Рассказ о круговороте воды в природе для 3 класса

Почему осенью дожди идут чаще? Откуда они берутся, как вода попадает на небо? В этом ей помогает природный круговорот. Его роль для нашей планеты огромна. Сказка о путешествии капелек-сестричек знакомит детей с чудесными превращениями воды и рассказывает о значении круговорота в природе.

Больше половины нашей планеты покрыто водой. Это океаны, моря, реки, озёра, ручьи, подземные воды и ледники. Вода постоянно путешествует и помогает ей в этом солнце. Оно нагревает поверхность земли. А вода, превращаясь в пар, поднимается и образует облака. Когда облака переполняются капельками воды, начинается дождь.

Почему же осенью почти каждый день идёт дождь? Потому что таким образом земля готовится к морозам. После жаркого лета ей нужно остыть и насытиться влагой. Когда снег укроет землю, вода не замёрзнет, а продолжит питать корни деревьев и кустов.

Круговорот воды в природе необходим, чтобы поддерживать жизнь на Земле. Водой питаются растения, её пьют люди и животные. Чтобы детям было проще понять, как совершается круговорот воды в природе, прочитайте им небольшую сказку о путешествии двух капелек-сестричек.

Круговорот воды в природе. Сказка о путешествии капелек-сестричек

Сказка о путешествии капелек-сестричек

В большом белом облаке было много капелек воды. Там жили дружные сестрички-близнецы. Они с высоты разглядывали землю, обсуждали всё, что видят, с подружками и удивлялись. Вместе капельки мечтали научиться летать и упорхнуть в бескрайние просторы. Им было любопытно узнать, что находится за пределами их дома.

Однажды летом облако стало быстро расти, оно сильно потяжелело, и начался дождь из тысяч капелек. Сестрички не успели оглянуться, как вместе со всеми полетели вниз. Они упали в лесной ручей. «Как быстро течёт вода! Интересно, куда мы плывём?», ‒ спрашивали все друг у друга.

Ручеёк с весёлым журчанием тёк к глубокому озеру и с разбегу в него впадал. Близняшки никогда не видели столько воды. В ней качались зелёные водоросли, плавали разноцветные рыбки. А вокруг озера расстилалась земля. Та самая, за которой они наблюдали с высокого облака. Было очень красиво!

Озеро поило водой травы, цветы и деревья, к нему прибегали напиться и поплескаться животные. «Ах, как здесь замечательно», – воскликнули сестрички и подставили солнышку свои щёчки. Вдруг подружки уменьшились, они стали легче и полетели наверх.

Над озером образовалось маленькое облачко. В нём было множество таких же капелек. Когда сестрички-близнецы поднялись чуть выше, то заметили, что похожие облака окружали их повсюду. Они поднимались из соседнего ручья, прудов и морей.

Оказывается, жаркое солнце нагрело водную гладь, и капельки превратились в пар. Он был легче воды, поэтому поднимался к небу. Сестрички радовались плавному полёту. Скоро они заметили, что чем выше поднимаются, тем холоднее становится воздух. Только успели сказать: «Ой, с нами что-то происходит!», как снова стали водяными капельками.

Мимо плыло кудрявое облако. Сёстры, недолго думая, запрыгнули на него. Там оказалось много подружек, которые тоже побывали на земле. Одни капельки попали в тёплое море, другие – отправились к водопадам, третьи – просочились глубоко в почву и вышли на поверхность с родником. Все наперебой рассказывали о своих приключениях и радовались новой встрече. Потом сестрички и другие жители облака обязательно повторят своё путешествие. Вот так в природе происходит круговорот воды. Капельки бесконечно движутся по кругу.

После прочтения рассказа вы можете сами понаблюдать за процессом круговорота, проведя простой эксперимент, как показано на видео ниже.

Дети по своей природе исследователи, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир и наблюдают. Им интересно, почему идёт дождь и куда потом деваются лужи, откуда берётся вода в озере и почему она не кончается. Всё это происходит из-за круговорота воды в природе. Без него наша планета Земля превратилась бы в огромную засушливую пустыню. Не стало бы океанов, морей, рек и подземных вод, а значит, не было бы и жизни.

Круговорот воды в природе


Круговорот воды в природе

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 815.

Обновлено 29 Марта, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 815.

Обновлено 29 Марта, 2021

Круговорот воды – это очень важный природный процесс, благодаря которому возможна жизнь на нашей планете. Окружающую среду невозможно представить без воды, поскольку только при её участии происходят многие физические, химические и биологические процессы. Чтобы не чувствовалось недостатка чистых водных ресурсов на Земле, постоянно происходит превращение и круговорот воды в природе.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Значение и свойства воды

Земля на 70 % покрыта водной оболочкой, которая составляет важнейшую часть биосферы – гидросферу. В неё входят все существующие на планете океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, искусственные водные бассейны, а также водяные пары и ледники.

Рис. 1. Ледники

Как известно, вода может пребывать в трёх различных состояниях:

  • газообразном (облака, тучи);
  • жидком (реки, океаны и пр.);
  • твёрдом (лёд).

Гидросфера состоит из воды, которая находится на земном шаре во всех трёх своих состояниях. Вода – это уникальный и единственный компонент в природе, который может иметь три различные формы. Больше ни одно вещество на планете на такое не способно.

Процесс круговорота

Водообмен – это постоянный процесс, в ходе которого влага «путешествует» через Мировой океан, твердую земную оболочку и атмосферу. Кратко это выглядит так:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Поначалу влага испаряется с поверхности водных бассейнов и в виде пара попадает в воздушные массы, где начинает активно участвовать в различных реакциях.
  • Далее происходит формирование облаков и туч, благодаря которым на землю выпадают осадки в виде тумана, града, снега или дождя.
  • Достигнув земли, атмосферные осадки восполняют недостаток влаги в водных бассейнах. Также дожди увлажняют землю, которая питает все растения. В результате все живые существа на планете насыщаются кислородом.
  • Затем опять происходит испарение влаги в атмосферу, и процесс начинается по новому кругу.

Рис. 2. Схема круговорота воды в природе

Следует помнить, что основной двигатель водного обмена – это энергия Солнца.

Больше всего влаги испаряет Мировой океан. Как известно, вода в нём солёная, однако, при испарении становится пресной. Таким образом, океанические воды являются самой настоящей фабрикой по производству пресной воды, без которой жизнь на земном шаре была бы невозможной.

Учёные установили, что на планете ежесекундно выпадает порядка 16 млн тонн различных осадков, и в тот же миг такое же количество воды возвращается обратно в воздух. Масштабы водного обмена на Земле просто поражают!

Можно провести интересный опыт, чтобы наглядно продемонстрировать испарение влаги в Мировом океане под воздействием солнечных лучей. Необходимо взять стакан, наполнить его наполовину водой, растворить четверть чайной ложки соли, плотно укрыть полиэтиленовым пакетиком, закрепить резинкой и поставить на подоконник в солнечную погоду. В результате получится простейшая имитация Мирового океана и атмосферы. Спустя некоторое время на стенке пакета появятся капельки. На вкус они пресные. – так происходит испарение влаги под воздействием солнечного тепла.

Виды круговорота воды

Различают большой и малый круговорот воды.

  • Большой круговорот. Испарения Мирового океана поднимаются в воздух, а затем ветрами переносятся на континент и выпадают в виде различных атмосферных осадков. Далее это же количество влаги обратно попадает в океанические воды вместе с реками и грунтовыми водами.

Рис. 3. Воды Мирового океана
  • Малый круговорот. Пар, образующийся над океаном, попадает обратно в его же воды в виде осадков. Так и вода, образовавшаяся над сушей при испарении, в виде осадков снова выпадает на её поверхность.

Выделяют также континентальный круговорот влаги, который происходит на территории материка. Вода с местных водоёмов и земной поверхности испаряется, а затем, спустя какое-то время, вновь возвращается из атмосферы в виде снега, тумана или дождя.

В результате многолетних исследований учёные пришли к выводу, что круговорот влаги в последнее время стал значительно ускоряться. Это негативно сказывается на климате во всём мире. Жаркие районы станут ещё жарче и суше, а в дождливых местностях будет выпадать ещё больше осадков.

Заключение

Что мы узнали?

Одной из важных тем окружающего мира за 3 класс является круговорот воды. Мы узнали, что из себя представляет этот процесс, как происходит круговорот воды в природе, от чего он зависит и какую роль играет на планете. Благодаря полученной информации, школьники без труда смогут написать доклад или составить сообщение к уроку.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Денис Таранов

    9/10

  • Алина Бурыченко

    8/10

  • Ирина Подгородецкая

    7/10

  • Дима Скурыгин

    8/10

  • Наталья Горбачева

    10/10

  • Ддддддд Ккккккк

    6/10

  • Лариса Гарибова

    7/10

  • Анна Колина

    9/10

  • Маргарита Семенова

    8/10

  • Юля Мартынкова

    10/10

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 815.


А какая ваша оценка?

Во 2-3 классе начальной школы на окружающем мире ребята изучают сложную тему «Круговорот воды в природе». Как ученики её поняли, можно увидеть из сочинений или сказок, придуманных детьми, о капельке воды. Капелька совершает путешествие, тем самым, рассказывая как происходит круговорот воды в природе.

В своих сочинениях ребята поднимают экологические темы охраны воды. Их рисунки ещё раз доказывают, что беречь природу просто необходимо!

Путешествие капельки воды — сказки, придуманные детьми 2-3 класса

Необычная история

Прошлым летом со мной произошла необычная история. Был прекрасный вечер, я гуляла по парку и неожиданно пошел сильный дождь. Капли прям таки сыпались на землю и парк мгновенно превратился в огромною лужу. Чтобы не промокнуть до нитки я спряталась под огромным дубом. Стоять одной было, конечно, скучно и я решила немного развлечь себя и начала считать капли на листиках. Считала, считала, насчитала уже больше ста, как вдруг одна большая капля сказала мне: «Привет, как тебя зовут Девочка?»

Я очень удивилась и ответила: «Привет. Я Лиза. А разве капли умеют говорить?»

«Да» — ответила мне капля. «В каждой большой туче живет одна волшебная капля, которая умеет разговаривать. Меня зовут Динь- Динь. Я побуду с тобой пока идет дождь и мы вместе дождемся радугу» .

«Здорово!!!»-сказала ей я. «А расскажи мне что-нибудь про тучи и про дождь.»     

«С радостью» — ответила капля. «Мы живем на небе и дружим друг с другом. Одна большая семья капель живет в одной туче. Мы ходим друг к другу в гости, играем и веселимся. Еще у нас есть работа- увлажнять землю. Мы собираемся тучами и выливаемся в виде дождя. Потом ждем пока солнышко вновь появится и порадует вас радугой и возвращаемся домой.»

«Как интересно! А тебе можно остаться со мной на денек? Я хочу познакомить тебя со всеми своими друзьями!»- спросила я.

«Лиза, я обещаю тебе, что мы увидимся в твоем дворе после дождика в четверг, а сегодня я должна возвращаться.»-ответила капелька.

Время за разговором пролетело незаметно и на небе показалась радуга. Динь- Динь попрощалась со мной и испарилась за одну секунду.

С тех пор я все жду этого дождика в четверг.

Сказка "Путешествие капельки воды"

***

Капелька

В одной местности, среди кустарников протекал ручей. Он журчал своей водичкой, освежая и радуя собой всю округу. И вот однажды одна капелька водички из ручья решила посмотреть, что же происходит за кустарником, ей было очень интересно. Хотелось очень увидеть новое место.

Капелька выпрыгнула из ручья и стала осматривать всё вокруг себя. Недалеко она увидела белое пятно на поле. И капелька направилась к белому пятнышку. Когда она подошла поближе, то увидела ромашковое поле. Ей очень понравились эти волшебные цветы, и она решила с ними подружиться. А в ту пору стояло очень жаркое лето, и цветы стояли очень грустные. Ромашки рассказали грустную историю, что, если в ближайшее время не пойдёт дождик, то они помогут погибнуть. Капелька хотела пожертвовать собой, чтобы спасти хоть одну ромашку. Но все ромашки отказались. Им капелька тоже очень понравилась, и они успели с ней подружиться.

И, капелька придумала, как можно помочь ромашкам. Она превратилась в пар, поднялась в небо, и присоединилась к облаку, к таким же капелькам, как и она. Капелька рассказала про красивые цветы на поле, которые издалека были похожи на облако. Все капельки согласились помощь ромашкам. Облако приплыло к ромашковому полю вовремя, потому что ромашки уже начинали засыхать. Из облака полилась водичка на цветы. Ромашки все с любовью благодарили капельки. Всем капелькам ромашки очень понравились и они подружились. И друзья решили не расставаться.

Когда капельки испарялись, они превращались в облако и снова возвращались к своим друзьям — ромашкам.

Капелька воды рисунок

***

Сказка «Необычное путешествие капельки»

В одном озере жила капелька . Была она похожа на все остальные капельки этого озера и на первый взгляд ничего в ней не было особенного. Но отличительная черта все же имелась: она была очень любознательной и хотела путешествовать. Конечно ей очень нравилось играть вместе с другими капельками и берегом озера, то набегать на него волной до скатываться с него.

Однажды капелька нежилась в лучах солнца и мечтала о том, как бы им подружиться . Солнышко будто услышало её желание, стало припекать сильнее.

Вдруг капельке стало очень жарко, она почувствовала, что её тело стало лёгким и воздушным. Но в какой-то момент она испугалась, ведь солнце было таким горячим! Капелька вовремя опомнилась, и пролетая мимо облака схватилась за край. Каково же было ее удивление, когда в облаке она увидела великое множество таких же капелек как она! Вся весёлая компания была ей тоже рада.

Капелька успокоилась ,теперь она была не одна и чем больше капелек к ним присоединялись, тем тяжелее становилось облако. Капелька смотрела вниз и видела вдалеке свое родное озеро, лес, поля. Но вдруг ей на глаза попался увядающий цветок. Он опустил свою голову и просил пить. Не раздумывая ни секунды капелька бросилась вниз. Он погибнет без меня, думала она, пока летела к цветку. Другие капли тоже полетели за ней и напоили цветок.

Когда цветок был спасен, капельки сидели у него на листьях и глядя на радугу мечтали. Кто-то мечтал продолжить своё путешествие завтра, а кто-то хотел задержаться на этом цветочном лугу. «А мне нравится путешествовать, и завтра я снова полечу, я хочу облететь весь мир! Когда я вернусь в своё озеро, то обязательно всем расскажу о своем путешествии» — сказала наша капелька.

Круговорот воды в природе

***

 Путешествие капельки.

Жила была в реке маленькая капелька. Сидеть на одном месте ей стало скучно и она решила попутешествовать.

Однажды в летний денёк пригрело солнце, капля поднялась высоко в небо и попала в облако. Так, вместе с другими каплями началось её путешествие по небу.

Как-то облачко проплывало над лесной опушкой и капелька заметила увядающих куст земляники. Маленькая капля с другими каплями срочно поспешили на помощь кустику, вылившись из облака проливным дождём.

После полива земляника ожила, а по опушке побежал ручеёк, в который и попала капля со своими друзьями. Ручеек устремился в сторону реки, где жила капелька.

Оказавшись снова дома, маленькая капелька рассказала родным, как весело путешествовать и приносить пользу.

Необычное путешествие капельки

Смотрите также:

Слайд 1

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс Учитель: Пастухова О.И. -2013- МКОУ Поповская НОШ ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ.

Слайд 2

Что такое воздух? в) смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа; б) вещество, в котором много других веществ: кислорода, воды, пыли, туч, углекислого газа. 2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно? а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный; о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный. 3. Что происходит с воздухом при нагревании? д) расширяется; г) сжимается. 4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании? к) углекислый газ; а) кислород; т) азот.

Слайд 3

Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу.

Слайд 4

Такой видят космонавты Землю из космоса. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

Слайд 5

Все воды, как и земли, прекрасны. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут живительную влагу.

Слайд 6

Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны.

Слайд 7

Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря.

Слайд 8

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Вода необходима для удаления разных вредных веществ. А СКОЛЬКО ВОДЫ В ТВОЁМ ТЕЛЕ? Массу тела раздели на 3 и полученное число умножь на 2.

Слайд 10

Три состояния воды

Слайд 14

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Слайд 15

Россия – страна с богатейшими водными ресурсами. Наша страна омывается водами 12 морей. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и др. Именно в России сосредоточено 22% мировых запасов воды. Однако по назначению используется не более 2%от общего количества водных запасов. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

Слайд 16

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно выражение — «вода — это жизнь».

Слайд 17

Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.

Слайд 18

От качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье человека и животных; Чем чище вода – тем лучше экология и красивее родная природа; Грязная и отравленная вода – это смертельная угроза для всего живого. Почему надо беречь воду

Слайд 19

Вода многих российских рек загрязнена и непригодна для питьевых целей.

Слайд 20

В развивающихся странах почти 90% канализационных стоков сливаются в водоемы и реки без какой-либо очистки.

Слайд 21

Ежегодно 2,2 миллиона человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды. 90% из них – дети до 5 лет.

Слайд 22

Озеро Байкал – уникальный источник пресной воды. Если бы на Земле не было других источников пресной воды, то благодаря Байкалу жители нашей планеты могли бы прожить около 40 лет. На берегу Байкала построен целлюлозно-бумажный комбинат, который ежесуточно сбрасывает в озеро свыше 200 тыс. кубометров промышленных стоков, проходящих недостаточную очистку.

Слайд 23

Методы очистки воды Большинство водопроводных станций работают по двухступенчатой схеме очистки Воды — Осветление воды в отстойниках и фильтровании через кварцевый песок. Обеззараживание производится хлором.

Слайд 24

Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.

  • Рассказ о круговороте воды в природе 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о курской области
  • Рассказ о кронштадте для детей
  • Рассказ о курортном городе краснодарского края
  • Рассказ о кристиано роналдо на английский с переводом