На чтение 5 мин Просмотров 25.4к.
Обновлено 22 июня, 2020
Ситников и Кукшина в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» являются второстепенными персонажами, они представляют собой мнимых последователей Базарова. Мнимые, потому что в отличие от главного героя им неизвестно, что такое самопожертвование ради своей идеи. Нигилистические идеи им не близки по духу, а просто маскируют скудность внутреннего мира и ограниченность знаний. Ситников пытается прикрыть модной философией позор своего происхождения, а Кукшина – свою нереализованность в качестве женщины, жены и матери.
Ситников говорит о том, что Евгений Базаров его давний товарищ и учитель, открывший перед ним дверь в новую жизнь. Он мечтает стать таким же бесцеремонным и свободным от рамок приличия, как и его наставник, но его подражательство выглядит очень смешно. Нигилизм для него всего лишь способ преодолеть собственные комплексы, это просто возможность стать более уверенным в себе и своих правах. Его отец зарабатывал себе на жизнь тем, что спаивал крестьян, а Ситников этого очень стыдился. Он осознавал никчёмность своего происхождения и знал, что общество не примет его таким, какой он есть. Нигилизм позволял этому персонажу почувствовать себя причастным к общему великому дело, ощутить свою значимость и превосходство над «незнающими».
Ничтожность натуры Ситникова проявляется в слепом обожании Базарова, который откровенно презирал своего ученика. Базаров считал, что такие личности нужны только для выполнения грязной работы и общался с ним только из корыстных побуждений.
Тургенев изображает этого персонажа, как суетливого человека с наигранным смехом и тупым выражением лица с бегающими глазами. Несмотря на приятную внешность, весь его внешний вид выражал некую тревогу и волнение, выступая полной противоположностью образу уверенного в себе истинного нигилиста Базарова. Во время первой встречи с давним приятелем, Ситников был одет в славянофильскую венгерку и несоответствующие по стилю перчатки, у него были визитки, на которых имя было написано с одной стороны французским языком, а с другой – русским.
Сущность Ситникова заключалась в том, что он не имел собственного мнения, не мог отстоять свою точку зрения, поэтому всегда соглашался с другими. Во всех его поступках прослеживается стремление услужить, быть полезным. Взаимоотношения Ситникова и Базарова напоминали собой безоговорочное подчинение крепостного своему барину, полное послушание и отсутствие противоречий.
Ситников не мог отвечать за свои слова, говоря о своём презрении к женскому полу, он даже не подозревает, что через несколько месяцев будет пресмыкаться перед своей новоиспечённой женой, только из-за её благородного происхождения.
Другим мнимым приверженцем нигилизма была хорошая приятельница Ситникова Кукшина. Она описывается как светловолосая дама, одетая в неопрятное, смятое платье. Её фамильярность и нахальное поведение, в дополнении с неряшливым внешним видом, производит негативное впечатление на большинство окружающих, в том числе и Аркадия. Выражение лица Кукшиной оказывало неприятное воздействие на тех, кто его видел. Даже Базаров, обычно не обращающий внимание на внешний вид других людей, поморщился при первой встрече с этой дамой. Всё в её образе было искусственным, наигранным и ненатуральным.
Она считает своим предназначением защищать права всех женщин и отстаивать их независимость. Главным увлечением в жизни Кукшиной были естественные науки, которыми она уже довольно давно интересуется и неплохо осведомлена в этой сфере. Но, несмотря на определённые познания, умной женщиной «последовательницу» Базарова называть нельзя. Даже выписанные журналы просто лежат на столике с неразрезанными страницами, они нужны для подтверждения статуса, а не для чтения.
Под маской приверженца нигилистской философии Кукшина скрывает свою грусть и тоску, вызванную уходом мужа и последующим долгим одиночеством. Она не отличается особой красотой и поэтому не имеет популярности у мужского пола. Не пользуется спросом также среди простых собеседников, потому как очень резко выражается и постоянно пытается вступить с кем-нибудь в спор, не ища для этого особого повода. Хотя на самом деле она ограничена в своих суждениях и доказать свою точку зрения не способна. Неуверенность Кукшиной в себе проявляется на губернаторском балу, когда Базаров и Ситников неожиданно уезжают, задев её самолюбие. Для независимой нигилистки было обидно, что на неё не обратили должного внимания.
Ситников и Кукшина сами себя называют нигилистами, но на самом деле ними вовсе не являются. Так они просто прикрывают чувство собственной неполноценности, для первого это способ скрыть своё происхождение, а для второй – несчастливую женскую судьбу. Они не чувствуют себя действительно нужными, просто пытаются доказать свою важность окружающим, в первую очередь им не хватает уверенности: в себе, своем мнении, своих поступках. Эти два образа можно назвать сатирическими, автор в их изображении использует комические приёмы. На их примере он показывает насколько большая разница между словами «быть» и «казаться». Таких, как Ситников и Кувшина очень много, они перенимают чужие мысли, говорят заученными фразами и называют себя новаторами, способствующими всемирному прогрессу. Намного меньше в обществе порядочных умных женщин и образованных, достойных мужчин.
Эти второстепенные персонажи нужны в романе, для того чтобы увеличить трагедию Базарова, подчеркнув его одиночество в этом мире. У него совершенно не было сторонников, единомышленников и последователей. Все друзья появлялись в его жизни ненадолго, оставив в ней лишь незначительный след. Он один представляет новую зреющую силу, которая способна изменить общество.
Роман «Отцы и дети» — это вершина творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Ни одно его произведение не вызвало вокруг себя такое большое количество дискуссий. Литературные и политические критики увидели в образах Базарова, Ситникова и Кукшиной карикатуру на молодое поколение. В своём романе И.С. Тургенев показал общественно-политическую картину дореформенной России второй половины 19 века. Автор изобразил образ «нового человека» так, как сам его видел, понимая, что изменения в обществе неизбежны.
В
образах Кукшиной и Ситникова Тургенев
создает злую карикатуру на мнимые
просвещенность и свободомыслие. Ситников,
который обязан Базарову своим
«перерождением», любит «комфорт жизни».
Ев-доксия Кукшина — «передовая женщина»,
«степная помещица», «эмансипе». Для них
нигилизм — лишь мода, за которой они
скрывают свое убожество. Базаров
тяготится их обществом, но говорит о
том, что они необходимы: «Не богам же, в
самом деле, горшки обжигать!..», т.е.
распространять идеи нигилизма.
На
фоне Кукшиной и Ситникова более
значительным выглядит Базаров. В то лее
время с помощью этих образов Тургенев
демонстрирует, к чему может привести
увлечение нигилизмом и каково общественное
мнение о нигилистах, если они в большинстве
своем такие, как эти «молодые прогрессисты».
Кукшина и Ситников косвенно оправдывают
отрицательное отношение Кирсанова к
новым идеям.
5. Раскройте проблему взаимоотношения поколений на примере семьи: а) Кирсановых; б) Базаровых.
Семья
Кирсановых:
Конфликт
поколений в семье Кирсановых — это
конфликт между Аркадием и Николаем
Петровичем. Этот конфликт обнаруживается
с первых же страниц романа. Кирсанов-старший
надеется сблизиться с сыном («тесно и
дружески сойтись»), но с горечью осознает,
что сын «ушел вперед, и понять мы друг
друга не можем ». Николай Петрович
принимает разъединение с сыном как
неизбежность: «Пилюля горька — а
проглотить ее нужно». Он вспоминает,
как поссорился со своей матерью, и
думает, что конфликт «отцов и детей» в
порядке вещей, поскольку за молодыми
«есть что-то, чего мы не имеем, какое-то
преимущество над нами…».
Непонимание
старшего и младшего Кирсановых особенно
обнаруживается в отношении к Фенечке
и появлению незаконного сына Николая
Петровича. Проявляя, как ему кажется,
великодушие, Аркадий ощущает свое
превосходство и даже ловит себя на
мысли, что говорит, поучая отца. Для
Николая Петровича бестактность сына
значит очень много; «Представилась ли
ему в это мгновение неизбежная странность
будущих отношений между им и сыном,
сознавал ли он, что едва ли не большее
бы уважение оказал ему Аркадий, если б
он вовсе не касался этого дела, упрекал
ли он самого себя в слабости — сказать
трудно; все эти чувства были в нем, но в
виде ощущений — и то неясных; а с лица
не сходила краска, и сердце билось».
Затем,
когда Аркадий отдаляется от Базарова,
он становится ближе к отцу. Помогает в
хозяйстве, а в эпилоге сказано, что он
«сделался рьяным хозяином и «ферма»
уже приносит доход».
Семья
Базаровых:
Евгений
Базаров также не отличается чуткостью
и тактичностью в отношении к родителям,
которые любят его безмерно.
Василий
Иванович Базаров, как и Николай Петрович,
признает, что «сдан в архив», что молодым
«лучше знать; где ж нам за вами угоняться?
Ведь вы нам на смену пришли».
Базаров
не может находиться в родительском
доме: «Скучно; работать хочется, а здесь
нельзя… здесь отец мне твердит: «Мой
кабинет к твоим услугам — никто тебе
мешать не будет»; а сам от меня ни на
шаг. Да и совестно от него запираться.
Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает
за стеной, а выйдешь к ней — и сказать
ей нечего». Пробыл у родителей три дня
после трех лет отсутствия. Принял решение
уехать, не считаясь ни с чувствами
родителей, ни с их планами, ни с их
затратами (отец заказывал съестное и
красное вино, которое, «сколько можно
было заметить, очень понравилось молодым
людям»).
Скорый
отъезд сына для Базаровых горе, а его
смерть — трагедия. Роман завершается
картиной сельского кладбища, куда
старики-родители пришли навестить
могилу сына. Не случайно этот эпизод
заканчивает роман, который называется
«Отцы и дети». Высокое философское
звучание финала говорит о примиряющей
вечности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),
В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.
По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.
Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.
В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.
Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.
Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).
Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.
Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.
Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).
Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.
Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.
Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг …словно прозрел! «Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!»» (XII).
Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.
Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.
Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (…) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.
Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».
Второстепенные герои помогают лучше раскрыть автору свой замысел и донести до читателя смысл произведения. Характеристика Ситникова в романе «Отцы и дети» выдает в нем недалекого человека, который живет чужим умом. Читателю будут интересны взаимосвязи героя с другими персонажами прозы. Создавая этот образ, писатель подробно описывает его, начиная с внешних черт, заканчивая особенностями характера.
Оглавление:
- Внешний портрет героя
- Характер и взгляды псевдонигилиста
- Сравнительная характеристика Ситникова и Кукшиной
- Роль образа в произведении
Внешний портрет героя
Тургенев представляет Виктора как человека небольшого роста, хорошо одетого. Вот что еще сообщает писатель об этом человеке:
- Черты лица героя вполне можно назвать приятными, если бы не его мимика и выражение глаз. Маленькие запавшие глазки смотрели на всех пристально и тревожно.
- Смех также был беспокойным и каким-то неестественным. Взглянув на мужчину, можно было сразу определить, что этот человек туповат.
- Отдельно автор уделяет внимание голосу персонажа — в нем постоянно звучат восторженные визгливые интонации.
- Молодой дворянин старается во всем следовать моде, даже к завтраку он выходит в дорогом наряде, а знакомым раздает свои визитные карточки, только появившиеся в то время.
Видно, что у Ситникова есть деньги. Однако он стесняется своего богатого происхождения и даже скрывает его, опасаясь, что с ним будут общаться только из-за высокого статуса.
Очевидно, что героя баловали в детстве повышенным вниманием: он привык к комфорту и роскоши. Виктор легко заболевает, если в доме открыты окна или он съел неподходящую для желудка пищу. Молодой дворянин не отличается хорошими манерами, он запросто мог «развалиться в креслах и задрать ногу кверху».
Характер и взгляды псевдонигилиста
В романе «Отцы и Дети» характеристика Ситникова формируется на основе его поступков и взаимодействия с другими людьми. Цитаты из романа красноречиво говорят о глупости этого человека. Окружающие отзываются о нем пренебрежительно: «…На какого черта этот глупец Ситников пожаловал?..», «…пойми ты это, мне нужны подобные олухи…».
В круг общения персонажа входят молодые нигилисты Базаров и Кирсанов-младший. Еще Виктор водит дружбу с эксцентричной особой, госпожой Кукшиной, поддерживающей его в идеях и взглядах. При этом о женщинах герой отзывается как о глупых и несамостоятельных существах. Разумеется, это были не его собственные умозаключения, он позаимствовал «прогрессивные мысли» у нигилистически настроенных приятелей.
Позже Ситников своими поступками опровергает собственные идеи. Он женится на властной и энергичной женщине, которая занимает в их паре ведущую позицию, а сам становится типичным подкаблучником.
Виктор унижается перед женой, всячески старается ей угодить, часто ведет себя нелепо и неподобающе ситуации.
Базарова молодой человек ставит выше себя и всячески подчеркивает это в общении. Впрочем, его преданность никто не оценил. Базаров считал Ситникова простым человеком, который многого еще не постиг в окружающем мире. Виктор постоянно искажал суть сказанного «учителем». Нигилизм базаровский последователь понимает как отвержение любых человеческих ценностей и не упускает случая резко высказаться в присутствии Базарова, вторя ему.
Сравнительная характеристика Ситникова и Кукшиной
Для Тургенева Ситников и Кукшина были похожими персонажами, недаром автор объединил их дружбой и обоим дал сатирическое описание. Чтобы наглядно увидеть сходство второстепенных героев, следует заглянуть в сравнительную таблицу.
Кукшина и Ситников: характеристика
Кукушкина | Ситников |
Считает себя эмансипированной женщиной, псевдонигилистка. | Псевдонигилист, ученик Базарова. Использует свои взгляды для преодоления комплексов. |
Брошена мужем, не пользуется успехом у мужчин, имеет непривлекательную внешность. | Втайне считает себя никчемным человеком, стыдится отца. |
Дружна с Ситниковым на почве одинаковых взглядов, находит в нигилизме смысл своей жизни. | Демонстрирует преданность Базарову, несмотря на его презрительное отношение. |
Глупая женщина, к которой окружающие относятся с иронией. | Человек, чья глупость очевидна окружающим. |
Ведет себя развязно, неряшлива, курит и выпивает. | Имеет отталкивающие манеры, не умеет вести себя в обществе. |
Роль образа в произведении
Почему автору понадобился в романе персонаж Виктора Ситникова? Это был собирательный образ пустого человека, неспособного дать обществу ничего ценного:
- дворянин не занимался государственной службой, не вел никаких дел и даже его мысли и взгляды были чужими, скопированными;
- этот человек насквозь фальшив, он говорит не то, что думает на самом деле;
- поступки героя противоречат пропагандируем им же идеям.
Являясь бледной копией Базарова, Ситников лишь подтверждает нежизнеспособность нигилизма, его оторванность от реальности.
Оба героя отрицают важную роль женщин в жизни мужчины. В результате Базаров оказался без памяти влюблен, а Ситников женился на той, которой во всем подчинялся.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Характеристики героев / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Ситников, Кукшина
Ситников, Кукшина
Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. С. свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.
/ Характеристики героев / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Ситников, Кукшина
Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:
- Сочинения
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Критические статьи