Метафора отличается от олицетворения сложностью своей структуры и многозначностью созданного образа на основе переносного значения слова.
Чтобы понять, чем отличается метафора от олицетворения, вспомним, что обозначают эти литературоведческие термины, как они возникают в художественной речи.
Метафора — образное выражение
Современной лингвистической науке известно множество художественных средств создания образности и выразительности речи. Одним из них является метафора. Метафора — это форма поэтического мышления, образный оборот речи, как и следующие тропы:
- эпитет
- метонимия
- синекдоха
- аллегория
- литота
- ирония
- инверсия
и т. п.
Метафора — это образное слово или выражение, основанное на сопоставлении предмета с новым предметом или явлением на основе их сходства в чем-либо.
Например:
- заря жизни;
- воробьиная прыть;
- каменное лицо
Олицетворение — прием в литературе
Часто писатели и поэты прибегают к одной из разновидностей метафоры — олицетворению, чтобы создать ёмкий и яркий образ природы или явления. Художники слова наделяют неживые предметы свойствами и качествами человека. Так возникает олицетворение. Предметы остаются неживыми, но у них появляются человеческие качества. Явления или предметы, животные, птицы ведут себя как люди: разговаривают, думают, печалятся или радуются.
Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала.
Н. Заболоцкий. Утренняя песня.
Олицетворение — литературный прием, основанный на том, что человеческие качества, свойства, особенности поведения приписываются неодушевленным предметам.
Метафора и олицетворение — это тропы, которые используются в художественной речи. Тем не менее это разные образные средcтва. Как их отличить друг от друга? Какие основные отличия метафоры от олицетворения?
Отличие метафоры от олицетворения
1. Метафора возникает на основе схожести в чем-либо одного неживого предмета с другим.
Олицетворение же, напротив, создается путем наделения изначально неживого предмета качествами живого. Этот троп применяется в образном описании природы с помощью придания ей человеческих свойств или действий, например:
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
А. А. Фет
2. Метафора — это неназванное сравнение одного предмета с другим. Этот троп не оформляется с помощью сравнительных союзов «точно», «как», «словно», «будто», но метафору с их помощью можно легко превратить в сравнительный оборот:
- каменное лицо — лицо застывшее, как камень;
- солнечная улыбка — яркая улыбка, как солнце.
3. Метафора не указывает конкретно на предмет, на основе ассоциативных связей с которым возникает художественный образ.
Возникновение олицетворения всегда понятно и прозрачно:
- небо смеется — ребенок смеется;
- буря воет — волк воет;
- непогода злится — человек злится.
4. Метафора глубока, многозначна и сложна по своей структуре. Часто содержание метафоры понимается по-разному в зависимости от субъективного подхода к ней.
Олицетворение же однозначно.
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заостренной,
Где воздух, свет и думы — заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей.
И веткою все просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А. А. Фет. Знакомке с юга.
Олицетворение может быть составляющей частью метафоры. Например, читаем у поэтессы Анны Ахматовой:
И короткую песню разлуки паровозные пели гудки.
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 53
В художественной литературе часто можно встретить интересные образы, которые противоречат действительности, но очень удачно передают признаки тех или иных явлений. Вам наверняка приходилось слышать фразы «закатилось солнце» или «дремлет тополь». Вполне очевидно, что тополь не может дремать, а солнце не закатывается. Однако подобные образы оживляют повествование и наделяет его особыми чертами. Все это – заслуга олицетворений.
Олицетворение: что это такое и для чего используется?
Как и любой художественный троп, олицетворение применяется для усиления качеств и характеристик предмета или явления. Мы часто слышим выражения вроде таких: «тучи плывут», «ива плачет» и так далее. Вполне очевидно, что растение не может плакать, а тучи не умеют плавать. Однако мы так часто употребляем эти образы, что не задумываемся о том, что это не соответствует действительности.
Простыми словами олицетворение – это передача растениям, явлениям, животным и предметам умений, навыков и качеств, которые чаще всего присущи именно человеку.
Кратко разберём, что такое олицетворение и как правильно использовать его в тексте.
Что такое олицетворение: понятие и признаки
Олицетворение в русском языке – это приём, суть которого заключается в наделении человеческими качествами (персонификации) явления и предметы.
Чтобы было проще запомнить значение слова «олицетворение», разберём его суть:
- Оно происходит от глагола олицетворять;
- Оно пришло из греческого языка. В точном переводе олицетворение – это персонификация, которая и означает наделение чего-либо неживого человеческими качествами, умениями и навыками;
- Его сущность заключается в наделении чего-либо неживого человеческими чертами;
- Оно может воплощать стихийные силы или природные явления в образе какого-либо живого существа;
- В его понятие входит воплощение какой-либо идеи или конкретной черты характера или свойства личности человека или существа;
- С помощью него можно передать конкретное свойство предмета или явления посредством яркого образа.
Примеры олицетворений можно встретить в повседневной жизни. Они мелькают в речи каждого человека:
Наши предки не знали, что такое олицетворение, но в литературе, народном творчестве и сказках постоянно встречаются примеры так называемого «одушевления» предметов. Найдутся и глядящие пироги, и убегающие буханки свежего хлеба.
Запомните определение олицетворения, чтобы не путать его с другими тропами. Всегда вспоминайте примеры с бегущими стрелками или делами, которые пошли в горы. Так проще отличить олицетворение от метафоры и эпитета.
Зачем использовать олицетворение?
Без ярких образов текст теряет свою изюминку. С помощью персонификации можно более точно передать признаки каких-либо явлений и точно описать их сущность. Удачные примеры подобных образов из басен, поговорок и стихотворений входят в повседневную речь даже тогда, когда мы не задумываемся об этом.
Умелый писатель сможет найти то качество, которое отлично передаст сущность явления и позволит раз и навсегда запомнить его особенности.
Можно долго спорить о том, что такое олицетворение в русском языке и литературе, но одно бесспорно – без него мы потеряли бы богатейший культурный пласт.
Как отличить метафору от олицетворения?
Некоторые тропы очень похожи друг на друга. Олицетворение, метафоры и эпитеты очень часто встречаются в одном предложении, из-за чего возникают проблемы с определением правильного названия приёма.
Разберём на примерах олицетворений и метафор, чтобы увидеть разницу:
Деревья, покачиваемые ветерком, зашептались;
Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох.
В первом предложении представлен пример классического олицетворения. Деревья не могут шептаться – это наделение человеческими качествами.
А вот во втором можно ошибиться из-за сочетания «скрипи, перо». Метафора используется для сравнения двух похожих предметов или явлений. В данном предложении перо отождествляется с коготком и посохом.
Выделим то, чем метафора отличается от олицетворения:
- Метафора завуалированно сравнивает два предмета или явления, делая акцент на их качествах, олицетворение же наделяет что-либо человеческими качествами;
- В метафоре имеется скрытый смысл, а в олицетворении он очевиден.
Итак, разница метафоры и олицетворения скрыта как форме выражения, так и в смысловой части. Перед тем, как записать ответ в задании, попробуйте задать себе вопрос: нет ли скрытого подтекста?
Плачущая ива;
Кот наплакал.
В первом предложении используется олицетворение, а во втором – метафора, так как кот является живым существом.
Запомним: то, что называется олицетворением, всегда относится только к неживым предметам или явлениям. Метафора же является скрытым сравнением и может относиться как к живым, так и к неживым объектам.
Примеры олицетворения в разных источниках
Олицетворение может встречаться в пословицах, баснях, художественных текстах, текстах песен и даже заданиях по русскому языку. Разберём на конкретных примерах, что такое олицетворение и как грамотно использовать его в тексте.
Примеры олицетворений в пословицах и поговорках
Пословицы и поговорки – настоящий кладезь олицетворений. Наши предки очень часто использовали одушевления для передачи своего жизненного опыта будущим поколениям.
Нашла коса на камень;
Дело мастера боится;
Хмель шумит – ум молчит;
Копейка рубль бережёт;
Пришла беда – отворяй ворота;
Глаза боятся, а руки делают;
Бумага всё стерпит;
Всяк кулик своё болото хвалит;
Терпенье и труд все перетрут.
Примеры олицетворений в баснях
В баснях Крылова олицетворения встречаются почти во всех строфах. Вот, например:
Примеры олицетворения в литературе
Олицетворение в литературе встречается чаще всего. Без него стихотворения и проза были бы слишком скучными, лишились бы ярких образов.
Яркие примеры олицетворений в литературе чаще всего встречаются в стихотворениях о природе.
В стихотворениях Ф. Тютчева смешиваются метафоры, аллегории и олицетворения:
У И. Бродского встречаются олицетворения, приписываемые телу:
Примеры олицетворений встречаются в стихах Владимира Маяковского:
Чтобы закрепить пройдённый материал, найдите олицетворения в стихотворении:
Олицетворение — что это значит? Значение термина простыми словами. Примеры олицетворения в стихотворениях и прозе. Метафора, олицетворение, эпитет — в чем разница этих средств выразительности речи? Сравнение и олицетворение.
Источник:
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Море — смеялось. (М. Горький)
Олицетворение и метафора
Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.
Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.
Примеры олицетворения:
Снег идет
Лес проснулся
Ласковый дождь
Ночь подкралась
Поющая гитара
Голос ветра
Компьютер ожил
Ударил мороз
А бывают неповторимые, авторские олицетворения:
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А.С. Пушкин
Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое («посмотри, как дремлют ивы»), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов («зеркало реки»), и на основе переноса свойств неживого на живое существо («каменное лицо»).
Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно («за окном злится буря»). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.Анна Ахматова
Зачем нужно олицетворение и где его используют
Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ — яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.
Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:
Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.
М.М. Пришвин
Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Дело мастера боится.
Морда просит кирпича.
Олицетворение и эпитеты
Олицетворение может быть украшено эпитетами — образными определениями. Это делает олицетворение более ярким и оригинальным. Например, в стихотворении Заболоцкого «Утренняя песня»:
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песнюНиколай Заболоцкий
Олицетворение и аллегория — в чем разница?
Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).
Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: «Горные вершины спят во тьме ночной». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.
Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!М.Ю. Лермонтов
Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова
Олицетворение. Примеры из литературы
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы — заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А.А. Фет
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак
Классификация
тропов, усвоенная лексической стилистикой,
восходит к античным риторикам, как и
соответствующая терминология.
Метафора
Метафора — это
перенос названия с одного предмета на
другой на основании их сходства. Однако
лингвисты определяют метафору как
семантическое явление; вызванное
наложением на прямое значение слова
добавочного смысла, который у этого
слова становится главным в контексте
художественного произведения. При этом
прямое значение слова служит только
основой для ассоциаций автора.
Среди других тропов
метафора занимает главное место, она
позволяет создать емкий образ, основанный
на ярких, зачастую неожиданных, смелых
ассоциациях.
Метафорический
перенос названия происходит также и
при развитии у слова на базе основного,
номинативного значения производного
значения:
спинка стула, ручка двери.
Однако в этих, так называемых языковых
метафорах образ отсутствует, чем они
принципиально отличаются от поэтических.
В стилистике
необходимо разграничивать
индивидуально-авторские
метафоры,
которые создаются художниками слова
для конкретной речевой ситуации: Я
хочу под синим взглядом слушать
чувственную вьюгу
(Ес.); и анонимные метафоры, ставшие
достоянием языка: искра
чувства, буря страстей. Индивидуально-авторские
метафоры очень выразительны, возможности
создания их неисчерпаемы, как неограниченны
возможности выявления сходства различных
признаков сопоставляемых предметов,
действий, состояний.
Метафоры, получившие
широкое распространение в языке,
потускнели, стерлись, их образное
значение порой не замечается в речи.
Между такой метафорой и переносным
значением слова не всегда можно провести
четкую границу. Употребление одной
метафоры очень часто влечет за собой
нанизывание новых метафор, связанных
по смыслу с первой; в результате этого
возникает развернутая метафора:
Отговорила
роща золотая березовым, веселым языком
(Ес.). Развернутые метафоры привлекают
художников слова как особенно яркий
стилистический прием образной речи.
Олицетворение
Олицетворение —
наделение неодушевленных предметов
признаками и свойствами человека: Звезда
с звездою
говорит (Л.).
Олицетворение — один из самых
распространенных тропов. Традиция его
употребления восходит к устной народной
поэзии. Многие поэты использовали этот
троп в произведениях, близких к фольклору:
Что шумишь,
качаясь, тонкая рябина, низко наклоняясь
головою к тыну?
(Сур.). Художники слова сделали олицетворение
важнейшим средством образной речи.
Олицетворения используются при описании
явлений природы, окружающих человека
вещей, которые наделяются способностью
чувствовать, мыслить, действовать: Парк
качался и стонал
(Пауст.).
Олицетворение —
один из тех тропов, которые широко
употребляются не только в художественной
речи, но и в научном стиле: воздух
лечит, рентген показал;
публицистическом: Заговорили
наши орудия. Прием
олицетворения используется в заголовках
газетных статей: «Ледовая
дорожка ждет».
Особым видом
олицетворения является персонификация
— полное уподобление неодушевленного
предмета человеку. В этом случае предметы
наделяются не частными признаками
человека, а обретают реальный человеческий
облик: Вопреки
ожиданьям развала, какой мы видим
повсеместно, тут сохранилось нормальное
хозяйственное
кровообращение.
Трудности — как везде, но жирок
поднакоплен тут был.
…А Пуща уже зябнет
от легких ночных морозов, от долгих
туманов. Пуща спокойна
и равнодушна
к страстям человеческим. Много всего
повидали ее дубравы. Но молчаливы.
И, умирая,
ничего не
расскажут.
Аллегория
Аллегория —
выражение отвлеченных понятий в
конкретных художественных образах.
Например, в баснях, сказках глупость,
упрямство воплощаются в образе Осла,
трусость — в образе Зайца, хитрость —
в образе Лисы. Аллегорический смысл
могут получать иносказательные выражения:
пришла осень
может означать «наступила
старость»,
замело снегом
дороги — «к
прошлому нет возврата».
Такие аллегории носят общеязыковой
характер.
Индивидуально-авторские
аллегории часто принимают характер
развернутой метафоры, получающей особое
композиционное решение. Например, у
А.С. Пушкина аллегория лежит в основе
образной системы стихотворений «Арион»,
«Анчар», «Пророк», «Соловей и роза».
Соседние файлы в папке Ответы
- #
30.05.201561.85 Кб236.rtf
- #
30.05.201542.84 Кб207.rtf
- #
30.05.201559.15 Кб188.rtf
- #
30.05.201539.89 Кб179.rtf
- #
- #
- #
Определение олицетворения
Олицетворение — это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
Чтобы понять, что такое олицетворение, рассмотрим примеры:
- «воет море» — мы знаем, что море не воет, но понимаем, что море издает сильный шум;
- «играло пианино» — пианино не может играть само по себе, но понятно, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист.
Корней Чуковский применял олицетворение в своем творчестве, например, в стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Приведем еще примеры из нашей речи. Вспомните, как часто вы слышите такие фразы:
- финансы поют романсы,
- погода шепчет,
- время бежит,
- труба зовет.
С точки зрения логики эти фразы бессмысленны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, а труба звать. Тем не менее, мы понимаем смысл этих фраз.
В этом нам помогают исторические корни — в древности люди часто приписывали силам природы и предметам человеческие свойства. Это помогало им лучше понять окружающий мир.
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Примеры олицетворения в литературе
С помощью олицетворения предметы словно оживают. Этот прием помогает нашему воображению рисовать более яркие картинки. Рассмотрим предложения с олицетворением из произведений известных авторов.
«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
А. П. Чехов «Ванька»
«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты».
А. С. Пушкин «Пиковая дама»
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…».
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
«Но и теперь я не ушел от разъяренного моря: оно снова пустилось за мной вдогонку».
Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Примеры олицетворения в стихотворениях
Олицетворение — популярный прием и у поэтов. С помощью олицетворения можно представить, как идет туча, молчит озеро, рыдает птица, поют ручьи. А еще благодаря этому приему мы можем назвать утро радостным, а сердце мудрым.
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Н. М. Рубцов «Во время грозы»
Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица.
Н. С. Гумилев «Воспоминание»
…И бьют часы на башне дальней,
считает башня, и печальней
вдали другая вторит ей.
В. В. Набоков «Университетская поэма»
Когда ручьи поют романс
О непролазной грязи,
И вечер явно не про нас
Таинственен и черномаз.
В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Примеры олицетворения в рекламе
Примеры олицетворения мы видим не только в известных произведениях, но и в рекламе на уличных баннерах, по телевизору или на ютубе. Рекламщики уже давно используют яркие образы и оживляют товар для увеличения продаж.
Например, в серии роликов от M&M’s главные герои — конфеты Желтый и Красный — разговаривают друг с другом и ведут обычную человеческую жизнь.
А вот примеры слоганов с олицетворением:
- «Тefal всегда думает о нас!» (сковородки Тefal);
- «Желает вам осени без гриппа и простуд» (препарат «Анаферон»);
- «Обычная тушь никогда не зайдет так далеко» (тушь L`Oreal).
Разница между метафорой и олицетворением
Метафора и олицетворение — это приемы, которые построены на образности. Оба приема делают речь более живой и яркой. При этом олицетворение считается разновидностью метафоры.
В чем различие между этими двумя приемами:
- Метафора — это всегда завуалированное непрямое сравнение. А олицетворение — придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.
Метафора: кот наплакал (так мало, как слез у котика).
Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (действие, которое характерно для людей, применили к деревьям).
- В метафоре смысл нужно искать, а в олицетворении он всегда очевиден.
«Воля моя — кремень». Кремень — метафора. Нужно поразмышлять, что хотел сказать автор. Возможно, что воля крепкая и несгибаемая, как кремень.
«Зима недаром злится, прошла ее пора…». В этом случае автор использует олицетворение, он придает зиме качество человека — злость.
Разница между аллегорией и олицетворением
Иногда олицетворение путают с аллегорией, которая передает абстрактное понятие с помощью конкретного образа. Например, голубь — символ мира.
Однако олицетворение не всегда подразумевает аллегорию. Например, в строке «Горные вершины спят во тьме ночной» Лермонтов приписывает скалам способность спать, как живым существам, но аллегории здесь нет.
Иногда писатель может одновременно использовать и олицетворение, и аллегорию. Тогда объект с человеческими качествами становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении у паруса есть человеческие качества и он становится аллегорией мятежной души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М. Ю. Лермонтов
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения — все это средства художественной выразительности, активно применяемые в русском литературном языке. Их существует огромное многообразие. Они необходимы для того, чтобы сделать язык ярким и выразительным, усилить художественные образы, привлечь внимание читателя к мысли, которую хочет донести автор.
Какими бывают средства художественной выразительности?
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения относятся к разным группам средств художественной выразительности.
Ученые-лингвисты выделяют звуковые или фонетические изобразительные средства. Лексические — это те, которые связаны с определенным словом, то есть лексемой. Если выразительное средство охватывает словосочетание или целое предложение, то оно является синтаксическим.
Отдельно также рассматривают фразеологические средства (в их основе лежат фразеологизмы), тропы (особые обороты речи, используемые в переносном значении).
Где используются средства художественной выразительности?
Стоит отметить, что средства художественной выразительности применяются не только в литературы, но и в различных сферах общения.
Наиболее часто эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения можно встретить, конечно, в художественной и публицистической речи. На также они присутствуют в разговорном и даже научном стилях. Они играют огромную роль, так как помогают автору воплотить в жизнь свой художественный замысел, свой образ. Полезны они и для читателя. С их помощью он может проникнуть в потайной мир создателя произведения, лучше понять и вникнуть в авторский замысел.
Эпитет
Эпитеты в стихах — один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример — вторая жизнь).
Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.
Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе «приложенный». То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.
Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.
Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.
В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились.
Функция эпитетов
Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному — все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета — это еще и сильная эмоциональность.
Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.
Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.
Что такое метафора?
В переводе с древнегреческого языка метафора — это «перенос значения». Это как нельзя лучше характеризует это понятие.
Метафора может быть как отдельным словом, так и целым выражением, которое употребляется автором в переносном значении. В основе этого средства художественной выразительности лежит сравнение предмета, который пока не назван, с каким-то другим на основе их общего признака.
В отличие от большинства других литературных терминов, у метафоры есть конкретный автор. Это известный философ Древней Греции — Аристотель. Первоначальное рождение этого термина связано с представлениями Аристотеля об искусстве как о методе подражания жизни.
При этом те метафоры, которые использовал Аристотель, практически невозможно отличить от литературного преувеличения (гиперболы), обычного сравнения или олицетворения. Он понимал метафору намного шире, чем современные литературоведы.
Примеры употребления метафоры в литературной речи
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.
В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.
Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.
При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы — повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос». Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.
Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы «Облако в штанах».
При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.
Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в «Судьбе барабанщика» можно встретить такую фразу — «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто».
В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие «метаметафора» или как ее еще называют «метафора в квадрате». У метафоры появляется новая отличительная черта — она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.
Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.
Олицетворение
Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык. В дословном переводе означает «лицо» и «делаю». С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором. Например, им могут придать свойства человеческой психики.
Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах. Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями. Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.
Примеры олицетворений
Понять, что такое олицетворение в литературе, нам помогут примеры конкретных текстов. Так, в русской народной песне автор утверждает, что «лыко горем подпоясалось».
С помощью олицетворения появляется особое миросозерцание. Для него характерно ненаучное представление о природных явлениях. Когда, например, гром ворчит как старик, или солнце воспринимается не как неодушевленный космический объект, а как конкретный бог по имени Гелиос.
Сравнение
Для того чтобы разобраться в основных современных средствах художественной выразительности, важно понять, что такое сравнение в литературе. Примеры в этом нам помогут. У Заболоцкого встречаем: «Раньше он был звонкий, точно птица» или Пушкина: «Он бежал быстрее лошади».
Очень часто сравнения используются в русском народном творчестве. Так мы наглядно видим, что это троп, в котором один предмет или явление уподобляются другому на основании какого-го общего для них признака. Цель сравнения — найти в описываемом объекте новые и важные свойства для субъекта художественного высказывания.
Подобной цели служит метафора, эпитеты, сравнения, олицетворения. Таблица, в которой представлены все эти понятия, помогает наглядно разобраться в том, чем они отличаются друг от друга.
Виды сравнений
Рассмотрим для детального понимания, что такое сравнение в литературе, примеры и разновидности этого тропа.
Он может использоваться в виде сравнительного оборота: мужик глуп, как свинья.
Бывают сравнения бессоюзные: мой дом — моя крепость.
Часто сравнения образуются за счет существительного в творительном падеже. Классический пример: он ходит гоголем.