Атона», и Нефертити основывают Ахетатон — «Горизонт Атона», свою новую столицу. Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы — царицы Нефертити.

Погребение Нефертити не обнаружено. Возможно, она была погребена где-то в царской гробнице в скалах, обрамляющих с востока Ахетатон вместе со своим супругом. Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, что среди местных жителей существует рассказ о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание:

        Параграф 11, вопросы, составить рассказ от лица египтянина, посетившего храм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

  • Рассказ о исконно русской лексике
  • Рассказ о исаакиевском соборе
  • Рассказ о иркутске для детей
  • Рассказ о иосифе и его братьях
  • Рассказ о иосифе волоцком