Её также называют турой, потому что она похожа на башню.
Ладьи стоят по краям доски. Обычно дело до них доходит только в середине партии, когда никто не мешает им как следует развернуться. Но пока мы просто учимся двигать фигуры, поэтому будем ставить их на доску по одной, чтобы не запутаться.
Ладьи очень храбрые, но не слишком хитрые. Они ходят только по линиям. Помнишь, что такое горизонтали и вертикали? Так вот, где бы ни стояла ладья, она может перейти на любую клетку своей линии.
Ладья может ходить только по вертикальной или горизонтальной прямой, зато на любое количество клеток. Но если она упрётся в край доски или другую фигуру своего цвета, ей придётся остановиться. Ладья берёт любую фигуру, стоящую на одной с ней линии.
Попробуй походить ладьёй. Поставь её на любое из центральных полей и сделай по одному ходу в каждую сторону. После каждого хода возвращай фигуру на центральное поле.
Теперь выполни задание посложнее. Поставь ладью на поле а1, после чего сделай так, чтобы фигура побывала на всех клетках доски, но ни на одной из них — дважды. Как думаешь, получится это у тебя?
Для тех, кто постарше: старинная задача о ладьях
Эта задача — одна из самых старых на свете. В древности считалось, что каждый человек должен в жизни поломать над ней голову.
Возьмём любые восемь фигур и представим, что все они — ладьи. Как расставить их на доске так, чтобы ни одна ладья не находилась под ударом другой?
А теперь усложним эту задачу. Нужно расставить ладьи ещё раз, но так, чтобы не только ни одна из них не могла побить другую одним ходом, но чтобы при этом только две ладьи были на соседних друг от друга клетках.
В конце книжки есть ответ на эту задачу, но лучше попробовать найти его самостоятельно.
Правила игры в шахматы: ладья
В начале партии ладьи занимают угловые поля на доске: на а1 и hi стоят белые ладьи, на а8 и h8 — чёрные ладьи.
Ладья может двигаться по горизонтали или по вертикали. Ладья ходит только по прямой и не может свернуть в сторону во время одного хода.
Ладья — единственная фигура, которая может участвовать в особом ходе, который называется рокировка. Про этот ход в нашей книжке есть отдельный раздел.
Задача о ладье
Белая ладья должна попасть на другой конец длинной диагонали, но ей мешают часовые — чёрные ладьи. И пешки тоже, как назло, стоят на пути: им не давали приказа двигаться. Какие ходы нужно сделать белой ладье, чтобы добраться до цели?
Ответ:
Метки: Дети, Обучение детей
Конспект по ознакомлению с шахматной фигурой Ладьей для детей старшей и подготовительной группы.
Содержимое публикации
Упрямая Ладья.
( Занятие для старшей и подготовительной группы )
Цель: Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.
Задачи.
1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
2. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
4. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Оборудование:демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур, шахматные доски на партах обучающихся, картинка морского судна Ладьи.
Ход занятия.
1.Подготовительный этап.
Воспитатель.
— Ребята, что нового мы с вами узнали на прошлом занятии? (Как правильно расставлять фигуры перед шахматной партией.)
— Давайте сейчас повторим это правило. В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.(игра «Что пропало?»)
2. Основная часть.
Воспитатель
— Ребята, скажите, пожалуйста, нам достаточно знать те правила, которые мы сейчас повторили, чтобы начать игру? (Нет.)
— А что нужно ещё знать, чтобы правильно играть в шахматы?
(Как ходят фигуры.)
— Шахматная партия складывается из ходов. Считается, что игрок сделал ход, если он взял одну из своих фигур и переставил её на другое поле – либо свободное, либо занятое фигурой противоположного цвета, то есть фигурой противника. В том случае, если мы хотим поставить свою фигуру на поле, занятое фигурой противника, то мы сначала должны взять его фигуру, положить её рядом с шахматной доской, а затем на это поле поставить свою фигуру. Этот ход называется взятие.Только так, можно взять (побить) фигуру противника. Собственную фигуру взять нельзя. На поле, где находится ваша фигура, другая ваша фигура встать не может.
Начинает партию тот, кто играет белыми. Это значит, что белые делают первый ход, а затем ответный ход делают чёрные. После хода чёрных опять ходят белые.
Итак, в продолжение всей партии игроки ходят по очереди. Ни один из играющих не только не имеет права делать два хода подряд, но и не может пропустить свой ход. Правилами это не разрешается. Тот за кем очередь хода, обязан ходить, даже если это ему не выгодно.
— Ребята, а фигуры ходят одинаково или по — разному? (Все фигуры ходят по — разному.)
— И это верно. Шахматные фигуры, как люди: каждый человек ведёт себя по – своему. И на шахматной доске есть фигуры такие проворные, что за один ход могут переместиться с одного края доски на другой. Есть фигуры и неуклюжие, которым нужно три хода, чтобы попасть на соседнее поле, но зато у них много других ценных качеств.
Взять хотя быладью. Она ходит только по прямым линиям, то есть по горизонталям и вертикалям. За один ход она не может свернуть в сторону, зато по крайней линии она в один миг может переместиться из одного угла доски в другой, если, конечно, на её пути нет своей или чужой фигуры. За один ход ладья может переместиться на одно, два, три или даже семь полей. На каком бы месте она не стояла, она имеет право пойти на четырнадцать разных полей. (Во время рассказа учитель демонстрирует на доске, как может ходить ладья. Дети повторяют за учителем на своих досках.)
Воспитатель
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой её скорей веди!
— А хотите узнать почему фигуру назвали ЛАДЬЯ?
— В России так много крепостей, а все же эту шахматную фигуру почему-то называют шахматной ладьей. Откуда взялось это название?
Давным-давно не было больших кораблей, и люди плавали на лодках под парусами, если дул попутный ветер, или даже просто на веслах. Эти большие лодки в старину называли Ладьями.
Как-то раз купцы-моряки приплыли на своих ладьях в Индию. Между Индией и Россией расстояние довольно большое, к тому же это огромные непреодолимые горы Гималаи, а за ними жаркая пустыня Кара-Кум. И сейчас такое путешествие через горы практически невозможно. Поэтому путь у купцов был только через моря и океаны. Путь трудный, опасный, но единственный. Привозили торговцы в Индию меха, мед, зерно и другие товары, а в Россию везли разные пряности и драгоценные камни.
Однажды привезли русские купцы разные игрушки для детей, а их никто покупать не хочет. Удивились они, конечно, — неужели не играют индийские детишки в игрушки?! А те отвечают: «Играем, но только в самую интересную игру – Чатурангу». Так в Индии Шахматы назывались раньше. Подивились русские на эту игру, и так она им понравилась, что решили ее с собой взять в Россию и научить своих детей играть в шахматы. Поплыли Ладьи обратно в Россию и повезли шахматное поле для сражения и боевые шахматные фигуры.
По пути домой купцы так увлеклись игрой, что даже не заметили приближающуюся бурю. А когда задул сильный ветер и поднялись страшные волны, купцы-моряки бросились спасать свой корабль, не успев собрать шахматные фигуры. Буря была сильной и долгой, а когда улеглась, купцы увидели, что большую часть шахматных фигур смыло волнами. Но россияне всегда были хорошими умельцами и быстро вырезали из дерева новые фигуры для игры в шахматы, даже более красивые, чем были у индийцев.
Беда только в том, что они не смогли вспомнить, как выглядели некоторые фигуры. Ведь в России Слоны не водятся, а до крепостных башен славного индийского гуляй-города купцы просто не дошли. Поэтому вместо слонов и шахматных ладей моряки вырезали свои фигуры, которые им больше нравились: боевых офицеров, адъютантов и помощников Их Величество вместо слонов, а вместо крепостных башен по шахматной доске поплыли шахматные ладьи.
Ведь Ладьи были у купцов-моряков, как любимые дети. Их любили, лелеяли, с ними разговаривали. Поэтому и неудивительно, что поплыли по русским шахматным доскам корабли под парусами.
В некоторых халах Эрмитажа выставлены старинные шахматы, где в качестве фигур по краям шахматной доски стоят элегантные парусники.
А на одной доске служащие музея перепутали расстановку шахматных фигур, решив, что тумбообразные слоны – это крепости, и поместили их на боковые вертикали. Получилось, что Король сразу может садиться на Шахматную ладью и отправляться в свое шахматное путешествие.
Долго ли, коротко ли плавали корабли в русских шахматах, но вот из других европейских стран к нам начали приезжать знаменитые шахматисты. Им, конечно, было непривычно видеть вместо крепостной башни другую фигуру.
Пришлось русским шахматистам пойти навстречу пожеланиям гостей и изменить вид фигуры, превратив ее в привычную европейцам шахматную башню. Но название шахматной фигуры сохранилось. Тяжеловесная шахматная крепость – тура – башня в России называется шахматной ладьей.
3. Заключительная часть.
В заключительной части занятия можно дать детям поиграть друг с другом. Подведение итогов.
Воспитатель
— Итак, ребята, из чего складывается шахматная партия?(Из ходов.)
— Кто начинает партию? (Начинает партию тот, кто играет белыми.)
— Как ходят игроки?(Игроки ходят по очереди.)
— Какой ход называется взятием? (Если мы хотим поставить свою фигуру на место фигуры противника.)
— Как ходят фигуры?(Фигуры ходят по — разному.)
— Как ходит ладья?(Ладья ходит только по прямым линиям.)
— Ребята, когда вы в очередной раз дома сядете играть в шахматы со своими родителями, покажите им, чему вы научились на занятии.
Дети аккуратно складывают фигуры на место, закрывают доски.
Вам также может понравиться:
Международный конкурс анималистических работ «ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ
»
10 Января – 25 Мая
-192
-192
Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «ОТЕЦ – ЗВУЧИТ ГОРДО!
» к Дню защитника Отечества
30 Ноября – 30 Ноября
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Также вас может заинтересовать
-
Конспект занятия по математике для дошкольников «Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности «Юные экономисты» (Подготовительная группа)»
Математика -
Разное по математике для «Представление опыта учителя математики»
Математика -
Конспект занятия по математике для дошкольников «Конспект по ФЭМП в старшей группе «Белоснежка и семь гномов»»
Математика -
Уроки по математике для 6 класса «Мир математики»
Математика -
Презентации по математике для 1 класса «Веселые задачи»
Математика
Конспект
организованной образовательной деятельности с элементами
обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста
на тему:
« Шахматная фигура — Ладья»
Программное содержание:
Задачи:
Обучающие: воспроизвести место ладьи в начальном положении, закрепить ход ладьи, взятие фигур; повторение и закрепление движения изученных шахматных фигур, активизировать мыслительную деятельность, вырабатывать навык работы с шахматной доской;
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, внимание и логическое мышление, тактильное восприятие;
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы, воспитывать чувство такта, уважения к своему партнеру, вырабатывать уверенность в своих силах, способности к соперничеству.
Методическое обеспечение: игрушка «Капелька», шахматные доски по количеству детей, демонстрационная шахматная доска и шахматные фигуры, загадки, карандаши, шахматные диаграммы на каждого ребенка, волшебный мешочек, сундучок с сюрпризом, красный карандаш на каждого ребенка.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о шахматах, знакомство с шахматными фигурами, с шахматной доской, шахматные упражнения, изготовление диаграммы, работа с родителями, индивидуальная работа.
Словарная работа: ход фигуры, взятие фигуры, горизонталь, вертикаль, шахматное поле.
Ход занятия.
I.Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла гостья. На экране появляется «Капелька». Капелька здоровается с детьми.
Капелька: Вчера у меня было день рождение, мне подарили много разных подарков. Как вы думаете, что мне подарили?
Ответы детей.
Капелька: Мне подарили много игрушек, а еще подарили игру шахматы, только как в нее играть я не знаю. Ребята вы поможете мне научиться играть в нее?
Дети читают Капельке стихотворение про шахматы.
Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.
Автор: Ирина Седова
Капелька: Очень интересно, я очень хочу научиться играть в шахматы.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, поможем Капельке научиться играть в шахматы?
Дети: да.
Дети рассаживаются за столы, на которых расставлены шахматные доски, фишки, шахматные фигуры. На стене висит демонстрационная шахматная доска.
Воспитатель: Ребята как называется это доска?
Дети: Шахматная доска.
Воспитатель: Что мы видим на шахматной доске?
Дети: Мы видим много квадратов, они белые и черные.
Воспитатель: Как называются квадраты на шахматной доске?
Дети: Шахматное поле.
Воспитатель: Какие шахматные фигуры вы знаете, назовите их.
Дети: Ладья, конь , король, ферзь, слон, пешка.
Воспитатель: Задание « Расстановка шахматных фигур.»
Воспитатель: Ребята, проверьте друг у друга, все справились?
Дети: Да.
Воспитатель: Игра «Доскажи словечко»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде – сам погляди –
Оба угла занимают …
Рядом с ладьями … видны.
Рядом с конями встали …
Кто ж в середине – …
Самые главные в войске своем.
Дети убирают с доски все шахматные фигуры, оставляют лишь ладьи.
Воспитатель: Какие фигуры находятся на доске? Сколько их?
Дети: На доске 4 ладьи, две белые, две черные.
Воспитатель: Назовите, на каких полях они находятся?
Дети: Ладьи находятся на полях а1, н1. а8, н8.
Воспитатель: Вспомним с вами, как ходит ладья по шахматной доске.
Дети: Она ходит по прямой линии, горизонтали, вертикали.
Воспитатель дает задание детям. Поставить ладью на поле с3, показать ход фигуры фишками.
Ребенок, который выполнит это задание быстрее всего, предлагается выполнить на шахматной доске у доски. Дети с воспитателем, проверяют правильность выполнения задания. Определяют, сколько ходов ладья из данного положения может сделать вверх, вниз, вправо, влево, по горизонтали, вертикали.
Сюрпризный момент. Посмотрите, какой у меня замечательный мешочек, как вы думаете, что у меня там находиться? (загадки). Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать и выполнить движения. (используется музыкальное сопровождение).
— У него большая роль, а зовут его …(король) |
Поднимаемся на носочки — руки вверх |
— Самый главный в войске есть, а для вас он просто ….(ферзь) |
Прыжки, ноги врозь — руки в стороны, Ноги – вместе, руки вверх – хлопок над головой |
— Не фигура, а насмешка — это маленькая …. (пешка) |
Руки на пояс — приседания |
— Не отвесит вам поклон! Не индийский, хоть и …. (слон) |
Ноги на ширине плеч, наклоны (правая рука – к левой ноге, левая рука – к правой ноге) |
— Коли ходишь наугад, можешь сделать только…(пат) |
Ходьба на месте |
Проводится игра «Лабиринт». Дети встают перед мольбертом, на котором расположена шахматная диаграмма. Фломастером рисуется путь чёрной ладьи.
III. Заключительная часть.
Капелька благодарит детей и дарит детям в подарок медали, за то, что дети помогли познакомиться с новой игрой шахматы.
Шахматная ладья — знакомство, изображение
Следующей по силе шахматной фигурой после ферзя на шахматной доске по праву считается шахматная ладья. Выглядит шахматная ладья и на демонстрационной и на шахматной досках одинаково – это фигура похожа на крепостную башню. Иногда у нее на голове есть небольшие зубцы, которые выглядят как небольшие кирпичики.
Шахматная ладья — ее названия — Тура, Крепость, Башня
Во многих странах Востока Шахматную Ладью очень любили, так как считали ее самой сильной фигурой, даже намного сильнее Ферзя. Она не всегда стояла, как крепость, на месте. Была и боевой колесницей – Ратхи – самым грозным оружием того времени, носилась по полям и по доске.
А в Иране шахматную ладью даже называли Судьбой – Рухом. Птица Рух – покровительница войска, появлялась на самых важных участках сражения и могла в любой момент решить Судьбу шахматной битвы.
Повоевав, войско всегда возвращалось в город и зиму проводило за высокими крепостными башнями. Иногда башни брали с собой, ставили на колеса и получался настоящий Гуляй-город. Ехала такая крепостная башня на колесах по полям и дорогам.
Под особо большие башни подкладывали толстые бревна и катили. Сотня солдат из пушек поливала огнем врага. Сзади за крепостными стенами пряталось остальной войско, готовое наскочить и атаковать врага в любой момент. Появление таких гуляющих крепостей в армии Шаха было совершенно неожиданным для врага.
Во всех странах эта шахматная фигура так и называется: Крепость, Башня, Тура (многие дедушки эту фигуру как раз так и называют), привыкли и отвыкнуть не могут.
История шахматной ладьи и ее названия в России
В России так много крепостей, а все же эту шахматную фигуру почему-то называют шахматной ладьей. Откуда взялось это название?
Давным-давно не было больших кораблей, и люди плавали на лодках под парусами, если дул попутный ветер, или даже просто на веслах. Эти большие лодки в старину называли Ладьями.
Как-то раз купцы-моряки приплыли на своих ладьях в Индию. Между Индией и Россией расстояние довольно большое, к тому же это огромные непреодолимые горы Гималаи – все в снегах и высотой по 8 километров, а за ними жаркая пустыня Кара-Кум. И сейчас такое путешествие через горы практически невозможно. Поэтому путь у купцов был только через моря и океаны. Путь трудный, опасный, но единственный. Привозили торговцы в Индию меха, мед, зерно и другие товары, а в Россию везли разные пряности и драгоценные камни.
Однажды привезли русские купцы разные игрушки для детей, а их никто покупать не хочет. Удивились они, конечно, — неужели не играют индийские детишки в игрушки?! А те отвечают: «Играем, но только в самую интересную игру – Чатурангу». Так в Индии Шахматы назывались раньше. Подивились русские на эту игру, и так она им понравилась, что решили ее с собой взять в Россию и научить своих детей играть в шахматы. Поплыли Ладьи обратно в Россию и повезли шахматное поле для сражения и боевые шахматные фигуры.
По пути домой купцы так увлеклись игрой, что даже не заметили приближающуюся бурю. А когда задул сильный ветер и поднялись страшные волны, купцы-моряки бросились спасать свой корабль, не успев собрать шахматные фигуры. Буря была сильной и долгой, а когда улеглась, купцы увидели, что большую часть шахматных фигур смыло волнами. Но россияне всегда были хорошими умельцами и быстро вырезали из дерева новые фигуры для игры в шахматы, даже более красивые, чем были у индийцев.
Беда только в том, что они не смогли вспомнить, как выглядели некоторые фигуры. Ведь в России Слоны не водятся, а до крепостных башен славного индийского гуляй-города купцы просто не дошли. Поэтому вместо слонов и шахматных ладей моряки вырезали свои фигуры, которые им больше нравились: боевых офицеров, адъютантов и помощников Их Величество вместо слонов, а вместо крепостных башен по шахматной доске поплыли шахматные ладьи.
Ведь Ладьи были у купцов-моряков, как любимые дети. Их любили, лелеяли, с ними разговаривали. Поэтому и неудивительно, что поплыли по русским шахматным доскам корабли под парусами.
В некоторых халах Эрмитажа выставлены старинные шахматы, где в качестве фигур по краям шахматной доски стоят элегантные парусники.
А на одной доске служащие музея перепутали расстановку шахматных фигур, решив, что тумбообразные слоны – это крепости, и поместили их на боковые вертикали. Получилось, что Король сразу может садиться на Шахматную ладью и отправляться в свое шахматное путешествие.
Долго ли, коротко ли плавали корабли в русских шахматах, но вот из других европейских стран к нам начали приезжать знаменитые шахматисты. Им, конечно, было непривычно видеть вместо крепостной башни другую фигуру.
Пришлось русским шахматистам пойти навстречу пожеланиям гостей и изменить вид фигуры, превратив ее в привычную европейцам шахматную башню. Но название шахматной фигуры сохранилось. Тяжеловесная шахматная крепость – тура – башня в России называется шахматной ладьей.
Сказочные шахматные истории о шахматных ладьях и крепостях
Какие известные крепости Вы знаете? Вспомним, какую крепость брал Александр Суворов со своими солдатами-героями?
Обязательно стоит посетить музей Суворова в Санкт-Петербурге, где можно узнать, как пала неприступная турецкая крепость Измаил. Турецкий генерал долго кричал со стен города, что «скорее Дунай потечет вспять, чем падет его Крепость». Не помогло! После того, как русские солдаты, руководимые Суворовым, пошли на штурм, крепость не продержалась и дня.
А какая крепость-герой долго удерживала фашистов в первые месяцы войны 1941-1945 годов? Немцы уже в самые первые дни войны объявили, что Брестская крепость окружена, и их войска ушли далеко вперед. Но крепость жила, сражалась, наносила огромный урон врагу и долгое время приковывал к себе несколько вражеских дивизий.
Какие замечательные крепости есть в нашем городе Санкт-Петербурге, в нашей области? Если гулять по Неве, то не заметить Петропавловскую крепость с ее золотым шпилем просто невозможно. Обязательно стоит ее посетить и поразиться толщине и высоте крепостных стен. Кстати, когда наши северные враги – шведы, с которыми так долго воевал Петр I, впервые увидели Петропавловскую крепость, то желание нападать на Россию у них навсегда пропало.
А недалеко от нашего города целое созвездие знаменитых крепостей: морская крепость Кронштадт со своими фортами, надежно прикрывавшая Санкт-Петербург с моря. Петрокрепость – Шлиссельбург – знаменитая крепость Орешек на Ладоге, у истока Невы, защищала всю Ладогу и город с востока. Копорье, Ямбург, Ивангород стали прямо напротив Нарвской крепости.
В свое время они удерживали рыцарей Тевтонского ордена, желающих с недобрыми целями посетить Россию. Города-крепости Выборг и Корелу – Приозерск наши славные воины в свое время присоединили к России и, таким образом, обеспечили безопасность наших северных границ; а с юга город защищают Тихвин и Старая Ладога.
Всеволод Викторович Костров
Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий
- Автор вконтакте http://vk.com/id9110870
Тема: Знакомство с шахматной фигурой Ладья.
(внеурочное занятие 1 год обучения)
Цель: Изучение шахматной фигуры Ладья, усвоение материала в игровой форме.
Задачи. Обучающие: воспроизвести место ладьи в начальном положении, изучить ход ладьи, взятие фигур; повторение и закрепление движения изученных шахматных фигур (пешка, конь), активизировать мыслительную деятельность, вырабатывать навык работы с шахматной доской;
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, внимание и логическое мышление, тактильное восприятие;
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы, воспитывать чувство такта, уважения к своему партнеру, вырабатывать уверенность в своих силах, способности к соперничеству.
Оборудование: комплекты шахмат, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Загадка:
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться. (Шахматы)
— Мы с вами продолжаем путешествие по Шахматной стране.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
а) Отгадайте загадку
Здесь секрет горизонталей уж другой,
Но он простой:
Цифрой их обозначают,
Цифры с первой до восьмой.
Знают все ребята в мире
И в Берлине и в Москве:
Клеток здесь 64
Поместились на…… (Шахматной доске)
(Дети берут шахматные доски.)
б) Правильное расположение шахматной доски (проверка)
На углы всегда гляди,
Что б у правого угла
Клетка белая была! (Дети проверяют.)
в) Жеребьевка (определить, кто играет белыми, кто черными фигурами)
г) Расстановка шахматных фигур.
Цель: Закрепление расположения каждой из фигур в начальной позиции, связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
(Дети по очереди называют друг другу основные признаки выбранной фигуры, по очереди отгадывают название загаданной фигуры, ставят фигуру на свое место в строгом порядке, при этом проговаривая особенности данной фигуры: ферзь любит свой цвет, ладьи занимают углы, рядом с ладьями кони и т.д.)
3. Учебная игра с ограниченным количеством фигур на поле.
Цель: Закрепление знаний и умений движений на поле изученных фигур.
(Дети сосредоточены только на этих фигурах, процесс запоминания движения фигур идет быстрее, исчезает страх перед большим количеством шахматных фигур, что увеличивает желание научиться играть в шахматы даже у слабых учеников).
Задание № 1.
Цель: закрепление движения на шахматном поле пешки, превращение пешки.
Загадка:
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.
(Пешка)
— На поле оставляем только отряды пешек. Победит тот, кто первый срубит все пешки противника.
— Кто начинает ход первым? (белые фигуры)
-Как ходит пешка? (только вперед)
— Как бьет пешка? (наискосок)
— Что может произойти с Пешкой, если она пройдет весь путь до конца шахматной доски? (пешка может стать любой фигурой, если белая пешка достигнет 8-й, а черная 1-й горизонтали)
Задание № 2.
Цель: закрепление движения на шахматном поле коня.
Загадка:
Я бываю деревянный,
Из пластмассы – я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались , кто такой?
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но все же….
(конь)
— На поле – пешки и кони. Победа ждет того, кто первый срубит все фигуры противника.
— Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)
— Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», единственная фигура, которая может перескакивать, перепрыгивать через другие фигуры).
3. Физминутка.
Цель: обеспечить активный отдых организму детей, ослабить наступающее утомление, внести эмоциональный заряд; параллельно идет тренировка логического и абстрактного мышления, развитие воображения.
— Кто знает, что обозначает слово Каламбур? (Ответы детей)
Каламбур – шутка, игра слов.
— Сделай паузу в игре, Доскажи словечко мне. Если ты знаток фигур, Отгадай мой каламбур: |
|
— У него большая роль, а зовут его …(король) |
Поднимаемся на носочки — руки вверх |
— Самый главный в войске есть, а для вас он просто ….(ферзь) |
Прыжки, ноги врозь — руки в стороны, Ноги – вместе, руки вверх – хлопок над головой |
— Не фигура, а насмешка — это маленькая …. (пешка) |
Руки на пояс — приседания |
— Не отвесит вам поклон! Не индийский, хоть и …. (слон) |
Ноги на ширине плеч, наклоны (правая рука – к левой ноге, левая рука – к правой ноге) |
— Коли ходишь наугад, можешь сделать только…(пат) |
Ходьба на месте |
4. Формирование новых знаний и умений.
(Мотивация учебной деятельности. Самоопределение темы занятия.)
Загадка:
Стою на самом краю,
Путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут не скажу.
-Кто догадался, о какой фигуре сегодня пойдет речь?
— Сформулируйте Тему занятия (ответы детей)
— Фигуру вам представлю я
С красивым именем — ладья!
Как танк могучий и стальной,
Она несется по прямой.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Любые ей доступны дали…..
И она умеет делать ловко
Ход необычный – рокировку!
Шахматная фигура – Ладья. На шахматной доске Ладья напоминает башню непреступной крепости. Во Франции и других странах мира она называется – Тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях – лодках, которые в старину назывались лодьями, что эта фигура в итоге превратилась в ладью. Старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но сегодня в шахматы играют во всем мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. В конечном результате эта фигура стала похожа на башню, а название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две. Ладья ходит только прямо.
— Где стоят ладьи до начала игры? (по краям)
— Чему мы сегодня должны научиться? (ответы детей)
5. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
Учебная игра с ограниченным количеством фигур на поле (пешки, кони, ладьи)
Цель: Включение нового знания в систему знаний и закрепление.
— Победитель тот, кто уничтожит все фигуры противника первым.
7. Рефлексия деятельности (итог занятия).
Глава 3
Белая ладья
– Теперь, братцы, я буду учить вас играть, – сказал Незнайка.
– А я и так знаю, как в шахматы играют. Вот так! – закричал Пиноккио и поставил на шахматной доске друг на дружку две черные ладьи, две белые ладьи и белого ферзя.
?
?
?
?
?
– Вот и не так, – сказал Незнайка. – Каждый противник играет только своими фигурами. Один – светлыми фигурами – белыми, другой – темными фигурами – черными.
????????
????????
????????
????????
И играют противники совсем не так, фигуру на фигуру ставить нельзя. Их ставят на клеточки. Одну фигуру можно поставить посередине только одной клеточки. Вот поставим на шахматную доску белую ладью. В шахматах противники по очереди делают ходы – двигают свои фигуры с клетки на клетку по особым правилам. Посмотрите, как ходит ладья. Она ходит только по линиям – прямым дорожкам доски: влево, вправо, вперед и назад. За один ход ладья может пройти на любую клетку своей линии, – и Незнайка стал двигать белую ладью, показывая все ходы, которые она может сделать из этого положения:
– Теперь сами потренируйтесь, – сказал Незнайка.
Дюймовочка робко взялась за белую ладью и толкнула ее через две клетки влево. Вот так:
Затем ход белой ладьей сделал Пиноккио. Он по двинул ее в угол. Вот так:
А Чиполлино переместил белую ладью в правый угол. Вот так:
Долго ходили человечки белой ладьей по шахматной доске, побывали на всех ее полях.
Необыкновенным человечкам очень понравилось учиться играть в шахматы, но больше всех радовался Незнайка – ведь он был учителем.
Советы родителям
Ребенок познакомился с терминами белые, черные, линия, ход, начал осваивать ход ладьи.
Читая малышу текст сказки, руководствуйтесь принципом посильности, разрешите ребенку передвигать белую ладью за Пиноккио, Дюймовочку, Чиполлино. Если ребенок еще не может правильно перемещать ладью за персонажей сказки, показывайте ходы ладьи сами и просите малыша повторять за вами. Детям старше 5 лет можно объяснить, что линии бывают вертикальные (черно-белые дорожки, которые проходят от одного противника к другому) и горизонтальные (черно-белые дорожки, которые идут слева направо). Добавьте, что по-другому вертикальные линии называют вертикалями, а горизонтальные линии – горизонталями. Практика показывает, что ребенку, не достигшему пятилетнего возраста, трудно устойчиво отличать горизонталь от вертикали, выговаривать и запоминать эти слова. Предложите малышу: – из кубиков двух цветов выложить линию. Хорошо, если грани кубиков в размер полей вашей шахматной доски, тогда кубики можно разместить на шахматной доске; – раскрасить в клетчатой тетради дорожку – «линию»; – начертить «линию» мелом на асфальте.
Для изучения возможностей ладьи поиграйте с ребенком в следующие дидактические игры:
«На одну клетку». Делайте с ребенком по очереди ходы белой ладьей, но только на соседнее поле по вертикали или горизонтали. Учите ребенка ставить ладью аккуратно в середину клетки.
«Через клетку». В этой игре белая ладья должна каждый раз перепрыгивать через одну клетку.
«Через две клетки». А здесь вы по очереди ходите ладьей через два поля.
«Большой прыжок». Проводится аналогично предыдущим играм, но ладья перемещается через 3, 4, 5, 6 полей. Рекомендуется для занятий с детьми старше 4,5 лет. «Поворот». После каждого вашего хода малыш следующий ход ладьей совершает в перпендикулярном направлении, «поворачивает» белой ладьей.
«Задача направления». Расположитесь с ребенком с одной стороны шахматной доски. Задайте малышу направление движения ладьи и количество полей, на которое она пойдет. Например: «Налево на одно поле». Ребенок делает этот ход и дает задание вам. Давайте малышу посильные задания. Приблизительно максимальное количество полей, которое может точно отсчитать ребенок, соответствует его возрасту, т. е. 3 года – три поля и т. д. Эта дидактическая игра очень важна и для подготовки ребенка к школе.
«Туда-сюда». Сделайте какой-нибудь ход белой ладьей. Ребенку надо вернуться ладьей назад, на исходное поле. Потом поменяйтесь ролями.
«Длинный ход». Попросите малыша сделать ход ладьей из какого-нибудь конкретного положения на максимальное количество клеток.
«По всем углам». Поставьте белую ладью в один из углов шахматной доски. Предложите малышу «пробежаться» белой ладьей по всем угловым клеткам и вернуться на исходное поле.
Если ребенку трудно осваивать ход ладьи, например, малыш, делая «длинные» ходы, все время соскакивает ладьей на соседнюю линию или ходит ею наискосок, поиграйте на фрагментах шахматной доски, маскируя «лишние» поля. Для дидактических игр рекомендуем такие фрагменты: две клетки на две, две на три, две на четыре, три на три, три на четыре, четыре на четыре. Получить подобный набор фрагментов можно и разрезав картонную доску (например, выпускаемую полиграфической фабрикой[2] «Малыш»).
Условимся называть доску восемь на восемь клеток «большой» доской, а фрагменты шахматной доски – «маленькими» досками. Поиграйте с ребенком в дидактические игры «На одну клетку», «Поворот», «Задача направления», «Туда-сюда», «По всем углам» и на маленьких досках. Когда малыш овладеет ходом ладьи, переходите к чтению четвертой главы.
* * *
Идея фрагментирования игральной доски для начального обучения ряду игр, в том числе и игре в шахматы, подробно раскрыта в следующих заявках на изобретения: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Устройство для обучения игре в шахматы», заявка № 4336153/12 от 30 ноября 1987 г.; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Способ формирования игрового поля шахматной доски», заявка № 4370451/12 от 30 ноября 1987 г.; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Устройство доски для обучения игре в шахматы», заявка № 4434069/12 от 11 мая 1988 г.; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Способ формирования фрагментов игрового поля шахматной доски», заявка № 4435554/12 от 11 мая 1988 г. В последующих главах методика первоначального обучения с использованием фрагментов шахматной доски будет достаточно полно описана.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
ГЛАВА V
ГЛАВА V
Филиппины расположены на бесчисленном множестве островков. Если соединить их, то это будет не такое обширное государство. Страна невелика, но кажется, нет границ ее сердечности. Здесь живет удивительно доброжелательный народ, который любит петь, умеет строить,
ГЛАВА VI
ГЛАВА VI
Корчной носит с собой счетчик Гейгера.В зале разрешают фотографировать три минуты, когда партнеры, не задумываясь, делают первые ходы. Едва истекают три минуты, у сцены появляется миловидная строгая дама в форменном платье и обращает к зазевавшемуся
ГЛАВА VII
ГЛАВА VII
Когда-то «Морнинг пост» (была в Англии такая преждевременно состарившаяся и мирно почившая газета) писала: «Если англичанину не остается гордиться ничем другим, он гордится своим воспитанием».Это было сказано не так давно. Но с другой стороны, кажется, что очень
ГЛАВА IX
ГЛАВА IX
Эти сообщения дадут советскому читателю представление о том, что и как писала местная пресса о матче в Багио.В первой нашей беседе (вторая состоялась в Москве, и рассказ о ней ниже) я прошу Виктора Батуринского прокомментировать прессу. И вообще ход матча.— Со
ГЛАВА X
ГЛАВА X
Этот разговор произошел в самолете, летевшем из олимпийского Мюнхена.Мой товарищ Владимир, смотревший с первого до последнего дня соревнования штангистов, перелистывал блокнот и время от времени цокал от восхищения:— Сегодня мухачи справляются со штангой,
ГЛАВА XI
ГЛАВА XI
Автор предлагает рассмотреть одну далеко не бесспорную проблему. Он хочет дать повод для размышлений и тренерам, и спортсменам, и спортивным организаторам — всем тем, кто так или иначе причастен к спорту и кто одинаково близко принимает к сердцу его радости и
ГЛАВА XII
ГЛАВА XII
Выступая на встрече с писателями Москвы, Анатолий Карпов рассказывал:— Итак, после семнадцатой партии обе делегации достигли соглашения на основе взаимных уступок. Мы решили, что можем принять некоторые условия претендента, он принял некоторые наши. Однако он
Упражнение IV. «Ладья»
Упражнение IV. «Ладья»
В самом названии этого упражнения заложено положение тела. Зоной-мишенью являются большие грудные мышцы, особенно места прикрепления их к грудине.
УПРАЖНЕНИЕ IV. «ЛАДЬЯ»
Для выполнения этого упражнения необходимо лечь на живот, вытянуть мыски (носки)
Глава 7 Ладья против слона
Глава 7
Ладья против слона
– А теперь Дюймовочка играет белой ладьей, а Пиноккио – черным слоном, – сказал Незнайка.
Дюймовочка увидела, что черный слон Пиноккио атакует ее белую ладью, и передвинула ее вперед, в дальний угол шахматной доски.– Караул, на моего слона
Глава 13 Белая пешка
Глава 13
Белая пешка
– А какие шахматные фигуры самые слабые? – спросила Дюймовочка.– Пешки, – ответил Незнайка и поставил на шахматную доску белую пешку.
Пешки ходят только вперед: на одну клетку по прямой. Поэтому в таком положении у белой пешки есть только один
Глава 17 Ферзь, король, ладья и слон против пешки
Глава 17
Ферзь, король, ладья и слон против пешки
– Я вам говорил, что пешка самая слабая фигура… пока не превратится в ферзя. Сейчас вы поиграете пешкой против других фигур и сами увидите, кто сильнее. Вот первое положение, – проговорил Незнайка и поставил на шахматную
Глава 20 Ферзь, ладья и слон против коня
Глава 20
Ферзь, ладья и слон против коня
Пиноккио поднял белого коня над головой и посмотрел на товарищей:– Ну, кто сразится с моим скакуном?– Мой черный ферзь сразится, – проговорила Дюймовочка. Пиноккио поставил белого коня в центр. И Дюймовочка поставила черного ферзя
Глава 28 Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход
Глава 28
Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход
– Теперь, братцы, поучимся ставить мат, – неторопливо проговорил Незнайка и одно за другим расставил на шахматной доске четыре таких положения.
– Сначала решите четыре задачи, где мат в один ход черному королю дает белый