Немировский Александр » Мифы и легенды Древнего Востока — читать книгу онлайн бесплатно
Конец
Книга закончилась. Надеемся, Вы провели время с удовольствием!
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:
Оглавление:
-
1
-
1
-
1
-
2
-
3
-
4
-
4
-
4
-
4
-
5
-
5
-
6
-
7
-
8
-
8
-
9
-
10
-
10
-
11
-
13
-
13
-
15
-
16
-
17
-
17
-
18
-
19
-
20
-
21
-
22
-
22
-
23
-
25
-
26
-
27
-
35
-
35
-
35
-
36
-
36
-
37
-
37
-
38
-
40
-
40
-
44
-
46
-
47
-
48
-
51
-
52
-
52
-
54
-
55
-
57
-
59
-
61
-
61
-
62
-
62
-
63
-
63
-
64
-
64
-
66
-
66
-
67
-
68
-
69
-
70
-
71
-
71
-
72
-
73
-
74
-
74
-
75
-
75
-
76
-
76
-
77
-
77
-
77
-
78
-
78
-
79
-
80
-
81
-
81
-
82
-
83
-
84
-
84
-
85
-
85
-
85
-
86
-
86
-
87
-
87
-
88
-
89
-
90
-
90
-
91
-
92
-
93
-
93
-
94
-
95
-
96
-
98
-
99
-
100
-
102
-
103
-
104
-
105
-
106
-
106
-
108
-
109
-
109
-
110
-
110
-
111
-
111
-
112
-
113
-
113
-
114
-
115
-
115
-
115
-
116
-
116
-
117
-
119
-
121
-
123
-
126
-
126
-
127
-
129
-
129
-
130
-
130
-
131
-
131
-
134
-
135
-
135
-
135
-
137
-
137
-
138
-
139
-
139
-
140
-
143
-
143
-
143
-
144
-
145
-
145
-
147
-
149
-
150
-
150
-
151
-
153
-
154
-
155
-
156
-
156
-
157
-
159
-
159
-
160
-
161
-
161
-
162
-
162
-
163
-
164
-
165
-
166
-
166
-
167
-
167
-
167
-
168
-
168
-
169
-
169
-
169
-
170
-
171
-
171
-
172
-
173
-
173
-
174
-
175
-
175
-
176
-
176
-
177
-
178
-
178
-
181
-
182
-
182
-
183
-
183
-
185
-
187
-
188
-
192
-
193
-
193
-
193
-
193
-
193
-
193
-
193
-
193
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
194
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
195
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
196
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
197
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
198
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
199
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
200
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
201
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
202
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
203
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
204
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
205
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
206
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
207
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
208
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
209
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
210
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
211
-
212
-
212
А. И. Немировский
Мифы и легенды Древнего Востока
К материку мифов
О самых древних в мире легендах и преданиях стало известно сравнительно недавно. Тысячелетиями лежали глиняные таблички, папирусы, бамбуковые дощечки, плиты с надписями под песчаными холмами, в развалинах городов, и никто не ведал, какие в них таятся сокровища человеческого ума и воображения. То немногое, что знали о мифах Древнего Востока до начала раскопок этих холмов и прочтения неведомых письмен, донесли священные книги древних евреев Библия, древних иранцев «Авеста», древних индийцев «Веды», «Махабхарата» и «Рамаяна». Однако и с этими памятниками, кроме Библии, европейцы познакомились лишь в XVIII–XIX вв.
Ныне же мы стоим перед восточными мифами в некоей растерянности. Какой там «свет с Востока»? Настоящая лавина, бушующий, неослабевающий поток, ибо едва ли не каждое десятилетие приносит новый материал, новую информацию, которую хочется назвать открытием века.
В этой ситуации каждая книга, особенно популярная, видится Ноевым ковчегом, который предстоит наполнить самым ярким и существенным. И перед автором встает проблема выбора, а выбор всегда субъективен. Читателю придется положиться на авторскую эрудицию и художественный вкус. Критикам же надо иметь в виду, что в нашем распоряжении был не «Титаник», а ковчег. Впрочем, мы старались не обидеть ни одной древневосточной культуры, ни одной мифологии огромного региона от Средиземного моря до Тихого океана в хронологических рамках древней цивилизации. И если некоторые из них представлены бо́льшим количеством пар «чистых» и «нечистых», то для этого имелись веские причины, которые будут в свое время объяснены.
Создателю библейского ковчега пришлось соорудить перегородки, чтобы на долгом пути звери не сожрали друг друга. Нам эта опасность не угрожала. Но размещение огромной массы пассажиров-персонажей все же представляло известные трудности. Некоторые из них, более прославленные, били себя в грудь и требовали лучшие отсеки. Чтобы выдержать напор, пришлось воспользоваться их же принципом первородства. Вперед были пропущены наиболее древние и почтенные боги и герои. При этом древность определялась не на слово — каждый уверял, что он самый древний, — а по старшинству, удостоверенному историческим документом. Поэтому Моисею и Аарону пришлось пропустить вперед Осириса с Исидой, Гильгамеша с Энкиду, Телепинуса и Улликуме, Балу и Даниилу.
И есть еще одна сложность, кажется, самая главная. Вышедшие из ковчега оказываются не на пустынном Арарате, а в мире, оглушаемом какафонией звуков, чуждых обществу и природе, порождением которой они были. Постараться ли приблизить древних к нам, поскрести и почистить, приодеть в современные одеяния, чтобы сделать их более понятными, «своими»? Или, напротив, сохранить, поелику это возможно, древний облик и древнюю образную речь, дать им высказаться, чтобы затем все это пояснить и истолковать? Мы избрали последний путь, хотя для этого пришлось взять на борт целый штат невидимых переводчиков и комментаторов, выделив для них особый, нижний отсек ковчега.
Без этих людей, если признаться откровенно, не было бы этой книги, и если мы, как правило, не приводим имен и не отмечаем заслуг, то не из человеческой неблагодарности, а из естественного желания пощадить память наших читателей, не подготовленных к подобной информации. В возмещение за эту уступку мы убедительно просим не рассматривать все, что следует перед и после изложения мифов, как ненужный балласт, а использовать это, хотя бы выборочно, чтобы наше плавание было не просто увлекательным, но и полезным.
Плавание на Ноевом ковчеге, как известно, завершилось высадкой на прославленной горе Арарат. С горы все виднее. И нам в конце нашего странствия придется оглядеться, чтобы осмыслить все собранные факты, запечатлевшиеся в памяти образы, сопоставить их друг с другом и наметить перспективы дальнейшего путешествия по континентам мифов. Ведь впереди еще мифы Греции и Рима.
Такова программа нашего путешествия по миру восточных мифов, в которое я имею честь пригласить вас.
Боги и герои Древнего Египта
Вспомним об египетском поэте.
В вечность он поверить нам помог.
Песни, что он выбросил на ветер,
Сохранило Солнце и песок.
И открылись в прошлое дороги,
Отступили темные века,
Ожили языческие боги
В отблеске чужого языка[1].
Древние греки рассказывали о каменной статуе египетского героя Мемнона, которая начинала петь, как только ее касалось лучами Солнце. Такими поющими камнями оказались каменные статуи и плиты, испещренные письменами. Когда их удалось прочесть, они запели гимны богам, сотворившим небесные светила и землю, поведали о судьбах умерших в подземном мире. Солнцем оказался человеческий Разум, воспетый А. С. Пушкиным как раз в те годы, когда Франсуа Шампольон совершил свое великое открытие:
Да здравствуют музы,
Да здравствует разум!..
Да здравствует Солнце,
Да скроется тьма!
К песням камня присоединили свои голоса пески, сохранившие папирусы с письменами. Так раскрылась перед человечеством картина фантастического мира, в чем-то сходная с той, которая была ему известна из Библии и из творений греческих поэтов, но во многом и отличная от нее.
К несчастью, песни камней и песка часто обрываются на полуслове. То, что нам известно, — это отрывки богатейшей религиозно-мифологической литературы Древнего Египта. Немалые трудности при воссоздании цельной картины вызваны противоречивостью египетских рассказов о богах, обусловленной обстоятельствами многовековой истории египетского народа. На протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях — номах. В каждом номе почитали своих богов. Подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других — Геб, богиня-мать в одном номе именовалась Мут, в другом — Исида. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах нома Гелиополя бог Сет — злейший противник солнечных богов, то в мифах нома Гераклеополя он — «очаровывающий Сет» — помощник бога Солнца Ра, спасающий солнечную барку и ее «команду» от смертельной опасности. С этой необычайной текучестью представлений о богах связывалась также возможность изменения их родословной и отождествления одних богов с другими.
Египетские боги и богини часто выступали в облике животных, птиц, пресмыкающихся, и это очень удивляло греческих путешественников, которые привыкли мыслить своих богов в человеческом облике (антропоморфизм). Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этими самыми ужасными из диких животных. Но в Египте поклонялись и другим животным, не вызывавшим ужаса, например зайцу, газели, лягушке. Поэтому греки придумали и другое объяснение удивившего их облика египетских богов: чем-то напуганные, боги в страхе надели звериные маски и в них остались.
Современные исследователи доказали, что почитание животных у всех народов древне́е почитания богов в человеческом облике. Таким образом, стало ясно, что египетская мифология сохранила черты глубочайшей древности. Однако это отнюдь не свидетельствует о ее примитивности. Религиозно-мифологическая система Египта отличается такой изощренной доскональностью, какой не знает ни одна из развитых религий древности.
ВикиЧтение
История Древнего Востока
Авдиев Всеволод Игоревич
Мифы
Мифы
К сказкам очень близки мифы, в частности широко известный миф об Озирисе, в наиболее полной форме сохранившийся в книге известного греческого писателя Плутарха «Об Изиде и Озирисе». К сожалению, полный древнеегипетский текст этого мифа не сохранился. Дошли лишь отдельные его части, относящиеся к различным периодам египетской истории. В «Текстах пирамид» Древнего Царства уцелели краткие заупокойные и магические формулы, в которых описывается, как Изида и Нефтида находят тело Озириса, как они его оплакивают, как Озирис таинственно воскресает и воцаряется в потустороннем мире. К позднему времени относится рассказ о том, как жена Озириса, богиня Изида, «родила… Гора, сына Озириса, в гнезде папируса (зарослях Дельты. — В. А.) и обрадовалась… весьма, ибо увидела… мстителя за отца его. Скрывала… его, прятала… его из-за страха, чтобы его не узнали». В недавно опубликованном мифологическом рассказе «Спор Гора с Сэтом» подробно описывается длительный спор перед судом богов и упорная борьба за власть, победа и конечное оправдание и торжество между сыном Озириса богом Гором и братом Озириса, злым богом смерти и чужеземных пустынных стран Сэтом. В конечном счёте весь этот миф об Озирисе сводится к длинному и многообразному повествованию о том, как бог умирающей и воскресающей природы Озирис, благой царь древности и устроитель культурной жизни, был коварно убит своим завистливым братом Сэтом. Изида и Нефтида с помощью других богов нашли и воскресили мёртвого Озириса, который спустился в загробный мир и стал судьёй мёртвых. Изида зачала от Озириса и родила сына Гора, который отомстил Сэту, одержал над ним победу, будучи оправдан богами и унаследовав от отца его царскую власть и небесный престол.
Большой интерес представляют и другие египетские мифы космического и солнечного цикла, в которых рассказывается о сотворении мира и луны, об истреблении людей богами и о том, как «великая чаровница» богиня Изида хитрым способом выведала у верховного бога солнца Ра его магическое имя, содержащее в себе тайное могущество и магическую силу великого бога.
Читайте также
Волхвы и мифы
Волхвы и мифы
Важным разделом деятельности волхвов-волшебников было создание и передача по наследству многообразного обрядового фольклора. Его истоки шли из далеких глубин первобытности и благодаря бережному сохранению традиций отголоски словесного творчества дошли
СКАЗКИ И МИФЫ
СКАЗКИ И МИФЫ
Интересно, что сказки, как мы их понимаем в России, есть далеко не у всех народов. В русских народных сказках заключена совокупная мудрость предков, совершенно не претендующая на привязку к какому-либо историческому персонажу. Например, Василиса
Мифы об оливе
Мифы об оливе
Существует множество мифов и легенд об оливковом дереве и его происхождении. Древние египтяне считали, что оливы и их замечательные плоды подарила людям богиня Исида. Древние римляне утверждали, что Геракл принес оливковые деревья из Северной Африки, а
Мифы «мгновений»
Мифы «мгновений»
Один из наиболее распространенных мифов, связанных с «Семнадцатью мгновениями весны», состоит в том, что в фильме лишь незначительное количество фактических ошибок. Раньше по рукам, а ныне по Интернету гуляет список так называемых киноляпов из этого
2. Мифы
2. Мифы
Известному советскому историку 1920 — 30-х годов Михаилу Покровскому принадлежит крылатое изречение: «История — это политика, опрокинутая в прошлое». В определенном смысле это действительно так.Мифологизацию борьбы с тевтонами из «патриотических» (то есть
Мифы Пятикнижия
Мифы Пятикнижия
Ты, ставшая скрижалями веков,
Соперниц и соперников не зная,
Как будто состоишь ты не из слов,
А из песчинок слеплена Синая.
И если ты творенье божества,
То имя божеству тому Природа,
Основа человечьего родства
И сгусток человеческого рода.
О жизни,
Легенды и мифы
Легенды и мифы
Каждый народ бросил в копилку человеческих знаний свою версию происхождения человечества или хотя бы рассказ о первых годах его жизни. Все эти легенды имеют, как ни странно, множество совпадений, а различия относятся, в основном, к подходу к этим событиям
Опровергнутые мифы
Опровергнутые мифы
Мифы
Мифы
К сказкам очень близки мифы, в частности широко известный миф об Озирисе, в наиболее полной форме сохранившийся в книге известного греческого писателя Плутарха «Об Изиде и Озирисе». К сожалению, полный древнеегипетский текст этого мифа не сохранился. Дошли лишь
IX. Фильмы и мифы
IX. Фильмы и мифы
Воздух полнился слухами.
И. Бродский
Жрецы Холокоста, конечно же, знали девиз Владимира Ильича Ленина о том, что для масс «важнейшим искусством является кино».Раскрутка мистерии Холокоста и началась в 60—70-е годы XX века именно в этом жанре. В талантливом
О чем повествуют мифы?
О чем повествуют мифы?
Мифы о главном инкском божестве Виракоче не случайно связаны именно с Титикакой и Тиауанако.«…Некогда существовало божество, которое перуанцы звали Пайачачик, что означало „Хозяин и творец мира, Бог невидимый“. Создал он мир и человека, но люди не
Мифы
Мифы
Историю олимпиад невозможно представить без былин. Возникновение священных игр относится к далёкому мифическому прошлому. Они к нам пришли из той тьмы веков, когда ещё письменности или не было вовсе или она была крайне редким явлением. Поэтому о том, как всё
Глава 5. Мифы… или не только мифы?
Глава 5. Мифы… или не только мифы?
Потемнело небо, гром загремел: летит Змей Горыныч, в когтях мертвое тело держит. Из пасти огонь сечет, из ушей дым валит, медные когти как жар горят…
Былина про Добрыню Никитича
Несколько мифов
Не существует неопровержимых доказательств
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
МИФЫ
И РЕАЛЬНОСТЬ
В 1965 году судьба столкнула Лифтона с Даллесом. Он выступал перед студентами Калифорнийского университета, среди которых был и Лифтон. Между ними вспыхнул спор по поводу доклада комиссии Уоррена, показавший, что Даллес, как, может быть, ни один другой член
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Большим богатством финикийцев была их духовная культура. Неделимой ее частью стали легенды и мифы. Писатель-демократ В. Г. Белинский справедливо писал, что «мифология была выражением жизни древних». Если это так, то мифы отражали думы и чаяния людей, их
Мифы
Мифы
«Миф отражает осмысление человеческого опыта и не касается событий. Декодируя миф, невозможно воссоздать исторический материал, события, а лишь способ мышления и общественные идеи, которые лежат в основе данной культуры» (Леви-Стросс).Слово «миф» в переводе с
А. И. Немировский
Мифы и легенды Древнего Востока
К материку мифов
О самых древних в мире легендах и преданиях стало известно сравнительно недавно. Тысячелетиями лежали глиняные таблички, папирусы, бамбуковые дощечки, плиты с надписями под песчаными холмами, в развалинах городов, и никто не ведал, какие в них таятся сокровища человеческого ума и воображения. То немногое, что знали о мифах Древнего Востока до начала раскопок этих холмов и прочтения неведомых письмен, донесли священные книги древних евреев Библия, древних иранцев «Авеста», древних индийцев «Веды», «Махабхарата» и «Рамаяна». Однако и с этими памятниками, кроме Библии, европейцы познакомились лишь в XVIII–XIX вв.
Ныне же мы стоим перед восточными мифами в некоей растерянности. Какой там «свет с Востока»? Настоящая лавина, бушующий, неослабевающий поток, ибо едва ли не каждое десятилетие приносит новый материал, новую информацию, которую хочется назвать открытием века.
В этой ситуации каждая книга, особенно популярная, видится Ноевым ковчегом, который предстоит наполнить самым ярким и существенным. И перед автором встает проблема выбора, а выбор всегда субъективен. Читателю придется положиться на авторскую эрудицию и художественный вкус. Критикам же надо иметь в виду, что в нашем распоряжении был не «Титаник», а ковчег. Впрочем, мы старались не обидеть ни одной древневосточной культуры, ни одной мифологии огромного региона от Средиземного моря до Тихого океана в хронологических рамках древней цивилизации. И если некоторые из них представлены бо́льшим количеством пар «чистых» и «нечистых», то для этого имелись веские причины, которые будут в свое время объяснены.
Создателю библейского ковчега пришлось соорудить перегородки, чтобы на долгом пути звери не сожрали друг друга. Нам эта опасность не угрожала. Но размещение огромной массы пассажиров-персонажей все же представляло известные трудности. Некоторые из них, более прославленные, били себя в грудь и требовали лучшие отсеки. Чтобы выдержать напор, пришлось воспользоваться их же принципом первородства. Вперед были пропущены наиболее древние и почтенные боги и герои. При этом древность определялась не на слово — каждый уверял, что он самый древний, — а по старшинству, удостоверенному историческим документом. Поэтому Моисею и Аарону пришлось пропустить вперед Осириса с Исидой, Гильгамеша с Энкиду, Телепинуса и Улликуме, Балу и Даниилу.
И есть еще одна сложность, кажется, самая главная. Вышедшие из ковчега оказываются не на пустынном Арарате, а в мире, оглушаемом какафонией звуков, чуждых обществу и природе, порождением которой они были. Постараться ли приблизить древних к нам, поскрести и почистить, приодеть в современные одеяния, чтобы сделать их более понятными, «своими»? Или, напротив, сохранить, поелику это возможно, древний облик и древнюю образную речь, дать им высказаться, чтобы затем все это пояснить и истолковать? Мы избрали последний путь, хотя для этого пришлось взять на борт целый штат невидимых переводчиков и комментаторов, выделив для них особый, нижний отсек ковчега.
Без этих людей, если признаться откровенно, не было бы этой книги, и если мы, как правило, не приводим имен и не отмечаем заслуг, то не из человеческой неблагодарности, а из естественного желания пощадить память наших читателей, не подготовленных к подобной информации. В возмещение за эту уступку мы убедительно просим не рассматривать все, что следует перед и после изложения мифов, как ненужный балласт, а использовать это, хотя бы выборочно, чтобы наше плавание было не просто увлекательным, но и полезным.
Плавание на Ноевом ковчеге, как известно, завершилось высадкой на прославленной горе Арарат. С горы все виднее. И нам в конце нашего странствия придется оглядеться, чтобы осмыслить все собранные факты, запечатлевшиеся в памяти образы, сопоставить их друг с другом и наметить перспективы дальнейшего путешествия по континентам мифов. Ведь впереди еще мифы Греции и Рима.
Такова программа нашего путешествия по миру восточных мифов, в которое я имею честь пригласить вас.
Боги и герои Древнего Египта
Вспомним об египетском поэте.
В вечность он поверить нам помог.
Песни, что он выбросил на ветер,
Сохранило Солнце и песок.
И открылись в прошлое дороги,
Отступили темные века,
Ожили языческие боги
В отблеске чужого языка[1].
1
Здесь и далее эпиграфы без подписи написаны автором.
Мифология народов Востока, уже более девяти тысяч лет назад проживавших в древнейших очагах цивилизаций – странах Двуречья (Месопотамии), Древнего Ирана, Индии,
Китае и Японии, – это замечательный памятник общечеловеческой культуры.
Девы-демоны Якшини, II век нашей эры
Наших предков с незапамятных времен волновал вопрос о своем месте в мире, в бесконечной цепи превращений бытия, и мифология оказалась для них основным способом понимания окружающего мира. Издавна люди задумывались над двойной загадкой: как возникли вселенная и человек? Для чего существует он под небесным сводом? Господин ли он земли или
игрушка божества? На этот вопрос пытались ответить древнейшие космогонические мифы, созданные на Востоке. Так, китайская легенда о великом Паньгу повествует о мировом яйце, из которого образовались небо и земля.
Индуисты же полагали, что у Вишну, хранителя мироздания, из пупа вырастает цветок лотоса, и высшее
божество Брахма, восседающий в нем, начинает акт созидания вселенной. Стариннейшие сказания о богах, духах и героях переносят нашего современника в те далекие времена, когда жизнь людей полностью зависела от грозных явлений природы: песчаной бури, разлива рек, извержения вулкана, засухи. Постоянная
изнурительная борьба человека за существование красочно отражена в мифах о сражениях богов и героев со страшными чудовищами, которые олицетворяли непонятные и злобные стихийные силы.
Победителями из подобных смертельных поединков вышли, к примеру, глава вавилонского пантеона, бившийся с воплощением первобытного океана Тиамат; японский владыка «равнины моря» Сусаноо, одолевший многоголового дракона Ямата-но Ороти; индийский бог-громовержец Индра, губитель змееобразного демона Вритры. Для египтян, чья страна являлась узкой зеленой долиной Нила, зажатой пустынями,
серьезную угрозу представлял иссушающий зной, поэтому их главным богом был беспощадный Ра, бог солнца, испепеляющий врагов.
В связи с этим интересно отметить, что в Древнем Китае драконы, вопреки всему, что думают о них на Западе, считались весьма симпатичными существами. По народным верованиям, драконы являлись повелителями дождей. Без этой живительной влаги был невозможен урожай риса и иных культур, от которого зависела жизнь человека. В давние времена даже существовали
особые обряды призывания чудища, в том числе и такой обряд, как появление на скале красивой женщины в качестве приманки.
Из-за того что жизнь древнего человека была подчинена веками повторяющемуся сельскохозяйственному циклу, пантеоны многих религий Востока включали умирающих и воскресающих богов. Таков западносемитский Баал
(финикийск. – Молох), бог грома, бури и плодородия, а также шумеро-аккадский Таммуз-Думузи, который часть года проводил с женой, богиней любви Инанной, а часть – в царстве мертвых,
и египетский Осирис, ставший судьей в загробном мире.
Тема продолжения жизни после смерти издревле тревожила ум человека, верящего в существование потустороннего мира, в какой-то мере отражающего его земную жизнь. Распространенные восточные религии и учения – буддизм, индуизм, зороастризм и т. д., – по-разному трактующие эти вопросы, согласно мифам, сходились в том, что праведники должны обрести бессмертную душу и попасть в рай или достичь духовного совершенства,
а грешники, пройдя ряд испытаний в царстве мертвых, должны мучаться в огненных, ледяных либо населенных ужасными тварями преисподнях.
Еще одной яркой чертой именно восточной мифологии можно считать предания о мировом потопе.
Мифы разных народов, населяющих Древний Восток, посвященные этой страшной катастрофе, отличаются удивительным сходством. Боги, раздраженные суетностью и греховностью людей, решают разом покончить с ними. Они насылают на землю потоп, несущий смерть всему живому. Правда, боги заранее предупреждают единственного праведника среди людей – шумеро-аккадских Зиусудру и Ут-Напишпти, индийского Maнy или библейского Ноя – о грозящей беде. И он, построив ковчег, взяв
на него по паре всех животных, а также семена всех растений, спасается сам и спасает мир от верной гибели.
Таким образом, мы видим, что мифы, характерные для различных культур и религий Востока, отражают важнейшие проблемы бытия, единые для всего человечества, а в наши дни мифология к тому же является философской аллегорией, широко используемой в художественной литературе и искусстве.
В этой таблице перечислены наиболее значимые персонажи мифологий и религий народов древнего Востока.