Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я рада объявить новую тему проекта «Картинная галерея». Мы с вами уже рисовали сказочные сюжеты, старинную Москву, рисовали русские пейзажи и прекрасные сады, цветы и учились видеть игру света. Для темы мая месяца я решила выбрать необычного художника. Его творчество очень разнообразно, а картины непохожи друг на друга ни по стилю ни по содержанию.
Мы можем найти у него сказочные мотивы, пейзажи, геометрические картины. Я уверена, что каждый ребенок найдет для себя особенную картину и ни одну которую он захочет повторить или, которая вдохновит его на собсвтеннные эксперименты.
В этом месяце мы будем знакомиться с Василием Кандинским.
«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных… между собою создать новый мир, который зовется произведением». В.В. Кандинский
Василий Кандинский — русский художник, теоретик искусства, поэт, неутомимый исследователь-этнограф. Кандинский вошел в число основоположников абстрактного искусства. Его революционное стремление к абстрактной живописи и труды по теории изобразительного искусства стали ориентиром для всего современного искусства.
Кандинский родился в Москве 16 декабря 1866 года. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с частным преподавателем, а позже, в гимназии. Кроме того, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели.
В 1886 г. Василий поехал в Москву, чтобы поступить на юридический факультет Московского университета. Он закончил обучение через 6 лет и стал доцентом юридического факультета.
В 1895 году на проходящей в Москве выставке французских импрессионистов Кандинский открывает для себя живопись Моне. В 1896 году он в 30 лет решается оставить многообещающую деятельность юриста и стать художником. Василий отправляется в Мюнхен, и записывается в школу Антона Ажбе.
Вскоре Кандинский уже сам становится учителем: с 1902 года он преподает в художественной школе, тесно связанной с художественной группой «Фаланга», которую сам основал годом ранее. На дебютной выставке «Фаланги» Кандинский впервые показал свои работы. Ни они, ни полотна Моне, Синьяка и Валлотона в Баварии не встретили понимания.
В 1904 году выходит альбома Василия Кандинского «Стихотворения без слов» с двенадцатью ксилографиями*. Первая большая картина Кандинского – «Пестрая жизнь».
В 1910 году, в Мюнхене Василий Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве», Это центральная работа Кандинского-теоретика, определившая суть и смысл силу нового направления искусства — абстракционизма.
*КСИЛОГРА́ФИЯ — один из видов гравюры, гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности дерев. доски, покрытой краской. Между эл-тами изображения оставляются незакраш. углубления.
(по материалам сайта «Биографии знаменитых людей»)
- Специально для вас я подготовила презентацию по картинам Василия Кандинского СКАЧАТЬ (переключается по щелчку мыши)
Задание месяца проекта «Картинная галерея»
Вы с ребенком изучаете творчество художника. Например, вы берете одну из картин художника, рассматриваете ее, разговариваете с ребенком о том, что на ней изображено, что хотел сказать художник. Вы можете устроить тематическое занятие и погрузиться в картину или просто постараться понять и воссоздать ее в любой, интересной для вас технике: аппликация, коллаж, граттаж, рисунок, инсталляция и т.д.
О призах и подарках.
Среди участников данного этапа с помощью датчика случайных чисел мы разыграем в моем новом летнем проекте «Летний календарь интересностей». Победитель получит доступ к месяцу занятий (июнь). Каждый день новые игры и интересности будут ждать вас!
Организационные вопросы:
- Вы рассказываете о ваших играх и творческой работе у себя в блогах или на своих страничках с активной ссылкой на данный проект (http://earlystudy.ru/tematicheskie-zanyatiya-2/kartinnaya-galereya/tvorcheskiy-proekt-kartinnaya-galereya) и спонсора данного этапа проекта (http://www.schoolearlystudy.ru) .Добавляете вашу работу в линки (голубая лягушка в конце этого поста)
- Если у вас нет своего блога, то присылайте мне ваши работы на почту earlystudy.ru @ gmail.com (убрать пробелы до и после собачки), я опубликую их на страницах он-лайн школы «Учимся играя» или в группе вконтакте.
- Все работы я буду добавлять в галерею Pinterest (каждая работа имеет активную ссылку на ваш блог, так что это позволит новым читателям прийти к вам в гости)
- Работы принимаются до 29 мая (20,00 по Мск времени)
Как вставить линки? Нажимаете на лягушку — жмете на кнопку add you link — вводите свои данные (1 строка – ссылка на ваш пост, 2 строка – ваше имя, 3 строка – ваш e-mail) — нажимаете submit link
Вам будет интересно:
PRO аккаунты для художников
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
Управление клиентами и продажами через CRM
Почтовые рассылки произведений
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
PRO аккаунты для художников
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
Управление клиентами и продажами через CRM
Почтовые рассылки произведений
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
Знания • 16 декабря 2021 • Автор: Лия Городнянская
Дюжина любопытных фактов о Василии Кандинском
«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров»: этот тезис проиллюстрировала и сама судьба художника. Мы выбрали всего дюжину фактов о жизни и творчестве Кандинского, но они — как яркие элементы «паззлов», которые стягивают к себе поле азартных исследований со множеством деталей. Представляем наш обзор к 155-летию мастера.
«Как причудливо тасуется колода!»
Василий Кандинский родился в 1866 году в семье успешного московского коммерсанта. По линии отца — родовая знать мансийского Кондинского княжества, тунгусская княжна-прабабка. Дед — настоящий разбойник, грабивший сибирские караваны. Попав на каторгу, этот неуемный авантюрист создал торговое дело и стал уважаемым купцом. Фамильные легенды не врут! А со стороны матери — рафинированные прибалтийские немцы. Гремучая смесь западных и восточных кровей обусловила склад характера Кандинского, в котором вспышки чувственного темперамента парадоксально уживались с безупречными манерами и педантизмом.
Любопытно, что художественные критики тоже выявляли эту двойственность. Правда, каждый видел свою сторону медали: мюнхенская критика объясняла красочное богатство работ художника «византийскими влияниями», в то же время критика российская твердила, что автор погибает под вредным немецким влиянием и пытается насаждать «давно устарелые в Европе ценности».
С рождения тонко воспринимал энергию цвета
Кандинский был наделен мировосприятием особого типа, сегодня такой нейрологический феномен называют синестезией. Обладающие этим даром способны «видеть» в цвете мелодии и ароматы, «слышать» краски, «осязать» буквы, цифры и слова. Синестезия Кандинского выражалась в его способности воспринимать музыку как цветовой вихрь, а зрительные образы ощущать как вибрирующие и звучащие. Возможно, эта особенность и определила специфику творческого метода художника
Наряду с синестезией Кандинский обладал цепкой «памятью зрения», которая позволяла ему по впечатлению воспроизвести в красках, например, увиденные на выставке пейзажи. При этом юноша с большими муками усваивал точную информацию — заучивание имен, стихов и даже таблица умножения давалось ему с трудом.
Одесса — место силы и вдохновения
Когда Васеньке было пять лет, Кандинские перебрались из Москвы в Одессу. На новом месте отец приступил к руководству чайной фабрикой. Так уж случилось, что после переезда родители расстались и воспитанием мальчика занималась старшая сестра матери. Тетя привила племяннику интерес и любовь к литературе, рисованию и музыке.
Памятный знак у арки дома № 17 на Дерибасовской, Одесса. Доску открыли в 1995 г., при почетном присутствии мадам Помпиду и мадам Ширак.
На знаке (работа скульптора Токарева) — слова: «В этом доме жил в 1901 г. художник Василий Васильевич Кандинский» (одесские фото — Ольга Потехина)
Здание некогда одесской мужской гимназии №3 (ул. Успенская, 1), где учился Василий Кандинский.
Здесь же, в «черноморском Вавилоне», Василий начал учиться живописи и свои первые масляные краски купил на накопленные деньги, будучи подростком. Смешение цветов, извлеченных из тюбиков, казалось ему тогда таинством сродни алхимическому.
Окончив гимназию, Кандинский вернулся из Южной Пальмиры в Москву, поступил на юридический факультет и посвятил десятилетие юриспруденции, экономике, управлению. Но к тридцати годам решил всерьез заняться живописью и обосноваться в Мюнхене, который был одним из важнейших центров нового европейского искусства. Еще через два года Кандинский впервые представил свои работы для публичного обозрения — и это было опять-таки в Одессе на выставке Товарищества южнорусских художников в 1898 году.
Мог бы стать ученым, писателем или чиновником — но выбрал карьеру художника
В молодые годы Кандинского манили самые разнообразные сферы деятельности. В студенческую пору он увлекся этнографией и, прервав учебу, отправился открывать для себя «тайники души народной» в экспедиции по северу Вологодского края.
Блестяще завершив в 1893 курс права и политэкономии в Московском университете, начал там же преподавать, занялся наукой, получил должность доцента.
В 1895−96 пробовал себя в роли художественного директора московской типографии «Товарищество И. Кушнерева и К ͦ». Обладая философским складом ума и писательским талантом, мог бы посвятить жизнь литературному творчеству.
Или принять предложение занять престижное место профессора в Дерптском университете. Мог бы… Но случился ряд событий и впечатлений, которые Кандинский расценил как несомненные знаки судьбы.
«Поворотным пунктом в нашей жизни может быть все что угодно…»
Что же заставило ученого в начале многообещающей карьеры радикально изменить род занятий? Сам Кандинский описал основные эпизоды «культурного шока», спровоцировавшего крутой поворот в его сознании и жизни в 1895−96 годах:
• На московской выставке французских импрессионистов Кандинский увидел работу Моне «Стог» и поначалу, пока не прочел названия, разглядывал ее как беспредметную. Испытал сильнейшие эмоции от переливов цветовой палитры, невзирая на отсутствие, как ему показалось, конкретного объекта изображения.
• Глубочайшее впечатление на Кандинского произвела опера Вагнера «Лоэнгрин», поставленная в Большом театре. Будучи синестетиком, воспринял ее как «абсолютное произведение искусства».
• Настоящим потрясением стало для Кандинского открытие делимости атома. Это научное событие было расценено им не только как низвержение основ классического естествознания, но как и разрушение мнимых пределов в собственных исканиях. Неопределенность стези художника перестала страшить Кандинского, и он сделал смелый выбор в пользу перемен.
«Фаланга синих всадников авангарда»
Мюнхенский период (1896−1914) стал этапом экспериментов и становления Кандинского как мастера абстракции. Начинающий художник посещает различные учебные заведения и классы, заводит знакомства в кругу мюнхенской богемы, а в 1901 создает творческую группу «Фаланга». Позднее участвует в организации «Нового мюнхенского художественного объединения» (1909) и группы «Синий всадник» (1911). И хотя «Синий всадник» существовал всего три года, этот союз оказал заметное влияние на европейский , обозначив этап перехода от символизма к абстракционизму.
На вопрос о странном названии группы Кандинский обычно отвечал, что всегда любил всадников, а его сподвижник Франц Марк — лошадей, и оба они любили синий цвет. Действительно, за 8 лет до возникновения группы Кандинский написал полотно с тем же названием, а среди образов его импровизаций угадываются очертания призрачной конницы. Была в названии и символическая подкладка: верхом на лошади канонически изображается св. Георгий — поборник духовных идеалов, а синий — цвет небес — воплощает торжество нематериального.
Основоположник абстрактного искусства или один из его первопроходцев?
В 1908 Кандинский пережил подобие мистического озарения: увидев издали собственный , повернутый набок, и не узнав его, был заворожен необыкновенной энергией цветовых пятен, в которых не распознал предметную конкретику. Так художник получил ясное понимание вектора художественных поисков и утвердился в мысли, что предмет изображения не обязателен для создания мощного художественного впечатления.
Стоит заметить, что идеи витали в воздухе, и наряду с Кандинским в нефигуративном искусстве экспериментировали Делоне, Мондриан, Малевич, Пикабиа. И хотя первым в истории в полном смысле абстрактным произведением считается безымянная работа Василия Кандинского (1910), не так давно выяснилось, что его опередила шведская художница Хильма аф Клинт. Первый цикл абстракций она создала на рубеже 1906/7 гг., погрузившись в эзотерические практики и рассматривая искусство как инструмент расширения сознания.
Две жены, три музы-вдохновительницы
Впервые Кандинский связал себя узами брака в 26 лет. Его женой стала двоюродная сестра Анна Чемякина, для который семейные отношения стали продолжением дружеских: будучи постарше, она по-сестрински опекала кузена и поддерживала его начинания. Эмиграция привела к отчуждению супругов, хотя формальный брак продолжал сохраняться.
«Немецкой музой» Кандинского считается художница Габриэль Мюнтер. Она впервые появилась в «Фаланге» в 1902 в качестве ученицы. Василий и Габриэль скрывали близость отношений, пока не решили открыто поселиться в общем доме в Мурнау у подножия Альп. Спустя годы Кандинский получил развод, но так никогда и не женился на Габриэль…
Во вторую свою жену, 17-летнюю Нину Андреевскую, 50-летний Кандинский влюбился заочно. Можно только гадать о тембре голоса девушки, позвонившей художнику по делу — но он настолько пленил Кандинского (не забываем, художник был синестетиком), что тот настоял на личной встрече и месяц ждал этого свидания. Через полгода пара обвенчалась, и Нина во всех обстоятельствах оставалась верной женой и спутницей мэтра до самого конца его жизни.
У истоков советского дизайн-образования: «за попытку — спасибо»
С началом первой мировой пребывание Кандинского в Германии стало нежелательным, он вернулся в Россию и с 1914 до 1921 жил в Москве. Здесь он повстречал Нину, здесь родился и умер их общий (и единственный) сын.
После октябрьской революции Кандинский пытался встроиться в новую культурно-политическую систему — сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, принимая активное участие в развитии художественной педагогики и музейного дела, публиковал предметные исследования. С 1918 преподавал в московском СВОМАСе (после реформы — ВХУТЕМАСе, легендарной советской школе нового промышленного искусства), участвовал в создании ИНХУКа. Но идеи Кандинского встретили сопротивление и резкую критику в среде конструктивистов, которые отвергали любые проявления иррационального, признавая исключительно аналитический подход к творческим задачам.
Дважды пережить отъезд как бегство
Ощутив себя чужим на празднике пролетарской культуры, разуверившийся художник в 1921 возвращается в Германию. Отъезд больше походил на изгнание под шквалом насмешек и уничижительных эпитетов. Через 7 лет Кандинский утратит советское гражданство, его имя забудут, а работы вычеркнут из общественного наследия на 70 лет.
Чета Кандинских поселилась в Берлине, но вскоре по приглашению Вальтера Гропиуса, главы новаторской школы дизайна Баухаус, перебралась в Веймар и далее — вслед за школой — в Дессау. Василий преподавал аналитический рисунок, читал лекции о формообразовании и психологии цвета, писал теоретические труды. В его абстракциях появилось то, что он сам определил как «лирический геометризм». Кандинский наконец был счастлив, уважаем, востребован.
Василий Кандинский и Пауль Клее в саду в Дессау, 1927
Фото: Нина Кандинская. Источник: http://www.lenbachhaus.de
Идиллия закончилась с приходом к власти Гитлера — Баухаус был закрыт, а искусство авангарда объявлено «дегенеративным». Картины Кандинского изъяли из немецких музеев, его публикации попали под запрет. В 1933 художник уехал во Францию, что оказалось очень своевременным решением — еще немного, и отверженные полотна запылали в кострах на окраинах Берлина.
Необходимо отдать должное Габриэль Мюнтер, отвергнутой невесте художника: не считаясь с риском, Габриэль спрятала и сохранила около тысячи картин возлюбленного и его единомышленников из «Синего всадника», а после войны передала их мюнхенской галерее Ленбаххаус.
Не любил давать названия своим картинам
Кандинский считал названия работ «необходимым злом», загоняющим восприятие живописи в узкие рамки. Он изобрел универсальный принцип наименования собственных картин, разделив их на три категории.
Наименее спонтанные — идущие «от ума», тщательно подготовленные — называл композициями. Работы, сохраняющие ассоциативную связь с реальным предметным миром, именовались импрессиями, а «внезапные и бессознательные», написанные по велению чистого эмоционального импульса — импровизациями. Иной раз произведению присваивался номер либо словесное дополнение, указывающее на геометрические или цветовые характеристики.
Зато теперь по типу названия работы мы можем сориентироваться и в методе ее создания!
Самое дорогое произведение Кандинского
В июне 2017 года был установлен аукционный рекорд цены на работы художника: «Картина с белыми линиями» (1913) ушла на лондонских торгах Sotheby’s за £33 млн ($41,6−41,8 млн). До 1974 года «Линии» хранились в Третьяковке, откуда попали к кельнскому коллекционеру Вильгельму Хаку, предложившему советским властям в обмен на картину оригиналы писем Ленина.
Главная>Биографии художников
Краткая биография Василия Кандинского
Русский и французский художник, основоположник абстракционизма Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 в Москве. Детство он провёл в путешествиях по России и Европе, пока, наконец, в 1871 году семья мальчика не поселилась в Одессе.
Здесь Кандинский окончил гимназию и художественную школу, после чего пожелал освоить профессию юриста в Московском университете, куда поступил в 1885 году. Окончив это заведение в 1892-м, будущий художник стал готовиться к получению профессорского звания.
Живописью же Кандинский стал заниматься лишь в тридцатилетнем возрасте. Приняв решение стать художником, в 1896 году он оставил науку и отправился в Мюнхен обучаться новому ремеслу.
Там Кандинский посещал студию Антона Ажбе (1897–1899), а в 1900 году поступил в местную академию художеств. Впрочем, обучение не помешало художнику путешествовать по Франции, Италии и Африке.
В 1901 году Кандинский также создал собственную школу при объединении «Фаланга», где стал преподавателем. Активно участвовать в выставках художник начал с 1910 года. В это же время его живопись приобрела классические абстракционистские черты.
В 1911 году состоялась первая персональная выставка Кандинского. Затем на некоторое время художник вернулся в Москву, но в 1921 году переехал в Берлин. Там он стал преподавать живопись в школе «Баухаус», по-прежнему активно занимаясь творчеством.
Наиболее знаменитыми работами живописца стали картины «Синий всадник» (1903), «Осень в Мурнау» (1908), «Гора» (1909), «Композиция VII» (1913), «Последовательность» (1935). Помимо этого, Кандинский является автором нескольких литературных сочинений: «О духовном искусстве» (1910), «Ступени: Текст художника» (1918) и других.
В 1933 году Кандинскому пришлось эмигрировать во Францию, где в Парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года завершилась его жизнь. На тот момент художнику было 77 лет.
Сочинения-описания картин Кандинского:
«Двое на лошади», Кандинский
см. также:
Краткие биографии других художников
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр»
пгт. Новоаганск
План — Конспект открытого занятия
по изобразительному искусству на тему:
«Рисунок в стиле Кандинского».
Составитель:
Кадырова Наталья Валерьевна,
педагог дополнительного
образования
1 категория
пгт. Новоаганск
2020г.
Количество учащихся- 6 человек, возраст 12-14 лет
Тема занятия: «Рисунок в стиле Кандинского»
Цель: Создание рисунка в стиле Кандинского.
Задачи:
Тип урока: урок усвоения новых знаний и навыков.
Наглядные пособия: шаблон..
Оборудование и материалы: компьютер и мультимедийная презентация, итд
Методы обучения: объяснительный, демонстрационный, практическая часть, закрепление темы.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Название этапа занятия |
время, мин |
Методический инструментарий педагога |
содержание деятельности учащихся |
результат деятельности |
1. Организационный |
2 |
Приветствие, организация внимания. Проверка готовности учащихся к занятию. |
Организация рабочего места. Участие в беседе. . Обучающиеся рассаживаются, слушают, смотрят слайд, пишут свое имя на бэйджики и надевают их |
Эмоциональный настрой на восприятие, готовность к занятию. |
2. Актуализация знаний |
1 |
Целеполагание. Сообщение темы занятия и хода занятия. |
Участвуют в обсуждении |
повышение интереса к занятию |
3. Разминка |
3 |
Вопрос-ответ, чтоб подвести к следующему этапу |
Активно отвечают. Диалог. |
подошли к разговору о |
4. Введение в новую тему |
5 |
Сообщение познавательных сведений |
Участие в обсуждении. Мультимедийная презентация. |
Осознанность опорных знаний при выполнения творческой работы |
5. Практическая работа – |
10 |
Консультирование |
Выполнения отдельных приемов работы. Рисование различных линий и форм. |
закрепление полученных знаний |
6. Творческая работа |
15 |
Консультирование. Показ выполнения отдельных приемов работы. |
Выполнение группового коллажа. |
закрепление знаний, умений, навыков работы |
7. Контроль, взаимоконтроль |
5 |
Вопросы для закрепления |
Взаимоконтроль, ответы учащихся |
закрепление знаний |
8. Подведение итогов |
2 |
Анализ работы: Сопоставление цели и результатов. Оценка работ в целом и каждого в отдельности. |
обсуждение работы, самооценка. |
Достижение цели. |
Ход занятия
- Организационная часть — 2 мин.
прописать
- Актуализация знаний – 2 мин.
прописать
3. Разминка- 3 мин.
Педагог:
4. Введение в новую тему- 5 мин.
6. Практическая деятельность — 10 мин.
5. Творческое задание 10 мин.
- Контроль, взаимоконтроль. Вопросы для закрепления – 5 мин.
- Подведение итогов занятия (8 мин.)
План занятия:
- Организационная часть.
- Актуализация знаний
- Основная часть.
- Практика
- Анализ
- Рефлексия
Тема занятия: введение в образовательную программу «Арт-Дизайн», рисунок в стиле Кандинског.
Тип занятия: комбинированный. урок усвоения новых знаний и навыков.
Цель занятия: Создание рисунка в стиле В.Кандинского. Подарок к
« 90-лет Нижневартовскому району».
Задачи:
- познакомить учащихся с (работой объединения) дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой; выявить уровень первичной подготовки учащихся в данном виде деятельности;
- вовлечь учащихся в коллективную деятельность;
- дать элементарное представление о рисовании;
- создать атмосферу радости от знакомства с новым видом творчества;
- помочь ребенку достичь положительного результата, мотивировать его на будущую деятельность;
- пробудить у детей интерес к занятиям в объединении, к истории родного края.
Оборудование: раздаточный материал, заготовки для работы, маркеры, бумага, ручки .
Для педагога — доска (или флип-чарт), мультимедийный проектор, компьютер, наглядные пособия: слайд-шоу, канцелярские инструменты, конспект занятия.
Количество детей: 6 человек. Возраст детей: 12-14 лет.
Современные образовательные технологии, используемые на занятии: игровая технология, диалог — дискуссионная технология.
Ход занятия
1. Организационная часть занятия — 2 мин.
Слайд №1
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Валерьевна.
Слайд №2
— Сейчас мы находимся в творческой мастерской. Поэтому у вас на рабочих столах лежат маркеры, фломастеры, блокноты и бейджики с надписью: «Я-художник». На провах педагога –художник я посвещаю вас в художники. Напишите на них темным маркером свое имя на белом поле и приклейте к своей одежде. Проговорить имена учащихся и сказать: «Теперь вы «Художники».
(Знакомство – 2 мин. Обучающиеся рассаживаются, слушают, смотрят слайд, пишут свое имя на бэйджики и надевают их). (внести в таблицу выше)
- Актуализация знаний – 1 мин.
— В творческой мастерской обычно выполняют творческую работу. Наша цель — создание рисунка в необычной технике. Но что получится у нас в итоге, вы поймёте чуть позже, когда увидите готовую коллективную картину.
- Разминка – 5 мин.
Мне всегда было любопытно: что приходит на ум человеку при слове «художник»? Какие у вас возникают ассоциации с этим словом? (ответ детей). Какие это люди, что они делают? (ответ детей) …Рисуют картины.
Слайд №3
-А дизайнеры, архитекторы, инженеры, модельеры, гримеры…? Почему они в этом списке? Какие у Вас есть версии? (ответы детей).
-Да, конечно, все они являются специалистами в своей области, с базовыми знаниями художника.
Скажите. А можно стать великим художником рисуя не что-то реалистичное (предметы, портреты…), а просто простые линии и формы?
(ответ детей)
- Введение в новую тему — 10 мин
Слайд №4
Педагог: Представляю Вам русского художника к 19 века начало 20века Василием Кандинским. Это – живописец и график, автор влиятельных теоретических сочинений. Кандинский успешно начал карьеру юриста, и только в тридцатилетнем возрасте, под впечатлением от проходившей в Москве выставки импрессионистов, обратился к искусству. Он основоположник абстрактного искусства.
Слайд №5
Он обладал потрясающей способностью излагать свои мысли и идеи на бумаге. Две его самые знаменитые книги — «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости».
Слайд №6
-В начале своего творческого пути он рисовал реалистические картины, но со временем пришел к созданию без предметных картин, абстракции.
Абстрактное искусство- – это удивительное сочетание форм и красок: (пятен, линий, геометрических фигур). Без изображения конкретных предметов и объектов.
Слайд №7 и №8
— Но это только кажется, что простые формы, линии и цвета это «детские» зарисовки. Как на этих картинах «Композиция VI» и «Квадрат с концентрическими кругами»
Слайд №9
— На самом деле в картине не главное, что нарисовано и даже на чем она нарисована, а главное какую идею в нее вложил художник, какие эмоции она вызывает у зрителя.
Слайд №10
— Нельзя просто закрасить картину цветным фоном, прорисовать несколько простых форм и линий, и утверждать, что это шедевр.
Слайд №11
Сам Кандинский говорил Цитата: «Если художник использует абстрактные средства выражения (круги, квадраты, линии), это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».
Слайд №12
Каждый вглядитесь в его картины, что вы видете в этих работах Кандинского? (Ответ детей. Беседа)
- Практическая работа – 7 мин.
-Давайте с вами вспомним какие простые формы и линии вы знаете? (Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои варианты (круг, квадрат, прямая, волнистая, зигзагообразная. Рисуют линии).
-Отлично! Т.е. линия может быть какой угодно. (Педагог перечисляет названное).
-Кандинский в своих картинах в основном использовал простые формы и линии, которые вы сейчас назвали. И несмотря на это, его имя приобрело мировую известность, а творческое наследие стало оцениваться в миллионы долларов.
Слайды № 13
— Он начал свою карьеру успешным юристом, и только в тридцатилетнем возрасте, под впечатлением от проходившей в Москве выставки импрессионистов, обратился к искусству. Картины импрессионистов полны цвета и света, для них характерны цветные мазки пятна.
Вы сразу догадаетесь откуда он родом, если я скажу, что он неоднократно сравнивал натянутый холст с шаманским бубном, а удары кисти по картине с ударами колотушки в бубен. А процесс создания картины с музыкальным произведением, полностью погружаясь в мир цвета, линий и образов. …Василий Кандинский наш земляк! Его предки были сибирскими поселенцами в Ханты Мансийском автономном округе.
6. Творческая работа – Рисунок в стиле Кандинского – 10 мин.
Педагог: Переходим к практической части нашего занятия. Вдохновившись картинами Кандинского создадим свою работу с идеей. А вот какая идея в неё вложена, вы узнаете в конце работы.
— Для начала, вам нужно каждому найти своё задание. У вас на бейджике есть свой цвет. Оглядитесь и найдите конверт этого цвета. Приступайте!
(Дети возвращаются на свои места)
— У вас на столе лежат простые графические инструменты: маркеры, фломастеры и ручки. В конверте возьмите творческое задание и закрасьте по своему желанию любым по цвету фоном, а затем цветными ручками и фломастерами нарисуйте поверх фона различные линии и формы. Образец размещен на доске.
-На это задание у вас 10 минут. Приступаем! Время пошло.
(Ребята выполняют творческое задание. Педагог консультирует).
Время закончилось! Кто выполнил творческую работу, поднимите руку! Приглашаю поочерёдно выходить к доске и в соответствии с номером вашей творческой работы, прикрепить свое задание на соответствующую цифру.
(Работа с доской 2 минуты. Обучающиеся развешивают свои задания).
— Скажите, ребята, что у нас с вами в итоге получилось? (ответ детей).
1-Каждый выполнил свое творческое задание, простыми матерьялами и инструментам, нарисовал простые формы и линии.
2-Всё вмести мы соединили, это в коллективный рисунок с изображением солнца(орнамент солнца хантов) , выполненого в стиле иллюзии
3-Я добавила в него идею, заложенную заранее.
И у нас получилась картина.
Слайд 14
Сегодня, в стиле Василия Кандинского, мы все вместе создали подарок, к юбилею Нижневартовского района. Это и была главная идея нашего творческого проекта и цель нашего занятия.
(Подведение итогов. Обучающиеся включаются в процесс рефлексии.)
Слайд 15
Работы Василия Васильевича Кандинского можно увидеть и в Российских музеях.
4. Анализ
— А теперь давайте вспомним какие простые линии и формы в своем творческом задании вы использовали. Художник многогранная профессия. Мы с вами в этом убедились ранее. Что должно быть главное в картине, в творческом проекте? (Ответ: вложить идею, содержание в произведение).
(Интерактивная беседа – 1 мин. Обучающиеся размышляют, рефлексируют)
Слайды № 16
5. Рефлексия.
— Дорогие ребята, на память о сегодняшней встрече я хочу подарить каждому из вас небольшие сувениры: блокноты и ручки.
На блокноте я написала вам напутствие: «Живите, творите, радуйтесь и получайте удовольствие от своих Побед …»
В самом блокноте на первой странице уже написано слово «Я», а вы допишите сами, кем вы почувствовали себя на занятии. Мне будет очень приятно, если после сегодняшней встречи, там появится слово «Художник». Таким образом я буду знать, что занятие для вас было полезным и интересным!
Спасибо, мне очень понравилось с вами работать. Приводим свои рабочие места в порядок и до новых встреч.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы окунёмся в удивительный мир,
созданный Василием Кандинским. Он
перевернул привычные представления о живописи и вписал своё имя в мировую
историю искусства.
Василий Кандинский – художник, который стоял у истоков
абстрактной живописи. Его идеи изменили мир, музыку, кино, танец, архитектуру,
дизайн.
Но вы, наверное, не знаете, что такое абстрактная живопись. Сейчас
я вам расскажу.
Вы привыкли, что на своей картине художник может изобразить озеро,
городскую площадь, играющих детей или, например, сказочный замок.
А вот на абстрактных картинах вы не увидите изображений предметов,
мест, людей, реальных или вымышленных. На них есть только смешение цветов и
форм: пятен, линий, различных фигур. Это и есть абстракции.
Абстракции бывают разные. Они могут выражены с
чёткими линиями и фигурами, например, квадратами, кругами, треугольниками. А
могут изображаться плавными формами и размытыми очертаниями.
Означает ли это, что художники-абстракционисты совершенно не умеют
рисовать? Конечно же нет!
Абстрактная живопись –
это не бессмысленная живопись. В ней нет предметов, но есть чувства, мысли,
настроение, воображение.
Василий Кандинский не просто создал много
абстрактных картин, через которые
пытался передать человеческие эмоции. Кандинский многое сделал для
распространения нового направления в живописи: создавал художественные
объединения, писал трактаты, много путешествовал и активно представлял свои
работы на выставках.
Давайте подробнее узнаем о его жизни творчестве.
Василий Кандинский родился в декабре 1866 года в Москве в благородной состоятельной семье с богатыми
культурными традициями.
Кандинские любили путешествовать. Мальчик с раннего детства
познакомился с Венецией, Римом, Флоренцией, Кавказом и Крымом. Когда
Василию было 5 лет, семья осела в Одессе, которая тогда была третьим по
значимости городом Российской империи.
Здесь будущий художник провёл детство и получил блестящее
образование: окончил третью гимназию, научился играть на пианино и виолончели,
рисовать, говорить по-немецки. В юном возрасте мальчик умело обращался с
кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета.
Но вскоре после переезда родители будущего художника развелись.
Его воспитанием занялась тётя – старшая сестра матери. Именно она
привила мальчику любовь к живописи, музыке и литературе. С отцом, Василием
Сильвестровичем, художника связывали тёплые доверительные отношения. Он рано
заметил любовь сына к искусству и поощрял частные уроки рисунка, игры на
фортепиано и виолончели.
Но Василий Сильвестрович всё же хотел, чтобы сын получил
юридическое образование. По совету отца 19-летний юноша вернулся в родную
Москву и начал изучать экономику и право в Московском университете, а
затем остался там преподавать.
Сам Кандинский говорил:
«Все эти науки я любил. И теперь думаю с благодарностью о тех
часах подъёма, а может быть, и вдохновения, которые я тогда пережил».
В студенческие годы Кандинский увлекался
изучением повседневной жизни и культуры народов России. Он даже отправился в
экспедицию по Вологодской области.
Эта поездка стала одним из переломных моментов на его пути к
живописи. Деревенская архитектура, народное искусство и переливы цвета на
стенах домов и церквей навсегда врезались в память художника.
«В этих чудесных домах пережил то, чего с тех пор не испытывал.
Они научили меня входить в картину, жить в ней всем телом и впереди и позади
себя»
Всё это послужило отправной точкой его творчества. Славянские
мотивы и сказочные сюжеты в последующем будут часто встречаться в работах
художника.
Но вплоть до 30 лет искусство для юриста Кандинского было
лишь хобби. К этому времени он защитил диссертацию и собирался преподавать в
престижном Дерптском университете.
На его решение стать профессиональным художником повлияли два
события. Первое – посещение выставки французских художников в Москве. Там
Василий Васильевич увидел картину Клода Моне «Стог сена». Второе событие –
посещение оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом
театре. Эти произведения искусства сильно потрясли Василия Кандинского.
Он решил целиком посвятить себя живописи. Кандинский бросил
престижную работу и уехал в Мюнхен, который в то время был центром культурной
жизни.
Там он начал основательно изучать живопись. Четыре года Кандинский
прилежно учился: сначала рисунку в студии художника Антона Ажбе, затем – в Мюнхенской академии художеств у Франца
фон Штука.
Но через год Кандинский покинул академию и вместе с творческими
единомышленниками основал группу «Фаланга» для продвижения современного
искусства.
В 1901 году прошла их первая выставка. Афишу к ней нарисовал
Кандинский. Вскоре «Фаланга» открыла художественную школу, и он начал в ней
преподавать.
Через год школа закрылась, но благодаря «Фаланге» Кандинский
приобрёл огромный опыт, повлиявший на всю его дальнейшую жизнь.
Следующие пять лет Василий Васильевич много путешествовал по
Европе и зарисовывал свои впечатления. Он создавал пейзажи под влиянием модного
в те времена импрессионизма.
А знаете ли вы, что такое импрессионизм?
Художники-импрессионисты не делали чётких
контуров. Они создавали мир мазками, точками, штрихами, из которых как из мозаики
складывались удивительной красоты картины. Эти картины передают впечатление
художника от момента природы.
Посмотрите на картину «Пёстрая жизнь». Кандинский написал её в
Париже. Она стала вершиной раннего периода его творчества. Эти «разноцветные рисунки»
изображают людей Древней Руси и полны тоски по родине.
В это время Кандинский изучал работы современных ему художников и
искал свой путь в искусстве.
После возвращения в Германию Василий Васильевич надолго
обосновался в маленьком баварском городке Мурнау.
Здесь произошёл главный прорыв Кандинского и родилась абстрактная живопись.
Сегодня Мурнау называют «колыбелью абстракционизма».
Но ранние работы этого периода написаны Кандинским под влиянием
Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Это в основном насыщенные
цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау
с женщинами», «Осенний пейзаж».
Нашлось место и портретам, например, «Двое на
лошади». С этого времени цвета на картинах Василия Кандинского несли свой
собственный смысл.
«Прекрасно то, что прекрасно внутренне», – писал Кандинский в
своём первом труде об абстракции «О духовном искусстве».
Первым абстрактным произведением художника считается акварель «Без
названия», написанная в 1910 году.
В 1911 году Кандинский вместе со своим другом
Францем Марком основал художественное объединение «Синий всадник».
В нём принимали участия не только художники, но и танцоры, композиторы, которые
интересовались прогрессивным искусством. В этот же период у В. Кандинского
проходит первая персональная выставка.
«Синий всадник» просуществовал всего три года, но значительно
повлиял на европейское искусство.
Кандинский тем временем всё больше уходил в абстракционизм. В этот
период с его картин полностью исчезают какие-либо предметы. Шедевром
абстрактной живописи считается его картина «Композиция VII», написанная в этот
период творчества. В настоящее время она находится в Государственной
Третьяковской галерее.
Первая мировая война положила конец этому плодотворному периоду в
жизни художника. Он вынужден был вернуться в Москву. После возвращения на
Родину начался новый этап его жизни.
В московский период Кандинский писал пейзажи в духе
импрессионизма, романтические фантазии, реалистичные полотна, а его абстрактные
картины становились более «геометрическими».
После революции 1917 года Кандинский стал почётным профессором
Московского университета. Он занимался музейной реформой и охраной памятников
искусства, помогал открывать музеи в небольших городах и преподавал в Высших
художественно-технических мастерских.
Посмотрите на пёструю картину «Два овала». Она написана Кандинским
в 1919 году. Это отражение души художника.
Именно такие вызвали у автора реальные картинки из жизни.
Коллегам не нравился подход Кандинского к искусству. Он вынужден
был отказаться от всех должностей. Потом советские власти и вовсе запретили
абстрактное искусство и признали его вредным. Кандинский уехал в Германию и на
родину уже не вернулся.
В немецком городе Веймаре Кандинского пригласили преподавать в
школу архитектуры и новаторского искусства Баухаус.
Здесь Кандинский преподавал настенную живопись и теоретические дисциплины.
Работая там, он опубликовал свой труд «Точка и линия на
плоскости».
Посмотрите на картину «Композиция восемь VIII». Она написана в период работы в Баухаусе. Сам
Кандинский считал эту картину одной из самых главных в своём творчестве.
В 1928 году Кандинский становится гражданином Германии. Также в
это время к художнику приходит мировое признание и слава как ведущего живописца
в абстрактном стиле.
Но в 1933 году всё резко изменилось. Новая власть в Германии
считала абстрактное искусство недостойным. Баухаус
был закрыт, и Кандинский был вынужден уехать. Он поселился в пригороде Парижа и
стал гражданином Франции.
В этот период он создал такие картины, как «Небесно-голубое»,
«Сложное-простое», «Пёстрый ансамбль».
Кандинский проводил
персональные выставки в Париже. Но французская публика не приняла взглядов
художника и не понимала его искусство. Зато его картины имели успех
в галереях Нью-Йорка и Лондона.
В ноябре-декабре 1944
года состоялась последняя прижизненная персональная выставка художника
в Париже.
Кандинский умер в 1944 году во Франции, в
пригороде Парижа, в возрасте 78 лет.
Василий Кандинский не родился художником. Он пришёл к живописи достаточно
поздно. Однако он первым понял, что для художника важно не воспроизвести
увиденное, а выразить суть, показать то, что не видно.
За 50 лет он создал жанр живописи, в котором главное – эмоции и
чувства. Для их раскрытия он использовал формы, линии и цвета, создав новый мир
– мир абстракции.
Его картины находятся в музеях по всему миру, а его творческое
наследие стоит на аукционах миллионы долларов.