Обновлено: 10.01.2023
Детские годы
16 декабря 1770 года в Бонне появился на свет мальчик, которому дали имя Людвиг. На следующий день его окрестили в католической церкви святого Ремигия.
Папа мальчика, Иоганн Бетховен, был певцом, пел в придворной капелле в качестве тенора. Мама Людвига, Мария-Магдалина (девичья фамилия Кеверих), была дочерью повара, её отец служил при дворе в Кобленце. Иоганн с Марией поженились в 1767 году, за время супружества у них родилось семеро детей, но выжили лишь трое, Людвиг был старшим ребёнком в семье.
Деда по отцовской линии тоже звали Людвиг, в его жилах текла, помимо немецкой, и фламандская кровь. Он тоже был певцом, служил в той же капелле, куда позднее взяли его сына Иоганна. Свою музыкальную карьеру он закончил на должности капельмейстера и был очень уважаемым человеком.
Детские годы Людвига Бетховена прошли в нищете, так как отец сильно пил и почти всё жалование спускал на выпивку и девиц. В то же время ему хотелось вырастить из сына второго Моцарта, и он обучал его игре на скрипке, фортепиано и клавесине.
Но чудо-ребёнок из Людвига не получился, скрипкой он владел неуверенно, а на фортепиано не столько осваивал технику исполнения, сколько импровизировал.
Отец отдал Людвига на обучение своим приятелям и коллегам, один занимался с мальчиком скрипкой, второй органом.
Но по-настоящему его обучил игре на музыкальных инструментах органист и композитор Кристиан Нефе, приехавший в Бонн в 1780 году. Ему сразу удалось разглядеть в ребёнке талант.
Юность
Когда умер дедушка, семье совсем стало тяжело в материальном плане. Людвигу пришлось прекратить обучение в школе и пойти работать. Уже в 12-летнем возрасте он помогал придворному органисту. А учёбу продолжил самостоятельно, выучил латынь, итальянский и французский языки, очень много читал, особенно любил Гомера и Плутарха, Гёте, Шиллера и Шекспира.
На это же время приходятся и первые написанные музыкальные произведения Бетховена. Пока он ничего не печатал, позднее он переработал многие свои юношеские сочинения.
В 1787 году Людвигу выпала возможность побывать в Вене – музыкальной столице Европы. Там его импровизации слушал сам Моцарт, который и предрёк парню большое будущее.
К сожалению, юноша был вынужден вернуться домой, при смерти была его мама, а на нём оставались два младших брата и беспутный отец.
Когда умерла мать, Бетховен ещё в течение пяти лет жил и работал в Бонне. Просвещённые городские семейства обратили внимание на одарённого юношу и благодаря его пылкой натуре, жадности к музыке, Бетховен быстро стал вхож в любые музыкальные собрания.
Семейство Бройнинг особенно помогало талантливому молодому композитору, они способствовали тому, чтобы он всё-таки продолжил обучение в Вене.
И в 1792 году Людвиг уехал в Вену, где остался до конца своей жизни.
Приехав в Вену, Людвиг принялся искать себе учителя. К сожалению, Моцарт умер за год до этого. Сначала Бетховен занимался с Гайдном, потом его наставник уехал в Англию и передал ученика Альбрехтсбергеру. Позже Людвиг стал заниматься с Антонио Сальери.
Бетховен быстро обрёл в Вене друзей-меценатов, князь Лихновский ввёл молодого композитора в кружок, где собирались и профессиональные, и титулованные любители музыканты. Людвиг играл, поражая слушателей, ─ и постепенно к нему пришла слава виртуозного пианиста.
Чем ещё он отличался от молодых людей того времени, так это небрежным внешним видом. Он всегда ходил непричёсанный и неуклюже одетый.
Но ни дерзкий характер, ни внешние данные не помешали ему творить уникальные произведения:
Его сочинения широко издавались и имели огромный успех.
Глухота, уединение, смерть
В 1796 году у Людвига началось воспаление внутреннего уха, и стал пропадать слух. В отчаянии он уединился в маленьком провинциальном городке Хайлигенштадте, его даже посещали мысли о самоубийстве. Однако осознав, как много он ещё мог бы сотворить, Людвиг прогнал от себя эти глупости. В это период он приступил к работе над Третьей симфонией, которая потом получила название Героическая, так как писал её глухой композитор.
Из-за глухоты Людвиг редко выходил из дома, он стал угрюм и нелюдим. Но именно на этот период и приходится создание его лучших произведений.
Последние годы жизни Бетховен сочинял заметно реже. Он взял под опеку своего племянника после смерти брата, всячески старался дать ему достойное образование, но юношу интересовали лишь бильярд и карты. Людвиг очень переживал по этому поводу.
В 2020 году 250 лет исполнилось со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Исследуя жизнь и творчество музыканта, многочисленные биографы достаточно много времени уделяли влиянию глухоты на его способность творить. До сих пор этот вопрос представляет чрезвычайный интерес как для искусствоведов, так и для аудиологов. Подробные описания собственного состояния, которые Бетховен приводит в письмах, позволяют сделать выводы о его слухе и о том, какое воздействие он оказывал на жизнь музыканта.
История потери слуха
Людвиг ван Бетховен родился в музыкальной семье. Его отец был тенором, а дед – певцом и капельмейстером в Бонне. Сам Людвиг достаточно рано начал проявлять удивительные музыкальные способности: играл на фортепьяно, альте и органе. После смерти отца в 1792 году (мать умерла за три года до этого) 22-летний юноша отправился в Вену для продолжения образования. Там он добился большого успеха как пианист-виртуоз и композитор.
Поиски излечения
Таблица 1. 16 струнных квартетов Бетховена и относительная частота высоких нот в партии первой скрипки в экспозиции первой части
Все попытки вылечиться заканчивались провалом, основной причиной этого, по мнению исследователей жизни Бетховена, была неизвестная этиология его глухоты. В разное время, в том числе и после смерти композитора, врачи называли целый ряд возможных причин потери слуха: синдром Когана, системная волчанка, болезнь Педжета, отосклероз, саркоидоз, лабиринтит, тиф и даже хроническое отравление свинцом.
Последствия потери слуха
Хайлигенштадское завещание Бетховена.
Потеря слуха должна была во многих отношениях повлиять на профессиональную деятельность Бетховена. Сокращение количества публичных выступлений в качестве пианиста помогло сосредоточиться на сочинении музыки. Действительно, первые шесть симфоний он написал в период депрессии и ожесточенной борьбы с болезнью.
Несомненно, потеря слуха и ее преодоление повлияли на композиторскую деятельность Бетховена. Если бы у него не было таких проблем со здоровьем, его музыка была бы другой. Какой? К сожалению или к счастью, об этом мы никогда не узнаем. Но то, что нарушение слуха очень сильно повлияло на качество социальной коммуникации композитора, сомнению не подлежит.
Как и его современники, Бетховен был истинным ребёнком эпохи Просвещения, и понятие свободы всегда в той или иной форме проникало в его творчество. Но знаменитый композитор также был настроен пренебречь условностями. Не из желания шокировать, а из потребности иметь свободу, чтобы защитить свою художественную целостность. О том, как Людвиг, потеряв слух, сумел обрести мировое признание и славу – далее в статье.
Краткая биография
Людвиг родился в Бонне, Германия, в 1770 году. Он вырос в семье придворных музыкантов, однако знаменитый композитор никогда не вспоминал о своём детстве с нежностью. В отличие от отца Вольфганга Амадея Моцарта, который таскал своего маленького вундеркинда по всей Европе, чтобы выступать, отец Бетховена, Иоганн ван Бетховен, часто проявлял скорее зависть, чем гордость. Хотя Иоганн действительно наставлял своего сына в ранние годы, он был яростным алкоголиком, и его невероятно непредсказуемые перепады настроения приводили маленького ребёнка в замешательство.
Несмотря на то, что Людвига не так поощряли и поддерживали, как его культового предшественника, он продемонстрировал сопоставимый уровень мастерства, так что его также легко можно было назвать вундеркиндом. Будущий композитор находил утешение в своей музыке. В возрасте тринадцати лет он получил свою первую работу в качестве помощника придворного органиста. Он изучал Моцарта, Франца Йозефа Гайдна и Иоганна Себастьяна Баха. Бетховену, должно быть, нравилась мысль о продолжении традиций таких выдающихся композиторов, поскольку в нежном возрасте одиннадцати лет он уже написал серию так называемых курфюрстенских сонат.
Какой бы успокаивающей ни была его музыка, семейная жизнь Людвига продолжала беспокоить его. Его мать умерла от чахотки, когда ему было семнадцать лет, а алкоголизм его отца неуклонно усугублялся. В возрасте девятнадцати лет Людвиг взял на себя ответственность и заменил своего отца на посту главы семьи. Пройдёт совсем немного времени, и его талант приведёт его в музыкальную столицу Европы, открыв пред молодым музыкантом новые возможности и перспективы.
Музыкальная карьера
Слева направо: Бетховен в тридцать лет. Фото: Портрет Людвига ван Бетховена, работа Кристиана Хорнемана, 1803 год.
В 1792 году он отправился в Вену, чтобы учиться у Гайдна. Вскоре после встречи с Йозефом упрямый композитор столкнулся лицом к лицу со своим учителем и выразил желание освободиться от общепринятых музыкальных формул, которым он должен был следовать. Моцарт умер всего годом ранее, в 1791 году, и его смерть только усилила его растущее влияние, установив эталон того, какой должна быть современная музыка.
Но Людвиг хотел следовать своим собственным путём, и эти непредсказуемые и неизведанные музыкальные порывы выделили его среди других как свежее и оригинальное звучание. В своей фортепианной сонате № 1 фа минор 1795 года, соч. 2, № 1, он достиг контраста не за счёт смены клавиш, как его современники, а за счёт экспериментов с изменением скорости, повторения и резких переходов от мягкого к громкому. Это стало общей темой в его музыке. В том же году его фортепианное трио до минор дебютировало с зажигательным финалом, полным срочности, хаоса и резких повторений. Фердинанд Рис, ученик Бетховена, сказал о премьере:
Страсти не раз вспыхивали между двумя культовыми композиторами. Несомненно, Людвиг чётко заявил о том, кем он является и что из себя представляет. Людвиг родился в то время, когда менялся интеллектуальный и социальный ландшафт Европы. Во Франции Эпоха Просвещения, как известно, нашла свой несколько ужасный апофеоз во Французской революции. Феодальная система была упразднена, французской монархии пришёл конец, а католическая церковь была лишена своей политической власти. Но идеалы добродетели, разума, свободы и прогресса также нашли своё уникальное выражение в других европейских странах.
Наполеон поддерживал революционные принципы и в значительной степени чтил социальные перемены, произошедшие во Франции в эпоху Просвещения. Однако он отказался от некоторых из этих ценностей, когда объявил себя императором Франции. Людвиг назвал Наполеона не более чем тираном и немедленно изменил название своего произведения на Sinfonia Eroica.
Когда зритель смотрит на произведения Бетховена, он видит человека, который не боится занимать сильную политическую позицию, и у него возникает ощущение, что знаменитый композитор был одновременно художественным лидером и сторонником социальных перемен. Но когда зритель смотрит на его сонаты, которые представляют собой более частную форму его музыкального самовыражения, он видит, что Людвиг также обнажил свою внутреннюю борьбу и душу.
Личная жизнь и наследие
Слева направо: Бетховен сочиняет Шестую симфонию. Графиня Юлия Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату.
Знаменитый композитор много раз влюблялся за свою жизнь, но ни одна из этих любовных историй не имела счастливого конца. Всего через несколько лет, проведённых в Вене, он стал известен своим мастерством пианиста-виртуоза. Людвиг стал хедлайнером конкурсов импровизации — мероприятия, на котором два пианиста соревновались, импровизируя на определённую мелодию. Экспрессия и талант Бетховена заставили аристократических дам просить уроков музыки у музыкального мастера. Но как только их увлечение угасало и перед ними садился невысокий, сварливый мужчина с довольно неопрятной внешностью, большинство женщин быстро чувствовали, что их увлечение композитором проходит.
Слева направо: Император Иосиф II со статуей Марса, работа Антона фон Марона, 1775 год. Франц Йозеф Гайдн, Джон Хоппнер, 1792-1792 годы.
Несмотря на свои многочисленные достижения, Людвиг, пожалуй, наиболее известен как глухой композитор. Он впервые заметил признаки потери слуха в возрасте двадцати восьми лет. По мере того, как его состояние прогрессировало, а попытки лечения не помогали, знаменитый композитор ненадолго задумался о смерти. К 1802 году Людвиг удалился в сельскую местность, окружающую Хайлигенштадт. Находясь там, он создал так называемое Завещание Хайлигенштадта, письмо, адресованное своим братьям, в котором он рассказал о своём отчаянии из-за того, что оглох, о своём желании исполнить своё предназначение музыканта и о своих размышлениях о самоубийстве. Однако письмо так и не было отправлено. Точно неизвестно, что стало причиной потери слуха композитора. Существуют теории, которые варьируются от тифа до отравления свинцом и сифилиса. Хотя его болезнь только усугублялась, и Людвиг почти полностью потерял слух к сорока годам, это не помешало ему создать некоторые из своих самых знаковых произведений. Он не оглох в одночасье, и первые три десятилетия своей жизни композитор провёл, создавая сонаты, симфонии и струнные квартеты. Поэтому он точно понимал, как инструменты будут взаимодействовать друг с другом, и мог идентифицировать звук по его вибрации.
Людвиг был классическим примером измученного музыканта, просвещённого мыслителя и хранителя моральных ценностей. Столкнувшись с потерей слуха, он говорил о своей творческой судьбе, а не о том, чтобы заниматься музыкой ради достатка. Своими невероятными композициями и сильной волей к творчеству, несмотря на личные проблемы, Людвиг вдохновил многих музыкантов, поэтов, художников и кинематографистов.
В продолжение темы о композиторах, читайте также о том, как гениальный Моцарт, сколотив целое состояние , чуть не профукал его, а также о том, из-за чего он всю жизнь соперничал с Сальери.
Ранние годы
Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.
Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена появилась первая работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.
Бетховен любил читать, особенно популярными у него были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, и более современные поэты Уильям Шекспир, Гёте и Фридрих Шиллер.
Начало творческого пути
Расцвет музыкальной карьеры
Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: “Лунная соната” Бетховена, “Патетическая соната”.
Последние годы
В 1802–1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.
Отметим, что биография Людвига Бетховена тех лет была наполнена славой, популярностью и признанием. Даже власть, несмотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта. Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. А 26 марта 1827 года Бетховен умер от болезни печени.
Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, но и для детей.
Читайте также:
- История рахат лукума кратко
- Проливы тихого океана кратко
- Кухня древней руси кратко
- Константин бакун волейбол кратко
- История возникновения пенсии кратко
Людвиг ван Бетховен: великий композитор несмотря ни на что
Один из величайших немецких композиторов Людвиг ван Бетховен страдал от проблем со слухом. Но это не помешало гению добиться всемирного признания.
Людвиг ван Бетховен – один из величайших немецких композиторов всех времён. Будущий музыкальный гений родился в 1770 году в Бонне в семье придворного музыканта. С самого детства его обучали игре на различных инструментах: органе, скрипке, клавесине и флейте.
В двенадцать лет Людвиг становится помощником органиста при дворе, а знаменитый немецкий композитор Кристиан Готлоб Нефе берет его к себе в ученики. Позже среди наставников Бетховена были также композиторы Франц Йозеф Гайдн, Иоганн Георг Альбрехтсбергер и Антонио Сальери.
В 1792 году Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену и уже за первые несколько лет жизни в новом городе успел завоевать себе славу пианиста-виртуоза. Именно в Вене музыкант написал свои самые выдающиеся произведения: Лунную сонату, Патетическая сонату, несколько концертов и увертюр.
В 1796 году у композитора начались проблемы со слухом. Воспаление среднего и внутреннего уха вызвали «тиннитус». Этот звон в ушах мешал Людвигу воспринимать и оценивать не только музыку, но и обычную речь. В последствии состояние усугубилось и Бетховен начал стремительно терять слух.
В 1802 году Людвиг ван Бетховен для улучшения своего состояния по совету врача переезжает в небольшой и тихий городок Гейлигенштадт. Однако такое лечение, к сожалению, не помогло и композитор возвращается обратно в Вену. Тогда его друг, механик и изобретатель Иоганн Непомук Мельцель, изготовил слуховые трубки, которые помогали Бетховену распознавать речь. В настоящее время коллекция слуховых трубок Людвига ван Бетховена хранится в его доме-музее в Бонне.
Несмотря на ощутимое ухудшение слуха Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. Однако к 1814 году он был уже почти полностью глухим. Из-за недуга композитор в последние годы своей жизни практически прекратил концертные выступления и мог общаться только при помощи «разговорных тетрадей». В них содержались беседы Бетховена со своими друзьями о музыке, политике, обществе и многих других вопросах.
Для создания музыки композитору приходилось улавливать вибрацию инструмента. Для этого Людвиг ван Бетховен использовал деревянную палочку: один конец которой он держал в зубах, а другой прикладывал к инструменту. Симфония № 9, прозвучавшая в 1824 году, вызвала настоящий восторг у слушателей. Весь зал стоя приветствовал гения, но сам Бетховен смог увидеть лишь овации.
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене. Проститься с гением пришли более двадцати тысяч человек.
Людвиг ван Бетховен своим творчеством и великими композициями доказал, что никакая тугоухость не может стать помехой для настоящего искусства!
Людвиг Ван Бетховен
Людвиг Ван Бетховен
Людвиг Ван Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 г. – он был крещен 17 декабря. Дед композитора по отцу был умным человеком, хорошим певцом, профессионально подготовленным инструменталистом. Он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он вел беспорядочную жизнь. Людвиг, будущий композитор, был старшим из трех его сыновей.
Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры. В его музыкальном образовании большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть. В семнадцать лет юному Бетховену удалось впервые посетить Вену – в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его мать лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев.
Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. В Вене, куда Бетховен приехал во второй раз в 1792 г. и где оставался до конца своих дней, он тоже быстро нашел титулованных друзей-меценатов. Люди, встречавшиеся с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в отношениях с друзьями. Понимая недостаточность своего образования, он брал уроки у признанных венских авторитетов в области инструментальной музыки. Помимо этого, желая совершенствоваться в вокальном письме, он посещал в течение нескольких лет знаменитого оперного композитора А.Сальери. Вскоре он вошел в кружок, объединявший титулованных любителей и профессиональных музыкантов.
Недуг, составивший трагедию жизни Бетховена, развивался постепенно. Уже в 1798 г. он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе от перспективы стать объектом жалости – глухим композитором, он рассказал о своей болезни только самому близкому другу, а также докторам, которые посоветовали ему по возможности беречь слух. Он продолжал вращаться в кругу своих венских друзей, принимал участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что до 1812 г. даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности.
Летом 1802 г. Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появилось его «завещание» — мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта: «О вы, люди, считающие или объявившие меня озлобленным, упрямым или мизантропом, – как вы несправедливы ко мне. Вы не знаете тайной причины того, что я вам кажусь таким… Подумайте только, вот уже шесть лет как меня поразил неизлечимый недуг, я должен жить изгнанником. Едва только я сближаюсь с обществом, как меня охватывает жгучий страх, я боюсь быть подвергнутым опасности дать заметить мое состояние… Но что за унижение, когда кто-нибудь, стоя рядом со мной, слышал издалека звуки флейты, я же не слышал ничего… Такие случаи приводили меня на грань отчаяния, недоставало малого, чтобы я покончил со своей жизнью. Только оно, искусство, оно удержало меня. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир, прежде чем я выполню все, к чему чувствовал себя призванным… О Божество, Ты с высоты проникаешь в глубь моего существа, Ты знаешь его, Ты знаешь, что в нем живут любовь к людям и желание творить добро. О люди, если вы когда-нибудь прочитаете это, подумайте, что вы были несправедливы ко мне, и несчастный пусть утешится, найдя такого же несчастливца…» Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение.
Гениальные творения выходили из-под пера композитора одно за другим. Этот воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний. Это было победоносное самоутверждение, отражение напряженной работы мысли, свидетельство богатой внутренней жизни музыканта. К этому периоду относятся наивысшие достижения Бетховена в жанрах скрипичного и фортепианного концерта, скрипичные и виолончельные сонаты, оперы. Но даже музыканты не всегда были способны воспринять новизну этих сочинений. Однажды кто-то из коллег спросил Бетховена: неужели он считает музыкой один из квартетов, посвященных русскому посланнику в Вене, графу Разумовскому. «Да, – ответил композитор, – но не для вас, а для будущего».
Источником вдохновения для ряда сочинений стали романтические чувства, которые Бетховен испытывал к некоторым из своих великосветских учениц. Так, соната, позже получившая имя «Лунной», посвящена графине Джульетте Гвиччарди. Бетховен даже думал сделать ей предложение, но вовремя понял, что глухой музыкант – неподходяшая пара для кокетливой светской красавицы. Другие знакомые дамы отвергли его; одна из них назвала его «уродом» и «полусумасшедшим». Иначе обстояло дело с семейством Брунсвик, в котором Бетховен давал уроки музыки двум старшим сестрам – Терезе и Жозефине. Идиллическая Четвертая симфония своим замыслом обязана пребыванию Бетховена в венгерском имении Брунсвиков летом 1806 г. Пятая – наверное, самая известная симфония в мире – открывается кратким мотивом, про который Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь».
Дружба Бетховена с Рудольфом, австрийским эрцгерцогом и сводным братом императора, стала одним из наиболее любопытных исторических сюжетов. 16-летний эрцгерцог начал брать у композитора уроки игры на фортепиано, и, несмотря на огромное различие в социальном положении, учитель и ученик испытывали искреннюю приязнь друг к другу. Являясь на уроки во дворец эрцгерцога, Бетховен должен был проходить мимо бесчисленных лакеев, называть своего ученика «ваше высочество» и бороться с его дилетантским отношением к музыке. И все это он проделывал с удивительным терпением, хотя никогда не стеснялся отменять уроки, если был занят сочинением. Эрцгерцог, князь Кинский и князь Лобковиц учредили нечто вроде стипендии для композитора, который прославил Вену, но не получал поддержки от городских властей.
Глухота Бетховена стала практически полной к 1819 г. Ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша. Полностью погруженный в работу над сочинениями, он вел себя странно, внушая тревогу посторонним людям. Казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником. Гениальные последние квартеты, пять последних фортепианных сонат – грандиозные по масштабам, необычные по форме и стилю – казались многим современником произведениями сумасшедшего, и все-таки венские слушатели признавали благородство и величие бетховенской музыки, они чувствовали, что имеют дело с гением.
В 1824 г. во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не оборачивался. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился…
Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 года от воспаления легких.
Сочинение музыки для Бетховена было великим трудом. Его записные книжки показывают, как постепенно, шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная композиция, отмеченная убедительной логикой построения и редкой красотой. Бетховен творил музыкальное пространство силой ума, собственной волей. Он предвосхищал и создавал те художественные направления, которые стали определяющими для музыкального искусства 19 в. И сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.
Бетховен — австрийско-немецкий музыкант и композитор, ярчайший представитель периода перехода от классицизма к романтизму. Родился 16 декабря 1770 года в Бонне, умер 26 марта 1827 года в Вене. До сих пор произведения Бетховена входят в число наиболее часто исполняемых.
Всем, знакомым с историей музыки, хорошо известно, что Людвиг ван Бетховен половину своей недолгой жизни страдал от глухоты. Потеря слуха заставила его отказаться от публичных выступлений, крайне негативно повлияла на и без того тяжелый характер композитора, и стала причиной злоупотребления спиртными напитками.
Ученые и медики до сих пор спорят о причинах потери слуха. Но на самом деле глухота была только одним из целого букета недугов, преследующих гениального музыканта.
Чем болел Бетховен
Медицина в 18-19 веках, хотя и начала выходить из мрака заблуждений и дремучих суеверий, оставляла желать лучшего. Болеть было опасно: если пощадит недуг, могут залечить насмерть неумелые лекари. Да и лекарств эффективных еще не было.
Отец Людвига страдал от пьянства, от чего и умер. Еще раньше оставила этот мир мать Бетховена, скончавшаяся от туберкулеза. Эта же болезнь унесла жизнь одного из братьев будущего композитора, другой брат погиб от болезни сердца. Сам Людвиг с раннего детства был подвержен простудным заболеваниям. Есть также сведения о том, что в возрасте 5 лет Людвиг перенес несколько приступов астмы. Не обошла его стороной и оспа, на всю жизнь оставившая следы на его лице.
В возрасте 18 лет Бетховен начал мучиться болями в животе и проблемами с кишечником: тяжелейшие запоры сменялись не менее тяжелой диареей. К 1810 году боли стали так сильны, что Людвиг начал прибегать к алкоголю, чтобы заглушить ужасные колики. Постоянная боль лишила композитора аппетита, он начал страдать от анорексии и обезвоживания.
Глухота впервые дала о себе знать в возрасте 26 лет. Тогда в ушах стал появляться высокий звон, мешавший музыканту не только работать, но и просто общаться с окружающими. Глухота усиливалась, и к 40 годам Людвиг оглох окончательно.
Что такое для музыканта потеря слуха? Огромная трагедия. Бетховен, страдающий от депрессии, болей в животе, утративший возможность слышать, стал пить еще больше. Злоупотребление алкоголем только ухудшило состояние его здоровья: в 1822 году к букету недугов присоединилась подагра, в 1823 году — воспалительное заболевание глаз, в 1825 году врачи диагностировали у Бетховена желтуху. 1826 год принес с собой тяжелую пневмонию, чуть позже развился асцит. К весне 1827 года композитор был уже очень тяжело болен. Врач был вынужден прокалывать брюшину, чтобы откачать скопившуюся в брюшной полости жидкость. 24 марта Бетховен впал в кому, и через двое суток скончался.
Посмертные диагнозы
Причины болезней и смерти гениального композитора оставались тайной для медиков. Тело Бетховена дважды эксгумировали, чтобы провести исследования и попытаться пролить свет на тайны его истории болезни. Споры велись вокруг причин его глухоты, нет единогласия и по вопросу причин его смерти.
Существует несколько мнений относительно потери слуха:
- застарелое воспаление, вызванное привычкой окунать голову в холодную воду для бодрости;
- отосклероз;
- болезнь Меньера;
- сифилитическое поражение и некоторые другие.
Наиболее интересна гипотеза, опубликованная недавно американскими учеными в журнале PLoS Genetics. В университете Южной Калифорнии были проведены исследования, позволяющие предполагать вероятность развития глухоты при наличии специфической мутации гена Nox3. Повреждения гена делают «улитку» уха крайне уязвимой к высоким звукам. Частота звука 8 килогерц вызывает быстрое разрушение чувствительных клеток органа слуха, приводящее к глухоте.
Что же касается преждевременной смерти музыканта, то наиболее убедительной выглядит версия о сочетании нескольких фатальных факторов:
- хронического воспалительного заболевания кишечника, возможно — болезни Крона;
- цирроза печени (кстати, вскрытие указывало на неалкогольный цирроз);
- отравление свинцом от неправильного лечения: анализ волос и тканей тела показал высокое содержание свинца.
Когда вы услышите знакомые аккорды «Лунной сонаты» или мощные звуки Героической симфонии, вспомните о том, как жил автор этой музыки. Как творил, превозмогая боль, борясь с ускользающими звуками, одинокий страдающий гений. И поклонитесь ему мысленно.
Музыка — это самое совершенное проявление любой философии… В музыке живет вечное, неоконченное, неуловимое.
Людвиг Ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) родился в 1770 году в Бонне. Его отец, Иоганн, был певчим Боннской придворной капеллы. Жена Иоганна, Мария Магдалена, родила ему семерых детей, из которых выжили только трое сыновей: Людвиг, Каспар и Иоганн.
Именно у отца маленький Людвиг брал первые уроки музыки и проявил такие удивительные способности, что в возрасте семи лет уже концертировал. Видя недюжинные успехи своего сына, Иоганн стал надеяться на повторение «чуда Моцарта» и связанные с ним финансовые выгоды для почтенных родителей юного гения. Как бы там ни было, он решил всерьез заняться музыкальным образованием сына. С 1780 г. наставник Людвига — К. Г. Нефе, директор придворного театра и оркестра. Нефе познакомил своего ученика с произведениями И. С. Баха, руководил его первыми шагами как композитора. Кроме того, он ввел его сначала в придворный хор на место помощника органиста, а затем, когда Людвигу было всего 14 лет, устроил в придворный оркестр скрипачом, так что юноша получал регулярное жалованье.
Бетховен рано узнал итальянскую, французскую и австрийскую музыку и, будучи еще учителем игры на фортепиано, подружился с семьей Брейнингов. В их доме часты были разговоры об искусстве, о немецких литературных и философских новинках. Так молодой композитор получил представление о Клопштоке и Шиллере, Гердере и Гете. Атмосфера открытости культуре, господствовавшая в доме Бренингов, в немалой степени повлияла на формирование творческой индивидуальности Бетховена.
В 1787 году Бетховен переехал в Вену в надежде, что сможет брать уроки у Моцарта, однако пробыл в этом городе недолго. Он принужден был вернуться в Бонн, чтобы ухаживать за умирающей матерью и спасать опустившегося отца-алкоголика. Ему, старшему из братьев, пришлось взять на себя тяжелую обязанность содержать семью и дать образование Каспару и Иоганну.
Плодотворные годы
Несмотря на трудности, Бетховен продолжал учиться. В 1789 году он стал посещать лекции по философии в Университете в Бонне.
В 1792 году композитор приехал в Вену, желая стать учеником Гайдна. Однако отношения между ними сложились непростые, и Бетховен решил, что дальнейшее музыкальное образование будет получать у преподавателя контрапункта Альбрехтс-бергера и композитора Антонио Сальери.
Бетховен в процессе сосредоточенного творческого созерцания В Вене Бетховену было суждено прожить до конца своих дней. Здесь он быстро прославился и как пианист и мастер импровизации, и как композитор. Немало способствовали его успеху и материальному благополучию богатые и просвещенные аристократы, такие как князь Лихновский, граф Разумовский и эрцгерцог Рудольф. Они открыли композитору новые возможности: благодаря их финансовой поддержке и связям Бетховен выступал в лучших залах и заключал выгодные договоры с крупными музыкальными издательствами.
Двадцать лет — с 1795 года, когда Бетховен дал первый публичный концерт, до 1815 года, когда он прекратил выступать как пианист и дирижер, — стали для композитора периодом напряженного творчества и международного признания. Для полного счастья не доставало лишь одного — верной подруги жизни.
Но счастья в любви Бетховену испытать не довелось. Давая уроки музыки, он бывал в аристократических домах и нередко влюблялся в своих юных учениц. Ни одна из этих любовных историй не закончилась женитьбой. Родители возлюбленных уважали Бетховена и восхищались его талантом, но на брак согласиться не могли, ведь Бетховен был человеком простого происхождения.
В доме Брунсвиков Людвиг познакомился с сестрами Терезой и Жозефиной, а также с их очаровательной кузиной Джульеттой Гвичарди. Бетховен восхищался всеми тремя девушками, но особенно выделял Жозефину, которую в семье звали Пепи. Вполне вероятно, что именно ей адресовано знаменитое письмо к «бессмертной возлюбленной», которое Бетховен написал в 1812 году. Говорили также и о том, что Бетховен является отцом дочери Жозефины —Миноны. В дальнейшем избранницами композитора были мещанка Тереза Мальфатти, с которой он почти дошел до алтаря, и певица Амалия Зебальд.
Неизлечимая болезнь
Уже в 1795 году Бетховен почувствовал первые признаки глухоты. Недуг, подступавший медленно, но неумолимо, в корне изменил жизнь композитора. Он был на грани нервного срыва, из-за болезни ухудшились его и без того непростые отношения с окружающими. Общаться с друзьями композитор теперь мог только при помощи «разговорных тетрадей», впоследствии ставших знаменитыми. Со временем он оглох полностью. Но даже это не помешало ему сочинять и не поколебало его веры в ценность жизни.
Последние годы Бетховена прошли под знаком спора о том, кто будет опекуном Карла, сына его умершего брата. Бетховен не хотел, чтобы племянник оставался у матери. Через три года тяжбы он выиграл дело, но его отношения с Карлом безнадежно испортились. В 1826 году Карл попытался покончить с собой. Это окончательно подорвало душевные силы стареющего композитора.
Бетховен умер в Вене в 1827 году в возрасте 57 лет. Насколько скромными и загадочными были похороны Моцарта, настолько пышно и торжественно хоронили Бетховена. В траурной процессии участвовало двадцать, а то и тридцать тысяч человек. Друг композитора поэт Грилыгарцер написал прощальное слово, последняя фраза которого звучала так: «Тот, кто придет вслед за ним, не сможет продолжать дело его, но должен будет начать с самого начала, потому что в своем творчестве Бетховен дошел до границ искусства».
Стремление к абсолютной свободе
Бетховена отличала не только разносторонность культурных интересов, но и готовность защищать статус свободного художника, полностью независимого в своем творческом и экзистенциальном выборе. Уже в 1798 году в «Патетической» сонате — одной из 32, написанных для фортепиано, — композитор обнаруживает стремление к абсолютной творческой свободе. Более поздние его сонаты — знаменитая «Лунная», «Вальдштейновская» и «Прощание» — в еще большей степени проникнуты этим стремлением.
Одновременно с сонатами появлялись квартеты и девять симфоний. Третья («Героиче-ская») знаменует собой разрыв с прошлым, а в Девятой симфонии, в финале которой к оркестру добавляются хор и голоса солистов, уже звучит «Ода к радости» Шиллера — страстный призыв ко всеобщему братству. Идея единения (некоего «братства во Христе») звучит и в Торжественной мессе.
Творческое наследие Бетховена велико. Многие его произведения еще при жизни автора публика оценила как шедевры. Среди них — пять фортепианных концертов, скрипичный концерт, увертюры и опера «Фиделио».
Творческая энергия Бетховена была подобна бурной реке, которая смела на своем пути последние оплоты классицизма в музыке и проложила русло для нового направления — романтического. Не только произведения великого композитора, но и его мировоззрение и образ жизни оказали влияние на композиторов-романтиков.
Источник