История музея
Почти полтора столетия Красную площадь Москвы украшает величественное здание Исторического музея, построенное в 1875–1883 гг. специально для размещения национальной сокровищницы России. Своим появлением один из старейших московских музеев обязан грандиозной Всероссийской Политехнической выставке. Инициаторами создания музея выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя во время Крымской войны, а также исследованиям древнего Херсонеса. 9 февраля 1872 года было получено «высочайшее соизволение» императора Александра II на устройство в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея. Идея создания музея национальной истории объединила множество людей — ученых, военных, художников, промышленников, государственных деятелей, членов царской фамилии и рядовых граждан. Московская городская дума отдала под строительство музея участок земли на Красной площади, изначально планировавшийся для размещения собственного здания. В августе 1875 года император Александр II лично заложил камень в основание будущего музея. 27 мая 1883 года, в дни коронационных торжеств, Исторический музей посетил император Александр III с императрицей Марией Федоровной.
Благодаря участию меценатов и дарителей, музей стремительно пополнял свое собрание — Щукин, Бахрушин, Забелин, Катуар де Бионкур, Уваров, Щербатов и многие другие жертвовали свои собрания ради общего дела, не имевшего ничего общего с личной славой или выгодой. Благодаря усилиям отцов–основателей музея, его попечителей, директоров и рядовых сотрудников, которые своим подвижническим трудом сохранили и приумножили бесценные коллекции, сегодня Государственный исторический музей — один из крупнейших музеев мира. Здесь хранятся бесценные памятники археологии, нумизматики, древней книжности, оружие, произведения изобразительного и декоративно–прикладного искусства.
Музей, «воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа», разделил со страной героические и трагические, радостные и горестные моменты ее истории. Коронационные торжества, революционные события, демонстрации, легендарный военный парад в тревожном 1941 году, триумф народа–победителя в 1945… Главный музей истории страны стал свидетелем множества событий и хранителем памяти о них. Сменялись времена и правители, рушились и создавались государства, менялась идеология, но неизменным оставалось назначение музея на Красной площади — «собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и знаменательнейшие события — живым словом раскрыть перед народом страницы его истории».
Собрание музея является важнейшим источником изучения истории и культуры России, основой создания постоянной экспозиции и разнообразных выставок, образовательной и научно–просветительной работы ГИМ.
На фундаментальной источниковой базе в музее выросла плеяда известных советских и российских историков, искусствоведов, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории страны, издано более 200 томов трудов ГИМ, выпущены каталоги отдельных коллекций и выставок, проведены сотни конференций, чтений, симпозиумов. В коллективе трудится 80 кандидатов и 6 докторов наук. Исторический музей является признанным центром исторического знания и памятниковедения, ведущим научно–методическим центром в области музееведения и культурологии.
Исторический музей — старейший музееведческий центр страны. С 1918 года в его составе работает отдел музееведения, с 1994 года Государственный исторический музей является научно–методическим центром для исторических и краеведческих музеев Российской Федерации, координирующий исследовательскую, экспозиционную, фондовую, просветительную деятельность этих музеев.
В регионы России регулярно отправляются выставки на основе богатейшего фондового собрания ГИМ. Ежегодно региональные музеи и культурные центры страны принимают от 40 до 60 выставок из Исторического музея.
В комплекс Государственного исторического музея входят также Покровский собор и памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, Палаты бояр Романовых на Варварке и царская усадьба «Измайлово». Все здания Исторического музея отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов России, на которых ежегодно проводятся планомерные реставрационные работы.
В начале 2000–х годов Историческому музею были переданы соседние здания бывшей Московской городской Думы, Монетного двора и Никольских торговых рядов в целях освобождения ансамбля Новодевичьего монастыря и Крутицкого Патриаршего подворья от коллекций и служб музея. В этих пространствах были открыты новые выставочные залы, Музей Отечественной войны 1812 года и Артиллерийский дворик.
3 сентября 2017 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О праздновании 150–летия Государственного исторического музея». В программу мероприятий по подготовке музея к юбилейной дате включены значимые проекты, реализация которых позволит решить основные задачи по развитию музейного комплекса.
В первую очередь, необходимо качественно улучшить условия сохранности ценнейших фондов музея, построив для этого здание Музейно–депозитарного центра ГИМ в Новой Москве, намечаемое Минкультуры РФ в комплексе с книгохранилищем Российской государственной библиотеки. В настоящее время в среднем на один кв. м. фондохранилищ Исторического музея приходится 392 музейных предмета, тогда как по всем музеям России этот показатель равен 154 предметам, а в музеях федерального подчинения — 98 предметов.
Строительство Музейно–депозитарного центра ГИМ в Новой Москве (п. Коммунарка) к 2022 году позволит также увеличить посещаемость музея в целом в 2 раза, количество экскурсантов в 1,5 раза, и освободить значительные экспозиционные площади в основном комплексе зданий на Красной площади.
Одним из важнейших проектов в рамках программы развития Государственного исторического музея станет строительство здания Экспозиционно–выставочного музейного центра вблизи Новодевичьего монастыря в 2018–2023 гг. с экспозицией, посвященной истории Русской Православной Церкви. Создание нового объекта, который войдет в состав музейного комплекса ГИМ, предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2016 № 2241–р.
К 2022 году Исторический музей предполагает осуществить программу крупных выставок из российских и зарубежных национальных музеев, международных и российских научных конференций, серию фундаментальных научных и популярных изданий, посвященных проблемам изучения и презентации отечественной истории и историко–культурного наследия России, а также завершить в основном создание электронного Каталога музейного фонда ГИМ.
-
Настенный фриз «Каменный век»
-
Волосовский клад
-
Дольмен «Колихо»
-
Длинный скифский меч
-
Терракотовая фигурка собаки
-
Буддийский алтарь
-
Изборник Святослава
-
Половецкое каменное изваяние
-
Берестяная грамота мальчика Онфима
-
Андрониково Евангелие
-
Симферопольский клад
-
Подвесная печать Александра Невского
-
Портрет атамана Ермака
-
Парадная сабля князя Дмитрия Пожарского
-
Книга «Апостол»
-
Бородовой знак
-
Фрагмент композиции «Тайная вечеря»
-
Звезда и лента ордена Святого Георгия
-
Женский праздничный костюм
-
Визитная карточка Александра Пушкина
-
Скульптура «Царь Берендей»
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ИСТОРИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ
Знакомьтесь с историей России от древних времен до конца XIX века
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ИСТОРИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ
Знакомьтесь с историей России от древних времен до конца XIX века
ГИМ — самый большой национальный исторический музей России. Главное здание находится в самом центре Москвы, на Красной площади. Помимо него, в комплекс входят храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты бояр Романовых.
Пройдите вместе с нами по залам главного здания Исторического музея и познакомьтесь с экспонатами разных эпох: кремневыми орудиями первобытных людей, драгоценностями Золотой Орды, бородовыми знаками времен Петра Великого и наградами Александра Суворова. А еще — портретами монархов, полководцев и других исторических личностей.
ГИМ — самый большой национальный исторический музей России. Главное здание находится в самом центре Москвы, на Красной площади. Помимо него, в комплекс входят храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты бояр Романовых.
Пройдите вместе с нами по залам главного здания Исторического музея и познакомьтесь с экспонатами разных эпох: кремневыми орудиями первобытных людей, драгоценностями Золотой Орды, бородовыми знаками времен Петра Великого и наградами Александра Суворова. А еще — портретами монархов, полководцев и других исторических личностей.
ГИМ — самый большой национальный исторический музей России. Главное здание находится в самом центре Москвы, на Красной площади. Помимо него, в комплекс входят храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты бояр Романовых.
Пройдите вместе с нами по залам главного здания Исторического музея и познакомьтесь с экспонатами разных эпох: кремневыми орудиями первобытных людей, драгоценностями Золотой Орды, бородовыми знаками времен Петра Великого и наградами Александра Суворова. А еще — портретами монархов, полководцев и других исторических личностей.
История музея
Здание Исторического музея на Красной площади строили с 1875 по 1883 год. Проект для него разработали архитектор Владимир Шервуд и инженер Анатолий Семенов. Они вдохновлялись древнерусским зодчеством и создали сооружение в русском стиле: фасад из красного кирпича украшали традиционные для этого направления арки, карнизы, шатровые конструкции. Внутренние помещения оформили лепными деталями и орнаментами, которые скопировали с археологических находок разных эпох.
Идея коллекции принадлежала сразу нескольким российским историкам: графу Алексею Уварову, Дмитрию Иловайскому, Василию Ключевскому, Ивану Забелину и другим. 2 августа 1874 года император утвердил устав музея по проекту Уварова. Согласно этому документу главной целью музея было «служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории».
Здание Государственного исторического музея летом, Москва
Фотография: Владимир Журавлев / фотобанк «Лори»
Парадный вход Государственного исторического музея, Москва
Фотография: wastesoul / depositphotos.com
Государственный исторический музей и Никольская башня Кремля, Москва
Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Здание Государственного исторического музея летом, Москва
Фотография: Владимир Журавлев / фотобанк «Лори»
Парадный вход Государственного исторического музея, Москва
Фотография: wastesoul / depositphotos.com
Государственный исторический музей и Никольская башня Кремля, Москва
Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
После революции ГИМ не раз планировали закрыть, но он продолжал работать. Коллекция постоянно пополнялась предметами, привезенными из других собраний и бывших дворянских усадеб, которые теперь стали государственной собственностью. В годы Великой Отечественной войны часть экспонатов эвакуировали, но сам музей продолжал работу, даже когда столицу осадили немецкие войска.
Сейчас основная экспозиция занимает первый и второй этажи. На третьем проводятся временные выставки. В залах первого этажа сохранился исторический декор, на который мастеров вдохновляли произведения русского искусства разных веков.
Залы 1−4: каменный век и эпоха бронзы
Залы 1−4: каменный век и эпоха бронзы
Первые четыре музейных зала посвящены жизни древних людей. Эти помещения украшены лепниной и орнаментами, которые копируют рисунки с археологических находок: гончарных изделий, украшений, оружия, ритуальных предметов. Здесь можно увидеть настенный фриз Виктора Васнецова «Каменный век», первые орудия древних людей, реконструкцию их внешности.
Настенный фриз «Каменный век»
Настенный фриз «Каменный век»
Виктор Васнецов. Каменный век. 1881−1885
Государственный исторический музей, Москва
Фризом называют часть декоративного оформления зданий или помещений, которая имеет форму ленты или горизонтальной полосы. Виктор Васнецов выполнил роспись со сценами из жизни древних людей специально для оформления музея по заказу одного из его основателей — графа Алексея Уварова. Художник вспоминал: «Каменный век» был заказан графом Уваровым — программа была дана также им, но в очень общих чертах, например: выделка шкур, выделка оружий кремневых, горшков, добывание огня, охота на мамонта. Впрочем, охоту на мамонта я предложил… Сцены и личности, а также костюмы придуманы мной».
Работа над фризом заняла около четырех лет — с весны 1881-го по 1884-й. Часть произведения Васнецов писал в имении Абрамцево, которое принадлежало меценату и промышленнику Савве Мамонтову. В то время Абрамцево считалось одним из центров русского искусства: в разные годы здесь гостили и работали Михаил Врубель, Василий Поленов, Илья Репин и другие известные живописцы.
Волосовский клад
Волосовский клад. IV-III в. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Волосовский клад. IV-III в. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Волосовский клад. IV-III в. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Волосовский клад. IV-III в. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Волосовский клад. IV-III в. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Волосовский клад. IV-III в. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Волосовский клад. IV-III в. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Волосовский клад. IV-III в. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Волосовским кладом археологи назвали большое собрание кремневых орудий, которое обнаружили в начале ХХ века у деревни Волосово, в окрестностях Нижнего Новгорода. Рассказывали, что на место раскопок приехала графиня Прасковья Уварова, случайно ткнула зонтиком в борт одной из траншей, и именно там археологи обнаружили этот клад. В него входили 118 предметов: наконечники для стрел и копий, кинжалы, скребки, зубила. Сначала считалось, что это своеобразный склад запасных орудий, но позже подобные комплекты нашли в нескольких погребениях древних людей. Историки сделали вывод, что все эти предметы были частью ритуального захоронения: многие племена верили, что орудия, положенные в могилу, пригодятся умершему в загробном мире.
Дольмен «Колихо»
Дольмен «Колихо». II в. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Слово «дольмен» происходит от бретонского taol maen — «каменный стол». Так называют древние каменные сооружения, которые могли служить гробницами или алтарями для разных обрядов.
Дольмен «Колихо» стал первым в мире подлинным строением такого типа, которое представлено в музее. Название он получил по месту обнаружения: его нашли на берегу реки Колихо в Краснодарском крае. Чтобы вода не разрушила древний памятник раньше, чем его удалось извлечь из грунта, археологам даже пришлось изменить русло реки.
Вес дольмена «Колихо», сложенного из плит песчаника, около семи тонн. Чтобы выставить его в экспозиции ГИМа, понадобилось построить специальную платформу, которая равномерно распределяет вес сооружения, и укрепить пол под ней.
Залы 5−7: железный век и Великое переселение народов
Залы 5−7: железный век и Великое переселение народов
За залами, посвященными каменной и бронзовой эпохам, следует часть экспозиции, где представлены предметы железного века. Здесь вы найдете оружие и украшения в скифском зверином стиле, античные сосуды из металла и керамики, детали конской упряжи разных племен, которые населяли Восточную Европу.
В залах этой части музея тоже сохранилось историческое оформление. Вдоль стен — карнизы с узорами, которые скопированы с археологических находок в Сибири, Приволжье и Прикубанье. Дверные проемы обрамляют изображения фантастических животных и птиц, а оконные наличники украшают орнаменты со средневековых бронзовых пряжек для одежды.
Длинный скифский меч
Меч. V—IV вв. до н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Основным оружием скифов были короткие широкие мечи — акинаки. Длинные клинки вроде того, который хранится в коллекции ГИМа, археологи находят гораздо реже. В сражениях такие мечи лучше подходили для конного боя, а в мирное время скифские военачальники носили их и как парадное оружие. Ножны и рукоять богато украшали золотыми накладками и вставками из цветного стекла и драгоценных камней. Чаще всего на отделке изображали хищных кошек — тигров, львов или ягуаров — и горных козлов.
Терракотовая фигурка собаки
Терракотовая фигурка собаки
Терракотовая фигурка собаки. II—III вв. н. э.
Государственный исторический музей, Москва
Статуэтка собаки из обожженной глины поступила в собрание Исторического музея в 1959 году. Ее обнаружили в одном из скифских захоронений, но изготовили, скорее всего, на греческом острове Родос. Обычно подобные изваяния использовали в обрядах: они служили символической жертвой богам.
Терракотовая фигурка изображала собаку со щенками, но изображения детенышей до наших дней не сохранились. Такие статуэтки обычно изготавливали с помощью формы, которая состояла из двух половинок. В каждую из них помещали сырую глину, а когда она принимала нужный вид — детали вынимали, обжигали и склеивали. Иногда их дополнительно расписывали красками.
Буддийский алтарь
Буддийский алтарь. VI—VII вв.
Государственный исторический музей, Москва
Бронзовый алтарь со скульптурными изображениями Будды и четырех бодхисаттв обнаружили в середине XIX столетия в Енисейской губернии. Изготовили его, вероятно, в Китае. Оттуда алтарь попал в Уйгурский каганат, а затем — к енисейским киргизам, в окрестности современного города Минусинска.
Алтари в виде небольших столиков с фигурами божеств использовались в буддизме как походные: они позволяли совершать необходимые ритуалы вне храмов. Подобные изделия встречались в Китае с IV века.
Залы 8−11. Русь в домонгольскую эпоху
Залы 8−11. Русь в домонгольскую эпоху
В следующих четырех музейных залах вы найдете экспонаты, которые связаны с историей основания и крещения Руси, ее отношениями с сопредельными государствами и кочевыми племенами. Здесь можно увидеть древние рукописи, первые русские чеканные деньги, половецкие изваяния и знаменитые новгородские берестяные грамоты.
Вдохновением для мастеров, которые оформляли залы, послужили образцы старинной русской архитектуры, живописи и графики. Узоры напольной мозаики повторяют орнаменты из Остромирова Евангелия и Изборника Святослава. Тройные арочные окна — точная копия окон Софийского собора в Киеве. А настенные росписи в 9-м зале повторяют фрески церкви Спаса на Нередице.
Изборник Святослава
Изборник Святослава. 1073
Государственный исторический музей, Москва
Изборник Святослава — один из древнейших рукописных памятников русской литературы. В него вошли нравоучительные, исторические, религиозные, бытовые статьи разных авторов — от древнегреческого ученого Аристотеля до византийского патриарха и историка Никифора, который жил в IX веке — во времена создания этой книги. «Изборник» перевели и переписали с рукописи, принадлежавшей болгарскому царю Симеону, по приказу князя Изяслава — старшего сына Ярослава Мудрого. Затем книга попала к брату Изяслава, Святославу, в честь которого и получила свое имя. Святослав распорядился вставить в начало рукописи свой миниатюрный портрет в окружении членов семьи. Это изображение историки называют первым на Руси светским портретом.
Половецкое каменное изваяние
Половецкое каменное изваяние
Половецкое изваяние. XI — первая половина XIII в.
Государственный исторический музей, Москва
В степях, где обитали кочевые племена половцев, археологи обнаружили множество изваяний, которые часто называют «каменными бабами». Они изображали как мужчин, так и женщин, отличались разной степенью детализации: иногда древние каменотесы лишь едва намечали черты лица, а иногда довольно подробно изображали одежду, украшения, оружие. Подобные изваяния, по мнению историков, воплощали предков племени. Рядом с ними устраивали поминальные пиры и проводили разные обряды.
Половцы жили у границ Руси около двух веков и в разные периоды то враждовали с русскими князьями и устраивали набеги на селения, то объединялись с правителями и участвовали на их стороне в междоусобных войнах. Главными занятиями в этих племенах были охота, война и скотоводство. Половцы вели кочевой образ жизни и поклонялись силам природы: солнцу, луне, рекам, огню.
Берестяная грамота мальчика Онфима
Берестяная грамота мальчика Онфима
Берестяная грамота мальчика Онфима: рисунок всадника, поражающего копьем врага. 1240−1260
Государственный исторический музей, Москва
Древнерусские берестяные грамоты впервые нашли в окрестностях Великого Новгорода. Большинство из них — деловые и частные письма горожан, долговые расписки, перечни товаров. Сохранились также бересты, которые могли быть черновиками указов, завещаний или прошений.
Одна из самых известных таких находок — берестяная грамота мальчика Онфима. Судя по почерку, маленькому новгородцу было около семи лет, он изучал грамоту и арифметику, а в свободное время рисовал: на бересте видно процарапанное изображение всадника, который поражает копьем фигурку пешего воина. До наших дней сохранилось несколько грамот Онфима. Все они во время раскопок находились рядом, поэтому историки предполагают, что мальчик однажды просто потерял все свои записи, и они остались лежать там, где он их выронил.
Залы 12−14: Русь от монгольского нашествия до объединения государства
Залы 12−14: Русь от монгольского нашествия до объединения государства
Экспонаты залов 12−14 охватывают почти три столетия русской истории — с первой трети XIII до начала XVI столетия. Здесь гости музея могут познакомиться с историей монгольского нашествия и образования Золотой Орды, узнать, из-за чего происходили междоусобицы русских князей и как разрозненные княжества объединились в цельное государство, столицей которого стала Москва.
Интерьер 12-го зала сейчас выполнен в стиле средневековой мусульманской архитектуры. Такое оформление появилось только в 1950-х годах, когда здесь разместили экспонаты из Золотой Орды. До этого зал украшали керамические расписные фризы — копия отделки дворца царевича Дмитрия в Угличе. В двух других залах сохранились исторические детали интерьера: мозаичные полы, настенные росписи, повторяющие фрески древних церквей, и резные оконные наличники, узор которых копирует орнамент на шапке Мономаха.
Андрониково Евангелие
Евангелие Апракос (Андрониково). Первая четверть XV в.
Государственный исторический музей, Москва
Андрониково Евангелие — один из памятников русской средневековой церковной литературы. По нему в храмах проводили Евангельские чтения, по традиции они начинались с Пасхи. Книгу переписали вручную полууставом — разновидностью каллиграфического шрифта, который обычно использовали для духовной литературы. Для Андроникова Евангелия выбрали дорогой, хорошо выделанный светлый пергамент. Текст дополнили цветные миниатюры, буквицы и декоративные вставки с орнаментами.
Симферопольский клад
Симферопольский клад. Вторая половина XIII — XIV вв.
Государственный исторический музей, Москва
Симферопольский клад. Вторая половина XIII — XIV вв.
Государственный исторический музей, Москва
Симферопольский клад. Вторая половина XIII — XIV вв.
Государственный исторический музей, Москва
Симферопольский клад. Вторая половина XIII — XIV вв.
Государственный исторический музей, Москва
В 1960-х годах в окрестностях Симферополя нашли клад времен Золотой Орды. Он состоял из более чем 300 золотых и серебряных изделий. Часть из них была повреждена, другие же хорошо сохранились. Среди предметов находилась пайцза — серебряная бирка, которая означала, что хан наделил ее обладателя особыми полномочиями. Серебряные пайцзы обычно носили сотники в войсках. Кроме того, в клад входили воинские пояса с эмалевыми украшениями, золотые и серебряные детали женского головного убора, браслеты и монеты.
Подвесная печать Александра Невского
Подвесная печать Александра Невского
Подвесная печать князя Александра Ярославича Невского. Первая половина XIII в.
Государственный исторический музей, Москва
В коллекции музея хранится печать, которая принадлежала Александру Невскому. Она заменяла княжескую подпись на важных документах, служила доказательством их подлинности.
До XIV века на печатях принято было изображать святых, которые считались небесными покровителями самого правителя и его отца. Поэтому на обороте этого экспоната выбито изображение святого Федора Стратилата: отец Александра Невского, Ярослав, в крещении принял именно это имя.
Залы 15−21: Российское государство в середине XVI — XVII веках
Залы 15−21: Российское государство в середине XVI — XVII веках
Экспозиция 15−21 залов посвящена истории России после объединения раздробленных княжеств. Здесь вы узнаете, как жили купцы, ремесленники, крестьяне и горожане в XVI–XVII столетиях, из кого состоял и чем занимался «государев двор», как казачий атаман Ермак покорял Сибирь.
Интерьер 15-го и 16-го залов долго был лаконичным: его единственным украшением служил мозаичный пол, который выполнили по образцам из византийских храмов. Во время реконструкции 1937 года здесь появились лепные гипсовые украшения для потолков и дверных проемов — они имитируют стиль русского зодчества и итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. Другие залы в этой части экспозиции украшены копиями старинных изразцов и храмовых орнаментов, изображениями мифических птиц Сирина и Алконоста.
Портрет атамана Ермака
Неизвестный художник. Портрет Ермака Тимофеевича. Конец XVIII — начало XIX в.
Государственный исторический музей, Москва
О личности, а тем более о внешности казачьего атамана Ермака, который возглавлял поход на Сибирь, мало что известно достоверно. В XVI веке на Руси еще не было жанра портретной живописи, поэтому прижизненных изображений атамана не сохранилось.
Портрет из коллекции ГИМа создал неизвестный художник в конце XVIII или начале XIX века. Историки предполагают, что он опирался на народные представления о Ермаке и на описание его внешности, которое встречается в одной из поздних сибирских летописей: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом середней, и плоск, и плечист». Атамана принято было изображать в латах и шапке с загнутыми полями, с копьем и саблей в руках.
Парадная сабля князя Дмитрия Пожарского
Парадная сабля князя Дмитрия Пожарского
Парадная сабля князя Д. М. Пожарского, в ножнах. Конец XVI — начало XVII вв.
Государственный исторический музей, Москва
Сабля с богато украшенными ножнами принадлежала князю Дмитрию Пожарскому — потомку Всеволода Большое Гнездо, одному из героев Смутного времени. По преданию, это оружие ему преподнесли жители Москвы в благодарность за освобождение от польских интервентов.
Дмитрий Пожарский участвовал в сражениях против армии самозванца Лжедмитрия II в Первом и Втором ополчениях против поляков. В 1613 году царь Михаил Романов пожаловал ему боярство. В знак особых заслуг перед государством Пожарский участвовал в церемонии коронации нового царя: он нес одну из главных монарших регалий того времени — державу.
Книга «Апостол»
Книга «Апостол». 1564
Государственный исторический музей, Москва
«Апостол» — первая русская печатная книга. Она вышла 1 марта 1564 года в типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Книга включала в себя часть Священного Писания — Деяния апостолов — и предназначалась для богослужений в храмах Москвы и недавно присоединенной к Российскому государству Казани, где только начинали строить православные церкви. Для этого издания Федоров и Мстиславец разработали специальный шрифт, который читался легче, чем рукописный полуустав. В коллекцию ГИМа «Апостол» попал в 1910 году.
Залы 22−27: Российская империя XVIII века
Залы 22−27: Российская империя XVIII века
История России в XVIII веке — это прежде всего реформы первого императора Петра I и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Часть экспозиции, которая посвящена этому периоду, располагается на втором этаже музея. Здесь вы увидите личные вещи монархов, картины, иконы и музыкальные инструменты того времени.
Бородовой знак
Бородовой знак. 1705
Государственный исторический музей, Москва
В 1705 году Петр I издал указ, согласно которому всем мужчинам, кроме священнослужителей, полагалось брить бороды и усы. За право продолжать их носить следовало платить пошлину: придворным, крупным чиновникам и дворянам — 60 рублей в год, купцам — от 60 до 100, ямщикам и извозчикам — по 30 рублей. С крестьян пошлину не взимали, но каждый раз, въезжая в город, они должны были платить по одной копейке.
Тем, кто внес в казну налог, выдавали специальный металлический жетон — бородовой знак. На одной его стороне было отчеканено изображение усов и бороды под надписью «Деньги взяты», на другой выбивали год, когда владелец знака заплатил пошлину.
Фрагмент композиции «Тайная вечеря»
Фрагмент композиции «Тайная вечеря»
«Тайная вечеря» (фрагмент). XVIII в.
Государственный исторический музей, Москва
Резными деревянными композициями с изображением Христа и апостолов украшали Царские врата в православных храмах. Их делили на две половины: одна располагалась на левой створке, вторая — на правой. В коллекции ГИМа представлен один из таких фрагментов. Апостолы во время Тайной вечери изображены без традиционных нимбов: видимо, художник намеренно использовал такой прием, чтобы привлечь внимание к фигуре Христа. Она находилась на второй половине, которая сейчас утеряна. Из шести персонажей особенно узнаваемы Иоанн Богослов — его часто изображали безбородым и в красном одеянии — и Иуда Искариот, он держит в руке мешочек с тридцатью серебрениками. Раскрашивали такие композиции в той же технике, что и писали иконы: на слой клеевого грунта — левкаса — наносили темперные краски.
Звезда и лента ордена Святого Георгия
Звезда и лента ордена Святого Георгия
Звезда и лента ордена Св. Георгия. Конец XVIII в.
Государственный исторический музей, Москва
Орден Святого Георгия учредила в 1769 году императрица Екатерина II. До самой революции он был высшей воинской наградой в Российской империи. В орденском статуте говорилось: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы… Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается».
Награду первой степени в Российской империи получили всего 23 человека, включая саму императрицу. Орден из коллекции Государственного исторического музея принадлежал генералиссимусу Александру Суворову — полководцу, который участвовал во всех крупных войнах второй половины XVIII века и не проиграл ни одного сражения.
Залы 28−35: Российская империя XIX века
Залы 28−35: Российская империя XIX века
Экспозиция второго этажа продолжается восемью залами, которые посвящены истории России в XIX столетии. Здесь вы узнаете, как работала самая большая в России Нижегородская ярмарка, когда появились железные дороги и на чем передвигались кроме них. А еще в этих залах можно увидеть одежду разных сословий, личные вещи Александра Пушкина и скульптуры работы Михаила Врубеля.
Женский праздничный костюм
Женский праздничный костюм
Женский праздничный костюм: сарафан, душегрея, кокошник. Конец XVIII — первая половина XIX в.
Государственный исторический музей, Москва
До XVIII века сарафан в России был основной женской одеждой для любых сословий. Наряды знатных горожанок и крестьянок, а также повседневные и праздничные варианты различались только качеством ткани, расцветкой и отделкой. Под сарафан традиционно надевали длинную рубаху, поверх нее в холодное время года надевали душегрею — род короткой верхней одежды со сборками и длинными рукавами.
Голову русские женщины традиционно покрывали высоким кокошником. Форма его различалась в зависимости от эпохи и местности. В коллекции ГИМа представлен московский вариант кокошника: с высокой лицевой частью и более низкими боковинами, с округлой плоской тульей. Именно такой вариант стал прототипом головных уборов к «русским» придворным платьям, которые ввела Екатерина Великая.
Визитная карточка Александра Пушкина
Визитная карточка Александра Пушкина
Визитная карточка А. С. Пушкина из альбома З. И. Юсуповой. 1830-е
Государственный исторический музей, Москва
В XIX веке визитные карточки служили не только способом представиться или сообщить о своем визите, но и важной частью светского этикета. Существовал целый свод правил, в каких случаях их следовало оставлять, как с ними поступали потом и каким образом хранили.
В коллекции Исторического музея представлена визитная карточка Александра Пушкина, которая хранилась в альбоме Зинаиды Юсуповой — урожденной Нарышкиной, супруги князя Бориса Юсупова. На той же странице альбома располагались карточки и других известных людей того времени: баснописца Ивана Крылова, поэтессы Евдокии Ростопчиной, баронессы Екатерины Геккерн-Дантес — урожденной Гончаровой, жены Жоржа Дантеса и сестры Натальи Гончаровой-Пушкиной.
Скульптура «Царь Берендей»
Скульптура «Царь Берендей»
Скульптура «Царь Берендей». 1945
Государственный исторический музей, Москва
Керамическую фигуру «Царь Берендей» создала в 1945 году скульптор Вера Зенякина. Для этой работы она использовала гипсовые формы, которые изготовил в конце 1890-х годов Михаил Врубель. В то время художник сотрудничал с Русской частной оперой Саввы Мамонтова: создавал декорации для спектаклей и эскизы сценических костюмов, в том числе для своей жены — оперной певицы Надежды Забелы. Сказочные оперы Николая Римского-Корсакова, которые ставили в этом театре, вдохновили Врубеля на несколько картин и майоликовых композиций, в том числе скульптуру царя Берендея.
Как добраться до Государственного исторического музея
Как добраться до Государственного исторического музея
Главный корпус Государственного исторического музея находится на Красной площади. Ближайшие к ней станции метро — «Площадь Революции», «Театральная» или «Охотный Ряд».
Фрагмент здания Государственного исторического музея, Москва
Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»
Здание Государственного исторического музея зимой, Москва
Фотография: Sloniki / depositphotos.com
Фрагмент здания Государственного исторического музея, Москва
Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Фрагмент здания Государственного исторического музея, Москва
Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»
Здание Государственного исторического музея зимой, Москва
Фотография: Sloniki / depositphotos.com
Фрагмент здания Государственного исторического музея, Москва
Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Музей работает с 10:00 до 18:00 по понедельникам, средам, четвергам и воскресеньям. По пятницам и субботам он открыт с 10:00 до 21:00, кассы закрываются на час раньше. Вторник — выходной день.
Автор: Ирина Кирилина
Верстка: Кристина Мацевич
Главная фотография: kanuman / depositphotos.com
Вы наверное вчера заметили, что меня не было у пульта блога. Несколько постов вышло автоматом. А мне нужно было мотнуться в Москву. Так вот, там оставалось пару часов, забежал в Государственный Исторический Музей . Давно не был. Внутреннее убранство конечно не Эрмитаж, экспозиция конечно большая и мелкая. Надо вдумчиво вчитываться и внимательно рассматривать. А я по большей части тренировался и эксперементировал в съемке плохоосвещеннх помещениях.
Покажу тем кто там ни разу не был хотя бы общую атмосферу музея. Кому интересно подробно про каждую витрину можно найти тут. По ходу дела немного познакомлю вас с историей музея.
Айда со мной пройдемся по музею.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Его коллекции, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 млн музейных предметов и 14 млн листов документальных материалов, это 1/12 часть Государственного музейного фонда Российской Федерации.
Решение о создании Исторического музея принял русский император Александр II в феврале 1872 года. В январе 1873 г. утверждены «Общие основания музея», в которых сформулирована основная цель – «служить наглядной историей», для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства». Первый музейный Устав, составленный графом А.С. Уваровым, был утвержден в августе 1874 г.
В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с 1885 г. – И.Е. Забелин. С декабря 1882 года решением Александра III музей был передан Министерству народного просвещения. Для посетителей музей открылся в начале июня 1883 года, сразу после коронации императора Александра III. Последним почетным председателем музея был великий князь Михаил Александрович.
С тех пор музей не раз переименовывался: с мая 1895 г. музей стал называться Императорский Российский Исторический музей имени императора Александра III в Москве, с ноября 1917 г.– Государственный Российский Исторический музей, с 1925 г. – Государственный исторический музей.
Здание музея – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. при участии императора Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, а позднее В.А.Серов, С.А.Коровин, И.Е.Репин. Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства.
Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных Сенях – одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено выполненное Ф.Г. Тороповым «Родословное древо государей Российских» с портретами великих русских князей и императоров. Стены залов, посвященных Древней Руси, украшают фризы и картины, написанные знаменитыми русскими художниками. История нескольких тысяч лет воскресает в музее во всем своем величии и трагизме: жизнь первобытных людей, образование Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, суровая и беспощадная эпоха Ивана Грозного, поворот страны к прогрессу при Петре I, просвещенный абсолютизм Екатерины II и победа над Наполеоном, отмена крепостного права и светская жизнь дворянства. В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.
В 1986–1997 гг. музей был закрыт на реставрацию и капитальный ремонт, а после завершения работ открыл первые 11 залов экспозиции (ровно столько же, как и в 1883 г.) и выставку «Реликвии истории Государства Российского».
По полноте и разнообразию многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране: экспонаты музею жертвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, а кроме того огромный архив ценнейших документов подарил музею П.И. Щукин. Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.
1920–1930-е годы стали временем передачи в исторический музей коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев («Старая Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.). В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в Исторический музей. Богатейшие собрания хранятся в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, в книжном фонде.
Благодаря коллекциям, дающим не только ценный материал для исследований, но и вдохновение для научного творчества, в музее выросла плеяда известных российских и советских историков, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории России, выпущены многочисленные описания отдельных коллекций, проведены сотни научных конференций, чтений, симпозиумов. Экспозиции и выставки Исторического музея привлекают сотни тысяч посетителей, они давно стали явлением музейной и культурной жизни страны, стимулом для творчества коллег, для наиболее полного и глубокого представления посетителям нашего общего исторического и культурного наследия.
Обойдем музей вокруг …
А вот так жадные до зрелищ туристы следят за сменой караула :
На это все … поехал домой !
Ну и еще вам вот несколько музеев : «Подводная лодка в степях Украины» или знаменитый Музей восковых фигур
Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=32281
ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ МУЗЕ́Й (Государственный исторический музей, ГИМ) в Москве, первый в России, крупнейший в СССР и РФ музей национальной истории и культуры. Основан в 1872 как Музей имени Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича в Москве (назван в честь вел. кн. Александра Александровича, будущего имп. Александра III). Открыт в 1883. Неоднократно менял названия: Императорский Рос. историч. музей (1881–1895), Императорский Рос. историч. музей им. имп. Александра III в Москве (1895–1917), Гос. Рос. историч. музей (1917–25), с 1925 – ГИМ. Первоначально имел статус обществ. учреждения, в 1881 передан в ведение государства.
Государственный исторический музей на Красной площади в Москве. Фото. 2007.
Фото А. И. Нагаева
Инициаторы учреждения и организаторы музея – создатели Севастопольского раздела Политехнической выставки 1872 в Москве: мин. гос. имуществ ген. от инф. А. А. Зеленой, пред. Моск. археологич. об-ва гр. А. С. Уваров и гласный земского собрания Можайского у. Моск. губ. полк. Н. И. Чепелевский. По замыслу создателей, музей должен был «служить наглядной историей главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории».
Поч. президентом музея до 1881 был вел. кн. Александр Александрович. После его восшествия на престол поч. председателями музея были великие князья Сергей Александрович (1881–1905) и Михаил Александрович (1905–17). Фактически музеем руководили утверждавшиеся императором товарищи председателя: А. С. Уваров (1881–1884/85), И. Е. Забелин (1885–1908/09), Н. С. Щербатов (1909–21; в 1917–21 директор).
Здание музея в русском стиле построено в 1875–83 на частные пожертвования и гос. субсидии по проекту арх. В. О. Шервуда и инж. А. А. Семёнова. К оформлению интерьеров (продолжалось до 1917) привлекались художники И. К. Айвазовский, В. М. Васнецов, С. А. Коровин, И. Е. Репин, Г. И. Семирадский, В. А. Серов. Часть залов музея украшалась орнаментами и элементами живописного и архит. убранства, характерными для освещаемой в них историч. эпохи. В 1889 начала работу аудитория для лекций и заседаний науч. обществ, позднее преобразованная в читальный зал б-ки И. м., которая являлась единственной специализир. историч. библиотекой в стране (в 1938 в Москве на её основе создана Гос. публичная историч. б-ка).
Первоначально гл. источником формирования фондов музея была передача в дар крупных собраний и отд. предметов от гос., обществ., науч. и образоват. учреждений и организаций, а также от частных лиц (всего в списках дарителей музея к нач. 1917 было св. 900 чел.). Наиболее ценный вклад в 1905 сделал купец П. И. Щукин (см. в ст. Щукины), передавший И. м. уникальную библиотеку и собств. музей, в котором хранилось ок. 300 тыс. памятников материальной культуры, произведений изобразит. иск-ва и т. д., примерно такое же количество ценнейших архивных материалов (ныне щукинская коллекция составляет ок. 15% всего собрания И. м.). Среди дарителей были также члены имп. фамилии, представители известных дворянских родов – Бобринские, Голицыны, Дашковы, Кропоткины, Масальские, Оболенские, Олсуфьевы, Уваровы, Чертковы, Щербатовы и др., купцы-меценаты Бахрушины, Боткины, Бурылины, Вахрамеевы, Грачёвы, Карзинкины, Найдёновы, Постниковы, Сапожниковы, художники А. Н. Бенуа, А. М. и В. М. Васнецовы, В. В. Верещагин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, учёные Д. Н. Анучин, Е. В. Барсов, А. Н. Веселовский, П. В. Зубов, Д. И. Иловайский, Н. П. Кондаков, Н. П. Лихачёв, Д. А. Ровинский, Л. М. Савёлов, А. И. Соболевский, А. А. Шахматов. Все свои коллекции, библиотеку, архив и капитал завещал музею И. Е. Забелин. В 1906 в собственность музея поступили материалы от вдовы и сына Ф. М. Достоевского, в 1909 – коллекция оружия А. А. Катуара де Бионкура. С 1887 И. м. получал гос. субсидию на закупку различных памятников. В 1920–30-е гг. в ГИМ переданы фонды ряда ликвидированных или учреждённых, но не открытых музеев, национализированные частные коллекции, архивы и имущество закрытых сов. властью монастырей. Для комплектования фондов ГИМ в нач. 1920-х – нач. 2000-х гг. провёл св. 700 археологич. и ок. 250 историко-бытовых экспедиций. В Вел. Отеч. войну сотрудники музея на местах сражений и у участников боевых действий собрали св. 12 тыс. музейных предметов.
ГИМ имеет филиалы в Москве (2007): Новодевичий монастырь, Крутицкое подворье, Покровский собор (Василия Блаженного храм), Палаты бояр Романовых в Зарядье (все переданы в ведение музея в 1920–30-е гг.), Усадьба Измайлово, Центр. музей В. И. Ленина (стали филиалами музея в 1980–90-е гг.).
В 2007 в 14 фондовых отделах И. м. и 6 его филиалах хранилось св. 4,6 млн. музейных предметов и ок. 15 млн. листов документальных материалов (1/12 часть музейного фонда РФ).
Постоянная экспозиция ГИМ отражает историю и культуру народов России. К 1917 экспозиция была доведена до нач. 16 в., к 1937 – до сер. 18 в., к 1947 – до сер. 19 в., к 1957 – до 1917. В 1997, после капитального ремонта и реставрации музея (1986–97), открыты новая археологич. экспозиция (8 залов) и выставка «Реликвии истории государства Российского» (3 зала), в 2006 – новая постоянная экспозиция И. м., охватывающая период с древнейших времён до кон. 19 в. (35 залов).
В музее регулярно проводятся тематич. выставки. Среди крупных: Археологич. (1889), Среднеазиатская (1891), Географич. и археологич. (1892), «Крестьянское искусство 18–20 вв.» (1921–1923), «Автографы государственных деятелей России» (1923), «Москва в старинных изображениях» (1926), межмузейная антифашистская выставка (1941; содержала экспонаты по истории борьбы рус. народа с герм. агрессией начиная с 13 в., в 1942 преобразована в выставку «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в 1941–1942 гг.»). В 1960–80-е гг. преобладали выставки по истории СССР. В 1997–2007 музей организовал ок. 600 выставок (более половины из них прошли в рос. регионах и св. 40 – за рубежом), в т. ч.: «Русский стиль» (1998), «Россия А. С. Пушкина» (1999), «Россия. Православие. Культура», «Парад Победы 24 июня 1945 года», «Великие императоры Европы: НаполеонI и Александр I» (все три в 2000), «Москва посольская» (2001), «Патриарх Никон и его время» (2002), «1943 год. Война глазами очевидцев» (2003), «Фрейлины и кавалерственные дамы» (2004), «Золото. Металл богов и царь металлов» (2007). С 1909 в И. м. существует традиция проводить юбилейные выставки, посвящённые писателям, художникам, гос. и воен. деятелям, памятным датам: состоялись, напр., выставка памяти Н. В. Гоголя (1909), выставка к 100-летнему юбилею Отеч. войны 1812 (1912), Всесоюзная Пушкинская выставка к 100-летию гибели поэта (1937), выставка «Первый университет Российский. К 250-летию МГУ» (2005).
ГИМ и его филиалы ежегодно посещает св. 1,3 млн. чел. (ок. 29 тыс. чел. в 1913), в нём проводится 26 тыс. экскурсий (352 в 1913), читается 850–900 лекций. В музее работают 18 детских историч. и худож. кружков и клубов, Науч. об-во учащихся ГИМ, семейный клуб «Наш дом – музей», кукольный историч. театр.
Одно из ведущих направлений деятельности И. м. – н.-и. работа. В 1932–37 и 1945–60 в музее имелась своя аспирантура, где обучались мн. сотрудники. В 1960–80-е гг. в И. м. проводились науч. чтения, с 1990 – ежегодные Забелинские чтения. Науч. сотрудники музея разрабатывают проблемы музейного источниковедения, консервации и реставрации музейных памятников, ведут музееведч. исследования в области истории, теории и методологии музейного дела в России.
ГИМ – активный участник межмузейного сотрудничества, поддерживает постоянные выставочные и науч. связи с музеями России, стран СНГ, Европы, Азии, Австралии, США и Канады.
Положением, утверждённым Правительством РФ 11.7.1994, ГИМ определён в качестве культурно-просветит. и н.-и. учреждения, головного науч.-методич. центра для историч. и краеведч. музеев России.
Музеем выпускались «Отчеты…» и приложения к ним (1883–1925), «Ежегодник…» (вып. 1–7, 1960–70), издаются «Труды…» (вып. 1–169–, 1926–2007–), опубликованы «Описания памятников» (вып. 1–3, 1896–1903), серия «Памятники культуры» (вып. 1–35, 1949–69).
Среди директоров И. м. – А. С. Карпова (1940–61), В. Г. Вержбицкий (1962–1976), К. Г. Левыкин (1976–92), А. И. Шкурко (с 1992).
В 1991 музей отнесён к особо ценным объектам культурного наследия России.
Огромное здание красного кирпича, замыкающее Красную площадь, делает ее действительно «красной». Две вытянутые башни гармонируют с Кремлем и ГУМом, а обилие кокошников, наличников, ширинок, шатриков придают постройке облик терема. Между тем оно вовсе не такое древнее, как кажется.
В северной части Красной площади еще с XVI в. располагался Земский приказ, для которого в 1699 г. было построено каменное двухэтажное здание с башней и наличниками в стиле нарышкинское барокко. Позднее часть помещений перешла в ведение Главной аптеки, а в 1755 г. здесь состоялось открытие Московского университета, который переехал в здание на Моховой лишь в 1793 г. Затем в старом здании Земского приказа находились конторы городского управления. Московская дума в 1874 г. выделила этот участок для постройки Исторического музея — такая идея была выдвинута в 1872 г. во время Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I. Ее историческая экспозиция, посвященная Крымской войне, стала ядром, вокруг которого начала формироваться музейная коллекция.
Первоначально существовали планы сохранения здания Земского приказа во дворе Исторического музея, но, увы, они не были реализованы, и в 1875 г. оно было снесено. На его месте началось строительство большого музейного здания по проекту В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Его облик был выполнен в псевдорусской стилистике, что отвечало идее Исторического музея как отражающего прошлое России. Фасады изобилуют мелкими элементами декора, две главных башни увенчаны двуглавыми орлами, а малые боковые шатры — фигурами львов и единорогов. До конца проект не был реализован: идея облицевать здание полихромными изразцами оказалась дорогостоящей. «Псевдорусские» и интерьеры, но каждый из залов имел свои особенности, соответствуя своей экспозиции. К оформлению залов были привлечены В.М. Васнецов, Г.И. Семирадский, И.К. Айвазовский.
27 мая 1883 г. состоялось торжественного открытие «Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича». Его многолетним главой и автором первой экспозиции стал выдающийся историк, москвовед И.Е. Забелин. Коллекцию формировала вся страна: члены императорской фамилии, дворяне и купцы, церкви и монастыри. Музей стал признанным научным центром. В советскую эпоху его фонды существенно возросли за счет национализированных частных коллекций и ценностей закрытых храмов. Существовали планы сноса здания для открытия широкого проспекта с севера Красной площади и прохода для демонстраций, но планы остались на бумаге. Интерьеры музея были изменены, часть оказалась уничтожена, но внешне здание лишилось только флюгеров — они были восстановлены в 1990-х гг. во время масштабной реставрации музея. Сегодня он снова открыт и имеет статус крупнейшего музея России. У него существуют филиалы: Покровский собор на Красной площади, палаты бояр Романовых на Варварке, Музей Отечественной войны 1812 г. в бывшем здании Московской городской думы.