Рассказ о лексике русского языка 6 класс

Главная » Лексика » Лексика: характеристика, разновидности, понятия

Лексика: характеристика, разновидности, понятия

Лексика

Лексика — слово многозначное. Под лексикой понимается и наука (лексикология), и словарный запас (лексикон). В разных значениях она разделяется на более конкретные термины.

Что это — лексика ?

Трактовки термина следующие:

  1. Словарный запас какого-либо языка
  2. Совокупности понятий, терминов, значений по областям их использования: научная, бытовая, экзотичная, техническая, военная, диалектная, профессиональная, жаргонная, устаревшая лексика.
  3. Совокупность слов, собранных вместе по происхождению: интернациональная, исконно русская, западнославянская лексика.
  4. Какой-либо стилистический раздел в общем словарном запасе языка: нейтральная, возвышенная, экспрессивная, поэтическая, просторечная, вульгарная лексика.
  5. Совокупность характерных слов, выражений, определяющих литературное направление, стиль конкретного писателя или художественного произведения: сентименталистская, лексика Есенина или «Вещего Олега».

В любых значениях лексика – это совокупность слов, объединенных общей характеристикой. Именно она считается центральной частью языка, которая именует, формирует и передает знания о предметах и явлениях.

Лексика русского языка в таблице

Типы лексики

У каждого существующего языка – своя лексика. Она разделяется на два масштабных пласта:

  • Общеупотребимая. Второе название – литературная. Та совокупность слов, которая понятна каждому носителю языка.
  • Специальная. Разделяется на ряд дополнительных подкатегорий: профессиональная (используется только представителями отдельных специальностей, профессий), социальная (сленг, жаргонизмы), территориальная (диалекты отдельных местностей), устаревшая (историзмы, которые понятны уже не всем современникам).

Лексика – это наука, разграничивающая словарный запас языка на категории:

  1. Нейтральные слова. Они составляют большую часть общего словарного запаса языка. Главная характеристика: они могут использоваться в текстах любого стиля.
  2. Стилистически окрашенные слова. «Комплексирование» — это один из примеров. Употребляются только в конкретных текстах: художественных, научных, официально-деловых, либо в просторечии. Вне этих сфер их использование неуместно.
  3. Есть специфические виды лексики – фразеологизмы. Это синтаксически цельные, устойчивые сочетания слов. Представлены речевыми штампами, загадками, клише, поговорками, пословицами, крылатыми выражениями. Кроме них, выделяются устойчивые словосочетания: субстантивные («непочатый край»), наречные («спустя рукава») и глагольные («гасить горькую»).

Характеристика разновидностей лексики

Отдельно выделяется инвективная лексика – это оскорбительные слова, неприличные формы, выражения, которые направлены на унижение чести и достоинства человека.

Инвективная лексика – это брань, ругательства, нецензурные выражения. Они употребляются и устно, и в письменной речи.

Диалектная лексика – свойственная коренному населению определенной местности. Ее особенность – преимущественно устное употребление в бытовой речи. Диалектная лексика – это подгруппы:

  1. Фонетические. Изменение произношения слова: вместо «человек» — «циловек», «кочка» — «кочькя», «немцы» — «немчи».
  2. Грамматические. Распространено употребление слов среднего рода как женского (южнорусские говоры), замена предложного падежа дательным (северорусские диалекты).
  3. Отдельные лексические единицы. Своеобразные «синонимы» общеупотребительных слов: «даже» — «инда», «недавно» — «намедни».
  4. Отдельный разряд диалектизмов – этнографизмы. Эти слова и явления характерны только для определенной местности и не встречаются нигде больше («коты» — лапти из бересты).

Существуют также лексические заимствования (последних десятилетий, исторические). Это составляющая лингвистических заимствований – процессов усвоения одним языков, слов, значений и выражений, характерных для другого.

Лексическое заимствование – переход значения и формы слов с последующей грамматической и фонетической адаптацией. Притом заимствуется не только цельная лексическая единица, но и суффиксы, префиксы, реже – окончания.

Выражение и содержание

С позиции плана содержания лексика разделяется на:

  1. Знаменательные слова, выступающие членами предложения с номинативными функциями («мальчик», «выбирал», «холодно») и служебные, вспомогательные (предлоги, союзы, частицы).
  2. Конкретные (называющие определенный предмет) и абстрактные (объединяющие кого-либо, обобщающие что-либо).
  3. Синонимы. Слова, которые пишутся, произносятся по-разному, но обозначают нечто схожее («машина» и «автомобиль»).
  4. Антонимы. Прямо противоположные друг другу понятия («горячий» и «ледяной»).
  5. Гипонимы. Цепочка подчиняющихся друг другу слов («перцы»-«пасленовые»-«растения»).

С позиции плана выражения лексика представляет собой:

  1. Омонимы. Слова, что пишутся и произносятся одинаково, но обозначают совершенно разные явления и предметы («кран водопроводный» и «кран башенный»).
  2. Омофоны. Слова, которые произносятся схоже, но пишутся по-разному («компания» и «кампания»).
  3. Омографы. Данные слова на письме одинаковые, но произносятся с разным ударением («замОк» и «Замок»).
  4. Омограммы. Отличные грамматические формы, которые при этом пишутся и поизносятся одинаково («мой цветок – принадлежащий мне цветок» и «мой комнату – мыть комнату»).
  5. Паронимы. Внешне схожие слова, обладающие различными значениями. («романтичный юноша»-«романтический стиль произведения»).

Лексикой занимаются три научных направления.

Науки о лексике

Словарный запас языков изучается несколькими науками:

  1. Лексикология (изучает слово). Лингвистический раздел, конкретно посвященный лексике. Разделяется дополнительно на две категории – общую и частную. Лексика изучает слова и их значения, историю формирования современного словарного запаса, взаимоотношения различных понятий, функциональные отличия слов.
  2. Семантика. Еще один лингвистический раздел, изучающий смысловое значение отдельных языковых единиц. Основной инструмент – семантический анализ. Семасиология – устаревшее название этого направления.
  3. Ономасиология. Характеризуется как теория номинации или наука об именах. Считается одним из ответвлений семантики с той разницей, что противопоставляется семасиологии. В ономасиологии ход исследований от конкретной вещи к мысли о ней, обозначению данного предмета своим именем.

Если говорить кратко, лексика – это наука, изучающая слово.

Лексические понятия

Существует ряд терминов, характерных для науки о слове:

  1. Лексическая ошибка – неверное употребление близких по значению слов. Или неразграничение носителем языка паронимов и синонимов. «Свободная вакансия»: лексическая ошибка – использовать как «свободное место». «Возле меня свободная вакансия» — не верно. А «на заводе появилась свободная вакансия (рабочее место)» — правильно.
  2. Лексический повтор – название стилистической фигуры. Это намеренное повторение автором одного и того же понятия или целой речевой конструкции. Лексические повторы – это придание эмоциональности, экспрессии. Прием используется в рамках художественного текста.
  3. Лексическая единица – это отдельные слова. Другое значение – абстрактная единица для морфологических анализов.
  4. Лексико-грамматический разряд – совокупность схожих в лексическом значении слов, что ведет появление общих грамматических признаков. В разряд входят, к примеру, собирательный тип существительных. Слово не только обозначает совокупность, но и не изменяется по числам («паства», «ребятня»).

Лексика – это словарный запас каждого языка. Так сокращенно называется наука о слове (лексикология). Внутри нее выделяются специфические лексические понятия.

Лексика


Лексика

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 689.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 689.

В данной статье, предназначенной для учеников 5 класса, рассмотрим, что такое лексика, чем данный термин отличается от термина «лексикология», какие пласты лексики бывают в русском языке.

Определение

Лексика – это совокупность слов языка, словарный состав.

Термин «лексика» греческого происхождения: «lexikos» – «относящийся к слову».

Лексика и лексикология

Раздел языкознания, который занимается изучением лексики, называется лексикологией. Это значит, что наукой, изучающей слова с точки зрения их смыслового значения, является не лексика, а лексикология.

Лексика не является разделом языкознания и тем более не является наукой.

Классификации лексики

Лексика по значению бывает однозначная и многозначная. Некоторые слова могут иметь только одно лексическое значение, некоторые – два и более.

По происхождению слова бывают исконно-русскими и заимствованными. Исконно-русскими являются те слова, которые возникли в самом русском языке, заимствованными – слова, пришедшие в русский язык из других языков.

По происхождению также выделяют старославянизмы.

По употреблению лексика в русском языке бывает общеупотребительной и ограниченной в употреблении. Общеупотребительной является лексика, использующаяся всеми носителями русского языка, независимо от их профессии или места жительства. К ограниченной лексике относятся: профессиональная (слова, употребляемые людьми определенной профессии), диалектная (слова, употребляемые жителями той или иной местности) и жаргонная (слова, употребляемые в узком, социально ограниченном кругу людей).

По смысловым отношениям лексика делится на синонимы (слова со схожим значением), антонимы (слова с противоположным значением), омонимы (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению) и паронимы (слова, сходные по звучанию, но разные по значению).

С точки зрения истории языка лексика делится на историзмы (слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода), архаизмы (слова, вышедшие из употребления, но замененные новыми словами) и неологизмы (новые слова).

Заключение

Что мы узнали?

Лексика (греч. lexikos – относящийся к слову) – это совокупность слов языка, словарный состав. Лексика не является наукой или разделом языкознания. Разделом языкознания, занимающимся изучением лексики, является лексикология. Лексика делится на различные пласты: по значению (однозначные и многозначные слова); по происхождению (исконно-русская, заимствованная, старославянская); по употреблению (общеупотребительная и ограниченная в употреблении (профессиональная, диалектная, жаргонная)); по смысловым отношениям (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы); с точки зрения истории языка (историзмы, архаизмы, неологизмы).

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Артем Золотов

    5/5

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 689.


А какая ваша оценка?

Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.

Лексика это, лексикология это

Что изучает лексика?

Лексика сама по себе ничего не изучает. Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология, и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.

Итак, лексика – совокупность слов. Можно говорить о лексике языка (вообще любого, не только русского), лексике художественного произведения (к примеру, “Войны и мира” Толстого), лексике Бродского, лексике медиков, даже о “лексике подворотни”.

Минимальная лексическая единица – это слово. Аспектов изучения слов в языкознании много, и лексикология ориентирована на изучение их значения, происхождения, исследование динамики словарного состава, отражения действительности в словаре. Так, лексикология рассматривает причины появления неологизмов и способы их образования, процессы устаревания слов и выпадения их из активного словаря, разбирает значения фразеологических оборотов и сочетаний.

Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности. Лексика объединяет слова именно по значению, так же она и структурируется: образуются группы слов, сформированные по определенным характеристикам, —  к примеру, антонимы. Формальные признаки слов тоже учитываются: так объединяются омонимы и паронимы.

Лексика живого языка очень динамична и пластична, в ней постоянно появляются новые слова, а иные переходят из активного словаря в пассивный – тот, которым мы не пользуемся, но значения слов понимаем.

Лексика с точки зрения происхождения и употребления

Лексикология включает в себя разделы, изучающие слова и словосочетания в разных аспектах. Так, семантика исследует смысловые значения единиц языка, фразеология – устойчивые речевые обороты, этимология – происхождение слов и выражений, ономастика изучает имена собственные, в том числе имена и фамилии людей, лексикография – теорию и практику составления словарей, ономасиология – разбирает процессы наименования в направлении от явления или предмета к слову, его обозначающему.

Обучающий материал

  • Прямое и переносное значение слова
  • Что такое синонимы
  • Что такое антонимы
  • Что такое омонимы
  • Что такое омофоны
  • Что такое омоформы
  • Что такое паронимы
  • Какие слова называют заимствованными
  • Что такое диалектные слова
  • Что такое неологизмы
  • Что такое архаизмы
  • Отличие архаизмов от историзмов
  • Что такое фразеологизмы
  • Что такое олицетворение
  • Что такое сравнение
  • Что такое эпитет
  • Что такое метонимия
  • Что такое синекдоха
  • Что такое метафора
  • Что такое аллегория
  • Что такое гипербола
  • Что такое литота
  • Что такое градация
  • Что такое ирония
  • Что такое сарказм
  • Что такое перифраза
  • Что такое анафора
  • Что такое эпифора
  • Что такое инверсия
  • Что такое оксюморон
  • Что такое риторический вопрос
  • Что такое аллитерация
  • Что такое антитеза

Лексикология — это раздел языкознания, в котором изучается слово как основная единица языка, а также словарный состав (лексика) языка в целом.

По употреблению и происхождению слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, эмоционально окрашенные слова, устаревшие слова, неологизмы, а также исконно русские слова и заимствования.

Общеупотребительные слова — это слова, которыми мы пользуемся в обыденной речи, их употребляют все независимо от места жительства и профессии. Это наименования предметов, явлений, качеств, действий.

Пример:

вода, дружба, дерево, чай, красный, маленький, ехать, играть, говорить и т. д.

В русском языке есть слова, которые знают и употребляют в речи только определённые группы людей. Такие слова называются необщеупотребительными.

Пример:

яруга (овраг) встречается в речи жителей некоторых мест, шамот (огнеупорная глина) — в речи металлургов.

Профессионализмы — это слова, характерные для речи людей той или иной специальности, профессии. Часто профессионализмы помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.

Наиболее употребительная профессиональная лексика зафиксирована в толковых словарях. Она имеет помету спец. (что значит «специальное»); другие пометы указывают, с какой конкретно сферой связаны слова, например: техн. — техническое, морск. — морское.

Пример:

густопсовый (название качества собаки — в речи собаководов),

подвал (статья, занимающая низ газетной полосы — в речи полиграфистов),

запаска (запасное колесо — в речи автослесарей и шофёров),

загон (запасные свёрстанные тексты — в речи редакторов газет),

лапки и ёлочки (виды кавычек — в речи корректоров и полиграфистов).

Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Наиболее употребительные диалектизмы даются в толковых словарях с пометой обл. (то есть «областное»).

Пример:

балка (овраг),

гуторить (говорить),

бучило (глубокая яма с весенней водой)…

Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

Многие жаргонизмы очень выразительны, что способствует их быстрому переходу в просторечие.

Пример:

баксы (доллары США), ящик (телевизор), трубка (телефон), слинять (уйти)…

Эмоционально окрашенные слова не просто называют предметы, но и выражают отношение говорящего к ним. Эмоциональная окраска может быть отрицательной и положительной.

Эмоциональная окраска слова отражается в толковых словарях специальными пометами: неодобр. (неодобрительное), высок. (торжественное, высокое), груб. (грубое), бран. (бранное), пренебр. (пренебрежительное), уменьш.-ласк. (уменьшительно-ласкательное) и др.

Отрицательно окрашенные слова:

кляча (пренебр.) — не просто лошадь, а плохая лошадь;

вонять (груб.) — дурно пахнуть;

лодырь (неодобр.) — лентяй, бездельник.

Положительно окрашенные слова:

водрузить (высок.) — водрузить знамя победы; 

солнышко (уменьш.-ласк.) — ласковое обращение к дорогому человеку.

Устаревшие слова — это слова, вышедшие из активного повседневного употребления. К таким словам относятся:

историзмы — слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений;

архаизмы — слова, вытесненные словами более точными и удобными с точки зрения говорящего.

В толковых словарях такие слова помещаются с пометой устар. (устаревшее).

Историзмы: кафтан, веретено, треуголка.

Архаизмы: ветрило (парус), чело (лоб), глас (голос).

Неологизмы — это слова, возникающие в языке с появлением новых предметов или понятий. Также выделяют авторские неологизмы — слова, придуманные и использованные в произведениях поэтами и писателями.

Пример:

спонсор, сериал, плеер, кварки (элементарные частицы), хромодинамика (раздел физики)…

Исконно русские слова — это слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития.

Пример:

аршин, баловать, глаз, живот, корм, малина, мальчик, опека, судьба, хлам и др.

Заимствованные слова — это слова, которые пришли в русский язык из других языков.

Пример:

офис, бокс, трамвай, азимут, шоколад, хаки, пингвин, астра, студент, акула и др.

Фразеология — это раздел науки о языке, изучающий цельные по значению устойчивые словосочетания.

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению.

Пример:

водой не разольёшь (о крепкой дружбе),

дуть на воду, обжёгшись на молоке (излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках),

мрачнее тучи (быть очень сердитым),

седьмая вода на киселе (дальние родственники).

Обобщающий урок в 6 классе

по теме «Лексика»

Цели и задачи урока.

Образовательные:

  • Повторить и обобщить тему «Лексика»;

  • Способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

  • Закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

  • Повышать творческую активность учащихся;

  • Совершенствовать грамматический строй речи, чуткости и внимательности к слову.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к родному языку;

  • Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения знаний на практике.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Презентация  Power Point

  • Карточки с заданиями

  • Тест

Ход урока.

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя. Психологический настрой на работу.

(1 слайд)

-Доброе утро, дорогие ребята!

Одному или одной трудно справиться с бедой,

Слово МЫ сильней, чем Я,

Мы- семья, и мы –друзья!
Нам пора начать урок,

Все волнения отбросьте-

Не забудьте: у нас гости!

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.

-Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».

Создание проблемной ситуации

Ребята, у меня к вам вопрос: любите ли вы решать задачи?

А давайте сейчас решим одну:

(2 слайд)

У вастрюли было 7 брукостей, а брякостей в 5 раз больше. Сколько брякостей у вастрюли?(ответ: 35 брякостей)

-А что обозначают все эти слова (брукости, брякости, вастрюля?)

Почему мы не можем о них ничего сказать?

Ответ учащихся: у них нет лексического значения.

Учитель: Правильно, ребята.

А какой раздел науки изучает слова и их лексическое значение ?

— Правильно, «Лексикология». Вы непроизвольно назвали тему нашего урока .С разделом «Лексика» мы знакомы давно. Значит цель нашего сегодняшнего урока какова?

Учащиеся отвечают: сегодня мы будем повторять и закреплять знания теме «Лексика».

Молодцы, ребята!

А проведем мы наш урок в форме путешествия по страницам устного журнала.( 3 слайд)

1 страница журнала «Терминологический диктант»(4 слайд)

Задание1: Определить слова по их лексическому значению и записать их в тетрадь.

1 Все слова языка(лексика)

2Словарный запас одного человека(лексикон)

3.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению(омонимы)

4Слова, которые употребляют люди той или иной местности.(диалектизмы)

5. Новые слова, недавно появившиеся в языке.(неологизмы)

6. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)

7. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы)

8 Слова, которые употребляют люди той или иной профессии.(профессионализмы)

9.Слова, вошедшие в русский язык из других языков(иноязычные)

(5 слайд)

2страница журнала « Неспроста слово молвится».

Задание 2.

Люблю обычные слова, как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны.

— Объясните о каком предмете идет речь в отрывке из повести А.П.Гайдара «Дальние страны».

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

«…………………………..»,- догадался Петька.

(компас)

— Как вы догадались? Что вам помогло узнать предмет?

(лексическое значение слова)

— Где мы можем узнать лексическое значение непонятного нам слова?

(В толковом словаре)

— Кому необходим в дороге компас? ( Путешественникам).

Работа в группах

Так как мы сегодня путешествуем, определите лексическое значение слов компас и путешественник по толковому словарю.(1 ряд и второй ряд)

(6 слайд-ответы)

Компас-Прибор для определения стран света (сторон горизонта).

Путешественник-Человек, совершающий путешествия с научными целями.

(7 слайд)

— Выпишите из текста слова с пропущенными буквами : первый ряд – слова с проверяемыми безударными гласными, второй – с непроверяемыми

(Проверка работы-8 слайд))

1 ряд:ОсмЕлевший,заинтерЕсовали, фОтографа, бОльшой, заклЕбалась.

2 ряд: Палатке,мЕталлические,прЕдметы.

— К какому словарю мы можем обратиться, чтобы проверить правописание словарных слов?

(Орфографическому).

(9 слайд)

3 страница нашего журнала «И то, да не то, и так, да не так».

Задание 3.( Работа в парах)

-Отгадайте загадки. На каком явлении построены эти шуточные вопросы?

1. Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха.)

2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. ( Хребет.)

3. Какое ушко ничего не слышит? ( Иглы.)

4. Какой косой нельзя косить? ( Девичьей, песчаной.)

5. Из какого крана нельзя напиться? ( Из подъемного.)

6.Каким ключом замка не откроешь?(в котором вода)

На каком явлении, ребята, построены эти шуточные вопросы?

( Это многозначные слова.)

-Благодаря чему образуются многозначные слова?

( Переносному значению.)

(10 слайд)

Задание 4.

-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.(под диктовку)

Вет…рок спросил, прол…тая Отчего ты рож… з…л…тая?

А в ответ к…л…ски шелестят З…л…тые руки растят.

— Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов. (Золотая, золотой.)

— Какие еще слова употреблены в переносном значении?

( Спросил, шелестят.)

— Как называется такой прием в литературе?

(Олицетворение.)

Физкультурная минутка.

-Отдохнем чуть-чуть от дела, разомнем немного тело.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

(11 слайд)

4страница нашего журнала «Слова- близнецы».

— Какие слова в «Лексике» можно назвать близнецами?

( Омонимы.)

— Какие слова называют омонимами? ( Правило.)

Задание 5.

Бежит ручей, звенит ручей, волной своей играет.

А снизу бурные ключи в бока его толкают.

-Есть ли омонимы в данных предложениях? Объясните его значение.

Какие еще значения имеет слово ключ?

(Скрипичный, гаечный, дверной.)

-Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

(12 слайд)

Переходим к 5 странице нашего журнала с таким теплым названием

«Слова-братья.»

— Как вы думаете, о каких словах пойдет речь? ( О синонимах.)

— Какие слова называются синонимами?

— Почему их можно назвать братьями?

Задание 6.

Задание от Незнайки «Исключите лишнее слово».Задание 7.

-Придумайте и запишите синонимы к слову доброта.

(Сердечность, милосердие, душевность.)

(13 слайд)

6 страница « Слова- спорщики».

Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.

Ты- со мною, я-с тобой, разные мы очень

Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь.

( Антонимы.)

— Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)

Задание 9.

— Прочитайте стихотворение «Друг и враг».

-Подумайте, почему некоторые слова «ссорятся» друг с другом?

Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.

Слово ДРУГ- любитель игр, ВРАГ- любитель драк.

Повстречались на беду, начался скандал,

Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,

Ну а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.

Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.

День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

— Выпишите из стихотворения слова- антонимы.

(14 слайд)

Страница 7 « Что делает нашу речь образной».

Молвит слово-соловей поет.

Говорит, словно реченька журчит.

— Когда так говорят?

(Когда человек образно, точно, ярко выражает свою мысль.)

Вывешивается таблица.

РЕЧЬ

Яркая

Образная

Точная

Выразительная

— Какие средства художественной выразительности

помогают сделать нашу речь образной, выразительной? ( Таблица.)

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Синонимы.

Олицетворения

Задание 10.

Творческая работа.

— Напишите мини- сочинение по по опорным предложениям.

Помните, ваша речь должна быть (читаем табл.1.), для этого в ней обязательно должны быть (табл.2.)

(15 слайд)

Опорные предложения.

Наступила осень. Дует ветерок. Солнце дарит тепло. Под ногами шуршат листья. Плывет туман.

(Чтение работ учащимися.)

(16 слайд)

Страница 9. «Итоги урока».

-Мы подошли к последней страничке нашего необычного журнала.

Пора подвести итоги нашей работы.

Задание 11.

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки изучает слова?

а) лексика

б) фонетика

в) морфология

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:

а) синонимы

б) омонимы

в) антонимы

3.Слова, противоположные по значению:

а) омонимы

б) антонимы

в) синонимы

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

б) омонимы

а) синонимы

в) антонимы

Проверка тестов. Выставление оценок.

17 слайд

Домашнее задание по выбору учащихся:

1) написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед.

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

2) Выписать из художественной литературы примеры использования синонимов, омонимов, антонимов для усиления выразительности речи.

В завершении урока учащиеся показывают с помощью смайликов какое у них настроение.

Тест

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки изучает слова?

а) лексика

б) фонетика

в) морфология

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:

а) синонимы

б) омонимы

в) антонимы

3.Слова, противоположные по значению:

а) омонимы

б) антонимы

в) синонимы

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

б) омонимы

а) синонимы

в) антонимы

РЕЧЬ

Яркая

Образная

Точная

Выразительная

Средства художественной выразительности:

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Синонимы.

Олицетворения

1. Каким гребнем не расчешешь голову?

2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю.

3. Какое ушко ничего не слышит?

4. Какой косой нельзя косить?

5. Из какого крана нельзя напиться?

6.Каким ключом замка не откроешь?

-Все ли слова синонимы в строчке? В листах контроля зачеркните лишнее слово.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, тихоня, озорник.

-Все ли слова синонимы в строчке? В листах контроля зачеркните лишнее слово.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, тихоня, озорник.

-Все ли слова синонимы в строчке? В листах контроля зачеркните лишнее слово.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, тихоня, озорник.

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

«…………………………..»,- догадался Петька.

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

«…………………………..»,- догадался Петька.

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

«…………………………..»,- догадался Петька.

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

«…………………………..»,- догадался Петька.

Русский язык

6 класс

Урок № 14

Слово и его лексическое значение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Что изучает лексикология.

2. Различные типы слов по значению: однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

3. Прямое и переносное значение слова, широкое и узкое значение слова.

Тезаурус

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел языкознания, наука, изучающая словарный состав языка.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Средство художественной выразительности.

Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми есть сходство.

Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение.

Омонимы – слова, похожие по звучанию или написанию, имеющие разные лексические значения.

Паронимы – слова, близкие по форме и звучанию, но разные по значению.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению.

Узкое значение слова – использование слова в конкретном, более точном и определённом смысле.

Широкое значение слова – использование слова в более обобщенном смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений.

Эпитет – образное определение, основанное на переносе значения. Средство художественной выразительности.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово лексика пришло к нам из греческого языка и означает «слово» или «относящийся к слову». Слово является главной единицей языка. Лексика изучает слово с точки зрения его значения. Словарный запас русского языка чрезвычайно велик. В Большом Академическом словаре русского языка, который начал выходить с 2004 года, содержится более 150 000 слов. Слово может иметь широкое или узкое значение. Узкое значение слова – использование слова в конкретном, точном и определённом смысле. Широкое значение слова – использование слова в обобщённом смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений. О значении слов можно узнать и в справочных электронных изданиях.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова: аккорд, мольберт, свёкла. Многозначные слова: грамота, журавль, ракета. Чтобы отличить многозначные слова от омонимов, слов с одинаковым написанием и звучанием, необходимо обратиться к Толковому словарю.

Омонимы:

Норка – маленькая нора;

Норка – зверёк.

Нужно помнить, что значения многозначного слова близки друг другу, в словарной статье они обозначены под цифрами внутри значений одного слова. Омонимы же обозначены как разные слова.

Чаще всего омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Больше всего омонимов среди существительных.

Близкие по значению, но разные по написанию слова называются синонимами. Это слова одной части речи. Часто в качестве синонимов выступают существительные, глаголы и прилагательные. Например: ученик – школьник; сверкать – блестеть; отважный – смелый.

Синонимы украшают речь, добавляют оттенки значений. Часто их используют для связи слов в предложении, чтобы избежать неоправданного лексического повтора, а также в качестве элемента для сжатия текста.

Синонимы для обозначения усиления действия: хныкать, плакать, рыдать, реветь.

Синонимы для обозначения ослабевания действия: сердиться, злиться, беситься, свирепеть.

Синонимы для обозначения яркости красок: жёлтый, лимонный, золотистый.

Противоположные по значению слова – антонимы. Они необходимы для выражения противопоставления одних явлений другим. Это слова одной части речи. Например, друг – враг; медленный – быстрый; прийти – уйти; дёшево – дорого.

Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению: ледяной – ледовый.

Слово может использоваться в художественном тексте с переносным значением. Эпитет – художественное определение. Например: золотая осень, робкое дыханье.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Поэтическую метафору надо отличать от слов с переносным значением.

Некоторые значения слов настолько срастаются друг с другом, приобретая дополнительные оттенки значений, что их невозможно употреблять друг без друга. Тогда они становятся устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами, которые украшают нашу речь.

Знание лексического значения слов формирует культуру речи как отдельного человека, так и народа в целом. Богатство лексики составляет основу русской художественной литературы.

О любви к русскому языку, о его величии и богатстве говорили многие русские писатели. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Примеры тренировочных заданий

Выделение цветом

Выделите цветом омонимы.

В саду разгорелись алые кисти рябин.

Мама подарила мне акварельные кисти.

В холле горел яркий свет.

Путешественники объехали весь свет.

После вторника наступила среда.

Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.

На землю упал лист клёна.

Мы поместили аппликацию на лист картона.

Правильные ответы:

В саду разгорелись алые кисти рябин.

Мама подарила мне акварельные кисти.

В холле горел яркий свет.

Путешественники объехали весь свет.

После вторника наступила среда.

Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.

На землю упал лист клёна.

Мы поместили аппликацию на лист картона.

Подчёркивания / зачеркивания элементов

В приведённых предложениях зачеркните «лишние» слова, чтобы не было речевой избыточности (плеоназма).

Мы посчитали точный хронометраж времени.

В газете опубликована статья о передовом авангарде нашей автомобильной промышленности.

Наступил месяц март.

В стихотворении говорится о молодых детях.

В ресторане можно найти прейскурант цен на летний сезон.

Главное для нас – это взаимная помощь друг другу.

В своей автобиографии автор упоминает школьных друзей.

Подсказка:

Авангард – передовая, ведущая часть общественной группы.

Прейскурант – справочник цен по видам и сортам товаров и по видам услуг.

Правильные ответы:

Времени, передовом, месяц, молодых, цен, взаимная, своей.

  • Рассказ о лекарственном растении подорожник 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о лекарственном растении 2 класс кубановедение
  • Рассказ о ледяной зоне 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о ледовом побоище 4 класс домашнее задание по литературе
  • Рассказ о ледниковом побоище 4 класс