Простота и однообразие – именно эти два слова как нельзя лучше характеризуют жизнь и быт крестьянина средних веков. На протяжении столетий крестьяне жили по единому распорядку: в будни занимались однообразной работой на поле или виноградниках, выходные посвящали церковной службе.
Праздники проходили по одному и тому же сценарию. Все жители деревень подчинялись единым законам и платили феодалам одинаковый оброк.
Условия для жизни были практически одинаковы. В деревнях располагалось 20-30 дворов с помещениями, где крестьяне жили, держали скот и занимались ремеслами. Мужчины занимались гончарным, кузнецким, а женщины – ткацким делом. Детей с малых лет приобщали к ремеслу и активному труду.
Крестьянский дом
Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было.
Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом.
Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда.
Еда крестьян
Рацион крестьянских семей был однообразным. В основном готовили каши, овощные похлебки. А основой для блюд были продукты с поля – пшеница, ячмень, рожь. Также в огородах росли капуста, бобы, чечевица, репа, морковь. Хлеб ели только серый. Белый хлеб считался деликатесом.
Мясо ели только по воскресеньям и большим праздникам. Приготовленную свинину ела вся семья на протяжении всех праздничных дней.
Из напитков было популярно вино, брага и пиво. А самым сладким продуктом был мёд. Сахар был очень дорогим и считался изысканным продуктом.
Крестьянская одежда
Практичность и многослойность – именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти.
Мужчины и женщины носили:
- рубахи свободного кроя длиной до колен;
- жилеты;
- туники;
- широкие штаны брэ длиной ниже колен;
- чулки-шоссы с завязками в области бедер;
- плащи с капюшоном;
- меховые тулупы.
По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями.
Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена.
Орудия труда крестьян
Прямо в домах хранились предметы труда. И они были примитивные и тяжелые на вес. Набор орудий зависел от ремесла, которым занимался крестьянин. Крестьяне работали сохой, плугом, бороной, вилами. Также использовались гончарные круги, жернова для изготовления муки, грузила для ткацких станков.
Одним предметом труда крестьяне работали долгое время. Ни о каком обновлении орудий не было и речи. Феодалы были заинтересованы в получении максимального урожая с минимальными затратами.
Роль церкви в жизни крестьян
В каждой деревне было главное общественное здание – церковь. Священник считался духовным отцом для каждого человека.
Первый раз крестьянин попадал в церковь на свои крестины, затем посещал на протяжении всей жизни. Отпевания и проводы усопшего в последний путь проходили тоже в церкви.
Каждое воскресенье вся деревня собиралась в церкви, где проходила месса, и нужно было выслушать проповедь.
Церковь связана и с крестьянскими праздниками. Она придавала разным событиям религиозный смысл. На Рождество, в дни поминовения святых, на Пасху, в день летнего солнцестояния устраивались торжественные обряды, накрывались праздничные столы, устраивались танцы и народные гуляния.
Ещё в каждой семье отмечалось рождение ребёнка. Дети рождались практически каждый год. И это событие было праздником, так как появлялся новый работник, что в будущем сулило увеличение дохода.
Девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет за мужчин из своих деревень. И за годы замужества рождалось много детей (более 10). Но многие умирали в младенческом возрасте.
Пора подвести итог
На протяжении всей эпохи Средневековья жизнь и быт крестьян практически не менялся. И лишь в конце эпохи крестьянский народ обрёл личную свободу.
Крестьяне в Средние Века
Рыцари считали крестьян людьми второго сорта: низкими, необразованными, грубыми. Но вместе с тем крестьяне играли важнейшую роль в жизни средневекового общества. Считалось, что крестьяне, как еретики и евреи, являются потомками ветхозаветного Ханаана, который был сыном Хама. Хам, в свою очередь, был одним из сыновей Ноя, который надсмеялся над Ноем отца, когда тот был пьян. Ной сказал Ханаану пророческие слова: «Раб рабов будет он у братьев своих». Вот и стали потомки Ханаана крестьянами, которые занимали самое низкое положение в средневековом обществе.
Вместе с тем, согласно христианской морали, которая в Средневековье была господствующей, крестьяне – это люди, души который легче достигнут царства Божия, потому как крестьяне бедны.
Действительно, бедность крестьян в Средневековье не знала пределов. Они постоянно голодали, умирали от многочисленных болезней во время эпидемий. Они пытали протестовать против феодалов, но силы бедных крестьян и хорошо вооруженных рыцарей были неравными. Крестьян презирали. Им говорили о том, что они живут на земле феодала или на земле, которая принадлежит монастырю. Следовательно, все, что находится в их хозяйстве, также принадлежит феодалу. Крестьянину принадлежит только его жизнь.
Крестьяне часто воровали урожай с полей своего господина и поджигали его с целью отомстить за мздоимство, охотились в господских лесах без разрешения, ловили рыбу в господских водоемах, за что их жестоко наказывали.
Крестьяне не имели права покидать господские земли без разрешения. Беглых крестьян ловили и жестоко наказывали. Крестьяне вынуждены были обращаться к своему господину, если возникала необходимость решить какой-нибудь спор. Господин должен был рассудить крестьян по справедливости.
Один день из жизни крестьянина (СОЧИНЕНИЕ)
Автор: Бахова Мария
Утром с первыми лучами солнца крестьянин проснулся в своем небольшом домике, который находился в маленькой деревне, состоящей из 11 дворов. Большая дружная семья крестьянина собралась за грубо сколоченным столом за завтраком: крестьянин с женой, 4 дочери и 6 сыновей.
Помолившись, они сели за деревянные скамейки. На завтрак были зерна, сваренные в котелке, на домашнем очаге. После скорого обеда – на работу. Нужно отдать в срок положенный оброк и отработать барщину.
Почти все дети крестьянина уже работали, как взрослые. Только младший сын, которому едва минуло 5 лет, мог только пасти гусей.
Была осень. Жатва была в самом разгаре. Все домочадцы взяли серпы, доставшиеся от деда, и пошли срезать колосья.
Весь день семья трудилась в поле, сделав только один перерыв на обед.
Вечером, усталые, они пришли домой. Бабушка на ужин приготовила кашу, репу и вкусный виноградный напиток. После ужина жена крестьянина пошла кормить свиней и доить корову.
Поделиться ссылкой
§ 16. В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство
Образ жизни средневекового крестьянина
Самым многочисленным сословием средневекового общества было крестьянство. Крестьяне кормили другие группы населения, но положение самих земледельцев было тяжелым. Детей в семьях рождалось, как правило, много, но из-за плохой пищи и болезней лишь некоторые из них доживали до совершеннолетия. Каждому в крестьянской семье находилась работа: мужчины трудились на своей и господской пашне; женщины занимались домашним хозяйством, пряли и ткали; дети помогали взрослым или пасли скот: овец, свиней, коз, коров.
Сенокос. Средневековый рисунок
Дом, построенный из жердей или бревен, служил крестьянской семье жилищем. Его крыша была покрыта соломой, которая в голодные годы шла на корм скоту. Трубы не было. Вместо нее в кровле было сделано отверстие, через которое уходил дым из открытого очага. В крестьянском доме всегда царил полумрак. Узкие маленькие оконца, затянутые бычьим пузырем, плохо пропускали дневной свет. Зимой, чтобы сберечь тепло, их и вовсе затыкали тряпками или соломой. Оконные стекла были большой редкостью и имелись лишь в церквях и домах богатых феодалов. В одном помещении крестьяне и спали, и готовили еду, а зимой даже держали скотину. Обстановка была убогой: грубо сколоченный стол, несколько лавок вдоль стен, самодельные полки, широкая кровать и деревянный сундук, который использовали для хранения одежды.
Одевались в Средние века просто. Крестьянки долгими зимними вечерами ткали грубое льняное или шерстяное полотно, из которого затем шили для себя рубашку с широкими рукавами и рабочую блузу, а также холщовую рубаху и полотняные штаны для мужа. Обувь была либо полностью деревянной, либо с кожаным верхом на деревянной подошве.
Крестьянская пища была простой и однообразной. Семья земледельца питалась хлебными лепешками и кашей из дробленых зерен ячменя или ржи, которые варились в чугунном котелке. Скудное питание дополняли выращенные на участке возле дома репа, редька, брюква, капуста, бобы, лук, яблоки и крыжовник. Ели также рыбу. Крестьяне пили молоко, виноградное вино или пиво, а также напиток из вереска, можжевельника или зверобоя. Мясо ели только по праздникам. Плохое питание, тяжелая работа, частые войны сказывались на продолжительности жизни. Редко кто из жителей средневековой Европы доживал до 30 лет, а человек, достигший 50 лет, считался старым.
Чем отличался образ жизни крестьян и феодалов?
Крестьянская община
Сначала крестьянские поселения были небольшими: всего два-три десятка дворов, но постепенно деревни разрастались. В центре деревни находилась площадь и колодец, вокруг которых стояли дворы земледельцев. Территория поселения была обнесена деревянной изгородью, а иногда даже валом и рвом. Крестьяне надеялись, что эти заграждения защитят их от враждебного мира. Именно поэтому селиться за изгородью никто не решался.
Крестьяне одной деревни составляли общину. Собираясь вместе, они избирали старосту и решали важнейшие вопросы сельской жизни. Главной задачей крестьянской общины было регулирование земельных отношений. Поскольку чаще всего крестьянская пашня располагалась чересполосно, нужно было объединять усилия в сельскохозяйственных работах. Община определяла, какой клин какой культурой нужно засеивать, когда следует начинать сев, обрабатывать поле и убирать урожай. На сходах крестьяне решали также земельные споры, распределяли между собой феодальные повинности и строго следили за их выполнением всеми земледельцами.
С согласия феодала община определяла порядок пользования общими угодьями. Она разрешала рубить дрова или собирать хворост в лесу, окружавшем деревню, охотиться на некоторые виды дичи, собирать дикие фрукты и ягоды. Крестьяне сами определяли, когда и сколько рыбы можно ловить в реке, где косить сено, на каких пустошах пасти скот. Крестьянская община оказывала помощь бедным, вдовам, сиротам, следила за порядком в деревне, поддерживала в хорошем состоянии дороги, церковь или часовню, содержала христианского священника, следила за соблюдением бытовых и культурных традиций. Все жители деревни должны были подчиняться решениям, принятым общиной. На нарушителя порядка налагался штраф, а за серьезные проступки его могли изгнать из деревни. Судьба изгнанного (изгоя) была печальна. Он лишался своего надела и чаще всего погибал.
Определите, какие работы показаны на рисунке.
Сельскохозяйственные работы. Средневековый рисунок
Мировоззрение средневекового крестьянина
Каждый земледелец считал себя частью общины и старался ничем не отличаться от других. Большинство крестьян были неграмотными. Дети помогали взрослым по хозяйству, поэтому часто у них не было времени посещать школу, которую обычно открывали при церкви. Мировоззрение крестьян представляло собой причудливое соединение христианских и языческих представлений.
Крестьяне на пашне. Средневековый рисунок
Земледельцы, как и все христиане, соблюдали посты, ходили в церковь и, одновременно с этим, торжественно отмечали приход весны, с заклинаниями обходили пашню, чтобы повысить урожай, шумели, пытаясь прогнать надвигающуюся бурю.
Определите, какие из названных действий крестьян продиктованы христианскими представлениями, а какие – языческими.
Феодалы презрительно относились к крестьянам, считая их грубыми, неотесанными, подобными диким зверям. Рыцари считали, что даже в рай попадут только «благородные». Феодалы придумывали про крестьян обидные поговорки: «Спина Жака-простака все вынесет» или «Мужик тот же бык, только без рогов».
Крестьяне платили феодалам той же монетой. Представления земледельцев о себе и своем месте в обществе нашли отражение в крестьянских песнях, сказках и поговорках. Особенно волновали земледельца тяжелые повинности, которые он должен был нести в пользу феодала. В Англии во второй половине XII века сеньору требовалось отдавать половину доходов. Остатка едва хватало, чтобы прокормить семью. «По свету бродит отчаяние и горе; насколько лучше сразу погибнуть, чем так трудиться», – пелось в песне бедняка, разоренного многочисленными поборами. Крестьяне считали, что их зависимое положение установлено Богом, и не выступали против него. Но они требовали уважения к себе и своему труду. В отличие от феодалов, считавших физическую работу уделом «неблагородных», божьим наказанием за их грехи, земледельцы рассматривали труд как достоинство, высшую христианскую добродетель.
Сбор урожая. Средневековая миниатюра
Почему крестьяне вынуждены были мириться со своим тяжелым положением?
Новые черты в сельском хозяйстве
Изменения в жизни крестьянина происходили очень медленно. В самом начале Средневековья поле пахали легким плугом или вскапывали лопатой. После пахоты комья земли рыхлили мотыгой, а порой даже руками. Прополку делали редко. Выросшие колосья жали серпами, стараясь срезать стебли у самого корня, чтобы затем использовать солому в качестве корма для скота. С помощью палок или цепов колосья молотили – выбивали из них зерно, которое затем веяли – отсеивали от шелухи.
Мельница. Средневековый рисунок
Единственным удобрением был навоз, да и того из-за малого количества скота у крестьян часто не хватало. Из-за отсутствия хороших орудий труда и нехватки удобрений почва медленно восстанавливала свое плодородие. Урожаи были очень низкими. Неурожаи и голод в Средние века случались довольно часто. Чтобы хоть как-то выжить в голодные годы, крестьяне объедали листья с деревьев, выкапывали из земли коренья, ели древесную кору, жарили мелких грызунов. Из-за натурального хозяйства голод иногда носил местный характер. В одном районе люди могли умирать от нехватки пищи, а рядом, в 200–300 км, царило изобилие продуктов.
Вспомните, что такое натуральное хозяйство. Почему оно способствовало голоду?
В XI–XIII веках в жизни Западной Европы произошли коренные изменения. Поле стали вспахивать легким плугом несколько раз или использовать тяжелый колесный плуг, который тянули 6–8 волов. Для разрыхления земли применяли орудие с металлическими зубьями – борону. Лучше обработанная земля стала давать более высокие урожаи. Широкое распространение получил хомут. Это позволило применять в сельскохозяйственных работах не неповоротливых волов, а более выносливых лошадей, которых стали подковывать. Повышению урожаев способствовало и постепенное распространение нового способа обработки пашни – трехполья. При изготовлении муки удалось уменьшить потери зерна. Вместо ручных приспособлений для растирания зерна все большее распространение стали получать водяные и ветряные мельницы. Все эти изобретения привели к улучшению жизни крестьян. Население значительно увеличилось, и крестьянам стало не хватать земель. Для того чтобы прокормить себя, земледельцы стали осваивать новые территории: корчевать лес, осушать болота, распахивать пустоши.
Трехполье
Подведем итоги
Крестьяне были самой многочисленной группой феодального общества, кормившей другие сословия. Крестьяне отличались особым взглядом на мир и образом жизни, для решения важнейших вопросов они объединялись в общину. В XI–XIII веках в сельском хозяйстве Западной Европы произошли важные изменения.
Трехполье — способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на три части. Одна часть засевается весной яровыми культурами и дает урожай в тот же год; другая – засевается осенью озимыми и дает урожай на следующий год; третья – «отдыхает».
«Богатым не был бы богатый – Не помогай ему оратай (пахарь)».
(Средневековый поэт Вернер Садовник)
Вопросы
1. Какое положение занимало крестьянское сословие в феодальном обществе? Каковы были условия жизни крестьян?
2. Что такое крестьянская община и какие вопросы она решала?
3. Как относились к труду крестьяне и феодалы? Как рыцари отзывались о крестьянах?
4. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве после XI века?
Задание
Используя материалы этого параграфа и § 5, дайте характеристику крестьянскому сословию (план характеристики см.: задание к § 14).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
1. О хлебе насущном Французский поселок. – Сельский дом. – Зимние посиделки. – Фермеры, землепашцы и подёнщики. – Меры площади. – Огород. – Злаки. – Скот. – Сезонные работы
1. О хлебе насущном
Французский поселок. – Сельский дом. – Зимние посиделки. – Фермеры, землепашцы и подёнщики. – Меры площади. – Огород. – Злаки. – Скот. – Сезонные работы
Горожане составляли лишь небольшую часть населения Франции, большинство проживало в деревнях
В ЗАБОТАХ О ЗДОРОВЬЕ: МЕДИЦИНА В ГРЕЦИИ
В ЗАБОТАХ О ЗДОРОВЬЕ: МЕДИЦИНА В ГРЕЦИИ
Я врачеванье открыл; целителем я именуюсь
В мире, и всех на земле мне трав покорствуют свойства…
Овидий. Метаморфозы, I, 523—524
Историю возникновения медицины у древних народов вкратце изложил уже в 1488 г. в своей «Речи о значении
О ежедневных трудах.
О ежедневных трудах.
Праздность – враг души, а поэтому в определенное время браться должны быть заняты трудом телесным, в другое же время – душеспасительным чтением. А поэтому считает нужным распределить время так, чтобы от Пасхи до 1 октября, выйдя рано, с часа первого и
О главных заботах руководителя
О главных заботах руководителя
Руководитель должен обеспечить поставку оружия в соответствии со своими средствами. Каждый отдел должен иметь надлежащие инструменты, полноценные ресурсы и информационное обеспечение для ведения сражения. Если эти вещи делаются в
Русколань и Роксалания в первоисточниках и трудах историков
Русколань и Роксалания в первоисточниках и трудах историков
История России, как и история Руси, – это история собирания русских земель под дланью царей московских и ранее великих князей киевских и это история великого расселения русского народа, история разрастания
Русколане в трудах древних историков
Русколане в трудах древних историков
Немало легенд и исторических известий о сарматах и роксаланах (русколанах) оставили нам античные историки.Самих сарматов почитали выходцами из Мидии – исторической области на северо-западе Иранского нагорья. Такого мнения
Закуски на хлебе
Закуски на хлебе
Вероятно, никто специально не изобретал закусок на хлебе. Они появились на столе так же давно, как и сам хлеб: ломоть хлеба с солью, салом, маслом, луком и др. В. Солоухин пишет: «Или, скажем, взять маленький ломтик черного хлеба, намазать его маслом, положить
Глава 1. Атлантида в трудах Платона
Глава 1. Атлантида в трудах Платона
Я обязан передавать то, что говорят, но верить этому не обязан.
Геродот, История, VII, 152
Истоки мифа об Атлантиде следует искать у Платона, в его двух диалогах «Тимэй» и «Критий».Предполагают, что Платон родился в Афинах в 427 г. и умер там же
«ПРЕДПОЧИТАЮ ЖИТЬ НА ХЛЕБЕ И ВОДЕ, НО НА СВОБОДЕ»
«ПРЕДПОЧИТАЮ ЖИТЬ НА ХЛЕБЕ И ВОДЕ, НО НА СВОБОДЕ»
Эти слова принадлежат человеку, который, в отличие от других высокопоставленных дипломатов, не пошел на добровольное заклание, не согласился играть роль шпиона и врага народа, не принес себя в жертву ради интересов
Источниковедение в трудах А. А. Зимина (к 90-летию со дня рождения)[185]
Источниковедение в трудах А. А. Зимина
(к 90-летию со дня рождения)[185]
«Никакая наука не может существовать без тщательно разработанной методики. И, возможно, дальнейший прогресс источниковедения будет зависеть, прежде всего, от совершенствования приемов анализа
§ 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
§ 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
Стремительное расширение Арабского халифата вовлекло в сферу арабской культуры наследие античной (особенно греческой) философии, научные достижения завоеванных стран и народов. В IX в. Багдад превратился в крупный
4) Пискаревский летописец в трудах по истории России
4) Пискаревский летописец в трудах по истории России
Этот параграф специально посвящен рассмотрению тех проблем и тем, для изучения которых привлекался Пискаревский летописец. Как уже отмечалось, многие историки обращались к Пискаревскому летописцу для решения многих
В едином хлебе
В едином хлебе
Учёные пишут, что понятие о роде, о большой семье, по мысли наших предков, включало сразу три связанные между собою категории единства: единство жилища, единство хозяйственное и, конечно, единство происхождения, то есть собственно родственную связь.Это
Содержание материала
- Сочинение про день крестьянина
- Видео
- Несколько интересных сочинений
- Деление крестьян на группы
- Еда средневековых крестьян
- Тяжелая крестьянская жизнь
- Жилье
- Пища
- Пища
- Фрукты и овощи
- Популярные сочинения
Сочинение про день крестьянина
Жизнь крестьян была нелёгкой. Им приходилось много работать для того, чтобы прокормить себя и свою, как правило многочисленную, семью. Их работа была очень тяжёлой. Они понимали, что если будут лениться, плохо работать, то их семья погибнет от голода.
День крестьян начинался очень рано. Глава семьи и его сыновья рано утром уходили работать в поле, которое принадлежало важному господину, их хозяину. За использование поля крестьянин платил господину или деньгами или продуктами. Инструменты, которыми крестьяне возделывали землю, тоже принадлежали важному господину. За использование их тоже надо было платить. Иногда крестьяне за плохое поведение получали наказание. Чтобы искупить свою вину, они работали во дворе у хозяина.
В то время как глава семьи и сыновья уходили в поле, женщины этого семейства хлопотали по хозяйству. Когда начиналась война, мужчины уходили воевать и женщины делали их повседневную работу. В мирное время они доили коров, кормили свиней, собирали куриные яйца, прибирались, занимались шитьём или вязанием, готовили скудный обед.
Крестьяне ели очень мало. Их еда была очень простой и однообразной. Часто не хватало запасов хлеба или зерна. Иногда семьи и вовсе голодали. Это происходило из-за неурожая, пожаров, плохих погодных явлений.
В полдень наступал час обеда. Голодные мужчины возвращались домой. Они были одеты бедно, их одежда была в плохом состоянии. Они были бородатый, несвежи из-за тяжёлой работы на солнцепёке. Женщины их кормили похлёбками из овощей. После обеда все отдыхали. После обеденного отдыха мужчины или шли работать в поле или оставались дома и занимались домашними делами. Они чинили, стругали, могли пойти на охоту или рыбалку, одним словом, они были постоянно в делах.
Крестьяне ложились спать рано, так как с утра нужно было опять рано вставать и идти на работу.
Видео
Несколько интересных сочинений
- Анализ пьесы Старший сын Вампилова
Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.
- Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс
- Сочинение Римский в романе Мастер и Маргарита Булгакова
В московских главах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» финдиректор московского Варьете Римский Григорий Данилович представлен в ряду второстепенных персонажей
- Сочинение Олеся и Иван Тимофеевич сравнительная характеристика
Главные герои повести «Олеся» И. А. Куприна девушка по имени Олеся и приезжий барин Иван Тимофеевич – яркие образы, которые представляют любовь в одном из своих проявлений
- Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина
Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области. В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения
Деление крестьян на группы
Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.
Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.
Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.
Еда средневековых крестьян
Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.
Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.
На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.
Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.
Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.
По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.
У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.
Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.
Тяжелая крестьянская жизнь
Художники XVII века писали картины французской крестьянской жизни, часто романтизируя и обожествляя изображаемые образы. На самом деле, жизнь крестьян была совсем другой. Только кому это было интересно?
Существует одна французская история, согласно которой крестьянина спросили, что бы он сделал, если бы был королем. На что он не стал отвечать, что женился бы на принцессе. Он сказал, что стал бы есть сало до тех пор, пока не насытится им полностью.
Tags: Что ели французские крестьяне в 17 веке?
Жилье
Деревни, в которых они проживали, достигали приблизительно 15 дворов. Очень редко можно было встретить поселение, насчитывающее 30–50 крестьянских дворов. В каждом уютном семейном дворе стояло не только жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные пристройки для хозяйства. Многие жители могли похвастаться также огородами, виноградниками и садами. То, где жили крестьяне, можно понять по оставшимся деревням, где сохранились дворы и признаки быта жителей. Чаще всего дом был построен из дерева, камня, который крыли камышом или сеном. В одном уютном помещении и спали, и ели. В доме стоял деревянный стол, несколько скамей, сундук для хранения одежды. Спали на широких кроватях, на которых лежал тюфяк с соломой или сеном.
Пища
В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно. Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы. Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.
Пища
В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно. Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы. Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.
Фрукты и овощи
Рацион крестьянина зависел от региона, где он проживал. Например, в южных регионах страны было больше фруктов, поэтому у крестьян там рацион был гораздо более разнообразным. Фрукты и овощи не только ели в свежем виде, но и солили впрок.
В окрестностях города Кале выращивали цветную капусту, артишоки и цикорий. В супы добавляли лук, чтобы сделать их вкуснее и гуще. Суп крестьяне ели каждый день.
Картофель попал во Францию во времена правления короля Людовика XVI, но в качестве овоща использоваться не стал. Поначалу люди не знали, что у картофеля надо есть клубни, находящиеся в земле. Они пробовали есть плоды, появляющиеся на стеблях растения после цветения. Так как плоды ядовиды, народ, естественно, травился. Только в 18 веке картофель во Франции стал популярен.
Популярные сочинения
- Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс Произведение создается в период тюремного заключения автора после опубликования стихотворения, посвященного гибели Пушкина А.С.
- Анализ рассказа Чистый понедельник 11 класс (Бунин) «Чистый понедельник» входит в сборник рассказов «Темные аллеи» Ивана Бунина. По мнению автора, это его лучшее произведение, входящее в данный цикл.
- Сочинение Что всего дороже на свете? (6 класс) У каждого из нас есть то, чем мы дорожим, то что мы любим, то что для нас важно и дорого. То что делает нашу жизнь лучше и нас самих уверенней и спокойней, то чем мы дорожим.