Редакторская оценка различных типов повествования
Повествование
– это такой тип речи, когда рассказ о
событиях, явлениях ведётся во временнОй
последовательности. Немало примеров
повествования о военных походах русских
самодержцах, так как изображение событий
во временной последовательности обращает
писателя именно к этой фунционально-смысловой
форме речи.
Повествование,
как рассказ о событиях, явлениях,
действиях людей может быть включено в
тексты самые различные и по содержанию
и по стилевой принадлежности и по жанрам.
В публицистике так строятся информационные
материалы. Хроникальные сообщения. В
научной речи рассказы об экспериментах,
исследованиях и судьбах учёных; в
официальных документах – протокольные
записи о различных происшествиях и т.д.
В
художественной литературе повествование
– самый распространённый способ
изложения, именно он служит изображению
событий в развитии, описанию явлений,
сменяющих друг друга. Даже в поэтических
произведениях повествование занимает
значительное место, если автор избирает
эпические жанры.
Главная
особенность всех повествовательных
текстов – глагольный тип речи, причём
в роли сказуемого выступают глаголы
прошедшего времени совершенного вида,
т.к только они способны изобразить
действии, сменяющие друг друга.
Правда,
иногда для оживления повествования
писатели используют и глаголы настоящего
времени при изображении прошлых событий.
Этим приёмом блестяще владел А.С Пушкин.
Глаголы
настоящего времени в таких случаях
указывают на действия, которые уже
произошли и это придаёт речи особую
экспрессию. Об этом знаю и писатели и
стилисты. В стилистике эту глагольную
форму называют «настоящим повествовательным»
или «настоящим историческим».
Ирина
Борисовна Голубь.
В
повествовательных текстах не описываются
события, действия, явления, а показываются,
изображаются.
Итак,
повествование изображает тесно связанные
между собой события, действия, явления,
происходившие в прошлом. Рассказ о них
может отразить реальную последовательность
происходившего, но иногда автор нарушает
последовательность событий добавочными
линиями повествования, вспоминая о
более ранних историях или заглядывая
в будущее. Такие приёмы значительно
усложняют композицию произведения и
редактор может указать автору на
неоправданные скачки в повествовании,
однако, подобные замечания должны быть
мотивированы.
Редактору
нужно учитывать особенности стиля
автора, тему произведения, его жанр. В
детективных рассказах писатели нередко
начинают повествование с изображения
какого-нибудь криминального случая.
События,
о которых ведётся рассказ, называются
узлами
повествования.
Редактор определяет, удачно ли выбраны
эти главнее моменты в развитии действия,
понятно ли изображены события, ясна ли
их взаимосвязь. Если какие-то узла
повествования опущены, то теряется
связь последующих событий с предыдущими.
В
то же время, в повествовании могут
появиться несущественные подробности,
тогда редактор должен помочь автору
отказаться от несущественных деталей,
исключить упоминание о событиях, не
представляющих интереса.
В
повествовании не только отражается
смена событий, но и изображается сам
процесс, который может происходить
быстро или медленно. Повествование
показывает и то, как изменяется сам
объект наблюдения. Мастерство автора
состоит в том, что ему удаётся донести
до читателя полную картину описываемых
событий и человеческих судеб.
В
публицистике дело обстоит проще:
«логическая и синтаксическая структуры
информационных материалов, сообщающих
о событиях, опираются на стереотипы,
выработанные практикой» (Гужова,
Молибоженко и др. «Литературное
редактирование: материалы для занятий»,
изд-во МГУ, — 2000г. С.40).
Привычность
построения публикаций облегает их
восприятие: читатель легко выделяет
основные факты и получает точные знания
о событии, давать ему соответствующие
оценку. Литературный редактор должен
учитывать это и понимать, что изменения,
внесённые в построение текста, отход
от закреплённых практикой композиционных
схем, внесут новые смысловые акценты в
изложение материала.
Однако,
не следует думать, что в публицистике
закрепились простые схему повествование:
заголовок – даёт ясное представление
о содержании материала; начало –
определяет тему информации, в конце
даётся развязка. Последовательность
действий отражена в расположении узлов
повествования, которые определяются
по ключевым словам – глаголам.
Схемы
повествования варьируются в зависимости
от материала, жанра, авторского стиля.
Другой
вид информационных материалов –
сообщения с коротким комментарием. В
таких публикациях несколько узлов
повествования «могут раздвигаться»
разъяснениями. В основе изложения в
таких случаях могу лежат не только
хронологический принцип, но и принцип
смыслового развертывания.
Среди
газетный материалов можно встретить
самый короткий вариант повествования
– сообщение в форме одного распространенного
предложения с усложнённой синтаксической
конструкцией. если же сообщение состоит
из нескольких предложений, то первое –
главное по смыслу, остальные – зависят
от него и равноправны по смыслу. Размещение
таких сообщений на газетной полосе и
одинаковое их графическое оформление
дополняют их композиционную завершённость
и облегчает читателю воспринимать
информацию.
Как
функционально-смысловой тип речи,
сообщения представлены не только на
страницах газет, но и в передачах радио
и телевидения. Например, новости одной
строкой. Лаконизм изложения, информативная
насыщенность, строгая документальность
отличает этот вид повествования.
ЭПИЧЕСКИЕ,
СЦЕНИЧЕСКИЕ И БИГРАФИЧЕСКИЕ ПОВЕСТОВАНИЯ
В
античных риториках различали два
основных способа повествования: эпический
и сценический.
В первом даётся обобщённый рассказ о
произошедших событиях, во втором они
изображаются наглядно через жесты,
мимику героя, особенности их поведения.
В этом случае на первый план выступает
рассказ о действиях героя и т.д.
Эпический
способ повествования применяется, как
правило, во всех газетных публикациях,
как в небольших сообщениях, так и в
больших статьях. Примеры сценического
повествования можно найти в художественных
произведениях. Обычно здесь используются
последовательно нанизанные глагольные
формы, которые создают предметно-образную
конкретизацию повествования. Такая
постепенность в изображении действий,
движений, состояния в реально-временной
последовательности создаёт сценичность
повествования. Редактор
должен оценить этот прием и ни в коем
случае не усматривать в такой детализации
повествования речевой избыточности.
Многословными
могут показаться биографические
повествования. Если объект изображения
известный человек, то без подробностей
не обойтись в рассказе о его жизни.
Подробности повествования об актёре,
оправданные в театральной рекламы,
будут недопустимы в газетном материале.
Если же журналист рассказывает о своём
герое в очерке, для которого на газетной
полосе отводится значительное место,
то каждый узел повествования может быть
развёрнут и прокомментирован.
Но
бывает и так, что биографическое
повествование среди газетного материала
оказывается случайно (не в своей рубрике),
и тогда редакторская правка, сведена в
основном к сокращению текста, наносит
публикации ущерб: нарушается
последовательность изложения событий,
важные сюжетные события выпадают, а
материал теряет свою информативную
ценность.
Характеризуя
различные способы изложения, подчёркивают,
что повествование составляет основную
часть авторской монологической речи.
Повествование отражает реальную жизнь,
поэтому является важным указание на
место действия, последовательность
событий, название лиц, принимающих в
них участие. Всё это выражается в
использовании специальных языковых
средств, характерных для повествования.
А обращение автора к особым стилистически
приёмам, усиливающих экспрессивность
речи, напряжённость сюжет, то это зависит
от индивидуального стиля, жанра, предмета
изображения, читательской аудитории.
Повествование может быть пространным
и предельно кратким, нейтральным по
способу изложения, или, напротив,
субъективным, пронизанным авторскими
эмоциями.
Редактор
должен знать разные приёмы, помогающие
подчеркнуть событийность в информационном
тексте, создать его напряжённость,
занимательность. Динамизм повествования
усиливается, когда нарушается постепенность
в накоплении информации, когда новые
факты вводятся неожиданно. Если автору
повествования эти приёмы неизвестны,
литературный редактор должен подсказать
ему, как усовершенствовать композицию.
Критерии
редакторской оценки рассуждения, оценки,
инструктирование.
Сочетание
разных типов в одном тексте.
Рассуждение
– это тип речи, в котором автор стремится
доказать или опровергнуть какое-либо
утверждение, развить и обосновать
какую-либо мысль. Рассуждение, как
правило, отличаются серьёзным философским
содержанием.
Рассуждение
обычно строится по следующей схеме:
-
Посылка,
содержащая главную мысль -
Основная
часть, отражающая мыслительные операции -
Вывод,
логически вытекающий из хода рассуждения
В
тексте рассуждение может быть представлено
эксплицитно,
т.е чётко обозначены причинно-следственные
связи структурных частей рассуждения,
есть лексические средства, указывающие
на смысловую зависимость этих частей.
Смысловые
связи структурных частей могут
существовать имплицитно,
т.е проявляются не на лексико-грамматическом
уровне, а в самом логическом построении
рассуждения, на логико-смысловом уровне.
Главное, что тот и другой способы
построения рассуждений достигают цели:
автору удаётся убедительно сформулировать
свои мысли и доказать их справедливость.
Как
указывают опытные редакторы, «текст
правильного простроенного рассуждения,
всегда фиксирует процесс вывода нового
знания. Суждения при этом располагаются
в логически обусловленной последовательности:
одно суждение с необходимостью вытекает
из другого, развивает его и даёт основание
для нового суждения» (Ксения Михайловна
Накорякова, указ соч., С.60).
В
основе суждений лежат умозаключения,
построенные по всем правилам логики.
Например: в природе ничего не существует
обособленно, и ущерб, нанесённый одному
из природных ресурсов, немедленно
отзывается на других.
Причём
дедуктивный метод чередуется с
индуктивным, при котором умозаключение
строится на основе отдельных частных
фактов, случаях, подводящих к обобщённому
выводу.
В
художественной и публицистической речи
рассуждение часто включают в себя
описание, как иллюстрацию к тому или
иному утверждению. В некоторых случаях,
напротив, рассказывая о каком-то
происшествии, автор переходит к
рассуждению, и тогда в тексте сочетаются
разные способы изложения. Причём именно
это сочетание даёт возможность автору
наиболее эмоционально описать.
Рассуждение
вызовет особый отклик у читателя, если
автор затронет важные злободневные
вопросы, если сможет от конкретного
факта подняться к обобщению, т.е если
правильно выберет способ изложения
материала, рассуждение построенное по
принципу индукции.
Если
же журналист пользуется дедуктивным
методом, тогда ему не нужно доказывать
истинность исходного суждения. В этом
случае, интерес читателя могут вызвать
какие-то новые сведения, научные открытия
или свежий взгляд автора на описываемое,
оригинальность его суждений. Но нельзя
оправдать журналиста, который выдвигает
известное положение, иллюстрируя его
банальными примерами, не несущими в
себе нового знания. Главное
требование к содержательной стороне
рассуждений —
их информативная насыщенность,
нестандартность логических построений.
Ещё
античные авторы указывали, что не по
всякому поводу автор должен предаваться
рассуждениям.
При
литературном редактировании такие
рассуждения конечно исключаются. Однако
не следует смешивать такое проявление
речевой избыточности со стремлением
автора объяснить свою позицию, ссылаясь
на известные факты, которым он при этом
даёт толкование, отражающее его
собственный взгляд на обсуждаемую
проблему.
Сочетание
рассуждения с объяснением, подтверждающим
выдвигаемые автором положения можно
часто наблюдать в полемических материалах.
Поэтому некоторые авторы выделяют два
вида рассуждений: рассуждение-доказательство,
рассуждение в форме рационального
объяснения.
Работая
над текстом рассуждения-доказательства
редактор должен предъявить к нему
критерии, сформированные логикой
построения доказательств:
-
Тезис
и аргументы должны быть выражены в
ясной определённой форме; -
Доводы
не должны противоречить друг другу; -
В
ходе доказательства недопустима подмена
тезиса; -
Аргументы
должны быть неоспоримыми, их истинность
должна быть установлена заранее.
Доказательства
могут основываться на не вызывающих
сомнения фактах, явлениях, когда
истинность тезиса подтверждается
неоспоримыми документами – в этом
случае доказательство является прямым.
Доказательство может быть и косвенным,
когда истинность тезиса выводится из
доказательства сложности его отрицания.
В этом случае вводится понятие антитезиса.
Как
прямые, так и косвенные доказательства
используются в полемических текстах
как в устной, так и письменной форме.
Ораторы часто обращаются к рассуждениям,
придавая убедительность с помощью
различных стилистических приёмов, цитат
оппонентов.
Доказательства –
рассуждения, рационально логические,
дидукция – индукция, прямы и косвенные.
Рассуждения могут
включаться в разные тексты. Профессор
Салганик утверждает: «основная сфера
использования рассуждений – научная,
научно популярная речь. И это естественно,
ибо здесь приходится чаще всего
доказывать, развивать, подтверждать
или опровергать мысль.» Салганик Г.Я.
указ соч. С 149.
Следует заметить,
что в художественной речи рассуждения
весьма распространены при отступлении
от повествования. Авторы всегда стараются
обосновать поведение своих героев,
выразить свою нравственную позицию,
объяснить ход мыслей персонажей. Много
таких примеров у Толстого. А у Пушкина
часто рассуждение включается в описание,
но есть у него включение рассуждения и
в повествование. Причем иногда все три
типа речи следуют один за другим.
Рассуждение часто дополняется объяснением.
Например: Описав дуэль и гибель Ленского,
Пушкин рассуждает о трагизме ситуации
и в то же время дает объяснение возможному
иному повороту событий, если бы герой
остался жив.
Данные примеры
убеждают в том, что в художественной
речи невозможно разделить названные
типы речи. Повествование переплетается
с описанием, в него включаются рассуждения
с объяснением.. и вновь сочетаются с
описаниями или повествованиями. По
этому строгое выделение типов возможно
в стандартных текстах с большей
определенностью, чем в творческих –
художественных и публицистических.
В текстах учебного
направления рассуждение как правило
чередуется с объяснением.
Объяснение
как речевая форма неизменно присутствует
в интервью: корреспондент задает вопросы
и отвечающие на них объясняет то или
иное положение.
В художественных и
публиц произведениях используются
приемы диалогизации текста чтобы вызвать
у читателя интерес к объяснению
описываемого факта или явления. Особенно
любят задавать риторические вопросы,
которые приближают изложение к беседе.
Объяснение по мнению
исследователей сопутствует другим
речевым формам, так что классическая
типология ф.с. типов речи не исчерпывает
всего многообразия способов построения
текста.
Своеобразной формой
объяснения может быть и определение(дефиниция).
Которое обычно входит в другие текстовые
конструкции, но без которого не существуют
научные и научно-популярные тексты. В
современной логике выделяются различные
виды определений и кретерии их редакторской
оценки строятся на требованиях фактической
точности и соответствия их построения
логическим правилам. Анализируя
специальные тексты редактор должен
изучить особенности словесных
определений и остенсивных(путем указания
предмет с помощью иллюстрации) определений,
номинальных(состоящих в объяснении
значения слов) и реальных(раскрывающих
значение понятия).(Подробно
– Горский Д.П. Определения. Их виды и
правила//Логика научного познания.
Актуальные проблемы. М 1987.)
В учебной литературе
словесные определения обычно дополняются
реальными примерами.
Пример:
Антонимами называются слова, противоположные
по значению, например: хорошо-плохо,
правда-ложь.
Не редко к словесным
определениям добавляется номинальное:
Пример:
Антоним (гр. Anti
– против, onyma
– имя)
Остенсивные
определения даются в тех случаях, когда
другие не позволяют наглядно объяснить
значение понятия.
Пример: Термин
«Обратная антитеза» еще не получил у
филологов широкого признания и автор,
объясняя этот стилистический прием,
дает наглядную иллюстрацию его применения
писателями: противоположен антитезе
стил прием, состоящий в описании
контрастных признаков у предметов,
например: «В брички сидел господин не
красавец, но и не дурной наружности, не
слишком толст, не слишком тонок, нельзя
сказать чтоб стар, однако ж и не так,
чтобы слишком молод.» Н.В. Гоголь.
Оценивая такие
определения редактор должен признать
целесообразными повторения при толковании
того или иного термина, нанизывание
однотипных примеров и некую речевую
избыточность при остенсивных определениях.
Все это оправдано в научно-популярной
и учебной литературе.
Важно учитывать и
деление определений по их функциям:
-
Регистрирующее
опредение перечисляет уже известные
признаки предмета, явления. -
Уточняющие – дают
дополнительные сведения. -
Учреждающие –
содержат новые сведения, раскрывающие
смысл явления или события.
Всякое определении
должно быть истинным по значению.
Указанные в нем признаки должны быть
существенными. Редактор должен следит
за тем, чтобы определения давались не
через отрицание. (Спор – это не ссора),
тк отсутствие тех или иных признаков
еще не раскрывает сущности понятий. Не
допустима и тавтология в определении(Долг
–то что дается в долг).
Выпадает из
традиционной трехчастной классификации
ф.с. типов речи и инструктивный текст,
который определяется четкой целевой
установкой и содержанием речи. Валгина
отмечает, что своеобразие подобных
текстов «заключается в использовании
побудительных форм предикатов». Сфера
распределения такой формы – инструкции,
добрые советы, рекомендации, руководства,
медицинские и кулинарные рецепты.
Инструктивные тексты могут включать в
свой состав иные речевые типы и сами
могут включаться в другие типы.
Традиционная
типология нуждается в уточнении, тк на
самом деле разнообразие речевых типов
гораздо шире, чем считалось исследователями
лингвистики текста.
Креолизованный
текст
Сообщение, заключенное
в тексте может быть представлено
вербально или иконически, т.е.
изобразительно.
Основная задача
автора заключается в обеспечении
наиболее благоприятных условий понимания
текста. Учитывая характер и назначение
текста, автор может варьировать свое
обращение к тем или иным средствам
выражения. Сочетание вербальных и не
вербальных изобразительных средств
передачи информации образует креолизованный
(смешенного типа) текст. Взаимодействуя
друг с другом вербальные и иконические
тексты обеспечивают целостность и
связанность произведения, его
коммуникативный эффект.
Креализованные
тексты могут быть текстами с частичной
креализацией (газетные, научно-популярные
и художественные тексты) и текстами с
полной креализацией(вербальный текст
полностью зависит от изобазительного
ряда и само изображение выступает в
качестве обязательного элемента текста
– это реклама, плакат, карикатура,
объявление, а так же научные и
научно-технические тексты.
Иконичексий компонент
текста может быть представлен
иллюстрациями, схемами, таблицами,
символическими изображениями, формулами
и тд.
Вербальные и
изобразительные компоненты связаны на
содержательном, содержательно
композиционном и содержательно-языковом
уровне. Предпочтение того или иного
типа связи определяется коммуникативным
заданием и функциональным назначением
креализованного текста в целом.
Изобразительный
ряд в виде иллюстраций художестенных
образных, декоративных, познавательных
и вербальный компонент создают единый
образ креализованного текста как объекта
вербальной и визуальной коммуникации.
Правка
текста при литературном редактировании.
Виды правки
Стараясь
усовершенствовать произведение в
процессе подготовке его к печати,
редактор вносит определенные изменения.
Редакторские исправления, замечает
Накорякова, не противорячат ни
положительной оценке текста, ни
психологическим особенностям творческого
процесса создания литературного
произведения.
При стилистической
правке устраняются неточности, речевые
ошибки в рукописи, шероховатости в
стиле, при сокращении текста убирается
лишнее, не соответствующее жанру,
функциональные принадлежности
произведения. Известно, что правка
рукописи занимает большую часть времени
литературного редактора и требует от
него высокого профессионализма.
Редактор должен
согласовать свои исправления с автором
и позаботиться о том, чтобы не обидеть
его, не нанести удар по авторскому
самолюбию. Для этого все замечания
должны быть строго матевированны, они
должны быть профессиональными. Редактор
не должнен вносить изменения, которые
он не может обосновать. При литературном
редактировании используются различные
виды правки.
-
Правка вычитка
-
Правка-сокращение
-
Правка-обработка
-
Правка-переделка
Цель правки вычитки
– завершить
подготовку оригинала таким образом,
чтобы при прохождении корректур сделать
правку минимальной. Этот вид правки
применяется при подготовке к выпуску
переизданий материалов документального
характера, произведений классиков.
Правка сокрашение
используется, когда произведение
растянуто, имеются повторы, мелкие
подробности, однотипные факты, когда
автор не предерживается строго темы,
увлекается предисторией вопроса. Всё
это редактор сокращает.
Правка-обработка –
соединяет в себе выправку и сокращение.
Это наиболее распространенный вид
редакторской работы.
Правка – переделка
близка к литературной записи.
Деление это в известно
степени условно, тк нередко все эти виды
правки сочетаются при работе редактора
над рукописью.
Правка вычитка
применяется на заключительном этапе
прохождения рукописи через редакторскую
обработку. К этому времени текст уже
вычитан корректором, совпадает полностью
с выверенным ранее редакторским
вариантом, устранены орфографические
и пунктуационные ошибки. Если вычитчик
увидит в тексте какие то смысловые
ошибки или неточности, он должен
карандашом отметить сомнительные места,
а потом согласовать все с ведущим
редактором, не подменяя редактора,
готовившего рукопись.
В обязанности
вычитчика входит проверка имен,
географических названий, цитат, сверка
с авторским текстом цифр и дат. Данную
работу как правило выполняет опытный
работник. Пометы, которые он делает
карандашом, после консультации с ведущим
редактором стираются.
Большой ущерб тексту
приносят глазные
ошибки, которые
бывают весьма разнообразны. Может быть
подмена букв, перестановка букв, пропуск
букв и слогов, отсутствие пробелов между
словами. Пропуск буквы Р в слове стоил
редактору жизни (сталинград).
Изменения делаются
редактором, корректором и вычитчиком
с помощью специальных знаков правки,
которые размещаются на правом поле.
Правка вносится чернилами или пастой
черного, фиолетового или синего цвета.
Словестные нарушения обводятся кружком,
сокращенный текст крест на крест. Всё
пишется разборчиво и аккуратно, сокращение
слов не допустимо.
Правка сокрощения,
те уменьшение объема часто становится
важной частью литературного редактирования.
Сокрощая объем материала редактор как
правило преследует и другую цель –
улучшить литературные качества, однако
правка сокращения может быть вызвана
и чисто техническими причинами: материал
не умещается на отведенное место, автор
привысил объем рукописи, представленный
материал не соответствует стилю, могут
быть и др причины: устаревшая авторская
концепция, упоминание неуместных фактов,
событий, лиц и тд.
Правка сокращения
требует прямого вмешательства редактора
в текст рукописи. В зависимости от
предлагаемых изменений замечают –
сокращение текста частями(искл абзац,
фрагмент или глава) и внутри текстовые
сокращения(кот затрагивают отдельные
предложения, их части, слова, порождающие
речевую избыточность.
В первом случае из
текста исключается композиционно и
синтаксически оформленные смысловые
блоки, однотипные примеры, неактуальные
подробности. Важно чтобы сокращение не
исказили смысла, не нарушили авторский
стиль. В этом случае при редактировании
следует позаботиться о соединении
частей, оказавшихся рядом после сокращения
отдельных фрагментов текста.
При очень тесной
смысловой связи между отдельными
звеньями текста невозможно выкинуть
из рукописи ту или иную часть без
нарушения связности изложения. Тогда
редактор производит внутритекстовые
сокращения. Эта правка требует серьезного
вмешательства в текст. Нужно выбрать
более экономные и точные формулировки,
сократить многословие. Заменить сложные
синтаксические конструкции тд. Если
все эти сокращения смогут усовершенствовать
литературную сторону текста, то правка
сокращения превращается в правку
обработку.
Русский язык
5 класс
Урок № 39
Типы речи. Повествование.
Обучающее изложение с элементами описания
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Типы речи.
- Характерные особенности типов текста.
- Повествование.
- Структура повествовательного текста.
- Описание.
- Грамматические особенности повествовательного текста.
- План работы над обучающим изложением.
Тезаурус
Грамматические особенности повествовательного текста – разнообразные лексические, грамматические средства, характерные для повествовательного текста.
Описание – словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его характерных признаков.
План работы над обучающим изложением – последовательность работы над обучающим изложением.
Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Структура повествовательного текста – последовательность действий и событий.
Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Каждый тип речи в русском языке уникален и имеет собственные характерные черты.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Дополнительная литература:
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Высказывания, в зависимости от содержания, можно разделить на три типа: повествование, описание и рассуждение. Если мы говорим об устной форме, то имеются в виду типы речи. Если мы говорим о письменной форме, то повествование, описание и рассуждение будут называться типами текста.
Каждый тип речи имеет отличительные признаки.
Повествование передаёт действие в развитии во временной последовательности, идут ответы на вопросы: «что произошло?», «как произошло?». Если использовать приём «фотографирования» (фиксации события), то мы можем «сделать» несколько «снимков» развития события.
Описание характеризует статичные картины, передаёт их детали. Мы будто отвечаем на вопрос «какой?». Можно «сделать» один «снимок».
Рассуждение – это словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Мы будто отвечаем на вопрос «почему?».
И, конечно же, не сможем «сделать» ни одного «снимка».
Приём фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях, поэтому предложения идут одно за другим, как бы по цепочке.
Для всех повествовательных текстов общим является начало события: что и где будет происходить (это экспозиция), что произошло (это завязка), развитие действия, кульминация (это наивысшая точка напряжения) и конец события (это развязка).
Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина экспозицией является фрагмент:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Здесь даны исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт.
Как старик поймал золотую рыбку – завязка. То есть событие, которое определяет возникновение конфликта.
Развитие действия – это просьбы старухи.
То есть система событий, вытекающих из завязки.
Кульминация – приказ золотой рыбке сделать старуху владычицей морской.
То есть это наивысшая точка напряжения во всей сказке.
Развязка звучит так:
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
То есть это часть, в которой происходит разрешение конфликта.
Повествование может вестись от первого лица и от третьего лица. Рассказывать может рассказчик или автор. Например, рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Собрание чудес» ведётся от первого лица, рассказчик обозначен местоимением я.
«От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. Все отговаривали меня идти, – и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!».
А в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина повествование идёт от третьего лица.
Раз он в море закинул невод, ̶
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришёл невод с травой морскою.
Каждый элемент повествования можно украсить описанием. Причём показывать можно как внешний, так и внутренний мир. Благодаря описанию текст приобретает характерные, отличительные черты.
Например, вот фрагмент из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина:
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Слова автора также могут играть роль описания.
Например:
«Старик сказал рыбке ласковое слово», «рассказал старухе великое чудо».
Совсем другой образ у старухи.
А старуха старика «забранила», «ещё пуще старуха бранится», «на чём свет мужа ругает», «осердилась пуще старуха».
Повествование очень распространено в таких жанрах, как рассказ, воспоминания, письма.
Вот пример повествования из сказки «Заботливый цветок» Константина Георгиевича Паустовского:
«Об этом кипрее я и хочу рассказать.
Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса…
Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой».
В художественных произведениях типы речи переплетаются, создавая образность, выразительность и эмоциональность.
Повествование – это мир в движении.
Цель создания текста: рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и их взаимосвязи.
Особенности повествования.
Содержание и форма текста |
1.Соблюдается логическая последовательность. |
2.Динамизм, смена событий. |
|
3. Хронология композиции (выстроена последовательно во времени). |
|
Лексические средства |
1. Обозначение места действия, название лиц, производящих действие, обозначение самих действий. |
2.Слова, подчёркивающие последовательность действий (потом, затем…) |
|
Морфологические средства |
1. Глаголы формы прошедшего времени совершенного вида (пришёл, увидел…) |
2. Глаголы начинательного способа действия (начали, стали…) |
|
3. Глаголы со значение движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия (как прыгнет, хлоп, прыг…) |
|
Синтаксические средства |
1. Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия. |
2. Порядок слов в предложении (прямой и обратный). |
|
3. Цепной вид связи. |
Тренировочные задания:
- «Типы речи»
Каждому типу текста подберите соответствующее определение.
Текст задания:
Повествование –
Описание –
Рассуждение –
словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
статичные картины, детали.
рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить характерные признаки каждого типа речи. Повествование рассказывает о событии в его временном развитии. Описание даёт характеристику предмету, явлению. Рассуждение – это разъяснение какой-либо мысли.
Правильный ответ:
Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Описание – статичные картины, детали.
Рассуждение – словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
- «План повествовательного текста»
Для каждого повествовательного текста характерен план. Восстановите последовательность.
Текст задания:
кульминация
развитие действия
экспозиция
развязка
завязка
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: каждый повествовательный текст имеет начало (экспозицию, которая содержит исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт), завязку (событие, которое определяет возникновение конфликта), развитие действия (систему событий, вытекающих из завязки), кульминацию (наивысшую точку напряжения) и развязку (часть, в которой разрешается конфликт).
Правильный ответ:
- экспозиция
- завязка
- развитие действия
- кульминация
- развязка
Повествование
- Повествование
-
- Повествование
-
ПОВЕСТВОВАНИЕ — один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во времени. От описания П. отличается так. обр. тем, что изображаемые явления даются не в одновременности, но в их хронологической последовательности, от рассуждения — тем, что связь изображаемых явлений дается в плане временной, а не логической последовательности. Ложноклассическая теория словесности склонна была рассматривать П. как частный вид описания (ср. напр. Ломоносов, Краткое руководство к красноречию, 1748, § 285); напротив, Лессинг выделяет П. как основной элемент всякого эпического произведения.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.
1929—1939.
- повествова́ние
-
рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде литературы повествование – основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев. Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика, причём повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками. Напр., в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла. Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам. Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.
Под редакцией проф. Горкина А.П.
2006.
.
Синонимы:
Полезное
Смотреть что такое «Повествование» в других словарях:
-
повествование — речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, телеповествование, рассказывание, повесть Словарь русских синонимов. повествование см. рассказ 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З … Словарь синонимов
-
ПОВЕСТВОВАНИЕ — в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей … Большой Энциклопедический словарь
-
ПОВЕСТВОВАНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ, повествования, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. повествовать. 2. Повесть, рассказ о каком нибудь событии. 3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от… … Толковый словарь Ушакова
-
ПОВЕСТВОВАНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ, я, ср. (книжн.). Связный рассказ о каких н. событиях, о чём н. совершившемся. Авторское п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
ПОВЕСТВОВАНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ. Один из функционально смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектами П. являются действия, события и их последовательность. При П. создаются динамические образы, что обусловливает широкое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
-
повествование — ▲ описание ↑ история повествование изложение какой л. истории; описание событий. повествовать. повествовательный. повествование от первого лица. повествование от третьего лица. рассказ. рассказчик. рассказывать. пересказ. пересказывать. поведать … Идеографический словарь русского языка
-
Повествование — – функционально смысловой тип речи (см.), предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Напр.: И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
-
повествование — я; ср. 1. к Повествовать. Возобновить п. Прерывать чьё л. п. 2. Рассказ о действиях, поступках, событиях. П. о жизни народа в то далёкое время. 3. Спец. Текст эпического литературного произведения без прямой речи. Лирическое, историческое п. * *… … Энциклопедический словарь
-
повествование — 1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической – на… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
-
повествование — Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ — один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во времени. От описания П. отличается так. обр. тем, что изображаемые явления даются не в одновременности, но в их хронологической последовательности, от рассуждения — тем, что связь изображаемых явлений дается в плане временной, а не логической последовательности.Ложноклассическая теория словесности склонна была рассматривать П. как частный вид описания (ср. напр. Ломоносов, Краткое руководство к красноречию, 1748, § 285); напротив, Лессинг выделяет П. как основной элемент всякого эпического произведения.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.1929—1939.
- повествова́ние
-
рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде литературы повествование – основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев. Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика, причём повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками. Напр., в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла. Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам. Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.
Синонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповествование, хагада, эпопея
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ →← ПОВЕН
Синонимы слова «ПОВЕСТВОВАНИЕ»:
ИСТОРИЯ, ОПИСАНИЕ, ОЧЕРК, ГАГАДА, КИНОПОВЕСТВОВАНИЕ, НАРРАТИВ, НАРРАЦИЯ, ПОВЕСТЬ, ПРИТЧА, РАССКАЗ, РАССКАЗЫВАНИЕ, РЕЧЬ, СКАЗ, СЛОВО, ТЕЛЕПОВЕСТВОВАНИЕ, ХАГАДА, ЭПОПЕЯ
Смотреть что такое ПОВЕСТВОВАНИЕ в других словарях:
ПОВЕСТВОВАНИЕ
термин школьной теории словесности: один из четырех видов прозаического сочинения (описание, рассуждение, речь ораторская, П.). Определяется П. как изо… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
весь текст эпического произведения, за исключением прямой речи (См. Прямая речь) (рассказ о событиях, а также Описание, рассуждение и пр.). Хар… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ, -я, ср. (книжн.). Связный рассказ о каких-н. событиях, очем-н. совершившемся. Авторское п.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествование ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: повествовать. 2) Рассказ о ком-л., о каком-л. событии.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествование
речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, телеповествование, рассказывание, повесть
Словарь русских синонимов.
повествование
см. рассказ 1
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011.
повествование
сущ.
• рассказ
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012.
повествование
сущ., кол-во синонимов: 17
• гагада (1)
• история (61)
• киноповествование (1)
• нарратив (3)
• наррация (1)
• описание (45)
• очерк (26)
• повесть (12)
• притча (14)
• рассказ (42)
• рассказывание (20)
• речь (68)
• сказ (10)
• слово (72)
• телеповествование (1)
• хагада (1)
• эпопея (12)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповествование, хагада, эпопея… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ, весь текст эпического
произведения, за исключением прямой речи (рассказ о событиях, а
также описание, рассуждение и пр.). Характер П. … смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Повествование — термин школьной теории словесности: один из четырех видов прозаического сочинения (описание, рассуждение, речь ораторская, П.). Определяется П. как изображение предмета (действия, события, происшествия) <i>во времени</i> (Стоюнин), в последовательном развитии, «в переходах от одного состояния к другому» (Филонов) в противоположность описанию — изображению предмета в пространстве «в известный, определенный момент времени» (Зеленогорский). Стоюнин полагал, что П. «представляет жизнь в связи с законами духа», а описание — «в связи с законами природы, которая дает предмету известный вид». Помимо таких метафизических основ, противоположение П. и описания имеет значение, поскольку основывается на различении статической и динамической точек зрения на явления. Эта внутренняя противоположность имеет и внешнее выражение: «описание излагается по логическому плану, П. — по историческому плану, в хронологической последовательности событий». П. распадается, однако, на те же три части, обязательные для «прозаического сочинения»: вступление, изложение и заключение. Деление его на виды неопределенно. Учебные планы, определяющие содержание наших учебников теории словесности, различают следующие виды П.: летопись, записки (мемуары), биографию, характеристику, историю. Деление это, координирующее понятия, подчиненные друг другу, лишенное единого основания (terlium divisionis) и подводящее характеристику и даже историю — науку, в современном ее виде являющуюся по преимуществу исследованием, <i>рассуждением</i>, — под понятие П., очевидно лишено научного значения. <i> Ар.</i> <i>Г</i>.<br><br><br>… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
– функционально-смысловой тип речи (см.), предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в др… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВА́НИЕ, в эпическом литературном произведении речь автора, персонифицированного рассказчика, сказителя, т. е. весь текст, за исключением прямой речи персонажей. П., которое представляет собой изображение действий и событий во времени, описание, рассуждение, несобственно-прямую речь героев, главный способ построения эпического произведения, требующего объективно-событийного воспроизведения действительности.
<p class=»tab»>Характер П. зависит от позиции, «точки зрения» (Б. А. Успенский), с которой оно ведется; соотношения автора и повествователя, или рассказчика; объективной, не высказанной в тексте (напр., в рассказах А. П. Чехова 80‑х гг.) или субъективной, прямо высказанной (напр., в «Воскресенье» Л. Н. Толстого) авторской оценки изображаемых событий. Слагающие П. «точки зрения» могут выделяться:
</p><p class=»tab»>1) в плане оценки автор, рассказчик, герой могут быть носителями одной или разных (романы Ф. М. Достоевского) идеологических позиций;
</p><p class=»tab»>2) в плане пространственно-временной характеристики в каком пространственно-временном отношении описываемое относится к автору или оценивающему персонажу;
</p><p class=»tab»>3) в плане субъективного или объективного восприятия событий в первом случае П. строится со ссылкой на данные чьего-то восприятия, во втором излагаются только известные автору факты.
</p><p class=»tab»>В «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова различные «точки зрения» Печорина, Максима Максимыча, Грушницкого, Вернера и т. д. на предмет повествования образуют сложную систему отношений в романе. Примером сложной (совмещенной) «точки зрения» может служить сцена «мышеловки» в «Гамлете» У. Шекспира: зритель должен совместить свою точку зрения на происходящее на сцене и точки зрения Короля, Королевы, Гамлета на события разыгрываемой перед ними пьесы.
</p><p class=»tab»>Последовательным развертыванием, взаимодействием, совмещением «точек зрения» формируется композиция П. На характер П. влияет социальная, идеологическая, национальная позиция автора или повествователя («пасичник Рудый Панько» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя), жанр, в котором ведется П., литературное направление и школа, к которой принадлежит автор.
</p><p class=»tab»>В. А. Сапогов.</p>… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной … смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. П. располагает для реализации этого с… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. П. располагает для реализации этого содержания специфическими языковыми средствами. По своему значению, структуре и модальности П. с его динамичностью противопоставлено описание. Для выражения динамики действия П. обладает многообразной системой лексических и грамматических средств: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глаголов со значением возникновения и мгновенности действия; вспомогательные глаголы, обозначающие возникновение действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной последовательности; союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия; порядок слов в предложении и микротеме. П. художественного стиля богато и экспрессивно-эмоциональными, и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика, где используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы. Например: «— Так-то оно было,— продолжал рассказывать Пров, прижимая черным пальцем золу к трубочке, — нельзя счесть, сколько он погубил нашего народу… Вышлет генерал Барятинский войск, и все это войско Шамиль погубит… Сколько наших косточек на этом Кавказе легло, и-их, братцы мои…» (АТолстой. Петушок)…. смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
формально-семантический пласт литературного произведения, не связанный с речью того или иного персонажа.
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные ср… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Постав Пост Посев Пос Понт Понос Пони Понести Понева Поение Повет Повести Повествование Повеса Питон Пистон Пион Пинта Пино Пинаев Пие Пиво Пиано Пиан Петин Пестово Пестование Пест Песо Песета Пес Пеон Пенс Пенисто Пенис Пение Пена Пеан Пво Патон Патио Пат Пасти Панство Панов Пани Пан Отсев Отпевание Относ Отвоевание Отво Отвесно Отвес Остин Остеон Остап Останов Остан Ост Оспина Оспа Осот Осов Основа Осип Осетин Освоение Оса Опт Опоение Опиат Опасно Опасение Опа Оон Овист Овин Овес Овен Овевание Оао Нто Нтв Нпо Нотис Нота Носов Нос Ново Нит Нива Нети Нести Невис Невеста Нева Нато Натес Наст Напев Наос Навовсе Навис Навет Навести Навес Исаев Иса Ипс Ипат Ион Иов Инта Инст Иена Иваново Иванов Иван Енот Ение Евина Ева Всевание Все Воспевание Вона Вон Воинство Воин Вовсе Вовне Вовина Вова Внос Внести Вне Витаон Вита Вит Вист Вис Вип Винт Виновато Постанов Вино Вие Виво Виан Постно Пот Вето Вести Потение Поти Псовина Савин Сан Сани Вест Сант Весна Вес Сап Сапонит Вепс Вента Вено Сапот Сати Венет Вена Ввс Ввести Ватин Вано Анти Аист Авто Авост Авист Авив Авест Свевание Авт Автопоение Анис Ант Антип Аон Аоот Апис Асеев Сват Сван… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде литературы повествование – основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев. Обычно повествование ведется от имени автора или рассказчика, причем повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомленностью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками. Напр., в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла. Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам. Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского…. смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
1) Орфографическая запись слова: повествование2) Ударение в слове: повествов`ание3) Деление слова на слоги (перенос слова): повествование4) Фонетическа… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
▲ описание
↑ история
повествование — изложение какой-л. истории; описание событий.повествовать. повествовательный.повествование от первого лица. пове… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. повествовать.Возобновить повествование.2.Рассказ о действиях, поступках, событиях.Чем объективнее хочет быть писате… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке; П. предполагает рассказчика; П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ — один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во врем… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
1) Речь персонифицированного рассказчика или авторская речь (за исключением прямой речи персонажей — монологов и диалогов) в произведении.2) Речевая фо… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во времени. От описания П. отличается так. обр. тем, что изображаемые явления даются не в одновременности, но в их хронологической последовательности, от рассуждения — тем, что связь изображаемых явлений дается в плане временной, а не логической последовательности. Ложноклассическая теория словесности склонна была рассматривать П. как частный вид описания (ср. напр. Ломоносов, Краткое руководство к красноречию, 1748, § 285); напротив, Лессинг выделяет П. как основной элемент всякого эпического произведения. Р. Ш…. смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Rzeczownik повествование n opowiadanie n narracja f opowiadanie odczas. n mówienie odczas. n
ПОВЕСТВОВАНИЕ
в противополо женность описанию — изображение событий или явлений, шающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга;… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествова́ние,
повествова́ния,
повествова́ния,
повествова́ний,
повествова́нию,
повествова́ниям,
повествова́ние,
повествова́ния,
повествова́нием,
повествова́ниями,
повествова́нии,
повествова́ниях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповествование, хагада, эпопея… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
корень — ПОВЕСТВОВА; суффикс — НИ; окончание — Е; Основа слова: ПОВЕСТВОВАНИВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — ПОВЕСТВОВА; ∧ — НИ; … смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
сanlatma, anlatı, anlatımповествова́ние от тре́тьего лица́ — üçüncü kişili anlatımСинонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, оч… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
с1) (действие) Erzählen n
2) (рассказ) Erzählung f
Синонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказы… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение.Синонимы:… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Ударение в слове: повествов`аниеУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: повествов`ание
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествование сущ.сред.неод. (1)ед.твор.обратиться с ходатайством и правдивым повествованием о всех мытарствах и несчастияхПс28.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Речевое сообщение, представляющее события, действия в определенной последовательности. Умение репродуцировать и продуцировать такое сообщение, используя глагольные формы, наречия, простые и сложноподчиненные предложения, характерные для данного способа изложения информации, является объектом коммуникативных (речевых) тестов…. смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
(2 с), Пр. о повествова/нииСинонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеп… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
叙述 xùshù, 讲述 jiǎngshù; (рассказ) 故事 gùshi, 叙述小说 xùshù xiǎoshuōСинонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, расска… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
сnarrativa f, relato mСинонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповест… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ повествования, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. повествовать. 2. Повесть, рассказ о каком-н. событии. 3. Часть литературного изложения, в к-ром идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от описания и рассуждения (лит.).<br><br><br>… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествование с 1. (действие) Erzählen n 1 2. (рассказ) Erzählung f cСинонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть,… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
с.narration f, récit mСинонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповест… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествов’ание, -яСинонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповествова… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
с.
narrazione f, racconto m; narrativa f лит., genere narrativo
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповествование, хагада, эпопея… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Повествова́ниеsimulizi (ma-;-), usimuliaji ед.;повествова́ние в стиха́х — hadithi iliyoandikwa kishairi (-);повествова́ние о жи́зни — kale (-)
ПОВЕСТВОВАНИЕ
דקלוםהרצאהסיפוררסיטלСинонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповество… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
sagaСинонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповествование, хагада, э… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
См. narrazione.Синонимы:
гагада, история, киноповествование, наррация, описание, очерк, повесть, рассказ, рассказывание, речь, сказ, телеповествование… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
сущ. ср. родалит.1. действие2. повесть, рассказоповідання
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествова’ние, повествова’ния, повествова’ния, повествова’ний, повествова’нию, повествова’ниям, повествова’ние, повествова’ния, повествова’нием, повествова’ниями, повествова’нии, повествова’ниях… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ, в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.<br><br><br>… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ — в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.<br>… смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ , в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей…. смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ, в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей…. смотреть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ср. апавяданне, ср., расказ, муж., расказванне, ср. аповесць, жен. апавяданне, ср.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
— в эпическом литературном произведении речь автора илиперсонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кромепрямой речи персонажей.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествование, повествов′ание, -я, ср. (книжн.). Связный рассказ о каких-н. событиях, о чём-н. совершившемся. Авторское п.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика: весь текст, кроме прямой речи персонажей.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ, -я, ср. (книжное). Связный рассказ о каких-нибудь событиях, о чём-нибудь совершившемся. Авторское повествование
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествование речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, телеповествование, рассказывание, повесть
ПОВЕСТВОВАНИЕ
1) (действие) aytıp berme, ikâye (tarif) etme, añlatma2) (рассказ) ikâye
ПОВЕСТВОВАНИЕ
рассказ) оповідання, оповідь (-ди), оповість (-ти), розповідь (-ди), повість (-ти), повістка про що.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Начальная форма — Повествование, винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Ср 1. nağıl etmə, hekayə etmə, rəvayət etmə; 2. rəvayət, təhkiyə, hekayə, nağıl, əfsanə.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествование = с. narration, narrative; повествовательный narrative.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Повествование- traditio; complexio; narratio; narratus; historia;
ПОВЕСТВОВАНИЕ
1) (действие) айтып берме, икяе (тариф) этме, анълатма
2) (рассказ) икяе
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ср.
1. (действие) баяндоо, аңгеме түрүндө айтуу;
2. (рассказ) аңгеме.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
повествова||ниес ἡ ἀφήγηση {-ις}, ἡ διήγηση {-ις}, ἡ ἐξιστόρηση {-ις}.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
stāstīšana, vēstīšana; vēstījums, stāstījums, stāsts
повествование
существительное
Значение слова повествование
Словарь Ушакова
повествование
повествование, повествования, ср. (книж.).
1. только ед. Действие по гл. повествовать.
2. Повесть, рассказ о каком-нибудь событии.
3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от описания и рассуждения (лит.).
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
повествование
функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. П. располагает для реализации этого содержания специфическими языковыми средствами.
По своему значению, структуре и модальности П. с его динамичностью противопоставлено описание. Для выражения динамики действия П. обладает многообразной системой лексических и грамматических средств: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глаголов со значением возникновения и мгновенности действия; вспомогательные глаголы, обозначающие возникновение действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной последовательности; союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия; порядок слов в предложении и микротеме.
П. художественного стиля богато и экспрессивно-эмоциональными, и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика, где используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы. Например: «— Так-то оно было,— продолжал рассказывать Пров, прижимая черным пальцем золу к трубочке, — нельзя счесть, сколько он погубил нашего народу… Вышлет генерал Барятинский войск, и все это войско Шамиль погубит… Сколько наших косточек на этом Кавказе легло, и-их, братцы мои…» (АТолстой. Петушок).
Лит.: См. лит. к статье Описание.
Л.Е. Тумина
Риторика: Словарь-справочник
повествование
в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке; П. предполагает рассказчика; П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории; П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог; в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.
Словарь лингвистических терминов
повествование
1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической – на передачу фактов, в разговорной речи оно тесно связано с эмоционально-оценочной информативностью высказывания. Инвариантная схема П. как типа текста включает ряд компонентов. Во-первых, это характеристика ситуации общения, в которой определяется отношение автора к получателю информации, формулируются задачи общения при помощи создаваемого текста, называются функции общения. Во-вторых, дается перечень структурно-композиционных частей, в который, как правило, входят: начало события (или завязка), развитие события (по-другому: развитие действия, кульминация), конец события (или развязка). В-третьих, характеризуется набор языковых средств, свойственных повествовательному типу письма: это ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий, формы слов или словосочетания, выражающие обстоятельственные значения времени, места и др. языковые средства. В повествовательный текст могут вводится элементы описания или рассуждения.
2. в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке;
П. предполагает рассказчика;
П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории;
П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог;
в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
повествование
формально-семантический пласт литературного произведения, не связанный с речью того или иного персонажа.
Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства
Корр: авторская речь (не путать!)
Вид: «Поток сознания»
Асс: образ повествователя
* «Решающую роль в эпическом роде литературы играет повествование, то есть рассказ о происшедших событиях, который ведется «со стороны». Между временем действия и временем повествования о нем существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее» (Г.Н. Поспелов).
«Значительно чаще встречается тип повествования, в котором ряд речевых особенностей вообще не связан с особенностями речи персонажей, а представляет собой так называемую авторскую речь» (Л.И. Тимофеев). *
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
повествование
, -я, ср., книжн.
Изложение, рассказ о каких-н. событиях, фактах, людях.
* Неторопливое повествование. *
|| прил. повествовательный, -ая, -ое.
* Повествовательное предложение. *
Толковый переводоведческий словарь
повествование
в противополо женность описанию — изображение событий или явлений, шающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга; это главная часть авторской монологической речи.
Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
повествование
Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение.
Тезаурус русской деловой лексики
повествование
Syn: рассказ
Энциклопедический словарь
повествование
в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.
Словарь Ожегова
повествование
ПОВЕСТВОВАНИЕ, я, ср. (книжн.). Связный рассказ о какихн. событиях, о чёмн. совершившемся. Авторское п.
Словарь Ефремовой
повествование
- ср.
- Процесс действия по знач. глаг.: повествовать.
- Рассказ о ком-л., о каком-л. событии.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
повествование
— термин школьной теории словесности: один из четырех видов прозаического сочинения (описание, рассуждение, речь ораторская, П.). Определяется П. как изображение предмета (действия, события, происшествия) во времени (Стоюнин), в последовательном развитии, «в переходах от одного состояния к другому» (Филонов) в противоположность описанию — изображению предмета в пространстве «в известный, определенный момент времени» (Зеленогорский). Стоюнин полагал, что П. «представляет жизнь в связи с законами духа», а описание — «в связи с законами природы, которая дает предмету известный вид». Помимо таких метафизических основ, противоположение П. и описания имеет значение, поскольку основывается на различении статической и динамической точек зрения на явления. Эта внутренняя противоположность имеет и внешнее выражение: «описание излагается по логическому плану, П. — по историческому плану, в хронологической последовательности событий». П. распадается, однако, на те же три части, обязательные для «прозаического сочинения»: вступление, изложение и заключение. Деление его на виды неопределенно. Учебные планы, определяющие содержание наших учебников теории словесности, различают следующие виды П.: летопись, записки (мемуары), биографию, характеристику, историю. Деление это, координирующее понятия, подчиненные друг другу, лишенное единого основания (terlium divisionis) и подводящее характеристику и даже историю — науку, в современном ее виде являющуюся по преимуществу исследованием, рассуждением, — под понятие П., очевидно лишено научного значения.
Ар. Г.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову повествование
Цитаты со словом повествование
- Что такое история человечества, как не предлинное повествование о невоплотившихся замыслах и несбывшихся надеждах?.
Сэмюэл Джонсон
Синонимы к слову повествование
- альманах
- бытописание
- диалог
- история
- легенда
- новелла
- одиссея
- описание
- очерк
- повевший
- поведенный
- повести
- повесть
- рассказ
- рассказывание
Однокоренные слова к слову повествование
- авиаразведка
- ведать
- ведение
- ведомо
- ведомость
- ведомство
- ведомый
- ведунья
- ведьма
- вестник
- весть
- возвестить
- заведовать
- заведующий
- невежда