Рассказ о кощее бессмертном

Сказка о Иване-царевиче, который пошел вызволять свою мать из плена Кощея Бессметного. Сила великая, храбрость и везение помогли Ивану найти смерть Кощея. А ум и хитрость помогли пресечь лукавство братьев…

Кощей Бессмертный читать

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унёс Кощей Бессмертный. кощей бессмертный2

Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал.

Средний сын пождал-пождал, тоже выпросился у отца, уехал, — и этот без вести пропал.

Малый сын, Иван-царевич, говорит отцу:

— Батюшка! Благословляй меня искать матушку.

Отец не пускает, говорит:

— Тех нет братовей, да и ты уедешь: я с кручины умру!

— Нет, батюшка, благословишь — поеду, и не благословишь — поеду.

Отец благословил.

Иван-царевич пошел выбирать себе коня; на которого руку положит, тот и падет; не мог выбрать себе коня, идет дорогой по городу, повесил голову. Неоткуда взялась старуха, спрашивает:

— Что, Иван-царевич, повесил голову?

— Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет.

Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит:

— Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?

Он и думает: «Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли мне она?»

И говорит ей:

— Вот, бабушка, не могу найти себе доброго коня.

— Дурашка, мучишься, а старухе не кучишься! — отвечает старуха. — Пойдем со мной.

Привела его к горе, указала место:

— Скапывай эту землю.

Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал.

Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал:

— Благословляй и прощай, бабушка!

Сам сел и поехал.

Долго ездил, наконец доехал до горы; пребольшущая гора, крутая, взъехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят возле горы; поздоровались, поехали вместе; доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет.

Старшие братья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница.

Он оставил коня, наточил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит:

— Ежели в стакане кровь почернеет, не ждите меня: значит, я умру!

Простился и пошел. Зашел на гору; чего он не насмотрелся! Всяки тут леса, всяки ягоды, всяки птицы!

Долго шел Иван-царевич, дошел до дому: огромный дом! В нем жила царская дочь, утащена Кощеем Бессмертным.

Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон, кричит ему:

— Тут, смотри, у ограды есть щель, тронь ее мизинцем, и будут двери.

Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел доставать мать от Кощея Бессмертного. Девица говорит ему на это:

— Трудно будет достать тебе мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный — убьет тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!

Иван-царевич не только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел дальше.

Приходит к другому дому; двери знает как искать; вошел в дом, а тут его мать, обнялись, поплакали.

Он и здесь испытал свои силы, бросил какой-то шарик в полторы тысячи пудов. Время приходит быть Кощею Бессмертному; мать спрятала его. Вдруг Кощей Бессмертный входит в дом и говорит:

— Фу, фу! Русской костки слыхом не слыхать, видом не видать, а русская костка сама на двор пришла! Кто у тебя был? Не сын ли?

— Что ты, бог с тобой! Сам летал по Руси, нахватался русского духу, тебе и мерещится, — ответила мать Ивана-царевича. А сама поближе с ласковыми словами к Кощею Бессмертному, выспрашивает то-другое и говорит:

— Где же у тебя смерть, Кош Бессмертный?

— У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.

Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел.

Пришло время — Иван-царевич благословился у матери, отправился по смерть Коша Бессмертного.

Идет дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть до смерти и думает: кто бы на это время попался! Вдруг — волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:

— Не тронь моего детища; я тебе пригожусь.

— Быть так!

Иван-царевич отпустил волка; идет дальше, видит ворону.

«Постой, — думает, — здесь я закушу!» Зарядил ружье, хочет стрелять, ворона и говорит:

— Не тронь меня, я тебе пригожусь.

Иван-царевич подумал и отпустил ворону.

Идет дальше, доходит до моря, остановился на берегу. В это время вдруг взметался щучонок и выпал на берег, он его схватил, есть хочет смертно — думает: «Вот теперь поем!»

Неоткуда взялась щука, говорит:

— Не тронь, Иван-царевич, моего детища, я тебе пригожусь.

Он и щучонка отпустил.

Как пройти море? Сидит на берегу да думает; щука словно знала его думу, легла поперек моря. Иван-царевич прошел по ней, как по мосту; доходит до дуба, где была смерть Кощея Бессмертного, достал ящик, отворил — заяц выскочил и побежал. Где тут удержать зайца!

Испугался Иван-царевич, что отпустил зайца, призадумался, а волк, которого не убил он, кинулся за зайцем, поймал и несет к Ивану-царевичу. Он обрадовался, схватил зайца, распорол его и как-то оробел: утка спорхнула и полетела. Он пострелял, пострелял — мимо! Задумался опять.

Неоткуда взялась ворона с воронятами и ступай за уткой, поймала утку, принесла Ивану-царевичу. Царевич обрадовался, достал яйцо, пошел, доходит до моря, стал мыть яичко, да и выронил в воду. Как достать из моря? Безмерна глубь! Закручинился опять царевич.

Вдруг море встрепенулось — и щука принесла ему яйцо, потом легла поперек моря. Иван-царевич прошел по ней и отправился к матери; приходит, поздоровались, и она его опять спрятала.

В то время прилетел Кощей Бессмертный и говорит:

— Фу, фу! Русской костки слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!

— Что ты, Кош? У меня никого нет, — отвечала мать Ивана-царевича.

Кощей опять и говорит:

— Я что-то не могу!

А Иван-царевич пожимал яичко: Кощея Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:

— Вот, Кощей Бессмертный, твоя смерть!

кощей бессмертный3

Тот на коленки против него встал и говорит:

— Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.

Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко — и Кощей Бессмертный умер.

Взяли они, Иван-царевич с матерью, что было нужно, пошли на родную сторону; по пути зашли за царской дочерью, к которой Иван-царевич заходил, взяли и ее с собой; пошли дальше, доходят до горы, где братья Ивана-царевича все ждут. Девица говорит:

— Иван-царевич! Воротись ко мне в дом; я забыла подвенечное платье, брильянтовый перстень и нешитые башмаки.

Между тем он спустил мать и царскую дочь, с коей они условились дома обвенчаться; братья приняли их, да взяли спуск и перерезали, чтобы Ивану-царевичу нельзя было спуститься, мать и девицу как-то угрозами уговорили, чтобы дома про Ивана-царевича не сказывали. Прибыли в свое царство; отец обрадовался детям и жене, только печалился об одном Иване-царевиче.

А Иван-царевич воротился в дом своей невесты, взял обручальный перстень, подвенечное платье и нешитые башмаки; приходит на гору, метнул с руки на руку перстень. Явилось двенадцать молодцов, спрашивают:

— Что прикажете?

— Перенесите меня вот с этой горы.

Молодцы тотчас его спустили. Иван-царевич надел перстень — их не стало; пошел в свое царство, приходит в тот город, где жил его отец и братья, остановился у одной старушки и спрашивает:

— Что, бабушка, нового в вашем царстве?

— Да чего, дитятко! Вот наша царица была в плену у Кощея Бессмертного; ее искали три сына, двое нашли и воротились, а третьего, Ивана-царевича, нет, и не знают, где. Царь кручинится об нем. А эти царевичи с матерью привезли какую-то царскую дочь, большак жениться на ней хочет, да она посылает наперед куда-то за обручальным перстнем или вели сделать такое же кольцо, какое ей надо; колдася уж кличут клич, да никто не выискивается.

— Ступай, бабушка, скажи царю, что ты сделаешь; а я пособлю, — говорит Иван-царевич.

Старуха прибежала к царю и говорит:

— Ваше царское величество! Обручальный перстень я сделаю.

— Сделай, сделай, бабушка! Мы таким людям рады, — говорит царь, — а если не сделаешь, то голову на плаху.

Старуха перепугалась, пришла домой, заставляет Ивана-царевича делать перстень, а Иван-царевич спит, мало думает, перстень готов. Он шутит над старухой, а старуха трясется вся, плачет, ругает его:

— Вот ты, — говорит, — сам-то в стороне, а меня, дуру, подвел под смерть.

Плакала, плакала старуха и уснула.

Иван-царевич встал поутру рано, будит старуху:

— Вставай, бабушка, да ступай неси перстень, да смотри: больше одного червонца за него не бери. Если спросят, кто сделал перстень, скажи: сама; на меня не сказывай!

Старуха обрадовалась, снесла перстень; невесте понравился.

— Такой, — говорит, — и надо!

Вынесла ей полно блюдо золота; она взяла один только червонец. Царь говорит:

— Что, бабушка, мало берешь?

— На что мне много-то, ваше царское величество! После понадобятся — ты же мне дашь.

Сказала это старуха и ушла.

Прошло какое-то время — вести носятся, что невеста посылает жениха за подвенечным платьем или велит сшить такое же, какое ей надо. Старуха и тут успела (Иван-царевич помог), снесла подвенечное платье.

После снесла нешитые башмаки, а червонцев брала по одному и сказывала: эти вещи сама делает.

Слышат люди, что у царя в такой-то день свадьба; дождались и того дня. А Иван-царевич старухе наказал:

— Смотри, бабушка, как невесту привезут под венец, ты скажи мне.

Старуха время не пропустила. Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, выходит:

— Вот, бабушка, я какой!

Старуха в ноги ему.

— Батюшка, прости, я тебя ругала!

— Бог простит.

Приходит в церковь. Брата его еще не было. Он стал в ряд с невестой; их обвенчали и повели во дворец.

На дороге попадается навстречу жених, большой брат, увидал, что невесту ведут с Иваном-царевичем, и пошел со стыдом обратно.

Отец обрадовался Ивану-царевичу, узнал о лукавстве братьев и, как отпировали свадьбу, больших сыновей разослал в ссылку, а Ивана-царевича сделал наследником.
(Афанасьев, т.1, записано в Щадринском округе Пермской губернии, илл. В.Служаева)

❤️ 216

🔥 163

😁 159

😢 113

👎 103

🥱 123

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Культура.РФ

Культура.РФ

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ ВОЗНИК ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ ВОЗНИК ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней.

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:

…глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кощей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!

<…> …а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер.

Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Объяснение этому сюжету дал советский фольклорист Владимир Пропп:

Умершим… приписывались два сильнейших инстинкта: голод и половой голод. Эти два вида голода иногда ассимилируются, как в русской сказке: «Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал; красавица была, так за жену себе взял» <…> Божество избирает себе возлюбленную или возлюбленного среди смертных. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака.

Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.

У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться.

Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.

…Можно возразить, что царевна, похищенная «смертью» в лице дракона и т. д., все же никогда не умирает. В более ранних материалах она отбита у змея женихом. Таким образом она имеет как бы два брака: один насильственный со зверем, другой — с человеком, царевичем. <…> Здесь она получает брачное посвящение через Кощея, после чего переходит в руки человеческого жениха.

До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.

В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:

…Душа мыслится как самостоятельное существо, могущее жить вне человека. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей.

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»

Исследователь славянской культуры Борис Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной — яйцом — и подчеркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо». <…> Игла, булавка в народной культуре является предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. По восточнославянским представлениям, ведьма, змора или огненный змей («дублером» которого в сказках выступает иногда Кощей) могут оборачиваться иголкой. Следовало ломать и выбрасывать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях.

Наталья Кротова. «Как убить Кощея бессмертного?»

В эпоху Киевской Руси появились былины — значительно позднее, чем зародились сказки. В них тоже фигурировал Кощей, но уже в другом качестве: не как царь потустороннего мира, а как реальный враг, нападающий на Русь. В былине «Иван Годинович» герой прямо называет Кощея «поганым татарином». Возможно, именно в это время Кош-повелитель превратился в Кощея-раба. А его смерть уже была связана не с магическим ритуалом, а с вполне прозаическим случаем:

И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди,
А пролетела калена стрела в толстый сырой дуб,
От сыра дуба стрелочка отскакивала,
Становилася Кощею во белы груди:
От своих рук Кощею и смерть пришла.

Виктор Васнецов. Марья Моревна и Кащей Бессмертный. 1926

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иван Билибин. Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

Частное собрание

Борис Зворыкин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1904

Частное собрание

Тамара Шеварева. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1990

Частное собрание

Сергей Малютин. Кощей. 1904

Частное собрание

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унёс Кощей Бессмертный.

Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал.

Средний сын пождал-пождал, тоже выпросился у отца, уехал, — и этот без вести пропал.

Малый сын, Иван-царевич, говорит отцу:

— Батюшка! Благословляй меня искать матушку.

Отец не пускает, говорит:

— Тех нет братовей, да и ты уедешь: я с кручины умру!

— Нет, батюшка, благословишь — поеду, и не благословишь — поеду.

Отец благословил.

Иван-царевич пошел выбирать себе коня; на которого руку положит, тот и падет; не мог выбрать себе коня, идет дорогой по городу, повесил голову. Неоткуда взялась старуха, спрашивает:

— Что, Иван-царевич, повесил голову?

— Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет.

Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит:

— Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?

Он и думает: «Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли мне она?»

И говорит ей:

— Вот, бабушка, не могу найти себе доброго коня.

— Дурашка, мучишься, а старухе не кучишься! — отвечает старуха. — Пойдем со мной.

Привела его к горе, указала место:

— Скапывай эту землю.

Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал.

Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал:

— Благословляй и прощай, бабушка!

Сам сел и поехал.

Долго ездил, наконец доехал до горы; пребольшущая гора, крутая, взъехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят возле горы; поздоровались, поехали вместе; доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет.

Старшие братья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница.

Он оставил коня, наточил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит:

— Ежели в стакане кровь почернеет, не ждите меня: значит, я умру!

Простился и пошел. Зашел на гору; чего он не насмотрелся! Всяки тут леса, всяки ягоды, всяки птицы!

Долго шел Иван-царевич, дошел до дому: огромный дом! В нем жила царская дочь, утащена Кощеем Бессмертным.

Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон, кричит ему:

— Тут, смотри, у ограды есть щель, тронь ее мизинцем, и будут двери.

Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел доставать мать от Кощея Бессмертного. Девица говорит ему на это:

— Трудно будет достать тебе мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный — убьет тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!

Иван-царевич не только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел дальше.

Приходит к другому дому; двери знает как искать; вошел в дом, а тут его мать, обнялись, поплакали.

Он и здесь испытал свои силы, бросил какой-то шарик в полторы тысячи пудов. Время приходит быть Кощею Бессмертному; мать спрятала его. Вдруг Кощей Бессмертный входит в дом и говорит:

— Фу, фу! Русской костки слыхом не слыхать, видом не видать, а русская костка сама на двор пришла! Кто у тебя был? Не сын ли?

— Что ты, бог с тобой! Сам летал по Руси, нахватался русского духу, тебе и мерещится, — ответила мать Ивана-царевича. А сама поближе с ласковыми словами к Кощею Бессмертному, выспрашивает то-другое и говорит:

— Где же у тебя смерть, Кош Бессмертный?

— У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.

Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел.

Пришло время — Иван-царевич благословился у матери, отправился по смерть Коша Бессмертного.

Идет дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть до смерти и думает: кто бы на это время попался! Вдруг — волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:

— Не тронь моего детища; я тебе пригожусь.

— Быть так!

Иван-царевич отпустил волка; идет дальше, видит ворону.

«Постой, — думает, — здесь я закушу!» Зарядил ружье, хочет стрелять, ворона и говорит:

— Не тронь меня, я тебе пригожусь.

Иван-царевич подумал и отпустил ворону.

Идет дальше, доходит до моря, остановился на берегу. В это время вдруг взметался щучонок и выпал на берег, он его схватил, есть хочет смертно — думает: «Вот теперь поем!»

Неоткуда взялась щука, говорит:

— Не тронь, Иван-царевич, моего детища, я тебе пригожусь.

Он и щучонка отпустил.

Как пройти море? Сидит на берегу да думает; щука словно знала его думу, легла поперек моря. Иван-царевич прошел по ней, как по мосту; доходит до дуба, где была смерть Кощея Бессмертного, достал ящик, отворил — заяц выскочил и побежал. Где тут удержать зайца!

Испугался Иван-царевич, что отпустил зайца, призадумался, а волк, которого не убил он, кинулся за зайцем, поймал и несет к Ивану-царевичу. Он обрадовался, схватил зайца, распорол его и как-то оробел: утка спорхнула и полетела. Он пострелял, пострелял — мимо! Задумался опять.

Неоткуда взялась ворона с воронятами и ступай за уткой, поймала утку, принесла Ивану-царевичу. Царевич обрадовался, достал яйцо, пошел, доходит до моря, стал мыть яичко, да и выронил в воду. Как достать из моря? Безмерна глубь! Закручинился опять царевич.

Вдруг море встрепенулось — и щука принесла ему яйцо, потом легла поперек моря. Иван-царевич прошел по ней и отправился к матери; приходит, поздоровались, и она его опять спрятала.

В то время прилетел Кощей Бессмертный и говорит:

— Фу, фу! Русской костки слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!

— Что ты, Кош? У меня никого нет, — отвечала мать Ивана-царевича.

Кощей опять и говорит:

— Я что-то не могу!

А Иван-царевич пожимал яичко: Кощея Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:

— Вот, Кощей Бессмертный, твоя смерть!

Тот на коленки против него встал и говорит:

— Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.

Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко — и Кощей Бессмертный умер.

Взяли они, Иван-царевич с матерью, что было нужно, пошли на родную сторону; по пути зашли за царской дочерью, к которой Иван-царевич заходил, взяли и ее с собой; пошли дальше, доходят до горы, где братья Ивана-царевича все ждут. Девица говорит:

— Иван-царевич! Воротись ко мне в дом; я забыла подвенечное платье, брильянтовый перстень и нешитые башмаки.

Между тем он спустил мать и царскую дочь, с коей они условились дома обвенчаться; братья приняли их, да взяли спуск и перерезали, чтобы Ивану-царевичу нельзя было спуститься, мать и девицу как-то угрозами уговорили, чтобы дома про Ивана-царевича не сказывали. Прибыли в свое царство; отец обрадовался детям и жене, только печалился об одном Иване-царевиче.

А Иван-царевич воротился в дом своей невесты, взял обручальный перстень, подвенечное платье и нешитые башмаки; приходит на гору, метнул с руки на руку перстень. Явилось двенадцать молодцов, спрашивают:

— Что прикажете?

— Перенесите меня вот с этой горы.

Молодцы тотчас его спустили. Иван-царевич надел перстень — их не стало; пошел в свое царство, приходит в тот город, где жил его отец и братья, остановился у одной старушки и спрашивает:

— Что, бабушка, нового в вашем царстве?

— Да чего, дитятко! Вот наша царица была в плену у Кощея Бессмертного; ее искали три сына, двое нашли и воротились, а третьего, Ивана-царевича, нет, и не знают, где. Царь кручинится об нем. А эти царевичи с матерью привезли какую-то царскую дочь, большак жениться на ней хочет, да она посылает наперед куда-то за обручальным перстнем или вели сделать такое же кольцо, какое ей надо; колдася уж кличут клич, да никто не выискивается.

— Ступай, бабушка, скажи царю, что ты сделаешь; а я пособлю, — говорит Иван-царевич.

Старуха прибежала к царю и говорит:

— Ваше царское величество! Обручальный перстень я сделаю.

— Сделай, сделай, бабушка! Мы таким людям рады, — говорит царь, — а если не сделаешь, то голову на плаху.

Старуха перепугалась, пришла домой, заставляет Ивана-царевича делать перстень, а Иван-царевич спит, мало думает, перстень готов. Он шутит над старухой, а старуха трясется вся, плачет, ругает его:

— Вот ты, — говорит, — сам-то в стороне, а меня, дуру, подвел под смерть.

Плакала, плакала старуха и уснула.

Иван-царевич встал поутру рано, будит старуху:

— Вставай, бабушка, да ступай неси перстень, да смотри: больше одного червонца за него не бери. Если спросят, кто сделал перстень, скажи: сама; на меня не сказывай!

Старуха обрадовалась, снесла перстень; невесте понравился.

— Такой, — говорит, — и надо!

Вынесла ей полно блюдо золота; она взяла один только червонец. Царь говорит:

— Что, бабушка, мало берешь?

— На что мне много-то, ваше царское величество! После понадобятся — ты же мне дашь.

Сказала это старуха и ушла.

Прошло какое-то время — вести носятся, что невеста посылает жениха за подвенечным платьем или велит сшить такое же, какое ей надо. Старуха и тут успела (Иван-царевич помог), снесла подвенечное платье.

После снесла нешитые башмаки, а червонцев брала по одному и сказывала: эти вещи сама делает.

Слышат люди, что у царя в такой-то день свадьба; дождались и того дня. А Иван-царевич старухе наказал:

— Смотри, бабушка, как невесту привезут под венец, ты скажи мне.

Старуха время не пропустила. Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, выходит:

— Вот, бабушка, я какой!

Старуха в ноги ему.

— Батюшка, прости, я тебя ругала!

— Бог простит.

Приходит в церковь. Брата его еще не было. Он стал в ряд с невестой; их обвенчали и повели во дворец.

На дороге попадается навстречу жених, большой брат, увидал, что невесту ведут с Иваном-царевичем, и пошел со стыдом обратно.

Отец обрадовался Ивану-царевичу, узнал о лукавстве братьев и, как отпировали свадьбу, больших сыновей разослал в ссылку, а Ивана-царевича сделал наследником.
(Афанасьев, т.1, записано в Щадринском округе Пермской губернии, илл. В. Служаева)

Кощей Бессмертный – популярный персонаж мифологии и фольклора восточных славян, прообраз Аида (верховного бога подземного царства мертвых). Издревле Кощей считается главным злодеем всех русских сказок и легенд, поскольку обладает немыслимой для человека силой и мощью. Тем не менее, мало кто знает, что в основе любого волшебного сказания лежат вполне реальные, осязаемые прообразы. Задолго до того, как люди сделали Кощея сказочным героем, он был широко известен как страшное божество, повелевающее самой смертью.

История Кощея Бессмертного таит в себе множество удивительных фактов и нюансов, которые даже сегодня изумляют как взрослых, так и детей. Старинные легенды о Бабе-Яге, Горыныче и Карачуне настолько полюбились всем людям, что прочно укрепились в массовом сознании и перекочевали в мировую культуру. Именно поэтому так важно знать, кто такой Кощей Бессмертный в славянской мифологии.

Кощей - прообраз лича, злой колдун, некромант и чародей
Кощей — прообраз лича, злой колдун, некромант и чародей
  • Имя: Коще́й, Каще́й Бессме́ртный
  • Значение имени: кость, худой или тощий
  • Пол: мужской
  • Мифология: славянская
  • Деятельность: злой чародей и некромант, подобие Аида
  • Атрибуты: меч, сабля, жезл
  • Место обитания: собственное царство, человеческий мир

fav.mifistoria.info

Кто такой Кощей Бессмертный в славянской мифологии?

В русских сказках часто встречается персонаж по имени Кащей или Кощей. Данный персонаж является тайной не только для славян, но и нескольких поколений отечественных и зарубежных фольклористов. По одной из самых распространенных теорий имя данного существа происходит от:

  • славянского слова «кость»;
  • слова «касть», родственное «пакость».

Некоторые фольклористы отвергают данную гипотезу и полагают, что на самом деле название сказочного героя берет свое начало в древнетюркском языке («кош» как «стан», «поселение»). В самых старинных источниках Кощея часто называют Кошем, то есть господином. Несколько позже имя данного существа трансформировалось и приобрело полярную коннотацию. Таким образом, в славянском фольклоре из господина, Кощей превратился в раба, принадлежащего Кошу. Это делает происхождение слова «кощей» двойственным и неизученным до конца.

Во всех случаях имя персонажа принимает отрицательное направление и еще раз подчеркивает характер героя. Таким образом, становится понятно, как правильно: Кощей или Кащей. Русский язык и мифология допускают оба варианта произношения, а также правописания.

Образ Бессмертного старца достаточно многолик, поэтому трактуется по разному
Образ Бессмертного старца достаточно многолик, поэтому трактуется по разному

Согласно волшебным сюжетам, отцом Кощея был Чернобог – повелитель мира Нави. Старшими братьями Бессмертного были Вий и Горын, каждый из которых унаследовал от прародителя по таланту. Тем не менее, именно в Кощее заложенный дар проявился наиболее ярко и сильно.

Это интересно! Чернобог взращивал своих сыновей тьмой в самом жутком месте – подземном царстве.

Славяне верили, что именно там обитают все злые божества и существа, а также рождается темнота. Особенное место в Навьем царстве отводилось Лунному Чертогу, который Чернобог доверил младшему сыну. За это старшие братья стали почитать Кощея как повелителя всего загробного мира.

Древние легенды рассказывают, что Кащея боялись не только темные, но и светлые божества. Сила данного персонажа заключалась в его необычных магических способностях, благодаря которым Бессмертный заколдовал собственные доспехи и меч. Таким образом, сказочный герой стал практически неуязвим для любого живого существа, подчинил себе саму смерть и всех полуночных тварей, которых только могло представить человеческое воображение.

Это интересно! В народе Кощея часто отождествляли со смертью, однако данное утверждение является несколько неправильным. Ни в одном из существующих мифов не упоминается, что данный персонаж забирал души людей или каким-либо образом управлял ими. В славянском фольклоре Кащей является ни кем иным как стражником Лунного Чертога и всего Навьего царства.

В связи с этим образ волшебного героя можно рассматривать с нескольких ракурсов.

Чародей верхом на своем скакуне - полуживом, полумертвом коне
Чародей верхом на своем скакуне — полуживом, полумертвом коне

Исследователи убеждены, что Кощей Бессмертный – это не очередной герой русских народных сказок, а достаточно многогранный персонаж, имеющий свою уникальную историю. В славянских мифах колдун олицетворяет собой все зло и тьму. Он способен уничтожить все на своем пути: притронется герой к скоту – тот сразу и помрет, коснется деревьев или цветов – те сразу чахнут на корню. Считалось, что именно Кащей приносит людям все болезни, горести и неудачи, а также вызывает природные катаклизмы.

Согласно сказкам, прообразами Кощея Бессмертного могут быть:

  • Один – в германо-скандинавской мифологии верховный бог, отец и предводитель асов, мудрец и шаман;
  • Колдун – одно из воплощений бога Карачуна, который, как и Кащей, связан с холодом, смертью и мглой;
  • Самобытный собиратель образ, не имеющий определенной родословной. В таком случае Кощей выступает как волхв, наделенный огромной силой и властью.

Несколько существенных изменений образ Кощея Бессмертного претерпел при крещении Руси. В это период времени все ранее существующее стали отождествлять с демоническим, адским и отрицательным. Таким образом Кащей принял облик павшего Адама.

fav.mifistoria.info

Как выглядит Кощей и почему Кощей Бессмертный просто сказочно богат?

Зачастую волшебные сказки описывают Кощея Бессмертного как худого, высокого старика, который напоминает обтянутый кожей скелет. На теле колдуна можно разглядеть ясные очертания всех костей и отсутствие хоть каких-либо мышц. Живет Кащей в огромном замке, путь до которого очень не прост и полон испытаний.

Согласно легендам, в жилище Кощей таятся несметные богатства и сокровища, добыть которые под силу не каждому смертному. Помимо этого, он ведет дружбу с Бабой Ягой и другой нечистью.

Внешний вид Кощея - сказочного персонажа
Внешний вид Кощея — сказочного персонажа

Это интересно! Кощей Бессмертный в славянской мифологии – это сильный колдун и злой чародей, похищающий незамужних девушек. Он в несколько раз превосходит самых известных богатырей и является чуть ли не самым мощным темным божеством.

  • длинные руки и ноги;
  • белый, практически белоснежный цвет кожи;
  • лысина;
  • в некоторых источниках – очень длинная борода, а вместо головы и лица – череп с черными глазницами, на месте которых зияют два желто-красных или серо-голубых огня.

Канонический образ Кащея – это получеловек-полускелет, сгорбленный и мрачный. От рождения сказочный герой был наделен невероятными магическими силами, выносливостью и хитростью. Характер данного персонажа достаточно сложен, поскольку совмещает в себе как положительные, так и отрицательные черты. Долгое время Кощей Бессмертный верой и правдой служил своему отцу Чернобогу, защищал навье царство и был примером для старших братьев. Им гордились, его почитали и восхваляли все темные божества.

Кощей наделен мудростью, однако при этом алчен и коварен. Столетиями от чахнет над своими сокровищами и обрекает молодых девушек на немилое им замужество.

Это интересно! В древние времена золото и серебро ассоциировалось у славян с «иным» миром, что еще раз подчеркивает связь Кощея и подземного царства, а также смерти и недоступного для обычного человека дара.

Известно, что Кащей искусно, практически идеально владеет несколькими видами оружия:

  • мечом;
  • клинками;
  • саблями и др.

Благодаря неестественной силе и выносливости, сказочный герой может без какой-либо устали вести сражение сутки напролет. Чаще всего, в битвах Кощей Бессмертный использует зачарованный полутораручный меч, лезвие которого невероятно остро и прочно.

Верный спутник и помощник колдуна – это его прирученный волшебный конь, умеющий разговаривать человеческим языком. Стоит отметить, что жеребец Кощея является наполовину живым, наполовину мертвым и появился в результате эксперимента, который Бессмертный проводил в Навьем царстве.

Темный маг Кощей и его смерть
Темный маг и его смерть

Как и хозяин, конь наделен выдающимися способностями и за доли секунды разгоняется до огромной скорости. Один удар его копыта моментально убьет любого человека, а прекрасное зрение и крайне острый слух с обонянием не раз выручали в трудной ситуации. Именно верхом на своем скакуне Кощей снисходит в мир живых людей и творит пакости.

Нередко чародей ради забавы подстерегает одиноких путников недалеко от проселочных дорог, болот и лесов. Если человек оказывается чист душой, злой властитель готов исполнить любую его просьбу. Однако, если же случайный прохожий оказывается подлецом и обманщиком, Кощей крадет его жизненную силу или же забирает к себе в Подземный мир.

Кащей алчен и ненасытен, поэтому в его замке хранятся невиданные сокровища
Кащей алчен и ненасытен, поэтому в его замке хранятся невиданные сокровища
  • меч, острие которого направлено в землю;
  • черное солнце и круг;
  • темная ворона;
  • скелет и череп;
  • кощеево яйцо.

fav.mifistoria.info

Почему Кощей – бессмертный, какова его волшебная сила и жена Кощея

Неспроста Кощей Бессмертный известен как сильный некромант, волхв, чародей и заклинатель. Сказочный герой в совершенстве владеет несколькими магическими искусствами и техниками, которые активно применяет на практике. Главная способность Кащея – оборончество, однако, в отличие от других персонажей, он не любит представать в измененном облике.

Изредка Кощей перевоплощается в черного ворона огромного размера и летает над миром живых. В таком состоянии он гонится за своими жертвами или же собирает необходимую информацию. Благодаря вороньим крыльям Кащей может свободно перемещаться между всеми измерениями: Явью, Правью и Навью. Таким образом, ему подвластна вся воздушная стихия.

Яйцо, в котором сокрыта кощеева смерть
Яйцо, в котором сокрыта кощеева смерть

Другие магические дары Кощея Бессмертного:

  • управление временем: ускорение, замедление и поворачивание вспять;
  • превращение всего живого, например, животных в камни и растения, а людей в птиц и зверей;
  • отбирание жизни, энергии и сил;
  • воскрешение мертвых, а также умерщвление живых;
  • исполнение любых, даже самым фантастических и немыслимых желаний;
  • удлинение человеческой жизни на 100-300 лет;
  • умение заглядывать в прошлое и будущее, а также менять судьбы.

Свои физические и чародейские силы Кощей Бессмертный восстанавливает с помощью обычной воды. При этом ему не требуется питье и какая-либо пища очень долгий период времени. В то же время, его отличительной чертой является ненасытность в любой сфере: власти, богатстве и др.

Это интересно! За одну трапезу Кащей съедает сразу 3 блюда, которыми бы с легкостью насытились сразу несколько русских богатырей. Помимо этого, он выпивает бочку вина или воды. Однако, несмотря на это, чувство голода и жажды никогда его не покидает. Исследователи подчеркивают, что такая прожорливость Кощея роднит его с ненасытностью смерти.

Хоть Кощей Бессмертный и обладает невероятной магической силой, он не способен самостоятельно выбраться из заточения. Согласно сказочным сюжетам, когда-то герой был женат на Маре – богине смерти. Именно она заговорила его таким образом, чтобы никто и никогда не сумел их уничтожить. Позднее, когда Мара пожелала вырваться из цепких лап Кащея, она создала волшебные цепи и кандалы, которыми и сковала злого колдуна. В таком виде богиня оставила бывшего супруга на 300 лет.

fav.mifistoria.info

Как убить Кощея Бессмертного и почему смерть Кощея в игле?

Многим интересно, где смерть Кощея. В сказках восточных славян рассказывается, что смерть Кощея Бессмертного надежно спрятана в загадочном яйце. Оно хранится на уединенном далеком острове, запрятано в крепкий сундук, который несколько раз переплетен цепями и подвешен на древнее древо (многовековой дуб или же ясень). Само яйцо находится внутри утки, которая в свою очередь помещена в тело зайца. Именно на самом кончике иглы и притаилась смерть Кащея.

Кощей и его драгоценности
Кощей и его драгоценности

Как убить Кощея Бессмертного? Сделать это может любой человек, которому удастся отыскать остров, отпереть сундук и добраться до яйца с иголкой. Тем не менее в некоторых сюжетах богатырям удавалось одолеть колдуна раз и навсегда другими способами. Кощеева смерть:

  • с помощью палицы – тяжелой дубинки, имеющий утолщенный конец;
  • отсечением головы, которую после сожгли вместе с телом и развеяли по ветру и др.

Данные версии встречаются в более современных произведениях и отличаются от традиционных мифов. В связи с этим возникает вопрос, почему Кощея называют бессмертным, если на самом деле таковым он не является. Исследователи полагают, что это связано с яйцом (смертью Кощеевой), которое на заре времен создал Род – творец всего живого и сущего. Именно в нем заключена первозданная энергия и вселенский импульс. Таким образом, яйцо Кощея – это истинная суть Мироздания. Если его уничтожить, то рухнет весь мир и порядок, придет тотальный хаос, который в конце концов поглотит окружающую действительность.

Старец из Навьего царства часто воровал красавиц и старался их влюбить
Старец из Навьего царства часто воровал красавиц и старался их влюбить

Ученые полагают, что все окружающие Кащея предметы на самом деле представляют собой модель Вселенной:

  • вода, которая окружает остров – это Мировой океан;
  • остров – олицетворение земной суши;
  • заяц – все звери;
  • утка – все птицы;
  • дерево как символ растений и Мирового древа;
  • яйцо – зарождение новой жизни;
  • конец иглы – маленькая клетка или часть жизненной энергии, сил;
  • зачарованный сундук и цепи – надежная защита;
  • смерть Кощея на конце иглы – конец всего мира.

Несмотря на то, что Кащей стал главным злодеем русских сказок, его часто рассматривают как хранителя. Стоит отметить, что данный персонаж не нес людям холод, мрак и смерть. Исследователи подчеркивают, что герой сказок даже проявлял некое благородство, не направляя огромную магическую мощь против славянского народа. Именно эти качества делают его самым «светлым» среди остальных черных божеств и обитателей Навьего царства, а также отвечают на вопрос, в чем смерть Кощея и какова ее суть на самом деле.

Интересные факты о Кощее Бессмертном

Факты о Кощее Бессмертном
Факты о Кощее Бессмертном

Существует несколько интересных фактов о Кощее Бессмертном:

  • Зачастую супругой колдуна называют богиню Мару, однако в других легендах он так и остался одинок. Много раз герой похищал молодых и красивых девушек, которых всячески пытался влюбить в себя. Если женщина не отвечала взаимностью, Кащей превращал ее в лягушку или какое-либо другое существо.
  • В христианстве образ Кощея Бессмертного является неким земных грехом, юные девы – символом чистой души, а Иван-Царевич выполняет роль святого духа и истинной веры.
  • Некоторые источники гласят, что замок чародея находится среди стеклянных и зеркальных гор. Такое место жительства еще раз отсылает читателя к идее существования тонкого подземного царства.
  • Заклинатель не всегда прикован к стенам 12 цепями. Иногда он «танцует» на раскаленных досках, варится в бурлящем котле, сгорает в священном огне или же разрубается на кусочки.
  • В славянских мифах излюбленный меч героя называется «Сам-самосек».
  • Если богатырю все-таки удастся прикоснуться к яйцу, в котором спрятана смерть Кащея, он непременно почувствует приступ дурноты. Человек быстро потеряет свою магическую и физическую силу, заболеет и умрет.
  • Иногда в легендах злого волшебника называют прародителем всех чудо-юд.
  • Где живет Кощей Бессмертный? В некоторых сказках о Кощее Бессмертном он живет не в замке, а в деревянной избе, глубоко в лесу.

Образ Кащея является разноплановым и уникальным. В данном персонаже гармонично переплетаются как отрицательные, так и положительные черты. Благодаря мифам можно понять, что Кощей Бессмертный – это не только темный маг и заклинатель, но и верный защитник, хранитель всего живого.

Воплощение в культуре

Кощей Бессмертный получил огромное распространение в мировой культуре. Отечественный и зарубежный кинематограф множество раз успешно экранизировал народные сказки как для детей, так и взрослых. Такие фильмы помогают лучше понять народный фольклор и собственными глазами увидеть любимых персонажей, а также Кощееву смерть в яйце. Образ Кащея всегда производит неизгладимое впечатление на зрителей, поражает своей мрачностью и неуязвимостью.

Фильмы про злого колдуна:

  • «Кощей Бессмертный», 1944;
Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный
  • «Веселое волшебство», 1969;
Веселое волшебство
Веселое волшебство
  • «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975;
Новогодние приключения Маши и Вити
Новогодние приключения Маши и Вити
  • «Усатый нянь», 1977;
Усатый нянь
Усатый нянь
  • «Там, на неведомых дорожках…», 1982;
Там, на неведомых дорожках…
Там, на неведомых дорожках…
  • «На златом крыльце сидели…», 1986;
На златом крыльце сидели…
На златом крыльце сидели…
  • «Раз, два — горе не беда!», 1988;
Раз, два — горе не беда!
Раз, два — горе не беда!
  • «Чудеса в Решетове», 2004;
Чудеса в Решетове
Чудеса в Решетове
  • «Книга мастеров», 2009;
Книга мастеров
Книга мастеров
  • «Реальная сказка», 2011 и др.
Реальная сказка
Реальная сказка
Современное изображение сказочного существа
Современное изображение сказочного существа

Помимо этого, данный персонаж фигурирует и в нескольких известных сериалах: «Гримм» и «Доктор Кто». Режиссеры постарались во всех красках отобразить образ Кащея, показать его с разных ракурсов и в разных ситуациях.

Достаточно ярко чародей был раскрыт и в литературе, а также сказках о Кощее Бессмертном:

  • «О бедном Кощее замолвите слово», Ольга Громыко.
  • «Кащея и Ягда, или Небесные ягоды», Марина Вишневецкая.
  • «Марья Бессмертная», Наталья Жильцова.
  • «Калинка-малинка для Кощея», Марина Комарова и др.

Специально для детей были созданы мультфильмы о Кащее:

  • «Царевна-лягушка»;
«Царевна-лягушка»
Царевна-лягушка
  • «Баба-Яга против!»;
Баба-Яга-против!
Баба Яга против!
  • «Бабка Ежка и другие»;
Бабка Ежка и другие
Бабка Ежка и другие
  • «Молодильные яблоки»;
Молодильные яблоки
Молодильные яблоки
  • «Сказка сказывается» и др.
Сказка сказывается
Сказка сказывается

Помимо этого, мифологический персонаж присутствует и во вселенной DC Comics, а также комиксах «Хеллбой», «Инок», «Приключения Суперсвина», «Веселые картинки».

Отдельное внимание необходимо уделить видеоиграм, в которых встречается Кощей Бессмертный: «Yaga», «Warcraft 3», «Три богатыря», «Аллоды Онлайн». Образ Кащея есть и в некоторых музыкальных произведениях, например, «Сказка о несчастных лесных жителях» Владимира Высоцкого, панк-опера «Кащей Бессмертный» группы Сектор газа, песня «Про советскую милицию» Вени Д`ркина. Также в сети можно найти картинки и фото Кощея Бессмертного, выполненные иллюстраторами и художниками. Культурное наследие позволяет узнать, откуда появился Кощей Бессмертный и другие сказочные герои.

Тату Кащея Бессмертного

Со временем сказочные персонажи перекочевали не только в фильмы и игры, но и татуировки. Сегодня изображения Бабы-Яги, Ивана Дурака и Кощея Бессмертного набивают как мужчины, так и женщины. Подобные тату напоминают людям о сказках, волшебстве и вере в добро. Помимо этого, татуировка с Кащеем может обозначать:

  • знание фольклора и мифологии;
  • определенные черты характера: алчность и холодность или же верность, приверженность;
  • синдром Кощея Бессмертного – нарциссизм:
  • любовь к сказкам и др.

Чаще всего подобные эскизы дополняют различными деталями. Достаточно популярными являются рисунок, где на голове злого колдуна присутствует корона или же он восседает на троне. Иногда Кощея изображают в виде «живого» скелета или злата, над которым он чахнет вот уже несколько веков. Помимо этого, в арсенале мастеров есть эскизы со смертью Кощея в яйце.
Лучше всего тату с Кащеем смотрятся на руках, ногах и спине. Большие площади позволяют сделать татуировку максимально эффектной и яркой, а также оформить ее разными цветами.

Заключение и картинки Кощея Бессмертного

Кощей Бессмертный – это любимый персонаж сказок всех детей и взрослых. У многих данных герой ассоциируется исключительно со смертью, однако при более детальном рассмотрении становится понятно, что Кащей не только черный колдун, но еще и верный хранитель всего живого.

Кощей Бессмертный фото

fav.mifistoria.info

Видео

Рубрика «Сказки про Кощея Бессмертного»

Самый главный злодей множества сказок, страшный и коварный Кощей Бессмертный часто пугает детей. Но зато как приятно, дослушав сказку до конца, узнавать, что и на такого сильного злодея найдется управа! Переживание чувства страха в некоторой мере полезно для ребенка, переживая его при чтении сказок он становится более подготовлен к реальным неприятным ситуациям. Безусловно, увлекаться страшными историями не стоит, но и полностью отказываться от них психологи не советуют. Тем более, что в сказке добро обязательно победит зло!

Булат-молодец4.4 (7)

Жил-был царь, у него был один сын. Когда царевич был мал, то мамки и няньки его прибаюкивали: — Баю-баю, Иван-царевич! Вырастешь большой, найдешь себе невесту: за тридевять земель, в тридесятом государстве сидит в башне Василиса. Минуло царевичу пятнадцать лет, стал у отца проситься поехать поискать свою невесту. — Куда ты поедешь? Ты еще слишком мал! …

Читать далее

Марья Моревна5 (1)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья — Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали: — Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай — при себе не держи долго! Царевич похоронил родителей и с горя пошел …

Читать далее

Царевна-лягушка5 (2)

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит: — Сынки, мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат. Сыновья отцу отвечают: — Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас …

Читать далее

Кощей-Бессмертный4 (6)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унёс Кощей Бессмертный. Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал. Средний сын пождал-пождал, тоже выпросился у отца, уехал, — и этот без …

Читать далее

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унёс Кощей Бессмертный.

Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал.

Средний сын пождал-пождал, тоже выпросился у отца, уехал, — и этот без вести пропал.

Малый сын, Иван-царевич, говорит отцу:

— Батюшка! Благословляй меня искать матушку.

Отец не пускает, говорит:

— Тех нет братовей, да и ты уедешь: я с кручины умру!

— Нет, батюшка, благословишь — поеду, и не благословишь — поеду.

Отец благословил.

Иван-царевич пошел выбирать себе коня; на которого руку положит, тот и падет; не мог выбрать себе коня, идет дорогой по городу, повесил голову. Неоткуда взялась старуха, спрашивает:

— Что, Иван-царевич, повесил голову?

— Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет.

Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит:

— Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?

Он и думает: «Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли мне она?»

И говорит ей:

— Вот, бабушка, не могу найти себе доброго коня.

— Дурашка, мучишься, а старухе не кучишься! — отвечает старуха. — Пойдем со мной.

Привела его к горе, указала место:

— Скапывай эту землю.

Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал.

Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал:

— Благословляй и прощай, бабушка!

Сам сел и поехал.

Долго ездил, наконец доехал до горы; пребольшущая гора, крутая, взъехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят возле горы; поздоровались, поехали вместе; доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет.

Старшие братовья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница.

Он оставил коня, наточил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит:

— Ежели в стакане кровь почернеет, не ждите меня: значит, я умру!

Простился и пошел. Зашел на гору; чего он не насмотрелся! Всяки тут леса, всяки ягоды, всяки птицы!

Долго шел Иван-царевич, дошел до дому: огромный дом! В нем жила царская дочь, утащена Кощеем Бессмертным.

Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон, кричит ему:

— Тут, смотри, у ограды есть щель, тронь ее мизинцем, и будут двери.

Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел доставать мать от Кощея Бессмертного. Девица говорит ему на это:

— Трудно будет достать тебе мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный — убьет тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!

Иван-царевич не только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел дальше.

Приходит к другому дому; двери знает как искать; вошел в дом, а тут его мать, обнялись, поплакали.

Он и здесь испытал свои силы, бросил какой-то шарик в полторы тысячи пудов. Время приходит быть Кощею Бессмертному; мать спрятала его. Вдруг Кощей Бессмертный входит в дом и говорит:

— Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а русская коска сама на двор пришла! Кто у тебя был? Не сын ли?

— Что ты, бог с тобой! Сам летал по Руси, нахватался русского духу, тебе и мерещится, — ответила мать Ивана-царевича. А сама поближе с ласковыми словами к Кощею Бессмертному, выспрашивает то-другое и говорит:

— Где же у тебя смерть, Кош Бессмертный?

— У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.

Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел.

Пришло время — Иван-царевич благословился у матери, отправился по смерть Коша Бессмертного.

Идет дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть до смерти и думает: кто бы на это время попался! Вдруг — волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:

— Не тронь моего детища; я тебе пригожусь.

— Быть так!

Иван-царевич отпустил волка; идет дальше, видит ворону.

«Постой, — думает, — здесь я закушу!» Зарядил ружье, хочет стрелять, ворона и говорит:

— Не тронь меня, я тебе пригожусь.

Иван-царевич подумал и отпустил ворону.

Идет дальше, доходит до моря, остановился на берегу. В это время вдруг взметался щучонок и выпал на берег, он его схватил, есть хочет смертно — думает: «Вот теперь поем!»

Неоткуда взялась щука, говорит:

— Не тронь, Иван-царевич, моего детища, я тебе пригожусь.

Он и щучонка отпустил.

Как пройти море? Сидит на берегу да думает; щука словно знала его думу, легла поперек моря. Иван-царевич прошел по ней, как по мосту; доходит до дуба, где была смерть Кощея Бессмертного, достал ящик, отворил — заяц выскочил и побежал. Где тут удержать зайца!

Испугался Иван-царевич, что отпустил зайца, призадумался, а волк, которого не убил он, кинулся за зайцем, поймал и несет к Ивану-царевичу. Он обрадовался, схватил зайца, распорол его и как-то оробел: утка спорхнула и полетела. Он пострелял, пострелял — мимо! Задумался опять.

Неоткуда взялась ворона с воронятами и ступай за уткой, поймала утку, принесла Ивану-царевичу. Царевич обрадовался, достал яйцо, пошел, доходит до моря, стал мыть яичко, да и выронил в воду. Как достать из моря? Безмерна глубь! Закручинился опять царевич.

Вдруг море встрепенулось — и щука принесла ему яйцо, потом легла поперек моря. Иван-царевич прошел по ней и отправился к матери; приходит, поздоровались, и она его опять спрятала.

В то время прилетел Кощей Бессмертный и говорит:

— Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!

— Что ты, Кош? У меня никого нет, — отвечала мать Ивана-царевича.

Кощей опять и говорит:

— Я что-то не могу!

А Иван-царевич пожимал яичко: Кощея Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:

— Вот, Кощей Бессмертный, твоя смерть!

Тот на коленки против него встал и говорит:

— Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.

Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко — и Кощей Бессмертный умер.

Взяли они, Иван-царевич с матерью, что было нужно, пошли на родиму сторону; по пути зашли за царской дочерью, к которой Иван-царевич заходил, взяли и ее с собой; пошли дальше, доходят до горы, где братья Ивана-царевича все ждут. Девица говорит:

— Иван-царевич! Воротись ко мне в дом; я забыла подвенечное платье, брильянтовый перстень и нешитые башмаки.

Между тем он спустил мать и царскую дочь, с коей они условились дома обвенчаться; братья приняли их, да взяли спуск и перерезали, чтобы Ивану-царевичу нельзя было спуститься, мать и девицу как-то угрозами уговорили, чтобы дома про Ивана-царевича не сказывали. Прибыли в свое царство; отец обрадовался детям и жене, только печалился об одном Иване-царевиче.

А Иван-царевич воротился в дом своей невесты, взял обручальный перстень, подвенечное платье и нешитые башмаки; приходит на гору, метнул с руки на руку перстень. Явилось двенадцать молодцов, спрашивают:

— Что прикажете?

— Перенесите меня вот с этой горы.

Молодцы тотчас его спустили. Иван-царевич надел перстень — их не стало; пошел в свое царство, приходит в тот город, где жил его отец и братья, остановился у одной старушки и спрашивает:

— Что, бабушка, нового в вашем царстве?

— Да чего, дитятко! Вот наша царица была в плену у Кощея Бессмертного; ее искали три сына, двое нашли и воротились, а третьего, Ивана-царевича, нет, и не знают, где. Царь кручинится об нем. А эти царевичи с матерью привезли какую-то царскую дочь, большак жениться на ней хочет, да она посылает наперед куда-то за обручальным перстнем или вели сделать такое же кольцо, какое ей надо; колдася уж кличут клич, да никто не выискивается.

— Ступай, бабушка, скажи царю, что ты сделаешь; а я пособлю, — говорит Иван-царевич.

Старуха в кою пору скрутилась, побежала к царю и говорит:

— Ваше царское величество! Обручальный перстень я сделаю.

— Сделай, сделай, бабушка! Мы таким людям рады, — говорит царь, — а если не сделаешь, то голову на плаху.

Старуха перепугалась, пришла домой, заставляет Ивана-царевича делать перстень, а Иван-царевич спит, мало думает, перстень готов. Он шутит над старухой, а старуха трясется вся, плачет, ругает его:

— Вот ты, — говорит, — сам-то в стороне, а меня, дуру, подвел под смерть.

Плакала, плакала старуха и уснула.

Иван-царевич встал поутру рано, будит старуху:

— Вставай, бабушка, да ступай неси перстень, да смотри: больше одного червонца за него не бери. Если спросят, кто сделал перстень, скажи: сама; на меня не сказывай!

Старуха обрадовалась, снесла перстень; невесте понравился.

— Такой, — говорит, — и надо!

Вынесла ей полно блюдо золота; она взяла один только червонец. Царь говорит:

— Что, бабушка, мало берешь?

— На что мне много-то, ваше царское величество! После понадобятся — ты же мне дашь.

Пробаяла это старуха и ушла.

Прошло какое-то время — вести носятся, что невеста посылает жениха за подвенечным платьем или велит сшить такое же, какое ей надо. Старуха и тут успела (Иван-царевич помог), снесла подвенечное платье.

После снесла нешитые башмаки, а червонцев брала по одному и сказывала: эти вещи сама делает.

Слышат люди, что у царя в такой-то день свадьба; дождались и того дня. А Иван-царевич старухе наказал:

— Смотри, бабушка, как невесту привезут под венец, ты скажи мне.

Старуха время не пропустила. Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, выходит:

— Вот, бабушка, я какой!

Старуха в ноги ему.

— Батюшка, прости, я тебя ругала!

— Бог простит.

Приходит в церковь. Брата его еще не было. Он стал в ряд с невестой; их обвенчали и повели во дворец.

На дороге попадается навстречу жених, большой брат, увидал, что невесту ведут с Иваном-царевичем, и пошел со стыдом обратно.

Отец обрадовался Ивану-царевичу, узнал о лукавстве братьев и, как отпировали свадьбу, больших сыновей разослал в ссылку, а Ивана-царевича сделал наследником.

Иллюстрации Игоря Егунова.

  • Рассказ о кошке 2 класс окружающий мир по плану
  • Рассказ о кошках и собаках 2 класс по окружающему
  • Рассказ о котенке найденном в лесу завернутым в пленку
  • Рассказ о котенке который любит сметану
  • Рассказ о котенке для 1 класса по окружающему миру