«Могучей кучкой» называли творческое содружество русских композиторов во главе с Милием Балакиревым. Оно сложилось в Санкт-Петербурге в конце 1850-х — начале 1860-х годов. В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи.
Идейным вдохновителем и консультантом кружка был художественный критик и литератор Владимир Стасов. Он и дал ему название «Могучая кучка». В мае 1867 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» критик написал в рецензии, посвященной концерту в честь славянской делегации на Всероссийской этнографической выставке: «…сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Эта фраза стала крылатой.
Кучкисты называли себя наследниками Михаила Глинки: они считали главным направлением развития музыки идею народности, к которой искали новые подходы. Чтобы подчеркнуть эту преемственность, композиторы именовали свое содружество «Новой русской музыкальной школой».
В то время среди русской интеллигенции все популярнее становились идеи народничества. Следуя этой тенденции, композиторы «Могучей кучки» стремились сделать музыку более близкой и понятной широкой публике. Они исследовали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями и использовали народные песни в своих сочинениях. Так появились оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского.
Кроме того, балакиревцы хотели сделать музыкальные знания доступными для всех сословий и вели общественно-просветительскую работу. В 1862 году они с помощью хормейстера Гавриила Ломакина открыли Бесплатную музыкальную школу. Также члены «Могучей кучки» — Кюи, Бородин, Римский-Корсаков — писали критические музыкальные статьи и рецензии в прессе.
Уже к концу 1870-х — началу 1880-х годов творчество композиторов стало популярно, причем не только на родине, но и за рубежом. Там кружок называли «Русской пятеркой». Поклонником и другом кучкистов был Ференц Лист. Однако в 1870-е годы, как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школой, и «Могучая кучка» распалась.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
«Могучая кучка»
Н.А.Римский – Корсаков.
Сцена из оперы « Садко».
«Могучая кучка» ( или балакиревский кружок, ещё одно название – «Новая русская музыкальная школа»)- это союз композиторов России. Название кружку дал художественный критик В.В.Стасов, отмечая большую роль произведений композиторов в жизни страны.
« Могучая кучка» сложилась в конце 1850-х – начале 1860-х годов. Это было неспокойное время в России. Народные волнения, подъём общественного движения, вызванный подготовкой и отменой крепостного права в 1861 году, были одной из причин, побудивших многих известных и талантливых композиторов обратиться к народной теме в своём творчестве. Они изучали фольклор, церковное пение, пытались постичь идеи, особенности народной мелодии и воплотить их в своих произведениях.
Наиболее распространённым в то время стал крупный жанр в музыке- опера, в которой часто имелись национальные, фольклорные элементы.
Просуществовала « Могучая кучка» до конца 1870-х годов, став заметным явлением в музыкальной жизни страны. И сегодня произведения, созданные в то время, являются золотым фондом музыкального искусства нашей страны.
Состав «Могучей кучки»:
М.А.Балакирев ( организатор и руководитель)
А.П.Бородин
Ц.А.Кюи
М.П.Мусоргский
Н.А.Римский – Корсаков
Особенности творчества композиторов « Могучей кучки»:
-
Отражение идей времени, приближение музыки к проблемам и запросам современности
-
Поиск новых форм и способов воплощения данных идей, главной из которых является прославление патриотизма, героизма народа России
-
Отражение ярких страниц истории России
-
Критическое отражение социальной действительности
-
Отражение народного быта, наличие фольклорных и сказочных элементов в произведениях
«Могучая кучка» оказала огромное влияние на развитие музыкального искусства в России, её идеи, принципы, формы методы отражения действительности стали школой для многих композиторов последующих эпох.
Произведения композиторов « Могучей кучки»
Композиторы |
Произведения |
М.А.Балакирев
|
Музыка к трагедии В.Шекспира « Король Лир» Увертюра на тему испанского марша Романсы: « Жаворонок», « Ты пленительной неги полна», «Взошёл на небо месяц» и другие Увертюра « 1000 лет» |
А.П.Бородин
|
Оперы: «Князь Игорь» «Богатыри» |
Ц.А.Кюи
|
Оперы: « Кавказский пленник» (по Пушкину) «Пир во время чумы» ( по Пушкину) «Капитанская дочка»( по Пушкину» В поздние периоды писал оперы для детей: « Красная шапочка» «Кот в сапогах» и другие. |
М.П.Мусоргский
|
Оперы: Борис Годунов Хованщина |
Н.А.Римский-Корсаков
|
Романсы « Увертюра на темы трёх русских песен» «Сербская фантазия» Опера «Псковитянка» «Царская невеста» В более позднее время создал оперы: «Ночь перед Рождеством» « Садко» «Моцарт и Сальери» « Сказка о царе Салтане» «Золотой петушок» |
Автор: Мельникова Вера Александровна
Могучая кучка
Музыкальная культура XIX столетия выдалась необыкновенно богатой на творческие школы и художественные направления. Среди них особняком стоит так называемая «Могучая кучка» — блестящее содружество пяти композиторов. Всех этих музыкальных гениев объединяла не только тесная дружба, любовь к музыке и творчеству – их умы пленили общие взгляды на искусство. Эта группа талантливых музыкантов не просто оставила глубокий след в отечественной истории, но и коренным образом изменила ее дальнейшее развитие.
Историю «Могучей кучки» и множество интересных фактов читайте на нашей странице
Как все начиналось
Кружок знаменитых музыкантов сложился не сразу, поскольку по разным причинам они на протяжении нескольких лет не могли встретиться в полном составе.
Первым шагом к появлению «Могучей кучки» стал приезд из Нижнего Новгорода в Петербург М.А. Балакирева. Тогда ему было всего лишь 18 лет, но он уже успел снискать славу одаренного музыканта. Все современники единогласно отмечали его блестящую виртуозную технику, глубину исполнительской мысли и великолепное чувство формы.
Своими выступлениями он привлек к себе внимание не только меломанов и завсегдатаев петербургских концертных залов, но и музыкального критика и историка искусств В.В. Стасова, позднее ставшего главным идейным вдохновителем кучкистов. Талантливого пианиста наперебой приглашали к себе на концерты состоятельные вельможи, однако Балакирев быстро осознал, что такие светские развлечения ему не интересны, и выбрал для себя другой путь. Милий Алексеевич увидел свой долг в ином служении отечественной культуре – он решил стать музыкантом-просветителем. К концу 50-х – началу 60-х годов он являлся одной из ведущих фигур русского музыкального искусства, на которую равнялись и с которой мечтали познакомиться лично начинающие музыканты. И зачастую, такие знакомства проходили на музыкальных вечерах, которые организовывали у себя дома любители высокого искусства.
В 1856 году страстный поклонник камерной музыки, инспектор Петербургского университета А.И. Фицтум фон Экстедт регулярно проводил в своем доме квартетные собрания, на одном из которых и произошла знаменательная встреча Балакирева с Ц.А. Кюи. Правда, для Кюи тогда музыка была всего лишь увлечением – он обучался в Военно-Инженерной академии и не так давно был произведен в офицеры, однако эта встреча буквально перевернула его жизнь. Казалось бы, он был полной противоположностью Милия – очень рассудительным, расчетливым, остроумным, однако своей живостью смог привлечь его внимание и расположить к себе. Тогда Балакирев рассказал ему о Глинке, а Кюи поделился с ним впечатлениями о музыке своего учителя Монюшко. Этот простой, казалось бы, разговор, и положил начало великой дружбе. Причем, с того самого момента они были не только приятелями, которые посещали многие музыкальные вечера вместе: Балакирев стал для Кюи учителем, под руководством которого он создал свои первые композиторские опусы.
Регулярно устраивались собрания и в доме С. Даргомыжского. Именно там, в 1857 году Кюи подружился с гвардейским офицером М. П. Мусоргским. Кюи, в свою очередь, представил молодого военнослужащего Балакиреву, и с тех пор Модест Петрович стал частым гостем в его доме. Мусоргский был так вдохновлен этим знакомством, что в первое время даже брал у него уроки.
Следующим ряды будущей «Могучей кучки» пополнил Н.А. Римский-Корсаков. Произошло это с подачи его педагога Ф.А. Канилле. Причем, заслуга этого учителя перед музыкальным искусством огромна, ведь именно благодаря ему воспитанник Морского Кадетского корпуса Римский-Корсаков продолжил занятия музыкой, вопреки запретам его старшего брата. Видя одаренность своего ученика, Канилле по-прежнему приглашал его к себе на занятия. Правда, это уже были не такие полноценные уроки – Николай показывал свои сочинения, а его бывший педагог делал замечания и знакомил его с композиторскими приемами и теорией.
Поскольку Канилле был близок со многими выдающимися музыкантами своего времени, он твердо решил ввести в этот круг и Римского-Корсакова. 26 ноября он привел его в дом Хилькевича, расположенный на Офицерской улице (позднее переименованной в улицу Декабристов), где и собирались молодые музыканты. В 1862 году на такой встрече Бородин был представлен Балакиреву и Кюи.
С легкой руки Стасова…
В 60-е годы XIX столетия произошло значимое для отечественной музыкальной культуры событие, которое и дало содружеству петербургских музыкантов имя. У истоков этого события стоял М.И. Балакирев.
Одним из близких друзей Милия Алексеевича был хоровой дирижер Г.Я. Ломакин. Очень часто они вместе с Серовым и Стасовым собирались вместе, чтобы обсудить насущные проблемы. Во время одной из таких встреч разговор зашел о музыкальном прогрессе, развитии хорового искусства, и, конечно, знаменитом хоре графа Шереметьева, где Ломакин значился капельмейстером. И тогда все возмутились тем фактом, что послушать этот гениальный хор могут лишь избранные, в то время как он должен быть всеобщим достоянием. В ответ на это Балакирев озвучил свою идею, давно не дающую ему покоя – он предложил создать Бесплатную музыкальную школу, в которой образование мог получить любой желающий. Из учеников композитор предложил создать свой оркестр и хор. Эта идея очень понравилась Ломакину, и он сразу же занялся ее реализацией. Он уговорил Шереметьева отпустить его хор на публичный концерт, а все собранные средства отдать на открытие школы. Граф ответил согласием, и 18 марта 1862 года в учреждении были проведены первые уроки. Желающих учиться было очень много, и поэтому к 1865 году в распоряжении Балакирева уже был хорошо подготовленный симфонический оркестр и прекрасно обученный хор.
Параллельно с педагогической работой Балакирев продолжал дирижерскую деятельность. В 1867 году он отправился в Прагу, чтобы там познакомить чешскую публику с операми Глинки. На премьере «Руслана и Людмилы» выяснилось, что куда-то пропала партитура. Однако маэстро не растерялся и продирижировал наизусть. Эта постановка оживила межславянские отношения и Россию стали часто посещать представители других стран. В их честь решено было устроить концерт силами Бесплатной музыкальной школы, и будущие кучкисты как раз готовили его программу. Специально для него они даже решили сочинить одночастные произведения: Балакирев взялся за «Увертюру на чешские темы», Римский-Корсаков – «Фантазию на сербские темы», а Мусоргский надумал написать симфоническую поэму, повествующую о событиях в Чехии XV века.
В итоге Мусоргский свою задумку так и не осуществил, а вот другие два произведения были написаны и исполнены на концерте 12 мая 1867 года. Прошел он с небывалым успехом, и о нем даже написали в столичной прессе. Свой вклад в обсуждение этого концерта внес и Стасов, написав объемную статью под названием «Славянский концерт г. Балакирева». Эту работу он решил окончить одним наставлением, дабы слушатели навсегда запомнили то, «сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Эта фраза стала судьбоносной и название «Могучая кучка» прочно вошло в музыкальную историю. Также это содружество музыкантов известно под названиями «Балакиревский кружок», «Группа пяти», «Русская пятерка» и «Новая русская музыкальная школа».
Распад
В последней трети XIX века в переписке кучкистов, их друзей и родных частенько встречаются рассуждения о том, что именно послужило причиной раскола содружества. Лучше всех эту мысль выразил Бородин, который писал, что считает естественным явление, когда по мере становления и взросления личности ее индивидуальность и взгляды берут верх над общественными убеждениями. Вкусы, предпочтения меняются вместе с человеком, и этот процесс во все времена неизбежен, считал он.
В 1881 году самым первым ушел из жизни Мусоргский. Перед неизбежной кончиной его мучило подорванное здоровье и постоянные недуги, к тому же угнетало тяжелое материальное положение. Все это отвлекало его от творческой самореализации, вгоняло в депрессию и заставило уйти в себя.
1887 году скончался Бородин. После его смерти дороги оставшихся в живых членов группы разошлись безвозвратно. Балакирев, выбрав отчужденный образ жизни, прервал отношения с Римским-Корсаковым, Кюи к тому времени давно в творческом смысле потерял своих одаренных товарищей. Лишь один Стасов продолжал поддерживать отношения со всеми троими.
В начале 70-х годов Балакирев оставил свои музыкальные притязания и на время перестал заниматься сочинительством. В конце десятилетия он вновь принялся творить, но уже тогда всем было понятно, что его творческий запал угас. Очевидно было, что потенциал, внутренний огонь и силы оставили композитора. Но все же, ему удалось сохранить за собой место руководителя Придворной капеллы и Бесплатной музыкальной школы. Именно ему и Римскому-Корсакову ученики обязаны тем, что получили блестящее образование и стали со временем выдающимися деятельными искусства. Маэстро не стало в 1910 году.
Кюи со временем окончательно оставил музыку и вплотную занялся второй профессией. 1888 году он занял место профессора и преподавателя при Военно-инженерной академии на кафедре защитных сооружений и опубликовал немало интереснейших трудов на эту тему.
Только Римский-Корсаков до конца своей долгой жизни (он умер лишь в 1908 году) оставался верен идеям и идеалам, когда-то возвысившим «Могучую кучку». Он долгое время возглавлял общественное музыкальное движение, занимался педагогической работой и даже стал дирижером Бесплатной музыкальной школы.
Интересные факты
- Из-за того, что композиторы долгое время не могли встретиться впятером, точной даты основания «Могучей кучки» не существует. Временем создания кружка принято считать конец 1850-начало 1860 гг. XIX столетия. Нет и точной даты распада содружества – во всех источниках значатся 70-е гг.
- Головная боль Балакирева помогла ему завести знакомство с Бородиным. Однажды к Боткину, который был профессором-терапевтом, пришел Балакирев и пожаловался на сильные головные боли. Боткин сам любил музыку, сам играл на виолончели, и поэтому он быстро перестал быть для Милия врачом. Вскоре он пригласил его принять участие в его «субботах» — именно так он называл встречи, которые проходили у него дома. Там собирались артисты, музыканты и писатели, и именно там Балакирев познакомился с Бородиным. После этого Александр Порфирьевич стал частым гостем в доме Милия Алексеевича, и вскоре органично вписался в творческий союз.
- После знакомства с Балакиревым Мусорский стал брать у него платные уроки. Однако стоило им подружиться, как их занятия переросли в приятельские, а вместе с тем и бесплатные творческие встречи.
- Бородин и Мусоргский впервые встретились еще в 1856 году, правда, тогда они не обратили друг на друга никакого внимания. Случилось это в военно-сухопутном госпитале. Тогда Бородин был дежурным врачом, а Мусоргский – дежурным офицером.
- Страстным почитателем «Русской пятерки» был Ференц Лист. Он лично знал Бородина, и очень ценил его творчество. Лист старательно пропагандировал произведения всех кучкистов в Западной Европе.
- Некоторые историки считают критика Стасова негласным шестым кучкистом, и это несмотря на то, что он не занимался композиторской деятельностью.
- Большим достижением композиторов-балакиревцев стало возрождение фольклора. Они стремились создать национальный стиль в искусстве, и поэтому возвращались к его истокам – организовывали экспедиции, во время которых собирали фольклор, исследовали и систематизировали его, а после вписывали в свои сочинения. Также кучкистами было издано несколько крупных сборников русских народных песен, которые пользуются большой популярностью и в наши дни.
- В мире существует несколько композиторских объединений, организованных по типу «Могучей кучки». Например, в XX столетии появилась «Армянская могучая кучка» — это объединение пяти армянских композиторов, возникшее в 1920-1921 гг. В нее входили А. Арутюнян, А. Бабаджанян, А. Худоян, Л. Сарьян и Э. Мирзоян. В эти же годы во Франции под руководством Э. Сати и Ж. Кокто образовалась так называемая «Шестерка». В этом творческом союзе значились Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк и Ж. Тайфер. В 1930 году в Испании сложилась еще одна группа – «Большая восьмерка», куда входили Роза Гарсиа Аскот, Сальвадор Бакариссе, Эрнесто Альфтер, Хулиан Баутиста, Хуан Хосе Мантекон, Густаво Питталуга, Фернандо Ремача, Jesus Bal y Gay. Несколько позднее образовалась и «Турецкая пятерка», которую составили — Джемаль Решит Рей, Хасан Ферид Алнар, Ахмед Аднан Сайгун, а также Неджиль Казым Аксес и Ульви Джемаль Эркин. Существует и «Американская пятерка», членами которой являются Ч. Айвз, К. Рагглс, У. Риггер, Дж. Беккер, Г. Кауэлл.
- Четыре композитора-кучкиста носили бороды – это Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский. Любопытно, но ни на одном из прижизненных портретов у Бородина нет бороды, а вот на могильном камне он изображен бородатым.
- Русский художник К.Е. Маковский в 1871 году создал карикатуру на «Могучую кучку». На ней композиторы запечатлены в облике братьев наших меньших – Кюи предстает лисицей, руководитель содружества Балакирев – медведем, Мусоргский – петухом, а любитель морской стихии Римский-Корсаков – крабом, из-за его спины выглядывает Бородин. Также на этом полотне присутствуют В. Гартман в виде забавной обезьянки, сестры Пургольд в облике собак, знаменитый критик Серов в образе громовержца и Стасов, на плече которого уютно расположился скульптор М. Антокольский в образе великого и коварного искусителя Мефистофеля.
Всегда ли их было пятеро?
Любопытно, но поначалу в составе творческого союза числились только четыре композитора – Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Балакирев. Они ежедневно собирались в доме Балакирева, и первое эти встречи больше походили на уроки – друзья музицировали, а после анализировали творения великих гениев музыкального искусства, дотошно разбирая техническую и творческую сторону каждого сочинения. Набравшись достаточно опыта, они стали давать настоящие концерты – пианисты Балакирев и Мусоргский играли дуэтом и порознь, Модест Петрович часто пел. Бывало, что композиторы ставили даже целые сцены из опер. Здесь же впервые звучали и их сочинения. Однако вскоре эта творческая идиллия была нарушена, и друзей временно осталось трое – в 1862 году по долгу своей профессии Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание. Вернулся он только три года спустя.
За время отсутствия морского офицера в коллектив влился А.П. Бородин, и произошло это тоже совершенно случайно. Осенью 1862 он возвращался из заграничной командировки, где на протяжении трех лет изучал достижения западных ученых в химии. Теперь же он мечтал о встрече со своими родными и друзьями. Среди дорогих ему людей был его коллега, товарищ по Медико-хирургической академии, С.П. Боткин. К нему Бородин и поспешил направиться. Знаменитый врач был ценителем музыки и также организовывал у себя дома музыкальные встречи. Именно на таком вечере Боткин и познакомил Бородина с Балакиревым. Творческие встречи продолжались, но пока без Римского-Корсакова. С ним Бородина знакомили заочно, исполняя его сочинения. По возвращению морского офицера знакомство состоялось лично. Это был 1865 год.
Немного о врагах «Могучей кучки»
Основным противником содружества был А.Г. Рубинштейн и его академическая петербургская школа. Кучкисты и Рубинштейн преследовали одну цель – развитие музыкальной культуры и образования в России, однако для ее достижения предлагали совершенно разные пути. Собственно, это и стало главной причиной конфликта. Балакиревцы считали, что русское искусство должно иметь свой путь развития и опираться только на национальную основу. Рубинштейн же был убежден, что отечественное искусство и образование нужно строить по западноевропейскому образцу. К слову, эту позицию основателя петербургской консерватории не разделяли не только композиторы кружка, но и практически все музыковеды XX века во главе со Стасовым. Они считали его взгляды пагубными для России.
Последователи «Балакиревского кружка»
Члены «Могучей кучки» заложили основы, которые Римский-Корсаков во время своей преподавательской деятельности сумел передать ученикам. На великих идеях кучкистов были воспитаны А.К. Глазунов, А.С. Аренский, Н.В. Лысенко, А.А. Спендиаров, М.М. Ипполитов-Иванов, М.О. Штейнберг, Н.Я. Мясковский, А.К. Лядов.
Причем, воплощение традиций балакиревцев наблюдается не только в творчестве этих младших современников и соотечественников величайшего педагога – веяния «кучкизма» отчетливо прослеживаются и в новаторских свершениях следующего, XX столетия. Творцы этого времени по-новому возрождали свойственную для кружка тематику. Например, излюбленные Римским-Корсаковым волшебные сказки и старинные обряды можно обнаружить в ранних опусах И.Ф. Стравинского. Творческие находки кучкистов в симфонических пейзажных зарисовках нашли иное отражение в звукописи К. Дебюсси и О. Респиги. Столь любимая балакиревцами тема Востока сыграла основополагающую роль при становлении своенравного искусства А. Хачатуряна. Однако наиболее широкое развитие идеи содружества получили в творчестве С.С. Прокофьева, который неоднократно в своей работе обращался и к русским сказкам, и к прозе и даже к эпическим сказаниям.
Композиторы «Могучей кучки» во многом стали первооткрывателями, и значение их наследия для русской музыкальной культуры просто невозможно переоценить. Для последующих поколений эти пять гениальных художников стали не просто творческим содружеством, а настоящим созвездием талантов, прочно обосновавшимся на мировом музыкальном небосводе.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Могучей кучке
Участники «Могучей кучки»
«Могучая кучка», «Новая русская музыкальная школа», «Русская пятерка», «Балакиревский кружок» — всё это — названия одного и того же союза композиторов, объединившихся в своих творческих убеждениях, формировавшегося на протяжении нескольких лет в столице Российской Империи Санкт-Петербурге (исследователи приводят период с конца 1850-х по начало 1860-х годов). Удивительно, но за весь период своего существования содружество практически не меняло свой состав, настолько сплоченными и вдохновленными совместным творчеством были его члены.
Основоположники кружка
Рассказ об этой уникальной композиторской унии стоит начать с краткого повествования обо всех ее участниках и основателе. В этот перечень попали широко известные деятели музыкального искусства, которые стояли у истоков этого творческого тандема:
- Милий Алексеевич Балакирев. Именно этот уроженец Санкт-Петербурга, проводивший все детство на берегу Волги, стал основателем прославившегося на всю Россию и за ее пределами кружка. С самого юношества подававший большие надежды Балакирев прославился своей любовью к народным песням, которые ему доводилось слышать в деревне, а также демократическими взглядами в музыке. Милий Алексеевич болел за внедрение в творческий мир всего нового, но не без народного многоголосия и восточных мотивов, ставших основой его фантазии «Исламия». Именно с момента его встречи с идейным единомышленником Стасовым, которая состоялась в 1856 году, и ведет свой отсчет легендарная «Русская пятерка».
- Цезарь Антонович Кюи. Невзирая на то, что этот автор был наименее известен из всего звездного коллектива, именно он был самым ярым сторонником этого союза, поставившим такие интересные оперы, как «Анджело» и «Вильям Ретклиф». Внушительный вклад Кюи внес и в постановку детской оперы, будучи необычайно задушевной и поэтичной личностью. В то же время нельзя не отметить ту жесткость, с которой композитор воспринимал некоторые новаторские идеи своих соратников, будь то нерешенные диссонансы Бородина или постановка «Борис Годунов» Мусоргского (к ней Кюи даже написал разгромную рецензию). Он же стал ярым противником создания Римским-Корсаковым нового союза композиторов после распада «кучки».
- Модест Петрович Мусоргский. Пожалуй, самый радикальный член сообщества, авторству которого принадлежит такое гениальное произведение, как «Борис Годунов». Практически во всех работах композитора главной темой являлся русский народ со всей прилагающейся проблематикой общества и сословий, откуда и их ярко выраженная социальная направленность. Среди главных достижений — введение романсов и прочей словесной песенности, не использованных ранее ни одним другим композитором.
Эта троица жила общей идеей, сохраняя ей верность до конца существования кружка и собственной жизни. Каждый участник состоялся в профессиональном плане, всячески способствуя в становлении творческих соратников.
Римский-Корсаков и Бородин
Чуть позже формирующийся кружок пополнился новыми участниками, которые также внесли свою лепту в его деятельность. Самый молодой из них стал последователем союза, продолжив дело своих единомышленников даже после его распада. Этими двумя новичками оказались:
- Николай Андреевич Римский-Корсаков. Благодаря своему знакомству с Балакиревым стал участником кружка в 18 лет, что самым благоприятным образом повлияло на все последующие произведения автора. «Золотой петушок», «Садко», «Снегурочка» — оперы композитора пропитаны не просто русским духом, а самой настоящей сказочностью, являющейся неотъемлемой частью культуры. Из особенностей его работ стоит выделить не применявшуюся ранее разбивку на 11 четвертей, позволяющей справляться с поставленными задачами как дирижерам, так и оперным исполнителям.
- Александр Порфирьевич Бородин. Недаром говорится, что талантливый человек талантлив во всем, ведь, помимо музыки, этот замечательный композитор подавал большие надежды в химии. Наиболее знаменитым творением этого гения стала симфония, получившая название «Богатырская». Также Бородин долгое время работал над созданием оперы «Князь Игорь», правда, ему так и не удалось закончить свое дело, в результате чего оно перешло по наследству Римскому-Корсакову и Глазунову. Из музыкально-технических особенностей — введение диссонансов, которые Бородин специально оставлял «нерешенными», получая за это шквальную критику и обвинения в профессиональной безграмотности даже от своих соратников.
Несмотря на то, что руководить коллективом доводилось Балакиреву, его идейным вдохновителем и постоянным консультантом практически во все времена оставался писатель и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов. Именно в докладе идеолога о «Могучей кучке», составленного после прослушивания концерта руководителя группы Балакирева, было впервые упомянуто ее название, впоследствии ставшее наиболее известным.
История создания и деятельность
Сегодня можно найти довольно много интересной информации о «Русской пятерке», а также о ее продолжении, основателем которого стал один из членов союза Римский-Корсаков, поэтому целесообразно привести выжимку самых важных фактов из жизни великого творческого коллектива.
Хронология событий
Началось все с балакиревского приезда в Северную Пальмиру. Сочинивший свои первые этюды в 4 с небольшим года 18-летний юноша мечтал о музыкальной карьере в столице. К тому моменту он был вхож в лучшие дома Петербурга, где проводились музыкальные вечера, и уже успел написать дебютный концерт аллегро, который довелось услышать критику Стасову. Впечатленный емким содержанием программы, общественный деятель подружился с талантливым музыкантом и именно с его легкой руки было положено начало творческому союзу. Далее события развивались в следующей последовательности:
- В 1856 году происходит встреча Балакирева с военным инженером Цезарем Кюи, который еще в 5 лет начал проявлять огромный интерес к музыке, подбирая военные марши на домашнем рояле. Примечательно, что спустя годы можно было констатировать факт о меньшей приверженности Кюи к общей идеологии творческого коллектива.
- Спустя год творческий тандем принял еще одного талантливого композитора — Мусоргского, опубликовавшего в 13 лет свою первую военную польку, названную «Подпрапорщик». Среди уникальных способностей композитора — привычка написания музыки набело без использования черновиков.
- В 1862 году вхожим в группу приятелей по интересам стал дипломированный морской офицер 18 лет от роду Николай Римский-Корсаков, который умудрился стать профессором Петербургской консерватории, не имея для этого специального образования. Со временем композитор восполнил прорехи в своих теоретических познаниях и даже выпустил методические пособия по практической гармонии и оркестровке.
- В тот же период происходит знакомство с профессором Бородиным, в 13-летнем возрасте сочинившим свой первый концерт для флейты и фортепиано. Среди заслуг этого талантливого композитора — введение оркестровой аранжировки для четырех разных инструментов со специально придуманной для этого симфонией.
Балакирев познакомил своих новоиспеченных соратников с основными теоретическими понятиями об оркестровке, гармонии, композиции и прочих важных составляющих музыкального мира. Единомышленники увлекались трудами известных русских критиков Белинского, Чернышевского, Герцена и Добролюбова и считали себя последователями Глинки, который только-только ушел из жизни, оставив после себя богатое культурное наследие.
Распад и наследие
Каждое собрание соратников проходило в более чем оживленной атмосфере. В воздухе буквально витал дух демократии, поэтому неудивительно, что представители русской интеллигенции, прославлявшие свою родную землю и народ, помышляли о настоящей культурной революции. Нередко великий класс посещали и другие творческие личности, среди которых художник Илья Ефимович Репин, писатель Иван Сергеевич Тургенев, скульптор Марк Матвеевич Антокольский и пр. Вхож в кружок был и знаменитый композитор Петр Ильич Чайковский, правда, отношения с ним у главы и участников музыкального коллектива далеко не всегда складывались лучшим образом.
К сожалению, в 70-х годах в союзе композиторов возникли разногласия, и после 20-летнего существования «Русская пятерка» распалась. Тогда усилиями Римского-Корсакова центр деятельности бывшего союза удалось сохранить, как и его основную идеологию, переместив ее в учебные классы Петербургской консерватории, что было воспринято в штыки Кюи. Чуть позже композитором был организован так называемый «Беляевский кружок», который стал негласным наследником «Новой русской музыкальной школы».
Уже в начале XX века Римский-Корсаков, возглавлявший новый музыкальный союз, разделил бразды правления с другими видными деятелями искусства, среди которых оказались Анатолий Константинович Лядов, Александр Константинович Глазунов и Николай Васильевич Арцыбушев. Чуть позже Римский-Корсаков поделился своим мнением по поводу связи между «Могучей кучкой» и «Беляевским кружком», сказав, будто у них есть действительно много общего, кроме того, что предшественник был революционным, ввиду особенностей того времени, а его последователь — размеренным и прогрессивным.
На самом же деле существенных отличий было гораздо больше, ведь чего только стоит приверженность нового союза разным направлениям и музыкальным авторам, влияние которых на коллектив было колоссальным. Возвращаясь к событиям прошлых лет, придется отметить, что для «Могучей кучки» такие тенденции были недопустимыми в принципе. Кроме того, являясь негласным наследником «Русской пятерки», «Беляевский кружок» фактически не имел единой программы и идеологии, на которой бы строились новые произведения.
Доклад по теме
Нетрудно представить, как могли к этому относиться другие участники бывшего клуба по интересам, которые, к слову, также не сидели без дела. К примеру, тот же Балакирев получил пост главы придворной Капеллы, продолжая распространять свои знания и выпуская все новых и новых последователей собственной школы. Все эти моменты обязательно стоит внести в сообщение о знаменитом творческом союзе, кратко перечислив самые интересные факты о «Могучей кучке».
Не стоит забывать, кому довелось входить в эту группу, и интересы, которые смогли объединять таких разных людей на протяжении целых 20 лет. На завершающем этапе обязательно нужно перечислить наиболее известные произведения композиторов «Могучей кучки», среди которых:
- Музыка к произведениям «Король Лир», «1000 лет» и «Исламей» Балакирева.
- «Флибустьер», «Кавказский пленник» и «Вильям Ретклиф» Кюи.
- «Хованщина», «Борис Годунов» и «Картинки с выставки» Мусоргского.
- «Богатыри», «Князь Игорь» и «В Средней Азии» Бородина.
- «Садко», «Майская ночь», «Шахерезада» Римского-Корсакова.
В конце необходимо подвести итоги о том творческом и просветительском вкладе, который смог внести союз и его основатели в культурную жизнь и развитие России. Можно дополнить доклад фотографиями композиторов и рисунками театральных декораций к некоторым их постановкам.
«Могучая кучка», «Новая русская музыкальная школа» или балакиревский кружок. Сообщество русских композиторов, сложившееся в середине ХIХ столетия.
Название «Могучая кучка» закрепилось с легкой руки известного музыкального критика Владимира Стасова — это в России. В Европе содружество музыкантов именовали просто — «Группой пяти».
Оперные страсти с Антоном Гопко. О пользе кучкования
1.
Первый шаг к появлению «Могучей кучки» — приезд в 1855 году в Петербург одаренного 18-летнего музыканта Милия Балакирева.
Блестящими выступлениями пианист обратил на себя внимание не только искушенной публики, но и самого известного музыкального критика того времени — Владимира Стасова, который стал идейным вдохновителем объединения композиторов.
2.
Год спустя Балакирев познакомился с военным инженером Цезарем Кюи. В 1857 году — с выпускником военного училища Модестом Мусоргским.
В 1862-м — с морским офицером Николаем Римским-Корсаковым, в то же время общие музыкальные взгляды обнаружились с профессором химии Александром Бородиным. Так сложился музыкальный кружок.
3.
Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, оркестровки, гармонии. Вместе единомышленники читали Белинского и Чернышевского, вместе выступали против академической рутины, искали новые формы — под общей идеей народности как главного направления развития музыки.
4.
«Могучей кучкой» музыкальный союз окрестил Владимир Стасов. В одной из статей критик отметил:
«Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Фраза стала крылатой — и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».
5.
Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки. В воздухе витал дух демократии, и русская интеллигенция задумалась о культурной революции, без насилия и кровопролития — исключительно силой искусства.
6.
Народная песня как основа для классики. Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали целые музыкальные экспедиции. Так, Балакирев из поездки по Волге с поэтом Николаем Щербиной в 1860 году привез материал, ставший основой целого сборника — «40 русских народных песен».
7.
От песенного жанра к крупным формам. Фольклор балакиревцы вписывали в оперные произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки».
8.
Коллеги и друзья. Балакиревцев связывала тесная дружба. Музыканты обсуждали новые сочинения и проводили вечера на стыке разных видов искусства. Кучкисты встречались с писателями — Иваном Тургеневым и Алексеем Писемским, художником Ильей Репиным, скульптором Марком Антокольским.
9.
Не только в народ, но и для народа. Усилиями балакиревцев была открыта бесплатная музыкальная школа для талантливых людей разных сословий. При школе давали бесплатные концерты произведений кучкистов и близких по духу композиторов. Школа пережила балакиревский кружок и работала вплоть до революции.
70-е годы ХIХ века развели балакиревцев. «Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить. Как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школою, но
«общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались»:
в классах Петербургской консерватории вместе с Римским-Корсаковым и в работе последователей — русских композиторов ХХ века.
culture.ru
Слайд 1
Выполнила :ученица 5 класса Разумова К. Проверила: Затонская С.И. Презентация на тему: « Композиторы могучей кучки»
Слайд 2
«Могучая кучка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 — начале 60-х гг. 19 века. Известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок .
Слайд 3
Творческая деятельность «Могучей кучки» — важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы-«кучкисты» обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах. Такие произведения, как «Борис Годунов» и « Хованщина » Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Общие их черты — национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен. Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще и симфоническому творчеству композиторов «Могучей кучки», отсюда большая роль в нём программно-изобразительных и жанровых элементов. Бородин и Балакирев явились создателями руссокого национально-эпического симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало. В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой. Менее значительное место в их творчестве занимают камерные инструментальные жанры. В этой области произведения выдающейся художественной ценности были созданы только Бородиным, автором двух струнных квартетов и фортепианного квинтета. Уникальное место в фортепианной литературе по оригинальности замысла и колористическому своеобразию занимают « Исламей » Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.
Слайд 4
Балакирев Милий Алексеевич (1836/1837—1910), композитор. Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист. На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев , первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева , который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин. Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», — писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка. В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева . С 1868 г. он стал её директором. 50-—60-е годы XIX в. — пора расцвета композиторского таланта Балакирева . На открытие памятника Тысячелетию России в Нижнем Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.). В 1869 г. закончена фортепианная фантазия « Исламей », ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным. Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел. В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода — симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки. Композитор умер 29 мая 1910 г. в Петербурге. В «Могучую кучку» входили :
Слайд 5
Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор. Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.). В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке . Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым , с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка». В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто. В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» « Хованщина » на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г. В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу « Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.
Слайд 6
Бородин Александр Порфирьевич (1833—1887), композитор, учёный-химик. Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова , отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина. Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения. В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшегося М. А. Балакиревым . В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями — Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено. Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. «Князь Игорь» был поставлен в Петербурге в 1890 г. Музыку оперы отличает яркий героико-эпический характер. Но и тонкий лиризм не был чужд творчеству Бородина. Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальной » — одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики. Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ф. Лист. Умер 27 февраля 1887 г. в Петербурге
Слайд 7
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844—1908), композитор, дирижёр, педагог. Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Знакомство в 1861 г. с М. А. Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора. Однако в 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева . Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония (« Антар », 1868 г.), ряд ярких поэтичных романсов (всего композитором написано 79 романсов). Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения. В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории. Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Свою первую оперу « Псковитянка » он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1881 г. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского. После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Заслуги его как педагога также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А. К. Глазунов, А. С. Аренский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев. Римский-Корсаков — автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по гармонии, многочисленных музыкальных статей. Умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск близ Луги (ныне в Ленинградской области).
Слайд 8
Кюи Цезарь Антонович (1835—1918), композитор, военный инженер и учёный. Родился 18 января 1835 г. в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). После окончания местной гимназии поступил в Николаевскую инженерную академию в Петербурге, с которой связана большая часть его жизни. В 1891 г. получил здесь должность профессора. В числе его учеников были императоры Александр III и Николай II, полководец М. Д. Скобелев и многие другие знатные люди. Кюи принадлежат ряд капитальных трудов по фортификации. Музыкой занимался ещё в Вильно под руководством польского композитора С. Монюшко . Завершил музыкальное образование самостоятельно. Во многом Кюи помогло общение с М. А. Балакиревым и кружком «Могучая кучка», членом которой он стал. Как композитор Кюи тяготел преимущественно к вокальной музыке. Он создал 14 опер. Первую, «Кавказский пленник», начал писать в 1857 г., а закончил в 1882 г. За этот период Кюи сочинил оперы «Сын мандарина» (1859 г.), «Вильям Ратклиф » (1869 г.), « Анджело » (1876 г.). Две оперы — «Пир во время чумы» (1901 г.) и «Капитанская дочка» (1911 г.) — написаны по произведениям А. С. Пушкина. Кроме того, Кюи обращался и к редкому в то время жанру детской оперы: «Снежный богатырь» (1906 г.), «Красная шапочка» (1911 г.), «Кот в сапогах» (1915 г.). Композитор — автор почти 300 романсов, среди которых такие шедевры, как «Сожжённое письмо» и « Царскосельская статуя» на стихи Пушкина. Кюи закончил незавершённые оперы своих друзей по «Могучей кучке»: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского и « Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского. С 1864 г. Кюи много выступал в печати как музыкальный критик, пропагандируя творчество членов балакиревского объединения. Произведения композитора отличаются изяществом, мелодичностью и вместе с тем глубиной и страстностью.
Слайд 9
Спасибо за внимание!
Могучая кучка («Новая русская музыкальная школа») — это творческое объединение гениальных русских композиторов, которое внесло огромный вклад в развитие музыкальной культуры России. Оно было образовано в середине ХIХ века.
В составе «Могучей кучки» были композиторы:
- Милий Алексеевич Бала́кирев (основатель; 1837 – 1910);
- Цезарь Антонович Кюи́ (1835 – 1918);
- Николай Андреевич Ри́мский-Ко́рсаков (1844 – 1908);
- Модест Петрович Му́соргский (1839 – 1881);
- Александр Порфирьевич Бороди́н (1833 – 1887).
Ещё «Могучая кучка» называется «Новой русской музыкальной школой» или «Балакиревским кружком».
Могучая кучка на английском языке:
- The Five;
- the Mighty Handful;
- The Mighty Five;
- The Russian Five.
Почему их назвали «Могучей кучкой»?
Название «Могучая кучка» им дал русский музыкальный и художественный критик В. В. Стасов (1824 – 1906). В мае 1867 года он написал рецензию в газете «С. — Петербургские ведомости»:
«… сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
В. В. Стасов
Сами композиторы предложили название «Новая русская музыкальная школа».
Интересные факты о Могучей кучке
История не знает ни точной даты основания, ни даты распада «Могучей кучки», т. к. на протяжении долгого времени им не получалось встретиться всем вместе.
Датой основания принято считать концом 1850 – началом 1860 гг. и дату распада называют серединой 1870 гг.
Мусоргский и Бородин познакомились в военно-сухопутном госпитале ещё в 1856 году. В то время Мусоргский был дежурным офицером, а Бородин — дежурным врачом.
Музыкальный критик Стасов зачастую оказывается в числе Могучей кучки, хотя он не был композитором. Происходит это из-за огромнейшего влияния, которое он оказал на творческую деятельность этой группы.
История создания Могучей кучки
Их история начинается в 1855 году, когда Балакирев приехал в Петербург. Он знакомится с музыкальным критиком Стасовым, который идейно направляет неопытного, но очень одарённого, восемнадцатилетнего пианиста Балакирева.
В следующем, 1856 году, Балакирев знакомится с Ц. А. Кюи. Балакирев увлекает его своей смелостью в музыке и у Кюи появляется глубокий интерес к этому виду искусства.
Мусоргский познакомился с Балакиревым в 1857 году. Про эту встречу сам Мусоргский потом говорил, что «перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир».
Уже спустя несколько лет, в 1862 году им уже составили компанию Римский-Корсаков и Бородин. В то время Римский-Корсаков был очень молодым и по возрасту, и по музыкальным взглядам. А Бородин на то время уже был выдающимся учёным-химиком.
В начале 1863 года и была сформирована Могучая кучка.
В 1862 году, с помощью Г. Я. Ломакина, они смогли открыть Бесплатную музыкальную школу. Кроме этого целью «Могучей кучки» было донести до народа музыку профессиональных композиторов — сделать её понятной, и они этого достигли.
Завершение Могучей кучки
Мусоргский умер в 1881 году. Перед смертью у него были проблемы и финансового типа, и со здоровьем, что заставило его отойти от творчества.
Смерть Бородина в 1887 году поставила точку в деятельности Могучей кучки. После этого каждый композитор пошёл своей дорогой. Один только Стасов поддерживал отношения со всеми композиторами.
Только Римский-Корсаков продолжил свой путь в музыке — он стал педагогом и дирижёром Бесплатной музыкальной школы.
Смотрите также значения Культуры, Искусства и Фольклора.
«Могучая кучка» — творческое содружество, которое сыграло большую роль в русской музыкальной культуре. Оно состояло из гениальных композиторов, в произведениях которых отражались передовые идеи популярного в то время демократического движения.
Члены «Могучей кучки» считали себя последователями великих мастеров – А.С. Даргомыжского и М.И. Глинки. В 1860-х годах все страну охватил демократический подъем, вся интеллигенция боролась за прогрессивные идеалы — как в общественной жизни, так и в культуре.
- В литературе появляется журнал «Современник»,
- в живописи – «Артель художников»;
эти группы людей противопоставляют себя официальным, классическим обществам. «Могучая кучка» также становится своеобразным антагонистом академической рутины.
Главный лозунг – не отрываться от жизни! Главное в музыке – национальная направленность!
Состав «Могучей кучки» практически не менялся за все время её существования: основными членами были М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи.
Все эти яркие, выдающиеся, талантливые люди однажды встретились и, увидев друг в друге единомышленников, объединились в музыкально содружество, получившее название «Балакиревский кружок», а позже – «Могучая кучка», или «Группа пяти». Идейным вдохновителем был Владимир Васильевич Стасов, музыкальный критик – фактически, он являлся шестым членом «Могучей кучки», хоть и не был композитором. Он же дал содружеству и название – в своей статье «Славянский концерт г. Балакирева». Сами члены Балакиревского кружка ввели такое понятие, как «Новая русская музыкальная школа». Свои идеи они несли в народ: в качестве просветительской деятельности композиторы «Могучей кучки» образовали бесплатную музыкальную школу.
Особенности творчества «Могучей кучки»
В творчестве всех пятерых преобладают народные, сказочные мотивы, часто встречаются сюжеты из истории России – композиторы постоянно ищут нравственные идеалы в исконных началах. В связи с этим, важнейшей опорой для них была народная песня (и русская, и восточная) – они собирали старинные крестьянские напевы, в которых видели корни национального русского мышления. Далее мотивы обрабатывались и воплощались в их творчестве. Кроме того, Балакирев и Римский-Корсаков собрали песни в отдельный сборник – «Сорок русских народных песен» (1860).
Что касается интонационной выразительности, «кучкисты» опирались на творчество Александра Сергеевича Даргомыжского. В его операх «Каменный гость» и «Русалка», как считали члены содружества, наиболее точно и ясно выражаются идеи, «слова». Даргомыжский, как и Глинка, был для них отцом-основателем музыкальной культуры России.
[the_ad id=»12793″]
Практически всем произведениям «кучкистов» свойственны:
- размах,
- большие размеры,
- эпическая широта.
В камерном же творчестве ярко проявил себя только Бородин. Однако в фортепианной литературе выделились Балакирев («Исламей») и Мусоргский («Картинки с выставки»).
Главным противником «Могучей кучки» была академическая школа, а особенно – Петербургская консерватория, которую возглавлял в то время А.Г. Рубинштейн. Члены содружества критиковали «консерваторов» за то, что те слишком тщательно следуют традициям и не признают других путей развития музыки в России, в том числе и национально-народных. Однако со временем конфликт сглаживался, и в 1871 году Римский-Корсаков даже стал профессором Петербургской консерватории.
История содружества и его последователи
«Могучая кучка» распалась в средине 1870-х годов. Причин этому было много: как лежащих на поверхности (отстранённость Балакирева из-за душевного кризиса), так и более глубоких (творческие расхождения между «кучкистами»: например, Мусоргский и Балакирев сочли Римского-Корсакова перебежчиком и предателем). Это, в общем-то, неудивительно: такие гении не могли долго находиться в одной группе, каждому был необходим индивидуальный творческий рост.
Но с распадом «Могучей кучки» никуда не пропали их идеи – ещё многие русские композиторы создавали свои произведения под их влиянием. Благодаря Римскому-Корсакову, кучкистская деятельность стала активно развиваться в Петербургской консерватории. Появился «беляевский кружок», возглавлял который сам композитор. По словам Римского-Корсакова, «беляевский кружок» нельзя считать абсолютным продолжателем «балакиревского кружка», ведь
«…кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперёд; «балакиревский» был революционный, «беляевский» же —прогрессивный…».
Среди композиторов, творящих на рубеже веков, продолжателями традиций «Могучей кучки» можно по праву считать Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Александра Гречанинова и многих других.
Значение «Могучей кучки» для русской музыки и культуры
Сложно переоценить музыкальный вклад творчества «Могучей кучки» в русскую музыку.
В их операх впервые:
- стала ярко видна национальная характерность,
- появились размах и народно-массовые сцены.
Композиторы стремились к яркости, стремились донести до народа свои идеи через запоминающиеся образы и эффектные картины.
Произведения «Могучей кучки» или «великой пятерки» русских композиторов вошли в мировую музыкальную сокровищницу.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь