Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.
9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.
Ученый монах Нестор
Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.
В то время, по словам преподобного Нестора
чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.
Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
Первые литературные труды Нестора Летописца
Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:
Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.
Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.
Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.
Несторова летопись «Повесть временных лет»
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:
- Лаврентьевской летописи (1377 г.)
- Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
- Ипатьевской летописи (XV в.).
Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.
«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.
«Повесть временных лет». Исследования
Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.
Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.
Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».
Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.
Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.
Вниманию всех любителей русской истории
Лицевой летописный свод →
Читать онлайн
Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).
Биография Нестора Летописца
– гг.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 166.
Нестор Летописец (ок. 1056—1114), монах Киево-Печерского монастыря, вошел в историю как автор знаменитого произведения «Повесть временных лет» – памятника древнерусской литературы и славянской культуры. Православная церковь высоко оценила заслуги Нестора, причислив его к лику святых. Биография Нестора Летописца (кратко) будет интересна и полезна для детей, учеников 4 класса.
Юные годы
Чтобы найти ответ на вопрос «Кто такой Нестор Летописец?», необходимо отследить биографию исторического персонажа. К сожалению, он жил в те далекие времена, о которых в настоящее время известно немногое. Большую роль сыграл и тот факт, что Нестор, как истинный монах, вел уединенный образ жизни.
Предположительно, Нестор появился на свет в 1056 году, на Белом Озере. По всей видимости, его семья была довольно зажиточной, поскольку мальчик получил достойное образование, что по тем временам было признаком особого социального статуса и достатка.
Киево-Печерский монастырь
В возрасте семнадцати лет юноша пришел в Киево-Печерский монастырь, чтобы пройти испытание послушанием. Быт в этом монастыре основывался на строжайшем воздержании. Послушникам полагалась самая скромная пища – хлеб и вода. Нередко практиковалось добровольное голодание, и все свободное время уделялось молитвам и мыслям о господе.
Спустя время Нестор принял постриг, и стал монахом. В стенах монастыря он занимался летописью, и это занятие стало делом всей его жизни.
Летописи
Нестору приписывают авторство как минимум трех произведений, среди которых самым значительным с исторической и культурной точки зрения является «Повесть временных лет», в которой охватывается большой временной промежуток — с библейских времен до 1117 года. Нестор объясняет, откуда появились народности — немцы, русы, варяги и как возникли древнерусские города, описывает жизнь русских князей. Большое место в летописи отведено теме христианства.
Вторая летопись Нестора называется «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба», или «Житие Бориса и Глеба».
Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира, которым суждено было умереть от руки сводного брата Святополка. Будучи глубоко верующими людьми, братья со смирением приняли мученическую смерть от жестокого родственника, боровшегося за единоличную власть.
Третья летопись Нестора – «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго», или просто «Житие Феодосия Печерского» – частично сохранилась до наших дней. В ней повествуется о жизненном пути Феодосия, начиная от рождения и до самой смерти.
Память
Нестор прожил долгую благочестивую жизнь, оставив весомый след в истории. После смерти летописец был похоронен в пещерах Киево-Печерского монастыря, а в дальнейшем был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Кроме того, Нестор входит в список святых Римско-католической церкви. День памяти монаха отмечается 9 ноября.
Памятники Нестору Летописцу находятся в Киеве, Владимире, Борисполе. В родной обители святого возведены два храма имени преподобного.
Тест по биографии
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Руслан Нурматов
10/10
-
Яна Паршина
10/10
-
Ирина Петрова
7/10
-
Максим Андреев
10/10
Оценка по биографии
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 166.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Нестор Летописец — биография
Нестор Летописец – древнерусский писатель, агиограф, чьи труды датируются концом 11 – началом 12 века. Предположительно является автором трех фундаментальных произведений: «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феофана Печерского».
«Повесть временных лет» — одно из самых значимых произведений монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, ставшее памятником славянской культуры и древнерусской литературы. За этот гениальный труд русского летописца величают «отцом русской истории». Память о Несторе Летописце увековечила Православная церковь, причислив его к лицу святых и объявив 9 ноября праздником в его честь.
Ранние годы и монашество
Точный год рождения историка неизвестен, ученые лишь предполагают, что это произошло около 1056 года. О ранней биографии Нестора данных практически нет. Известно лишь, что в семнадцатилетнем возрасте он пришел в строящийся тогда Киево-Печерский монастырь, чтобы стать послушником и в дальнейшем принять монашество.
После смерти основателя монастыря Феодосия Печерского в 1074-м игуменом стал Стефан Блаженный, при котором состоялся монашеский постриг Нестора. В летописях сказано, что Стефан управлял обителью в течение четырех лет, отсюда историки сделали вывод, что ионический сан юноша принял приблизительно до 1078 года.
Предполагается, что молодой послушник успел лично познакомиться с Феодосием: именно он в конце 11-го столетия показал общественности место упокоения игумена. Эти события Нестор позже описал в «Повести временных лет», где сам он представлен в образе «лаврского инока», но не под своим именем.
Даже если Нестор знал лично основателя монастыря, то общение их было крайне редким. Каждый день послушников обители был расписан по минутам, большую часть времени они проводили в мыслях о Боге и неустанных молитвах. О быте монахов летописец рассказал в своем труде «Житие Феодосия Печерского», работать над которым он начал при игуменстве Иоанна (ориентировочно в 1095 году).
Первая полная версия «Повести временных лет» была закончена в 1113 году. Предположительно, это было последнее произведение святого, после этого он полностью посвятил себя богослужению.
В сохранившемся «Киево-Печерском патерике» описаний внешности инока нет. О том, как выглядел знаменитый летописец, люди узнали только в 20 веке, когда известный столичный судмедэксперт Сергей Никитин смог воссоздать его портрет по найденному черепу. Самое известное на сегодняшний день скульптурное изображение Нестора принадлежит авторству Сергея Алексеевича.
Последователь методики Герасимова, Никитин смог не только увидеть мощи святого, но и определить по ним физиологические особенности этого исторического персонажа. Выяснилось, что рост русского историка едва достигал 160 см. Строение костного каркаса черепа позволило установить, что летописец писал правой рукой. После изучения зубочелюстной системы исследователь сделал вывод, что монах скончался в очень преклонном возрасте. Сергей Никитин утверждает, что причины смерти были естественными и не имели насильственного характера.
Работы летописца
Ученые утверждают, что Нестор является автором по крайней мере трех фундаментальных трудов, главным из которых признана «Повесть временных лет». В кругах литературоведов это произведение еще называют «Первоначальной летописью», так как оно является самым ранним из известных сводов русской истории. Также популярно название «Несторова летопись», образованное от имени автора.
Произведение «Повесть временных лет» охватывает огромный период времени – от библейской эпохи до 1117 года. Известно, что несколько глав летописи Нестор написал в соавторстве с другими историками, имена которых, к сожалению, не сохранились.
Первыми героями произведения стали Ной и трое его сыновей, которые поделили планету. В труде Нестора объясняется происхождение народностей – русских, немцев, варягов, рассказывается об истории возникновения древнерусских городов.
Одной из первых знаковых дат, описанных в летописи, стал 852 год – время появления Русской земли. По данным Нестора, новую географическую точку на карту мира нанесли Рюрик, Синеус и Трувор. Со временем Рюрик стал полноправным правителем. Самый знаменитый эпизод произведения, описывающий гибель вещего Олега от укуса змеи, знаком каждому российскому школьнику.
Повествование продолжает история жизни князя Игоря, его жены Ольги и наследника Святослава, подвиги героического Ярополка и крещение Руси князем Владимиром в конце 900-х годов. Последним из князей, чья биография описана в «Повести временных лет», стал Владимир Мономах.
Как человек истинно верующий, Нестор уделил христианской религии огромное внимание. В самом начале повествования автор обратился к библейским сюжетам, а ближе к концу книги описал чудесные события, сопровождавшие период крещения Руси.
По убеждению святого, Бог живет на небесах, где его окружают ангелы, а состоит он из трех явлений – Отца, Сына и Святого Духа. Отец небесный постоянно противостоит бесам, живущих не в аду, как считается сейчас, а в некой бездне. Нестор уверен, что благодаря Крещению Руси человечество спаслось от таких зол, как соблазн и невежество. Автор неустанно повторяет, что только праведники достойны после смерти оказаться рядом с Богом и занять достойное место на небесах.
Еще одна летопись Нестора – «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глаба», или как ее называют современные историки, «Житие Бориса и Глеба».
Наследники великого князя Владимира Борис и Глеб предстают воплощением смирения и благочестия, но их святые жизни обрывает сводный брат Святополк. Перед лицом смерти братья не стали молить о пощаде или защищаться: наоборот, они начали молиться о скорейшем принятии мученической кончины. Работа над этой летописью была закончена в 1110 году.
Третий труд Нестора – «Житие Феодосия Печерского» — дошел до наших дней лишь частично. В созданном до 1088 года произведении описывается жизненный путь Феодосия до самого последнего дня. Большое внимание в повествовании уделяется игуменству.
Могут быть знакомы
Память о святом
Заслуги русского летописца в сохранении отечественной истории переоценить невозможно. Его причислили к лику святых как в Русской православной, так и в Римской католической церкви. В славянском мире 9 ноября отмечается день памяти святого, в эту же дату проходит празднование Дня украинского языка и письменности. Мощи Нестора хранятся на территории Киево-Печерского монастыря (лавры).
Преосвященного Нестора нередко изображали на старинных иконах, авторство многих из них не сохранилось. Самой известной визуальной работой, посвященной историку, стало полотно Виктора Васнецова «Нестор-летописец», созданное в конце 19-го века. В настоящее время оригинал шедевра находится в Третьяковской галерее.
Памятники летописцу возвели во многих городах: Киеве, Владимире, Борисполе и других. В Киево-Печерской обители построили две церкви в честь знаменитого старца. В 2006 году Национальный Банк Украины выпустил в оборот золотую юбилейную монету в 50 гривен, посвященную памяти Нестора Летописца.
Признание авторства
В научном мире сих пор ведутся дискуссии о признании Нестора составителем летописи «Повесть временных лет». Исследователи приводят несколько противоречий, ставящих под сомнение авторство старца. Некоторые сведения из «Повести» о Киево-Печерской лавре существенно отличаются от тех, что оставил Нестор в достоверно принадлежащих перу Нестора записях, например, в «Житие Феодосия Печерского».
«Повесть временных лет» представлена Московско-Академическим, Радзивилловским и Лаврентьевским списками, в которых последняя запись датируется 1110 годом. После этого повествование начинает игумен киевского Михайловского монастыря Сильвестр, утверждающий, что летопись была написана им в 1116 году во время правления Владимира Мономаха. Сохранилась подпись, которая гласит: «Игумен Селивестр святого Михаила написал книги си летописец».
Авторство «Жития Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» также вызывает ряд вопросов. Найдены записи Нестора-агиографа, достоверно принадлежащие святому. В них слог автора необычайно своеобразен и абсолютно не похож на манеру написания вышеуказанных произведений.
Труды
- «Житие Феодосия Печерского» (1088);
- «Житие Бориса и Глеба» (1110);
- «Повесть временных лет» (1110-1118).
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50‑х годах XI столетия.
Содержание
- Краткая биография – Нестор Летописец
- Полная биография — Нестор Летописец
- 6 интересных фактов из жизни Нестора Летописца
Краткая биография – Нестор Летописец
Вариант 1
Неоценимый вклад в историю русской земли внес величайший сочинитель того времени, историограф, Нестор. Благодаря его работам, люди узнали, как жили их предки, как появилась Русь, какие нравы и обычаи существовали много лет назад.
О жизни Преподобного Нестора мы можем узнать лишь малую часть благодаря его трудам. Точных данных о годах рождения нет. Принято считать, что летописец появился на свет в 1064 году в Киеве. По всей видимости, летописец был родом из зажиточной семьи, потому что в то время хорошее образование было недоступно простым людям. О его родных и близких нет никаких фактов.
Достигнув возраста 17 лет, Нестор стал послушником Киево-Печерского монастыря. Спустя какое-то время юноша принял постриг. В обители было много почтенных монахов. Нестору они стали хорошим образцом для подражания. Он упорно учился, занимался духовным саморазвитием. Главной обязанностью, Нестора было составление летописей. Многие монахи занимались летописанием, так как были грамотными, но для Нестора – это стало делом жизни. Постоянно находясь в учениях и молитве, Нестор испытывал непреодолимое стремление к познанию истории.
Главным трудом великого писателя является работа «Повесть временных лет». Писать ее Нестор начал в 1112 году. Это произведение доныне представляет собой огромную историческую ценность. Нестор подробно и точно довел до нас информацию о становлении Руси. Он был большим специалистом в этой области, то, что знал сам, о том и поведал миру. Кроме «Повести временных лет» писатель сотворил не менее значимые произведения, такие как «Житие Бориса и Глеба», историю жизни первых святых на земле русской, а также «Житие преподобного Феодосия Печорского», нравоучителя самого Нестора.
Нестор жил в непростое время, на Русь постоянно нападали враги, разорители. Монастырь, в котором жил и трудился великий сочинитель, подвергся набегу кочевников, после этого разгрома, Нестор прибывал в печали, несмотря на неприятности, летописец не опустил руки и продолжил трудиться.
По некоторым данным Преподобный Нестор дожил до 58 лет, а по другим, более поздним, до 65 лет, похоронен святой в пещерах монастыря, где прошел весь его жизненный путь. Мощи Нестора нетленны и чудотворны. Множество людей обращаются за помощью к Преподобному Нестору, чтят и поклоняются мощам мудрого старца.
Вариант 2
Нестор Летописец был рожден в ХI веке. О его жизни известно с самой “Повести временных лет”. Будучи еще совсем юным, он обратился к преподобному Феодосию, с просьбой принять его в послушники. Со временем юный Нестор стал монахом Киево-Печерского монастыря. Нестор всегда знал, что знание нужно ценить, именно оно соединяет человека с покаянием и смирением. Изучение книги приносит большую пользу. Духовная жизнь летописца была разнообразной. До наших дней дошли сведения о том, что Нестор был в числе тех монахов, которые изгоняли бесов из затворника Никиты.
В монастыре, в котором жил и работал Нестор, он был востребованным летописцем. Он описывал жизнь и смерть старцев Глеба и Бориса. Так же Нестор занимался составлением прожитых лет Феодосия Печерского. Получается, что летописец внес большой вклад в историю для будущих поколений. Именно Нестор составил летопись под названием “Летопись временных лет”. Нестор обращается здесь к данным, к которым относится начало Русской земли. Обращается летописец, конечно же, ко многим источникам. Это в свою очередь, монастырские записи, различные сказания, исторические сборники, рассказы старцев. Конечно, брал во внимание Нестор и сказания путешественников и воинов. Все это было связано с единой церковной точкой зрения. Согласовав и дав добро, церковь разрешила Нестору написать такую трактовку исторических данных, которые стали частью изучения истории земель.
“Повесть временных лет” дает познания о том, когда появились первые упоминания о жизни русских людей. Рассказывает о создании первой славянской грамоты, авторами которой являются Мефодий и Кирилл. Нестор вписывает в исторический документ Крещение Руси, подвиги, возникновение первых православных храмов на Руси. Это и сегодня достаточно значимый исторический документ, изучаемый в школах. Жизнь самого Нестора летописца припала на трудные времена. Русские земли подвергались набегам, велись княжеские междоусобицы. Набеги половцев уничтожали не только села и города, в рабство было угнано много русских людей. Нестор сам стал очевидцем созданной ним самим истории. В 1096 году прямо на его глазах разгромили Печерскую обитель.
Жизнь Нестора оборвалась где-то в 1114 году. Его завещанием стала просьба, адресованная другим летописцам, чтобы те продолжили его работы. Приемниками Нестора стали игумен Сильвестр, который помог “Повести временных лет” преобразится в современный вид. А также Моисей Выдубицкий и игумен Лаврентий. Все они смогли достойно продолжить начатое дело Нестора. Преподобного похоронили в Ближних пещерах, каждый год церковь чтит его память. Его работы по сегодняшний день издавались много раз, помогая будущим поколениям познавать историю своей земли, помнить о том, что было раньше, будто переживая это заново.
В нескольких городах Украины были установлены в память о Несторе памятники. Их можно видеть, как в столице Киеве, так и в Борисполе и Владимире. Может быть, если бы ни настойчивость и образованность Нестора, не дошло бы никаких записей о жизни тех времен, он проделал большую работу, передав знания будущим наследникам.
Полная биография — Нестор Летописец
Немстор (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.
Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.
Текст “Повести временных лет” в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания ее автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в “Житии преподобного Антония”, составленном несколько позже и основанного на устных монастырских преданиях.
Из самой “Повести временных лет” известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям, почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.
Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о белгородском киселе».
Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской православной церкви; память — 27 июля по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.
Преп. Нестор Летописец родился в 50‑х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преп. Феодосию и стал послушником. Постриг будущего летописца преемник преп. Феодосия, игумен Стефан. По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше 1078 года.
В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:
«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные — вареное зелие, другие — только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых.
Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».
Блаженный Нестор Летописец, под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, — это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным.
Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу, то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба, говорит он: «бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради… В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».
Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. А о его высокой духовной жизни говорит и то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника(впоследствии Новгородского святителя).
Быть монахом в средневековье вовсе не означало оградиться от мира. Студийский устав, который был введён на Руси (и в частности в Печерском монастыре), даже обязывал монахов основывать библиотеки, учебные заведения, госпитали, богадельни и прочие структуры, целью которых было удовлетворение всяких общественных нужд. Не был и Нестор спокойным созерцателем того, что происходило вокруг него.
Первые его произведения относятся к агиографическому жанру. Повесть о начале Печерского монастыря, рассказ о печерских подвижниках и «Житие Феодосия Печерского» отличаются живостью изображения монастырского быта, яркими характеристиками монахов и мирян. В конце XII в. Нестор написал «Сказание о житии и погублений блаженных страстнотерпцев Бориса и Глеба», где осудил войну между братьями и изобразил картину их мученической смерти. Но главным его произведением стала «Повесть временных лет» — величайший памятник древнерусской исторической литературы.,
Известно, что летописание было одним из ярчайших проявлений литературного достояния Киевской Руси. Мы имеем блестящее историографическое наследство, представленное целой плеядой выдающихся имён. И Нестору, без сомнения, принадлежит среди них первое место. Его имя как составителя «Повести» названо в более позднем Хлебниковском списке этого произведения (XVI в.). «Киево-Печерский патерик» среди монахов, живших в Печерском монастыре в XI в., называет Нестора, «который написал летописец». Этим «летописцем» могла быть лишь «Повесть временных лет». В тексте сохранились места, где летописец говорит от себя. Анализ таких мест позволяет приписать их именно Нестору.
Летопись Нестора начинается словами, давшими название всему произведению: «Вот повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». «Повесть» создана в соответствии с канонами мировой средневековой историографии. В её основу положен написанный около 1095 г. в Печерском монастыре так называемый Начальный извод, начинавшийся коротким рассказом об основании Киева братьями-полянами Кием, Щеком и Хоривом. Этот рассказ автор предварил обширным историко-географическим вступлением, где описываются происхождение и древнейшая история славян, дана картина их расселения на огромном пространстве Европы.
Историю соседних с Русью народов летописец отобразил основываясь на византийской хронике Георгия Амартола, а при написании истории восточных славян пользовался фольклорными источниками. Он дополнил сухие и краткие сведения о первых русских князьях, собранные его предшественниками, живописными деталями, заимствованными из народных сказаний и дружинных песен, в частности рассказами о том, как Олег осадил Царьграда и погиб от своего коня; как Ольга отомстила за смерть мужа; как Святослав ходил в походы; как юноша-кожемяка одолел печенежского богатыря, и др. При этом Нестор относился критически к своим источникам: сравнивал разные версии событий, отбрасывая те, которые казались ему ошибочными, и подтверждая правдоподобные. Например, он отбросил легенду, по которой Кий был простым перевозчиком на Днепре, версию о киевском крещении Владимира, так называемую хронологию Иакова Мниха и т. п.
В летопись внесены важные документальные материалы — тексты договоров князей Олега, Игоря и Святослава с греками, а также документы великокняжеского архива, давшие автору возможность реально отобразить политическую историю Древней Руси. В «Повести временных лет» помещены такие литературные произведения, как «Поучение» Владимира Мономаха, рассказ об ослеплении Василька Теребовлянского, а также византийские и западноевропейские памятники письменности. В 1107 г. Нестор посетил Владимир-Волынский и Зимненский Святогорский монастыри. Результатом путешествия стало включение почти в полном объёме в «Повесть временных лет» Волынской летописи.
Но главным в «Повести» является то, что это произведение, являясь хронологическим изложением исторических событий на Руси, в то же время откликалось на болезненные социальные проблемы современной автору жизни. Нестор жил в сложное время, когда на Руси началась феодальная раздробленность и князья погрузились в междоусобные войны. Нестор был свидетелем начальной стадии этого процесса. На его глазах происходили грандиозные усобицы 1078, 1096, 1097 годов. Государство постепенно теряло былое могущество; половецкие орды, пользуясь тяжёлым его положением, опустошали пограничные земли. Эгоизму и корыстолюбию князей и бояр, их пренебрежению общерусскими интересами автор противопоставляет идею восточнославянского единства, призывает народ Руси объединиться перед угрозой внешней опасности и защитить свою землю.
Для жителей Киевской Руси начала XII в. «Повесть» была книгой о современности и современниках. Значительная часть её героев ещё была жива и так или иначе должна была реагировать на содержание произведения. Некоторые учёные обвиняют автора «Повести» в том, что он был приверженцем киевского князя Святополка Изяславича (1093–1113 гг.), всячески угождал своему патрону и «лепил» из исторических фактов лишь то, что тому нравилось. Это мнение не является безосновательным, но не следует обвинять Нестора. Как известно, летописание на Руси было поставлено на уровень государственного дела. И хотя летописи как правило создавались в монастырях, проходили они через княжескую канцелярию, а чаще заказчиками выступали сами князья.
Своё выдающееся произведение Нестор Летописец завершил около 1113 г. Хроника событий в «Повести» доведена до 1110 г. К сожалению, Нестерова редакция «Повести» не сохранилась в первоначальном виде. После смерти Святополка Изяславича (1113 г.), опекавшего Киево-Печерский монастырь, на киевский стол взошёл Владимир Мономах. Он вступил в конфликт с верхушкой монастыря и передал летописание в основанный его отцом Всеволодом Выдубицкий монастырь. В 1116 г. выдубицкий игумен Сильвестр переделал заключительные статьи «Повести», положительно оценивая деятельность Владимира Мономаха, показывая его мудрым князем, защитником Русской земли. Так появилась вторая редакция. В 1118 г. была создана третья редакция, которая и дошла до нашего времени. Заказчиком и, возможно, одним из ее авторов был сын Мономаха, князь Мстислав. «Повесть временных лет» сохранилась во многих списках. Древнейшие из них — Лаврентиевский (1377 г.) и Ипатьевский (начало XV в.).
Главная историческая заслуга Нестора состоит в том, что он создал историко-художественное произведение, не имевшее аналогов в европейской средневековой историографии. Показал, что наш народ имеет свою историю, которой может гордиться.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.
6 интересных фактов из жизни Нестора Летописца
Девятого ноября мы отмечаем день памяти преподобного Нестора Летописца. Большинство из нас знают его исключительно как автора «Повести временных лет», однако у него было еще множество иных заслуг. Нестора можно смело назвать первым историком, писателем и журналистом в Киевской Руси.
- 17-летним юношей Нестор пришел к преподобному Феодосию, стал послушником в Киево-Печерской лавре и принял послушание летописца. К 1113 году он создал «Повесть временных лет». Многие из описанных в ней событий произошли задолго до Нестора, поэтому, чтобы восстановить истину, он изучил летописные своды, исторические сборники, монастырские записи, рассказы бояр, воинов и путешественников.
- Благодаря Нестору мы знаем о создании славянской грамоты Кириллом и Мефодием, о крещении княгини Ольги в Константинополе, а князя Владимира в Херсонесе.
- Летописец осуждал любое насилие, тем более он был против междоусобиц в родной стране. Свою позицию он четко выразил в «Сказании о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба».
- Упоминая о себе, Нестор Летописец часто называл себя грешным. Но, тем не менее, он – единственный русский подвижник, кто входит в число святых римско-католической церкви.
- Преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Сейчас его мощи хранятся в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
- К святому Нестору верующие обращаются за помощью в учебе, защитой от всяческого зла и в поисках работы. Он считается покровителем спортсменов, журналистов, историков и тех, кто чему-либо учится.
Биография
Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, считается автором «Повести временных лет» — памятника древнерусской литературы и славянской культуры. Благодаря этому бесценному труду агиограф получил звание «отец русской истории». Православная церковь воздала монаху почести, причислив его к лику святых. 9 ноября верующие отмечают день памяти Нестора Летописца.
Судьба
Нестор Летописец, а также Нестор Печерский, или Нестор Киевский (по названию монастыря, в котором служил), жил во времена, о которых сегодня известно немногое. В исторических сводках перечисляются ключевые сведения из биографии святого, но поскольку истинный монах избегает людской славы, подлинность этих сведений неоднозначна.
Историки предполагают, что святой родился около 1056 года. Житие преподобного Нестора Летописца из сборника «Киево-Печерский патерик» повествует, что он, будучи 17-летним юношей, подошел к стенам монастыря, когда те только возводились преподобным Феодосием Печерским. По канонам церкви прежде, чем принять монашество, нужно было пройти испытание послушником, которое иногда длилось десятки лет.
В 1074 году Феодосий Печерский умер, пост игумена принял Стефан Блаженный. При нем Нестор постригся в монахи. Согласно летописям, Стефан пробыл во главе Киево-Печерского монастыря 4 года, поэтому иноческий сан Нестор принял в периоде до 1078 года.
Не исключено, что святой был знаком с Феодосием: именно Нестор в 1091 году по благословению преподобного Иоанна раскрыл место захоронения наставника. В «Повести временных лет» описываются эти события. Автор говорит о себе в первом лице, как о «лаврском иноке», но имени не называет. Имя Нестора впервые упоминается в рассказе о перенесении мощей Феодосия только в 1462 году.
Если Нестор и был знаком с Феодосием, то пообщаться лично им удавалось редко, если вообще удавалось. В конце «Жития Феодосия Печерского», автором которого доподлинно является Нестор, указано:
«Все, что было изложено выше о нашем блаженном Феодосии, расспросив, я узнал от престарелых отцов, заставших то время».
Быт в Киево-Печерском монастыре основывался на строгом воздержании: послушникам полагалась скудная пища — хлеб с водой, некоторые добровольно голодали, время проводили в многочасовых молитвах и мыслях о благе. Личная жизнь Нестора посвящалась истории Древней Руси. Первые летописи агиограф начал писать около 1095 года при игуменстве Иоанна.
Год рождения Нестора определяется хоть и приблизительно, но однозначно. Мнения историков о дате смерти же значительно разнятся.
В 1113 году святой закончил работу над первой полной редакцией «Повести временных лет». С тех пор летописи из-под пера Нестора не выходили. Согласно одной из версий, послушник Киево-Печерского монастыря решил сосредоточиться на богослужении. В молитвах и постах прошли еще несколько лет, и Нестор умер в первой четверти XII века. Ученые, которые не представляют святого в литературном бездействии, свидетельствуют, что он умер в 1114-1115 годах.
В «Киево-Печерском патерике» не содержится сведений о внешнем виде Нестора. Однако главный судебно-медицинский эксперт Москвы Сергей Никитин, известный в первую очередь пластической реконструкцией портретов по черепу методом Михаила Герасимова, смог воссоздать лик святого. Ему принадлежит самая известная на сегодняшний день скульптура Нестора.
Сергею Никитину посчастливилось не только увидеть, но и изучить мощи Нестора. По размеру черепа специалист определил, что рост преподобного составлял не выше 160 см. Резко выраженная правосторонняя симметрия костного каркаса головы указывает, что Нестор правша, а зубочелюстная система свидетельствует, что монах умер в глубокой старости – за 70 или даже 80 лет. Причина смерти не носила насильственный характер.
Летописи
Нестору приписывают авторство по меньшей мере трех произведений, главное из которых — «Повесть временных лет». В литературоведении труд также носит название «Первоначальная летопись», поскольку является самым ранним древнерусским сводом, дошедшим до наших лет, или «Несторова летопись».
«Повестью временных лет» охватывается значительный временной промежуток — с библейских времен до 1117 года. Летопись составлялась в 1110-1118 годах несколькими авторами, если принять за основу версию о кончине Нестора в 1115-м, но личности остальных неизвестны. Впервые «Повесть временных лет» была подписана именем Нестора в Хлебниковском списке середины XVI века.
Повествование начинается с Ноя, трое сыновей которого поделили Землю. Нестор объясняет, откуда появились народности — немцы, русы, варяги и как возникли древнерусские города.
Первой датой, упоминаемой в «Повести временных лет», становится 852 год, когда появилась Русская земля. Новая географическая точка основана Рюриком, Трувором и Синеусом. Вскоре полноправным владельцем становится Рюрик. Самым ярким и запоминающимся эпизодом книги, который знаком даже школьнику, считается смерть Олега, потомка Рюрика, от укуса змеи, выползшей из черепа верного скакуна князя.
Далее Нестор кратко рассказывает о правлении князя Игоря, его супруги Ольги и сына Святослава, о подвигах Ярополка и, наконец, о крещении Руси при Владимире в 988 году. Последним князем, упомянутым в «Повести временных лет», становится Владимир Мономах.
Нестору, как человеку православному, важно было рассказать о своей вере, поэтому тема христианства проходит по книге красной нитью: начиная с аллюзий на Библию и заканчивая описанием божественных событий, которые сопровождают процесс крещения Руси.
Монах пишет, что Бог состоит из «трех событий»: Отца, Сына и Святого Духа, что он находится на небесах в окружении ангелов. Ему противостоят бесы, которые находятся не в аду, как принято считать сегодня, а в «бездне». Крещение Руси Нестор описывает как способ спасения человечества от невежества и соблазна. Те, кто вел праведный образ жизни, достоин места рядом с Богом на небесах.
Вторая (но не по хронологии) летопись, авторство которой приписывается Нестору, — «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба», или «Житие Бориса и Глеба».
Борис и Глеб — сыновья князя Владимира, воплощение благочестия и смирения, которые умирают от руки сводного брата Святополка. Летопись написана по канону жития-мартирия. Например, вместо того чтобы защищаться от своего губителя, Борис и Глеб молятся, желая скорее принять мученическую смерть. Летопись датируется 1110 годом.
Третья работа Нестора, частично дошедшая до наших дней, — «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго», или просто «Житие Феодосия Печерского». Оно создано не позднее 1088 года. В летописи рассказывается о пути Феодосия от рождения и до самой смерти. Значительная часть посвящена игуменству.
Память
Нестор Летописец канонизирован в Русской православной и Римско-католической церквях. У славян день его памяти отмечается 9 ноября, одновременно с Днем украинской письменности и языка. Мощи святого покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры.
Нестора, как любого преподобного, часто изображали на иконах, но многие из произведений утратили автора. Одним из самых известных визуальных воплощений святого является картина Виктора Васнецова «Нестор-летописец», написанная в 1885-1893 годах. Оригинал хранится в Третьяковской галерее.
Памятники Нестора Летописца находятся в Киеве, Владимире, Борисполе. В родной обители святого возведены два храма имени преподобного.
Летописи
- 1088 – «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго»
- 1110 – «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба»
- 1110-1118 – «Повесть временных лет»
На пути к иночеству
Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия.
В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании.
В это время Антоний жил в уединённой пещере, в священном безмолвии, угождая Богу непрестанной сердечной молитвой. Феодосий же занимался устроением иноческой обители. Промыслом Божьим Нестор остался при преподобных отцах.
Ещё до посвящения в иночество он обнаруживал перед ними готовность жить строгой иноческой жизнью. Несмотря на юность и многочисленные трудности, связанные с немощью плоти, Нестор являл отцам твёрдость в желании следовать спасительным путём.
Через них он освящался и просвещался как через два великих Божьих светильника. Он ревностно и безропотно исполнял назначаемые ему послушания, приучаясь к смирению, кротости, пощению, бдению, сердечной молитве и вольной нищете. Питая к наставникам самое искреннее уважение и любовь, всякое слово он исполнял безропотно, с радостью и доверием.
Иноческое служение
После блаженной кончины Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.), он и сам словно бы умер для мира.
От игумена Печерской обители, преподобного Стефана, Нестор принял ангельский образ, а вскоре его возвели в сан иеродиакона.
Иноки Печерского монастыря славились многими добродетелями. Желая подражать Искупителю, они охотно совершали труднейшие ежедневные подвиги. Кто-то питался только сырой или вареной травой, кто-то подвизался в молитвенном бдении, кто-то в земных поклонах. Всех их объединяло то, что они единодушно пребывали в вере, надежде, любви, как и положено братиям Православного монастыря.
Приняв ангельский образ, Нестор уподобился бесплотным небесным служителям: с ещё большею ревностью стал угождать Богу послушанием и молитвой, стал увеличивать в себе христианские добродетели. При этом он нелицемерно считал себя грешником, недостойным Божьих даров.
Занимаясь аскетическим деланием и на опыте познавая Божественную благость, Нестор не отрицал значимость теоретических знаний. Он ценил богоугодные книги как сокровищницу Истины, аллегорически сравнивал их с реками, наводняющими вселенную. Считается, что особым его послушанием было составление летописей.
Так, в 80-х годах XI столетия он записал житие своего духовного учителя, Феодосия Печерского. Но пожалуй, самым выдающимся творческим трудом Нестора Летописца явилась история становления Русской земли. Полагают, что он завершил это сочинение к 1112-1113 году.
В сущности оно включило в себя комплекс различных сказаний, обработанных и представленных в форме единого цельного произведения. Исторические факты тесно переплетаются в нём с историей развития Церкви. Сама история Руси изложена здесь как важная и неотъемлемая часть всемирной истории. Фундаментальность и четкость труда выдаёт в авторе мужа большой учёности и веры.
В 1091 году братия, движимые Духом Святым, собрались во главе с игуменом на совет, где, посовещавшись, определили выкопать погребенные прежде в пещере мощи преподобного Феодосия и торжественно перенести их в Печерскую церковь. По слову игумена, Нестор, приготовив необходимый инструмент, выбрал из братий помощников и направился к погребению святого. Прочитали молитвы и стали копать. Копали поочередно, вечер и ночь; однако добраться до честных мощей не получалось. И лишь когда ударили в колокол, в этот самый момент Нестор вдруг понял, что докопался до мощей.
Само это событие сопровождалось чудесным знамением: братия, находящиеся в монастыре, увидели огненные столпы. Мощи благоговейно перенесли в приготовленное место. Впоследствии Нестор был свидетелем других чудес и знамений, совершавшихся силой Божьей через эту святыню.
Достигнув, при помощи Божьей, святости и преподобия Нестор мирно почил о Господе в 1114 году, завещав братиям продолжить составленную им летопись истории Руси, что и было исполнено. В современном виде эта летопись известна нам под названием «Повесть временных лет».
Кроме того до нас дошли и другие работы Летописца, например: «Сказание о святых первых черноризцах Печерских», «Слово о перенесении мощей преподобного отца нашего, Феодосия Печерского», «Сказание о том, от чего получил название Печерский монастырь».
Тропарь Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4
Великих князей русских деяния / и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, / свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя / написано на небеси стяжавый, // моли и нам написатися в Книги Животныя.
Nestor the Chronicler |
|
---|---|
Iconographic depiction of St. Nestor the Chronicler, 1919, Viktor Vasnetsov (St Volodymyr’s Cathedral, Kyiv). |
|
Born | Mid-11th century |
Died | Early 12th century |
Occupation | monk |
Known for | compilation of Primary Chronicle (disputed) |
Forensic facial reconstruction by Sergei Nikitin.
Saint Nestor the Chronicler (Old East Slavic: Несторъ Лѣтописецъ; c. 1056 – c. 1114, in Principality of Kiev, Kievan Rus’) was the reputed author of Primary Chronicle (the earliest East Slavic letopis), Life of the Venerable Theodosius of the Kiev Caves and Account about the Life and Martyrdom of the Blessed Passion Bearers Boris and Gleb.
Biography[edit]
In 1073 AD, Nestor became a monk of the Monastery of the Caves in Kiev.[citation needed] The only other detail of his life that is reliably known is that he was commissioned with two other monks to find the relics of St. Theodosius of Kiev, a mission which he fulfilled successfully.[citation needed] It is also speculated[by whom?] that he supported the reigning prince Svyatopolk II, and his pro-Slavic party disliked Greek influence in Kiev.[citation needed]
His chronicle begins with the Deluge, as did those of most Christian chroniclers of the time. The compiler appears to have been acquainted with the Byzantine historians; he makes use especially of John Malalas and George Hamartolus. He also likely had other Slavonic language chronicles to compile from, which have since been lost. Many legends are mistakenly attributed to Nestor’s Chronicle; the style is occasionally so poetic that perhaps he incorporated bylinas that are now lost.[citation needed]
As an eyewitness, Nestor could only have described the reigns of Vsevolod I and Svyatopolk II (1078–1112), but it is surmised he could have gathered many details from older inhabitants.[citation needed] Two such possibilities are Giurata Rogovich of Novgorod, who could have provided him with information concerning the north of Kievan Rus’, the Pechora River, and other places, as well as Yan Vyshatich, a nobleman who died in 1106 at the age of ninety. Nestor provided valuable ethnological details of various Slavic tribes.[citation needed]
The current theory about Nestor is that the Chronicle is a patchwork of many fragments of chronicles, and that the name of Nestor was attached to it because he either wrote the majority of it or was responsible for piecing all the fragments together.[citation needed] The name of the hegumen Sylvester is affixed to several of the manuscripts as the author.[citation needed]
St. Nestor died around 1114 and was buried in the Near Caves. He has been glorified (canonized) as a saint by the Eastern Orthodox Church. The body of the ancient chronicler may be seen among the relics preserved in the Kiev Pechersk Lavra. His feast day is celebrated on October 27. He is also commemorated in common with other saints of the Kiev Caves Lavra on September 28 (Synaxis of the Venerable Fathers of the Kiev Caves) and on the Second Sunday of Great Lent.[citation needed]
Veneration[edit]
Nestor the Chronicler was canonized by including his name in the Synaxis of all Venerable Fathers of the Kiev Caves.[1]
Feast Day[edit]
- 27 October – main commemoration, (with: Nestor of Thessaloniki and Nestor of the Far Kiev Caves)
Fixed Feast Day (Synaxes)[edit]
- 25 May – Synaxis of Saints of Volhynia (ROCOR and Greek Orthodox Church)
- 15 July – Synaxis of All Saints of Kiev (ROC)
- 28 September – Synaxis of the Venerable Fathers of the Kiev Near Caves
- 10 October – Synaxis of Saints of Volhynia (ROC)
- 27 October – Synaxis of All Saints of Kiev Theological Academy and Kiev Theological Seminary [Ukrainian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)]
Moveable Feast Day (Synaxes)[edit]
- Synaxis of all Venerable Fathers of the Kiev Caves – movable holiday on the 2nd Sunday of the Great Lent
- Synaxis of the Saints of the Kievan Caves Monastery, venerated in the near caves of Venerable Anthony – movable holiday on the 1st Saturday after Leavetaking of the Elevation of the Cross (21 September)[2]
Liturgical hymns[edit]
Nestor commemorated on a 1956 Soviet stamp
Troparion St. Nestor — Tone 4
Вели́ких князе́й ру́сских дея́ния/ и преподо́бных оте́ц Пече́рских жития́ и чудеса́ написа́вый,/ свое́ же, Богому́дре Не́сторе, мно́гих ти ра́ди доброде́телей и́мя/ напи́сано на Небеси́ стяжа́вый,// моли́ и нам написа́тися в Кни́ги Живо́тныя.
Velikikh knyazey russkikh deyaniya/ i prepodobnykh otets Pecherskikh zhitiya i chudesa napisavy,/ svoe zhe, Bogomudre Nestore, mnogikh ti radi dobrodeteley imya/ napisano na Nebesi styazhavy,// moli i nam napisatisya v Knigi Zhivotnyya.
Common Troparion St. Nestor — Tone 4
Времена́ и ле́та достопа́мятных дея́ний,/ по́двиги и труды́ Богоно́сных оте́ц,/ Не́сторе прему́дре, напису́я,/ любо́вию возгоре́лся еси́ после́довати стопа́м первонача́льных,/ с ни́миже не преста́й моли́тися Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.
Vremena i leta dostopamyatnykh deyany,/ podvigi i trudy Bogonosnykh otets,/ Nestore premudre, napisuya,/ lyuboviyu vozgorelsya esi posledovati stopam pervonachalnykh,/ s nimizhe ne prestay molitisya Khristu Bogu,// spastisya dusham nashim.
Kontakion St. Nestor — Tone 2
Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ того́ подража́тель,/ пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чиими святоле́пно прене́с,/ насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное,// е́же получи́ти и нам, чту́щим тя, Го́сподеви моли́ся.
Yako siy Bogonosnago Feodosiya uchenik/ i istinny zhitiya togo podrazhatel,/ pervy chestnykh ego moshchey samovidets byti spodobilsya esi,/ yazhe s prochiimi svyatolepno prenes,/ nasledil esi s temizhe Tsarstvo Nebesnoe,// ezhe poluchiti i nam, chtushchim tya, Gospodevi molisya.
Known works[edit]
- Life of the Venerable Theodosius of the Kiev Caves (1080s)[3]
- (disputed) Primary Chronicle, or The Tale of Bygone Years (ca. 1113)[citation needed]
- Account about the Life and Martyrdom of the Blessed Passion Bearers Boris and Gleb (1080s)[4]
See also[edit]
- Outline of Slavic history and culture
Notes[edit]
- ^ «НЕСТОР». www.pravenc.ru. Retrieved 2022-07-25.
- ^ «СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ БЛИЖНИХ ПЕЩЕР — Древо». drevo-info.ru (in Russian). Retrieved 2022-07-25.
- ^ «Saint Nestor the Chronicler» (PDF). St. Luke Greek Orthodox Church. Retrieved 19 March 2017.
- ^ «Venerable Nestor the Chronicler of the Kiev Caves». Orthodox Church in America. Retrieved 19 March 2017.
References[edit]
- This article incorporates text from a publication now in the public domain: Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Nestor (author)». Encyclopædia Britannica. Vol. 19 (11th ed.). Cambridge University Press. p. 406, 407.
External links[edit]
- Media related to Nestor the Chronicler at Wikimedia Commons
- Venerable Nestor the Chronicler of the Kiev Near Caves Orthodox icon and synaxarion
- Visitor information for Kyiv Pechersk Lavra
Nestor the Chronicler |
|
---|---|
Iconographic depiction of St. Nestor the Chronicler, 1919, Viktor Vasnetsov (St Volodymyr’s Cathedral, Kyiv). |
|
Born | Mid-11th century |
Died | Early 12th century |
Occupation | monk |
Known for | compilation of Primary Chronicle (disputed) |
Forensic facial reconstruction by Sergei Nikitin.
Saint Nestor the Chronicler (Old East Slavic: Несторъ Лѣтописецъ; c. 1056 – c. 1114, in Principality of Kiev, Kievan Rus’) was the reputed author of Primary Chronicle (the earliest East Slavic letopis), Life of the Venerable Theodosius of the Kiev Caves and Account about the Life and Martyrdom of the Blessed Passion Bearers Boris and Gleb.
Biography[edit]
In 1073 AD, Nestor became a monk of the Monastery of the Caves in Kiev.[citation needed] The only other detail of his life that is reliably known is that he was commissioned with two other monks to find the relics of St. Theodosius of Kiev, a mission which he fulfilled successfully.[citation needed] It is also speculated[by whom?] that he supported the reigning prince Svyatopolk II, and his pro-Slavic party disliked Greek influence in Kiev.[citation needed]
His chronicle begins with the Deluge, as did those of most Christian chroniclers of the time. The compiler appears to have been acquainted with the Byzantine historians; he makes use especially of John Malalas and George Hamartolus. He also likely had other Slavonic language chronicles to compile from, which have since been lost. Many legends are mistakenly attributed to Nestor’s Chronicle; the style is occasionally so poetic that perhaps he incorporated bylinas that are now lost.[citation needed]
As an eyewitness, Nestor could only have described the reigns of Vsevolod I and Svyatopolk II (1078–1112), but it is surmised he could have gathered many details from older inhabitants.[citation needed] Two such possibilities are Giurata Rogovich of Novgorod, who could have provided him with information concerning the north of Kievan Rus’, the Pechora River, and other places, as well as Yan Vyshatich, a nobleman who died in 1106 at the age of ninety. Nestor provided valuable ethnological details of various Slavic tribes.[citation needed]
The current theory about Nestor is that the Chronicle is a patchwork of many fragments of chronicles, and that the name of Nestor was attached to it because he either wrote the majority of it or was responsible for piecing all the fragments together.[citation needed] The name of the hegumen Sylvester is affixed to several of the manuscripts as the author.[citation needed]
St. Nestor died around 1114 and was buried in the Near Caves. He has been glorified (canonized) as a saint by the Eastern Orthodox Church. The body of the ancient chronicler may be seen among the relics preserved in the Kiev Pechersk Lavra. His feast day is celebrated on October 27. He is also commemorated in common with other saints of the Kiev Caves Lavra on September 28 (Synaxis of the Venerable Fathers of the Kiev Caves) and on the Second Sunday of Great Lent.[citation needed]
Veneration[edit]
Nestor the Chronicler was canonized by including his name in the Synaxis of all Venerable Fathers of the Kiev Caves.[1]
Feast Day[edit]
- 27 October – main commemoration, (with: Nestor of Thessaloniki and Nestor of the Far Kiev Caves)
Fixed Feast Day (Synaxes)[edit]
- 25 May – Synaxis of Saints of Volhynia (ROCOR and Greek Orthodox Church)
- 15 July – Synaxis of All Saints of Kiev (ROC)
- 28 September – Synaxis of the Venerable Fathers of the Kiev Near Caves
- 10 October – Synaxis of Saints of Volhynia (ROC)
- 27 October – Synaxis of All Saints of Kiev Theological Academy and Kiev Theological Seminary [Ukrainian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)]
Moveable Feast Day (Synaxes)[edit]
- Synaxis of all Venerable Fathers of the Kiev Caves – movable holiday on the 2nd Sunday of the Great Lent
- Synaxis of the Saints of the Kievan Caves Monastery, venerated in the near caves of Venerable Anthony – movable holiday on the 1st Saturday after Leavetaking of the Elevation of the Cross (21 September)[2]
Liturgical hymns[edit]
Nestor commemorated on a 1956 Soviet stamp
Troparion St. Nestor — Tone 4
Вели́ких князе́й ру́сских дея́ния/ и преподо́бных оте́ц Пече́рских жития́ и чудеса́ написа́вый,/ свое́ же, Богому́дре Не́сторе, мно́гих ти ра́ди доброде́телей и́мя/ напи́сано на Небеси́ стяжа́вый,// моли́ и нам написа́тися в Кни́ги Живо́тныя.
Velikikh knyazey russkikh deyaniya/ i prepodobnykh otets Pecherskikh zhitiya i chudesa napisavy,/ svoe zhe, Bogomudre Nestore, mnogikh ti radi dobrodeteley imya/ napisano na Nebesi styazhavy,// moli i nam napisatisya v Knigi Zhivotnyya.
Common Troparion St. Nestor — Tone 4
Времена́ и ле́та достопа́мятных дея́ний,/ по́двиги и труды́ Богоно́сных оте́ц,/ Не́сторе прему́дре, напису́я,/ любо́вию возгоре́лся еси́ после́довати стопа́м первонача́льных,/ с ни́миже не преста́й моли́тися Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.
Vremena i leta dostopamyatnykh deyany,/ podvigi i trudy Bogonosnykh otets,/ Nestore premudre, napisuya,/ lyuboviyu vozgorelsya esi posledovati stopam pervonachalnykh,/ s nimizhe ne prestay molitisya Khristu Bogu,// spastisya dusham nashim.
Kontakion St. Nestor — Tone 2
Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ того́ подража́тель,/ пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чиими святоле́пно прене́с,/ насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное,// е́же получи́ти и нам, чту́щим тя, Го́сподеви моли́ся.
Yako siy Bogonosnago Feodosiya uchenik/ i istinny zhitiya togo podrazhatel,/ pervy chestnykh ego moshchey samovidets byti spodobilsya esi,/ yazhe s prochiimi svyatolepno prenes,/ nasledil esi s temizhe Tsarstvo Nebesnoe,// ezhe poluchiti i nam, chtushchim tya, Gospodevi molisya.
Known works[edit]
- Life of the Venerable Theodosius of the Kiev Caves (1080s)[3]
- (disputed) Primary Chronicle, or The Tale of Bygone Years (ca. 1113)[citation needed]
- Account about the Life and Martyrdom of the Blessed Passion Bearers Boris and Gleb (1080s)[4]
See also[edit]
- Outline of Slavic history and culture
Notes[edit]
- ^ «НЕСТОР». www.pravenc.ru. Retrieved 2022-07-25.
- ^ «СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ БЛИЖНИХ ПЕЩЕР — Древо». drevo-info.ru (in Russian). Retrieved 2022-07-25.
- ^ «Saint Nestor the Chronicler» (PDF). St. Luke Greek Orthodox Church. Retrieved 19 March 2017.
- ^ «Venerable Nestor the Chronicler of the Kiev Caves». Orthodox Church in America. Retrieved 19 March 2017.
References[edit]
- This article incorporates text from a publication now in the public domain: Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Nestor (author)». Encyclopædia Britannica. Vol. 19 (11th ed.). Cambridge University Press. p. 406, 407.
External links[edit]
- Media related to Nestor the Chronicler at Wikimedia Commons
- Venerable Nestor the Chronicler of the Kiev Near Caves Orthodox icon and synaxarion
- Visitor information for Kyiv Pechersk Lavra