Рассказ о лицее где учился пушкин

Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем. 

Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.

История Царскосельского лицея

Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования. 

Сперанский Михаил Михайлович

Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.

Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.

Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.

Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости. 

Герб Царскосельского лицея

В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».

Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности. 

За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.

Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

Открытие Царскосельского лицея 1811

На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка. 

Лицейская комната

Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.

Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.

За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.

Традиции образования в лицее

Для обучения принимали дворянских детей в возрасте 12 — 13 лет.

Пушкин лицеист

У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе. 

Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.

Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.

В состав программы обучения входили:

  • русская словесность;

  • гимнастика;

  • иностранные языки;

  • исторические дисциплины;

  • математика;

  • изящные искусства;

  • нравственные дисциплины.

Образование воспитанникам давалось разностороннее. Это было одной из основных идей, применяемых в воспитании лицеистов. После окончания учебного заведения выпускник мог работать и в гражданской и в военной сферах.

Царскосельский лицей

В этом образовательном учреждении неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика.

Несмотря на строгий распорядок дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным.

Обязательными занятиями были:

  • музыка;

  • иностранные языки;

  • рисование.

В лицее действовали строгие правила. На протяжении учебного года выезжать из него было запрещено.

В лицее была собрана библиотека, в которой имелось более 800 томов, относящихся к философии, литературе, политической экономии, собрано множество стихов. Это было значительным богатством, так как в это время в России ещё не было общественных библиотек. Первая из них (Императорская Публичная библиотека) была учреждена только через три года после открытия лицея.

Одной из особенностей этой школы было то, что для физических упражнений, игр и прогулок им отводилось гораздо больше времени по сравнению с остальными учебными заведениями.

Известные воспитанники Царскосельского лицея

Первый выпуск Царскосельского лицей был богат на талантливых, выдающихся людей. 

Первый выпуск лицеистов

В качестве примера можно привести не только Пушкина, но и его друзей: Матюшкина, Пущина, Вальховского, Дельвига, Горчакова, Корфа, Кюхельбекера. 

У каждого из них во время учёбы были свои прозвища. Например, у Пушкина это было — «Француз». Некоторые из выпускников стали известными поэтами.

Интересные факты о пушкинском лицее

Первым директором этого учебного заведения был Василий Фёдорович Малиновский, известный в то время дипломат и публицист. Он занимал эту должность с 1811 по 1814 гг. Малиновский начал собой список директоров Царскосельского лицея.

Директоры Царскоселького лицея

После него на протяжении 9 лет эту должность занимал Егор Антонович Энгельгарт (1814-1823). Впоследствии на эту должность был назначен Фёдор Григорьевич Гольгоер. Он руководил Царскосельским лицеем до 1840 года.

О лицеистах хорошо заботились — прекрасно кормили, для них шил мундиры придворный портной Мальгин. Во время Отечественной войны 1812 г. казна была разорена. Это отразилось на содержании питомцев лицея. Они стали ходить в сером, а вместо портера теперь им был положен квас. Лицеисты были недовольны тем, что теперь их форма стала такой же, как у штатских.

В конце 1811 г. в этом учебном заведении уже выпускалось два журнала. Они выходили на газетной бумаге, и издавались Кюхельбекером и Илличевским. На следующий год количество авторов расширилось. Теперь издавались:

  1. «Неопытное перо», которым занимались Пушкин, Дельвиг и Корсаков.

  2. «Для удовольствия и пользы», где авторами были Яковлев, Кюхельбекер и Вольховский.

1020779

В следующем, 1813 г., оба коллектива объединились. Они издавали журнал «Юные пловцы». Затем в течение трёх лет выпускался «Лицейский мудрец».

Наивысшей оценкой была единица. Чем выше была оценка, тем считалось хуже. Самой плохой из них была четвёрка. Однако также существовала дополнительная оценка. Лицеист мог получить ноль, если он демонстрировал полное отсутствие знаний.

По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.

Пушкин жил во время учёбы в лицее в келье № 14. Он помнил об этом в течение всей своей жизни. Будучи уже взрослым человеком, он иногда любил подписываться «№ 14» в память об этом.

Во время выпуска Пушкина директором был Энгельгарт. Он подарил всем по чугунному кольцу, которое символизировало крепкую дружбу. Поэтому весь первый выпуск называл себя «чугунным».

Лицейские годы Пушкина

Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина, поможет при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.

Царскосельский лицей — учреждение образования для дворянских детей императорской России XIX века. Сейчас это музей, но в его стенах до сих пор ощущается дух лицейского братства, о котором писал Пушкин. Лицей в Царском селе воссоздает именно ту обстановку, в которой учились великий поэт и его друзья.

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском учебном заведении, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам, рассказывая о том, как еще юный Саша Пушкин – француз, как звали его друзья, — удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала Царское село и лицей Пушкина, наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея, в котором учился Пушкин. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей учебный корпус и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан в 1811 году 19 октября. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Учреждение Царскосельского лицея состоялось по приказу императора Александра I. Воплотил в жизнь идею создания первого лицея такого ранга известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что здесь будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие Царскосельского лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На церемонии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей (Санкт-Петербург) – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые царскосельские ученики под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам, как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые царскосельские ученики обращались друг к другу на «Вы».

Лицей, где учился Пушкин в Царском селе, полностью отвергал физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого Царскосельского ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Царскосельским ученикам запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика лицея в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы Царскосельского лицеиста подчинялся четкому расписанию (А. С. Пушкин тоже жил по этому расписанию):

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Царскосельских мальчиков (в том числе Пушкина) обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что Пушкин и его товарищ могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского, который состоялся в 1817 году. Из ворот учебного заведения вышли его знаменитые выпускники:

  • А. П. Бакунин,
  • С. Ф. Броглио,
  • В.Д. Вольховский,
  • А. М. Горчаков,
  • П. Ф. Гревениц,
  • К. К. Данзас,
  • А. А. Дельвиг,
  • С. С. Есаков,
  • А. Д. Илличевский,
  • С. Д. Комовский,
  • А. А. Корнилов,
  • Н. А. Корсаков,
  • М. А. Корф,
  • К. Д. Костенский,
  • В. К. Кюхельбекер,
  • С. Г. Ломоносов,
  • И. В. Малиновский,
  • А. И. Мартынов,
  • Д. Н. Маслов,
  • Ф. Ф. Матюшкин,
  • П. Н. Мясоедов,
  • И. И. Пущин,
  • Н. Г. Ржевский,
  • П. Ф. Саврасов,
  • Ф. Х. Стевен,
  • А. Д. Тырков,
  • П. М. Юдин,
  • М. Л. Яковлев,
  • А. С. Пушкин.

Пушкин окончил Царскосельский лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба Царскосельского учебного заведения претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем пушкинский лицей (Царское село) был закрыт. В 1918 году Царское село было переименовано в город Пушкин.

В 1974 году в его здании был открыт Мемориальный музей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет — бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев — 18 мая;
  • День Пушкина в России — 6 июня;
  • День Лицейской годовщины — 19 октября.

Как добраться

Город Пушкин, где находится Царскосельский лицей, расположен недалеко от города Санкт-Петербург. До Пушкина можно добраться несколькими способами:

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути — около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • До Пушкина можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155 ). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, в Пушкин ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.

Что же такое Царскосельский Лицей?

Что же такое Царскосельский Лицей?

Авторский материал Галины Седовой, доктора филологических наук, заведующей Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина

Девятнадцатого октября 1836 года Пушкин и его друзья отмечали «Лицея день заветный» — годовщину открытия царскосельской школы, которая дала им «путевку в жизнь». В этот день Пушкин завершил обращенное к друзьям стихотворение, которое начиналось так:

Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечные невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды
И юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш…

Двадцатью пятью годами ранее, летом 1811 года, юный москвич Александр Пушкин неожиданно для себя оказался в Петербурге и вскоре стал воспитанником нового учебного заведения с непонятным названием «Лицей». Поначалу родители планировали определить его в Иезуитский коллегиум — престижное учебное заведение, популярное в кругу высшей аристократии. Но планы отца будущего поэта изменились, когда стало известно, что Царскосельский Лицей основан для обучения будущих «столпов отечества» и будет состоять под личным покровительством самого государя. По слухам, там должны были учиться братья царя — великие князья Николай и Михаил. Учить обещали бесплатно, в отличие от иезуитов, которые взимали за учение тысячу рублей в год.

not loaded

А. А. Тон. Царское Село. Вид на Лицей и церковный флигель Екатериненского дворца. 1822 г., Бумага, литография раскрашенная

not loaded

Современная фотография Мемориального Музея-Лицея. Фотограф Д. Махо

В литературе о Пушкине сложилось мнение, что Лицей защитил будущего поэта от военно-полицейской дисциплины иезуитов, от телесных наказаний и множества других воздействий и ограничений, препятствующих развитию свободной личности, — всего того, что известный пушкинист Б. С. Мейлах назвал «вколачиванием реакционных идей в головы воспитанников». Однако педагогику иезуитов отличал именно отказ от вдалбливания схоластических схем: учеников направляли на путь самостоятельного поиска истины через цепь размышлений и сомнений. Этот метод, применяемый в иезуитских пансионах обеих столиц, подготовил десятки свободомыслящих людей, ставших впоследствии в ряды участников декабристского движения. Впервые это заметил В. О. Ключевский, который писал: что «значительная часть людей, которых мы видели в списке осужденных по делу 14 декабря», вышли из пансиона иезуита Николя или были воспитаны гувернерами-иезуитами. Это были дети из аристократических семей Орловых, Меншиковых, Волконских, Бенкендорфов, Голицыных, Нарышкиных, Гагариных и др. «Кажется, католическое иезуитское влияние, — предположил В. О. Ключевский — встретившись в этих молодых [людях] с вольтерьянскими преданиями отцов, смягчило в них и католическую нетерпимость, и холодный философский рационализм. Благодаря этому влиянию сделалось возможным слияние обоих влияний, а из этого слияния вышло теплое патриотическое чувство».

В советской литературе степень прогрессивности учебного заведения определялась причастностью выпускников к событиям 14 декабря 1825 года. Однако при таком подходе Царскосельский Лицей, где учился Пушкин, оказывался далеко не на первом месте. Среди сокурсников поэта два человека вышли на Сенатскую площадь: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер; несколько человек не состояли в тайных обществах, но придерживались либеральных взглядов: Владимир Вольховский, Федор Матюшкин, Иван Малиновский. (Также к следствию по делу декабристов были привлечены выпускники II и III курсов Андрей Малиновский (сын первого директора) и Семен Жеребцов.) Признанным же лидером среди гражданских учебных заведений по «подготовке кадров» для будущего движения декабристов был Московский университетский Благородный пансион, из которого вышло около шестидесяти декабристов, а до них — В. А. Жуковский и А. С. Грибоедов.

Многие члены тайных декабристских организаций впитали свободомыслие, получая образование в частных пансионах иезуитов Мейера, Криля, аббата Доминика Шарля Николя. Иезуит Николь содержал самый престижный и самый дорогой пансион в Петербурге. У него за обучение платили до двенадцати тысяч рублей в год. Ученики Николя — князь С. Г. Волконский, братья Орловы (декабрист и член Верховного суда над декабристами), князья Гагарины, Голицыны, Дмитриевы. В движении декабристов приняли участие девять выпускников Иезуитского коллегиума, куда родители намеревались отдать Пушкина. Это А. П. Барятинский, кн. В. М. Голицын, Д. А. Искрицкий, В. А. Мусин-Пушкин, Н. Н. Оржицкий, И. В. Поджио, П. Н. Свистунов, А. А. Суворов — внук генералиссимуса, дядя которого (брат его матери) К. А. Нарышкин — также воспитанник иезуитов.

В Иезуитском коллегиуме учился один из самых близких Пушкину людей — князь П. А. Вяземский, который с большим теплом отзывался о своих наставниках, подчеркивая, что все они, «начиная с ректора, патера Чижа», были «просвещенные, внимательные и добросовестные наставники»; уровень их преподавания «был возвышен», и «желавшие учиться хорошо и основательно имели все способы к тому и хорошо обучались… Обращение наставников с воспитанниками было не излишне строгое: более родительское, семейное. Допускалась некоторая свобода мнений и речи».

not loaded

Здание Иезуитского коллегиума на наб. канала Грибоедова. Фотография из интернета

Не исключено, что подмеченная Пушкиным особая острота ума князя Вяземского — следствие воспитания, полученного им у иезуитов. Сравнивая иезуитский пансион с гимназией при Педагогическом институте (впоследствии — 2-я Санкт-Петербургская гимназия), где ему довелось завершать курс обучения, Вяземский заметил: «Учебный и умственный уровень заведения вообще ниже иезуитского как по отношению к преподавателям, так и в отношении к ученикам».

В том, что отец передумал определять Пушкина «к иезуитам», возможно, сыграла роль не только плата за обучение, но и степень подготовленности сына к прохождению курса наук. При поступлении в Лицей юный Пушкин проявил не самые блестящие знания. Отметку «очень хорошо» он получил только за «грамматическое познание» российского языка; «хорошо» — по французской грамматике и за «познание общих свойств тел». Экзаменаторы отметили, что он знает арифметику «до тройного правила» (Тройное правило считалось наиболее эффективным правилом арифметики и подразумевало поиск четвертого пропорционального x из пропорции x:a=b:c). А вот по поводу истории и географии в ведомости указано: «имеет сведения», о немецком – «не учился». При такой подготовке для поступления к иезуитам требовалась серьезная и влиятельная поддержка. Но родители будущего поэта обрадовались другой поддержке — в Лицее: его возглавил близкий знакомый Сергея Львовича Пушкина известный просветитель В. Ф. Малиновский. «По этому-то случаю, — объясняла сестра поэта О. С. Павлищева, — и, особенно, при содействии Александра Ивановича Тургенева, двенадцатилетнего Александра Сергеевича приняли в Лицей». В программе автобиографии Пушкин обозначил эти эпохальные события: «Меня везут в П.<етер>Б<ург>. Езуиты. Тургенев. Лицей».

В 1850-х годах, рассказывая о Лицее в своих поздних записках, сокурсник и ближайший друг Пушкина Иван Пущин отмечал, что новое учебное заведение «самым своим названием поражало публику в России, — не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали с своими учениками».

not loaded

Верне Ф. (конец 18-первая четверть 19 в.). Портрет И. И. Пущина. 1817 г. Бумага, наклеенная на картон. Карандаш ит., пастель, соус.

Далее Пущин рассказывал, что при появлении первых выпускников Лицея на параде гвардейского корпуса в 1817 году корпусный командир граф М. А. Милорадович удивился, разглядев их мундиры, но когда разобрался, кто эти молодые гвардейцы, с важностью заявил: «Да, это не то, что университет, не то, что кадетский корпус, не гимназия, не семинария — это… Лицей!» «Надобно сознаться, — не без иронии заключил Пущин, — что определение очень забавно, хотя далеко не точно».

Неточным оказалось сопоставление Лицея не только с учебными заведениями России, но и с афинской школой Аристотеля. Ценители древностей действительно могли уловить некоторое сходство в названии, напоминавшем о философской школе в роще при храме Аполлона Ликейского: Lykeion. Но мода на античные мотивы, господствовавшая в период классицизма, не означала абсолютной приверженности традициям древности: как это часто бывает, традиция наполнялась новым содержанием, сохраняя лишь стилизованное название.

Первые лицеи Нового времени появились во Франции в 1802 году по указу Наполеона как средние специальные учебные заведения, готовившие к поступлению в университеты. В России к университетам готовили гимназии, а Царскосельский Лицей, хотя и создавался с оглядкой на французские школы, готовил не ученых мужей, а сведущих чиновников — тех, кому предстояло реализовывать программу государственных преобразований. Программа обучения в Лицее значительно уступала университетской, однако его выпускники получили исключительное право наравне с универсантами поступать на службу в государственные учреждения без дополнительных экзаменов.

not loaded

В. П. Лангер. Вид Большого зала Императорского Царскосельского Лицея. 1820 г. Литография

Следует отметить, что французские лицеи создавались с оглядкой на иезуитские коллегии, которые на протяжении нескольких веков считались образцовыми учебными заведениями в Европе. Методики иезуитов были использованы и в Царскосельском Лицее, который так же, как иезуитские коллегии, был закрытым учебным заведением (лицеистам запрещали выезжать домой даже во время каникул) с шестилетним курсом обучения и преобладанием латыни и древней истории. Из практики иезуитов были взяты и важнейшие воспитательные принципы, которые в позднейшей литературе стали представлять как прогрессивные меры, едва ли не впервые введенные в Лицее. В первую очередь это касалось поощрения успешных и наказания нерадивых учеников посредством записи их имен на белой доске и в черной книге, а также через особую систему рассаживания в классе и за обеденным столом: по степени радения и успеваемости. «Блажен муж, иже сидит к каше ближе», — шутил Пушкин по поводу такой системы.

Как и в иезуитских коллегиях, каждый воспитанник Лицея имел свою отдельную комнату с вырезанным на двери окошком. Долгое время считалось, что таким образом воспитанники получали право на индивидуальное личное пространство. На самом деле иезуиты придумали отделить мальчиков друг от друга, чтобы между ними не завязывались близкие отношения (именуемые содомским грехом), которые обычно процветали в закрытых учебных заведениях. Занавеска прикрывала окошко не изнутри, а снаружи двери, чтобы надзирателю удобно было наблюдать за занятиями каждого.

not loaded

Спальный коридор в Мемориальном Музее-Лицее

Создатели Царскосельского Лицея воспользовались практикой иезуитов по обязательному чередованию труда и отдыха воспитанников. В расписание были включены прогулки в любую погоду, гимнастические упражнения, танцы, фехтование, верховая езда. Как и в пансионах иезуитов, помещения в Лицее были просторными, полными света и воздуха, с отделкой интерьеров в классическом стиле.

not loaded

Комната А. С. Пушкина в Мемориальном Музее-Лицее

Чтобы отличить новую русскую «школу» от французских лицеев, ее название стали писать с заглавной буквы: Лицей. Но еще более отличий содержала программа обучения: во французских лицеях преобладали науки точные, а в школе для будущих российских чиновников — «словесные» и «нравственные». Принято считать, что в пушкинском Лицее воспитание было пронизано идеями французского Просвещения и соответствовало духу времени, поскольку его программа была разработана реформатором М. М. Сперанским, а основы лицейского общежития в большой степени зависели от прогрессивных педагогов и первого директора – В. Ф. Малиновского. Однако так ли все было на самом деле?

В литературе о Пушкине сложилась традиция цитировать лишь восторженные отклики о школе, в которой учился будущий поэт, и критиковать тех, кто высказывался о ней негативно. Такой односторонний подход искажает реальную картину, лишая возможности определить, в чем же состояли особенности этого учебного заведения и как они отразились на характере и образовании самого блистательного из выпускников — Александра Пушкина.

Из современников наиболее жестко высказался о Лицее однокашник Пушкина Модест Корф, решительно осудивший программу и методы лицейского образования. В своей «Записке о Лицее», впервые напечатанной академиком Я. К. Гротом в 1887 году, он отмечал, что «Лицей был устроен на ногу высшего, окончательного училища, а принимали туда, по уставу, мальчиков от 10 до 14 лет, с самыми ничтожными предварительными сведениями». «Нам нужны были сначала начальные учители, — пояснял свою мысль М. А. Корф, — а дали тотчас профессоров, которые притом сами никогда нигде еще не преподавали. Нас надобно было разделить, по летам и познаниям, на классы, а посадили всех вместе, и читали, например, немецкую литературу тому, кто едва знал немецкую азбуку. Нас — по крайней мере в последние три года — надлежало специально приготовлять к будущему нашему назначению, а вместо того до самого конца для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие — все это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические. Лицей был в то время не университетом, не гимназией, не начальным училищем, а какою-то безобразной смесью всего этого вместе, и, вопреки мнению Сперанского, смею думать, что он был заведением, не соответствовавшим ни своей особенной, ни вообще какой-нибудь цели».

not loaded

П. Ф. Борель. Портрет М. А. Корфа. Бумага, литография

Эти наблюдения, во многом верные, перекликаются с рассказом лицейского воспитанника XIV курса В. Н. Гаевского, который обращал внимание на вопиющее противоречие между неясностью цели учебного заведения и средствами, «слишком недостаточными для ее достижения». По его мнению, существенным недостатком лицейского образования и воспитания стал план создания учебного заведения, основанный «не на здравых педагогических понятиях, не на потребностях общества, а на каких-то фантазиях, столько же добродушных, сколько и неудобоисполнимых».

В советское время система лицейского преподавания впервые стала объектом всестороннего исследования в обобщающем труде Л. П. Гроссмана «Пушкин», изданном в серии «Жизнь замечательных людей» в 1939 году. Автор изучил все известные на то время материалы о Лицее и пришел к выводу о парадоксальном сочетании в этом учебном заведении «благочестия» и сыска, положенных «в основу лицейской системы». В книге описана атмосфера «елейности и розыска», формализм, господствующий в лицейском образовании. Исследователь впервые решился заявить, что наставники оказались неспособны увлечь своими занятиями Пушкина — «приобщить гениального подростка к увлекательному для него труду, дать прочные знания и методы будущему писателю <…> не сумели возбудить в своем самом живом и восприимчивом слушателе глубокого интереса ни к одному предмету вне собственной любознательности их ученика и даже не смогли по-настоящему поддержать его творческие запросы в соответствии с его громадным талантом». Также подчеркивалось «столкновение» «вольных творческих устремлений» воспитанников с процветавшей в этой закрытой школе «цепкой системой казенного ханжества»: «Неуклонная тенденция начальства подавлять неудержимое стремление подростков к независимости своих воззрений и мышления создавала беспокойную, подчас даже тревожную атмосферу, приводившую к недоразумениям и конфликтам. Впечатлительный и вспыльчивый Пушкин часто испытывал гнетущую тяжесть такой среды и не мог в ней спокойно ужиться».

not loaded

Учебный класс в Мемориальном Музее-Лицее

Выводы Л. П. Гроссмана о «слабости царскосельской педагогики» не были приняты советскими исследователями, которые считали, что великий поэт мог учиться только в самом передовом учебном заведении. Позднее только Ю. М. Лотман обращал внимание на то, что «план лицейского преподавания был не продуман, состав профессоров — случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии. А Лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение. Не было ясно определено и будущее лицеистов».

Невозможно обойти наблюдения Л. П. Гроссмана по поводу личности первого директора Лицея. Исследователь пришел к обоснованному выводу, что В. Ф. Малиновский «никакого влияния на Пушкина… не оказал, как и на всю передовую группу лицеистов, развивавшуюся вразрез с религиозно-нравственной программой своего начальника».

not loaded

Неизвестный художник. Портрет В. Ф. Малиновского. 1790-е. Холст, масло

Гроссман говорил о глубокой религиозно-нравственной направленности воспитательных методов первого директора, а в советской историографии Малиновский представлен исключительно как человек передовых убеждений, последовательный сторонник идей Просвещения, деятельность которого «способствовала развитию передовой русской педагогики».

Однако в тени оставалась другая сторона личности первого директора, важная для понимания атмосферы лицейской жизни. Малиновский — последовательный сторонник теории божественного происхождения государственной власти и противник каких-либо революционных изменений действительности. При этом, совершенно в духе просветителей, он считал (и внушал это воспитанникам), что власть должна подчиняться законам, выражающим интересы народов. Понятно, что мировоззрение этого человека и педагога не могло не отразиться на идеологии, положенной в основу формирования будущих государственных деятелей.

В литературе о Лицее замалчивается и тот факт, что Малиновский, «скромный чиновник, любивший переводить Библию и Псалтырь», оказался на посту директора, будучи «кандидатом влиятельной группы петербургских „мартинистов“, занимавших видные государственные должности и пользовавшихся доверием царя». Между тем в автобиографических записках Пушкина понятие «мартинизм» обозначено как явление, связанное именно с его лицейской жизнью. В статье «Александр Радищев» (1836) поэт охарактеризовал мартинистов как «нескольких стариков», принадлежавших «полуполитическому, полурелигиозному обществу»: «Странная смесь мистической набожности и философического вольнодумства, бескорыстная любовь к просвещению, практическая филантропия ярко отличали их от поколения, которому они принадлежали».

Академическое пушкиноведение проигнорировало мнение Л. П. Гроссмана о недостатках программы и методики лицейского преподавания, поскольку в советской историографии Лицей рассматривался исключительно «как школа поэтического воспитания» Пушкина, где под воздействием внутренних и особенно внешних факторов формировалось его мировоззрение. Правда, в начале 1960-х годов Б. С. Мейлах выразил сомнение по поводу того, что «лицейский дух» с высокими идеалами вольнолюбия и атеизмом пронизывал весь «монолитный» коллектив воспитанников первого курса, но в литературе утвердилось именно такое представление, и никто не пытался объяснить, каким же образом из этой «монолитной» среды вышли одновременно и будущие декабристы, и убежденные консерваторы — такие, как Модест Корф или Александр Горчаков.

not loaded

Большой зал в Мемориальном Музее-Лицее

Также и Ю. Н. Тынянов, тщательно изучив архив Кюхельбекера, в 1934 году пришел к выводу, что «единого Лицея» все-таки «не было; ложное единство лицейской истории первого выпуска создано традицией». Но отечественная историография продолжала развиваться в рамках традиционных представлений об особом лицейском духе. Исследовательский интерес вызывали не система, не методы образования, а пути проникновения в стены Лицея либеральных идей, которые действительно оказали существенное влияние на формирование политических взглядов таких воспитанников, как Пушкин, Кюхельбекер, Пущин, Дельвиг или Вольховский. Подобное восприятие Лицея утвердилось к середине XX века и нашло отражение в речи академика И. И. Мещерякова на юбилейных пушкинских торжествах 1949 года: «Незабвенная память о Пушкине связывается в сознании советского народа с памятью и любовью к тому месту, где созревал гений поэта».

Однако, как уже отмечалось выше, современники неоднократно высказывали негативные отзывы о качестве лицейского образования. В 1815 году, посетив Пушкина в Лицее, В. А. Жуковский написал князю П. А. Вяземскому о юном поэте: «Ему надобно непременно учиться, и учиться не так, как мы учились! Боюсь я за него этого убийственного лицея — там учат дурно! Учение, худо предлагаемое, теряет прелесть для молодой, пылкой души, которой приятнее творить, нежели трудиться и собирать материал для солидного здания! Он истощит себя. Я бы желал переселить его года на три, на четыре в Геттинген или в какой-нибудь другой немецкий университет! Даже Дерпт лучше Сарского Села». Спустя несколько десятков лет Жуковскому вторил первый биограф Пушкина П. В. Анненков, отметивший, что Царскосельский Лицей не оправдал «надежды создать примерное педагогическое заведение в 1811 году на русской почве».

not loaded

Библиотека в Мемориальном Музее-Лицее

Между тем уникальность Лицея состояла не в особой программе или новаторской педагогической системе. При неоднократной смене директоров и ведущих преподавателей система менялась, программа подвергалась существенным корректировкам, будучи изначально экспериментальной, то есть рыхлой и неопределенной. Неизменной оставалась атмосфера лицейского товарищества, определяемая характерами и мировоззрением всех участников педагогического процесса — как педагогов, так и учеников. Обособленные от внешнего мира, запертые в стенах Лицея, юноши, конечно же, испытывали тоску по родному дому, но юность брала свое, и замкнутость оборачивалась ощущением содружества, единения, братства. В этой атмосфере сформировались души молодых людей, предопределив их будущие судьбы.

Дружеский союз лицейских укрепился с началом Отечественной войны, когда они вместе пережили общие для страны горе и радости. Те давние дни воскресли в памяти Пушкина осенью 1830 года, когда он работал над повестью «Метель»: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! <…> С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю!».

В последний год обучения Пушкина на посту директора Лицея оказался приверженец передовых идей Просвещения Е. А. Энгельгардт. Он внушал воспитанникам, что счастье человека состоит исключительно в рамках достижения добродетели, призывал сдерживать желания, учиться не только сознавать свои достоинства, но и понимать обязанности перед обществом. В день лицейского выпуска 9 июня 1817 года он обратился к недавним воспитанникам с напутствием: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…».

not loaded

В. П. Лангер. Портрет Е. А. Энгельгардта. Россия, не ранее 1817 г. Бумага, смешан. техника

Нравственные уроки наставников запечатлелись в душах и сердцах воспитанников, и это было главное, с чем они выходили из Лицея в большой мир. Неслучайно роман «Капитанская дочка» с эпиграфом «Береги честь смолоду» Пушкин датировал днем открытия Лицея — 19 октября.

Мемориальный Музей-Лицей

196600, г. Пушкин, улица Садовая, д. 2
Тел.: (812) 476-64-11, с 10.30 до 18.00, касса — до 17.00
Выходной день: вторник
Санитарный день: последняя пятница месяца
Режим работы сада Музея-Лицея: Ежедневно с 07:00 до 23:00

г. Пушкин, улица Садовая, д. 2

Филиал

В жизни величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина образование сыграло огромную роль. Начальные знания будущий поэт  получал дома под руководством учителей и гувернеров  из Германии, Франции,  Англии и  России. Таким образом  постигали азы наук большинство детей из дворянского сословия. 

В учебе маленький Саша  Пушкин прилежным не был, учителя нередко жаловались на него, однако, все изменилось, когда Александр увлекся чтением. Нередко ночи он проводил в отцовском  кабинете, читая все подряд книги.

Родные Пушкина заранее позаботились о том, чтобы он поступил в один  из престижнейших лицеев того времени — в Царскосельский. Больше всех хлопотал дядя поэта —  Василий Львович, он и привез 12-летнего  Сашу в Санкт-Петербург.

После успешной сдачи экзаменов в  августе 1811 года Сашу  зачислили в лицей.

Лицейская пора Александра Пушкина

Лицей имел императорский статус, поэтому на открытии учебного года,  состоявшемся  19 октября 1811 года, был и  сам император. 

 У каждого ученика в лицее имелась своя, очень просто обставленная комната, Пушкин получил комнату №14, этот номер присвоили ему при зачислении в лицей. Из-за чрезмерной  скромности обстановки  Пушкин называл свою комнату «кельей».

Все лицеисты должны были носить специальную  форму. В темно-синих мундирах  с красной отделкой и ботфортах мальчики-лицеисты выглядели одновременно и трогательно, и торжественно. 

День лицеистов начинался с 6 утра, первые уроки были уже в 7 часов, а в 22 часа после вечерней молитвы полагался сон. Ежедневно на уроки отводилось  7 часов, кроме этого 2,5 часа  — на  домашние задания. В среду и субботу ученики дополнительно занимались  танцами и  фехтованием.

Почти каждый лицеист отличался независимым характером, и, сдружившись, мальчишки нередко шалили и озорничали. Препятствовать этому старались надзиратели, постоянно, даже ночью,  следившие за учениками.

Что изучали в Царскосельском лицее

В течение шести  лет Александра Пушкина и его друзей по лицею учили

  • закону Божьему,
  • русскому, французскому, немецкому   и латинскому языкам,
  • логике,
  • нравственности,
  • математике,
  • географии,
  • истории,
  • чистописанию,
  • фехтованию,
  • рисованию,
  • верховой езде,
  • танцам,
  • плаванию.

Пушкину из всех предметов нравились  русский, французский и латинский  языки, словесность и фехтование, по этим предметам он имел хорошие оценки. 

А вот по «слишком грубому» для него  немецкому,  математике и логике оценки у поэта были  плохие. 

В лицее  Пушкин на всю жизнь сдружился с Пущиным, Дельвигом и Кюхельбекером, именно они были его первой поддержкой на поприще сочинения стихов.

Во время публичного экзамена 8 января 1815 года состоялось первое публичном выступление поэта  с «Воспоминаниями в Царском селе», имевшими огромный успех, в том числе у  Державина.

В лицее он начал раскрывать свой талант,  постоянно работал над стихами,  усиливая свои способности в литературе. 

9 июня 1817 года, успешно закончив лицей, Пушкин получил чин 10-го класса и  назначение в Коллегию иностранных дел.

К слову «лицей» у большинства россиян в голове сразу появляется прилагательное «пушкинский». В этом учебном заведении будущий великий поэт не только получил хорошее образование. Здесь он состоялся как стихотворец и разносторонняя личность.

Содержание

1

История лицея где учился Пушкин в Царском Селе

Императорский Царскосельский лицей где учился Пушкин фотография 1886-1887 г.

Императорский Царскосельский лицей, фотография 1886-1887 г.

Реформаторский пыл государя Александра I в начале правления («нулевые» годы XIX века) поддерживался его молодыми сподвижниками, в том числе Михаилом Сперанским.

Последний разработал целую систему переустройства империи, и образования в частности. По его предложению в 1810 году был учреждено новое учебное заведение – Лицей, с расположением в императорской резиденции – Царском Селе.

Тогда и пригодился пустующий флигель Екатерининского дворца со стороны церкви. Его построил русский зодчий Илья Неелов, помощник Джакомо Кваренги в 1789-1792 годах для гостящих у бабушки великих княжон, дочерей Павла Петровича (будущего императора Павла I).

За год архитектор Стасов приспособил здание под учебные классы, кабинеты, комнаты для проживания воспитанников и преподавателей. Торжественное открытие состоялось 19 октября 1811 года.

Главные идеи нового учебного заведения

Царскосельский лицей в Санкт-Петербурге

Первоначально Сперанский видел задачу Лицея в «выращивании» нового поколения просвещенного чиновничества. Предполагалось, что и младшие братья императора Николай и Михаил будут учиться вместе с согражданами. Для этого первый набор учеников проходил и по уровню знаний, и по известности родов.

От идеи обучать братьев вместе с «простыми» гражданами Александр I быстро отказался. В остальном общая идея элитного высшего, при этом бесплатного, образования сохранилась. Направленность учебных программ была разносторонней, но с гуманитарно-юридическим уклоном.

Детей принимали в возрасте 10-12 лет. Учебный план составлялся на 6 лет. Предметы делились на группы:

  1. Нравственные. Кроме Закона Божия сюда относились политэкономия, правоведение, этика, логика.
  2. Словесные: риторика, языки и литература российские, французские, немецкие, латынь.
  3. История и география родной страны и мира в целом.
  4. Математика и физика (основы).
  5. Изящные искусства – чистописание, рисование, танцы.
  6. Физические упражнения – плавание, фехтование, верховая езда.

Утренний подъем в Лицее был ранним – в 6-00, уже через час начинались уроки, перемежавшиеся длительными прогулками в царскосельских парках. Оценки выставлялись от «1» до «4», где «единица» – лучшая. «Нулем» обозначали отсутствие знаний по предмету и стремления к их получению. Поскольку творческие наклонности подопечных учителя старались развивать, то и написание стихов приветствовалось.

Воспитанники были заняты целый день. В свои комнаты они возвращались только после ужина к отбою в 22-00. Для пожелавших далее пойти на военную службу отдельно проводились соответствующие занятия. Выпускникам в зависимости от успеваемости присваивались гражданские чины – от самого младшего 14 до 9 ранга, или военные, наравне с окончившими пажеский корпус.

Важно: телесные наказания были запрещены, чтобы дети учились не из страха, а осознанно.

Учеба Александра Сергеевича Пушкина

"Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года", картина И. Е. Репина 1911 г.

«Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», картина И. Е. Репина 1911 г.

Будущий великий поэт попал в число первых лицеистов по ходатайству дяди, достаточно известного стихотворца Василия Львовича. Род Пушкиных по отцу упоминался в летописях Смутного времени, а арап Абрам Ганнибал – прадед по матери, был названным сыном Петра I.

Идеальным ученик по кличке Обезьяна не был. Юного Александра Пушкина интересовали только русская и французская словесность, а также все спортивные занятия. Стихи он часто сочинял прямо на уроках, не вникая в изучаемый предмет. Знаменитым его сделало выступление на открытом экзамене по литературе в 1815 году, когда он в присутствии признанного мэтра Гавриила Державина прочитал собственное произведение «Воспоминания в Царском селе».

Инсценировка лицейского экзамена А. С. Пушкина, устроенная по просьбе И. Е. Репина

Инсценировка лицейского экзамена А. С. Пушкина в 1911 году, устроенная по просьбе И. Е. Репина

Пушкин закончил Лицей на одном из последних мест по успеваемости с получением десятого чина по Табели о рангах. Главное, чему научились первые лицеисты, – крепкой мужской дружбе. С Иваном Пущиным Пушкин оказался соседом по комнатам. Их характеры дополняли друг дружку, как правильно подобранные пазлы: взрывной, нетерпеливый, бойкий на язык Пушкин и спокойный, рассудительный Пущин. Долгие ночные беседы через неполную стенку между «кельями» привели к полному взаимопониманию и товариществу.

Еще друзьями Александра были Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбеккер. Их сближали любовь к поэзии и собственные творческие опыты. Один отличался необыкновенной ленью, второй – нескладной фигурой и крайней обидчивостью. В целом первый набор лицеистов оказался самым «звездным» в истории России. Из 29 человек, завершивших обучение, 16 были выпущены по гражданской части, 13 – по военной.

Первые выпускники Царскосельского лицея

Первые выпускники Царскосельского лицея

Князь Александр Горчаков прошел все ступени дипломатической карьеры до министра иностранных дел и канцлера. Пущин и Кюхельбеккер оказались среди декабристов. Федор Матюшкин всю жизнь служил во флоте, в отставку вышел адмиралом. Дельвиг особых карьерных успехов не достиг из-за природной лени. Его стихи печатались и перелагались в романсы (например, «Соловей»).

История Лицея с 1817 по 1918 годы

Группа преподавателей в Александровском лицее в Санкт-Петербурге, фотография 1911 года

Группа преподавателей в Александровском лицее в Санкт-Петербурге, фотография 1911 года

В 1822 году учебное заведение из ведения министерства просвещения передали под крыло военным. В 1843 году Николай I распорядился перевести его в Санкт-Петербург на Каменноостровский проспект и переименовать. Из Императорского Царскосельского лицей стал Александровским в честь предыдущего монарха. При этом традиция ежегодно праздновать День Лицея 19 октября, а также – поминать даты рождения и смерти Пушкина сохранялась. Закрыла учебное заведение советская власть в мае 1918 года – за полной ненадобностью.

Здание Пушкинского лицея в Царском Селе

Здание Пушкинского лицея в Царском Селе

Лицейский флигель – это четырехэтажное здание в классическом стиле, но минимумом декоративных украшений по фасаду. По плану Стасова на первом этаже располагались хозяйственные помещения, комнаты, где жили гувернеры и другой персонал Лицея. На втором этаже размещались больница, конференц-зал, столовая и кабинет директора. Третий этаж – учебный: классы, кабинеты, большой актовый зал. На самом верху – комнаты воспитанников (дортуары). Точному описанию помещений времен Пушкина мы обязаны воспоминаниям его друга Ивана Пущина.

Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Сначала Николай I велел вместо отдельных комнаток устроить большие спальни казарменного типа. Затем, когда Лицей переехал в столицу, опустевшие помещения отдали под устройство жилья для чиновников. После Октябрьской революции здание превратили в коммунальные квартиры.

В период фашисткой оккупации бывший Лицей пострадал немного. Именно в него стали сносить уцелевшие экспонаты из дворцов и парков. Так именно на четвертый этаж попала откопанная «девушка с кувшином» от знаменитого фонтана, воспетого великим поэтом. Восстановление внутренних помещений, какими их видел Пушкин, велось в период с 1966 по 1974 годы.

Памятники Пушкину

Пушкина и в Лицейском саду в Царском Селе

Память самого знаменитого лицеиста увековечили еще в конце XIX века. К 90-й годовщине со дня его рождения, в очередную годовщину открытия учебного заведения – 19.10.1889 – перед входом в здание на Каменноостровском проспекте-21 установили бронзовый бюст, а в его саду – гипсовый памятник. Бюст позднее «переехал» к Институту русской литературы (Пушкинскому дому).

К столетию Пушкина и в Лицейском саду поставили новый монумент, где юный поэт изображен в моменте творчества и мечтаний. Деньги собирали благодарные соотечественники. Недостающую сумму вложили по распоряжению градоначальника Царского Села. Перед фашисткой оккупацией в 1941 году памятник успели закопать. Тайну места служащие хранили, как святыню. Уже летом 1945 статуя вернулась на постамент.

Мемориальный музей-лицей Пушкина в Царском селе

Музей открыли в 1949 году. Экспозиция была маленькой. Для посетителей открыли Актовый зал на третьем этаже, где поэт читал знаменитые «Воспоминания…» и 4 комнатки лицеистов на четвертом, в том числе Пушкина и Пущина. Реставрационные работы позволили по крупицам восстановить интерьеры, «как при Пушкине». С 1974 года экспозицией стали оба верхних этажа. Позднее на втором этаже открыли выставочное пространство «Мы живем памятью Лицея». На учебный третий этаж посетители поднимаются по парадной винтовой лестнице.

Актовый зал

Актовый зал лицея Пушкина в Царском Селе

Помещение площадью 88 м2 оформлено в стиле ампир. На стенах – древнеримская атрибутика, показывающая связь лицейского образования с античным просвещением. Главная реликвия – подлинник императорской жалованной Грамоты с уставом учебного заведения и манифестом о его открытии. В повседневной жизни в зале проводились не только торжественные собрания. Здесь ученики занимались танцами и фехтованием, отдыхали между уроками.

Библиотека

Библиотека в лицее Пушкина в Царском Селе

Помещение расположено в переходе из Екатерининского дворца в основной корпус Лицея. Из многих тысяч томов с экслибрисами учебного заведения сохранились около 700 книг, в том числе:

  • сочинения Вергилия с автографом Пушкина и его пометками;
  • географические описания разных стран;
  • издания знаменитых литераторов с времен Екатерины II;
  • произведения, посвященные войне с Наполеоном 1812 года и другие.

Газетная комната

Газетная комната в Пушкинском лицее в Царском Селе

Место для чтения и обсуждения свежих новостей, особенно популярное в дни военных действий. На стене – карта Российской империи 1812 года. На столике – номера «Северной почты» с описаниями боев в период отступления русских армий и лист из журнала «Сын Отечества» с басней Крылова «Волк на псарне».

Проходная

Выставлены копии страниц лицейских рукописных журналов с карикатурами на учащихся и преподавателей, с автографами стихов Пушкина, Дельвига, Илличевского, Кюхельбеккера.

Главный учебный класс

Главный учебный класс в лицее Пушкина в Царском Селе

Именно в нем проводили большинство уроков, кроме физики, пения и рисования. Парты специальной формы расставлены полукругом. Учащиеся не имели закрепленных мест. Их рассаживали в зависимости от успеваемости по разным предметам. На русской словесности Александр Пушкин сидел в первом ряду, а на математике – «на Камчатке».

Кабинет физики

Табель успеваемости лицеистов в Пушкинском лицее в Царском Селе

Табель успеваемости лицеистов

Кроме коллекции минералов здесь хранится табель успеваемости лицеистов за предпоследний год обучения. Пушкин – на 26 месте с «единицами» по русской литературе, французской риторике и фехтованию и «нулями» по математике, немецкому языку, физике и… рисованию.

Классы пения и рисования

Работы Пушкина в классе рисования Царскосельского лицея

Работы Пушкина в классе рисования

В одном на фортепьяно времен Екатерины Великой хранится «Прощальная песнь», написанная Дельвигом к выпускному празднику 1817 года на музыку лицейского преподавателя Теппера. Во втором – рисунки учащихся – Данзаса, Малиновского, Бакунина, Пушкина, Мясоедова.

Четвертый этаж

Комната Пушкина в Царскосельском лицее

Комната Пушкина

Большой коридор с дортуарами на 30 человек. № 13 – комната Ивана Пущина, № 14 – Александра Пушкина. Условия – спартанские: из мебели – узкая кровать, конторка (наклонный столик), жесткий стул, комод для личных вещей и умывальник. Температура в помещениях зимой: +13º С.

На том же этаже – квартира гувернера С.Г. Чирикова. Она была для воспитанников местом отдыха и творческого развития. По вечерам они собирались у любимого преподавателя почитать собственные стихи, экспромтом создавать рассказы, обсуждать новости. Сохранился портрет юного Пушкина, автором которого был учитель.

Экспозиция музея «Живём мы памятью Лицея»

Постоянная выставка посвящена судьбам самых известных выпускников лицея и преподавателям. В девяти залах размещено около 5 сотен экспонатов: рисунков, рукописей, личных вещей, портретов.

Режим работы лицея Пушкина в Царском Селе

Музей открыт со среды по понедельник с 10:30 до 18:00. Касса работает на час меньше. Регулярный выходной день – вторник, санитарный – каждая последняя пятница в месяце.

Стоимость билетов в музей-лицей

Базовый билет – 200 руб., льготный – 100 руб. (для пенсионеров, школьников и студентов старше 16 лет). Приобрести их можно на месте, в кассе и онлайн – на официальном сайте музея. Бесплатное посещение предоставляется гражданам согласно российскому законодательству и оформляется исключительно офлайн.

Экскурсионное обслуживание при покупке билета – 200 руб. Стоимость аудиогида – столько же.

Адрес и как добраться

Музей находится по адресу: город Пушкин, ул. Садовая, д. 2.

Доехать можно тем же транспортом, что и в Екатерининский дворец:

  • садитесь на маршрутки и автобусы непосредственно у Синей линии метро Санкт-Петербурга — № К342 и К545 (ст. «Московская»), № 186 и К347 (ст. «Звездная» и «Купчино»), № К286 (только от «Купчино»).
  • До Царскосельской станции ходят электрички от Витебского вокзала и 187 автобус от метро «Московская». Внутри города Пушкина к Лицею вы доберетесь местными маршрутами № 188, 273, 370, 373, 376, 380, 381, 382, 385.

Телефоны для справок: (812) 476-64-11, 451-60-55
Официальный сайт мемориального музея-лицея Пушкина: http://www.museumpushkin.ru/

Схема проезда на карте

Как прошли лицейские годы Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин поступил в Царскосельский лицей в возрасте 12-ти лет. И следующие 6 лет провел в стенах этого учебного заведения.

Это было счастливое время в жизни великого поэта. Здесь он обрел верных друзей, встретил первую любовь, получил первое большое признание на литературном поприще.

Друзья

Еще во время поступления в лицей, Пушкин познакомился в Иваном Пущиным. Они оказались близки по духу, и сразу сдружились.

В лицее они жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, а Пущин — в №13. На ежедневных прогулках они часто ходили в паре, увлеченно беседуя.

Со стороны они казались очень разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин же наоборот был высоким и спокойным человеком.

Но между ними была крепкая дружба, которую они впоследствии смогли пронести через всю жизнь.

С другими лицеистами Пушкин нашел общий язык не сразу. По-началу он был угрюм, серьезен. Любую шутку в свой адрес воспринимал в штыки. И лицеисты сразу поняли, что с таким как он шутки плохи.

Со временем они узнали, что у Пушкина добрый нрав, просто иногда он бывает вспыльчив и многое воспринимает близко к сердцу.

Кроме того, он писал неплохие стихи, чем тоже заслужил некоторое уважение.

Среди лицеистов у Пушкина были и другие близкие друзья: Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля) и Антон Дельвиг (Тося).

Первый славился обидчивым нравом, чем постоянно пользовались лицеисты. У Вильгельма было больше всего прозвищ. Дельвиг же прославился тем, что был невероятно ленив.

Прозвища

У всех лицеистов были прозвища, и Пушкин не стал исключением. Сначала его прозвали «французом» за великолепное владение французским языком.

Потом его прозвали обезьяной за язык тела, после к нему прилипло прозвище «тигр» за его вспыльчивый нрав и пронзительный взгляд. Эти звериные прозвища вылились в «смесь обезьяны с тигром«.

Иногда его называли по номеру комнаты — «№14«. А за неусидчивость его звали «егозой«.

Учеба

К сожалению, Пушкин не был прилежным учеником. Казалось, что кроме сочинения стихов его ничто не увлекало. Иногда его даже выгоняли с уроков за то что вместо изучения предмета он писал стихи и совершенно не слушал учителя.

Он с удовольствием занимался французским, русской словесностью и латынью. С радостью посещал спортивные мероприятия (фехтование, верховая езда, танцы).

Но другими предметами он заниматься не желал: математика, логика — это давалось ему с большим трудом. Немецкий язык он считал уродливым.

Прочими предметами: географией, историей, правом, каллиграфией и рисованием он занимался неохотно и без прилежания. Но, несмотря на это, от занятий был некоторый толк. Например, позже он сделает большое количество набросков и рисунков к своим стихам.

Стихи

В лицее Пушкин писал стихи. За 6 лет им было создано более 130 произведений.

Но он не был единственным в лицее, кто увлекался стихотворством. Многие из его однокурсников сочиняли стихи, и многие делали это даже лучше чем он.

Но у Пушкина несомненно был талант, и этого никто не отрицал: ни однокурсники, ни учителя. Он был увлечен этим. И его друзья с интересом наблюдали, как молодой поэт погружался в задумчивость, грыз перо и быстро набрасывал строчки новых стихов.

Надзиратели сначала пытались запретить ученикам писать стихи, пробовали забирать у них бумагу. Считалось, что это отвлекает учащихся от важных наук.

Тогда Пушкин начал писать прямо на уроках, совершенно не вникая в преподаваемый материал. Пришлось разрешить лицеистам писать стихи, а для контроля выпустить газету с произведениями учеников.

Первый успех

Первый успех на литературном поприще Пушкин заслужил в 1814 году, когда в журнале «Вестник Европы» было опубликовано стихотворение молодого поэта «К другу стихотворцу».

Пушкин отправил свое стихотворение в журнал за компанию с Дельвигом. И оно было опубликовано.

Дядя Пушкина, Василий Львович, который устроил Александра в лицей, сам был поэтом. А потому особенно гордился успехами племянника, когда в таком популярном журнале опубликовали его произведение.

Первое большое признание

Первое большое признание Пушкин получил от знаменитого литератора того времени — Державина.

Это случилось на торжественном переводном экзамене по литературе 8 января 1815 года.

Все ученики лицея должны были выступить со своими произведениями. Пушкин подготовил стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором шла речь о войне с Наполеоном и о самом господине Державине.

Выступление так впечатлило почетного гостя, что он разволновался, расплакался и даже привстал со своего места, чтобы поближе рассмотреть юного поэта. Он даже хотел обнять его, но Пушкин так испугался реакции Державина, что убежал из зала.

Учителя сначала не поняли реакции Державина и попытались извиниться за выступление молодого поэта. Но тот ответил: «Оставьте его поэтом.»

Это был истинный успех и признание.

Вступление в Арзамас

Через некоторое время Пушкина неофициально приняли в закрытое литературное сообщество «Арзамас».

Это была большая честь для молодого Александра, ведь в этом обществе состояли очень известные писатели и поэты. Немыслимо, чтобы совсем юного молодого человека пригласили стать членом подобного клуба.

Известные литераторы Карамзин, Вяземский и дядя Василий Львович лично прибыли  лицей, чтобы сообщить Пушкину об этом.

Любовь

Во время пребывания в лицее Пушкин ухаживал за разными девушками. Им он посвящал стихи, в которых признавался в своих чувствах.

Но самой первой большой любовью поэта считается Екатерина Бакунина — старшая сестра одного из лицеистов. Очень красивая девушка, которая занималась рисованием и писала прекрасные картины.

Ее семья жила в Петербурге, а лето она проводила в Царском селе. Пушкин они мог ее видеть на балах и во время прогулок в парке.

Александр посвятил ей большое количество стихов, которых хватило бы на целый сборник. К сожалению, их пути разошлись.

Отношение к лицею

Удивительно, но во время учебы в лицее Пушкин часто нелестно отзывался о нем. Видимо он не чувствовал себя свободным, а потому называл его в своих стихах «монастырем», а себя «монахом» и «узником темницы».

После окончания лицея лицейские годы описывались Пушкиным как «ясные дни», а себя и друзей называл «семьей».

После лицея

Выпускной состоялся 9 июня 1817 года. В этот последний день лицейские друзья поклялись хранить дружбу до конца жизни.

Пушкин получил чин X класса, и через несколько дней был зачислен в Коллегию иностранных дел в Петербурге. Началась совершенно другая взрослая жизнь.

  • Рассказ о лихачеве 5 класс
  • Рассказ о литературном герое 3 класс литературное чтение
  • Рассказ о литературной сказке для 5 класса
  • Рассказ о листьях как о живых существах
  • Рассказ о листочке 3 класс литература