Монголо-татарское нашествие на Русь
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 4238.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 4238.
Монголо-татарское нашествие на Русь пришлось на время княжеской междоусобицы, которая немало способствовало успеху завоевателей. Руководил им внук великого Чингисхана хан Батый, который начал войну против древнерусского государства и стал главным разорителем его земель.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Первый и второй поход
В 1237 году, зимой, произошло первое крупное нападение монголо-татарского войска на Русь – их жертвой стало Рязанское княжество. Рязанцы оборонялись героически, но нападающих было слишком много. Не получив помощи от других княжеств (хотя были разосланы гонцы с тревожной вестью), Рязань продержалась пять дней. Княжество было захвачено, а его столицу не только полностью разграбили, но и разрушили. Местного князя и его сына убили.
Следующим на их пути стало Владимирское княжество. Началось сражение с Коломны, где войска князя были разгромлены, далее монголы захватили Москву и подошли к Владимиру. Город, как и Рязань, продержался 5 дней и пал. Последним решающим сражением за Владимиро-Суздальское княжество стала битва на реке Сити (4 марта 1238 года), где Батый полностью разбил остатки княжеского войска Юрия Всеволодовича. Княжество было разорено и сожжено почти полностью.
Далее Батый планировал захватить Новгород, но неожиданным препятствием на его пути стал Торжок, остановивший монгольское войско на две недели. После его взятия завоеватели все же двинулись к Новгороду, но в результате неизвестных причин повернули на юг и на долгих семь недель застряли у стен героически оборонявшегося Козельска.
Впечатленный тем, как долго этот город продержался против его большой и хорошо обученной армии, Батый назвал его “злым”.
Второй поход начался в 1239 году и продлился до 1240-го. За эти два года Батый смог захватить Переяславль и Чернигов, последним из крупных городов стал Киев. После его захвата и разорения монголы без особенного труда справились с Галицко-Волынским княжеством и пошли в Восточную Европу.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Почему Русь потерпела поражение?
Причин, по которым такая значительная территория была захвачена достаточно быстро, несколько. Первая и самая важная – разобщенность княжеств, что подтверждается всей историей России. Каждое из них преследовало собственные интересы, так что политическая раздробленность стала предпосылкой того, что князья не объединили военные силы, а каждое отдельное войско было недостаточно многочисленным и сильным, чтобы остановить монголов.
Вторая причина заключалась в том, что у завоевателей было многочисленное войско, оснащенное на тот момент по последнему слову военной техники. Дополнительным фактором стало то, что к моменту прихода на Русь и военачальников, и воинов Батыя уже был значительный опыт в осадном деле, ведь они захватили множество городов.
Наконец, свою лепту внесла и железная дисциплина, которая царила в монгольском войске, где каждого солдата воспитывали с детства.
Такая дисциплина поддерживалось также очень жесткой системой наказаний: самым мелким подразделением в войске был десяток – и его весь казнили, если один из воинов проявлял трусость.
Последствия монголо-татарского нашествия на Русь
Итоги нашествия были очень тяжелыми. Это описано даже в древнерусской литературе. Прежде всего нашествие татаро-монголов привело к почти полному уничтожению городов – из 75 существовавших на тот момент полностью разрушено было 45, то есть, больше половины. Население сильно сократилось, особенно прослойка ремесленников, что замедлило развитие Руси. Следствием этого стала экономическая отсталость.
Также приостановились и важные социальные процессы – формирование сословия свободных людей, децентрализация власти. Южная и юго-западная части Руси были отчуждены, а деление оставшейся территории продолжилось – борьба за власть поддерживалась монголами, которые были заинтересованы в разобщении княжеств.
Что мы узнали?
В статье по истории для 6 класса, мы кратко рассмотрели последовательность захвата монголами русских городов и княжеств, указали наиболее важные даты. Узнали, на какой период пришлось начало нашествия и какие последствия имело, что происходило в это время на Руси, узнали плюсы и минусы периода нашествий.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Яна Михайлова
10/10
-
Карина Калидулина
7/10
-
Арина Агаева
10/10
-
Маша Девятьярова
10/10
-
Yana Sergeevna
9/10
-
Елена Бережная
9/10
-
Respublika Dagestan
8/10
-
Никита Даев
8/10
-
Константин Имакаев
10/10
-
Рашид Нугманов
7/10
Оценка доклада
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 4238.
А какая ваша оценка?
В XII веке монголы кочевали в Центральной Азии и занимались скотоводством. Данный вид деятельности требовал постоянной смены мест обитания. Для приобретения новых территорий нужна была сильная армия, которая у монголов была. Ее отличала хорошая организация и дисциплина, все это обеспечило победное шествие монголов.
В 1206 году состоялся съезд монгольской знати – курултай, – на котором хана Темучина избрали великим ханом, и он получил имя Чингис. Сначала у монголов вызывали интерес обширные территории в Китае, Сибири и Средней Азии. В дальнейшем они направились на запад.
Первыми на их пути встали Волжская Булгария и Русь. Русские князья «познакомились» с монголами в сражении, которое состоялось в 1223 году на реке Калке. Монголы напали на половцев, а те обратились за помощью к своим соседям, русским князьям. Поражение русских войск на Калке было обусловлено разобщенностью и неорганизованными действиями князей. В это время русские земли были значительно ослаблены междоусобицами, а княжеские дружины больше заняты внутренними разногласиями. Хорошо организованное войско кочевников сравнительно легко одержало первую победу.
П.В. Рыженко. Калка
Нашествие
Победа на Калке была только началом. В 1227 году умер Чингисхан, и во главе монголов встал его внук Батый. В 1236 году монголы решили окончательно разобраться с половцами и в следующем году разбили их возле Дона.
Теперь настала очередь русских княжеств. Шесть дней сопротивлялась Рязань, но была захвачена и разрушена. После наступила очередь Коломны и Москвы. В феврале 1238 года монголы подошли к Владимиру. Осада города продолжалась четыре дня. Ни ополченцы, ни княжеские воины не смогли защитить город. Владимир пал, княжеская семья погибла в пожаре.
После этого монголы разделились. Одна часть двинулась на северо-запад, осадила Торжок. На реке Сити русичи потерпели поражение. Не доходя ста километров до Новгорода, монголы остановились и двинулись на юг, разоряя попутно города и села.
Южная Русь всю тяжесть нашествия ощутила весной 1239 года. Первыми жертвами стали Переяславль и Чернигов. К осаде Киева монголы приступили осенью 1240 года. Защитники отбивались три месяца. Взять город монголы смогли только с большими потерями.
Последствия
Батый собирался продолжить поход уже в Европу, но состояние войск не позволило ему этого сделать. Они были обескровлены, и новый поход так и не состоялся. А в отечественной историографии период с 1240 по 1480 год известен как монголо-татарское иго на Руси.
В этот период практически прекратились все контакты, в том числе и торговые, с Западом. Монгольские ханы контролировали внешнюю политику. Сбор дани и назначение князей стали обязательными. Всякое неповиновение жестоко каралось.
События этих лет нанесли русским землям значительный урон, они сильно отстали от европейских стран. Экономика была ослаблена, земледельцы уходили на север, пытаясь обезопасить себя от монголов. Многие ремесленники попали в рабство, и некоторые ремесла просто перестали существовать. Не меньший ущерб понесла культура. Многие храмы были разрушены, а новые не строились в течение долгого времени.
Взятие Суздаля монголами.
Миниатюра из русской летописи
Однако некоторые историки считают, что иго приостановило политическую раздробленность русских земель и даже дало в дальнейшем толчок для их объединения.
Повести о монголо – татарском нашествии
В
середине XIII
столетия Русская земля подверглась
нашествию монголов. Страшные полчища
степных кочевников, объединенные
Темучином — Чингиз-ханом, двинулись с
Востока на Запад. В течение трех лет, с
1237 по 1240 г., русский народ вел мужественную
борьбу с неисчислимыми силами врагов.
Феодальная раздробленность Руси
способствовала успеху завоевателей.
«России,— писал А. С. Пушкин,—
определено было высокое предназначение…
Ее необозримые равнины поглотили силу
монголов и остановили их нашествие на
самом краю Европы; варвары не осмелились
оставить у себя в тылу порабощенную
Русь и возвратились на степи своего
востока. Образующееся просвещение было
спасено растерзанной и издыхающей
Россией».
События,
связанные с монголо-татарским нашествием,
получили широкое отражение в литературе
той поры.
«Повесть
о битве на реке Калке». Первое
столкновение русских войск с кочевниками
произошло в 1223 г. на реке Калке (Кальмиус).
Летописная повесть об этой битве
дошла до нас в двух редакциях.
Повесть
обстоятельно излагает ход событий.
Весть о появлении «языка
незнаемого» (неизвестного
народа) принесли в Киев половцы, с
которыми первыми столкнулись отряды
степных кочевников, шедшие с Кавказа
под руководством нойонов (воевод) Чингиза
Джебе и Сабутэ. В битве приняли участие
только южнорусские князья, но между
ними не было согласия и единства, что и
явилось причиной разгрома на Калке,
указывает повесть.
Она
хорошо передает настроение русского
общества при известии о появлении
монголо-татарских полчищ. Весть эта
была встречена с крайним недоумением:
«Явились
народы, которых как следует никто не
знает, кто они, откуда пришли, каков язык
их, какого они племени, какой веры, и
зовут их — татары, а иные говорят —
таумены, а другие называют их печенегами…»
Автор
повести ссылается на философско-исторический
труд Мефодия Патарского «Откровение»,
созданный в Византии, по-видимому, во
второй половине VII
в. (в «Откровении» обозревались судьбы
человечества от Адама до «второго
пришествия»). На его основе и дается
религиозно-моралистическая трактовка
события: приход «языка
незнаемого» — следствие
попустительства божия «грех
ради наших», предзнаменование
конца мира.
Народное
сознание связывало с битвой на Калке
сказание о гибели русских богатырей.
Отзвук былины о том, как перевелись
богатыри на Русской земле, мы находим
в списках повести XV—XVI
вв. Эти списки сообщают, что на Калке
погибли не только шесть Мстиславичей,
но и Александр Попович, его слуга Торопец,
Добрыня Рязанич Златой Пояс, а также 70
«храбрых»
(богатырей).
«Повесть
о приходе Батыя на Рязань». В 1237
г. основные силы Золотой Орды во главе
с преемником Чингиз-хана Бату-ханом
(Батыем) подошли к границам
северо-восточной Руси. Первый удар
степные кочевники нанесли Рязани, а
затем был разгромлен Владимир.
События,
связанные с героической защитой русским
народом своей земли, получили яркое
художественное отражение в «Повести и
приходе Батыя на Рязань». Повесть
дошла в составе летописных сводов XVI
в. в тесной связи с циклом повестей о
Николе Заразском. Она прославляет
мужество и героизм защитников Рязани:
князя Юрия Ингоревича, его братьев
Давыда и Глеба и рязанской дружины —
«удальцов-резвецов
— достояния рязанского», славного
богатыря Евпатия Коловрата. Причину
поражения рязанцев автор усматривает
в феодальной обособленности русских
княжеств, в эгоистической политике
князей. Тщетно Юрий Ингоревич взывает
к владимирскому князю Юрию Всеволодовичу
— последний отказывает в помощи рязанцам,
он решает самостоятельно бороться с
Батыем.
Органически
не связанными со всем содержанием
повести являются религиозно-моралистические
рассуждения о причинах гибели Рязани:
попустительство божие, наказание за
грехи. Эти рассуждения автора не могут
заслонить главной причины — забвение
владимирским великим князем интересов
всей Русской земли.
«Повесть
о приходе Батыя на Рязань» состоит из
четырех частей: 1. Появление Батыя на
границах Рязанской земли, посольство
рязанцев к Батыю во главе с князем
Федором, гибель Федора и его жены
Евпраксии. 2. Героическая зашита Рязани
Юрием Ингоревичем, гибель защитников
и разорение Батыем Рязани. 3. Подвиг
Евпатия Коловрата. 4. Обновление Рязани
Ингварем Ингоревичем.
Героями
первой части повести выступают сын Юрия
Ингоревича рязанского князь Федор и
его молодая супруга Евпраксия. Федор
отправляется к царю Батыю во главе
посольства. Он бесстрашно вступается
за честь не только своей супруги, но и
всех рязанских жен. Дерзко и со смехом
бросает Федор вызов «нечестивому
царю»: «Не полезно бо есть нам, христианам,
тобе, нечестивому царю, водити жены своя
на блуд. Аще нас приодолееши, то и женами
нашими владети начнеши».
Гордый
ответ русского князя вызывает ярость
Батыя. По приказанию хана Федор и все
посольство перебиты.
Горестная
весть поражает молодую жену Федора
княгиню Евпраксию. Она, стоя в превысоком
своем тереме с малолетним сыном Иваном
на руках, «…услыша
таковыя смертоносный глаголы, и горести
исполнены, и абие ринуся из превысокаго
храма своего с сыном своим со князем
Иваном на среду земли, и заразися
(разбилась.—
В.
К.) до смерти». Так
лаконично прославляется подвиг верности,
мужества, силы супружеской любви
русской женщины.
Первая часть
повести завершается горестным плачем
Юрия Ингоревича и всех рязанцев.
Вторая
часть прославляет мужество и героизм
рязанской дружины и ее князя Юрия
Ингоревича. Он воодушевляет дружину
мужественной речью: «Лутче
нам смертию живота купити, нежели в
поганой воли быти. Се бо я, брат ваш,
напред вас изопью чашу смертную за
святыа божиа церкви, и за веру христьянскую,
и за отчину отца нашего великого князя
Ингоря Святославича».
В
этой речи героический мотив сочетается
с религиозным призывом умереть «за
божий церкви» и
веру христианскую. Перед боем Юрий, как
и подобает благочестивому человеку,
молится Богу, принимает благословение
епископа.
Центральным
эпизодом второй части является
гиперболическое описание битвы. Русский
воин один бьется «с
тысящей, а два — со тмою», потрясая
мужеством врагов. Причинив им существенный
урон, рязанцы гибнут: «…ecu
равно умроша и едину чашу смертную
пиша».
Изображение
разорения города исполнено в повести
большого драматизма: И
не оста во граде ни един живых: ecu
равно умроша и едину чашу смертную пиша.
Несть бо ту ни стонюща, ни плачюща и ни
отцу и матери о чадех, или чадом о отци
и о матери, ни брату о брате, ни ближнему
роду, но ecu
вкупе мертвы лежаща».
Третья
часть посвящена прославлению подвига
Евпатия Коловрата. Это эпический герой
под стать богатырям русских былин. Он
наделен гиперболической силой, мужеством
и отвагой. Он живое олицетворение
героического подвига всего русского
народа, который не может мириться с
поработителями и стремится отомстить
за поруганную врагом землю. Основное
внимание уделено изображению поведения
Евпатия в бою, на его подвиг переносится
подвиг всей дружины. Он бесстрашно
разъезжает по ордынским полкам и бьет
их нещадно — так, что его острый меч
притупился. Самого Батыя охватывает
страх, и он посылает против Евпатия
своего шурина богатыря Хостоврула
(типично эпическая былинная ситуация).
В
поединке одерживает победу Евпатий. Он
«исполин
силою и разсече Хостоврула на полы до
седла. И начата сечи силу татарскую, и
многих тут нарочитых богатырей Батыевых
побил, ових на полы пресекаше, а иных до
седла крояше».
Охваченные
страхом монголы вынуждены применить
против русского богатыря «пороки»
(стенобитные
орудия): «…и
начаша бити по нем с сточисленых пороков
и едва убиша его…»
Когда
тело Евпатия приносят к Батыю, хан
«начаша
дивитися храбрости и крепости и мужеству»
Евпатия.
Батый воздает должное своему врагу: «О
Коловрате Еупатие, гораздо ecu
меня подщивал малою своею дружиною, да
многих богатырей сильной орды побил
ecu,
и многие полкы падоша. Аще бы у меня
такий служил, — держал бых его против
сердца своего».
Под
стать Евпатию и его храбрые дружинники.
Когда кочевникам удалось захватить в
плен пятерых воинов, изнемогавших от
ран, те с иронией и сознанием морального
превосходства отвечают Батыю: «Веры
християнскые есве, раби великого князя
Юрья Ингоревича Резанского, а от полку
Еупатиева Коловрата. Посланы от князя
Ингваря Ингоревича Резанскаго тебя,
силна царя, почтити и честна проводити
и честь тобе воздати. Да не подиви, царю,
не успевати наливати чаш на великую
силу — рать татарьскую».
В
этом ответе обнаруживается отзвук
былевого народного эпоса (ср. разговор
Ильи с Калином царем).
Последняя,
заключительная, часть повести начинается
эмоциональным плачем князя Ингваря
Ингоревича, созданным по всем правилам
книжной риторики. Он горестно оплакивает
убитых, «яко
труба рати глас подавающе, яко сладкий
орган вещающи».
Повесть
заканчивается рассказом о возрождении
и обновлении русскими людьми испепеленной
врагом Рязани, вследствие чего «бысть
радость християнам…». Эта
концовка свидетельствует об оптимизме,
жизнестойкости русского народа, его
неколебимой вере в возможность избавления
от монголо-татарского ига.
Все
произведение представляет собой образец
воинской повести, которая вобрала в
себя значительные элементы фольклора.
Повесть не всегда точна в передаче
исторических фактов (сообщается об
участии в битве Всеволода Пронского —
умер ранее 1237 г.; о гибели в бою Олега
Красного, хотя он остался жив), но она
верно передает настроение общества
того времени и отличается живостью,
яркостью и драматизмом повествования.
Более лаконичен
и менее образен рассказ летописи о
взятии Батыем Владимира в 1238 г. и битве
на реке Сити с князем Юрием Всеволодовичем,
павшим в этом бою.
Выразителен
краткий летописный рассказ об осаде
Козельска. Жители этого города в течение
семи недель выдерживали осаду, и враги
прозвали за это Козельск «злым
городом». Овладев
им, завоеватели жестоко расправились
с его жителями.
«Слова»
Серапиона Владимирского. События
монголо-татарского нашествия
отразились также в жанре дидактическом
и агиографическом.
Талантливым
проповедником XIII
в. был Серапион — игумен Киево-Печерского
монастыря, а с 1274 г.— епископ Владимирский
(ум. в 1275 г.). Современники называли
Серапиона «мужем
зело учительным в божественном писании».
Перу
Серапиона принадлежит пять «слов»:
первое было создано около 1230 г., после
битвы на Калке, последние четыре — во
Владимире в 1274—1275 гг.
Серапион
в нашествии иноплеменников видит
карающий перст Божий, возмездие за грехи
и призывает людей к покаянию, говорит
даже о приближении скорого конца мира.
Приход
«языка
немилостивого» Серапион
изображает довольно образно и живо,
прибегая к ритмической форме построения
речи: «…приде
на ны язык немилостив, попустивъшю Богу,
и землю нашю пусту сътвориша и грады
наши плениша, и церкъви святыя разориша,
отъци и братию нашю избиша; матере наша
и сестры наша в поругание быша».
Во
втором «слове» Серапион говорит о
страшном гневе Божием и вспоминает
прошлое в форме риторических вопросов:
Не
пленена ли бысть земля наша? Не взъяти
ли быша гради наши?Не вскоре ли падоша
отъци и братия наши трупием на земли?
Не ведены ли быша жены и чада наша в
плен? Не порабощена ли быхом оставьте
горькою си работою от иноплеменик ?»
Бедствия,
постигшие Русскую землю, изображены в
третьем «слове». Четвертое и пятое
«слова» Серапиона посвящены осуждению
народных предрассудков и суеверий: они
направлены против испытания «ведьм»
водой
и огнем и против откалывания из могил
утопленников, которые, по народному
поверью, вредили урожаю. В последних
«словах» Серапиона пессимистический
тон начинает постепенно исчезать, что
свидетельствует об изменении настроения
в русском обществе.
Е.
В. Петухов, исследуя творчество Серапиона
Владимирского, отмечает простоту и
непосредственность его поучений,
отсутствие приемов книжного ораторства.
Он относит Серапиона к категории тех
писателей северо-восточной Руси XIII
в., которые являются соединительным
звеном между северо-востоком и Киевом,
придерживаются традиций киевской школы,
в частности поучений Феодосия Печерского
и Климента Смолятича, но живут новой
жизнью, черпая из нее материал для своих
сочинений.
Таким
образом, события 1237—1240 гг., связанные
с нашествием монголо-татарских полчищ,
получили широкое отражение в воинской
исторической повести, поучении.
Разбираемся, что же представляли собой монголы, завоевавшие почти весь мир и образовавшие крупнейшую империю в истории человечества.
Как правило, главным источником исторических мифов сегодня становится кино. Однако современный российский кинематограф не балует зрителя образами, которые бы оседали в массовом сознании. А уж фильмы о монголах можно по пальцам пересчитать. Большинство мифов порождены обывательскими представлениями об эпохе, которые накладываются на обрывочные воспоминания из школьного курса истории.
Но ничуть не хуже с мифотворчеством справляются различные историки. Речь, конечно, идёт о «Новой хронологии» Фоменко и Носовского. То, что сначала научным сообществом было воспринято как шутка, а потом как очередное маргинальное направление «фолк-хистори», теперь доросло до целого музея на государственные деньги. Сочинения Фоменко и Носовского продаются миллионными тиражами, так что прежде чем переходить к частностям, разберёмся, кем были монголы.
А были ли монголы?
Ключ к разгадке русской истории состоит в том, что средневековая Монголия и Русь — одно и то же. Средневековая Монголия — многонациональное государство, раскинувшееся на территории, примерно совпадающей с Российской империей начала XX века. Это государство иноземцы не завоёвывали. Так называемое «татаро-монгольское иго» — просто специфический период в истории нашего государства. Это время, когда всё население страны было поделено на две части.
Одна из них — мирное население, управляемое князьями. Другая часть — постоянное регулярное войско. Орда под управлением военачальников. Ордой называлось просто регулярное русское войско. Казачьи войска являлись регулярными войсками русского государства того периода. Другими словами, Орда с самого начала была русской. А «монголо-татарское иго» — есть просто период военного управления в Русском государстве, когда верховным правителем являлся полководец-хан (царь), Вообще стоит отметить, что Батый — это слегка искаженное слово «батя», отец. У казаков до сих пор их предводителя зовут «батькой».
Глеб Носовский, Анатолий Фоменко, «Русь. Подлинная история Великой Русско-Ордынской Средневековой Империи»
Как же эту «правду» удалось скрыть? Когда династия Романовых пришла к власти в 1613 году, были подделаны все летописи, в которых говорилось о гражданской войне. А победа над Степаном Разиным — это окончательная победа над Ордой. Вот только про монголов писали далеко не только русские летописи, а все хронисты от Пекина до Парижа. Обратимся к ним.
«Великая степь», простиравшаяся от Китая до Европы, постоянно исторгала из себя кочевые племена и объединения племён. Русь же регулярно сталкивалась с набегами печенегов, а затем половцев. Но получив военный отпор, они оседали в южных степях и завязывали с князьями вполне добрососедские отношения. С ними шла постоянная торговля и заключались династические браки. Например, Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский, правивший во второй половине XII века, был сыном половецкой княжны. Но с монголами вышло совсем иначе.
В то же самое время, когда Андрей Боголюбский подводил под свою руку Киев и усмирял Новгород, на землях многочисленных монгольских племен, кочевавших от Байкала до Великой Китайской стены, активно шло разложение родового строя, а также имущественное и социальное расслоение.
Основой хозяйства монголов было скотоводство. А в условиях, когда степи были общими, право собственности на пастбища формировалось по праву первичного захвата их теми или иными семьями. Возникали особенно богатые семьи, владевшие несметными табунами коней, крупного и мелкого скота. Они становились новой знатью (нойоны, багатуры), формирующей совершенно новые объединения — орды, которые возглавляли всесильные ханы. Они же создавали вокруг себя дружины нукеров — своего рода гвардию ханов.
Монголы фактически жили в походе, а такой образ жизни, когда человек с детства не расставался с лошадью, каждого кочевника делал воином, способным к мгновенным перемещениям на любые расстояния. Итальянский монах Плано Карпини в своей «Истории монголов» (1247) писал: «Дети их, когда им 2 или 3 года от роду, сразу же начинают ездить верхом и управляют лошадьми и скачут на них, и им дается лук сообразно их возрасту, и они учатся пускать стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы».
И они могли себе позволить такой досуг, ведь скотоводство не требовало ежедневного изнурительного труда, без которого невозможно земледелие. Человек здесь выступал скорее как помощник и направляющий естественного природного процесса. А избыточное население было вынуждено постоянно кочевать, сталкиваясь с другими племенами. Все эти особенности общественного строя и хозяйства делали выносливость, неприхотливость в быту и воинственность характерными чертами целого этноса.
Но примитивный быт кочевников уже не соответствовал запросам сформировавшейся элиты, что потенциально готовило общество к захватническим войнам. Кочевники то объединялись, то вновь распадались. А кочевые империи образовывались как раз в результате экспансии против земледельческих обществ, когда чрезвычайно авторитетному вождю удавалось объединить большинство племён.
И Монголы тут не были исключением. Создавались межплеменные союзы, конфедерации. Одни племена подчиняли или истребляли другие, превращали их в рабов и заставляли служить победителю. Так жестокий, но смелый войн Темучжин разгромил всех своих противников и в 1206 году в Монголии на всеобщем племенном съезде — курултае — был провозглашён правителем «всех монголов» и принял имя Чингисхан («великий хан»).
Одной из первых жертв монгольской экспансии стали сибирские народы: буряты, эвенки, якуты, енисейские кыргызы. Завоевание этих народов завершилось к 1211 году. Следующей целью монгольских войск стали богатые земли Северного Китая, поход на который завершился взятием Пекина в 1215 году. А в начале 1220-х войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию, опустошив Бухару и Самарканд и подчинив своей власти весь регион.
После завоевания Средней Азии двадцатитысячное монгольское войско во главе с военачальниками Джебе и Субедеем пошло в разведывательный поход на Запад. После разгрома Ирана, Азербайджана и Грузии монголы перешли через Кавказ и разбили половцев. Хан Котян и главы других половецких орд запросили поддержки у союзных русских князей.
Для борьбы с монгольской ратью была собрана большая часть тех военных сил, которыми располагали князья южной и центральной Руси. Хоть крупнейшие княжества Суздальское и Новгородское решили, что проблемы половцев их не касаются, и войск не прислали, собранные силы по меркам средневековой Руси были гигантскими — более шести тысяч тяжёлой конницы.
Уже то, что раздробленной Руси удалось собрать такие силы, говорит, что князья воспринимали монголов как очень серьёзную угрозу и имели представление о происходящем в степи и Закавказье. Но во время самого сражения дали о себе знать княжеские междоусобицы.
Переправившись через Калку, коалиция князей разгромила монгольский авангард и отправилась в степь навстречу основным силам. Но против пятнадцатитысячного войска монголов у них не было ни единого шанса. Всё это усугублялось самонадеянностью князей, каждый из которых сам хотел одолеть врага и вступал в бой, не предупредив остальных. Так что монголы без труда громили их поодиночке.
Когда стало ясно, что сражение проиграно, Мстислав Удалой со своей дружиной бежал на другой берег Калки и порубил плоты, чтобы монголы не переправились вслед за ним. Но черниговский и ещё шестеро князей остались на другом берегу, где их перебили монголы. Оставшиеся в лагере оборонялись три дня, пока монголы не убедили их сдаться, пообещав не проливать крови, и обещание сдержали. Князей и других военачальников положили под доски и уселись сверху пировать, задушив их весом. После этого монголы ушли прочь.
Поход к «последнему морю»
Разведывательный поход на Запад показал, что все эти государства, включая русские княжества, просто колоссы на глиняных ногах, и их завоевание — вопрос техники и времени. Чингисхан умер в 1227 году, но его потомки не собирались отказываться от планов по завоеванию мира.
Решение о походе монгольских войск на запад было принято на съезде монгольской знати в столице Монгольской империи Каракоруме в 1235 году. Войска возглавил старший внук Чингисхана Батый, а его советником стал Субедей, выигравший битву на Калке.
В 1236 году по пути на Русь была разгромлена Волжская Болгария; её столица была взята штурмом и разрушена, а население истреблено. В 1237 году один из главных половецких ханов Котян, помятуя о предыдущей встрече с монголами, с сорокатысячной ордой бежал в Венгрию. А те, кто остался, подчинились новой власти и вошли в состав монгольского войска.
Уже осенью 1237 года монгольские войска подошли к границам Северо-Восточной Руси, но противоречия между княжествами достигли такого накала, что никакого единого войска для генерального сражения князья выставить просто не могли. Вместо этого каждый рассчитывал отсидеться за мощными городскими стенами, но это их не спасло. Москва, например, продержалась всего 5 дней.
4 марта 1238 года состоялось сражение на реке Сить между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и монгольским корпусом Бурундая. Оно стало одним из немногих крупных сражений, которые дала Русь. «И сошлись те и другие, и была сеча злая», – писала летопись. В той битве погиб и сам князь Юрий, и почти всё его войско.
Согласно Суздальской летописи, перед битвой князь Юрий получил известие о падении столицы своего княжества и гибели сыновей. Всеволод Юрьевич был убит в ставке Батыя при попытке начать переговоры о мире. А при взятии Владимира монголы сожгли Успенский собор вместе с прятавшейся там княгиней Агафьей Всеволодовной и остальной великокняжеской семьёй. Город был разграблен, а население перебито.
Уже 5 марта был взят и сожжен Торжок, но город задерживал монгольское войско целых две недели (дольше продержался только Козельск, который осаждали 7 недель). Оборона Торжка задержала монголов достаточно, чтобы спасти Новгород. Из-за предстоявшей весенней распутицы монголы были вынуждены свернуть поход на север.
В 1239 году монголы направились на Южную Русь. Впечатлившись произошедшим на Севере, местные князья даже не пытались собрать силы, чтобы дать им отпор. Наиболее могущественные из них — Даниил Галицкий и Михаил Черниговский — сразу ушли на Запад. А каждый город сражался своими силами. В октябре 1239 года пал Чернигов, а поздней осенью 1240 года монголы осадили Киев.
Прежний князь Михаил Черниговский к тому времени уже бежал в Венгрию, а занявший киевский стол Ростислав Смоленский был в плену у Даниила Галицкого, так что обороной Киева руководил воевода Дмитрий. Горожане отчаянно защищались, но когда городские стены были разрушены, монголы ворвались в город и перебили всех, кого смогли найти. После взятия Киева монголы двинулись в Галицко-Волынскую землю, которая также была покорена.
У всех этих зверств, помимо устрашения местного населения, была и другая цель. Дело в том, что для монгольских племён чрезвычайно важную роль играла кровная месть, а порождённые ею вендетты между родами и племенами могли длиться бесконечно. И единственный способ прекратить её – это полностью уничтожить одну из сторон. Ради внутренней стабильности нужно было уничтожить всех, кто даже в теории сможет отомстить.
И тогда Европе не показалось, что монголы — это внутренние дело Руси, ведь уже весной 1241 года армия Батыя двинулась в Польшу и Венгрию. 9 апреля 1241 года состоялась битва при Легнице — одно из ключевых сражений западного похода монголов, которое закончилось их полной победой. А уже 11 апреля состоялось сражение на реке Шайо между войсками венгерского короля Белы IV, хорватского герцога Коломана с одной стороны — и монгольскими войсками во главе с Батыем с другой.
Вот такие итоги сражения подводил венгерский хронист Фома Сплитский: «Как осенние листья, они падали направо и налево; по всему пути валялись тела несчастных, стремительным потоком лилась кровь; бедная родина, обагренная кровью своих сынов, алела от края и до края. Тогда жалкие остатки войска, которыми еще не насытился татарский меч, были прижаты к какому-то болоту, и другой дороги для выхода не оказалось; под напором татар туда попало множество венгров и почти все они были поглощены водой и илом и погибли».
Монголы выдохлись только в 1242 году на границах Германии и, разорив Хорватию, двинулись обратно в степь через Сербию и Болгарию, которые сразу согласились выплатить дань. Сворачивание западного похода монголов также связывают с обострившейся борьбой за власть в столице. Кроме того, этот поход в центральную Европу был лишь подготовкой к окончательному завоеванию мира и выходу к «последнему морю» — Атлантическому океану.
План Чингисхана по покорению мира можно без преувеличения описать так: «собраться всем хорошим людям и убить всех плохих». Францисканский монах Бенедикт Поляк, находясь в 1246 году в кочевой ставке великого хана Гуюка, записал пророчество Чингисхана: «И приходят они, чтобы сражаться непрерывно в течении восемнадцати лет, и они не остановятся до тех пор, пока не останется в живых ни знатного, ни императора, ни королей. Чингисхан также установил, чтобы татары покорили все земли мира и не заключили бы мира ни с кем, разве те сами открыто и безоговорочно не сдадутся им, и на этот случай приказал щадить простых людей, а всех знатных умерщвлять».
Уже после покорения Руси, зимой 1258 года монголы взяли Багдад. По версии армянского хрониста, через неделю после начала осады тысячи жителей начали покидать город и просить мира, но Хулагу приказал отвести их подальше от города и там перебить. Спустя ещё четыре дня вышел и сам халиф с двумя сыновьями, всей знатью и массой драгоценностей.
Хулагу поприветствовал его и сказал: «Это большая честь для тебя, что я убиваю тебя, а не кто-либо другой». Своему сыну он приказал убить одного из сыновей халифа, а второго принесли в жертву. После чего добавил: «Этот человек своим высокомерием заставил нас пролить много крови, пусть пойдёт даст ответ Богу, а мы не виноваты».
Затем была перебита вся знать, а войскам приказано истребить обитателей города от мала до велика: «И они убили несметное и бесчисленное множество мужчин, женщин и детей, как будто скосили колосья на поле. Сорок дней не переставая трудились мечи, так что убийцам надоело, они бросили это дело, руки их устали; тогда стали нанимать за плату других и продолжали безжалостно убивать». Сам Хулагу нагрузил сокровищами халифа 3600 верблюдов и бесчисленное количество лошадей, мулов и ослов.
Французский король Людовик Святой от купцов получил известие о взятии Багдада в своём лагере в Палестине. Они же ему рассказали мифическую, но назидательную историю смерти последнего Халифа. Хан Хулагу посадил его в клетку, наполненную золотом, где и заморил его голодом, спрашивая, почему он не потратил все эти деньги на солдат. Но скорее всего его задушили, как и полагалось расправляться со знатными врагами, не пролив крови.
Остановить наступление монголов смогли только в Египте. В битве при Айн-Джалуте недалеко от Иерусалима осенью 1260 года мамлюкские эмиры Кутуз и Бейбарс разгромили уже изрядно истощённое дальним походом войско Хулагу. Это стало первым крупным поражением монголов и вынудило свернуть завоевательный поход, а мамлюки подтвердили свою репутацию искусных воинов.
Как выглядели монголы
Подавляющее большинство мифов о внешности разных исторических героев у нас формирует кино. Но в отличие от викингов и рыцарей, про которых в Европе и Америке снято множество фильмов и сериалов, монгольское нашествие остаётся преимущественно российской историей. И за последние 30 лет про Золотую орду и Русь в России не снято ни единого фильма, который бы по силе визуальных образов стал нашим «Гладиатором» или «Храбрым сердцем».
Например, недавнее фэнтези в историческом сеттинге «Легенда о Коловрате» практически полностью сшито из чужих, причём не всегда удачных идей. Военная тактика взята из китайского фильма «Герой», визуальный стиль и внешность персонажей из «300 спартанцев», прыжки монголов на тросах — из китайского блокбастера «Стена». Некоторые идеи подсмотрены в «Храбром сердце» и «Огнём и мечём».
Другие же фильмы и сериалы отечественного производства представляют собой ещё более печальное зрелище. Так что главными экранными кочевниками для нас остаются дотракийцы из «Игры престолов», которые частично были списаны с монголов. И они, хоть и являются частью вымышленной вселенной, прекрасно отражают представление многих людей о кочевниках, которое старательно воспроизводят и отечественные авторы.
По трём иллюстрация выше видно, что монголы и кочевники вообще были вооружены не хуже своих противников. И уж тем более не выглядели как замотанные в шкуры дикари. Напротив, армия, которая живёт на войне уже второе поколение и ограбила полмира, может себе позволить выглядеть богаче окружающих.
А для кочевников, крайне неприхотливых в быту и умещавших всё своё имущество на телеге и лошади, одежда и военное снаряжение были основным вложением средств. Никто не скупился на дорогую ткань, расписные ножны и качественную броню. Ведь это не только красиво выглядит, но ещё и демонстрирует социальный статус и успех в качестве воина и добытчика. А для знати лучшее вооружение из доступных позволяло их узнавать простым воинам на поле боя.
Точно также к своему снаряжению относились на Руси и в остальной Европе. Пленного воина в шлеме с золотым тиснением скорее всего не убьют, а попытаются вернуть за выкуп. К сожалению, многие авторы, даже когда не пытаются «зафактурить» и «удревнить» доспехи, покрыв слоем грязи, смотрят даже на очень хорошо сохранившиеся на музейные экспонаты и не понимают, что их хоть и почистили, но перед этим они тысячу лет пролежали в земле.
Восприятие же монголов и других кочевников, как орд варваров, замотанных в какие-то шкуры и разве что без заточенной берцовой кости лошади вместо сабли – это результат слишком буквально понимания выражения «тёмные века», которое широко распространила культура эпохи Возрождения, где Средневековье, в противовес античности, стало антонимом слов «культура» и «цивилизация».
До сих пор в кино, посвящённом Средневековью, в девяти случаях из десяти доспехи серые, а одежда — цвета медвежьей шкуры. А судя по замкам и городам, в которых жили феодалы, яркие цвета презирались и отвергались. В итоге любой замок на экране сегодня выглядит практически как логово вампира, а в отечественном кино к этому добавляется ещё и добротный слой грязи. Ну а поскольку различные кочевники по всем признакам ещё большие дикари, то и выглядеть они должны были соответственно.
Монгольская армия и стратегия победы
На войне всегда действовал принцип, который знаменитый полководец Александр Суворов ёмко выразил фразой: «Чего их, басурман, жалеть, пиши больше!». Ведь при десятикратном превосходстве противника поражение выглядит оправданным, а победа гремит гораздо громче. Враг ведь не докладывал о своих силах и уж тем более — о своих потерях, а возможности разведчиков перед сражением были крайне ограничены, поэтому численность вражеских войск оценивалась очень приблизительно.
А уж до нас сведения о численности армий Средневековья доходят как правило не из военных документов, а из записей летописцев, которые военными не были и, в лучшем случае, описывали произошедшее со слов участников, а не две сотни лет спустя. Кроме того, порой все эти десятикратно превосходящие полчища врагов являлись просто более пышным синонимом слова «много».
Но уже долгие годы наука идёт по пути уменьшения численности монгольской армии, которая вместо мифических сотен тысяч ограничилась более реальным сорока тысячами. Но это армия вторжения, а в битве на Калке участвовало в два раз меньше. При вдвое меньшем населении (в Монголии жило примерно полтора миллиона человек, против трёх миллионов на всей Руси), у монголов был огромный мобилизационный ресурс, не говоря уже об армиях, набранных на покорённых территориях. Но на стороне Чингисхана и его наследников была также более совершенная военная организация и передовая тактика.
В отличие от Руси, военно-политическое устройство Монгольской империи было строго централизованным. В период расцвета империи власть монгольских ханов была близка к абсолютной. Плано Карпини писал: «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам же он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам».
В Империи действовала жёсткая иерархия с конкретными обязанностями должностных лиц на всех уровнях. Об уровне развития государства и качестве его управления говорит хотя бы то, что именно монголы первыми наладили на Руси регулярное почтовое сообщение, которое действовало от Пекина до Киева. И на этих гигантских территориях поддерживался порядок, достаточный для беспрепятственного движения курьеров. В таких аспектах монголы превосходили всех окружающих.
При жизни самого Чингисхана и его прямых потомков в назначении военачальников господствовал принцип меритократии – власть лучших, а политический вес или знатность происхождения потенциального претендента не играла значимой роли. А его наиболее прославленные полководцы Боорчу, Джэлме, Наяа, Субэдэй, Джэбе и многие другие начинали как простые воины и благодаря своим талантам, знаниям военного дела и личной преданности властителю достигали вершин имперской военной власти.
Ничуть не хуже была и военная тактика. Боевое построение монголов было очень мобильным и адаптированным к быстро меняющейся тактической обстановке. Монголы в ходе сражения старались не допустить охвата собственных боевых порядков противником, но, в тоже время, сами старались окружить врага.
На Руси, в частности на Калке, первыми в бой вступали лучники, которые обстреливали вражескую конницу и пытались заманить её в глубь степи. И уже на измотанного обстрелом врага монголы бросали свою тяжёлую кавалерию, вооружённую пиками и копьями. Конкретно она уступала русским воинам, но двукратное численное преимущество делало разгром противника практически неизбежным.
После этого в дело вступала лёгкая конница, которая заранее как крыльями охватывала войска противника. Действуя в рассыпном строю небольшими группами, монголы практически не оставляли шансов на спасение разгромленным в прямом столкновении дружинам. Этот приём практически в готовом виде был взят из проведения массовых облавных охот на диких зверей. При этом командиры на всех уровнях чётко координировали своё передвижение. Так что управляемость монгольского войска была несравнимо выше любого феодального того периода.
Другие отряды более храбрых людей они посылают далеко справа и слева, чтобы их не видели противники, и таким образом окружают противников и замыкают в середину; и таким образом они начинают сражаться со всех сторон. И, хотя их иногда мало, противники их, которые окружены, воображают, что их много.
Ган-му, Китайский хронист
Плано Карпини настоятельно советовал европейцам при встрече с монголами: «Всегда отправлять им навстречу отряд против отряда; ибо они всегда стараются замкнуть своих неприятелей в середине. <…> если можно, то с тыла или с боку надлежит иметь большой лес, но так, чтобы Татары не могли проникнуть между войском и лесом».
Собственно, именно так Дмитрий Донской разгромил войско Мамая уже в 1380 году в Куликовской битве.
А могла ли Русь объединиться и победить?
Хоть во всех княжествах говорили на одном языке, одинаково одевались, носили одинаковые имена, и все были православными, а князья и вовсе были Рюриковичами, но это не делало их единым народом. В дальнейшем общая культура, конечно, сыграла важную роль в объединении Руси, но в начале XIII века всё было несколько иначе.
Когда на съезде князей в Любече в 1095 году было сказано: «Каждый пусть держит вотчину свою», Русь окончательно перестала быть единым государством. И все эти княжества между собой постоянно воевали, не брезгуя натравливать друг на друга язычников половцев. Разграбление городов и убийства мирного населения были рутиной. Все они были православные христиане, но Андрею Боголюбскому это не помешало сжечь Киев и Рязань, а потом разграбить их храмы. Другие же князья отвечали взаимностью.
А для феодалов личная преданность своему сеньору значила несравнимо больше, чем принадлежность к какому-то народу. На Руси была своя специфика, но и там дружина была предана лично князю, который её и содержал. Она же составляла костяк войска. Поэтому, когда Мстислав Удалой в 1223 году сбежал с поля боя, бросив остальных князей практически на верную смерть, он поступил некрасиво, но был в своём феодальном праве и преступления не совершал.
Ну а максимальный уровень взаимовыручки и согласованности действий Русь как раз проявила в битве на Калке, когда каждый князь хотел быть главным, и войска вступали в битву поочерёдно. Выше этого подняться русским княжествам было уже не суждено. А после гибели князей и другой знати распри внутри княжеств только обострились, ведь масса должностей и земель осталась без хозяев, и каждый стремился занять их место.
А ведь на стороне монгол была не только грубая сила. Вся стратегия военной машины Чингисхана и его потомков строилась на тщательном изучении потенциального противника. Разведчики и купцы собирали сведения о численности и боеспособности войск, качестве командного состава и вооружения арсенала, внутриполитической ситуации в стране и многом другом.
Приближённые внука Чингисхана Мунке, по словам фламандского монах-францисканца Вильгельма де Рубрука, «начали много расспрашивать нас про Французское королевство, водится ли там много баранов, быков и лошадей, как будто они должны были сейчас вступить туда и всё захватить».
Через лазутчиков своих, которых они повсюду высылают вперед, они, хотя и не направляемые божественным законом, но все же сведущие в военном искусстве, узнали об общественном разногласии и о беззащитности и ослабленности земель; и услышав о раздоре королей и распрях между королевствами, они ещё более воодушевляются и поднимаются.
Матфей Парижский, Автор «Великой хроники»
Кроме того, монголы были искусными дипломатами. И готовя свои завоевательные походы, они старались заключить взаимовыгодные военно-политические альянсы по принципу «враг моего врага – мой друг». Так они разрушили союз половцев и алан, разгромив их по отдельности. Многочисленные дипломатические миссии при помощи прямых угроз, раздачи ценных подарков или щедрых обещаний создавали вокруг монгольской армии «пояс безопасности».
И на Русь монголы вторглись именно потому, что они прекрасно знали, куда идут, и лично видели слабые стороны русского войска и политическую раздробленность. А ведь на Русь в это же время оказывали давление и с Запада. Например, немцы отобрали у Новгорода город Юрьев, который переименовали в Дерпт. И если бы они видели во всех этих княжествах серьёзного противника, то поумерили бы свои амбиции или искали другой подход.
Монгольское войско не только разорило земли почти всех русских княжеств, отбросив страну на поколения назад, но и одним ударом ограничило все междоусобицы. Но Русь стала не просто покорённой территорией, а ещё одной частью империи, а князей сначала подданный великого хана в Монголии, а затем Золотой Орды, которая откололась от единой империи. И Орда стала тем врагом, для противостояния с которым удельные княжества к XIV веку уже объединились под лидерством Москвы.
За многие годы массовая культура сформировала у нас крайне однобокое представление о монголах. Мы настолько привыкли, что монголы и другие кочевники – это очередные дикари из степей, что не видели за результатами их опустошительных походов мощнейшей организации, передовой военной тактики и огромного богатства, которым располагали не только ханы, но и простые воины.
#лонг #истории #монголы #месяцдревнейруси
Начало монголо-татарского похода
С давних времен по бескрайним просторам бродили многочисленные кочевники, славившиеся своей храбростью и воинственностью. Они не имели единого управления, у них не было командующего, под предводительством которого они могли бы стать едиными и непобедимыми. Но вот в начале 13 столетия объявился Чингисхан. Ему удалось объединить под своим началом большинство кочевых племен. Чингисхан не был широко известным кочевником, но в его душе царствовали идеи о мировом господстве. Для того чтобы их реализовать, ему необходимо было хорошо обученное войско, готовое пойти хоть на край Земли. Поэтому он приступил к подготовке своей армии. Всей своей мощью Чингисхан направился в Центральную Азию, Китай и Закавказье. Не встретив на своем пути серьезного сопротивления, он поработил их. Теперь в мыслях ярого монголо-татарского полководца стоит идея о ликвидации Руси, которая издавна славилась своими богатствами и красотами, из списка своих врагов.
Монголо-татары на Руси
Взяв небольшую передышку от предыдущих сражений и пополнив провизию, татарское полчище направилось к Русским землям. Организация наступления была тщательно продумана, предусматривала все плюсы и минусы, которые могли возникнуть в ходе ее выполнения. В 1223 году произошло первое вооруженное столкновение кочевых племен с русскими дружинниками и половецкими воинами. Битва состоялась на реке Калке. Несколько боевых отрядов под командованием ханских военачальников Джэбе и Субэдэ на протяжении трех дней вели бой с немногочисленной ратью русско-половецких воинов. Первыми на себя приняли удар половцы, за что тут же поплатились собственной жизнью. Не менее сильный удар пришелся и на основные русские силы. Исход битвы был предрешен. Татары разгромили русских.
Важно! В этом сражении пало более девяти русских князей, среди которых находились Мстислав Старый, Мстислав Удатный, Мстислав Святославич.
Смерть Чингисхана и воцарение Батыя
Во время очередного похода в страны Центральной Азии Чингисхан скончался. После смерти предводителя между сыновьями начались усобицы, которые вызвали отсутствие единовластия. Сумел вновь воссоединить могущество армии внук Чингисхана — хан Батый. В 1237 году он принимает решение вновь идти на Северо-Восточную Русь. Осенью 1237 года ханский военачальник послал к рязанскому князю Юрию послов с требованием дани. Ответив гордым отказом, Юрий начал готовиться к сражению, надеясь на помощь владимирского князя, но тот ее оказать не смог. Тем временем, вступив в сражение с авангардом рязанцев, татары разбили его, и уже 16 декабря 1237 года город оказался осажденным. После девяти дней осады монголы пустили в ход стенобитные машины и ворвались в город, где устроили массовую резню. На этом героическое сопротивление русского народа не прекратилось. Появился Евпатий Коловрат. Он собрал из партизан и выживших людей отряд численностью около 1700 человек. Действуя в тылу врага, он наносил серьезный урон нападавшим. Татары, не понимая, что происходит, думали, что русские восстали из мертвых. Окружив горстку русских витязей, монголы перебили их. Пал и сам Евпатий Коловрат. Многие считают, что это вымысел, но на самом деле — это факты, так гласит летопись.
Встреча монголо-татар и дружинников на Владимиро-Суздальской земле — хронология событий
Стоило кочевникам с предводителем Батыем вступить на Владимиро-Суздальскую землю, как Юрий II отправляет им навстречу ратные полки под командованием своего сына Всеволода. Встретившись около Коломны, Батый победил их.
Москва и Владимир
Следующим пунктом на пути была Москва. В то время она являлась столичным городом и была обнесена высокими дубовыми стенами. Татары разнесли все, Москва была уничтожена, и путь на Владимир был открыт. 3 февраля 1238 года великокняжеская столица была осаждена. Юрий Всеволодович принимает решение об уходе из Владимира и отправляется на реку Сить, где начинает собирать новую рать. 7 февраля в город входят басурманы. Члены княжеской семьи и епископы, пытаясь скрыться в церкви, стали жертвой огня.
Суздаль, Ростов и Великий Новгород
Пока одни враги осаждали Владимир, другие — разорили Суздаль. Сметя по пути еще Переяславль и Ростов, захватчики разделились. Одна часть пошла к реке Сить, где позже состоялось сражение. Князь Юрий II был убит, а его армия разгромлена. Вторая часть направилась к Новгороду и Торжку. Тем временем новгородцы готовились к долгой обороне.
Важно! Подойдя к Великому Новгороду, монголо-татарское начальство принимает неожиданное решение повернуть на юг, дабы не увязнуть в весенней распутице. Произошло это слишком неожиданно. Всего 100 верст спасли город от разорения.
Чернигов
Теперь под удар попали черниговские земли. Встретив на своем пути город Козельск, завоеватели задержались возле него почти на два месяца. По истечении этого времени город был захвачен и прозван “злым”.
Киев
Следующими в очереди на разгром стояли половецкие земли. Совершив разорительные набеги, на следующий год Батый вновь возвращается на северо-восток, и в 1240 году был захвачен Киев. На этом страдания Руси временно прекратились. Ослабленные непрерывными боями, войска Батыя ушли в Волынь, Польшу, Галицию, Венгрию. Основная тягость разорения и жестокости пала на русскую долю, зато другие страны получили жизненные позиции. Вся культура Древней Руси, все знания и открытия ушли в забытье на долгие годы.
Чем была вызвана быстрая победа завоевателей?
Победа монголо-татар заключалась вовсе не в том, что они были хорошими воинами и обладали прекрасным вооружением, которому не было равных. Дело было в том, что каждый из князей Киевской Руси желал выслужиться и побыть героем. Так и получалось, все становились героями, только посмертно. Главное было объединить силы в одно целое, и этой мощью нанести решающий удар по Золотой Орде (так назывались войска великого хана). Этого не случилось, тотальный контроль был установлен. Назначали князей только в Орде, контролировали их действия баскаки. Они по-прежнему платили дань. За решением глобальных вопросов необходимо было ехать к хану. Такую жизнь назвать свободной было никак нельзя.
Дмитрий Донской
Но вот в 1359 году на свет появился Дмитрий Иванович, который позже получит прозвище Донской. Его отец, Иван Красный, правил своим княжеством мудро. На рожон не лез, все послушно выполнял, исправно платил дань Орде. Но вскоре он скончался, и власть перешла к его сыну. Однако до этого власть принадлежала его деду — Ивану Калите, который получил от хана право на сбор дани со всей Руси. Дмитрий Донской с детства не мог смотреть, как отец находится на побегушках у ордынского хана и выполнял все его требования, делал многочисленные переписи населения. Новый князь выявил открытое неповиновение Батыю, и, понимая, что за этим следует, начал собирать войско. Ордынский хан, увидев, что Дмитрий Иванович возгордился, решил его наказать, вновь повергнув в зависимость. Поспешно собрав огромную армию, он двинулся в поход. В это же время московскому князю удалось объединить под своим командованием дружины почти всех русских князей. История гласит, что такой силы на Руси еще никогда не было. Битва должна была состояться на Куликовом поле. Перед сражением великий князь обратился в монастырь к Сергию Радонежскому. Тот благословил его и дал в помощь двух монахов: Пересвета и Ослябю.
Битва на Куликовом поле
Рано утром 8 сентября 1380 года по обоим краям огромного поля выстроились две армии. Перед началом боя сразились два ратника. Русский — Пересвет и ханский — Челубей. Разогнавшись на своих конях, они проткнули друг друга копьями и замертво пали на сырую землю. Это послужило сигналом к началу сражения. Дмитрий Иванович, несмотря на свой возраст, был довольно опытным стратегом. Он разместил часть армии в лесу таким образом, чтобы ее не видели ордынцы, но чтобы в случае чего они могли изменить ход сражения. Их задача заключалась в строгом выполнении приказа. Ни раньше, ни позже. Эта карта была козырной. Так и произошло. В яростной схватке татары начали сминать русские полки один за другим, но те стойко держались. Не ожидая такого маневра, уже новый хан Мамай понял, что победы ему не одержать, и бросился прочь с поля боя. Факт появления свежих сил менял все. Оставшись без предводителя, монголо-татары растерялись и вслед за Мамаем бросились бежать. Русские войска догоняли их и убивали. В этом сражении орда потеряла почти всю армию, в то время, как русские около 20 тысяч человек. Окончание битвы ознаменовало, что главное в борьбе с врагом — это сплоченность действий. “Когда мы едины, мы сильны” — промолвил князь после сражения. Считается, что именно Дмитрий Донской освободил русские земли от многочисленных вражеских набегов. Еще целый век будут длиться боевые стычки русского народа и монгольских завоевателей, но теперь они уже не будут нести таких последствий, как прежде.
Свержение ордынского ига
Вскоре на московском троне воцарился Иван Васильевич Третий. Он так же, как и Дмитрий Иванович, напрочь отказался от уплаты дани и стал готовиться к последнему сражению. Осенью 1480 года два войска встали по обеим берегам реки Угры. Форсировать реку никто не решился. Были попытки у монголов переплыть ее, но безуспешно. Лишь изредка постреливая из орудий в сторону противника, противостояние закончилось. Именно стояние на реке Угре принято считать той точкой освобождения, когда Русь вновь обрела свою независимость и стала самостоятельной. Владычество Золотой Орды, которое длилось 2 века, было свергнуто до конца, поэтому эта дата стала священной для русского народа. Постепенно стали возвращаться утраченные умения и навыки, возрождались города и засевались поля. Жизнь стала набирать прежние обороты. Сколько бы горя ни выпало на долю русских людей, они всегда смогут вернуть себе былое счастье, пойдут против установлений, вопреки системе, но своего добьются.
Рекомендуем посмотреть интересное видео о Татаро-монгольском иго:
Читайте еще статьи по теме:
- Великая замятня
>>