Рассказ о лингвистике 5 класс



Скачать материал

Лингвистика – наука о языкеУрок русского языка
5 класс



Скачать материал

  • Сейчас обучается 64 человека из 32 регионов

  • Сейчас обучается 56 человек из 32 регионов

  • Сейчас обучается 59 человек из 31 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лингвистика – наука о языкеУрок русского языка
5 класс

    1 слайд

    Лингвистика – наука о языке
    Урок русского языка
    5 класс

  • Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажд...

    2 слайд

    Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
    Н.В. Гоголь

  • Что изучает лингвистика?Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о язы...

    3 слайд

    Что изучает лингвистика?
    Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке.

    Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.

  • Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис...

    4 слайд

    Орфография
    Фонетика
    Графика
    Орфоэпия
    Лексика
    Морфология
    Пунктуация
    Синтаксис
    Текстоведение
    Культура речи
    Морфемика
    Разделы лингвистики

  • Работа с текстом		Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать л...

    5 слайд

    Работа с текстом
    Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении.
    Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.

  • Задания к текстуВыразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объ...

    6 слайд

    Задания к тексту
    Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней.
    Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание.
    Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.

  • Фонетика    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…
Н...

    7 слайд

    Фонетика
    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…
    Н.В. Гоголь

  • ФонетикаФонéтика [н] – от греч. phōnē «звук».

Фонетика изучает звуки речи....

    8 слайд

    Фонетика
    Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук».

    Фонетика изучает звуки речи.

    Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира.

    Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?

  • Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии...

    9 слайд

    Рассмотрите фотоколлаж.
    Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?

  • Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись.
Транскрúпция → транскибúрова...

    10 слайд

    Транскрипция
    Транскрúпция – фонетическая запись.
    Транскрúпция → транскибúровать.
    Основные знаки транскрипции:
    [ ] – границы транскрипции;
    [ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь;
    [ ¯ ] – знак долготы звука.
    [ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.

  • Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читат...

    11 слайд

    Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить.

    Как образуются звуки речи?
    Какие бывают звуки?

  • Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

    12 слайд

    Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

  • Гласные и согласные звукиГласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут...

    15 слайд

    Гласные и согласные звуки
    Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными:
    [а], [о], [у], [и], [э], [ы].

    Согласные звуки (36):
    Глухие – образуются только шумом;
    Звонкие – состоят из шума и голоса.

  • Согласные звуки

Твёрдые 
(звонкие):

[б], [в], 
[г], [д], 
[з], [л], 
[м], [...

    16 слайд

    Согласные звуки

    Твёрдые
    (звонкие):

    [б], [в],
    [г], [д],
    [з], [л],
    [м], [н],
    [р], [ж]

    Твёрдые
    (глухие):

    [п], [ф],
    [к], [т],
    [с], [х],
    [ц], [ш]

    Мягкие
    (звонкие)

    [б,], [в,],
    [г,], [д,],
    [з,], [л,],
    [м,], [н,],
    [р,], [ж,]

    Мягкие
    (глухие)

    [п,], [ф,],
    [к,], [т,],
    [с,], [х,],
    [ц,], [ш,]

  • Согласные звукиНепарные з в о н к и е:
[л] – [л,], [м] – [м,], [н] – [н,], [р...

    17 слайд

    Согласные звуки
    Непарные з в о н к и е:
    [л] – [л,], [м] – [м,], [н] – [н,], [р] – [р,], [j,]
    Непарные г л у х и е:
    [х] – [х,], [ц], [ч,], [щ,]
    Непарные т в ё р д ы е:
    [ж],[ш],[ц]
    Непарные м я г к и е:
    [ч,], [щ,], [j,]

  • ЗаданиеПроизнесите вслух звуки: 
[щ,],[ц],[c],[з ,],[ж],[р],[к ,]
Охарактериз...

    18 слайд

    Задание
    Произнесите вслух звуки:
    [щ,],[ц],[c],[з ,],[ж],[р],[к ,]
    Охарактеризуйте их по плану:
    Твёрдый или мягкий, парный или непарный;
    Звонкий или глухой, парный или непарный

  • ЗаданиеСпишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните...

    19 слайд

    Задание
    Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод.
    Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

  • ЗаданияОпределите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:...

    20 слайд

    Задания
    Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:

    Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

  • ЗаданияПрочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранск...

    21 слайд

    Задания
    Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова.

    стал – сталь, лук – люк, нос – нёс,
    чайка – майка, край – кран,
    мал – мял, удар – ударь

  • ЗаданияСпишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих сло...

    22 слайд

    Задания
    Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов.

    За морем ц_ревна есть,
    что не можно гла_ отвесть:
    Днём свет божий затмевает,
    Месяц под к_сой блестит,
    А во лбу зв_зда горит.

  • Задание Составьте и запишите  предложения со следующими словами. В чём их ос...

    23 слайд

    Задание

    Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись?
    [м,ич,ú] ˂ мячи? мечи?
    [аб,ижат,] ˂ обижать? обежать?
    [ув,идат,] ˂ увидать? увядать?
    [атвар, úт,] ˂ отварить? отворить?

  • Домашнее заданиеЗапишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э],...

    24 слайд

    Домашнее задание
    Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
    Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании.

    [фс,о], [j,ош], [здат,].

    Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

  • Презентацию подготовила – 
Анисимова Инесса Рудольфовна, 
учитель русского яз...

    25 слайд

    Презентацию подготовила –
    Анисимова Инесса Рудольфовна,
    учитель русского языка и литературы
    МАОУ «Гимназия №1» г. Советска
    Калининградской области

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 069 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 30.04.2017
  • 1262
  • 3
  • 30.04.2017
  • 1925
  • 1
  • 30.04.2017
  • 732
  • 0
  • 30.04.2017
  • 1930
  • 5
  • 30.04.2017
  • 536
  • 0
  • 30.04.2017
  • 866
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Обновлено: 10.01.2023

Данная статья раскрывает тему лингвистики,что это такое, особенности каждого раздела.

Еще со школьных времен, каждый человек знает о том, что для того чтобы научиться разговаривать на родном языке необходимо его детально изучить. Необходимо знать основные правила правописания , пунктуации , а также уметь правильно составлять предложение и разговаривать грамотно. Но не все люди знают о том, как грамотно нужно называть науку которая прежде всего занимается изучением языков. На самом деле данное понятие довольно просто называется, а если выразиться точнее, то в русском языке наука которая специализируется на языке называется лингвистика.

Лингвистика является крупной наукой которая включает в себя определенные разделы. Всё это необходимо для того чтобы человек во время изучения языка мог наиболее точно и быстро найти правила, которые помогут ему в изучении. Но перед тем как как начать читать все правила подряд, необходимо точно разделить разделы по порядку и рассказать о каждом наиболее подробно.

— Раздел который отвечает за звуки в словах называется фонетикой . Но в данный раздел включаются не только лишь звуки, помимо всего этого в состав данного раздела входят и буквы. Так как именно из них в дальнейшем создаются звуки.

— Следующий раздел, который отвечает за главный смысл слова, называется семантикой. В нём можно найти определения и различные понятия которые наиболее точно и конкретно могут расшифровать каждое слово в русском языке.

— Конечно, помимо изучения звуков и смысла слова, необходимо изучить такой раздел, который прежде всего отвечает за правильность написания слов. Данный раздел прежде всего именуется как орфография .

— Говоря о русском языке нельзя не упомянуть о том, что необходимо в предложениях употреблять знаки препинания. Раздел который помогает разобраться во всём этом называется пунктуацией.

— После изучения всех выше сказанных правил необходимо приступить к освоению такого раздела как грамматика . Именно в нём изучается такие важные вещи как грамматический состав каждого слова. То есть именно здесь слова разбираются по составу и объясняются значения каждого составляющего слова.

— После изучения всех правил можно приступить к освоению словарного запаса . Так как научиться разговаривать правильно невозможно без большого словарного запаса. А отвечает за данный раздел именно лексикология.

— И самым последним в списке, но не по значимости разделом является стилистика. Именно здесь можно научиться правильно употреблять стили в речи.

Тема обширна, ведь речь идет об одном из древнейших направлений человеческой мысли, берущем своё начало в древних философских изысканиях.

Книги

Сегодня поговорим об определении лингвистики, её предмете, разделах и внутренней классификации.

Лингвистика — это.

Исконно русскими словами для обозначения интересующей нас науки стали языкознание и языковедение. Значение этих слов читается без дополнительных трактовок, ведь, с точки зрения смысла, понятия абсолютно прозрачны.

Лингвистика – это наука о языке.

На первый взгляд (и на второй, кстати, тоже), картина ясна. Однако вокруг термина за годы его активного использования на русском грунте оформился устойчивый миф.

Он гласит, что языковед (или филолог) – специалист в русском (либо другом родном) языке, а лингвист, в свою очередь, изучает языки иностранные. Следующая степень заблуждения – считать лингвистами полиглотов. Ни то ни другое мнение ничего общего с действительностью не имеют.

На распутье

На самом деле лингвистика – это наука, которая изучает:

  1. феномен человеческого языка как такового;
  2. различные (все) существующие (и ранее существовавшие) языки как частные варианты реализации этого общемирового языка.

Языки

Лингвисты интересуются как живыми, так и мертвыми языками. Как естественными, так и искусственными. Исключений нет. Всё это – предмет языковедения.

Абстракция

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Лингвистика — интересная наука. На первый взгляд так не кажется, но посредством изучения языка можно проследить историю развития и происхождение человечества. Однако это актуально только для ученых, для обычных граждан изучение этой темы не должно идти дальше прикладных понятий.

Среди большинства гуманитарных наук особое внимание стоит уделить лингвистике. Данная наука имеет большое влияние на жизнь каждого из нас, а отдельные ее разделы изучаются не только в университетах, но и в школах.

что такое лингвистика

Давайте поговорим о том, что такое лингвистика, и каковы ее основные разделы.

Определение лингвистики

Лингвистика — наука, изучающая язык, его развитие, явления, составляющие тот или иной язык элементы и единицы. Термин происходит от латинского lingua — «язык». Синонимом лингвистики считается исконно русский термин языкознание.

Большинство лингвистических дисциплин изучается в университетах на филологических факультетах, а с основами лингвистики мы знакомимся еще в начальной школе на уроках русского и иностранного языков.

Классические разделы языкознания

Итак, мы с вами выяснили, что такое лингвистика, и теперь можем поговорить об основных ее разделах. Основными или классическими разделами лингвистики, с которыми каждый из нас знакомится на протяжении всего обучения в школе, являются фонетика, графика, морфология, синтаксис, лексикология и фразеология, а также стилистика.

Изучение любого языка начинается с фонетики и графики.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка, звуки и слоги. Графика же занимается изучением букв и соотношением их со звуками.

Следующий раздел лингвистики, с которым знакомятся в школе, – грамматика. Это наука, изучающая строй языка. Состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса. Морфология изучает части речи языка и их словообразование и словоизменение. Синтаксис же изучает словосочетания и предложения. Отметим, что с синтаксисом тесно связана пунктуация, которая изучает правила употребления знаков препинания.

когнитивная лингвистика

Периодически в ходе изучения языка школьники изучают и другие разделы лингвистики: лексикологию и фразеологию, стилистику.

Лексикология — наука, изучающая словарный состав языка, устанавливающая значение слов, норм их употребления. В лексикологии рассматриваются синонимы и антонимы, паронимы, лексический состав языка по происхождению, социальному употреблению.

Фразеология – раздел, который изучает фразеологизмы, то есть устойчивые выражения того или иного языка.

Стилистика — наука о стилях речи и средствах языковой выразительности. В школе ученики постоянно знакомятся с художественным и публицистическим, научным, эпистолярным стилями языка. Учатся не только узнавать их, но и самостоятельно создавать тексты в том или ином стиле.

Специальные разделы

При поступлении в университет на филологический факультет, студенты продолжают свое знакомство с языкознанием, узнают, что такое лингвистика и сколько разделов и наук она в себе содержит на самом деле.

Так, лингвистика делится на теоретическую, которая занимается проблемами лингвистических моделей, и прикладную, направленную на поиск решений практических задач, связанных с изучением языка и его использованием в других областях знаний. Кроме того, выделяют практическую лингвистику, занимающуюся проблемами передачи и познания языка.

разделы лингвистики

К теоретической лингвистике относятся ранее упомянутые нами разделы языкознания, такие как морфология и синтаксис, лексикология, стилистика и другие.

Прикладные разделы лингвистики

К прикладным разделам лингвистики относятся когнитивная лингвистика, диалектология и история языка, социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, лексикография, лингводидактика, терминоведение, переводовение, компьютерная лингвистика.

Каждый из этих разделов занимается изучением той или иной сферы языка, его применением.

Так, этнолингвистика занимается изучением языка в его связи с культурой народа.

Психолингвистика — наука на стыке психологии и лингвистики. Она изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.

Когнитивная лингвистика занимается установлением связей между языком и мыслительной деятельностью человека, его вниманием и памятью, восприятием языка.

Компьютерная лингвистика занимается проблемами машинного перевода, автоматического распознавания текстов, информационным поиском и даже лингвистической экспертизой.

современная лингвистика

Довольно интересна и лексикография – наука, занимающаяся составлением словарей.

История языка занимается изучением развития языка, и в этом ей существенно помогает еще одна лингвистическая дисциплина — диалектология.

Как видите, это далеко не полный перечень разделов и дисциплин, которые изучает современная лингвистика. С каждым годом появляются все новые и новые лингвистические дисциплины, изучаются все новые и новые языковые проблемы, связанные с развитием и совершенствованием языка.

Выводы

Лингвистика — наука, занимающаяся изучением языков и их строением. Она имеет немало языковых разделов, и с каждым годом их становится все больше и больше. С некоторыми лингвистическими дисциплинами мы знакомимся еще на школьной скамье, но основная их масса изучается на филологических факультетах.

Теперь вы знаете, что такое лингвистика и из каких основных разделов она состоит.

ЛИНГВИ́СТИКА, -и, ж. Наука о языке; языкознание.

[От лат. lingua — язык]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Лингви́стика (от лат. lingua — язык), языкозна́ние, языкове́дение — наука, изучающая языки.

Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях.

В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Является частью семиотики как науки о знаках.

ЛИНГВИ’СТИКА, и, ж. [от латин. lingua — язык]. Наука о языке, языковедение, языкознание.

лингви́стика

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова дебош (существительное):

Ассоциации к слову «лингвистика»

Синонимы к слову «лингвистика»

Предложения со словом «лингвистика»

  • Логопсихология связана с прагматикой человеческой коммуникации– разделом современной лингвистики, которая сочетает в себе элементы социологии, информатики и психологии личности.

Сочетаемость слова «лингвистика»

Прикладна́я лингви́стика (прикладное языкознание) — наряду с теоретической лингвистикой является частью науки, занимающейся языком. Специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях.

Институ́т лингви́стики РГГУ — научное и образовательное учреждение в структуре Российского государственного гуманитарного университета. Состоит из Факультета теоретической и прикладной лингвистики (декан И. А. Шаронов), отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере (заведующий В. К. Финн) и отделения иностранных языков (заведующая Т. В. Бузина). Директор Института с мая 2016 года — кандидат филологических наук И. И. Исаев.

Общее языкознание (общая лингвистика) – раздел языкознания, занимающийся свойствами, которыми обладают все языки, чем отличается от частного языкознания, которое занимается отдельными языками.

Читайте также:

      

  • Почему язык это система систем кратко
  •   

  • Индивидуальный план самообразования педагога психолога школы
  •   

  • Алматы туристический центр казахстана план урока 10 класс
  •   

  • Какие районы земли являются малонаселенными почему кратко
  •   

  • Питание по шелтону кратко что и как есть

1. Лингвистика – наука о языке

Урок русского языка
5 класс

2.

Перед вами громада
– русский язык!
Наслажденье
глубокое зовёт вас,
наслаждение
погрузиться во всю
неизмеримость его
и изловить чудные
законы его.
Н.В. Гоголь

3. Что изучает лингвистика?

• Лингвистика (языкознание,
языковедение) – наука о языке.
• Языкознание учит правильно
произносить слова и правильно
употреблять их в речи.

4.

Фонетика
Графика
Орфография
Лексика
Орфоэпия
Разделы
лингвистики
Синтаксис
Текстоведение
Морфология
Пунктуация
Культура речи
Морфемика

5. Работа с текстом

Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем
нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает
говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его
строении и происхождении.
Давно установлено, что знание научных
сведений о языке помогает человеку, во-первых,
научиться лучше понимать речь других людей –
устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт
возможность овладеть секретами хорошей речи,
самому научиться точно, ясно, грамотно и
выразительно высказывать свои мысли и чувства. Втретьих, лингвистика обогащает кругозор человека,
раскрывает тайны родного языка, рассказывает
много удивительных историй о языке и речи.

6. Задания к тексту

• Выразительно прочитайте текст. Какова
его основная мысль? Объясните,
согласны ли вы с ней.
• Выпишите выделенные слова,
обозначьте в них корень и объясните
правописание.
• Расскажите, какие интересные
сведения о русском языке вы узнали,
изучая его в начальной школе.

7. Фонетика

Дивишься
драгоценности
нашего языка: что
ни звук, то и
подарок…
Н.В. Гоголь

8. Фонетика

• Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук».
• Фонетика изучает звуки речи.
• Звуки речи способны образовывать
слова, с помощью которых называются
предметы, явления окружающего мира.
• Как вы думаете, почему именно с фонетики
начинается изучение любого языка?

9. Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?

10. Транскрипция

• Транскрúпция – фонетическая запись.
• Транскрúпция → транскибúровать.
• Основные знаки транскрипции:
[ ] – границы транскрипции;
[ ’ ] – знак мягкости согласного звука:
[п’эт’] – петь;
[ ¯ ] – знак долготы звука.
[ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»:
[j’ὀгурт] – йогурт.

11. Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить.

• Как образуются звуки речи?
• Какие бывают звуки?

12. Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

13.

14.

15. Гласные и согласные звуки

• Гласные звуки (6) – состоят только из
голоса; могут быть ударными и
безударными:
[а], [о], [у], [и], [э], [ы].
• Согласные звуки (36):
• Глухие – образуются только шумом;
• Звонкие – состоят из шума и голоса.

16.

Твёрдые
(глухие):
Твёрдые
(звонкие):
[б], [в],
[г], [д],
[з], [л],
[м], [н],
[р], [ж]
Мягкие
(звонкие)
[б,], [в,],
[г,], [д,],
[з,], [л,],
[м,], [н,],
[р,], [ж,]
Согласные
звуки
[п], [ф],
[к], [т],
[с], [х],
[ц], [ш]
Мягкие
(глухие)
[п,], [ф,],
[к,], [т,],
[с,], [х,],
[ц,], [ш,]

17. Согласные звуки

• Непарные з в о н к и е:
[л] – [л,], [м] – [м,], [н] – [н,], [р] – [р,], [j,]
• Непарные г л у х и е:
[х] – [х,], [ц], [ч,], [щ,]
• Непарные т в ё р д ы е:
[ж],[ш],[ц]
• Непарные м я г к и е:
[ч,], [щ,], [j,]

18. Задание

• Произнесите вслух звуки:
[щ,],[ц],[c],[з ,],[ж],[р],[к ,]
• Охарактеризуйте их по плану:
• Твёрдый или мягкий, парный или
непарный;
• Звонкий или глухой, парный или
непарный

19. Задание

• Спишите, покажите, какие звуки
обозначают пропущенные буквы.
Сравните произношение и написание
слов, сделайте вывод.
Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу,
но_ка ст_ла, _громная про_ьба,
_кусный пиро_, св_ркающий сне_,
к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

20. Задания

• Определите, какой звук обозначает
буква с в приведенных ниже словах:
• Сварить, ссора, сильный,
бесчисленный, косьба, сжечь,
расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

21. Задания

• Прочитайте слова, определите, какими
звуками они различаются.
Затранскрибируйте все слова.
стал – сталь, лук – люк, нос – нёс,
чайка – майка, край – кран,
мал – мял, удар – ударь

22. Задания

• Спишите, вставляя в слова
пропущенные буквы, обозначьте корни
этих слов.
За морем ц_ревна есть,
что не можно гла_ отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Месяц под к_сой блестит,
А во лбу зв_зда горит.

23. Задание

• Составьте и запишите предложения со
следующими словами. В чём их особенность
и на что обращает внимание следующая
запись?
• [м,ич,ú] ˂ мячи? мечи?
• [аб,ижат,] ˂ обижать? обежать?
• [ув,идат,] ˂ увидать? увядать?
• [атвар, úт,] ˂ отварить? отворить?

24. Домашнее задание

• Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и],
[э], [ы].
• Запишите буквами затранскрибированные слова.
Объясните различия в их произношении и
написании.
• [фс,о], [j,ош], [здат,].
• Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход,
цифры, уют.

25.

• Презентацию подготовила –
Анисимова Инесса Рудольфовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №1» г. Советска
Калининградской области

Слайд 1Лингвистика – наука о языке
Урок русского языка
5 класс

Лингвистика – наука о языкеУрок русского языка5 класс


Слайд 2
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт

вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость


Слайд 3Что изучает лингвистика?
Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке.

Языкознание учит правильно

произносить слова и правильно употреблять их в речи.

Что изучает лингвистика?Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке.Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их


Слайд 4
Орфография
Фонетика
Графика
Орфоэпия
Лексика
Морфология
Пунктуация
Синтаксис
Текстоведение
Культура речи
Морфемика

Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис Текстоведение Культура речиМорфемика Разделы лингвистики


Слайд 5Работа с текстом
Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику.

Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении.
Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.

Работа с текстом		Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном


Слайд 6Задания к тексту
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны

ли вы с ней.
Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание.
Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.

Задания к текстуВыразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней.Выпишите выделенные слова,


Слайд 7Фонетика
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то

и подарок…
Н.В. Гоголь

Фонетика  Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…Н.В. Гоголь


Слайд 8Фонетика
Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук».

Фонетика изучает звуки речи.

Звуки речи

способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира.

Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?

ФонетикаФонéтика [н] – от греч. phōnē «звук».Фонетика изучает звуки речи.Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых


Слайд 9Рассмотрите фотоколлаж.
Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии

Рассмотрите фотоколлаж.  Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?


Слайд 10Транскрипция
Транскрúпция – фонетическая запись.
Транскрúпция → транскибúровать.
Основные знаки транскрипции:
[ ]

– границы транскрипции;
[ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь;
[ ¯ ] – знак долготы звука.
[ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.

Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись.Транскрúпция → транскибúровать.Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции; [ ’ ]


Слайд 11Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить.

Как

образуются звуки речи?
Какие бывают звуки?

Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить.Как образуются звуки речи?Какие бывают звуки?


Слайд 12Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?


Слайд 15Гласные и согласные звуки
Гласные звуки (6) – состоят только из голоса;

могут быть ударными и безударными:
[а], [о], [у], [и], [э], [ы].

Согласные звуки (36):
Глухие – образуются только шумом;
Звонкие – состоят из шума и голоса.

Гласные и согласные звукиГласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными:


Слайд 17Согласные звуки
Непарные з в о н к и е:
[л] – [л,],

[м] – [м,], [н] – [н,], [р] – [р,], [j,]
Непарные г л у х и е:
[х] – [х,], [ц], [ч,], [щ,]
Непарные т в ё р д ы е:
[ж],[ш],[ц]
Непарные м я г к и е:
[ч,], [щ,], [j,]

Согласные звукиНепарные з в о н к и е:[л] – [л,], [м] – [м,], [н] – [н,],


Слайд 18Задание
Произнесите вслух звуки:
[щ,],[ц],[c],[з ,],[ж],[р],[к ,]
Охарактеризуйте их по плану:
Твёрдый или мягкий,

парный или непарный;
Звонкий или глухой, парный или непарный

ЗаданиеПроизнесите вслух звуки: [щ,],[ц],[c],[з ,],[ж],[р],[к ,]Охарактеризуйте их по плану:Твёрдый или мягкий, парный или непарный;Звонкий или глухой, парный


Слайд 19Задание
Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание

слов, сделайте вывод.
Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

ЗаданиеСпишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод.


Слайд 20Задания
Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:

Сварить, ссора,

сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

ЗаданияОпределите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах:Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить,


Слайд 21Задания
Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова.

стал

– сталь, лук – люк, нос – нёс,
чайка – майка, край – кран,
мал – мял, удар – ударь

ЗаданияПрочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова. стал – сталь, лук – люк, нос


Слайд 22Задания
Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов.

За

морем ц_ревна есть,
что не можно гла_ отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Месяц под к_сой блестит,
А во лбу зв_зда горит.

ЗаданияСпишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем ц_ревна есть, что не можно


Слайд 23Задание

Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их

особенность и на что обращает внимание следующая запись?
[м,ич,ú] ˂ мячи? мечи?
[аб,ижат,] ˂ обижать? обежать?
[ув,идат,] ˂ увидать? увядать?
[атвар, úт,] ˂ отварить? отворить?

Задание  Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает


Слайд 24Домашнее задание
Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э],

[ы].
Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании.

[фс,о], [j,ош], [здат,].

Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

Домашнее заданиеЗапишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия


Слайд 25
Презентацию подготовила –
Анисимова Инесса Рудольфовна,
учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №1» г. Советска
Калининградской области

Презентацию подготовила – Анисимова Инесса Рудольфовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Советска Калининградской


Что такое лингвистика и что она изучает

Лингвистика (другое название – языкознание)наука о языке, процессах, в нём происходящих, его лексическом составе, развитии, структуре, истории и связи с другими языками.

Предмет изучения лингвистики поистине бесконечен. Самому явлению «язык» очень трудно дать точное определение. Языки существуют столько же, сколько человеческое общество. Язык объединяет нацию и разделяет народы, на нём создаётся литература, пишутся исторические документы. Ни одна наука не существует вне языка.

История лингвистики

Это история накопления знаний о языковых реалиях, их систематизации, об изменении научных методик, о понимании роли языка в обществе, возникновении новых направлений лингвистики. 

Этапы развития лингвистики

Древний мир

Изучать язык люди начали тысячи лет назад, одновременно с появлением письменности. Учёные не уверены, началось это в Китае, Индии, в странах Древнего Востока или в Египте. Многие письменные свидетельства утеряны. Остаётся судить по источникам, дошедшим до просвещённых веков. Но первым опытом научного осмысления языка (санскрита), установления норм его использования считают индийскую рукопись под названием «Восьмикнижие». Автор этого труда, учёный по имени Панини, жил в V −IV веках до нашей эры.

Языкознание Античности

Древняя Греция − колыбель европейской лингвистики. В работах Гераклита Эфесского, в некоторых из «Диалогов» Платона содержатся попытки объяснить происхождение слов, символику звуков.

Аристотель в «Поэтике» выделяет 8 частей речи, пишет о назначении падежей. Он классифицирует звуки и описывает работу речевого аппарата.

Во II в. до нашей эры в Александрии существовала созданная благодаря Александру Македонскому Александрийская школа, прославившаяся огромной библиотекой и созданием грамматики греческого языка.

Римские философы в своих работах опирались на перевод Александрийской грамматики, внеся изменения для адаптации к латинскому языку. Но были и вполне самостоятельные труды. К примеру, «О латинском языке» Марка Теренция Варрона. В IV веке нашей эры Элий Донат был автором нескольких учебных пособий, ставших классическими. Объединённые в один труд, они получили название «Грамматическое руководство». Самым популярным, подробным, тщательно прописанным и крупным стал «Курс грамматики» Присциана (VI в. нашей эры), состоящий из 18 книг.

Средневековье и Возрождение

С гибелью античной цивилизации во всех областях научной деятельности наступил застой. Причиной этого была религия, проникшая во все сферы жизни. Единственным объектом изучения для лингвистов стал латинский язык. Он давно не функционировал в общественной жизни, не использовался как средство живого общения. Поэтому языкознание, в сущности, не развивалось. Другие языки рассматривались только в сравнении с латынью по канонам, прописанным ещё Донатом и Присцианом. Латинский и греческий стали основой системы образования во всех европейских странах.

Позитивное движение в Средние века наблюдалось лишь у славянских народов. В населённых ими землях широко распространилась созданная Кириллом и Мефодием азбука. Её появление объяснялось необходимостью переводить с греческого церковные книги. Но возникновение собственной письменности стало толчком для развития самобытной культуры и науки.

В XV – XVII вв., в эпоху Возрождения интерес лингвистики переместился с изучения отдельных фактов языка на исследование текста, как цельной структуры. Активно появляются грамматики европейских языков: польского, армянского, французского, венгерского, английского и других

Это время в российском языкознании связано с деятельностью Максима Грека, автора трудов по основам перевода.

Просвещение

XVII век ознаменовался появлением словарей иностранных слов и изобретением книгопечатания. На язык стали смотреть как на основу национального самосознания. Возрос интерес к родному языку и языкам иных стран. Делаются попытки сопоставительного анализа лингвистических явлений, проводятся этимологические исследования.

Бурно развивающаяся наука, нарождающийся капитализм предъявляли новые требования к лингвистике. В XVII – XVIII веках на основании новых философских идей был выдвинут целый ряд лингвистических теорий, которые нашли подтверждение или были опровергнуты намного позже. Часть поднятых в этот беспокойный век проблем не решена до сих пор.

Учёные-лингвисты той поры сосредоточились в основном на следующих вопросах:

  • происхождение языка;
  • объединение языков в группы, их классификация;
  • принципы создания словарей.

Научные изыскания в области языка проводят люди, чья основная деятельность не связана с лингвистикой. Это Жан-Жак Руссо, Георг Лейбниц, Джанбатист Вико, Этьен Бонно де Кондильяк.

Российское языкознание

XVIII век – время полноценного участия российских лингвистов в развитии науки о языке. Русский язык окончательно отделяется от старославянского и изучается как самобытное явление. В.Г. Адодуров пишет первый учебник русского языка. М.В. Ломоносов создаёт «Российскую грамматику», в которой фиксирует и систематизирует явления не старославянского, а именно русского языка.

В конце XVIII века выходит в свет Словарь Академии Российской. В нём целый ряд новшеств: слова не только поделены на русские и старославянские, но и имеют пометки о стилевой принадлежности в соответствии с теорией «трёх штилей», сформулированной Ломоносовым. 

XIX век

Основным методом в языкознании становится сравнительно-исторический. Возникновение самого термина произошло благодаря работам Фридриха и Августа Шлегелей.

Одновременно с исследованиями в этом ключе развивается теоретическое языкознание, формируются новые направления. Например, психологическое, основанное немецкими учёными Гумбольтом и Штейнталем, а также философом из России А.А. Потебней. Главными вопросами этого направления стали проблемы связи национального языка с мышлением, речью, ментальностью («духом народа»).

В это же время появляется несколько теорий о происхождении и генеалогии языков. Самая известная и критикуемая из них – концепция А. Шлейхера, отрицавшего существование праязыка.

XX век и начало XXI 

Ярчайшей отличительной чертой языкознания XX века стало появление лингвистического структурализма. Основа этого течения – восприятие языка как целостной системы из взаимосвязанных элементов.

У истоков структурализма стоял швейцарец Ф. де Соссюр. Огромный вклад был сделан российскими лингвистами Ф. Фортунатовым, И. Бодуэном де Куртенэ, Р. Якобсоном. 

В 70-е годы прошлого века структурализм вошёл в состав общего языкознания. На смену пришло отделившееся от него перспективное направление − конструктивизм. Его основоположником стал Н. Хомский (США). Выдвинутая им идея опиралась на представление о языке как о динамической системе. Этот взгляд был развит российским лингвистом С.К. Шаумяном и его последователями.

В современной науке превалирует стремление к синтезу разнообразных методик лингвоанализа. Историческое языкознание на подъёме. Это позволило воплотить такие трудоёмкие, масштабные проекты, как «Словарь праславянского языка», «Этимологический словарь славянских языков», лингвистические атласы. К современным языковедческим направлениям относятся ареальная и когнитивная лингвистика, психолингвистика, этнолингвистика.

Слайд 2ЯЗЫК —
Это система знаков, при помощи которых мы общаемся, передаем информацию.

ЯЗЫК -Это система знаков, при помощи которых мы общаемся, передаем информацию.


Слайд 3Языкознание (языковедение, лингвистика) —
это наука о языке, его природе, структуре, развитии.

Языкознание (языковедение, лингвистика) -это наука о языке, его природе, структуре, развитии.


Слайд 5Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно

сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!». Язык – неисчерпаем.
Энциклопедия
Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен? Докажите свое мнение.

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно


Слайд 6На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.

На 40 наиболее

распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.

В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков. На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3


Слайд 7
Речь – это способность говорить,
выражать, передавать что-либо

словами.

А что такое речь?

Речь – это способность говорить,   выражать, передавать что-либо словами.А что такое речь?


Слайд 8

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское

познание.

Речь – это язык в действии, язык в работе.

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание.


Слайд 9Речь
устная (звуковая)
письменная
Появилась миллион лет тому назад
Возникла значительно позже
Есть у всех народов
Не

у всех народов есть

Сохраняет знания, произведения искусства, духовные ценности

Чаще пользуемся звучащей речью

Речьустная (звуковая)письменнаяПоявилась миллион лет тому назадВозникла значительно позжеЕсть у всех народовНе у всех народов естьСохраняет знания, произведения


Слайд 10  

Ученым известно свыше 30

случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество.

Почему?

         Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали


Слайд 11 ПОНЯТНАЯ
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось,

котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом.
Сомае уидитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы.
А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзеульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

ПОНЯТНАЯ     Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не


Слайд 12 Язык, речь – это чудо из чудес, которое

преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов.
Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах.
Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем .

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых


Слайд 13Столяр, лес, стол, охотник, заяц, стрелять, дичь, добрый человек, хорошо

По данным выше ключевым словам, взятым из текста, определите, о чём в нём идёт речь?

Столяр, лес, стол, охотник, заяц, стрелять, дичь, добрый человек, хорошо       По


Слайд 14ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Столяр гулял в густом лесу 
Среди больших стволов, 
И, улыбнувшись, он сказал: 

Как много тут столов!

Охотник зайцев настрелял 
Пять штук за шесть минут, 
И, улыбнувшись, он сказал: 
– Как много зайцев тут!

Шел утром добрый человек. 
Стряхнув с ветвей росу, 
Он улыбнулся и сказал: 
– Как хорошо в лесу!

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК Столяр гулял в густом лесу  Среди больших стволов,  И, улыбнувшись, он сказал:  – Как много


Слайд 15Текст
предложения, связанные по смыслу и расположенные в определенной последовательности.
Тема текста


то, о чём (или о ком) говорится в тексте.

Главная мысль текста (идея) –
то, что хотел сказать читателю автор, ради чего написан текст.

Текст предложения, связанные по смыслу и расположенные в определенной последовательности.Тема текста –то, о чём (или о ком)


Слайд 16 Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга.

Из него бьёт подземный ключ. На опушке молодого леса есть пруд. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Отсюда она направляется в далекий путь.

Это текст? Почему вы так считаете?

Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Из него бьёт подземный ключ. На


Слайд 17

Проверь себя!

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь.
Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Проверь себя!


Слайд 18Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.
Умело и с наибольшей

пользой применять любое оружие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собою.
Достаточно ли знаем мы наше удивительное «орудие», наш человеческий язык?
Л. Успенский
Определите тему и идею текста.

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие может лишь


Слайд 19Признаки текста
единая тема;
предложения связаны основной мыслью (идеей);
предложения связаны по смыслу;
предложения расположены

в логической последовательности (можно составить план);
относительная завершенность.

Признаки текстаединая тема;предложения связаны основной мыслью (идеей);предложения связаны по смыслу;предложения расположены в логической последовательности (можно составить план);относительная


Слайд 20Типы речи
Повествование –
последовательный рассказ о каком-то событии (что происходило?)
Описание –
словесное

изображение какого-либо предмета, явления действительности (какой?)
Рассуждение –
такой текст, в котором доказывается, объясняется определённая мысль (почему?)

Типы речиПовествование –последовательный рассказ о каком-то событии (что происходило?) Описание –словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности (какой?)Рассуждение


Слайд 21Определите тему, идею, тип текста.
Утром я просыпался от жаркого солнца, бившего

в белые стены. Красные и желтые мальвы покачивались за открытым окном. Вместе с ним заглядывал в комнату цв..ток настурции; в нем сидела м…хнатая пчела. Я замерев, следил, как она с..рдито пятит(?)ся и выбирает(?)ся из тесного цв…тка. По потолку без конца бежали светлые струи, легкие волны — отражения реки. Река шумела тут же, рядом. 

Определите тему, идею, тип текста.Утром я просыпался от жаркого солнца, бившего в белые стены. Красные и желтые


Слайд 22Определите тему, идею, тип текста.
(1) Целый день ребята

трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
(2) А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет!

Определите тему, идею, тип текста.   (1) Целый день ребята трудились – строили снежную горку во


Слайд 1

Лингвистика – наука о языке Урок русского языка 5 класс

Слайд 2

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В. Гоголь

Слайд 3

Что изучает лингвистика? Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке . Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.

Слайд 4

Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис Текстоведение Культура речи Морфемика Разделы лингвистики

Слайд 5

Работа с текстом Каждому школьнику хотелось бы понять , зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении . Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.

Слайд 6

Задания к тексту Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней. Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание. Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.

Слайд 7

Фонетика Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В. Гоголь

Слайд 8

Фонетика Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук». Фонетика изучает звуки речи . Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?

Слайд 9

Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?

Слайд 10

Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись. Транскр ú пция → транскиб ú ровать. Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции; [ ’ ] – знак мягкости согласного звука: [п’эт’] – петь ; [ ¯ ] – знак долготы звука. [ j’] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j’ὀгурт] – йогурт.

Слайд 11

Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить. Как образуются звуки речи? Какие бывают звуки?

Слайд 12

Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?

Слайд 15

Гласные и согласные звуки Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки (36) : Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.

Слайд 17

Согласные звуки Непарные з в о н к и е: [л] – [л , ], [м] – [м , ], [н] – [н , ], [р] – [р , ], [j , ] Непарные г л у х и е: [х] – [х , ], [ц], [ч , ], [щ , ] Непарные т в ё р д ы е: [ж],[ш],[ц] Непарные м я г к и е: [ч , ], [щ , ], [j , ]

Слайд 18

Задание Произнесите вслух звуки: [щ , ],[ц],[c],[з , ],[ж],[р],[к , ] Охарактеризуйте их по плану: Твёрдый или мягкий, парный или непарный; Звонкий или глухой, парный или непарный

Слайд 19

Задание Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод. Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.

Слайд 20

Задания Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах: Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.

Слайд 21

Задания Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова. стал – сталь, лук – люк, нос – нёс, чайка – майка, край – кран, мал – мял, удар – ударь

Слайд 22

Задания Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем ц_ревна есть, что не можно гла_ отвесть: Днём свет божий затмевает, Месяц под к_сой блестит, А во лбу зв_зда горит.

Слайд 23

Задание Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись? [м , ич , ú] ˂ м я чи? м е чи? [аб , ижат , ] ˂ об и жать? об е жать? [ув , идат , ] ˂ ув и дать? ув я дать? [атвар , úт , ] ˂ отв а рить? отв о рить?

Слайд 24

Домашнее задание Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании. [фс , о], [j , ош], [здат , ]. Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.

Слайд 25

Презентацию подготовила – Анисимова Инесса Рудольфовна , учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Советска Калининградской области

  • Рассказ о лизе муромской из повести барышня крестьянка
  • Рассказ о лизе из повести бедная лиза
  • Рассказ о лизе из комедии горе от ума
  • Рассказ о лизе и алексее из барышни крестьянки
  • Рассказ о лидере советского государства н с хрущеве и эпохе его правления