Рассказ о истории появления первого закона русская правда

«Русская правда», или «Правда Ярослава» — первый письменный древнерусский свод законов, принятие которого датируется 1016 годом в период правления великого князя Ярослава Мудрого. Именно дарование «Русской правды» принято считать проявлением мудрости князя, ведь до него никто не оставил подобных документов. «Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте», — говорил Ярослав Мудрый про первые писаные законы.

Причины принятия «Русской Правды»

До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно.

Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы.

Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти.

Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка.

К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород.

Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.

Основные положения

Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное.

Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на « Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов .

Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности.

Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные.

По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели.

Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону — все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.

Значение «Русской правды»

Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания.

«Русская правда» — это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития.

Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм.

«Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.

«Русская правда» Ярослава Мудрого

 

Чтение  народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава.

Картина Кившенко А.Д.(1851-1895)

«Русская правда» — первый писаный свод законов Древней Руси, нормативно-правовой документ Древней Руси в 10-11 веках, принятый в период правления князя Ярослава Мудрого примерно в 1016г.  

Этот документ является не только памятником русского права, но и содержит важные сведения о социальной структуре, хозяйственной жизни, экономических отношениях.

Русская правда в основном регулировала уголовное право, однако есть статьи по семейному, гражданскому ( прежде всего наследственному)праву, а также она регулировала социальные отношения.

Из документа мы узнаём о металлических деньгах и мехах, которые выполняли роль денег, о ценах на товары, о торговле с другими странами.

Интересны сведения о социальной структуре общества того периода: «княжие люди» — дружина, «люди»- свободное население, обязано было платить дань князю, «холопы»- за них отвечал господин.

Причины принятия «Русской правды»

  • Введение христианства привело к замене языческих представлений на преступление и наказание на христианские, что необходимо было отметить в законодательном документе

  • Необходимость систематизировать все правовые документы, указы для формирования законодательной системы на Руси.

Источники 

  • княжеские указы

  • кормативно-правовые акты

  • административные документы

Основное содержание 

  • Дано определение преступления — это обида за причинение ущерба материального, физического или морального, за обиду нужно было нести наказание ( в основном это материальная компенсация).

  • Содержала нормы права, касающиеся вопросов общественного порядка — защиты людей от грабежей, насилия, драк.

  • Определяла социальную структуру общества: «княжие люди», «люди», «холопы».

  • Закрепляла права на имущество, принципы наследования.

  • Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.

  • Предусматривала строгое наказание за умышленное убийство

  • Допускалась кровная месть, то есть за убийство можно было мстить убийце, но сделать это могли только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя). Остальным, даже родственникам, но дальним, кровная месть запрещалась .Если не было кровной родни, то убийца должен был заплатить штраф — виру— в 40 гривен.

  • За побои и увечья предусматривался большой денежный штраф.

Дополнения «Русской правды»

  • Правда Ярослава Мудрого(1016)

  • Правда Ярославичей, 60-е годы 10 века, составлена детьми Ярослава Мудрого.

  • Устав о закупах и резах Владимира Мономаха, внука Ярослав Мудрого 1113г.

  • На сегодняшний день известно 106 вариантов Русской правды.

Значение «Русской правды»

  • Первый письменный законодательный документ государства.

  • Она заложила основы нормативно-правовой системы, была основным источником при составлении последующих правовых документов.

  • Нормы права данного документа дают полное представление о социальной, экономической жизни страны, о традициях и укладе жизни людей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


РУССКАЯ
ПРАВДА 

памятник законодательства 11–12 вв.,
считающийся самым ранним из дошедших
до современных исследователей кодексом
правовых норм раннесредневековой Руси.

Термин
«правда», часто встречающийся в
древнерусских источниках, означает
правовые нормы, на основании которых
вершился суд (отсюда выражения «судить
право» или «судить в правду», то есть
объективно, справедливо). Источники
кодификации – нормы обычного права,
княжеская судебная практика, а также
заимствованные нормы из авторитетных
источников – прежде всего Священного
Писания. Есть мнение, что еще до Русской
правды
 существовал
некий Закон
Русский
(на
его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси
с Византией 907), однако какие из его
статей вошли в текст Русской Правды, а
какие являются оригинальными, – точных
данных нет. Согласно еще одной гипотезе,
название «Правда Роськая» происходит
от лексемы «рось» (или «русь»), что
означает «дружинник». В этом случае, в
тексте свода норм следует видеть кодекс,
принятый для регулирования отношений
в княжеско-дружинной среде. Значение
традиции и норм обычного права (нигде
и никем не записываемых) было в ней
меньшим, нежели в среде общинной.

Русская
Правда дошла до сегодняшнего дня в
списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19
вв. Согласно традиционной русской
историографии, эти тексты и списки
разделяют на три редакции Русской
Правды
КраткуюПространную иСокращенную.

Древнейшим
списком или первой редакцией Правды
Русской
 является Краткая Правда (20–70-е
годы 11 в.),
которую принято делить на Правду
Ярослава Мудрого
 (1019–1054)
и Правду
Ярославичей
.
Первые 17 статей Правды
Ярослава
 (по
разбивке поздних исследователей, так
как в самом тексте источника деления
на статьи нет), сохранившиеся в двух
списках 15 в. в составе Новгородской I
летописи, содержат еще более ранний
пласт – первые 10 записанных норм, «якоже
Ярослав судил» – их называют Древнейшей
Правдой
 («Правдой
Роськой
»).
Текст ее был составлен не ранее 1016.
Спустя четверть века текст Древнейшей
Правды
 лег
в основу всей Правды
Ярослава
 –
кодекса норм прецедентного права. Эти
нормы регулировали отношения в пределах
княжеского (или боярского) хозяйства;
среди них – постановления о платах за
убийство, нанесение оскорблений, увечий
и побоев, кражу и порчу чужого имущества.
Начало Краткой
Правды
 убеждает
в фиксации норм обычного права, так как
в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и
круговой поруке (ст. 19).

Правдой
Ярославичей
 (сыновей Ярослава
Мудрого) именуются статьи 19–41 в
тексте Краткой
Правды
.
Эта часть кодекса была составлена в
70-е 11 в.
и до конца столетия постоянно пополнялась
новыми статьями. К ним относят статьи
27–41, разделяемые на Покон
вирный
 (то
есть Устав
о штрафах
 в
пользу князя за убийство свободных
людей и нормах прокорма сборщиков этих
платежей), появление которого связывают
с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок
мостникам
 (то
есть Правила для тех, кто мостит проезжую
часть в городах). В целом Краткая
редакция Русской
Правды
 отражает
процесс оформления законов от частных
случаев к общим нормам, от решения
конкретных вопросов к оформлению
общегосударственного права на стадии
становления средневекового феодального
порядка.

Пространная
Правда
 –
вторая редакция Русской
Правды
,
памятник развитого феодального общества.
Создана в 20–30 годы 12 в.
(ряд исследователей связывают ее
возникновение с новгородскими восстаниями
1207–1208 и потому относят ее составление
к 13 в.).
Сохранилась более чем в 100 списках в
составе юридических сборников. Самый
ранний – Синодальный
список Пространной Правды
 –
составлен в Новгороде около 1282, внесен
в Кормчую книгу и являл собой собрание
византийских и славянских законов.
Другой ранний список – Троицкий, 14 в. –
входит в состав Мерила
праведного
,
также древнейшего русского юридического
сборника. Большая часть списков Пространной
Правды
 –
позднейшие, 15–17 вв.
Все это богатство текстов Пространной
Правды
 объединяется
в три вида (в источниковедении –
извода): Синодально-ТроицкийПушкинско-Археографический и Карамзинский.
Общим для всех видов (или изводов)
является объединение текстаКраткой
Правды
 с
нормами княжеского законодательства
Святополка Изяславича, правившего
Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира
Мономаха 1113 (устав определял размеры
процентов, взимавшихся по договорным
займам). По объему Пространная
Правда
 почти
в пять раз больше Краткой (121
статья с дополнениями). Статьи 1–52
именуются как Суд
Ярослава
,
статьи 53–121 – как Устав
Владимира Мономаха
.
Нормы Пространной
Правды
 действовали
до татаро-монгольского ига на Руси и в
первый его период.

Некоторые
исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин)
полагали, что Пространная
Правда
 была
прежде всего памятником новгородского
гражданского законодательства, а позже
его нормы стали общерусскими. Степень
«официальности»Пространной
Правды
 неизвестна,
как и точные границы региона, охваченного
действием ее норм.

Самым
спорным памятником древнерусского
права является так называемая Сокращенная
Правда
 –
или третья редакция Русской
Правды
,
возникшая в 15 в.
Она дошла всего в двух списках 17 в.,
помещенных в Кормчей
книге
 особого
состава. Считается, что эта редакция
возникла как сокращение текста Пространной
Правды
 (отсюда
название), была составлена в Пермской
земле и стала известна после ее
присоединения к Московскому княжеству.
Другие ученые не исключают, что в основе
этого текста лежал более ранний и
неизвестный памятник второй половины 12 в.
Среди ученых до сих пор продолжаются
споры относительно датировки различных
редакций Правды,
в особенности – этой, третьей.

С
начала 14 в. Русская
Правда
 стала
терять свое значение как действующий
источник права. Смысл многих использованных
в ней терминов, становился непонятен
переписчикам и редакторам, что вело к
искажениям текста. С начала 15 в.Русскую
Правду
 перестали
включать в юридические сборники, что
говорит об утрате ее нормами правовой
силы. В то же время ее текст стали
вписывать в летописные своды – она стал
историей. Текст Русской
Правды
 (разных
редакций) лег в основу многих юридических
источников – Новгорода и Смоленска с
Ригою и Готским берегом (немцами) 13
в., Новгородской и Судных
грамот
Литовского
Статута
 16 в., Судебника Казимира 1468
и наконец общерусского свода норм
эпохиИвана III – Судебника 1497.

Краткая
Правда
 была
впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и
издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная
Правда
 впервые
опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в.
над Правдой трудились
выдающиеся русские юристы и историки
– И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич,
Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие
время и причины создания отдельных
частей и редакций Русской
Правды
,
взаимоотношения между списками, сущность
отраженных в них юридических норм, их
истоки в византийском и римском праве.
В советской историографии главное
внимание обращалось на «классовую
сущность» рассматриваемого источника
(труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова,
И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина)
– то есть на изучение с помощью Русской
Правды
 социальных
отношений и классовой борьбы в Киевской
Руси. Советские историки подчеркивали,
что Русская
Правда
 закрепила
социальное неравенство. Всесторонне
защитив интересы господствующего
класса, она откровенно провозглашала
бесправие несвободных тружеников –
холопов, челяди (так, жизнь холопа
оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь
свободного «мужа»: 5 гривен против 80).
Согласно выводам советской
историографии, Русская
Правда
 утверждала
неполноправие женщин как в имущественной,
так и в частной сфере, однако современные
исследования показывают, что это не так
(Н.Л.Пушкарева). В советское время принято
было говорить о Русской
Правде
 как
о едином источнике, имевшем три редакции.
Это соответствовало общей идеологической
установке на существование в древней
Руси единого правового кодекса, как и
само Древнерусское государство
рассматривалось как «колыбель» трех
восточнославянских народностей. В
настоящее время российские исследователи
(И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков)
чаще говорят о КраткойПространной и Сокращенной
Правдах
 как
о самостоятельных памятниках, имеющих
важнейшее значение для изучения различных
частей государства Русь, аналогичное
общерусским и местным летописям.

Все
тексты Русской Правды неоднократно
публиковались. Имеется полное академическое
издание ее по всем известным спискам.

Русская
правда – нормативно-правовой документ
Древней Руси, сборник всех законов и
правовых норм, существовавших в 10-11
веках.

Русская
Правда – первый нормативно-правовой
документ в Древней Руси, который объединил
в себе все старые нормативно-правовые
акты, княжеские указы, законы и другие
административные документы, издававшиеся
самыми разными инстанциями. Русская
Правда является не только важной частью
истории права в России, но и важным
культурным памятником, так как она
отражает быт и жизнь Древней Руси, ее
традиции, принципы ведения хозяйства,
а также является важным источником
сведений о письменной культуре
государства, которая на тот момент
только зарождалась.

В
состав документа входят нормы
наследственного, торгового, уголовного
права, а также принципы процессуального
законодательства. Русская Правда
являлась на тот момент главным письменным
источником сведений о социальных,
правовых и экономических отношениях
на территории Руси.

Происхождение
Русской Правды сегодня вызывает довольно
много вопросов у ученых. Создание данного
документа связывают, прежде всего, с
именемЯрослава
Мудрого
 –
князь собрал все существовавшие на Руси
правовые документы и указы и выпустил
новый документ примерно в 1016-1054 годах.
К сожалению, на сегодняшний день не
сохранилось ни одной копии оригинала
Русской Правды, только более поздние
переписи, так что точно говорить об
авторе и дате создания Правды трудно.
Переписывалась Правда несколько раз
другими князьями, которые вносили в нее
доработки согласно реалиям времени.

Основные
источники Русской Правды

Документ
существует в двух редакциях: краткой и
пространной (более полной). В краткий
вариант Русской Правды входят следующие
источники:

  • Покон
    вирный — определение порядка кормления
    княжеских слуг, сборщиков виры (создана
    1020-е или 1030-е годы);

  • Правда
    Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);

  • Правда
    Ярославичей (не имеет точной даты);

  • Урок
    мостникам — регулирование оплаты труда
    строителей, мостовых, или, согласно
    некоторым версиям, строителей мостов
    (создана в 1020-е или 1030-е годы).

Краткая
редакция содержала 43 статьи и описывала
новые государственные традиции,
появившиеся незадолго до создания
документа, а также ряд более старых
законодательных норм и обычаев, в
частности, правила кровной мести. Вторая
часть содержала сведения о штрафах,
нарушениях и прочее. Правовые основы в
обеих частях были построены на вполне
обычном для того времени принципе –
сословном. Это значило, что тяжесть
преступления, мера наказания или размер
штрафа зависели не столько от самого
преступления, сколько от того, к какому
сословию принадлежал человек, его
совершивший. Также разные категории
граждан обладали разными правами.

Более
поздний вариант русской Правды дополнен
уставом Ярослава Владимировича
и Владимира
Мономаха
,
количество статей в нем составляло 121.
Русская Правда в расширенной редакции
использовалась в суде, гражданском и
церковном, для определения наказания
и урегулирования товарно-денежных тяжб
и отношений в целом.

Общее
содержание Русской Правды

В
целом, нормы уголовного права, описанные
в Русской Правде, соответствуют нормам,
принятым во многих раннегосударственных
обществах того периода. По-прежнему
сохраняется смертная казнь, однако
существенно расширяется типология
преступлений – убийство теперь делится
на умышленное и неумышленное, обозначаются
разные степени причинения ущерба, от
намеренного до неумышленного, штрафы
взимаются не по единой ставке, а в
зависимости от тяжести проступка. Стоит
отметить, что Русская Правда описывает
штрафы сразу в нескольких валютах для
удобства процесса судопроизводства на
разных территориях.

Документ
также содержал немало сведений о процессе
судопроизводства. Русская Правда
определяла основные принципы и нормы
процессуального законодательства: где
и как необходимо проводить судебные
заседания, как необходимо содержать
преступников во время и до суда, как их
судить и как исполнять приговор. В этом
процессе сохраняется упомянутый выше
сословный принцип, который подразумевает,
что более знатные граждане могли
рассчитывать на более мягкое наказание
и более комфортные условия содержания.
Русская Правда предусматривала и
процедуру взимания денежного долга у
должника, появились прототипы судебных
приставов, которые занимались подобными
вопросами.

Еще
одна сторона, описанная в Русской Правде
– социальная. Документ определял разные
категории граждан и их социальный
статус. Так, все граждане государства
были разделены на несколько категорий:
знатные люди и привилегированные слуги,
к которым относились князья, дружинники,
затем шли рядовые свободные граждане,
то есть те, кто не находился в зависимости
от феодала (сюда же относили всех жителей
Новгорода), и низшей категорией считались
зависимые люди – крестьяне, смерды,
холопы и многие другие – находящиеся
во власти феодалов или князя.

Значение
Русской Правды

Русская
Правда является одним из важнейших
источников сведений о жизни Древней
Руси на самом раннем периоде ее развития.
Представленные законодательные нормы
позволяют составить достаточно полное
представление о традициях и укладе
жизни всех слоев населения русской
земли. Кроме того, Русская Правда стала
одним из самых первых нормативно-правовых
документов, который использовался в
качестве основного общегосударственного
судебника.

Создание
Русской Правды заложило основы будущей
нормативно-правовой системы и при
создании новых судебников в дальнейшем
(в частности, созданиесудебника
1497 года
)
всегда оставалась основным источником,
который брался законотворцами за основу
не только как документ, содержащий все
акты и законы, но также как образец
единого правового документа. Русская
Правда впервые официально закрепила
сословные отношения на Руси.

В
нашей литературе по истории русского
права нет единого мнения о происхождении
Русской Правды. Одни считают её не
официальным документом, не подлинным
памятником законодательства, а приватным
юридическим сборником, составленным
каким-то древнерусским законоведом или
группой законоведов для своих личных
целей. Другие считают Русскую Правду
официальным документом, подлинным
произведением русской законодательной
власти, только испорченным переписчиками,
вследствие чего появилось множество
различных списков Правды, которые
различаются количеством, порядком и
даже текстом статей. Монтаж
светодиодного занавеса.

Бесспорно,
что, как и любой другой правовой акт,
Русская Правда не могла возникнуть на
пустом месте, не имея под собой основы
в виде источников права. Нам остаётся
перечислить и проанализировать эти
источники, оценить их вклад в создание
Русской Правды.

Источниками
кодификации являются нормы обычного
права и княжеская судебная практика. К
числу норм обычного права относятся,
прежде всего, положения о кровной мести
(ст. КП) и о круговой поруке (ст. КП).
Законодатель проявляет различное
отношение к этим обычаям: кровную месть
он стремится ограничить (сужая круг
мстителей) или вовсе отменить, заменив
денежным штрафом — вирой (наблюдается
сходство с «Салической правдой» франков,
где кровная месть также была заменена
денежным штрафом); в отличие от кровной
мести круговая порука сохраняется как
мера, связывающая всех членов общины
ответственностью за своего члена,
совершившего преступление («Дикая вира»
налагалась на всю общину).

Ещё
одним из источников Русской Правды был
Закон Русский (нормы уголовного,
наследственного, семейного, процессуального
права). До сих пор не прекращаются споры
о его сущности. В истории русского права
нет единого мнения об этом документе.
Известно, что он частично отражён в
договорах Руси с греками в 911и 944 годах
и в Русской Правде. Например, в договоре
911 года записано: «Аще ли ударить мечем
или бьеть кацем либо сосудом, за то
ударение или бьенье да вдасть литр 5
сребра по закону Рускому».[16]

Ссылки
договоров на закон молодого Русского
государства, используемый как источник
права наряду с законами Византийской
империи, стали темой оживлённой дискуссии
в исторической и юридической литературе.
Так, например, сторонники норманской
теории происхождения Древнерусского
государства считали Закон Русский
скандинавским правом. В.О.Ключевский
считал, что Закон Русский являлся
«юридическим обычаем», а в качестве
источника Русской Правды представляет
собой «не первобытный юридический
обычай восточных славян, а право городской
Руси, сложившееся из довольно разнообразных
элементов в IX — XI веках». По мнению
В.В.Мавродина, Закон Русский являлся
обычным правом, создававшимся на Руси
в течение веков. Л.В.Черепнин предположил,
что между 882 годом и 911 годом был создан
княжеский правовой кодекс, необходимый
для проведения княжеской политики в
присоединённых славянских и неславянских
землях. По его мнению, кодекс отражал
отношения социального неравенства. Это
было «право раннефеодального общества,
находящегося на более низкой стадии
процесса феодализации, чем та, на которой
возникла Древнейшая Правда». А.А.Зимин
также допускал складывание в конце IX —
начале X века раннефеодального права.
Он считал, что при Олеге существовало
ещё обычное право, а при Игоре появляются
княжеские законы — «уставы», «поконы»,
которые вводили денежную кару за
нарушение права собственности и нанесение
увечий, ограничивали кровную месть,
заменяли её в отдельных случаях денежной
компенсацией, начали использовать
институты свидетелей-видоков, свода,
поединков, присяги. Эти нормы вошли
позднее в КП. Хотя некоторые выводы
А.А.Зимина и Л.В.Черепнина остаются
дискуссионными (о развитии раннефеодального
древнерусского права в IX — X веках от
правового обычая и обычного права), их
наблюдения доказывают, что Русская
Правда — это не просто запись обычного
права отдельного племени. Не являясь
сторонником норманской теории
происхождения Древнерусского государства,
я поддерживаю точку зрения А.А.Зимина.
Во второй половине IX века в среднем
Поднепровье произошла унификация
близких по составу и социальной природе
Правд славянских племён в Закон Русский,
юрисдикция которого распространялась
на территорию государственного
образования славян с центром в Киеве.
Закон Русский представляет собой
качественно новый этап развития русского
устного права в условиях существования
государства. Также в Русской Правде
присутствуют многочисленные нормы,
выработанные княжеской судебной
практикой. 

Понятие
Русской Правды

Русская
правда — это древнейший памятник истории
отечества, другими словами – это сборник
правовых норм Киевской Руси. Первоначальный
текст правды до нас не дошел. Если верить
основным данным, то Русская правда была
написана в 1037 году Ярославом Мудрым для
Новгородцев. На протяжении многих веков
Русская правда служила руководством
для судопроизводства. Впоследствии
сама правда вошла в другие источники
права. Считается, что Русская правда
является первым этапом кодификации
русского права, но эта информация не
достоверна, так как в самом тексте
русской правды есть ссылка на закон
Русский.

Русская
правда имеет три редакции: Сокращенную,
краткую и пространную.

Самой
ранней версией этого источника права
принято считать Краткую Правду, возникшую
во время правления Ярослава Мудрого.
Она состояла из Правды Ярослава, Правды
Ярославичей, Покона Вирного, Урока
мостников. Каждая составляющая правды,
представляется, как ряд статей в
источнике.

Считается,
что после краткой редакции появилась
пространная правда, ее выпустили после
1113 года во время правления Владимира
Мономаха. Пространная правда включает
в себя Суд Ярослава и Устав Владимира
Мономаха.

Последней,
третьей редакцией принято считать
Сокращенную правду. Она дошла в двух
списках 17 в, помещенных в Кормчей книге
особого состава. Считается, что эта
редакция возникла как сокращение текста
Пространной Правды. Среди ученых до сих
пор продолжаются споры относительно
датировки различных редакций Правды,
в особенности – этой, третьей.

Происхождение
Русской правды

В
наши дни принято считать, что Русская
Правда принадлежит к числу крупнейших
юридических произведений средневековья.
Некоторые ученый наивно полагают, что
Русская Правда возникла под влиянием
византийского, скандинавского права,
это не так. Русская правда возникла
целиком и полностью на русской почве.
Это значит, что Русская правда как
источник права является аналогом
«Салической правде», «Англосаксонским
судебникам» и другим источникам права
того времени.

Что
касается места возникновение документа,
этот вопрос также остается спорным.
Некоторые историки (Б.Г Греков, С.В Юшаков
и др) связывают, что русская правда берет
свои корни из Киева, другие (М.Н Тихомиров)
считают, что она вышла из Новгорода.
Каждая из теорий происхождения значимая
и спорная и за частую кроме общих
соображений и теорий, не несет какого
либо серьезного доказательства.

До
сих пор вопрос о происхождении первых
текстов Русской Правды является спорным.
Некоторые ученые связывают появление
русской правды с именем Ярослава мудрого,
известного политического деятеля того
времени, строителя библиотек и учебных
заведений. Списки Краткой редакции
немногочисленны, их два, Академический
и Археографический. Оба документа близки
по своему содержанию, это свидетельствует
о том, что они произошли от одного
источника или протографа.

Пространная
правда сохранилась в большем количестве
списков. Они по своему содержанию длиннее
и заключают большее количество статей,
что свидетельствует о более глубоком
юридическом мышлении.

M.H.
Тихомиров относит возникновение
пространной правды к началу тринадцатого
века, ввиду движений в Новгороде в 1209
году.

Л.
В. Черепнин считает, что этот источник
права возникал по частям на княжеских
съездах (Любеческий), а в целом он появился
в 1209.

С.В.
Юшков полагал, что Пространная правда
составлена в двенадцатом веке в результате
механического соединения Суда Ярослава
Владимировича и Устава Владимира
Мономаха.

Б.
А. Рыбаков полагает, что Пространная
правда создана во время княжения
Владимира Мономаха или его сына Мстислава.

Сокращенную
правду большинство исследователей
(такие как Н.А. Максимейко, А.А. Зимин)
относят к 15 или даже к 17 в. Однако М.Н
Тихомиров считает, что она была написана
ко второй половине 12 в.

Русская
правда возникла не на пустом месте, она
отражает развитие мысли и является
итогом прогресса древнерусского
государства. Многие исследователи
считают, что первый текст, возникший во
времена правления Ярослава мудрого,
был написан для искоренения старых
языческих обычаев. Это время нуждалось
в письменном законе. В кодификации
закона.

Источники
Русской Правды

Как
мы уже могли заметить, под понятием
Русская Правда понимается три различных
документа, которые могут быть обозначены
как «краткая», «пространная» и
«сокращенная»

Рассматривая
первые тексты Русской Правды (Краткую
редакцию) можно сказать, что источниками
кодификации было обычное право и судебная
практика.

Нормами
обычного права являлось положение о
круговой порубке и кровавой мести.

Нормы
княжеской судебной практики многочисленны
в Русской Правде и связываются с именами
князей, принимавших их.

Отдельное
внимание стоит уделить такому источнику,
как Византийское каноническое право.

Как
специфический источник, можно выделить
Закон Русский. Об этом документе мало
что известно. Считается, что это свод
правил существовавших еще до первых
текстов Русской Правды. Письменных
доказательств практически нет, о нем
лишь упоминается в нескольких документах.
Считается, что это был устный свод
правил.

Еще
одним источником Русской правды является
обычай (Тут следует разделять обычай и
обычай санкционированный государством),
он становится нормой обычного права и
эти нормы могли существовать как в
устной, так и в письменной форме.

Более
сложным по структуре и составу, после
краткой правды, является пространная
правда, она составлялась более основательно
и детально.

Самым
первым и пожалуй одним из главных
источником права является краткая
правда. Заимствования из краткой правды
были помещены в обе главы пространной
правды (статьи 71, 72, 73, 76, 77 и 78).

Но
законодатель того времени не ограничился
заимствованием статей первой редакции.
Составители Пространной Правды
использовали устав Владимира Мономаха.
В него входили постановления о взимании
процентов и о закупах, что было связано
с восстанием 1113 г. в Киеве.

Третьим
источником исследователи считают
протограф Сокращенной Правды, но это
является лишь рабочей гипотезой
Тихомирова.

Сокращенная
правда является самым сложным источником
права, по сравнению с двумя предыдущему
правдами. Большинство исследователей
отмечают эту редакцию как очень поздний
памятник права.

Существует
теория, что это простая выжимка из текста
пространной правды, но Сокращенная
правда имеет ряд особенностей, которые
не могут быть объяснены предположением,
что она является простым сокращением
предыдущей редакции. Она отличается
содержанием статей или же там присутствуют
новые разделы. В тексте этой правды
пропущены все статьи сокращенной
редакции, которые были заимствованы из
краткой.

«Правда Ярослава» (Древнейшая Правда) — древнерусский свод законов и судебных норм, выданный Ярославом Мудрым в виде грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем.

«Древнейшая Правда» представляет собой 18 статей, которые регулируют уголовное право – кровную месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.

"Русская Правда" Ярослава Мудрного
“Русская Правда” Ярослава Мудрного

Читать оригинал

Впоследствии “Правда Ярослава” была дополнена его детьми (“Правда Ярославичей”) и внуком Владимиром II Мономахом (“Устав Владимира Мономаха”). Совокупность этих сводов законов была объединена под названием “Русская правда” и стала древнейшим русским правовым кодексом.[1]wikipedia

Кратко о сути и содержании основных положений

По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за “насилие над мужатыми женами” были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

Фактически – произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.

Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:

«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».

Данный список толкуется исследователями следующим образом:

русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.

Список статей Правды Ярослава

  • Ст. 1 – предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 – человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 – за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 – за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 – нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 – запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 – устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 – устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 – определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 – если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно  предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 – если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 – езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 – пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 – человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 – дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 – человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 – если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл

Значение Правды Ярослава и дальнейшее развитие законов Киевской Руси

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

В дальнейшем, свод был дополнен сыновьями Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей), Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497[2]http://www.krugosvet.ru

История открытия и мнения историков

Список литературы

  1. wikipedia
  2. http://www.krugosvet.ru

Загрузка…

«Русская Правда» — кодекс законов в Древней Руси, включающий уголовное, административное, имущественное право, принятый Ярославом Мудрым и отредактированный наследовавшими ему представителями власти.

После принятия христианства жестокие нравы русичей начали постепенно смягчаться, понемногу отходила в прошлое кровная месть. Возникли предпосылки для создания единого государства, один из признаков которого – существование законодательно отрегламентированных сводов и правил, касающихся всех сфер жизни общества.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Причины принятия
  • 3 Редакции и разделы
  • 4 Обзор содержания
  • 5 Правонарушения и возмездие по Русской Правде
  • 6 Судопроизводство
  • 7 Ход судебного процесса
  • 8 Система штрафов
  • 9 Слои населения по «Русской Правде»
  • 10 Значение «Русской Правды»

Предыстория

В начале становления русской государственности возник запрос на унифицированное уголовное и гражданское судопроизводство в контексте развития процессуальных правоотношений. Юридический артефакт «Русская Правда» не только исторический памятник, но и важный нормативный кодекс, руководство для судебных процессов в период издания и на несколько последующих веков. Русская Правда стала основой для судебных и уставных грамот, Судебников и даже для отдельных статей Соборного Уложения.

Сборник правовых нормативных актов Древней Руси не возник на пустом месте. На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда».

Источниками для составления кодекса были церковные уставы, обычаи, договоры и законодательная воля киевских князей:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Причины принятия

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Редакции и разделы

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

  • краткая;
  • пространная;
  • сокращённая.

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

  • определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
  • «Правда Ярослава»;
  • «Правда Ярославичей»;
  • правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

  • уголовные преступления – увечья и убийства;
  • крупные кражи;
  • мелкие хищения;
  • имущественные споры
  • и многое другое.

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Правонарушения и возмездие по Русской Правде

В анналах истории существует убеждение о полноте и справедливости норм Русской Правды для частной жизни и правовой практики Древней Руси. Большое внимание в документе уделено сфере уголовного права в части:

  1. Своеобразного понятийного определения преступлений, как того, что наносит личный или имущественный ущерб реальному человеку (терминологически — «обида»).

  2. Систематизации преступных деяний на две стороны: личную и имущественную, с допущением бессудной расправы, разницы прав субъектов и объектов деяния и смягчающих обстоятельств.

  3. Определения понятия соучастия, как равной ответственности подельников, без распределения между ними функций.

  4. Выявления двух основных родовых объектов преступления: личность и имущество, в свою очередь, включающих в себя самые разнообразные виды правонарушений.

  5. Описания довольно простой и относительно мягкой системы наказаний: штрафы (виры), членовредительство и лишь в особых случаях поток и разграбление. Отмечалась конкуренция между потерпевшим лицом и государством в части применения кровной мести.

Гармонично вписывается в общий строй уголовного права Русской Правды церковная судебная практика, являвшаяся неотделимой частью всей правовой системой Киевской Руси, которую смело можно называть церковно-юридической.

Судопроизводство

В Древней Руси суд творил сам князь, в чьих руках находилась власть. Судебное разбирательство велось по прихоти и произволу высшего административного лица. С появлением Русской Правды роль князя, как высшей судебной инстанции была закреплена в ряде норм юридического документа. Судебные решения князей в ряде случаев становились прецедентом и фиксировались как нормы права. В последующем князь вел процессы по очень важным делам, судил высшую знать и разбирал жалобы на местные суды.

Местные функции судопроизводства исполняли волостели и посадники, при участии выборных и вече. Кроме княжеских судов общей юрисдикции существовали:

  1. Церковный суд ведал не только делами о нарушениях церковных уставов и канонов, но и расследовал дела о самовольных расторжениях брака, изнасилованиями, имущественными спорами супругов, церковным воровством и подобными правонарушениями.

  2. Боярский суд, распространявшийся на зависимое от боярина население, в них боярин, подобно князю в основном судил сам, а часть дел перепоручал решать помощникам.

Так как, уголовные и гражданские дела не выделялись в отдельное судопроизводство, то процессуальный порядок рассмотрения дел был для них одинаков.

Ход судебного процесса

Судебное разбирательство на положениях Русской Правды было состязательным и происходило как спор сторон, активно отстаивавших свою правоту. Статус истцов имели обе стороны, пользующиеся идентичными судебными правами в ходе гласного и устного процесса.

Судебная тяжба делилась на три фазы:

  1. Провозглашение факта совершения преступления — «заклич» происходило, как правило, в месте скопления большого числа людей («на торгу») запускало процедуру поиска подозреваемых.

  2. Специфическая очная ставка — «свод» происходила до заклича, или в течение трех дней после оглашения. Процедура строилась на получении объяснений подозреваемых до тех пор, пока не находился ответчик, у которого не было внятных оправданий, который признавался «татем».

  3. Розыск улик и преступника назывался «гонением следа». В силу отсутствия специальных органов сыска, гонение следа проводила пострадавшая сторона, с привлечением близких, всей общины и доброхотов.

Доказательная база Русской Правды строилась:

  • из свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;
  • из «поличных» — вещественных доказательств;
  • из «ордалий» — испытаний огнем, железом, или водой;
  • из присяги.

В кодексе не прописывались, но в реалии применялись судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Слои населения по «Русской Правде»

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Значение «Русской Правды»

Главная мысль Русской Правды заключена в стремлении общества освободиться от родоплеменных рудиментов регулирования межличностных и имущественных отношений. Юридический кодекс включал в себя решение жизненных проблем и обеспечивал баланс между государством и общиной на принципах традиционной справедливости.

По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства. Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.

«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.

«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. «Русская Правда» была на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

Происхождение «Русской Правды» сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают прежде всего с именем Ярослава Мудрого — князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 гг. К сожалению, не сохранилось ни одной копии оригинала «Русской Правды», только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания «Русской Правды» трудно. Переписывалась «Русская Правда» несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

Основные источники «Русской Правды»

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской Правды» входят следующие источники:

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

Общее содержание «Русской Правды»

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Документ содержал также немало сведений о процессе судопроизводства. «Русская Правда» определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. «Русская Правда» предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

Еще одна сторона, описанная в «Русской Правде», — социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди — крестьяне, смерды, холопы и многие другие, находящиеся во власти феодалов или князя.

Значение «Русской Правды»

«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. «Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

Правда Ярославичей


Правда Ярославичей

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 248.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 248.

Русская Правда – такое название получил первый древнерусский свод законов. Годы создания этого свода законов относятся к правлению князя Ярослава Мудрого, то есть между 1016 и 1036. После смерти этого выдающегося правителя его сыновья дополнили ее и поэтому новый свод законов получил название “Правда Ярославичей”.

Сыновья Ярослава и их деятельность

Ярослав Мудрый скончался в 1054 году и киевский престол унаследовал его сын Изяслав. Он правил почти четверть века, до 1078 года, но с двумя небольшими перерывами из-за внутренних конфликтов, в 1068 и в 1073-1077 годах.

Ярослав Мудрый

Рис. 1. Ярослав Мудрый.

После смерти Изяслава престол унаследовал Всеволод и правил до 1093 года. Короткий период с 1073 по 1076 год занимал Святослав, который до этого 20 лет был Черниговским князем.

Составление “Правды Ярославичей” относится к 1068-1072 годам. К 18 статьям времен правления Ярослава были добавлены еще 23. Они получили нумерацию с 19 по 41. Эти новшества связаны с особенностями развития Киевской Руси во второй половине XI века. В государстве происходили народные бунты, например, в 1068 году в Киеве.

Помимо этого, шел процесс укрепления феодальной системы, также начались войны с половцами и иногда русские дружины терпели серьезные поражения, как в 1068 году в битве на Альте. Следовательно, требовалось отрегулировать законы и удовлетворить ими, как феодалов, так и народ. Князья занимались законодательным укреплением феодальных отношений. Для защиты их имущества от погромов со стороны простонародья повышались штрафы – виры.

Согласно Русской Правде, к зависимым категориям населения относились смерды, холопы, рядовичи и закупы. Выше них по статусу находились старосты и княжеские кормильцы. К свободным категориям населения относились мужи, дружинники, купцы, мечники, изгои. Привилегированными лицами считались князья, бояре, старшая дружина и их слуги – тиуны и конюхи.

Правда Ярославичей

Рис. 2. Правда Ярославичей.

Основное содержание

“Правда Ярославичей” защищала имущество и жизнь не только верхушки общества, но и любого человека Киевской Руси. Она закрепляла сословное деление общества и неравноправное положение людей, например, холопы в иерархии находились в самом низу, а выше них шли закупы, рядовичи и смерды. Неравноправие выражалось в том, что за убийство старосты штраф составлял 12 гривен, а смерть тиуна каралась штрафом в 80 гривен.

Статьи свода законов утверждали порядок выплаты жалования княжеским служащим, а также классифицировали виды преступлений. К таковым относились: убийство, воровство, изнасилование, вред имуществу.

В “Правде Ярославичей” была отменена кровная месть. Ее считали пережитком язычества. Во второй половине XI века на Руси еще отмечено появление языческих волхвов, например, во время Новгородского восстания 1071 года.

Суд во времена Русской Правды

Рис. 3. Суд во времена Русской Правды.

Заключение

Что мы узнали?

Принятие “Правды Ярославичей” стала одним из первых этапов развития законодательства Древней Руси. Ее кратко изучают в курсе истории 6-7 класса. Основное значение “Правды” в том, что она укрепляла феодальные отношения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 248.


А какая ваша оценка?

  • Рассказ о исконно русской лексике
  • Рассказ о исаакиевском соборе
  • Рассказ о иркутске для детей
  • Рассказ о иосифе и его братьях
  • Рассказ о иосифе волоцком