Биография Михаила Глинки
1 Июня 1804 – 15 Февраля 1857 гг. (52 года)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 3078.
Михаил Иванович Глинка (1804–1857 гг.) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений, как опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие. Широко известен своими романсами.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Ранние годы
Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.
Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.
Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.
Расцвет творчества
В 1822–1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.
После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницетти Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.
Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.
Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.
Смерть и наследие
Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.
Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.
Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.
Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.
Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.
Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
Все интересные факты из жизни Глинки
Тест по биографии
Краткая биография Глинки запомнится лучше, если пройдете этот тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Соня Мельчина
13/14
-
Альфия Хатипова
13/14
-
Кира Богданова
14/14
-
Влад Смирнов
11/14
-
Владимир Семенов
8/14
-
Оксана Ведерникова
13/14
-
Пико Софт
14/14
-
Альбина Минкина
12/14
-
Рая Малолеткина
14/14
-
Кристина Алеханова
10/14
Оценка по биографии
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 3078.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Михаил Глинка — биография
Многие поклонники классической музыки благоговеют перед именем Михаила Ивановича Глинки. Этот знаменитый русский композитор является основоположником русской национальной оперы. Он стал автором опер, получивших мировую известность, написал «Руслана и Людмилу», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), много романсов, других музыкальных произведений.
Детство
Михаил Глинка родился в селе Новоспасское (Смоленская губерния) 1 июня 1804 года. Это село было родовым имением его семьи. Отец будущего композитора, Иван Николаевич, происходил из рода обрусевших польских шляхтичей. Когда пришло время для создания семьи, он женился на своей дальней родственнице, приходившейся ему троюродной сестрой.
Мама мальчика, Евгения Андреевна, первые десять лет не занималась воспитанием своего сына. Он был очень слабеньким и болезненным, и бабушка со стороны отца, Фекла Александровна, строгая, бескомпромиссная женщина, взяла бразды правления в свои руки. Со свойственной ей решительностью она отстранила мать, сама занялась воспитанием малыша.
Эта женщина с крутым характером не слишком хорошо обращалась со своими крепостными, но во внуке она просто души не чаяла. Мише разрешалось все, просто удивительно, что в таких условиях из него не вырос избалованный эгоист. Зато он стал очень нервным и мнительным, настоящей «мимозой», как он сам себя называл. До 10 лет мальчик обучался в домашних условиях.
Интерес к музыке у Миши проявился уже в раннем детстве. Ему очень нравился колокольный звон, и малыш пытался его имитировать, используя медную домашнюю утварь.
Когда Фекла Александровна скончалась, за воспитание сына взялась его мать. У Евгении Андреевны были другие взгляды на воспитание и обучение, она старалась воплощать их в жизнь.
Внимательная мать, давно заметившая интерес сына к музыке, пригласила на работу гувернантку из Петербурга Варвару Федоровну Кламмер. Именно эта женщина обучала способного мальчика игре на скрипке и фортепиано. После Евгения Андреевна устроила сына в лучший петербургский пансион, где учились избранные дворянские дети. Здесь Михаил познакомился и подружился со Львом Пушкиным, младшим братом будущего поэта. Близкие отношения со Львом и общие интересы дали возможность будущему композитору завязать дружеские отношения и с самим великим поэтом.
В пансионе Михаил стал учиться музыке. Он был в восторге от уроков, которые давал пианист Карл Майер. Этот человек стал любимым преподавателем Глинки. Он оказал большое влияние на формирование музыкального вкуса подростка. Когда Михаилу исполнилось 18 лет, его обучение в пансионе подошло к концу. В день выпуска из учебного заведения Глинка и его преподаватель Майер порадовали публику исполнением концерта Гуммеля для фортепиано. Их выступление вызвало долгие аплодисменты.
Начало карьеры
Свои первые музыкальные произведения Глинка стал сочинять еще в пансионе. В 1822 году он написал несколько романсов. Для одного из них — «Не пой, красавица, при мне», юный композитор использовал стихотворение Александра Пушкина. В то время он уже был лично знаком с поэтом, но тогда их знакомство еще не успело перерасти в крепкую дружбу.
Дети, рожденные в родственных браках, редко имеют хорошее здоровье. Михаил Иванович – прямое подтверждение этому высказыванию. Его здоровье всегда оставляло желать лучшего. Через год после выпуска из пансиона он отправился на Кавказ, чтобы лечиться минеральными водами. Здесь он не только проходил курс лечения и любовался горными пейзажами. Молодой человек занимался изучением местных легенд и народного творчества. Он возвратился с Кавказа в Новоспасское с новыми, волшебными впечатлениями о своем чудесном путешествии.
В течение года музыкант безвыездно живет в своем имении. Он занят созданием музыкальных композиций, навеянных путешествием на Кавказ. Через год, когда работа была закончена, молодой человек отправляется в северную столицу, устраивается на службу в Министерство путей сообщения. Он занимает должность помощника секретаря, а в свободное время создает новые музыкальные композиции. Но этого свободного времени так мало, что через пять лет Михаил Иванович принял решение оставить службу и заниматься только музыкой.
Жизнь в столице дала возможность композитору вращаться в среде выдающихся творческих людей. Но сырой петербургский климат пагубно сказывался на его здоровье.
В 1830 году ему опять потребовалось длительное лечение на водах. На этот раз музыкант отправился в Европу. В Италии Михаил Иванович успешно совмещает лечение с профессиональным совершенствованием. Он знакомится с Беллини и Доницетти, изучает оперу и бельканто. После четырех лет пребывания в Италии композитор перебирается в Германию. Он уехал туда с определенной целью – брать уроки у Зигфрида Дена. Но пройти полный курс обучения не удалось, у музыканта скончался отец, молодой человек был вынужден вернуться на родину.
Могут быть знакомы
Расцвет музыкальной карьеры
Все мысли композитора занимала музыка. После учебы в Италии он начинает работу над первой оперой, получившей название «Иван Сусанин». Через некоторое время композитор переименовал свой музыкальный труд, опера стала называться «Жизнь за царя». В советское время, когда любое упоминание о царских особах было нежелательным, опере вернули первоначальное название.
Действие оперы разворачивается в 1612 году. Такой сюжет композитор выбрал неслучайно, большое влияние на него оказала война 1812 года. Мальчику в то время было только 8 лет, но он прекрасно запомнил подъем патриотизма, царивший в русском обществе. Свою вторую оперу он написал по произведению Пушкина, назвав ее «Руслан и Людмила». Обе оперы великого композитора были представлены в один и тот же день, с разницей в 6 лет.
Он потратил на свою вторую работу шесть долгих лет и был страшно разочарован тем, что она не имела успеха. Нелестные отзывы критиков просто раздавили Глинку.
Профессиональная неудача в сочетании с кризисом в личной жизни стала причиной для мрачного настроения и ухудшения здоровья.
Однако Михаил Иванович давно уже понял, как нужно правильно справляться с неприятностями. Ему всегда помогали путешествия, во время которых он наполнялся творческим вдохновением и жизненными силами. Он вновь отправился в Европу, посетил несколько городов во Франции и в Испании. Итогом его путешествия стали новые работы – «Воспоминания о Кастилии», «Арагонская хота». Путешествие по европейским странам дало возможность Глинке восстановить здоровье и уверенность в своих силах.
Он вернулся в Россию, некоторое время жил в своем имении, затем отправился в Петербург. Михаила Ивановича нельзя было назвать светским человеком в полном смысле этого слова. Шумное общество быстро утомляло его. В 1848 году он отправился в новое путешествие, на родину своих предков. В Варшаве Глинка провел два года. Именно здесь музыкант создал симфоническую фантазию «Камаринская».
Композитор любил путешествовать, последние пять лет своей жизни он провел в разъездах. На этот раз Михаил Иванович начал свой вояж с Испании. Затем он отправился в Париж. Музыкант решил подольше пробыть во Франции, поскольку состояние его здоровья было неутешительным. В течение двух лет он жил в Париже, работая над симфонией «Тарас Бульба». После начала Крымской войны, где Франция выступала против России, композитор решил вернуться на родину. Его симфония «Тарас Бульба» осталась незавершенной.
В 1854 году Михаил Иванович возвратился в Россию. Лето он провел на даче в Царском Селе. Некоторое время музыкант занимался написанием мемуаров, успел сочинить романс на стихи Лермонтова «В минуту жизни трудную». Его мемуары были опубликованы в 1870 году под названием «Записки», когда самого музыканта уже давно не было в живых. В 1855 году Глинка отправился в Германию.
Дружба с Пушкиным
Великий музыкант и знаменитый поэт были современниками, разница в возрасте у них составляла только пять лет. Когда композитор окончил пансион, оказалось, что их связывает много общего. Молодых людей объединяла крепкая дружбы, продолжавшаяся до самой гибели поэта.
Свою оперу «Руслан и Людмила» Глинка задумал неслучайно, он очень хотел работать с Пушкиным. Однако гибель поэта замедлила создание оперы, по этой же причине ее постановка была неудачной, почти провальной. Часто Глинку называют «Пушкиным в музыке», поскольку этот человек внес в становление русской оперы такой же огромный вклад, как и его друг в литературу.
Личная жизнь
У Михаила Ивановича во время его заграничных путешествий было несколько мимолетных романов. Однако женился он в России, по примеру своего отца выбрал в супруги дальнюю родственницу, Марию Петровну Иванову. Муж был старше жены на 14 лет, но эта разница в возрасте никого не смущала. Совсем скоро оказалось, что Михаил Иванович ошибся в выборе супруги, приняв влюбленность за глубокое чувство.
Мария Иванова оказалась очень легкомысленной особой, она быстро стала искать любовные приключения на стороне. Ее характер тоже оставлял желать лучшего, она громко упрекала супруга в неправильном расходовании денег, скандалила из-за любого пустяка. Композитор знал об ее изменах, но попытки образумить супругу ни к чему не приводили. Отношения с женой становились все хуже, и это очень удручало музыканта. Развестись венчанным супругам было почти невозможно, но через некоторое время неверная жена сама дала замечательный повод для расставания.
После шести лет брака, будучи замужней женщиной, Мария Иванова тайком обвенчалась с корнетом Васильчиковым.
Подобное пренебрежение церковными правилами и устоями давало надежду на развод с неадекватной супругой. Процесс был долгим и хлопотным, но через два года супругов все-таки развели. Однако из-за таких тяжелых обстоятельств Михаил Иванович был счастлив.
Он любил Екатерину Керн, и эта женщина отвечала ему взаимностью. Она была дочерью знаменитой пушкинской Музы и долго ждала, когда ее возлюбленный станет свободным человеком. Однако надежды Екатерины не сбылись, пока они дожидались развода, любовь Глинки пошла на убыль. Намучившись с женой, он не позвал преданную ему женщину под венец. Своей возлюбленной он посвятил романс «Я помню чудное мгновенье».
В конце жизни Михаил Иванович испытывал глубокие сожаления о том, что он так и не стал отцом. Екатерина была беременной от него, но Глинка настоял, чтобы она сделала аборт. Мужчина не хотел, чтобы его ребенок был незаконнорожденным. Неизвестно, исполнила ли Екатерина желание Михаила Ивановича. Получив от него крупную сумму на услуги доктора, женщина уехала в Полтавскую губернию и находилась там целый год. У нее было достаточно времени, чтобы выносить и родить ребенка от любимого человека.
Причина смерти
Свое последнее путешествие в Германию музыкант задумал с целью изучения творчества Баха и других немецких композиторов. Но у него было слишком мало времени для этого, в начале 1857 года композитор умер от банальной простуды. Сама болезнь была неопасной, но она обострила заболевание печени, от которого музыкант страдал всю жизнь.
Русского композитора похоронили в Германии. Но через несколько месяцев его младшая сестра перевезла прах своего великого брата на родину. Чтобы не смущать окружающих, гроб с телом музыканта поставили в картонную коробку, на которой была надпись «Фарфор». Прах знаменитого композитора покоится на Тихвинском кладбище.
Оперы
- «Жизнь за царя»
- «Руслан и Людмила»
Романсы
- «Венецианская ночь»
- «Я здесь, Инезилья»
- «Ночной смотр»
- «Сомнение»
- «Ночной зефир»
- «В крови горит огонь желанья»
- «Дивный терем стоит»
- «Прощание с Петербургом»
- «Признание»
- «Слышу ли голос твой»
- «Заздравный кубок»
- «Песнь Маргариты»
- «Мери»
- «Адель»
- «Финский залив»
- «Молитва»
- «Не говори, что сердцу больно»
- «Я помню чудное мгновенье»
Слушать композиции
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Русский композитор. Основоположник русской национальной оперы.
Автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила».
Его сочинения оказали влияние на крупнейших русских композиторов.
Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасское, Смоленская губерния. С десяти лет мальчик начал учиться игре на фортепьяно и скрипке. В 1817 году родители привозят Мишу в Санкт-Петербург и устраивают в Благородный пансион при Педагогическом институте. Именно в этот период начинающий музыкант берет уроки у крупнейших музыкантов.
По окончании пансиона в 1822 году Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди.
В 1830 году композитор уезжает за границу: сначала в Италию, затем в Австрию и Германию. В Италии изучает прославленный вокальный стиль «bel canto» и сам много сочиняет в «итальянском духе». Через три года Глинка уезжает в Германию и работает в области композиции, полифонии.
Вернувшись в Россию с новыми произведениями и обширными планами создания русской национальной оперы, Глинка, после долгих поисков сюжета для оперы, по совету Жуковского, останавливается на предании об Иване Сусанине. Премьера первой классической национальной русской оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1834 года на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. В произведении Михаил Иванович сумел возвысить до трагедии народный напев. Вскоре после постановки композитора назначили капельмейстером придворной певческой капеллы, которой руководил в течение двух лет.
В 1837 году Глинка приступил к работе над оперой «Руслан и Людмила», которая шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых — Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим.
Премьера оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила», по одноименной поэме Александра Пушкина с сохранением стихов подлинника, состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Произведение не было встречено с восторгом — и виной тому была публика, оказавшаяся не готовой к восприятию глинковских музыкальных новаторств, ухода от традиционной итальянской и французской оперных школ.
В 1844 году Михаил Иванович уезжает в Испанию. Творческим результатом этой поездки явились испанские увертюры: «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде», написанные на испанские народные темы. По возвращении из-за границы создает свое значительнейшее симфоническое произведение, «Камаринскую». В 1852 году Глинка вновь уезжает за границу, где проводит с небольшим перерывом последние годы своей жизни.
Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине от воспаления легких, в возрасте 52-х лет. Великого композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев, по настоянию младшей сестры Людмилы, прах Глинки был перевезен в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле Михаила Ивановича установили памятник, созданный по эскизу скульптора Ивана Горностаева.
Произведения Михаила Глинки
Оперы
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)(1836)
«Руслан и Людмила» (1837-1842)
Симфонические произведения
Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
«Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
Камерно-инструментальные сочинения
Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
«Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
Романсы и песни
«Венецианская ночь» (1832)
Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год)
«Я здесь, Инезилья» (1834)
«Ночной смотр» (1836)
«Сомнение» (1838)
«Ночной зефир» (1838)
«В крови горит огонь желанья» (1839)
Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840)
«Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
«Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
«Признание» (1840)
«Слышу ли голос твой» (1848)
«Заздравный кубок» (1848)
«Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
«Мери» (1849)
«Адель» (1849)
«Финский залив» (1850)
«Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
«Не говори, что сердцу больно» (1856)
«Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)
Память о Михаиле Глинке
Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-87 гг. в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве.
С 1884 по 1917 гг. в Российской империи вручались Глинкинские премии.
С 1966 по 1991 ежегодно присуждались Государственные премии РСФСР имени М. И. Глинки.
На киностудии «Мосфильм» сняты два биографических фильма — «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952).
К 150-летию со дня рождения композитора его имя было присвоено Государственной академической капелле.
В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки.
Имя присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.
Именем Глинки названа улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Семья Михаила Глинки
Жена — Мария (Марья) Петровна Иванова.
15.02.2019
Михаил Иванович Глинка
Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов. Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы. Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. В своих проникнутых патриотизмом прекрасных произведениях, маэстро так воспевал торжество добра и справедливости, что ими и в нынешнее время не перестают восхищаться и открывать в них всё новые совершенства.
Краткую биографию Михаила Ивановича Глинки и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография
Ранним утром 20 мая 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине. Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням. Согласно биографии Глинки в 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата. Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.
С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками — Беллини, Доницетти и Мендельсоном, изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность. В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы «Жизнь за царя», после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.
В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора. Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. Мария Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн. Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.
После провала «Руслана и Людмилы» музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам. На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя». Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.
Интересные факты
- М.И. Глинку принято считать отцом русской оперы. Отчасти это так – именно он стал родоначальником национального направления в мировом оперном искусстве, создал приемы типично русского оперного пения. Но говорить о том, что «Жизнь за царя» — первая российская опера, было бы неверно. История сохранила немного свидетельств о жизни и творчестве придворного композитора Екатерины II В.А. Пашкевича, но известны его комические оперы, шедшие на столичных сценах в последней трети 18 века: «Несчастье от кареты», «Скупой» и другие. Две оперы были им написаны на либретто самой императрицы. Три оперы для российского двора создал Д.С. Бортнянский (1786-1787 гг.). Е.И. Фомин в конце 18 века написал несколько опер, в том числе, по либретто Екатерины II и И.А. Крылова. Оперы и оперы-водевили выходили и из-под пера московского композитора А.Н. Верстовского.
- Опера К. Кавоса «Иван Сусанин» в течение 20 лет шла в театрах наравне с «Жизнью за царя». После революции шедевр Глинки был предан забвению, но в 1939 году, на волне предвоенных настроений, опера вновь вошла в репертуары крупнейших театров страны. Из идеологических соображений либретто было коренным образом переработано, а само произведение получило имя канувшего в лету предшественника – «Иван Сусанин». В первоначальном варианте опера вновь увидела сцену только в 1989 году.
- Роль Сусанина стала поворотной точкой в карьере Ф.И. Шаляпина. 22-летним юношей он исполнил арию Сусанина на прослушивании в Мариинском театре. Уже на следующий день, 1 февраля 1895 года, певец был зачислен в труппу.
- «Руслан и Людмила» — опера, сломавшая представления о традиционных вокальных голосах. Так, партия юного витязя Руслана написана не для героического тенора, как требовала бы итальянская оперная модель, а для баса или низкого баритона. Теноровые партии представлены добрым волшебником Финном и сказителем Баяном. Людмила – партия для колоратурного сопрано, в то время как Горислава – для лирического. Поразительно то, что роль князя Ратмира – женская, его поет контральто. Ведьма Наина – комическое меццо-сопрано, а ее протеже Фарлаф – бас-буффо. Героическим басом, которому в «Жизни за царя» отдана роль Сусанина, поет отец Людмилы, князь Светозар.
- По одной из версий, единственной причиной негативной критики в адрес «Руслана и Людмилы» явился демонстративный уход Николая I с премьеры – официальным изданиям надо было оправдать этот факт некими недостатками творческой части оперы. Возможно, что поступок императора объясняется слишком явными аллюзии на реальные события, приведшие к дуэли А.С. Пушкина, в частности, подозрения о связи его супруги с Николаем.
- Партия Ивана Сусанина положила начало серии великих басовых ролей русского оперного репертуара, включающей такие мощные фигуры, как Борис Годунов, Досифей и Иван Хованский, Князь Галицкий и Хан Кончак, Иван Грозный и Князь Юрий Всеволодович. Эти роли были исполнены поистине выдающимися певцами. О.А. Петров – первый Сусанин и Руслана, а через тридцать лет – и Варлаам в «Борисе Годунове». Его уникальный голос директор петербургского императорского театра случайно услышал на ярмарке в Курске. Следующее поколение басов представлял Ф.И. Стравинский, отец знаменитого композитора, служивший в Мариинском театре. Затем – Ф.И. Шаляпин, начавший карьеру в частной опере С. Мамонтова и выросший в мировую оперную звезду. В советское время в этих партиях блистали М.О. Рейзен, Е.Е. Нестеренко, А.Ф. Ведерников, Б.Т. Штоколов.
- Сам Михаил Иванович имел красивый голос, высокий тенор, и исполнял свои романсы под рояль.
- «Записки» М.И. Глинки стали первыми композиторскими мемуарами.
- Композитор, выглядящий внушительно на монументальных памятниках, на самом деле был маленького роста, отчего ходил, вскинув голову, чтобы казаться выше.
- В течение жизни Глинка страдал различными недугами. Отчасти они были обусловлены бабушкиным воспитанием в ранние годы, когда его изрядно кутали и многие месяцы не выпускали на улицу. Отчасти – тем, что родители приходились друг другу троюродными братом и сестрой, и все мальчики в семье отличались слабым здоровьем. Описаниям собственных болезней и их лечения отведено немалое место в его «Записках».
- У музыканта было 10 младших братьев и сестер, но его пережили только трое — сестры Мария, Людмила и Ольга.
- Глинка признавал, что мужскому обществу предпочитает женское, поскольку дамам нравились его музыкальные таланты. Он был влюбчивым и увлекающимся. Мать даже опасалась отпускать его в Испанию, из-за горячих нравов местных ревнивых мужей.
- Супругу композитора долгое время принято было представлять как недалекую женщину, не понимавшую в музыке и любившую только светские развлечения. Соответствовал ли такой образ действительности? Мария Петровна была женщиной практического склада, чем, вероятно, не оправдала романтических ожиданий своего мужа. Кроме того, на момент свадьбы ей было всего 17 лет (Глинке – 30), она только вступила в период выходов в общество, балов и праздников. Стоит ли ее наказывать за то, что она была увлечена нарядами и своей красотой более чем творческими прожектами мужа?
- Вторая любовь Глинки Екатерина Керн была полной противоположностью его жене – некрасивая, бледная, но тонко чувствующая, понимающая искусство интеллектуалка. Вероятно, именно в ней композитор увидел те черты, которые тщетно пытался найти в Марии Петровне.
- Карл Брюллов нарисовал немало карикатур на Глинку, которые задевали композиторское самолюбие.
- Из биографии Глинки мы знаем, что композитор был настолько привязан к матери Евгении Андреевне, что в течение жизни писал ей каждую неделю. После прочтения известия о ее кончине, у него отнялась рука. Он не был ни на ее похоронах, ни на могиле, поскольку считал, что без матери поездки в Новоспасское потеряли всякий смысл.
- Композитор, создавший оперу о борьбе с польскими захватчиками, имеет польские корни. Его предки осели под Смоленском, когда тот принадлежал Речи Посполитой. После возвращения земель под власть Российского государства, многие поляки приняли православие и присягнули царю, чтобы остаться жить на своей земле.
- Михаил Иванович очень любил певчих птиц и держал около 20 у себя дома, где для них была отведена целая комната.
- «Патриотическую песню» Глинка написал в надежде, что она станет новым российским гимном. Так и случилось, но не в 1833, когда выбрали «Боже, Царя храни!» А.Ф. Львова, а в 1991 году. За 9 лет, пока «Патриотическая песня» была национальным символом, к ней так и не были написаны слова. В том числе и по этой причине в 2000 году гимном России снова стала музыка Государственного гимна СССР А.Б. Александрова.
- Премьерой «Руслана и Людмилы» в постановке Д. Чернякова Большой театр открылся после реконструкции в 2011 году.
- Мариинский театр – единственный в мире, где в текущем репертуаре идут обе оперы композитора.
Творчество
Михаил Глинка в равной мере известен и своими операми, и романсами. Именно с камерной музыки началась его композиторская деятельность. В 1825 году он написал романс «Не искушай». Как нечасто бывает, одно из первых его творений оказалось бессмертным. В 1830-е были созданы инструментальные сочинения по мотивам оперной музыки В. Беллини, Соната для альта и фортепиано, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио». В этот же период Глинка пишет свою единственную симфонию, которую так и не закончил.
Путешествуя по Европе, Глинка все более укоренялся в мысли, что творчество русского композитора должно базироваться на исконной народной культуре. Он стал искать сюжет для оперы. Тему подвига Ивана Сусанина ему подсказал В.А. Жуковский, который принял непосредственное участие в создании текста произведения. Либретто написал Е.Ф. Розен. Событийная структура полностью была предложена композитором, поскольку стихи сочинялись уже на готовую музыку. Мелодически опера построена на противопоставлении двух тем – русской с ее разливной напевностью и польской с ее ритмичными, громкими мазуркой и краковяком. Апофеозом стал хор «Славься» — не имеющий аналогов торжественный эпизод. «Жизнь за царя» была представлена в Большом театре Санкт – Петербурга 27 ноября 1836 года. Примечательно, что постановкой руководил и дирижировал К. Кавос, за 20 лет до этого создавший собственного «Ивана Сусанина» на основе материала народного творчества. Мнение публики разделилось – одних шокировала простая «мужицкая» тема, другие посчитали музыку слишком академичной и сложной для восприятия. Император Николай I отнесся к премьере благосклонно и лично поблагодарил ее автора. Более того, ранее он сам предложил название опере, до этого поименованной «Смерть за царя».
Еще при жизни А.С. Пушкина Глинка задумал перенести на музыкальную сцену поэму «Руслан и Людмила». Однако эта работа началась только в скорбный год кончины великого поэта. Композитору пришлось привлечь нескольких либреттистов. Сочинительство заняло пять лет. В опере совершенно иначе расставлены смысловые акценты – сюжет стал более эпичным и философским, но несколько лишенным иронии и фирменного пушкинского юмора. По ходу действия герои развиваются, испытывают глубокие чувства.
Премьера «Руслана и Людмилы» прошла в столичном Большом театре 27 ноября 1842 года – спустя ровно 6 лет после «Жизни за царя». Но на дате сходства двух премьер исчерпываются. Встречена опера была неоднозначно, в том числе из-за неудачных замен в артистическом составе. Императорская фамилия демонстративно покинула зал прямо во время последнего действия. Это было поистине скандальное происшествие! Третий спектакль расставил все по своим местам, и публика оказала новому творению Глинки теплый прием. Чего не сделала критика. Композитора обвиняли в рыхлой драматургии, несценичности и затянутости оперы. По этим причинам ее почти сразу же стали сокращать и переделывать – зачастую, неудачно.
Одновременно с работой над «Русланом и Людмилой» Глинка писал романсы и вокальный цикл «Прощание с Петербургом», «Вальс-фантазию». За рубежом возникли две Испанские увертюры и «Камаринская». В Париже триумфально прошел первый в истории концерт русской музыки, состоявший из его произведений. Последние годы композитор был полон идей. В свой роковой год оказаться в Берлине его подвигло не только исполнение «Жизни за царя», но и занятия с известным теоретиком музыки З. Деном. Несмотря на свой возраст и опыт, он не переставал учиться, желая идти в ногу с тенденциями времени – в блестящей творческой форме был Дж. Верди, набирал силу Р. Вагнер. Российская музыка заявила о себе на европейских сценах, и нужно было продвигать ее далее.
К сожалению, планы Глинки прервала судьба. Но благодаря его творчеству, русская музыка получила значительное развитие, в стране появились многие поколения талантливых композиторов, было положено начало российской музыкальной школе.
Музыка Глинки в кино
М.И. Глинка мало известен за рубежом, поэтому его музыку использует в основном отечественный кинематограф. Самые известные фильмы:
- «Русский ковчег» (реж. А. Сокуров, 2002);
- «Сирота Казанская» (реж. В. Машков, 1997);
- «Большая перемена» (реж. А. Коренев, 1972).
По биографии Глинки в 1940-50 годы вышли два фильма. Первый из них, «Глинка», был создан в 1946 году режиссером Львом Арнштамом, в заглавной роли – Борис Чирков. Образ композитора – живой и достоверный, много внимания уделено его личности и частной жизни. Примечательно, что второй по важности персонаж картины – крепостной человек Ульяныч (в этой роли В.В. Меркурьев), прототипом которого послужил дядька Илья, сопровождавший Михаила Ивановича в течение многих лет. Фильм 1952 года «Композитор Глинка», снятый Г. Александровым с Борисом Смирновым в заглавной роли охватывает более узкий период жизни музыканта, относящийся ко времени создания двух его опер. Картина не избежала влияния времени при изображении событий дореволюционной истории. Одну из последних своих ролей, сестру композитора, здесь сыграла Л. Орлова.
Как это часто бывает с гениями, значение Михаила Ивановича Глинки для русского искусства стало очевидно только после его смерти. Композитор оставил небольшое по числу, но впечатляющее по размаху, новаторству и мелодичности музыкальное наследие. Его оперы – нечастые гости подмостков, прежде всего потому, что их постановка требует масштабности и качественных разноплановых голосов, которые могут себе позволить только крупнейшие театры. В то же время невозможно представить вокальный вечер романсов без его сочинений. Его именем названы улицы и учебные заведения, память о нем увековечена и на родине, и за рубежом. Это говорит о том, что Глинка получил именно такую славу, о которой мечтал – народное признание и любовь.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Глинке
Биография
Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».
Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца — Ивана Николаевича Глинки.
Мальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.
После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.
В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Майер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса. В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем Майером публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.
Начало карьеры
Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.
Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.
В 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.
В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.
Расцвет карьеры
Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.
В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.
Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.
Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.
Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».
Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.
Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин.
Личная жизнь
Биография Глинки — это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.
У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.
Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.
Глинка и Пушкин
Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.
Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.
Смерть
В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.
Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».
Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.
Интересные факты
- Глинка стал автором романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
- После того как композитор получил известие о смерти матери в 1851 году, у него отнялась правая рука. Мать была для музыканта самым близким человеком.
- У Глинки могли быть дети. Возлюбленная музыканта в 1842 году была беременна. Композитор в этот период был официально женат и не смог получить развод. Музыкант дал Екатерине Керн большую сумму денег на избавление от чада. Женщина почти на год уехала в Полтавскую область. По одной из версий, ребенок все-таки родился, так как Екатерина Керн отсутствовала слишком длительный период времени. За это время чувства музыканта угасли, он оставил пассию. Глинка к концу своей жизни очень жалел, что попросил Екатерину избавиться от ребенка.
- Музыкант много лет добивался развода со своей женой Марией Ивановой, намереваясь сочетаться браком со своей возлюбленной Екатериной Керн, но, получив свободу, решил отказаться от женитьбы. Он оставил свою пассию, побоявшись новых обязательств. Екатерина Керн почти 10 лет ждала, что композитор вернется к ней.
Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.
Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.
Ранние годы
Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.
Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.
Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.
Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.
Начало карьеры композитора
Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.
После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.
К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).
В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.
Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.
Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.
Расцвет творчества
В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.
В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название — «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.
Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.
Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.
Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.
Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».
Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.
Поздние годы. Смерть
Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.
В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.
В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская», где сочетает мелодии русских фольклорных песен — напевной свадебной и зажигательной плясовой.
За работой.
Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.
Факты из жизни
Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:
- Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
- В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
- Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
- Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.
Наследие. Значение
Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических произведений, композиции для фортепиано и струнных, романсы и песни, церковные темы. Пьесы для одного инструмента иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс-фантазия).
Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.
Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире.
В честь композитора названы три консерватории. Ему возведены памятники в Смоленске, Санкт-Петербурге, Киеве. Усадьба, где он родился, превращена в дом-музей.
Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге.
В России существует авторитетный конкурс имени Глинки, в котором соревнуются певцы.
«Патриотическая песня» М. И. Глинки звучала как официальный гимн России в 1991 — 2000 годах.