Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сальское»
Дальнереченского района Приморского края
Рассказ о слове.
Коллективный проект учащихся 3 класса МОБУ «СОШ с. Сальское»
Лузан Варвара,
Зотина Кристина,
Бабаев Иван,
Шляхова Екатерина,
Белая Александра,
Чернова Арина.
Руководитель проекта: Баженова И.Н., учитель начальных классов
Сальское
2019
Введение
Тема нашего проекта «Рассказ о слове». Эта тема была предложена учителем на уроке русского языка.
Актуальность нашей темы очевидна, мы будем анализировать не новое слово, а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.
Цель проекта: произвести полный лингвостилистический анализ слова «голова», то есть изучить происхождение, значение слова «голова», его словоупотребление
Нашим проектным продуктом будет лэпбук «Рассказ о слове голова».
Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:
1. Рассмотреть происхождение слова.
2.Рассмотреть отличие в произношении и правописании слова.
3.Выяснить лексическое значение слова голова в толковом словаре.
4.Подобрать однокоренные слова.
5.Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы к данному слову.
6. Найти пословицы, поговорки, загадки. Рассмотреть сочетаемость с другими словами.
7. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.
8. Подготовиться к защите проекта.
Тип проекта:
По характеру создаваемого продукта: информационный.
По продолжительности проекта: кратковременный.
По количеству участников: групповой.
По профилю: предметный (русский язык).
Срок реализации:
Основная часть
Для достижения цели проекта мы составили план работы:
1.Происхождение слова голова.
2.Произношение. Правописание.
3.Лексическое значение слова.
4.Синонимы и антонимы к этому слову.
5.Найти родственные слова.
6.Подобрать фразеологизмы, если они имеются.
7.Найти пословицы про слово.
8.Подобрать загадки.
9.Написать отрывки стихотворений, частушек, в которых встречается выбранное слово.
10. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы в форме лэпбука.
11.Подготовиться к защите проекта.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Сначала мы думали, какое слово взять для работы над проектом. Ребята предлагали слова: Родина, дружба, солнце, весна, голова. Путем голосования было выбрано слово – голова. Нам Ирина Николаевна дала задание найти загадки, пословицы, поговорки с данным словом. Мы записывали их на листочкам и собирали в классе. И вот когда информация была собрана, началась работа.
1.Происхождение слова «голова»
Происходит от праславянского языка *golva. От этого слова произошли: старославянское глава, русское, украинское голова́, болгарское глава́, сербохорватское гла́ва, словенское glâva, чешское, словацкое hlava, польское głowa, литовское galvà, латышское galva, древне — прусское gallū. .Латинское calva «череп» — от calvus «лысый», древнеисландское kollr «округлая вершина горы, голова» . Следовательно, голова в этих языках восходит к слову, обозначавшему похожий по форме предмет. Интересно, что просторечный синоним- слово башка заимствовано из тюркских языков (от «баш» — голова, например, в татарском языке)
2. Произносим [галава]. Пишем голова. В слове две безударные гласные. Подберём проверочные слова: головы, головушка.
3. Лексическое значение слова. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
Голова:
А).Часть тела человека (животного), состоящая из черепной коробки и лица (или морды животного).
Б).Единицы счёта скота. Колхозное стадо в 200 голов.
В).Ум. Рассудок. Человек с головой.
Г).Человек как носитель каких-то идей, взглядов, способностей, свойств. Он умная голова.
Д).Руководитель. Начальник.
Мы узнали, работая с толковым словарём, что слово голова многозначное.
4.Синонимы и антоним
На уроках русского языка мы узнали, что антонимы, это слова противоположные по смыслу. Поэтому подобрали из самостоятельно. Антонимы: голова – хвост, голова – ноги.
Синонимы, это слова одного и того же языка, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Мы стали подбирать синонимы. Но чтобы убедиться в своей правоте мы решили обратиться за помощью к интернету. Мы подобрали такие синонимы: ум, башка, тыква. Оказалось, что у слова голова 93 синонима, а мы подобрали только три.
5. Родственные слова.
Опираясь на свои знания об однокоренных словах, нам удалось подобрать одиннадцать однокоренных слов. Головка, головач, головастик, головастый, головной, большеголовый, болиголов, безголовый, головушка, трёхголовый, головёнка. Их конечно, намного больше.
«Родственники» слова ГОЛОВА
Части речи |
Количество слов |
Имя существительное |
120 |
Имя прилагательное |
63 |
Глагол |
14 |
Наречие |
3 |
Итого |
200 |
6.Фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы? Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Найти фразеологизмы к слову голова нам помог словарь фразеологизмов. Их оказалось много. Тогда Ваня предложил нарисовать голову и рядом с ней написать фразеологизмы. Для них мы выделили целую страницу.
7. Пословицы.
Пословица – краткое, народное изречение с назидательным смыслом.
Повешенную голову и меч не сечет.
Хлеб – всему голова.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Много говорить, голова заболит.
Голова у ног ума не просит.
Была бы голова, будет борода.
Была бы голова, будет борода.
С похвал голова вскружилась.
Голова, как у вола, а все, вишь, мала (т. е. глуп).
За худые слова слетит и голова.
Гуляй, покуда голова не покрыта.
По моде голова в комоде.
Голова удатна, да лень перекатна.
С поклону голова не заболит.
Солдатская голова, как под дождичком трава
Много говорить — голова заболит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Здоровье — всему голова, всего дороже.
Цела ли шапка, а голова пропала.
Куда голова клонилась, туда и повалилась.
Топор всему делу голова.
Честь головою оберегают.
8. Загадки.
Что такое загадка? Мы обратились к словарю С. И. Ожегова. Загадка это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Собирать загадки всегда интересно. Попробуйте, отгадайте.
Горошек умён, семь дырочек в нём.
Видит, слышит, ждёт, дышит.
Ходить сама не может,
Ноги переставить сможет.
Правильно, это всё о голове.
9. Стихотворения, частушки, где встречается выбранное слово.
Это задание было самым трудным. Нам нужно было вспомнить, отрывки из стихотворений, рассказов, где встречается слово голова.
Саша вспомнила стихотворение про совушку.
Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася! ( К. И. Чуковский)
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Глазками хлоп-хлоп.
Ножками топ-топ. (Потешка )
Поберечь бы мне головушку свою
В ту далёкую, прекрасную пору
В юности, когда метель мела
Не покрыта была буйна голова. ( Олег Штиль)
Голова всему венец –
В ней начало и конец,
Без нее, сыны и дочки,
Не прочтете вы ни строчки: ( Ю. Коринец)
Говорят, я некрасива.
Мне не надо краски.
Был бы разум в голове.
Да весёлы глазки. ( Частушка)
— Открой, маменька, окошко,
Голова что-то болит.
— Не обманывай ты, дочка,
У ворот кто-то стоит. (Частушка)
10. Систематизация полученных материалов.
Когда все материалы были собраны, перед нами встал вопрос, а как всё оформить? Катя предложила написать все на альбом листе, Ваня предлагал листики с заметками наклеить на лист ватмана. Ирина Николаевна предложила оформить все в виде лэпбука. А что это такое? Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. И началась у нас работа.
Технологическая карта
Изготовление плаката «Рассказ о слове.
№ |
Что и как делаем |
Изображение |
Материалы |
1 |
Берём листы формата А-3, скотч, ножницы, цветную бумагу. |
|
Листы формата А-3,скотч, ножницы, цв. бумага |
2 |
Складываем конверт для загадок. |
|
Цветная бумага, ножницы. |
3 |
Некоторые сообщения были написаны неразборчивым почерком и Матвей решил их напечатать. |
|
Компьютер. |
4 |
Саша решила сделать для антонимов тучки. |
|
Цветная бумага, ножницы. |
5 |
Арина ищет загадки в книге. |
|
Книга «Загадки, скороговорки». |
5 |
Делаем цветик-семицветик, где напишем сочетаемость слов. |
|
Цветная бумага, ножницы,клей. |
6 |
Саша оформляет страницу с фразеологизмами. |
|
Словарь фразеологизмов, лист бумаги, ручка. |
7 |
Варя записывает пословицы. |
|
Цветная бумага, ножницы. |
8 |
Работаем над оформлением. |
|
Цветная бумага, ножницы, клей. |
9 |
Вот такой лэпбук получился. |
|
Цветная бумага, ножницы, клей. |
Заключение
Чтобы выполнить проект нам пришлось немало потрудиться.
Во-первых, мы повторили раздел «Слово в языке и речи».
Во-вторых, мы закрепили умение работать со словарями.
В-третьих, мы познакомились с компьютерной программой Microsoft PowerPoint и учились создавать презентацию.
В-четвёртых, мы закрепляли умение искать информацию в интернете.
В-пятых, мы провели исследование и собрали много информацию о слове «голова».
И, наконец, мы совершенствовали опыт создания коллективных проектов и работали вместе для достижения общей цели. Мы можем сделать вывод, что слово «голова» очень богатое по значению слово, которое встречается в и в художественной, и в разговорной речи, в пословицах и поговорках; во фразеологизмах, сохраняя культурный образ, созданный русским народом.
Литература
1.Загадки. Скороговорки. ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС»
2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 частях. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – 8 издание.- М. : Просвещение, 2018. -159 с., 2 л.ил.-(Школа России).
3.Ожегов С.И. Толовый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е издание, испр.-М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель», 2011-1360 с.
4.Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фе доров. – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 720 с.
5.anglijskij-dlja-detej.ru›chto-takoe-lepbuk
6. http://uchitelya.com/obschestvoznanie/5799-issledovatelskaya-rabota-enciklopediya-odnogo-slova-golova-3-klass.html
7.https://studfiles.net
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект «Рассказ о слове». Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.
Самый популярный вид проекта — презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.
Так что же из себя представляет проект «Рассказ о слове»? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.
Как составить рассказ о слове в 3 классе план:
- Орфография или правописание слова
- Лексическое значение
- Однокоренные слова
- Синонимы
- Антонимы
- Фразеологизм
- Сочетаемость слова
- Пословица
- Загадка
- Предложение с этим словом
Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта «Рассказ о слове»
- пословицы и поговорки
- загадки
Самая простая форма проекта про слово солнце — письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:
Скачать проект Рассказ о слове «мороз» в виде презентации
примеры слайдов презентации
Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)
Скачать проект «Рассказ о слове солнце» (файл Word)
Скачать пример ГДЗ презентация проект «Рассказ о слове солнце»
Проект по русскому языку 3 класс «Рассказ о слове собака»
Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.
Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.
В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку «Рассказ о слове». С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.
Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.
Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бушевецкая
начальная школа»
Проект «Рассказ о слове»
(русский язык 3 класс)
Подготовили ученики 3 класса
Руководитель – учитель начальных классов
Федорова Лариса Зиновьевна
Цели проекта:
узнать лексическое значение слова;
подобрать к нему синонимы и антонимы;
найти родственные слова, фразеологизмы;
из дополнительной литературы выбрать пословицы, загадки, приметы., связанные с зимой.
Очередной проект по русскому языку в 3 классе называется «Проект о слове». Для того, чтобы описать любое выбранное слово ученикам был предложен план. По этому плану они должны были последовательно описать слово.
План:
Лексическое значение слова.
Синонимы и антонимы к этому слову.
Найти родственные слова.
Подобрать фразеологизмы, если они имеются.
Найти пословицы про слово.
Подобрать загадки.
Приметы, связанные с этим словом.
Написать отрывки стихотворений, где встречается выбранное слово.
Придумать предложение с выбранным словом.
Для образца в классе мы выбрали слово «ЗИМА».
Лексическое значение слова «зима».
Самое холодное время года, наступающее вслед за осенью и сменяющееся весной. Суровая зима. Снежная зима.
Старославянское – зима.
Литовское – ziema.
Греческое – chion (снег).
В древнерусском языке слово употреблялось с XI в. Оно перешло из старославянского языка. Прилагательное зимний известно с X–XII вв. Первоначальное значение слова – «время дождей», «время снега».
2.Синоним— зимушка.
Антоним- лето.
3. Родственные слова, образованные от корня «зим».
Зима- зимовщик, зимний, зимовать, зимушка, зимующие.
4. Фразеологизмы
1). Сколько лет, сколько зим (не видались; разг. фам., говорится при свидании) — очень давно [каламбур, основанный на двояком значении слова лет — годов и времен года].
Сколько лет, сколько зим, старина, не видались!
2). Где раки зимуют — выражение угрозы.
5. Пословицы.
Зимой волка бойся, а летом муху.
Зима лето пугает, а все равно тает.
Зима лето строит.
Зима лодыря морозит.
Зиме и лету перемены нету.
Зимний ветер морозу помощник — пуще холодит.
6. Загадки.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
Хоть сама — и снег, и лёд,
А уходит слёзы льёт. (Зима)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
7. Приметы о зиме.
Если кошка в доме встает на задние лапы и начинает скрести стены, то следует ждать вьюгу.
Если самые сильные морозы за всю зиму приходятся на праздник Крещения, то год будет урожайным.
Падают большие снежинки – к оттепели.
Деревья в лесу трещат — перед сильной стужей
Дрова горят с треском — к морозу.
Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.
Если дым из трубы идет столбом – похолодает.
В какой день зимы пройдет буран, в соответствующий день лета будет дождь.
8. Стихи про зиму.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Федор Тютчев
******
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И.Черницкая
*******
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
А.С.Пушкин
9. Предложения со словом «зима».
В этом году зима обещает быть снежной и морозной.
Зима недаром злится, прошла её пора.
Для описания слова ученики выбрали такие слова, как «ВЕТЕР», «СОБАКА», «КОШКА», «ВОДА».
Гусельникова Каролина.
Выбрала слово «ВЕТЕР».
Ветер – поток воздуха. Который быстро движется параллельно земной поверхности. На земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении.
Ветерок. Ветреный. Обветренный.
Синонимы – шторм, смерч, ураган, буря, вихрь.Антонимы – безветрие, штиль.
Пословица – ветер подует, следы заметёт.
Поговорка – не бросай слова на ветер.
Загадка – гуляет в поле, а не конь. Летает в поле, да не птица.
Примета – гром зимой – к сильным ветрам.
Фразеологизмы- ветер в голове, как ветром сдуло. Каким ветром занесло.
Ветер с севера летит
Осень желтая в пути.
Ветер тучи в небе носит,
Первый снег на землю бросит.
Золотистым листопадом
Он уляжется за садом. (Гурина И.)
Сегодня утром был сильный ветер.
Дмитриев Руслан выбрал слово «СОБАКА»
Собака – домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, Собака, собачий, собаковод. к которым относятся также волк, лисица и др.
Собака, собачий.. собачка, собаковод, собачиться.
Синонимы – дворняжка, пёс, щенок, моська.
Пословицы и поговорки.
Грешно собаку звать человеческим именем.
Собаку целуют только в морду – иначе у неё заведутся блохи.
Молния не поражает домов, где живёт черная собака.
В избе пирогом, а на дворе калачом.
Не дразни собаку – не укусит.
Не все собаки кусаются, которые лают.
Если сидишь на слоне, нечего бояться собаки.
Фразеологизм – как собака на сене (сам не пользуется и другим не дает).
Стих – рычит бульдог на таксика:
«не дам вам ничего!»
Бежит бульдог за таксиком
А таксик от него.
Я медленно шел по улице. А собака бежала впереди меня.
Кривенков Дмитрий. Слово «КОШКА».
Кошка –1). домашнее животное, ловящее мышей и крыс. Самка кота.
2).Это хищное млекопитающее семейства кошачьих.
3). Ременная плеть с несколькими хвостами.
4). Небольшой якорь spec.
5). Род железных шипов, надеваемых на обувь для лазания на столбы, по отвесным склонам.
2. Кошачий, кошатница, кошечка, кошкин.
3. Синоним- киска, кисонька, кисуля, кот, царапка, мурка.
Антоним – Крыса, мышь. Собака.
4. Приметы. Кошка моется – гостей зазывает.
5. Загадка.
Подходит к нам мурлыкая
Пьёт молоко из плошки
Она бывает дикая.
Зовём её мы …….
6. Пословицы и поговорки.
Знает кошка, чьё мясо съела.
Доброе слово и кошке приятно.
Ночью все кошки серы.
7.Фразеологизмы.
Как кошка с собакой. (постоянно сорясь, враждуя).
Кошки на душе скребут (Кому-то тоскливо, беспокойно)
Искать черную кошку в темной комнате (О бесполезности действий).
8.Стихотворение.
Жить независимо кошки стараются,
Только на лапы всегда приземляются,
В кошках есть грация, разум и стать,
С кошек пример нам надо брать.
Лихоткин Дмитрий рассказал про слово «ВОДА».
Вода – жидкое вещество.
Вода, водичка, водный.
Синоним – мокрота.
Загадки. К низу летит капельками, а к верху – невидимкою. В жаркий день самой желанной бывает.
Пословицы и поговорки. Апрель с водой. Май с травой. Без воды и мельница не крутит.
Фразеологизмы. Как в рот воды набрал (молчит, ничего не говорит).
Вода – природный дар
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без неё не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природный дар нам дан такой.