Летопись
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 185.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 185.
Летопись – жанр русской литературы средневековья. Летописи и жития – первые произведения русской литературы. Летописцы старались запечатлеть воспоминания об исторических событиях. Так что такое летопись?
Что такое летопись?
Летопись – оригинальный жанр древнерусской литературы. Летописи велись на Руси с XI века по XVII век. Летописи составлялись в монастырях монахами или при дворах князей и фиксировали события русской истории. Предметом изображения в летописи могли являться события, представлявшиеся важными автору или лицу (например, князю), по распоряжению которого составлялся текст. В летописи по годам фиксировалась информация о княжениях, войнах, государственных переворотах, стихийных бедствиях, договорах. Авторы летописей основывались как на имевшихся у них документах, так и на устных рассказах, имевших легендарный характер (если событие относилось к древности), а иногда и на собственных впечатлениях (если летописец сам являлся свидетелем того или иного исторического события).
Существует большое число летописных сводов. Самым популярным в наше время считается “Повесть временных лет”, созданная монахом Нестором около 1113 года на основе других, более ранних летописных сводов.
“Повесть временных лет”
Одними из первых произведений древнерусской литературы были летописи.
Около 1113 года ученым монахом Киево-Печорского монастыря Нестором была составлена “Повесть временных лет”, в которую вошли рассказы об исторических событиях, о крещении Руси, предания, повествования, посвященные русским князьям, содержащие хвалу Владимиру и Ярославу Мудрому, но осуждение междоусобных воин. В сказаниях из летописи прославляется преданность русских людей отечеству, непримиримость к врагам, готовность защищать Русь.
В летописи есть “Сказание о Кожемяке” – юноше, который вызвался встретиться с сильнейшим печенежским воином в рукопашном бою и победил его, чем спас русскую землю от разорения печенегам и в 992 году.
Что мы узнали?
В данной статье дается определение слову “летопись”, раскрываются характеристики и особенности данного жанра. Также указываются основные факты о древнейшем памятнике русской литературы – “Повести временных лет”.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Даша Котова
5/5
-
Елена Нестерова
3/5
Оценка статьи
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 185.
А какая ваша оценка?
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по литературе на тему «Древнерусские летописи» (5 класс)
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Жанровое своеобразие
Страница Ипатьевской летописи
Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в. -
3 слайд
Жанровое своеобразие
Над летописями работала целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы. -
4 слайд
История летописания
Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, когда Русь начала бороться за церковную и политическую независимость.
Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав. -
5 слайд
История летописания
Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за три моря” Афанасия Никитина и др. -
6 слайд
Содержание летописи
В летописных сводах отражались гл. образом события местного значения (рождение и смерть князей, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов). -
7 слайд
Повесть временных лет
Наиболее известная из ранних летописей, дошедшая до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года. -
8 слайд
Повесть временных лет
«Повесть временных лет» — это ансамблевое произведение, так как в него входят разнообразные жанры: сказание, житие, молитва, летописная повесть, кодексы, договоры. -
9 слайд
Сюжет «Повести временных лет»
«Повесть временных лет» — это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о великих началах: начале русской государственности, начале русской культуры, о началах, которые, по убеждению летописцев, сулят в грядущем могущество и славу их Родине. -
10 слайд
Основные герои древнерусских летописей
Героями летописей являлись в первую очередь князья. В «Повести временных лет» рассказывается о князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневековой Руси. -
11 слайд
Основные герои древнерусских летописей
Нестор рассказывает об Олеге. Князь Олег — первый киевский князь из рода Рюриковичей. В летописи говорится, что Рюрик, умирая, передал власть своему родственнику, Олегу. Объединив славянские племена, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 069 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 15.09.2020
- 599
- 63
- 14.09.2020
- 259
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Пасикова Светлана Геннадьевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 3 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 13924
-
Всего материалов:
6
1
ЛЕТОПИСИ. ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ Презентация подготовлена ученицей 5 а класса МОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской области Ракович Александрой Prezentacii.com
2
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачев
3
Основные термины Основные термины: Летописец – составитель летописи. Летописание – составление летописи. Летопись — погодная запись исторических событий, производимая современником.
4
Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века.
5
Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие письма, перенесенного к нам из Болгарии.
6
Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор.
7
В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература?
8
В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги — летописи. Памятник первой русской библиотеке
9
Что такое летопись ? «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Пушкин Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы XI – XVII вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы XI – XVII вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.
10
Как создавались летописи? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте. При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
11
Страница древнерусской летописи Страница старинной книги Лист пергамента Пергаментный свиток
12
Храм Покрова- на-Нерли Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Легенда гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь. Именно так был задуман и построен белокаменный храм Покрова на Нерли, поставленный неподалеку от новой русской столицы – города Владимира, и резиденции Великого князя в Боголюбово. Он напоминает платок, сброшенный с небес на землю.
13
Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе Ярославе Мудром (сыне князя Владимира Красно солнышко) был основан первый на Руси монастырь — Киево- печерский. Печерским (или печерским — от слова пещера) он назывался оттого, что первые его обитатели в качестве жилища использовали пещеры в высоком и обрывистом берегу реки Днепр.
14
Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев — Нестора. В. М. Васнецов г.
15
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей. Преподобный Нестор- летописец. Икона. Нач. XX века.
16
Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». Преподобный Нестор- летописец. Икона. XIX век.
17
Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей на создание новых памятников культуры.
18
Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития) тех, кто жил с Нестором в Киево-печерском монастыре. Но главным подвигом жизни Нестора явился труд над составлением древнейшей из дошедших до нас летописи, которая называется «Повесть временных лет».
19
Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первое княжить и откуда Русская земля начала быть».
20
О летописи «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.
21
Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской. М. Антокольский. Нестор-летописец.
22
Остромирово Евангелие
23
Известие о походе Мамая Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского», XVI в. XVI в.
24
Миниатюра из Радзивиловской летописи
25
Лаврентьевская летопись Нижегородский Печёрский монастырь Копия сделана в 1377 году монахом Лаврентием по заданию суздальско- нижегородского князя Дмитрия Константиновича.
26
Славяне на Днепре Н. К. Рерих г. Темпера, пастель, картон. 67 х 89. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
27
Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще.
28
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Летопись — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Об этом старинном жанре (что это?) русской историографии приходилось слышать каждому.
В начальной школе ученикам объясняют, что слово «летопись» происходит от старославянского «лето», то есть «год».
Получается, летопись – это описание годовых событий? Давайте узнаем, так ли это.
Летопись — это…
Летопись – это жанр древнерусской литературы, который представляет собой развёрнутое изложение исторических событий в хронологической (погодовой) последовательности.
На Западе подобные письменные свидетельства о событиях истории назывались хрониками или анналами.
Летописанием занимались монахи, так как монастырские школы были единственными центрами письменной культуры в Древней Руси. Наиболее мощный пласт дошедших до нас летописных документов датируется 14-17 веками.
Однако известны и более ранние источники, к которым относится первая киевская летопись «Повесть временных лет» (11-12 века).
События последней восходят к временам сотворения мира, исчисляют начало русской государственности от 862 года и завершаются 1117 годом.
Если сформулировать, что такое летопись, кратко, то можно дать следующее определение:
это исторический документ, сборник письменных свидетельств о государственно значимых событиях каждого года.
При первой встрече с термином на вопрос «Что такое летопись?» в 4 классе допустимо ответить:
«Письменный рассказ об исторических событиях прошлого».
Самые древние летописные списки
В зависимости от того, в каком монастыре составлялась летопись, кем она была обнаружена, какие стилистические отличия от первоисточника имеет, летописания делятся на списки, редакции и изводы.
Наиболее известными среди источников, дошедших до наших дней, считается Лаврентьевская летопись. Она датируется 1377 годом и приписывается монаху Лаврентию.
Более двух столетий этот ценнейший документ хранился в Рождественском монастыре г.Владимира, затем перешёл в частную коллекцию русских древностей, откуда был выкуплен графом Мусиным-Пушкиным.
В историографических очерках Лаврентьевскую летопись иногда называют Пушкинской, но к великому русскому поэту А.С.Пушкину это прямого отношения не имеет).
Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору Александру I, который отправил её на хранение в Публичную библиотеку (ныне – Российскую национальную библиотеку). Там она находится и сегодня.
У документа имеется 6 списков, самый известный из которых — Ипатьевская летопись. Она получила своё название благодаря тому, что была обнаружена в Ипатьевом монастыре под Костромой.
В 1809 году историк Н.М.Карамзин нашёл рукопись в Библиотеке Академии Наук. Документ хранится там доныне. Графологи распознали в тексте документа пять различных почерков, принадлежавших разным переписчикам, так что единого мнения о происхождении списка нет.
Помимо Ипатьевской летописи, официально существуют следующие списки Лаврентьевской летописи:
- Хлебниковский (Несторовский) – предположительно 1560 год, Киево-Печерская лавра (образ летописца Нестора опоэтизирован А. С. Пушкиным в поэме «Борис Годунов»);
- Погодинский – более поздняя (1620 год) копия Хлебниковского, некоторое время принадлежала писателю М. Погодину, который передал её Николаю I;
- Список Яроцкого;
- Ермолаевский;
- Краковский.
Первоисточником летописи монаха Лаврентия было киевское летописание, но записи об исторических событиях создавались и в других городах.
Свои летописи велись в Новгороде, Пскове, Чернигове. Позже были обнаружены белорусские, молдавские, казацкие, Сибирские и Башкирские летописи.
Жанровые особенности летописей
Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы несколькими стилистическими и содержательными особенностями:
- установкой на достоверность;
- анонимностью;
- стремлением найти событиям настоящего аналог в библейском прошлом;
- обращением к фигурам исторических персонажей (князей, воевод, других государственных деятелей);
- оценочностью.
Установка на достоверность предполагала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную трактовку того или иного события.
Например, смерть князя Олега от коня своего, впоследствии пересказанная Н.М.Карамзиным в «Истории государства Российского» и превращённая в балладу (что это?) А.С.Пушкиным, не может считаться исторически установленным фактом, но при этом считается летописным преданием (что это?).
Правила монашеской жизни исключали институт авторства.
Писательство считалось делом богоданным: тот, чьей рукой водил Бог, должен был остаться в тени. Скромность и смирение не позволяли летописцу присваивать произведение себе, поэтому указания имён переписчиков встречаются в текстах (что это?) рукописей редко.
Христианская картина мира предполагала безусловную веру в то, что происходящие события продиктованы волей Божьей, что они являются частью Замысла, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Завета.
В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневавшим Господа.
Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения (что это?).
Одним князьям они симпатизировали, других награждали нелестными характеристиками. Всё «своё» оценивалось положительно, «чужое» — как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это характерно для описания недавнего прошлого или настоящего (по отношению к пишущим) времени.
Заключение
Стоит хотя бы однажды почитать русскую летопись, чтобы понять, что это за документ.
Любопытно познакомиться с особой летописной интонацией, проникнуться размеренным и величавым духом сменяющих друг друга столетий, вчитаться в события смутного прошлого, из которых складывались судьбы страны, полюбоваться простотой и прозорливостью родного языка, находящего верное имя каждому явлению и лицу.
Летопись – это слепок истории государства в том виде, какой хотели бы видеть её хранители национальной культуры (что это?). Здесь много поводов для размышлений над русской душой и характером народа.
Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.
Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.
Что такое летопись?
Летопись — один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.
Какие события заслуживали упоминания в летописях?
Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.
Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.
В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.
Общие черты известных летописей
1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.
2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.
3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.
4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.
Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами
Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.
Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, — элементы народных сказаний.
Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.
В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?
Самые известные летописи
Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:
Название летописи | Период описываемых событий | Время создания самого раннего известного списка |
Повесть временных лет | От сотворения мира до начала XII века | Начало XII века |
Ипатьевская летопись | От сотворения мира до конца XIII века | XV век |
Лаврентьевская летопись | От сотворения мира до начала XIV века | XIV век |
Воскресенская летопись | От родословной Рюриковичей до середины XVI века | XVI век |
Строгановская летопись |
XVI век |
XVII век |
Вплоть до XIX века считалось, что «Повесть временных лет» – это первая летопись на Руси, а ее создатель монах Нестор – первый русский историограф. Это предположение было опровергнуто А.А. Шхматовым, Д.С. Лихачевым и другими учеными. «Повесть временных лет» не сохранилась, но ее отдельные редакции известны по спискам в более поздних произведениях – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.
Летопись в современном мире
К концу XVII века летописи утратили свое историческое значение. Появились более точные и объективные способы фиксации событий. История стала изучаться с позиций официальной науки. А у слова «летопись» появились дополнительные значения. Уже не вспоминаем мы о том, что такое летопись, когда читаем заголовки «Летописи жизни и творчества N», «Летопись музея» (театра или любого другого учреждения).
Есть журнал, киностудия, радиопередача с названием «Летопись», а любителям компьютерных игр наверняка знакома игра «Летопись Аркхема».
1.
Да ведают потомки православных
земли родной минувшую судьбу…
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
на тему
«ДРЕВНЕРУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА. Летописи»
5 класс
2.
988 год –
принятие
Христианства
на Руси
↓
необходимость в
распространении
книг
Князь киевский
Владимир
Святославович
3.
Ещё одно последнее сказаньеИ летопись окончена моя…
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампадуИ, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
4.
Жанры древнерусской литературы
Летопись — (или летописа́ние) —
исторический жанр, представляющий
собой погодовую, более или менее
подробную запись исторических
событий. Запись событий каждого года в
летописях обычно начинается словами:
«В лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда
название — летопись.
5.
Виды повествования в
летописи:
1. Годовая запись (краткое сообщение о событии,
без описания)
2. Летописная повесть (подробный рассказ о
событии)
3. Некрологическая характеристика (описание
смерти князя и похвала ему)
6.
Другие жанры древнерусской литературы
1. Хождение – жанр, в котором описывались
всякого рода путешествия в иные земли и
приключения («Хождение за три моря Афанасия
Никитина).
2. Житие – описание жизни святого. Герой жития в
своей жизни следует наставлениям Христа и,
проходя через множество испытаний, становится
святым.
3. Поучение – жанр, в котором излагались правила
жизни, которые автор хотел донести до
читателя: он поучал его.
4. Послания
5. Сочинения ораторского жанра
7.
Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и
переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным
доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью.
Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам
прикреплялись кожаные завязки или застежки.
8.
Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык.
Радзивилловская летопись.
9.
Писали на пергаменте. Делали деревянные переплеты,
обтянутые кожей. Книги стоили очень дорого.
Хранились в монастырях
10.
Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым
летописцем был монах Киево-Печерской Лавры
Никон, которого называли Великим. Жизнь его
была полна бурных событий, он активно включался
в политическую борьбу против тех киевских
князей, которые свои интересы ставили выше
общероссийских.
В конце жизни Никон стал игуменом КиевоПечерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и
трудился над летописью.
11.
«Повесть временных лет»
(также называемая «Первоначальная летопись«)
12.
В начале 12 века монах Нестор составил
«Повесть временных лет» – одно из
замечательных произведений русской
литературы. До нас дошла эта повесть,
переписанная и отчасти переработанная
монахом Выдубецкого монастыря
Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод
творчества нескольких поколений
летописцев, так как при переписывании
летописей последователи неизбежно вносили
какие-то добавления, поправки, иногда
ошибались или добавляли новые сведения.
13.
М.М.Антокольский
14.
Мотивы «Повести…»:
«Се Повесть временных лет, откуда
есть пошла Русская земля, кто в Киеве
начал первый княжити, и откуда
Русская земля стала есть…»
•Сведения о происхождении
славян
•Описание территории
Русской земли, о населявших
её в древности племенах и
их обычаях
•Рассказ об основании Киева
и первых русских князьях.
•Повествование о принятии
Христианства на Руси.
•Рассказ о коварстве
Святополка (сына Владимира)
и о мудром княжении
Ярослава Мудрого.
15.
16.
17.
Речь грека-философа перед князем
Владимиром.
Миниатюра из Радзивилловской летописи
18.
19.
Поход русских князей на половцев. Миниатюра
Радзивилловской летописи 15 век.
20.
Рукописная страница книги
21.
Засуха 1092 года. Миниатюра
Радзивиловской летописи. XV век
22.
23.
Язык «Повести временных лет» широко отражает устную
разговорную речь своего времени. Прямая речь
исторических лиц занимает существенное место в
летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к
вымышленным речам, — он всегда точен и строго
фактографичен в передаче высказываний своих героев.
В летописи широко представлена специальная
терминология: военная, охотничья, юридическая,
церковная.
Часто летописец использует народные пословицы и
поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует
о необычайно высоком уровне развития культуры устной и
письменной речи в XI – XII вв.
24.
25.
Освящение Десятинной церкви.
Миниатюра из Радзивиловской летописи
26.
Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя
Владимира.
27.
Русский флот. Миниатюра
Радзивилловской летописи.
28.
Аскольд и Дир просят разрешение у кн. Рюрика
отправиться в Константинополь.
Ильина Л.Д.
учитель русского языка и литературы
ОБОУ «Суджанская школа – интернат»
г. Суджа Курская область сентябрь 2015
Да ведают потомки православных
земли родной минувшую судьбу…
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
на тему
«ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Летописи»
5 класс
Ещё одно последнее сказанье-
И летопись окончена моя…
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду-
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Жанры древнерусской литературы
Летопись . Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».
Жанры древнерусской литературы
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина).
Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.
Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью. Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки.
Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык.
Радзивилловская летопись.
Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских.
В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.
«Повесть временных лет»
(также называемая «Первоначальная летопись«)
В начале 12 века монах Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.
М.М.Антокольский
Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в ее средневековом понимании.
Нестор ведет свой рассказ от «Всемирного потопа» и распределении земли между сыновьями Ноя. Рассказывает об образовании народов и языков. Передает библейскую легенду о Вавилонском столпотворении.
Как утверждает Нестор, славяне первоначально жили вдоль Дуная. Отсюда и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племен и народностей.
Речь грека-философа перед князем Владимиром. ..
Миниатюра из Радзивилловской летописи
Поход русских князей на половцев. Миниатюра Радзивилловской летописи 15 век.
Рукописная страница книги
Засуха 1092 года. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV век
Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, — он всегда точен и строго фактографичен в передаче высказываний своих героев.
В летописи широко представлена специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная.
Часто летописец использует народные пословицы и поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв.
Освящение Десятинной церкви.
Миниатюра из Радзивиловской летописи
Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира.
Русский флот. Миниатюра Радзивилловской летописи.
Аскольд и Дир просят разрешение у кн. Рюрика отправиться в Константинополь.
1. http://сергиев-посад.рф/wp- content/uploads/2015/07/4040fc852e5471b78d0c9aca4147cdc0.jpeg?bde82e
2. http://veshenskiy-prihod.narod.ru/detskaya/image056.jpg
3. http://veshenskiy-prihod.narod.ru/detskaya/image056.jpg
4. http://100knig.com/wp-content/uploads/2014/02/15-e1392207309863.jpg
5. http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=714&mmedia=IMAGE
6.http://cdn-nus-1.pinme.ru/pin-upload-static/photos/3c3f0401bd8b0602468ba6069debadc8_b.jpg
7.http://ukrmap.su/program2009/uh7/7_1314/130.jpg
8.http://russianbronze.com/images/stories/nestor—322.jpg
9.http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=854&mmedia=IMAGE
10.http://www.blinovaoksana.ru/images/——_r6yr6315.jpg
11.http://artpolitinfo.ru/wp-content/uploads/photo-gallery/Vasnezov/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86%20%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80.jpg
Электронные ресурсы:
12.http://strochki.net/wp-content/uploads/2013/03/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0.jpg
13.http://vremya4e.com/uploads/posts/2015-09/1441449267_img22028129.jpg
14.http://www.archive.gov.tatarstan.ru/res/files/10_5_329_b.jpg
15.http://cs621816.vk.me/v621816399/1a39a/Uzh_738XwiU.jpg
16.http://www.1543.su/VIVOVOCO/VV/BOOKS/DANGER/BOOK_2.JPG
17.http://meest-online.com/wp-content/uploads/2014/05/76723.b.jpg
18. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/Radzivil_Vladimir_campaign_on_Korsun.jpg
19. http://4.bp.blogspot.com/-Rx84wk09zFI/UO6JGnKgqmI/AAAAAAAAQ48/W5XaCWkId8k/s1600/%C2%AB%D0%9F%D0%BE-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%B0%C2%BB.-%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C.-%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80.jpg
20.http://ic.pics.livejournal.com/tarasow_ilya/41025476/205117/205117_900.jpg
21.http://deduhova.ru/statesman/wp-content/uploads/2014/03/4.jpg
Летопись – это особый жанр, характерный для литературы Руси. Летописные тексты также можно встретить в национальной литературе Чехии, Украины, Беларуси, Польши, Латвии и Литве. Наиболее распространенными являются древнерусская и древнепольская летописи.
Эти письменные источники содержат главный объем информации о нашем прошлом, который никакие артефакты не заменят. Так вот, что же такое летопись, сколько их и что они собой представляют?
Содержание
- Почему ЛЕТОпись, а не ЗИМАпись?
- Жанровые особенности
- Особенности русских летописей
- Важнейшие летописные своды
- Заключение
Почему ЛЕТОпись, а не ЗИМАпись?
Летопись (или летописание) — исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись.
В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.
Источник: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. ISBN 5–93264-026‑X.
Наиболее древние русские летописи — монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке − 1377 г.), и Ипатьевская XV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII века. Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью.
Летописи, в отличие от хроник и анналов, содержат исторические документы, устные предания (часто мистического характера) и выдержки из предыдущих хроник в сочетании с текстом самого летописца.
Источник: Д.С. Лихачев; Н. Понырко (1986): Истории Древней Руси. 3–515-07560–7.
Летописи содержат огромный материал. Это исторические факты, и примеры из библейской, а также античной истории и истории соседствовавшей с нами Византии, «жития» «повести», «слова», а также тексты агиографического характера, сказания, послания, и даже тексты документов. В частности, это международные договоры и различные правовые акты.
Жанровые особенности
Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы несколькими стилистическими и содержательными особенностями:
- установкой на достоверность;
- анонимностью;
- стремлением найти событиям настоящего аналог в библейском прошлом;
- обращением к фигурам исторических персонажей (князей, воевод, других государственных деятелей);
- оценочностью.
Установка на достоверность предполагала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную трактовку того или иного события.
Например, смерть князя Олега от коня своего, впоследствии пересказанная Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского» и превращённая в балладу А.С. Пушкиным, не может считаться исторически установленным фактом, но при этом считается летописным преданием.
Правила монашеской жизни исключали институт авторства.
Писательство считалось делом богоданным: тот, чьей рукой водил Бог, должен был остаться в тени. Скромность и смирение не позволяли летописцу присваивать произведение себе, поэтому указания имён переписчиков встречаются в текстах рукописей редко.
Христианская картина мира предполагала безусловную веру в то, что происходящие события продиктованы волей Божьей, что они являются частью Замысла, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Завета.
В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневавшим Господа.
Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения.
Одним князьям они симпатизировали, других награждали нелестными характеристиками. Всё «своё» оценивалось положительно, «чужое» — как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это характерно для описания недавнего прошлого или настоящего (по отношению к пишущим) времени.
Особенности русских летописей
Летописные тексты относятся к трем основным типам:
- синхронные записи по годам,
- «хроники» ретроспективного характера, то есть рассказы о событиях прошлого,
- летописные своды.
Самыми древними рукописными текстами летописей считаются пергаментные «Летописец вскоре патриарха Никифора» (XIII век), затем идет Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода (относящийся ко второй половине XIII века, и затем ко второй четверти XIV века), так называемая Лаврентьевская летопись (1377) и несколько более поздняя Ипатьевская летопись (1420‑е годы).
Литературные произведения также весьма часто использовались в летописях, подменяя собой исторические источники. Так среди них нам известны: «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хожение за три моря» купца Афанасия Никитина и др.
Понятно, что взгляды летописцев не имели ничего общего с нашим сегодняшним взглядом на вещи. В них очень мало сведений об отношениях экономического характера, зато много внимания уделено деянием князей и царей, а также их окружению, деятельности церковных иерархов, и, разумеется, войнам. О простых людей так фактически ничего нет. Народ в летописях обычно «безмолвствует».
Интересно, что у большинства известных нам русских летописей их названия носят условный характер, и не соответствуют их собственным названиям. Почему так получилось? Ну, конечно, не из-за происков каких-то мифических заговорщиков, а в ранний период их изучения, когда названия давались им в зависимости от их происхождения, мест хранения, и даже принадлежности какому-то лицу.
Также условна и нумерация в наименовании некоторых летописей. Например, Новгородские первая — пятая, Софийские первая и вторая, Псковские первая — третья. Она никак не связана со временем их написания, увы, это так, а исключительно с порядком публикации или иными привходящими обстоятельствами.
Другим интересным фактом, характеризующим русские летописи, является их анонимность. Летописцы очень редко вписывали в текст какие-либо сведения о себе, а если и позволяли персонифицированные вольности, то лишь для того, чтобы подчеркнуть, что люди они простые, не книжные, то есть… «передавать все будут без прикрас. Все как есть!».
С другой стороны, составители летописных текстов часто ссылаются в качестве источника информации на самих себя: «прииде сам и видел, и слышал», либо знакомых «самовидцев», которым, случалось, видеть и «полк Божий на воздусях», и разные другие подобные этому чудеса.
Очень важно подчеркнуть, что в основе всех летописей древнерусского периода лежит древнерусский извод церковнославянского языка, включающий, однако, множество заимствований из древнерусского разговорного языка и делового. Этим он отличаются от сугубо религиозных текстов.
Но кроме этих двух стилистических особенностей в летописях имеются и значительные диалектические отличия. То есть характерные языковые особенности в лексике, фонетике, указывают нам на регион написания тех или иных летописных сочинений.
Грамматика и синтаксис труднее поддаются локализации, но, тем не менее, и эти особенности речи фиксируются и помогают в атрибуции сочинений. А вот белорусско-литовские летописи написаны на западнорусском письменном языке, который тоже надо было знать, но который в центральных районах России был малоизвестен.
Важнейшие летописные своды
Лаврентьевская летопись
Древнейший летописный свод, дошедший до нашего времени. Сохранилась в единственном пергаментном списке XIV в. (1377 г.) на основе более ранней рукописи. Названа по имени переписчика монаха Лаврентия. До начала XVIII в. летопись хранилась в Рождественском монастыре во Владимире. В 1791 г. владельцем рукописи стал граф А. И. Мусин-Пушкин, который в начале XIX в. передал ее в дар императору Александру I.
Изложение событий в летописи доведено до 1304 г. Рукопись содержит текст «Повести временных лет» — крупнейшего исторического памятника Средневековой Руси, созданного в 1110‑х гг., а также отражает владимирское и тверское летописание. Лаврентьевская летопись оказала большое влияние на ряд более поздних летописных сводов.
Ипатьевская летопись
Древнейший из дошедших до наших дней общерусский летописный свод в редакции конца XIII-начала XIV вв. Старейший сохранившийся список (первой четверти XV в.) был обнаружен Н. М. Карамзиным в Ипатьевском монастыре (в Костроме), что дало летописи ее название.
Ипатьевская летопись содержит тексты «Повести временных лет» (второй по древности список после Лаврентьевской летописи), Киевского летописного свода 1198 г., а также Галицко-Волынскую летопись – уникальный источник, дающий сведения о Галицкой и Владимиро-Волынской землях.
Радзивиловская летопись
Сохранилась в уникальной рукописи XV в., содержащей более 600 миниатюр. Текст летописи близок к по содержанию к Лаврентьевской летописи и ряду других летописных сводов, писание событий доведено до 1205 г. В XVII в. рукопись принадлежала представителям литовского аристократичесгого рода Радзивиллов, затем хранилась в дворцовой библиотеке Кенигсберга (Пруссия), где с ней ознакомился Петр I во время Великого посольства.
В середине XVIII в. рукопись Радзивиловской летописи была привезена из Кенигсберга в Москву для публикации по предложению М. В. Ломоносва и осталась в России в связи с началом Семилетней войны.
Огромную ценность представляют содержащиеся в летописи многочисленные миниатюры, выполненные, вероятно, несколькими мастерами и иллюстрирующие описываемые события. Они, в частности, дают представления о средневековых русских костюмах, вооружении и архитектуре.
Новгородская первая летопись (НПЛ)
Важнейший источник по истории Новгородской земли, представляет собой группу летописных текстов, составлявшихся с XII по XV вв. при кафедре Новгородских епископов и архиепископов. Старший из двух изводов (редакций) сохранился в единственном списке XIII-XIV вв., младший представлен несколькими более поздними списками.
Новгородская первая летопись содержит огромный массив сведений об истории Новгорода, жизни и деятельности его князей, архиепископов и выборных должностных лиц (посадников, тысяцких), о важнейших событиях внутренней и внешней политики, а также о происходящем в ряде других русских земель.
Особенно подробно в летописи отражены события XIII в., включая отношения Руси и Орды и противостояние Новгорода экспансии Ливонского ордена.
Никоновская летопись
Была создана 1520‑х – 1530‑х гг. в Москве при митрополичьей кафедре. В первоначальной редакции описание событий доведено до 1520 г.
Летопись представляет собой один из крупнейших памятников позднего русского летописания, включает материалы из ряда более ранних летописей (Симеоновской, Иоасафовской, Новгородоской пятой), а также материалы «Хронографа 1512 г.», церковного сборника, жития святых, сказания.
Ряд сообщений Никоновской летописи по ранней истории Руси содержится только в этой летописи и не подтверждается другими источниками.
Лицевой летописный свод (Лицевой свод)
Богато иллюстрированное 10-томное летописное произведение, созданное в 1560‑х – 1580‑х гг. События в Лицевом своде описываются «от Сотворения мира» и до 1567 г. в правление Ивана IV. Часть текста свода по ранней русской истории утрачена.
По своему содержанию текст Лицевого свода носит, преимущественно, компилятивный характер, составлен на основе более ранних русских летописей. По своей идеологической направленности текст произведения обосновывается законный и священный характер власти русских «самодержцев».
Множество миниатюр на страницах летописи тесно связаны с текстом и служат иллюстрациями к нему, на их создание повлияли как иллюстрации к более ранним русским летописям, так и гравюры их европейских печатных книг.
В Лицевом своде представлена самая обширная на то время портретная галерея русских князей (большинство портретов – воображаемые). Подготовка к изданию и публикация Лицевого свода осуществлены в 2004–2006 гг.
Новый летописец
Рукописная летопись, созданная ок. 1630 г. в правление Михаила Федоровича Романова. Описание событий в летописи от правления Ивана IV доведено до 1630 г.
Является важнейшим источником по истории «Смутного времени», содержит тексты многочисленных документов того времени, а также сочинений современников и участников событий, представляет официальную концепцию русской истории с обоснованием законности утверждения власти династии Романовых.
Заключение
Стоит хотя бы однажды почитать русскую летопись, чтобы понять, что это за документ. Это слепок истории государства в том виде, какой хотели бы видеть её хранители национальной культуры. Здесь много поводов для размышлений над русской душой и характером народа.
Любопытно познакомиться с особой летописной интонацией, проникнуться размеренным и величавым духом сменяющих друг друга столетий, вчитаться в события смутного прошлого, из которых складывались судьбы страны, полюбоваться простотой и прозорливостью родного языка, находящего верное имя каждому явлению и лицу.