Рассказ о крыме для детей

Тема: «Для всех ты – Крым, а мне ты – Родина»                                                           Программные задачи:

Образовательные: расширить знания детей о родном крае, о полуострове Крым. Формировать представление детей об истории возникновения Крыма. Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с одной из легенд Крыма.

Развивающие: развивать познавательную активность, стремление узнать как можно больше о Крыме. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Крыму.

Предварительная работа: чтение рассказов о Крыме, стихотворений крымских поэтов, беседы о городах Крыма, о растительном и животном мире,  рассматривание карты полуострова, фотоальбома с пейзажами крымской природы и открыток с видами Крыма.

Оборудование: карта Крыма, куклы в костюмах народов Крыма, фотографии древних и современных городов полуострова, достопримечательностей Крыма, аудиозапись – шум морского прибоя, видеозапись – водопад Учан-Су.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть свой чудесный, замечательный

уголок на земле – место, где он родился.

Воспитатель: Ребята, какие для вас самые дорогие слова?

Дети: Мама, родная земля, родной дом.

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наш Крым. Жить на родной земле – это счастье!

                            Не зря называется солнечным Крым!

                            Весёлое солнце сверкает над ним!

                            А в небе такая над ним синева,

                            Что кружится, кружится голова!

                            Плывут облака чуть покачиваются,

                            На горы они облокачиваются.

                            Там спят они тихо над кручами,

                            А ночью становятся тучами.  (Л.Кондрашенко)

Воспитатель: Крым – это жаркое солнце, солёный запах моря, тёплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: тёплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-жёлто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море – рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремёсел, а также металлургии и горного дела. С  

тех пор прошло немало времени. Крымская земля хранит в себе множество тайн и загадок. О том далёком прошлом нам известно от историков, изучающих историю возникновения Крыма, из археологических раскопок. При раскопках, учёные-археологи находили глиняные таблички, по которым имели представления о правителях того или иного государства, а также выяснили, что города Крыма имели другие названия.

(рассказ воспитателя сопровождается показом фотоснимков)

Древний Херсонес – сейчас это город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой.

Древний Пантикапей – это город-герой Керчь.

Древний Неаполь – ныне город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Кафа – в древности являлась основным большим торговым портом, в наши дни-

город Феодосия – крупный промышленный, курортный центр Крыма.

Генуэзская крепость – в те далёкие времена была самой мощной крепостью, сейчас памятник архитектуры и истории.

Керкинитида – город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами.

Археологи находят глубоко в земле и древние старинные предметы, сделанные из глины – большие амфоры, для хранения пшеницы, вина, глиняные кувшины для воды и пищи  (показ фотоснимков).

Дидактическая игра «Находки археологов».

Цель: прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Материал: изображение различных предметов, состоящих из 4-8 фрагментов.

Ход игры:

Дети собирают из фрагментов картинку: античные амфоры, различная бытовая утварь.

Воспитатель: Все находки, которые были найдены во время раскопок, хранятся в музеях и туристы, посещая их, узнают много интересного о прошлом нашего полуострова.

Крым, с его красочными пейзажами, сказочной природой, лечебным и чистым

воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым – жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель: Ребята, почему люди едут в Крым?  (ответы детей).

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города (показ фотоснимков пещерных городов – Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен).

Воспитатель: Ребята, что больше всего туристам нравится в Крыму? (ответы детей).

Правильно, Чёрное море, которое омывает наш полуостров  (аудиозапись – шум морского прибоя).

                            «Вот оно какое море!»  (читает ребёнок).

            Вот оно какое море!            Чистое, солёное,

            Разноцветно-голубое.          Тёплое, рифлёное.

            Волнами шумящее,              С небом обнимается,

            Чайками кричащее,              Солнцу улыбается!   (Л.Зубаненко)

Воспитатель: А какое ещё море омывает полуостров?  (ответы детей)

Верно, Азовское море. Чёрное и Азовское море соединены Керченским проливом. Черное море глубокое, а Азовское море меньше, мельче и очень тёплое. Вода в нём не такая солёная, как в Чёрном море.

                                        Динамическая пауза:

                                   «А над морем – мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,               Мы теперь плывём по морю     

Полетим за ними дружно.                  И резвимся на просторе.

Брызги пены, шум прибоя,                Веселее загребай

А над морем – мы с тобою!                И дельфинов догоняй.

(Дети машут руками,                          (Дети делают плавательные

словно крыльями)                                   движения руками)

Воспитатель: По территории Крыма протекают большие и малые реки. Одна из рек – Салгир, самая длинная река Крыма  (показ фотоснимка), в переводе означает «река снеговой воды». Река Салгир снабжает питьевой водой город

Симферополь, а также воды реки используют для водоснабжения и орошения Крыма. Многих туристов привлекает живописная природа и водопады  (показ фотоснимка), самый полноводный водопад Джур-Джур, его можно посещать в любое время года. Водопад Учан-Су – в переводе с крымскотатарского «летящая вода», а древние греки называли его «висячая вода». Люди сложили красивые легенды о прошлом нашего края и они учат нас любить свою землю, учат добру и мужеству. Послушайте легенду о водопаде Учан-Су.

«Жила семья виноградарей на южном берегу Крыма. И была у них дочь – красавица Зейнаб, проворная и лёгкая и называли её жители Учан, что означает, летящая. Она любила петь. Как-то раз пролетал над селом горный дух. Очарованный песнями и красотой решил горный дух украсть её и унести в горы. Очень тосковала Зейнаб- Учан по родным местам, а в селе гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой и горный дух отпустил её, но превратив в реку. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Услышав шум речных вод, горный дух решил помешать реке. На пути поставил скалистый барьер. Но река не испугалась препятствия на своём пути и кинулась с большой высоты вниз. И там, где река протекала, появлялась жизнь. Так люди назвали реку Учан-Су  (видеозапись – водопад Учан-Су).

Воспитатель: Крым богат природой, многострадальной историей, а ещё богат – людьми, которые прилагают все усилия для того, чтобы наш Крым стал более привлекательным.

На ладонях ласкового моря            Здесь уютно при любой погоде,

Маленькая нежится страна,              И, как было в прежние века,

Сон её оберегают горы,                    Разные красивые народы

Колыбельную поёт волна.                 Говорят на многих языках. (Л.Фисейская)

Воспитатель: Ребята, назовите какие национальности проживают в Крыму?  (русские, украинцы, крымские татары, крымчаки, армяне, греки, болгары и многие другие).

Воспитатель: Крым – многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции,

национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников. Каждый народ богат своими играми, некоторые сохранились до наших дней. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Воспитатель: Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется – Крым. Наша с вами Родина.

                                                Родина  (читает ребёнок)

                          Родина слово большое, большое!

                          Пусть не бывает на свете чудес,

                          Если сказать это слово с душою,

                          Глубже морей оно, выше небес!   (Татьяна Бокова)

Воспитатель: Любите и берегите родной край. Гордитесь своей историей и удивительными людьми. Чтобы процветал наш Крым нужно крепить дружбу и единство всех народов, живущих на крымской земле.

Итог занятия:

  1. Как назывался Крым много веков назад?
  2. Назовите и покажите на карте города Крыма?
  3. Почему люди едут в Крым?
  4. Почему Крым называют здравницей?
  5. Что больше всего туристам нравится в Крыму?

Литература:

  1. Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 1998.-288с.
  2. Крым для детей /авт. текста  А.С.Бязяева. – Москва: Экемо, 2015, — 208с.: ил. – (Детские путеводители)
  3. «Крымский веночек» — региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму. Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А., Кемилева Э.Ф., Короткова С.Н., Тригуб Л.М. и другие.
  4. Хрестоматия «Читаем вместе»: Сост.: Тригуб Л.М. – С.: мсп «Ната», 2008- 220 с.

Географическое положение

Крым находится на юге России. Это полуостров, соединенный с материком узким перешейком.

Полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы(предгорье),  которые, постепенно переходят в высокие горы.

За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли — Южный берег Крыма.

На географической карте эти природные зоны могут быть представлены в цвете: степная — желтая, предгорная — зеленая, горная — коричневая.

Степная зона

На востоке полуострова (р-н г. Керчи) и в Присивашье  почвы засолены, в остальной части степи земли плодородные. Они распаханы и используются под сельскохозяйственные угодья.

Недалеко от Керчи можно увидеть грязевые вулканы.

Предгорье

Предгорье вобрало в себя своеобразие севера и юга полуострова. Продольные долины и невысокие пологие холмы создают живописные виды: степь перемежается рощицами, холмами, лесопосадками.

Горная зона и южный берег Крыма

Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое-где они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж дикой природы.

В уютных плодородных долинах люди могут выращивать теплолюбивые растения, поскольку горы защищают эту территорию от холодных ветров и создают условия естественной оранжереи.

Климат

Климат определяется наличием теплого моря и гор: море смягчает холодный воздух зимой, отдавая свое тепло, и жаркий воздух летом, делая его более прохладным, горы защищают от холодных, северных ветров. Особенно ярко это проявляется на Южном берегу, где высокие горы задерживают тепло и не пропускают холодные ветры.

В Крыму выделяется три климатических района: равнинный, горный и южнобережный.

Горы

Горы, так же как и наш полуостров, называются Крымскими. Наиболее известные из них: Чатыр-Даг, Демерджи, Ай-Петри, Кара-Даг.

Самая высокая горная вершина — Роман-Кош. В тех местах, где горы пересекаются реками, образуются ущелья, наиболее известное — Большой Каньон Крыма.

Некоторые крымские горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла».

Горы состоят в основном из известняков и других легко растворимых пород. Дождевая и талая вода скапливается на плоских вершинах и по трещинам и углублениям проникает в известняки, размывает и растворяет их — так образуются пещеры. В Крыму много пещер.

Наиболее известные: Красная («Кизил-Коба»), Холодная («Суук-Коба» с подземным озером), Мраморная и Эмине-Баир-Хосар, поражающие своей красотой. Некоторые из них специально оборудованы для посещения.

В горах встречаются и ценные горные породы: диабаз, мрамор и другие, а также полудрагоценные поделочные камни: агат, сердолик, яшма и другие.

Водная среда

Моря

Крым омывается Черным и Азовским морями. Они соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, богатая полезными веществами. Азовское море гораздо меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и менее соленая.

Подземные воды

Подземные воды постепенно стекаются в маленькие ручейки, которые объединяются в подземные реки и озера, вытекающие на поверхность в виде родников. В Крыму много родников, в основном они расположены в горной природной зоне.

В Крыму есть источники минеральной воды, особенно в районах Евпатории, Сак, Феодосии. Самые известные источники — Савлык- Су («Здоровая вода», г.Алушта), Аджи-Су («Черные воды», в районе Бахчисарая ).

Реки

Самые полноводные реки: Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах. Салгир впадает в Сиваш, остальные реки — в Черное море.

Несмотря на большое количество рек, Крым беден пресной водой – ведь летом многие водотоки пересыхают, особенно в равнинной части. Поэтому сюда был проведен Северо-Крымский канал, который принес в степи днепровскую воду и позволил возделывать здесь сады, виноградники и рисовые поля.

Водохранилища

Из-за того, что большая часть талой и дождевой воды стекает в море, население Крыма испытывает недостаток пресной воды. Для ее сбора и сохранения создаются специальные водохранилища. Самое крупное из них – Симферопольское. Оно снабжает питьевой водой население административного центра Крыма.

Водопады

В Крыму есть водопады, из которых самыми известными является Учан-Су (самый высокий, в г.Ялте) и Джур-Джур (самый полноводный, у с.Генеральское в районе г. Алушта).

Озера

В приморской полосе равнинного Крыма находится много озер-лиманов и соленых озер, из которых с древних времен люди добывали соль. Их вода – «рапа» – содержит много полезных веществ, поэтому является лечебной.

Самые известные лечебные озера: Сакское и Мойнакское. Кроме воды они знамениты своими лечебными грязями, поэтому сюда приезжают лечиться люди из разных регионов России и других стран.

Сезонные изменения в природе

В связи с тем, что море остывает медленно и долго отдает тепло, осень в районах побережья теплая, продолжительная. Холод дает себя чувствовать ближе к ноябрю.

Зима мягкая, часто дождливая. Снег выпадает и задерживается, в основном,  во второй половине января. Часто (особенно в феврале), бывают теплые дни, когда набухают почки, а на Южном берегу цветут деревья и кустарники.

Весна затяжная, прохладная, с ветрами и неустойчивой погодой, что связано с медленным нагреванием морской воды.

Лето в основном жаркое, засушливое. В середине июля и в августе растительность в степи и предгорьях высыхает, почва трескается, сильно мелеют или пересыхают реки.

Добрый день юные путешественники! Сегодня мы с вами побываем в прекраснейших местах Крыма, совершив удивительную виртуальную прогулку. Увидим парки, архитектурные сооружения, созданные человеком, а также восхитимся тем, на что способна природа, такая яркая и неповторимая. Ведь такого полуострова как наш больше нигде не встретишь на Земле!

И начнем мы свое путешествие со столицы Крыма – города Симферополя.

Симферополь расположен на берегах самой длиной реки Крыма Салгира, в центре нашего полуострова. Он относительно молодой город. Ему всего чуть более 200 лет. Но это не означает что здесь не на что посмотреть.

В Симферополе есть 4 театра, 9 детских школ дополнительного образования (музыкальные, художественная, хореографическая, музыкально хоровая школы и школа искусств), 3 образовательных учреждения высшего образования в сфере культуры, 4 библиотеки, 2 централизованные библиотечные системы для взрослых и детей, включающие в себя 33 библиотеки-филиала, 6 музеев, 3 культурно-досуговых учреждения, филармония, цирк, центр народного творчества, киномедиацентр и 4 парка культуры и отдыха.

Хотелось бы рассказать о самых необычных и интересных местах Симферополя.

«Музей Шоколада»

Предвкушение праздника начинается уже с момента приобретения входного билета на экспозицию – он сделан из самого настоящего шоколада! Однако самое интересное нас ждет впереди – комната с покрытыми шоколадом стенами полна съедобных шедевров, выполненных талантливыми руками местных шоколатье (так называют мастеров-кондитеров, чья специализация – изготовление изделий из шоколада). Экспонаты сделаны вручную в различных техниках (литье, лепка, конструирование и др.), из черного и белого шоколада. Многие из изделий выполнены в цвете. Работа художников настолько тонка, что посетители музея периодически высказывают сомнения в подлинной «шоколадности» изделий. И тем не менее это так.

Также в Симферополе большое количество парков и скверов, где можно весело провести время всей семьей. Наиболее популярные из них это: Детский парк, Парк им. Гагарина, Парк им. Шевченко, Парк им. Тренева, очень красивый парк им. Вернадского. Во всех этих парках есть множество различных развлечений, начиная от зооуголков и заканчивая каруселями.

Побывав в парках Симферополя можно посетить Симферопольский цирк им. Б. Тезикова. Это один из лучших цирков в нашей стране. Здесь вы можете увидеть различных дрессированных животных, представления на льду и в воде, воздушных акробатов и конечно же веселых клоунов.

Далее мы погрузимся в пещеры.

Первая из них это пещера Эмине-Баир-Хосар — одна из красивейших пещер Крыма. В переводе с тюркского Эми – «дуб», Баир – «склон», Хосар – «колодец», таким образом, цельное название переводится как «колодец на склоне возле дуба».

Пещера известна более 300 лет, однако была недоступной туристам, ведь единственным входом в нее служил вертикальный 16-метровый колодец. В 1994 году спелеологами был проложен удобный горизонтальный тоннель, который приводит посетителей в подземное царство с десятками длинных галерей, больших и крошечных залов, украшенных всевозможными натечными колоннами, удивительными по красоте и форме кристаллами, каролитовыми цветами, особенно красивыми в залах «Шапка Мономаха» и имени Дублянского. В залах встречаются ванночки и колодцы с водой, каменный «водопад», практически все разновидности натечных кальцитовых форм.

Вторая пещера которую мы посетим – это пещера Красная, или Кизил-Коба. Она представляет собой несколько связанных между собой пещер, имеющих отдельные выходы на поверхность.

Пещера (ее возраст составляет 2,5 млн. лет) была образована рекой Кизилкобинкой, которая, вытекая из пещеры, образует водопад Су-Учхан.

Свое название пещера Красная получила за оксид железа, встречающийся в составе местных скал. Благодаря ему вся местность вокруг Кизил-Кобы раскрашена в рыжевато-красных тонах.

Кизил-Коба состоит из шести ярусов, длина всех ее галерей достигает более 26 км, глубина – 135 м, объем 230 тыс. куб.м. По протяженности Красная пещера также занимает первое место в Европе. Более того, пещера «растет»: через нижние этажи протекает река, вымывая все новые и новые поноры, открывая шахты, галереи, тесные коридоры и огромные залы. Чтобы проникнуть в эти залы, надо преодолеть водные сифоны (сейчас их насчитывают девять). Поскольку вода в подземной реке не прогревается выше 8-10 градусов, даже первую преграду можно миновать только в гидрокостюме.

БАХЧИСАРАЙ

Теперь давайте посетим сказочный Бахчисарай, пропитанный восточным колоритом. Первое что ассоциируется с этим городом, это конечно же Ханский дворец.

Ханский дворец — это не только парадно-административный ансамбль, но и жилой комплекс средневекового феодального типа. В нем сосредоточено все необходимое для жизни. Собственно дворец — жилище властителя — был окружен обширными садами с юга, многочисленными корпусами гарема и помещений для челяди с запада, гостевыми залами с надвратной башней с севера. С восточной стороны — Большая ханская мечеть (при ней медресе) и фамильное кладбище Гиреев; за ним — разные служебные постройки, конюшни. Помещения для стражи соседствовали с Ханской мечетью.

Далее можно посетить молодой, но довольно популярный и очень интересный Парк миниатюр.

Парк миниатюр в Бахчисарае — самый большой парк миниатюр на Крымском полуострове, созданный с целью развития и улучшения туристической инфраструктуры города. Парк общей площадью 2,5 га находится на улице Ленина, поблизости от Ханского дворца.

Торжественное открытие бахчисарайского Парка миниатюр состоялось 28 июня 2013 г. В этом удивительном парке представлены самые известные историко-культурные и архитектурные достопримечательности Крыма и всего мира. Миниатюры сделаны из высококачественного пластика в масштабе 1:25.

После Парка Миниатюр можно посетить древние пещерные города высеченные людьми в известняковых скалах более 1500 тысячи лет тому назад. Среди большого количества пещерных городов наиболее популярными являются это – Чуфут-Кале, Мангуп-Кале.

Пещерный монастырь или, как его еще называют, пещерный город Качи-Кальон — один из интереснейших памятников средневековья в Крыму. Монастырь процветал несколько столетий: с 6 по 18 века. Сейчас это часть Бахчисарайского историко-культурного заповедника и объект культурного наследия федерального значения.

ЯЛТА

Из Бахчисарая мы поедем в солнечные города Крыма. И первым городом на нашем пути будет Ялта. Самый южный и самый теплый город Крыма. Но тепло и солнце это не единственное, чем может вас порадовать этот город.

Все интересные места Ялты не пройти и не проехать за один день. И начнем мы свое путешествие с красивейших парков и алей не только Крыма, но и всей страны. Это Приморский парк им. Ю.А. Гагарина, Поляна Сказок, набережная города Ялты.

Нельзя пройти мимо зоопарка «Сказка». В зоопарке не только можно увидеть очень редких экзотических представителей животного мира нашей планеты, но и познакомиться с ними поближе, ведь посетителям зоопарка «Сказка» РАЗРЕШЕНО КОРМИТЬ ЖИВОТНЫХ, …но лишь специальными кормами, которые можно приобрести у входа в зоопарк.

Все питомцы зоопарка уникальны и неповторимы, каждый из них имеет свой характер и привычки. И если проявить терпение и такт (ведь вы у них в гостях), то наверняка можно увидеть нечто интересно и многое узнать о жизни животных.

Канатная дорога Мисхор — Ай-Петри

Это, конечно, одна из главных достопримечательностей Южного берега Крыма. Туристы очень хотят подняться на знаменитые трезубцы горы Ай-Петри, но километры подъёма осилит не каждый, да ещё если жаркое лето… А тут не просто быстрый подъём в комфортабельной кабинке, а ещё восхитительные виды и панорамы, которые увидеть можно только так.

АЛУШТА

 Далее мы посетим Алушту. И одним из интереснейших мест в этом городе — аквапарк «Миндалева роща».

Аквапарк комплекса «Миндальная роща» в Алуште — настоящее произведение искусства, чудо ландшафтного дизайна, где сочетаются последние достижения в области курортной индустрии и природная красота южного берега Крыма.

Аквапарк, созданный в 2004 году, занимает территорию 2 га. Одновременно аквапарк может принять до 1500 отдыхающих.

Далее за аквапарком в нашем маршруте следует аквариум.

В настоящее время прямо под зданием троллейбусных касс расположилось подводное царство, в котором обитают более 250 видов различных рыб изо всех уголков нашей планеты, а также 3 вида крокодилов, 5 видов крабов и 8 видов черепах.

Алуштинский аквариум включает 4 зала с водными обитателями и выставку раковин и кораллов. Попав в первый зал, кажется что попадаешь в подводную пещеру, в которой живут разнообразные обитатели двух морей — Черного и Азовского. Здесь вы встретите таких морских обитателей, как морского конька, морскую собачку, морскую корову (или пятнистого звездочета), морского дракончика, морского кота (или ската-хвостокола), и многих других.

Парк «Крым в миниатюре». Только здесь вы сможете пройтись рядом со стенами Генуэзской крепости, и одновременно сфотографироваться на фоне замка «Ласточкино гнездо» с такого ракурса, с которого Вас не снимет ни один фотограф. Вы увидите самые красивые храмы Крыма, сможете оценить всю красоту архитектуры дворцов и замков, музеев и памятников, домов выдающихся личностей. 

Как под увеличительным стеклом Вы сможете рассмотреть каждую деталь, замечательных конструкций, когда-либо построенных на просторах полуострова Крым. Все это – алуштинский парк «Крым в Миниатюре»!

Над созданием парка в течение двух лет работали более 120 человек, фотографов, инженеров проектировщиков и архитекторов, 3Dдизайнеров и конечно художников. Труд всех этих людей был положен на то, чтобы создать это чудо, и подарить его Вам!

Парк «Крым в миниатюре» располагается в непосредственной близости к центральной набережной Алушты, напротив троллейбусных касс и алуштинского аквариума. Когда-то на этом месте находился пустырь, превращенный теперь в цветущий сад, цветами которого являются уменьшенные в 25 раз все самые красивые крымские достопримечательности.

Долина Привидений.

Недалеко от Алушты, возле Южного склона у горы Демерджи находится скопление необычных каменных изваяний. Это – Долина Привидений. Самое большое скопление камней называется «голова Екатерины». Чтобы осмотреть это достопримечательное место, потребуется не один час.

Свое необычное название Долина Привидений получила благодаря такой особенности: камни, разбросанные у подножия горы, при закате солнца отбрасывают причудливые тени, похожие на привидения, которые быстро перемещаются. Удивительно в это время выглядит и сама гора – из-за изменения освещения на закате солнца она постоянно меняет свой цвет.

СУДАК

Далее следуя по южному берегу на восток, проезжая по серпантиновой дороге любуясь слева величественными горами, а справа бескрайним морем мы въезжаем в один из древнейших городов Крыма- Судак.

Генуэзская крепость – главная достопримечательность курорта Судак и очень впечатляющий археологический и исторический памятник Крыма.

Генуэзская крепость является уникальным фортификационным сооружением средневековой архитектуры мирового значения. 

Хотя крепость в Судаке называют Генуэзской, но учёные установили, что первые оборонительные сооружения на северном склоне конусообразной горы Крепостной возвели ещё аланы, впоследствии их расширяли и укрепляли и греки, и венецианцы… Большое значение строительству и ремонту сооружений крепости придавали и генуэзцы. 

Экологический маршрут «Тропа Голицына», протяжённостью около 3 км, проходит по государственному ботаническому заказнику «Новый Свет». В настоящее время этот маршрут является одним из самых популярных экскурсионных объектов посёлка Новый Свет.

Сейчас тропа Голицына — редкий по красоте маршрут, который длится около двух часов и обходит все три прекрасные Новосветские бухты: Зелёную, Синюю и Голубую…

Судак окружен горами и скалами, каждая из которых имеет свое название и свою легенду. Самыми известными из них являются:

  • Гора Ай-Георгий, Гора Сокол или Куш-Кая (Птичья скала), Гора Лягушка или Бака-Таш, Таракташ – гора, по форме напоминающая петушиный гребень.

Судак, находящийся в Крыму, славится не только своими горными красотами, но и дельфинарием под названием «Немо». Проходящие в нём шоу позволяют всем посетителям прикоснуться к живой природе мирового океана. Это и не удивительно, ведь в дельфинарии можно посмотреть на дельфинов и морских котиков, а также повстречаться с дельфинами-афалинами, улыбка которых не оставит равнодушными никого. Попасть в дельфинарий можно в любой день, кроме понедельника.

Однако Судакский дельфинарий предоставляет возможность не только посмотреть на своих обитателей, но и попробовать искупаться с ними. Почти у каждого человека возникало желание попробовать себя в этом деле, и в «Немо» эта мечта может осуществиться.

Из Судака мы возвращаемся обратно в Симферополь, тем самым завершая свое путешествие по лучшим городам Крыма. Спасибо вам за компанию!!! ))

Приблизительное время чтения: 6 мин.


print

Крым —
сказочная страна. Исторический музей под открытым небом, место, где память
тысячелетий буквально прорастает из травы. Здесь наткнуться на античные руины
на пляже или римскую дорогу в лесу так же легко, как увидеть троллейбус,
поднимающийся через горный перевал к самому лучшему в мире лагерю для детей.
Монументы на улицах городов, обочинах дорог и лесных полянах напоминают о
героизме народа и славе русского оружия. Звон колоколов возвещает о
тысячелетней истории христианства — в Керчи находится старейшая на территории
России православный храм Иоанна Предтечи, а развалины древних армянских и
византийских церквей датируют V-VI веками.

Неудивительно,
что Крым вдохновлял и вдохновляет писателей. Это удивительная Гринландия,
сказочный край, где из-за горизонта выплывает фрегат с алыми парусами, а
угольная корзина расцветает, стоит глянуть на нее вдохновенным взором.

Детям и
подросткам такие книги просто необходимы — они учат мечтать и надеяться,
противостоять суровому миру и добиваться своих целей. Что можно почитать, чтобы
познакомить мальчиков и девочек с легендарной Тавридой?

1. Константин Станюкович. «Севастопольский мальчик»

Перед
читателем разворачивается печальная и героическая история осиротевшего мальчика
Маркушки, предвосхитившая подвиги «сыновей полка» Великой Отечественной. Он
теряет сперва мать, умершую от чахотки, а затем и отца, погибшего при очередном
обстреле Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов. Оборона города
показывается с разных ракурсов — с точки зрения самого мальчика, офицеров,
горожан, беспристрастного автора.

5 книг о Крыме для детей

Просто и без
прикрас Станюкович рассказывает об ужасах осады, о том, как отвага в сердцах
людей сменялась тоской неизбежного поражения, об обыденной и страшной смерти,
подстерегающей без разбора. Книга глубоко нравственна, один из самых волнующих
моментов — тот, где Маркушка осознает: французы, в которых он стрелял, не
чудовища, а такие же живые, добрые люди, сочувствующие сироте.

Повесть
написана легким и выразительным языком, в отличие от «Севастопольских
рассказов» Толстого не производит гнетущего впечатления. Помимо художественных
достоинств «Севастопольский мальчик» информативен, он дает представление о ходе
осады города и примечательных исторических личностях, принявших в ней участие.

Подходит для чтения детям 10-12 лет.

2. Лев Кассиль. «Улица младшего сына»

Незаслуженно
забытая, незамысловатая на первый взгляд, но очень важная история
пионера-героя, защитника Керчи, Володи Дубинина. Можно предположить, что книга
устарела, что она политизирована и подает события Великой Отечественной с
пафосом, который непонятен нынешним детям. К счастью, Кассиль прекрасный
писатель и, хотя «Улица младшего сына» писалась по госзаказу, он подошел к
работе бережно и с любовью. Читатель видит, что Володя Дубинин — отнюдь не
герой или супермен. Он обычный мальчишка, непослушный, проказливый, вечно
влипающий в неприятности.

5 книг о Крыме для детей

Вместе с
родителями, сестрой и друзьями Володя живет в мирной Керчи, лазает по
заброшенным каменоломням, купается в море, учится в школе, мечтает увидеть
раскопки и развалины Митридата в городе Феодосия. Кассиль легкими, почти
акварельными штрихами рисует безмятежную жизнь советских школьников… А потом
начинается война. И вчерашний мальчишка становится разведчиком, партизаном и
настоящим солдатом, он рискует жизнью вместе со взрослыми. И погибает от
нелепой случайности тогда, когда спасение уже пришло и Керчь освободили. Книга
учит сопереживанию, мужеству, подлинной человечности. И дети ее поймут.

Подходит для чтения детям 10-12 лет.

3. Владислав Крапивин. «Трое с площади Карронад»

Книга
знаменитого детского писателя уводит нас в сказочный мир мальчишек, первой
дружбы и первых серьезных испытаний. История разворачивается в Городе, под
которым подразумевается Севастополь — если составить карту, можно узнать и
Инкерман, и Черную речку, и Графскую пристань. Город — пристань для огромных
судов и настоящих яхт, куда берут даже мальчишек… особенно если у них есть
диплом рулевого третьего класса. Главные герои — Славка и Тимсель — связаны
неразрывной дружбой, настолько крепкой, что Тимсель приковывает Славку к столбу
на вокзале, чтобы помешать матери увезти сына прочь, в далекую Сибирь.

5 книг о Крыме для детей

Ребята
плескаются в море, дерутся с вредными одноклассниками, придумывают новые игры —
и ни на миг не забывают, что Город полит кровью взрослых и детей, погибших в
войну, и ржавые следы смерти до сих пор проступают в песке и камнях. Славка
отбирает у мальчишек настоящую бомбу и ему удается донести груз до саперов. А
застенчивый художник Женька мечтает о памятнике в честь ребят, отдавших свои
жизни за Город в бесчисленных битвах.

Севастополь
как место действия или деталь сюжета фигурирует во многих произведениях
Крапивина. Город становится своеобразной «Крапивинландией» для юных мечтателей
— там есть и волны, и галька, и крабы, и куриные божки, и корабли под парусами,
и настоящие подвиги. Но «Трое с площади Карронад» — эталон страны крапивинских
мальчишек. И хочется лишь позавидовать детям, которые прочтут книгу впервые.

Подходит для чтения детям 8-12 лет.

4. Радий Погодин. «Дубравка»

По предыдущим
книгам может сложиться впечатление, будто Крым — страна исключительно
мальчишеская. Но книга Погодина этот стереотип опровергает. Перед читателями
раскрывается удивительно трогательная, тонкая, нежная и целомудренная история
взросления девочки-подростка. Дубравка постоянно лезет на рожон, идет на
конфликт, не понимая истинной природы переполняющих ее чувств. Лето книги для
нее — пора безвременья, тонкий мостик между детством и девичеством. Но вместо
того, чтобы учиться кокетству и кротости, Дубравка дерется с мальчишками,
дразнит старших, назло всем уходит из драмкружка и отказывается идти на
компромиссы. Ей нужно время, чтобы принять перемены в себе.

5 книг о Крыме для детей

Отдельный
акцент книги — девичья влюбленность в красивую и загадочную взрослую женщину.
Современные литераторы наверняка придали бы подобной истории иное обоснование,
сомнительное, а то и пошлое. На самом деле подобное чувство свойственно многим
подросткам, его описывали и Чарская, и Бруштейн, и Вигдорова. Правильный подход
к теме поможет не стигматизировать ее и не впадать в панику — ребенок станет
взрослым и его чувства вернулся в привычное русло. В наши дни «Дубравка»,
пожалуй, куда актуальнее, чем полвека назад.

Подходит для чтения детям 10-14 лет.

5. Юрий Слепухин. «Киммерийское лето»

Еще одна книга
для девочек-подростков. Главная героиня, Ника, — старшеклассница, принимающая
участие в археологической экспедиции в Крыму. Точнее, сбегающая туда от
пугающей реальности и неопределенного будущего. Она задается вечными вопросами
о смысле жизни, добре и зле, разнице между влюбленностью и любовью. И находит
ответы, включая те, о которых предпочла бы не знать — оказывается, ее мать во
время войны «прижила» незаконного ребенка, а отец принудил отдать «байстрюка» в
детский дом ради «сохранения семьи». С такой новостью тяжело примириться…
особенно если в те же дни встречаешь первое настоящее чувство.

5 книг о Крыме для детей

Ника поступает
по-подростковому опрометчиво, она подчиняется порывам, действует наугад,
отстаивает свою независимость, даже собирается замуж за наставника, человека
вдвое старше. И мстит семье, всем поведением выражая отношение к предательству…
пока мать не пытается совершить самоубийство, измученная виной. Лишь после
трагедии Ника осознает, как жестоко она поступила. И пытается исправить
разрушенное, вернуть доверие близких.

Действие книги
происходит в условные семидесятые, Слепухин великолепно описывает быт и нравы
современников, рассказывает об их надеждах, интересах и ценностях. Для
подростка книга представляет ценность в качестве примера альтернативного образа
жизни, она учит переживать сильные чувства и справляться с ними.

Подходит для чтения детям 14-16 лет.

* * *

Конечно же,
перечень детской литературы о Крыме не исчерпывается пятью книгами. Есть и «Кыш
и я в Крыму» Алешковского, и прелестная «Тайна горы или портрет кузнечика»
Татьяны Шипошиной, и «Будьте готовы, Ваше высочество» Кассиля, и «Невероятные
приключения в Артеке» Аматуни, и «Крым для детей» Алисы Бизяевой, и
«Путешествия Даши по волшебному Крыму» Лидии Огурцовой. Можно подобрать книгу
на любой возраст и любые пожелания. А потом вместе приехать в Крым и
прогуляться по местам литературных героев.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Крыме.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о государственных символах Крыма.
  • Воспитывать чувство любви к своей Родине – России и малой родине.
  • Закрепить знания  о народах Крыма, их национальных костюмах, народных танцах,  праздниках.
  • Расширять представления о животном мире крымского полуострова.
  • Расширить знания о природных и исторических достопримечательностях Крыма.
  • Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Создать радостное и веселое настроение у детей. 

Предварительная работа: рассматривание карт; рассматривание иллюстраций по теме; прослушивание музыкальных произведений; чтение художественной литературы.

Словарная работа: Россия, Крым, герб,  достопримечательность.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»

  • Закрепить знания о флаге, гербе, гимне Крыма.
  • Закрепить знания  о народах Крыма, их национальных костюмах, народных танцах,  праздниках.
  • Формировать уважительное отношение к государственным символам.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
  • Развитие познавательных интересов детей и воображения.
  • Способствовать развитию мыслительных способностей, внимания и памяти.
  • Расширение кругозора детей.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие»:

  • Развитие познавательных интересов детей и воображения.
  • Способствовать развитию мыслительных способностей, внимания и памяти.
  • Расширение кругозора детей.
  • Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком.
  • Расширение активного словаря детей.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.
  • Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

«Физическое развитие»:

  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Формировать умение сохранять правильную осанку.
  • Закреплять умение участвовать в  музыкальных подвижных играх.

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом

Планируемые результаты:

  • Закрепить знания  о народах Крыма, их национальных костюмах, народных танцах,  праздниках.
  • Расширять представления о животном мире крымского полуострова;
  • Расширить знания о природных и исторических достопримечательностях Крыма;
  • Уважительно относиться к государственным символам.
  • Иметь патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Предварительная работа:

  • Беседы «Города России»,
  • «Праздники нашей страны»,
  • «Государственные символы»,
  • чтение и разучивание стихотворений, чтение и разучивание пословиц о Родине.

Материалы и оборудование:

  • Презентация «Путешествие по Крыму»», ноутбук, экран, проэктор;
  • карта, герб мозаика,
  • записи народных танцев,
  • пазлы «Достопримечательности Крыма»,
  • рисунок – подарок столы, приготовленные к творчеству цветные карандаши.

Ход НОД

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Здравствуйте, ребята! Сегодня утром на мою электронную почту пришло письмо из Англии. (картинка на экране)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут  Том Бартон, я исследователь. Я исследую разные страны, острова.  На карте я увидел ваш полуостров  и решил отправиться его исследовать, но случилась беда – я заболел. Надеюсь, что скоро стану здоровым и приеду к вам в гости. А пока расскажите мне, о людях, которые там живут, какие животные обитают в Крыму, о достопримечательностях полуострова, его праздниках. Буду ждать вашего ответа! Успехов вам!».

Воспитатель: Ребята, предлагаю помочь Тому побольше узнать о нашем родном крае. Сегодня мы попробуем ответить на все его вопросы. Вы согласны?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на карту? Как называется наш родной край?   (Крым) Да, мы живем в Крыму. Крым это часть, какой большой страны? (России) Назовите столицу России? (Москва) Столица Крыма? (Симферополь).  Ребята, а как называю людей живущих в Крыму? (крымчане).

Воспитатель: Итак, мы указали на карте России полуостров Крым и его столицу. А теперь я предлагаю нам отправиться в квест — путешествие по нашей стране, но не на поезде и не на самолете, а с помощью компьютера, и путь нам укажет вот эта стрелочка. На каждой остановке мы будем находить части мозаики и складывать вот в эту сумочку, а в конце путешествия мы эти части сложим. И узнаем, что изображено на мозаике.

Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в путь надо только сказать:

Стрелка, стрелка покажи,
Нам дорогу укажи.
Итак, в путь.

Все вместе:

Стрелка, стрелка покажи,
Нам дорогу укажи.

Воспитатель: И наша первая остановка «Дружба».

Остановка «Дружба»

Скажите, ребята, какие национальности живут у на в Крыму (перечисляют). Сейчас я предлагаю вам вспомнить национальные костюмы народов Крыма.

Эта часть костюма
Не мужской кафтан,
Носит красна девица
Длинный ……….

Он украшает голову,
На цветок похож,
Весь расшит узорами,
До чего ж хорош!!!

(Но экране появляются элементы костюма, а потом и сам костюм.)

Что же это за одежда?
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь?
Широкие штаны особого покроя,
обязательно подвязанные широким поясом.

(Но экране появляются элементы костюма, а потом и сам костюм.)

Он красивый,
Он нарядный,
Вышитый с резной тесьмой.
Этот головной убор носят на макушке,
украшают нарядной вышивкой.

Молодцы, ребята, первая часть мозаики у нас есть. Отправляемся в путь.

Все вместе:

Стрелка, стрелка покажи,
Нам дорогу укажи.

Наша вторая остановка «Достопримечательности Крыма»

Ребята, на столе лежат пазлы с изображением достопримечательностей Крыма. Вам нужно собрать пазлы и назвать те достопримечательности, которые на них изображены.

(Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли собраны картинки, дети по ходу называют каждую достопримечательность.)

Молодцы, ребята! Вторая часть мозаики у нас есть.

Отправляемся в путь.

Все вместе:

Стрелка, стрелка покажи
Нам дорогу укажи.

(слайд природа Крыма)

Горы и долины, степи и равнины,
Волн морских седины — всё не перечесть.
— Это Крым единый, он неповторимый,
Он такой красивый, он на свете здесь!

Третья  остановка «Животные Крыма»

И я предлагают вам справиться со следующим заданием. Предлагаю вам игру «Кто лишний?».

Игра на экране – слайды с изображением животных Крыма и других стран. В процессе игры дети называют животных Крыма.

Ребята, вы справились и с этим заданием! Третья часть мозаики у нас есть, предлагаю вам немножко отдохнуть.

Скажите, дети, вы любите танцы? У каждого народа, живущего в Крыму, есть свой народный танец. Давайте мы их послушаем.

(Звучат русская кадриль, украинский гопак, татарская хайтарма. В процессе прослушивания дети называют их).

А теперь я предлагаю вам тоже немножко потанцевать «Задорный танец».

Молодцы, ребята, и третья часть мозаики у нас есть. Отправляемся в путь.

Все вместе:

Стрелка, стрелка покажи,
Нам дорогу укажи.

Четвертая остановка «Праздники Крыма»

Ребята, в Крыму много праздников, но есть и те которые для русских людей имеют большое значение и их празднует вся страна. Давайте попробуем их отгадать! (Дети отгадывают праздники по предмету — символу). Но есть еще один праздник, он самый главный! И помнить о нем мы будем всегда! Какой это праздник?

Дети: День Победы!

Воспитатель: Ребята, эти праздники отмечают не только в Крыму и России, но и во многих других странах. Но для нас они стали родными, и мы по праву можем считать их национальными праздниками нашей страны.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. За выполненное задание — вот ваша последняя часть пазла. Давайте соберем его, и посмотрим, что у нас получилось!

Дети: Герб Крыма.

На гербе Грифон изображен с раскрытой ракушкой, в которой голубая жемчужина и стоит он между двумя колоннами, а на заднем плане восходящее солнце. Жемчужина – это и есть Крым, неимоверной красоты уголок планеты, Грифон в свою очередь является хранителем этого уголка природы, хранителем его уникальности и неповторимости, объединяющий в себе честь, мужество и отвагу.

Колонны несут тоже свой смысл – они являются символом античности, напоминают о том, что в Крыму проживало множество античных населений, дух которых царствует здесь сегодня. История Крыма началась множество тысячелетий назад до нашей эры, скифы, греки поднимали Крым в свое время.

Восходящее солнце – это в первую очередь символ процветания. Так же солнце является символом тепла и света на полуострове.

Снизу герб охватывает лента сине-бело-красной расцветки с надписью: «Процветание в единстве». Красный цвет – характеризует трагичность Крыма и его героическую историю, ведь немало событий изменивших жизнь сегодня, произошло на крымской земле. Белый цвет – символизирует единство всех наций и народов, проживающих на крымской территории, многим известно, что Крым многонациональная Республика. Белый цвет объединяет их в одну сильную державу, так же белый цвет – символ современности Крыма. Синяя лента – символ будущего, несет в себе нотки будущего благосостояния Крымского полуострова. Много можно говорить о символике Крымского полуострова, она так же разнообразна и неповторима, как и сам Крым.

Воспитатель: Тому очень понравилось наше путешествие. Я предлагаю вам нарисовать ему подарок. Мы отправим это по почте ему в Англию.

Дети рисуют подарок.

  • Рассказ о крылове как о баснописце
  • Рассказ о ладье в шахматах для детей
  • Рассказ о крылове биография
  • Рассказ о л н толстом 4 класс о его жизни
  • Рассказ о крылове 5 класс по литературе краткое содержание