Рассказ о кафтане 5 класс

Кафтан (персидское слово)

Одежда с многовековой историей. Сначала появилась у персов, арабов, турок; потом — в Испании, и только в XVII веке кафтаны надели в других странах Европы. На Руси кафтаны с XV—XVI веков.

Кафтан

Кафтан. Россия. XVII в.

Видимо, одним из первых увидел восточный кафтан больше пятисот лет назад наш тверской купец Афанасий Никитин, ходивший за три моря. «На султане ковтан весь сажен (то есть украшен. — К. Б.) яхонты (рубинами, сапфирами. — К. Б.)», — записал он.

В Персии и Турции султан жаловал кафтаны своим высшим сановникам, когда они вступали в должность. Не забывали и послов, таким способом оказывая им милость. То есть на Востоке кафтан сделали почетной одеждой, чем-то вроде награды.

Того же обычая придерживались русские князья и цари, когда доводилось им принимать у себя то крымского хана, то калмыцких или ногайских послов.

Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин, сбежав в 1664 году сначала в Литву, а потом в Швецию, сделал для шведского короля подробное описание того, как в Москве готовились к царскому приему: «А сколько их будет, послов, — будет с ними и людей, и на тех послов и на людей их, в чем им быти на приезде у царя и на отпуске, готовят платье: на послов — шубы отласные золотные, на куницах и на белках, да однорядки суконные красные с круживы, кафтаны качатые, шапки лисьи высокие, сапоги».

Кафтаны носили все — мужчины и женщины, цари и крепостные крестьяне. Только у одних они были сермяжные (из грубого некрашеного сукна домашней выработки) или из крашенины (крашеного холста), а у других — атласные, бархатные, камчатные (из цветного шелка), из объяри (шелковой волнистой ткани), из тафты, зуфные (шерстяные), мухояровые (из бухарской хлопчатобумажной ткани с шерстяной или шелковой нитью; у арабов — ткань из козьей шерсти), из заморского сукна.

Кафтан боярина. Россия. XVII в

Кафтан боярина. Россия. XVII в. По зарисовкам А. Олеария

До реформ Петра I люди состоятельные надевали по нескольку кафтанов сразу: поверх рубахи натягивали исподний, то есть нижний, узкий кафтан до колен — зипун; сверх него полагалось надеть более длинную ферязь. Такой была домашняя одежда. Со двора выходили, облачившись в еще один — верхний — кафтан, уже достающий до пят.

По торжественным дням и для приемов во дворце важным приказным людям и почетным боярам из царских кладовых на время ссужали парадные кафтаны из очень дорогих тканей — парчи, атласа, заморского сукна, с козырем — высоким стоячим воротником, прикрывавшим затылок.

У кафтанов знати были узкие длинные рукава до земли, и рук в них не было видно. Тем самым бояре давали понять, что физический труд не для них. Обычно правый рукав собирали в складки; но все равно пошевелить рукой в нем было трудно. Широкие кафтаны без воротника с застежками у самой шеи и на левом боку — на турецкий манер — назывались турскими. Становые кафтаны — по стану — были приталенными, имели воротник; на груди и разрезах по бокам и подолу украшались пуговицами; от других кафтанов они отличались широкими и короткими рукавами.

Зимой носили теплые шубные кафтаны на вате и на меху. Старинного покроя кафтаны с неотрезной спинкой называли досельными.

Терлик - кафтан в талию

Терлик — кафтан в талию (с отрезной спинкой), удобный для верховой езды. XVII в. Носили в основном молодые люди — те из них, что еще обладали талией. Терлики были также одеждой рынд, как называли царских стражей. Иногда поверх терлика надевали еще один кафтан

На Западе кафтаны имели иной вид. Более короткие, скорее полукафтаны, почти всегда в талию, их надевали поверх камзолов. Французы нарекли их жюстокорами (в переводе «вплоть по телу»).

В самом начале XVIII века Петр I предписал всем русским, кроме крестьян и духовенства, носить «басурманское» платье (на немецкий манер).

Такая одежда сильно смущала народ. Но против царской воли не пойдешь, и со временем к ней привыкли, как и к другим иноземным одеждам и порядкам…

А лет сто пятьдесят спустя укоротилась и крестьянская одежда. Будничные кафтаны «строили» из домотканого серого (иногда желтого) сукна, сермяги или понитка (ткани с основой из льна и шерстяным утком). На праздники же щеголяли в синих, черных или даже белых кафтанах из своего или покупного (оно было дороже) сукна.

Зимние кафтаны из овчины сверху крыли сукном.

Деревенский богатей носил кафтан на мерлушке с двумя рядами костяных пуговиц. Знай, мол, наших!

Однако зимой в одном кафтане выходить на улицу никто не решался, под него обязательно надевали овчинный полушубок: «Жар костей не ломит».

Поделиться ссылкой

Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда. Данный термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI-XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Русский кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки, шнурки, длиннополую (до щиколоток) или короткую (до колен), с длинными узкими или широкими рукавами, часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами. Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, такой, чтобы можно было увидеть украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристёгивался плотный, богато украшенный воротник – козырь. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик, проезжий, ездовой, столовый, дождевой, польский и т.д. Так, например, турский кафтан был длиннополой свободной одеждой, застёгивавшейся у горла на одну или две пуговицы, с очень длинными, часто откидными рукавами. Становой кафтан – длинный, в талию, с клиньями, расширяющими нижнюю его часть, с широкими рукавами и т.д.

Слово «кафтан» вопреки устоявшемуся мнению не является тюркизмом, а происходит из языка персов: خفتان‎ [khaftān]. На Руси кафтаны были общесословной одеждой, но шили их в зависимости от достатка из разного материала: для знати – из дорогих тканей (бархата, атласа, тафты, камки и т.п.) на дорогих мехах соболя, куницы, с серебряными пуговицами, для простолюдинов – из холщовой крашенины, серого, коричневого сукна домашней выделки. Носили их почти одни мужчины, лишь в царской семье надевали и женщины. Как и многие другие типы верхней одежды, кафтан мог быть тёплым или холодным, с тканевой подкладкой. На улицах в этой одежде появлялись только молодые. Пожилые носили или сразу два кафтана, холодный и тёплый, или надевали поверх ферязь, охабень, шубу. У крестьян нижний кафтан был сермяжным, а верхний – шубным.

Традиционно кафтаны считаются долгополой, почти до пят одеждой. Однако мода на длину менялась: первоначально русский кафтан был коротким, а в восьмидесятых годах XVII века у знати появляется долгополый, сделанный по иностранным образцам. Вот что писал модник в 1688 году своему приятелю: «Кафтан я купил длинной для того, что ныне такие носят, а не короткие». Их ещё называли китайскими или немецкими. А вот как характеризует иностранец традиционный русский кафтан в «Описании Московского государства», которое было обнаружено в Олонецкой губернии в конце прошлого века в составе сборника XVII века: «Наверх надевают они уской кафтан (которым именем и турки свою одежду имянуют); и тот у них делается по колено с долгими рукавами, которые напереди уски, и те набирают на руки бором, у тех же кавтанов назади козыри или воротники зделаны». Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче тёплых. Кстати, и Адам Олеарий, посетивший Москву в середине XVII века, описал его похожим образом: «На сорочку и штаны они надевают узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные, до колен, и с длинными рукавами. Это одеяние они называют кафтаны». В начале XVIII века длина была определена более строго. В «Дворцовых разрядах» за 1700 год записано: «Генваря в 4 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич указал: бояром и околничим, и думным, и ближним людем, всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям и людям боярским на Москве и в городех носить платье венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием». Укороченная одежда облегающего покроя, надеваемая под вторую верхнюю одежду, именовалась полукафтаньем.

В XVIII веке, когда дворяне и богатое купечество перешли на ношение одежды западноевропейского образца, кафтаном стали называть соответствующую ему одежду – жюстокор. В XIX веке термин кафтан в применении к одежде европейского типа не использовался. В XIX – первой четверти XX века кафтан – это верхняя будничная и праздничная одежда крестьян и в некоторых случаях горожан – извозчиков, разносчиков и т.п. Будничные кафтаны шили из серого, коричневого, чёрного сукна домашней выделки, пониточины, праздничные – из синего фабричного сукна, белого сукна домашней выработки, плиса. Их могли шить на подкладке и без. Плисовые кафтаны и кафтаны из синего сукна во второй половине XIX века носили обычно парни «из хорошо живущих семейств» или богатые молодые женатые мужчины.

В XVIII-XIX веках кафтаны шились обычно двубортными, застёгивавшимися справа налево на пряжки-схватки, крючки, пуговицы, с длинными (до запястья) рукавами, без воротника или с невысоким стоячим воротником. По крою спинки и пол можно выделить две разновидности кафтанов: кафтаны «с пережимом» («с подхватом», «с фантами») и кафтаны-борчатки. Кафтаны «с пережимом» шились обычно с прямой спинкой и полами, между ними вшивались клинья-фанты, расширявшие нижнюю часть. О таком кафтане в старинной свадебной песне Архангельской губернии пели:

Я брала свои золоты ключи.

Отмыкала окованы сундуки.

Вынимала черно плисово сукно,

Я кроила жениху кафтан,

Чтоб ему не долог был,

Чтоб ему не короток был,

По подолу был раструбистый,

По середке пережимисгый,

По подпазушкам перехватистый,

Чтоб он легко на коничке скакал.

Хорошенечко разъеживал.

Кафтаны-борчатки шились с отрезной спинкой, а иногда и с отрезными полами. Нижняя часть кафтана в этом случае была собрана у талии в мелкие сборки, причём если подрезной была только спинка, то сборки располагались сзади, а если и полки, то кругом. Принято считать кафтаны-борчатки по своему происхождению более поздним вариантом кафтана, хотя они бытовали уже в конце XVIII – начале XIX века. Широкое распространение эти кафтаны получили в конце XIX века, вытеснив во многих районах старинный кафтан «с пережимом». Кафтан иногда носили, надевая в один рукав.

В некоторых губерниях России (Псковской, Новгородской) кафтаном называли также однобортную, длинную (до щиколоток) одежду, запахивавшуюся справа налево, подпоясанную кушаком, с широкими длинными рукавами и большим воротником. Её надевали поверх основной верхней одежды, когда отправлялись в дорогу зимой или поздней осенью. В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как молёная одежда, т.е. одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом. В Сибири их изготавливали из чёрной или коричневой хлопчатобумажной ткани с подрезной спинкой и отрезными, расширяющимися книзу полами, с воротником-стойкой или отложным, с длинными узкими рукавами.

[]

История кафтана

Кафтан — что это такое, что за одежда? Когда кафтан появился на Руси? В каком веке его носили?

Почему кафтан назвали кафтаном? Этимология (происхождение) слова «кафтан».

Является ли слово «кафтан» устаревшим? Кафтан это историзм или архаизм?

Какими были кафтаны в Древней Руси? В какое время года их надевали?

Как выглядит кафтан? Фото кафтана. Кафтан и камзол — в чём разница?

Как нарисовать кафтан пошагово? Какие разновидности кафтан бывают? Описание конструкции старинного кафтана (не из википедии).

Содержание

  1. КАФТАН
  2. Смотреть что такое «КАФТАН» в других словарях:
  3. Кафтан (персидское слово)
  4. Значение слова «кафтан»
  5. кафта́н
  6. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  7. Делаем Карту слов лучше вместе
  8. КАФТАН
  9. Смотреть что такое «КАФТАН» в других словарях:
  10. Кафтан
  11. Содержание
  12. Разновидности
  13. Знак отличия

КАФТАН

Смотреть что такое «КАФТАН» в других словарях:

КАФТАН — муж., татар. верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна; он бывает круглый, с борами, кучерской, немецкий или разрезной… … Толковый словарь Даля

КАФТАН — КАФТАН, кафтана, муж. (перс.). Выходящая в городах уже вышедшая из употребления мужская долгополая верхняя одежда. Кучерской кафтан. «Хозяйка, дай кафтан, я поплетусь… (крестьянин жене, отправляясь из дому).» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

КАФТАН — (турецк. caftan). У турок почетная одежда, у русских обыкновенное верхнее платье крестьян. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАФТАН тур. caftan. У турок, почетная одежда, у русских обыкновенное платье … Словарь иностранных слов русского языка

кафтан — армяк, сермяга, лапсердак, кирея, чупрун, кафтинишко, кунтуш, однорядка, опашень, черкеска, малахай, зипун, кафтанчик, архалук, охабень, казакин Словарь русских синонимов. кафтан сущ., кол во синонимов: 33 • азям (2) • … Словарь синонимов

КАФТАН — с подкладкой у кого. Народн. О богатом человеке. ДП, 85; БМС 1998, 254. Тришкин кафтан. Разг. Ирон. О непродуманном, небрежном и поспешном устранении одних недостатков, которое влечет за собой возникновение других. ФСРЯ, 196; БТС, 1346; Ф 1, 234; … Большой словарь русских поговорок

КАФТАН — (тюрк. перс.) старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами … Большой Энциклопедический словарь

Кафтан — Стрельцы в кафтанах … Википедия

Кафтан — (перс.) старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение; его носили все слои населения: богатые кафтаны из бархата, парчи, добротного сукна на дорогих мехах, с… … Энциклопедия моды и одежды

Кафтан — (тюрк. кафтан верхняя одежда, халат) первонач. только верх. муж. одежда, в дальнейшем верх. Одежда вообще (муж. и жен.). Мат лом служили дорогие ткани: парча, атлас, тафта, бархат, камка. Став предметом широкого употребления, К. шились из разл.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Кафтан Ю. — Юлий Кафтан (нем. Julius Kaftan; 1848 1926) протестантский богослов. Профессор в Базеле, затем в Берлине. Первоначально Кафтан стоял на конфессионально лютеранской точке зрения, но затем примкнул к А. Ричлю. Труды Кафтана: «Die Predigt des… … Википедия

Источник

Кафтан (персидское слово)

Одежда с многовековой историей. Сначала появилась у персов, арабов, турок; потом — в Испании, и только в XVII веке кафтаны надели в других странах Европы. На Руси кафтаны с XV—XVI веков.

Видимо, одним из первых увидел восточный кафтан больше пятисот лет назад наш тверской купец Афанасий Никитин, ходивший за три моря. «На султане ковтан весь сажен (то есть украшен. — К. Б.) яхонты (рубинами, сапфирами. — К. Б.)», — записал он.

В Персии и Турции султан жаловал кафтаны своим высшим сановникам, когда они вступали в должность. Не забывали и послов, таким способом оказывая им милость. То есть на Востоке кафтан сделали почетной одеждой, чем-то вроде награды.

Того же обычая придерживались русские князья и цари, когда доводилось им принимать у себя то крымского хана, то калмыцких или ногайских послов.

Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин, сбежав в 1664 году сначала в Литву, а потом в Швецию, сделал для шведского короля подробное описание того, как в Москве готовились к царскому приему: «А сколько их будет, послов, — будет с ними и людей, и на тех послов и на людей их, в чем им быти на приезде у царя и на отпуске, готовят платье: на послов — шубы отласные золотные, на куницах и на белках, да однорядки суконные красные с круживы, кафтаны качатые, шапки лисьи высокие, сапоги».

Кафтаны носили все — мужчины и женщины, цари и крепостные крестьяне. Только у одних они были сермяжные (из грубого некрашеного сукна домашней выработки) или из крашенины (крашеного холста), а у других — атласные, бархатные, камчатные (из цветного шелка), из объяри (шелковой волнистой ткани), из тафты, зуфные (шерстяные), мухояровые (из бухарской хлопчатобумажной ткани с шерстяной или шелковой нитью; у арабов — ткань из козьей шерсти), из заморского сукна.

До реформ Петра I люди состоятельные надевали по нескольку кафтанов сразу: поверх рубахи натягивали исподний, то есть нижний, узкий кафтан до колен — зипун; сверх него полагалось надеть более длинную ферязь. Такой была домашняя одежда. Со двора выходили, облачившись в еще один — верхний — кафтан, уже достающий до пят.

По торжественным дням и для приемов во дворце важным приказным людям и почетным боярам из царских кладовых на время ссужали парадные кафтаны из очень дорогих тканей — парчи, атласа, заморского сукна, с козырем — высоким стоячим воротником, прикрывавшим затылок.

У кафтанов знати были узкие длинные рукава до земли, и рук в них не было видно. Тем самым бояре давали понять, что физический труд не для них. Обычно правый рукав собирали в складки; но все равно пошевелить рукой в нем было трудно. Широкие кафтаны без воротника с застежками у самой шеи и на левом боку — на турецкий манер — назывались турскими. Становые кафтаны — по стану — были приталенными, имели воротник; на груди и разрезах по бокам и подолу украшались пуговицами; от других кафтанов они отличались широкими и короткими рукавами.

Зимой носили теплые шубные кафтаны на вате и на меху. Старинного покроя кафтаны с неотрезной спинкой называли досельными.

На Западе кафтаны имели иной вид. Более короткие, скорее полукафтаны, почти всегда в талию, их надевали поверх камзолов. Французы нарекли их жюстокорами (в переводе «вплоть по телу»).

В самом начале XVIII века Петр I предписал всем русским, кроме крестьян и духовенства, носить «басурманское» платье (на немецкий манер).

Такая одежда сильно смущала народ. Но против царской воли не пойдешь, и со временем к ней привыкли, как и к другим иноземным одеждам и порядкам.

А лет сто пятьдесят спустя укоротилась и крестьянская одежда. Будничные кафтаны «строили» из домотканого серого (иногда желтого) сукна, сермяги или понитка (ткани с основой из льна и шерстяным утком). На праздники же щеголяли в синих, черных или даже белых кафтанах из своего или покупного (оно было дороже) сукна.

Зимние кафтаны из овчины сверху крыли сукном.

Деревенский богатей носил кафтан на мерлушке с двумя рядами костяных пуговиц. Знай, мол, наших!

Однако зимой в одном кафтане выходить на улицу никто не решался, под него обязательно надевали овчинный полушубок: «Жар костей не ломит».

Источник

Значение слова «кафтан»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) — Полукафтан. Рукава делались длинными узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами. Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, чтобы можно было увидеть вышиванку — украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь.

КАФТА’Н, а, м. [перс. h ̮ äftān]. Выходящая — в городах уже вышедшая — из употребления мужская долгополая верхняя одежда. Кучерской к. Хозяйка., дай к., я поплетусь. (крестьянин жене, отправляясь из дому). Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

кафта́н

1. истор. праздничная верхняя первоначально мужская одежда из домотканого или покупного фабричного сукна и даже плиса, длиной до колен, приталенная, со сборками сзади и с боков, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, вертикальными прорезными карманами, с подкладкой до талии, застегивавшаяся на крючки или большие медные пуговицы ◆ Но Василий Грязной, по знаку царя, встал из-за стола и подошел к Дружине Андреевичу, держа в руках пёстрый кафтан, полупарчовый, полусермяжный, со множеством заплат, бубенчиков и колокольцев. А. К. Толстой, «Князь Серебряный»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова скиф (существительное):

Источник

КАФТАН

Смотреть что такое «КАФТАН» в других словарях:

КАФТАН — муж., татар. верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна; он бывает круглый, с борами, кучерской, немецкий или разрезной… … Толковый словарь Даля

КАФТАН — (турецк. caftan). У турок почетная одежда, у русских обыкновенное верхнее платье крестьян. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАФТАН тур. caftan. У турок, почетная одежда, у русских обыкновенное платье … Словарь иностранных слов русского языка

КАФТАН — КАФТАН, а, муж. Старинная мужская долгополая верхняя одежда. • Тришкин кафтан (разг. неод.) о частичных и внешних исправлениях, только вредящих делу, не приносящих пользы [по одноименной басне И. А. Крылова]. | уменьш. унич. кафтанишко, а, мн.… … Толковый словарь Ожегова

кафтан — армяк, сермяга, лапсердак, кирея, чупрун, кафтинишко, кунтуш, однорядка, опашень, черкеска, малахай, зипун, кафтанчик, архалук, охабень, казакин Словарь русских синонимов. кафтан сущ., кол во синонимов: 33 • азям (2) • … Словарь синонимов

КАФТАН — с подкладкой у кого. Народн. О богатом человеке. ДП, 85; БМС 1998, 254. Тришкин кафтан. Разг. Ирон. О непродуманном, небрежном и поспешном устранении одних недостатков, которое влечет за собой возникновение других. ФСРЯ, 196; БТС, 1346; Ф 1, 234; … Большой словарь русских поговорок

КАФТАН — (тюрк. перс.) старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами … Большой Энциклопедический словарь

Кафтан — Стрельцы в кафтанах … Википедия

Кафтан — (перс.) старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение; его носили все слои населения: богатые кафтаны из бархата, парчи, добротного сукна на дорогих мехах, с… … Энциклопедия моды и одежды

Кафтан — (тюрк. кафтан верхняя одежда, халат) первонач. только верх. муж. одежда, в дальнейшем верх. Одежда вообще (муж. и жен.). Мат лом служили дорогие ткани: парча, атлас, тафта, бархат, камка. Став предметом широкого употребления, К. шились из разл.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Кафтан Ю. — Юлий Кафтан (нем. Julius Kaftan; 1848 1926) протестантский богослов. Профессор в Базеле, затем в Берлине. Первоначально Кафтан стоял на конфессионально лютеранской точке зрения, но затем примкнул к А. Ричлю. Труды Кафтана: «Die Predigt des… … Википедия

Источник

Кафтан

Кафта́н (перс. خفتان ‎) — мужское, в основном крестьянское, платье. Различают турецкий, персидский и марокканский кафтаны. [источник не указан 359 дней]

Также назывался кавтан, кофтан.

Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей.

Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.

Так же в России кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстакор (фр. justacorps ), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.

Содержание

Разновидности

Разновидности кафтана: нижние и верхние (носившиеся на другом платье, например ферязь). Верхние часто делались теплыми, с мехом или со стеганной на вате подкладкой.

Простые (обычные) кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др.

Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.

Знак отличия

Наградной кафтан (Царский кафтанщик), вручался за заслуги мастеровым, на казённых заводах в Ижевском Заводе, Златоусте.

Источник

Что нужно знать о кафтане

Кафтан — краеугольный камень исконно русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана.


Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в кафтане щеголяли исключительно князья и бояре, но со временем он  проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян.

Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево.

Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.

Ферязь


Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Благодаря ферязи и родилась поговорка «работать спустя рукава».

Ее носили как холодной зимой, так и жарким летом. Летние ферязи были на тонкой подкладке, а зимние — на меху.

Шили этот предмет одежды из разных тканей — от парчи и бархата (состоятельные люди) до сермяги и хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь на другие кафтаны, а бедные — прямо на рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3—5.  Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.

Опашень


Очень напоминает ферязь, однако опашень менее торжественен. Как правило, он выполнял функцию плаща-пыльника или летнего пальто.

Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади.

Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад. В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода.

Зипун

21


Облегченная, минималистичная, версия кафтана из домотканого сукна. Никаких украшений и излишеств в виде стоячего воротника зипун не имеет. Зато очень функционален: не стесняет движения. Зипуны носили в основном крестьяне и казаки. Последние даже назвали свой казачий промысел – походом за зипунами. А грабителей с большой дороги называли «зипунниками».

1.4. Мужской костюм

Наименьшие затруднения при изучении представляет мужской костюм, который в большей или меньшей степени был однотипным по покрою во всех великорусских областях.

Это было связано с положением мужчины в обществе. Он был и в экономическом и в юридическом отношении более самостоятельной и мобильной фигурой, нежели женщина.

В виду нехватки хлеба, крестьянин в свободное от полевых работ время должен был отправляться на заработки, иногда довольно далеко и надолго. При этом он тесно общался с обитателями других губерний и с горожанами, становился более терпимым к чужим традициям, приобрел более широкий взгляд.

Русский мужской народный костюм

К тому же мужской костюм был более функционирован, его покрой диктовался условиями тяжелой физической работы под открытым небом, а она была в разных местах одинаковой. Отсюда вытекает сравнительное единообразие состава и покроя мужской одежды.

Различной оказывается орнаментация, а также терминология, которая вообще более устойчива, нежели покрой.

Основу мужского костюма составляли порты и рубаха. Порты шились из двух кусков домотканного холста или сукна, вместо соединения которых вставлялась ширинка – ромбический кусок такой же ткани и собирались в талии на гашнике.

Никаких ограничений в цветовой гамме, видимо, не существовало: шились порты из нетбеленной домотканины, из домашней крашенины, из пестряди, а праздничные порты могли шиться из покупных тканей лучшего качества, или из той же домотканины, но украшенной вертикальными полосами.

Праздничный костюм дополнялся появившимися позже штанами, которые отличались от портов отсутствием ширинки, более широкими штанинами во внутренние швы которых вставлялись полосы ткани и поясом вместо галиника, застегивавшиеся на пуговицы, а также вшивавшимися по бокам карманами.

При штанах порты стали исполнять роль исподнего белья.

Русская рубаха

Русская мужская народная рубаха
Мужская рубаха в разных областях России различалась по покрою незначительно. Это туника образная одежда, т.е. в её основе лежит перегнутое на плечах полотнище с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу налево.

Это так называемая косоворотка. Поскольку домотканный холст был узким, с боков в стан рубахи вшивались два куска холста – «бочки».
Они бывали прямые, либо косые и в некоторых местностях для расширения подола вставлялись клинья между прямыми или сужающимися к низу рукавами без манжет и «бочками» под мышками вставлялись ромбические куски ткани – ластавицы.

Зачастую ластавицы делались из кумача, китайки, пестряди. Их назначение двойственное: рубаха становилась просторнее и при резких и щироких взмахах рук рубашка не рвалась под мышками, а сопревшие при работе ластовицы отпарывались и вставлялись новые.

Сама же рубаха могла служить дольше. На плечах и в верхней части спины изнутри подшивалась подплека, также предохранявшая рубаху от испревания, делавшая ее более долговечной.

Неширокие полосы орнамента – чаще всего вышивки красной нитью – располагались по подолу. Кроме того на праздничных рубахах орнамент мог располагаться по швам подоплеки на груди, плечах, спине, яркие кумачные листовицы также вносили свою долю в орнаментацию рубахи.

Орнаментированная мужская рубаха могла быть не только с вышивкой, но и затканной с узкими лентами с геометрическими узорами, тесьмой, галунами, вышивкой бисером и блестками.

Рубаха носилась на выпуск, подпоясанная шнуром с кистями, завязанными сбоку, либо покромкой, тканым длинным поясом, в несколько раз обернутым вокруг талии; концы пояса с обоих боков затыкались под пояс и свешивались вниз.

Основным традиционным видом верхней мужской одежды был кафтан, а также его разновидности, либо производные от него: полукафтанье, поддёвка, казакин, зипун.

Кафтан

Кафтан представлял собой приталенную одежду до колен, с выкройными рукавами, небольшим стоячим или отложным воротником, с запахом на правую сторону на крючках или пуговицах. Он мог быть с цельной спиной, со сборами на боковых швах.

Подкладка могла отсутствовать. С боков прорезывались вертикальные карманы. Обычно это была праздничная одежда из домотканного или покупного синего, коричневого, черного сукна либо из плиса.

Полукафтанье – укороченный кафтан выше колен, как и казакин, примерно того же покроя.

В широком употреблении была сибирка, напоминавшая городской сюртук и, возможно, появившаяся под его влиянием. Это была длиннополая, обычно синего цвета двубортная одежда на пуговицах, отрезная по талии, с широким отложным воротником и лацканами.

Самой распространенной верхней мужской одеждой был полушубок. Следует иметь в виду, что нынешний покрой полушубка отличается от старого. Это была одежда из дубленой овчины, белой или окрашенной в красно-коричневый или черный цвет, либо покрытая сукном.

Длина полушубка — до колен или выше, спинка выкройная, сзади ниже талии сборки, запах налево, на крючках. У крытых полушубков часто была меховая отделка по полам, борту, на груди, по обшлагам и карманам.

Карманы были косые прорезные, воротник низкий стоячий. Полушубок наопашь, или одетый в один рукав иногда носили и летом, надевая поверх рубахи или жилета, а также в доме.

Поверх кафтана, зипуна, полушубка и других видов верхней одежды в холодное время года, особенно в ненастье и в дорогу, надевалась халатообразная одежда, в разных местностях именовавшаяся армяком, чапаном, азямом, балахоном или просто халатом.

Она была длиной значительно ниже колена, с глубоким запахом налево, без застежек расширяющаяся книзу, с широким рукавом, с большим шалевым, простроченным для жесткости воротником, без подкладки, и надевалась с кушаком.

Такая одежда шилась из домотканого сукна, чаще коричневого цвета, либо из поскони.

Тулуп

Тулуп, имевший аналогичный покрой, шился из дубленой овчины и также надевался поверх другой верхней одежды.

Русский мужской народный тулуп

Довольно разнообразны были мужские головные уборы.
Основным типом головного убора была валяная из овечьей шерсти шляпа, имевшая около десятка разновидностей, в основном различавшихся высотой и формой тульи.

Это был головной убор с узкими полями, с тульей низкой или высокой, в форме усеченного конуса, цилиндра, либо с перехватом посередине. Разнообразны были и названия таких шляп: шпилек, грешневик и т.д.

Во второй половине XIX в. из города пришел в деревню картуз со сравнительно высоким околышем и кожаным лакированным, круто опускавшимся на лоб небольшим козырьком.

Картузы носила молодежь, а также зажиточная, преимущественно торговая часть деревни, а степенные крестьяне оставались верны дедовской шляпе.

Зимой носили меховой треух, мехом внутрь, с небольшим меховым стоячим козырем спереди и широким меховым же козырем сзади и с боков, в ненастье отворачивавшимся.

Наиболее распространенной обувью были лапти, имевшие несколько разновидностей, включая орнаментально плетеный праздничный лапоть. Лапти надевались зимой и летом, с холстинами или суконными белыми онучами, которыми обматывалась голень ноги.

Закреплялись они на ноге лыковыми сборами — веревками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх онучей. Более зажиточные крестьяне зимой ходили в валенках, а также грубых, смазанных дегтем кожаных сапогах.

Перейти к разделу: 1.5. Детский костюм

Во всех старообрядческих согласиях главным предметом мужского гардероба неизменно считается кафтан. На сегодняшний день это вещь, воплощающая мужскую идентичность старовера. Далеко не везде используют рубахи-косоворотки, но вот кафтан… в большинстве приходов. Об истории кафтана, о его различных видах и роли в разных согласиях пойдет речь в статье этнолога, методиста центра традиционной народной культуры Среднего Урала Вячеслава Печняк.

Верхняя одежда в раннем и зрелом русском Средневековье

На заре русской истории, в X-XII веках, верхнюю одежду знати заменял плащ. Это была одновременно и статусная и практичная вещь. В воинском разноэтничном сообществе также возникала и своя мода. Однако на плаще виды верхней одежды не останавливаются. Помимо рубах, к которым мы все привыкли, существовали еще и верхние рубахи. Они имели идентичный крой, но шились из более плотного, теплого и ноского материала, чем нижние рубахи. Свита — разновидность верхней рубахи. Это сшитое из шерсти не распашное (надевающееся через голову) изделие. Иногда она украшалась разговорами и узорными пуговками.

Свита без запаха

В процессе активного общения со степными народами (особенно с монголами) в обиход входит распашная верхняя одежда — куртки (короткое распашное изделие) и кафтаны (долгополое распашное изделие, само слово является заимствованным из тюркских языков и имеет значение «верхняя мужская одежда»). В период XIV века в источниках мы можем видеть распашные свиты с глубоким запахом или полами встык.

Свита с запахом

Ближе к XV веку появляются различные виды кафтанов: верхние кафтаны (опашни), однорядки (кафтаны без подклада) и т.д. Все эти вещи имели различные названия в зависимости от практического применения, ткани и т.д., но типологически это были одинаковые вещи. Шились свиты как цельнокроеными халатообразными, так и отрезными приталенными.

Верхняя одежда в Позднем Средневековье

Период XV-XVII веков является одним из интереснейших в истории мужской верхней одежды. Это связано не только с огромным разнообразием видов кафтанов, появившимся в этот период, но и с мировыми историческими событиями.

Одежда XVII века на Руси

Мало кто знает, что именно в этот период появляется и наш русский сарафан в том виде, в котором он сохранился у староверов — косоклинный сарафан. Само слово «сарафан» также является заимствованием из тюрко-иранской среды и означало мужскую верхнюю одежду. Постепенно он трансформируется в косоклинный сарафан и приобретает привычный нам вид к XVIII–XIX векам.

В XV веке в связи с активностью турок на Руси начинается «турецкая мода» — активно поступают ткани из Ирана и Средней Азии, а также сама одежда от турок. Есть упоминания о том, что восточные послы в качестве подарков приносили русским князьям и верхнюю одежду.

Турецкий кафтан

Можно вспомнить и казачьего предводителя Степана Разина, ходившего «за зипунами» в Персию. Надо сказать, что «турецкая мода» проявляется не только в одежде, но и в оружии, доспехах и тактике боя. В начале XV века русское войско из преимущественно тяжелой конницы становится лекговооруженной. Одновременно с этим в Московском княжестве начинается «византийский ренессанс», при дворе Ивана III складываются некие представления о Византии, и «образ Византии» становится весьма модным. Надо сказать, что это было именно представление о Византии, а не настоящая византийская мода. А именно: долгополые богатые одежды, рукава с напуском, сюда же прибавились и древнерусские длинные рукава.

Все эти процессы приводят к классическому образу русской мужской одежды: рубаха, нижний кафтан (однорядка, свита, поддевка) и верхний кафтан (опашень, охабень и т.д.). На иконе «Молящиеся новгородцы» XV века мы можем видеть «классический look» мужской моды: все одеты в свиты с полами в стык, сверху надеты внаброс верхние кафтаны — опашни, с долгими рукавами и прорезями для рук.

Икона «Молящиеся Новгородцы»

Зачастую рукава завязывались за спиной. Иногда надевали несколько нижних кафтанов для пущего щегольства и знатности. Аналогичным знаком знатности и богатства были и длинные рукава на кафтанах. Также появляются поддоспешные кафтаны и стеганые кафтаны, представляющие собой вид легкого защитного вооружения.

«Трехслойность» сохранялась в русской традиционной одежде до конца XVII века в среде знати, а в крестьянской среде — до начала XX века.

В последующие столетия начинает оформляться предпочтение в крое. Для XVI века это кафтаны прямого покроя либо приталенные с цельнокроеной спинкой. В целом это достаточно объемные силуэты. В XVII веке появляются более тонкие силуэты, чаще встречаются приталенные цельнокроеные кафтаны с борами, защипами и сборками на спине, кафтаны с отрезной спинкой. Также появляются и короткие кафтаны — полукафтанья. Всё многообразие мужского «платья», как в средневековье называли любую одежду, представлено в акварелях Ф.Г. Солнцева «Одежды Русского государства».

Акварели Ф. Г. Солнцева «Одежды Русского государства»
Латный полукафтан

Именно в эту эпоху в одежде складывается мужской силуэт, который впоследствии лег в основу староверческого силуэта. Стоит отметить, что в XVI-XVII веках также складывается и профессиональная корпорация церковных певчих — певчие дьяки. Их одевали в особую одежду, и, по всей видимости, именно эта одежда церковных служителей повлияла на формирование старообрядческого молельного костюма.

Кафтан певчего дьяка из ГИМа

Старообрядческие кафтаны после церковного раскола

Церковный раскол XVII века поделил историю русского кафтана на «до» и «после». Петровские реформы поставили крест на ношении знатью русской одежды вообще, в среде народных масс кафтан продолжает использоваться как повседневная одежда, меняясь и эволюционируя под влиянием моды, в том числе и дворянской.

Поповец и безпоповец. Гравюра

Мы же сосредоточим наше внимание на том, как развивался кафтан в среде староверов.

Как уже было сказано выше, по всей видимости, одежда церковных служителей (певчих дьяков) повлияла на формирование мужского молельного кафтана у староверов. Более ранние источники («молящиеся новгородцы») позволяют нам судить о том, как одевались люди на молитву. Одевались в обычную одежду того времени. Выделялась ли как-то одежда для хождения в церковь от повседневной в Средневековье — мы не можем сказать наверняка, но старообрядческая среда как раз таки пестрит подробностями на эту тему и даёт нам много материала.

Но обо всём по порядку. XVIII век раскидал староверов по разным окраинам страны, куда люди привозили с собой в том числе и моду. На окраинах начинали формироваться свои предпочтения на основе кафтанов разных уголков московского царства. Обращает на себя внимание то, что начинает формироваться моленная одежда и особое отношение к ней. Важной особенностью является то, что кафтаны становятся однотонными, уходят яркие восточные ткани, жаккардовая парча и муар.

Кафтаны с гасниками у Выговских отцов

Большим приветом из XVII века являются кафтаны со шнурками (гасниками, гашниками), на которых крепились пуговицы. Это рудимент средневековых разговоров, на левой поле крепились пуговицы по 2-3 штуки в ряд через равное расстояние. Такие кафтаны можно увидеть на портретах отцов Выговской пустыни, а также на гравюрах XVIII-XIX веков.

Кафтан на гаснике из Нижнего Тагила
Н.С. Лесков

Такой тип крепления пуговиц встречается еще в конце XIX — начале XX веков на кафтанах часовенных староверов и сохранялся в поморской среде.

Моленные кафтаны: история и виды

Староверы Урала (будущие часовенные) с начала XVIII века очень подробно регламентируют свою моленную одежду и внешний вид в общем. На Ирюмском Соборе 1723 года в 7 главе сказано: «Иноземное одеяние християном не носить… браду и ус не постригать… Главы сверху постригать мужем в воспоминание и отражение печали, понеже истинная вера гонима, и мы имеем печать на главе печали. Молитися должно в кавтанах мужем, по 3 борка на стороне в посаткахе [должна иметь по бора-защипа с каждой стороны на спинке — авт.]». Таким образом, на лицо начало регламентации моленной одежды.

Постановления Ирюмского Собора были действительны более ста лет и впоследствии лишь дополнялись запретами на конкретные вещи, появляющиеся с модой времени. Вызовы времени ставили более конкретные задачи по сохранению среды «християн» и отделения их из общей массы населения. Тюменский Собор 1840 года — последний после Ирюмского, столь подробно описывающий вещи, запрещенные к ношению. В 6 пункте сказано: «християном …  одежду необычную христианам не носити — мужескому полу и женскому… Мужскому полу иноземного одеяния не носить, сиречь неметския — сертуки (похожие на пальто, отрезные по талии с лацканами — авт.), армянския — ярмеки (короткополые пальто и куртки — авт.)… Во время моления полу надевать на кафтаны старинного покроя…». Каждый перечисленный предмет того времени ассоциируется с определенными нехристиянскими народами, сама такая одежда воспринимается как код чужой идентичности. Однако мода не могла не влиять на вид кафтана, и уже во второй половине XIX века, под влиянием мундиров и шинелей в повседневной носке, появляются двубортные кафтаны.

Двубортный кафтан у часовенных

В дальнейшем соборам часовенных пришлось запрещать и многое другое: «пинжаки и сапоги со скрипом», тюбетейки («тафьи»), патефоны, «направлять челки» на голове, пользоваться «водогрейками» на вокзалах, радиосвязью и т.д. Впрочем, новшеств появлялось так много, что Собор 1941 года в Романовке уже не даёт детальных рекомендаций, ограничиваясь напоминанием слов Максима Грека о том, что христианин и по внешнему виду должен отличаться от «неверных». 

Невьянский двубортный кафтан

В наше время среди часовенных распространен обычай шить кафтаны, имеющие по три складки с каждой стороны, закладывающиеся навстречу друг другу. Старики вспоминают, что только цельнокроеные кафтаны могли быть молельными, хотя сейчас далеко не все швеи соблюдают это, делая отрезную спинку.

Цельнокроеный кафтан часовенных. Старая Утка

В среде федосеевцев и поморцев мы наблюдаем аналогичные тенденции. «Устав о християнском житии» прямо говорит о недопустимости носить не русскую одежду: «Глава 34. О хождении во одежде, еже неподобно християном. Аще муж или жена облекутся во одежду не по преданию отеческом, да будут анафема». При этом в разных источниках федосеевской среды приводятся конкретные критерии того, что же такое одежда «не по преданию отеческом»: «Краткую одежду, что глаголется телогрея, сие есть нехристианское одеяние, сиречь поганое…», — писал наставник «кинешемских стран» Трофим Иванович.

Об одежде для соборного богослужения также говорит статья 41-я Польского собора 1752 г.: «Юношам рубах красных и штанов каламенковых (из тонкой цветастой ткани — авт.) … аще прислушны будут обрящутся да сотворят поклонов 300 до земли».

Петербургский же Собор 1809 г. говорит об одежде для вседневной носки: «Статия 8. Платье немецкое многая видится християны носят и о сем в божественном писании преужасныя запрещения. Сего ради от душевреднаго обычая сего всячески настоятели должны удерживати, а противящихся отлучати». 

Таким образом, одежда должна быть долгополой, женщинам нельзя надевать одежду, которая считается мужской. Однако не вся долгополая одежда признается допустимой: «… в поддевках на молитве отнюдь не стояти», сообщает нам уложение Московского Собора 1883 года. Поддевка — это отрезной по талии кафтан с многочисленными сборками сзади. Такая одежда считалась недопустимой для моления. Однако в современной поморской среде такие кафтаны положено носить женатым.

Схема поддевки

Новым поддевкам федосеевцы и поморцы противопоставляли «азям» архаичного кроя.

Схема азяма

Азямом (балахоном, охабнем, опашнем, сермягой и т.д.) называли халатообразную одежду прямого покроя, представлявшую собой верхний кафтан. В поморской среде он обрел самостоятельную жизнь и стал важным предметом, скрывающим фигуру на молитве.

Азям Гребенщековской общины

В среде яицких казаков в качестве моленной одежды также распространены халаты-азямы, по крою более близкие к традиционному русскому азяму или армяку.

Яицкие староверы-беспоповцы

В среде семейских Забайкалья появляется совершенно особенный вид кафтана — нечто среднее между азямом и кафтаном. Они шьются из дорогого материала (кашемир, бархат, жаккардовый шелк) с отрезной спинкой и сборкой на талии, но при этом имеют отложной воротник, как правило обшивающийся шелком, при этом носили их подпоясывая (единственный в своём роде пример подобного ношения у староверов).

Старовер из семейских

Все указанные примеры приведены для того, чтобы показать, что существует прямая зависимость между конкретной локальной традицией и покроем кафтана.

Одежда как первый и самый заметный маркер идентичности была важным вопросом для староверов в XVIII-XX веках. Ей уделялось большое внимание. Однако в связи с начавшимися в XX веке гонениями «християнская» одежда уходит из повседневного обихода староверов, оставаясь только в глухих деревнях и переходя полностью в разряд моленной в городах.

XX век внёс свои изменения в историю кафтана. Это связано с резким обеднением населения в периоды гражданской войны и коллективизации и отразилось прежде всего на материале. На смену плотной тонкой шерсти, кашемиру и т.д. пришли школьная шерсть, костюмная ткань. Сам материал стал более тонким и легким. В дефицитное время приходилось шить из того, что было под рукой. Мы наблюдаем резкую смену качества пошива и качества материала начиная с 30-х годов.

В конечном итоге это привело к частичной или полной потере преемственности умения шить кафтаны, связано как с исчезновением профессиональной прослойки кафтанщиков (например, на Урале ими являлись черноризцы), так и с банальным отсутствием старинных образцов.

В некоторых местах кафтан как моленная одежда у мужчин не используется вообще. Такая тенденция стала более заметна в 90-е годы. Это период, когда потомки староверов стали вспоминать о своём происхождении и приходить к вере. За неимением возможности, образцов и, самое главное, мотивации и осознания важности кафтана, мужской молельный костюм превратился в подпоясанную веревочкой фланелевую сорочку. Такая тенденция хорошо прослеживается в приходах белокриницких, новозыбковцев и, как ни странно, поморцев.

(В наши дни на богослужениях можно встретить мужчин, одетых в одежду современного кроя — рубашки, лонгсливы, в южных районах —  футболки, которые отличаются лишь наличием пояска, повязанного поверх — прим. ред.). 

В связи с расширением и неким «подъемом» в белокриницком согласии, особенно в городах, наблюдается «кафтанный бум», правда, кафтаны шьются уже из габардина и смесовых тканей, что, по мнению большинства, более практично. Да и сами кафтаны напоминают больше новогреческие подрясники, нежели русский кафтан.

Современные профессиональные швеи (не только в белокриницкой среде) вносят свои коррективы в крой. Это связано и с появлением тканей достаточной ширины (150 см и более). В изделии при сохранении силуэта становится меньше швов. Большинство кафтанов в иных согласиях шьются как поддевки, с отрезной присборенной спинкой, уходят в прошлое цельнокроеные азямы и кафтаны даже у поморцев и часовенных.

Кафтан-поддевка из Режевского музея

Но мы живем в современности — времени больших возможностей и огромного выбора. В наших силах сшить себе хорошую вещь и выглядеть достойно в глазах Бога и людей. Доступен огромный выбор тканей на любой вкус и цвет, а также доступно огромное количество образцов из музейных и частных коллекций, выпускаются издания о традиционной одежде. Время свободы можно использовать на пользу, чтобы не потерять, но сохранить разнообразие, стать и силуэт староверческого мира. Сохранить себя…


Автор: Вячеслав Печняк

МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска Проект «Музей одного слова: кафтан»    Выполнил учащийся 7в класса Мурадов Егор    Учитель Лютикас Н.П.

МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска

Проект «Музей одного слова: кафтан»

Выполнил учащийся 7в класса

Мурадов Егор

Учитель Лютикас Н.П.

Гипотеза Вдумчивое изучение лексического значения слова «Кафтан» может помочь в усвоении языковедческих знаний по лексике русского языка и отдельных страниц истории нашей страны

Гипотеза

  • Вдумчивое изучение лексического значения слова «Кафтан» может помочь в усвоении языковедческих знаний по лексике русского языка и отдельных страниц истории нашей страны

Цель работы Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по работе с различными словарями, интернетом. В связи с поставленной целью необходимо оформить материал в виде словарной статьи, подготовить иллюстрации к ней. Итоговый продукт проекта - альбом под названием «Музей одного слова: лапти».

Цель работы

  • Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по работе с различными словарями, интернетом. В связи с поставленной целью необходимо оформить материал в виде словарной статьи, подготовить иллюстрации к ней.
  • Итоговый продукт проекта — альбом под названием «Музей одного слова: лапти».

Задачи Изучить толкование этого слова, происхождение и историю функционирования слова, легенды, художественные произведения, связанные с этим словом, проиллюстрировать свою творческую работу, обобщить собранный материал, написать небольшую творческую работу с использованием этого слова, оформить словарную статью , создать презентацию для защиты проекта. 

Задачи

  • Изучить толкование этого слова,
  • происхождение и историю функционирования слова,
  • легенды, художественные произведения, связанные с этим словом,
  • проиллюстрировать свою творческую работу,
  • обобщить собранный материал,
  • написать небольшую творческую работу с использованием этого слова,
  • оформить словарную статью ,
  • создать презентацию для защиты проекта. 

Объект исследования: справочная, историческая, документальная, художественная литература, фотодокументы, материалы интернета, посвященные этой тематике. Межпредметные связи: русский язык, литература, информатика, история, ИЗО.

Объект исследования: справочная, историческая, документальная, художественная литература, фотодокументы, материалы интернета, посвященные этой тематике.

Межпредметные связи: русский язык, литература, информатика, история, ИЗО.

Происхождение Кафта́н (др.-рус. кавтанъ, кофтанъ, тур. kaftan, араб.  قفطان ‎ [ko:ftan], перс .   خفتان ‎ ,  по́волочень ) — верхняя, преимущественно мужская одежда. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) — Полукафтан. Рукава делались длинными узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами. Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, чтобы можно было увидеть вышиванку — украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь.

Происхождение

  • Кафта́н (др.-рус. кавтанъ, кофтанъ, тур. kaftan, араб.  قفطان [ko:ftan], перс .   خفتان по́волочень ) — верхняя, преимущественно мужская одежда.
  • Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) — Полукафтан. Рукава делались длинными узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами. Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, чтобы можно было увидеть вышиванку — украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь.

др.-русск. кавтанъ, кофтанъ (Афан. Никит. 13, 24; кавтанъ, Домостр. К. 29; Заб. 88), также чеш., польск. kaftan – то же. Русск. слово заимств. из тур., азерб., крым.-тат. kaftan – то же, источником которого является перс. слово и которое через араб. распространилось в Зап. Европе; ср. Литтман 95; Мi. ТЕl. 1, 321; ЕW 108; Корш, AfslPh 9, 507; Бернекер 1, 468; Локоч 61. Сюда же кафта́нщик

  • др.-русск. кавтанъ, кофтанъ (Афан. Никит. 13, 24; кавтанъ, Домостр. К. 29; Заб. 88), также чеш., польск. kaftan – то же. Русск. слово заимств. из тур., азерб., крым.-тат. kaftan – то же, источником которого является перс. слово и которое через араб. распространилось в Зап. Европе; ср. Литтман 95; Мi. ТЕl. 1, 321; ЕW 108; Корш, AfslPh 9, 507; Бернекер 1, 468; Локоч 61. Сюда же кафта́нщик «портной», которое могло быть также заимств. из тюрк. kaftančy.

Изготовление

  • Кафтаны изготовляли из разных тканей и из- за этого есть много разновидностей кафтанов. Я покажу немного.
  • Балахо´н (БАЛАХНА) псковский  нанковый кафтан.  Бешме´т (БЕШМЕТ) пермский  простой суконный кафтан с кожаною оторочкой, обшивкой на рукавах, у кисти, а иногда и по краю полы, на груди.  Кастало´н (КАСТАЛОН)(костыль?) холщевый кафтан с черными гарусными нашивками за плечами, балахон.  Кастола´н (КАСТАЛОН) западный  см. касталон.  Косты´ч (КОСТЫЛЬ) владимирский  (от старинных нашивок, костылей?) короткий будничный понитковый кафтан.  Крашени´нник (КРАСИТЬ)сарафан или кафтан из крашенины.  Ни´тяник (НИТКА)пони´тник, домотканый посконный кафтан, балахон, летник, холодни´к; холщевик, полотняник то же, но тоньше и другого тканья.  Одноря´дка (ОДИН) калужский  суконный, и обычно зеленый, женский кафтан особого покроя с пуговочками.  Похо´лостник (ПОХОЛОСТНИК) новгородский  пониток, понитковый шабур.  Саржени´к (САРЖА)пониток, саржевый кафтан.  Си´недь (СИНИЙ) вологодский, вятский  кафтан синего сукна, городской.  Сукма´н (СУКНО)суконный кафтан.  Сукма´нка (СУКНО) западный, южный  см. сукман .  Суко´нник (СУКНО)суконный кафтан, полукафтанье.  Холодня´к (ХОЛОД) костромской  нанковый кафтан.  Чуха´ (ЧУХА)чапан, кафтан синего сукна.  Шушпа´н (ШУШПАН) рязанский  косонитного холста полукафтанье, с обшивкой во´рота, коротких рукавов и пол синим и бурым плетежком.

Армяк

Сви´зка? (СВИЗКА)тверской крестьянский армяк (не снизка ли, шуба и озям?)  Сни´зень (СНИЗЫВАТЬ)просторный армяк, на полушубок.  Тонни´к (ТОНКИЙ)тамбовский тонкий летний армяк.  Чуйка, чу´ечка (ЧУЙКА)московский армяк или шуба, без висячего ворота, с халатным, косым воротником (бархатным, меховым), иногда с черными снурами и кистями.  Чуйка, чу´ечка (ЧУЙКА)долгий суконный кафтан, халатного покроя, чуга, армяк  Шуга´-й, -йка, -ец, -йчик, -ишка, шугаёк (ШУГАЙ)воронежский, рязанский, тверской род короткого мужского армяка.  Ярмяк (ЯРМЯК)олонецкий, сибирский, тверской армяк, понитковый кафтан, халатом.

Азя´м (АЗЯМ) владимирский, пермский  армяк из армячины или из верблюжьего сукна.  Армя´к (АРМЯК)сшитый из армячины крестьянский кафтан, халатом, без боров.  Армя´к (АРМЯК)кафтан верблюжьего сукна и вообще широкий простой кафтан, азям, без боров.  Ермя´к (ЕРМЯК) сибирский  армяк.  Капо´тка (КАПОТ) южный  армяк хорошего сукна с круглым воротом, как у шинели.  Либе´рия (ЛИБЕРИЯ) курский  род чуйки (ливрея?).  Лобома´х? (ЛОБОМАХ) сибирский  верблюжий армяк.  Озя´м (АЗЯМ) владимирский, пермский  армяк из армячины или из верблюжьего сукна.  Сви´зка? (СВИЗКА) тверской  крестьянский армяк .

Сермяга  Азя´м (АЗЯМ)татарский сермяга, долгий и полный крестьянский кафтан, верхний кафтан халатного покроя, без бор, из домотканины, крестьянского сукна, понитка; зипун.   Жупу´н (ЖУПАН)рязанский, тамбовский жупан, в значении зипуна, сермяги.   Короту´х, -а (КОРОТКИЙ)южный женская свитка, сермяжка; она с перехватом и впол-икры´.   Озя´м (АЗЯМ)татарский см. азям.   Пони´ток, пони´тник, пони´тина, пони´тчина (ПОНИТОК)зипун, сермяга, рабочий кафтан из ткани этой.   Сви´т-а, -ка (СВИВАТЬ)западный, вил [енский?] сермяга.   . Семря´га (СЕМРЯГА)новгородский сермяга, серый кафтан.   Сермя´га (СЕРЫЙ)шабур, кафтан из [сермяги].   Сермя´га (СЕРМЯГА)не от серый, а от мордовского сермяг, суконный кафтан; кафтан грубого, некрашеного крестьянского сукна, местами и пониток.   Сермя´жник (СЕРЫЙ)сермяжный кафтан.   Серо´к (СЕРЫЙ)южный сермяга, серая свита.   Сукма´нка (СУКНО)олонецкий сукманник.   Сукма´нник (СУКНО)архангельский, пермский саржаник, пониток, сермяжник.

Сермяга

Азя´м (АЗЯМ)татарский сермяга, долгий и полный крестьянский кафтан, верхний кафтан халатного покроя, без бор, из домотканины, крестьянского сукна, понитка; зипун.  Жупу´н (ЖУПАН)рязанский, тамбовский жупан, в значении зипуна, сермяги.  Короту´х, -а (КОРОТКИЙ)южный женская свитка, сермяжка; она с перехватом и впол-икры´.  Озя´м (АЗЯМ)татарский см. азям.  Пони´ток, пони´тник, пони´тина, пони´тчина (ПОНИТОК)зипун, сермяга, рабочий кафтан из ткани этой.  Сви´т-а, -ка (СВИВАТЬ)западный, вил [енский?] сермяга.  .

Семря´га (СЕМРЯГА)новгородский сермяга, серый кафтан.  Сермя´га (СЕРЫЙ)шабур, кафтан из [сермяги].  Сермя´га (СЕРМЯГА)не от серый, а от мордовского сермяг, суконный кафтан; кафтан грубого, некрашеного крестьянского сукна, местами и пониток.  Сермя´жник (СЕРЫЙ)сермяжный кафтан.  Серо´к (СЕРЫЙ)южный сермяга, серая свита.  Сукма´нка (СУКНО)олонецкий сукманник.  Сукма´нник (СУКНО)архангельский, пермский саржаник, пониток, сермяжник.

История кафтана Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком (обычно другого цвета). Застегивался встык — крючками на левую сторону Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и так далее. Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой. Также в России в XVI—XVII веках кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстокор (фр.  justaucorps ), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда. В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как моленная одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.

История кафтана

  • Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком (обычно другого цвета). Застегивался встык — крючками на левую сторону
  • Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и так далее. Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.
  • Также в России в XVI—XVII веках кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстокор (фр.  justaucorps ), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.
  • В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как моленная одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.

Этимология Как отмечает Большая советская энциклопедия, само слово  кафтан  имеет тюркское происхождение. Предположительно произошло от тюркского слова  каптау . В современном казахском языке  каптау  означает «покрывать, обшивать». Таким образом, по всей вероятности, речь шла о верхней одежде покрытой другим материалом.

Этимология

Как отмечает Большая советская энциклопедия, само слово  кафтан  имеет тюркское происхождение. Предположительно произошло от тюркского слова  каптау . В современном казахском языке  каптау  означает «покрывать, обшивать». Таким образом, по всей вероятности, речь шла о верхней одежде покрытой другим материалом.

Пословицы Видит и кривой, на ком кафтан чужой. В пашне огрехи, а на кафтане прорехи. И кафтан греет, когда шубы нет. Тришкин кафтан. Дом купи крытый, а кафтан шитый. Кафтан-то новый, да дыры-то старые. Не постой за клин, не станет и кафтана. Не велик, да широк — кафтан короток. Кинул кафтан при дороге — святой Никола, побереги! К кафтану совести не пришьешь. Золотой кафтан охотнику, а золотой карман работнику.

Пословицы

  • Видит и кривой, на ком кафтан чужой.
  • В пашне огрехи, а на кафтане прорехи.
  • И кафтан греет, когда шубы нет.
  • Тришкин кафтан.
  • Дом купи крытый, а кафтан шитый.
  • Кафтан-то новый, да дыры-то старые.
  • Не постой за клин, не станет и кафтана.
  • Не велик, да широк — кафтан короток.
  • Кинул кафтан при дороге — святой Никола, побереги!
  • К кафтану совести не пришьешь.
  • Золотой кафтан охотнику, а золотой карман работнику.

Легенда про «Отравленный кафтан» 1 Версия Золотой кафтан в подарок сыну Шехзаде Сулейману прислал его отец султан Селим, это вызвало подозрение у Хафсы, т.к. Султан Селим не любил роскошь, она подарила кафтан рабу, который умер вскоре после того, как его примерил .

Легенда про «Отравленный кафтан»

  • 1 Версия
  • Золотой кафтан в подарок сыну Шехзаде Сулейману прислал его отец султан Селим, это вызвало подозрение у Хафсы, т.к. Султан Селим не любил роскошь, она подарила кафтан рабу, который умер вскоре после того, как его примерил .

2 Версия Другая связана с Ибрагимом пашой. Явуз Султан Селим послал отравленный кафтан и Шехзаде Сулейману, когда тот был правителем Манисы. В 1517 году Явуз Селим, вернувшись из Египта, отправил своему сыну Сулейману подарки. На кафтан, находившийся среди подарков ,обратит внимание Паргалы, заставит одного из слуг надеть его, слуга мгновенно скончается. И станет ясно, что кафтан был отравлен. Есть еще легенда,что Хюррем Султан посылала Шехзаде Мустафе отравленный кафтан, но этот кафтан по счастливой случайности никому вреда не нанес.

2 Версия

Другая связана с Ибрагимом пашой. Явуз Султан Селим послал отравленный кафтан и Шехзаде Сулейману, когда тот был правителем Манисы. В 1517 году Явуз Селим, вернувшись из Египта, отправил своему сыну Сулейману подарки. На кафтан, находившийся среди подарков ,обратит внимание Паргалы, заставит одного из слуг надеть его, слуга мгновенно скончается. И станет ясно, что кафтан был отравлен. Есть еще легенда,что Хюррем Султан посылала Шехзаде Мустафе отравленный кафтан, но этот кафтан по счастливой случайности никому вреда не нанес.

Вопросы для повторения Верхняя, преимущественно мужская одежда. Сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник  В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как …..одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.

Вопросы для повторения

Верхняя, преимущественно мужская одежда.

Сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник 

В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как …..одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.

 К  А  Ф  Т  А  Н Верхняя, преимущественно мужская одежда. Сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник   В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как …..одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.  К  О  З  Ы  Р  Ь  М  О  Л  Е  Н  Н  А  Я

К

А

Ф

Т

А

Н

Верхняя, преимущественно мужская одежда.

Сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник 

В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как …..одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.

К

О

З

Ы

Р

Ь

М

О

Л

Е

Н

Н

А

Я

Список литературы https://ok.ru http://perstni.com ucoz.ru http://www.classes.ru https://ru.wikipedia.org

Список литературы

  • https://ok.ru
  • http://perstni.com
  • ucoz.ru
  • http://www.classes.ru
  • https://ru.wikipedia.org

Спасибо за внимание Надеюсь этот проект на тему «Музей одного слова: кафтан» вам очень понравиллся и вы много узнали. В русском языке очень много интересных старинных слов, о которых мало кто знает или знает, но не употребляет в речи. Вот так мы познакомились со словом кафтан. До встречи.

Спасибо за внимание

  • Надеюсь этот проект на тему «Музей одного слова: кафтан» вам очень понравиллся и вы много узнали. В русском языке очень много интересных старинных слов, о которых мало кто знает или знает, но не употребляет в речи. Вот так мы познакомились со словом кафтан. До встречи.

  • Рассказ о католической церкви в средние века 6 класс
  • Рассказ о катерине гроза с цитатами
  • Рассказ о кате адушкиной
  • Рассказ о картине неравный брак
  • Рассказ о картине н рачкова девочка с ягодами