Рассказ о католической церкви в средние века 6 класс

Католическая церковь


Католическая церковь

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 245.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 245.

Христианство исторически состоит из нескольких церквей и самой крупной из них является католическая церковь. Она также известна, как римско-католическая, так как центром этой церкви является город Рим, а точнее – резиденция Папы Римского в Ватикане.

Античность и Средние Века

Термин “католический” взят из греческого языка и означает “вселенский”. Церковь является вселенской, так как в ней присутствует Христос. Термин ведет свою историю со II века нашей эры, но с XI века он стал использоваться для названия христианской церкви в Риме.

Папа Римский

Рис. 1. Папа Римский.

Современная католическая церковь ведет свою историю от апостольских времен, то есть с I века н.э. В Риме тогда проповедовал христианство апостол Петр (с 43 по 67 или 68 год), хотя сама римская империя была языческой. Он погиб во время гонений императора Нерона. Именно поэтому основным собором католической церкви является собор Святого Петра в Ватикане.

Папское государство на территории Италии было создано в середине VIII века. В IX веке произошел первый раскол между Римом и Константинополем, но окончательно церкви разошлись в 1054 году.

К этому моменту уже почти 100 лет, с 962 года существовала Священная Римская империя. Ее первый император был коронован папой Иоанном XII.

Великая схизма 1054

Рис. 2. Великая схизма 1054.

Великая схизма

Разделение церквей произошло в 1054 году и это событие вошло в мировую историю под названием “великая схизма”. Раскол произошел из-за разногласий между папой римским и Константинопольским патриархом. Последнего поддержали четыре других восточных патриарха. В Константинополе (современный Стамбул) были закрыты латинские церкви из-за разногласий за сферы влияния на юге Италии и из-за борьбы с норманнами, которые там обосновались.

После смерти папы римского Льва IX, в июле 1054 года, папские легаты предали анафеме Константинопольского патриарха, а через 4 дня он предал анафеме их самих. Однако, “великая схизма” не означала еще полного раскола церквей. В 1096 их сблизил Первый крестовый поход, но уже в 1098 году крестоносцы изгнали из Антиохии греческого патриарха, а в 1099 поставили латинского патриарха в Иерусалиме.

В 1182 году в Константинополе произошел погром латинского квартала, а в 1204 году его взяли крестоносцы и создали Латинскую империю, которая существовала до 1261 года. В XIV-XV веках было несколько попыток сближения западной и восточной церквей, например, в 1439 между ними была заключена Флорентийская уния с целью защиты от османской экспансии. В 1453 году Константинополь заняли турки и униатский патриарх был изгнан в Италию, а его место заняли противники католичества.

Взаимные анафемы были сняты в 1965 году, когда произошла историческая встреча Папы Римского Павла VI и патриарха Константинопольского Афинагора I в Иерусалиме.

Кратко о католической церкви рассказывают в учебнике истории 6 класса, именно из него школьники узнают о “великой схизме” 1054 года, но лучше изучать ее по учебникам религиоведения.

Ватикан

Рис. 3. Ватикан.

Заключение

Что мы узнали?

Католическая церковь – одна из христианских церквей на планете. Она ведет свою историю от апостола Петра, который погиб в языческом Риме. Ее главой является Папа Римский, а его резиденция расположена в Ватикане.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анна Кукушкина

    5/5

  • Анастасия Дёмина

    5/5

  • Явкун Максим

    5/5

  • Жека Корташов

    4/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 245.


А какая ваша оценка?

Слайд 1

Католическая церковь в Западной Европе в С редние века. Курносов Ю.Б. – учитель истории.

Слайд 2

Католический собор – главный храм города.

Слайд 3

Католический храм – Вид снаружи и витраж.

Слайд 4

Церковь стала важным элементом социально-политической системы средневекового феодализма. Притязания церкви простирались на все сферы жизни общества. Она ведала множеством дел, экономических, политических, социальных, судебных. С помощью системы наказаний церковь воздействовала на рядовых мирян, но и на своих служителей. Тяжким наказанием был интердикт, временное запрещение, даже для целой территории или страны, совершать обряды и богослужения. Церковное отлучение, не допускавшее человека к церковным таинствам и обрядам, исключало его из системы общественных связей. Подданные освобождались от присяги отлученному государю. Наконец, торжественное церковное отлучение и проклятие (анафема) лишало человека всяких гражданских прав и ставило его вне закона.

Слайд 5

Церковь провозглашала феодальный строй божественным , оправдывала социальные и этнические противоречия, эксплуатацию трудящихся. Религия стала важнейшим идеологическим орудием господствующего класса. В отдельные периоды истории церковь выступала и как сила, сплачивавшая общество, как хранительница нравственных и культурных традиций, как организация, взывавшая к милосердию к страждущим и пытавшаяся оказать им помощь. Начинается период быстрого возвышения папства, роста его могущества, опиравшейся на жесткую церковную иерархию и собственную материальную базу. Папская курия располагала большими финансовыми возможностями, чем монархи.

Слайд 6

Изо всех католических стран в Рим стекались доходы от земельных владений церкви, от церковной десятины, разнообразных церковных сборов, от налогов с отдельных епископств. Усилению папства способствовало то, что к концу XI века большинство европейских стран переживало период феодальной раздробленности. Папа Римский – глава Библия – священная книга к атолической церкви христиан Церковь – организация Евангелие — священная Верующих и духовенства книга о земной жизни Клир – духовенство И. Христа Духовенство – священники Еретик – верующий по Обет – клятва другому или не верующий Молитва – обращение к индульгенция – бумага о богу прощении грехов

Слайд 7

Сплоченная католическая церковь стала влиятельной силой. В условиях ослабления королевской власти, нарастания феодальных противоречий авторитет церкви, опиравшейся на справедливой основу — Священное писание и церковную традицию, —возрос. Церковь «являлась реальной связью между различными странами», она стала «крупным центром феодальной системы ». Церковная организация охватывала все население Западной Европы. На местах клир образовывал своеобразную иерархическую систему. Подчиненные епископату и римской курии низшие чины церкви должны были образовывать дисциплинированную армию, возглавляемую папой. В католической церкви право чтения и толкования Священного писания принадлежало только духовным лицам, а с развитием национальных языков латынь — официальный язык церкви — делалась все более непонятной для широких масс.

Слайд 8

О рудием влияния католической церкви на средневековое общество была монополия на образование, сохранявшаяся вплоть до возникновения университетов и городской культуры. В светской администрации места, требовавшие образования, замещались клириками. В руках духовных лиц находилась переписка книг, документов, В XII веке римская церковь создает теократическую монархию с мощной общеевропейской финансовой базой, судебной системой, разветвленной бюрократией как в Риме, так и на местах, изощренной дипломатией. Папство присваивает себе исключительное право созыва вселенских соборов.

Слайд 9

Инквизиция – церковный суд против еретиков

Слайд 10

Следствие в инквизиции в виде пыток

Слайд 11

Предание огню колдуньи

Слайд 12

Термины на повторение изученной темы: Монополия университет культура администрация латынь Клирик церковь теократия монархия финансы иерархия Бюрократия дипломатия авторитет традиция клир епископ Десятина налог феодал эксплуатация милосердие монарх Феодализм миряне обряд богослужение таинства анафема Вопросы на повторение изученного материала: Структура власти в католической церкви. Имущество католической церкви . Источники существования католической церкви . Заслуги перед светской властью у католической церкви . Заслуги перед духовной светской культурой у католической церкви . Отличие в вероучении между католической и православной ц ерквами.

«Римско-католическая церковь в средние века»

С V века христианство становится единственно признанной религией Римской империи.

Католическая церковь была построена по иерархическому принципу. Во главе — папа римский; затем — архиепископы, епископы, аббаты, священники, монахи. Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла католическая церковь в Европе.

Земли Римской области и Равеннского экзархата (наместничество) были объединены в Папское государство (VIII в.). Во время феодальной раздробленности церковь была единственной сплоченной организацией (XI—XIII вв.).

Церковь была крупнейшим земельным собственником. С земель, принадлежавших ей, церковь собирала десятину — налог в виде десятой части денежных и натуральных доходов крестьянского двора.

Римско-католическая церковь торговала должностями епископов и аббатов (до XI в.). Продавала индульгенции — грамоты, освобождавшие преступников от груза от угрызений совести, от наказаний, обещавших прощение грехов.

В годы правления папы Григория VII в католической церкви были проведены реформы (XI в.):

  • запрещены браки священникам (целибат — обет безбрачия);
  • запрещена покупка церковных должностей (симония);
  • новый порядок выбор папа — право выбора принадлежало кардиналам.

Церковь имела привилегии — право на собственный суд. Все преступления связанные с грехом, подлежали суду церкви (ересь, колдовство, клевета и т.д.).  Был учрежден особый суд для расправы с «еретиками», вероотступниками и инакомыслящими — инквизиция. Делами ереси занимался орган монахов-доминиканцев (с 1232). Инквизиция добилась права пытать подозреваемого (с 1252).

церковь в средние века

Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе. Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией.

Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти.

Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых.

Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство «установлено богом». Тем самым церковь тормозила общественное развитие. Низкий уровень развития производительных сил в средние века (следствием чего являлась огромная зависимость основного производителя материальных благ — крестьянина от стихийных сил природы), социальный гнёт, невыносимой тяжестью лежавший на народных массах, а также культурная отсталость — всё это обусловливало господствующую роль религиозной идеологии в феодальном обществе и создавало чрезвычайно благоприятные условия для всевозможных суеверий.

Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.


Конспект урока «Католическая церковь в средние века».

Следующая тема: «Средневековый город и урбанизация«.

История, 6 класс

Урок 09. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению роли католической церкви в жизни общества в средневековой Европе.

Тезаурус

Католицизм – это одно из основных направлений христианства, оформившееся в Западной Европе.

Крестовые походы – это военные походы на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные католической церковью в 1096 – 1270 гг. для борьбы против «неверных», освобождения Святой земли и Гробы Господня.

Ересь – это религиозное учение, противоречащее основным положениям господствующей католической церкви, отступление от «истинной веры».

Духовенство – это общее название всех служителей церкви, составлявших привилегированное первое сословие средневекового общества.

Индульгенция – это полное или частично отпущение грехов; грамота об отпущении грехов, выдаваемая за деньги католической церковью от имени папы римского, также называлась индульгенцией.

Папа римский – это глава христианской церкви на большинстве территорий Западной Римской империи в раннем средневековье, после раскола христианской церкви в 1054 году – глава католической церкви. Также епископ города Рима. Избирался пожизненно собранием кардиналов.

Кардинал – это второй по значимости ранг в иерархии западнохристианской церкви после папы римского.

Епископ – это священнослужитель высокого ранга.

Диакон – это первая ступень священного сана.

Аббат – это монах, настоятель католического монастыря (аббатства).

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2019.
  2. Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
  4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
  8. Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
  9. Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
  10. Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
  11. Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).
  12. Сайт: http://ritterburg.ru – Сайт о рыцарях и Средневековье.
  13. Сайт: http://byzantion.ru – Сайт «Византийская держава».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

За первое тысячелетие христианство распространилось почти по всей Европе. Постепенно церковь приобрела большое политическое значение и стала играть значимую роль в жизни общества. Почему христианская церковь приобрела такое могущество? Попробуем понять, как она формировала мировоззрение средневековых европейцев и влияла на политическую жизнь Европы.

Средневековое общество жило в ожидании Страшного суда, поэтому вопросы благочестия, регламентации жизни и исполнения заповедей были важной частью сознания Европейцев. Это давало возможность духовенству активно влиять на повседневную и политическую жизнь. Их трёх сословий: молящиеся, воюющие и трудящиеся, на которые делилось средневековое общество, главным считалось духовенство. В X в. монастырь аббатства Клюни во Франции начал реформу, добиваясь освобождения монастырей от власти сеньоров. В результате католическая церковь достигла большого могущества и приобрела огромные богатства. Римские первосвященники участвовали во всех делах государств и пытались влиять на императора и королей.

Наряду с аббатствами большую роль играли объединения монастырей – ордена, имеющие разную специализацию. Были ордена крестоносцев, просветительские, нищенствующие, проповедующие бедность и аскетизм. Крайние формы религиозных движений превращались в ереси – учения, противостоящие официальной идеологии католицизма. Папская власть вела борьбу с еретиками путём отлучения от церкви, военных походов и суда инквизиции.

Период с XI по XIII века время Крестовых походов – массового движения рыцарей и простолюдинов в Палестину с целью отвоевания Гроба Господня и изгнания мусульман из Святой земли. Кроме религиозной причины этого явления были в стремлении получить новую землю и богатство, открыть торговые пути, приобрести новые владения. В ходе Крестовых походов сложились новые феодальные государства и произошло столкновение с Византийской империей, закончившееся разорением в 1204 году Константинополя.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пропуск в тексте. Для этого наберите пропущенное слово или словосочетание на клавиатуре компьютера.

_____________________ – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Правильный вариант:

Сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Задание 2. Установите соответствие между понятиями и соответствующими им определениями.

Понятие

Определение

1) Десятина

а) Церковный суд

2) Инквизиция

б) Вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения

3) Индульгенция

в) Десятая часть дохода выплачиваемая, как налог

4) Реликвия

г) Грамота о прощении грехов

Правильный вариант:

Понятие

Определение

1) Десятина

в) Десятая часть дохода выплачиваемая, как налог

2) Инквизиция

а) Церковный суд

3) Индульгенция

г) Грамота о прощении грехов

4) Реликвия

б) Вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения

§ 11. Средневековая церковь и духовенство

Христианская церковь в жизни средневекового общества

В Средние века большинство европейских стран были христианскими. Христианство было тем, что связывало страны Европы, даже враждовавшие между собой. Общим для их населения был взгляд на мир, единые правила поведения.

Христианский священник

Христианская церковь помогала светским правителям регулировать сложные отношения между людьми, заботилась о больных, стариках и сиротах, открывала школы. Священники крестили детей, венчали молодожёнов, отпевали покойников. Будучи людьми образованными, они часто занимали важные посты при дворах европейских правителей и давали советы императорам, королям, герцогам.

Церковь старалась, чтобы усобицы между феодалами не наносили другим людям слишком большого вреда. Она требовала от феодалов заключать «Божий мир» – соглашение о правилах ведения войны. Воинам запрещалось нападать на безоружных людей: священников, женщин, крестьян; воевать от заката дня в среду до восхода в понедельник и в дни церковных праздников. Таким образом, для ведения военных действий оставалось только сто дней в году.


Вспомните, какую роль сыграла церковь в становлении средневековой культуры.

Раскол христианской церкви

В течение нескольких веков христианская церковь вырабатывала своё учение и правила богослужения. Между сторонниками различных точек зрения часто вспыхивали споры. Важную роль в выработке учения христианской церкви имели собрания всех церковных руководителей – Вселенские соборы. На них в IV веке был принят Символ веры – краткое изложение христианского учения.

Римский папа. Средневековый рисунок

С IX века усилились разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Западная церковь внесла изменения в Символ веры, в то время как византийские христиане продолжали почитать его в неизменном виде. Но главной причиной противоречий стало различие взглядов на роль римского папы в жизни церкви. На Западе папу называли главой всех христиан, считая, что его авторитет выше решений Вселенских соборов. Византийцы не признавали власти папы над собой, полагая, что решения одного человека не могут быть выше постановлений соборов.

Константинопольский патриарх

Противоречия обострились, и в 1054 году произошёл раскол единой прежде церкви на православную (восточную) во главе с константинопольским патриархом и католическую (западную), подчинявшуюся римскому папе. Так возникли два христианских мира – православный и католический.

Различия между двумя ветвями христианства со временем усилились. Папу римского поддерживали короли государств, созданных на землях Западной Римской империи. Они нуждались в поддержке церкви, имевшей большое влияние на верующих. Со временем папы стали претендовать не только на духовную власть в церкви, но и на господство над всеми королями и императорами. В отличие от них, патриархи Византии обладали лишь духовной властью. Они зависели от могущественных императоров, хотя и имели огромное влияние в империи. Противоречия между двумя центрами христианства усугублялись и различиями в богослужении.

Духовенство – первое сословие средневекового общества

Христиане полагали, что спасение души верующего возможно только через церковь. Поэтому не случайно первым из сословий средневекового общества было духовенство. К христианским священникам относились с почтением, так как их обязанностью было молиться за души всех христиан. Они не платили податей, сама же церковь содержалась за счёт церковной десятины – десятой части доходов, которую должно было выплачивать всё население страны.

Считалось, что церковь и духовенство являются посредниками между Богом и человеком, а спастись от адских мучений человек сможет, только если во всём будет следовать наставлениям священников. Священники отличались от остальных христиан – мирян. Согласно христианскому учению, они обладали особым качеством, божественной силой – благодатью, которая чудесным образом передавалась от Иисуса Христа через его учеников-апостолов священникам. Для того чтобы стать священником, человек должен был пройти особый обряд посвящения и дать обет. Благодаря этому духовенство имело право проводить богослужение, исповедовать, отпускать грехи мирянам, крестить детей, причащать умирающих. Во всех католических странах богослужение проходило единообразно на латинском языке в одно и то же время, по единому календарю.

Средневековое духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством считались монахи, отказавшиеся от соблазнов обыденной жизни и ушедшие от мира для уединённой молитвы. Белым духовенством называли священников, служивших в своих приходах и не дававших монашеского обета. В католической церкви, в отличие от православной, как чёрному, так и белому духовенству были запрещены браки.

Архиепископ Кёльна с изображениями построенных им церквей

Организация христианской церкви подчинялась строгой иерархии. Во главе католической церкви стоял римский папа, которого считали наместником Иисуса Христана Земле. Папа был ещё и светским владыкой, управляя расположенной в центре Италии Папской областью. Он назначал своих помощников – кардиналов, собрание которых в случае его смерти выбирало нового папу из своей среды. Во главе крупных церковных округов, включавших в себя иногда целые страны, стояли епископы и архиепископы (старшие епископы), назначавшиеся папой. В Средние века епископы были ещё и крупными феодалами, владевшими большими участками земли. В знак их светской власти епископы получали от светского владыки посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву. Епископам подчинялись священники, служившие в приходах. На низшей ступени сословия духовенства располагались диаконы. Они помогали священникам проводить службу, читали молитвы, были учителями в церковных школах.

Церковная иерархия

Монашество

Монахи появились ещё в первые века христианства. Сначала они жили в одиночестве, уходя подальше от людей в пустынную местность. Затем стали появляться монастыри. В католической церкви особо почитался Бенедикт Нурсийский, живший в конце V–VI веке. Он был автором «Правил жизни монашеской», которые приняли многие монастыри на Западе. «Правила» требовали от монахов отказаться от всего имущества и вести аскетический образ жизни; проводить свои дни в молитвах, физическом труде, переписке книг. Монахи должны были строго следовать правилам жизни монашеского ордена, беспрекословно подчиняться начальству.

Проповедь в монастыре. Средневековая миниатюра

Средневековый монастырь представлял собой замкнутый мир, отгороженный от всего света. Монахам было запрещено покидать монастырь, всё необходимое для жизни они должны были производить внутри него. Во главе монастыря стоял аббат (от латинского слова, означающего «отец»), которого избирали сами монахи. Монахами могли стать люди из всех сословий, но аббатами чаще всего становились люди знатного происхождения.

К XI веку среди монахов появлялись состоятельные люди; церковные должности, даже самые высокие, продавались и покупались, на обширных монастырских землях работали зависимые крестьяне. Светские правители – короли и императоры беззастенчиво вмешивались в дела церкви. Да и само духовенство больше заботилось о приобретении богатства, чем о душах христиан. В католических храмах стала продаваться особая грамота – индульгенция. Купив её, любой грешник мог получить отпущение грехов. Богатство и роскошь католического духовенства вызывали недовольство населения. Авторитет церкви стал падать.


Почему стал падать авторитет католической церкви?

Нищенствующие ордена

Чтобы поднять пошатнувшийся авторитет церкви и восстановить прежние монашеские идеалы, подвижники церкви в XI–XII веках создали новые ордена – францисканцев и доминиканцев. Основателем первого был Франциск Ассизский (1182–1226). Он происходил из семьи богатого торговца, но, услышав призыв Бога, роздал своё имущество бедным, чтобы подобно Иисусу Христу и его апостолам проповедовать Слово Божие в Италии и других странах. Франциск и его единомышленники посвящали своё время уходу за больными и помощи слабым.

Франциск Ассизский, лечащий больных. Средневековый рисунок

Последователи Франциска – францисканцы – проповедовали христианское учение во многих странах мира, обратив в христианскую веру многие тысячи людей.

Другим орденом, члены которого, так же как и францисканцы, отказывались от своего имущества, был доминиканский. Его основателем стал испанский монах Доминик (1170–1224) – знаток христианского учения и яростный противник всяческих отступлений от католицизма. Доминиканцы славились как учёные люди и искусные проповедники христианского учения.

Доминиканцы и францисканцы не жили постоянно в монастырях, а проповедовали идеалы христианства среди мирян. Они называли себя нищенствующими монахами. Они действительно не имели имущества, и их проповеди были ближе и понятнее крестьянам и горожанам, чем слова богатых епископов и священников.

Еретики и их учения

В Средние века не было человека, который не верил бы в Бога. Однако вера не всегда означала согласие с учением церкви. Люди, сомневавшиеся в её правоте, появились ещё в первые века христианства. Они отрицали правильность Символа веры, признанного церковью, и проповедовали своё учение. Этих несогласных называли еретиками (греч. – «отступники»), а их учения – ересью.

Внутренний вид католического храма в Италии

Среди еретиков было много жителей городов. Горожане были более образованны, чем сельские жители, они чаще путешествовали, общались с разными людьми. Это заставляло их задумываться над вопросами устройства мира, отношений между человеком и Богом. Ответы на эти вопросы, полученные в церкви, где подчас служили малограмотные священники, не могли удовлетворить людей. Самим же мирянам католическая церковь запрещала читать Библию, опасаясь неверного её толкования. Поэтому большинство верующих оставались невежественными в вопросах религии.

Против церкви выступали также обездоленные бедняки и крестьяне, мечтавшие избавиться от гнёта феодалов. Выражая недовольство господством католической церкви, они протестовали и против порядков в обществе, которые защищало духовенство. Большинство еретиков осуждали неправедно нажитые богатства, призывали к полному отказу от всякой собственности. Только бедный человек, по их мнению, мог спасти свою душу.

Католический крест

Богатству церкви завидовали и феодалы. Всё шире среди европейцев распространялось мнение, что поведение священников совсем не похоже на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Выступая против пороков церкви, еретики-проповедники отрицали или искажали и само христианское учение. Их учения христианская церковь объявляла вне закона и вела с ними беспощадную борьбу.

Движение альбигойцев

Еретические движения иногда охватывали целые области. Так, в XI – начале XIII века под властью еретиков находилась Южная Франция. Здесь еретическое движение зародилось в городе Альби, поэтому его участников называли альбигойцами. Существование на Земле зла они объясняли тем, что творцом материального мира был не Бог, а дьявол. Поэтому, полагали альбигойцы, материальный мир должен быть уничтожен, а католическая церковь ликвидирована. Спастись смогут лишь те, у кого чистая душа. Таковыми они считали только себя, называясь катарами, то есть «чистыми». Чтобы достичь «совершенной» жизни, как понимали её еретики, следовало отказаться от всех удовольствий и радостей. Самые ревностные катары даже не заводили семьи.


Каковы были взгляды альбигойцев?

Среди альбигойцев было много горожан и крестьян. Поддержали альбигойцев и крупные феодалы юга Франции. Они присоединили к своим владениям значительные земли, принадлежавшие церкви, и перестали платить церковную десятину.

Развалины замка Монсегюр

В 1209 году по призыву папы Иннокентия III феодалы севера Франции и других стран выступили в поход против еретиков. Начались жестокие альбигойские войны. Участникам похода церковь прощала все грехи и запрещала требовать с них долги. Огнём и мечом прошлись рыцари по городам и сёлам Южной Франции. Не зная пощады, уничтожали они всех, кого подозревали в ереси. Последняя твердыня альбигойцев – замок Монсегюр пал в 1244 году. Земли Южной Франции были отданы феодалам – участникам похода.

Борьба церкви с еретиками

Католическая церковь не могла смириться с распространением ересей. Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Монахи доминиканского ордена. Средневековый рисунок

Борьбу с ересями возглавил доминиканский орден. Доминиканцы подчёркивали свою верность папскому престолу, по созвучию слов называя себя «псы Господни» (по-латыни «Домини конес»).

Там, где не удавалось справиться с ересями уговорами и проповедями, католическая церковь не стеснялась применять силу. После разгрома альбигойцев для разоблачения и расправ над еретиками папа учредил инквизицию, руководство которой было поручено доминиканцам. Для выявления еретиков использовались слежка и доносы. Тот, кто попадал в руки инквизиции, уже не мог быть оправдан. Любыми средствами – изнуряющими допросами, жестокими пытками – судьи добивались от него признания.

Сожжение еретика. Средневековый рисунок

Следствие было тайным. Подсудимый даже не видел лиц своих судей, скрытых тёмными капюшонами. На раскаявшихся еретиков накладывали церковное покаяние или заключали в тюрьму. Такой человек терял всё своё состояние и должен был при стечении народа признать свою вину. Упорствующих в ереси сжигали на костре.

Подведём итоги

Пережив гибель Римской империи, христианская религия стала духовной основой средневекового европейского общества, а христианское духовенство на протяжении всего Средневековья оставалось самым влиятельным сословием. Но из-за недовольства царившими в обществе порядками и пороков, существовавших внутри христианской церкви, возникли ереси. Несмотря на стремление церкви уничтожить ереси, они существовали в течение всего периода средневековой истории Европы.


Духовенство – служители церкви.

Обет – религиозная клятва, обещание не заводить семью и полностью посвятить себя служению Богу.

Иерархия – лестница соподчинённых церковных или светских должностей.

Аскет– человек, ведущий суровый образ жизни, отказывающийся от удобств и наслаждений ради духовного совершенствования.

Монашеский орден – объединение монастырей с одинаковыми правилами жизни и порядками.

Ересь – «отступление от истинной веры», учение, противоречащее вероучению господствующей церкви.

Инквизиция – суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков.


«Подчинение всякой твари человеческой римскому первосвященнику есть непременное условие спасения».

Римский папа Бонифаций VIII о роли пап

Вопросы

1. В чём состояла роль христианской церкви в средневековом европейском обществе?

2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви? Каковы были различия между православной и католической церковью?

3. Что такое церковная иерархия? Как управлялась католическая церковь?

4. Расскажите, на какие группы делилось средневековое духовенство. Чем эти группы отличались друг от друга?

5. Что такое монашеские ордена и для чего они были созданы?

6. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

7. Какими способами католическая церковь боролась с ересями?

Задания

1. Используя материалы параграфа, дайте характеристику духовенства как сословия средневекового общества по следующему плану:

    I. Объясните, что такое сословие.

    II. Опишите условия жизни представителей данного сословия (одежда, пища, жилище).

    III. Назовите его основные занятия и орудия труда.

    IV. Определите, находилась ли в распоряжении данного сословия какая-либо собственность.

    V. Укажите, каково было участие представителей данного сословия в управлении страной.

    VI. Сделайте вывод о том, какое место занимало данное сословие в средневековом обществе (какую роль оно играло в хозяйственной, политической или культурной жизни страны).

2*. Почему для борьбы с еретиками католическая церковь создала именно нищенствующие монашеские ордена?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Духовенство

Духовенство
Социальное положение и функции католического и протестантского духовенства были различны. Католические священники, монахи и монахини рекрутировались из общества через посвящение и принимаемый обет безбрачия. Богатства католической церкви, которыми она

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец
Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Глава 3 Церковь и духовенство

Глава 3
Церковь и духовенство
Император Юстиниан написал предисловие к сборнику юридических кодексов, изданных под названием «Шестая новелла». В нем он высказывал мнение о том, что «величайшими дарами, которые Господь в своей любви к человечеству послал людям, являются

Духовенство

Духовенство
Социальное положение и функции католического и протестантского духовенства были различны. Католические священники, монахи и монахини рекрутировались из общества через посвящение и принимаемый обет безбрачия. Богатства католической церкви, которыми она

Духовенство

Духовенство
Авроманские документы свидетельствуют, что, хотя Аршакиды и не стремились к строгому контролю над всеми иранскими областями, их положение правящей династии обеспечивало им преобладающее влияние. По сообщению Страбона (Страбон XI, 515), Аршакидские цари

§ 5. Приходское духовенство

§ 5. Приходское духовенство
В петровскую эпоху русское духовенство стало постепенно замыкаться в особое сословие, которое в законодательных актах именовалось обыкновенно «духовным чином». Сословность духовенства порождена была сословностью всего государственного и

Приходское духовенство

Приходское духовенство
После восстания Пугачева Екатерина II запретила подачу петиций крестьянами. В связи с тем, что чаще всего петиции составляли священники, указ способствовал сокращению их контактов с жителями деревни и возможности обсуждения политических и

Духовенство

Духовенство
Особливою опікою козацької влади користувалося т. зв. чорне, тойбто чернече духовенство. Зосереджуючи в манастирських мурах весь культурно-національний рух того часу, воно було щедро віноване маєтностями, так з гетьманських, як і з приватних фундацій.

2. Средневековая церковь как идеологическая надстройка

2. Средневековая церковь как идеологическая надстройка
В своем анализе государства как политической надстройки Поршнев опирался на многочисленные работы историков, в которых, пусть даже в качестве побочных результатов, содержался богатый фактический материал по

Военное духовенство

Военное духовенство
Нестор (Николай Александрович Анисимов) (Вятка, 1885–1962), митрополит (1946). Иоанн Кронштадтский (СРН) благословил его на великий подвиг проповедника, 17 апреля 1907 года пострижен в монашество.1910 год, 14 сентября, открывает на Камчатке братство Всемилостивого

Духовенство и политика

Духовенство и политика
Как известно, в настоящее время употребляются самые отчаянные усилия, чтобы поднять все духовенство на выборах в IV Государственную думу и сорганизовать его в сплошную черносотенную силу.Крайне поучительно видеть, что вся русская буржуазия – и

Христианство исторически состоит из нескольких церквей и самой крупной из них является католическая церковь. Она также известна, как римско-католическая, так как центром этой церкви является город Рим, а точнее – резиденция Папы Римского в Ватикане.

Католическая церковь – описание  (история, 6 класс)

Античность и Средние Века

Термин “католический” взят из греческого языка и означает “вселенский”. Церковь является вселенской, так как в ней присутствует Христос. Термин ведет свою историю со II века нашей эры, но с XI века он стал использоваться для названия христианской церкви в Риме.

Католическая церковь – описание  (история, 6 класс)

Рис. 1. Папа Римский.

Современная католическая церковь ведет свою историю от апостольских времен, то есть с I века н.э. В Риме тогда проповедовал христианство апостол Петр (с 43 по 67 или 68 год), хотя сама римская империя была языческой. Он погиб во время гонений императора Нерона. Именно поэтому основным собором католической церкви является собор Святого Петра в Ватикане.

Папское государство на территории Италии было создано в середине VIII века. В IX веке произошел первый раскол между Римом и Константинополем, но окончательно церкви разошлись в 1054 году.

К этому моменту уже почти 100 лет, с 962 года существовала Священная Римская империя. Ее первый император был коронован папой Иоанном XII.

Католическая церковь – описание  (история, 6 класс)

Рис. 2. Великая схизма 1054.

Великая схизма

Разделение церквей произошло в 1054 году и это событие вошло в мировую историю под названием “великая схизма”. Раскол произошел из-за разногласий между папой римским и Константинопольским патриархом. Последнего поддержали четыре других восточных патриарха. В Константинополе (современный Стамбул) были закрыты латинские церкви из-за разногласий за сферы влияния на юге Италии и из-за борьбы с норманнами, которые там обосновались.

После смерти папы римского Льва IX, в июле 1054 года, папские легаты предали анафеме Константинопольского патриарха, а через 4 дня он предал анафеме их самих. Однако, “великая схизма” не означала еще полного раскола церквей. В 1096 их сблизил Первый крестовый поход, но уже в 1098 году крестоносцы изгнали из Антиохии греческого патриарха, а в 1099 поставили латинского патриарха в Иерусалиме.

В 1182 году в Константинополе произошел погром латинского квартала, а в 1204 году его взяли крестоносцы и создали Латинскую империю, которая существовала до 1261 года. В XIV-XV веках было несколько попыток сближения западной и восточной церквей, например, в 1439 между ними была заключена Флорентийская уния с целью защиты от османской экспансии. В 1453 году Константинополь заняли турки и униатский патриарх был изгнан в Италию, а его место заняли противники католичества.

Взаимные анафемы были сняты в 1965 году, когда произошла историческая встреча Папы Римского Павла VI и патриарха Константинопольского Афинагора I в Иерусалиме.

Кратко о католической церкви рассказывают в учебнике истории 6 класса, именно из него школьники узнают о “великой схизме” 1054 года, но лучше изучать ее по учебникам религиоведения.

Католическая церковь – описание  (история, 6 класс)

Рис. 3. Ватикан.

Что мы узнали?

Католическая церковь – одна из христианских церквей на планете. Она ведет свою историю от апостола Петра, который погиб в языческом Риме. Ее главой является Папа Римский, а его резиденция расположена в Ватикане.

Предыдущая

Всемирная историяПатриции и плебеи – кто такие в Древнем Риме

Следующая

Всемирная историяВикторианская эпоха – годы периода кратко

  • Рассказ о кате адушкиной
  • Рассказ о картине неравный брак
  • Рассказ о картине н рачкова девочка с ягодами
  • Рассказ о картине девочка с персиками
  • Рассказ о картине витязь на распутье васнецов