Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Содержание статьи

  • Детям – детская музыка
  • Что нужно знать о музыке и великих композиторах?
  • Русские композиторы для детей
  • Петр Чайковский
  • Николай Римский-Корсаков
  • Советские композиторы – детям
  • Сергей Прокофьев
  • Дмитрий Кабалевский
  • Детям о современных композиторах
  • Александр Ермолов
  • Произведения композиторов для детей

Музыкальное воспитание идет рука об руку с нравственным воспитанием ребенка. В возрасте 5-6 лет дошкольники уже могут отличать не только мелодии, звуки, но и музыку разных композиторов. Для детей знакомство с творчеством и жизнью известных музыкантов может стать настоящим открытием.

Детям – детская музыка

Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.

Детская музыка

Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста. Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.

Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.

Что нужно знать о музыке и великих композиторах?

Древние греки верили, что музыка дарована им богами. Ее ритм и мелодия с давних времен оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние человека. Под нее получается лучше и быстрее выполнять работу, концентрироваться, успокаиваться, фантазировать, веселиться, мечтать. Музыка способна даже лечить некоторые болезни. Когда человек слушает лирическую композицию, его душа открывается навстречу прекрасному. Говорит его сердце, а не разум.

Любая музыка состоит из звуков, чередующихся с тишиной. Воспроизводятся они с помощью разных музыкальных инструментов. Чтобы записывать музыку, придумали ноты. Люди, которые ее пишут, называются композиторами. Это одаренные люди, способные объединять звуки в музыку, ласкающую слух.

Мальчик за фортепиано

Есть среди них особые, великие композиторы. Так называют композиторов с особым слухом и чувствительностью к тону и мелодии. Они смогли составить композиции, которые откликаются в сердцах людей разных поколений и народностей. В основном это классические произведения. Созданные много десятков, а то и сотен лет назад, они продолжают волновать людей и сегодня. Можно сказать, что классическая музыка вечная.

Русские композиторы для детей

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский – один из немногих русских композиторов, завоевавший небывалую всемирную славу. Его произведения «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» знает каждый. Считается, что Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека – лирическую задушевность и глубочайшую трагедию.

Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.

Он написал много колыбельных, а в сборнике «Детский альбом» из 24 пьес отразил всю жизнь ребенка. Здесь истории о куклах, картины русской жизни и даже миниатюры, повествующие о дальних странах.

Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

  • Годы жизни: 07.05 (25.04).1840–06.11(25.10)1893.
  • Место рождения: г. Воткинск Вятской губернии (Удмуртская Республика).
  • 1849 – переехал в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
  • 1850-1859 – учеба в училище Правоведения.
  • 1859-1863 – служба в Министерстве юстиции.
  • 1862-1866 – обучение в Петербургской консерватории.
  • 1866 – профессор Московской консерватории, написание Первой симфонии «Зимние грезы».
  • 1878-1890 – оставил преподавание, написал величайшие произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Детский альбом» и многие другие.
  • 1885 – избран директором Российского музыкального общества.
  • 1893 – почетный доктор Кембриджского университета.

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков – талантливейший русский композитор. Его музыка пропитана любовью к родным краям, поэтому его часто называют «народным» автором. Он писал преимущественно оперы и особенно любил работать с сюжетами детских сказок. Римский-Корсаков – основоположник жанра опера-сказка.

Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.

Самые значимые и интересные произведения для детей – это «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Некоторые части последнего скоро начали исполнять отдельно. В частности, «Полет шмеля», мелодию белки и увертюру «Три чуда».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 18.03.1844-21.06.1908.
  • Место рождения: г. Тихвин Новгородской губернии.
  • 1856 – поступление в Морской корпус в Петербурге, параллельно занимался музыкой.
  • 1861 – знакомство с М. А. Балакиревым и его кружком.
  • 1862-1865 – кругосветное путешествие.
  • 1865 – служба во флоте, музыкальное образование под руководством Балакирева, написание Первой симфонии.
  • 1865-1871 – написание крупных сочинений и романсов.
  • 1871 – профессор свободного сочинения и инструментовки в Петербургской консерватории.
  • 1873 – оставил службу во флоте и стал инспектором военных оркестров флота.
  • 1872-1896 – написание опер «Псковитянка», «Садко», «Снегурочка» и других.

Советские композиторы – детям

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.

Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.

Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:

  • Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
  • Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
  • Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
  • Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
  • Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
  • Башкирские: С. Шагиахметова.
  • Армянские: Л. Спендиаров.

Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.

Самую первую пьесу он сочинил еще в 5 лет. Это был «Индийский галоп». Любовь к музыке мальчику привила мать. Она была пианисткой и обучила своего сына. Очень скоро свет увидели многочисленные произведения для детей и взрослых. Творчество композитора многогранно. Его музыка удивляет богатством образов.

Дети всего мира полюбили симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и Волк». А учащиеся выделили сборник пьес «Детская музыка». Особенно нравится детям таинственная и задумчивая «Сказочка» и веселый «Марш».

Краткая биография:

  • Годы жизни: 11(23).04.1891-05.03.1953.
  • Место рождения: село Сонцовка Екатеринославской губернии.
  • 1904-1917 – обучение композиции и фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга.
  • 1918-1932 – жизнь в Америке и гастроли по всему миру.
  • 1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.
  • С 1936 – переезд в Москву, работа преподавателем в Московской консерватории.
  • 1944-1947 – получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР.
  • С 1948 – подвергался критике, продолжал свою деятельность на даче, заключил второй брак.

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.

Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.

Самое любимое сочинение у детей и подростков – триада инструментальных концертов. В частности, это фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина». Также посвящены детям произведения «Семь веселых песен», «Четыре песни-шутки», «Песня утра, весны и мира».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 30.12.1904-14.02.1987.
  • Место рождения: г. Санкт-Петербург.
  • 1918 – переезд в Москву.
  • 1925-1930 – обучение в Московской консерватории.
  • С 1922 – работа в музыкальном техникуме Скрябина.
  • 1927 – написал первые произведения.
  • С 1932 – работа в Московской консерватории.
  • С 1939 – профессор Московской консерватории.
  • 1940-1946 – главный редактор журнала «Советская музыка».
  • С 1959 – профессор консерватории в Мехико.
  • С1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества
  • 1973-1983 – организовал Лабораторию музыкального образования и стал ее руководителем.

Детям о современных композиторах

Песни этих композиторов звучат на всех утренниках и детских праздниках, на телепередачах и в развлекательных центрах. Но имена современных композиторов не так известны, как имена классиков. Очень часто труды оценивают по достоинству только после смерти исполнителя, а иногда после многих лет забвения. Это несправедливо. Детям нужно рассказывать не только о великих композиторах прошлого времени, но и о талантах, пишущих музыку в наши дни.

Александр Ермолов

Александр Владимирович Ермолов

Александр Владимирович Ермолов

Александр Владимирович Ермолов – современный композитор, аранжировщик, постоянный член жюри детских фестивалей и конкурсов, основатель и руководитель международного конкурса-фестиваля «Мы вместе». Написал множество детских песен. Именно песне автор уделяет больше всего внимания. Но есть у него и серьезные академические произведения.

Песни композитора адресованы детям разных возрастов – малышам, школьникам. Самую большую популярность завоевали задорные песенки для детей дошкольного возраста «Паровоз Букашка», «Новогодняя считалочка», «Светит солнышко для всех» и трогательные «Мама», «Детский садик». Первым исполнителем песен стала Театр-студия «Ладушки» – земляки Александра Ермолова.

Краткая биография:

  • Годы жизни: с 26.11.1977 по сей день.
  • Место рождения: Московская область, Одинцово.
  • 1992-1996 – класс фортепиано в Зареченской детской музыкальной школе.
  • 1996-2001 – факультет композиции Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского
  • С 2007 года – член Союза Композиторов России.
  • К 2014 году – более 470 песен, детская сказка-мюзикл «Волк и семеро козлят» на новый лад и другие произведения.

Произведения композиторов для детей

Музыка великих композиторов вдохновляет поэтов сочинять на нее стихи. Так на свет появляются замечательные детские песни. В некоторых произведениях слова лишние. Предлагаем послушать несколько ярких композиций, рассмотренных нами авторов:

  • А. Ермолов «Светит солнышко для всех»:
  • Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки (С подружками по ягоду ходить):
  • С. Прокофьев «Петя и Волк» (тема деда):
  • Д. Кабалевский «Про Петю», слова песни Агнии Барто:
  • П. Чайковский новогодняя музыка «Щелкунчик»:

Рассказывать детям про музыкантов нужно постепенно, рассматривая одного композитора в день, а лучше в неделю или месяц. Рассказ должен включать интересную информацию о детстве композитора, о том, как, и когда у него проявился талант. Чайковский, начавший сочинять музыку в 5-6 лет, будет примером для ребенка и вселит веру в то, что он тоже может стать талантливым человеком. Важно показывать портреты прославленных исполнителей, учиться вслушиваться в произведения, а после прослушивания делиться впечатлениями, и пробовать музицировать самим.

Великие русские композиторы

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

М. И. Глинка (1804-1857 гг.)

М. И. Глинка

Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.

Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.

А. П. Бородин (1833—1887 гг.)

А. П. Бородин

Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.

Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.

Щедрый мелодический дар композитора питался как русской народной песней, так и восточной музыкой. Исполнение Первой симфонии (1869 г.) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы два монументальных сочинения — опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую критик В. В. Стасов впоследствии метко назвал «Богатырской» (завершена в 1876 г.).

М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)

М. П. Мусоргский

Великий композитор-реалист, создатель яркого самобытного новаторского искусства. Его художественные взгляды сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х гг. Музыкант видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и при обращении к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров.

Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать оригинальные формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство. Вершиной творчества композитора стала музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872 гг.). Над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю) композитор работал до конца жизни. В 1870-х гг. были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).

Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908 гг.)

Н. А. Римский-Корсаков

Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог; оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» 1888 г. и «Испанское каприччио» 1887 г.), многочисленные романсы и другие произведения.

Римскому-Корсакову принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства. Скрупулезное изучение русской народной песни позволило композитору создать знаменитые оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879 г.) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881 г.), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

И. Ф. Стравинский (1882—1971 гг.)

И. Ф. Стравинский

— русский композитор, дирижер и пианист, ключевая фигура музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX в. Гражданин Франции (1934 г.) и США (1945 г.). Ранние балеты — «Петрушка» (1911 г.), «Весна священная» (1913 г.) — связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Среди произведений этого композитора следует отметить оперы «Соловей» (1914 г.), «Мавра» (1922 г.), «Похождения повесы» (1951 г.), хореографическую кантату «Свадебка» (1923 г.), пантомиму с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916 г.), балеты «Жар-птица» (1910 г.), «Орфей» (1947 г.), «Агон» (1957 г.), а также «Симфонию псалмов» (для хора и оркестра, 1930 г.).

Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)

Д. Д. Шостакович

Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.

Музыкальный стиль Шостаковича ярок и самобытен. Велико влияние на его творчество Мусоргского и Чайковского, а из зарубежных композиторов — Малера. Также огромную роль в творчестве играет творчески постигнутая русская народно-песенная традиция. Опера «Нос» (по Гоголю, 1927—1928 гг.), балеты «Золотой век» (1930 г.) и «Болт» (1931 г.), Вторая («Посвящение Октябрю», 1927 г.) и Третья («Первомайская», 1929 г.) симфонии, музыка для драматического театра и кино говорили о тяготении к злободневным темам и идеям, о стремлении к новизне музыкального языка. Наиболее крупные произведения — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932 г.; во второй редакции — «Катерина Измайлова», 1956 г.), Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра (1933 г.), Четвертая симфония (1936 г.).

П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)

П. И. Чайковский

Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869 г.) и «Буря» (по Шекспиру, 1873 г.), а также «Франческа да Римини» (по Данте, 1876 г.) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 г. Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.

Поделиться ссылкой

Известные композиторы России

Известные композиторы России

Михаил Иванович Глинка (01.06.1804-15.02.1857). До 10 лет мальчик Миша жил с бабушкой, которая забрала его от родителей и трепетно его воспитывала. Поэтому он рос мнительным, болезненным, нервным ребенком недотрогой-мимозой (так он себя называл).С 10 лет он учился играть на фортепиано и скрипке. После ее смерти он обучается в пансионе, где знакомится с А.С.Пушкиным и они становятся лучшими друзьями.

Михаил Иванович Глинка (01.06.1804-15.02.1857). До 10 лет мальчик Миша жил с бабушкой, которая забрала его от родителей и трепетно его воспитывала. Поэтому он рос мнительным, болезненным, нервным ребенком недотрогой-мимозой (так он себя называл).С 10 лет он учился играть на фортепиано и скрипке. После ее смерти он обучается в пансионе, где знакомится с А.С.Пушкиным и они становятся лучшими друзьями.

Эта дружба порождает много красивой музыки, на слова и сказки Пушкина. Глинка является творцом российской оперы. Одним из известных произведений стала опера «Руслан и Людмила».Однако, правивший тогда князь, Михаил Павлович, очень не любил Глинку и терпеть не мог его музыку. И в качестве наказания он не сажал провинившихся офицеров, а отправлял их на оперу «Руслан и Людмила», говоря: Более ужасной пытки для моих ребят я придумать не могу!

Эта дружба порождает много красивой музыки, на слова и сказки Пушкина. Глинка является творцом российской оперы. Одним из известных произведений стала опера «Руслан и Людмила».Однако, правивший тогда князь, Михаил Павлович, очень не любил Глинку и терпеть не мог его музыку. И в качестве наказания он не сажал провинившихся офицеров, а отправлял их на оперу «Руслан и Людмила», говоря: Более ужасной пытки для моих ребят я придумать не могу!

Петр Ильич Чайковский (25.04.1840-25.10.1893).  Маленький Петя с 4 лет занимался музыкой. Но его путь стать известным композитором был тернистым и извилистым. Родители уважали музыкальные способности юного Пети, но хотели чтоб он был юристом. Чайковский был вынужден получить юридическое образование и даже пойти работать по профессии. Но позже в 21 год он выбрал музыку- «то к чему у него с детства лежала душа».Также он сочинял стихи и тексты к своим операм и романсам

Петр Ильич Чайковский (25.04.1840-25.10.1893). Маленький Петя с 4 лет занимался музыкой. Но его путь стать известным композитором был тернистым и извилистым. Родители уважали музыкальные способности юного Пети, но хотели чтоб он был юристом. Чайковский был вынужден получить юридическое образование и даже пойти работать по профессии. Но позже в 21 год он выбрал музыку- «то к чему у него с детства лежала душа».Также он сочинял стихи и тексты к своим операм и романсам

Но преподаватели музыки не видели в нем задатков таланта, но он был упорным и верил что у него все получится. Одним из любимых его произведений стала опера Глинки «Жизнь за царя».

Но преподаватели музыки не видели в нем задатков таланта, но он был упорным и верил что у него все получится. Одним из любимых его произведений стала опера Глинки «Жизнь за царя».

В 1869 году он написал оперу «Ундина», но в потом уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро»

В 1869 году он написал оперу «Ундина», но в потом уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро»

Он написал множество вальсов, симфоний, опер. Он умер в 1893 году от холеры. Он оставил великий вклад в российской музыке и его именем названы улицы, консерватории и многие музыкальные учреждения, а также установлены памятники.

Он написал множество вальсов, симфоний, опер. Он умер в 1893 году от холеры. Он оставил великий вклад в российской музыке и его именем названы улицы, консерватории и многие музыкальные учреждения, а также установлены памятники.

Мой доклад окончен. Благодарю за внимание!

Мой доклад окончен. Благодарю за внимание!

Тема занятия:

Знакомство с произведениями русских композиторов —  классиков.

(разработка внеурочного музыкального занятия

во 2 классе)

Подготовила преподаватель музыки

Наталья Владимировна Акопян

МАУО СОШ №11

Краснодарский край

Г.Туапсе

2012г.

Тема занятия:

Знакомство с произведениями русских композиторов —  классиков.

(разработка музыкального занятия во 2 классе)

Цель занятия: сформировать интерес к творчеству великих русских композиторов : Н.А. Римского – Корсакова, и П.И. Чайковского, расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать вокальные данные.

Задачи:

 воспитывающая:  учить любить музыку русских композиторов, стремиться узнать как можно больше о людях, которые  прославили Россию;

развивающая: учить чисто интонировать мелодии песен, ритмично их исполнять;  работать над характером исполнения;

обучающая: закрепить знания о  творчестве Н.А. Римского –Корсакове, П.И. Чайковском.

Планируемые результаты: учащиеся получают более углубленные знания о творчестве русских композиторов, знакомятся с новыми произведениями; учатся выражать в пении чувства и настроение, выполнять задания творческого характера.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Проигрыватель;
  2. Компьютер, интерактивная доска
  3. Фортепиано;
  4.  Дидактический материал

ХОД ЗАНЯТИЯ

У. Добрый день, дорогие ребята .  Сегодня мы собрались с вами поделиться новыми знаниями, которые получили , когда были в гостях у великих русских композиторах:  Н.А. Римского –Корсакове, П.И. Чайковском.

На прошлом занятии мы разделились на две группы. Задание каждой группы заключалось провести исследовательскую работу, познакомиться с творчеством Н.А. Римского- Корсакова и П.И. Чайковского.

Для этого вы  виртуально  отправились в гости к композиторам. Они рассказали вам немного о себе и познакомили вас с одним своим музыкальным произведением, их друзья сказали цитаты о них.

Как вы думаете, что такое цитата? Посмотрим в наших словарях.

Д. Цитата – это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания  или простого предложения

У. Молодцы! Правильно.

Сейчас, ребята, вы внимательно посмотрите, и скажите к кому мы отправляемся в гости?

Слайд.№2  Композитор Н.А. Римский – Корсаков.

Д. Мы пришли в гости Николаю Андреевичу Римскому – Корсакову.

У. Правильно. Что же нового вы узнали об этом композиторе?

Д.Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор. Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки.

Д.2 Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки, за что он получил прозвище «сказочник». Римский-Корсаков был создателем композиторской школы.

У. Молодцы1 А какие цитаты вы узнали о композиторе?

Д.3 Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович.

У.  Очень хорошая цитата, а как вы думаете, кто такой Мстислав Ростропович.

Д.   Мстислав Ростропович. российский виолончелист, пианист и дирижёр. Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы.

У. Прекрасно! А с каким музыкальным произведением познакомил вас композитор?

Слайд №3 Слушание:

«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Музыкальный разбор произведения.

У. Молодцы ребята, вы много рассказали нам про Н.А. Римского – Корсакова. Теперь перед  тем как отправиться к другому композитору немного отдохнем.

Слайд №4

Музыкальная разминка  «Вперед четыре шага»

Слайд №5

У. Вот мы отдохнули и отправляемся к Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ

Ваша исследовательская деятельность заключалась узнать много интересного о композиторе.

Д.Пётр Ильич Чайковский является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
  Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов».

Д.Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Д. Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка.

У. А какие цитаты вы узнали об этом композиторе?

Д.Цитата композитора:
«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»
«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»
«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Д. Цитата о композиторе:  «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его»

А.П.ЧеховД.Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом

У. Одним из лучших его произведений является фортепианный цикл «Времена года»

Посмотрите в своих словарях, что такое фортепианный цикл?

Д. Музыкальный цикл — ряд отдельных музыкальных произведений или музыкальных альбомов, концертов и т. п., посвящённых какой-либо теме или образу.

Времена года – известный фортепианный цикл П.И. Чайковского, состоящий из 12 коротких пьес. Каждая пьеса соответствует определенному месяцу.

У. А теперь мы послушаем одну из пьес этого цикла «Ноябрь» и постараемся представить, что хотел передать нам композитор.

Слушание:  «Ноябрь» .

Слайд №6 Музыкальный разбор произведения.

Фортепианный цикл «Времена года»
«Ноябрь»

  1. Какой характер музыки?
  2. Как вы думаете, что хотел показать композитор?
  3. Интонации какого жанра мы слышим?

Уч.

Д.Характер музыки спокойный, плавный, напоминает полноводную реку.

У. Молодец.

Д. Композитор хотел показать русскую зиму, русские поля.

У. Да, композитор хотел показать наши поля зимой.

Д. Мы слышим интонации русской народной песни (плавные и спокойные)

У. Молодцы ребята. П.И. Чайковский хотел показать красоту русской природы зимой.

Слайд №7

У. А теперь ребята у нас будет музыкальная разминка.

Слайд №8

Повторим упражнение на хорошую дикцию.

  1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
  2. Музыкальная игра.
  3. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
  4. Очень любим мы игру.

(дети повторяют упражнение в разных темпах)

Эти упражнения помогают нам сделать голоса лучше, петь красивее. Недаром в народе говорят: «Пой песню тот, у кого голос хорош».

Слайд №9

У. После такой хорошей разминки хотелось бы продолжить разучивать нашу песню про «Мама» . какой праздник у нас скоро будет проходить в школе?

Д. Конкурс « Битва классных хоров», посвященный празднику «День Матери».

У. Правильно. К нам в гости на этот конкурс придут самые близкие и родные нам. Это наши мамы. Я знаю, что вы постараетесь занять первое место. А сейчас попробуем выразительно спеть песню. Послушайте вступление и начинайте петь негромко, а потом сделайте усилие в нужных местах.

(школьники исполняют песню, обращая внимание на нужные моменты в песне)

У. Вы хорошо справились с данным заданием. Теперь добавим ритмические движения  во вступлении и музыкальном проигрыше, который звучит после второго куплета.

У. Для того, чтобы песня еще лучше прозвучала,  добавим стихи, которые будут дополнять и ярче передавать образ мамы.

Д. Мама драгоценная моя,

Низко кланяюсь тебе, родная!

Добрая волшебница моя,

Славная любовь моя земная!

У. Теперь споем песню еще раз, но только с новыми элементами – вначале прозвучат стихи, а в песне добавятся ритмические движения.

(школьники исполняют песню, уже с новыми элементами)

У. Молодцы! Вы готовы исполнить эту песню на празднике в школе. Прошу вас тихо занять свои места.

Слайд №10

РЕФЛЕКСИЯ

У. С творчеством, каких композиторов вы проводили исследовательскую работу.

Д.  мы познакомились с творчеством П.И. Чайковского и его произведением «Ноябрь» из фортепианного цикла «Времена года».

У. Хорошо.

Д. Мы познакомились с творчеством Н.А. Римского – Корсакова и музыкальным фрагментом «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

У. С какими новыми словами мы сегодня познакомились,

Д. Цитата. Музыкальный цикл.

  1. У. А сейчас у каждого на столе лежат желтые и розовые шарики. Если вы читаете, что на занятии работал очень хорошо, старался, то должен прикрепить к доске розовый шарик, а если он думает, что мог работать лучше то желтый шарик.
  2. У. Молодцы… Посмотрите, какое красивое поле у нас получилось. Я тоже прикреплю свой шарик.
  3. Д.з. продолжить исследование творчество П.И. Чайковского и Н.А. Римского — Корсакова.

  • Рассказ о композиторе глинка
  • Рассказ о компасе для 3 класса
  • Рассказ о комнатном растении для 1 класса по окружающему миру фиалка
  • Рассказ о комнатном растении для 1 класса по окружающему миру орхидея
  • Рассказ о комнатном растении для 1 класса по окружающему миру кактус