Национальные костюмы
Казахский национальный костюм
Содержание
- История
- Особенности
- Ткани
- Крой. Цвета. Оттенки
- Разновидности
- Свадебный наряд
- Украшения и аксессуары
- Головные уборы
- Обувь
- Зимняя одежда
- Пояса
- Современные модели
История
Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления народа Казахстана. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков.
В формировании национального костюма казахов, особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента проявляются материальная и духовная культуры нации.
Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Предмет национальной гордости казахов, он воплотил в себе национальный колорит и яркую самобытность.
Особенности
Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.
Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.
- Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
- Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
- На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
- Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.
- Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
- Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» — неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
- Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
- У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».
Ткани
Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.
Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.
Крой. Цвета. Оттенки
Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.
Крой одежды стандартный и довольно однообразный: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы.
Разновидности
- Мужской
В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.
Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.
- Женский
В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.
Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.
Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.
Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.
Свадебный наряд
Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.
Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.
Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.
На его создание уходило много времени (иногда больше года), труда (над ним работали портные и ювелиры, кружевницы и рукодельницы), средств (на его инкрустирование шли золото, жемчуг, драгоценные камни).
Украшения и аксессуары
Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку.
Также украшения играли роль самостоятельных составляющих, придавая костюму индивидуальность и оригинальность.
Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами.
Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Рисунок вышивки может быть самым разнообразным: рельефный рисунок природный узор с изображением представителей местной фауны и флоры. Иногда вышивки, нашивки, аппликации изображали целый сюжет.
Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.
Головные уборы
Головные уборы казахов славятся, разнообразием фасонов, множеством материалов для их изготовления и еще большим количеством аксессуаров и украшений, делающих каждый убор неповторимым.
У казахов к головным уборам издавна прививалось особое бережное отношение. Считалось недопустимым сбить с головы чью-то шапку, небрежно швырнуть или подарить свою.
Тюбетейка-это общепризнанный казахский головной убор. Носили ее дети, подростки, старики, мужчины и женщины. Шилась она из хлопчатобумажных тканей, атласа, бархата, сукна, шелка.
Летом у мужчин наиболее популярной была шляпа с полями, загнутыми наверх, сделанная из войлока. В зимнюю стужу незаменимыми считались шапки из меха овцы, детские шили из лисы. Крой шапки защищал от мороза плечи, шею.
У девушек было всего два вида головных уборов, это тюбетейка и зимняя шапка, обшитая опушкой из меха. Зато широчайший спектр цветов и великое множество украшений.
Голову замужней женщины украшала шапочка, которая надевалась на голову и закрывала верхнюю часть туловища, оставляя лишь лицо. Сверху накручивался тюрбан. Изготавливался убор из белой ткани, отделкой служили вышивка и украшения.
Обувь
На протяжении веков казахи изменяли и совершенствовали свою национальную обувь, приспосабливая ее к кочевой жизни, пока не добились оптимального результата. Обувью, отвечающей всем требованиям практичности и комфорта, стали высокие сапоги, в которых удобно ездить верхом, с широкими голенищами, в которые удобно заправлять штаны.
Она является практически одинаковой у мужчин и женщин.
Летние сапоги отличались каблуком и загнутыми носками. Обувь, как и все элементы костюма богато декорировалась, особенны женская. Сапоги молодых девушек и женщин украшались вышивкой и аппликациями. Пожилые носили сапоги без каблука. Зимой сапоги надевали на теплые войлочные чулки. Бедняки и пастухи ходили в войлочных сапогах на кожаной подошве.
Зимняя одежда
Без описания зимней одежды рассказ об одежде казахов был бы неполным. Шуба имеет немаловажное значение, если учитывать, как неприветливы и суровы Казахстанские степи.
Со временем казахи в совершенстве овладели искусством выделки мехов, кожи и пошива из них одежды. Овчинная, козья, верблюжья шубы были самые недорогие и востребованные. Мех и шкура диких зверей ценились всегда.
Обладателями дорогих шкур считались тигры, сайгаки, куланы, среди пушных зверьков выделялся мех хорька, выхухоля, лисы, енота. Изготавливались шубы из пуха гагары, лебедя и цапли. Но дороже всего ценились куница и соболь. Шубы, покрытые сукном, шелком или парчой были гордостью зажиточных казахов.
Самый простой вариант теплой одежды для бедной части населения- длинный халат, сшитый из верблюжьей шерсти или войлока, хорошо удерживающий тепло.
Пояса
При распашной и не застегивающейся верхней одежде пояс был неотъемлемым ее элементом.
Мужской пояс делали из кожи, иногда из шелка или бархата. Украшались кожаные ремни декоративным тиснением, образными металлическими вставками, вкраплением драгоценных и полудрагоценных каменьев, вычурными полосками из кости. Пряжки изготавливались в форме фигур зверей или птиц.
Женские пояса имели сходство с мужскими, но были шире и наряднее: шелковые и бархатные, расшиты золотой нитью и жемчугом, вытканные из пуха козы или шерсти верблюда.
Современные модели
Современный вид казахского традиционного костюма формировался в течение очень длительного времени.
Традиционный фасон национальной одежды сегодня носят в аулах лишь люди старшего поколения.
Но сочные живые краски, национальный неповторимый орнамент, тонкость и изящество, которые всегда были присущи сакраментальному костюму казахского народа и выделяли его среди других национальностей, пользуются все большей популярностью у сегодняшних жителей Казахстана, давая казахским модельерам и дизайнерам неисчерпаемый источник фантазии.
Очень популярным сегодня становится национальный костюм для девочек. Его надевают для выступления на сцене, и в дни государственных и национальных праздников, когда по улицам шествуют маленькие казашки в традиционных нарядах.
Казахская национальная одежда — неотъемлемая часть многовековой культуры народа. Ранее предметы гардероба позволяли узнать примерный возраст, сословие и статус человека, который был в них облачен. Разберемся подробнее, какие же существовали казахские национальные головные уборы, платья и костюмы.
Казахская национальная одежда для женщин
О национальных одеяниях казахов можно рассказать очень много. Вот самые интересные факты о женском гардеробе:
Казахские национальные платья
Традиционное облачение для женщин включало свободно скроенное платье, на которое сверху надевали камзол (приталенный пиджак, длина которого доходила до колен). Преимущественно костюмы шили из ситца или тонкого войлока. Состоятельным же женщинам были доступны бархат и шелк.
Первоначально все платья имели закрытый крой. XIX же век подарил казашкам отрезной фасон. Юбку и верхнюю часть платья шили отдельно, а затем соединяли.
Когда на улице холодало, дамы щеголяли в шубах. Традиционно их кроили из шкур ягнят и меха лисицы. Носили также шапан — халат с высоким воротом и подкладкой из шерсти.
Казахские национальные платья, халаты и камзолы выполнялись из ярких материалов. Женщины носили предметы гардероба таких оттенков:
- красного;
- синего;
- желтого;
- зеленого;
- золотого.
Традиционные головные уборы
Дополнение к образу — головной убор казахов, который, как и у многих народов, рассказывал о семейном положении. Невесты и замужние женщины носили высокую шапку в форме конуса — саукеле. Ее надевали только в первое время после замужества, а затем украшали голову лишь во время больших праздников.
Каркас головного убора выполняли из твердого белого войлока, а сверху обтягивали шелком или велюром. Для бедных был более простой вариант — сатин и сукно. Саукеле обшивали золотыми монетами и кораллами.
Вверху головного убора располагался пучок из перьев филина, а края шапки отделывали мехом. Для этих целей использовали лисицу, соболя и норку. В дополнение к шапке надевали длинные подвески под названием «жактау», которые располагались по бокам. Сверху на саукеле могли надевать платки из бархата или шелка. Их украшали, например, вышивкой в виде сетки.
Спустя год после замужества и после рождения первенца женщины начинали носить более удобный головной убор — кимешек. Он представлял собой белый платок с вырезом для лица, закрывающий голову и верхнюю часть тела. На нем было принято делать вышивку, украшать бисером, серебряными бляшками, жемчугом. Сверху на кимешек надевали белый высокий тюрбан.
Существовали и универсальные казахские головные уборы, которые носили и женщины, и мужчины. К таким предметам гардероба относятся тюбетейка и борик. Их носили девушки, которые еще не успели вступить в брак. Традиционно тюбетейку шили из разных тканей — плотных хлопчатобумажных или мягких и дорогих, например сукна или бархата.
Девушки предпочитали тюбетейки, вышитые серебряной или золотой канителью. Вверху часто можно было увидели перья филина, края же инкрустировали камнями.
Казахская одежда: женская обувь
Национальная одежда казахов включает в себя и обувь. Ее внешний вид — отражение кочевой жизни народа. Поскольку казахам часто приходилось менять места обитания, они предпочитали высокие сапоги. Обувь также отличается широким голенищем.
Если сапоги предназначались для летнего периода, их могли сделать на каблуке. Носки традиционно шили загнутыми. Женщины предпочитали обувь с вышивками и аппликациями.
Мужская казахская национальная одежда
Национальная казахская одежда для мужчин состояла из таких предметов, как:
Нательная рубаха
Первоначально рубахи были распашными, однако после на смену им пришли нераспашные, по крою напоминающие туники. Рубахи выполнялись из легких тканей, например шелка.
Штаны
Брюки были свободными, со вставками из кожи на внутренней поверхности бедра, что позволяло с комфортом ездить на лошади. Штаны шили из плотных хлопчатобумажных материалов или сукна.
Халат
Этот предмет гардероба — самый важный в мужском костюме. Он указывал на статус обладателя. Принято было шить шапан из однотонных и плотных материалов.
Преимущественно халаты делали темными, например бордовыми или синими. Праздничные халаты украшали золотой или серебряной контрастной вышивкой.
Верхняя одежда кочевников
Мужчины облачались в шубы или тулупы, созданные с использованием овчины и верблюжьей шерсти. Верхняя одежда часто была яркой.
Казахская шапка
Летом представители сильного пола носили конусообразный колпак, который шили из войлока преимущественно белого цвета. Зажиточные мужчины предпочитали колпаки с яркой или золотой вышивкой.
Носили казахи круглые шапки, по краям украшенные опушкой из меха. Они имели название «борик». Головной убор подходил как для лета, так и для зимы. Шапка создавалась из плотных материалов, например плюша и атласа. Для меховой опушки брали лису, волка, куницу.
Когда наступала суровая зима, мужчины надевали теплую шапку — тымак. Он состоял из четырех частей, две из которых прикрывали уши, одна — шею и затылок, а последняя напоминала козырек. Чтобы защита от холода и ветра была максимальной, края шапки обшивали мехом.
Обувь
Обувь у мужчин почти не отличалась от женской. Они также ходили в высоких сапогах. Иногда поверх них надевали калоши из кожи, не забывая снимать при входе в жилище.
Менее богатые мужчины довольствовались сапогами, выполненными из войлока, которые имели кожаную подошву. Совсем же малоимущие ходили в обуви, которая напоминала сандалии. У нее была подошва из кожи, крепящаяся с помощью ремешков.
Казахская одежда славилась удобством, при этом внешний вид практически каждого костюма впечатлял. Ныне же национальная одежда уже не пользуется таким спросом, встретить ее можно на торжествах или в закромах у старшего поколения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1848651-kazahskaa-nacionalnaa-odezda-vo-cto-odevalis-kazahi/
Казахский национальный костюм – это отражение многовековой истории и самобытной культуры нации. Он воплощает в себе все особенности становления древнего народа.
Национальная одежда является неизменным поводом для гордости прославленных кочевников и предметом интереса гостей Казахстана. И на сегодняшний день традиционный костюм не утратил своей популярности, привлекая внимание яркими красками, броскими декором и лаконичностью кроя.
Общая характеристикам
Впервые элементы казахской национальной одежды начали появляться примерно 600 лет тому назад. Основные особенности традиционного костюма жителей Казахстана:
- привлекательный приталенный силуэт;
- зимняя верхняя одежда была более свободной, чаще всего распашного типа;
- шубы и другие зимние изделия мужчин и женщин всегда запахивались на левую сторону;
- повседневные и праздничные костюмы щедро украшались вышивкой и красивыми орнаментами;
- для декорирования одежды использовались меха, лебединый пух, перья птиц, золотые, серебристые и люрексовые нити;
- наряды для наиболее торжественных мероприятий богато декорировались бусинами, драгоценными камнями и ювелирными украшениями.
Они воплощали в себе особенности и традиции местного населения, а также соседних наций из стран Дальнего и Ближнего Востока.
Особенности
Одной из основных особенностей национального костюма казахов, фото которого представлено ниже, на протяжении многих веков является сложный, необычный декор. Для украшения одежды использовались оригинальные вышивки, тесьма, кайма и другие элементы.
Традиционно считалось, что орнамент выступает в качестве сильного оберега, защищающего человека от воздействия злых сил и негативных помыслов. Казахи никогда не скупились на щедрое декорирование одежды. При этом повседневные наряды практически не имели отличий от торжественных.
Цвета и оттенки
Согласно многовековой традиции, берущей свое начало от кочевого народа, казахстанский костюм отличается сочетанием ярких, насыщенных красок и сочных оттенков. Основные цвета:
- зеленый;
- изумрудно-синий;
- алый;
- серебристый;
- золотой.
Эти красочные оттенки применялись при изготовлении как мужского, так и женского традиционного костюма. Несмотря на красочность и насыщенность используемых оттенков, жители Казахстана старались не комбинировать в одном наряде множество цветов, делая упор на несколько ярких акцентов.
Ткани
Одежда казахов шилась из самых разных материалов натурального происхождения. В процессе развития для изготовления мужских и женских костюмов использовалась кожа и мех животных – преимущественно верблюдов, бобров, енотов, лисиц. Для пошива одежды и нижнего белья широко использовались хлопчатобумажные материалы.
Немного позже традиционный костюм казахов претерпел некоторые изменения: его начали шить из тканей. Предпочтение отдавалось таким материалам:
- войлок, получаемый из овечьей или верблюжьей шерсти;
- шерстяные и хлопчатобумажные ткани;
- сукно;
- дорогой шелк;
- бархат;
- велюр;
- парча;
- атлас.
Дорогостоящие материалы могли себе позволить только очень богатые люди, поэтому ткань, из которой была изготовлена одежда казаха, свидетельствовала о его финансовом положении.
На сегодняшний день чаще всего для пошива национальных мужских и женских костюмов используются современные ткани, а также мех куницы, енота, тигра, соболя, хорька, выхухоли, горностая. Во многих горных селениях население широко применяет пух гагары, цапли или лебедя.
Крой
Крой традиционной одежды жителей Казахстана отличался практичностью и приталенностью. При этом зимние костюмы всегда были более свободными и комфортными. Все изделия традиционно изготавливались в форме трапеции (расклешенными в нижней части).
Короткие наряды казашки не носили. Они отдавали свое предпочтение закрытым и скромным камзолам с длинными юбками или расклешенным платьям. Такие же костюмы, только меньшего размера носили, и маленькие жительницы горного края.
Разновидности
Традиционно казахи и казашки подразделяли одежду на мужскую и женскую. Отдельно выделялся детский костюм. Каждая из этих разновидностей имеет свои специфические особенности и общие черты.
- все костюмы обязательно украшались вышивкой, которая являлась своеобразным оберегом;
- крой – практичный и лаконичный, подходящий для верховой езды и кочевого образа жизни;
- верхняя одежда отличалась более свободным и легким покроем;
- высокие головные уборы носили и мужчины, и женщины.
Праздничные наряды и головные уборы богато декорировались узорами, лентами, перьями птиц, золотой тесьмой и эксклюзивными ювелирными украшениями.
Женский
При пошиве женского костюма основной упор делался на удобство и простоту, так как казашки также кочевали верхом, как и представители сильного пола. Постепенно костюм девушки становился более изысканным – он состоял из платья или камзола с длинной расклешенной юбкой.
В холодную пору года женщины носили халат из шерсти или меховую шубу. Образ дополнял высокий головной убор, украшенный меховой оторочкой или пухом цапли, лебедя или гагары.
Женщины, как и мужчины, в обязательном порядке щедро украшали себя ювелирными украшениями. Они отличались в зависимости от территориальной принадлежности, возраста, ранга, состояния и семейного положения человека.
Мужские
Классический мужской костюм представлял собой комплект, состоящий из нескольких изделий. Чаще всего в него входили штаны-шаровары, просторная рубашка, халат, головной убор и обувь.
При выборе верхней одежды бедные мужчины отдавали предпочтение платью в форме халата, более состоятельные – камзолам, изготовленным из парчи или других дорогих материалов.
Детский
Костюм ребенка практически в точности повторял одежду взрослого человека. Мальчика одевали в приталенные штаны-шаровары с клиньями из овечьей кожи, свободную рубашку, сверху – жилет с узором или камзол. В качестве головного убора для детского наряда использовалась тюбетейка.
Девочка облачалась в красивое, яркое платье, поверх которого надевался жилет. В большинстве случаев маленькая казашка носила наряд, в точности повторяющий убранство взрослой девушки с единственным отличием в размере.
Как сшить костюм своими руками
Обязательным элементом традиционного казахского наряда всегда была вышивка. Чтобы декорировать убор оригинальными орнаментами, швеи использовали и используют специальные пальца, которые в зависимости от особенностей изделия бывают прямоугольными или круглыми.
Также казахскими мастерицами широко используется тамбурная вышивка, которая выполняется специальным шилом с иглами и крючком.
Материалы
В период становления кочевого народа казахский наряд принято было сшивать из шерсти, кожи и меха животных – овцы, верблюда, лисы, енота.
Более современное поколение Казахстана использовало для пошива одежды ткани – атлас, шелк, парчу, бархат. В большинстве случаев такие материалы применялись для праздничных костюмов.
Женский головной убор
Женские головные уборы зависели от поры года, возраста и достатка казашки. Их основное предназначение заключалось в том, что они не только защищали голову от холода и ветра, но и демонстрировали всем окружающим социальное положение женщины.
Молодые девушки чаще всего носили тюбетейку – небольшая и невысокая шапка, расшитая красивыми узорами. К ее верхней части пришивалось несколько перьев белого филина, которые выступали в качестве оберега, защищающего девушку от злых сил. В зимнюю пору года наряд дополнялся высокими шапочками конусообразной формы, отороченными мехом.
Тюбетейку девушки носили до самого замужества. Во время свадьбы проводился целый ритуал по ее снятию. После торжества замужняя женщина носила саукеле – это продолжалось до рождения первенца, после чего ее наряжали в другой головной убор, который она носила до конца своих дней.
Свадебный головной убор
Свадебный головной убор казашек назывался саукеле. Он являлся наиболее дорогой и роскошной частью подвенечного наряда. В некоторых поселениях стоимость свадебного саукеле оценивалась в табун лошадей. Традиционно считалось, что чем богаче и роскошнее свадебный головной убор, тем счастливее и безоблачнее будет жизнь молодой семьи.
Следует отметить, что огромная популярность саукеле сохранилась вплоть до середины 19 века.
Убор представлял собой очень высокую шапочку конусоподобной формы, которая была щедро украшена перьями филина, изысканной кружевной вуалью, а также драгоценными камнями – жемчужинами, кораллами, монетами, рубинами, бирюзой, сапфирами и даже бриллиантами.
Саукеле обязательно декорироровался роскошными ювелирными украшениями для висков и подбородка. Задняя часть головного убора имела одну или несколько лент, состоящих из позолоченных нитей и украшенных тесьмой. В большинстве случаев на затылочную часть саукеле наносилось изображение оберега – рыбьей головы, которая являлась символом любви, счастья и благоденствия.
После появления на свет первого ребенка женщина снимала саукеле и ей торжественно преподносился иной головной убор под названием «кимешек», который она носила до самой смерти. Он представлял собой шапку с широкими фалдами, которые прикрывают от окружающих плечи, шею, грудь и верхнюю часть спины женщины. Передняя часть головного убора украшалась необычными вышивками из бисера, жемчуга, кораллов, золотых или серебряных нитей.
Мужские головные уборы
Мужчины Казахстана на протяжении многих веков остаются верными традиционному головному убору – тюбетейке. Также достаточно популярными были шапки из меха и высокие уборы из войлока, отличительной особенностью которых были поля, загнутые вверх.
Они декорировались вставками из бархата или атласа, украшались орнаментом из золотой нити. Такой головной убор назывался «айыр калпак», и его могли себе позволить только очень состоятельные люди.
В холодную пору года чрезвычайно популярным был «тымак», для изготовления которого использовалась овчина. Для детских головных уборов чаще всего применялся мех лисы.
Женский наряд
Женский костюм состоял из нескольких частей. Чаще всего это был приталенный камзол с расклешенной юбкой или платье. У казашек из разных регионов практически полностью отсутствовали какие-либо различия в национальном наряде. Также ничем не отличалась одежда для работы, верховой езды, праздничных и обыденных дней.
Единственное отличие заключалось в том, что костюмы для торжественных мероприятий изготавливались из дорогостоящих, качественных материалов. Их отличительной особенностью было декорирование шелковыми лентами, драгоценными камнями, меховыми оторочками.
Для дополнения образа казашки широко использовали различные украшения. В большинстве случаев предпочтение отдавалось:
- кольцам;
- браслетам;
- серьгам;
- ожерельям;
- богато расшитым поясам.
Для изготовления ювелирных украшений использовались различные материалы в зависимости от финансового состояния женщины. Это могло быть золото, серебро, драгоценные, полудрагоценные камни или обычный металл.
Свадебный женский костюм
Свадебный женский наряд – это неповторимый эталон роскоши и изящности. Для изготовления платья невесты использовались только самые лучшие и дорогие ткани, декоративные элементы, ювелирные украшения. Основные особенности свадебного костюма невесты:
- представлял собой приталенное платье с роскошной, пышной юбкой;м
- для пошива использовалась органза, шелк или атлас;
- поверх платья надевался камзол, расшитый золотыми нитями;
- голову невесты украшал саукеле – убор конусоподобной формы;
- цвет мог быть алым, белоснежным, розовым, молочным или синим.
Свадебное платье алого оттенка символизировало собой роскошь молодости и радость жизни. Синий цвет наряда выбирали девушки, стремящиеся подчеркнуть свою чистоту, невинность и нежность. Саукеле богато украшался перьями, меховыми оторочками, драгоценностями, фатой или платком из органзы, парчи. Многие современные модницы задаются вопросом относительно того, как сшить саукеле самостоятельно в домашних условиях. Но столь сложную и кропотливую работу лучше всего доверить рукам профессиональных мастериц, так как свадебный головной убор является настоящим произведением искусства.
Во многих состоятельных семьях именно роскошный саукеле являлся наиболее дорогой частью приданого невесты.
Мужской казахский национальный костюм
Мужской казахский национальный костюм всегда отличался простотой, лаконичностью и функциональностью. Но при этом он выглядел празднично и нарядно, его раскраска радовала яркими красками.
Обязательная часть комплекта мужской одежды – широкие штаны-шаровары со специальными клиньями из овчины, оберегающими ноги казаха от натирания во время верховой езды. Они назывались шалбар. Наряд дополнял бешмет – удобный камзол из практичной ткани, защищающей от ветра и палящего солнца. Они подразделялись на летние и зимние модели.
Также жители Казахстана носили шеклен – широкий пояс с красивой вышивкой, выступающей в роли оберега для своего владельца. В качестве верхней одежды бедные мужчины носили войлочные халаты с длинными полами, более состоятельные отдавали предпочтение меховым шубам.
Обувь
Мужчины, женщины и дети Казахстана отдавали свое предпочтение сапогам. Это удобная и практичная обувь, которая идеально подходила представителям кочующего народа. Мужская обувь была более простой и лаконичной. В зимнее время года мужчины обязательно заправляли штаны-шаровары в сапоги – это помогало им сберегать тепло.
Женские сапоги украшались вышивками и декоративными вставками. Праздничные изделия обязательно имели небольшой каблучок и немного загнутый вверх носок.
Молодые юноши часто носили обувь на достаточно высоком каблуке, который составлял не менее 7-8 см. Среди мужчин пожилого возраста были популярны мягкие и удобные изделия без каблука.
Самые бедные мужчины и женщины не могли себе позволить кожаные сапоги. В их гардеробе преобладали обычные сандалии с плоской подошвы из кожи, зафиксированной на ноге при помощи специальных ремешков.
Декор
Одним из важнейших украшений мужского и женского наряда жителей Казахстана является необычный узор. Он мог быть различным. Чаще всего применялся орнамент, состоящий из геометрических фигур, анималистические или флористические принты.
Некоторые костюмы казахов и казашек являли собой настоящий шедевр, так как были декорированы рисунками, представляющими собой цельную сюжетную линию. Для вышивки применялись золотистые нити люрекса, крупные бусины и мелкий бисер, цветное стекло, драгоценные камни и жемчуг.
Современные модели
Стиль современного Казахстана претерпел существенные изменения. Мужчины и женщины останавливают свой выбор на практичной и функциональной одежде модных брендов, традиционные народные костюмы можно встретить только в отдаленных поселениях.
Но нация помнит и чтит свои традиции, язык и культуру. Многие казахи и казашки надевают национальный костюм на свадьбы, различные торжественные мероприятия, исполняют в них национальный танец. Не менее популярными являются и куклы в традиционной казахской одежде, которых модно выставлять на праздниках.
Традиционная одежда с ее яркими красками и неповторимыми орнаментами казахского народа остается неисчерпаемым источником вдохновения для таланта многих современных дизайнеров, которые продолжают широко использовать ее элементы в своем искусстве.
На этой странице Вы можете видеть образцы казахской одежды, созданные на основе коллекций, хранящихся в фондах Центрального Государственного Музея Казахстана. Датируются в основном концом XIX началом XX вв.
Рисунки художника А.Галимбаевой
из книги «Казахский народный костюм» г. Алма-Ата, » 1958г.
Образцы казахского костюма — 30 изображений JPEG
размером 1772 х 2362 пикс.
в одном архиве
История казахского костюма
Казахская народность, сложившаяся в конце XV – начале XVI в.в., стала преемницей материальной и духовной культуры племён, некогда обитавших на бескрайних просторах Казахстана. В процессе наследования и дальнейшего развития ремёсел и искусства слагается определённый художественный стиль, присущий народу.
Параллели в материальной культуре у родственных по происхождению и историческим судьбам народов Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии берут своё начало ещё во II тысячелетии до нашей эры, когда ярко проявляется культурное единообразие племён обширных пространств на территории Евразии.
Особенности восточного очага степных культур скифского времени, лучше всего определяются условным термином «сакская культурная общность». Ядро этой культурной области составляют прежде всего племена Казахстана и Алтая, исторические судьбы которых переплелись раньше VII-VI в. до н.э. и культуры которых базировались на одной и той же андроновской основе. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства.
Характерными памятниками сакской эпохи на территории Казахстана являются курганы. Так в одном из захоронений в Пазарыке (Алтай) сохранились остатки меховых кафтанов, войлочных плащей, сшитых в два слоя, замшевых халатов. Отдельные виды казахской верхней одежды, например меховые шубы, плащи из войлока, по типу сходны с одеждой из Пазарыкских курганов. Сходство прослеживается также в войлочных чулках с узором по верху (по-казахски байпак) и в островерхой шапке из плотного войлока, бытующей у казахов до наших дней. Длинные островерхие шапки древних саков, скорее всего, стали прототипом саукеле – высокого (до 70 см.) головного убора казахской невесты.
Памятники сакского времени, найденные на территории Казахстана, относятся к так называемому звериному стилю, для раннего периода которого характерен реалистический образ животного. В дальнейшем, всё большее распространение получают орнаментальные мотивы. Сравнение древних и современных материалов позволяет говорить о том, что многие из них сохранились в искусстве казахов и киргизов вплоть до наших дней. Баран, один из главных тотемов, олицетворял могущество и силу власти. Узор «кошкар мyiz»(в пер. с каз. бараний рог), встречаясь в различных вариациях, остаётся одним из главных мотивов казахского орнамента.
В III-II в. до н.э. на смену звериному приходит полихромный стиль. Характерной его особенностью является инкрустация металлической пластины вставками цветных камней, ряды филигранных поясов, перегородчатые эмали, окружённые узорами из зерни в виде треугольников и ромбов. Это время совпадает с пребыванием в этих районах гуннов, усуней и канглов (тюрков).
Женский головной убор жаулык, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, вероятнее всего, появился во времена древних тюрков; об этом можно судить по скульптурным изображениям этой эпохи. А тип распашной юбки, называемой у казахов белдешше, восходит, скорее всего, ко времени гуннов.
Дальнейшее развитие искусства на территории Казахстана ярко отражено в художественной культуре кыпчаков, карлуков и других племён. Наибольшее распространение получают изделия, искусно выполненные из войлока и серебра.
В этот период появилась манера запахивания одежды на левую сторону, а также, окаймление краёв одежды различными видами украшений: нашивками с люрексом, вышивкой и галунами, якобы для защиты от злых сил. С той же целью женский головной убор кимешек украшался по краям выреза вышивкой и узорной строчкой.
К этнической культуре тюрков и кыпчаков относится обычай украшать детские и девичьи шапки, а в ряде случаев шапки странствующих певцов перьями совы, которая считалась священной птицей, а её перья — оберегом от дурных глаз и болезней.
В дальнейшем, на формирование казахского костюма оказали влияние русская, татарская и среднеазиатская культуры. Это не трудно заметить по покрою мужского бешмета с перехватом у талии, а также расклешённого женского платья кулиш койлёк и жас койлёк – платья с густыми оборками и отложным воротником
Сходство элементов казахского народного костюма прослеживается во всех регионах республики; нет особой разницы в покрое, выборе материала, назначении отдельных предметов одежды.
К основным особенностям казахского костюма относятся:
- Распашной характер верхней одежды и запахивание её на левую сторону независимо от пола.
- Приталенность.
- Наличие высоких шапок, часто украшенных перьями, вышивкой и драгоценными камнями.
- Обогащение женского платья каймой, бахромой или оборками.
- Небольшое количество цветов в общем ансамбле костюма.
- Обычно одежда украшалась национальным орнаментом. Чаще всего это вышивка, нашивки с люрексом, узорчатое тканьё, а также различные ювелирные изделия.
- Традиционными материалами для одежды обычно служили кожа, мех, тонкий войлок и сукно из бараньей или верблюжьей шерсти.
Из овчины, козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур обычно шили верхнюю одежду: тулупы, безрукавки, шаровары и т.д. На шубы, лёгкую одежду, головные уборы, шли также хлопчатобумажные ткани, доставляемые купцами из Индии. По «Шёлковому пути» из Китая и Средней Азии поступали шёлк, бархат, парча и шерстяное сукно. А с XVII в. в казахской степи стали появляться русские товары.
Мужской костюм казахов состоял из нательного белья , верхней одежды, обуви и головных уборов.
Кликните по картинке для увеличения
Жейде — нательное бельё, в которое входили койлёк – рубаха и дамбал – штаны. Поверх белья надевалась верхняя плечевая одежда ишаровары, заправляемые в сапоги.
Койлёк – это длинная (до колен) рубаха с отложным или стоячим воротником, скошенным плечом, выкроенной проймой и разрезом на груди. Шили обычно из белого холста. Под рукавами вставлялись клинья в виде треугольников, служившие ластовицей.
Дамбал – широкие штаны , которые имели вид прямоугольника с двумя длинными и немного сужающимися книзу штанинами.
Поверх жейде казах надевал обычно лёгкую, расширяющуюся книзу одежду,сшитую по фигуре и шаровары.
Бешмет — одежда длиной до колен или немного выше, с рукавами и стоячим воротником. Одевался поверх рубахи и под халат. Шили обычно из тонкого шерстяного сукна, бархата, шёлка преимущественно коричневого, синего и тёмно-зелёного цвета.
Камзол – во многом сходен с бешметом, только без рукавов.
Бешмет, камзол и кокерше (разновидность камзола)могли быть утеплёнными, в зависимости от сезона.
Шаровары шили из того же материала, что и шекпен, со вставкой-клином для удобства при верховой езде. Застёжек и пуговиц не было. Верхние края штанин заворачивали и вставляли в них поясок, выполняющий роль ремня.
Шапан – халат – основной вид одежды казахов. Известен с далёкой древности. Его изображения встречаются на каменных изваяниях кипчаков IΧ-ΧIV веков. Носили шапан как мужчины так и женщины. Мужчины обычно одевали поверх бешмета или камзола. Шили халаты из замши, а также из привозных материалов: шерстяных, шёлковых и хлопчатобумажных тканей. Шапаны часто украшались тамбурной вышивкой. Самые красивые халаты – настоящие произведения искусства, их носили знаменитые казахские акыны и салы — странствующие певцы и музыканты. Любимые цвета халата – красный, пурпурный или ярко-зелёный.
Шекпен(чекмен) – просторный халат, длинный как плащ с широкими длинными рукавами был скатан из верблюжьей шерсти и обычно служил защитой от бурана, дождя или другой непогоды. Жёлтые и белые шекпены делали из неокрашенной шерсти. Парадные шекпены окрашивали в синий, пурпурный и другие цвета, их швы для отделки обшивались галуном.
Тон— зимний тулуп из овчины или волчьего меха.
Купи – зимняя шуба, крытая шекпеном из сукна.
Кебенек– старинныйплотный плащ без рукавов, делали преимущественно из белого тонкого войлока. Имел форму военной накидки и глухой стоячий воротник. Украшали вышивкой, шнуром и декоративной стёжкой. Для защиты от непогоды одевали поверх зимней одежды.
Саптама – тяжёлые кожаные сапоги.
Тымак – головной убор-треух, делали часто из лисьего меха.
Колпак – традиционный и старинный головной убор из войлока. Подобный убор был у саков. У казахов, в зависимости от фасона высокая шапка из белого войлока называется ак колпак и аир колпак — такая же шапка с широкими полями, загнутыми вверх.
Тельпек– разновидность колпака, султанская шляпа, поэтому бытовал он только до середины XIX века.
Шапка-борык – весеннее-осенний головной убор. Название борык происходит от слова «боры» — волк. Волк — древний тотем тюркских племён. Это круглая шапка с высоким конусообразным или усечённым верхом, сшитая из нескольких клиньев, всегда оторочена мехом соболя, выдры, мерлушки и др.
Мужской костюм далеко не всегда застёгивался и потому пояс был его неотъемлемой частью.
Костюм юга Казахстана отличается некоторой облегчённостью, что , конечно, связано с климатическими условиями, а также осёдлым и полуосёдлым образом жизни.
Костюм женщины-казашки определялся в соответствии с возрастом
Кликните по картинке для увеличения
Девичий костюм.
Косетек — лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также укращали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки.
Одевалось платье на нижнюю рубаху шикойлёк, которуюшили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.
Женские штаны – дамбал не отличались по покрою от мужских, шили их из того же материала, что и нижнюю рубаху, а иногда из разноцветных тканей с широким поясом и шагом.
Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всегоэто была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.
Такия– шапочка на твёрдой основе, украшенная жемчугом, бусинками, золотистыми нитями, часто с перьями совы, как знак оберега.
Белбеу – пояс из кожы или бархата, с металлическими бусинками, иногда филигранный.
Етик – лёгкие сапоги из кожи на высоких каблуках, вышивались канителью.
Зимой девушки носили шапку — камшат-борык. Женские шапки типа борык украшались подвесками и пучками перьев совы, филина, цапли или павлина.
Костюм замужней женщины-казашки состоял из тех же предметов, что и девичий, за исключением головных уборов.
Во время свадебного обряда женщина надевала саукеле — высокий (до 70 см.) головной убор, который после свадьбы в течение года одевала по праздникам.
Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью. Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части — отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса. Обязательным дополнением саукеле была накидка – желек – из лёгкой ткани. Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле. Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. В старину для этого шили специальные покрывала из белого шёлка, кисеи, украшали вышивкой. Как правило, саукеле передавалось по наследству и из убора молодой замужней женщины превращалось в свадебный головной убор.
После окончания торжеств молодая женщина носила жаулык – головной убор, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, покрывающий волосы, плечи и спину. Белый цвет символизировал чистоту и был обязательным для головных уборов, которые назывались кимешеком, суламой, кундуком, или же просто повязывали белый платок.
Камзол замужней женщины застёгивался впереди на талии, а украшался большой металлической пряжкой – капсырмой.
Пожилые женщины носили платье свободного покроя, поверх которого надевали длинный камзол или шапан. На голову одевали кимешек, который дополнялся белым платком, завязанным в виде тюрбана. В холодное время года носили тёплые халаты, крытые бархатом, а более состоятельные — шубу из пушных зверьков, бывшую в прошлом мерилом богатства.
Костюм детей у казахов повторяет одежду взрослых, только в уменьшенном виде, в соответствии с возрастом и полом ребёнка. По-видимому, это связано со стремлением поскорее увидеть в своём ребёнке взрослого. Исключение составляет так наз. ит койлёк, который шили для новорожденного из цельного куска хлопчатобумажной ткани (бумазеи, ситца, бязи), несколько удлинённым, без плечевых швов и окантовок.
Казахи не шили специальную рабочую одежду. Не было строгой грани между будничным и парадным костюмом. Последний отличался более свободным кроем, объемом головных уборов, декором. На его пошив шли бархат, шёлк, парча, дорогие меха, тогда как будничная одежда изготовлялась из более простого материала.
Траурный костюм у женщины-казашки, представлял собой обычную одежду, с которой удалялись все украшения. При этом убитая горем жена усопшего должна была распускать волосы, а дочери и сёстры, сняв свои девичьи шапочки, накидывать на плечи чёрные шали.
Лица мужского пола опоясывались траурным кушаком из 3-4 метров тёмной ситцевой ткани.
Обязательной частью женского и мужского казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шёлка, шерсти – белдык. Особенно интересны мужские пояса с подвесным кошельком, пороховницей, футляром для ножа. Такие наборные пояса назывались — кисе. Пояса делали не только из кожи, но и из шёлка, бархата и носили их взрослые мужчины. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Пряжки и накладки на ремень имели сердцевидную форму, делались в виде стилизованных зверей.
Женские пояса более широкие и нарядные. Делали их обычно из шёлка. Такие пояса шили с декоративной вязкой и назывались они нур белдык.
Курсовая работа
4 курс ХГФ АГУ им.Абая. 1992г.
Лит-ра:
Узбекали Джанибеков «Эхо…»1991г.
Маргулан А.Х. «Казахское народное прикладное искусство» т.1, 1986г.
Казахский национальный костюм
- Немного истории
- Особенности
- Цвета и оттенки
- Ткани
- Крой
- Аксессуары и украшения
- Обувь
- Красота свадебного наряда
-
Разновидности
- Женский
- Мужской
- Детский
- Современные модели
Казахский национальный костюм начал формироваться около 5-6 веков назад. Именно в это время самобытность казахов можно назвать сформированной. Она и отразилась в национальной одежде этого народа.
Немного истории
Современный вариант казахского национального костюма не только долго формировался, но и постоянно изменялся. Соседствующие с казахами народы сильно влияли на местную моду. Свою лепту внесли татары, русские, среднеазиатские народности. Но во все времена казахская одежда отличалась большим разнообразием декоративных элементов и украшений, запахом справа на лево, каёмкой. Украшением служили вышивка и национальные узоры, кроме того казахи верили, что они оберегают от злых сил.
Особенности
Можно выделить следующие отличительные черты в казахском костюме:
- верхняя одежда имеет характер распашной и всегда запахивается на левую сторону. Это присуще мужским и женским костюмам;
- приталенный крой;
- женские костюмы богато украшены оборками, роскошной бахромой и каймой;
- присутствие высоких шапок, которые украшаются драгоценными камнями, а также перьями или вышивкой;
- вышивка отражает национальный орнамент, выполняется в виде люрекса, узорчатого тканья;
- распространенны материалы – кожа, мех, шерстяное сукно, войлок.
Для пошива лёгкой одежды и нижнего белья использовались хлопчатобумажные ткани. Их доставляли торговцы по шелковому пути, вместе с ними казахам поставлялась парча, шёлк, бархат и другие дорогие ткани. Верхняя одежда шилась из козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур, были популярны изделия из овчины.
Цвета и оттенки
Цвета казахского костюма традиционно были и остаются яркиеми и сочными. Они свидетельствуют о богатстве, достатке, роскоши. Это все оттенки зелёного, синего, золотого, красного, которые можно увидеть и в женских, и мужских нарядах. Элементы национальной одежды используются и современными казахскими дизайнерами при создании традиционной одежды. В них отдается дань старине, поэтому наряды выходят как раньше яркими и броскими. Особенно украшают богатые орнаменты.
Ткани
Ткани национального костюма казахов зависят от степени богатства владельца. О достатке говорит парча, тонкий шёлк, мягкий бархат, ценные меха. Ими оторачивалась верхняя одежда, края головных уборов. Широко применялись шерстяные и хлопчатобумажные ткани.
Крой
И мужская, и женская одежда всегда была приталенного кроя. Изделия по традиции расширяются к низу. Также халаты могут быть прямыми, рукава длинные. У мужчин традиционной одеждой являются широкие шаровары. Крой платьев для девушек и незамужних женщин длинный, приталенный, украшен оборками и воланами. Головные уборы имеют конусообразную форму.
Аксессуары и украшения
Богатству украшений казахи уделяют много внимания. Они отличаются разнообразием материлов и манерой выполнения. Их используют во всех предметах одежды. Например, нашивки и на халатах, и на обуви, и на головных уборах.
В зависимости от достатка использовались такие металлы, как золото, серебряные, бронзовые украшения. Из драгоценных камней казахи предпочитали сердолик, перламутр, жемчуг, кораллы, а также цветное стекло.
Особенно выделяются перстни. Они носят разные названия, которое зависит от формы. Например, существует кольцо «птичий клюв». Браслеты, подвески и серьги, могут быть кованными и очень массивными.
Украшения нужны были для придания оригинальности и выделения ранга владельца костюма, также они были и самостоятельными элементами. Для людей разных возрастов, семейного положения, ранга существуют разные виды украшений. Отличаются они и по территориальному признаку.
Обувь
Казахская национальная обувь отражает кочевую жизнь этой народности. Из-за необходимости в постояннй перемене мест в ней преобладают высокие сапоги. В широкие голенища удобно заправлять штаны для большей сохранности тепла.
- Сапоги для летнего периода могли быть на каблуке. В старину носки шились загнутыми. Молодые девушки носили обувь с украшениями в виде аппликации и вышивок.
- У юношей был популярен каблук около 8 см. Пожилые для удобства носили мягкие сапожки без каблука. Сверху на них надевались галоши или туфли из кожи.
- Бедные люди, пастухи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. Малоимущие слои населения были вынуждены носить обувью на подобии сандалий, которая представляла собой кожаную подошву, которая крепилась к ноге ремешками.
Красота свадебного наряда
Национальное свадебное платье казахской невесты носит сложное название Той Узату койлек. Оно шьётся из дорогих тканей, таких как шёлк или атлас, органза или тафта. На нём обязательно присутствует казахский орнамент и нежная вышивка. Её создают из бисера, оформляют золотыми шнурами и лентами.
Свадебный наряд, что в древние времена, что сегодня, отличается оригинальным головным убором. Его называют саукеле. Такое убранство было актуально вплоть до 19 века. Саукеле шьется в форме конуса, длиной около 70 см. Как обычно оно украшено драгоценностями. Для этого использовали монеты, кораллы, жемчуг, злотые вставки, драгоценные камни, бляхи.
К убору прилагались украшения для подбородка и подвески на виски. До спины от убора свисала лента, сотканная из золотых нитей и обшитая бахромой. На затылке было приятно изображать символ благоденствия – рыбью голову. Поверх свадебного убора принято надевать бархатный или шёлковый платок.
Свадебный головной убор принято носить в течении первого года семейной жизни. Затем его достают только по большим праздникам. Саукеле не только красивый, но и очень дорогой головной убор. В давние времена за него давали до 100 лучших скакунов. А мастера трудились над таким убором не меньше года. До сих пор по казахским приданиями считается, что чем богаче будет саукеле у невесты, тем счастливее и удачнее сложится ее семейная жизнь.
Поверх свадебного платья невеста может одеть камзол. Он шьётся в тон платью, его тоже украшают орнаментами, монетами, камнями.
Цвет ткани свадебного платья играет интересную роль. Вместо привычного нам белого цвета казахи препочитают и красный, и синий цвета. Красный символизирует юность, жизнь в её самом расцвете. Синий – это символ мирного неба над головой, тепла и уюта. Он говорит о непорочности и чистоте. Если дата свадьбы выпадает на теплое время года тогда чаще используются белые, розовые, кремовые оттенки.
Ни один казахский свадебный наряд не обойдется без украшений. Это и браслеты, и кольца, и ожерелья, и подвески.
Разновидности
Женский
От тюркских племен казахским женщинам передался – жаулык, убор для головы. Он был пошит из шёлковой ткани, мог быт оторочен мехом. Женщины носили юбки белдемше. С ними надевались халаты или камзолы.
Другой вариант – это платье, юбка которого была расклешённой. Оно носило название кулиш койлек. Российский костюм повлиял на создание другого фасона платья, жах койлек. В нём использовался отложной воротничок и популярная тогда плиссированная кокетка.
Женская верхняя одежда был представлена в виде шалана, халата с тёплой подкладкой из шерсти для зимнего времени года.
Мужской
Мужской национальный костюм включает шапку, шаравары и камзол. Он предполагает наличие особенного головного убора. Этот убор напоминает шапки древних скифов и носит название мурак или ай-ыркалпак.
Шаровары или шалбар-сым пошиты со вставками из овечьей шкуры. Она защищает кожу при трении и делает более удобной верховую езду. Края штанов заправляются в сапоги.
Бешмет, то есть камзол по-казахски может быть самых разных цветов, шьется утеплённым для холодного времени года и стягивается поясом. Под верхней одеждой казахи носят жейде – белье, пошитое из хлопчатобумажной ткани. Реже используется шёлк. Поверх костюма мужчины надевают шубу или длиннополый халат, чтобы защищаться от холода.
Мужчины носили два вида обуви: либо сапоги (допускался невысокий каблук), либо кожаные чешки ичиги. Обувь тоже украшалась вышивкой.
Особенной частью и женского, и мужского костюма казахов всегда были пояса. Их шили из разных тканей. Существовали специальные праздничные модели, искуссно расшитые и украшенные подвесками, полудрагоценными камнями.
Детский
Национальные казахские наряды для детей – это уменьшенные модели взрослых костюмов. Они такие же яркие, красивые и богаты украшениями.
Современные модели
Сегодня национальная одежда казахского народа сохранилась в аулах. Её продолжают носить люди старших поколений. А также она является источником вдохновения для современных дизайнеров и модельеров.
Современные казахские костюмы отличаются изяществом, тонко подчеркивающим красоту и гордость казахского народа. Главная их особенность в национальных орнаментах, которые выделяют казахский стиль в любом фасоне одежды.
- Главная
- Казахстан
- Культура
- Национальная одежда
Национальная одежда казахов
Казахская национальная одежда – это неотъемлемый и важный атрибут казахской культуры. Раньше по одежде можно было определить сословие, статус и примерный возраст носящего её человека. Основными материалами, из которых шилась казахская одежда, были хлопок, шерсть и войлок.
Будучи кочевниками, казахи наиболее часто изготовляли предметы одежды из шкур, кожи и мехов, так как они наилучшим образом подходили для суровых условий степи.
Богатые люди носили широкие пояса с золотыми пряжками, украшали одежду особо роскошными узорами, драгоценными камнями.
Обувью служили сапоги: летом носили легкие сапоги из тонкой кожи, а зимой надевали высокие сапоги из грубой кожи, которая защищала от холода. Женские модели отличались зеленым или красным цветом, их расшивали шелком и украшали мелкими узорными бляшками.
Мужская одежда
Казахский мужской костюм включал в себя нательную рубаху и штаны, сверху надевался халат (шапан), на голову – шапка (зимой – тымак, а летом – калпак). При этом шапан считался одним из важнейших элементов мужского костюма, показывая статус мужчины. Шапаны могли быть различной толщины и расцветки. Нарядный праздничный шапан отличался от повседневного глубоким цветом и роскошной золотой вышивкой.
Женская одежда
Женский традиционный костюм включал платье свободного кроя, сверху носили камзол или халат-шапан. В основном женскую одежду шили из ситца, а знатные казашки могли себе позволить костюмы из шелка и бархата. Также использовался тонкий войлок. Крой платья был закрытым, и лишь в 19 веке в казахской национальной одежде появился отрезной фасон платья, когда юбка и лиф сначала кроились отдельно, а затем сшивались. В холодное время женщины надевали шубы из лисьего меха или шкуры ягненка.
Красный цвет в одежде разрешалось носить только молодым девушкам, а после тридцати лет это считалось недопустимым. Также, чем старше была женщина, тем меньше на ней было украшений.
Очень активно использовалась в отделке казахских нарядов вышивка, а также украшение бисером, войлоком, бляхами из серебра, различными нашивками. Головные уборы девушек было принято украшать перьями филина, которые, как считалось, оберегают от злых сил.
Головной убор
Головной убор имел сакральный смысл в казахской национальной одежде. Казахи очень трепетно относились к головным уборам, и поэтому с ними связано множество поверий. Так, недопустимо было носить чужую шапку. Также нельзя было ронять головной убор или хранить его в ненадлежащем месте.
Саукеле – уникальный и самобытный головной убор, который занимает особое место в традиционной одежде казахов. Саукеле носили казахские невесты, и он являлся самым дорогим и красивым элементом свадебного наряда. Саукеле был конусообразной формы, его украшали жемчужинами, кораллами, бирюзой, самоцветами и мелкими монетами. На верхушке саукеле, высота которого составляла около семидесяти сантиметров, красовался пучок перьев филина. Дополнялся саукеле специальными боковыми подвесками «жактау», они были длинными и могли доходить до пояса и ниже. Подвески также украшали многочисленными декоративными элементами. Ещё саукеле дополняли меховыми наушниками и височниками. Сверху головной убор накрывали расшитыми платками, а также прикрепляли к нему вуаль «желек».
После свадьбы костюм замужней женщины дополнялся расшитой искусными золотыми узорами шапкой «касаба». Как только у женщины рождался первенец, она начинала носить белый тюрбан «кимешек».
У мужчин было принято носить войлочную шляпу под названием «калпак», а также шапку-тюбетейку «такию». В холодное время мужчины и женщины надевали меховую шапку «борик» или головной убор из овчины «тымак».