Рассказ о москве для детей старшей группы

Структурное подразделение ГБОУ Школа №1034

ДО-4 г. Москвы

Конспект НОД в старшей группе

«Москва – столица нашей Родины, сердце России,

Герб Москвы».

Подготовила и провела воспитатель I категории

Жданова Галина Ильинична

 Москва

Февраль 2015 год

Конспект НОД в старшей группе

«Москва – столица нашей Родины, сердце России. Герб Москвы».

       Цели: дать представление о столице нашей Родины — Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом России; развивать устную речь, активизировать словарь; учить детей высказывать свою точку зрения, развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор.

       Материалы и оборудование: портрет президента России, герб Москвы и России, стенд в патриотическом уголке, аудиозапись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов; слайд – шоу (Московский Кремль, Красная площадь, метрополитен, могила неизвестного солдата, Московский цирк, Спасская башня, Архангельский собор и т.д.), разрезные картинки на каждого ребенка.

Содержание непосредственно-организованной деятельности детей.

1. Введение.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. В какое? А вот послушайте стихотворение Ф. Глинки и узнаем об этом:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит,

И над малою рекою

Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой твоей судьбе:

Разве пасынки России

Не поклонятся тебе!..

Ты, как мученик, горела,

Белокаменная!

И река в тебе кипела

Бурно пламенная!

И под пеплом ты лежала

Полоненною,

И из пепла ты восстала

Неизменною!..

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

— Сегодня мы побываем в Москве. О этом городе говорят так: «Москва — белокаменная, златоглавая, красно звонная, хлебосольная и приветливая.» Давайте пройдем по самому центру Москвы, по Кремлю и Красной площади, и разберемся, что значит каждое из этих слов.

2. Знакомство со столицей России. Беседа о Москве.

Воспитатель: «Москва по-особенному разговаривает с горожанами и своими гостями. Послушайте запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов.

(Дети слушают запись и рассматривают слайды с видами Москвы.)

Воспитатель: «Голос города похож на биение большого сердца. И вот теперь мы сможем ответить, что значат слова о Москве. Почему Москву назвали златоглавой, белокаменной, красно звонной и хлебосольной? (Ответы детей.)

Воспитатель: «Москва – столица нашей Родины, нашей России. Ребята, кто знает, что значит слово «столица»? (Ответы детей. Столица – главный город нашей страны.)

Воспитатель: «Дети, как вы считаете, правильно ли то, что какой-то один из городов называют главным или нет?» (Ответы детей.)

(Все города хороши по-своему, но как в любой семье бывает кто-то, кого больше всего слушаются, так и должен быть город, в котором решаются важные для всей страны вопросы и принимаются важные по этим вопросам решения. А иначе будет полная неразбериха и хаос в стране. Но еще на главном городе страны лежит и очень большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.)

Воспитатель: «Рассмотрите изображение герба Москвы и России. Давайте соберем герб из разрезных частей (Раздать части герба на каждого). Молодцы! Вот перед вами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (Ответы детей). Правильно, это двуглавый орел. Как вы думаете, почему именно орел? (Ответы детей). Чем отличается орёл от других птиц? (Ответы детей). А давайте мы представим себя орлами.

Динамическая пауза.

Широко раскинув крылья,

Мы летим над облаками, (Расставив руки, покачиваемся из стороны в сторону)

И вокруг мы грозно смотрим

Очень зоркими глазами. (Повороты вокруг своей оси)

Всё мы видим, всё мы слышим,

Всё вокруг мы замечаем, (Руки на поясе – наклоны вправо – влево)

И страну свою большую

Любим мы и защищаем! (Руки раскинули – и обняли себя)

Воспитатель: «Да, орел – смелая, гордая птица, которая летает высоко – высоко, видит все вокруг. Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. А кто может сказать, почему над орлом золотая корона? (Ответы детей). Золотая корона потому, что орел самый главный! В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей». Ребята, сравните герб России и герб Москвы.  На гербе Москвы изображен герой — Святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные? (Ответы детей: золотой, красны, белый, синий.)

Воспитатель: «Ребята, а что они могут означать? Как вы думаете?»

(Ответы детей). (Золотой-цвет хлеба, пшеницы, цвет золотых куполов на храмах; белый цвет-цвет чистоты и добра; синий цвет- цвет мирного неба; красный цвет-цвет победы. А все вместе напоминает хлеб-соль на красной скатерти: знак уважения к гостям открытой и щедрой души города. Ведь именно по этому старому обычаю всегда на Руси встречали гостей: хозяева дома выходили встречать гостей хлебом и солью.)

Воспитатель: «Как мы уже говорили, Москва-столица России. В каждой стране есть главный город – столица.  Москва – очень большой, красивый город, в котором есть много удивительных мест.  Например, это —  Покровский Собор (Храм Василия Блаженного на Красной площади), Поклонная гора, московское метро, Государственная Третьяковская галерея, самый знаменитый в стране спортивный комплекс «Лужники», московский Цирк на Цветном бульваре, всем известный памятник Петру 1 и многое другое. А теперь перед вами, ребята, центральное место Москвы —  Красная площадь, на которой стоит Московский Кремль. В Кремле работает наше Правительство и его глава – Российский президент. Кто знает, как зовут нашего президента? (Путин Владимир Владимирович).

Воспитатель: «Дети, а вы знаете, что делает президент страны? Как он работает?»

(Ответы детей).

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Совершенно верно, наш президент решает важные государственные вопросы, утверждает законы, заботится обо всех нас и обо всей России, потому что он очень любит свою страну. А вы любите свою страну? (Ответы детей.) А за что? Кто может ответить на этот вопрос? (Ответы детей). Любовь к Родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь Родина у нас всех одна. Слово «родина» происходит от слова «род». А что такое род? Это родной, родимый. Ведь мы любим свою семью, свою мамочку, они нам родные. Так и Родина — она нам как мать. Она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!  Каждый гражданин России знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг.  

Воспитатель: «А теперь поиграем в подвижную игру «Хлопки». Встаньте парами и хлопайте в ладоши в такт считалки. Кто в конце текста вслед за последним хлопком успеет произнести имя своего партнера, тот и «поделился».

                                         Катилась торба с великого горба.

В этой торбе-

Хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

Герб столицы Россия - Москвы

Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами герб нашего города Москвы.

Воспитатель: Что вы увидели на гербе? (ответы детей)

Правильно, ребята, а сейчас послушайте историю возникновения герба.

Герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.

Герб столицы России

В 1993 году Правительством Москвы утвержден герб города Москвы в виде щита темно-красного цвета с изображением Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного змия. Что означает цветовая гамма герба? Красный цвет значит, что мы чтим память воинов, оставшихся на поле битвы. Черный дракон – силы зла. Серебряный и золотой цвет амуниции и оружия Георгия — успех, превосходство над противником.

4.Рефлексия.

Итак, наше путешествие закончилось. Мы побывали в столице нашей Родины. Составили герб России. Любите свой край, свою Родину!

Дети с ранних лет должны узнавать как можно больше о стране, в которой живут. Помочь в этом могут беседы с детьми в детском саду или начальной школе. Важно не перегружать ребенка информацией и сделать рассказ увлекательным и интересным. Начать рассказывать детям о городе Москве стоит с коротких фактов, историй, связанных с развитием столицы, а также ее достопримечательностей.

Основание столицы

Москва – это огромный красивый город с особой атмосферой, уникальным прошлым и многовековыми традициями. Ежедневно в него приезжает большое количество людей с разных городов и стран, для учебы и работы, а также осмотреть достопримечательности.

Москва

Сегодня Москва является столицей России. Впервые о ней упоминается в 1147 году, как о селе Москове. Согласно древним летописям, великий князь Юрий Долгорукий приказал обнести маленькое поселение, которое находилось на возвышенности, где сливались две реки – Москва-река и Неглинка, высокой деревянной стеной (городом). Стену окружил глубоким рвом и прозвал это место Москвой-градом.

Основанный город благоприятно отразился на жителях. Он был очень удобно расположен, поскольку через него шли крупные торговые пути. Это способствовало дальнейшему росту и развитию Москвы.

По решению князя Ивана Калиты Москва становится столицей Руси в 1328 году. К этому времени территория города стала больше, значительно увеличилась численность населения.

Князь Дмитрий Донской приказал снести старые деревянные стены и возвел вместо них новые из белого камня. С этого момента Москву стали называть Белокаменной.

Культурное развитие Москвы

Москва имела статус столицы до 1712 года, после чего Петр I присвоил его Санкт-Петербургу. Вернули его только после 1917 года. Но за это время Москва продолжала развиваться во всех направлениях. Был открыт Московский государственный университет (МГУ) при непосредственном участии великого ученого М. В. Ломоносова. Появились две гимназии – одна для дворянских детей, а вторая – для детей разночинцев и купцов.

Москва после войны

Огромное горе для жителей Москвы принесла война 1812 года, когда город полностью был уничтожен пожаром. Однако после победы русской армии над войском Наполеона его восстановили. Так Москва снова стала культурным и экономическим центром.

Сегодня часть древнего города расположена в самом центре столицы. К ней относят исторические здания, усадьбы и другие объекты. На территории Кремля расположены религиозные строения, которые известны во всем мире: Архангельский, Благовещенский и Успенский соборы.

Храм Василия Блаженного Москва

В мегаполисе открыто более 60 театров, около 100 музеев, 75 высших учебных заведений, галерей. Для москвичей и гостей столицы работают свыше 4000 библиотек, в том числе и известная «Ленинка» (Библиотека имени Ленина).

Уникальна московская система транспорта, которая включает вокзалы железной дороги, аэропорты, городской транспорт, метро. Некоторые станции метрополитена являются памятниками архитектуры. Метро продолжает развиваться и ежегодно открывает новые станции для пассажиров.

Правительство Москвы делает все возможное для комфортного проживания москвичей и гостей столицы. Инфраструктура развивается, и город становится более современным и практичным.

Москва столица России

Достопримечательности

Москва – огромный город и увидеть все достопримечательности за один день невозможно. Красивых и значимых мест в столице большое количество: памятники старины, музеи, парки и красивые места:

  • Главная достопримечательность столицы – Красная площадь и Кремль. Территория Московского Кремля обнесена высокой стеной из красного кирпича и башнями. На самой большой башне, которая называется Спасской, находятся часы. Внутри расположены церкви, музеи, памятники, а также здания, где работает президент России и правительство. Здесь находится Царь-колокол и Царь-пушка. Такое название они носят из-за огромного размера.Красная площадь и Кремль
  • Не менее значимая достопримечательность – Александровский сад. Он находится рядом с Кремлем. Это очень красивый парк, разделенный на 3 зоны. В парке уютные аллеи, красивое освещение и скамейки для отдыха. Его строительство началось в период восстановления Москвы после пожара.Александровский сад
  • ВДНХ – огромный выставочный комплекс. Его посещает каждый турист, приехавший в Москву. На территории расположены музеи, экспозиции, разнообразные выставочные павильоны. Там регулярно проводят культурно-развлекательные мероприятия. Сюда приходят, чтобы посетить самый большой в Европе океанариум и центр изучения морей и океанов.ВДНХ – огромный выставочный комплекс
  • Останкинская телебашня имеет 45 этажей. Экскурсии на нее проводят опытные гиды, которые рассказывают интересные факты об истории создания этой достопримечательности. Внутри можно купить напитки и посмотреть на Москву сверху. Ежегодно сюда стекаются туристы со всего мира.Останкинская телебашня
  • История самого большого универмага (ГУМ) началась с XVIIII века. В то время на Красной площади на месте современного ГУМа развернулись торговые места. В советское время этот магазин считался самым главным в стране. Сегодня в ГУМе свою продукцию представляют известные мировые торговые марки.ГУМ
  • Арбат – центральная городская улица. Именно она передает всю неповторимую атмосферу города. По ней гуляют люди, уличные музыканты играют на инструментах и поют, а художники представляют публике свою работу. Здесь когда-то жили и творили многие знаменитые люди нашей страны.Арбат

В столице множество смотровых площадок. Нужно посетить хотя бы одну, чтобы увидеть Москву с высоты птичьего полета. Самая популярная – Воробьевы горы. Она находится рядом с МГУ. Посещение этой площадки оставляют неизгладимые впечатления от просмотра красот города.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему:
«Главный город страны – Москва»

Вид занятия: тематическое занятие.

Формы образовательной деятельности: подгрупповая, индивидуальная.

Цель: Познакомить детей с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о Москве – столице нашей Родины, её достопримечательностях.
  2. Формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины.
  3. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, герб столицы.
  4. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города о московском Кремле.

Развивающие:

Развивать внимание, память, речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей — чувство любви и гордости к родной стране, к своей Родине.

Словарная работа: Москва, столица, Кремль, Красная площадь, Спасская башня, куранты, герб, флаг.

Предварительная работа: рассматривание флага России, герба, портрета президента Путина В.В. иллюстраций о Москве.

Материалы и оборудование: иллюстрации с видами Москвы (достопримечательностями)- Красная площадь, Спасская башня Кремля, Покровский собор, Большой театр, Останкинская башня, Царь – пушка, Царь – колокол, герба Москвы, Российского флага.

Ход ООД:

1. Организационный момент:

Игровое приветствие: «Доброе утро!»

Доброе утро!

Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.

И сегодня весь день, (Хлопают в ладоши.)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (Выполняются движения по тексту.)

Носик

И щечки.

Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх.)

Как в саду цветочки! (Выполняя «фонарики».)

Разотрем ладошки Движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, (Разводят руки в стороны.)

Будьте все здоровы! Воспитатель:
2. Актуализация знаний, умений детей.

В какой стране мы живём? (В России.)
Что мы можем назвать Родиной (воспитатель предлагает послушать стихотворение).
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
В стихотворении мы услышали фразу «Флаг России».

А знаете ли вы, как выглядит флаг России?
Показ флага России. Флаг – это знак единства страны.
Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.)

А знаете ли вы, что обозначает цвет каждой полосы Российского флага?

Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.

Ещё одним отличительным знаком страны является герб.
Наглядное пособие герб России.
А вот и герб нашей страны. Какие элементы герба вы видите?
Золотой орёл – это символ солнца.
Двуглавый орёл – обозначает, что Россия очень большая и сильная страна
В лапах орёл сжимает скипетр и державу – знаки царской власти. Они означают единство и независимость страны.

Кто знает, как называется столица России? (Ответы детей.)
Правильно, Москва. Вывод:
Москва – главный город нашей страныстолица России.
Внутри орла находится ещё один герб – герб Москвы /наглядное пособие герб Москвы/.

Посмотрите, внимательно, что изображено на гербе Москвы.
Серебряный всадник на коне – это Георгий Победоносец – защитник земли русской.
Он убивает копьём змея. В образе змея русский народ изобразил врага – страшного и злого.
Герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

3. Открытие нового знания и умения.

А сейчас я приглашаю вас в путешествие по Москве.
В каждой стране есть главный город – столица. Столица – самый главный и один из самых красивых городов страны.

Москва очень красивый и древний город. Он был основан на Москве реке, поэтому и получил такое же имя. 

Москва сегодня – это современный, процветающий город.

В Москве работают наше правительство и президент — В.В Путин. В Москве  принимаются все важные законы, по которым живёт наша страна Россия.

В Москве строится много новых зданий, мостов, ведь это главный город страны,

значит, он должен быть самым красивым. Но многое делается и для сохранения старинных памятников, потому что это история Москвы, которая насчитывает более восьми веков

Показ иллюстрации. Посмотрите, как Москва выглядела в старину. Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий.

Показ иллюстрации. Это современная Москва.

Москва – очень красивый город. Огромное количество иностранных гостей приезжает в Москву, чтобы посмотреть на столицу России.

Физкультминутка «Мы гуляли по Москве» (разучивание).

Раз, два, три, четыре, пять. дети шагают.

По Москве идем гулять.

Пришли на площадь Красную (Широко разводят руки.)

Широкую, прекрасную.

А на площади на той – (Разводят руки.)

Кремль высокий и большой. (Поднимают руки над головой.)

Ах, какая высота! (Поочерёдно поднимают вверх.)

Ах, какая красота! (Хлопают в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети шагают по кругу.)

Дальше мы идем гулять.

Собор Покровский, Мавзолей, (Поочерёдно отводят в сторону то левую, то правую руку.)

Исторический музей,

На катке чудесном были,

В ГУМ зайти мы не забыли

Стало солнышко садиться, (Руки на поясе, приседания.)

Домой пора нам возвратиться.

Стоцкая.

Давайте, вместе познакомимся с достопримечательностями Москвы. Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостями больше всего. (Воспитатель рассказывает о достопримечательностях Москвы и показывает иллюстрации.) 

Начинается Москва, как известно от Кремля.

В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость – Кремль. Он был обнесён толстыми стенами, сначала деревянными, потом из белого камня. (Москву называли белокаменной, и, наконец, эти стены построили из красного кирпича.)
В стенах Кремля много башен, каждая имеет своё название.

А это Спасская башня Кремля. В верхней части башни расположены главные часы государства. Они занимают 3 этажа башни. Это – куранты.

Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год.)

У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь. Главная площадь страны, на которой проходят военные парады и праздники.

У стен Кремля в Александровском саду есть священное место для каждого россиянина. Это могила неизвестного солдата, где никогда не гаснет вечный огонь. Он горит в память о тех солдатах, которые погибли, защищая нашу Родину от фашистов.
Над могилой, в тихом парке,
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит.
Здесь солдат российский спит.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих,
Память светлую о них.

Москва — город-герой. Во время войны Армия и москвичи
защищали столицу нашей Родины от злейших врагов — фашистов.

Иллюстрация.

Много памятников в Москве погибшим войнам, но самый главный памятник у Кремлевской стены — памятник Неизвестному солдату. Там стоят в вечном карауле солдаты Российской армии. Люди приносят туда живые цветы, чтобы почтить их память.

А что ещё можно увидеть на Красной площади?

На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного). (Василий был человеком, предсказывал будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.)

В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным людям.

Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника: Царь – пушку и Царь – колокол.

Посмотрите, на них (воспитатель показывает иллюстрации). Сначала была изготовлена Царь – пушка. Её отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка предназначалась для обороны Кремля,  но из нее, ни когда не стреляли. Названа она так, потому что имеет огромный размер и вес. Царь – пушка – значит самая большая пушка. Царь – колокол был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Но во время пожара в

 Кремле мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали заливать его водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок. Поэтому Царь – колокол никогда не звонил. Он стоит в Москве, как памятник, дань русским мастерам. Туристы и гости столицы очень любят фотографироваться на фоне этих памятников. Много ещё в Москве всего интересного.

Иллюстрация Одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет. Он был основан очень давно по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов.

Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд.

Есть такое место в Москве.

Для этого надо переступить порог одного, из известнейший музеев Москвы. Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников.

Пальчиковая гимнастика: «Москва – столица России» (разучивание)

Москва – великий город, (Хлопки поочередно кулачками и ладошками.)

Столица всех столиц.

Гудят над ней моторы (Круговые движения руками.)

Могучих наших птиц.

Огни кремлевских башен (Показывают купол башни.)

Как, солнце, всем видны. (Обрисовывают круг.)

Москва, ты слава наша, (Хлопки в ладошки.)

Ты сердце всей страны! (Прижимаем руки к сердцу и разводят

руками.)

Посмотрите, на здание впереди, это Большой театр. Здесь зрители слушают оперу и смотрят балет, в которых выступают знаменитые люди.

В городе Москва очень много достопримечательностей.

Я бы посоветовала вам в Москве сходить в цирк.
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем,
Очень интересно.
В этом доме непременно,
Есть и звери и арена.
Ребята, цирковую арену московского цирка показывают по телевидению: выступление зверей, акробатов, клоунов….
А еще в городе Москва есть «Зоопарк», огромный, в нем собраны все животные, которые существуют на нашей планете. За ними хорошо ухаживают, кормят, моют, строят бассейны. А люди ими любуются.
Обратите внимание на высокую башню.
Еще в городе Москва есть телевизионная «Останкинская башня», она очень высокаяНу и башня, высока!
Подпирает облака!
Подает она сигнал,
Техника старается.

Зачем же было создано такое сооружение? Только для красоты? (Ответы детей.)
Конечно, это и трансляции в эфир программ радио и телепередач для телезрителей и радиослушателей
А со смотровой площадки Останкинской башни можно увидеть всю Москву.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя! В. Степанов.

В Москве много аэропортов, вокзалов. Столица должна быть соединена со всей страной. (Показ иллюстрации.)

Много ещё в Москве всего удивительного, но на этом наша экскурсия завершается.
Когда вы станете постарше, обязательно узнаете обо всех московских памятниках. Но не только за памятники архитектуры любят россияне свою столицу.
Каждому русскому человеку дорога Москва, потому что она главный город нашего государства – России.
5. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Дидактическая игра: «Продолжи предложение»

В Москве много … памятников, жителей, улиц, дорог, парков, дворов, домов….
Москвичи ходят … в магазины, в школы, в больницы, в музеи, в театры, в детские сады, в бассейны….

Предлагаю поиграть в игру «Мозговой штурм» (по времени)

В этой игре нужно быстро давать различные варианты ответов на один и тот же вопрос.

Что такое Москва?
— Столица России.
— Большой город.
— Красивый город.
— Древний город.
Второй вопрос. Какие достопримечательности Москвы вы можете назвать?
— Красная площадь.
— Кремль.
— Цирк.
— Спасская башня
— Парки.
— Школы. И т. д.

Москва (какая?) —
6. Рефлексия.

Ну, вот и закончилось наше путешествие …

Такой большой старинный город

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины – Москва.

Программное содержание:

  • Познакомить детей со столицей нашей Родины —
    Москвой.
  • Вызвать у детей желание узнать новое о Москве –
    городе, в котором они живут.
  • Создать у детей эмоциональный интерес.
  • Обобщать и активизировать словарный запас
    детей.

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворений и рассказов о Москве.
  • Рассматривание открыток с видами Москвы.
  • Просмотр диафильмов.

Материал: Иллюстрации, книги, открытки
с видами Москвы, диафильмы.

Ход занятия

Чтение стихотворения о Москве А.Л.Барто:

“Шумная, огромная Москва с аэродромами
Высокими мостами,
Москва со стадионами,
С бульварами зелеными.
На площадь Красную пойди,
Где флаги шумят на башнях,
На кремль высокий погляди
Красу и гордость нашу”.

Воспитатель: “Ребята, в наш город приезжает
много гостей. Что же можно будет показать гостям,
чтобы они лучше узнали наш город, полюбили его?

Выслушиваю предложения детей, одобряю их.

Достаю новые игрушки: куклу, медвежонка,
зайчонка.

Объясняю детям: “Эти игрушки тоже новички в
нашем городе. Давайте эту экскурсию по городу
проведем для нас и для них. Катя, закажи для нас
экскурсионный автобус”.

Ставлю перед Катей телефонный аппарат и задаю
вопрос: “Какой автобус закажет Катя?”

Дети: “экскурсионный”.

Воспитатель: “Сегодня я буду вашим
экскурсоводом. Кем я буду?”

Дети: “Экскурсоводом”.

Воспитатель: “Здравствуйте дорогие, милые
экскурсанты! Как я вас назвала?”

Дети: “Экскурсанты”.

Воспитатель: “Меня зовут Надежда Васильевна.
К вашим услугам наш новый туристический автобус.
Прошу занять свои места”.

Все дети садятся на стульчики, расставленные в
два ряда по 2 стульчика.

Сажаю на стульчики новые игрушки.

“Поехали!”

Показываю иллюстрации с изображением Красной
площади, читаю стихотворение Я.Колос “Сердце
Родины”.

“Сияет звездами Кремля
Москва над нашим краем,
Москва – любимая моя!
Мы песни ей слагаем.
И любит слушать весь народ,
Как ночью голубой
Москва нам голос подает
Часов Кремлевских боем.
На площадь Красную пойдем,
Где звезды светят с башен,
На Кремль высокий погляди
Красу и гордость нашу”.

По ходу чтения стихотворения расставляю по
всей группе иллюстрации, картины с изображением
Покровского собора, исторического музея,
памятника Минину и Пожарскому, кремлевской
стены.

Воспитатель: “Вот наша первая остановка –
“Красная площадь”.

Прошу Вас выйти из автобуса, походить,
полюбоваться ею”.

Обращаюсь к детям, которые сидят рядом с
игрушками, и прошу взять их с собой. Во время
прогулки по площади, звучит тихая музыка. Даю
некоторые сведения об историческом прошлом
города.

Воспитатель: “Давным-давно на холме между
двумя рекам: Москвой и Неглинкой построили
маленькую крепость – Кремль. Эту крепость
назвали Москвой. Стены были высокие и деревянные
(демонстрирую иллюстрации с изображением
древней Москвы).

Воспитатель: “В Москве часто были пожары, и
она почти вся сгорела. Деревянные стены решили
заменить новыми – построили Кремль из белого
камня, и стала Москва – белокаменная” (показываю
иллюстрации и открытки с видами белокаменной
Москвы). Город стал расти. Рядом с крепостью –
Кремлем было оставлено место, куда могли
приходить (собираться) горожане, чтобы обсудить
важные события, угрозу со стороны врагов. Это
место назвали Красной площадью, так как в
древности красный цвет считался самым красивым,
почетным (в избе был красный угол, красно
солнышко, красна девица). В наши дни Красная
площадь – это наша гордость.

Прошу детей прочесть стихи, пословицы,
поговорки о Москве.

Предлагаю детям сесть в автобус: “Занимайте
свои места, продолжаем нашу экскурсию по
Москве”.

По ходу следования автобуса показываю детям
кадры диафильма “Что я видел” С.Баруздина.

Воспитатель: Сейчас (Ф.И. ребенка) прочтет
стихотворение Н.Кончаловской “Славен город
Москва”.

“Славен город наших дедов
В жизни многое изведав,
Много войн и много бед,
Много радостных побед.
И под всеми временами
Древний Кремль, хранимый нами,
Нас хранит из года в год.
Наша гордость и оплот!
Ну-ка снимем шапки, братцы,
Да поклонимся Кремлю!”

Показываю иллюстрации с изображением Кремля.

Воспитатель: Следующая остановка
“Московский Кремль”.

Спрошу детей: “Кто был на территории Кремля? С
кем вы там были? Что вы там видели? Что вам больше
всего понравилось?”

На столах разложу открытки, иллюстрации с
изображением достопримечательностей Кремля.
Предложу детям пройти между столами, посмотреть,
найти знакомые мета.

Дети рассматривают открытки. Во время
просмотра тихо звучит музыка (песня) о Москве.

Предлагаю детям, взяв игрушки, сесть в автобус.
Предоставляю детям возможность высказать свое
впечатление об экскурсии.

Задаю вопрос: “Что вам больше всего
понравилось?”

Воспитатель: Давайте, ребята, закончим наше
путешествие (экскурсию) по Москве песней
“Подмосковные вечера”.

Тихо звучит запись песни “Подмосковные
вечера”, дети подпевают.

Воспитатель: “Я думаю, что нашим гостям,
игрушкам и всем ребятам понравилась экскурсия по
Москве, и они узнали много нового и интересного”.

Наша экскурсия закончена. До свидания!

Методическая разработка. Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Москва – столица России»

Автор: Байнашева Земфира Наильевна

Организация: СП МАОУ Чикчинская СОШ им.Х.Х.Якина

Населенный пункт: с.Чикча

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: Расширить представления о сердце России, столице нашей Родины – Москве, об истории её возникновения. Расширять словарь детей: древний, князь, крепость, кремль, белокаменный.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения Москвы.
  • Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью.
  • Закреплять представления о гербе Москвы, как символом защиты, победы сил добра над тёмными силами зла.

Развивающие:

  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории
  • Развивать связную речь умение отвечать полными предложениями.
  • Развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы чётко и внятно.
  • Воспитывать интерес и любовь к столице нашей Родины городу Москве.
  • Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы реализации: клубок ниток, презентация «Москва-столица России», символика Москвы, портрет президента России; разрезные картинки.

Предварительная работа. Чтение рассказов и стихов о городе герое Москве, рассматривание иллюстраций о достопримечательностях города. Набор карточек «Наша Родина – Россия».

Ход НОД:

Восп-ль: Ребята, вы сегодня все такие красивые, славные и весёлые. Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, и не драться! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу! Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!

Восп-ль: Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. А хотите узнать, куда мы отправимся вслед за волшебным клубочком? Я вам загадаю загадку, а вы её внимательно послушайте:

Город самый главный,

Самый дорогой,

Город нашей славы,

Вечно молодой,

С городом этим трудно сравниться,

Главный в стране он, это …(столица).

Восп-ль: В какой стране мы с вами живём?

Дети: Россия

Восп-ль: Как называют людей, которые живут в России?

Дети: Россияне

Восп-ль: Какой город является нашей столицей?

Дети: Москва.

Восп-ль: Правильно, ребята. Он поведет нас в город, о котором говорят так: «Москва — белокаменная, златоглавая, краснозвонная, хлебосольная да приветливая.

Восп-ль: Москва – столица нашей родины России. Кто знает, что значит слово «столица»?

Дети: Столица – главный город страны.

Восп-ль: Москва — красивый древний город. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий. Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, в которых водились звери. Реки, в которых было много рыбы. Поэтому здесь стали селиться люди. И образовалось много маленьких сёл. И именно князь Юрий Долгорукий решил объединить эти сёла в город — так появилась Москва. Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот поселились в древности люди. Сначала дома в городе были деревянные. Но в древнее времена на Москву часто нападали враги и сжигали дома и деревянные стены, которым был обнесен город. И поэтому деревянные постройки стали заменять на каменные. И стали строить Москву из белого камня. И стали Москву называть «белокаменной». А позднее построен был Кремль из красного кирпича.

Восп-ль: Ребята, давайте вспомним с вами старинную русскую игру «Ручеек» и поиграем в неё.

Как из под горы

Все бегут ручьи.

Ручьи, вы куда?

Закрывайте ворота!

Восп-ль: А как называют людей, живущих в Москве?

Дети: Москвичи.

Восп-ль: Правильно, ребята. А сейчас, мы с вами продолжим путешествие по современной Москве.

Восп-ль: В Москве есть много парков, музеев, театров, фабрик…

Восп-ль: Почему Москву знает и любит каждый человек?

Дети: Потому что это самый главный город нашей Родины, это самый большой город в стране.

Восп-ль: Как вы думаете, справедливо ли то, что какой – то один из городов называют главным? (Ответ детей).

Восп-ль: Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха.

Восп-ль: Ребята, а вы, знаете, что самые главные достопримечательности Москвы – Кремль и Красная площадь? Туристы, которые приезжают в Москву, обязательно посещают Кремль. Это самая древняя часть Москвы. На территории Кремля находятся старинные соборы – Успенский, Архангельский, Благовещенский. Все цари и императоры венчались на царство в главном храме России – Успенском соборе. В Кремле находится резиденция Президента России.

Восп-ль: Кто знает, как зовут нашего президента?

Дети: Владимир Владимирович Путин.

Восп-ль: В Кремле 20 башен, и все они имеют свое название. Самая знаменитая башня – Спасская. Ворота, которые находятся под ней, служили и до сих пор служат для особенных, парадных выездов. На этой башне находятся самые большие часы — Кремлевские куранты.

Восп-ль: Ребята, а вам знакома Спасская башня? Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать о ней?

Дети: В новогоднюю ночь бьют часы 12 раз, а мы загадываем желания.

Физкультминутка:

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так? (Наклоны головой).

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт. (Наклоны в стороны).

А в часах сидит кукушка, (Присесть)

У нее своя избушка. (Сделать руками домик над головой).

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (руками сделать дверцы у лица).

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга, (вращение туловища вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой, (то же влево).

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьба)

А, бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают, (останавливаются)

Восп-ль: Ребята, кто из вас знает, что это за памятник?

Дети: «Царь-пушка».

Восп-ль: Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Её отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Она установлена на лафете, а возле нее лежат ядра. «Царь-пушка» эта, ребята, не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.

Восп-ль: Неподалеку от «Царь-пушки», находится другой памятник.

Кто знает, что это?

Дети: «Царь-колокол».

Восп-ль: Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили «Царь – колокол» русские мастера Иван и Михаил Моторины. У «Царь-колокола» трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили. А как вы, думаете, почему «Царь – колокол» никогда не звонил? ( Предположения детей).

Восп-ль: Однажды в Кремле, ребята, случился пожар. Мастера испугавшись, что от огня колокол расправится, стали его заливать водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок. Долго потом колокол лежал в земле. И только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.

Восп-ль: А у входа в Александровский сад, у кремлевских стен находится Могила неизвестного солдата – главный военный мемориал Москвы. Это памятник всем павшим воинам и тем солдатам, чьи имена остались неизвестны.

Восп-ль: Рядом с Кремлем находится Красная площадь. Здесь устраивают военные парады, концерты. На Красной площади расположен собор Василия Блаженного, Исторический музей, памятник Минину и Пожарскому.

Восп-ль: У Москвы есть свой герб.

Герб – эмблема, символ города. Герб рассказывает самое главное. На гербе Москвы изображен всадник в серебряных доспехах и голубом плаще на серебряном коне – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. В виде змея москвичи представили врагов, которые нападали на город.

Восп-ль: Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные.

Дети: Белый, красный, синий, золотой.

Восп-ль: Что они могут значить? (Ответ детей).

Восп-ль: Золотой-цвет хлеба, пшеницы, цвет золотых куполов; белый цвет-цвет чистоты и добра; синий цвет-цвет мирного неба; красный цвет-цвет победы.

Игра «Угадай герб Москвы».

(Весь рассказ сопровождается презентацией).

Я предлагаю вам собрать картинки с видами Москвы и рассказать о них.

Игра «Разрезные картинки».

Восп-ль: А теперь волшебный клубок привел нас к родному дому.

Рефлексия: Вот ребята и закончилось наше путешествие по Москве…

Что Вам больше запомнилось? Что нового и интересного вы узнали?

Благодарю и хвалю детей за старания.

Литература:

Россия. Комплект карточек серии «Беседы с ребенком» 12шт.

Расскажите детям о Московском Кремле. Демонстрационные карточки.

«Наша Родина – Россия». Набор карточек с картинками.

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 5,8 МБ

  2. file0.docx.. 27,5 КБ

Опубликовано: 28.11.2019

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

на тему: «Москва – столица России».

Цель. Углубить знания детей столице нашей Родины — городе Москва.

Задачи.

Дать представление о том, что Москва – самый главный город в нашей стране.

Вызвать интерес к этому городу.

Вызвать чувство восхищения и гордости за нашу столицу.

Формировать уважительное отношение к родной стране.

Наглядный материал. Презентация./data/files/j1494704373.pptx (презентация о Москве) Сувениры.

Предварительная работа. Чтение рассказов и стихов о городе герое Москве, рассматривание иллюстраций о достопримечательностях города.

Ход.

1 часть. У окна.

Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно, что мы там видим? Ответы детей.

— Верно, за окном мы с вами увидели кусочек улицы Парковой: дома, дорогу, участок нашей группы. Многие из вас живут на улице Парковая, многие, но не все. Назовите мне свой домашний адрес, улицы на которых вы живете. Ответы детей.

— Как вы думаете, если я захочу написать каждому из вас письмо и укажу адрес, который вы только что назвали, дойдет ли оно до адресата?

Воспитатель обобщает ответы детей и говорит о том, что для того чтобы почтовое отправление дошло, нужно обязательно указать город, в который письмо отправится.

— А как называется наш родной город? Правильно, Мичуринск и с некоторых пор к слову Мичуринск добавляется наукоград. То есть мы с вами живем в городе Мичуринске-наукограде.

Пока вы еще маленькие, для вас Мичуринск является самым главным городом.

— А как называется самый главный город нашей страны для всех россиян? Это Москва, верно. А почему Москва является главным городом нашей Страны?

— Потому что Москва это столица нашей Родины.

Ребенок:

Есть на планете голубой
Такой прекрасный город,
Где бой курантов над рекой
Всем бесконечно дорог.

Здесь над кремлевскою стеной
Звезда горит, сияет.
Моя Москва, мой дом родной
Пусть все об этом знают.

Воспитатель. Москва — самый большой и самый красивый город России. В Москве проживает более 12 300 000 человек. Столица отличается от других городов тем, что в ней работает президент и правительство страны. Назовите имя президента нашей страны. Это Владимир Владимирович Путин.

Столицей государства очень часто бывает один из древнейших городов страны. Москва – город древний, городу уже 850 лет. А хотите узнать про историю Москвы?

Основал Москву Юрий Долгорукий, который оглядев близлежащие земли повелел строить на них деревянный град. В результате этого были возведены укрепленные деревянные стены Кремля, которые служили для защиты жителей близлежащих сел и новых поселенцев, постройки княжего двора и некоторые другие строения. Назвали крепость московским княжеством.

— История Москвы отражается в её гербе. Напомните мне, что это такое?

Герб — это знак. Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищает от вражеского копья и меча. Герб города Москва появился очень давно: об этом говорит одежда всадника. Так одевались воины в древние времена. Русскому народу часто приходилось бороться с разными врагами и поэтому, изобразив на гербе воина, население хотело сказать всем врагам: «Лучше на нас не нападайте. Мы будем защищать свой город и всё равно победим»! Что ещё вы видите на гербе? (Змея)

— Как вы думаете, что он обозначает? Русский народ так изобразил врага страшного и злого. Русский воин убивает копьем змея, а конь топчет его копытами. Всадник на коне — это не просто воин, это святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, народ собирался в церкви и молился, прося победы для своих воинов. Люди верили, что святой Георгий может помочь воинами молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нападения.

— У каждого народа есть не только герб, но и гимн, в котором народ славит свою страну, свой город. Есть такой гимн и у Москвы. Слова к нему написал поэт Марк Лисянский, а музыку композитор Исаак Дунаевский. Давайте послушаем его, а кто знает, можете подпевать.

«Я по свету немало хаживал»

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.
В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

А сейчас мы с вами отдохнем, пошагаем на параде, а потом совершим экскурсию по городу.

Физкульминутка. На параде.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладоши —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

2 часть. «Экскурсия» по городу с использованием презентации « Москва- столица России».

Воспитатель: Любое путешествие начинается, когда человек попадает на вокзал города, в который приехал. Ведь здание вокзала — это первое, что увидит приезжающий в город и поэтому здания вокзалов во всех городах одни из самых красивых. Наша экскурсии тоже начнется с вокзалов города Москвы. Я не оговорилась именно вокзалов, потому что вокзалов в нашей столице очень много. Вокзалы разные железнодорожные, речные, аэропорты.

— Как вы думаете, почему так много вокзалов? Потому что столица должна быть связана со всей страной. Вот перед вами вокзалы Москвы: Казанский, Курский, Павелецкий, Белорусский, Рижский, Ленинградский, Савеловский, Киевский. А теперь посмотрите на воздушные ворота столицы: Шереметьево, Домодедово, Внуково. В нашей Москве есть ещё и речной вокзал — Северный. От вокзала путь гостей лежит обычно на Красную площадь. Здесь расположен Кремль, где работают президент и правительство. Над правительственными зданиями развевается флаг – символ государственной власти. Назовите цвета российского флага и, что эти цвета обозначают.

— Белый цвет – мир и чистота совести.

— Синий – небо, верность и правда.

— Красный – огонь и отвага.

Обратите внимание на Кремлевскую стену, её зубцы и башни, их много, но главной считается Спасская башня. На Спасской башне Кремля расположены самые большие часы, по которым мы сверяем наше время. Красная площадь расположена перед Кремлем. На ней мавзолей, собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому. На этой площади проходят разнообразные мероприятия: парады, демонстрации, народные гуляния, встреча первого космонавта, новогодняя елка. В 1941 году по Красной площади прошли войска, которые ушли защищать Москву. Враг к Москве не прошел и 9 мая 1945 года на площади состоялся парад наших воинов, разбивших врага. В Москве много театров, концертных залов, арен цирков, памятников знаменитым людям. Вот на слайде памятник А. С. Пушкину, чьи сказки вы хорошо знаете. В Москве много улиц и площадей. По улицам мчатся автомобили разных марок, но самый интересный транспорт – это метро — подземная железная дорога, имеющая много просторных и светлых станций. На метро можно легко и быстро доехать до любой точки города.

А теперь давайте поиграем и проверим, как вы запомнили информацию о нашей столице. Дети делятся на две команды.

Назовите столицу нашей Родины.

Назовите цвета российского флага.

Кто является основателем Москвы.

Что изображено на московском гербе?

Назовите какие вы знаете вокзалы города.

Где расположен Кремль?

Как называется башня, на которой находятся главные часы страны.

Самый интересный транспорт города Москвы.

Воспитатель хвалит детей, раздает небольшие сувениры.

Итог. Ребята, понравилась вам Москва? Ответы детей. Вы узнали много нового и интересного о столице нашей Родины – городе-герое Москве. Вот видите, какая большая, красивая, величественная наша столица. Когда вы подрастете, вы обязательно побываете в этом городе и сами познакомитесь с его достопримечательностями.

  • Рассказ о москве 5 класс литература
  • Рассказ о москве 1 класс своими словами для детей
  • Рассказ о москве 1 класс по азбуке 5 предложений
  • Рассказ о москве 1 класс окружающий мир для ученика
  • Рассказ о морях краснодарского края