Contents
- 1 Народонаселение и основные этносы Поволжья
- 2 Русские
- 3 Татары
- 4 Башкиры
- 5 Чуваши
- 6 Мордва
- 7 Удмурты
- 8 Марийцы
- 9 Украинцы
- 10 Казахи
- 11 Армяне
- 12 Коми-пермяки
- 13 Азербайджанцы
Народонаселение и основные этносы Поволжья
В Поволжье вместе с русскими (19 811 351 чел.) или 66,26% от общей численности населения региона в 29 899 699 чел. проживают сегодня потомки выходцев из Половецкой степи, некогда могущественной Золотой Орды и не менее известной в древности Волжской Булгарии. В среднем Поволжье сейчас компактно проживают татары (3 999 568 чел.) или 13,38%, являющиеся прямыми потомками жителей Казанского ханства. В составе РФ татары имеют автономию – республику Татарстан со столицей Казанью.
Южнее мест проживания татар в многонациональном поволжском регионе издавна селилось много чувашей, башкиров и народности мордва, прозываемых в старину в России черемисами. Самобытными и легко узнаваемыми народами Поволжья со своими весьма колоритными старинными традициями стали калмыки, удмурты и марийцы. Много проживает в поволжском регионе украинцев и казахов, армян и азербайджанцев, коми-пермяков и белорусов, немцев и евреев, узбеков и цыган. Живут здесь в разное время приехавшие грузины, лезгины и чеченцы, молдаване и корейцы.
Русские
Во времена Ивана IV (Грозного) русская внешняя политика сосредоточилась на восточном направлении и обратила внимание на Казанское ханство. Именно оттуда в те времена совершались опустошительные набеги и сильно обеспокоили царя. Взятию Казани после определенной дипломатической подготовки способствовало восстание местных чувашей 1546 г. Отбыли сразу же в Москву чувашские послы с просьбой принять их народ в русское подданство. Иван IV согласившись, предпринял три неудачных военных похода на Казань. Высочайшим царским повелением основан Свияжск в 30 км от Казани, как база русского войска для наступления на столицу ханства. Здесь разместились русские войска, продовольствие, фураж, склады с оружием.
Появление укрепленного Свияжска стало для татар полной неожиданностью. Новый поход на татарскую столицу организован летом 1552 г., 150-тысячным русским войском была предпринята многодневная осада города. Решающий штурм столицы ханства прошел 2 октября, город с переменным успехом защищался, но был взят. Царь Едигар-Магмет был свергнут, и территория ханства вошла в состав Московского государства. На плодородные земли и угодья Поволжья стали переселяться русские крестьяне и активно осваивать обширную территорию.
Татары
Татары являются коренным тюркским этносом Поволжья, они стали по численности вторым после русских народом РФ. В регионе проживает этнотерриториальная группа волго-уральских татар, отличающихся самобытной культурой и древними тюркскими традициями. Большинство татар исповедуют ислам и принадлежат к мусульманам-суннитам. Сформировался татарский этнос при длительном историческом взаимодействии степняков-половцев, древних жителей Хазарии и народов Волжской Булгарии. В составе России процесс консолидации и самоопределения татарского этноса продолжался.
Татарские семьи издавна жили в просторных срубных избах, окруженных широкими дворами и плотными заборами. Дома в татарских селах сейчас расписывают традиционными узорами, и они выглядят с многочисленными цветниками очень нарядно. Праздники и старинные татарские обряды обусловлены сельскохозяйственным циклом. После весеннего посева у татар принято отмечать Сабантуй, когда общенародные гуляния проходят повсеместно. Отмечают татары Новый год и святки. Здесь вместе принято выполнять трудные работы – созывать «помочи» на строительство дома для молодых семей, на обработку зарезанных гусей.
Башкиры
Исконным поволжским народом стали башкиры, тюркский этнос, сформировавшийся из разных племен кочевников-степняков. Основным занятием башкиров, по мнению древних путешественников и историков, издавна было полукочевое скотоводство и обработка его продукции. С переселением в поволжские степи русских крестьян, башкиры стали сажать хлеб и овощи. Башкиры плавили медь и железо, изготовляли большое количество ковров и войлока, долбленых сосудов для кумыса (тэпэн), занимались резьбой по дереву, высокохудожественной росписью, узорным вязанием, ткачеством и вышивкой, тиснением по коже, чеканкой и ювелирным делом. Сейчас в поволжском регионе проживает 1 282 794 башкиров, что составляет 4,29% от числа жителей региона.
Чуваши
Прямыми потомками волжских булгар, по мнению специалистов, являются чуваши. Их предки были подданными казанских ханов, с падением ханства вошли в состав Русского государства. До присоединения к России чуваши были язычниками и поклонялись богам, воплощающим силы природы. Обрядовость и традиции чувашей берут начало с природных и сельскохозяйственных циклов. Праздники, начиная с зимнего «Сурхури», в честь нарождающегося весеннего солнца «Саварни» и Манкун», продолжается празднованием пахоты «Акатуем» и цветения природы «Симек». У чувашей есть культ поклонения умершим предкам, и многие праздники сопровождаются поминальными ритуалами. Сейчас в поволжском регионе проживает 1 272 790 чувашей, что составляет 4,26% от количества местных жителей.
Мордва
Мордовский финно-угорский этнос издавна проживает в данном регионе и стал для него исконным коренным. В нем различают два больших субэтноса – эрзяне и мокшане. Сейчас в поволжском регионе проживает 617 050 представителей этноса мордва, что составило 2,06% от числа жителей. Произошел этнос мордва от народностей буртасы, мурома и мещера. Субэтносы эрзя и мокша имеют разное этническое самосознание, свои языки, разные антропологические признаки, генофонд, различия в расселении, традициях, быте и культуре. Наименование народа «мордва» встречалось в записках древних путешественников и античных историков еще в IV в. н. э. Мордовцы поклонялись силам природы, имели богатейший устный эпос, сейчас многие из них христиане.
Удмурты
Финно-угорский народ удмуртов раньше называли вотяками. Формирование этноса происходило на основе самобытных автохтонных племен Волго-Камья. В процессе становления народа он принимал некоторые иноэтнические включения (тюркские, славянские, угорские, индоиранские). Проживающие на севере местные удмурты в 1489 г. вошли в подданство России, южные еще долго были под властью булгарских, золотоордынских и казанских ханов. С взятием Казани южные удмурты стали подданными Москвы и сегодня имеют автономию в составе РФ. Издавна удмурты занимались пашенным земледелием, разнообразным животноводством, выращиванием овощей и картофеля, охотой и бортничеством, рыболовством и собирательством. Хорошо развивались среди удмуртов промыслы: гончарное дело, резьба по дереву, чеканка, прядение, вышивка, ткачество. Сегодня в поволжском регионе проживает 497 214 представителей этноса, что составляет 1,66% от общего числа жителей.
Марийцы
Современных марийцев раньше именовали «черемисами», этот финно-угорский этнос имеет богатейшую историю и весьма самобытную культуру. Первые упоминания о данном народе встречаются еще в VI в. в трудах историка Иордана. Их предки в древности активно взаимодействовали с хазарами, готами и булгарами , были подданными золотоордынских и казанских ханов. С падением Казани марийцы становятся подданными русских царей. Сейчас марийцы имеют свою государственность, национальную республику в составе РФ. В поволжском регионе сейчас проживает 473 015 марийцев, что составляет 1,58% от количества жителей. На традиционном марийском женском костюме всегда много украшений, которые много могут рассказать о статусе женщины. Марийцы бережно хранят родную культуру, язык, костюм, фольклор и традиционную культуру.
Украинцы
Первые волны массового переселения малороссов в поволжский регион относятся к XVII в. Они переселялись сюда на плодородные малообжитые земли вместе с русскими крестьянами, а к началу следующего века появились этнические украинские села и слободы. Условия Поволжья были схожими с родными украинцам, многие именно поэтому шли на такое дальнее переселение. Украинцы предпочитали селиться в этнических селах, либо рядом с русскими, с инородцами рядом селились крайне редко. Их села практически ничем не отличались от типичных украинских. В этнических селах украинцам удавалось веками сохранять родные традиции и язык, промыслы и фольклор, кухню, разговорную речь и обрядовость. Селясь рядом с русскими, украинцы быстро утрачивали собственную культуру и попадали под влияние русской. Сегодня в поволжском регионе проживает 272 385 украинцев, что составляет 0,91% от числа местных жителей.
Казахи
В большинстве поволжские казахи являются потомками Букеевской орды, остальные происходят из родов, традиционно кочевавших по Общему Сырту. Крупнейшая казахская диаспора 149 415 человек проживает сегодня в Астраханской области. Всего в поволжском регионе сейчас живут 221 047 казахов, что составляет 0,74% от числа местных жителей. Казахи стали заселять стремительно пустеющее Поволжье в XVIII в. после переселения большого количества калмыков в Джунгарию в 1771 г. Павел I пожаловал переселяющихся сюда казахов плодородными землями. Местные поволжские казахи смогли полностью сохранить основные традиционные виды деятельности, самобытную культуру, язык и традиции. Здесь повсеместно работают общества казахской культуры и языка, известно общество «Жолдастык», издается газета «Ак арна».
Армяне
Выходцы из исторической Армении появились в поволжском регионе в XII в, территория тогда была обширным государством Волжско-Камской Булгарией. За отдельными армянскими семьями на плодородные равнины Поволжья в XIII в. переселялось все больше армян. Создавались этнические слободы в Сарай-Берке. С разорением северных областей Армении тысячи армян попадали в астраханский плен. С распадом Золотой Орды множество армян осели в столичном для Астраханского ханства городе Хаджи-Тархан. О длительном присутствии армян в поволжском регионе говорят многие топонимы местности. Сейчас здесь проживает 108 774 армян, что составляет 0,36% от числа жителей.
Коми-пермяки
Автохтонным коренным народом Поволжья являются коми-пермяки. При формировании самобытного коми-пермяцкого этноса участвовали очень разные племена, обские угры, ненцы, коми-зыряне, удмурты, славяне. Консолидация и самоопределение народа походило в XII-XIV вв., на их территории, управляемой князем появляются укрепленные торговые поселения. Живущие близко к природе коми-пермяки поклонялись священной крылатой Богине-матери и обожествляют природные стихии. В состав Московии территории, населенные коми-пермяками окончательно присоединены в 1472 г. Некоторое время местный князь еще управлял своим народом, но к 1505 г. его власть упразднена. Исторически коми-пермяки занимались животноводством и пашенным земледелием, пушной охотой и ловлей рыбы, бортничеством и заготовкой древесины. Сейчас в поволжском регионе проживает 82 979 представителей этноса, что составило 0,28% от числа жителей.
Азербайджанцы
В поволжском регионе проживает 80 727 азербайджанцев, что составило 0,27% от числа местных жителей. В переселении азербайджанцев в приволжские степи различают несколько этапов: появление отдельных азербайджанских семей в Волжско-Камской Булгарии, появление этнических слобод и поселений в Сарай-Берке и Астрахани, приезд азербайджанских специалистов на предприятия Поволжья в советские годы. Местная азербайджанская диаспора участвует в общественной жизни региона, проводит этнические праздники и фестивали.
Население поволжского региона отличается разнообразием национальностей, культур и религий. Здесь живут представители трех мировых религий: из них христиане, мусульмане и буддисты. Поволжье относится к высоко урбанизированным территориям, до 73% ее населения живут в больших и малых городах. Крупнейшими городами-миллионерами поволжского региона стали Казань и Самара, сравнительно большие города Саратов и Тольятти, Пенза и Астрахань, Волгоград и Ульяновск.
- Энциклопедия
- Разное
- Народы поволжья
На территории нашей страны живет множество самых разных народов. Всего их насчитывается около 190. Есть народы большие, такие как русские, татары, чеченцы, а есть и совсем крошечные, которых осталось лишь считанные сотни человек. Наибольшее количество разнообразных народов живет у нас на Кавказе, однако и в Поволжье их также немало. О них, народах Поволжья, и пойдет речь далее.
Вообще-то, Поволжье, это территория, которая примыкает к нашей великой реке Волге по всему ее течению, начиная от истока и заканчивая устьем. Оно включает много областей центральной России. Издавна тут селились финно-угорские, а также тюркские племена и народы. Рассмотрим их поподробнее.
Самым большим по числу населения из народов Поволжья, да и всей нашей страны, являются русские. Их по берегам матушки-Волги живет более 20 миллионов. А вот татары, это вторая по численности тут народность. Всего их в России порядка 7 миллионов человек, а в Поволжье почти 4 миллиона. Большинство из них живет в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской, Свердловской, а также Самарской области. Раньше, в древности, эти земли занимали Волжская Булгария, Золотая Орда, а также Казанское ханство. Татары и есть прямые потомки жителей тех государств.
Другим крупным народом, населяющим Среднее Поволжье, являются башкиры. Их тут почти 2 миллиона человек, живущих в основном Башкортостане и соседних областях. Этот народ относится к тюркам, он родственен татарам.
Рядом, в Чувашии и ряде соседних регионов, живет другой тюркский народ, родственный двум предыдущим, чуваши. Их чуть меньше, чем башкир, примерно полтора миллиона человек. Их считают прямыми потомками древнего народа под названием булгары, коренного населения Волжской Булгарии.
А вот севернее, в Республике Марий Эл, живет народ, совсем отличный от вышеперечисленных, марийцы, их тут чуть меньше 600 тысяч человек. По своему языку (которых, кстати, у них целых два), они родственны северным финнам, карелам и эстонцам. Раньше по всей северной Волге жили финские племена, мещера, мурома и ряд других. От них вот и остались только марийцы, мордва да удмурты.
Мордва, или мордвины, это другой крупный народ региона. Их чуть больше, чем марийцев, около 800 тысяч человек. Живут они в основном в Мордовии, Самарской и Пензенской областях. У них также два языка, эрзянский и мокшанский.
И, наконец, третий финноугорский народ региона, удмурты, живет в основном в Удмуртии, которая находится чуть восточнее, но все равно относится к Приволжскому Федеральному округу. Удмуртов почти полмиллиона человек.
Южнее, на Нижней Волге, находится засушливая Калмыкия. Тут основным населением является довольно своеобразный народ, существенно отличающийся от соседей, калмыки. Они пришли сюда сравнительно недавно из далекой Монголии. Поэтому их язык очень похож на монгольский и бурятский.
Вот и весь основной список главных народов Поволжья. Также тут проживает большое количество казахов, украинцев, армян, коми, азербайджанцев и белорусов. Однако эти народы не являются коренными.
Доклад №2
Земли Поволжья с древних времён притягивали к себе множество самых разных кочевых племён, и это обусловливало появление новых характерных черт в облике и культуре оседлого населения этого края.
История:
Начиная с VII в., Поволжье занимают тюркоязычные племена, которые пришли с Приазовья. В середине VIII в. Волжские земли заселяют финно-угорские, славянские, а также тюркские племена. В начале X в. сформировалось первое государство на Средней Волге – Волжская Булгария. От нашествия монголо-татар Поволжье было сильно разорено, и только в XV в. образовалось крупное Казанское ханство, которое впоследствии было присоединено к Российскому государству, благодаря Ивану IV. С каждым следующим столетием эта территория наращивала экономические темпы, развивала свою культуру. До сих пор Поволжье является важным экономическим районом России.
Характерные черты народов Поволжья:
- Многонациональность населения
- Служилые татары были востребованы при дворе и в армии
- Принудительное обращение людей в христианство
- Частые народные восстания
В Поволжье на всю численность населения приходится три четверти русских. На долю татар приходится (16 %), а чуваши и марийцы, калмыки и удмурты, казахи и украинцы составляют (5 %).
Русские:
Русские оказались в Поволжье в XIII в., когда бы основан Нижний Новгород. Далее вниз по Волге они стали расселяться во второй половине XVI в. Русские принесли с собой более новые методы ведения хозяйства, например, стала развиваться трёхпольная система земледелия.
Татары:
Это самый распространённый тюркский народ в России. В стране есть несколько народов, которые называют себя татарами. Астраханские и сибирские, касимовские и казанские. Эти названия произошли от географического расположения этих народов.
Чуваши:
Тюркский народ, проживающий в Среднем Поволжье, а именно в Чувашской Республике. Они – третий по численности коренной этнос Приволжского региона. У этого народа богатая и красивая культура.
Марийцы:
Выделяют несколько групп марийцев: горные, луговые и восточные. Они сохранили свои традиции и язык в первозданном виде.
Остальные народы меньше заселены на территории Поволжья, но, тем не менее, они вложили немалый вклад в развитие этого региона.
Поволжье сыграло большую роль в социально-экономическом и культурном развитии России. Их культура до сих пор поражает своей красотой и разнообразием.
4, 7, 9 класс
Народы поволжья
Популярные темы сообщений
- Творчество Николая Гарина-Михайловского
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский родился в 1852 году в состоятельной дворянской семье. Отец был награжден за участие и отличие в Венгерской войне, был приближен к императорском двору.
- Творчество Владимира Одоевского
Литератор, меценат, общественный деятель и обладатель энциклопедического ума Владимир Фёдорович Одоевский родился в Москве 13 августа 1803 г.
- Кислород
Кислород – элемент 16 группы периодической таблицы Менделеева, обозначаемый буквой O. Он входит в семейство халькогенов, к которому относят также серу селен, теллур и полоний. Слово халькоген происходит от греческого chalkos, что означает «руда».
- Творчество писателя Корнея Чуковского
Очень мало людей, чья молодость не находилась под влиянием творчества Корнея Чуковского. Его стихи и сказки так часто читаются и перечитываются, что практически отпечатались в коллективной памяти нации.
- Кедровка птичка
Кедровка-птица, живущая в лесах таёжного типа Европы и Азии, от Скандинавии и Альп до Камчатки, Курильских островов, Приморья, Японии и Китая.
«Культура – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».
Президент РФ В. В. Путин.
В целях привлечения внимания к проблемам культуры и в соответствии с Указом Президента РФ в 2014 году объявлялся Год культуры, проводившийся во всех регионах, в т.ч. и Республике Татарстан.
Культура — это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.
Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.
В Поволжье, Республике Татарстан живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим» (Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья- http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm; http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm)
Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.
Культура народов Татарстана
- Культура народов Татарстана
- Информационно-аналитические сведения о развитии этнокультурной инфраструктуры в Республике Татарстан
- Республиканский центр развития традиционной культуры Республики Татарстан
- Ассамблея и Дом дружбы народов Татарстана
- Журнал Наш дом — Татарстан
- Обзор номеров журнала
Культура народов Поволжья
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- кряшены
- мишары
- русские (Поволжье)
- удмурты
- чуваши
Обычаи и традиции народов Поволжья
- NEW! Семейные традиции народов Поволжья
Традиционная кухня
- Национальная кухня народов Поволжья
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- русские (Поволжье)
- удмурты
- чуваши
Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- русские (Поволжье)
- удмурты
- чуваши
Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки
- Поговорки народов Поволжья и Южного Урала
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- русские (Поволжье)
- удмурты
- чуваши
Литература народов Поволжья
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- русские
- удмурты
- чуваши
Национальная музыка. Национальные танцы
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- русские (Поволжье)
- удмурты
- чуваши
Праздники народов Поволжья
- Календарные обряды и праздники
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- Сабантуй
- русские (Поволжье)
- Каравон
- удмурты
- чуваши
Государственная символика народов Поволжья
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- русские (Поволжье)
- удмурты
- чуваши
Презентации о народах Поволжья
Методические материалы. Сценарии мероприятий. Стихи о народах Поволжья и их крае
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- русские (Поволжье)
- удмурты
- чуваши
Информационные источники
- Информационные источники НБ РТ
- башкиры
- марийцы
- мордва
- татары (Поволжье)
- русские (Поволжье)
- удмурты
- чуваши
- Периодические издания
Народы Поволжья
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 132.
Обновлено 14 Декабря, 2021
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 132.
Обновлено 14 Декабря, 2021
На Земле выделяют от 3 до 4 тысяч этносов. Народом или этносом называют группу людей, которые говорят на одном языке, имеют свою культуру, традиции и обычаи, а также обладают этническим самосознанием. В большинстве случаев государства многонациональные. В России даже экономические районы характеризуются разнообразием этносов. Не является исключением и Поволжье.
Народы Поволжья
Численность населения Поволжья — около 16 млн человек. Это число не является абсолютным, так как население любого района подвижно. На численность также влияют естественные процессы: рождаемость и смертность.
Население района многонационально. Наиболее многочисленные народы, проживающие на территории Поволжья:
- русские;
- татары;
- немцы;
- калмыки;
- казахи;
- мордва;
- марийцы;
- удмурты;
- чуваши.
Список этносов не полный. Есть малочисленные народы на территории района.
В Ульяновске проживает около 80 различных этносов. Город считают самым многонациональным в России.
Три четверти населения составляют русские. На втором месте по численности находятся татары. Республика Татарстан входит в состав Поволжья. Город Казань является столицей автономии и культурным центром народа.
Немцы Поволжья жили на территории с конца XVIII века.
После революции в Поволжье существовала автономная республика немцев Поволжья. В 1941 году народ был выслан в восточные районы. В 1980-х годах запрет на возвращение был снят, но автономия не восстановлена.
Калмыки являются единственным этносом в Европе, исповедующим буддизм. Республика Калмыкия также находится в составе Поволжья.
Казахи проживают на юге района. На севере живут чуваши, марийцы, мордва и другие народы.
Башкиры Поволжья большей частью сосредоточены в Татарстане. Их делят на 2 группы. Одну из них представляют потомки коренных народов восточной части республики, вторую – современных переселенцев.
На европейской территории России сосредоточено много автономных республик, поэтому во всех районах сформировалось смешанное население.
Особенности народов Поволжья
Любой этнос имеет присущие только ему характеристики. Народы изучают не только русский язык, но и свой национальный язык. Культура и быт этносов также отличаются. Существует и своя национальная кухня, одежда.
Сохранение национальной культуры народов Поволжья и России в целом является важнейшей задачей всей страны.
Что мы узнали?
Поволжье — многонациональный район. Преобладает русское население. Многочисленными народами являются татары и калмыки. Каждый народ имеет свои традиции, обычаи, этническое самосознание. Об этнических особенностях народов Поволжья можно подготовить доклад на урок по географии в 9 классе.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 132.
А какая ваша оценка?
Среднее Поволжье − расположенный на стыке Европы и Азии округ Российской Федерации, в состав которого входят 14 территориальных единиц верхнего уровня. На территории региона проживает 3 млн 240 тыс. человек, представители более трех десятков национальностей. По причине общих условий хозяйствования и быта, тесных контактов в экономическом и историческом развитии традиции народов Поволжья давно приобрели интернациональные черты. Конфликтов на почве разных религий и разных правил общежития здесь никогда не было.
Этнический состав Поволжья
Три четверти населения региона составляют русские. Второе и третье место по численности занимают татары и калмыки − Республики Татарстан и Калмыкия входят в состав Поволжья.
Остальное население Поволжья составляют:
- казахи (проживают в южной части района);
- чуваши и мордва (проживают в северной части Поволжья);
- тюркоязычные народы узбеки и башкиры (большей частью сосредоточены в Татарстане);
- немцы (живут на территории Поволжья с конца XVIII века);
- франко-угорский народ марийцы;
- субэтнические группы татар крящены (крещеные татары) и мишари;
- финно-угорский народ удмурты.
В Поволжье так же живет небольшое количество армян, азербайджанцев, евреев, украинцев.
Особенности культуры народов Поволжья
У любой нации есть присущие только ей традиции и обычаи, у народов Поволжья также есть отличия в национальной одежде, народных промыслах и традиционной кухне.
Национальная одежда
Во многих семьях как реликвия и предмет гордости бережно хранится и надевается по особым праздникам национальный костюм, который служит символом аутентичности народа.
Русский
Мужская одежда − рубаха на выпуск, брюки до щиколоток (портки), заправленные в сапоги и суконный кафтан (зипун). Женская одежда – вышитая сорочка и свободного кроя сарафан в пол. Зимой русские женщины носили короткие однобортные куртки – душегрейки.
Татарский, калмыцкий
Национальный наряд − рубаха и широкие синие или полосатые штаны. Сверху надевали бешмет (камзол с воротником), подпоясанный ремнем. Традиционная мужская обувь — сапоги с загнутыми носами и серебряными бляхами. Головным убором у женщин была маленькая, похожая на берет, шапочка, которая удерживалась под подбородком обручем.
Чувашский
Национальная одежда чувашей – широкая белая рубаха с вышивкой на груди и штаны до щиколоток. В праздник женщины сверху надевали фартук – саппун, украшенный бахромой.
Мордовский
В комплект мужской и женской одежды входили панар (рубаха из полотняной или льняной ткани), широкие брюки и халат из домотканого холста или сукна.
Казахский
Мужская одежда − рубаха, штаны и бешмет, женская – длинное платье-рубашка и шаровары. Зимой казахи носили чапан − теплый халат из верблюжьей шерсти.
Башкирский
У башкиров мужчины в летнее время надевали рубаху, широкие штаны-шальвары и камзол, женщины – свободного кроя длинные платья с передником. Зимней одеждой служил тулуп, сшитый из овчины.
Немецкий
Традиционный мужской наряд состоял из рубахи, жилета и суконных или кожаных штанов-бриджей, женский – из кофты, корсажа, пышной юбки в складку и передника. Головным убором у мужчин была шляпа с пером, у женщин – чепец с лентами под подбородком.
Марийский
Мужская и женская одежда марийцев включала рубаху, штаны из грубого льняного полотна и пояс с подвесками. Сверху надевался кафтан с закрытым воротом. Зимней вариант дополнялся овчинными полушубками.
Удмуртский
Основными элементами мужской одежды удмуртов служили длинная подпоясанная рубаха, штаны и кафтан из домотканого холста. Женщины носили туникообразную рубаху и халат (шортдэрем). По традиции Поволжья, воротник женских рубах в национальных костюмах обычно украшали узорами.
Узбекский
Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, халата и головного убора (чалмы или тюбетейки), женская − из халата, шаровар, платка или паранджи. Дополнением к женскому костюму, независимо от материального состояния семьи, были золотые или серебряные украшения.
Народные промыслы
Каждая нация внесла свой вклад в развитие культуры и традиций народов Поволжья. В Поволжском крае сегодня сохранились несколько десятков видов уникальных народных ремесел.
- К исконно русским промыслам относятся художественная вышивка, вышивка бисером, кружевоплетение, плетение из лозы и лыка, роспись по ткани, лоскутное шитье.
- У казахов и башкир основным направлением в народном творчестве было изготовление одежды, головных уборов, предметов быта и украшений из валяной шерсти (войлока).
- У татар популярны такие ремесла как изготовление ковров, узелковое плетение (техника макраме), резьба по дереву, чеканка, гравировка и другие виды обработки металла.
- Визитная карта немецких народных умельцев − вышивка, изготовление глиняной и керамической посуды, деревянных игрушек и часов с кукушкой.
- К традиционным чувашским народным промыслам относятся ткачество, различные виды росписи по дереву, изготовление украшений и предметов обихода из бисера, гончарное дело, художественная ковка.
- Марийцы по традиции занимаются лозоплетением, резьбой по дереву и орнаментацией одежды и предметов интерьера («марийская вышивка»).
- У удмуртов наиболее развитыми домашними промыслами являются изготовление плетение лаптей и рогож, обработка кожи и шерсти.
Интересные традиции Поволжья
Некоторые старинные традиции и обряды народов Поволжья необычны, многие из них основаны на поверьях и имеют магический характер.
У немцев принято устраивать в доме невесты предсвадебный ужин. На него приглашают побольше гостей, и после того, как трапеза закончена, все участники выходят во двор и разбивают посуду, из которой ели (обычно на стол ставят старые тарелки и бокалы). Затем будущие молодожены вдвоем убирают осколки, как бы привыкая вместе преодолевать жизненные трудности.
Интересна традиция татар Поволжья, касающаяся первой брачной ночи. Кроме вручения новобрачным подарка, гости со стороны невесты перед уходом домой по очереди входили в спальню молодоженов и оставляли на подносе у их постели по несколько монет. Жениха допускали к семейному ложу только после того, как он положит на поднос денег больше, чем оставили все гости.
У ногайцев первые сорок дней после рождения ребенка нужно было каждый день купать его в подсоленной воде, чтобы тело стало крепче. За это время также следовало дать новорожденному имя, сбрить утробные волосы и со специальным ритуалом уложить его в колыбель.
В татарских и казахских деревнях до сих пор соблюдают обычай, связанный со смертью: три дня у в доме, где кто-то умер, не готовят еду на огне, держат печь холодной. Поэтому семью умершего соседи по очереди приглашают к себе обедать.
У тюркоязычных народов считалось, что домашний очаг чужими углями можно разжигать только в определенный день недели, поэтому в каждом доме огонь в печи старались поддерживать постоянно.
По старинным обычаям и традициям Поволжья, выбор места для постройки нового дома сопровождался интересным ритуалом. В коробочку из бересты помещали несколько муравьев и оставляли на ночь в месте, где предполагалось строить дом. Если муравьи оставались в коробочке, да еще и приносили в нее листочки и веточки, считалось, что земля пригодна для жительства. Если муравьи покидали коробочку, место признавали неподходящим для строительства.
Из истории народов Поволжья
- Подробности
- Создано 13.08.2013 14:02
Русские, татары, чуваши, мордва
Русские
Русские — самая многочисленная группа населения города Ульяновска. Русские — представители славянской группы индоевропейской языковой семьи. Заселение симбирской полосы из различных регионов происходило не одновременно, причем поселенцы прибывали из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги и центральных районов. Ранее всего (в первой половине XVII века) оказались заселенными крайние северо-западные земли Симбирского Поволжья вдоль оборонительных черт.
Остальные земли были освоены во второй половине XVII века и в XVIII веке. В заселении принимали участие «служилые люди» московского правительства, монастыри, крестьяне и др.
Основным занятием русских Симбирского Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, полбу, просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур – лён, и коноплю. Издавна занимались русские и огородничеством. Второй отраслью сельского хозяйства было животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, домашнюю птицу.
Новая географическая среда и соседство с нерусскими народами наложили отпечаток на материальную культуру русских Симбирского Поволжья. Так русские восприняли элементы традиционной культуры местного населения: от татар и чувашей местоположение печи (отступая от задней стены), вмазанные в печь котлы, некоторые блюда (салму, катык и другое); от финно-угорских народов – хозяйственную постройку – подвал, некоторые элементы одежды.
В свою очередь, славянская культура оказала на жизнь нерусских народов Симбирского края. Русские принесли более передовые методы ведения хозяйства – систему трёхполья, более совершенные земледельческие орудия (соха русского типа) и приспособления для сушки снопов – срубный овин.
По вероисповеданию русские были православными христианами. Широко ими отмечались древние праздники: святки, масленица, семик-Троица.
Народное изобразительное искусство представлено резьбой, росписью, вышивкой, тканьем, плетением кружев. Характерная черта русского изобразительного искусства – орнаментальность. Один из древнейших видов орнамента – геометрический. Наиболее частые мотивы – ромб, розетка, круг. В этих узорах много общего с орнаментом нерусских народов Среднего Поволжья. Разнообразным было устное народное творчество.
В русский женский комплекс одежды входили холстовая рубашка, она ещё называлась «рукава» и сарафан. В бедных семьях будничные сарафаны шили из крашеного холста, праздничные – из китайки (плотная хлопчатобумажная ткань синего цвета). В богатых семьях праздничные сарафаны шили из шёлка, плиса и бархата. Сарафаны носили обязательно подпоясанные. В народе пояс считался оберегом, использовался в обрядах, был ритуальным. На поясе также гадали о замужестве. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. Поверх сарафана одевали душегрейку – «епанечки». Они повторяли форму сарафана, только значительно короче его. В Симбирской губернии бытовала ещё одна форма женской безрукавной одежды – корсетка. Её одевали поверх сарафана и рукавов. Корсетка – это жилетка со сборками, без рукавов. Носили её преимущественно в Радищевском районе. Этот вид одежды заимствован от украинцев и южных великорусов. В качестве праздничных женских головных уборов отмечены разнообразные кокошники. Их носили замужние женщины до рождения первого ребёнка. Наиболее распространённым был кокошник с закруглённым верхом, имеющий вид полумесяца. Для орнамента использовали бисер, фольгу, стекло, перламутр и речной жемчуг. В орнаменте использовали изображения птиц, растительные мотивы. Кокошник, как правило, передавался от матери к дочери. Дополнением к русскому женскому костюму были распространены стеклянные красные круглые бусы, «янтарь», бисер.
Татары
Татары — представители тюркской группы алтайской языковой семьи. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов.
Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя «боргарлы», «казанлы» или «мослеман» (мусульмане). Лишь в XX столетии слово «татары» окончательно превратилось в самоназвание народа. Среди татар Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы: казанские татары и мишари.
Несмотря на диалектальные и территориальные различия, татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой – фольклором, литературой, музыкой, религией, национальный духом, традициями и обрядами.
Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная – супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки – кабартма. Национальные блюда – бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса (перемяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, эчпочмак, губадия, катыклы салма, чакчак. Лакомством считается вяленный гусь (каклаган каз). Молочные продукты – катык, сметана, творог. Напитки – чай, айран (тан).
Несмотря на то, что предки казанских татар, жили на территории Симбирской губернии задолго до основания Симбирска, закрепление за татарами местных земель началось с заселения служилыми татарами Московского государства Симбирского края.
На территории города Ульяновска проживают татары, исповедующие Ислам.
Первый мусульманский молитвенный дом в Симбирске был построен в 1853 году на средства купца К.А. Акчурина. На улице Лосевой (ныне ул. Федерации). Спустя десятилетие после пожара 1864 года на средства Т.К. Акчурина была построена мечеть. Мусульмане города Ульяновска продолжают поддерживать и развивать лучшие традиции ислама. Это выражается и проявляется в различных сторонах жизни, начиная от воспитания детей, уважительного отношения к старшим до проведения ярких национальных праздников. При этом важнейшим стрежнем их мировоззрения остается уважение к другим религиям и культурам.
Чуваши
Чуваши — представители тюркской группы алтайской языковой семьи. Само название народа «чуваш», производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами «горных» марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычные племена сувазов, поселившись в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). Анатри больше сохранили черт традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты финно-угорских предков — «горных» марийцев.
До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков.
В XVIII-XIX веках большая часть чувашей была крещена. Языческая вера в чистом виде перестала существовать, и все же двоеверие оставалось. Крестились и венчались в церкви, но языческие древние имена носились рядом с христианскими.
Прикладное искусство у чувашей представлено резьбой по дереву, вышивкой, тканьём. Чувашская вышивка отличалась разнообразием швов, декоративностью, богатством узоров.
Развито было и устное творчество. Популярными являлись лирические, трудовые, обрядовые песни, широко распространено хоровое пение. Старинными музыкальными инструментами были дуда, волынка, гусли.
Большую роль в подъёме и развитии культуры, в образовании чувашей сыграла Симбирская чувашская школа, организованная в 1868 году просветителем чувашского народа И.Я.Яковлевым при активном содействии и поддержке И. Н. Ульянова.
В 1870 году, благодаря И.Я. Яковлеву, появилась чувашская письменность на основе русской графики, стали создаваться учебники для чувашских школ, появилась литература на родном языке.
Мордва
Мордовские племена — автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва — эрзя.
По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угороской группы уральской языковой семьи.
Преобладающим типом семьи у мордвы, как и у других народов Ульяновского Поволжья, со второй половины XIX века была малая патриархальная семья. Но сохранялись и большие, неразделённые семьи по 20 и более человек. Во главе крестьянских семей стоял отец – «большак», пользующийся неограниченными полномочиями и властью.
Основное традиционное занятие мордвы — пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее — пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы.
Традиционное жилище — двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда — с западным вариантом южнорусской.
Основа традиционного женского костюма мордвы — рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха, сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда — типа халата из белого холста (эрзя — руця, мокша — мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда — род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение — застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.
Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь — лапти (мокша — карьхть; эрзя — карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.
Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком — щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами — селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки — пуре (из мёда), брага (поза), квас.
У мордвы имелось немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождались приуроченными к ним кушаньями. На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев.
Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах — праздник традиционной мордовской кухни.
Верующие мордва — православные. Но в духовной культуре заметны черты и древнего язычества. В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств.
Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.
Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общественными и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в др. — только женщины, в третьих — те и другие вместе. Семейные моления совершались старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи — инятят и иньбабат (от ине — великий, великая, атя — старик, баба — бабушка). При произнесении молитв обращались на восток. Для дохристианских верований и обрядов мордвы не было характерно поклонение идолам.
Верховный бог в дохристианских верованиях мордвы именовался Шкай, Нишке. В связи с христианизацией название это было перенесено на христианского бога. Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки «язычества», часть из которых синкретизировалась с православием.
В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, «корильные» и величальные песни на свадьбе); песни — семейно-бытовые, эпические (о Литове — девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.
Национальная культура олицетворяет память народа, выступая тем, что позволяет идентифицировать этот народ среди прочих, позволяет человеку сохранить индивидуальность, почувствовать связь эпох и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору. И если рассматривать календарь, а также жизнь людей, то обычаи и традиции народов поволжья демонстрируют тесную связь с ними.
Русские
Среди всех народов, обитавших на территории Поволжья, наибольшая доля приходится на русских. Русские женщины носили наряд, который состоял из холстовой рубашки, именуемой «рукавами», и сарафаном. Для бедных семей привычным костюмом служили сарафаны, для изготовления которых применяли крашеный холст. На торжества надевали сарафаны, сшитые на основе китайки. Возможности богатых семей позволяли им носить сарафаны, для создания которых использовали шелк, плис и бархат.
Несмотря на то, что среди руских основной верой было христианство, обычаи и традиции народов поволжья имели языческие корни. С завидным постоянством они праздновали такие торжества, как святки, масленица, семик-Троица.
Татары
Татары относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Если рассматривать этнический состав этих жителей Поволжья, то в этом плане они отличаются разнообразием. Среди них выделяют древние тюркские, булгарские, кипчакские и прочие тюркоязычные племена, а помимо этого отдельные финно-угорские и славянские.
Пусть татары непохожи друг на друга диалектом и в территориальном отношении, все же они представляют собой единую нацию, которой присущ общий литературный язык, культура, включающая в себя фольклор, музыку, религию, традиции народов поволжья.
Население Ульяновска представлено по большей части татарами, исповедующими ислам. И сегодня жители города не отклоняются от традиций ислама, предпринимая попытки по его развитию. Данные шаги затрагивают различные стороны жизни, в том числе воспитание детей, почтение к старшим, участие в красочных национальных праздниках. В то же время в основе их мировоззрения немаловажная роль отводится почтительному отношению к иным религиям и культурам.
Чуваши
Чуваши входят в состав тюркской группы алтайской языковой семьи. В основе названия данного народа лежит булгарское племя сувар, суваз. Именно булгары и сувазы, а вместе с ними и финно-угорские племена марийцев и способствовали возникновению чувашского этноса.
Долгое время чуваши Ульяновского Поволжья оставались язычниками, однако все изменилось, когда они присоединились к Русскому государству. Их языческая вера предусматривала систему, где присутствовало большое количество богов, во главе которых стоял Тор. Среди богов были и добрые, и злые. И определенному роду занятий людей соответствовал тот или иной бог, демонстрировавший свое покровительство. В существовавшем религиозном культе прослеживалась тесная связь с циклом земледельческих работ, относившая к культу предков.
В 18-19 вв. многие представители чувашского народа приняли христианство. Это привело к утрате языческой веры в чистом виде. Однако по-прежнему присутствовало двоеверие. Когда наступала пора для таких важных событий, как крестины и венчание, то их проводили в церкви. При этом среди данного народа встречались наряду с языческими древними и христианские имена.
Мордва
Под мордовскими племенами подразумевались коренные жители, местом обитания которых выступало междуречье Оки, Суры и Средней Волги. Данная народность включает в себя 2 главные группы:
- Эрзя;
- Мокша.
Первая обитала на левобережье р. Суры. Что касается второй, то ее местом проживания служил бассейн р. Мокши. В Ульяновской области основную часть жителей составляют мордва-эрзя.
Обычно женщины данного народа носили рубаху из белого холста, которая имела яркую вышивку, где в основном использовались красные, черные, синие тона, имевшие вкрапления желтого и зеленого. Свои отличия имели праздничные традиционные костюмы народов поволжья, марийский, как мордвинский наряд, играли роль важного атрибута.
Эрзянки имели в наличии и обрядовую рубаху, которую очень часто украшала вышивка. Девушки облачались в нее в двух случаях: когда достигали совершеннолетия и выходили замуж.
В народных праздниках мордвы прослеживалась связь с земледельческим календарём. Очень много народу собиралось летом, когда отмечали праздник вельозкс, который проводили в честь покровительницы села (Вель-ава). В современный период также продолжают чтить данную традицию: часто в деревнях проводят праздник отдаленного или малого села, а кое-где — праздник традиционной мордовской кухни.
Встреча любого подобного праздника неизменно предусматривала целенаправленное моление, которое дополняло исполнение определенного комплекса магических обрядов. Причем наряду с общественными проводили и семейные моленья. В данном случае уже внимание уделялось интересам конкретной семьи.