Рассказ о картине неравный брак

Было время, когда от своих знакомых приходилось слышать, мол, делать в наших художественных галереях нечего и смотреть там тоже не на что. Я, конечно, осознавал, что Лувром, Уффици или Эрмитажем белорусы не обладают, но пытался доказать: в наших музеях хватает достойных произведений со своей историей, легендами и скрытыми культурными кодами. Вы тоже не верите? Сегодня мы запускаем постоянную рубрику, в рамках которой вместе с экспертами каждую неделю будем на пальцах разбирать одно из любопытных произведений искусства, находящихся в белорусских музеях.

А начнем, пожалуй, с самой известной и популярной работы, хранящейся в Национальном художественном музее. О ней, кажется, слышали все. Это «Неравный брак» Василия Пукирева. Почему это шедевр, кто изображен на полотне и как картина повлияла на ход истории, нам рассказал ведущий научный сотрудник музея Дмитрий Солодкий.

Был ли Пукирев известным художником?

Василия Пукирева точно не назовешь широко известным художником. Он родился в Тульской губернии, учился иконописи в Могилеве, писал для храмов, а потом поступил в Московское художественное училище и какое-то время жил на Большой Лубянке. На фоне признанных российских мастеров Пукирев не особо выделялся, но в 1862-м он создал картину «Неравный брак», сразу же ставшую необычайно популярной. Ее выставили в Петербурге, а потом даже отправили на всемирную выставку в Париж.

— Есть музыканты, прославившиеся благодаря одной песне, а есть художники, которых мы знаем по одной картине. К их числу относится Пукирев. Он широко известен только одной своей работой — «Неравным браком», за которую сразу же получил звание профессора живописи в Академии художеств,  рассказывает Дмитрий. — В дальнейшем ее для своей коллекции приобрел Третьяков. Больше ничего выдающегося художник сделать не смог и себя не превзошел. Наверное, поэтому в 1875-м, спустя 13 лет, он создает копию «Неравного брака». Возможно, ему просто хотелось заработать. Это, кстати, не было чем-то зазорным. Например, представленный в нашем музее Василий Максимов 30 раз повторил свою работу «Все в прошлом», потому что эти авторские копии у него отрывали буквально с руками. В дальнейшем Пукирев преподавал, но в итоге умер в абсолютной бедности. Чтобы хоть как-то прокормиться, он даже распродавал свою коллекцию работ других художников. В забытьи не был, но дела у него в конце жизни обстояли совсем плохо.

Что изображено на полотне?

Перед нами сцена венчания пожилого жениха и молодой невесты, которая согласилась на обряд явно не по своей воле и от этого не в силах сдержать слезы. За происходящим наблюдают гости, собравшиеся за спинами «молодоженов».

Есть несколько гипотез, почему Пукирев взялся за эту тему. Вот некоторые из них.

  1. Идею подсказал приятель Пукирева художник Петр Шмельков.
  2. Друг Пукирева Сергей Варенцов был влюблен в Софью Рыбникову, которую родители отдали за богатого купца Андрея Карзинкина. Разница в возрасте между ними составляла 13 лет. Жизнь сложилась так, что Варенцов вынужден был присутствовать на венчании возлюбленной в качестве шафера. Первоначально художник изобразил Сергея на картине, но из-за гнева друга полотно пришлось переделать.
  3. Художник сам оказывался в подобной ситуации, о чем даже писал известный журналист Владимир Гиляровский. Родители девушки в итоге предпочли Василию более обеспеченного жениха.

Кого написал художник?

Всего на полотне можно увидеть 11 человек. Часть из них — это реальные люди, жившие в одно время с Пукиревым.

  • Невеста. В 2002-м работники Третьяковской галереи получили достоверную информацию, что это Прасковья — та самая возлюбленная художника, которая стала супругой некоего обеспеченного старика. Свою жизнь она закончила в богадельне. Но, как считает Солодкий, речь идет не о бедняцком приюте, а о пансионате для богатых и одиноких дам.
  • Задумчивый мужчина, стоящий за спиной жениха. Это ремесленник Гребенский. Он обещал Пукиреву сделать для картины необычайно красивую раму и, возможно, таким образом хотел оказаться среди персонажей произведения.
  • Бородач со скрещенными руками. Это автопортрет самого Пукирева. Изначально на этом месте был изображен друг художника, но, как мы говорили выше, его изображение пришлось заменить. В итоге мастер написал себя.
  • Мужчина слева от Пукирева. Так художник изобразил своего друга, художника Петра Шмелькова. Он был известен в первую очередь как карикатурист. Его работы находятся в фондах Третьяковской галереи и Русского музея.

Что касается личности жениха, то она, как считают исследователи, сборная. Что-то было взято от определенных помещиков и от внешности повара, работавшего в семье Варенцовых.

А как трактовать другие символы на полотне?

К примеру, на пожилом женихе изображен орденский крест Владимира II степени и соответствующая ему звезда. Такую награду в России вручали за долгую и беспорочную службу государству. Если современному зрителю этот знак на картине ничего не скажет, то во времена Пукирева одной такой детали хватало, чтобы понять  на картине изображен состоятельный человек.

Кроме того, у полотна есть мистические трактовки.

— Рассказывают, что, дескать, на картине представлены сразу три невесты пожилого мужчины. Ведь кроме девушки на холсте можно увидеть еще двух старух. И некоторые утверждают, что Пукирев таким образом показал умерших жен старика, с презрением глядящих на бывшего мужа, — говорит Дмитрий.

Почему картина вызвала фурор?

Как считает Солодкий, Пукирев вскрыл гнойник существовавшей тогда проблемы и здорово хайпанул. Дело в том, что в России среди стариков было модно брать в жены девушек, не особо интересуясь их желанием. Церковь со временем начала запрещать браки с огромной разницей в возрасте, но это мало кого волновало. Прогрессивные художники и писатели отвечали жестко и точно. Пукирев первым из художников создал масштабное полотно на данную тему, а Александр Островский посвятил проблеме две известные пьесы: «Бедная невеста» и «Бесприданница».

Илья Репин писал, что Пукирев этой работой знатно попортил кровушки пожилым генералам.

Репин даже сам был свидетелем того, как его возрастной приятель отменил свадьбу с молодой женщиной, поскольку не хотел, чтобы его сравнивали с героем картины «Неравный брак».

В Минске находится оригинал или копия?

Оригинал находится в Москве в Третьяковской галерее, в Минске же висит авторское повторение. Как оно оказалось в Беларуси? С этим связана любопытная история.

— В послевоенное время директору нашего музея Елене Аладовой кто-то подсказал, что в коллекции семьи дрессировщиков Дуровых в Москве есть неплохая копия «Неравного брака» в исполнении, возможно, какого-то ученика Пукирева, — объясняет Дмитрий. — Но Аладова предположила, что это тот самый авторский повтор, о судьбе которого ничего не было известно. Директор решила купить его для нашего музея, Дуровы были не против. В тот же день она отвезла работу в Третьяковку, где эксперты, сравнив копию с оригиналом, пришли к выводу, что это тоже картина Пукирева. Узнав об этом, Дуровы увеличили ценник в десять раз. Деньги, как известно из воспоминаний сотрудников музея, собирали по предприятиям, чтобы картина в итоге попала в Минск.

«Неравный брак» — это шедевр?

Солодкий считает, что шедевр определить сложно. Обычно время само расставляет все по своим местам, и у каждого поколения шедевры свои.

— Но давайте задумаемся, что совершило данное произведение? — предлагает Дмитрий. — Оно повлияло на реальные судьбы людей, развитие истории неравных браков. Эта картина вписана не только в личный опыт художника, но и в события, происходившие вокруг. Данное полотно  жемчужина критического реализма, одно из самых узнаваемых произведений второй половины позапрошлого века. И, на мой взгляд, оно подходит под определение шедевра.

Увидеть картину можно ежедневно (кроме вторника) в Национальном художественном музее. Произведение находится в коллекции русского искусства XVIII нач. ХХ века.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Василий Пукирев (1832 — 1890) и Константин Флавицкий известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

 

 

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр — это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева — это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук — всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте — всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

— Не противен ли я вам?
— Нет, — ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.

 

 

Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?

 

 

И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.

 

 

Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених — на невесту, невеста — в пол, друзья жениха — тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.

Есть картины с явно агрессивными сюжетами, с изображением битв и сражений, но ещё более страшны и печальны те сюжеты, в которых беда скрывается под невинным обличием. Одной из таких картин является произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Какую же тайну хранит известное полотно и чем так привлекает зрителей?

Увы, не всегда браки заключались по любви. Иногда юные красавицы попадали в руки «Кощеев Бессмертных», вот только в отличие от сказок принц не являлся для того, чтобы освободить из плена. И девичья красота вынуждена была постепенно вянуть в заточении и в объятиях нелюбимого старца. Такие ситуации были далеко не редкими. Возможно, именно поэтому и суждено было увидеть свет этому шедевру.

Но для тех, кто ещё не знаком с работой известного художника следует рассказать, в чём заключается сюжет «Неравного брака».

На первом плане изображена милая и печальная невеста. И сами по себе вспоминаются слова некогда популярной песни «невеста печальная, надела кольцо обручальное…». Девушка обречённо протягивает пальчик в сторону священника, который вот-вот должен провести обряд обручения. И душой угадывается как дороги невесте эти последние секунды свободы. Её ещё детское лицо, белоснежное платье говорят о невинности чувств и мыслей и словно окружают невесту особым светом.

Но в церкви присутствует и тот, для которого данное таинство схоже с истинным наслаждением. Это обеспеченный жених, преклонного возраста, который вот-вот поймает голубку в свои сети. Он с нетерпением взирает на девушку, осознавая свою власть.

Старец держит свечу, следуя общепринятым традициям и демонстрируя своё уважение к ним. Но на самом деле его вид настолько надменен, что несложно догадаться – он ставит себя выше всяческих людских законов.

Он бросает жёсткий взгляд на юную красавицу и явно недоволен тем, что она не может сдержать слёз. Не сложно догадаться, что едва уединившись, девушка получить серьёзный разговор со своим новым мужем. И будет обязана во всём ему подчинять и даже улыбаться и плакать тоже по приказу своего супруга. Но сейчас её душа никак не может добровольно расстаться с юностью и слёзы невесты непослушно капают на платье.

Неприятным является выражение лица самого священника, который знает или во всяком случае догадывается, что подобный союз навряд ли был бы угоден Богу. И всё равно соглашается провести венчание.

Помимо центральных фигур на картине есть и те, которые с первого взгляда не привлекают к себе внимания, но на самом деле изображены здесь вовсе не случайно. Видимо невесту выдают «за деньги», то есть по расчёту и те, кто присутствует в церкви имеют в этом деле свой интерес.

Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Поэтому, при разгадке тайны картины была выдвинута версия, что эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха. Но «вышли в отставку» потеряв свою юность. И не такая ли судьба была уготовлена очередной красавице, на которую пал выбор сладострасца?

Молодой человек молча стоит за спиной юной девушки. Он скрестил руки на груди, словно пытаясь совладать с собой или оградить себя от происходящего пафоса. Он статен и красив и похож на самого художника. Поэтому закрадывается мысль о том, что на полотне разворачивается сюжет печальной истории из жизни самого мастера.

Сначала подобная история сложилась у его близкого друга. Девушка вышла замуж за человека, который был старше её на 13 лет. И друг художника был приглашён на венчание в качестве шафера. Такой сюжет подарила художнику сама жизнь и он не мог его пропустить.

Но когда сам приятель узнал, что его страдания могут быть увековечены, то он устроил скандал и поэтому мастер придал мужской фигуре своё лицо. Тем более, что к тому времени он и в самом деле испытывал те же терзания, что и персонаж с его плотна.

Картина была принята критиками совершенно грандиозно. Потому, что автору удалось отобразить актуальную проблему, о которой так старательно умалчивало высшее общество.

Правда художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирёв взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.

Тема бесправия женщин волновала не только художников, но и поэтов, и писателей. Ведь именно в то время появились такие произведения, как «Бесприданница», «Дубровский», «Гроза» и др.

Молодых девушек из несостоятельных семей выдавали замуж насильно. А руководило родственниками только одно — жажда наживы. Но сам художник, который так талантливо рассказал о чужой судьбе, будто продал дьяволу свою собственную.

Его новые картины не находили покупателей. И личная жизнь молодого человека не ладилась. Он так и не смог встретить женщину всей своей жизни. Бросил работу и стал искать утешение в алкоголе, постепенно и безвозвратно спиваясь.

Мастер, чьё имя было известно на всю Россию теперь был вынужден жить только на те деньги, которые давали ему друзья. И умер он так же неприметно, как и провёл последние годы своей жизни.

Вот уж на самом деле права народная мудрость – за всё надо платить.

См.также:

О знаменитой картине «Сватовство майора»

История в картинах

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Приезд учительницы в деревню: что на самом деле изображено на картине

Сколько раз видел эту картину, но никогда не задумывался, почему этот казак без рубашки

«Неравный брак» — картина Василия Владимировича Пукирева (Vasily Vladimirovich Pukirev), созданная в 1862 году, считается главным произведением творчества художника. Она написана в характерной для живописца реалистичной манере.

Перед зрителем — сцена венчания. Глубокие коричневые тона передают атмосферу внутри церкви, освещённой лишь тусклым пламенем свечей. На заднем плане едва проступают лампады и иконы. Ярко выделяется невеста в подвенечном платье жемчужного оттенка. Священник склонился, чтобы надеть девушке кольцо, которая задумчиво опустила глаза. Рядом с новобрачной — жених в парадном костюме с орденом князя Владимира II степени на груди. На его старческом лице, со следами характерных возрастных изменений, печальная улыбка и сожаление. Он знает: брак фиктивный, юная, заплаканная девочка, не станет ему настоящей супругой, зато очень скоро сделается богатой вдовой. Остальные действующие лица откровенно скучают, понимая формальность происходящего. Лишь в правой части картины активный зритель: молодой человек со скрещенными на груди руками и осуждающим взглядом.

Символичен и едва проступающий образ старухи на холсте. Возможно, это сама Смерть расположилась за плечом престарелого жениха и неотрывно смотрит на него. Ни золотое шитьё на ризе священника, ни украшения новобрачной, ни огонь венчальных свечей не в состоянии развеять тяжкий полумрак.

Василий Пукирев. Картина «Неравный брак», 1862

  • Название картины: «Неравный брак».
  • Автор: Василий Владимирович Пукирев (1832-1890).
  • Год написания: 1862 год.
  • Размер: 173 х 136,5 см.
  • Стиль: Реализм.
  • Жанр: Бытовой.
  • Техника: Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Владимирович Пукирев — известный русский художник XIX века, написал свою картину «Неравный брак» сразу после окончания Московского училища живописи. Меньше чем через год, на академической выставке, его работа была высоко оценена критиками. Автор получил за неё звание профессора.

Толчком к созданию шедевра могла послужить история романтической страсти художника. По мнению писателя и критика Владимира Гиляровского, в образе невесты изображена Прасковья Матвеевна Варенцова, на которой хотел жениться Василий Владимирович. По другой версии — сюжетом послужила несчастливая любовь одного из его друзей. На предварительном эскизе, позади невесты, изображён друг живописца, купец Сергей Варенцов. Но потом он не захотел позировать, поэтому в оригинале мастер изобразил себя самого.

Василий Пукирев. Эскиз «Неравный брак», 1862

Картина «Неравный брак» Василия Владимировича Пукирева — самая передовая и трагическая работа русской художественной школы. Автор отобразил тяжёлое положение женщины-бесприданницы. К теме семьи и свадьбы он обращался не раз, но «Неравный брак» остаётся наиболее известным и символичным образцом его творчества.

История создания, описание и сочинение по картине «Неравный брак» русского художника Василия Пукирева.

Кто написал картину «Неравный брак»

Автором картины является известный русский художник, живописец, мастер жанровой сцены Василий Владимирович Пукирев (1832-1890). На счету художника немало настоящих шедевров живописи — «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», «Сбор недоимок» и другие, но главным шедевром Василия Пукирева является картина «Неравный брак».

Неравный брак картина Пукирева

«Неравный брак» история создания картины

Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств.

Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Браки, которые совершались с большой разницей в возрасте, зачастую исходя только из материальной выгоды и нередко против воли молодых девушек, были частым явлением. В середине XIX века данный вопрос стоял остро и осуждался многими современниками.

Не потеряла актуальности картина и сегодня. Хотя в наше время крайне редки и зачастую не на слуху являются браки, которые осуществляют помимо воли невесты, однако браки с большой разницей в возрасте, которые явно был заключены только с целью наживы и обогащения, продолжают оставаться актуальными и, пожалуй, будут оставаться таковыми, пока миром правят деньги и люди их имеющие.

«Неравный брак» описание картины

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Неравный брак фрагмент картины жених

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Неравный брак фрагмент картины невеста

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.

Неравный брак фрагмент

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.

Неравный брак картина Пукирева фрагмент

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Неравный брак фрагмент Пукирев

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

«Неравный брак» сочинение

Картина «Неравный рак» написана русским художником Василием Пукиревым в 1862 году. Шедевр русской живописи сегодня находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На этой картине автор изобразил быт и нравы своего времени, к которым относился с осуждением.

В XIX веке не редки были случаи, когда небогатые родители находили для своей невесты богатого жениха, который мог быть гораздо старше её по возрасту, в целях поднятия своего собственного благосостояния и положения в обществе.

На картине мы видим процесс таинства венчания в церкви. Престарелый жених берёт в жёны совсем юную девушку. Невеста, которая чувствует себя обречённой на супружескую жизнь с человеком, к которому не испытывает никаких чувств, выглядит опустошённой. Она безвольно поднимает руку, чтобы священнослужитель надел на её палец кольцо. Вторая рука со свечой поникла. Рядом стоит жених, будущий супруг, за которого её отдали против воли.

Старик одет «с иголочки». С надменным и строгим видом он смотрит на свою невесту, требуя тем самым беспрекословного подчинения. Он чувствует себя хозяином положения, которому никто не может сказать слова против.

В центре картины три фигуры — жених, невеста и священник. Фигура священника в контексте сюжета так же важна. Исподлобья он смотрит на бедную невесту, опустившую глаза. Он сочувствует заплаканной девушке, но ничего не может с этим поделать. Здесь уже всё предрешено и никто не сможет помешать происходящей несправедливости.

Не меньший интерес вызывают фигуры, которые находятся за спинами венчающихся. По левую сторону стоят представители жениха. Военный с любопытством и улыбкой рассматривает молодую невесту. Рядом стоит старая женщина — сваха. По правую сторону стоят представители невесты. У всех на лице написано недовольство тем, что происходит. Они демонстративно отворачиваются от сцены и хмурят брови, выражая своё несогласие и возмущение. Самый крайний мужчина справа — автопортрет самого Василия Пукирева. На картину самого себя он поместил, чтобы показать личное отношение к тому, что в его время царят такие нравы, которые противны здравому смыслу и всему человеческому.

Картина заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать невесте. Участь её предрешена. Теперь она будет вынуждена жить с человеком, которого не только не любит, но может даже ненавидит. Совсем в молодом возрасте она мечтала о высокой и искренней любви, счастливом браке, детях от любимого мужа, но всем её планам теперь просто не суждено сбыться, так как за неё её судьбу решили родители и тот человек, что стоит рядом и обладает большим влиянием.

Василий Пукирев своей работой в очередной раз указал на недостатки общества, и сделал ещё один шаг к тому, чтобы этот пережиток прошлого стал мало-помалу исчезать из культуры и обычаев в России. Невеста — это символ несправедливости, тот, чей образ должен указать людям на уничижительное отношение к женщинам, чтобы таких, как эта бедная девушка, больше никогда не было.

Неравный брак. Пукирев

Начнём с необычной детали картины Василия Пукирева «Неравный брак». Именно она поможет нам ответить на вопрос, почему же это шедевр.

Замечали ли Вы раньше, что на картине ТРИ невесты? По крайней мере три женщины, на которых надеты венки невесты.

Да, сама главная героиня вот-вот станет супругой пожилого мужчины. Но обратите внимание, что рядом с женихом, буквально за его плечом стоит дама.

Часто ее называют свахой. Тогда почему же на ней венок невесты? И стоит она как будто в белом одеянии…

Но есть ещё одна женщина с венком на голове.

Прямо за спиной священника!

Мы видим лишь часть лица. Но венок на ее голове тоже говорит о том, что она невеста.

Так кто эти дамы?

Если ту, что рядом с женихом, ещё можно было принять за реального человека. То та, что рядом со священником, никак не может быть реальной! Никто не может стоять так близко к нему во время церемонии бракосочетания.

Василий Пукирев. Неравный брак (деталь).

Василий Пукирев. Неравный брак (деталь). 1863. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

Это призрак! То есть обе пожилые дамы в венках – души умерших жён жениха…

Получается, что Василий Пукирев соединил в картине… реальность и мистику. И вот этот контраст и интересен.

Вот смотрите. С одной стороны перед нами реальная сцена. Юную девушку выдают замуж за мужчину, который старше её лет так на 40-50. Технически все изображено просто превосходно!

Художнику удалось мастерски передать реальный свет солнца вперемешку со светом свечей. Это очень сложно! Но Пукирев справился.

Ведь естественный свет холодный, а искусственный – тёплый. И вот мы видим, как разный свет делает кожу красноватой в одном месте и бледно-желто-розовой — в другом.

Василий Пукирев. Неравный брак (деталь).  

Все так натуралистично, что мы словно слышим треск свечей и видим летающие пылинки в рассеянном луче, льющемся из окна церкви откуда-то сверху…

Но этот же луч делает для нас видимым то, что НЕ видят герои картины. Двух старых женщин. 

И вот этот момент мистики завораживает. Оказывается, мужчина пережил двух жён! Это ещё больше усиливает контраст между женихом и невестой!

С одной стороны — пожилой мужчина, вокруг которого вьются призраки. И в его глазах нет ни капли сочувствия.

С другой стороны — юная девушка, почти ребенка. С тонкой полупрозрачной кожей. С заплаканными глазами и посиневшим виском. Она несчастна однозначно и бесповоротно. Потому что будущему мужу её ни капли не жаль. Как и родителям, которые отдают дочь за старика.

Этот контраст так поразил современников, что изменил общество!

В то время такие браки были повсеместны. За 2 года до этой картины Синод даже выпустил указ о недопустимости таких браков.

Но они продолжали свершаться. Картина же окончательно всколыхнуло общество и всем стало ясно: это НЕ норма! Зрелые мужчины стали отказываться от возможности жениться на слишком юных девушках.

Но не только это сделало картину шедевром.

Почему ещё это шедевр

Василий Пукирев мастерски использовал приём «Мгновение ДО». Это когда мы видим, что художник как бы останавливает мгновение за секунду до кульминации.

Василий Пукирев. Неравный брак (фрагмент)

Ведь невеста уже протянула руку, чтобы священник надел ей кольцо. И все это тоже на основе контраста. Светлая рука девушки почти касается темной руки священника. Ещё секунда и ее свобода прервётся. Она будет женой этого мужчины. Она принесёт себя в жертву. Ради славного имени своей семьи.

Дело в том, что перед нами Прасковья Матвеевна Варенцова. Она была внебрачной дочерью дворянина. Семья хоть знатная, но не богатая. Замужество позволяло неплохо пристроить девушку, которой нечего было и надеяться на наследство от отца. У него были и законнорождённые дети.

Ссылка на бесплатный курс

Также по письмам современников мы можем предположить, что в девушку был влюблён сам художник, Василий Пукирев. Но несмотря на то, что она была внебрачным ребёнком, ее не готовы были выдать за крестьянина. Ведь Пукирев был из низшего сословия. И стал художником исключительно благодаря своему таланту.

И вот девушка лет 16-17, когда так хочется любить, обречена на несчастный брак. Вот она ещё свободна перед нами. Но ещё мгновение, и все, кульминация! 

Первым такой прием использовал Микеланджело. Он изобразил мгновение до того, как человек оживет от прикосновения Бога.

Фреска Микеланджело сотворение Адама

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан. Wikimedia Commons.

Именно этот мастерски обыгранный приём «Мгновения ДО» сделал картину особенно драматичной. Несмотря на то, что мы не видим никаких сложных поз, сильных слез.

Казалось бы, вот на этой картине Фирса Журавлева тоже несчастная невеста. Ей тоже приходится жертвовать собой. Возможно, выдают ее для того, чтобы поправить положение семьи. Тоже за старого, но богатого.

Фирс Журавлев. Перед венцом.

Фирс Журавлев. Перед венцом. 1874. Русский музей, Санкт-Петербург. Rusmuseumvrm.ru.

Девушка закрыла лицо руками. Она глубоко несчастна. Рядом с ней обескураженный отец, которому неловко от чувств дочери. Но очевидно, он НЕ освободит ее от этой жертвы.

Согласитесь, позы и жесты здесь гораздо более драматичны. Но все же более спокойное в этом плане полотно Пукирева вызывает, как ни парадоксально, больше эмоций у зрителя. И секрет этого в том числе в приеме «Мгновения ДО».

PS. В 2002 году стала известна судьба девушки с картины Пукирева «Неравный брак».

В Третьяковскую галерею попал ее портрет, нарисованный художником В. Суховым 44 года спустя.

Сухов. Портрет П.М. Варенцовой

Своей рукой Сухов написал на этом рисунке: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»…

Очевидно, что брак не избавил женщину от материальных забот. В богадельни попадали вдовы, у которых не было возможности себя содержать после смерти мужа. Получается, что жертва была напрасной…

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

Архив статей

Ссылки на репродукции:

В. Пукирев. Неравный брак: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/neravnyy-brak

Ф. Журавлев. Перед венцом: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_4161/index.php

  • Рассказ о картине н рачкова девочка с ягодами
  • Рассказ о картине девочка с персиками
  • Рассказ о картине витязь на распутье васнецов
  • Рассказ о картине васнецова иван царевич на сером волке 3 класс литературное чтение
  • Рассказ о карликовой березе в тундре