Обновлено: 10.01.2023
Ранние годы
Иван Кулибин появился на свет 10 (21) апреля 1735 года в семье мещанина, зарабатывавшего на жизнь торговлей мукой. Отец мальчика был старообрядцем, который воспитывал детей в строгости и послушании. С юных лет Ваня не только обучался грамоте, но и приучался к труду.
Иван во всем помогал отцу, но самым главным и любимым занятием у него было чтение и создание различных игрушек. Заметив увлечение сына, отец позволил ему осваивать токарное и слесарное дело.
После смерти отца в 1758 году Иван Кулибин открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Свободное время он посвящал изобретению различных устройств: механических игрушек для детей и взрослых, сложных часовых механизмов.
Часы для императрицы
Узнав о том, что Нижний Новгород должна была посетить сама императрица, Кулибин решил удивить ее своими часами. Он с энтузиазмом приступил к работе, которая продолжалась три года, с 1764 по 1767 год. В результате получилось настоящее произведение искусства, чудо механики. Часы, изготовленные из серебра с позолотой, имели форму гусиного яйца, внутри которого располагался сложный механизм из 427 деталей.
Часы не только показывали время, но также отбивали часы, половину и четверть часа. К интересным фактам следует отнести и встроенный в часы крошечный театр с подвижными фигурками, способный проигрывать несколько мелодий.
Ивану Петровичу удалось преподнести свои уникальные часы Екатерине II. Императрица была настолько покорена филигранной работой новгородского мастера, что в 1769 году назначила его на должность заведующего механической мастерской Петербургской академии наук.
Открытия и изобретения Кулибина
Поступив на службу в Санкт-Петербурге, Кулибин получил возможность в полной мере реализовать свой потенциал. Он руководил изготовлением навигационных, астрономических и физических инструментов и приборов.
Фантазия Кулибина была неистощимой. За годы жизни он изобрел множество оригинальных механизмов: фонарь-прожектор, систему зеркал для освещения темных переходов Царскосельского дворца, прототипы современных автомобиля и велосипеда, ножной протез, лифт и многое другое.
Личная жизнь
Иван Петрович был трижды женат и в общей сложности имел 12 детей. Всем своим сыновьям Кулибин смог обеспечить хорошее образование. В третий раз он женился в возрасте 70 лет.
Будучи неутомимым новатором в работе, в повседневной жизни Иван Петрович был человеком спокойным и консервативным. Вел здоровый образ жизни: не курил табак и не употреблял алкоголь, даже на званых вечерах. При этом имел славу балагура и шутника.
21 апреля 1735 года родился механик-самоучка Иван Петрович Кулибин — знаменитый русский изобретатель и техник-новатор, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций.
Не получив систематического образования, мастерством механика Иван Кулибин овладевал самостоятельно, читая популярные петербургские научно-технические издания, в частности приложение к “Санкт-Петербургским ведомостям” и “Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочиненное для употребления российского юношества” Г. В. Крафта.
Таланты будущего великого механика стали проявляться рано. В юношеском возрасте Иван Кулибин освоил слесарное, токарное и часовое дело. В 13 лет он создал гидравлическое устройство для налива воды в пруд и перекачки лишней жидкости из источника. Внедрение этого аппарата помогло нормализовать процесс размножения рыбы в пруду.
Постоянно изучая физику и математику, изобретатель совершенствовал своё мастерство. В 1764–1766 годах Кулибин работал над громадными телескопами и электрической машиной. Не будучи знакомым даже с азами профессии шлифовальщика, своим умом он дошёл до определения фокусных расстояний. Своими руками собрал станок для шлифовки и полировки линз и зеркал. За два года Кулибин смастерил два телескопа и один микроскоп. В телескопы «видна была Балахна весьма близко, хотя и с темнотой, но чисто». (Город Балахна находился в 32 километрах от Нижнего Новгорода, так что увеличение кулибинских телескопов было довольно большим). Он разработал новые способы шлифовки стёкол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. Кулибин продолжал уделять особое внимание изучению и конструированию часовых механизмов.
Впечатляет перечень изобретений Ивана Петровича Кулибина в петербургский период его жизни: проекты мостов, разнообразные приборы, паровые машины, фейерверки, лифты, знаменитый “кулибинский фонарь”, электрические машины, протезы и многое другое. Целый ряд его технических решений намного опередили свое время.
И. П. Кулибин — символ русского изобретательства, не только вызывал восхищение современников, но и оставил потомкам удивительные приборы и оригинальные научные идеи.
Предлагаем Вашему вниманию обзор, посвященный главным изобретениям знаменитого русского изобретателя — Ивана Петровича Кулибина.
Изобретения Ивана Петровича Кулибина
Золотые механические часы
В 1769 году Иван Кулибин преподнес Екатерине II часы в форме яйца, над которыми работал несколько лет.
В корпусе размером с гусиное яйцо помещались крошечный театр-автомат, музыкальная шкала и сложнейший часовой механизм — всего 427 миниатюрных деталей. Каждый час створки часов распахивались под музыку, и внутри начиналось представление «Воскресение Христа», которое давали крошечные фигурки. Когда створки открывались, миниатюрный механический ангел отодвигал камень от Гроба Господня, стоящие с двух сторон от него стражники падали ниц, появлялись две мироносицы, и начинала играть музыка.
Одноарочный мост через Неву
В 70-х годах XVIII века Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору).
Одноарочное сооружение должно было упираться концами в берега Невы. На решение этой задачи изобретатель потратил больше десяти лет, за которые создал несколько проектов моста. Модель первого из них была изготовлена из связанных веревками липовых брусков и выдержала груз, в 15 раз превышающий ее собственный вес, но Академия наук проект забраковала.
Второй, улучшенный вариант моста предусматривал возведение пролета из шести самостоятельных решетчатых ферм. К 1774 году был разработан третий вариант проекта, в котором вес центральной части моста был значительно облегчен, а количество решеток увеличено. Он был признан оптимальным, и в мае следующего года началось строительство модели в масштабе 1:10, которое длилось до октября 1776 года. Комиссия Академии наук осмотрела модель и осталась очень довольна, работа Кулибина получила высокую оценку математика Леонарда Эйлера, а Екатерина II наградила Кулибина орденом святого Андрея Первозванного.
Модель 17 лет стояла во дворе Академии наук, после чего ее перенесли в сад Таврического дворца и поставили над каналом. Однако по непонятным причинам проект моста так и остался проектом.
Позднее неутомимый Иван Петрович занимался принципиально новым видом мостов – металлическим. Полностью технически обоснованные его проекты всё равно были отклонены.
Фонарь-прожектор со светоотражателями
» Кулибинский фонарь», как видно из приведенного текста, представлял собою прожектор особой конструкции, дающий, несмотря на слабый источник света (свеча), большой световой эффект.
Кулибин предназначал свой прожектор прежде всего для практических целей. Он изобрел фонари разной величины и силы; одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие — меньших размеров — годились для карет.
«Повозка-самокатка»
В 1784 году И. П. Кулибину пришла в голову идея создания повозки-самокатки, на осуществление которой у него ушло семь лет.
Конструкция «механической ноги»
Механическая нога, как назвал её сам Кулибин, имела форму человеческой ноги.
Протез был настолько хорош, что офицер Сергей Непейцын с этим протезом прошёл всю войну 1812 года, сражался в партизанских отрядах и потом брал Париж..
После войны 1812 года очень похожие механические протезы начали производить во Франции.
Первый в мире лифт
Водоход
Испытание второго варианта машины состоялось в Нижнем Новгороде только 22 года спустя в 1804 г. Водоход двигался очень медленно, со скоростью всего в одну версту в час, при этом за его движением постоянно должен был следить механик. В 1807 году появилась третья усовершенствованная версия судна, скорость которого должна была.
Однако, хотя испытания доказали пригодность и экономичность этой разновидности судна, изобретение не было использовано.
Оптический телеграф
Иван Петрович Кулибин (1735-1818) – удивительный мастер, новатор и незаурядная творческая личность.
О детстве изобретателя-самоучки известно немного. Мальчик родился в Нижегородской губернии, в семье купца-старообрядца и с ранних лет помогал отцу в лавке. Школу маленький Ваня не посещал, зато активно интересовался внутренним устройством вещей.
Он собирал инструмент для слесарных, токарных, ремесленных работ. Изучал учебники по химии, физике, естественным наукам. Работа подмастерьем помогла самостоятельно освоить механику. Вскоре слава о юном изобретателе разнеслась по родному Нижнему Новгороду, а потом – по России.
Уникальные карманные часы с богатым, резным корпусом были выполнены из серебра с позолотой. Конструкция в форме гусиного яйца скрывала встроенный механизм из 427 деталей. У мастера получился крохотный театр-автомат. Он разыгрывал небольшое представление, показывал время, исполнял три встроенные мелодии. Впоследствии инженер создавал проекты башенных, карманных, миниатюрных часов.
Первый протез для инвалидов войн
По задумке мастера механическая нога состояла из приспособлений-крепежей с поясами, ступни, голени, бедра. Механизм имитировал потерянную конечность, воспроизводил движения ноги, близкие к естественным.
Одноарочная мостовая конструкция
Кулибин сконструировал инновационный мост с пролетом на 298 м и построил модель в 1/10 натуральной величины. Проект не имел аналогов, был одобрен великим математиком, механиком Эйлером. Несмотря на правильность теоретических расчетов, мост не построили, хотя он мог облегчить жизнь петербуржцев при наводнениях.
Самодвижущаяся повозка
Изобретение считают прототипом велосипеда и автомобиля. В самобеглую коляску садился пассажир. Слуга давил на педали и приводил машину в движение. Знать воспринимала повозку как аттракцион. Проект затерялся в истории, сегодня сохранились только чертежи.
Первый в мире лифт
Конструкция состояла из двух толстых столбов и платформы с креслом. Лифт поднимали, опускали слуги при помощи винтового механизма на паровом приводе. Как и повозка, подъемное кресло стало популярным развлечением высших чиновников.
Чудо-фонарь
Чудесный фонарь Кулибина похож на современный прожектор. В корпус помещали свечу, благодаря зеркальным отражателям он давал направленный, мощный поток света. Несмотря на одобрение Екатерины II, задумку не использовали для освещения улиц. На базе проекта был изобретен компактный каретный фонарь и прожектор для кораблей.
Вечный двигатель
На протяжении 40 лет инженер был одержим неразрешимой задачей – создание вечного двигателя. Кулибин вложил в проект все личные средства, но так и не добился успеха.
Жизнь русского изобретателя охватывает период с конца 18 века до начала 19 века. Будущий ученый родился в Нижнем Новгороде в семье мещанина, отец его торговал мукой, и это занятие было предначертано сыну. Юному мальчику не хотелось всю жизнь провести на базаре, с ранних лет его тянуло к занятиям механикой, практическому применению ее в жизни. Он не посещал школу, а самостоятельно выучился грамоте у дьячка. Тяга к знаниям была велика у Ивана, поэтому он самостоятельно выучил такие науки, как физика и химия.
Кроме того, он выучился игре на фортепиано, писал оды и хорошо пел.
Таланты будущего великого механика стали проявляться еще в раннем возрасте. Иван Кулибин своим изобретением убедил отца, что должен выбрать другую профессию, а не торговать мукой.
Чуть позже И. П. Кулибин сконструировал и представил императрице Екатерине ІІ удивительные на то время часы. Она оценила изобретение, и по ее распоряжению он был переведен в Петербург. На протяжении долгого времени Иван Петрович служил при Императорской Академии наук, состоял членом Вольного экономического общества и долгое время возглавлял работу Инструментальной палаты при Академии наук.
За выдающиеся заслуги И. П. Кулибин был жалован со стороны Екатерины ІІ и Александра І денежными премиями и удостоен особой золотой медали.
На протяжении жизни Иван Петрович был женат три раза, последний брак состоялся, когда ему исполнилось 70 лет. От всех браков у И.П. Кулибина появилось 11 детей: четыре сына и семь дочерей.
Всю свою жизнь Иван Петрович Кулибин неутомимо работал, тратя на свои проекты собственные средства, поэтому и умер в бедности. Могила с величайшим русским изобретателем находится в Нижнем Новгороде на Всехсвятском кладбище, где установлен памятник величайшему человеку.
Личность
Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, в своём длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой Кулибин казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.
Жизнь и труды
В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками.
Эти часы он преподнес императрице Екатерине, которая назначила его в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил изготовлением станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
В последующие годы Кулибин изобрёл и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди его изобретений фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход, 1804), механический экипаж с педальным приводом, усовершенствование шлифовки стекол для оптических приборов.
Проект моста через Неву
И. П. Кулибина (1776)
В 1773—1775 годах Кулибин вместе с оптиком Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера — Фусса.
Мемориальная доска на месте усадьбы в Нижнем Новгороде, где родился и жил И. П. Кулибин
Умер во сне в Нижнем Новгороде. Похоронен на Петропавловском кладбище, могила сохранилась.
Фамилии нарицательные
Теория и практика мостостроения
С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало!
Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.
Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.
В 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814). Позже изобретатель создал проект более сложного четырехарочного моста.
В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.
Что еще сделал Кулибин?
- Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.
- Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.
- Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.
- Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.
- Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).
- Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).
- Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.
- Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок — настенных, напольных, башенных.
Водоходное судно
В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.
Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.
В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.
Винтовой лифт
Сам принцип лифта, осуществляющего подъём грузов за счёт системы блоков или лебёдки, стал известен человечеству ещё в Древнем Египте. Но Кулибину в этом случае предстояло решить проблему специального заказа императрицы Екатерины, желавшей подниматься с комфортом, сидя в кресле.
Интересно! Подход изобретателя отличился особым изяществом. Платформа с креслом была закреплена на винтовом стержне и приводилась в движение вращением специальной рукоятки. Императрица была довольна.
Впрочем, после её смерти лифт был быстро заброшен. Только через шестьдесят лет в США аналогичную конструкцию соорудил инженер Элиша Отис, основатель всемирно известной компании, занимающейся созданием лифтов.
Протез ноги
Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.
Прожектор
В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света.
Лифт для императрицы
Стареющая Екатерина II с трудом перемещалась по апартаментам Зимнего Дворца. Поэтому Кулибину было дано важно поручение – придумать лифт для самой императрицы.
Лебедочный лифт не отвечал главному условию: крепить канаты к потолку Дворца было категорически запрещено. Находчивый ученый придумал иной механизм, сходный с работой офисного стула или закручиванием гайки: слуга крутил ручку, и саморез, вращаясь во втулке, поднимал и опускал кресло. К сожалению, механический лифт до наших дней не дожил. После смерти Екатерины II за ненадобностью он был заложен кирпичом, а право на авторство по его разработке Кулибину так и не досталось. Он стал еще одним предметом, что изобрел Кулибин, но считать своим детищем не мог.
Телескоп, микроскоп
Одновременно со своими чудесными часами, Кулибин демонстрировал императрице и сделанные им телескоп и микроскоп. Конечно, эти приборы были известны и до него. Но инженер-самоучка обладал настолько гигантским талантом, что сумел понять их устройство, изучив купленные у заезжего купца образцы. Для их изготовления мастер самостоятельно научился изготавливать линзы и зеркала, придавать им нужную форму, полировать.
Часы Ивана Кулибина
Чем же замечательны часы, которые изобрел Иван Петрович Кулибин?
По форме и размерам они напоминают гусиное яйцо. Внутри поместилось 427 деталей, необходимых для того, чтобы часы шли, отбивали время, играли музыку. А еще в верхней части находятся крошечные фигурки миниатюрного театра. Корпус сделан из серебра с позолотой, украшен резьбой. Чтобы видеть циферблат, который расположен с тупой стороны, предусмотрена подставка.
По своей сложности этим часам нет равных в мире до сих пор.
Кулибин делал их почти три года, и подарил царице на Пасху в 1769 году. После этого мастеру-самоучке вручили 1000 рублей и назначили механиком при Академии Наук. 1000 рублей также дали в награду купцу Костромину, который все это время поддерживал Кулибина, веря в его талант и успех.
За то время, что Кулибин делала часы, ему пришлось изучить химию, физику, механику, ювелирное дело. Этот талантливый человек умел музицировать на фортепиано, пел и сочинял музыку.
Надо отметить, что Екатерина узнала о нем раньше, чем было сделано подношение. Когда она проезжала через Нижний Новгород, местный губернатор указал графу Григорию Орлову на Кулибина, а тот представил мастера императрице.
Самобеглая коляска и другие истории
Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.
Самобеглая коляска Кулибина отличалась сложной системой привода и требовала от водителя значительных усилий. Это был второй в истории веломобиль.
Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.
Знаменитые часы-яйцо, сработанные Кулибиным в 1764—1767 годах и подаренные Екатерине II на Пасху 1769 года. Во многом благодаря этому подарку Кулибин возглавил мастерские при Петербургской академии наук. Ныне хранятся в Эрмитаже.
Память о Кулибине
Памятник И. П. Кулибину в Нижнем Новгороде
Именем Кулибина названы улицы во многих городах России. Бывшее Петропавловское кладбище в Нижнем Новгороде, где сохранился его надгробный памятник, с 1940 года называется парком имени Кулибина.
Имя Кулибина было присвоено малой планете 5809, открытой Л. В. Журавлёвой 4 сентября 1987 года.
Читайте также:
- Спас на крови доклад 4 класс
- Субальпийские и альпийские луга краснодарского края доклад
- Пион горный доклад 3 класс
- Саркози президент франции доклад по истории
- Новый доклад по боингу
Биография Кулибина
21 Апреля 1735 – 30 Июля 1818 гг. (83 года)
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 133.
Иван Петрович Кулибин (1735–1818) — выдающийся русский механик-изобретатель и инженер. Создатель новых мостовых конструкций, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла. За свои уникальные изобретения был прозван «нижегородским Архимедом». Краткая биография Кулибина Ивана Петровича будет полезна для школьников при изучении истории в 5 классе.
Ранние годы
Иван Кулибин появился на свет 10 (21) апреля 1735 года в семье мещанина, зарабатывавшего на жизнь торговлей мукой. Отец мальчика был старообрядцем, который воспитывал детей в строгости и послушании. С юных лет Ваня не только обучался грамоте, но и приучался к труду.
Иван во всем помогал отцу, но самым главным и любимым занятием у него было чтение и создание различных игрушек. Заметив увлечение сына, отец позволил ему осваивать токарное и слесарное дело.
После смерти отца в 1758 году Иван Кулибин открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Свободное время он посвящал изобретению различных устройств: механических игрушек для детей и взрослых, сложных часовых механизмов.
Часы для императрицы
Узнав о том, что Нижний Новгород должна была посетить сама императрица, Кулибин решил удивить ее своими часами. Он с энтузиазмом приступил к работе, которая продолжалась три года, с 1764 по 1767 год. В результате получилось настоящее произведение искусства, чудо механики. Часы, изготовленные из серебра с позолотой, имели форму гусиного яйца, внутри которого располагался сложный механизм из 427 деталей.
Часы не только показывали время, но также отбивали часы, половину и четверть часа. К интересным фактам следует отнести и встроенный в часы крошечный театр с подвижными фигурками, способный проигрывать несколько мелодий.
Ивану Петровичу удалось преподнести свои уникальные часы Екатерине II. Императрица была настолько покорена филигранной работой новгородского мастера, что в 1769 году назначила его на должность заведующего механической мастерской Петербургской академии наук.
Открытия и изобретения Кулибина
Поступив на службу в Санкт-Петербурге, Кулибин получил возможность в полной мере реализовать свой потенциал. Он руководил изготовлением навигационных, астрономических и физических инструментов и приборов.
В то время одной из самых важных проблем в Петербурге было отсутствие мостов. Иван Петрович разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву и тем самым доказал возможность моделирования мостовых конструкций.
Фантазия Кулибина была неистощимой. За годы жизни он изобрел множество оригинальных механизмов: фонарь-прожектор, систему зеркал для освещения темных переходов Царскосельского дворца, прототипы современных автомобиля и велосипеда, ножной протез, лифт и многое другое.
Без Ивана Кулибина не обходилось ни одно торжество во дворце. Только он мог устроить незабываемое празднество с различными аттракционами, «световыми шутихами», оптическими забавами.
Иван Кулибин, биография которого стала олицетворением бьющего через край творческого начала, даже в преклонном возрасте не переставал трудиться и интересоваться техническими новинками. За свой вклад в культуру России он был награжден Екатериной II именной медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину».
Личная жизнь
Иван Петрович был трижды женат и в общей сложности имел 12 детей. Всем своим сыновьям Кулибин смог обеспечить хорошее образование. В третий раз он женился в возрасте 70 лет.
Будучи неутомимым новатором в работе, в повседневной жизни Иван Петрович был человеком спокойным и консервативным. Вел здоровый образ жизни: не курил табак и не употреблял алкоголь, даже на званых вечерах. При этом имел славу балагура и шутника.
Скончался Иван Петрович Кулибин 30 июля (11 августа) 1818 года во сне.
Тест по биографии
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Иван Макаров
7/10
-
Тимофей Герасин
9/10
-
Вадимка Гусев
10/10
-
Валентина Самсонова
9/10
-
Людмила Забиркина
10/10
Оценка по биографии
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 133.
А какая ваша оценка за эту биографию?
«Помилуй Бог, много ума!
Он изобретет нам ковер-самолет!»
А. В. Суворов
21 апреля 1735 года родился механик-самоучка Иван Петрович Кулибин — знаменитый русский изобретатель и техник-новатор, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций.
Не получив систематического образования, мастерством механика Иван Кулибин овладевал самостоятельно, читая популярные петербургские научно-технические издания, в частности приложение к “Санкт-Петербургским ведомостям” и “Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочиненное для употребления российского юношества” Г. В. Крафта.
Таланты будущего великого механика стали проявляться рано. В юношеском возрасте Иван Кулибин освоил слесарное, токарное и часовое дело. В 13 лет он создал гидравлическое устройство для налива воды в пруд и перекачки лишней жидкости из источника. Внедрение этого аппарата помогло нормализовать процесс размножения рыбы в пруду.
Постоянно изучая физику и математику, изобретатель совершенствовал своё мастерство. В 1764–1766 годах Кулибин работал над громадными телескопами и электрической машиной. Не будучи знакомым даже с азами профессии шлифовальщика, своим умом он дошёл до определения фокусных расстояний. Своими руками собрал станок для шлифовки и полировки линз и зеркал. За два года Кулибин смастерил два телескопа и один микроскоп. В телескопы «видна была Балахна весьма близко, хотя и с темнотой, но чисто». (Город Балахна находился в 32 километрах от Нижнего Новгорода, так что увеличение кулибинских телескопов было довольно большим). Он разработал новые способы шлифовки стёкол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. Кулибин продолжал уделять особое внимание изучению и конструированию часовых механизмов.
Впечатляет перечень изобретений Ивана Петровича Кулибина в петербургский период его жизни: проекты мостов, разнообразные приборы, паровые машины, фейерверки, лифты, знаменитый “кулибинский фонарь”, электрические машины, протезы и многое другое. Целый ряд его технических решений намного опередили свое время.
И. П. Кулибин — символ русского изобретательства, не только вызывал восхищение современников, но и оставил потомкам удивительные приборы и оригинальные научные идеи.
Уважаемые читатели!
Предлагаем Вашему вниманию обзор, посвященный главным изобретениям знаменитого русского изобретателя — Ивана Петровича Кулибина.
Изобретения Ивана Петровича Кулибина
Золотые механические часы
В 1769 году Иван Кулибин преподнес Екатерине II часы в форме яйца, над которыми работал несколько лет.
В корпусе размером с гусиное яйцо помещались крошечный театр-автомат, музыкальная шкала и сложнейший часовой механизм — всего 427 миниатюрных деталей. Каждый час створки часов распахивались под музыку, и внутри начиналось представление «Воскресение Христа», которое давали крошечные фигурки. Когда створки открывались, миниатюрный механический ангел отодвигал камень от Гроба Господня, стоящие с двух сторон от него стражники падали ниц, появлялись две мироносицы, и начинала играть музыка.
Устройство могло воспроизводить несколько мелодий. Утром и днем часы три раза играли молитву «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». С пяти вечера до восьми утра звучал стих «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». В полдень устройство проигрывало мелодию, которую Кулибин сочинил к приезду императрицы в Нижний Новгород в 1769 году.
В связи с этим удивительным изобретением 28 апреля 1769 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» впервые упомянула имя нижегородского часовщика Ивана Кулибина. Сегодня эти часы – достойный экспонат Государственного Эрмитажа.
Одноарочный мост через Неву
В 70-х годах XVIII века Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору).
Одноарочное сооружение должно было упираться концами в берега Невы. На решение этой задачи изобретатель потратил больше десяти лет, за которые создал несколько проектов моста. Модель первого из них была изготовлена из связанных веревками липовых брусков и выдержала груз, в 15 раз превышающий ее собственный вес, но Академия наук проект забраковала.
Второй, улучшенный вариант моста предусматривал возведение пролета из шести самостоятельных решетчатых ферм. К 1774 году был разработан третий вариант проекта, в котором вес центральной части моста был значительно облегчен, а количество решеток увеличено. Он был признан оптимальным, и в мае следующего года началось строительство модели в масштабе 1:10, которое длилось до октября 1776 года. Комиссия Академии наук осмотрела модель и осталась очень довольна, работа Кулибина получила высокую оценку математика Леонарда Эйлера, а Екатерина II наградила Кулибина орденом святого Андрея Первозванного.
Модель 17 лет стояла во дворе Академии наук, после чего ее перенесли в сад Таврического дворца и поставили над каналом. Однако по непонятным причинам проект моста так и остался проектом.
Позднее неутомимый Иван Петрович занимался принципиально новым видом мостов – металлическим. Полностью технически обоснованные его проекты всё равно были отклонены.
Фонарь-прожектор со светоотражателями
Известие об очередном изобретении Кулибина было помещено в номере 15 от 19 февраля 1779 года «Санкт-Петербургских Ведомостей», газеты, основанной Петром I. В разделе «Разные известия» писалось: «Санкт-Петербургской Академии Наук механик Иван Петрович Кулибин изобрел искусство делать некоторою особою вогнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится одна только свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз противу обыкновенного свечного света и более, смотря по мере числа зеркальных частиц, в оном вмещенных. Оно может поставляться и на чистом воздухе в фонаре: тогда может давать от себя свет, даже на несколько верст, также по мере величины его. То же зеркало весьма способно к представлению разных огненных фигур, когда сии на каком-либо плане будут вырезаны и когда сим планом зеркало заставится. Лучи тогда, проходя только в вырезанные скважины непрозрачного тела, представят весьма блестящую иллюминацию, если не превосходящую, то не уступающую фитильной, в фейерверках употребляемой… «.
» Кулибинский фонарь», как видно из приведенного текста, представлял собою прожектор особой конструкции, дающий, несмотря на слабый источник света (свеча), большой световой эффект.
Кулибин предназначал свой прожектор прежде всего для практических целей. Он изобрел фонари разной величины и силы; одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие — меньших размеров — годились для карет.
«Повозка-самокатка»
В 1784 году И. П. Кулибину пришла в голову идея создания повозки-самокатки, на осуществление которой у него ушло семь лет.
Сначала Кулибин пытался сконструировать четырехколесную «самокатку», однако для облегчения веса машины от одного колеса пришлось отказаться. В результате работы у Кулибина получился прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. В конструкции механической «повозки-самокатки» он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения.
В 1791 году проехался по улицам Петербурга на своей трехколесной повозке. Задние колеса повозки были большего диаметра, чем единственное переднее. Спереди рамы находилось сидение для двоих человек, за которым помещался стоя слуга. Он вставлял ноги в специальные «туфли», и, по очереди давя на них, запускал сложную систему рычагов, приводившую самокатку в движение. Плавный ход машины обеспечивал маховик. На подъемах и так довольно медленная скорость самокатки падала в 2–3 раза, чтобы слуге не приходилось тратить больше усилий. Эта медлительность сделала невозможным широкое использование повозки.
Модель «самокатки» не сохранилась, её удалось восстановить по оставшимся чертежам, и теперь в Государственном политехническом музее в Москве можно посмотреть как она работала.
Конструкция «механической ноги»
Иван Петрович Кулибин первый в мире разработал и стал делать механические руки и ноги для ампутированных частей тела. В 1791 году он разработал конструкцию «механических ног» — протезов. Такой протез Иван Петрович создал для героя Очаковского сражения, артиллерийского офицера С.В. Непейцына, потерявшего на поле боя ногу. Конечно, задолго до Кулибина предпринимались попытки создать удобный, качественный протез, но нашему изобретателю удалось создать нечто более совершенное по сравнению с предыдущими образцами.
Механическая нога, как назвал её сам Кулибин, имела форму человеческой ноги.
Вот описание протеза Кулибина из журнала «Москвитянин» 1854 года: «Сделал ногу из тонкого металла, в вид натуральной; обложил ее пробочною корою, обтянул замшею, привинтил к ней плоский из крепкого дерева костыль, досягающий до пазухи, на который бы можно было опираться; приставил её вместо безобразной деревяшки, а костыль пропустил под мундир, обвязал, где следует, широкими бинтами и утвердил так крепко, что г. Непейцын мог ходить очень легко без палки, садиться и вставать, не касаясь до нее руками. Эта машинная нога сама собою в плюсне и колене сгибалась и разгибалась, согласно с движением другой ноги его натуральной. Он мог надевать шелковые чулки, башмаки и даже танцевать польский».
Протез был настолько хорош, что офицер Сергей Непейцын с этим протезом прошёл всю войну 1812 года, сражался в партизанских отрядах и потом брал Париж..
После войны 1812 года очень похожие механические протезы начали производить во Франции.
Первый в мире лифт
В 1793 году Екатерине II исполнилось 64 года, и ей было сложно подниматься по многочисленным лестницам Зимнего дворца. Специально для своей покровительницы Иван Петрович Кулибин сконструировал кресло-подъемник, которое стало прообразом лифта. Его механизм состоял из двух толстых столбов, между которыми размещалась платформа с креслом. Когда императрица садилась в него, два стоявших за ним человека опускали и поднимали платформу «по перпендикулярной линии, но безо всякого опасного воображения» с помощью винтового механизма на паровом приводе. Кресло активно помогало императрице перемещаться между этажами Зимнего дворца на протяжении трех лет.
На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма. Архиве хранятся двадцать два листка с чертежами разного формата, с текстом и без текста, заключенные в обложку с надписью: «Подъемное кресло».
Водоход
Это изобретение И. П. Кулибина должно было облегчить тяжелый труд бурлаков. В 1782 году он изобрел «для водоходства машинные суда: «судно шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы…».
Идея конструкции заключалась в том, что водоход сам «подтягивал» себя вверх по течению, не требуя человеческих усилий. Расположенные на его бортах колеса крутились и передавали вращение нескольким осям, от которых движение передавалось барабану, наматывающему канат. Другой конец каната был привязан к якорю, брошенному выше по течению.
Испытание второго варианта машины состоялось в Нижнем Новгороде только 22 года спустя в 1804 г. Водоход двигался очень медленно, со скоростью всего в одну версту в час, при этом за его движением постоянно должен был следить механик. В 1807 году появилась третья усовершенствованная версия судна, скорость которого должна была.
Однако, хотя испытания доказали пригодность и экономичность этой разновидности судна, изобретение не было использовано.
Оптический телеграф
В 1794 году И. П. Кулибиным была изобретена и построена «дальнеизвещающая машина», представлявшая собой оптический семафор, в котором он, помимо зеркал, использовал изобретённый им фонарь с отражающим зеркалом. Это позволяло строить промежуточные станции на больших расстояниях и использовать телеграф и днём, и ночью даже в небольшой туман. Рама семафора Кулибиным была использована Т-образная, французская, но им был придуман остроумный приводной механизм, двигавший раму, и новый упрощенный код. Кулибинский код сводился в таблицу, с помощью которой ускорялись передача и расшифровка сигналов. Изобретение Кулибина произвело эффект, однако денег на постройку линии телеграфа в Академии наук «не нашлось». После демонстрации «дальнеизвещающая машина» Кулибина была сдана на хранение в Кунсткамеру.
Библиография
- Авенариус, В. П. Первый русский изобретатель Иван Петрович Кулибин : биогр. рассказ для юношества : с 8 портр. и рис. / В.П. Авенариус; Российская государственная библиотека. — Санкт-Петербург : кн. маг. П.В. Луковникова, [1909].-VI, 7-116 с. — URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003755073#?page=7
- Артоболевский, И.И. Русский изобретатель и конструктор Кулибин: Ломоносовские чтения [читано для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО 29 ноября 1943 года] / член-корреспондент Академии наук СССР И.И. Артоболевский. —М.: «Молодая гвардия», 1946. — 23 с.
- Артоболевский, И.И. Русский изобретатель и конструктор Кулибин / член-корреспондент Академии наук СССР И.И. Артоболевский // ЛИТМИР: электронная библиотека. — URL:https://www.litmir.me/br/?b=274482&p=1
- Валерия, С. Великий самоучка // Инженер. — 2015. — № 4. — С. 40. — (Выдающийся изобретатель)
Биография выдающегося изобретателя и механика Ивана Петровича Кулибина.
- Вейсман, А. «Самокатка» Кулибина / А. Вейсман // Автомобильный транспорт. — 2018. — № 1. — С. 62-64 : 2 фот.
Статья посвящена изобретению трехколесной самобеглой коляски «самокатки» Кулибина, которая спустя столетие легла в основу ходовой части немецкого автомобиля Карла Бенца.
- Виргинский, В.С. Санкт-Петербургской Академии наук механик И.П. Кулибин // Творцы новой техники в крепостной России/ В.С. Виргинский . — М., 1962.- С. 138-165.
- Истомин, С. Иван Петрович Кулибин (1735-1818) / С. Истомин // Самые знаменитые изобретатели России / сост. С. Истомин.- М., 2000.- С. 50-67.
- Кочин, Н. И. Иван Петрович Кулибин, 1735-1818 / Н. И. Кочин. — доп. и перераб. изд. — Москва : Молодая гвардия , 1957. — 239 с. : ил., портр.
В книгу вошли малоизвестные материалы о жизни талантливого русского механика-самоучки.
- Кочин, Н. И. Иван Петрович Кулибин, 1735-1818 / Н. И. Кочин // ЛИТМИР: электронная библиотека. — URL:https://www.litmir.me/br/?b=249091&p=1
- Кузьменко, О. Первый русский механик / О. Кузьменко // Медиа-издание «Русская планета». — URL:https://rusplt.ru/sub/ratings/pervyiy-russkiy-mehanik-11925.html.- Дата публикации: 11.08.2014.
- Люди русской науки = Техника: очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / под ред. И. В. Кузнецова. — М. : Наука, 1965 .— 783 с. : ил. -Онуфриенко, Г. Иван Кулибин и кулибины / Галина Онуфриенко // Родина. -2015. — № 4. — С. 8-12.
Об изобретателе Иване Петровиче Кулибине и его изобретениях.
- Первые самодвижущиеся коляски в описании их изобретателей (отечественный опыт) / М. В. Рыбина [ и др. ] // Изв. Московского гос. техн. университета МАМИ. — 2016 .- № 3. — С. 66-71.
- Пипуныров, В.Н. Иван Петрович Кулибин, 1735 — 1818 / В. Н. Пипуныров, Н. М. Раскин .— Л. : Наука, 1986 .— 300, [1] с. : ил.
- Раскин, Н. М. Рукописные материалы И. П. Кулибина в архиве Академии наук СССР: науч. описание с прил. текстов и чертежей / Н. М. Раскин, Б. А. Малькевич. — Москва. — Ленинград. — 1953. — 734 с., 5 л. ил.: ил.. — (Труды архива. Акад. наук СССР. Вып. 11)
- Русева, Л. Главный механикус Отечества : [рос. механик-самоучка И. П. Кулибин] / Любовь Русева // Смена. — 2005 .— N 11 .— С. 22-31.
- Самокатка И. П. Кулибина в масштабе 1/43 — от начала и до конца // Журнал о масштабных моделях автомобилей и истории их прототипов. — URL: https://lischita.livejournal.com/10010.html. — Дата публикации: 30.11.2015.
- Татарова, А. Гениальный русский механик / А. Татарова, С. Зимин .- М. : Трудрезервиздат, 1952 .- 75 с.
Авторы увлекательно рассказывают о детстве и молодости Ивана Петровича Кулибина – гениального русского изобретателя, о его первых творческих опытах (мельница, телескоп, микроскоп, оригинальные часовые механизмы).
- Черненко, Г. «Перпетуум мобиле» Ивана Кулибина / Г. Черненко // Техника- молодежи. — 2014. — № 8. — С. 44-47.
В статье cодержится малоизвестная информация о работе выдающегося механика над «вечным двигателем» — perpetuum mobile.
- Юрченко, О. Мастер своего дела / О. Юрченко // Газета «Московский университет»: сайт.- URL:http://www.getmedia.msu.ru/newspaper/newspaper/4074/all/date.htm. — Дата публикации: 13.04.2004.
- Яновская, Ж.И. Кулибин / [Ил.: В. Равкин]. — Ленинград: Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1967. — 112 с. . : ил.
- Яновская, Ж.И. Кулибин / Ж. И. Яновская // ЛИТМИР: электронная библиотека. — URL:https://www.litmir.me/br/?b=100067&p=1