Рассказ о лине по с ограниченными возможностями кратко

Горенштейн Полина Михайловна (Лина По)


Балерина и cкульптор.


Работа над портретом Гадибэ

Полина Горенштейн родилась 18 января 1899 года в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск).

В детстве у Полины проявились способности к рисованию, в 14 лет она серьезно увлеклась хореографией, а позже она увлеклась и ваянием. Но совмещать эти увлечения было достаточно трудно – ведь серьезные занятия требовали полной самоотдачи, и Полине пришлось выбирать между скульптурой и балетом. Сцена показалась ей притягательнее.

Она начала обучаться в хореографическом училище Воронкова и после его окончания в 1919 году начала выступать на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева под псевдонимом Лина По. Но провинциальная жизнь не устраивала молодую балерину, и в 1921-м году Лина перебралась в Москву, где поступила в Высшие хореографические мастерские при Большом театре. Однако страсть к изобразительному искусству вновь дала о себе знать, и девушка поступила еще и на отделение скульптуры в Высшие художественно-технические мастерские, — более известные, как ВХУТЕМАС. К сожалению, через полгода Лине вновь пришлось выбирать: художники за мольбертом и балерины за станком должны трудиться по 10-12 часов в день. Времени не хватало, и она снова отдал предпочтение балету.


В артистической уборной.

В 1924 году она окончила хореографические мастерские, получив диплом  режиссера-постановщика танцев. Последующие десять лет ее жизни были наполнены радостью и творчеством. Полина Михайловна танцевала, преподавала и работала балетмейстером в разных театрах. Тогда же  пригодилось и ее второе увлечение. Талант художника помогал Лине  глубже понять искусство балета, не говоря уже о постановке танцев. Вот что рассказывала сама Лина Михайловна: «Я брала карандаш и зарисовывала особенно увлекшие меня движения балерин, позы… Я впитывала в себя скульптурную гармонию движущихся полуобнаженных тел».

Но жизнь человеческая, к сожалению, зависит от многих внешних факторов… В 1934 году Лина По попала в неврологическую клинику Московского научно-исследовательского клинического института имени М.Ф.Владимирского с энцефалитом, возникшем на фоне гриппа. Специалистов особенно встревожило, что заболевание с первых же дней приняло неблагоприятное течение. Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти, известная в невропатологии под названием амузия, и поражение зрительных нервов. Профессор Д.А. Шамбуров, под руководством которого проводилось лечение, обратился за помощью к выдающемуся офтальмологу академику В.П.Филатову.

Заболевание у Лины По протекало длительно. И хотя ряд тяжелых симптомов, таких, как амузия и параличи ног и рук, были устранены,  пришла другая беда: Лина По потеряла зрение. Казалось, что творческой деятельности этой одаренной женщины пришел конец. Но Д.А.Шамбуров знал, что она с детства увлекалась музыкой, танцами, рисованием, лепкой и писала стихи. Будучи балетмейстером, Лина По часто создавала в рисунках и с помощью пластилина мизансцены будущих спектаклей. И Дмитрий Афанасьевич подумал: а нельзя ли использовать разнообразные способности Лины По, ее трудолюбие и настойчивость — неотъемлемые черты характера балерины, для преодоления вынужденной бездеятельности? Он дал ей хлебный мякиш с просьбой вылепить какую-нибудь фигурку, и когда Лина По обрела возможность шевелить пальцами, она стала мять кусочки хлеба. На свет появлялись забавные фигурки слоников, птичек, мышей. Там же, в больнице, она сваяла первую скульптуру и назвала ее «Вероника» — задумчиво грустную головку с узнаваемыми чертами самой Лины Михайловны.

Шамбуров ей предлагал:

— Вам будет удобнее. Положите фанерку на грудь и лепите.

— Нет, не стоит. Зачем? Разве слепой может быть скульптором?! Не дилетантом, а профессионалом — наравне с художниками, которые видят форму глазами?

В день выхода Лины По из больницы Шамбуров сказал:

— Ни в коем случае не бросайте скульптуры.

— Спасибо вам, доктор. За все… Обещаю…

Дома, когда за окном стихал гул торгового Столешникова переулка, умолкали двери и голоса в коммунальной квартире, Лина брала фанерку со столика рядом с кроватью, поудобнее устраивала ее на груди и начинала лепить. Некоторое время спустя в противоположном углу комнаты уже стоял круглый столик наподобие скульптурного станка. Иногда она вставала с кровати, на костылях добиралась до своего рабочего уголка, и самозабвенно лепила, пока острая боль не пресекала ее творческий порыв. Она хваталась за стул, задевала костыль, и он с грохотом падал. Испуганно просыпалась Мария Михайловна, вскакивала и бережно укладывала сестру.

Прошло несколько месяцев, исчезли последствия паралича, но и в этот, самый тяжелый период душевной и физической боли, страданий и сомнений Лина Михайловна постоянно работала. На полке с ее работами вскоре стояли статуэтки «Плачущая девушка», «Юный скрипач», несколько балерин и эскиз портрета племянника Ромы. На них приходили посмотреть друзья и скульптуры. Особенно зрителям нравились фигурки танцовщиц. Часто бывал Дмитрий Афанасьевич, продолжавший лечить больную и с радостью наблюдавший, как рождается скульптор.

В 1937 году, меньше, чем через год после выписки Лины По из клиники, была открыта персональная выставка ее произведений, о которых заговорила пресса.

В феврале 1937 года Лина По начала работать над «Танцевальной сюитой», а в мае произведение было закончено. Впервые Лина Михайловна взялась за многофигурную композицию, в которой соединились темы классической и народной хореографии. Эта поэма в скульптуре была наполнена прославлением жизни, красоты человеческого тела. При ее постепенном круговом обзоре зрителям открывались все новые пластические аспекты, вызванные сменой взаимодействия друг с другом всех восьми фигурок, так естественно объединенных в композицию, что под любым углом зрения ее цельность не нарушалась. Почитатели таланта Лины могли долго рассматривать «Танцевальную сюиту», оценивая ювелирность лепки и разнообразие проработки форм, и получали при этом все большее эстетическое удовольствие. От изменения освещенности и игры бликов на фигурках танцовщиц ими обнаруживались не замеченные ранее тонкости. Без преувеличения можно утверждать, что по сложности и естественности воплощения танца, многогранности и красоте пластики  трудно найти в искусстве скульптуры на тему хореографии столь же оригинальное произведение.

Известный советский скульптор, лауреат Государственной премии СССР С.Д.Тавасиев говорил: «Танцевальная сюита» — вещь камерная, но сколько в ней монументальности! Это настоящая скульптура… И когда я смотрю на нее — зависть берет: как профессионально, мастерски сделана!».

В «Вакханке» — центральной фигурке из «Танцевальной сюиты» — уже намечалась тема будущей скульптуры Лины, получившей название «Прыжок». Глядя на нее, казалось, что вот-вот молодая женщина оторвется от земли и перейдет в свободный полет. Это ощущение было вызвано движением рук, похожих на крылья и стремительным наклоном фигуры, связанной с плинтом единственной точкой опоры.

Лина По рассказывала, как создала изящную скульптурную фигурку балерины, назвав ее «Прыжок». Она ее лепила с азартом, в состоянии творческого подъема и вдохновения. Утром пришедшую навестить родственницу предупредила: «Осторожно, не заденьте мою новую работу. Как она вам нравится? Я над ней трудилась всю ночь». Каково же было удивление и родственницы и самой Лины По, когда выяснилось, что никакой новой скульптуры не существует, и что Лина перепутала сновидение с действительностью. Выяснилось, что «Прыжок» от начала и до конца был создан Линой лишь в сновидении.


Прыжок.

Но ее сновидения были настолько ярки и зрительно реальны, весь творческий процесс лепки был настолько ощутим, что она очень быстро воссоздала замечательную фигурку «Прыжок». Этот рассказ многое дает для понимания психофизиологических механизмов компенсации слепоты у Лины По.

Прежде всего, важно отметить, что зрительные образы ее сновидений были очень яркими, носили не мимолетный характер, как обычно бывает, а продолжали зрительно существовать в сознании и после пробуждения. Такое редко встречающееся у людей свойство в медицинской психологии известно под названием эйдетизм. Это своеобразная разновидность зрительной образной памяти. Обладатель ее не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или любой образ, а видит его, как на фотографии или на экране. Подобные эйдетические образы стояли перед мысленным взором Лины По. Так «Прыжок» стал гимном свободному и прекрасному человеку.

Снова обратимся к высказываниям Лины По. Однажды она сказала литератору А.М.Арго: «Образ А. П. Чехова пришел мне ночью во сне, пришел ярко, зримо, трехмерно… Я сразу почувствовала все размеры в пальцах».


Портрет Чехова.

Эта реплика свидетельствовала о редкой способности воспринимать образ сразу с помощью нескольких органов чувств. Лина По не только объемно увидела образ Чехова, но одновременно и почувствовала в пальцах размеры и пропорции скульптуры. Она тут же попросила свою сестру замесить глину и приступила к работе.

Разумеется, не всегда и не все было так «просто» и «легко», как может показаться. Бывали очень трудные периоды, когда творческая деятельность угасала и сменялась бездействием, бесплодным унынием, когда исчезали эйдетические образы. И Лине казалось, что она уже никогда больше не сможет творить. Ей нужна была помощь и моральная поддержка. После Шамбурова, сыгравшего первостепенную роль в выборе ее жизненного пути, другой опорой для нее стал замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров.

Нестеров был требователен к себе и другим, и с первых же минут разговора Михаил Васильевич почувствовал быстрый и глубокий ум, твердость характера, артистизм ее натуры. Он долго рассматривал «Веронику», фигурку балерины и «Юного скрипача». Его удивила экспрессия, выраженная в профессионально несовершенных работах слепой. В конце беседы Михаил Васильевич сказал:

— Вы будете скульптором.

Весной 1938 года «Прыжок» был показан на выставке живописи, графики и скульптуры женщин-художников, посвященной Международному коммунистическому женскому дню. А через некоторое время, 24 мая, газета «Советское искусство» сообщала: «Последнее заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее состоялось на квартире скульптора Лины По. Комиссия ознакомилась с творчеством талантливого скульптора и решила приобрести три ее работы: «Прыжок», «Мальчик со змеем» и «Негритенок».

Сотрудники Третьяковской галереи причислили «Прыжок» к лучшим произведениям пластики малых форм и чрезвычайно бережно к ней относились: когда в 1946 году Московский Союз советских художников устраивал выставку скульптуры Лины По за десять лет творчества, дирекция галереи отказалась дать для экспозиции в Центральном Доме работников искусств СССР эту работу.

Для этой выставки Лина Михайловна по памяти повторила «Прыжок», который в некоторых деталях превосходил произведение 1938 года.

Творчество незрячего скульптора продолжалось с 1936 по 1948 год, и ей было создано более ста скульптур.


Девочка с голубями.

Как же ей удалось такое? Как смогла она, пережившая большую беду, лишившись зрения, создать такие исключительно оптимистические и жизнеутверждающие произведения?

Народный артист СССР Соломон Михоэлс в книге отзывов на выставке произведений Лины По записал: «Талант всегда зрячий». Лина По, будучи незрячей, действительно, видела.

Вот как создавался образ Пушкина. Ее зрительные впечатления об Александре Сергеевиче сложились в основном по хрестоматийно распространенным портретам кисти В.А.Тропинина и О.И.Кипренского, написанным в 1827 году, и московскому памятнику А.М.Опекушина. Они сливались у нее в общее представление о внешнем облике поэта.

Только со временем, когда через творчество Пушкина она поняла его всеобъемлющую мудрость и жизненную драму, в ее сознании высветился  образ поэта. Она увидела образ поэта во сне. По ее словам, в течение года она видела Пушкина во сне восемь раз. Посмертная маска поэта и сновидения корректировали ход работы над скульптурой. И так продолжалось около двух лет.


Портрет Пушкина.

О работах Лины По очень тепло отзывался и Сергей Тимофеевич Коненков. Некоторые считают, что последнюю версию скульптуры «Паганини», Коненков сделал, увидев ее трактовку образа знаменитого скрипача.

— Поражает буквально всё. А портреты исторических личностей – так те просто потрясают. Слепая лепит бюсты людей, которых она не видела глазами, и, что удивительнее всего, портреты ее жизненны, характерны, типичны и похожи. Мы находим в них то, чего требует строгий критик от портретного искусства, – говорил скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров, отливший посмертную маску Ленина.

В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. Этому предшествовала интересная история. Узнав, что автор скульптурных произведений – слепая женщина, в это просто не поверили, и отправили к ней весьма представительную комиссию в лице искусствоведа Грабарь-Мещериной, художника Бориса Яковлева и скульптора Антропова.

Впоследствии сестра Лины По так рассказывала об этом визите:

— Незадолго до прихода комиссии Лина Михайловна как раз закончила лепить фигуру Кармен, танцующую испанский танец. Именитым гостям работа эта очень понравилась. Но ведь им надо убедиться в том, что такое может сотворить слепой человек. Тактичный предлог для проверки нашел художник Яковлев.

— Ваша испанка, – сказал он, – очень хороша. Но мне кажется, будь у нее в руке веер, стала бы еще лучше.

«Испытуемая» взяла пластилин и быстрыми точными движениями вылепила миниатюрный раскрытый веер, который тут же вставила в правую руку своей Кармен и, улыбаясь, сказала:

— Вы правы, пусть танцует с веером.

Сомнения комиссии развеялись.

Выдающийся офтальмолог нашей страны В.П.Филатов, не только талантливый ученый, но и художник, и скульптор, и поэт, также высоко оценил ее творчество. К концу жизни Лины При его непрерывных стараниях (он многократно приезжал к ней из Одессы) удалось добиться незначительного успеха в лечении слепоты. В одном глазу появилось маленькое «оконце для зрения». Однако, как это ни странно, оно мешало процессу лепки, и во время работы Лина По завязывала глаза.

Творческие успехи окрыляли Лину По, и она была по-настоящему счастлива. Иногда даже говорила: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Поэт Яков Хелемский в посвященном Лине По стихотворении так и назвал ее: «Та, у которой призанять бы счастья теперь иные зрячие могли».


Девушка в платочке.

Во время Великой Отечественной войны Лина По была эвакуирована в Уфу. Проживая с сестрой буквально в микроскопической комнатке, чуть ли не два на два метра, в доме на улице Карла Маркса, Лина По ваяла скульптуры на военную, башкирскую и, конечно, любимую балетную тематику.


Балерина. Пируэт.

Магинур Бикбова, артистка ансамбля песни и пляски Башкирской филармонии, стала для Лины По моделью в ее работе на башкирские темы. Сначала Лина Михайловна ощупывала лицо артистки и потом по памяти, начинала ваять. Магинур стала моделью для композиции «Башкирский танец с кумысом», а молодая башкирка Гадибэ превратилась в башкирскую мадонну — главную героиню скульптуры «Возвращенное детство» (второе название «Удочеренная»).

За годы неустанного, кропотливого и тяжелого труда Лина По создала более сотни скульптур и скульптурных композиций. Такое под силу не всякому зрячему скульптору. Но кроме ваяния, Полина Михайловна занималась изготовлением кукол. «Петрушка», «Негр», «Клоун», «Татарка» являются яркими примерами творческой фантазии, гармонии и цветовой выразительности. Используя различные материалы, – ткань и кружево, бисер и стеклярус, кусочки фольги и елочную мишуру, — слепая художница сделала своих кукол действительно театральными.

Одна из известнейших работ Лины По — восьмифигурная композиция «Танцевальная сюита», в которой переплелась классическая и народная хореография. Восемь фигурок танцовщиц, главная из которых «Вакханка», дают ощущение движения, свободного полета.


Танец с покрывалом.


Татарский танец.


Грузинский танец.

Единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур – в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

В том, что экспозиция вновь доступна для зрителей, большая заслуга ветеранов ВОС, которые с завидным упорством добивались ее открытия. Много времени занял поиск произведений Полины Михайловны. Часть скульптур была испорчена. Над их восстановлением трудились специалисты из реставрационных мастерских имени академика Грабаря. На торжестве, посвященном этому событию Анна Павловна Язвина, которую без преувеличения можно назвать подвижницей, сказала:

— Мы приложили очень много усилий, чтобы получить эти скульптуры и воссоздать их. Ее творчество многогранно. Я уговаривала ее сестер отдать скульптуры нам, и дала торжественное слово, что они будут экспонироваться в отдельном зале нашего музея.


Гроза.

Ее имя имеет мировое значение. Ее талант был очень высоко оценен многими. Вы сможете полюбоваться и оценить то, что было дано этой женщине.

Чем интересна Лина По? — сказал художник, оформлявший экспозицию, Алексей Егорович Кошелев. — Это надежда для всех, к кому пришла беда. Потому что нельзя опускаться. Потому что человек обречен изначально, как только родился. Сколько ему отпущено — надо прожить умно, красиво и сильно. Когда человек опускается, это деградация. Вот Лина преодолела болезнь. Рядом оказались интересные сильные люди, которые помогли: великолепный художник Нестеров, Филатов — глазник, который даже писал стихи ей. Вы представляете, когда человек сидит на кровати, и вдруг говорят: «Ничего не потеряно. Еще есть надежда себя выразить».

Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм ее был ослаблен. К старым болезням прибавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Ее оперировал известный в Москве специалист профессор Александров, стараясь сделать все возможное. Но 26 ноября Лина По скончалась.

Когда она умерла, академик В.П.Филатов написал «Реквием»:


Угас твой друг!

Разбит сосуд хрустальный!

Жизнь унесла осенняя гроза.

И ты стоишь, бессильный

и печальный.

И горькая в очах

дрожит слеза…

Лина По была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.


Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи «Та, у которой призанять бы счастья», автор И. Копшицер

Материалы сайта www.pavlova.ws


18 января 1899 года – 26 ноября 1948 года

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=656


Искусство

|

Скульпторы

Лина По (Полина Горенштейн)

Биография и личная жизнь Лины По, почему известная балерина стала скульптором

Семейный статус

не замужем

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка…

Биография

Полина Горенштейн появилась на свет в городе Екатеринослав (сейчас Днепр) 18 января 1899 года.

С раннего детства у девочки обнаружилась способность к изобразительному искусству. Став постарше, увлеклась хореографией. Одновременно появилось желание к ваянию. Все эти увлечения требовали серьезного внимания, поэтому заниматься всеми параллельно было сложно. Пришлось делать выбор. Тяга к сцене победила, и Полина всерьез занялась балетом.

Годы детства и юности

Юная Горенштейн начала учиться в хореографическом училище Воронкова. В 1919 году получила диплом, стала профессиональной балериной. Выступала артистка на сценах Мариуполя, Харькова, Киева. Для работы на сцене выбрала псевдоним Лина По.

Очень скоро провинциальное существование перестало устраивать Полину. Тогда пришло решение перебраться в столицу, город Москва. Так молодая балерина оказалась в огромном городе. Повысить профессионализм помогли хореографические уроки при Большом театре.

Со временем любовь к изобразительному искусству проявилась снова. Недолго думая, Полина стала учиться скульптуре. Занятия проходили во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Времени катастрофически не хватало. Каждое увлечение требовало работы по 10-12 часов в день. Опять пришлось делать выбор. Опять Лина выбрала балет.

Творческий путь Лины По

К 1924 году Лина По стала дипломированным режиссером-постановщиком танцев. Следующая десятилетка прошла в счастливом творчестве. Проявились таланты преподавателя, балетмейстера. Также Полина Михайловна продолжала танцевать. Для успешной работы пригодился и другой талант балерины.

Художественный взгляд помогал понимать искусство полнее, глубже. Особенно это пригодилось при постановке танцев. По словам самой Лины: «Я брала карандаш и зарисовывала особенно увлекшие меня движения балерин, позы… Я впитывала в себя скульптурную гармонию движущихся полуобнаженных тел».

Лина По (Полина Горенштейн) фото

Заболевание и потеря зрения

Однако жизнь вносит свои коррективы. Иногда очень нелегкие. Вообще жизнь живого существа зависит от ряда факторов. В 1934 году Полина Михайловна очутилась в Московском научно-исследовательском клиническом институте им. М.Ф. Владимирского. Балерина попала туда с энцефалитом, который проявился как осложнение после гриппа.

Болезнь развивалась агрессивно. Докторов встревожил факт подобного неблагоприятного течения заболевания. Поочередно были потеряны: музыкальный слух, музыкальная память. В невропатологии для этой болезни имеется диагноз – амузия. Это поражение нервов органов зрения. К изучению состояния больной привлекли знаменитых специалистов: профессора Д. А. Шамбурова, академика В. П. Филатова.

Процесс лечения длился долго. Потихоньку удалось устранить некоторые тяжелые симптомы типа амузии, паралича конечностей. К тому времени обнаружилась еще одна беда – потеря зрения. Все шло к тому, что творческая жизнь Лины заканчивается. Однако профессор Шамбуров искал выход. Он знал, что девушка талантлива во многих сферах. Этот факт можно было использовать для адаптации Полины к новому существованию.

Лина По (Полина Горенштейн) чб фото

Смена рода деятельности

По роду деятельности Полина Михайловна создавала танцы, используя рисунки и пластилиновые мизансцены будущих произведений. Профессор Дмитрий Афанасьевич решил использовать эти ее умения. Он однажды дал пациентке мякиш хлеба, попросил что-нибудь вылепить. Полина вылепила свой автопортрет, назвала скульптурку «Вероника». С этого началось возрождение к новой жизни.

Именно Шамбуров думал об удобствах для спокойного творения. Например, уговорил Полину использовать для работы фанерку. Для большего комфорта порекомендовал положить дощечку на грудь. Из больницы Полина выписалась уже с надеждой. Обещала доктору не оставлять занятия скульптурой.

Очень скоро столик в углу заполнился фигурками. Потихоньку паралич конечностей отступал. Спустя несколько месяцев проявления исчезли совсем. Часто приходили друзья, им очень нравились работы Лины По. Особенно привлекательными получались фигурки танцовщиц. Девушку часто навещал доктор Дмитрий Афанасьевич. Профессор продолжал следить за здоровьем пациентки, радовался профессиональным успехам.

Лина По скульптура

Не прошло и года после выписки из больницы, как состоялась персональная выставка произведений Полины. О скульпторе заговорила пресса. Далее последовали многофигурные композиции. Лина создавала классику и народную хореографию в единой композиции. Творческая жизнь незрячего скульптора длилась с 1936 по 1948 год. Из ее рук вышло более ста скульптур.

Что известно о личной жизни Лины По

О личной жизни Лины По нет информации. Не состояла в браке, не было и детей. Возможно, ритм жизни девушки не оставлял времени для романтических отношений.

Из приватной жизни можно отметить наличие, по крайней мере, одной сестры. О ней упоминается в связи с военной эвакуацией Полины в город Уфа. Туда они приехали вместе с сестрой. Бытовые вопросы решала родственница. Сама же и ухаживала за Линой, обеспечивала сестру материалом для ваяния скульптур. На тот момент Полина полностью отдалась созданию скульптур.

Лина По (Полина Горенштейн) фото

Интересные факты

В отличие от незрячих с рождения, Полина Михайловна была знакома со зрительным восприятием жизни. Особенно отчетливо приходили картины во сне. Как-то Лина призналась литератору А. М. Арго: «Образ А. П. Чехова пришел мне во сне ночью, пришел зримо, ярко, трехмерно… Я почувствовала сразу все размеры в пальцах».

Также со сном связана история с фигуркой балерины «Прыжок». Полина лепила балерину вдохновенно, азартно, до утра. Женщина была уверена, что работу окончила, она стоит на столе возле кровати. Однако родственница фигурку не видела. Оказалось, что ее на самом деле нет. Это был просто сон, где Лина По полностью выполнила процесс изготовления скульптуры. Полина просто перепутала сон и явь. К счастью, Полина так запомнила сон, что сумела без труда воссоздать фигурку балерины по памяти.

ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…


Будьте первым, кто оставит отзыв.

Сортировать:

Показать больше

Будьте первым, кто оставит отзыв.

  • Привлекательность
  • Харизма
  • Обаяние
  • Целеустремленность

Жизнь и творчество слепого скульптора

Лина По

Вы будете скульптором!

В один из весенних дней 1936 года по переулку Сивцев Вражек, опираясь на руку своей сестры, шла молодая женщина в темных очках. Почти в самом конце переулка, у дома с колоннами, известного всей художественной Москве, сестры остановились, и та, что была в очках, сказала: — Подожди, Машенька… Отдышусь немного… Приду в себя. Лина Михайловна волновалась. Она стояла у подъезда дома М. В. Нестерова. Михаил Васильевич слышал рассказ профессора Д. А. Шамбурова о его необыкновенной пациентке: после утраты зрения она упорно стала заниматься скульптурой.

…В 1934 году балерина и хореограф Лина Михайловна По заболела энцефалитом. В тяжелом состоянии ее привезли в Московский областной клинический, институт… Сначала-паралич, потом-слепота…

Когда ее руки обрели возможность, хотя и неполную, движения, начала мять кусочки хлеба, придавая им формы слоников, птичек, мышей. Несколько зверушек стояли на прикроватной тумбочке. Их увидел доктор Шамбуров. Поставил на ладонь мышонка. — Какой насторожённый и юркий! Больная чуть улыбнулась.

— Ведь вы, Лина Михайловна, раньше занимались скульптурой и рисовали.

— Это давно было, Дмитрий Афанасьевич.

— То, что было любимо, не забывается, — сказал и неторопливо пошел к следующей койке.

Да, было давно…

В 1913 году в Екатеринославе четырнадцатилетняя Полина Горенштейн одновременно с занятиями в хореографической студии берет уроки у скульптора-профессионала. С берега Днепра приносит домой глину, лепит различные фигурки. Она увлекается музыкой, танцами, любит рисовать. Но не знает, на чем остановить выбор. Получив среднее образование, по настоянию родителей поступает в Харькове на Высшие женские курсы… А в душе звучит музыка, и перед глазами танцует Айседора Дункан. Курсы не радуют, и она забросила их. Пришла в школу балерины Тальори, стала лепить в студии скульптора Л. Блох. Затем учится в школе хореографии К. Воронкова. И вот в 1919 году из Полины Горенштейн родилась балерина — Лина По.

Некоторое время она выступает в театрах Киева и Харькова. А после полутора лет работы постановщиком танцев в Мариуполе Лину По в 1921 году командируют учиться в Москву.

Выдержала конкурсный экзамен в Высшие хореографические мастерские и поступила на скульптурный факультет ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). Но через полгода оставила ВХУТЕМАС.

— Меня тянуло к скульптуре, но я не хотела разбрасываться и всецело отдалась искусству танца, — говорила Лина Михайловна…

Занятия скульптурой и рисованием, по ее признанию, помогли ей в овладении профессией балерины и постановщика танцев: — Я брала карандаш и зарисовывала особенно увлекшие меня движения балерин, позы. Я обожаю человеческое тело… Я впитывала в себя скульптурную гармонию от движущихся полуобнаженных тел.

Я старалась запомнить наиболее удачные повороты, позы…

Когда мне было дано первое постановочное задание — танец четырех женщин и одного мужчины, — я все время переживала их танец образно, как скульптурное произведение.

…Да, это было — радость жизни и творчества.

Осталась больничная палата и темнота. Не хочется вспоминать… Но мысль возвращает в былое. Перед «глазами ее души» оживают образы и звуки минувшего — лица, фигуры, жесты, улыбки, голоса…

В руках опять хлебный мякиш. Появляется маленькая голова мужчины.

Пришел Дмитрий Афанасьевич.

— Вы, Лина Михайловна, не только скульптор-анималист, но и портретист.

Человек, близкий к искусству и художникам, он понимал: это еще не портрет, а подобие портрета.

Попробуйте лепить с себя. Я принесу пластилин.

Через день Шамбуров принес фанерную дощечку и пластилин.

— Вам будет удобнее. Положите фанерку на грудь и лепите.

«Нет, не стоит. Зачем? Разве слепой может быть скульптором?! Не дилетантом, а профессионалом — наравне с художниками, которые видят форму глазами?»

Дощечка и пластилин несколько дней пролежали на тумбочке. Потом, когда болезнь опять отпустила немного, потянулась к пластилину; машинально мяла податливую массу и увлеклась… Видит себя балериной и пытается вылепить танец. Недели через три закончен барельеф «Танцовщица». Профессионально сравнительно слабый, он все-таки передавал характер танца.

За два года пребывания в клинике Лина Михайловна вылепила еще несколько вещиц.

В день выхода Лины По из больницы Шамбуров сказал: — Ни в коем случае не бросайте скульптуры.

— Спасибо вам, доктор. За все… Обещаю…

Дома, когда за окном стихал гул торгового Столешникова переулка, умолкали двери и голоса в коммунальной квартире, брала фанерку со столика рядом с кроватью, поудобнее устраивала ее на груди, начинала лепить. Некоторое время спустя в противоположном углу комнаты уже стоял круглый столик наподобие скульптурного станка. Иногда она вставала с кровати, на костылях добиралась до своего рабочего уголка… Лепила самозабвенно — пока острая боль не пресекала творческий порыв. Хваталась за стул, задевала костыль, и он с грохотом падал. Испуганно просыпалась Мария Михайловна, вскакивала и бережно укладывала сестру.

Прошло несколько месяцев. Исчезли последствия паралича.

Но и в этот, самый тяжелый период своей жизни — период душевной и физической боли, страданий, сомнений — Лина Михайловна постоянно работала. На полке стояли «Плачущая девушка», «Юный скрипач», несколько балерин, эскиз портрета племянника Ромы.

Приходили друзья, смотрели скульптуры, одобряли. Особенно — фигурки танцовщиц.

Часто бывал Дмитрий Афанасьевич. Продолжал лечить больную и с радостью наблюдал, как рождается скульптор.

В один из визитов Шамбуров увидел портрет молодой женщины с чертами Лины Михайловны. В склоненной головке выражено чувство неуверенности, грусти, сомнений. Но чем дольше смотришь на нее, тем явственнее замечаешь момент пробуждения к жизни.

Портрет «Вероника» Дмитрий Афанасьевич отдал перевести в бронзу. Один экземпляр Лина Михайловна подарила своему доктору. «Вероника» всегда, до кончины Дмитрия Афанасьевича в 1963 году, стояла на его письменном столе.

…И вот сегодня по приглашению М. В. Нестерова Лина Михайловна пришла в Сивцев Вражек.

Ей было известно, что Нестеров — это совесть искусства, художник — до суровости требовательный к себе и другим. Его биограф профессор С. Дурылин в книге «Нестеров в жизни и творчестве» рассказывает: «Мне приходилось быть свидетелем довольно суровых сцен, когда, всмотревшись, вдумавшись в показанные работы начинающего художника, Михаил Васильевич так прямо и говорил: «Нет, на художество у вас нет сил». Правда, он обычно добавлял при этом: «Зайдите ко мне месяца через три, поработайте, покажите еще что-нибудь, посмотрю еще», — но редко-редко эта добавка изменяла суть дела. В иных случаях молодого художника, принесшего ему масляный холст, он посылал в Музей изящных искусств порисовать с гипсов и на обиженное сопротивление уже беспощадно отвечал: «Вам надо начать все сначала. Какие же краски без рисунка. А вы вовсе не умеете карандаш держать в руке».

…Нестеров провел сестер в мастерскую. От растерянности Лина Михайловна казалась беспомощной. Но с первых же минут разговора Михаил Васильевич почувствовал быстрый и глубокий ум, твердость характера, артистизм ее натуры.

Он долго рассматривал «Веронику», фигурку балерины, «Юного скрипача». Его удивила экспрессия, выраженная в профессионально несовершенных работах слепой.

В конце беседы Михаил Васильевич сказал: — Вы будете скульптором. И это не было сказано в утешение. Нестеров сказал бы иначе, если бы почувствовал, что у Лины По «нет сил на художество».

Михаил Васильевич говорил С. Дурылину, какое сильное впечатление произвела на него уже в первую встречу эта слепая хрупкая женщина. С того времени и до конца дней своих М. В. Нестеров советами, полными отеческой заботы и мудрости, поддерживал Лину Михайловну.

— Помню посещение Нестеровым Лины По.

Нестеров смотрел каждую новую работу слепого скульптора, поддерживал ее творческие начинания и восхищался торжеством таланта над недугом, — вспоминает вице-президент Академии художеств СССР В. С. Кеменов.

Отзыв М. В. Нестерова о «Веронике», «Юном скрипаче» и фигурке балерины укрепил в Лине По веру в ее призвание. Теперь все свои силы, всю волю она подчиняет одной цели — овладению мастерством скульптора…

И поразительно, с какой быстротой она прошла этот свой самостоятельный курс. Уже в начале 1937 года Лина Михайловна создает однофигурные композиции на темы хореографии, которые исполнены не только с достаточно высоким профессиональным мастерством, но и выражают суть танца. Лучшие среди этих первых ее скульптур — «Танец с покрывалом» и «Балерина (Пируэт)».


Далее >>

Великое уважение и восхищение вызывают талантливые люди, которые сумели достичь огромных высот в своем деле даже несмотря на то, что их физическое состояние не позволяло этого сделать. В качестве примера можно привести советскую балерину Полину Горенштейн, которая, потеряв зрение, стала всемирно известным скульптором.

Болезнь, которая из талантливой балерины сделала известного скульптора

Творческий путь Лины По

Полина Горенштейн появилась на свет в 1899 году. Ее родным городом стал Екатеринослав, который ныне называется Днепропетровском. Будучи подростком, Лина заинтересовалась творчеством в виде танцев, музыки, рисования, лепки и вокала. В 14 лет девочка стала посещать кружок по хореографии, рисованию и лепке. Всем знакомым Полины, казалось, что ей подвластно любое дело, которым она жаждет заниматься. Но когда пришла пора определяться со своей будущей карьерой, то Горенштейн никак не могла остановиться на одном направлении.

Родители хотели видеть свою дочь в более приземленной профессии и отправили ее для поступления на юридический факультет в город Харьков. Но Полина не стала идти против своей воли и поступила в школу балерины Тальори и параллельно стала обучаться в студии скульптора Блоха. Во время учебы девушка поняла, что одновременно отдаваться двум разным направлениям искусства очень сложно и остановилась на балете.

Чуть позднее Горенштейн стала разбавлять свою профессиональную деятельность танцами в театре Мариуполя.

Уже через 3 года Полина Горенштейн «доросла» до профессионального уровня балерины и начала давать свои выступления во многих театрах Киева и Харькова. Чуть позднее Горенштейн стала разбавлять свою профессиональную деятельность танцами в театре Мариуполя. Псевдоним этой невероятно талантливой девушки звучал, как Лина По.

Покорив все вершины балета в родной Украине, Лина решилась ехать в столицу страны. После приезда в Москву решила повысить уровень своего балета и в течение 4-х лет училась в высшем учебном заведении на хореографическом факультете. Но Горенштейн до сих пор очень хотела заниматься лепкой и исполнила свою мечту, поступив на профильный факультет.

После окончания обучения Полина на протяжении 10 лет работала балетмейстером. Учеба на скульптурном отделении тоже прошла не зря. Именно художественные навыки помогали ей зарисовывать движения балерин и танцовщиц.

Болезнь и жизнь после

В 1934 году в жизнь Лины По пришла настоящая беда. Талантливая балерина серьезно заболела. Обычный сезонный грипп дал сильные осложнения на зрение, а также вызвал паралич конечностей девушки. Врачи поставили диагноз — энцефалит тяжелой степени.

Практически 2 года Полина лежала в стационаре в борьбе за полноценную жизнь. Если конечности восстановили свою функцию, то зрение вернуть так и не удалось.

Казалось, блестящей карьере и успеху Полины Горенштейн пришел конец, но девушка вспомнила про свое второе увлечение, которое могло бы быть полезно для людей.

Казалось, блестящей карьере и успеху Полины Горенштейн пришел конец, но девушка вспомнила про свое второе увлечение, которое могло бы быть полезно для людей.

Когда о желаниях своей пациентки узнал ее лечащий врач, то он предложил Лине слепить из мякиша хлеба что-нибудь на свой вкус. Горенштейн через некоторое время сумела слепить маленького мышонка.

После этого Полине принесли пластилин, практически все время своего бодрствования она лепила разнообразных зверей и кукол. Свои маленькие статуэтки она дарила малышам, которые тоже проходили лечение в больнице.

Творчество помогало не только скрасить серые будни молодой женщины, но и реабилитировало ее руки. После того как ее лепка вызвала восторг окружающих, Лина По поверила в свою возможность заниматься любимым делом и всю оставшуюся жизнь посвятила себя любимому делу, став одной из самых известных скульпторов во всем мире.

Нас всегда впечатляют судьбы неординарных людей, сумевших буквально силой своего человеческого духа не только выжить самим в сложных жизненных ситуациях, но и стать ярким примером для других. И сегодня в нашей публикации удивительная история талантливой советской балерины, балетмейстера и скульптора — Полины Горенштейн, которая будучи лишенной зрения, научилась жить заново, развив в себе редкий дар «внутреннего видения», доведенный до высокой степени совершенства и заставивший говорить о ней весь мир.

Творчество Лины По, под таким псевдонимом она стала известна вначале творческой карьеры как балерина, — это блестящий пример для тех, кто попал в жернова злодейки-судьбы и для тех, кто не привык сдаваться ни при каких обстоятельствах. Эта удивительная женщина, потеряв зрение, невероятным образом, не только могла «видеть» предметы в своем воображении объемно, но и мастерски воспроизводила их наощупь в виде скульптур и статуэток. Творческий успех окрылял и вдохновлял художницу. И невзирая на страшный физический недуг, она была по истине счастлива, а иногда даже говорила: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Скульптуры Лины По.

Скульптуры Лины По.

Она могла, осязанием улавливать детали и тонкости, незамеченные зрячими скульпторами-профессионалами. В это нелегко поверить. Но так было в действительности. Лина Михайловна обладала особой зрительной и слуховой памятью — эйдетизмом. Что любопытно, люди, наделённые таким даром, не вспоминают, не представляют в своём воображении образ, а видят и слышат его. После потери зрения эта способность развилась у неё особо остро.
Доказательством этому служат работы, созданные Линой По, бережно хранящиеся в отечественных музеях.

Дар от Бога

Некоторым счастливчикам Всевышний щедро отмеряет и красоту, и разносторонние таланты, и везение, и возможность делать выбор. Среди таких и была Полина Горенштейн вначале успешная балерина, а позже режиссёр-постановщик танцев, с необыкновенным даром к рисованию. Но, как часто в жизни бывает, беспощадная судьба в один момент решила зло подшутить над удачливой танцовщицей.

Перелистывая страницы биографии

Полина Михайловна Горенштейн.

Полина Михайловна Горенштейн.

Полина Михайловна Горенштейн родилась в Екатеринославе (ныне город Днепр, Украина) на рубеже двух столетий в 1899 году. Еще в подростковом возрасте она увлекалась музыкой и танцами, сочиняла стихи, рисовала и лепила. А с четырнадцати лет Полина всерьез стала заниматься в хореографической студии и брать уроки рисования и лепки в художественной студии.

Ей удавалось все, за что она бралась, но своей профессией девушка выбрала балет. И это, невзирая на то, что ее родители хотели, чтобы их дочь стала юристом. С этой целью в 1916 году они и отправили её в Харьков. Но, там Полина поступила в школу балерины Тальори и одновременно в студию скульптора Л.Блоха. Разумеется, что каждое из увлечений требовало полной самоотдачи. И со временем совмещать их становилось всё труднее. В итоге Полина остановилась на балете.

Скульптуры Лины По.

Скульптуры Лины По.

Спустя три года она стала профессиональной балериной и под сценическим псевдонимом «Лина По» начала выступать в театрах Киева и Харькова, а позже ставить танцы в театре Мариуполя. Везде талантливую девушку сопровождали успех и признание. Решив совершенствовать свое мастерство, Лина отправилась в Москву. В 1920—24 училась в Высших хореографических мастерских и одновременно на скульптурном отделении ВХУТЕМАСа.

После их окончания Лина в течение десяти лет танцевала, преподавала, работала балетмейстером. А занятия скульптурой помогали ей в постановке танцев: «…я зарисовывала…движения балерин, позы… Я впитывала в себя скульптурную гармонию от движущихся полуобнажённых тел». Будучи балетмейстером, Лина нередко «репетировала» сцены будущих спектаклей с помощью… пластилина, сначала делая карандашные наброски, а потом создавая пластилиновые мизансцены.

Она всем сердцем боготворила искусство и любила жизнь…

Болезнь, сразившая, но не сломившая…

В 1934 году неожиданно пришла беда. Лина тяжело заболела: паралич рук и ног, потеря зрения, вызванные осложнением после гриппа. Медицинским языком — энцефалит. Два года женщина провела в больнице, борясь за свою жизнь. Руки и ноги постепенно пришли в норму, а зрение так и не восстановилось. Жизнь, казалось, совершенно потеряла смысл, но, тем не менее, она продолжалась… И перед женщиной остро стал вопрос: чем заполнить жизнь в кромешной тьме, как вновь быть полезной людям… и как не возненавидеть судьбу за такой тяжелый удар.

Барельефы скульптора Лины По.

Барельефы скульптора Лины По.

Ответ на мучившие вопросы помог найти профессор Д.А. Шамбуров, под руководством которого велось лечение балерины. Узнав об давних увлечениях рисованием и лепкой своей пациентки, он однажды вложил ей в руку хлебный мякиш и попросил Лину что-либо вылепить. Осторожно, превозмогая боль, молодая женщина долго мяла его пальцами пока вслепую не слепила мышонка. Осязанием проверила слепленную фигурку. Похож…

Потом ей приносили пластилин, из которого женщина стала лепить куколок и зверушек, а затем дарить их детям, находившимся в больнице. Это радовало и детвору, и саму Лину. Но больше всего были довольны доктора — это занятие помогало их пациентке привести в норму разбитые параличем руки и обрести себя в состоянии полной слепоты. У молодой женщины появилась вера в то, что она сможет заниматься настоящим творчеством.

 Скульптуры Лины По.

Скульптуры Лины По.

Выписавшись из больницы, Лина решила показать свои еще несовершенные статуэтки художнику М.В.Нестерову. Требовательный во всем, что касалось искусства, Михаил Васильевич чистосердечно одобрил ее работы, которые понравились художнику изяществом и точностью пропорций, а также любовью, с которой они были сделаны. Именно он сказал Лине, что она станет хорошим скульптором, если будет продолжать работать в этом направлении. Этим старый мастер укрепил в женщине веру в то, что она вновь обрела место в жизни. Именно с того дня и до конца своей жизни Нестеров постоянно поддерживал Лину и советами, и добрыми словами, полными отцовской заботы и мудрости.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

Прыжок. (Искусствоведы относили «Прыжок» к лучшим произведениям современной пластики малых форм. Сейчас скульптура находится в Третьяковской галерее). / Танцевальная сюита.

Прыжок. (Искусствоведы относили «Прыжок» к лучшим произведениям современной пластики малых форм. Сейчас скульптура находится в Третьяковской галерее). / Танцевальная сюита.

В 1937 году, спустя год после выписки, первые работы Лины По экспонировались на Всесоюзной выставке в Московском музее искусств. А еще через год была открыта персональная выставка скульптур, о которых много и восторженно говорила вся пресса того времени, имея под собой веские основания: все работы слепого скульптора отличались оптимистичным и жизнеутверждающим характером. По правде говоря, это сильно контрастировало на фоне испытаний, выпавших на долю когда-то успешной молодой балерины.

Именно тогда скульптурные работы «Прыжок», «Мальчик со змеей», «Негритенок» были приобретены у автора для коллекции музея. В 1939-м Лина Михайловна была принята в Союз художников. Причем многие члены комиссии, принимавшие ее в союз, не верили в то, что женщина абсолютно слепа.

В годы Отечественной войны Лина По была эвакуирована в Уфу. Там она плела маскировочные сети для бронетехники, а ночами ваяла скульптуры на военную тематику. Лина Михайловна любила работать по ночам, чтобы никто не отвлекал и можно было сосредоточиться на работе. Одной рукой она разминала глину, ногтем мизинца мастерски отделывала мельчайшие детали. А вот другой рукой, как бы сканируя, проверяла сделанное. Необыкновенная выдержка и трудолюбие, терпение и любовь к творчеству придавали художнице и сил, и уверенности, чтобы доводить задуманное до конца.

 Партизан. / Гроза. Скульптуры Лины По.

Партизан. / Гроза. Скульптуры Лины По.

Лина Михайловна говорила, что её скульптуры рождаются «под впечатлением либо прослушанного чтения, либо музыки…Когда образ задуманного произведения встаёт передо мной, начинаю мысленно лепить его…А потом повторяю в материале…Иногда готовые яркие образы приходят во сне и наутро я спешу вылепить его в глине…»

К сожалению, судьба отпустила ей не так много времени для жизни и творчества. Болезни не оставляли Лину Михайловну в покое, организм был очень ослаблен и в конце ноября 1948 года она скончалась практически на операционном столе…

Наследие мастера, достойное уважения

За годы напряжённого труда Лине По удалось создать около 120 скульптурных работ, которые до сих пор удивляют зрителя своей экспрессией и жизненным потоком энергии, насыщенным радостью, мечтой и вдохновением. С невероятной силой также притягивают взгляд и точность передачи движений, лиризм и одухотворенность образов, гармония и тонкое мастерство.

Бюст Пушкину находится в Ленинграде, в квартире-музее А. С. Пушкина. / Бюст А.П. Чехова.

Бюст Пушкину находится в Ленинграде, в квартире-музее А. С. Пушкина. / Бюст А.П. Чехова.

Трудно понять, как мог слепой человек так невероятно реально передать не только внешнее сходство, но и характер, и настроение, и движение души портретируемых исторических личностей. Это было подобно чуду. По истине потрясли современников своей жизненностью и характером скульптурные портреты Пушкина и Чехова. Так, когда к юбилею Антона Павловича Лина Михайловна сваяла его бюст, жена писателя Ольга Леонардовна, вытирая слезы, сказала, что еще никому не удавалось так правдиво отобразить Чехова.

Лину По знали как очень трудолюбивого, жизнерадостного и доброго человека. Кроме ваяния скульптур она изготавливала театральных кукол для детского театра. Ее жизненным подвигом восхищались современники, ставившие её имя в один ряд с именами Николая Островского и Алексея Маресьева. Не перестают восхищаться ее силой воли и в наши дни.

И в заключение хотелось бы отметить, что Полина Михайловна Горенштейн свою душу изливала не только в своих скульптурных творениях, но и в стихах, проникнутых и чувством горечи об утраченном и чувством веры и надежды на будущее.

Надгробный памятник Лины По.

Надгробный памятник Лины По.

«Но знаю я, что втянутое туго
В перчатку грусти, сердце не смолчит.
Оно сорвёт дыханием упругим
Печали жгут. Рванётся, зашумит…
И парусом раздувшимся упрямо,
Помчит меня, разя мятежный вал,
Чтоб новым чувством озарить мой мрамор,
Чтоб песней новою гранит мой зазвучал».

Эта хрупкая женщина не позволила себе умереть ни как человеку, ни как личности. Она показала людям, что ни при каких жизненных катастрофах нельзя сдаваться. Сколько бы не было отпущено судьбой — нужно пройти этот путь сильно, достойно и красиво!

И в продолжение темы о невероятно одаренных женщинах прошлой эпохи, столкнувшимися с происками злодейки-судьбы, читайте нашу публикацию: Неизвестные таланты Сары Бернар: Как эпатажная актриса ваяла чувственные скульптуры и писала книги.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Подготовь с помощью Интернета рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями. Для этого можешь познакомиться с описаниями жизни и деятельности людей из разных стран мира, имена которых приведены в таблице. В ней также указан род занятий, в которых преуспели эти люди. Ты можешь выбрать то занятие, которое тебе наиболее интересно.

Занятие Имена выдающихся людей
Изучение законов, которые управляют Вселенной Стивен Хокинг
Лётное дело Алексей Маресьев
Музыка Людвиг ван Бетховен
Литература Мигель Сервантес, Юлия Жадовская
Киноискусство Зиновий Гердт, Павел Луспекаев, Марли Мэтлин
Изобразительное искусство Григорий Журавлёв, Кристи Браун
Лепка Лина По
Помощь людям с ограниченными возможностями Луи Брайль, Валентин Дикуль

reshalka.com

ГДЗ учебник по обществознанию 6 класс Боголюбов. §5. В классе и дома. Номер №7

Решение

Полина Михайловна Горенштейн, известная под псевдонимом Лина По, родилась 18 января 1899 года в Екатеринославе (Днепропетровск). С детства она увлекалась музыкой, рисованием, лепкой, танцами. Учась в хореографическом училище, она одновременно посещала уроки ваяния в художественной студии. В девятнадцать лет Полина стала профессиональной балериной и продолжила обучение в Москве. Здесь она одновременно поступила в Высшие хореографические мастерские и ВХУТЕМАС по классу скульптуры.
В 1924 году Полина окончила хореографические мастерские, получив диплом со специальностью режиссера−постановщика танцев. Последующие десять лет были наполнены радостью жизни и творчества. Полина Михайловна танцевала, преподавала и работала балетмейстером в разных театрах. В это время она много ездит по разным городам и странам. В течение 10 лет она успешно выступала со своими хореографическими программами. Но вот тяжелое осложнение гриппа − энцефалит.
В 1934 году Лина По тяжело заболела, ослепла и долгое время была парализована. Впоследствии, когда смогла двигаться, повернулась к занятию скульптурой. Её работы высоко оценил известный художник М. Нестеров, помог поверить в себя, вернуться к жизни.
В 1937 году работы Лины По появились на Всесоюзной выставке скульптуры в Московском музее изобразительных искусств. Весной 1938 года «Прыжок» был показан на выставке живописи, графики и скульптуры женщин − художников, посвящённой Международному коммунистическому женскому дню. А через некоторое время состоялось заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее на квартире скульптора Лины По. Комиссия ознакомилась с творчеством талантливого скульптора и решила приобрести три ее работы:
«Прыжок»,
«Мальчик со змеем»,
«Негритёнок».
В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Уфе, скульптор много работала на военную тематику. Наибольшего мастерства достигла она в жанре портрета, известные созданные ею портреты А. Пушкина, молодого Чехова. Всего она создала 120 скульптурных работ, которые побывали на многих выставках.
Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм её был ослаблен. К старым болезням прибавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Её оперировал известный в Москве специалист профессор Александров. Но 26 ноября 1948 года Лина По скончалась. Похоронена Полина Михайловна Горенштейн в Москве на Новодевичьем кладбище.

Лина По (Полина Горенштейн)

Биография и личная жизнь Лины По, почему известная балерина стала скульптором

Семейный статус

не замужем

1 Звезда

Семейный статус

не замужем

2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка…

Биография

Полина Горенштейн появилась на свет в городе Екатеринослав (сейчас Днепр) 18 января 1899 года.

С раннего детства у девочки обнаружилась способность к изобразительному искусству. Став постарше, увлеклась хореографией. Одновременно появилось желание к ваянию. Все эти увлечения требовали серьезного внимания, поэтому заниматься всеми параллельно было сложно. Пришлось делать выбор. Тяга к сцене победила, и Полина всерьез занялась балетом.

Годы детства и юности

Юная Горенштейн начала учиться в хореографическом училище Воронкова. В 1919 году получила диплом, стала профессиональной балериной. Выступала артистка на сценах Мариуполя, Харькова, Киева. Для работы на сцене выбрала псевдоним Лина По.

Очень скоро провинциальное существование перестало устраивать Полину. Тогда пришло решение перебраться в столицу, город Москва. Так молодая балерина оказалась в огромном городе. Повысить профессионализм помогли хореографические уроки при Большом театре.

Со временем любовь к изобразительному искусству проявилась снова. Недолго думая, Полина стала учиться скульптуре. Занятия проходили во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Времени катастрофически не хватало. Каждое увлечение требовало работы по 10-12 часов в день. Опять пришлось делать выбор. Опять Лина выбрала балет.

Творческий путь Лины По

К 1924 году Лина По стала дипломированным режиссером-постановщиком танцев. Следующая десятилетка прошла в счастливом творчестве. Проявились таланты преподавателя, балетмейстера. Также Полина Михайловна продолжала танцевать. Для успешной работы пригодился и другой талант балерины.

Художественный взгляд помогал понимать искусство полнее, глубже. Особенно это пригодилось при постановке танцев. По словам самой Лины: «Я брала карандаш и зарисовывала особенно увлекшие меня движения балерин, позы… Я впитывала в себя скульптурную гармонию движущихся полуобнаженных тел».

Лина По (Полина Горенштейн) фото

Заболевание и потеря зрения

Однако жизнь вносит свои коррективы. Иногда очень нелегкие. Вообще жизнь живого существа зависит от ряда факторов. В 1934 году Полина Михайловна очутилась в Московском научно-исследовательском клиническом институте им. М.Ф. Владимирского. Балерина попала туда с энцефалитом, который проявился как осложнение после гриппа.

Болезнь развивалась агрессивно. Докторов встревожил факт подобного неблагоприятного течения заболевания. Поочередно были потеряны: музыкальный слух, музыкальная память. В невропатологии для этой болезни имеется диагноз – амузия. Это поражение нервов органов зрения. К изучению состояния больной привлекли знаменитых специалистов: профессора Д. А. Шамбурова, академика В. П. Филатова.

Процесс лечения длился долго. Потихоньку удалось устранить некоторые тяжелые симптомы типа амузии, паралича конечностей. К тому времени обнаружилась еще одна беда – потеря зрения. Все шло к тому, что творческая жизнь Лины заканчивается. Однако профессор Шамбуров искал выход. Он знал, что девушка талантлива во многих сферах. Этот факт можно было использовать для адаптации Полины к новому существованию.

Лина По (Полина Горенштейн) чб фото

Смена рода деятельности

По роду деятельности Полина Михайловна создавала танцы, используя рисунки и пластилиновые мизансцены будущих произведений. Профессор Дмитрий Афанасьевич решил использовать эти ее умения. Он однажды дал пациентке мякиш хлеба, попросил что-нибудь вылепить. Полина вылепила свой автопортрет, назвала скульптурку «Вероника». С этого началось возрождение к новой жизни.

Именно Шамбуров думал об удобствах для спокойного творения. Например, уговорил Полину использовать для работы фанерку. Для большего комфорта порекомендовал положить дощечку на грудь. Из больницы Полина выписалась уже с надеждой. Обещала доктору не оставлять занятия скульптурой.

Очень скоро столик в углу заполнился фигурками. Потихоньку паралич конечностей отступал. Спустя несколько месяцев проявления исчезли совсем. Часто приходили друзья, им очень нравились работы Лины По. Особенно привлекательными получались фигурки танцовщиц. Девушку часто навещал доктор Дмитрий Афанасьевич. Профессор продолжал следить за здоровьем пациентки, радовался профессиональным успехам.

Лина По скульптура

Не прошло и года после выписки из больницы, как состоялась персональная выставка произведений Полины. О скульпторе заговорила пресса. Далее последовали многофигурные композиции. Лина создавала классику и народную хореографию в единой композиции. Творческая жизнь незрячего скульптора длилась с 1936 по 1948 год. Из ее рук вышло более ста скульптур.

Что известно о личной жизни Лины По

О личной жизни Лины По нет информации. Не состояла в браке, не было и детей. Возможно, ритм жизни девушки не оставлял времени для романтических отношений.

Из приватной жизни можно отметить наличие, по крайней мере, одной сестры. О ней упоминается в связи с военной эвакуацией Полины в город Уфа. Туда они приехали вместе с сестрой. Бытовые вопросы решала родственница. Сама же и ухаживала за Линой, обеспечивала сестру материалом для ваяния скульптур. На тот момент Полина полностью отдалась созданию скульптур.

Лина По (Полина Горенштейн) фото

Интересные факты

В отличие от незрячих с рождения, Полина Михайловна была знакома со зрительным восприятием жизни. Особенно отчетливо приходили картины во сне. Как-то Лина призналась литератору А. М. Арго: «Образ А. П. Чехова пришел мне во сне ночью, пришел зримо, ярко, трехмерно… Я почувствовала сразу все размеры в пальцах».

Также со сном связана история с фигуркой балерины «Прыжок». Полина лепила балерину вдохновенно, азартно, до утра. Женщина была уверена, что работу окончила, она стоит на столе возле кровати. Однако родственница фигурку не видела. Оказалось, что ее на самом деле нет. Это был просто сон, где Лина По полностью выполнила процесс изготовления скульптуры. Полина просто перепутала сон и явь. К счастью, Полина так запомнила сон, что сумела без труда воссоздать фигурку балерины по памяти.

ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…


Будьте первым, кто оставит отзыв.

Сортировать:

Показать больше

Будьте первым, кто оставит отзыв.

  • Привлекательность
  • Харизма
  • Обаяние
  • Целеустремленность

Горенштейн Полина Михайловна (Лина По)



Балерина и cкульптор.


Работа над портретом Гадибэ

Полина Горенштейн родилась 18 января 1899 года в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск).

В детстве у Полины проявились способности к рисованию, в 14 лет она серьезно увлеклась хореографией, а позже она увлеклась и ваянием. Но совмещать эти увлечения было достаточно трудно – ведь серьезные занятия требовали полной самоотдачи, и Полине пришлось выбирать между скульптурой и балетом. Сцена показалась ей притягательнее.

Она начала обучаться в хореографическом училище Воронкова и после его окончания в 1919 году начала выступать на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева под псевдонимом Лина По. Но провинциальная жизнь не устраивала молодую балерину, и в 1921-м году Лина перебралась в Москву, где поступила в Высшие хореографические мастерские при Большом театре. Однако страсть к изобразительному искусству вновь дала о себе знать, и девушка поступила еще и на отделение скульптуры в Высшие художественно-технические мастерские, — более известные, как ВХУТЕМАС. К сожалению, через полгода Лине вновь пришлось выбирать: художники за мольбертом и балерины за станком должны трудиться по 10-12 часов в день. Времени не хватало, и она снова отдал предпочтение балету.


В артистической уборной.

В 1924 году она окончила хореографические мастерские, получив диплом  режиссера-постановщика танцев. Последующие десять лет ее жизни были наполнены радостью и творчеством. Полина Михайловна танцевала, преподавала и работала балетмейстером в разных театрах. Тогда же  пригодилось и ее второе увлечение. Талант художника помогал Лине  глубже понять искусство балета, не говоря уже о постановке танцев. Вот что рассказывала сама Лина Михайловна: «Я брала карандаш и зарисовывала особенно увлекшие меня движения балерин, позы… Я впитывала в себя скульптурную гармонию движущихся полуобнаженных тел».

Но жизнь человеческая, к сожалению, зависит от многих внешних факторов… В 1934 году Лина По попала в неврологическую клинику Московского научно-исследовательского клинического института имени М.Ф.Владимирского с энцефалитом, возникшем на фоне гриппа. Специалистов особенно встревожило, что заболевание с первых же дней приняло неблагоприятное течение. Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти, известная в невропатологии под названием амузия, и поражение зрительных нервов. Профессор Д.А. Шамбуров, под руководством которого проводилось лечение, обратился за помощью к выдающемуся офтальмологу академику В.П.Филатову.

Заболевание у Лины По протекало длительно. И хотя ряд тяжелых симптомов, таких, как амузия и параличи ног и рук, были устранены,  пришла другая беда: Лина По потеряла зрение. Казалось, что творческой деятельности этой одаренной женщины пришел конец. Но Д.А.Шамбуров знал, что она с детства увлекалась музыкой, танцами, рисованием, лепкой и писала стихи. Будучи балетмейстером, Лина По часто создавала в рисунках и с помощью пластилина мизансцены будущих спектаклей. И Дмитрий Афанасьевич подумал: а нельзя ли использовать разнообразные способности Лины По, ее трудолюбие и настойчивость — неотъемлемые черты характера балерины, для преодоления вынужденной бездеятельности? Он дал ей хлебный мякиш с просьбой вылепить какую-нибудь фигурку, и когда Лина По обрела возможность шевелить пальцами, она стала мять кусочки хлеба. На свет появлялись забавные фигурки слоников, птичек, мышей. Там же, в больнице, она сваяла первую скульптуру и назвала ее «Вероника» — задумчиво грустную головку с узнаваемыми чертами самой Лины Михайловны.

Шамбуров ей предлагал:

— Вам будет удобнее. Положите фанерку на грудь и лепите.

— Нет, не стоит. Зачем? Разве слепой может быть скульптором?! Не дилетантом, а профессионалом — наравне с художниками, которые видят форму глазами?

В день выхода Лины По из больницы Шамбуров сказал:

— Ни в коем случае не бросайте скульптуры.

— Спасибо вам, доктор. За все… Обещаю…

Дома, когда за окном стихал гул торгового Столешникова переулка, умолкали двери и голоса в коммунальной квартире, Лина брала фанерку со столика рядом с кроватью, поудобнее устраивала ее на груди и начинала лепить. Некоторое время спустя в противоположном углу комнаты уже стоял круглый столик наподобие скульптурного станка. Иногда она вставала с кровати, на костылях добиралась до своего рабочего уголка, и самозабвенно лепила, пока острая боль не пресекала ее творческий порыв. Она хваталась за стул, задевала костыль, и он с грохотом падал. Испуганно просыпалась Мария Михайловна, вскакивала и бережно укладывала сестру.

Прошло несколько месяцев, исчезли последствия паралича, но и в этот, самый тяжелый период душевной и физической боли, страданий и сомнений Лина Михайловна постоянно работала. На полке с ее работами вскоре стояли статуэтки «Плачущая девушка», «Юный скрипач», несколько балерин и эскиз портрета племянника Ромы. На них приходили посмотреть друзья и скульптуры. Особенно зрителям нравились фигурки танцовщиц. Часто бывал Дмитрий Афанасьевич, продолжавший лечить больную и с радостью наблюдавший, как рождается скульптор.

В 1937 году, меньше, чем через год после выписки Лины По из клиники, была открыта персональная выставка ее произведений, о которых заговорила пресса.

В феврале 1937 года Лина По начала работать над «Танцевальной сюитой», а в мае произведение было закончено. Впервые Лина Михайловна взялась за многофигурную композицию, в которой соединились темы классической и народной хореографии. Эта поэма в скульптуре была наполнена прославлением жизни, красоты человеческого тела. При ее постепенном круговом обзоре зрителям открывались все новые пластические аспекты, вызванные сменой взаимодействия друг с другом всех восьми фигурок, так естественно объединенных в композицию, что под любым углом зрения ее цельность не нарушалась. Почитатели таланта Лины могли долго рассматривать «Танцевальную сюиту», оценивая ювелирность лепки и разнообразие проработки форм, и получали при этом все большее эстетическое удовольствие. От изменения освещенности и игры бликов на фигурках танцовщиц ими обнаруживались не замеченные ранее тонкости. Без преувеличения можно утверждать, что по сложности и естественности воплощения танца, многогранности и красоте пластики  трудно найти в искусстве скульптуры на тему хореографии столь же оригинальное произведение.

Известный советский скульптор, лауреат Государственной премии СССР С.Д.Тавасиев говорил: «Танцевальная сюита» — вещь камерная, но сколько в ней монументальности! Это настоящая скульптура… И когда я смотрю на нее — зависть берет: как профессионально, мастерски сделана!».

В «Вакханке» — центральной фигурке из «Танцевальной сюиты» — уже намечалась тема будущей скульптуры Лины, получившей название «Прыжок». Глядя на нее, казалось, что вот-вот молодая женщина оторвется от земли и перейдет в свободный полет. Это ощущение было вызвано движением рук, похожих на крылья и стремительным наклоном фигуры, связанной с плинтом единственной точкой опоры.

Лина По рассказывала, как создала изящную скульптурную фигурку балерины, назвав ее «Прыжок». Она ее лепила с азартом, в состоянии творческого подъема и вдохновения. Утром пришедшую навестить родственницу предупредила: «Осторожно, не заденьте мою новую работу. Как она вам нравится? Я над ней трудилась всю ночь». Каково же было удивление и родственницы и самой Лины По, когда выяснилось, что никакой новой скульптуры не существует, и что Лина перепутала сновидение с действительностью. Выяснилось, что «Прыжок» от начала и до конца был создан Линой лишь в сновидении.


Прыжок.

Но ее сновидения были настолько ярки и зрительно реальны, весь творческий процесс лепки был настолько ощутим, что она очень быстро воссоздала замечательную фигурку «Прыжок». Этот рассказ многое дает для понимания психофизиологических механизмов компенсации слепоты у Лины По.

Прежде всего, важно отметить, что зрительные образы ее сновидений были очень яркими, носили не мимолетный характер, как обычно бывает, а продолжали зрительно существовать в сознании и после пробуждения. Такое редко встречающееся у людей свойство в медицинской психологии известно под названием эйдетизм. Это своеобразная разновидность зрительной образной памяти. Обладатель ее не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или любой образ, а видит его, как на фотографии или на экране. Подобные эйдетические образы стояли перед мысленным взором Лины По. Так «Прыжок» стал гимном свободному и прекрасному человеку.

Снова обратимся к высказываниям Лины По. Однажды она сказала литератору А.М.Арго: «Образ А. П. Чехова пришел мне ночью во сне, пришел ярко, зримо, трехмерно… Я сразу почувствовала все размеры в пальцах».


Портрет Чехова.

Эта реплика свидетельствовала о редкой способности воспринимать образ сразу с помощью нескольких органов чувств. Лина По не только объемно увидела образ Чехова, но одновременно и почувствовала в пальцах размеры и пропорции скульптуры. Она тут же попросила свою сестру замесить глину и приступила к работе.

Разумеется, не всегда и не все было так «просто» и «легко», как может показаться. Бывали очень трудные периоды, когда творческая деятельность угасала и сменялась бездействием, бесплодным унынием, когда исчезали эйдетические образы. И Лине казалось, что она уже никогда больше не сможет творить. Ей нужна была помощь и моральная поддержка. После Шамбурова, сыгравшего первостепенную роль в выборе ее жизненного пути, другой опорой для нее стал замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров.

Нестеров был требователен к себе и другим, и с первых же минут разговора Михаил Васильевич почувствовал быстрый и глубокий ум, твердость характера, артистизм ее натуры. Он долго рассматривал «Веронику», фигурку балерины и «Юного скрипача». Его удивила экспрессия, выраженная в профессионально несовершенных работах слепой. В конце беседы Михаил Васильевич сказал:

— Вы будете скульптором.

Весной 1938 года «Прыжок» был показан на выставке живописи, графики и скульптуры женщин-художников, посвященной Международному коммунистическому женскому дню. А через некоторое время, 24 мая, газета «Советское искусство» сообщала: «Последнее заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее состоялось на квартире скульптора Лины По. Комиссия ознакомилась с творчеством талантливого скульптора и решила приобрести три ее работы: «Прыжок», «Мальчик со змеем» и «Негритенок».

Сотрудники Третьяковской галереи причислили «Прыжок» к лучшим произведениям пластики малых форм и чрезвычайно бережно к ней относились: когда в 1946 году Московский Союз советских художников устраивал выставку скульптуры Лины По за десять лет творчества, дирекция галереи отказалась дать для экспозиции в Центральном Доме работников искусств СССР эту работу.

Для этой выставки Лина Михайловна по памяти повторила «Прыжок», который в некоторых деталях превосходил произведение 1938 года.

Творчество незрячего скульптора продолжалось с 1936 по 1948 год, и ей было создано более ста скульптур.


Девочка с голубями.

Как же ей удалось такое? Как смогла она, пережившая большую беду, лишившись зрения, создать такие исключительно оптимистические и жизнеутверждающие произведения?

Народный артист СССР Соломон Михоэлс в книге отзывов на выставке произведений Лины По записал: «Талант всегда зрячий». Лина По, будучи незрячей, действительно, видела.

Вот как создавался образ Пушкина. Ее зрительные впечатления об Александре Сергеевиче сложились в основном по хрестоматийно распространенным портретам кисти В.А.Тропинина и О.И.Кипренского, написанным в 1827 году, и московскому памятнику А.М.Опекушина. Они сливались у нее в общее представление о внешнем облике поэта.

Только со временем, когда через творчество Пушкина она поняла его всеобъемлющую мудрость и жизненную драму, в ее сознании высветился  образ поэта. Она увидела образ поэта во сне. По ее словам, в течение года она видела Пушкина во сне восемь раз. Посмертная маска поэта и сновидения корректировали ход работы над скульптурой. И так продолжалось около двух лет.


Портрет Пушкина.

О работах Лины По очень тепло отзывался и Сергей Тимофеевич Коненков. Некоторые считают, что последнюю версию скульптуры «Паганини», Коненков сделал, увидев ее трактовку образа знаменитого скрипача.

— Поражает буквально всё. А портреты исторических личностей – так те просто потрясают. Слепая лепит бюсты людей, которых она не видела глазами, и, что удивительнее всего, портреты ее жизненны, характерны, типичны и похожи. Мы находим в них то, чего требует строгий критик от портретного искусства, – говорил скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров, отливший посмертную маску Ленина.

В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. Этому предшествовала интересная история. Узнав, что автор скульптурных произведений – слепая женщина, в это просто не поверили, и отправили к ней весьма представительную комиссию в лице искусствоведа Грабарь-Мещериной, художника Бориса Яковлева и скульптора Антропова.

Впоследствии сестра Лины По так рассказывала об этом визите:

— Незадолго до прихода комиссии Лина Михайловна как раз закончила лепить фигуру Кармен, танцующую испанский танец. Именитым гостям работа эта очень понравилась. Но ведь им надо убедиться в том, что такое может сотворить слепой человек. Тактичный предлог для проверки нашел художник Яковлев.

— Ваша испанка, – сказал он, – очень хороша. Но мне кажется, будь у нее в руке веер, стала бы еще лучше.

«Испытуемая» взяла пластилин и быстрыми точными движениями вылепила миниатюрный раскрытый веер, который тут же вставила в правую руку своей Кармен и, улыбаясь, сказала:

— Вы правы, пусть танцует с веером.

Сомнения комиссии развеялись.

Выдающийся офтальмолог нашей страны В.П.Филатов, не только талантливый ученый, но и художник, и скульптор, и поэт, также высоко оценил ее творчество. К концу жизни Лины При его непрерывных стараниях (он многократно приезжал к ней из Одессы) удалось добиться незначительного успеха в лечении слепоты. В одном глазу появилось маленькое «оконце для зрения». Однако, как это ни странно, оно мешало процессу лепки, и во время работы Лина По завязывала глаза.

Творческие успехи окрыляли Лину По, и она была по-настоящему счастлива. Иногда даже говорила: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Поэт Яков Хелемский в посвященном Лине По стихотворении так и назвал ее: «Та, у которой призанять бы счастья теперь иные зрячие могли».


Девушка в платочке.

Во время Великой Отечественной войны Лина По была эвакуирована в Уфу. Проживая с сестрой буквально в микроскопической комнатке, чуть ли не два на два метра, в доме на улице Карла Маркса, Лина По ваяла скульптуры на военную, башкирскую и, конечно, любимую балетную тематику.


Балерина. Пируэт.

Магинур Бикбова, артистка ансамбля песни и пляски Башкирской филармонии, стала для Лины По моделью в ее работе на башкирские темы. Сначала Лина Михайловна ощупывала лицо артистки и потом по памяти, начинала ваять. Магинур стала моделью для композиции «Башкирский танец с кумысом», а молодая башкирка Гадибэ превратилась в башкирскую мадонну — главную героиню скульптуры «Возвращенное детство» (второе название «Удочеренная»).

За годы неустанного, кропотливого и тяжелого труда Лина По создала более сотни скульптур и скульптурных композиций. Такое под силу не всякому зрячему скульптору. Но кроме ваяния, Полина Михайловна занималась изготовлением кукол. «Петрушка», «Негр», «Клоун», «Татарка» являются яркими примерами творческой фантазии, гармонии и цветовой выразительности. Используя различные материалы, – ткань и кружево, бисер и стеклярус, кусочки фольги и елочную мишуру, — слепая художница сделала своих кукол действительно театральными.

Одна из известнейших работ Лины По — восьмифигурная композиция «Танцевальная сюита», в которой переплелась классическая и народная хореография. Восемь фигурок танцовщиц, главная из которых «Вакханка», дают ощущение движения, свободного полета.


Танец с покрывалом.


Татарский танец.


Грузинский танец.

Единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур – в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

В том, что экспозиция вновь доступна для зрителей, большая заслуга ветеранов ВОС, которые с завидным упорством добивались ее открытия. Много времени занял поиск произведений Полины Михайловны. Часть скульптур была испорчена. Над их восстановлением трудились специалисты из реставрационных мастерских имени академика Грабаря. На торжестве, посвященном этому событию Анна Павловна Язвина, которую без преувеличения можно назвать подвижницей, сказала:

— Мы приложили очень много усилий, чтобы получить эти скульптуры и воссоздать их. Ее творчество многогранно. Я уговаривала ее сестер отдать скульптуры нам, и дала торжественное слово, что они будут экспонироваться в отдельном зале нашего музея.


Гроза.

Ее имя имеет мировое значение. Ее талант был очень высоко оценен многими. Вы сможете полюбоваться и оценить то, что было дано этой женщине.

Чем интересна Лина По? — сказал художник, оформлявший экспозицию, Алексей Егорович Кошелев. — Это надежда для всех, к кому пришла беда. Потому что нельзя опускаться. Потому что человек обречен изначально, как только родился. Сколько ему отпущено — надо прожить умно, красиво и сильно. Когда человек опускается, это деградация. Вот Лина преодолела болезнь. Рядом оказались интересные сильные люди, которые помогли: великолепный художник Нестеров, Филатов — глазник, который даже писал стихи ей. Вы представляете, когда человек сидит на кровати, и вдруг говорят: «Ничего не потеряно. Еще есть надежда себя выразить».

Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм ее был ослаблен. К старым болезням прибавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Ее оперировал известный в Москве специалист профессор Александров, стараясь сделать все возможное. Но 26 ноября Лина По скончалась.

Когда она умерла, академик В.П.Филатов написал «Реквием»:


Угас твой друг!

Разбит сосуд хрустальный!

Жизнь унесла осенняя гроза.

И ты стоишь, бессильный

и печальный.

И горькая в очах

дрожит слеза…

Лина По была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.


Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи «Та, у которой призанять бы счастья», автор И. Копшицер

Материалы сайта www.pavlova.ws


18 января 1899 года – 26 ноября 1948 года

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=656


Искусство

|

Скульпторы

  • Рассказ о лизе муромской из повести барышня крестьянка
  • Рассказ о лизе из повести бедная лиза
  • Рассказ о лизе из комедии горе от ума
  • Рассказ о лизе и алексее из барышни крестьянки
  • Рассказ о лидере советского государства н с хрущеве и эпохе его правления