Рассказ о классицизме по литературе

Особенности классицизма в литературе

Содержание:

  • Понятие классицизма
  • Основные черты
  • Особенности

    • Сатира
    • Национальные образы
    • Патриотический пафос
    • Ода
  • Жанры в классицизме
  • Примеры произведений

Понятие классицизма

Классицизм — художественный стиль в европейской культуре периода XVII-XIX веков.

Появление классицизма как направления в искусстве относят к XVII веку. Он сформировался во Франции на волне возрастания критики абсолютизма под влиянием идей Просвещения и философии рационализма Рене Декарта, который возводил человеческую личность в статус высшей ценности бытия.

Основным конфликтом в рамках классицизма стал конфликт страсти и разума, где именно разум всегда должен выходить победителем. Образы лишены индивидуальных черт, они отражают устойчивые социальные и духовные характеристики, не являющиеся уникальными для какого-либо конкретного времени. Целью классицизма является построение лучшего общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что касается пионеров классицизма в рамках различных литературных направлений, то традиционно выделяют следующих представителей:

  • Франсуа Малерб, поэзия. Будучи одним из ключевых лиц французской поэзии того времени, Малерб не стал основателем поэтической школы. Однако его вклад в развитие французского языка и поэзии велик: он провел реформу языка и стиха. Первая подразумевала очищение французского языка от греческих и латинских заимствований, архаизмов, провинциализмов и ориентацию на речь широких слоев населения Парижа, то есть отказ и от региональных диалектов. Для поэтического языка он выдвинул три требования: чистота (отказ от внедрения всех подряд слов), ясность (у каждого слова должно быть строгое значение) и точность (нужно писать так, чтобы язык нельзя было не понять).
  • Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, драматургия. Стали основателями французской национальной трагедии как литературного жанра, строили свои произведения на основе конфликта между общественным долгом и личными страстями.
  • Жан де Лафонтент, басня.
  • Никола Буало-Депрео, сатира.
  • Жан Батист Мольер (Поклен), комедия.

В России классицизм начал развиваться после реформ Петра I. М.В. Ломоносов адаптировал правила французской поэтики к русскому языку и выдвинул теорию «трех штилей», различающую высокий, средний и низкий стили в литературе. Особенностью русского классицизма является большая распространенность жанров, требующих от автора оценки действительности: комедия, сатира, басня, ода.

Основные черты

Одним из основных принципов классицизма является обращение к античному искусству как источнику вдохновения. Античная философия и поэзия провозглашались идеалом эстетики, а Аристотель и Гораций стали основными ориентирами. Кроме того, на основе античной драматургии было разработано правило триединства (Аристотелевы единства) — жесткие ограничения, отклонения от которых не допускалось в классицизме. Этими единствами являются:

  • Единство действия — должен быть один четко выделенный главный сюжет, в то время как второстепенные сводятся к минимуму.
  • Единство места — на протяжении всего произведения действия должны происходить в одном месте.
  • Единство времени — события произведения должны произойти за одни сутки.

При этом стоит отметить, что сам Аристотель в трактате «Поэтика» обязательным считал только единство действия; единство времени было просто распространено в драматургии той эпохи, а про единство места речи вообще не идет.

В классицизме также сложилась строгая иерархия жанров и образов. Жанры подразделяются на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). У каждого из жанров есть свои характерные особенности, смешение которых не допускается каноном. Что касается образов, то в классицистических произведениях всегда есть строго положительный и строго отрицательный персонаж, они олицетворяют, соответственно, один порок и одну добродетель и являются носителями одного человеческого качества. При этом действия положительных персонажей всегда подчинены разуму, в то время как отрицательных — страстям и эмоциям.

Несмотря на использование классицизмом античности как эталона, целью его было воспитание в людях положительных качеств, прежде всего, чувства долга. В этой связи классицисты обнажали пороки общества через образы, близкие широким массам, передавали с их помощью переживания и страсти обычных людей. Таким образом авторы добивались более глубокого восприятия их произведений и действительно могли рассчитывать на изменения в порочной природе человека.  

Особенности

Сатира

Одной из особенностей классицизма (особенно характерной для России) является развитие сатирического направления.

Сатира — форма обличительной поэзии, где целью критики была не человеческая личность, а ее пороки.

В этой связи образы не обладали индивидуальностью, а представляли собой некие архетипы, наиболее характерные для целевой аудитории. Кроме того, сатирики считали своей задачей просвещение и нравоучение, поэтому, чтобы добиться большего эффекта, изобличали пороки, используя приемы сарказма и иронии.

Национальные образы

Несмотря на ориентацию на античное искусство, классицистические авторы использовали национальные образы. Это связано с тем, что произведения должны быть близки широким массам, отражать местный колорит, а в героях люди должны узнавать себя и своих соседей. Именно так авторы достигали своих целей: указывая на недостатки одних, они подталкивали остальных не повторять ошибок, а следовать чувству долга и голосу разума.

Патриотический пафос

Идеал писателей-классицистов — гражда­нин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творче­ской личностью, бороться с общественными по­роками, со всеми проявлениями злонравия и тирании. Такому человеку необходимо отка­заться от стремления к личному счастью, подчи­нить свои чувства долгу. Стремительное развитие идея патриотизма получила в русском классицизме после Отечественной войны 1812 года.

Ода

В рамках классицизма ода как жанр высокой торжественной поэзии получила особое развитие, так как в то время в искусстве было провозглашено торжество общих интересов над личными. Поэтому ода отвечала задачам эпохи лучше, чем любой другой жанр. Массовый интерес могли вызвать лишь те переживания автора, в которых отражались события глобального масштаба.

Ода является жанром строгой формы и строится из трех частей: «приступа» (представления темы), рассуждения (развитие темы с помощью образов) и краткого, но эмоционально сильного заключения.

Жанры в классицизме

Жанры в классицизме делятся на высокие и низкие.

К высоким жанрам относятся:

  • трагедия;
  • ода;
  • дифирамб;
  • героическая поэма.

К низким жанрам относятся:

  • комедия;
  • сатира;
  • эпиграмма;
  • авантюрный роман;
  • бурлескная пародийная поэма;
  • басня.

Примеры произведений

Примеры известных писателей классицизма и их произведения:

  • Пьер Корнель. Трагедии «Сид», «Гораций», «Полиевкт».
  • Вольтер. Трагедии «Эдип», «Брут», «Заира», «Цезарь» и другие, эпопея «Генриада».
  • М.В. Ломоносов. Оды «На взятие Хатина», «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны».

В России эпоха классицизма зародилась (переползла из Европы) во второй половине XVIII века и продлилась до первой половины XIX века. Классицизм стал ведущим направлением в искусстве в период европеизации при Екатерине II, которая охотно вела переписки с заграничными деятелями Просвещения. Если сформулировать определение классицизма своими словами, то он представлял собой художественное направление в искусстве, в основе которого лежали идеи античности, выражавшиеся в философии Декарта.

Содержание:

  • 1 История появления
  • 2 Основные черты
  • 3 Особенности: темы и жанры
  • 4 Эстетические принципы и правила
  • 5 Как проявил себя в русской…
    • 5.1 Архитектуре
    • 5.2 Литературе
    • 5.3 Музыке
    • 5.4 Живописи 
    • 5.5 Театре 

История появления

Данное направление возникает во времена прогрессивных идей о патриотизме и в период установления национальной государственности. Творят в ту пору придворные государственные мужи, которые грамотно фиксируют и развивают национальную идею свой державы. 

Истоки классицизма  нужно искать в Древней Греции. Именно античность становится примером эпохи, где процветает личность, где происходит ее свободное развитие: духовное и физическое совершенство. Художников, скульпторов, архитекторов привлекала строгость и простота античного искусства. Однако идеологически классицизм чужд многим проявлениям древнегреческой культуры: это более строгое и рациональное направление, которое культивирует ограничение личной свободы во благо более глобальных (национальных) интересов. 

Традиции классицизма — возрождение древнегреческих представлений о внешней стороне искусства. Открытие Помпеи в 1755 году, изучение архитектуры юга Италии привели к еще большему интересу к классицизму. Кроме колонн и галерей античности, он впитал в себя элементы готики, эпохи Возрождения и развил их. Главной целью классицизма становится просвещение публики — и нравственное, и интеллектуальное. 

Этапы развития классицизма:

  1. Ранний классицизм (1760-е – 1-я половина 1780-х годов) – принятие нового стиля, определение его черт;
  2. Зрелый классицизм (1780-е – 1790-е) – установление и распространение стиля;
  3. Высокий или поздний классицизм, Ампир (1-я треть XIX века) – влияние романтизма.

Основоположники русского классицизма — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Вален-Деламот. Они были авторами проекта «Академия художеств в Петербурге». В этом здании есть основные черты классицизма: четкий ритм колонн, строгие формы. 

Также классицизм связан с национальными интересами государства. Идеал человека, по мнению классицистов, – это гражданин патриотических взглядов, который трудится на благо Отечества. Он готов на всё во имя своего долга. Поэтому монархи в то время активно поддерживали такое искусство.

Основные черты

Классицизм охватывает живопись, музыку, архитектуру, литературу и театр. Ему присущи следующие признаки:

  1. Обращение к искусству античности;
  2. Сатирическая направленность;
  3. Патриотизм;
  4. Интерес к простому человеку;
  5. Идея просвещенной монархии;
  6. Обращение к фольклору.

Суть классицизма заключалась в отражении идеи гармоничного общества: морально зрелого, патриотичного и рационального. Однако конфликты чувства и разума, личности и общества показывают всю сложность этого направления. Авторы прекрасно понимали, что люди не смогут без борьбы отказаться от чувств и желаний. Этот конфликт был наиболее драматичным проявлением новой философии. 

Классицизму были свойственны гармоничность, организованность и ясность образов. Его сторонники говорили в аудиторией прямо и немного свысока, как учителя с классом.

Особенности: темы и жанры

Классицизм связан с Просвещением, основывается на идеях рационализма и на представлениях о закономерности мира. Ориентирование на античность приводит к возникновению системы жанров. Именно древние греки впервые систематизировали типы и виды однородных явлений в литературе и философии.

Так, в литературе жанры классицизма подразделялись на высокие и низкие. Высокими жанрами являлись трагедия, ода, героическая поэма, а низкими – комедия, сатира, басня. Высокие жанры описывали исторические события, бытие царей и знатных людей. Низкие жанры рассказывали истории об обыкновенных людях, например, о крестьянах или слугах. Соответственно, для высоких жанров была характерна возвышенная речь, а для низких – простая речь. 

Культура классицизма элитарна и предъявляет к личности очень высокие требования. Каждый автор в ту пору подчеркивал важность преобладания разума над чувством, долга — над желанием, морали — над страстью. Классицисты считали, что только только ум и мораль помогут познать окружающий мир и выстроить нравственную систему ценностей. Их интересовали проблемы борьбы разума и чувства, долга и страстей. Также было заметно преобладание национально-исторической тематики над античной. Очевидно наличие патриотического пафоса и сатирической направленности во многих произведениях (в баснях, сатирах и комедиях). Человек того времени стремился назидать, учить, совершенствовать. Каждый автор был своего рода пастором и не раз обращался к религиозной теме. Творчество было сакрально и элитарно: только люди с положением и состоянием могли позволить себе творить.

Основные темы классицизма:

  • Исторические сюжеты
  • Жизнь высшей знати
  • Античные сюжеты (с опорой на мифологию)
  • Нравоучительные истории (с сатирическим обличением безнравственности и невежества)

Эстетические принципы и правила

Принципы классицизма:

  1. Наличие воспитательного характера;
  2. Стремление к совершенству;
  3. Обращение к античности;
  4. Стремление к строгости, логичности и гармонии формы и содержания;
  5. Простота, симметричность форм и правильные пропорции;
  6. Литературные произведения создавались по четким канонам в соответствии с жанром произведения.

Характеристика классицизма умещается в 5 понятиях: консерватизм, рационализм, гармония, категоричность форм и величественность. Всё это выражалось в четких геометрических формах, линиях, светотени и в строгих канонах. Эксперименты не приветствовались, а ассоциировались с дурным вкусом и незнанием «правильной» формулы искусства. Классицизм — это не свобода античности, а диктатура Древнего Рима. Он с бряцанием орудий и строевым шагом гимнов захватил культуру и навязал ей единство формы, как в боевом строю.

Если Вы хотели бы заслужить уважение Тредиаковского и Сумарокова, Вам необходимо знать правила классицизма:

  1. Следование правилам и канонам – путь к достижению идеала античности;
  2. Строгая жанровая система в литературе: высокие и низкие жанры;
  3. Преобладание разума над чувствами;
  4. Универсальность типов человеческих характеров (персонажи обладали определенной чертой характера, например, жадность или храбрость) в литературе;
  5. Четкое деление героев и персонажей на положительных и отрицательных в литературе;
  6. Три единства в театре: единство времени (действие должно было уместиться в один узкий временной промежуток — день), действия (одна сюжетная линия) и места (все должно было происходить в одном месте). 
  7. В драматических произведениях было единство времени, места и действия;
  8. Наличие воспитательной функции.

Эстетизм классицизма заключался в желании бороться за высокое, возвышенное, при этом придерживаясь точности и ясности стиля. Этому направлению в искусстве были свойственны: простота, сбалансированность, спокойствие, рационализм, логичность, пропорциональность, симметрия и строгость. 

Как проявил себя в русской…

Архитектуре

Основные признаки классицизма в архитектуре:

  • строгая симметрия;
  • пропорциональность;
  • четкая планировка и продуманная величественная композиция. 

Основные детали – купол и колонны в зданиях, акцентированные лестницы и античный декор (портики, ниши со скульптурами и т.д.). 

Для ампира была характерна воинская тематика (здание Сената в Санкт-Петербурге). 

Яркие представители классицизма в архитектуре: 

  1. В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве), 
  2. М.Ф. Казаков (Голицынская больница), 
  3. И.Е. Старов (Таврический дворец). 

Классицизм оказал сильное влияние на облик Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти здания до сих пор сохраняют свою привлекательность и отображают историю;

Литературе

Для русского классицизма характерны следующие черты:

  • преобладание разума над чувствами;
  • конфликт долга и страстей;
  • равенство и справедливость. 

Основные представители классицизма в литературе: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Г. Державин. 

  • М. Ломоносов заложил основы стихосложения и создал новый русский жанр – оду. 
  • Д. Фонвизин в своих произведениях («Недоросль», «Бригадир») подвергал критике отрицательные стороны русской жизни, используя говорящие фамилии, сатиру, деление персонажей на положительных и отрицательных.
  • Г. Державин соединял лирику с сатирой в одах;

Музыке

Для русского классицизма характерно сохранение национальных особенностей при восприятии европейских норм. За основу произведений они брали национальные фольклорные мотивы и героические события из русской истории. Музыка того времени звучала пафосно и монументально, в ее исполнении был задействован весь оркестр.

Основные представители: Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин. 

Так, Д.С. Бортянский вкладывал в музыку стройность, законченность форм, сочетая строгость с чувствительностью;

Живописи 

Для живописи эпохи классицизма характерны сдержанность, величественность и строгость. Основные элементы – линия и светотень. 

Большой популярностью пользовались портреты, например, парадные (В.Л. Боровиковский «портрет А.Б. Куракина») и аллегорические (Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница»). К тому же, происходило освоение новых жанров: натюрморт, пейзаж. 

Классицизм особенно сильно отразился в исторической живописи, например, картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Другие представители: А.П. Антропов, И.Н. Никитин, Г.И. Головкин.

Театре 

Классицизм — это «золотой век» в театральном искусстве. Театр развивался динамично, становясь высоко профессиональным. Театральный стиль был провозглашен искусством декламации. 

Если раньше на сцене преобладали французские труппы, то в первом же десятилетии 18 века русские актеры составили им достойную конкуренцию. Та же ситуация была с драматургами: наряду с шедеврами Расина и Корнеля в России ставили «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина. 

Для всех театральных постановок было применимо главное правила классицизма — единство времени, места и действия. Все 4 акта (именно столько занимала каждая пьеса) должны были проходить в одном месте, в один временной промежуток, а сюжет должен представлять собой одну основную линию, где роль второстепенных персонажей сводится к минимуму.

Автор: Ольга Макарова

  1. Зарождение классицизма в мировой культуре
  2. Классификация жанров в классицизме
  3. Основные черты классицизма
  4. Особенности русского классицизма

    1. Основные периоды русского классицизма

Зарождение классицизма в мировой культуре

Классицизм как направление в искусстве зародился во Франции в конце 17 века. В своём трактате «Поэтическое искусство» Буало обозначил основные принципы этого литературного направления. Он считал, что литературное произведение создаётся не чувствами, а разумом; для классицизма вообще характерен культ разума, вызванный убеждённостью в том, что изменить жизнь к лучшему может только просвещённая монархия, абсолютная власть. Как в государстве должна осуществляться строгая и чёткая иерархия  всех ветвей власти, так и в литературе (и в искусстве) всё должно быть подчинено единым правилам, строгому порядку.

С переводе с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный. Образцом для писателей-классицистов была античная культура и литература. Французские классики, изучив поэтику Аристотеля, определили правила своих произведений, которых в дальнейшем придерживались, и это стало основой становления основных жанров классицизма.

Классификация жанров в классицизме

Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие.

Высокие:

  • Ода — воспевающее и восхваляющее в стихотворной форме произведение;
  • Трагедия – драматическое произведение с суровым финалом;
  • Героический эпос – повествовательный рассказ о событиях прошлого, который показывает всю картину времени в целом.

Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг.

Низкие жанры:

  • Комедия – драматическое произведение, высмеивающее пороки общества либо человека;
  • Сатира – вид комедии, отличающийся своей резкостью повествования;
  • Басня – сатирическое произведение поучительного характера.

Героями этих произведений были не только представители дворянского сословия, но и простолюдины, слуги.

Для каждого жанра существовали свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др.

Мольер

Мольер
Вольтер
Вольтер
Мильтон
Мильтон
Корнель
Корнель

Основные черты классицизма

  • Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
  • Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
  • Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи. Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода времени или слоя общества.
  • Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
  • Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
  • Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь.

Особенности русского классицизма

А. Кантемир

А. Д. Кантемир

Как и  европейский, русский классицизм придерживался основных правил направления. Однако он не стал просто последователем западного классицизма –  дополнившись своим национальным духом самобытности, русский классицизм стал самостоятельным направлением в художественной литературе с присущими только ему чертами и особенностями:

  • Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова);

  • Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»);
  • Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
  • Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).

Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира с его знаменитыми сатирами, которые имели политический подтекст и не раз становились причиной жестких споров.

В. К. Тредиаковский

В. К. Тредиаковский

В. К. Тредиаковский не особо отличился в художественности произведений, однако у него было немало трудов в литературном направлении в целом. Он является автором таких понятий, как «проза» и «поэзия». Именно он условно разделил произведения на две части и смог дать им определения, обосновал систему силлабо-тонического стихосложения.

А. П. Сумароков

А. П. Сумароков

А. П. Сумароков считается основоположником драматургии русского классицизма. Его считают «отцом русского театра» и создателем национального театрального репертуара того времени.

М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов

Одним из самых ярких представителей русского классицизма является М. В. Ломоносов. Помимо огромного научного вклада, Михаил Васильевич провёл реформу русского языка и создал учение о «трёх штилях».

Д. И. Фонвизин

Д. И. Фонвизин

Д. И. Фонвизин считается создателем русской бытовой комедии. Его произведения «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор не утратили своего значения и изучаются в школьной программе.

Г. Р. Державин

Г. Р. Державин

Г. Р. Державин является одним из последних крупных представителей русского классицизма. Он смог в своих произведениях вписать в строгие правила просторечье, чем расширил рамки классицизма. Его также считают первым русским поэтом.

Основные периоды русского классицизма

Существует несколько разделений на периоды русского классицизма, но, обобщив, их можно свести к основным трем:

  1. 90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович)
  2. 30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов)
  3. 60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин).

Классицизм в литературе - примеры текстов для презентации

­Классицизм — художественный стиль в европейской культуре периода XVII-XIX веков.

Появление классицизма как направления в искусстве относят к XVII веку. Он сформировался во Франции на волне возрастания критики абсолютизма под влиянием идей Просвещения и философии рационализма Рене Декарта, который возводил человеческую личность в статус высшей ценности бытия.

Основным конфликтом в рамках классицизма стал конфликт страсти и разума, где именно разум всегда должен выходить победителем. Образы лишены индивидуальных черт, они отражают устойчивые социальные и духовные характеристики, не являющиеся уникальными для какого-либо конкретного времени. Целью классицизма является построение лучшего общества.

Что касается пионеров классицизма в рамках различных литературных направлений, то традиционно выделяют следующих представителей:

Франсуа Малерб, поэзия. Будучи одним из ключевых лиц французской поэзии того времени, Малерб не стал основателем поэтической школы. Однако его вклад в развитие французского языка и поэзии велик: он провел реформу языка и стиха. Первая подразумевала очищение французского языка от греческих и латинских заимствований, архаизмов, провинциализмов и ориентацию на речь широких слоев населения Парижа, то есть отказ и от региональных диалектов. Для поэтического языка он выдвинул три требования: чистота (отказ от внедрения всех подряд слов), ясность (у каждого слова должно быть строгое значение) и точность (нужно писать так, чтобы язык нельзя было не понять).

Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, драматургия. Стали основателями французской национальной трагедии как литературного жанра, строили свои произведения на основе конфликта между общественным долгом и личными страстями.
Жан де Лафонтент, басня.
Никола Буало-Депрео, сатира.
Жан Батист Мольер (Поклен), комедия.

В России классицизм начал развиваться после реформ Петра I. М.В. Ломоносов адаптировал правила французской поэтики к русскому языку и выдвинул теорию «трех штилей», различающую высокий, средний и низкий стили в литературе. Особенностью русского классицизма является большая распространенность жанров, требующих от автора оценки действительности: комедия, сатира, басня, ода.

Основные черты

Одним из основных принципов классицизма является обращение к античному искусству как источнику вдохновения. Античная философия и поэзия провозглашались идеалом эстетики, а Аристотель и Гораций стали основными ориентирами. Кроме того, на основе античной драматургии было разработано правило триединства (Аристотелевы единства) — жесткие ограничения, отклонения от которых не допускалось в классицизме.

Этими единствами являются:

Единство действия — должен быть один четко выделенный главный сюжет, в то время как второстепенные сводятся к минимуму.
Единство места — на протяжении всего произведения действия должны происходить в одном месте.
Единство времени — события произведения должны произойти за одни сутки.
При этом стоит отметить, что сам Аристотель в трактате «Поэтика» обязательным считал только единство действия; единство времени было просто распространено в драматургии той эпохи, а про единство места речи вообще не идет.

В классицизме также сложилась строгая иерархия жанров и образов. Жанры подразделяются на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). У каждого из жанров есть свои характерные особенности, смешение которых не допускается каноном. Что касается образов, то в классицистических произведениях всегда есть строго положительный и строго отрицательный персонаж, они олицетворяют, соответственно, один порок и одну добродетель и являются носителями одного человеческого качества. При этом действия положительных персонажей всегда подчинены разуму, в то время как отрицательных — страстям и эмоциям.

Несмотря на использование классицизмом античности как эталона, целью его было воспитание в людях положительных качеств, прежде всего, чувства долга. В этой связи классицисты обнажали пороки общества через образы, близкие широким массам, передавали с их помощью переживания и страсти обычных людей. Таким образом авторы добивались более глубокого восприятия их произведений и действительно могли рассчитывать на изменения в порочной природе человека.  

Особенности

Сатира


Одной из особенностей классицизма (особенно характерной для России) является развитие сатирического направления.

Сатира — форма обличительной поэзии, где целью критики была не человеческая личность, а ее пороки.

В этой связи образы не обладали индивидуальностью, а представляли собой некие архетипы, наиболее характерные для целевой аудитории. Кроме того, сатирики считали своей задачей просвещение и нравоучение, поэтому, чтобы добиться большего эффекта, изобличали пороки, используя приемы сарказма и иронии.

Национальные образы
Несмотря на ориентацию на античное искусство, классицистические авторы использовали национальные образы. Это связано с тем, что произведения должны быть близки широким массам, отражать местный колорит, а в героях люди должны узнавать себя и своих соседей. Именно так авторы достигали своих целей: указывая на недостатки одних, они подталкивали остальных не повторять ошибок, а следовать чувству долга и голосу разума.

Патриотический пафос
Идеал писателей-классицистов — гражда­нин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творче­ской личностью, бороться с общественными по­роками, со всеми проявлениями злонравия и тирании. Такому человеку необходимо отка­заться от стремления к личному счастью, подчи­нить свои чувства долгу. Стремительное развитие идея патриотизма получила в русском классицизме после Отечественной войны 1812 года.

Ода
В рамках классицизма ода как жанр высокой торжественной поэзии получила особое развитие, так как в то время в искусстве было провозглашено торжество общих интересов над личными. Поэтому ода отвечала задачам эпохи лучше, чем любой другой жанр. Массовый интерес могли вызвать лишь те переживания автора, в которых отражались события глобального масштаба.

Ода является жанром строгой формы и строится из трех частей: «приступа» (представления темы), рассуждения (развитие темы с помощью образов) и краткого, но эмоционально сильного заключения.

Жанры в классицизме

Жанры в классицизме делятся на высокие и низкие.

К высоким жанрам относятся:

трагедия;
ода;
дифирамб;
героическая поэма.
К низким жанрам относятся:

комедия;
сатира;
эпиграмма;
авантюрный роман;
бурлескная пародийная поэма;
басня.

Примеры произведений

Примеры известных писателей классицизма и их произведения:

Пьер Корнель. Трагедии «Сид», «Гораций», «Полиевкт».
Вольтер. Трагедии «Эдип», «Брут», «Заира», «Цезарь» и другие, эпопея «Генриада».
М.В. Ломоносов. Оды «На взятие Хатина», «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны».


Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке. Основоположник классицизма является Буало, в частности его произведение «Поэтическое искусство» (1674 г). Буало основывался на принципах гармонии и соразмерности частей, логической стройности и лаконизма композиции, простоты сюжета, ясности языка.  Франции особого развития достигли «Низкие» жанры – басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало).  Расцвет классицизма в мировой литературе послужили трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, проза Ларошфуко. В эпоху просвещения с классицизмом связанно творчество Вольтера, Лессинга, Гёте и Шиллера.

Важнейшие черты классицизма:

1. Обращение к образам и формам античного искусства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

 Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:
1. «Высокие» жанры – трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
2. «Низкие» жанры – комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам)

В России классицизм зародился в первой половине XVIII. Первым писателем, который использовал классицизм, был Антиох Кантемир. В русской литературе классицизм представлен трагедиями Сумарокова и Княжнина, комедиями Фонвизина, поэзией Кантемира, Ломоносова, Державина. С критикой «правил» классицизма выступили Пушкин, Грибоедов, Белинский.

История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:

1. Литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 года) — предпосылки возникновения классицизма.
2. 1730-1750 года — эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
3. 1760-1770 года — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4. Последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций
 a. Направление, развитие, склонность, стремление.
 b. Замысел, идея изложения, изображения.

Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие  вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.


Классицизм — это направление, главной особенностью которого является естественное стремление человека к целостности, гармонии, красоте, идеалу. В области литературы это проявилось в полной мере, раскрыв миру плеяду новых имён и бессмертных произведений. Время возникновения данного направления в Европе — XVII век. Место рождения классицизма – Франция.

История возникновения

Определённые исторические условия породили этот жанр. Когда в Европе господствовал абсолютизм, была полная идеология власти, человек тогда считался лишь рабом государства и главной целью его жизни должно было быть служение своей стране, гражданское мышление, готовность исполнить свой гражданский долг. Поэтому в произведениях классицизма главное внимание уделялось конфликту между разумом и чувствами, долгом и своими личными интересами. Здесь нет психологической углубленности в характерах персонажей, поскольку в то время никому не было дела до того, что чувствует обычный человек. Более того, в данном направлении в большей степени сложилось так, что отрицательными героями становятся те, кто живёт чувствами, а положительными – кто руководствуется рациональностью и умом, благодаря чему побеждают первых. Таким образом вырисовывался тот идеал, к которому должен был стремиться каждый человек. Главной опорой, на которой возник классицизм, была философская концепция Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Этими словами утверждалось, что всем правит разум, рационализм, осмысленность.

Особенности классицизма

Правило триединства:

1. Единство действия – сфокусирована главная мысль, идея, на которой строится сюжет, именно ему автор уделяет главное внимание, а второ

Замысел, идея изложения, изображения.

Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие  вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.


Классицизм — это направление, главной особенностью которого является естественное стремление человека к целостности, гармонии, красоте, идеалу. В области литературы это проявилось в полной мере, раскрыв миру плеяду новых имён и бессмертных произведений. Время возникновения данного направления в Европе — XVII век. Место рождения классицизма – Франция.

История возникновения

Определённые исторические условия породили этот жанр. Когда в Европе господствовал абсолютизм, была полная идеология власти, человек тогда считался лишь рабом государства и главной целью его жизни должно было быть служение своей стране, гражданское мышление, готовность исполнить свой гражданский долг. Поэтому в произведениях классицизма главное внимание уделялось конфликту между разумом и чувствами, долгом и своими личными интересами. Здесь нет психологической углубленности в характерах персонажей, поскольку в то время никому не было дела до того, что чувствует обычный человек. Более того, в данном направлении в большей степени сложилось так, что отрицательными героями становятся те, кто живёт чувствами, а положительными – кто руководствуется рациональностью и умом, благодаря чему побеждают первых. Таким образом вырисовывался тот идеал, к которому должен был стремиться каждый человек. Главной опорой, на которой возник классицизм, была философская концепция Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Этими словами утверждалось, что всем правит разум, рационализм, осмысленность.

Особенности классицизма

Правило триединства:

1. Единство действия – сфокусирована главная мысль, идея, на которой строится сюжет, именно ему автор уделяет главное внимание, а второстепенных сюжетных линий должно быть как можно меньше.

2. Единство места – всё действие происходит в одном конкретном месте, не выходя за его пределы.

3. Единство времени – ограничитель по времени действия – сутки.

Иерархия жанров:
Высокие жанры: ода, трагедия, эпопея; Низкие жанры: комедия, басня, сатира. Смешивать жанры не разрешалось.

— Античное искусство – это основа, источник вдохновения для классицизма, поэтому все античные идеалы воплощаются в этом новом направлении.

— Главная цель классицизма – воспитание нравственных чувств долга и ответственности.

— Главный конфликт в произведениях классицизма – борьба между чувствами и разумом.

— Преобладание государственных интересов над личными: воспитание гражданских чувств, патриотизма.

— Возвышение разума и рациональности.

— Чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, часто каждый персонаж являлся воплощением какого-либо определённого качества: порока либо добродетели (мужества, жадности и т.д.).

Таким образом, характер не получал развития, а герои не были наделены какими-либо индивидуальными чертами. Они воплощали конкретные образы, которые служили бы ориентиром для читателей.

— Жанр определяет форму и тему.

— Гармония, логичность, чистота языка, строгость, конкретика.

Представители классицизма в мировой литературе

Ж.-Б. Мольер «Мещанин по дворянстве», «Мизантроп», «Скупой» (Франция)
Ж. Расин «Андромаха», «Митридат» (Франция)
И.В. Гёте «Эгмонт» (Германия)
П. Корнель «Гораций», «Сид»
Дж. Аддисон — трагедия «Катон» (Англия)

Классицизм в русской литературе

В России данное направление появилось лишь спустя 100 лет после его возникновения в Европе. Это было связано в первую очередь с преобразованиями Петра 1, с тем, что он «прорубил окно в Европу», привнеся огромный вклад не только в промышленность, экономику и политику, но и в культуру.

Первый период До этого момента основные книги, которые мог тогда прочитать русский человек, были исключительно религиозного, церковного содержания. Классицизм же предполагал светскую литературу, поднимавшую социальные темы и проблемы. Первыми произведениями этого направления стали работы зарубежных авторов в переводе. Но вскоре в России появились свои представители классицизма, и ими стали А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Благодаря этим авторам активно развивались жанры сатиры и оды.

Второй период – 1730-1770-е гг. Это самый яркий этап развития классицизма в России. Тогда главным его представителем стал М.В. Ломоносов, стремившийся развивать родной язык и отечественную литературу, желающий чётко разделить её на светскую и духовную.

Третий период – конец XVIII века. Это время А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина. Они являются последними представителями классицизма в России. И даже они уже начинают нарушать строгие правила, что явно говорило о кризисе направления.

Особенности классицизма в отечественной литературе

Основной конфликт – между разными социальными классами (аристократия и буржуазия) Классицизм в России процветал в период просвещённого абсолютизма, поэтому быстро стал очень популярным жанром. Патриотизм, чувство долга перед отечеством – всё это закладывалось в основу произведений данного направления. Авторы славили своё государство, его прошлое, его богатую историю. Если у европейцев в основе была античная культура, то в России её аналогом стала собственная история. Особое внимание уделяется сатирической направленности, развиваются такие жанры, как комедия, басня, где высмеивались пороки и утверждалась добродетель. Воспитание в читателе нравственных чувств, установка моральных правил, гуманность, доброта. Традиционный сюжет состоял из 3 главных героев – участников любовного треугольника.

Представители классицизма в отечественной литературе

М.В. Ломоносов – «Ода на день вошествия…»
Д.И. Фонвизин – комедия «Недоросль»
Г.Р. Державин – «Памятник»
В.К. Тредиаковский – «Тилемахида»


Тексты для презентации по литературе на тему «Классицизм в русской культуре», 9 класс

Классицизм в русской культуре

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) в самом первом приближении — это стиль, ориентирующийся на художественное наследие античной Греции и Рима как на образец для подражания или источник вдохновения.

Для классицизма в России свойственны ясность и четкость линий, рациональность, соразмерность и уравновешенность, проявляющиеся в различных видах искусства.

В Древней Греции в V-IV вв. до н. э. после победы греков над персами наступает эпоха невиданного расцвета культуры, которая породила шедевры, считающиеся до сих пор непревзойденными, классическими. Именно этой древнегреческой классике подражали позже в Древнем Риме, а потом и в Италии эпохи Возрождения.

В центре античного искусства – образ гармоничного, красивого, сильного человека, совершающего подвиги или побеждающего в спортивных состязаниях. Даже боги античного мира антропоморфны (человекоподобны), они изображались в виде прекрасных и могущественных мужчин и женщин.

Особенно ярко проявились эти идеалы античности в скульптуре. У древних греков эталоном красоты стало атлетическое, пропорционально сложенное тело. При этом каноны красоты греческие художники представляли, основываясь на математически выверенном соотношении пропорций тела и лица.

Большинство древнегреческих статуй не сохранилось. Они дошли до нас в римских копиях, которые часто не передают всего совершенства оригинала. Древние римляне в отличие от греческих скульпторов, изображавших отвлеченный идеал красоты, стремились передавать портретное сходство, доходившее до натурализма.

В Россию классицизм пришел во второй половине XVIII века и получил дальнейшее развитие в первой половине XIX столетия. Этот художественный стиль расцветал на почве идей Просвещения.

Идеалы патриотизма и общественной пользы черпались в эпохе древнегреческой классики. Провозглашение Екатериной II правления в духе просвещенного абсолютизма  придало мощный импульс развитию классицизма в русской культуре.

В эпоху Екатерины II рост могущества Российской империи сопровождался масштабным строительством дворцов, усадеб и общественно значимых зданий. Античные эстетические идеалы торжественной строгости в архитектуре зримо воплощали возросший престиж России.

После победы в Отечественной войне 1812 в архитектуру России была привнесена эстетика позднего классицизма – ампира. Ампир (от фр. style Empire — «стиль империи») зародился во Франции в период правления императора Наполеона I.

Художественные средства ампира тяготели к образцам императорского Рима, Древнего Египта и отличались большей пышностью и парадностью. Сооружения в духе ампира призваны были подчеркнуть военную мощь Российской империи и увековечить ее триумф. Ампир оставался ведущим стилем в архитектуре до 1830—1840 гг.

Русская живопись эпохи классицизма не проявлялась в «чистом виде», смешиваясь с другими стилями того времени. Наиболее зримо классицизм проявился в историческом жанре живописи, а среди художников, работавших в этом жанре, можно выделить имена А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова. А.П.Лосенко.

На картинах этих художников мы видим характерные для живописи классицизма героические сюжеты, весьма неестественные позы и патетические жесты персонажей. В композициях картин отчетливо просматривается искусственность и надуманность. Г.И.Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря.

Полотна выглядят как фрагменты театральных постановок. Однако в те годы, когда создавались эти произведения, такой весьма условный художественный язык считался нормой и вызывал одобрение у публики.

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Классицизм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и романтизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является классицизм.

Определение 2

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

С точки зрения классицизма, все художественные произведения должны строго придерживаться установленных канонов. Жанровая иерархия классицизма распределяла все жанры на высокие и низкие и запрещала возможность смешивания жанров.

Высокие жанры:

  1. Ода;
  2. Трагедия;
  3. Эпопея.

Низкие жанры:

  1. Комедия;
  2. Сатира;
  3. Басня.

Классицизм сформировался в XVII веке во Франции, вскоре охватив всю Европу, а также Россию. Французский классицизм объявлял человеческую личность высшей ценностью. Ранее теологическая картина мира предполагала, что в центре вселенной находится бог; с развитием науки и общественной мысли акцент перешёл с бога на человека.

Замечание 1

Классицизм во многом опирался на искусство Античности. Античные произведения стали для классицистов эталонами.

В русской литературе классицизм господствовал во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Причиной этого стала европеизация русской культуры. Классицизм предшествовал всем другим литературным направлениям. Все они так или иначе строились с опорой на идеи классицизма, чаще всего отрицая их в своих догматах.

«Классицизм в русской литературе» 👇

Классицизм превыше всего ставил понятие разума. Классицисты считали, что только с помощью ума можно понять окружающий нас мир. Часто в произведениях поднимались вопросы борьбы разума и чувств, долга и страстей.

Герои классицистических произведений обязательно на хороших и плохих, причём положительные не могли выглядеть уродливо. В произведениях обязательно соблюдалось правило трёх единств: единство времени, места и действия.

Классицизм интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Классицизм в русской литературе XVIII века

Несмотря на то, что зародился классицизм ещё в XVII веке, в Россию его «завезли» вместе с идеями европейского Просвещения только столетие спустя, в годы правления Петра I.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов.

Первым этапом стала литература петровского времени. Это была светская литература, сильно отличавшаяся от ранее знакомой русскому читателю церковной. На первых порах классицистическими были только переводные произведения европейских авторов, однако очень скоро и русские писатели включились в процесс развития этого литературного направления.

Большую роль в формировании русского классицизма сыграли А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Будучи реформаторами русского литературного языка, они активно работали над созданием оды и сатиры.

Замечание 2

Сатиры Кантемира получили чрезвычайную известность.

Литературное творчество авторов 20-ых годов привело к расцвету русского классицизма в 1730 — 1770-ые годы. В этот период развитие направления и русской литературы в целом связывают с именем М.В. Ломоносова, «отца русской литературы». Ломоносов писал трагедии, поэмы и оды, разрабатывал русский национальный язык и стремился освободить литературу от влияния церкви. Именно Ломоносов стал первым русским поэтом, выразившим идею русского национального самосознания, которая в дальнейшем перекочевала в творчество писателей и поэтов XIX — XX веков.

Финальным этапом развития русского классицизма считается последняя четверть XVIII века. В это время на смену старому направлению начало приходить новое — сентиментализм.

Определение 3

Сентиментализм — литературное направление, в противовес классицизму выдвинувшее культ души. Авторы-сентименталисты пытались воззвать к чувствам и переживаниям читателя.

Кризис классицизма был неизбежен. Последними русскими авторами-классицистами считаются А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин. Эти авторы были скорее разрушителями, чем разработчиками идей классицизма: в своих произведениях они начинали нарушать классицистические заветы. Фонвизин, например, в своих комедиях не соблюдал принцип трёх единств, а Радищев добавлял в свои произведения несвойственный классицизму психологизм.

Определение 4

Психологизм — изображение в произведении богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний.

Некоторые классицистические произведения XVIII века:

  1. «Ода на день восшествия…», М.В. Ломоносов;
  2. «Памятник», Г.Р. Державин;
  3. «Недоросль», «Бригадир», Д.И. Фонвизин;
  4. «На хулящих учения. К уму своему», А.Д. Кантемир;
  5. «Тилемахида», В.К. Тредиаковский;
  6. «Дмитрий Самозванец», А.П. Сумароков;
  7. «Мот, любовью исправленный», В.И. Лукин;
  8. «Письма Эрнеста и Доравры», Ф.А. Эмин;
  9. «Елисей, или Раздражённый Вакх», В.И. Майков;
  10. «Душенька», И.Ф. Богданович.

Классицизм в русской литературе XIX века

В XIX веке на смену классицизму пришёл сентиментализм, затем сменившийся романтизмом и реализмом. И хотя эти направления так или иначе опирались на классицистические идеи (чаще всего отрицая их), сам классицизм ушёл в прошлое.

Классицистические идеи и классические черты постепенно исчезали из литературы. Произведения, считавшиеся классицистическими, были такими только формально, поскольку очень часто принципы этого направления использовались намеренно, для создания комического эффекта.

В творчестве авторов начала века, например, А.С. Пушкина, ещё можно найти отголоски классицизма. Неоклассицизм просуществовал дольше своего прародителя, но никогда уже не был ведущим литературным направлением.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Определение и черты литературного классицизма

Расшифровать термин можно как «распространённое направление в литературе 17–19 веков, впервые появившееся во французской культуре».

Классицизм носит воспитательный характер. Так, в произведениях описываются герои, достойные подражания. Как правило, они сильны духом и готовы бороться с трудностями, имеют хорошо слаженный ум и следуют нравственности и морали. Такие люди пропагандировались как патриоты, достойные своей страны и воспитанного общества. В таких сочинениях читатели находили ответы на некоторые вопросы и учились жить. Поэтому классицизм иногда называют «учебником жизни».

жанры классицизма в литературе

Направление обладает четко фиксированными чертами, которые обязательны к соблюдению в произведении. Если взять любое классическое сочинение, в нём без труда можно заметить:

  • приверженность античности и искусству того времени;
  • деление героев на группы;
  • наличие любовного треугольника между персонажами, причём выступает в нём одна женщина и два мужчины;
  • добро одерживает победу над злом;
  • соблюдение принципа трёх единств.

Жанровое деление

Жанры принято делить на три категории:

  • высокие – ода, эпопея и трагедия;
  • средние – элегия и драма;
  • низкие – сатира, комедия и басня.

Они во многом отличаются по тому, какая лексика используется для повествования. Так, в низких присутствуют просторечия, в то время, как в высоких это недопустимо. Средние же допускают смешение и просторечий, и церковных слов.

Смешение жанров между собой в классицизме является недопустимым.

Деление персонажей

Герои делятся на две группы, промежуточных состояний между ними нет. Либо персонаж отрицателен и имеет какой-либо порок, либо положителен и достоин подражания. Каждый участник событий является олицетворением только одного качества или черты, выделенного наиболее ярко.

В литературном классицизме положительный персонаж всегда выбирает сторону разума. Чувства присутствуют, но не имеют такой степени влияния. В финале произведения герои нравственные одерживают победу в конфликте, антагонисты терпят крах.

Широко распространено использование говорящих фамилий, способных многое сказать об их носителях.

Принцип трех единств

Заключается в соединении времени, места и действия. Временной промежуток описываемых событий – не более суток. В в центре сюжета только один конфликт, который обязательно будет решён.

Проблематика

Разум всегда борется с чувственной составляющей. Но исход в их борьбе известен заранее, победа остаётся за логикой и разумом. Чувства остаются на заднем плане, если появляются гражданские обязанности.

Наиболее часто поднимаемые проблемы – общественные и гражданские, патриотические. Долг и честь среди них появляются регулярно.

Классицизм в русской литературе

До русских писателей направление дошло только в первом пятидесятилетии 18 века. Как известно, Россия развивалась с небольшим отставанием по сравнению с Европейскими странами.

Классицизм в русской литературе

Первым писателем, применившим направление, стал Антиох Кантемир. Его перу принадлежат сатиры (например, «К своему уму», «Сатир и Периерг», «О различии страстей человеческих»), которые стали широко известны.

Классицизм в русской литературе можно разделить на несколько этапов его развития:

  • предпосылки к проникновению, уход от религиозных сочинений и переход к светской – примерно с 1690 по 1725 годы;
  • создание жанра в русской трактовке – с 1730 по 1750;
  • наиболее яркий расцвет классицизма – с 1760 по 1770;
  • начало кризиса направления, усиление реализма в произведениях – 1775–1800 гг.

Главными представителями являются:

  • А. Сумароков – «Пустая ссора», «Опекун», «Нарцисс»;
  • М. Ломоносов – «Ода на прибытие… Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации», «Ода на день рождения… Елисаветы Петровны… 1746 года»;
  • Г. Державин – «Фелица», «Водопад»;
  • Д. Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».

Классицизм в зарубежной литературе

Человеком, который дал начало классицизму, считается Н. Буало и его рукопись «Поэтическое искусство», появившаяся на свет в 1674 году.

Другие яркие представители:

  • Ж. Лафонтен – «Мор зверей»;
  • И. Гёте – «Письма для поощрения гуманности»;
  • П. Корнель – «Сид», «Гораций»;
  • Ф. Шиллер – «Письма об эстетическом воспитании человека»;
  • Мольер – «Скупой», «Дон Жуан»;
  • Г. Лессинг – «Мисс Сара Сампсон», «Гамбургская драматургия».

  • Рассказ о кишечнополостных животных
  • Рассказ о кишечной палочке
  • Рассказ о кише краткое содержание
  • Рассказ о кише джек лондон
  • Рассказ о кифе мокиевиче и мокии кифовиче