С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.
1. Танцы с мертвыми
Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.
Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.
2. Пляска Св. Витта
Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм «массового помешательства». Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.
Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.
3. Кружение дервишей
Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема — это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.
Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти — надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.
4. Танец Вендиго
Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов — это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.
У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.
5. Тарантелла
Италия
Тарантелла — очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой — с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.
В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.
6. Танец Морриса
Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.
В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.
7. Танцы в честь Качина
Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.
Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.
8. Танец с саблями
Пакистан/Непал
Танцы с саблями — один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.
В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.
9. Ритуальный танец кандобле
Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.
Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.
10. Танец Залонго
Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.
Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.
Источник
Культура
Когда мы говорим о танцах, то неважно, речь идет о средневековье, древности или современности, невозможно представить человечество без танцев. Безусловно, менялись названия, стиль исполнения и техника, но желание красиво двигаться, быть в процессе и получать удовольствие, привлекая к себе внимание, было всегда.
История танцев
Изначально танец являлся движением ног и корпуса, сопровождающиеся мимикой и жестикуляцией. В древности, как известно, мимика была первым языком, на котором говорили люди, и она, в свою очередь, была тесно связана с танцами. Более того, любое движение в древнем мире называли танцами.
Читайте также: Хорошие и добрые мужчины – хорошие танцоры
Греки не считали танец только предметом красивой позы и движений, они всегда хотели, чтобы танец служил выражением какого-то поступка, мысли. А испанцы в танце до сих настолько выразительны, что порой передают посредством него намного больше, чем словесно.
Древние полагали, что человек танцует из-за того, что бог дергает его за привязанные к рукам и ногам веревки. На самом же деле танец родился из-за того, что первобытным людям нужно было общаться и передавать жизненно-важную информацию. Древние копировали то, как двигаются животные, пытаясь так проникнуть в самую животную суть. Это сильно помогало им во время охоты, а значит, было жизненно необходимо.
Танцы в древности
В основе первобытного танца легли магические ритуалы. Движения, которые люди делали во время такого танца, обладали строго определенной целью. В данном случае танец был как способ оказаться в другом состоянии, отличном от привычного бытового. То есть танец был определенной дорожкой в неизведанное, представлял собой способ управления другими аспектами жизни человека.
Любой танец в древности представлял собой единение человека с самыми сильными энергиями космоса, которые нужны для преодоления важных жизненных этапов: появление на свет, взросление, создание брака, появление детей, охота и война, уход в мир иной. То есть люди танцевали не из-за того, что им некуда было потратить свою энергию, а для того, чтобы ее приобрести.
В своих танцах древние люди часто играли птиц или зверей, а также показывали сюжеты из своей охотничьей жизни. Первобытный человек отлично умел перевоплотиться в танце в животное, скопировав все его повадки. Они были уверены, что именно с помощью такого перевоплощения они смогут перенять особенности, свойственные тому или иному животному.
Каждое племя выбирало себе своё священное животное. В его честь постоянно проводились танцы. В знак благодарности это животное помогало им в бою. В каждом племени можно было насчитать 20-30 мужских танцев охотников со своими причудливыми названиями и со своими уникальными движениями, имеющими глубокий смысл.
Читайте также: Почему женщины уверены, что хороший танцор хорош не только на танцполе?
Если говорить о женских обрядах, то они были очень распространены во времена верхнего палеолита. Женщина олицетворяла силы природы, огонь и продолжение рода, охотничье везение и плодовитость животных.
Были также и племена в юго-западной части Африки, которые после плохой охоты устраивали целые шествия с огненными факелами, а возглавляла колонну строго Великая Женщина. Помимо прочего, среди женских танцев были распространены перевоплощения в нужное для племени растение.
Женщины также танцевали военные танцы с оружием. Известное движение – это бросание оружия вперед, что было символом погони за врагом, и бросание назад, что было олицетворяло желание отдалить от своих мужчин опасность. Часто такие танцы проходили с особыми вениками в руках (из хвоста лошади). Женщины ими сильно размахивали на протяжении всего танца, заряжая своих мужей на гонение врагов.
Военный танец в любой период времени был самым важным обрядом племени. До возвращения мужчин домой их танцевали и днем, и ночью.
Одним из самых древних и широко распространенным символом в танцах была окружность. Древние были уверены, что если они выстроятся в круг, то спасут себя от зла. Когда танцы были на охоту, круг символизировал облаву, в земледельческих танцах круг означал плодородие. Обряды лечения и женитьбы также проводили в кругу. Помимо кругов, в военных танцах были очень популярны линии. Также были распространены разного рода лабиринты.
Важно сказать, что самые первые люди не делили свою жизнь на вымысел и действительность. Для них они были равноценными. Именно поэтому обрядовые танцы древних могли длиться неделями. Это было им жизненно важно.
Однако, с течением времени танец постепенно перестает обладать глубинным смыслом, будучи частью важного ритуала. Он становится больше чем-то развлекательным и телесным. Так древний танец стал античным.
Танцы в Древней Греции
В Древней Греции танцами были увлечены все люди: начиная от самых бедных и заканчивая философами. Танцы были в списке образовательных предметов, но ими с радостью занимались и взрослые. Во времена античности танец стал полностью развлечением, которое исполнялось ради зрителя, но никак не для самого себя.
Читайте также: Ученые раскрыли мужчинам секреты «правильного танца»
Говорят, что в Древней Греции было около 200 видов танцев. Главным заводилой в танце был мим (жонглер, скоморох или клоун). Ни одно важное мероприятие не проходило без них. Расскажем о нескольких особенностях танца мима.
— он сильно выворачивал ноги в разные стороны;
— он много прыгал и танцевал на пуантах;
— одно из любимых движений – резкий разворот туловища перпендикулярно ногам;
— танцы на руках в самых разных позах;
— танцы с корзинами на голове и с кубиками;
— отличительной особенностью греческого танца было прямое отгибание кисти вверх.
У древних греков был даже свой язык рук в танце. Но сегодня расшифровать, что означало то или иное движение, невозможно. В Греции все танцы можно было разделить на светлые и темные, посвященные Аполлону и Дионису. Некоторые мотивы светлых древнегреческих танцев можно встретить в новогодних хороводах в детском саду с одним отличием, что объектом поклонения является елка, а не статуя.
Танцы в Древнем Риме
Немного расскажем о танцах в Древнем Риме. Если греки танцевали самые разные танцы из светлой и темной категории, то у римлян существовали лишь дикие и воинственные танцы. Римляне в своих танцах отличались рациональностью, чего нельзя сказать о греках. Об этом даже говорит тот факт, что практически не осталось никаких свидетельств о танцах в Древнем Риме.
В Древнем Риме было очень четкое разделение на элиту и простых людей. Это безусловно отразилось и на танцевальной культуре. Об «элитных» танцах сведений, к сожалению, нет, а о танцах низшего сословия кое-какая информация сохранилась. Позднее в Риме появились салийские танцы, которых танцевали жрецы из знатных семейств в храмах, восхваляя таким образом богов.
Еще задолго до основания Рима в более развитой Этрурии активно развивались разные виды искусства. Там процветали актеры – мимы, а также активно продвигались разного рода культурное времяпрепровождение. Именно из Этрурии в Риме оказались танцоры, которые аккомпанировали своим странным движениям на флейте, и которые назывались гистрионами. Когда они выступали, они рассказывали огромные истории, и вскоре все молодые римляне начали брать с них пример.
Жители Древнего Рима очень трепетно относились к пантомиме. Они ее горячо любили, потому и сегодня древнеримская мимика осталась практически неизменной. Страсть людей именно к этому виду искусства, а также любовь к конкретным артистам в период правления Августа привела к тому, что весь Рим поделился на два лагеря, каждый из которых почитал своего кумира.
Читайте также: Магические факты о Древнем Египте
Впоследствии по мере расширения Римской империи, а также усиления влияния с Востока и с Греции, танец стал быстрыми темпами развиваться, и даже начали функционировать аж 4 школы танцев. Скорее всего, первыми их создателями выступили как раз мимы.
Танцы в Древнем Египте
Свидетельства показывают, что здесь танец был важен в жизни людей, так как ни один праздник личный или церковный не проходил без танцевальной части. В Египте к танцу относились как к демонстрированию своей радости или даже ликования. Изображения древнеегипетских танцев отлично сохранились на различных рельефах, а базой всех танцев есть облик человека, приподнявшего руку и ногу.
Танцы сопровождали практически все священные культы древних египтян. Очень красивыми и торжественными были танцы, посвященные Исиде и Осирису (герои египетской мифологии). Представления проходили в течение нескольких дней. К аналогичным служениям культу относили и женский танец во благо священного быка Аписа.
Отметим, что в Египте издавна очень высоко ценились религиозные танцы, исполняемые карликами. Распространены были также и танцы жрецов, которые показывали движение разных небесных тел. Расскажем в двух словах об этом уникальном танце: в центре располагался алтарь в виде солнца, а вокруг него очень медленно и плавно передвигались жрецы в ярких одеждах, символизирующих разные знаки зодиака.
Как рассказывал Плутарх, вначале они двигались как небо с востока на запад, затем передвигались как планеты с запада на восток, а затем замирали, показывая тем самым, что Земля неподвижна. Данный танец показывает, как разные подобные ритуалы не просто закрепляли в умах людей представления о планетах и гармонии (как в нашем примере), но и в общем задавали курс духовному развитию.
Так как танцы в Египте были крайне важной частью жизни общества, мы предполагаем, что в государстве работали своеобразные школы по подготовке танцоров. Это предположение было обосновано документально, когда обнаружилось, что на базе храма Амона существовала танцевальная школа, которая выпускала танцующих жриц.
Помимо гармоничных танцев в Египте очень почитались обычные пляски, которые представляли собой упражнения в гибкости и ловкости, а иногда они и вовсе переходили в гимнастику. Одет танцор был в передник, но иногда вокруг талии повязывали пояс, завязанный в виде петли.
Женщины как правило танцевали либо в прозрачных макси платьях в пол, либо полностью без одежды. Однако, если танец был ритуальным, но женщина исполняла его в одежде, выказывая таким образом свое почтение божеству. На руках и ногах танцовщиц всегда были браслеты, в волосах цветок лотоса или лента, а на груди висело ожерелье.
Также доподлинно известно, что танцы в Древнем Египте сопровождались музыкой флейты, лиры и арфы, а также песнями и хлопками в ладоши. Чуть позже в Египте появился танец, который по сей день известен на Востоке. Его называют альмей и танцуют под аккомпанемент кастаньет в длинном прозрачной одежде, украшенной бахромой.
Читайте также: Не умеете танцевать? Возможно у вас глухота к ритму
Таким образом, в древнем мире танец был важной необходимостью для культурного и духовного развития каждой нации. Национальные танцы идут рука об руку с отличительными чертами любой нации, в танце живет душа людей. Поэтому одним из путей для разгадывания сути какой-либо народности является знакомство с ее национальными танцами.
Национальные танцы Испании
Невозможно говорить в общем об испанских танцах, потому что у каждой провинции Испании существовал и существует свой фольклор. К примеру, южане, проживающие в Андалусии и в Мурсии танцуют очень страстные танцы, живущие на севере баски довольно суровы и мужественны, арагонцы – это прямолинейный танец, наполненный весельем, а кастильцы всегда танцуют очень напряженно и крайне сдержанно.
Однако, существовали и такие танцы, которые танцевали во всех провинциях. Главным таким танцем был фанданго, служивший мотивом испанской нации. Музыка этого танца обладала властью над каждым настоящим испанцем. Начало танца было медленным, постепенно шло ускорение. Кто-то из танцоров играл кастаньетами, другие щелкали пальцами, женщины – танцовщицы каблуками отыгрывали такт.
Данный танец в классической своей версии является парным, в основе которого лежит игра танцующих: нельзя касаться друг друга, в процессе танца будто идет борьба, партнеры то приближаются, то удаляются друг от друга, не забывая при этом о выразительных жестах и взглядах. Фанданго имеет три основных движения, его танцуют очень страстно и быстро.
Еще один интересный национальный испанский танец – это болеро, который появился только в 16 веке. Болеро – это балет на испанский лад, которые медленно, но верно занимает свои позиции в базе танцевальной классики.
Говоря об испанских танцах, невозможно не затронуть фламенко, который представляет собой группу разных танцев и который родом с юга Испании. По сей день неизвестно точное значение названия этого танца, но самой целесообразной версией из имеющихся, скорее всего, является версия о том, что название берет свое имя от латинского слова “огонь” — “flamma”, потому что характер танца на самом деле огненный.
Изначально фламенко был ритуальным танцем и им восхваляли культ огня. Бытует также мнение, что название свое танец взял от птицы фламинго, потому что костюмы танцующих – это всегда обтягивающая одежда, а сам танец очень похож по движениям на эту интересную птицу.
Фламенко – это очень интересный танец, в котором нет ни пантомимы, ни какой-либо жестикуляции. Этот танец можно танцевать в одиночку, что символизирует независимость человека. Всё, свойственное коллективному танцу, у танцора фламенко получалось выражать единолично, потому что этот одиночный танец как раз и несет в себе немую жизнь коллектива. Танцор фламенко, которого называют байлаор, ведет борьбу с самим собой, потому тут и глубокая душевная работа, и страсть, и невероятная выразительность в компании с глубокими чувствами.
Читайте также: Как превратить спорт в удовольствие?
Очень важная роль во время исполнения фламенко отведена рукам, которые символизируют танцевальный язык. Овидий как-то сказал, что обладающий голосом должен петь, а носитель мягких рук – танцевать. Женские руки в этом танце очень выразительные, они чувствительные и гибкие, а пальцы все время движутся. Мужские руки, наоборот, строгие, точные, молниеносно рассекающие воздух.
Проанализировав главные испанские танцы, мы выделяем три их основных компонента: безупречная постановка корпуса, чуткие и гибкие руки танцовщиц и стук каблуков всех танцоров. Перечисленное очень хорошо описывает сущность народа Испании – страсть, выразительность, темпераментность, эмоциональность и горячесть.
Танцы в Индии
Как говорит легенда, в Индии танец появился с помощью бога Шивы Разрушителя. Он сам отлично танцевал, любил это искусство очень сильно и решил научить ему свою жену Парвати. Они танцевали вдвоем: он энергично, а она более спокойно.
Легенды также рассказывают, что Творца очень волновали творившиеся на Земле беспорядки. Так как брахманы в очень строгой тайне хранили веды, Брахма (Творец) решил дать пятую веду, которая будет доступна каждому. Изначально Брахма обучил театральному мастерству (5 веда) известного мудреца Бхарату.
И тут Шива вспомнил о своем танце, дав распоряжение своим людям обучить ему мудреца. Бхарата соединил все имеющиеся у него знания и создал огромный талмуд по театральному искусству. Мудрец с помощью других людей распространил свое учение среди землян.
То есть по этим легендам мы четко прослеживаем тесную связь между музыкой, драмой, танцем и бессмертием, божествами. Даже в современной Индии танец тесно переплетен с мифологией и религиозностью, причем видно это не только по выбору тему, но также и по манере самого танца. Это безусловно, оказывает воздействие на духовную жизнь в государстве.
Основным лейтмотивом индийских культов всегда было желание человека стать единым с божествами. К каждому богу подход был индивидуальным. К примеру, во время одного из танцев, который танцуют в регионе, где по легендам родился Кришна, пастушки изображают единение с Богом, якобы только каждая из них по отдельности с ним танцует.
Именно в танцах индийцы показывали, что любой смертный может приблизиться к Богу с помощью любви и доверия. Танец, о котором мы говорили выше, пользуется популярностью и в современной Индии. Он называется риас-липа и танцуется под особые песни.
Базовая основа любого индийского танца – это многоликое божество и истории, с ним происходящие. В танце человек не только показывает, что произошло с божеством, но также старается раскрыть истинную сущность произошедшего, таким образом укрепляя свою веру.
У любого классического индийского танца существует две характеристики: Нритья (это комбинирование сюжетной линии и чистым танцем) и Нритта (только танец). Однако, у индийцев танец с сюжетной линией очень отличается от известной пантомимы, которая является подражанием поведению человека.
Читайте также: Почему хорошие танцоры такие привлекательные?
Помимо указанных аспектов есть еще и третий: Натья (выступление, состоящее из действия и активной жестикуляции, которое может происходить в самом танце, а может отдельно от него). Это особая направленность драматического искусства. Три указанных характеристики тесно переплетены между собой.
Отметим, одну важную особенность, свойственную индийской культуре в целом. Это очень полная и сильная связь между разнообразными направлениями в искусстве. То есть когда драма, музыка и танцы относились к танцевальной культуре, литература и даже архитектура, а также скульптура совсем не были отделены от нее.
К примеру, литература в танце была и остается невероятно важной его частью, потому что одним из аспектов является рассказывание стихов с помощью танцев. Более того, есть длинные поэму, которые были написаны для того, чтобы прочесть их именно в танце.
Так как танцам отводилась важная роль в храмах во время ритуалов, архитектор всегда во время строительства делал для этого отдельную площадку. В некоторых храмах даже строили целые залы, предназначенные строго для танцев. Огромное количество храмовых стен в разных индийских областях, украшают картины, панели и фризы с музыкантами и танцорами.
Танцы в 16-17 веках
В период 16-17 веков были распространены такие танцы как шотландский жиг, который исполнялся очень быстро и страстно, размеренный танец, по названию которого все понятно, и гальярда, который постепенно ускорялся и к концу уже танцора было не догнать. Отметим также, что в 16-17 веках были очень распространены низкие танцы, а после этого началось время летучих французских танцев, требующих от танцоров разного рода прыжков.
Расскажем вам о нескольких самых популярных французских танцах того периода.
Обучение бальным танцам активно начало развиваться в эпоху возрождения. Можно с уверенностью сказать, что танец бранль стал основой развития всего танцевальной культуры. Изначально бранль был народным танцем, чуть позже он стал еще и бальным и отличался только большим объемом реверансов и мягких движений. В народном же танце главным является отстукивание.
Музыка, под которую танцевали этот танец была очень однообразной, состояла из переливов флейты и монотонных песен танцоров. Молодежь очень любила танцевать активный бранль, выбрасывая ноги вперед и высоко подпрыгивая, люди среднего возраста предпочитали танцевать его с репризой, а представители почтенного возраста любили медленный бранль. То есть этот простой танец стал первоисточником всех салонных плясок, которые появились позже.
Был еще один танец, довольно популярный в 16-17 веках. Речь идет о старейшем танце испанцев – паване. Этот танец вместе с танцем куранты были самыми любимыми в 16 веке. И лишь менуэт сумел их вытеснить с пьедестала.
Говорят, что родиной данного танца является Италия, потому что Екатерина Медичи очень любила все, что связано с этим государством. Главной особенностью паваны является то, что именно благодаря этому танцу общественные пляски показали свой собственный стиль исполнения, а также характер и форму.
До появления паваны бранли отличались друг от друга лишь по названию. Павана, помимо прочего, показывала зрителю величие танцора, а также убранство его костюма. Во время танца происходит ход павы, которая любуется собой. Павану могли танцевать строго одна или две пары, они также должны были выступать в четкой очередности, которая выстраивалась согласно общественному положению и знатности происхождения.
Читайте также: 540 роботов синхронно танцевали на концерте в Китае
Третий важный танец, которому не было конкурентов по популярности в 16-17 веках, — это менуэт, являющийся общепризнанным эталоном. В течение многих веков он был то в зените славы, то уходил на задворки, однако, полностью его никогда не вытеснял никакой другой танец.
Более того, в начале 18 века аристократы считали, что если человек умеет хорошо танцевать этот танец, значит, он и всё остальное тоже делает хорошо. Главная особенность танца – торжественность. Шаги в танце были невероятно плавными, одно происходило из другого.
В период барокко, в самом расцвете 18 века появляется быстрая версия танца. Однако, на балах в 18 веке менуэт выглядит уже по-другому, и он уже не танцуется по ранее установленным канонам. Однако, это нисколько не испортило прелести менуэта, а, наоборот, говорит о том, что танец невероятно богат. Он пережил очень большое количество разных эпох, но так и не выжил в современном мире, потому данный танец можно лицезреть лишь в исполнении актеров театра.
В итоге среди танцев 16-18 веков господствовали размеренность, спокойствие и важность, что конечно же свойственно жизни в то время.
Танцы в России
Русские «получили» танец благодаря полякам, которые приехали в Россию в Смутное время. До этого периода на Руси напрочь отсутствовало такое понятие, как салонные танцы. Девицы водили хороводы в теремах, а обычный люд развлекался плясками, к которым, однако, относились не очень хорошо, потому что «забавы скоморохов вместе с плясками являются игрой бесов».
Во времена Михаила Романова во двор приглашали немцев и поляков для создания веселья, среди них были и танцевавшие. И постепенно любовь к танцам разрослась и на московскую знать, которые организовывали свои домашние танцы.
Позднее, при царе Федоре, танцам не давалось сильно много почестей, их любила лишь Софья, которой нравилось собирать девушек и плясать. Всё изменилось, когда у руля оказался Пётр I. Танцев больше не было при дворе после того, как элегантные мужские костюмы поменяли на укороченные камзолы. Вместо этого на дворе появились иностранные танцы.
Пётр I издал указ, согласно которому все девушки обязаны танцевать, а за неисполнение было предусмотрено жёсткое наказание. Таким образом, и девушки, и юноши изучали полонез, менуэт и контрданс с помощью шведских пленных. Сам царь с женой и дочерью тоже танцевали, причем со слов очевидцев весьма грациозно.
В тот период к танцам относились очень серьезно, они считались важным государственным делом, что не могло не отразиться на всех танцевальных коллективах. В результате танцы в России стали способом борьбы с реакционным боярством, которое предавало национальные интересы государства.
Неумение двигаться в танце было позором, потому реакционные бояре начали брать индивидуальные уроки у танцмейстеров. Были разработаны четкие правила танцев, которые рассказывали, как себя нужно вести, как общаться с дамой, как делать поклоны.
Современники Петра говорили, что он сам часто любил импровизировать в танцах, изменяя движения и фигуры, а затем смеясь над танцующими. В тот период отношение к танцу было таким, что танцевальные движения уже не были связаны с ритуалами, потому, скорее всего, и возник протест против правил, навязанных откуда-то.
Петр был отцом баллов, которые невероятно понравились молодежи, но которые не признавали люди старшего поколения. До появления баллов, которые еще назывались ассамблеями, быт был жутко скучным: главным занятием было посещение церкви и просиживание в теремах.
Развлечения на публике не приветствовались, однако, свадьбы проводились с большим размахом. Добавим, что в России так не появились танцы в паре, скорее всего, это можно объяснить отсутствием культа Богоматери. Помимо прочего, в православии требования к нравственному облику человека были очень высокими, по этой причине выводить наружу телесную энергию так явно запрещалось. Дионисийские пляски были большим грехом на Руси.
С историей разобрались, теперь поговорим о танцах в нашей жизни.
Танцы в жизни человека
Становится профессионалом в танцевальной сфере отнюдь не обязательно, потому что это все-таки серьезная нагрузка. Но танцевать иногда для себя поможет вам укрепить свою здоровье. Не удивляйтесь, потому что терапия танцами на самом деле существует. При таком «лечении» человек сам или с помощью наставника выбирает вид танца, который ему больше по душе. Во время такого танца у пациента открывается второе дыхание.
С самого первого занятия люди чувствуют радость и удовольствие, а адреналина выбрасывается в кровь столько, что самоощущения у человека не иначе, как королевские. Танцы также помогут победить стеснительность. Если со здоровьем у человека не все в порядке, то ему лучше начать свой танцевальный путь с бальных танцев, потому что именно классические танцы относят к категории лучших сердечных докторов.
Если у человека присутствует сколиоз или другие проблемы со спиной, то ему лучше заняться латинскими танцами. Для тех, кто хочет похудеть, идеально подойдут современные танцы. После того, как вы освоите первые движения, вы начнете чувствовать себя профессионалом. Тело будет двигаться, кровь разбежится и будет активнее нести кислород туда, где его не хватало, а нервы и мышцы приобретут свободу.
Ваше настроение будет всегда приподнятым, также как и самочувствие. Ученые доказали, что даже если начать заниматься танцами в старшем возрасте, можно прибавить в росте около 2 см за счет выпрямления позвоночника.
Читайте также: 20 легких и необычных способов сжечь калории
А теперь перечислим по пунктам всю ту помощь физическому и психическому здоровью, которую оказывают человеку танцы.
Влияние танцев
1) Хорошая фигура и общее улучшение здоровья
Медицина уверенно говорит о том, что танцы – это отличная тренировка для суставов и мыщц, для сердца и сосудов. Известный американский деятель альтернативной медицины Поль Брэгг утверждал, что для отменного здоровья необходимо правильное питание, бег трусцой и много танцев. Вероятность получить травму в танце ничтожно мала, потому ими занимаются и совсем маленькие дети, и люди старшего возраста.
2) Хорошая осанка
Сегодня примерно у половины населения в мире существуют проблемы с позвоночником. С помощью танцев можно избавиться от этих проблем и сделать себе прямую осанку. Более того, даже если вы вступите на танцевальную тропу в старшем возрасте, вы все равно достигнете высоких результатов.
3) Приятные знакомства
Людям нравится заводить новые знакомства, находить новых друзей. Безусловно, танцевальные занятия только помогут в этом. Часто как раз на танцах человек знакомится со своей родственной душой или встречает свою любовь. В танцах есть и нежность, и страсть, и романтика. В танце каждый найдет что-то свое, что будет иметь значение именно для вас.
4) Уверенная и красивая походка
На внешний образ человека сильно влияет и то, как он ходит. На самом деле, человек с шикарной походкой очень выделяется и приковывает к себе взгляды. На него хочется все время смотреть и хочется быть похожим. С помощью танцев вы начнете красиво ходить, а ваша походка станет безупречной.
5) Мы раскрепощаемся психологически
С помощью танцев мы превращаемся в более смелых и открытых. Мы становимся свободными, свободными в мыслях, свободными в движениях, свободными в жизни и общении. С помощью танцев мы оставляем позади все комплексы и стереотипы, они помогают нам быстрее адаптироваться к меняющейся жизни.
6) Мы развиваем чувство музыкальности и чувство ритма
Когда человек постоянно занимается танцами, он учится понимать музыку, различать ее стили и направления. У него появляется чувство ритма, и вся его жизнь становится очень ритмичной. Когда вы будете слышать музыку, вы увидите, как быстро подберете нужные движения, и как быстро у вас родится свой собственный танец.
7) Отличное настроение и физическая красота
Танцы поделятся с вами тайной, как стать привлекательной и манящей личностью. Вы по-новому посмотрите на одежду и прическу, а женщины еще и на макияж, и тогда заметите, что внимание окружающих на вас, их восхищенные взгляды вам определенно будут симпатичны.
Танцы и физическое здоровье
Танец помогает нашему сердцу
Танцы – это чудесный способ помочь тем, кто находится в группе риска по сердечно-сосудистым заболеваниям. Проведенное итальянскими специалистами исследование пришло к выводу, что человек с сердечными проблемами, который занимается танцами, делает свое сердце здоровье, а также укрепляет дыхательную систему. Более того, улучшается и качество жизни такого человека, если сравнивать его с тем, кто трудится на беговой дорожке или крутит педали велосипеда.
Читайте также: 5 неожиданных вещей, которые сделают вас умнее
9) Танец способствует похудению
Когда человек на регулярной основе посещает танцевальные занятия, его вес будет неуклонно снижаться. Исследования показали, что даже простая танцевальная аэробика не менее эффективна в вопросах похудения, чем езда на велосипеде и бег.
10) Танец и энергия
Если вы чувствуете, что в течение дня вам не хватает энергии, то танцы – это как раз, что вам поможет снова ее обрести. Проведенное исследование показало, что регулярные танцевальные занятия не только улучшают общее физическое состояние, но и делают даже человека старшего возраста более энергичным.
11) Выносливость, гибкость и сила
Порой танец может потребовать от человека гибкости. Каждое занятие танцами, как правило, начинается с растяжки и разминки. Во время танца при качественном подходе не только педагога, но и самого человека, работают все группы мышц. В итоге человек становится более сильным, когда мышцы «борются» с собственным весом.
Во многих танцевальных направлениях есть прыжки. А для прыжков ноги должны быть очень сильными. Танцы – это упражнения, которые делают вас также более выносливым. Выносливость – это умение наших мышц работать все активнее и активнее без признаков усталости. При регулярных танцевальных занятиях, в особенности энергичными танцами, вы заметите, как стали более выносливым.
Танцы и эмоциональное здоровье
12) Танцы и счастье
Танец – это уникальное действие, от которого любой из нас получает удовольствие. Если понаблюдать за тем, кто танцует, то, как правило, на его лице будет улыбка. Улыбаться и даже смеяться во время танцев – это полностью нормально, потому что танец помогает человеку в действительности наслаждаться собой.
В танцах нет ограничений по возрасту, чего нельзя сказать о других направлениях физических занятий. Каждый из нас от мала до велика может заниматься танцами и получать удовольствие от получаемой пользы. Более того, танец борется с депрессией и стрессом. Это доказано экспериментально: танец спасает от легкой депрессии и помогает танцующему почувствовать себя более уверенным.
Депрессия, к сожаления, все активнее распространяется в современно мире как среди совсем юных юнцов, так и среди людей пожилого возраста. Однако, если в рамках терапии использовать в том числе танцы, они не только спасут от депрессии, но и освободят от накопившегося стресса, потому что с помощью танцев можно регулировать количество допамина и серотонина в крови.
Читайте также: Ученые выяснили, как нужно танцевать мужчинам, чтобы привлечь женщин
Помимо прочего, танец – это очень социальная активность, потому он избавляет человека от чувства одиночества, которое часто сопровождает больных депрессией и пожилых, живущих самостоятельно.
13) Танец и самооценка
С помощью танца вы станете более уверенным в себе. Всякий раз, когда вы осваиваете новое движение, вы будете чувствовать себя увереннее, а настроение будет улучшаться. Более того, такая уверенность посетит и все другие сферы вашей жизни.
Танцы дарят человеку возможность новых знакомств, а сильные социальные связи, как известно, способствуют повышению самооценки и дарят хорошее отношение к жизни. Скорее бегите заниматься танцами, они непременно поднимут вашу самооценку и помогут завести друзей. Беря во внимание тот факт, что физические занятия справляются со стрессом и напряжением, с помощью танцев вы в целом будете чувствовать себя отлично.
Танцы и психическое здоровье
14) Танцы и улучшение памяти
Доказано, что танцы делают вашу память сильнее, а также борются со старческим слабоумием. Исследователи выяснили, что танцевальные занятия помогает гиппокампу не уменьшаться (часть мозга, ответственная за память). Эта область мозга на протяжении нашей жизни постепенно уменьшается, что очень часто приводит к нарушениям памяти, а порой и к слабоумию.
15) Танец и болезнь Альцгеймера
Исследование группы пожилых людей продемонстрировало, что с помощью танца очень часто человеку удавалось обезопасить себя от болезни Альцгеймера и некоторых других видов слабоумия. Это же исследование показало, что больные этим заболеванием могут восстановить забытые события из собственной жизни, если танцуют под музыку, которая им знакома. Более того, было доказано, что танец способен повысить вашу сообразительность. Последний пункт касается любого возраста.
16) Танец и ум
В течение веков о танцах говорили, как о физическом занятии, крайне полезном для физического здоровья. Однако, в современном мире ученым удалось доказать, что танцы полезны также и для нашего ума.
Главное качество умных людей – это способность делать выбор и принимать решения. Отличный способ наработать эту способность – это начать делать то, что требует все время принимать решения, причем очень быстро. Потому, чтобы стать более сообразительным, начните просто трудиться над своим собственным стилем в танце, не думая о последовательности движений.
В целом, безусловно, сообразительность и ум развиваются благодаря изучению чего-то нового, и это не только танец, мы говорим о любом новом навыке. Однако, танцевальные занятия будут заставлять ваш мозг активно работать и выдавать все новые и новые решения. Старайтесь, чтобы занятие было трудным, тогда новые нейронные связи будут рождаться быстрее.
Как же еще влияет на нас танец с точки зрения психики?
Очень важным аспектом является тот факт, что во время танцев человек улучшает контакт с самим собой, потому что мы лучше чувствуем свое эмоциональное и телесное.
Более того, новые движения, которыми мы не пользуемся в обычной жизни, способствуют уходу старых шаблонов, мы выходим из замкнутого круга одних и тех же жизненных сценариев. Принимая новый танцевальный опыт, мы таким образом открываем свою жизнь для новшеств.
Читайте также: Дети рождаются, чтобы танцевать
Также во время танца освобождаются подавленные чувства. Подавленные чувства – это большая беда, могущая привести к развитию психосоматическим проблемам. Во время танца случается уборка, которая снижает внутреннюю напряженность и удаляет подавленные чувства.
Еще один результат занятий танцами – это повышение креативности и адаптивности, человек становится более гибким с психологической точки зрения: развивается психологическая устойчивость к трудностям, а также к стрессу.
Самое главное – это отыскать именно тот танец, который будет вам по душе, и не давить на себя, пытаясь быть идеальным в танцах.
Какие еще проблемы решает танец?
Во многих направлениях психотерапии, как мы уже говорили выше, применяют танец, потому что он умеет решать проблемы и изменять человека с психологической точки зрения.
К примеру, в парном танце мужчина учится брать первенство в плане ответственности на себя, он справляется с инфантильностью, взрослеет. Женщине такой танец в паре помогает развить в себе уважение и доверие к мужчине.
Безусловно, и у мужчины, и у женщины усиливается чувствительность, они оба начинают правильно выстраивать отношения, заявлять о том, что им нужно, а также слышать своего партнера.
В групповом танце страдающий от одиночества сможет ощутить себя важной составляющей группы. Есть и такие танцы, которые помогают тем, кто запутался, кто не знает, что ему нужно.
Как же быть тем, кто стесняется самого себя, кто думает, что во время танцев будет выглядеть глупо?
К сожалению, неприятие себя и своего физического тела – это очень распространенная проблема, которая есть даже у привлекательных людей, не говоря уже о тех личностях, чья внешность не соответствует общепринятым стандартам красоты. Увы, нас никто не учит уважать свое тело и любить себя.
Для начала вам необходимо решить, устраивает ли вас и дальше существовать со своими комплексами, или вы все-таки готовы изменить свою жизнь? Любое изменение в жизни – это в любом случае риск, который требует мужественности, и которое просто так не дается. Если вы настроены решительно, то самое время начать заниматься танцами.
Вот как вы себе можете помочь:
— не забывайте, что не только вы стесняетесь, наверняка участники вашей танцевальной группы испытывают похожие чувства;
— идите заниматься к доброжелательно настроенному учителю, кому вы сможете довериться. Психологическая обстановка в большинстве своем зависит от учителя, а все коллективы можно разделить на тех, кто поддерживает и тех, кто критикует;
— сходите на занятия с подругой или с близким человеком, который вас поддерживает;
— если вам совсем тяжело преодолеть скованность, то начните тренировки с индивидуальных занятий;
— неплохо поднимет самооценку фотосессию в танцевальной одежде;
— осознайте, за что именно вы себя критикуете (слишком толстый, слишком неуклюжий, слишком неловкий и т.д.). Вспомните, откуда в вас поселилось это убеждение? При каких обстоятельствах? В каком возрасте? Что у вас есть сейчас, чтобы противопоставить этому?
— у каждого из нас есть плюсы, потому обязательно отыщите свои. Может быть вы старательный? Или у вас чудесное чувство ритма? Или же ваша мимика очень выразительная? Плюсы есть всегда;
— акцентируйте свое внимание не на своем внешнем виде, а на том, что вы при этом чувствуете. Получайте удовольствие от музыки и от движений.
Автор:
05 июля 2015 22:10
За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.
Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.
Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.
Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.
Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.
Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.
1. Барыня (танец)
Барыня — русский народный танец, а также музыка, под которую этот танец исполняется. Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый). При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между «барыней» (помещицей) и «мужиком» (крестьянином). Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль. Во время танца рефреном звучит фраза:
« Барыня-барыня, барыня сударыня! »
2. Берёзка (хоровод)
Берёзка — танец-хоровод, характерный для центральной России и Белоруссии. Темп от медленного до умеренно быстрого.
В некоторых районах исполнялся девушками во время весенних закличек, обязательный атрибут — ветки берёзы, которые исполнительницы держат в руках. Известный также как парный деревенский танец, не связанный с обрядовым действом. Характерные элементы танца — простые шаги по кругу и одновременное приседание всех исполнителей на определенный такт музыки. Танец сопровождается многочисленными и разнообразными припевками. В Минской области танец сопровождал игру «Женитьба Терешки»
3. Бычок (танец)
Бычок — традиционный белорусский и русский танец. Темп умеренный или быстрый. Известен в нескольких хореографических вариантах: наиболее древний близок к хороводам, в которых танцоры имитировали бодания бычков; поздние приближаются к кадрили; встречаются сольные импровизированные варианты. Бычок мог быть составной частью белорусского обряда «Женитьбы Терешки», где выполнялся под частушки; например на Витебщине пели:
Ах, матулечка, бычка, бычка, бычка,
Разгулялася дачка, дачка, дачка,
Ах, матулечка, цялушачка,
Разгулялася дачушачка.
Русские «Бычок» танцуют под звуки балалайки и песню того же названия
4. Голубец (танец)
Голубе́ц (голубиный танец) — старинная русская народная пляска, в которой изображается размолвка и примирение двух влюблённых
Пляска парная. Она начиналась в очень медленном темпе. Каждый плясал в своём характере и по своему отбивая ногами. Девушка стояла на одном месте, стараясь отвернуть лицо от парня, который ходил вокруг неё, подражая голубю, ухаживающему весной за голубкой. Затем темп музыки ускорялся, парень начинал более энергично наступать на девушку, выделывая разнообразные коленца, стараясь показать свою удаль. Девушка всё приветливее относилась к партнёру и уже не старалась от него уйти, а затем шла ему навстречу, покачивая бедрами, плечами, плавно взмахивая руками. Лишь иногда в финале парень и девушка, взявшись за руки, делают несколько поворотов по кругу, еще реже бывает, чтобы парень, обняв девушку, кружился вместе с ней. Кончалась пляска имитацией соития. Пляска, как правило, заканчивалась в середине круга обоюдным поклоном
5. Журавль (танец)
Журавль (белор. Журавель) — белорусский, казацкий, русский, украинский танец-игра, где главным персонажем выступал «журавль» Происходит от хоровода и является одним из древнейших славянских танцев[2]. До XIX века представлял собой часть магического обряда на свадьбах, также связан с колядованием.
Несколько девушек танцуют, другие охраняют их от «журавлей» (парней), поют, например:
Пасею я лён, канапель,
Налятае журавель…
Если парни ловили девушек, пели все вместе:
Ішлі хлопцы мяжою,
Пілі смалу дзяжою…
В ином варианте исполнители медленно поднимают то правую, то левую ногу, имитируя шаги журавля. В центре круга ходит парень — «журавль». Если пары кружатся, «журавль» стремится вырвать какую-нибудь девушку из рук кавалера. Девушки поют:
Да ўнадзіўся журавель
Да да нашых канапель…
Когда девушки закричат: «Хапай, журавель!» — он должен схватить девушку за руку и станцевать с ней один круг. «Журавлём» в круге остаётся парень без пары.
Известно и игра «У журавля», в которой действующими лицами выступали «мать», «журавль» и «дети». «Мать» разговаривает с «журавлём», который хочет поймать и съесть «детей». «Журавль» хватает «детей», они ловят вора и клюют его пальцами по макушке. То же делают и с «матерью», если она не уберегла «детей». В танцах и играх про журавля проявляются древние верования в культ птиц (животный тотемизм). По наблюдениям Н. Н. Никольского, на Полесье журавль считался «подателем всякого добра»
6. Казачок
Казачо́к — русский и украинский народный танец. Среди разновидностей казачка выделяют украинскую, русскую, кубанскую и терскую. Общий настрой танца живой, веселый, бодрый и задорный. Танец схож с гопаком, однако содержит меньше акробатических моментов и носит более лирический (а не боевой) характер.
7. Калинка
танец «Калинка», основанный на народных движениях. Иногда «Калинка» становится синонимом импровизационной русской пляски вообще где используются традиционные приемы танца вприсядку, хоровода и других элементов. Движения состоят из величавых движений по кругу с разводом рук в разные стороны.
8. Камаринская
В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент получил различные обозначение выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки «в боки», затем раскрываются в разные стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
9. Матаня (танец)
Матаня (танец) — русская пляска с исполнением частушечных куплетов под специальный наигрыш Пляска «Матаня» идёт в круге или по кругу, где аккомпанирующий инструмент (или инструментальная группа) может находиться в центре круга, или вне круга или в кругу вместе с поющими. В момент исполнения куплета поющий не пляшет, сопровождая исполнение артистичной жестикуляцией. Остальные участники действия как бы «экономят» движения, сберегая энергию к проигрышу, где пляска разворачивается «от души»
10. Метелица (танец)
Метелица — русский, украинский и белорусский народный игровой танец с быстрой сменой фигур и многообразными кружениями, напоминающими метель Метелица — танец зимних гуляний молодёжи, который обычно устраивался на праздник на сельской площади или на замёрзшем пруду.
Танцоры кружатся в стремительном хороводе, изображая метель. Метелицу исполняют вместе с пением или только под музыку. Хоровод «метелицы» построен на одном-двух несложных движениях. Ведущая пара увлекает за собой всю вереницу танцующих то по кругу, то восьмеркой, то «улиткой», а иногда закручивает всех в «сугроб», скученный в центре.
11. Русская пляска
Русская пляска — вид русского народного танца. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Русская пляска носит импровизационный характер. В каждом регионе России существуют свой, местный тип пляски. Раньше это был обрядовый, а сейчас — бытовой танец.
12. Танок
древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры, Танки близки к хороводам. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы».
У курян «водить танки» соответствует общерусскому «водить хороводы». Вместе с тем определения «танка» различны. В одном случае танки совпадают с хороводами: «ведутся хороводы с пением старинных песен. Хороводы эти называются танками»; в другом они самостоятельны: «водили танки и хоровод»; а в третьем являются частью хоровода: «водят танки, образовав хоровод», а «кривой танок — уже не просто хоровод, а высшее развитие хоровода». Иногда танки значат то же, что хороводы-игры: «водят танки, то есть хороводы, соединённые с некоторыми движениями, называемыми играми».
13. Трепак
Трепа́к (от «трепать») — старинная русская пляска, распространённая также на Украине. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.
14. Тройка (танец)
Тройка — русский народный танец, где мужчина танцует с двумя женщинами. Русское слово «тройка» означает конную повозку, в которую запряжено три коня. Танцоры имитируют скачущих лошадей, везущих салазки или повозку.
15. хоровод
«хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество
16. Яблочко
Танец «Яблочко» считают «матросским». Его танцуют на одном месте с заложенными за спину руками.
Существует версия, что танец «Яблочко» появился как синтез кельтского хорнпайпа и русских народных плясок. Российские матросы переняли в портовых кабаках от плававших на британских кораблях матросов-ирландцев.
Еще крутые истории!
Танец дервишей и другие древние танцы
С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.
1. Танцы с мертвыми
Танцы с мертвыми на Мадагаскаре.
Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.
Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.
2. Пляска Св. Витта
Необъяснимый феномен: пляска Св. Витта.
Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм «массового помешательства». Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.
Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.
3. Кружение дервишей
Танец «сема».
Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема — это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.
Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти — надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.
4. Танец Вендиго
Танец индейцев-алгонкинов.
Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов — это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.
У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.
5. Тарантелла
Неистовая пляска против «тарантизма».
Италия
Тарантелла — очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой — с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.
В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.
6. Танец Морриса
Кельтский танец плодородия.
Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.
В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.
7. Танцы в честь Качина
Танец хопи.
Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.
Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.
8. Танец с саблями
Пустынный танцор.
Пакистан/Непал
Танцы с саблями — один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.
В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.
9. Ритуальный танец кандобле
Танец в честь богов.
Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.
Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.
10. Танец Залонго
Массовое самоубийство.
Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.
Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.
БОНУС
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Танцы народов мира
Виды народных танцев отражают культуру и быт нации. Сегодня при их помощи можно ощутить себя и страстными испанцами или жгучими лезгинами, ощутить легкость ирландской джиги или радость единения в греческом сиртаки, познать философию японского танца с веерами. Все народы считают свои танцы самыми красивыми.
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространился во многие страны. Родиной вальса по праву считают Германию и Австрию. В XIX и начале XX веков существовало несколько различных форм вальса.
Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии: рилы, джиги и хорнпайпы
Индийские танцы являются древнейшими в мире. Катхак — зародился в Северной Индии. Первыми исполнителями были храмовые сказители. Кучипуди зародился в Южной Индии, штат Андхра-Прадеш. Бхаратанатьям зародился на юге Индии в штате Тамилнаду, самый древний исторически задокументированный танец-театр, его возраст более 5000 лет. Одисси зародился в штате Орисса. Его иногда называют индийским балетом.
Фламенко — традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии (Испания). Это слияние музыкального сопровождения, пения и танца. Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике (кахон), иногда — кастаньетами.
Танго — аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом. Изначально получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярен во всем мире. Слово «танго» имеет африканское происхождение, его возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило «танец под звук барабана». Сумасшедшая мощь, обжигающее пламя и леденящий ветер.
В мексиканских народных танцах проявляется огромное разнообразие и богатство культурного наследия Мексики. В них переплелись традиции таких древних цивилизаций, как майя, ацтеки и тольтеки, а также европейские танцевальные традиции, завезенные во время колонизации Мезоамерики испанцами.
Придворный танец появился в Китае во 2 столетии н. э., во время правления династии Цинь. Одним из императоров этой династии был разработан торжественная и величественная разновидность придворного танца – Танец кавалерии, а также сам император написал к нему музыку. Так появилась традиция торжественных полутанцев-полуспектаклей, которые впоследствии были приняты при дворе каждого китайского императора.
С точки зрения Запада, энергичные движения, которыми изобилует русский народный танец, были им приобретены благодаря суровому северному климату. Во время праздников, которые проходили на Руси, в основном, осенью и зимой после сбора урожая, славяне веселились от души и, чтобы согреться, придумывали танцы, насыщенные прыжками, подскоками, сгибанием и разгибанием туловища, быстрой замысловатой «игрой» ног и широким «разбрасыванием» рук.
Японские танцы представляют собой весьма ритуальное и в какой-то степени странное для глаз европейцев действо. Непонятные движения рук и ног, местами искривленные выражения лиц — вот чем притягивает внимание зрителя настоящий характерный японский танец.
Гопак – танец народов Украины. Исполняется всегда в национальных костюмах, в очень быстром и энергичном ритме. Для него характерны пробежки, приседания, прыжки и прочие активные телодвижения
Трепак– исконно русский танец, который распространен и на Украине. Исполняется всегда в двудольном размере, при этом сопровождается дробными шагами и притопыванием.
Краковяк – самый знаменитый польский танец. Исполняется в быстром ритме, всегда с ровной спиной.
Хоровод. Танец-игра, который ранее был популярен среди многих народов. Правила везде разные, но суть заключается в том, что в хороводе принимает участие огромное количество людей.
Лезгинка – самое знаменитое хореографическое действо на Кавказе. Его танцуют и чеченцы, и армяне, и грузины, и азербайджанцы и многие другие народы.
Сиртаки. Танец не имеет вековой истории, хотя и содержит некоторые элементы народных танцев Греции. Начинается действо медленно, затем, ускоряясь, становится живым и энергичным. Участников может быть от нескольких человек до «бесконечности». Танцоры, взявшись за руки или положив руки на плечи соседей (справа и слева), плавно двигаются. В это время подключаются и прохожие, если танец спонтанно случился на улице.
И снова русский народный танец.
А теперь предлагаю всем посмотреть, как танцует ансамбль «Ровесники» из города Благовещенска Амурской области.
Вот и закончилась наша экскурсия по танцевальным площадкам народов мира. Надеюсь, вам, друзья, понравились эти прекрасные танцы.
Список использованных источников
Музыкальный класс./ http://music-education.ru/vidy-narodnyh-tantsev-koloritny-e-tantsy-mira/
Танцы народов мира. http://tequiladance.ru/o-nas/stati/tantsy-narodov-mira
Изображения в блоге взяты на сайте свободной энциклопедии «Википедия» , в условиях сайта разрешается использование материала и изображений пользователями.
Условия использования Википедии -https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия#.D0.9B.D0.B8.D1.86.D0.B5.D0.BD.D0.B7.D0.B8.D1.8F_.D1.82.D0.B5.D0.BA.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2_.D0.92.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B8.2C_.D0.BC.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B0.D1.84.D0.B0.D0.B9.D0.BB.D0.BE.D0.B2_.D0.BA_.D1.81.D1.82.D0.B0.D1.82.D1.8C.D1.8F.D0.BC_.D0.92.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B8
Видеоролики взяты с http://youtube.com.
Условия использования материалов (пункт — https://www.youtube.com/static?gl=RU&template=terms