Что такое романс, история романса
В музыкальном искусстве существует камерный жанр, который по праву можно считать уникальным — его имя «романс». Эта вокальная миниатюра с момента своего появления пользовалась большой популярностью и отражала все значимые процессы, происходящие в жизни общества. В нашей стране у романса весьма непростая судьба — его запрещали, однако он вновь триумфально возвращался на концертные сцены. В нынешнее время романс продолжает радовать слушателей своей мелодичностью, задушевностью и сердечностью.
Что такое романс, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое романс?
Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.
Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.
- Романс более певуч и его мелодическая линия очень выразительна.
- В романсе значимым является всё. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля.
- Форма романса так же как и у песни — строфическая, то есть куплетная, тем не менее, здесь возможны различного рода расширения, а это говорит о том, что музыкальные периоды романса могут быть как с чётным, так и с нечётным количеством тактов.
- В романсе обычно не бывает припева.
Популярные романсы
«Соловей» — музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига. Романс, который относится к шедеврам камерно-вокального жанра, Александр Алябьев написал его, будучи в заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. Благодаря душевной и удивительно выразительной мелодии эта вокальная миниатюра завоевала необычайную популярность во всём мире. В музыкальном подлиннике романса нет виртуозных вокальных пассажей, они были впоследствии добавлены исполнителями.
«Соловей» — слушать
«Я помню чудное мгновенье» — музыка М. Глинки, слова А. Пушкина. Эту жемчужину, являющуюся классическим образцом русского романса, Михаил Иванович Глинка посвятил Екатерине Керн, к которой питал глубокие чувства. В свою очередь, на создание великолепной поэтической основы романса Александра Сергеевича Пушкина вдохновила мать Екатерины – Анна Керн. Мелодия романса изящна, проникновенна и певуча, она выразительно раскрывает романтические чувства лирического героя.
«Я помню чудное мгновенье» — слушать
«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского, слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.
«Средь шумного бала» — слушать
«Гори, гори, моя звезда…» — музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.
«Гори, гори, моя звезда…» — слушать
«Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.
«Очи чёрные» — слушать
История романса
История романса берёт начало в далёком Средневековье. Приблизительно в XIII, а может быть и в XIV веке по дорогам солнечной Испании странствовали поэты, которые сочиняли и пели песни, существенно отличающиеся от общепринятых в то время церковных хоралов, исполняемых на латыни. Во-первых, свои тексты испанские трубадуры слагали на темы, наполненные любовно-лирическим содержанием, например, в них повествовалось о подвигах храбрых рыцарей во имя возвышенной любви к прекрасным дамам. Во-вторых, эти песни исполнялись на «romance», как тогда назывался испанский язык и, в-третьих, они отличались особой напевностью. Постепенно такие мелодичные стихи под музыку получили распространение в соседних с Испанией странах. Там трубадуры тоже сочиняли так называемые «светские» стихи — баллады, рассказывающие о важных исторических событиях, о подвигах народных героев, и, несомненно, среди их поэтических творений важное место занимала любовная лирика. Всё это менестрели на испанский лад стали украшать изящными мелодиями и пропевать под музыкальное сопровождение какого-либо инструмента, называя свои песни романсами. Прошло не одно столетие, и термин «романс» прочно укоренился в разных странах, обозначая как напевное стихотворение лирического характера, так и произведение, характеризующий жанр вокальной музыки.
Процветание романса пришлось на вторую половину XVIII века, когда творили такие великие поэты как И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллер. Их полные лиризма произведения, отражающие глубокие чувства и душевные порывы, многие композиторы охотно использовали в качестве литературной основы для своих камерно-вокальных композиций. Например, выдающийся австрийский композитор Франц Шуберт, заложивший основы музыкального романтизма, 60 своих вокальных произведений написал на слова Гёте и 40 на слова Шиллера. Шуберт передал эстафету другим композиторам XIX века и в Европе сформировались романсовые школы яркими представителями которых в Австрии и Германии являлись И. Брамс, Р. Шуман, и Х. Вольф, а во Франции — Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Ш. Гуно и Ж. Массне. Композиторы-романтики в своём творчестве явно отдавали предпочтение жанру романса, так как именно в нём они могли обращаться к внутреннему миру человека, отображать его душевные переживания. Кроме того для расширения выразительных средств в описании сюжетной линии и поэтических образов авторы объединяли свои вокальные миниатюры в циклы, поскольку это позволяло давать более развёрнутую характеристику главным героям. Среди наиболее популярных объединённых вокальных композиций следует особо отметить такие циклы как «К далёкой возлюбленной» Л.В. Бетховена, «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф. Шуберта, «Любовь поэта» и «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана.
Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака, К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига.
В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси, А. Шёнберг, М. Равель, М. де Фалья, Ф. Пуленк, Д. Мийо.
Романс в России
На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Однако то, что он прибыл в нашу страну из Франции, это достоверно известно, так как изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. Необходимо отметить, что в тот период русские композиторы писали довольно много вокальных миниатюр именно на стихи французских авторов. Правда подобные произведения сочинялись и на русском языке, но назывались они «российской песней».
Прижившись на благодатной почве «романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству. Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку, гитару, арфу или фортепиано. Тогда же в европейском и, соответственно, в русском искусстве господствовали романтические настроения. В таких благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов. Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр, Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович, С. Прокофьев, Г. Свиридов.
Важно упомянуть, что наряду с классическим романсом, являвшимся плодом творений профессиональных композиторов и подразделявшимся на различные жанровые варианты, среди которых элегии, баллады и баркаролы, в городах и пригородах России, где процветала своя субкультура, развивались и другие разновидности романса, такие как городской (бытовой), «жестокий» и цыганский. Они пользовались признанием и бытовали как фольклор, то есть их сочиняли авторы из народа. Наибольшую популярность такого рода композиции приобрели в первой четверти XX века. Именно в это время Борисом Фоминым, Яковым Фельдманом и Марией Пуаре были написаны такие шедевры, которыми впоследствии восхищался весь мир, среди них «Дорогой длинною», «Я ехала домой», «Ямщик не гони лошадей». После Октябрьской революции романсы в России, а затем и в СССР находились под запретом как чуждые пролетарской идеологии и пережиток прошлого. Известные исполнители подвергались гонениям и даже репрессиям. Постепенное возрождение романса началось в годы войны, но особый подъём жанра наблюдался в 70 – годы прошлого столетия.
Среди известных исполнителей русского романса необходимо особо отметить А. Вертинского, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую, В. Панину, П. Лещенко, А. Баянову, И. Юрьеву, Т. Церетели, В. Козина, Н. Сличенко, В. Баглаенко, В. Пономарёву, Н. Брегвадзе, В. Агафонова, О. Погудина.
Интересные факты
- Важно отметить, что в Германии название романс не прижилось, там подобные произведения назывались на немецкий манер – Lied. Во Франции изначально название «romance» употреблялся вместе с названием «chanson», а затем Г. Берлиоз жанр камерно-вокального произведения обозначил термином «melodie».
- Словом «романс» композиторы называют не только вокальные произведения. Большое признание приобрели и инструментальные произведения с таким наименованием Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна. Это чувственные, наполненные большой искренностью и мелодически очень красивые музыкальные сочинения.
- Одна из разновидностей русского романса – «городской», который также называют бытовым романсом, в России с момента своего появления пользовался большой популярностью. Считается, что именно «городской романс» лег в основу таких распространённых в нашей стране песенных жанров, как авторская песня, русский шансон и блатная песня.
- Популярный русский романс «Дорогой длинною», музыку к которому написал Борис Фомин, иностранцы впервые услышали в исполнении знаменитого эстрадного артиста Александра Вертинского. Композиция так понравилась европейцам, что спустя некоторое время Юджин Раскин сочинил к ней слова на английском языке. Сингл записали и осенью 1968 года в Британии его признали хитом №1. В нынешнее время версии этого русского романса существуют почти на тридцати как европейских, так и азиатских языках.
- Авторами знаменитого русского романса «Ямщик, не гони лошадей» были обрусевший немец Николай фон Риттер и еврейский музыкант Яков Фельдман. Написанная в 1915 году композиция впервые была исполнена популярной в то время певицей Агриппиной Гранской. Успех, а затем и растущая популярность романса были настолько ошеломляющими, что в следующем году на сюжет этого вокального произведения был снят немой фильм. Однако признание композиции было недолгим, свершилась революция и новыми властями романс был признан идеологически чуждым, а поэтому его запретили и изгнали со сцены.
- Помимо популярных разновидностей русского романса, таких как классический, городской, жестокий и цыганский существовали ещё и другие подвиды этого жанра, например: казачий, белогвардейский, актёрский, салонный, дворянский, иронический и романс – ответ.
- Эльдар Рязанов своей экранизации пьесы Александра Островского «Бесприданница» не случайно дал название «Жестокий романс» ведь излюбленными темами подобного вокального жанра был трагический исход. Разумеется, в музыкальном оформлении фильма очень много романсов, которые написал выдающийся композитор Андрей Петров. Среди вокальных композиций фильма особо следует отметить «А напоследок я скажу» на слова Б. Ахмадулиной, «Под лаской плюшевого пледа» на слова Марины Цветаевой, «Мохнатый шмель» — на слова Р. Киплинга, в переводе Т. Кружкова.
В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Романсы
КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ГОРОДСКОЙ РОМАНС?
Отвечает Нина Шацкая, певица, заслуженная артистка России
КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ГОРОДСКОЙ РОМАНС?
Отвечает Нина Шацкая, певица, заслуженная артистка России
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века композиторами-любителями.
Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.
В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.
Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.
В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.
Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.
Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.
В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.
Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.
В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.
Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.
Дмитрий Локтионов. Старинный романс. 2004
Частное собрание
Василий Перов. Гитарист-бобыль. 1865
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Тропинин. Гитарист. 1823
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Боровиковский. Портрет А.Г. Гагариной и В.Г. Гагариной. 1795
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Маковский. Гитарист. 1879
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Илларион Прянишников. Жестокие романсы. 1881
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Дама с гитарой. 1911
Костромской государственный объединенный художественный музей
Харитон Платонов. Цыганка с бубном. 1877
Национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого, Львов, Украина
Образы романсов и песен русских композиторов
Романс – это небольшая композиция для вокального исполнения в сопровождении аккомпанирующего инструмента. В старину романсы пели под лютню, клавесин. В наши дни солирующему вокалу подыгрывает фортепиано, гитара, аккордеон или баян. В сочинении-миниатюре раскрываются чувства человека, его внутренний мир, эмоциональные состояния, выражается отношение к миру, к природе.
Истоки романса зародились в солнечной, жизнерадостной Испании. Странствующие музыканты еще в тринадцатых-четырнадцатых веках исполняли песни, существенно отличающиеся от бытующих в те времена церковных хоралов. Тексты, сочиненные на испанском языке, были наполнены любовно-лирическим содержанием, в них воспевались подвиги храбрых рыцарей во имя любви к прекрасным дамам.
Музыка не имеет границ и пределов, поэтому со временем мелодичная поэзия, воспевающая горячие чувства, проникла в соседние страны. Трубадуры сочиняли стихи, рассказывающие о важных событиях тех лет, а менестрели украшали их изящными, незамысловатыми мелодиями на испанский лад и пропевали под аккомпанемент какого-либо инструмента. Такие сочинения получили названия «романсы».
Термин «романс» закрепился в языках различных европейских стран, обозначая и небольшое поэтическое произведение лирического содержания, и жанр вокальной камерной музыки.
Расцвет романса пришелся на вторую половину восемнадцатого века, когда мировая литература пополнилась увлекательными художественными произведениями Гете, Гейне, Шиллера. Стихи великих поэтов, полные лиризма и душевных переживаний, охотно использовали многие композиторы в качестве литературной основы для своих камерно-вокальных композиций. Наиярчайшими представителями этого музыкального жанра являлись: Франц Шуберт, Иоганнес Брамс, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Жорж Бизе, Шарль Гуно и Жюль Массне. Они отдавали предпочтение романсу, так как именно он позволял обращаться к внутреннему миру человека, затрагивать тончайшие струны человеческой души.
Во второй половине девятнадцатого века романс обрел популярность в России. Вначале романсом называли поэтический текст на французском языке, написанный в куплетной форме. Такое же по характеру произведение, но на русском языке носило название российской песни.
Новый вокальный жанр, впитывая характерные черты русской музыки и обращаясь к сокровищам народного искусства, стал быстро развиваться. Опираясь на народное наследие, на мотивы русских песен неизвестных авторов, легкий простодушный романс проникает в сознание интеллектуалов. Постепенно он выходит за рамки вокально-камерного жанра и приобретает черты вокально-симфонического произведения. Он становится сложным для восприятия, а также для исполнения, поэтому находит отклик исключительно у элиты, а не у массовой публики.
В истории русского искусства с романсом связаны имена следующих композиторов: Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова и многих других талантливых авторов.
Чем же романс отличается от песни? Перечислим основные характеристики жанра:
- Мелодия романса теснее связана со стихом, чем в песне. Она отражает не только общий характер произведения и особенности строфического построения, а воспроизводит отдельные образы, их развитие и смену, мелодия словно оттеняет ритмический и интонационный рисунок отдельных фраз.
- Мелодическая линия романса певуча и более выразительна.
- Аккомпанемент романса всегда является полноценным участником ансамбля.
- Форма романса куплетная, основанная на повторении одной мелодии без изменений с разным текстом. В романсе возможны расширения мелодии, то есть музыкальный период может содержать как четное, так и нечетное количество тактов. Припева в романсе обычно не бывает.
Романсы настолько полюбились слушателям, что некоторые произведения называют народными песнями. С замиранием сердца вслушиваемся мы в напевные мелодии, восторгаемся прекрасными голосами певцов, запоминаем трогательную поэзию. Романсы поселились в душе человека надолго, ведь они воспевают великое чувство – любовь, а вместе с ней радость встреч и горечь расставаний, воспоминания о прошлом и надежду на светлое будущее.
Сам термин, обозначающий этот музыкальный жанр, знаком, наверное, даже детям. Порой баллада и песня даже употребляются как слова-синонимы, а ведь первая из этих двух вокальных форм, в частности, именно в русской интерпретации, имеет свои интересные жанровые особенности и довольно непростую историю возникновения, о чем станет ясно из сообщения о русском романсе.
Оглавление:
- История создания
- Жанр в Европе
- Зарождение в России
- Виды русского романса
- Классические признаки и примеры
История создания
Сегодня романс представляет собой лирическое произведение камерного характера, которое создано для сольного вокального голоса (реже — дуэта) с музыкальным сопровождением какого-либо инструмента. Однако так было не всегда — на заре своего появления он, как ни странно, даже не являлся песней, а был просто стихосложением.
Происхождение романса уходит своими корнями в средневековую Испанию, где первоначально так называли лирические стихотворения, посвященные каким-либо историческим событиям и победам доблестных героев. В то время это были чуть ли не единственные произведения, выбивавшиеся из общей теократической доктрины и написанные не на тему религии.
Даже сами этимология слова напрямую связана с испанским языком — это название для светских стихов образовалось от словосочетания «романский язык», который был общепризнанным в стране в указанный период. Лишь спустя некоторое время романсы получат инструментальное сопровождение и будут исполняться под звуки гитары и виуэлы.
В государствах по соседству испанские стихотворения переняли в свое музыкальное творчество менестрели и трубадуры. Бродячие музыканты исполняли песни исключительно под сопровождение инструмента, добавляя звучанию различные украшающие элементы вокальной техники. Песни здесь назывались «балладами» и, помимо героического эпоса, активно включали любовную лирику в жанровое разнообразие песен.
Уже тогда особенностью романса и баллады было отсутствие рефрена — повтора или припева в современном понимании.
Жанр в Европе
В рамках сообщения о русском романсе нельзя оставить без внимания и не представить, хотя бы кратко, информацию о возникновении его в Европе, так как в зарождении практически любого жанра и музыкального развития страны в целом, несомненно, имеет место взаимопроникновение и взаимовлияние между различными национальными культурами.
Колоссальное значение в становлении песенного жанра в Европе имеют труды таких именитых писателей, как Генрих Гейне, Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг фон Гете. Государствами, которые, благодаря своим деятелям искусства мирового значения, напрямую связаны с зарождением и утверждением жанра в конце 18 века, являлись:
- Германия;
- Франция;
- Австрия.
Среди представителей музыкальной области в той же мере развитию жанра в европейском обществе способствовали такие величайшие композиторы, как Франц Шуберт, Шарль Гуно, Иоганн Брамс, Жорж Бизе, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Жуль Массне.
Благодаря творческим тандемам этих талантливых поэтов и композиторов создавались прекрасные образцы классического романса. Именно на период творчества такой плеяды деятелей европейского искусства выпадает и апогей развития песни как жанрового направления. Так, знаменитый представитель австрийской композиторской школы Франц Шуберт, работая в таком направлении, как романтизм в музыке, и являясь его прародителем, создал более сотни произведений вокального жанра на стихи Шиллера и Гете.
Для европейского музыкального романтизма было характерно:
- обращение к душе героя;
- эмпатия внутренним переживаниям;
- превалирование личного над общественным.
В свете развития и расцвета романтизма как ведущего направления в европейской музыке этого периода жанр получил еще более широкое значение и применение, став художественной единицей целых вокальных циклов, среди которых самыми значимыми стали «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Шуберта, «К далекой возлюбленной» Бетховена и «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана.
Зарождение в России
Жанр в России появился во второй половине 18 века, перекочевав к русским композиторам через опыт французских коллег по цеху. Как и в случае с европейскими государствами, этап становления романса совпал с периодом расцвета отечественной поэзии. Классической поэтической основой для львиной доли музыки к русским песням, несомненно, стали стихотворения великого русского писателя А. С. Пушкина.
Помимо авторской литературной составляющей, бытовало и использование народно-песенной основы руки неизвестных создателей, поэтому для немалой части золотого фонда русского романса характерна поэтическая анонимность. Фольклорная основа жанра ярко отражена в творчестве И. Стравинского.
Основоположниками жанра в России и выдающимися авторами музыки стали такие знаменитые композиторы, как С. Рахманинов, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка. У истоков создания песенного жанра стояли известные деятели музыкального искусства — Гумилев, Алябьев, Варламов, Булахов. Традиции классического романса в своем творчестве продолжили Ц. Кюи, А. Даргомыжский, Ю. Шапорин, А. Бородин, А. Мусоргский, С. Танеев, Р. Глиэр, Н, Мясковский. В советский период тема русских баллад не теряла своей актуальности и в музыке Г. В. Свиридова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича.
Любой доклад или реферат на заданную тематику не обойдется и без информации об именах замечательных исполнителях русского романса разных лет — А. Вертинский, Т. Церетели, В. Козина, А. Баянова, И. Юрьева, В. Баглаенко, Н. Брегвадзе, В. Пономарева, В. Агафонова, О. Погудин. Романс в послереволюционной России, как и его преданных исполнителей, постигла нелегкая учать.
Жанр считался буржуазным архаизмом, подвергался гонениям и травле. Многие талантливые музыканты покидали страну в сложившихся условиях, что привело к распространению отечественных вокальных произведений за рубежом.
Благодаря своей напевности, щемящей душу мелодичной музыке и сердечности, произведения нашли отклик у иностранцев, даже не понимающих русского текста.
Виды русского романса
В начале 20 века песни создавались уже не только мастерами музыкального творчества, но и малоизвестными композиторами-любителями, например, Б. Фоминым, М. Пуаре. Именно на этот период приходится пик народной любви к жанру русской песни. В дореволюционные годы появляется целое созвездие исполнительниц баллад, которых слушатели неизменно купали в овациях — Надежда Плевицкая, Анастасия Вяльцева, Вера Панина.
Тогда же жанр в России начинает приобретать более узкую стилистическую направленность, появляются его классические разновидности:
- городской;
- цыганский;
- классический;
- жестокий;
- казачий;
- дворянский;
- белогвардейский.
Последний подвид песенного жанра был непосредственно связан с гражданской оппозицией в творческом отношении.
Известным представителем старинного цыганского шансона можно назвать «Твои глаза зеленые», где в полной мере переданы чувственность и страстность вольного народа, умело сопряженные с лучшими традициями жанра, напевностью и мелодичностью. Такие произведения не теряют своей актуальности и исполняются как в профессиональных музыкальных, так и в любительских кругах.
Жестокий романс является скорее разговорным наименованием для обозначения разновидности русского песенного творчества, так как он не выделяется в отдельную категорию в фольклорной науке.
Тем не менее подвид отечественной баллады обоснованно вылился в обособленную жанровую форму, будучи самобытным в части трагичности положенного в его основу сюжета. Финал таких произведений традиционно ознаменовывается смертью лирического героя или героини.
Одноименный знаменитый кинофильм Эльдара Рязанова по мотивам пьесы «Бесприданница» изобилует прекрасными вокально-инструментальными произведениями, созданными композитором А. Петровым — «А напоследок я скажу», «Под лаской плюшевого пледа», «Мохнатый шмель».
Литературной основой к балладам в экранном воплощении классического произведения послужили стихи выдающихся поэтесс М. Цветаевой и Б. Ахмадулиной.
Классические признаки и примеры
Жанр русской баллады отличает рад характерных самобытных признаков, которые привносят в такие музыкальные произведения особый шарм, колоритность и узнаваемость. Прежде всего, песни этого направления отличает удивительная напевность и выразительность мелодической линии. Нет превалирования текста над музыкальной составляющей или же музыки над литературной основой — оба сегмента произведения имеют абсолютно равнозначное значение для восприятия целостного художественного образа и авторского замысла.
Стихотворные и мелодические компоненты песни, равно как вокалист-исполнитель и инструменталист-аккомпаниатор играют одинаково важные роли в произведении. Примечательно, что со времен зарождения жанра отсутствие рефрена так и осталось отличительной чертой для этого узкого песенного направления в музыке.
Интересна история создания знаменитейших русских произведений. Известнейший «Соловей» на стихи Дельвига и музыку Алябьева был написан композитором в период нахождения в ссылке. Впоследствии гениальное творение знаменитого русского музыканта обретет новые краски в интерпретациях талантливых песенных исполнителей. Трактовка романса со временем приобрела более яркое и насыщенное звучание по сравнению с оригиналом, что неоднократно отмечалось музыкальными критиками.
Знаменитая «Очи черные» о беспощадности и силе любви на текст Гребенки и мелодию Германа стала не только отечественным, но и мировым песенным достоянием. «Гори, гори, моя звезда», написанная Булаховым до сих пор не теряет своей популярности и аранжируется как в народном, так и в академическом музыкальном прочтении.
Таким образом, зародившееся как стих в Испании и получившее свое последующее развитие во Франции, русское песенное наследие раскрылось максимально ярко на благодатной почве богатой поэзии.
Образцы русских баллад в своем жанровом разнообразии популярны и по сей день, так как способны достучаться до самых глубин человеческой души и тронуть ее струны тонким сочетанием мелодии и текста.