Рассказ о мордве для детей

Слайд 1

Мордва

Слайд 3

о мордовском народе поликультурное воспитание ребенка

Слайд 4

Поликультурное воспитание ребенка дошкольника Конспект занятия Дидактическая игра Анкета для родителей Содержание

Слайд 5

Поликультурное воспитание ребенка дошкольника Тема Виды детской деятельности Занятия Трудовая Познавательная Игровая Речевая Художественно- эстетическая Религия 1. Познакомить с религией; развивать творческое воображение. 1. Познакомить детей с религией своего народа, чтение легенд и мифов 1. Игры-драматизации «Пантеон Богов» 1.Рассказ детьми легенд и мифов, составление сказок 1. Нарисовать Богов такими, какими их представляют дети. 2 .Костюм 2. Познакомить детей с народными костюмами; развивать творческое воображение; развивать навыки рукоделия; воспитывать аккуратность. 2. Шить и украшать одежду. 2. Знакомство детей с костюмами разных эпох, показ картинок. 2. Игры: «Ателье», «Показ мод». 2. Беседа об одежде. 2. Нарисовать и раскрасить народный мордовский костюм. 3.Языки 3. Познакомить с родным языком, развивать связную речь детей. 3. Рассказать детям о разновидностях мордовского языка, зачитать отрывки из текстов. 3. Игры: «Слова», «Поле чудес», «Кроссворд». 3. Изучение родного языка, чтение литературы.

Слайд 6

4.Кухня 4. Познакомить детей с национальной кухней, приготовление совместно с воспитателем национального блюда; организация чаепития. 4. Приготовить национальное блюдо. 4. Знакомство детей с разнообразием национальной кухни,. 4. Игры: «Смак», «Кулинарный поединок». 4. Рассказать о приготовленном блюде. 5.Обычаи и традиции 5. Организация национального праздника. 5. Знакомство с обычаями и традициями своего народа, чтение. 5. Игры — праздники: «Проводы весны», «Колядки». 5. Рассказать о традициях и обычаях своего народа, семейных традициях. 5. Нарисовать народный праздник. 6.Быт 6. Познакомить детей с бытом своего народа; воспитывать аккуратность, хозяйственность 6. Знакомство с бытом народа, чтение, просматривание картинок, организовать экскурсию в краеведческий музей 6. Игры «мы живем в избе» «Что это? Зачем это?» 6. Найти с помощью родителей материал, поделиться им на занятии. 7.Жилище 7. Познакомить с национальным жилищем; 7. просмотр картинок. 7. Игры: «Чудо – дом», «Мордовский теремок». 7.Найти и рассказать сказки, загадки, пословицы, касающиеся данной темы 7. Нарисовать дом, интерьер комнаты; аппликации. 8.История этноса 8. Познакомить с историей этноса, чтение притч 8. Познакомить детей с историей своего народа; просмотр видеофильмов. 8.Драматизировать историю становления этноса 8.Подготовить рассказ о появлении мордовского народа 8.Рисование тематических рисунков.

Слайд 7

Программное содержание: познакомить детей с особенностями мордовской культуры, закрепить знания о традициях и обычаях мордовского народа. Материал: картинки, музыка, произведения устного народного творчества. Подготовительная работа: Подготовка к данному занятию велась в течение месяца. Дети были разделены на 3 подгруппы. Первая подгруппа представляла национальный мордовский костюм, вторая — мордовские песни и танцы, третья – традиции и обычаи. Подготовка происходит в течение месяца на занятиях в детском саду и дома под руководством воспитателя и родителей. Детям прочитываются рассказы о культуре, быте, обычаях и традициях мордвы; читаются мордовские сказки; показывают картинки с изображением национальных костюмов, блюд. Ход занятия: 1. Вводное слово воспитателя: «Ребята, мы с вами долго готовились к этому дню, а теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Сейчас каждая группа будет выходить по очереди и рассказывать нам то, что они подготовили о мордовском народе. Свой рассказ они будут дополнять материалом, который специально подготовили для данного занятия». 2. Демонстрация подготовительной работы детей: дети поочередно показывают результат своей работы. Сначала выходит первая группа, они представляют остальным детям народные мордовские костюмы, изготовленные из ткани, бумаги, рассказывают о разновидностях мордовских костюмов, об их основных элементах. Вторая группа показывает небольшое представление: они поют песни на мордовском языке и танцуют национальный мордовский танец. Третья группа рассказывает традициях и обычаях, знакомят ребят с национальными мордовскими праздниками, рассказывают о традициях празднования, инсценируют один из мордовских праздников. 3. Подведение итогов воспитателем. Дети делятся впечатлениями об увиденном, о том, что они узнали нового. Конспект занятия

Слайд 8

Целью данной игры является ознакомление детей дошкольного возраста с традиционной кухни Мордвы. В ходе проведения игры у детей развивается память, мышление, познается культура изучаемого народа. Ход игры: Группа детей делится на две подгруппы. Воспитатель зачитывает ребятам рецепт национального блюда: Для теста: 2,5 стакана пшеничной муки 2 яйца 0,5 стакана холодной (ледяной) воды 1. Замесить крутое тесто, дать ему расстояться 15-20 мин под влажным полотенцем, затем раскатать в тонкий пласт толщиной до 1 мм (чем тоньше раскатано тесто, тем лучше). 2. В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное небольшими квадратиками, завернуть маленькие кубики жирной свинины или сала, крепко посоленные и обильно сдобренные мелкосеченым луком и черным перцем. Свернуть квадратики треугольниками, края теста защипать. Отварить пельмени в течение 20-25 мин в мясном или костном говяжьем бульоне. Есть их вместе с бульоном, посыпав его свежим укропом, петрушкой и дудником. После чего воспитатель называет детям продукты, ребята должны вспомнить присутствовали ли они в рецепте. В подгруппах распределяются роли: те продукты питания которые, по мнению детей присутствовали в рецепте. Ребята разыгрывают сцену приготовления. После чего воспитатель зачитывает правильный рецепт. Та команда, которая выбрала наибольшее число правильных продуктов питания, считается победителем. Но следует учитывать во время оценивания и красочность постановки, исполнение своих ролей детьми, слаженность коллектива. Дидактическая игра

Слайд 9

Какие народы, проживающие на территории этноса, вы знаете? Знаете ли вы народные праздники? Какие? Рассказываете ли вы вашему ребенку о его национальности? Читаете ли вы своим детям народные сказки? Какие именно? Знаете ли вы изделия народных умельцев? Присутствуют ли они в вашем доме? Рассказываете ли вы о них детям? Знаете ли вы свой народный язык? Разговариваете ли вы на нем дома? Со своим ребенком? Как вы оцениваете вклад детского сада в национальное воспитание вашего ребенка? Часто ли вы обращаетесь к воспитателю за советом по вопросам народного воспитания ребенка? Как бы вы хотели видеть национальное воспитание вашего ребенка? Какие формы работы детского сада с родителями в русле национального воспитания вы считаете эффективными? Хотели бы вы помочь в воспитании вашего ребенка? Как? Анкета для родителей

Слайд 10

Содержание Этноним мордва История мордовского этноса Мордовские языки Религиозные представления древней мордвы Мордовские топонимические модели Занятия мордвы Мордовское жилище Мордовский костюм Мордовская кухня Матримониальные обычаи мордвы

Слайд 11

В ряду этнонимов, связанных с мордовским народом и Мордовией, наибольший интерес представляют этнонимы мордва, эрзя и мокша. Этноним мордва — один из старинных этнонимов Восточной Европы. Первое достоверное свидетельство о нем дошло до нас с VI в. в труде византийского епископа Иордана “Гетика”, считающегося важным произведением эпохи раннего средневековья. Перечисляя ряд племен или народностей, покоренных вождем готов Эрманарихом, Иордан называет и народ Морденс (Mordens), под которым исследователи разумеют мордву. В других западноевропейских источниках средневековья мордва называет также Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordua, Morduinos. Этноним Мордва

Слайд 12

Предки мордвы — финно-угорские племена населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. Существенной причиной дуализации древней мордвы можно считать и миграционные процессы, происходившие на её этнической территории. Расселение в Среднем Поволжье болгар и создание там государственного образования — Волжско-Камской Болгарии, позднее монголо-татарское нашествие, казанско-ханские захваты содействовали закреплению бинарности мордовского этноса, сохранившейся до наших дней. В конце 12 — 1-й трети 13 вв. во главе мордвы становится Пургас. при котором происходит концентрация значительной части мордвы в границах ‘Пургасовой волости’ (в русских летописях). Сближение мордвы с Россией началось в период феодальной раздробленности. Значительное воздействие на русско-мордовское сближение оказала совместная борьба против золотоордынского ига. История мордовского этноса В период ордынского господства мордовская знать в качестве вассалов служила монголо-татарским ханам, использовалась и русскими князьями в их междоусобной борьбе. В 15 в. по мере роста освободительного движения, борьбы с остатками Золотой Орды мордовско-русской. связи, в том числе военные, продолжали укрепляться.

Слайд 13

Мордва говорит на двух мордовских языках : мокшанском и эрзянском . Оба эти языка относятся к волжской языковой группе уральской языковой семьи . Уральская языковая семья в свою очередь, подразделяется на две группы : финно-угорскую и самодийскую . 1500-1700 лет тому назад мордовский народ, согласно одной научной теории, имел единую культуру и разговаривал на одном общемордовском языке . Другая теория гласит, что в это время существовали различные, но родственные мордовские племена, говорившие на родственных диалектах, лёгших позднее в основу эрзянского и мокшанского языков . В словарном составе общемордовского языка (или родственных мордовских диалектов ) были заимствованные слова из других языков. Мордовские языки

Слайд 14

Религиозные представления древней мордвы В основе любой религии лежит вера в сверхъестественные силы. Первобытный человек, не умея объяснить внушающие ему страх грозные явления природы, обожествлял их. Он одушествлял также всё, что его окружало: деревья, камни, реки, озера и т. п. По мере осознания себя не только частью природы, но и — разумнейшим существом на земле, творцом орудий труда, жилищ, предметов обихода, человек стал искать и творцов окружающего мира; придумал богов, похожих, разумеется, на людей. Усложнение общественной жизни вело за собой увеличение количества богов и разделение их функций. Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились : небом и временем управлял бог Шкай; Чи-паз был богом солнца; Мастер-паз — богом земли (земной тверди); Богиня Шобдава являлась в виде зари; Толава в виде огня; водой ведала — Ведява; лесом — Вирява и т. д.

Слайд 15

Мордовские топонимические модели За свою многовековую историю мордва создала оригинальную топонимическую систему, свидетельствующую о разнообразии связей ее с этнической территорией. Не все из этих топонимов дошли до нашего времени, но часть из них сохранилась, она служит ценным источником как для установления территории былого расселения мордвы и путей её миграций. Немалую информацию можно извлечь из топонимии и относительно хозяйственных занятий народа, и его материальной и духовной культуры, межэтнических связей и многого другого. Древняя территория расселения мордвы

Слайд 16

Занятия мордвы Основным занятием мордвы издревле было земледелие. Основными возделываемыми культурами являлись рож, ячмень , горох, просо. Из технических культур выращивали коноплю и лен. В XIX веке появляются новые культуры: картофель, чечевица и мак. Кроме полеводства мордва издавна занималась огородничеством. Выращивали лук, чеснок, морковь, свеклу, капусту, огурцы, хмель. В XIX веке начинают выращивать помидоры, табак. Важное место в хозяйстве мордвы занимало животноводство и птицеводство. Основным животным была лошадь. Были распространены у мордвы и различные ремесла и промыслы. В основном они были связаны с обработкой дерева, шерсти, растительного волокна. Из дерева изготовляли различные орудия труда, предметы домашнего обихода, утварь. Древними занятиями мордвы являлись также охота и рыболовство. Охотились на мясных и пушных зверей и птиц. Вплоть до XVII века для охоты на пушных зверей использовали лук и стрелы. Древнейшим занятием мордвы было пчеловодство. В древности мордва широко занималась бортничеством, то есть сбором меда и воска у диких пчел. Продукты пчеловодства были важнейшими продуктами обмена и торговли.

Слайд 17

Мордовское жилище В XVIII-XIX веках жилищем мордвы являлась так называемая курная изба, которая топилась «по-черному», то есть у печи не было трубы, поэтому дым шел непосредственно в избу. При топке для выхода дыма открывали дверь или специальные маленькие дымовые окошки. Жилище мордвы было двухраздельное и трехраздельное. Первый тип дома был распространен чаще. Он состоял из жилой избы и сеней. Трехраздельный дом дополнялся горницей, которая использовалась зимой как место хранения различных хозяйственных вещей и только летом служила спальней. Жилище обычно было деревянным. Крыши жилищ бывали обычно четырехскатными, крытыми соломой. Солому часто обмазывали глиной, что защищало от раздувания ее ветром Внутренняя планировка была обычно среднерусской: печь стояла в одном из углов при входе. У мокши встречалась и южнорусская планировка, при которой печь стояла в дальнем углу избы. Для эрзянских, а часто мокшанских изб были характерны полати над дверью. У мокши встречался кершпель — дощатый настил перед печью высотой 25-30 см. от пола.

Слайд 18

Мордовский дом прошлого Современная мордовская деревня Мордовская изба внутри

Слайд 19

Мордовский костюм Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки. Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-мордовски называется пулай или пулагай . Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши ). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет. Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи.

Слайд 20

Женщина-мокшанка Женщина-эрзянка Мужской мордовский костюм

Слайд 21

Мордовская кухня Мясо и птицу тушили, пекли и варили. Традиционная национальная кухня финно-угорских народов не знает жареных блюд. Национальным мясом у мордвы, марийцев, пермяков была зайчатина. По русским религиозным правилам до XIX века это мясо считалось нечистым, поэтому угрофинны после насильственного принятия христианства блюда из зайчатины зачастую изготовляли «подпольно», отчего национальная технология их со временем была утрачена. Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии. Рыба была одним из основных видов пищевого сырья. Мясо употреблялось для приготовления супов . Грибы — также существенный элемент национального пищевого рациона. Их, как правило, отваривают, реже жарят, но охотнее всего солят, квасят и сушат. Садоводство было развито слабо, поэтому сладкий стол относительно скромен — в основном в питании использовали дикорастущие растения : калину, черемуху, ягоды, щавель. Особое место в кулинарии финно-угорских народов занимает использование зерна и каш из него. В XV—XVII веках финно-угорские народы в результате расширившихся контактов с русскими и татарами знакомятся с пшеничной мукой. Однако до XVIII века мука была привозной, а не местного производства, а значит, расходуется она ограниченно. Из молочных продуктов использовали коровье и козье молоко, которое пили в сыром виде, использовали для приготовления первых блюд, мучных изделий, каш.

Слайд 22

Некоторые рецепты мордовской кухни ПОЛБЯНАЯ КАША 1 стакан полбы 8,5 л простокваши 0,5 стакана воды 0,5 л молока 100 г масла 1. Полбу замочить на 4-6 ч в смеси простокваши, затем промыть в холодной воде и отварить на слабом наплитном огне в молоке или смеси молока с водой до готовности (каша не разваривается, каждое зернышко остается целым, готовность проверяется пробой на вкус после полного выкипания жидкости). 2. Кашу укутать и дать выстояться 30—40 мин, после чего заправить ее маслом и подать к столу. ЦЁМАРТ Для теста: 2,5 стакана пшеничной муки 2 яйца 0,5 стакана холодной (ледяной) воды 1. Замесить крутое тесто, дать ему расстояться 15-20 мин под влажным полотенцем, затем раскатать в тонкий пласт толщиной до 1 мм (чем тоньше раскатано тесто, тем лучше). 2. В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное небольшими квадратиками, завернуть маленькие кубики жирной свинины или сала, крепко посоленные и обильно сдобренные мелкосеченым луком и черным перцем. Свернуть квадратики треугольниками, края теста защипать. Отварить пельмени в течение 20-25 мин в мясном или костном говяжьем бульоне. Есть их вместе с бульоном, посыпав его свежим укропом, петрушкой и дудником.

Слайд 23

Матримониальные обычаи мордвы Главными действующими лицами на свадьбе кроме брачующихся и родителей были сваха и дружок жениха, на которых лежала обязанность соблюсти все необходимые традиции, часть из которых относилась ещё к языческим временам. Понятно, что без песен свадебное торжество обойтись не может. Долгое время у практичной мордвы было принято воровать невест. Бить хозяйку дома тоже было не принято. Мало того, такие мужья презирались за то, что не смогли ужиться с супругой. А когда жена не слушается мужа, виноват он сам, так как не сумел заставить её уважать своё слово и желание. Брачные отношения мордвы заметно отличались от домостроя русских семей. Во-первых, брак в селах заключался в основном по любви. Во-вторых, практичные мокша и эрзя искали в будущих жёнах прежде всего добрых помощниц, на которых можно было бы бесстрашно возложить все тягости домашнего хозяйства.

1 МордваМордва является самым крупным финно-угорским народом Самарской области (65 447 человек, 2,1 % от общей численности населения). Мордовские поселения в северных и восточных районах области (в Клявлинском, Шенталинском, Исаклинском, Похвистневском и др.). Мордовский этнос состоит из двух основных этнических групп – эрзя и мокша, имеющих свой язык (эрзянский и мокшанский). На территории нашей области эрзя в основном расселена на левобережье Волги, мокша – на правобережье. В Самарской области преимущественно проживают представители группы эрзя.

Основу традиционного хозяйства мордвы составило пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами. Мордва Самарского края сохранила приверженность к древнему занятию – пчеловодству. И сегодня продукты пчеловодства имеют применение в быту. Жилищем мордвы повсеместно являлась рубленная деревянная изба, но встречались и саманные дома. Раньше избы часто имели соломенную крышу. Сегодня в мордовских поселениях области встречаются лишь отдельные дома, сложенные из саманного кирпича и немногочисленные избы, крытые соломой. В прошлом дома имели мало окон, но в настоящее время увеличилось количество окон и их размеры, а также улучшилось украшение дома деревянной резьбой. Во многих домах сохранилась традиционная утварь, сделанная из глины, дерева и лыка.

2 МордваОсновной частью национального мордовского мужского костюма является рубаха – панар. Большим разнообразием отличалась женская мордовская одежда. Ее основу также составляла рубаха панар. В комплект женского костюма входила также верхняя одежда – холщовый и суконный халаты. В традиционном мокшанском женском костюме присутствуют также штаны с широким шагом. Обязательной частью женского костюмного комплекса являлся пояс. Значительные расхождения наблюдаются в мокшанских и эрзянских головных уборах.

Старинным эрзянским женским головным убором является чепец («сорока») с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, вышитый красно – коричневыми и черными нитями, украшался позументами, рядами блесток, бисера, цепочек.

Мокшанские головные уборы представляли собой сложное сооружение из собственно убора, закрывавшего голову, налобной повязки и наушников. Головной убор «панга» шился в форме прямоугольного мешка с продолговатой затыльной лопастью и украшался вышивкой, нашивками из лент, кружев и блесток. Чепец под названием «златой» шили из холста, украшали красным шелком и золотым шитьем. К его боковым крыльям пришивались квадратные твердые щитки, покрытые кумачом и украшенные шелковыми лентами. Мокшанские головные уборы по своей форме часто напоминали рога.

3 МордваСреди поясных украшений, которые носили мокшанки, можно выделить длинные парные подвески: металлический каркас в виде нескольких рядов медной проволоки, скрепленных поперечными стержнями, на которые нанизывалась раковины каури. На конце подвески находилась, как правило, бахрома.
Традиционной мужской и женской обувью являлись лапти особого мордовского типа косого плетения. Такие лапти плелись из 5 – 7 лычек и имели спереди на головке треугольники из перевернутого лыка. С лаптями на ноги обычно накручивали белые портянки из толстого неотбеленного холста, которые сверху обматывались узкими полосами белой ткани. И сейчас среди местной мордвы встречаются люди, умеющие плести традиционные лапти.

Были распространены также сапоги со сборами на голенищах и острыми носками. Традиционной зимней обувью служили валенки.

4 МордваОснову традиционной мордовской кухни составляет продукция земледельческого труда. Хлеб традиционно выпекался из ржаной, пшеничной, а иногда из овсяной и ячменной муки. Излюбленным блюдом являются блины (причем следует отметить, что мордовские блины отличаются толщиной, мягкостью и пышностью). Большое значение в системе питания имеет употребление меда. Старинным напитком у мордвы является брага. Среди безалкогольных напитков распространены квас, разведенное водой кислое молоко, березовый и кленовый сок.

Мордва исповедует православное христианство, но практически до настоящего времени у данного народа сохранились реликты более ранних эпох и религиозных воззрений. В некоторых мордовских поселениях и сегодня старики рассказывают истории о сверхъестественных существах, кое где сохранились рощи со священными деревьями, в которых еще относительно недавно совершались моления духам, священные колодцы и т.д.

Популярным традиционным праздником мордвы Самарской области является Масторава (переводится как «земля — мать»), который проводится летом в том или ином районе области, где есть мордовские поселения.

5 МордваОдним из наиболее колоритных мордовских населенных пунктов нашего края является эрзянское село Красные Ключи, расположенное в Похвистневском районе Самарской области. В селе работает церковь Архангела Михаила, в которой находятся целительные мощи местночтимого святого земли Самарской Петра Чагринского (П.И. Колпакова), поклониться которым приезжают люди из разных концов нашей страны. Петр Иванович Колпаков (1856 – 1926 гг.) жил в деревне Чагры Ставропольского уезда и вел праведный образ жизни. Его мощи были перенесены в церковь села Красные Ключи и об их целительных свойствах опубликовано много воспоминаний. На богослужении в указанной церкви можно видеть и мордву, и русских, и представителей других народов.

Презентация на тему: » Мордва. Выполнил: 2класс МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм». Классный руководитель: Мартынова Е.И.» — Транскрипт:



1


Мордва. Выполнил: 2класс МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм». Классный руководитель: Мартынова Е.И.


2


Эпоха раннего средневековья. Формирование этнических признаков мокшанской и эрзян окончательно ской культуры окончательно сложились в до монгольский период. Это было время коренных изменений.


3


Историческая география раннесредневековой мордвы. В конце VII в. под давлением продвигавшихся вверх по Волге булгарских орд носители именьковской культуры покинули средневолжские земли и ушли в левобережье Среднего Поднепровья, где они приняли активное участие в формировании восточнославянских племен. К началу эпохи раннего средневековья в результате расселения из районов Нижнего Присурья, древне мордовское население было окончательно дифференцировано на несколько племенных группировок. Формировались языковые и этнографические особенности мокшанской и эрзянской культур.


4


Хозяйственное развитие. Мордовские поселения представляли собой маленькие незащищенные поселки в поймах рек на удобных местах для разведения скота и занятия земледелием.


5


Сельские поселения ( веле ).


6


Мордовская изба ( кудо ).


7


Домашняя утварь. Лофцонди кядьге Парь


8


Карьхкя Шуфтонь шава


9


Национальный костюм — своеобразная область декаративно- прикладного творчества мордвы. В нем воплощалось понятие народа об идеальном облике людей во взаимосвязи с окружающей природой, жизнью, культурой.


10


Национальная одежда МокшаЭрзя


11


Пулай Каркс


12


Орнаментальные мотивы и композиции в мордовской народной вышивке.


13


В мордовской народной вышивке преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические.


14


Национальная кухня. УШИЦА Керсезь сывель рублёное мясо СОЛЯНКА


15


Верования мордвы.


16


Моленья ( озкс )


17


Мордовский словарик. Веле – Кудо – Перяка – Пачат – Панар – Озкс- село изба пирог блины рубаха моленье


18


Мордовский словарик. Веле – Кудо – Перяка – Пачат – Панар – Озкс- село изба пирог блины рубаха моленье


19


Коллективный кластер Сохранять и преумножать БытНравы ТрадицииРелигия Обычаи Язык


20


Спасибо за внимание!


Мордва — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?

Название

Интересно, что сами представители мордвы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.

Современное толкование определяет мошку и эрзю, как субэтносы мордвы, однако многие исследователи считают, что это абсолютно разные народности. У каждой из них есть свой язык, разные особенности религии, культуры и обрядов, понятия же «мордовский язык» не существует.
Впервые в письменных источниках мордва упоминается в готских записках VI века: историк Иордан словом Mordens обозначал народы мокши и эрзи. Считается, что слово произошло от корня иранского происхождения, означающего «мужчина, человек».

Где живут, численность

По данным переписи 2002 года, численность мордвы в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:

  • Самарская область — 86000
  • Пензенская область — 70739
  • Оренбургская область — 52458
  • Ульяновская область — 50229
  • Республика Башкортостан — 26020
  • Нижегородская область — 25022

История

В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.

В IX-XIII веках территория проживания мордвы попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом. Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордва находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшаяся же на исторической родине мордва не раз поднимала восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.

Внешность

Однозначно определить антропологический тип мордвы невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.

Одежда

Национальная одежда мордвы была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.

Семейный уклад

У мордвы господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.

Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

Характер

Основная черта характера мордвы, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.

Жилище

Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордвы редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.

В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Жизнь

Главным занятием мордвы было земледелие. В древности использовали мотыгу, затем перешли на соху, вспахивающую землю не более чем на 5 см, а впоследствии и на тяжелый плуг. Основные культуры — рожь, ячмень, овес, горох, просо, полба, конопля. Большую часть зерна пускали на муку, которую производили на мельницах разного типа: водяных, ручных, ветряных.
Занимались и огородничеством, выращивали чеснок, лук, свеклу, хмель, морковь, огурцы, зелень, однако развито оно было слабо. Охота была дополнительным промыслом, в основном охотились на пушного зверя. Для этого использовали стрелы и лук, порой применяли гончих псов. Рыбная ловля практиковалась лишь в речных поселениях и не была массовым занятием.
С древних времен мордва занималась бортничеством, после пчеловодством. Число ульев у некоторых доходило до 200: мед ели сами, продавали русским купцам, отдавали в качестве дани. Ремесла были связаны с обработкой шерсти и дерева. Славились представители народа и как хорошие ткачи, порой целые деревни специализировались на крашении и набивке сукна.

Религия

Даже после принудительной христианизации мордва долгое время продолжала придерживаться традиционных верований «мокшень-кой». У них было одно верховное божество, которое называли Чам-Пас, Шкай или Нишке. Его антагонистом, повелителем зла, был Шайтан.
Однако культ по большей части строился вокруг множества духов-богов женского пола «ава». Среди них:

  1. Варма-ава — покровительница ветра
  2. Вирь-ава — хозяйка леса
  3. Норов-ава — богиня урожая, поля
  4. Тол-ава — дух огня
  5. Ведь-ава — покровительница воды

Шаманов у мордвы не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.

Традиции

Интерес представляют свадебные и погребальные традиции мордвы. Браки обычно осуществлялись по сговору или путем похищения: во втором случае пышные застолья не устраивались. В традиционном варианте брак начинался со сватовства: поздним вечером мужчина из рода жениха приезжал к дому выбранной девушки, кидал в окно хлеб и старался быстро скрыться.
Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, среди изделий был большой пирог в виде фаллического символа и крупные пирожки с начинкой из творога «груди молодушки». Этими блюдами просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.

Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним.
Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых. Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться.

Известные представители мордвы

Если говорить про мордву, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.

Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Аввакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордвы представителей творческой элиты: актеры Василий Шукшин и Олег Табаков, артисты Лидия Русланова, Надежда Кадышева и солисты группы «Братья Гримм», художник Никас Сафронов.

Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.

Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.

Видео

Цель:Закрепление знаний детей о Мордовии; расширять знания детей о многонациональности нашей Республики; продолжать знакомить детей с культурой мордовского народа.

Задачи:

1) Закреплять знание детей о Мордовии;

2) Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа; создать радостное настроение у детей, совершенствовать двигательные навыки.

3)Воспитывать  в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет, воспитывать уважение к национальным традициям.

Методические приёмы: Беседа, рассматривание иллюстраций (картинок), игра: «Круги».

Материал: иллюстрации, картинки. Мелодии песен, разных национальностей; куклы в национальных костюмах (в мордовском, татарском, русском), мяч.

Структура занятия:

Этапы занятия

Краткое содержание

Время

1.Организационный момент

Подготовка группы к занятию.

2 мин.

2.Осноная часть:

1) Подготовка детей к изучению нового материала.

2)Раскрытие содержании материала, организация, активной, самостоятельной

Практической и познавательной деятельности.

3)Мордовская игра: «Круги» (физкультминутка).

4) Продолжение раскрытия содержания нового материала, организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности.

Вводная беседа.

Рассматривание иллюстраций, картинок, объяснение нового материала, сопровождение практическим действиями.

Демонстрация материала на доске, объяснение нового материала, сопровождение практическими действиями. Демонстрация кукол в национальных костюмах, фотографий города Саранска.

19 мин.

Заключительная часть.

Анализ.

4 мин.

Ход НОД:

1 этап – организационный.

Дети проходят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.

В: Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте дети!)

Д: Шумбратадо! (Здравствуйте!)

В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?

Д: Ответы детей ( на мордовском…)

В: Правильно ребята, а теперь я хочу поздороваться с каждым из вас (воспитатель проходит в круг и подходит к каждому ребёнку, здоровается, прикасаясь ладонями к ладоням каждого ребёнка). После приветствия воспитатель просит детей присесть на стульчики.

2 этап – основная часть.

В: Здравствуйте дети!

Д: Здравствуйте!

В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей родине.

В: Дети, скажите, в какой республике, мы с вами проживаем?

Д: В республике Мордовия.

В: Правильно. Ребята, сегодня мы поговорим о республике, в которой мы живём – о Мордовии. Мордовия – это Республика, где живут народы разных национальностей.

В: Ребята, кто знает, как называется столица Мордовии?

Д: Столицей Мордовии является город Саранск, он очень красивый.

В: Правильно, Саранск красивый город. Ребята, вы наверное часто бываете в Саранске, расскажите мне о нём (воспитатель предъявляет картинки с видом парка А.С.Пушкина, центральной площади и др. во время чего дети рассказывают то, что знают о достопримечательностях города).

В: Мордовия очень большая. : А какие ещё города, посёлки, сёла вы знаете?

Д: Дети перечисляют города, сёла которые они знают.

В: Правильно, в Мордовии есть такие крупные города, как Рузаевка, Ковылкино и др. Так же в Мордовии много населённых пунктов: сёл, деревень, во всех этих населённых пунктах проживают люди разных национальностей. Скажите, а какие народы вы знаете?

(дети перечисляют народы: русские, мордва (эрзя, мокша), татары, чуваши и др.)

В: Верно, в нашей Республике дружно живут русские, мордва, татары, чуваши и представители многих других народов. Они не похожи друг на друга, но их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семья, их дети вместе ходят в детский сад, в школу. Но у каждого народа есть своя культура: танцы, песни сказки, костюмы. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережёт свои традиции, обычаи, свой родной язык. Ребята, скажите, а мы с вами все представители одной национальности?

Д: Нет, среди нас большинство русских, но есть и мордва и даже один татарин, но мы все дружим, вместе играем.

В:Правильно, мы все люди разных национальностей и у нас разные традиции. Одной из традиций является: национальный костюм. Давайте посмотрим на кукол в национальных костюмах, каждый из них по-своему красив (воспитатель обращает внимание детей на приготовленных кукол, которые одеты в костюмы народов разных национальностей).

(беседа воспитателя с детьми о костюмах)

В: Ребята, у каждого народа есть свои народные игры. Ведь они, тоже часть национальной культуры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в мордовскую народную игру.

Игра «Круги».

Содержание и правила игры: Играющие становятся в круг, на нескольких детей, воспитатель надевает национальные головные уборы. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами.) Игроки ходят по кругу и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становись в кружок

И скорей кто-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет угадан, он становится в круг и игра продолжается.

( После игры дети садятся на свои места, занятие продолжается).

В: Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?

(Ответы детей).

В: Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.

  Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный. (Во время рассказа легенды звучит тихая лирическая, мордовская музыка).

В: Ребята, в заключение нашего занятия мы послушаем музыку разных народов. И все вместе попляшем.

Вот какой весёлый пляс

                  Во дворе идёт у нас!

                  Не стоит никто на месте,

                  Все танцуют с нами вместе,

                  Все ногами топают,

                  Все в ладоши хлопают!

(звучат мелодии разных народов).

3.Заключительная часть.

(Подведение итогов занятия проходит в виде игры, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку и задаёт вопросы по изученной теме).

В: Какой город является столицей Мордовии? (ответы детей).

В: Какие крупные города есть в Мордовии? (ответы детей).

В:Народы, каких национальностей проживают в нашей республике? (ответы детей).

В: Какие традиции существуют у народов.(ответы детей).

Список использованной литературы:

Журнал «Дошкольное воспитание» N3, 1993; N4, 1993.

Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: учеб. пособие.2004.83с.

Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.

4)Т.В.Поляков: «Знакомим детей с малой родиной».

5)Методические рекомендации. М.Д.Маханева» « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Мордовский народ

 Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Содержание:

  • Культура и быт
  • Традиции и обычаи

Культура и быт мордовского народа

культура мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

мордовский народ в старину

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

традиции мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

кухня мордовского народа

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

Конспект развлечения в средней группе

«Что мы знаем о мордве?»

Цель: формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие «, «Физическое развитие».

Образовательные задачи:

-формировать первоначальные представления детей об истории мордовского народа;

-знакомить детей с особенностями быта мордовского народа в уголке национальной культуры;

-закреплять представление об избе, о печке — как о главном предмете избы;

-продолжать знакомить с мордовским фольклором (пословицами, поговорками, загадками);

-продолжать знакомить с произведениями композиторов Мордовии;

-обогащать словарь названиями предметов быта: печь, ухват, чугун, прялка, веретено, лапти, лучина.

Развивающие задачи:

-развивать творчество, фантазию, любознательность;

-развивать интерес к продуктивной деятельности;

-развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;

-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству, к республике Мордовия.

Методические приёмы: беседа, народные игры, рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей, итог занятия.

Материалы и оборудование: «Мордовская изба» в мини-музее детского сада, сундук, веретено, палочка-лучина, лапти, «печь», чугун, деревянные ложки, пироги, солёное тесто.

Предварительная работа: посещение мини-музея, рассматривание предметов старинного быта, использование мордовских народных игр в группе и на прогулке, чтение мордовской литературы.

Ход деятельности :

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Милости прошу! Рада гостям, как добрым вестям. Всех привечаю, душевно встречаю.

Шумбратадо, вечкевикс инжеть!

Дети: Шумбратадо!

Воспитатель: Кенярдан тыненк! Совадо, инескеть!

Так радушно всегда встречали гостей на Руси и в Мордовии тоже.

Приглашаю Вас, гости, в дом, где жил наш мордовский народ много лет назад. Из чего давным-давно на Руси люди строили себе жилища?

Дети: Из дерева, из брёвен.

Воспитатель: Как называли такие дома?

Дети: Изба, деревянный дом.

Воспитатель: Ребята, знаете, как по-мордовски сказать слово «дом»?

Дети: Кудо.

Воспитатель: Но не только дом на Руси был деревянный. Подумайте, что ещё было сделано из дерева в избе?

Дети: Мебель, посуда, игрушки, инструменты для работы в поле и по дому.

Воспитатель: Очень много народных умельцев жило и в нашей Мордовии. Из обыкновенного полена могли, например, сделать такой сундук (показывает сундук.)

А как Вы думаете, что хранится в этом сундуке? Что нам думать и гадать, давайте-ка его откроем (не открывается). Я догадалась, этот сундук с секретом. Он откроется тогда, когда Вы вспомните и назовёте пословицы и поговорки о доме.

Дети: — Дом построить — не шапку на голову надеть.

— Домом жить — не лукошко шить.

— Домом жить — обо всём тужить.

Воспитатель называет мордовскую пословицу и сундук открывается. (Эйкакш марто кудо — кенярксов кудо. — Дом с детьми — счастливый дом.)

Воспитатель: В старину люди много рукодельничали: шили, вышивали, вязали. Народные умельцы придумали предмет, с помощью которого пряли пряжу и опять он был из дерева. Что это?

Дети: Прялка.

Воспитатель: Как называли рукодельницу, которая пряла пряжу на прялке?

Дети: Пряха.

Воспитатель: А это что?

Дети: Веретено.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем с веретеном.

Проводится игра.

Позолоченная прялица.

Мы прядём, а нитка тянется.

Мы прядём, а нитка тянется.

Нам работа эта нравится.

Воспитатель: Какие мы с вами умелые и дружные. Вот какой клубок у нас с вами получился.

(Воспитатель достаёт из сундука деревянную палочку — лучину.)

Как Вы думаете, что это?

Дети: Деревянная лучина.

Воспитатель: Для чего нужна была лучина?

Дети: Лучина вечерами освещала избу.

Воспитатель: Пока лучина горела, женщины пряли, вязали, шили. А чем занимались мужчины?

Дети: Плели лапти, делали своим детям игрушки из дерева.Очень трудолюбивый был мордовский народ.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ребята, какая же самая главная вещь в избе.

Дети: Печь.

Воспитатель: А вот какую загадку о печи придумал мордовский народ. «Кудо кунчкасо сёвонень баба.» — «Посреди дома глинянная баба. » Ребята, а для чего нужна печь?

Дети: Печь избу отапливала, в ней сушили одежду, готовили еду, пекли пироги и блины.

Воспитатель: А в чём варили еду?

Дети: В чугунах.

Воспитатель: А чем же чугуны вынимали из горячей печи? Отгадайте.

Бычок рогат, в руках зажат.

Еду хватает, а сам голодает.

Дети: Ухват.

Воспитатель: А вот и ухват у печки стоит. Горячий чугун с кашей вынимали с помощью ухвата. Посмотрите, как это делали. (Показывает, как.)

Воспитатель: Давайте попросим печку угостить нас чем-нибудь.

Ой, ты, печка — сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки, помоги, спаси,

В дом богатство принеси.

Что-то ничем нас печка не угощает. Ребята, а может быть мы слепим пирожки, а печка испечёт нам их.

Сначала разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Те сурось-бодя,

Те сурось-баба,

Те сурось-тетя,

Те сурось-авай,

Те сурось-мон.

( Поочерёдное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого.)

Ват и весе семиям.

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно.)

У каждого ребёнка кусочек теста. Воспитатель показывает способ лепки пирожка. В ходе лепки из солёного теста, воспитатель поощряет детей, делает указания, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: «Что лепим?» После того, как у всех пирожки будут готовы, воспитатель вместе с детьми несут их к печке.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)

Литература:

Валдоня. Программа и методические рекомендации. — Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001 г.

Мордовия. Народное искусство (Сост. Ю. Ф. Юшкин — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985 г.

Детям о Мордовии: методическое пособие — авт.-сост. О.В. Бурляева, Е.Н. Киркина. — Саранск, 2013 г.

Н Мокшин. Мы — Мордва! — Саранск: Издательство центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарёва, 2007г.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/249515-razvlechenie-dlja-detej-5-6-let-chto-my-znaem

  • Рассказ о моральном поступке 4 класс
  • Рассказ о моральном выборе человека
  • Рассказ о монументе дружбы на башкирском языке
  • Рассказ о монументе дружбы в уфе
  • Рассказ о монголо татарском нашествии