Познавательно-исследовательское занятие по теме
«Мебель»
Программные задачи:
— Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; обивке: ткань, кожа; истории происхождения мебели, использовании ее человеком.
— Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.
— Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы.
— Расширять словарный запас с помощью новых слов.
Словарь: лесоруб, лесовоз, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, обивка, ткань, собирать, заготавливать, мебельная фабрика, столешница, подлокотники.
Материал: иллюстрации различной мебели, профессий, материалы: камень, дерево, кусочки кожи, ткани, гуашь, вода, щетка, тряпочки; инструменты: молоток, гвозди, пила, рубанок; натуральная и кукольная мебель
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, без чего человеку трудно обходиться в квартире?
Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Какую мебель вы знаете? Для чего нужна мебель? Всегда ли была мебель у людей?
Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:
Воспитатель: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?
Дети: На полу, на земле, на камнях
Воспитатель: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?
Дети: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.
Воспитатель: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?
Дети: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.
Воспитатель: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?
Дети: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.
Воспитатель: Вот тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Предлагаю обследовать камни и дерево (потрогать, приложить к щеке, понюхать, попилить, забить гвоздь, построгать).
Дети: Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие. Гвоздь гнется, не забивается, не пилится. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и оно станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.
Вывод: Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Воспитатель: Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?
Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать крупногабаритную мебель.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»:
Раз, два, три четыре (дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),
Много мебели в квартире (дети сжимают и разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку (здесь и далее дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили (дети попеременно хлопают в ладоши).
Много мебели в квартире.
Организационный момент: «Доскажи словечко».
Костя в комнату вошел
И поставил сок …. (на стол).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика … (из шкафа).
Книжку новую Ивана
Достаем … (из-под дивана).
Если хочет Миша спать,
Он ложится … (на кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посижу чуть-чуть … (на стуле).
Упражнение «Скажи наоборот»:
— Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.
— Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.
— Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.
— Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.
— Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.
— Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.
— Табурет жесткий, а диван … мягкий.
— Стол жесткий, а кресло … мягкое.
Упражнение «Назови ласково»:
— стол – столик, стул – стульчик, полка – полочка, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, кресло – креслице, диван – диванчик, комод – комодик, тумба – тумбочка;
— столы – столики, стулья – стульчики, полки – полочки, шкафы – шкафчики, кровати – кроватки, диваны – диванчики, комоды – комодики, тумбы – тумбочки.
Упражнение «Из чего – какой?»:
— Стол из дерева – значит, он какой? (Стол из дерева – значит, он деревянный.)
— Стул из пластмассы – значит, он какой? (Стул из пластмассы – значит, он пластмассовый.)
— Кресло из соломы – значит, оно какое? (Кресло из соломы – значит, оно соломенное.)
— Диван из кожи – значит, он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный.)
— Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из железа – значит, они железные.)
— Дверцы шкафа из стекла – значит, они какие? (Дверцы шкафа из стекла – значит, они стеклянные.)
Упражнение «Скажи, для чего этот предмет мебели?»:
— Обеденный стол для чего? (для обеда)
— Журнальный стол для чего? (для журналов)
— Письменный стол для чего? (для письма)
— Компьютерный стол для чего? (для компьютера)
— Книжный шкаф для чего? (для книг)
— Посудный шкаф для чего? (для посуды)
— Платяной шкаф для чего? (для одежды)
— Обувная тумбочка для чего? (для обуви)
— Бельевая тумбочка для чего? (для белья)
9. Упражнение «Скажи одним словом»:
— Стол для обеда — какой? (обеденный)
— Стол для журналов — какой? (журнальный)
— Стол, за которым пишут, — какой? (письменный)
— Стол для компьютера — какой? (компьютерный)
— Шкаф для книг — какой? (книжный)
— Шкаф для посуды — какой? (посудный)
— Шкаф для одежды — какой? (платяной)
— Тумба для обуви — какая? (обувная)
— Тумба для белья — какая? (бельевая)
10. Упражнение «Для чего этот предмет мебели?»:
— Это книжная полка. Книжная полка для кабинета.
— Это кровать. Кровать для спальни.
— Это диван. Диван для гостиной.
— Это посудная полка. Посудная полка для кухни.
— Это платяной шкаф. Платяной шкаф для спальни.
— Это буфет. Буфет для кухни.
— Это обеденный стол. Обеденный стол для кухни (для гостиной).
— Это табуретка. Табуретка для кухни.
— Это стул. Стул для гостиной (для кабинета).
Воспитатель: Ребята, о чем сегодня мы с вами говорили? Что нового вы узнали?
Какую мебель вы бы выбрали в свою квартиру? Почему?
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в Царство мебели»
Тема: «Путешествие в Царство мебели»
Задачи: — Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. — Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Мебель». — Уточнить названия видов мебели, ее составных частей и назначения. — Формировать навыки словообразования: образование слов с уменьшительно- ласкательным суффиксом; образование прилагательных от существительных; образование существительных в родительном падеже; подбор слов- антонимов. — Совершенствовать грамматический строй речи: составление предложений с предлогами. — Развивать мыслительную деятельность, умение обобщать и делать выводы, зрительное внимание и мелкую моторику. — Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью, культуру быта.
Словарь: табурет, кожаный, пластмассовый.
Индивидуальная работа: упражнять Кирилла, Ваню Ш. в правильном употреблении предлогов.
Предварительная работа: чтение стихотворения С.Маршака «Откуда стол пришел?», рассматривание предметов мебели, картин, иллюстраций, разучивание физкультминутки «В гостиной» и зрительной гимнастики. мольберт, схема описательного рассказа, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент. — Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а волшебное. Мы отправимся в Царство Мебели. Мебель назовите, через веревочку перешагните. Артикуляционная гимнастика: Асть — асть – асть Мы хотим попасть, ли – ли — ли В царство Мебели! Основная часть. — Что-то в царстве тишина, никого нет. Я вижу свиток, на нем печать Царицы. Что же здесь случилось? (читаю) « В царстве Мебели — беда! Царица в печали. Пропала вся мебель, остался один сундук. в сундуке — задания, прояви внимание. Если все задания верно выполнять Сундук будет мебель возвращать». — А сундук — то на замке!
1.Д/ игра «Найди ключ». — Кирилл, Ваня, помогите найти ключ. Где он? (Ключ на сундуке, ключ за сундуком, ключ под сундуком и т.д.) Открыли сундук с заданиями. После выполнения, в нем появляется предмет мебели для Царицы.
2. Игра с мячом «Назови ласково» стул — стульчик шкаф — шкафчик полка — полочка стол — столик тумба – тумбочка кресло — креслице диван — диванчик кровать — кроватка зеркало — зеркальце
3. Игра «Из чего сделано?» Стул из дерева (какой?) — деревянный Диван из кожи (какой?) — кожаный Кресло из велюра (какое?) – велюровое Стол из стекла (какой?) — стеклянный Кровать из металла (какая?) — металлическая — Ребята, как вы считаете, можно сделать мебель из пластмассы? Какую, например … Табурет из пластмассы (какой?) — пластмассовый и т.д.
4. Физкультминутка «В гостиной»: Вот идем мы по квартире- Раз; два; три; четыре, Дверь за ручку открываем И в гостиной побываем. Видим шкаф большой, широкий, Рядом с ним торшер высокий, В середине стол стоит, А вокруг четыре стула, В кресле кошка прикорнула. На диване посидим И в окошко поглядим. Песню весело споем, Как уютно мы живем!
5.-Задание: «Из каких частей состоит мебель?» — А теперь к столам пройдите и картинку соберите. Вопросы: — Что было бы, если бы у стула не было спинки? (ответы детей) — А у табурета не будет ножки? (ответы детей).
6. Задание: «Подбери мебель в комнату» — А теперь ко мне пройдите, эту мебель разберите. (1 команда подбирает мебель для кухни, 2- для гостиной, 3- для детской комнаты) Вопросы: — Почему вы этот стол поставили в кухню? (ответы детей) — Как называется мебель для кухни? (кухонная) — Какие столы есть в других комнатах? (журнальный, письменный) — Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей)
7.Гимнастика для глаз: Люблю я маме помогать, Буду пыль я вытирать: И за шкафом, и под шкафом, И в шкафу, и на шкафу, Не люблю я пыли — фу!!!
8. Игра « Чего не стало?» Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает из «комнаты» предмет мебели. — Чего не стало? (нет стула, журнального стола и т.д.)
9. Игра «Скажи наоборот»: буфет высокий, а комод… низкий; диван широкий, а кресло… узкое; стул мягкий, а табурет … жесткий; табурет жесткий, а кресло… мягкое; шкаф большой, а тумбочка… маленькая; тумбочка низкая, а шкаф … высокий;
— А сейчас задание на внимание. Раз, два, три — только к мебели иди! 10.Задание «Составь предложение с предлогом» — Юля, где ты сидишь? («Я сижу за столом», ответы других детей)
11. Сейчас нелегкое задание, нужно проявить старание, — Про мебель загадку загадай, но ее не называй. Сначала воспитатель составляет рассказ о мебели по схеме, дети отгадывают о чем идет речь. Затем рассказ загадку составляют дети (3-4 ребенка)
Итог: — Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями. Слышите музыку из волшебного сундука? Что- же там? (Дети достают из волшебного сундука мебель и расставляют ее в Царстве) На дне сундука весточка от Царицы: «Я в зеркало волшебное за вами наблюдала. Смотрела, как вы верно задания выполняли, Вы дружные ребята, с дороги не свернули, И мебель царскую вернули. В сундук еще раз загляните, Награду от Царицы получите!» (Дети получают медали) — Нам пора возвращаться в детский сад, скажем дружно: «Раз, два, три, повернись, В группе снова окажись!» — Ребята, сегодня вы очень хорошо занимались, верно выполняли все задания, отвечали на вопросы полными предложениями, проговаривали все звуки правильно. Молодцы! — А какое задание для вас было самым сложным? А самым интересным? — Дети, сегодня мы побывали в царстве Мебели, а куда бы вы хотели отправится в следующий раз?
НОД по развитию речи
на тему «Мебель»
Возраст: 6-7 лет
Цель:
Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предметов мебели.
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
3. Закреплять навыки употребления родительного падежа существительных во множественном числе, предлогов в речи.
4. Развивать речевую активность детей.
Ход:
Воспитатель: — Ребята, давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение на весь день. Чтобы много узнать интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку.
— Ребята я подготовила вам загадки, попробуйте их отгадать:
(после того как отгадали, воспитатель выставляет иллюстрации отгадок)
1. Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать,
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
2. Оно вроде стула, но мягкое очень.
И есть подлокотники в нем,
между прочим.
На нем короли восседали когда-то,
Что это за мебель, узнали, ребята? (Кресло)
3. Я на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной!
Я готов служить всегда
И стоит на мне еда!
Все тарелки, ложки, кружки,
Мои верные подружки,
Не посыпятся на пол,
С ними вместе друг их. (Стол)
4. Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стул)
5. В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный (Табурет)
6. Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф)
7. Если ты устал играть,
То ложишься на (Кровать)
— Скажите, а как можно назвать все эти предметы одним словом?
(Мебель)
— Мебель –это предметы комнатной обстановки.
— Скажите, пожалуйста, для чего нужна мебель? (Для удобства в жизни, для красоты и уюта)
— Какую мебель можно отнести к кухонной, к гостиной, к спальной?
— Кто знает, где изготавливают мебель? (Мебельная фабрика. Столярная мастерская)
— Как называется мастер, который изготавливает мебель? (Столяр)
— Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный)
Молодцы, а сейчас давайте поиграем.
Игра: «Какой? Какая? Какие?»
Ход игры. Воспитатель предлагает детям выполнить задание (образовать относительные прилагательные по образцу) .
Например:
— Тумбочка из дерева (какая) деревянная.
— Стол из пластмассы (какой…
— Кровать из металла (какая…
— Диван из кожи (какой…
— Полка из стекла (какая…
— Кресло из велюра (какое…
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире, (сжимают и разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики на обеих руках)
А в буфет поставим чашку,
Чтобы ноги отдохнули посидим чуть – чуть на стуле,
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали,
А потом мы с котом посидели за столом.
Час с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают в ладоши и кулачки)
Много мебели в квартире.
Воспитатель:- Ребята ,а хотите сходить в гости к наши куклам?
(Дети вместе с воспитателем отправляются в кукольный уголок, где встречает их кукла).
Воспитатель: — Ребята, на чём стоит посуда?
Дети: — На столе.
Воспитатель: — Стол, за которым обедают, какой стол?
Дети: — Обеденный стол.
Воспитатель: — А стол, за которым пишут, какой?
Дети: — Письменный стол.
Воспитатель: — Какие части стола вы знаете?
Дети: — Крышка, ножки, ящики (у письменного стола).
Воспитатель: — Верно. Ребята, на чём стоит ваза с цветами?
Дети: — Ваза стоит на шкафу.
Воспитатель: — Давайте рассмотрим шкаф. Что есть у шкафа?
Дети : — Дверцы, ручки, стенки, полочки.
Воспитатель: — Шкаф, в котором хранят книги, какой?
Дети: — Книжный шкаф.
Воспитатель: — Шкаф, в котором хранят посуду, — какой?
Дети: — Посудный шкаф.
Воспитатель: — Молодцы. Ребята, посмотрите, где лежит кошка?
Дети: — Кошка лежит на кровати.
Воспитатель: — Потрогайте кровать, какая она?
Дети: — Кровать мягкая.
Воспитатель: — Если кровать для детей, то она какая?
Дети: — Детская кровать.
Воспитатель: — Если кровать для взрослых, она какая?
Дети: — Взрослая кровать.
Воспитатель: — Ребята, а на чём вы сидите?
Дети: — На стульях.
Воспитатель: — Что есть у стула?
Дети: — У стула есть сиденье, спинка, ножки.
Воспитатель: — Сравните два стула. Какие они?
Дети: — Один стул высокий, а другой — низкий.
Воспитатель: — Верно. А что стоит около стола?
Дети: — Около стола стоят диван и кресло.
Воспитатель: — Что есть у дивана и кресла?
Дети: — Сиденье, спинка, ножки.
Воспитатель: — Ещё у дивана и кресла есть подлокотники. Подлокотники — это ручки у кресла, дивана, на которые опираются локтём. Повторите. (Дети повторяют)
Воспитатель: — Потрогайте диван и кресло, какие они?
Дети: — Они мягкие.
Воспитатель: — Ребята, стул, стол, кровать, шкаф, кресло, диван — что это?
Дети: — Это мебель.
Воспитатель: — Если мебель для кукол, то она какая?
Дети: — Кукольная мебель.
Воспитатель: — Молодцы.
Игра с мячом «Что для чего?»
— Стул нужен для того, чтобы…(сидеть).
— Кровать нужна для того, чтобы…(спать, лежать).
— Шкаф нужен для того, чтобы…(хранить книги, посуду, одежду).
— Кресло нужно для того, чтобы…(сидеть, отдыхать).
— Диван нужен для того, чтобы…(сидеть, лежать).
Игра с мячом «Назови ласково»
Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет предмет мебели. Ребенок ловит мяч и кидает, обратно образовав слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: стул – стульчик (стол, кровать, шкаф, диван, кресло,табурет)
Физкультминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся)
Игра «Один – много»
Ход игры. На экране картинки с предметами мебели. Воспитатель называет предмет мебели в именительном падеже единственного числа, а ребенок, употребив слово с наречием «много».
Например: Один стул – много стульев.
Игра «Дополни предложение»
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они добавили.
— Ваза стоит… столе.
— Мяч закатился … диван.
— Валя достала мяч … дивана.
— Паша упал… кровати.
— Папа сидит … кресле.
— Мама поставила стаканы … сервант.
— Бабушка достала конфеты… буфета.
Итог:
— Молодцы, ребята, хорошо поработали!
— Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?
— Что вам понравилось?
— А что вызвало у вас затруднение?
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи
Воспитатель 1 категории
Байденко О.В.
Проектировочный компонент
Тема: Беседа «Мебель»
Программное содержание:
— познакомить детей с историей развития мебели.
— продолжать формировать обобщающее понятие «мебель».
— закрепить классификацию мебели и ее назначение.
— упражняемся в составлении описательного рассказа.
— продолжать развивать воображение, мышление, фантазию.
— воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
Предварительная работа:
-
Чтение сказки-пьесы «Кошкин дом» и стихотворения «Откуда стол пришел?» С.Маршака
-
Чтение сказки «Три медведя»
-
Чтение отрывков сказки «Приключения Буратино» А.Толстого
-
Знакомство со свойствами дерева, стекла и пластмассы.
-
Дидактические игры
-
Подвижная игра «Встаньте в круг»
-
Пальчиковая гимнастика «Мебель»
Словарная работа: столяр и столярное ремесло, мебель, интерьер, письменный, журнальный, кухонный, книжный, компьютерный, кожаный, стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый
Материал: иллюстрации на тему «Мебель» и «Интерьер», три игрушки, бубен, брусок из натурального дерева и из стружки, листы бумаги и цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».
Организационный компонент
Воспитатель: Ребята, отгадайте из какой сказки отрывок…
Пьеса С.Маршака «Кошкин дом» Здесь у меня столовая. Вся мебель в ней дубовая. Вот это стул — На нем сидят. Вот это стол — За ним едят… … Направо — шкаф, мои друзья, Я вешаю в нем платья. Налево — спаленка моя С лежанкой и кроватью. |
Русская народная сказка «Три медведя» В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой… Девочка захотела сесть и видит у стола три стула… Она пошла в другую горницу. Там стояли три кровати… |
А.Толстой «Приключения Буратино» Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, |
Подумайте, о чём рассказывает каждый отрывок? (Об обстановки комнаты, о мебели)
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением различного интерьера (русская изба, дворец, современная квартира).
История мебели берет свое начало еще с древних времен. Человек всячески искал пути облегчения ведения быта. Возникла необходимость где-то хранить вещи, на чем-то сидеть, на что-то ставить приготовленную пищу… Так и началась история мебели.
Русская изба. Особенность нашей страны — суровый климат, и жилые помещения, обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять из нескольких поколений. Поэтому мебель выполняла несколько функций. Изобретение русского интерьера — лавки — это широкие и длинные скамьи без спинок. Днем на ней сидели несколько человек, а ночью она служила кому-то постелью.
Подвижная игра «Встаньте в круг» Ставится три стула в разных местах комнаты. На стульях разные игрушки. Дети образуют три хоровода. После начала музыки дети разбегаются по залу, когда музыка заканчивается дети собираются в круг возле стула со своей игрушкой (пока дети бегают воспитатель меняет игрушки местами).
Итак. Раньше всех появились табуреты, столы и кровати. Сундуки и лари заменяли…(шкафы)
-
Что появилось раньше стол или шкаф? (стол)
-
Из чего делали мебель? (из дерева)
-
Мебель из дерева (какая?) – (деревянная).
-
Кто делает деревянную мебель? (столяр в столярной мастерской)
Шкаф можно назвать родителем буфета, серванта и книжного шкафа.
-
Посмотрите, чем отличается шкаф от буфета или от книжного шкафа? (у буфета стеклянные полки и дверцы)
-
Чем они похожи? (прямоугольной формы, с дверцами и полками)
-
Как вы думаете, почему в буфете стеклянные полки, а в книжном шкафу – деревянные? (книги тяжёлые и стекло может треснуть под их тяжестью)
С развитием столярного ремесла появлялись различные столы.
-
Какие столы вы знаете? (книжный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный)
Упражнение на словообразование. Закончи предложение:
Стол, за которым пишут, называется … (письменным)
Стол, за которым обедают, называется …
Стол для компьютера, называется …
Стол для журналов и газет, называется …
Я хочу вас познакомить с новым для вас предметом мебели – бюро или секретер.
-
Как вы думаете, каких два предмета мебели объединило в себе бюро? (стол и шкаф)
Первая мягкая мебель появилась во дворцах Франции.
-
Какую мебель мы называем мягкой? (диваны, кресла, пуфы – набитые чем-то мягким и обтянутые тканью)
-
Как вы думаете, зачем придумали мягкую мебель? (чтобы было удобно сидеть и отдыхать, для уюта и красоты)
Шло время, интерьер менялся. Сегодня у нас есть разная мебель. Её делают на мебельной фабрики. А в каком магазине продают? (мебельном) Каждый может выбрать себе интерьер по средствам и вкусу. Есть дорогая мебель из натуральных материалов – дерева, кожи, шерсть, шёлк и лён. Есть попроще, из синтетических материалов, пластмассы, прессованной древесной стружки. Дети рассматривают брусок из натурального дерева и стружки. Где мы используем мебель из пластмассы? (на даче, на природе) Почему? (она лёгкая для передвижения, за ней легко ухаживать – мыть и сушить, дешёвая)
Игра «Четвёртый лишний, почему?»
Диван, кресло, пуф, стул
Сервант, буфет, бюро, шкаф
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире. (сжимать и разжимать кулачки)
Мы в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! (Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Дети рисуют свою комнату. Рассказы детей «Какая мебель у меня в комнате».
Выставка рисунков.
Загадки:
1. Под крышей — четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. Стол 2. Днем спит на ней покрывало и подушка, А по ночам там спит – Андрюшка. Кровать 3. Я на стол чуть-чуть похожа, Есть на кухне, и в прихожей, В спальне я бываю редко, А зовусь я … Табуретка |
4. На него садятся, но не стул. С подлокотниками, но не диван. С подушками, но не кровать. (Кресло) 5. Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходит. Сам всегда стоит, а другим сидеть велит. (Стул) 6. У него спина большая, И на ней он разрешает И писать, и рисовать, И лепить, и вырезать. (Письменный стол) |
7. Хорошо, когда он есть, На него и лечь, и сесть. Он для отдыха нам дан, Мягкий плюшевый (диван) . 8. Он стоит в углу у стенки. Ох, огромный он на вид, Но он вовсе не наказан. Мама вещи в нём хранит. (Шкаф) |
Во второй половине дня проводится игра «Угадай, что это?». Ребёнок рассказывает о предмете мебели , изображённый на картинке , не называя его и не показывая. Дети должны назвать его и дополнить рассказ, если возможно.
Конспект организованной образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной логопедической группе по теме «Мебель»
Цель:
— совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель».
Задачи:
— уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Мебель»,
— упражнение в согласовании существительных и числительных,
— употребление в речи слов-антонимов,
— совершенствование навыка словообразования (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного и множественного числа, образование относительных прилагательных),
— употребление форм родительного падежа существительных с предлогами «из», «для»,
— развитие слухового внимания, фонематического восприятия,
— развитие тонкой моторики, координации речи с движением,
— совершенствование умения отвечать полным предложением.
Оборудование:
— предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов мебели, карточки с условным обозначением материалов, из которых изготовлены предметы мебели (карточки по лексической теме «Мебель», Н.Е. Арбекова, издательство «Гном», 2012 год),
— картинки с изображением кухни, гостиной, кабинета, спальни.
Ход:
1. Организационный момент: «Доскажи словечко».
Костя в комнату вошел
И поставил сок …. (на стол).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика … (из шкафа).
Книжку новую Ивана
Достаем … (из-под дивана).
Если хочет Миша спать,
Он ложится … (на кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посижу чуть-чуть … (на стуле).
2. Упражнение «Назови предметы мебели, изображенные на картинках».
Закрепление обобщающего понятия «Мебель».
3. Упражнение «Считай и называй» (от 1 до 5): стол, стул, тумбочка, шкаф, табуретка, кресло.
4. Упражнение «Скажи наоборот»:
— Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.
— Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.
— Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.
— Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.
— Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.
— Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.
— Табурет жесткий, а диван … мягкий.
— Стол жесткий, а кресло … мягкое.
5. Упражнение «Назови ласково»:
— стол – столик, стул – стульчик, полка – полочка, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, кресло – креслице, диван – диванчик, комод – комодик, тумба – тумбочка;
— столы – столики, стулья – стульчики, полки – полочки, шкафы – шкафчики, кровати – кроватки, диваны – диванчики, комоды – комодики, тумбы – тумбочки.
6. Упражнение «Из чего – какой?»:
— Стол из дерева – значит, он какой? (Стол из дерева – значит, он деревянный.)
— Стул из пластмассы – значит, он какой? (Стул из пластмассы – значит, он пластмассовый.)
— Кресло из соломы – значит, оно какое? (Кресло из соломы – значит, оно соломенное.)
— Диван из кожи – значит, он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный.)
— Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из железа – значит, они железные.)
— Дверцы шкафа из стекла – значит, они какие? (Дверцы шкафа из стекла – значит, они стеклянные.)
7. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»:
Раз, два, три четыре (дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),
Много мебели в квартире (дети сжимают и разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку (здесь и далее дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили (дети попеременно хлопают в ладоши).
Много мебели в квартире.
8. Упражнение «Скажи, для чего этот предмет мебели?»:
— Обеденный стол для чего? (для обеда)
— Журнальный стол для чего? (для журналов)
— Письменный стол для чего? (для письма)
— Компьютерный стол для чего? (для компьютера)
— Книжный шкаф для чего? (для книг)
— Посудный шкаф для чего? (для посуды)
— Платяной шкаф для чего? (для одежды)
— Обувная тумбочка для чего? (для обуви)
— Бельевая тумбочка для чего? (для белья)
9. Упражнение «Скажи одним словом»:
— Стол для обеда — какой? (обеденный)
— Стол для журналов — какой? (журнальный)
— Стол, за которым пишут, — какой? (письменный)
— Стол для компьютера — какой? (компьютерный)
— Шкаф для книг — какой? (книжный)
— Шкаф для посуды — какой? (посудный)
— Шкаф для одежды — какой? (платяной)
— Тумба для обуви — какая? (обувная)
— Тумба для белья — какая? (бельевая)
10. Упражнение «Для чего этот предмет мебели?»:
— Это книжная полка. Книжная полка для кабинета.
— Это кровать. Кровать для спальни.
— Это диван. Диван для гостиной.
— Это посудная полка. Посудная полка для кухни.
— Это платяной шкаф. Платяной шкаф для спальни.
— Это буфет. Буфет для кухни.
— Это обеденный стол. Обеденный стол для кухни (для гостиной).
— Это табуретка. Табуретка для кухни.
— Это стул. Стул для гостиной (для кабинета).
11. Итог занятия.