Рассказ о картине девочка с персиками

Потому и «Девочка с персиками» осталась в абрамцевском имении Мамонтовых, где была написана.

Сюжет

Одним летним днём Валентин Серов, гостивший у Мамонтовых в Абрамцеве, увидел, как 11-летняя Вера, разгорячённая игрой в казаков-разбойников, вбежала в столовую, взяла персик и уселась за стол. Поражённый, художник начал уговаривать девочку позировать ему. Вера вряд ли подозревала, что Серов будет писать её больше месяца и ей придётся ежедневно сидеть неподвижно по несколько часов в то время, как за окном проносится лето.

Серов смог передать озорной характер Веры: он читается и в лукавом взгляде, и в складке губ, кажется, готовых рассмеяться, и в растрёпанных волосах, и в румянце. В позе девочки, в её одежде нет натужности позирующего. Кажется, что это пойманное мгновение, как луч или бабочка — раз, и упорхнуло.

«Девочка с персиками», 1887 г. В.А. Серов.

«Девочка с персиками», 1887 г. В. А. Серов. Источник: Государственная Третьяковская галерея

За окном зеленеют деревья. Это Гоголевская аллея в Абрамцевском парке, по которой любил гулять Николай Васильевич. На столе лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее. Савва Мамонтов купил деревья в имениях Артёмово и Жилкино в 1871 году.

Фигурка деревянного солдата в углу куплена в Троице-Сергиевой лавре. Гренадёра, изначально нераскрашенного, расписал Серов. Кстати, фигурка до сих пор занимает то же место в Абрамцевском музее. Как и тарелка, изображённая на стене. Савва Мамонтов любил керамику, даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую.

Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. Картина заняла своё место в той же комнате, где и была написана. Очевидцы говорили, что благодаря полотну просторная светлая комната, казалось, озарилась ещё более ярким светом. Художник Михаил Нестеров писал, что, будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Но в России публика ещё не была готова к импрессионизму, а потому было лучше оставить работу в столовой Абрамцева и не показывать публично — ещё, чего доброго, нарекут безумным.

Контекст

«Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, — вспоминал Серов, — уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров». Незадолго до начала работы над «Девочкой с персиками» живописец вернулся из поездки по Италии. Он был поражён работами мастеров Ренессанса, впечатлён самой страной, её силой, атмосферой. Приехав в Россию, 22-летний художник был решительно настроен писать лишь отрадное. И первая же картина стала олицетворением этого желания.

2.jpg

Вера Мамонтова. (Pinterest)

Веру Мамонтову называли «абрамцевской богиней». Её писал не только Серов, но и Васнецов. Считается также, что Врубель придал её черты Тамаре на иллюстрациях к «Демону», «Снегурочке» и «Египтянке». В 27 лет она вышла замуж за московского губернского предводителя дворянства Александра Самарина, у них родилось трое детей. В 32 года Вера Саввишна заболела воспалением лёгких и скончалась. В 1920-е гг. Самарин был сослан в лагерь, дочь Лиза отправилась с ним. В 1932-м он умер в ГУЛАГе.

Судьба художника

Серов рос в доме, где царил творческий хаос. Мать Валентина Семёновна была убеждённой нигилисткой. Отец Александр Николаевич — популярным в то время композитором. Кстати, разница в возрасте у супругов составляла 26 лет: 43-летний Александр Николаевич женился на своей 17-летней ученице.

К матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу — писатели, скульпторы, музыканты, художники. Уже после смерти отца, когда мальчику шёл седьмой год, мать отдала его Репину в ученики. Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом его семьи.

3.jpg

Автопортрет Серова, 1885 г. (commons.wikimedia.org)

Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Он много времени проводил в их доме. Как вспоминали старшие дети Мамонтовых, все их игры и шалости были непременно связаны с Антоном — так называли его, поскольку Серову не нравилось имя Валентин. Даже маленькая Вера подшучивала над ним.

В основном портреты Серову заказывали буржуа и аристократы. Со временем художник приобрёл репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации.

Описание картины Валентина Серова Девочка с персиками, история создания, сочинения по картине для 3 и 7 класса.

Кто написал картину Девочка с персиками?

Автором является великий русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911). Серов стал особенно известен как мастер портрета. За свою жизнь создал немало шедевров, которые имеют как художественное, так и историческое значение. Работа, которую мы рассматриваем здесь, стала одной из самых известных в его творчестве и зачастую представляется как «визитная карточка» живописца.

Девочка с персиками картина Серова

Девочка с персиками год написания:

Картина была написана в 1887 году. Холст, масло. Размеры: 91 × 85 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Имя и фамилия девочки с персиками:

В первую очередь стоит сказать о главной героине картины. Перед нами портрет Веры Мамонтовой — дочери русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Вера родилась 20 октября 1875 г. На момент написания картины ей было 11 лет. Она являлась представительницей известной русской купеческой династии. Впоследствии позировала для картин таким знаменитым русским художникам, как Виктор Васнецов «Девушка с кленовой веткой», «Боярышня», Николай Кузнецов, Михаил Врубель.

Вера Мамонтова. фото 1888 г.

Вышла замуж за А. Д. Самарина из дворянского рода. В браке родила троих детей. Вера Мамонтова скончалась от пневмонии 27 декабря 1907 года, когда ей было 32 года.

Серов Девочка с персиками история картины

Художник Валентин Серов написал картину в усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцево. В оранжерее усадьбы здесь росли персиковые деревья. Летом 1887 года, когда Валентин Серов в очередной раз гостил у Мамонтовых, он увидел Веру, которая вбежала в дом с улицы, взяла в руки персик и села за стол. Радостное настроение, детская беззаботность девочки так впечатлили художника, что он предложил ей позировать для новой картины.

Картина писалась более месяца. Всё это время девочке приходилось позировать художнику. Сам Серов вспоминал, что для неё это оказалось настоящим испытанием. Однако именно это полотно оставило память о ней в веках. В итоге картина была подарена маме Веры — Елизавете Мамонтовой, висела в той самой усадьбе в Абрамцево. В 1929 году была приобретена Третьяковской галереей.

Серов Девочка с персиками описание картины

Картина выражает свежесть яркого летнего дня и беззаботность прекрасного детства.

В центре картины мы можем увидеть саму Веру, сидящую за столом. В её руках находится персик. Рядом, на столе, ещё три персика и листья. Рядом находится нож, чтобы разделывать сладкие фрукты.

Девочка с персиками фрагмент

На девочке розовая блуза с чёрным бантом и красным украшением. За её спиной можно увидеть статуэтку и декоративную тарелку на стене. Известно, что фигурка гренадёра была куплена Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре, и была раскрашена самим Валентином Серовым.

Картина привлекает внимание образом девочки. Художнику удалось поймать необыкновенный момент, который является трогательным, весёлым, но при этом философски-глубоким. Девочка только что прибежала с улицы, она радостная и румяная, но в глазах её есть нечто такое, что притягивает внимание. Это уже не просто детская беззаботность, не взгляд ребёнка, которому хочется только смеяться и веселиться. В этом взгляде есть нечто удивительно мудрое.

Девочка с персиками фрагмент картины

Девочка умна не по годам и смотрит на художника далеко не взглядом 11-летнего ребёнка. Вполне возможно, такой взгляд художник запечатлел благодаря тому, что за то долгое время, пока девочке приходилось заниматься позированием, она расстроилась и мысленно просит художника побыстрее закончить своё дело.

Картина является лёгкой и понятной. Валентин Серов написал её буквально на одном дыхании. Именно по той причине, что он захотел сделать её такой воздушной, он и просил девочку позировать ему ещё и ещё, так как, отложи художник написание хотя бы на несколько дней или недель, то впечатление от увиденного могло бы просто испариться.

Одной из самых известных картин русского художника Валентина Александровича Серова является «Девочка с персиками». Шедевр русской живописи был написан в 1887 году. Сегодня картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

В центре сюжета картины девочка подросток, которая сидит за столом. Картина является портретом Веры Мамонтовой, дочери мецената Саввы Мамонтова. Сама картина была написана в усадьбе Мамонтовых, в Абрамцево, в оранжерее которой как раз росли персики.

Своим ярким колором картина демонстрирует солнечный день. Девочка в розовой кофточке и красивым бантом на груди сидит за столом. Волосы девочки слегка растрёпаны, однако это придаёт ей простоты и естественности. В её руках персик, взгляд задумчивый и глубокий.

Объяснить серьёзное выражение лица девочки можно с двух точек зрения. Быть может, ей просто наскучило позировать художнику, ведь в тёплое время года не хочется пропускать ни одного солнечного денька. Серьёзный взгляд девочки можно объяснить и тем, что целью художника было показать Веру Мамонтову не как весёлую и беззаботную девчушку, которой лишь бы развлекаться, а как девочку, которая становится взрослой, начинает думать не о куклах, а о своей жизни, её смысле, своём будущем.

Девочка сидит за обеденным столом, который накрыт белой скатертью. На столе лежат ещё три персика и кухонный нож для резки фруктов. Два пожелтевших листика говорят о том, что лето клонится к закату или наступила осень. За спиной девочки стоят стулья, скульптура и маленький столик со свечой в подсвечнике. На стене висит красивая декоративная тарелка. Сквозь окна можно увидеть жёлтую и зелёную листву деревьев.

Картина вызывает у меня тёплые и добрые чувства. Хочется улыбнуться ей, настолько она чистая и приветливая. Девочка, персики, яркое солнце — всё это так гармонично сочетается, что вызывает спокойствие в душе. Данная картина ещё и песня юности, простой и безмятежной, когда искреннее счастье кроется даже в таких простых вещах, как тёплый денёк и спелые фрукты.

Сочинение по картине Девочка с персиками 7 класс

Картина «Девочка с персиками» была написана русским художником Валентином Серовым в 1887 году. В настоящее время шедевр русской живописи находится в Государственной Третьяковской галерее. Героиней картины стала 11-летняя дочь Саввы Мамонтова, Вера Мамонтова.

Картина выглядит лёгкой и понятной, потому подкупает зрителя своей простотой. Между тем, казалось бы, обычный детский портрет, выражает нечто такое, из-за чего зритель буквально не может от неё оторваться. Это уже не просто портрет, а картина с глубокой эмоциональной атмосферой, что определило работу к числу шедевров русской живописи.

Картина была написана на усадьбе Мамонтовых в Абрамцево, где в оранжерее росли персиковые деревья. Перед нами сама Вера. На ней розовая блуза с бантом. В руках она держит персик. На столе, на белой скатерти, лежат ещё три спелых персика. Рядом лежит разделочный нож, чтобы разрезать фрукты и удалять косточки. За спиной девочки мы можем увидеть большое окно, рядом статуэтка, на стене — декоративное блюдо. Вся обстановка пропитана светом и лёгкостью, так что в центре внимания зрителя полностью отсутствуют какие-либо тяжёлые или сложные элементы. Таким образом художник подчеркнул не только летнюю свежесть, радость солнечного дня, но также детскую непосредственность, беззаботность.

Известно, что картина писалась более месяца. Всё это время Вере Мамонтовой приходилось позировать художнику, стараясь не шевелиться. Для 11-летней девочки это было непросто, ведь за окном разгар лета, и вместо того, чтобы гулять с другими детьми, ей приходилось сидеть на одном месте. Конечно, тогда никто даже не представлял, что именно эта картина станет настоящем достоянием русской живописи и прославит художника и Веру практически на весь мир.

Из-за того, что девочка так хотела гулять, взгляд у неё далеко не радостный и весёлый. В нём проявилась некая детская грусть и ожидание. Выражение лица и взгляда, при всей прелести детского очарования, пронизано загадочностью, что можно сравнить с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи.

Картина также замечательна и отлична от тысяч других портретов тем, что кажется не постановочной. Если на многих других портретах люди сидят в статичной позе и кажутся достаточно неестественными, а картина служит только для отображения характера внешности, то работа Серова — это полная им противоположность. Она свободная и живая, она дышит жизнью и движением. Создаётся ощущение, как будто художник просто выхватил момент из повседневной жизни, написал картину не за полтора месяца, а за долю секунды. Вера будто бы не позировала художнику изо дня в день, а вот в это самое мгновение ворвалась в комнату и на секунду повернула взгляд к художнику.

Девочка с персиками 1887 г.

  • Автор: Валентин Серов;
  • Год: 1887;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 91 × 85 см. Холст масло;
  • Цена: Картина создавалась не для продажи. Независимой оценки не было. Стоимость на данный момент не известна.

Содержание

  1. Автор картины «Девочка с персиками»
  2. Абрамцево – место создания полотна
  3. Хозяин Абрамцева
  4. Серов и чувство долга
  5. История создания «Девочки с персиками»
  6. Описание картины «Девочка с персиками»
  7. Впечатление
  8. Судьба героини картины
  9. Судьба портрета «Девочка с персиками»
  10. Топ известных картин Серова, смотреть подборку

Картина «Девочка с персиками» – признанный шедевр русского художника В.А. Серова. Написана маслом на холсте размером 91 х 85 см в 1887 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Автор картины «Девочка с персиками»

Серов Валентин Александрович (1865-1911) – один из ведущих живописцев XIX – XX века, русский мастер-портретист, полотна которого сохраняют удивительную живость образов известных деятелей культуры и искусства, людей, имеющих в своё время влияние на историческое развитие России – современников художника. Писал и по заказу, и по собственному желанию. Героями многих произведений Серова, особенно тёплых и трепетных, стали родные и близкие. «Девочка с персиками» – картина из их ряда, заслужившая исключительную зрительскую любовь.

Абрамцево – место создания полотна

В 1870 году, встав во главе семейного бизнеса, крепкий предприниматель, купец Савва Иванович Мамонтов приобрёл подмосковное имение Абрамцево. Прежней владелицей была дочь Аксакова (1791-1859), унаследовавшая Абрамцево от отца, знаменитого писателя. Именно он с самого начала своего владения усадьбой, с 1843 года, завёл обычай собирать здесь цвет русской литературы. Гоголь, Тургенев, Щепкин и другие подолгу жили у Аксакова, работали, писали и обсуждали свои творения.

Дух творчества со сменой хозяина только преумножился – Мамонтов любил искусство и охотно поддерживал талантливых художников, музыкантов, артистов. В 1878 году в поместье организовали Абрамцевский художественный кружок, активисты которого определили цель – патриотизм и развитие всего национального, исконно русского в искусстве.

Участником кружка был и молодой художник Валентин Серов. В этот гостеприимный дом он впервые попал ещё подростком, с матерью, которая серьёзно занималась музыкой (впоследствии стала первой в истории России женщиной-композитором). С тех пор Серов время от времени живёт у Мамонтовых, активно участвует в постановках и прочих творческих задумках кружка (они то строят, то лепят, то шьют, то рисуют).

Хозяин Абрамцева

Мамонтов был неординарным меценатом, фонтанирующим идеями, с прозвищем под стать – Савва Великолепный. Искусство во всех его проявлениях живо интересовало богатого предпринимателя. Небольшая часть его увлечений и заслуг:

  • Первооткрыватель Шаляпина;
  • Покровитель многих художников, среди которых Серов, Коровин, Васнецов и другие. Поленов и Репин были с ним особенно близки;
  • Инвестор «Мира искусства»;
  • Худрук «Частной оперы», собственного любимого творения;
  • Сам писал водевили, комедии;
  • Как скульптор также делал успехи;
  • Им построены первая в округе больница, школа, керамическая и столярная мастерская;
  • Финансовое покровительство Мамонтова и его неуёмная энергия позволили не дать умереть старинным ремёслам (производство майолики и резьба по дереву) .

Казалось, этому человеку-мотору всё по плечу.

Персики на картине Серова «Девочка с персиками» тоже свои – выращены в собственной оранжерее.

У Мамонтова было пять детей. Кто изображён на картине «Девочка с персиками» известно точно – 12-летняя дочь Вера.

Серов и чувство долга

К 1887 году Серов уже не мальчишка – у него за плечами учёба за границей и на родине, одобренные Мамонтовыми их карандашные портреты, живописные работы, серебряная медаль Академии, которую он так и не закончил. Художник вступил в период, когда надо было делать себе имя и зарабатывать – уже была невеста, а средствами он не располагал. Валентин Серов был чрезвычайно тактичным, скромным, ответственным человеком – ему было неудобно жить у Мамонтовых «просто так», его не оставляло чувство внутреннего долга. И Валентин Серов «Девочку с персиками» задумал как очередную благодарность, дань уважения гостеприимным хозяевам (хотя никто никогда не упрекал, да и Серов написал уже несколько портретов Мамонтовых).

История создания «Девочки с персиками»

22-летний Валентин Серов после поездки в Италию гостил у Мамонтовых. Был тёплый солнечный летний день, когда художника вдруг зацепила сцена – в гостиную вбежала «Верушка» и схватила со стола персик. Такая свежая, счастливая, беззаботная, она поднесла его к лицу и, зажмурившись, вдохнула приятный аромат. «Нет, это не должно исчезнуть» – промелькнуло в голове художника.

С этого мгновения на месяц с лишним Вера была прикована к гостиной, стулу и столу. Но как она непринуждённо и легко позировала – словно это вовсе не составляло ей труда. Юная модель, очаровательная и естественная в своей молодости, неосознанно была уверена в себе. Одежда, причёска, удобная поза – всё помогало выдерживать долгие часы под пристальным взглядом художника. К тому же они с Антоном (так близкие называли Серова) были друзьями, и он обещал после сеансов кататься с ней на лошадях, предварительно согласовав конные прогулки с Елизаветой Григорьевной, матерью Веры. Сколько персиков на картину «Девочка с персиками» размесить, решал случай – всё время кто-нибудь пытался украсть ароматный плод.

Работа, казалось, шла так долго и кропотливо, что могла получиться картина «Девушка с персиками» – девочки-подростки быстро взрослеют. Но художник, всегда очень скрупулёзный, торопился, ведь уходила натура за окном, зелёный пышный сад постепенно менял краски и редел. Начавшему писать в августе, Серову удалось закончить к исходу сентября.

Сюжет картины становится несколько меланхоличным от лежащих на столе жёлтых кленовых листьев. Они напоминают, что время бежит, и летнее тепло, как и беспечное детство, увы, пройдут.

Описание картины «Девочка с персиками»

Картина представляет собой «кадр», в котором спиной к окну за столом сидит девочка-подросток, в руках у неё жёлтый бархатный персик. На переднем плане поверхность стола под белой скатертью, на ней пара жёлтых кленовых листьев, три персика и нож с закруглённым лезвием. Под самый крупный плод, с румяным бочком, подложен лист, примета осени.

Девочка сидит в непринуждённой позе, положив руки на стол и поглаживает пальцами приятный на ощупь персик. На ней розовая блуза с черным в горох бантом-жабо, к которому приколот красный цветок. Тёмные густые волосы немного растрёпаны, на щеках румянец – всё говорит о том, что она только что присела, вынужденно прервав бойкую игру. Энергия молодости, свежесть, задор, лёгкость на подъём – всё в образе симпатичной девочки динамично, несмотря на спокойную позу. Ясный и немножко лукавый взгляд карих глаз также выдаёт её стремительную натуру, добрый нрав и весёлый характер.

Обстановка в комнате говорит о том, что это, скорее всего, столовая – большой стол и обилие стульев. Мебель деревянная, добротная. На светлой стене в углу висит декоративная тарелка (в усадьбе занимались майоликой). Под ней виднеется расписной игрушечный солдат. Его, просто вырезанного из дерева, купил отец Веры, а сделал гренадёра ярким и красочным Валентин Серов самолично.

Открытая дверь в соседнюю, тоже светлую, комнату, вид за окном создают ощущение просторного дома в окружении сада, где царят доброжелательность и любовь.

Впечатление

Готовая картина Серова «Девочка с персиками» ошеломила обитателей Абрамцева и именитых гостей. Художник из «подающих надежды» сразу попал в список состоявшихся и способных на великое. Незамысловатый обыденный сюжет, портрет девочки с персиками, был выполнен так живо и солнечно, что по сравнению с ним картины его недавних наставников выглядели «безжизненными образАми» (по выражению М. Нестерова).

Слышал ли что-нибудь об импрессионистах Серов в 1887 году, неизвестно. Но он интуитивно нащупал особенности их живописи, причём нетипичные для русского художественного искусства.

Анализ картины «Девочка с персиками» подтверждает импрессионистские приёмы:

  • Это и тёплый колорит, обилие света и воздуха, мягкие мазки, нежные блики повсюду – настоящее впечатление мастера, impression. Основной источник света – солнечные лучи, цвет которых смешался с золотом листвы за окном, дополнительно бликуя пространство;
  • Как бы обрезанная композиция: дверной проём в другую комнату, часть стула, стоящего там, прочие предметы, будто случайно попавшие в «кадр», сад в окне. Всё говорит о том, что на холсте лишь малая часть большого мира;
  • Тёплый свет и прохладные тени, нанесённые с помощью переливающихся мазков, дают полотну характерную вибрацию.

В Абрамцево заговорили, что в Париже художник «Девочки с персиками» стал бы знаменитостью в один день. Да, во Франции не стоял бы вопрос, кто написал картину «Девочка с персиками» – однозначно приверженец нового направления в искусстве, импрессионизма.

Судьба героини картины

В начале 1903 года Вера вышла замуж за министра по делам церкви и предводителя дворянства Александра Самарина, который был старше неё на семь лет. Родила троих детей (Юра, Лиза и Серёжа). В 1907 году сильно заболела, простуда перешла в пневмонию, и в конце декабря Вера умерла. Заботу о детях взяла на себя Александра, младшая сестра Веры. Серёжа умер в 1913-м.

Судьба супруга также печальна. После Революции был сослан в Якутию, где погиб в 1932 году. Юрий и Елизавета дожили до зрелых лет.

Судьба портрета «Девочка с персиками»

Подаренная хозяйке Абрамцева картина не имела право быть запертой в стенах дома. Она отправилась на выставки, и в следующем, 1888 году, принесла автору премию от МОЛХ и славу. Владелица, Елизавета Григорьевна, была в восторге от полотна и желала видеть его в своей усадьбе, куда оно и переехало на долгие годы.

В 1929 году для Абрамцево нарисовали копию (Серова уже не было), а оригинал был приобретён у Александры Мамонтовой Третьяковской галереей.

Топ известных картин Серова, смотреть подборку

Картина художника Валентина Серова «Девочка с персиками» знакома даже тем людям, которые весьма далеки от искусства. Те люди, которые увлечены творчеством художника, осведомлены о том, что картина написана с 11 летней Веры Мамонтовой, дочери знаменитого промышленника и мецената, который являлся большим другом Валентина Александровича.

Сам художник в силу врожденной скромности был не столь высокого мнения о собственном творении, и даже в приятельской беседе с И. Э. Грабарем упрекал его за то, что в одном из своих письменных трудов на тему развития русского изобразительного искусства, дал портрету слишком завышенную оценку.

Значение картины «Девочка с персиками»

Серов нередко сетовал на то, что во время написания портрета юной Веры он часами заставлял ее сидеть неподвижно, тем самым утратив некую струю свежести, которую он так настойчиво хотел вдохнуть в свою картину. Процесс написания полотна затянулся на несколько месяцев, в течение которых мастеру пришлось изрядно измучить дочь богатого мецената. Однако результат, как оказалось, превзошел все ожидания самого художника.

За столом, который изображен на картине, зачастую собиралась шумная компания, состоящая из членов семьи и многочисленных гостей. Находился он в столовой Мамонтовых в комнате анфиладного типа.

«Девочку с персиками» Серов написал, когда ему еще не исполнилось 22 года, а четверть века спустя, после смерти гениального художника, Грабарь издал монографический труд о нем, заявив, что и сам мастер до конца не осознавал огромной значимости своей работы не только для современников, но и для всех последующих поколений. По мнению Грабаря, данному этюду удалось стать одним из наиболее значимых произведений искусства, которое отметило целый пласт великой культуры России.

Уже спустя пару лет после трагической кончины художника сложно было найти настолько оригинальную модель, как девочка-подросток Вера Мамонтова, обладающая невыразимыми, чудесными и поистине русскими чертами лица. Одного взгляда на знаменитую картину Серова для людей, более менее разбирающихся в искусстве, будет вполне достаточно для того, чтобы определить наверняка, что действие, описанное на картине, происходит в имении богатого помещика. То, что творится за окном, скрыто от глаз наблюдателя, однако можно интуитивно догадаться, что за ним находятся аккуратные дорожки, посыпанные песком, красивые парковые аллеи и прочие элементы, присущие старинной русской усадьбе.

Персики были не куплены, а выращены в зимнем саду усадьбы, принадлежащей Мамонтовым. Фруктовые деревья были приобретены в поместьях Жилкино и Артемово, а ухаживал за ними тот же специалист, у которого они и купили персиковые деревья.

История, предшествующая возникновению картины

Данное полотно появилось в результате дружеских отношений Валентина Александровича и четы Мамонтовых. Антоша, как называли Серова люди из числа ближайшего окружения, имел склонность к кропотливой и неспешной манере работы, поэтому юной Вере подолгу приходилось неподвижно сидеть за столом. Сам мастер, зная об особенностях затяжного процесса создания собственных полотен, как мог извинялся перед моделью и прикладывал все усилия, чтобы побыстрее завершить свой выдающийся труд.

Идея написать портрет юной Веры Мамонтовой возник у Серова тогда, когда она забежала в дом, запыхавшись от веселых уличных игр и схватила персик. Валентин Александрович был настолько впечатлен ее жизнерадостностью, открытостью и позитивным внешним видом, что предложил 11 девочке стать его моделью.

«Девочка с персиками» является одной из первых серьезных работ художника, которая стала его «счастливым билетом» в дальнейшую успешную творческую карьеру, которая сложилась у Серова, впоследствии ставшего лучшим портретистом своего времени. Веруша (или Мамонтова Вера Саввишна) была любимицей всех обитателей дома, и в ней присутствовал «незримый папин огонек», который и постарался максимально отчетливо передать молодой Серов. Васнецов, являвшийся почетным членом абрамцевского кружка, считал, что Валентину Александровичу удалось отыскать тот самый тип обаятельной русской красавицы, который не получалось найти у множества других авторов.

Описание картины

На картине изображена юная девушка со смуглой кожей в светлой кофте, украшенной нарядным бантом. Художник старался как бы запечатлеть мгновение, поэтому при взгляде на полотно с трудом верится в то, что Веруша просиживала в подобной позе на протяжении многих дней. Кажется, будто она буквально на секунду присела за большой стол, машинальным жестом схватила лежащий на нем персик, а в следующий миг она подобно бабочке упорхнет резвиться в пышный сад, лежащий сразу за окном.

Многие предметы, изображенные на картине, обладают особым символизмом. К примеру, тарелка нарисована как дань тем пристрастиям, которыми был охвачен Савва Мамонтов, увлекавшийся прикладными и гончарными видами искусства. Кленовые листья, в свою очередь, изображены потому, что художник начал работу над полотном в разгар лета, а закончил только в сентябре. Помимо этого, кленовые осенние листья создают особый контраст в сравнении со спелыми персиками, напоминающий о быстротечности всего сущего и о том, что необходимо радоваться солнцу, как впрочем и всему вокруг происходящему.

Девочка является обладательницей нежной кожи с темными выразительными глазами и таких же темных волос. Сидя за столом с едва уловимой улыбкой на лице, она смотрит на наблюдающего простым открытым взглядом. В руках у нее находится персик, рядом с ней на поверхности стола также расположились листья клена, нож и персики. Комната, в которой происходит действие, наполнена солнечными лучами, ласково ложащимися на предметы старинной мебели, на руки Веруши и на стол.

Полотно просто поражает тем, насколько гармонично художнику удалось раскрыть образ, наполнив его превосходной степенью жизненности, реалистичности и свежестью колорита. В работе над данной картиной молодой Серов использовал некоторые приемы, позаимствованные им у импрессионистов, такие, к примеру, как свободная вибрация мазка.

Вид из окна, изображенного на картине, открывается на террасу, примыкающую к Красной гостиной. В этой комнате, которую частично видно на полотне, постоянно собирались различные друзья и приятели семьи мецената Мамонтова, устраивали любительские театральные постановки, читали в ролях Тургенева, Гоголя, Пушкина, занимались музицированием и устраивали оживленные дебаты.

С огромным профессионализмом мастеру удалось отобразить игру света и тени, однако наиболее существенным является то, что у него получилось посредством одного произведения поведать зрителю целую историю о чувствах и характере чистой и светлой девушки, дальнейшая судьба которой, впрочем, была весьма трагической. Однако на момент написания портрета никто не думал о грядущих событиях, и портрет так и остался в памяти современников настоящей одой юношеской непосредственности, обаянию, весне и всему тому, что не перестает радовать и восхищать людей в обычной жизни.

Судьба «Девочки с персиками»

В 1903 году Вера Мамонтова стала женой Александра Самарина, который был министром по церковным делам и по совместительству предводителем московских дворян. Обряд венчания состоялся на том месте, где сейчас находится выход из станции «Арбатская» столичного метрополитена. Во время революции 1917 года церковь была разрушена коммунистами, однако на сегодняшний день на том же самом постаменте возвышается небольшая часовня. Став матерью трех детей, она скончалась в возрасте 32 года от сильной пневмонии.

Александр Самарин после смерти Веры не стал жениться повторно и построил неподалеку от их поместья храм Троицы Живоначальной, который разграблен во время пролетарского переворота и использовался в качестве склада.

Позднее Александр вместе с дочерью Лизой был отправлен в ссылку и погиб на территории ГУЛАГа в 1932 году.

Факт

Эта работа стала самой известной за всю творческую деятельность Серова, а мастер считается одним из лучших портретистов своей эпохи. На сегодняшний день картину можно увидеть, посетив Государственную Третьяковскую галерею.

Статьи

Начальное общее образование

Линия УМК Е. А. Ермолинской. Изобразительное искусство (1-4)

Искусство

ИЗО

В.А. Серов «Девочка с персиками». Анализ картины


Многие картины Валентина Александровича Серова, написанные в 1880-е годы, проникнуты мажорным чувством. В это время художник часто путешествует, наслаждается красотой разных уголков природы, восхищается архитектурой, наполняется чувством прекрасного и естественного. Поездки по Украине, в Германию, Голландию вдохновляют Серова на написание многочисленных этюдов — его работы пронизаны светом и радостью. Долго работает художник в Абрамцеве и Домотканове, активно пишет портреты (члены семейства тётки, Аделаиды Семёновны Симонович-Бергман; портрет своего учителя П.П. Чистякова).

22 января 2019

Поездка в мае 1887 года в Италию вместе с Ильей Остроуховым и Михаилом и Юрием Мамонтовыми стала особенно значительной для Серова. Восхищаясь работой итальянских мастеров, наслаждаясь красотами Венеции, Флоренции и Милана, он пишет своей невесте Ольге Трубниковой: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Наступает особый, «отрадный» период творчества Серова. Наслаждаясь и буквально впитывая в себя Италию, художник стремится и в своих работах запечатлеть и передать кусочек этой солнечной и живой страны («Площадь Св. Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»).

Однако, несмотря на обилие позитивных эмоций и ярких впечатлений, уже в эти года начинает формироваться центральная доминанта творчества художника — поиск целостности, желание прийти к обобщению. В это же время Серова начинает привлекать импрессионизм.

Верочка с персиками

Абрамцево — усадьба, в которой когда-то жил писатель С.Т. Аксаков, с 1870-го года стала принадлежать известному меценату и покровителю художников Савве Ивановичу Мамонтову. Серов долго гостит в усадьбе. Родная живописная природа с её лесами и полями, протекающая рядом речка Воря, особая атмосфера — всё это благоприятным образом влияет на настроение художника и неизменно находит отражение в творчестве этого периода. Именно тогда пишутся картины, впоследствии ставшие классикой русского искусства. Одной из таких работ стала известная «Девочка с персиками».

«Девочка с персиками» — это картина, изображающая счастливое мгновение детства, некий обобщённый образ. Но это и портрет — портрет конкретной девочки — дочери Мамонтова.

Двенадцатилетняя Вера Мамонтова изображена во всей своей прелести и очаровании юного существа — природная изящность, естественность и жизнерадостность. Девочка, обстановка комнаты — всё наполнено светом и счастьем.

Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь

Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь

Задания, предлагаемые в тетради, позволяют развить у ребенка чувство цвета и формы, умение видеть и замечать их разнообразие в окружающем мире; помогут ребенку преодолеть боязнь чистого листа, правильно освоить поверхность бумаги (избежать стремления размещать изображение на одной прямой линии), научат работать с листом бумаги разного размера. Задания способствуют также развитию у ребенка фантазии и воображения, способности творить, нестандартно решать творческие задачи, активизировать ассоциативное мышление и память. В конце рабочей тетради приводятся методические пояснения для учителя.

Купить

История создания картины «Девочка с персиками»

История возникновения идеи написать портрет дочери Мамонтова проста и незатейлива. Одним летним днём девочка, взяв с собой персики из оранжереи, вошла в комнату и присела за стол. Серов, мгновенно заметивший всю прелесть и чистоту открывшейся перед ним картины, предложил Вере попозировать ему. Каждый день живой и бойкой девочке приходилось часами сидеть на одном месте и позировать художнику. Сам Серов вспоминал: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». Окончив работу, художник подарил портрет матери девочки, Елизавете Мамонтовой. Долгое время картина так и находилась в имении, в наши же дни в Абрамцеве висит копия, а оригинал можно увидеть в Третьяковской галерее.

Художник и искусствовед И. Грабарь так говорит о процессе написания Серовым картины: «как ни волновала его стоящая перед ним чисто цветовая задача, но ещё более волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь её обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи».

Анализ картины «Девочка с персиками»

Являясь настоящим мастером приёма светописи, художник создаёт некую вуаль таинственности на чистом и женственном лице девочки. Окно гостиной подобно зеркалу отражает всю детскую радость и живость ребёнка. Но и выражение самого девичьего лица, чистого и слегка загадочного, живого, но чуть серьёзного, подсказывает, что перед нами уже не маленький несмышлёный ребёнок, но взрослеющая и уже слегка подражающая взрослым девочка.

Композиционно картина выверена до мельчайших деталей, но сделано это так мастерски, что зритель не замечает этого. Лицо Веры расположено на высоте три четверти по средней вертикальной оси и в центре холста по горизонтали, что является непременной чертой традиционной классической живописи. Однако обстановка, предметы на картине должны были отображать живость девочки, внутреннюю неподвижность. Диагональное расположение стола, летящие крупные мазки, блики света и яркие пятна — всё это позволяет вдохнуть жизнь в статичный по своей сути портрет. В итоге зрителю кажется, что картина не постановочна, ребёнок не позировал, нет — это лишь момент, вырванный из динамичной детской жизни, тот яркий миг, когда художнику удалось поймать минуту спокойного созерцания.

Цвета портрета подобраны чудесные. Яркая и нежно-розовая, переливающаяся на солнце кофточка Веры — не выдумка художника, а настоящая её одежда. Серов так и увидел девочку в своей нарядной блузе и попросил ничего для портрета не изменять. Особая чистота и свет передаются этим милым и нежным нарядом.

В окне позади девочки видны яркие и солнечные золотистые листья. Серов писал картину поздним летом — ранней осенью, и деревья уже сменили свою зелёную листву на осеннее «одеяние». От этого картина только выиграла — свет представляется нам во всех своих оттенках: яркие пятна на кофточке Веры, светлые блики на посуде и стене, жёлтые лучи солнца из окна.

Удивительное сочетание светлых нежных оттенков и тёмных цветов также способствует передаче внутренней динамики и некоторой «выхваченности» момента. Тёмная шапка волос Веры, кожа, тронутая загаром, тёмные персики и почти чёрная мебель обрамляют яркие и прозрачные оттенки, позволяют более внимательно вглядеться в лицо девочки. Пальцы, обхватывающие персик, изгиб губ, вот-вот сорвущихся в улыбку — всё это заставляет поверить, будто ещё мгновение — и девочка схватит своё лакомство и убежит прочь на улицу — туда, где яркое солнце и погожий тёплый день.

По сути, приближаясь к сюжетной картине, «Девочка с персиками» становится больше, чем просто портретом. Сюжет кажется банальным: девочка в розовой блузе с чёрным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, накрытым белоснежной скатертью; на столе лежат персики, оторванные вместе с листочками, и нож; из окна виднеются деревья в золотом убранстве; комната прописана тщательно вместе со всеми стульями, белой с синим узором тарелкой на стене и деревянной фигуркой гренадера (расписанной, кстати, самим Серовым) позади девочки. Но именно свет делает композицию такой цельной и… не случайной! Мягкие тёплые лучи касаются девочки и каждого предмета в комнате, озаряя чистым светом всё вокруг. «Девочка с персиками» стала настоящей гармонией света и тени, статики и динамики. Картина, полная тончайших переходов, точных мазков и ярких бликов, удивительно тонко объединила красоту живописи конкретного образа и обобщения всего прекрасного и светлого, что есть в юности.

#ADVERTISING_INSERT#

Картина «Девочка с персиками» – это самое значимое произведение Валентина Серова. Она известна даже людям, далеким от живописи. Познакомиться с ней можно в Третьяковской галерее в Москве. А анализ идеи и смысла, описание сюжета и рассказ об истории создания поможет разобраться, что хотел сказать автор.

  • Краткое описание известного полотна

  • Кратная справка «Девочки с персиками» Валентина Серова

  • Подробно о сюжете

  • Кто изображен на картине

  • Смысл и главная мысль картины «Девочка с персиками»

  • Цвета, композиция и настроение «Девочки с персиками»

  • История создания

  • Почему картина названа Девочка с персиками

  • Судьба девочки

  • Судьба картины

  • Кто написал картину?

  • Интересные факты

Краткое описание известного полотна

Картину «Девочка с персиками» художник создал в 1887 году. Она написана маслом на холсте размером 91×85 см. Это портрет одиннадцатилетней Верочки Мамонтовой – дочери известного предпринимателя. Автор сумел передать естественность жизни, живость момента, чистоту юности.

Картина была написана в усадьбе Абрамцево под Москвой. Это место, которое вдохновляло многих живописцев. Серов тоже любил здесь работать, хозяин усадьбы Савва Мамонтов поддерживал его и всячески помогал.

Девочка с персиками картина Валентина Серова

Девочка с персиками, картина Валентина Серова

Вдохновившись красотой и непосредственностью его дочери, живописец задумал создать необычное творение. В этой картине сочетается несколько жанров: есть пейзаж, натюрморт, портрет.

Это одно из первых и самых значимых произведений в направлении российского импрессионизма.

Кратная справка «Девочки с персиками» Валентина Серова

Показать таблицу

Год написания 1879
Стиль Импрессионизм
Жанр Портрет
Размер 85 х 91
Материал Масло на холсте
Где хранится Москва, Третьяковская галерея, Зал 41
Тема Очарование юности, свежести, передача счастливого момента детства
Настроение Радость, легкость

Подробно о сюжете

В центре композиции дочь Мамонтова Верочка. Она сидит за столом, который накрыт белой скатертью. Видно, что он большой, так как рядом несколько стульев с высокими спинками. Старинная мебель отражает атмосферу дома.

Девочка одета в свободную блузку светло-розового цвета с отложным воротником и пышным бантом. Она держит в руках персик, рядом на столе лежат еще три фрукта и серебряный нож для разделывания. Они красиво сочетаются с желтыми листьями. Видно, что предметы не разложены специально, а момент выбран спонтанно.

За спиной Верочки видны предметы интерьера: в углу стоит яркая скульптура гренадера, на стене висит декоративная расписная тарелка. За окном живописный пейзаж с уже желтеющими деревьями.

Кто изображен на картине

Картина «Девочка с персиками» посвящена двенадцатилетней дочери Мамонтова Верочке. Она была любимицей семьи и всех гостей усадьбы. Ее называли «музой», так как живописцы, гостившие в Абрамцево, рисовали ее портреты или брали образ за основу для своих картин.

Семья Мамонтовых и Вера, 1888

Вера Мамонтова, 1880-е

Многие художники отмечали, что в ее внешности воплощена красота русской девушки. Это удалось показать Серову: выразительные темные глаза, короткие каштановые волосы, нежный смуглый румянец на щеках.

Нетерпеливая поза Веры показывает, как тяжело ей усидеть неподвижно. Об этом же говорят озорные выразительные глаза. Она была непоседой, но уважала Валентина Серова, который был другом семьи, поэтому согласилась ему позировать.

Живописец сумел запечатлеть момент из жизни девочки, отразить ее настроение. Верочка только прибежала с улицы, она веселая, о чем говорит румянец на щеках и взъерошенные волосы. Но во взгляде видна не детская мудрость, спокойствие.

Смысл и главная мысль картины «Девочка с персиками»

Валентин Серов стремился создать не просто портрет, а живую картину, отражающую момент из жизни. Он вдохновился образом Веруши и хотел передать это радостное ощущение. Изображение наполнено свежестью колорита, гармоничностью и жизненностью.

Цветовые рефлексы и дробные мазки наполняют портрет движением. Образ становится живым благодаря контрастам, игре света и тени. Автор старался создать не обычный портрет, а показать красоту и непосредственность юной девушки.

Центральный образ окружен вроде бы незначительными деталями, но они наполнены глубоким смыслом. Художник хотел показать естественность момента, жизненность изображенной ситуации. Поэтому так подробно выписаны детали: облупившаяся краска, подвернутая скатерть, взъерошенные волосы.

Создавая художественный образ Верочки, Серов сравнивал её с персиком в ее руках.

Цвета, композиция и настроение «Девочки с персиками»

В картине воплощается идеал «отрадного». Это одно из первых полотен в жанре импрессионизма. В этом течении живописцы России стремились показать красоту, очаровать зрителя красками. Серов отходит от канонов портретного искусства того времени.

Основное отличие от полотен других портретистов – наполненность светом. Главная героиня сидит перед окном и хорошо освещается, солнечные блики на всех предметах, на волосах и одежде. Свет растворяет контуры предметов, это приближает произведение к полотнам французских импрессионистов.

Девушка, освещенная солнцем

Девушка, освещенная солнцем — другая работа Валентина Серова

Образ Верочки и остальные детали центра композиции художник передал теплыми красками. Нежная розовая блуза с ярким красным украшением на синем банте, смуглый румянец на щеках, мягкие тона персиков и яркие желтые листья – все это создает ощущение тепла, радости, легкости.

Теплые расцветки контрастируют с холодными оттенками остального интерьера. А обилие белого цвета подчеркивает чистоту, нежность и легкость образа.

Живописец акцентирует внимание не только на лице. Для него не менее важна красота декоративной тарелки, пейзажа за окном, натюрморта из фруктов и пожелтевших листьев. Он выразил стремление показать «ту особенную свежесть, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах».

История создания

Серов жил в усадьбе Абрамцево летом 1887 года, после поездки в Италию. Он делился с хозяином своими творческими планами, желанием писать не традиционные портреты, а что-то новое, свежее, что он видит в реальности. Живописец говорил Савве Мамонтову, что сейчас «пишут тяжелое, а я хочу отрадного».

Тогда хозяин предложил Серову создать портрет своей дочери Верочки. И скоро представился случай воплотить эту идею.

Вера Мамонтова

Вера Мамонтова

Когда художник работал в столовой, туда забежала Верочка, присела за стол и взяла персик. Автор был очарован детской беззаботностью, радостным настроением и живой непосредственностью дочери своего друга. Он попросил ее позировать для картины, и она согласилась.

Работа длилась больше 2 месяцев. Каждый день по несколько часов Веруша сидела неподвижно. Автор вспоминал, что это было для нее настоящим испытанием, он писал, что «измучил ее, бедную». Живописец старался закончить работу быстрее, но часто переделывал, стремясь добиться идеала.

Почему картина названа Девочка с персиками

Первоначальное название картины «Девочка с персиками» было другим. Сам автор подписал ее «В. М.», что означало «Вера Мамонтова». На первой выставке она была представлена под названием «Портрет В. М.». Но когда картину увидел художник И. Грабарь, он сразу сказал: «Это девочка с персиками!».

Сам Серов отмечал, что его творение больше, чем портрет. Он задумал картину. Автор хотел написать то, что видит, отразить на холсте свежесть жизни. На картине он запечатлел одно мгновение.

Раскрывается назначение каждой детали. Важно все: обстановка комнаты, солнечный день за окном и персики, лежащие на столе. Это не просто портрет подростка, это обобщенный образ вечной юности, наполненный поэтическим настроением.

Последовав совету И. Грабаря, автор переименовал свое творение. Уже в 1888 году картина была известна под названием «Девочка с персиками».

Судьба девочки

Вера – это долгожданная дочка крупного предпринимателя Саввы Мамонтова. У нее было счастливое детство, ее все любили.

В Абрамцево всегда было многолюдно. Здесь царила творческая атмосфера. Кроме Серова, портреты Верочки писали Н. Кузнецов, Васнецов и другие художники. Ее называли «абрамцевской богиней», отмечая, что в ее внешности воплощена красота настоящей русской девушки.

Портрет Веры Виктора Васнецова

Портрет Веры Виктора Васнецова

Васнецов признавался, что при написании знаменитой «Аленушки» он вспоминал образ Верочки. Черты ее лица также можно увидеть на нескольких картинах Врубеля.

«Алёнушка» — картина Виктора Васнецова

«Алёнушка» — картина Виктора Васнецова

Но судьба девушки в дальнейшем не была благоприятной. В начале 90-х годов она занималась общественной работой, помогала школам и приютам. А в 1899 году арестовали ее отца и обвинили в растрате.

Через 4 года Верочка обвенчалась с предводителем московского дворянства А. Самариным. Они были знакомы несколько лет и любили друг друга, но отец Александра не давал благословления на этот брак.

Вера Мамонтова и Александр Самарин

Вера Мамонтова и Александр Самарин, муж

Семья у них была счастливой, родилось трое детей. Но прожили супруги всего пять лет. В 32 года Вера заболела тяжелой пневмонией и через несколько дней скончалась.

Похоронили Верочку на родине, в Абрамцево. Родственники считали, что ее ранняя смерть была вызвана тем, что Врубель написал с нее иллюстрацию «Тамара в гробу».

Врубель — Тамара в гробу

Врубель — Тамара в гробу. Родственники считали ее причиной смерти Веры

А. Самарин тяжело переживал смерть супруги. В память о Вере около усадьбы Аверкиево он построил храм Живоначальной Троицы. Эта уникальная церковь в стиле XVII века оформлялась известными художниками. Во время революции храм был почти разрушен, но потом его восстановили и сейчас он действует.

Церковь Троицы Живоначальной в Аверкиево в наше время

Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, 1913

Судьба картины

После завершения работы Серов подарил портрет «Девочка с персиками» Верочкиной матери. Картину повесили в столовой, там, где она создавалась.

Художник не спешил выставлять свое творение. Друзья отмечали, что публика еще не готова к восприятию полотен в стиле импрессионизма. М. Нестеров говорил, что, если бы картина выставлялась в Париже, Серов сразу же стал бы знаменитым.

Но все же полотно было представлено на нескольких выставках. В 1888 году в конкурсе молодых художников Серов занял первое место, Московское общество любителей художеств наградило его премией. Критики признали картину шедевром и лучшим творением художника.

Павел Третьяков несколько раз предлагал Мамонтовым выкупить у них картину, но они не соглашались. Но в 1929 году портрет продала Третьяковской галерее сестра Верочки Александра. Сейчас оригинал находится в этом музее.

Кто написал картину?

Валентин Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге. Его родители были композиторами, в доме царил творческий хаос – в гости постоянно приходили известные писатели, художники, музыканты. Мать была на 26 лет младше отца.

Когда мальчику было 6 лет, у него умер отец. Мать уехала в Мюнхен, а Валентин жил в коммуне, у друзей. В семилетнем возрасте у него проявился талант к рисованию. Он стал заниматься сначала у немецкого гравера, потом у Ильи Репина.

Валентин Серов, фото

Валентин Серов, фото

С 1875 года часто жил в усадьбе Абрамцево у Мамонтовых, был почти членом их семьи. В том возрасте он не любил свое имя и просил, чтобы его называли Антоном. За это старшие дети подшучивали над мальчиком.

В 1876 году мать увезла Валентина в Харьковскую губернию. Там мальчик посещал школу рисования, где был награжден серебряной медалью. Через два года из-за эпидемии холеры семья переехала в Москву.

Серов опять стал жить у Репина и заниматься с ним рисованием, а на лето переезжал в Абрамцево. Его привлекали окружающие пейзажи, он мог часами рисовать. Это сказалось на успеваемости в гимназии, откуда его отчислили.

В 1882 году Серов поступил в Академию художеств. Очень любил писать портреты, пейзажи в акварельной технике. В 1885 году получил медаль за лучший этюд с натуры. Но в следующем году, не закончив Академию, забрал документы и переехал к Мамонтовым. Художник стремился писать не по правилам, а отражать свои ощущения.

В 1887 году Серов путешествовал по Италии, его вдохновило искусство этой страны. После приезда он несколько месяцев жил в Абрамцево, где создал картину «Девочка с персиками». Живописец отмечал, что «хотел добиться свежести, которой нет в картинах, но есть в жизни». В ней удалось воплотить идеал «отрадного», который потом повлиял на течение импрессионизма в России.

Через два года художник обвенчался с Ольгой Трубниковой. У них была счастливая семья, родилось шестеро детей. Художник ездил по России, давал уроки рисования, иллюстрировал книги. Он написал много известных картин и портретов. Скончался Серов в 1911 году от сердечного приступа.

Художник прожил 46 лет, всего им написано около 200 картин, среди них много шедевров. Но самым известным, светлым и притягательным творением стала «Девочка с персиками». И. Грабарь отмечал, что Серов не понимал значимости и гениальности этой картины. Сейчас о ней говорят, как о «визитной карточке» живописца.

Интересные факты

«Девочка с персиками» известна как самая популярная картина Валентина Серова, хотя живописец написал около двух сотен полотен. Но именно об этом творении много говорят, и с ним связаны некоторые интересные факты:

  • Сначала картина была названа «Портрет В. М.». Но автор понимал, что на ней изображена не просто Верочка. Это сборный образ юности.
  • Это произведение было создано Серовым в 22-летнем возрасте, тогда он еще не был известным. Но после написания «Девочки с персиками» он стал популярным портретистом.
  • Картину Серов писал, находясь в Абрамцево. Это место было средоточием русской культуры. Здесь гостили многие творческие люди: живописцы, композиторы, писатели.
  • Сюжет появился спонтанно: когда Серов работал в столовой, вбежала Верочка, взяла персик и села за стол. Серова впечатлил этот образ, и он уговорил девочку, чтобы она позировала ему для картины. Свое творение он много раз переделывал, поэтому работа длилась почти три месяца.
  • Девочка одета в повседневную простую блузку. Так как момент был выбран спонтанно, и художник решил ничего не менять.
  • Все предметы, изображенные на картине, существовали. Это реальная обстановка столовой Мамонтовых. За открытой дверью виднеется гостиная, где любили собираться друзья семьи.
  • Художник изобразил персики, выращенные в Абрамцево. Савва Мамонтов оборудовал оранжерею, для южных фруктов. За персиковыми деревьями ухаживал отдельный садовник.
  • В углу за плечом девочки виднеется яркая фигурка гренадера. Она была куплена в Троице-Сергиевой лавре у кустарей. Игрушку раскрашивал Серов.
  • На полотне изображены разные виды стульев: со спинками в форме лиры, в стиле жакоб, с латунными вставками. Многие достались Мамонтовым от Аксаковых и уже тогда являлись антиквариатом.
  • За окном видна Гоголевская аллея Абрамцевского парка. Автор передал реальные детали: на рамах видна облупившаяся краска. Это добавляет полотну естественности.
  • На стене висит тарелка, выполненная в технике майолика. Савва Мамонтов увлекался керамикой, создал свою гончарную мастерскую.
  • Верочку Мамонтову любили рисовать художники. Но самым известным является портрет работы В. Серова. У него девочка получилась немного старше своих лет. Но ему удалось отобразить живой, веселый характер девочки.

Картина «Девочка с персиками» стала уникальным, неповторимым шедевром В. Серова. Он вложил в нее душу. Сам художник признавался, что это его лучшее творение, и он ни разу больше не смог достигнуть такого уровня.

  • Сочинения
  • По картинам
  • Серов
  • Девочка с персиками

Девочка с персиками

На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные. Девочка пристально на кого – то смотрит. Волосы черные, густые, слегка встрёпанные. Волосы разделены пробором. Скорее всего, девочка только что забежала с улицы. Одета она в розовую кофточку с капюшоном. Кофточка свободного покроя с длинными рукавами. На шее у нее завязан черный бант в белый горошек. Под бантом приколота красная гвоздика.  В руках девочка держит крупный желто — розовый персик.

Комната светлая, залита солнечным светом.  За спиной у девочки видно окно. На нем нет штор. В окно заглядывают ветки деревьев, на них желтая листва, из чего можно сделать вывод, что время года – осень. В открытую дверь видна еще комната. Там тоже светло.

Девочка сидит за столом. Стол большой, обеденный.  Стол покрыт светлой скатертью. Края скатерти завернуты и аккуратно разложены на столе. За столом стоит несколько стульев. Стулья темно – коричневого цвета, покрытые лаком. На столе лежат три персика и кленовые листья. Один персик желтый, у двух персиков темные бока, наверное, они немного не дозрели. Листья клена на столе слегка привяли. Рядом с персиками лежит нож. Нож светло – серебристого цвета. Этим ножом девочка будет разрезать персики.

В углу, за спиной девочки стоит гипсовая фигура. Выше, на стене вист красивая фарфоровая тарелка. Тарелка художественно расписана. Центр тарелки желтого цвета. По краям тарелки нарисованы синие птицы. От яркого солнца на стене блики голубого и желтого цвета. Такие же блики попадают на тарелку.

Для написания картины В. Серов применил в основном теплые тона – розовый и желтый. Голубой цвет только подчеркивает ясность и прозрачность дневного света.

Вариант 2

Наверное, каждому школьнику известна картина Серова девочка с персиками. Удивительно, что написана эта картина в раннем возрасте, но она определенно стала самой известной работой художника.

Помимо того, что картина великолепно написана и вряд ли оставит равнодушным зрителя, она имеет весьма интересную предысторию.

На картине изображена Вера Мамонтова – дочка довольно близкого друга Серова. Как-то раз, когда юный художник зашел к своему товарищу, девочка вбежала в дом и взяла персик. В тот момент Серов был поражен его истинно русской красотой, открытостью и манерами. Свою картину он писал довольно долго, девочке приходилось часами сидеть и позировать мастеру.

На картине Серова изображена молодая девушка, в руках у нее персик. Девочка обладает красивыми чертами лица, она открыто и доброжелательно смотрит. Кажется, что она вот-вот улыбнется. Глядя на девушку, видно, что она довольно жизнерадостный и светлый человек, она с любовью относится к окружающему ее миру. Она весьма непосредственна и озорна, это видно по ее выразительным искрящимся глазам.

Комната довольно светлая, из этого можно сделать вывод, что действие происходило днем или в утреннее время. За окном также, вероятно, разворачиваются какие-то события.

К сожалению, как говорит история, судьба этой девочки впоследствии оказалась весьма трагичной – она скончалась в 32 года.

Глядя на портрет, видно, насколько кропотливо прорисована каждая деталь. Другие художники также отмечены, что в данной работе были применены некоторые приемы импрессионистов.

Глядя на великолепную картину художника Серова, охватывает чувство тихой радости и восхищения. Удивительно точно ему удалось изобразить юную красавицу.  Девочка настолько живо изображена, создается впечатление, что действие происходит где-то рядом с тобой, настолько реалистично и правдоподобно выглядит этот портрет. Особенно невероятно то, что картина написана в таком раннем возрасте. Каким же одаренным и талантливым должен быть художник, чтобы настолько точно передать мысли и чувства девушки?

Сочинение-описание по картине Серова Девочка с персиками 7 класс

Картина « Девушка с персиками » была написана в 1887 году русским художником, живописцем Владимиром Серовым. Написание картины происходило в усадьбе Саввы Мамонтова, на портрете изображена Вера Мамонтова, 12- летняя девочка. Картина уже через несколько лет имела большую популярность, и была оценена как уникальное произведение искусства. Что же касается самого художника и его творчества, то Серова считают одним из знаменитых русских художников и его творчество поистине ценится даже в других странах. В списке самых известных творений у художника много портретов, что является его неотъемлемой чертой.

Что же касается сомой картины, то на ее главном плане, расположена сидящая девочкам, в руках она держит персик. Но больше всего, что хотелось отметить так это выразительный взгляд девочки, который направлен слегка в сторону, но все равно, кажется, что он смотрит именно на тебя.

Глаза у девушки кругловатые, темного цвета, которые хорошо сочетаются с темными волосами. Лицо также можно отнести к немного кругловатому, губы у девушки сомкнуты, немного может показаться, что она сдерживает улыбку. Из одежды на ней одета светло розовая блузка, просторно сидящая на фигуре, на груди красуется большой  темный бант в белый горошек. Девочка сидит за столом с белой скатертью, на котором уже лежат, несколько сорванных персиков, опавший кленовый лист выглядит очень одиноко.

На втором плане мы видим комнату, светлую с большим окном, за которым различимы желтая листва деревьев. Сбоку хорошо видна стена с дверным проемом, в котором можно с трудом различить либо стул или спинку кресла. На стене заметна деталь или элемент часов.

Прямо за спиной у девушки различим стол и два стула, вся мебель сделана из темного дерева. На столе у окна стоит высокий подсвечник, можно предположить, что помещение, которое изображено на картине, скорее всего, используется под столовую, о чем говорят большое количество стульев и масштабы комнаты, хотя на картине она выглядит небольшой, потому что весь передний план занимает силуэт девочки.

В целом хотелось бы сказать, что Серов в своем творение хотел передать выразительность взгляда, и тонкие черты женской внешности.  В чем мы модем убедиться взглянул на картину, почему-то нас никогда не оставляет равнодушным это лицо которое дает нам задуматься. Положение непосредственно самой девочки и ее простая, повседневная поза, но немного может показаться, что девушка позирует художнику, и это  придает произведению особую восприимчивость картины. В итоге модно сказать, что шедевр Серова заслуживает такое звание.

Отзыв на картину с впечатлением

Это очень известная картина. И называется она так логично: просто девочка с простыми персиками. Мне картина очень нравится, но даже не девочка и не персики, а просто свет. Им наполнена комната. Солнечные блики на столе – на белой скатерти. Я знаю, что есть пародии на эту картину. (Например, мальчик с помидорами.)

После новогодних праздников даже странно видеть стол, на котором только несколько персиков. И те больше для красоты! А ещё они такие свежие, сочные и летние! Я слышал, что они на картине просто, чтобы подчеркнуть, какая девочка молодая. У неё тоже румянец, как у персиков. И вообще, это ведь не курага! Бабушку бы нарисовали с курагой. Её кожа такая же сморщенная и высушенная, как бабушкина. Ещё можно сравнить виноград и изюм…

У этой девочки кофта, по-моему, не по размеру. Она ей великовата! Плюс у неё такая смешная брошка… Или это платок так завязан. Прямо бант! Черный в белую пятнышку, а еще в серединке цветок какой-то. Даже мне напоминает астру малиновую. В принципе, это могут быть поздние персики и ранние астры…

Девочка не улыбается, как для фотографии. Устала бы! Но есть легкая улыбка. Вид вроде немного усталый. Понятно – столько позировать (много часов), устанешь. А тут ещё эти персики! Ведь съесть их хочется, а нельзя…

Опять могу сказать про свет солнечный – такой красивый! За окном – зелень деревьев. Такие светлые стены. На одной из них какая-то тарелка из гжели. Очень красиво! Такое ощущение света, тепла. Тоже хочется оказаться в этой картине – сесть к столу. Там такие стулья красивые – резные. А лучше выбежать в сад! Даже если там начало осени, то этот свет и зелень – уже классно! (И на столе вроде кленовый лист…)

Иногда такие простые картины лучше всех! Тут нет сюжета, трагической истории. Просто девочка, но так мило! И я даже не портит то, что у неё такая розовая кофта. Кажется, что этот художник просто нарисовал свою дочь! И она не совсем красавица, но очень молодая. Она ещё специально не красится, красиво не одевается, причесок не делает. И все много лет в восторге! Мона Лиза на картине известной тоже простая, спокойная – без выпендрежа. Но из-за одной её улыбки сколько лет эта картина в моде! Очень долго, как я знаю. А у нас все знают и девочку с этой «персиковой» картины. Конечно, не так долго… Но кто знает! Это ведь классика.

Вообще, красивая картина – милая и свежая, как её героиня. Захотелось даже персиков! Только нет пока свежих – консервированные! Но летом обязательно можно будет полакомиться вкусными свежими персиками.

Описание настроения картины Девочка с персиками

Чувства картины Девочка с персиками

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Фельдмана Родина 9 класс

    Автор данной картины, участвовал в военных действиях. И поэтому является очевидцем всех ужасов войны. Создавая данную картину, он хотел показать, что война, наконец, то окончена и все кто остался в живых вернулись домой.

  • Сочинение по картине Ромадина Лесное озеро описание

    С первого взгляда картина кажется очень темной и серой. Но самом деле это не так, просто нужно проникнуться в каждые детали и внимательно рассмотреть ее

  • Сочинение Реклама катка по картине Каток для начинающих Финогеновой

    Вот и наступило это прекрасное время года – зима. Студеный воздух, девственно-белый снег так и манят из дома вон. Хочется дышать полной грудью, пробежаться на лыжах, встать на коньки.

  • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс

    Великий русский художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину Cосны, освещённые солнцем в 1886 году.

  • Сочинение по картине Пименова Новая Москва 3, 8 класс

    На общем фоне, этой работы, художник показал те здания, которые занимали первое место в городе, Дом союзов и «Москва» гостиница. На первое место, в этой работе, можно чётко рассмотреть, кабину импортного автомобиля, управляемого девушкой

Живопись – это один из самых древних видов изобразительного искусства. Даже первобытные люди, у которых не было письменности и языка, с помощью наскальных рисунков оставили свой след в истории. От эпохи к эпохе живопись развивалась, достигая своего рассвета. Появлялись новые техники, формировались стили. Вырастали новые художники.

Россия дала миру много талантливых живописцев, одним из которых стал Валентин Серов. Он получил образование в Императорской Академии художеств. В произведениях мастера прослеживаются черты импрессионизма и реализма. Его произведениями восхищаются по сей день. Из-под его кисти вышел не один шедевр. Одной из самых известных картин Серова является «Девочка с персиками». Она хранится в Третьяковской Галерее.

История создания

Известная картина была написана в усадьбе Абрамцево, которая принадлежала Савве Мамонтову. В поместье было много персиковых деревьев. За ними тщательно следили: для этого хозяин нанял специально обученных людей. Художник впервые побывал здесь в 1875 году. Он приехал в усадьбу с матерью. Цель поездки: знакомство с друзьями. Мать живописца была профессиональным композитором.

Известные картины Валентина Серова

читайте также

Валентин Серов

Известные картины Валентина Серова

Идея создания картины родилась внезапно. Это случилось в 1887 году. Художнику на тот момент было всего 22 года. Он увидел молодую, озорную девочку. Ею была одиннадцатилетняя Вера Мамонтова. Она радостно забежала в дом и взяла персик, присев за стол. Серов предложил девочке позировать для него, и к удивлению, она согласилась.

Девочка позировала ему на протяжении двух месяцев практически ежедневно. После окончания картина была подарена маме девочки – Елизавете Мамонтовой.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ: Биография Михаила Врубеля

Сюжет картины

На картине изображена девочка, которая держит в руках персик. Художник не раз говорил, что хотел запечатлеть молодость, и такой природной красоты и энергии не встречал ни на одной картине. Он шутил с друзьями о том, что измучил Веру «до смерти», но непременно хотел передать свежесть, тщательно проработав все детали, как у «старых мастеров».

Описание и анализ картины

Для создания картины художнику на протяжении двух месяцев позировала одиннадцатилетняя Вера Мамонтова.

Картина написана в розовых и желтых тонах, которые создают атмосферу чистоты, света, нежности.

Девочка на картине изображена с серьезным выражением лица, но можно заметить, как смех хочет прорваться сквозь плотно сомкнутые губы.

Нож на столе заставляет думать, что Вера хотела угостить всех присутствующих персиками, поделиться своей беззаботностью и легкостью.

Персики изображены так реалистично, что кажется, будто видишь перед собой настоящий свежий и сочный фрукт.

Листья клена будто исполняют роль тарелок для разрезанных фруктов.

Интерьер комнаты показывает, что в доме живет обеспеченная семья из высшего общества.

Пышная зелень за окном подчеркивает молодость героини, оттеняет свежесть, легкость и свободу.

На картине девушка позирует в столовой Мамонтовых. Она сидит за столом в розовой блузке с синим бантом, украшенным цветком гвоздики. На столе 4 персика, листья, столовые приборы. За плечами девочки деревянный гренадер. Его купил Савва Мамонтов будучи в Троице-Сергиевой Лавре в 1884 году.

Гренадер расписан самим Серовым. Из окна мягко струится нежный солнечный свет, который навевает легкую и приятную атмосферу. Его отблески заметны на столовых приборах, скатерти, мебели. На деревьях много зеленых листьев – действие происходит летом или в начале осени.

Картина «Похищение Европы» Валентина Серова

читайте также

Картина «Похищение Европы» Валентина Серова

Свою роль сыграла и цветовая гамма, которая была подобрана безупречно. На картине преобладают розовые и желтые оттенки, что позволяет создать атмосферу чистоты, света, нежности.

Темные тона мебели, волос девочки, персиков хорошо выделяются на фоне почти прозрачной обстановки – этим приемом автор картины мастерски смог подчеркнуть все необходимые детали и расставить акценты.

Девушка с персиком

Фрагмент картины «Девушка с персиком»

Девочка, которая позировала художнику – Веруша Мамонтова, как ее ласково называли домочадцы. Ее глаза темные, словно угольки, при этом озорные и веселые. На картине она с серьезным выражением лица, но при этом заметно, как смех хочет прорваться сквозь плотно сомкнутые губы.

Волосы героини слегка взъерошены, а на лице здоровый румянец, словно она только прибежала из сада после веселой прогулки. Заметна ее нетерпеливость, кажется, что девочка хочет сбежать в беззаботное детство.

В последствии, Вера Мамонтова позировала в возрасте 21 год и для другого художника – Виктора Васнецова. Картина называется «Девушка с кленовой веткой».

Дальнейшая судьба модели весьма трагична. В возрасте 32 лет она скончалась из-за пневмонии. Ее похоронили в усадьбе Абрамцево, где прошло беззаботное детство и юность Веры. У нее осталось трое детей от брака с Александром Самариным.

Листья клена, нож и персики на столе

Листья клена, нож и персики на столе

Персики написаны так реалистично, что их хочется съесть. Художник прекрасно передал всю свежесть и сочность летних фруктов, их бархатистую кожицу, которая слегка щекочет ладонь юной модели. Желто-розовая гамма, в которой написаны персики, прослеживается во всем произведении.

Лежащий на столе нож заставляет думать, что Веруша хотела угостить всех присутствующих этими прекрасными плодами, поделиться не только персиком, но и своей беззаботностью и легкостью. Листья клена выполняют роль «импровизированных» тарелок для разрезанных персиков.

Интерьер комнаты

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками»

Обстановка помещения говорит о том, что здесь живет богатая и обеспеченная семья из высшего общества. Все обставлено со вкусом, большое внимание уделено деталям. На столе лежит аккуратная и чистая белая скатерть. Ее края подогнуты, возможно, потому, что в семье есть маленький ребенок.

В столовой красивая мебель, в интерьере много декора. На стене висит красивая тарелка, на которой изображены птицы. Лучи солнца играют в комнате цветными бликами.

Обстановка создает впечатление тепла и уюта. Каждая вещь располагает к себе и призывает на мгновенье остановиться, отпустить все заботы и насладиться моментом.

Зелень за окном

Зелень за окном

Внимание зрителя привлекают деревья за окном. Их пышная зелень оттеняет молодость и свежесть. Серов старается подчеркнуть юность героини, окружая ее светлыми оттенками, бликами, изумрудной зеленью. Свежие листья указывают на то, что картина написана летом или в начале осени, когда деревья еще не успели пожелтеть и пожухнуть.

ИНТЕРЕСНО: Картина Рембрандта “Даная”

Общая композиция

Художнику удалось передать легкость и свободу. Казалось бы, что картина появилась в результате минутного вдохновения, но, тем не менее, потребовала от художника немало времени и сил для завершения.

Тщательно прописанные детали, начиная от образа главной героини и заканчивая бликами солнца, создают чувство легкости, беззаботности. Картина отвлекает от повседневных забот и мыслей и уносит далеко – в беззаботное детство, полное простых радостей и веселых моментов. На этой картине нет никаких рамок, даже штор на окнах, чтобы не ограничивать полет воображения и душевные порывы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Биография Питера Брейгеля

Судьба картины

Полотно несколько лет украшало столовую усадьбы Абрамцево, где и было создано. После его передали на хранение в Государственную Третьяковскую галерею, где холст экспонируется до сих пор. В поместье Мамонтова оригинал заменили копией.

В 1888 году Валентин Серов получил премию Московского Общества Любителей Художеств за картину «Девочка с Персиками». Картина, по мнению искусствоведов Русского Музея, занимает важное место среди полотен русской живописи, запечатлевших детские образы.

Девочка с персиками. Портрет ВС Мамонтовой. Третьяковская галерея

Картину «Девочка с персиками» часто сравнивают с другим полотном «Девочка и фарфор», написанным Александром Головиным. Эксперты отмечают, что во втором произведении нет того чувства «живости и легкости», как в картине Валентина Серова.

Сравнение картин

«Девочка с персиками» От героини исходит радость и веселье. Автор смог показать, что она счастлива и наслаждается детством. Обстановка вокруг нее располагает к отдыху и спокойной, размеренной жизни. Она серьезна, но сквозь эту «серьезность» пробивается детская неусидчивость и желание «вспорхнуть, словно бабочка», чтобы насладиться играми на свежем воздухе.

«Девочка и фарфор»

Фрося грустна и задумчива. От нее исходит печаль и тоска. Она живет в мире богатства и дорогих вещей, но это ее не радует. В героине нет той детской радости, что есть в девочке с персиками. Окружающая обстановка гнетет Фросю и не приносит ей ничего, кроме грусти и подавленности.

Валентин Серов

читайте также

Валентин Серов

В картине «Девочка с персиками» Валентин Серов сумел проявить себя не только как мастер натюрморта. Он использовал приемы импрессионизма, детально передал красоту и грацию девочки, отразив женственность и нежность героини, несмотря на ее юный возраст.

Благодаря уникальной технике художнику удалось объединить в портрете Веры Мамонтовой статику и динамику, создать гармонию между светом и тенью. Он смог объединить красоту человека и вещей, создав светлую и радостную картину, наполненную теплом и юностью.

А какие чувства вызывает картина Валентина Серова «Девочка с персиками» у Вас?

  • Рассказ о картине витязь на распутье васнецов
  • Рассказ о картине васнецова иван царевич на сером волке 3 класс литературное чтение
  • Рассказ о карликовой березе в тундре
  • Рассказ о карле великом по истории 6 класс кратко
  • Рассказ о карле брюллове